Презентация крестьянская реформа 1861 г. Основные положения реформы

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет исторический факультет кафедра истории России Красноармейская 6, к. 17 327-45-11 http://www.hist.bsu.by E-mail: [email protected] Автор: канд. ист. наук, доцент В. В. Сергеенкова, Минск, 2013 Реакция «верхов» на подготовку обнародования реформы Подписание Положений и манифеста проходило в обстановке охватившего «верхи» страха, и даже ужаса перед «грозным и неизвестным будущим». Сенатор Лебедев записал в эти дни: «Общий страх от ожидаемого 19 числа обнародования манифеста о свободе, страх, доходящий до соглашений о соединении в этот день нескольких семейств вместе, до замены замков и запоров и до заготовления оружия на случаи нападения». Возможность взрыва народного возмущения казалась все неизбежнее. Опасаясь последствий объявления воли, правительство затягивало его, ориентируясь на время после окончания масленицы. Были предприняты меры для подготовки и дислокации воинских частей на случай предполагаемых волнений в обеих столицах и в сельских местностях. В обстановке глубочайшей секретности готовилась публикация материалов реформы. Набор материалов производился в типографии ІІ отделения с.е.и.в. канцелярии. Работало четыре типографии, в которых в течение 9 дней печатались разделенные на четыре части материалы. Их работа была ограждена строжайшими мерами безопасности. В обстановке таинственности состоялось 2 марта 1861 г. общее собрание Сената, на котором был оглашен манифест. Манифест был обнародован 5 марта – в последний день масленицы, в «прощеное воскресение» в Петербурге и в Москве. По телеграфу об обнародовании манифеста было сообщено во все губернские центры. Указ Сенату, манифест, собственно «Положения» были сброшюрованы в одну книгу и продавались в столицах в «съезжих домах и во всех лавках». За день их было распродано 25 тысяч. 41 флигель-адъютант Александра ІІ выехал в тот же день – 5 марта – во все концы России, получив от царя полномочия по усмирению предполагавшихся вол-нений воинской силой. Вслед за губернскими центрами Положения распространяли в деревнях, где один пакет вручался помещику, другой – крестьянскому «миру». Обнародование манифеста продолжалось до 2 апреля 1861 г. Состав законоположений 19 февраля 1861 г. Помимо «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», 19 февраля 1861 г. было утверждено еще 16 законов, неразрывно связанных с первым. Сюда относится 4 общих «Положения», распространявшиеся на все помещичьи имения, 4 «Положения» о поземельном устройстве крестьян в главных районах империи (в Великороссии, на Украине, в Беларуси и Литве) и 8 специальных законов, носивших дополнительный характер (о крестьянах мелкопоместных владельцев, о горнозаводских рабочих и т. д.). В манифесте и во «Введении» к «Общему положению» были изложены главные принципы реформы. Все «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», касались двух важнейших сторон крестьянского быта: личной зависимости крестьян от помещиков и поземельных отношений. «Положения» 19 февраля распространялись на 45 губерний, в которых насчитывалось 10 528 724 души мужского пола крепостных крестьян (в том числе 723 725 дворовых), принадлежавших 100 528 помещикам. Ликвидация крепостной зависимости крестьян – это длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования манифеста и положений. В манифесте объявлялось, что в течение двух лет (до 1863 г.) крестьяне обязаны отбывать те же самые повинности, которые они несли при крепостном праве. Но и после 1863 г. крестьяне долгое время находились на положении «временнообязанных», т. е. продолжали нести феодальные повинности: платить оброк или выполнять барщину за пользование полевой землей. Завершающим актом ликвидации крепостных отношений являлся перевод крестьян на выкуп. После выкупа крестьяне становились юридически собственниками своих наделов, За наделы они вносили выкупные платежи уже не помещику, а государству, взявшему на себя проведение выкупной операции. Правовое положение крестьян На основании «Общего положения» крестьянин получал личную свободу. Крестьяне переходили в разряд «свободных сельских обывателей» и получали ряд гражданских прав. Теперь бывший крепостной приобретал ряд гражданских прав. Крестьянин мог выступать в суде как юридическое лицо, заключать всякого рода сделки, заниматься торговлей и промышленностью, владеть движимым и недвижимым