Временное правительство 1917 г возглавлял. Из обращения государственной думы

Временное правительство 1917 года являлось высшим исполнительным и законодательным органом в России. Сформировано оно было после Существовало Временное правительство с 15 марта по 7 ноября. Формирование его началось после отречения царя Николая 2 от престола.

Руководство 4-й Государственной Думы образовало 27 февраля Временный комитет. Председателем был М. В. Родзянко. Членами временного правительства были министры:

Внутренних дел и министр-председатель Е. Г. Львов (князь);

Юстиции - А. Ф. Керенский (трудовик, а затем эсер);

Земледелия - А. И. Шингарев (кадет);

Финансов - М. И. Терещенко (внепартийный);

Морской и военный - А. И. Гучков (октябрист);

Иностранных дел - П. Н. Милюков и прочие деятели.

Сформировавшееся правительство назвало себя "Временным", пока не будет созвано

Первая его декларация была обнародована в которой указывалась дальнейшая Деятельность Временного правительства сопровождалась широкими демократическими изменениями. Так, по религиозным и политическим делам принята амнистия, сняты ограничения вероисповедания, отменены сословия. Это способствовало развитию популярности новой власти.

В самом начале существования Временное правительство получило массовую поддержку населения. Кроме того, правящие круги Франции, Великобритании, США также его поддерживали.

Однако "новая власть" не решала и не могла решить ни одного основного вопроса в стране. Решение аграрной проблемы, устранение голода, разрухи в стране, формирование политической линии, государственного состава и прочие фундаментальные вопросы были отложены до Учредительного Собрания.

Несостоятельность Временного правительства привела к антиправительственным выступлениям. В апреле развился первый кризис власти. Ускорило его появление заявление Временного правительства о дальнейших действиях на внешнеполитической арене (вести войну до конца, выполняя неуклонно соглашения и договоры, заключенные между царем и союзными державами).

В результате кризиса власти в отставку ушли А. И. Гучков и П. Н. Милюков. На смену им пришли М. И. Терещенко и А. Ф. Керенский. В мае было созвано коалиционное правительство. В его составе было шесть министров-социалистов. Превратившись в партии власти, объединения меньшевиков и эсеров получили возможность реализовывать свои программные идеи.

6 мая Временное правительство обнародовало декларацию, в которой обещало осуществить радикальные аграрные изменения. Обещания реализованы не были. В стране заметно ухудшалась ситуация. Вскоре недовольство народа спровоцировало второй кризис власти.

18 июня прошла массовая демонстрация под большевистскими лозунгами и под руководством лидеров Исполнительного комитета в Петроградском совете.

После третьего правительственного кризиса 2 июля уходят в отставку министры-кадеты. На следующий день солдаты из пулеметного полка вышли на улицы Петрограда. Временным правительством эта демонстрация была расстреляна, а затем объявлено военное положение в Петрограде.

1 сентября А.Ф. Керенский образовал новый госорган - Директорию (Совет пяти). Новое правительство объявило распустив 4-ю Государственную Думу. Однако А. Ф. Керенский начал весьма быстро терять поддержку общества. На Демократическом совещании 14 сентября предполагалось решить вопрос правления, но партии-участники не смогли прийти к одному мнению.

Керенским было создано третье Но большевики решают силой захватить власть. В результате Временное правительство в 1917 году 26 октября (в два часа десять минут) было арестовано.

Двоевластие продолжалось до июльского общенационального кризиса, когда была разогнана демонстрация 4 июля 1917 г. в Петрограде. С этого момента установилось единовластие Временного Правительства. Однако оно практически не решало насущные вопросы, осуществив лишь небольшие перестройки государственного аппарата, не менявшие его сущности. Пассивность Временного правительства и обострившееся социально–экономическое положение усиливали социальную напряженность в стране. Даже такой важный вопрос как вопрос о форме правления официально был разрешен только 1 сентября 1917 г., когда Россия была провозглашена республикой.

Решение наиболее острых вопросов откладывалось Временным правительством “до созыва Учредительного собрания”. Однако его созыв тоже оттягивался. Формально Временное правительство осуществляло функции высшего органа государства – и законодательного, и исполнительного. Временное правительство осуществило ряд изменений в системе государственных органов. Были упразднены Святейший Синод и должность обер–прокурора при нем. Взамен возникло министерство вероисповеданий. Упразднило Временное правительство также отдельный корпус жандармов и Департамент полиции. Вместо них было учреждено Главное управление по делам милиции, ведавшее делами созданной вместо полиции народной милиции.

В марте 1917 г. при министерстве юстиции утверждается Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.

Созданы были министерство труда и министерство продовольствия.

На местах были упразднены должности генерал–губернаторов, градоначальников, становых приставов и земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские и уездные комиссары Временного правительства.

Законодательная политика временного правительства . Весной 1917 г. происходит демократизация политической жизни страны. Принимаются законы "О печати" и "Об учреждениях по делам печати", запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднялось Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства. После июльских событий политика правительства ужесточается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление "О наказаниях за публичные призывы" к убийству, разбоям, грабежу и другим преступлениям. Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально изданном постановлении "О печати" устанавливается наказание "за призывы к гражданской войне", сделанные в средствах массовой информации. Вместе с тем правительство отказывается от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении - постановление "О лицах, арестованных во внесудебном порядке". Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается постановление "Об условиях досрочного освобождения" заключенных.



Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства "Об обеспечении снабжения государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны, металлами и топливом". В мае при Особом совещании по топливу учреждаются правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии, продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже, в период "главкизма", уже Советской властью.

Было издано постановление "О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах", вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, "за вычетом продовольственных нужд владельца", и разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался. Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. (Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи "военного коммунизма". Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в 1918-1920 гг.).



Постановление (август 1917 г.) "О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями" определило критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии.

Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Совещание рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.

В положении "О судах по административным делам" (май 1917г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, и местных органов на правительственных комиссаров.

В конце сентября - начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект "Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании". Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Октябрьская революция разрушила все эти проекты.

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)

    В результате Февральской революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего, изменилась форма правления: на смену монархии пришла буржуазная республика (в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны). Однако, характеризуя государственный строй России в этот период (март-октябрь 1917 г.), необходимо учитывать следующие моменты.

    1. Официально республика была провозглашена только 1 сентября 1917 г., но окончательно решить этот вопрос должно было Учредительное собрание (учитывая опыт английской и французской буржуазных революций, сохранялась возможность реставрации монархической формы правления - в виде конституционной монархии).

    2. Особую роль, в этот период играли (до июльских событий 1917 г.) Советы. Первый Совет - Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов - был образован 27 февраля 1917 г., Московский совет - 1 марта 1917 г. В марте 1917 г. возникло около 600 различных Советов (рабочих депутатов, солдатских депутатов, рабочих и солдатских депутатов, крестьянских депутатов). В дальнейшем их количество неуклонно росло. Они самостоятельно начали объединяться. Уже в марте-апреле 1917 г. было проведено Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, в работе которого приняли участие представители 185 Советов, включая солдатские комитеты.

    В мае 1917 г. был созван I Всероссийский съезд крестьянских депутатов (большинство принадлежало эсерам), а в июне 1917 г. - I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов (находился под влиянием меньшевиков и эсеров).

    Все советские органы были выборными; право избирать и быть избранными в них принадлежало в основном только трудящимся; буржуазия в выборах не участвовала (за исключением сельских Советов). Советы создавали свои исполнительные органы - уездные, губернские и иные исполнительные комитеты, во главе которых стояли ЦИК (Центральный исполнительный комитет) крестьянских депутатов и ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) Советов рабочих и солдатских депутатов.

    Таким образом, в марте-октябре 1917 г. сформировались две системы Советов - крестьянских депутатов и рабочих и солдатских депутатов - со своими высшими руководящими и исполнительными органами. В первые месяцы революции Советы стали реальными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Однако со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, что происходило с согласия руководства Советов (меньшевиков и эсеров).