имуществом. Все это способствовало более интенсивному развитию крестьянского предпринимательства, росту отхода на заработки. Однако вопрос о личном освобождении крестьян не получил полного, последовательного разрешения. Черты внеэкономического принуждения крестьян продолжали сохраняться. На период временнобязанного положения крестьян помещик сохранял права вотчинной полиции: ему были в полицейском отношении подчинены сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Сохранялась сословная неравноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине, оставалась и круговая порука. Наделы крестьян Центральным вопросом реформы 1861 г. был вопрос о земле. Положения 19 февраля признавали всю землю в имении, в том числе и крестьянскую надельную, собственностью помещиков. Крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за неё установленные Положениями повинности (оброк и барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика. При наделении крестьян землёй: правительство исходило из двух принципиальных соображений: 1) из интересов сохранения крестьянского хозяйства как объекта эксплуатации и 2) из интересов обеспечения безопасности в стране: власти великолепно знали, что требование предоставления земли занимало главенствующее место в крестьянском движении предреформенных лет. Следовательно, полное обезземеление крестьян было для правительства экономически невыгодно, опасно и социально. Наделение крестьян землей носило принудительный характер. Проводился принцип обязательности получения крестьянином надела. В течение 9 лет (до 1870 г.) крестьянин вообще не мог отказаться от надела. Но и по истечении этого срока право отказа от надела было обставлено такими условиями, что фактически сводилось на нет. По закону отказаться от надела мог только тот крестьянин, который не перешел еще на выкуп. К 1870 г. большинство крестьян (66,6 %) уже было переведено на выкуп. В большинстве губерний России земля предоставлялась не отдельному двору, а общине. При проведении реформы правительство исходило из принципа сохранения общины как фискальнополицейской единицы. Выход из общины был крайне затруднен. Необходимо было уплатить за год вперед помещику, казенные, мирские и пр. сборы, погасить недоимки и т.д. Выход из общины, связанный с большими материальными расходами, могли осуществить лишь зажиточные крестьяне. Затруднительность выхода из общины еще более привязывала крестьянина к наделу, т.е. в конечном счете связывала его с помещичьим хозяйством. Положения 19 февраля 1861 г. устанавливали большое разнообразие норм наделов, с учетом особенностей не только губерний, но и уездов и даже частей уездов. В пределах этих территориальных единиц устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов. В степных губерниях действовала одна «указная» норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела, если он превышал установленную для данной местности «высшую» норму, и прирезку, если надел не достигал «низшей» нормы. Закон предусматривал отрезку и в тех случаях, когда у помещика оказывалось менее 1/3 земли, в степных губерниях – менее 1/2 земли. Значительный разрыв между высшей и низшей нормой сделал отрезки правилом, а прирезки исключением. Размеры отрезки в десятки раз превосходили размеры прирезки, причем отрезались лучшие земли, а прирезались худшие. Тяжесть отрезки заключалась не только в ее абсолютных размерах, но и в качестве отрезаемой земли, а также в хозяйственной необходимости ее для крестьян. Имело значение не только то, сколько земли у крестьян было отрезано, но и то, какие земли были отрезаны. Как правило, отрезались наиболее ценные для крестьян угодья: луга, выгоны, водопои и пр., без которых невозможно было нормальное функционирование крестьянского хозяйства. Крестьянин вынужден был арендовать эти, крайне ему необходимые земли на кабальных условиях. Арендная плата за эти земли значительно превосходила их рыночную стоимость. В тяжелом положении оказались и «дарственники». «Дарственники» – это крестьяне, которые согласились вместо выкупа надела получить бесплатно «в дар» 1/4 «высшего» надела. Формально, по закону, помещик не мог принудить крестьян взять дарственный надел. Получение дарственных наделов освобождало крестьян от высоких выкупных платежей Закон предоставлял помещику право произвести разверстание земель в течение 6 лет после введения уставных грамот (т.