    До июля 1917 г. в России царило двоевластие, номинальная власть принадлежала самосформированному Временному правительству, а фактическая власть - Советам, опирающимся на поддержку подавляющей части населения России (трудящихся).

    Ведь даже само образование Временного правительства стало возможным в результате соглашения, заключенного между эсероменьшевистскими лидерами Петроградского совета и Временным комитетом Государственной думы, при этом за Советом признавалось право «контроля».

    В этот момент Советы могли провозгласить переход власти в их руки, а у Временного комитета Государственной думы или только сформированного Временного правительства не было бы возможностей и сил им в этом воспрепятствовать.

    Но Советы сами стали постепенно уступать власть Временному правительству. А после июльских событий 1917 г. (разгон мирной демонстрации с лозунгом «Вся власть Советам!» в Петрограде 4 июля 1917 г.), 9 июля, меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. После этого вся власть перешла к Временному правительству, а Советы временно утратили свое значение (после Корниловского мятежа в августе 1917 г. их роль стала возрастать, тогда же усилился и процесс большевизации Советов).

    3. Временное правительство в системе государственных органов на протяжении всего периода своего существования пребывало в крайне неустойчивом состоянии, что в немалой степени было обусловлено продолжающимся революционным движением трудящегося населения. это правительство, не будучи ответственным перед каким-либо представительным органом, но, получая постоянный вотум недоверия народа, переживало время от времени кризисы, что заставляло его лидеров искать новые формы осуществления своих функций и сохранения власти в своих руках. Так, одной из таких форм было образование так называемых трех коалиционных правительств, когда в их состав входили министры-социалисты.

    В поисках выхода из кризиса 1 сентября 1917 г. власть была передана «Совету пяти», или Директории - Коллегии из пяти министров Временного правительства.

    4. В период Февральской революции были нарушены фундаментальные принципы права . Обратимся к работе Г. Кельзена (одного из основателей нормативистского направления в праве) «Чистое учение о праве»: «Принцип, согласно которому норма правопорядка действует до тех пор, пока ее действительность не будет прекращена предусмотренным правопорядком способом или заменена действительностью другой нормы этого правопорядка, - этот принцип есть принцип легитимности». Этот же принцип был закреплен и в Основных государственных законах Российской империи от 23 апреля 1906 г. в ст. 94: «Закон не может быть отменен иначе как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу».

    Так, при отречении Николая II от престола были нарушены Основные государственные законы Российской империи: он не имел права отрекаться от имени своего сына. Согласно Основным законам, при вступлении на престол император брал на себя обязательство свято соблюдать законы о престолонаследии. Россия принадлежала к типу наследственных монархий, где было наследование установлено по закону, а не по завещанию (со времен Павла I).

    Уже в эмиграции русский юрист Л.И. Новгородцев заметил о Временном правительстве: «Это была не столько демократия, сколько узаконенная анархия». С момента 2-3 марта 1917 г. - отречений Николая II и великого князя Михаила - началось движение «в пустоту неправомерного бытия». Россия вернулась на путь легитимности по существу только с 10 июля 1918 г. - со дня принятия первой Советской Конституции.

    Временное правительство . Высшим органом государственного управления являлось Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции вплоть до созыва Учредительного собрания. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись. Фактически оно выполняло и функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные).

    Временное правительство первого (однородного) состава считало себя преемником старой власти - 7 марта 1917 г. на заседании Сената правительство приняло присягу и глава первого состава Временного правительства князь Львов был назначен на должность председателя Совета министров царем одновременно с подписанием акта об отречении. Выражалось это также в преемственности внешней политики.