е. с 1863 по 1869 гг.) и перенести, если помещику было необходимо, крестьянские усадьбы. Разверстание явилось в руках помещиков дополнительным средством нажима на крестьян. При разверстании происходило дальнейшее ухудшение качества крестьянского надела вследствие обмена на худшую по качеству землю, и в результате изменений в неблагоприятную для крестьян сторону состава угодий в крестьянском наделе. Однако и после разверстания земель, если крестьяне еще не перешли на выкуп и продолжали оставаться во временнообязанном положении, помещик сохранял право обмена крестьянских земель. Это разрешалось в том случае, если это диктовалось хозяйственными соображениями помещика: земля оказалась для помещика необходимой для устройства дороги, пристани, прогона скота или на ней открылись полезные ископаемые и т. п. Вплоть до выкупа помещик продолжал оставаться юридически собственником предоставленной в надел крестьянам земли. Получив надел по уставной грамоте, крестьянин еще не становился его полноправным хозяином: он не имел права на своей земле заводить торги и ярмарки, да и сама земля в любой момент подлежала обмену. В результате реформы 1861 г. крестьяне лишались сервитутов. Теперь за пользование сервитутами, особенно лесом, помещик стал взимать с крестьян дополнительные платежи. Установленные Положениями нормы наделов, даже «высшие», не обеспечивали нормального развития крестьянского хозяйства только за счет земледелия. Недостаток необходимой земли крестьяне вынуждены были пополнять кабальной арендой, покупкой земли или дополнительными заработками. Повинности крестьян Помещик обязан был предоставить крестьянам земельный надел не в собственность, а в «постоянное пользование». За пользование землей крестьяне должны были нести повинности. Отходящая к крестьянам земля юридически оставалась помещичьей собственностью до заключена выкупной сделки. До этого времени крестьяне считались «временнообязанными». Размеры и формы повинностей определялись местными «Положениями». «Положения устанавливали два вида повинностей: оброк и барщину. Положения устанавливали следующие нормы оброка: за полный (т.е. высший) душевой надел крестьяне ближайших к Петербургу имений должны были платить 12 руб. в год, в промышленных губерниях – 10 руб., в остальных губерниях – 8–9 руб. Кроме того, Положения предусматривали проведение через 20 лет так называемой «переоброчки», т. е. увеличение оброка в связи с ожидавшимся ростом арендных и продажных цен на землю. Дореволюционный оброк оброчных крестьян нельзя было увеличить, если не увеличивался надел. Однако в связи с сокращением надела в результате отрезков происходило фактическое увеличение оброка в расчете на 1 десятину. Установленные Положениями нормы оброка превышали доходность с земли. Достигалось это и так называемой системой «градаций», при которой половина оброка приходилась на первую десятину надела, четверть – на вторую и остальная четверть раскладывалась равномерно на последующие десятины. Пример: надел – 9 десятин, оброк – 12 руб. 6 руб. 3 руб. 43 коп. 43 коп. 43 коп. 43 коп. 43 коп. 43 коп. 43 коп. Следовательно, чем меньшим был размер надела, тем выше был оброк в расчете на 1 десятину, т. е. тем дороже обходился надел крестьянину. Если размеры оброка в результате реформы практически остались прежними, то весьма значительные изменения произошли в барщинной системе. Барщина сковывала хозяйственную деятельность крестьян, препятствуя торгово-промысловым занятиям, уходу на заработки и т. п. Согласно Положениям барщина составляла в год с тягла 70 дней (40 мужских и 30 женских). После реформы резко сократилось число барщинных крестьян из-за интенсивного перевода их на оброк. На отработку барщины крестьяне должны были являться как и до реформы со своим инвентарем. Барщинной повинности подлежали мужчины с 18 до 55 лет, а женщины – с 17 до 50 лет. Отбывание барщины также регулировалось путем градации. Большую часть барщинных дней (3/5) крестьяне должны были отрабатывать в период от весны до сбора урожая осенью, который крестьянину был особенно дорог для работы на себя. Помещик мог потребовать крестьян на работу в любой день, за исключением праздников. Если крестьянин не мог работать по болезни, то за него должны были отработать другие крестьяне или он сам по выздоровлении. Коли крестьянин болел более 6 месяцев, то мог быть лишен земельного надела. Продолжительность рабочего дня была установлена в 12 час. летом и 9 час. зимой. Таковы основные условия крестьянской реформы 1861 г.

“…Крепостное право на крестьян отменяется навсегда” (Александр II)

(Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс)

Цели и задачи урока:

    Познакомить учащихся с личностью Александра II.

    Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.

    Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.

    Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.

    Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Оборудование урока:

    Компьютер и проектор.

    CD – “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ”

Литература

    Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История государства и народов России XIX век”, М., 2002.

    Поурочные разработки к учебнику “История государства и народов России XIX век”, М., 2001.

    Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

    Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.

    Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.

    Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Первый слайд презентации является опорным планом урока.

Ход урока

1. В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

2. Основная часть урока.

Знакомство учащихся с личностью Александра II.

Александр II

Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I.

Николай I

Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.

Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Учитель: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество.

В.А. Жуковский

М.М. Сперанский преподавал ему право.

М.М. Сперанский

Е.Ф. Канкрин – экономику.

Е.Ф. Канкрин

Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.

Жена Александра II

Рассматривается слайд с изображением Александра II.

Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?

Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.

Рассматривается слайд “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии.

Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.

Ученики отвечают на вопросы: Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

Рассматривается слайд “Отношение к крепостному праву в российской печати”.

Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”.

Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Ученики заполняют таблицу “Причины отмены крепостного права”.

Поражение в Крымской войне

Военно-техническое отставание России от европейских государств

Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой

Массовое крестьянское движение

Изменение атмосферы в российском обществе

После заполнения таблицы работа проверяется по заранее составленному слайду.

Подготовка к отмене крепостного права.

Александр II

Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.

Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”.

3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.

Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей

20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян

Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?

Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.

Освобождение крестьян без земли

Освобождение крестьян с землей за выкуп

Освобождение крестьян с землей без выкупа

Дворяне в губернских комитетах

Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранения помещичьего землевладения

Революционно настроенная часть общества

Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?

Рассматривается слайд “Завершение работы над проектом крестьянской реформы”.

Основные положения крестьянской реформы.

Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.

Ученики начинают работу с основными положениями манифеста:

Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”.

Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

Крестьяне:

    лично свободны;

    наделены общегражданскими и имущественными правами.

НО! сохранилось:

    сословное деление;

    подать от крестьян;

    рекрутские наборы;

    зависимость от общины.

Пункт 6 – Порядок наделения землей.

    Сохранялось помещичье землевладение.

    Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

    Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.

    За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа

Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными .

Размер надела, оброка(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:

    25% стоимости земли крестьянин платит помещику;

    75% стоимости земли помещику возмещает государство.

    На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.

После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.

    Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.

    Контроль над этим лежал на мировых посредниках.

Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

Учитель: В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.

Ученики отвечают на вопросы:

“Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику”.

    Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова?

    Как вы оцениваете эти события? (учитель должен попытаться привести учащихся не только к историческим, но и затронуть нравственные оценки)

    Значение отмены крепостного права.

Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.

3. Заключительная часть урока.

Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.

    Каковы прогрессивные черты реформы?

    Какие “крепостные черты” она сохранила?

Прогрессивные черты реформы

Сохранение крепостных пережитков

4. Домашнее задание.

Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия.

Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

Цели урока.

1. Познакомить учащихся с подготовкой крестьянской реформой, проанализировать основные положения реформы.