    На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы (вплоть до мая 1917 г. Временное правительство проводило совместные заседания с Временным комитетом). Однако Временное правительство высшим органом государственной власти считало Сенат, которому предоставило право утверждения каждого нового министра (правда, это было чистой формальностью; реальное влияние на формирование правительства оказывали Петроградский совет, а затем и ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов). Но Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было пойти на определенные уступки стремительно революционизирующемуся народу. Были упразднены Департамент полиции (вместо него в тот же день - 10 марта 1917 г. - в системе МВД было создано Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан; к июлю в нем работало 2/5 старых чиновников), отдельный корпус жандармов, охранные отделения, Главное управление по делам печати (цензура); ликвидированы Министерство императорского двора и Канцелярия царя. Упразднялся Синод и должность обер-прокурора Синода. 6 октября 1917 г. были упразднены Государственный совет, Государственная дума и Временный комитет Государственной думы. Отменялась цензура (создана информационная Книжная палата). Был санкционирован арест царя вместе с семьей, членов царского Совета министров и наиболее реакционных администраторов на местах.

    Временное правительство создало и некоторые новые звенья центрального государственного аппарата: Министерство труда. Министерство продовольствия, Министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями), Министерство почт и телеграфов; Министерство вероисповеданий;

    19 марта 1917 г. был создан Главный земельный комитет. Позднее возникла система земельных комитетов, включавшая губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Земельные комитеты создавались для подготовки земельной реформы и разработки неотложных мер до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием. 21 июня 1917 г. Временным правительством были учреждены Экономический совет (для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда») и Главный экономический комитет - исполнительный хозяйственно-регулирующий орган (игра-ч роль Министерства экономики). В мае 1917 г. стали создаваться продовольственные комитеты: губернские, уездные, городские и волостные.

    Местное управление . Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, земских начальников (1 октября 1917 г.), становых приставов. Временно обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов. 5 марта 197 г. Временное правительство приняло постановление о повсеместной замене губернаторов губернскими комиссарами Временного правительства. Позднее органами местной государственной власти стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары наделялись примерно теми же нравами, что и губернаторы. На деле их положение было крайне неустойчивым, так как им приходилось преодолевать сопротивления органов местного самоуправления (вместо ликвидированных волостных сходов и судов создавались волостные земские собрания и управы, в городах - районные думы и управы), Советов и других революционных организаций.

    В мае 1917 г. Временное правительство утвердило «Временное положение о земских учреждениях», согласно которого компетенция земских органов была расширена по сравнению с Положением 1890 г. Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский Земский союз (в июне 1917 г. было утверждено «Положение о Всероссийском Земском союзе»), деятельность городских и районных дум и управ возглавлял Совет дум.

    В мае 1917 г. был принят Закон «О волостном земстве» - создавались волостные земства (при них волостные управы) и упразднялись волостные правления и волостные старшины.

    Судебная система. Милиция . Некоторые изменения произошли и в судебной системе. Были упразднены особые суды: суды с сословными представителями. Верховный уголовный суд. Упразднялись и волостные суды. Суд присяжных вводился и гам, где раньше отсутствовал (создавались даже военные суды с участием присяжных).

    Приказом Министерства юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде были учреждены временные суды, которые действовали в составе мирового судьи и двух представителей от армии и рабочих (все члены этих судов имели равные права, решения выносили большинством голосов; судебное разбирательство было устным и гласным; приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали; только министр юстиции мог в порядке надзора отменить любой приговор временного суда); но эти суды в июле 1917 г. были упразднены.

    Постановлением Временного правительства мировые суды были созданы еще в 33 губерниях (в дополнение к тем 20 губерниям, в которых они были восстановлены в 1912 г.).

    Законом от 30 мая 1917 г. в уездах стали действовать административные суды, в губерниях - административные отделения окружных судов. На I департамент Сената были возложены административно-судебные функции. Административные суды рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями. 7 сентября 1917 г. ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты.

    В период с марта по первую половину апреля 1917 г. в России отсутствовали какие-либо нормативные акты, определяющие порядок формирования, организации и финансирования органов народной милиции. Исключение составляло заявление Временного правительства от 3 марта 1917 г. о том, что важнейшей задачей новой власти является «замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления». Поэтому местные (уездные и городские) исполнительные комитеты самостоятельно приступили к формированию нормативно-правовой базы деятельности милиции и созданию органов уездной и городской милиции.

    Только 26 марта 1917 г. на совещании, посвященном вопросам самоуправления. Временным правительством было принято решение о создании Комиссии по реформе органов охраны и обеспечения порядка. 17 апреля 1917 г. Временное правительство рассмотрело подготовленные Комиссией проекты и утвердило постановление «Об учреждении милиции» и указ «Временное положение о милиции». Милиция формировалась как исполнительный орган местного самоуправления и находилась на местном финансировании.

    Наружная полиция заменялась милицией. В городах и уездах учреждалась городская и уездная милиция, организацией и управлением которых ведали соответственно городские думы и уездные земские собрания и исполнительные органы (городские и уездные земские управы). Милицию составляли начальник милиции (избирался и увольнялся городской или земской управою), его помощники, участковые начальники милиции, их помощники, старшие милиционеры и милиционеры. Ведению милиции подлежали: принятие мер к прекращению нарушения порядка и закона, оповещение населения о распоряжениях властей, обеспечение порядка в общественных местах, охрана дорог, мостов, улиц, площадей и надзор за порядком движения на них, производство дознаний и участие в предварительном следствии по уголовным делам, участие по делам публичного обвинения в качестве обвинителей в указанных в законе случаях, учет населения, сообщение воинским властям сведений о проживающих в данной местности воинских чинах, просрочивших свой отпуск, и т.д. Устанавливалось подчинение милиции правительственным инспекторам милиции в губерниях, а также губернским и уездным комиссарам Временного правительства.

    Кроме того, функцию охраны общественного порядка на местах выполняли отряды Красной гвардии, которые стали особенно активно формироваться после Корниловского мятежа и находились в подчинении Советов и их исполкомов.

    Уголовный розыск . В течение нескольких дней февраля-марта 1917 г. сыскная полиция перестала функционировать практически повсеместно, специалисты в области уголовного сыска были разогнаны, многие уголовные дела уничтожены, преступники выпущены на волю. Отделения уголовного розыска сохранились лишь в нескольких городах (например, в Москве).

    Разгул уголовной преступности потребовал восстановления органов уголовного розыска. 11 июля 1917 г. Временным правительством было принято постановление «Об упразднении Петроградской сыскной полиции и об утверждении Положения о Петроградском столичном управлении уголовного розыска». Управление находилось в ведении Министерства юстиции. В структуру управления входили: канцелярия, бюро справок и регистрации преступников, медицинский кабинет, смотрительная часть, подготовительные курсы субинспекторов и учебно-показательный музей. Начальник управления назначался прокурором Петроградской судебной палаты из лиц с высшим юридическим образованием. В штате управления состояло 15 инспекторов и 400 субинспекторов. Для координации деятельности уголовного розыска с другими правоохранительными органами при управлении учреждался Совет в составе 12 членов: председателя (назначался прокурором судебной палаты), начальника управления уголовного розыска, трех представителей городского общественного управления, по одному представителю от Совета, военного ведомства, градоначальства, милиции, столичных мировых судей, судебных следователей, адвокатов.

    Однако единообразной системы уголовного розыска в масштабе всей страны в этот период создано не было.

    Во время Февральской революции тюремные учреждения как символ «старого строя» становились мишенью для восставшей толпы, подвергались разрушению, а документы - сожжению (так было почти полностью уничтожено делопроизводство Главного тюремного управления).

    Одним из первых шагов по стабилизации ситуации стало объявление Временным правительством в марте 1917 г. амнистии заключенных, на основании которой из мест лишения свободы были освобождены 88 097 заключенных (в том числе 5737 политических).

    В апреле 1917 г. Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление местами заключения. На местах тюремные инспекции были заменены комиссиями губернских исполнительных комитетов. К этому времени в России функционировало 712 мест лишения свободы.

    Временное правительство несколько смягчило режим отбывания наказания в местах заключения: были отменены наказания розгами, одевание наручников и кандалов, применение смирительных рубашек.

    Временное правительство (март-октябрь 1917 г.): состав, структура, функции. Аппарат центрального и местного управления в 1917 г.

    Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.

    1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в глупости и измене. Его речь стала сигналом к антиправительственному подъему. Великие князья Николай Михайлович и Николай Николаевич предложили царю создать министерство, ответственное перед Думой. Этого же требовали земские собрания и съезды. Ситуация осложнялась.

    Первым ударом грома стало убийство царского фаворита Григория Распутина. Однако Николай II не почувствовал надвигавшейся грозы. Вместе с Протопоповым он разрабатывал планы военного подавления возможных беспорядков в Петрограде. В январе 1917 г. он назначил премьер-министром Н. Д. Голицына , которого не признавали даже его коллеги по министерству.

    14 февраля 1917 г. в столице начались забастовки, которые уже не прекращались; 23 февраля стотысячная демонстрация работниц потрясла Петроград; 25 февраля император издал указ о роспуске Государственной Думы. 27 февраля в Петрограде началось восстание и был создан Временный комитет Государственной Думы, на основе которого 1 марта было создано Временное правительство. Оно формально ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая 1917 г. оно проводило заседания. В то же время Петроградский Совет связал правительство рядом обязательств и следил за их исполнением. Это были требования: проведения немедленной и полной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам; осуществления свободы слова, собраний и других свобод, в том числе для военнослужащих; принятия немедленных мер по созыву Учредительного собрания на основе демократических выборов; замены полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению; демократических выборов органов самоуправления; отмены всех сословных, религиозных и национальных ограничений. Согласившись с общедемократическими требованиями Совета, буржуазные лидеры из Временного комитета Государственной Думы отказались от предложенного пункта о «воздержании от всех действий, предрешающих форму будущего правления».

    При Министерстве юстиции создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Образованы новые органы : Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления. Временное правительство возглавил Львов .

    В июне 1917 г. около 390 местных делегатов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал ВЦИК . В июне решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом на ноябрь. В августе в Москве создано Государственное совещание, на котором произошел раскол умеренных и революционных групп. Временное правительство, потерявшее авторитет после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов. 14 сентября созывается Совещание из председателей советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Создан орган контроля над правительством . В октябре распускаются выборные члены Государственного совета, распускается Государственная Дума. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

    • 26 февраля 1917 г. происходят столкновения с полицией и жандармерией, но часть войск неожиданно для властей переходит на сторону восставших. 27 февраля начался повсеместный переход армии на сторону восставших. Создаются сразу 2 органа, управляющих этим восстанием :
    • 1) Временное правительство, которое является легитимным органом власти;
    • 2) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

    Временное правительство - это вся Россия на законных основаниях. Помимо Петроградского Совета, в марте 1917 г. возникло свыше 600 советов на местах, которые избрали постоянно действующие органы - исполнительные комитеты. Это были избранники народа, которые опирались на широкую поддержку трудовых масс.

    Советы 1917 г. - выборный орган, но без единого документа об избрании, соответственно, долгое время не существовало органа, координирующего действия советов, и Петросовет взял на себя эту роль. В губерниях создавались советы двух типов :

    • 1) рабочих и солдатских депутатов;
    • 2) крестьянских депутатов.

    Из этих советов и был создан совет, который сразу себя конституциировал, а на время между сборами совета его обязанности исполнял исполнительный комитет (ВЦИК).

    Эсеро-меньшевистские лидеры Петроградского Совета хотели видеть Россию республикой, но не настаивали на этом, а кадеты - конституционной монархией. Однако в условиях революции кадеты на своем съезде в марте 1917 г. согласились с провозглашением России республикой. Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Эти две альтернативные системы не могли быть соединены, поскольку они представляли интересы противоположных социальных слоев общества. В приоритетном положении оказалась та система, которую возглавляло Временное правительство, потому что у него были опытные кадры, знавшие науку и практику управления, были связи, знания, поддержка зарубежных политических сил и отечественного капитала, были средства.

    В то время преобладающее влияние в советах, - как в Петроградском, так и в провинциальных, - имели представители партий меньшивиков и эсеров , которые ориентировались не на победу социализма, полагая, что в отсталой России нет для этого условий, а на развитие и закрепление ее буржуазно-демократических завоеваний. Такую задачу, считали они, в переходный период может выполнить Временное буржуазное правительство, которому в проведении демократических преобразований страны необходимо обеспечивать поддержку, а при необходимости оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках советов, ибо Временное правительство могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкции. Советы рабочих и солдатских депутатов действовали совместно и проводили свои заседания в одном здании - Таврическом дворце, который превратился в центр политической жизни страны. Затем последовали кризисы Временного правительства :

    • 1) 18 апреля 1917 г. нота Милюкова - намерение Временного правительства довести войну до решительного конца - восстание - «долой Временное правительство!»;
    • 2) июньский кризис - Ленин сказал, что большевики готовы взять власть в свои руки, а его «партия - ум, честь и совесть нашей эпохи»;
    • 3) провал армии, 4 июля - выступления рабочих.

    ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ. ДВОЕВЛАСТИЕ.

    Сразу после Февральской революции в Петрограде созданы два органа власти, которые были фактически независимы друг от друга: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. В стране сложилось двоевластие.

    Петроградский Совет был создан 27 февраля. Он состоял в основном из меньшевиков и эсеров. Исполком Совета возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе, его заместителями избраны эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

    Временное правительство образовано в ночь на 2 марта 1917 года совместным решением Петроградского Совета и исполнительного комитета членов Государственной думы. В него вошли в основном кадеты и октябристы. Единственным представителем социалистов был в нем министр юстиции А.Ф.Керенский. Главой правительства назначен Г.Е.Львов.

    3 марта опубликована согласованная с Петроградским Советом декларация Временного правительства. В ней объявлялись политическая и религиозная амнистия, свобода слова, печати, собраний, отменены сословные, религиозные и национальные ограничения. Кроме того, сообщалось о начале подготовки к созыву Всероссийского Учредительного собрания, «которое установит форму правления и конституцию страны».

    6 марта Временное правительство объявило, что страна будет участвовать в мировой войне до победного конца. Поэтому было решено не вводить в стране 8-часовой рабочий день, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт всем необходимым. Был также отложен вопрос о разделе земли, который мог дезорганизовать фронт: солдаты, состоявшие из крестьян, могли возмутиться, что раздел земли прошел без их участия. Петроградский Совет поддержал эти решения.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ.

    Расстановка политических сил.

    После февральской революции расстановка политических сил в стране резко изменилась. Монархические партии прекратили существование.

    Резко упала популярность октябристов.

    Столь же резко пошла в гору партия кадетов (Конституционно-демократическая партия). Она стала правящей.

    Социалистические партии вышли из подполья и начали быстро обретать популярность. В первую очередь речь о меньшевиках и эсерах. Численность двух партий постоянно росла: к марту в рядах эсеров было уже более полумиллиона человек, меньшевиков – более 100 тысяч членов. Именно меньшевики и эсеры создали Петроградский Совет, а затем и возглавили его.

    Весьма скромными были достижения большевиков: в Петрограде в их рядах состояло лишь несколько сот человек, а всего по стране ее численность составляла чуть более 20 тысяч человек. Многие руководители партии находились в тюрьмах и в эмиграции. У большевиков была небольшая фракция в Петроградском Совете, которая до апреля в целом разделяла позиции меньшевиков и эсеров.

    Позиция меньшевиков и эсеров.

    Меньшевики и эсеры считали, что социализм в России пока невозможен. Для этого, по их мнению, в стране еще слишком низкий уровень производства, низкий культурный уровень, а пролетариат еще не составляет большинство населения. Меньшевики и эсеры пришли к выводу, что главное сейчас – завершить буржуазно-демократические преобразования. И возглавлять их должна либеральная буржуазия. Именно поэтому Советы и передали власть Временному правительству. Кроме того, высока была вероятность гражданской войны; чтобы предотвратить ее, необходимы консолидация всех политических сил и грамотное управление страной. Эту задачу, по мнению социалистов, лучше всех могло опять-таки решить Временное правительство. Свою же задачу Советы видели в том, чтобы контролировать деятельность Временного правительства.

    Позиция большевиков. Апрельские тезисы.

    Большевики в первое время разделяли позиции ведущих социалистических партий. Но все изменилось в апреле 1917 года, когда из эмиграции вернулся их лидер В.И.Ленин. Он выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами» , в которых подверг резкой критике деятельность Временного правительства. По его мнению, вся полнота власти должна быть, наоборот, передана Советам, а двоевластие необходимо ликвидировать. В первую очередь должны быть решены вопросы о мире и земле. Поскольку меньшевики и эсеры откладывают решение этих вопросов, то их популярность быстро упадет – и тогда большевики через выборы мирным путем смогут прийти в Советы и возглавить их работу. Главной задачей Ленин считал организацию социалистической революции.

    КРИЗИСЫ ВЛАСТИ.

    Апрельский кризис.

    В апреле Временное правительство в ноте, адресованной военным союзникам, подтвердило, что Россия продолжит участие в мировой войне «до решительной победы». В ответ по стране прокатились антивоенные демонстрации. Глава МИД Милюков и военный министр Гучков были вынуждены уйти в отставку. Произошел первый кризис власти.

    В мае было создано коалиционное правительство, в которое вошли 10 министров от буржуазных партий и 6 министров-социалистов.

    Июньский кризис.

    3 июня открылся I Всероссийский съезд Советов, на котором меньшевики обладали подавляющим большинством. Съезд объявил о доверии Временному правительству. Было решено провести массовую демонстрацию в поддержку решений съезда.

    Демонстрация прошла в Петрограде 18 июня . Однако благодаря усилиям большевиков и вопреки ожиданиям ее организаторов, главным лозунгом демонстрации стал лозунг «Вся власть Советам!». Массовые антиправительственные выступления состоялись и во многих других городах страны. Разразился второй кризис власти.

    Июльский кризис. Конец двоевластия. Государственное совещание. Выступление Корнилова.

    Чтобы преодолеть кризис власти и поднять ее авторитет, Временное правительство организовало наступление на фронте. Однако оно захлебнулось. Это стало причиной третьего кризиса власти.

    5 июля Временное правительство при поддержке Петроградского Совета перебросило некоторые воинские части с фронта в Петроград. Антиправительственные выступления были подавлены, некоторые руководители большевиков арестованы. Ленин скрылся в Финляндии. Он пришел к выводу, что Советы капитулировали перед Временным правительством и двоевластие закончилось. Ленин потребовал снять лозунг «Вся власть Советам!». В сложившихся условиях он потерял актуальность.

    28 июля был сформирован состав второго коалиционного Временного правительства. В него вошли 7 социалистов и 8 представителей кадетов. Правительство возглавил Керенский.

    12 августа по предложению Керенского в Москве открылось Государственное совещание, в котором приняли участие все политические силы страны. Большевики совещание бойкотировали. Цель совещания – предотвратить гражданскую войну и покончить с беспорядками в стране.

    Было решено установить военную диктатуру. С этой целью Временное правительство обратилось за поддержкой к генералу Л.Г.Корнилову, войска которого могли бы обеспечить порядок в столице. Но в последний момент Керенский испугался, что на посту диктатора может оказаться не он, а Корнилов. Он объявил генерала изменником, стремящимся захватить власть, и сместил его с поста Верховного главнокомандующего. Корнилов отказался подчиниться и двинул войска на Петроград. Навстречу им выступили вооруженные рабочие дружины и отряды Красной армии, созданные Советами. А в войска противника были направлены агитаторы. В результате войска Корнилова были остановлены без единого выстрела. Корнилов арестован.

    Верховным главнокомандующим стал Керенский. В сентябре он создал Директорию («Совет пяти») для оперативного руководства страной в период кризиса.