2. Выяснить историческую необходимость отмены крепостного права. Развивать навыки работы с документами.

3. Подвести учащихся к размышлению ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны.

План урока:

1. Решение крестьянского вопроса до правления императора Александра II.

2. Подготовка крестьянской реформы.

3. Основные положения крестьянской реформы 1861 года.

4. Итоги и значение отмены крепостного права.

Основные понятия:

  • оброк,
  • барщина,
  • отрезки,
  • прирезки,
  • временнообязанные,
  • отработки,
  • испольщина,
  • выкупные платежи.

Ход урока

Изучение нового материала. (Изучение нового материала сопровождается электронной презентацией <Приложение 1>)

XIX век отличался особой остротой крестьянского вопроса. Крестьяне боролись за свое раскрепощение. Крепостное право стало невыносимым.

Перед классом ставиться проблемный вопрос, на который учащиеся должны дать ответ в конце урока.

Был ли решен крестьянский вопрос реформой 1861 года?

При рассмотрении первого вопроса плана урока перед классом ставиться задача: вспомнить, как императоры до Александра II относились к теме освобождения крестьян. Для этого учащиеся по предложенным именам императоров и датам должны назвать действия императоров по отношению к крестьянам.

Учащимся задается вопрос.

Почему не один из императоров не решился отменить крепостное право?

Отменить крепостное право не хотели дворяне. Подтверждением этого являются слова Екатерины II “бороться с крепостничеством - значит лишиться трона!”

Тогда перед нами вопрос:

  • Почему Александр II решает отменить крепостное право?
  • Кто по своим взглядам Александр II консерватор или либерал? Каковы главные причины отмены крепостного права?

Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Но перелом во всех слоях российского общества в отношении необходимости преобразований в стране, главным из которых должна быть отмена крепостного права, произошел, в период Крымской войны, закончившейся тяжелым поражением для России. Страна стояла перед выбором: либо империи как европейской державе сойти на нет, либо в спешном порядке проводить реформы.

Причины отмены крепостного права

При рассмотрении второго вопроса плана урока обращаемся к словам Александра II:

“Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам…Я думаю, что и вы одного мнения со мной, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежеле снизу”.

Главной целью Александра II было не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть.

В сложных условиях проходила подготовка реформы. Стали создаваться комитеты по крестьянскому делу, которые рассматривали старые проекты решения крестьянского вопроса.

В 1857 году был создан Секретный комитет, через год он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая главнейшая здесь новация - введение гласного обсуждения и рассмотрения вопросов освобождения крестьянства. Большинство помещиков предлагали освободить крестьян без земли или с маленьким земельным наделом. В марте 1859 года в качестве “рабочего органа” при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов. Председателем комиссией был назначен генерал Я. И. Ростовцев. Я. И. Ростовцев сначала был противником отмены крепостного права, но в 1859 году он отстаивал освобождение крестьян с земельным наделом, но умер, не успев завершить разработку реформы.
Редакционные комиссии в течение одного года работали очень интенсивно и провели 409 заседаний. Выдающимися деятелями, работавшими в Редакционных комиссиях, были: Н. А. Милютин, С. М. Жуковский, П. П. Семенов-Тянь-Шанский, Ю. Ф. Самарин и др. Именно Семенов пережил всех своих товарищей по работе в Редакционных комиссиях и в последний раз 19 февраля 1914 года в полном одиночестве поднял тост в память о дружной работе этого мозгового центра реформы.

После закрытия Редакционных комиссий проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет, а затем в Государственный совет. Председателем Главного комитета по крестьянскому делу назначается решительный сторонник реформ Великий князь Константин Николаевич, который обеспечил прохождение документов через комитет. Но в Государственном Совете, противники реформы, старались всячески отклонить проекты и тогда Александр II выступает с речью в Государственном Совете 28 января 1861 года.

Учащиеся читают документ “Из речи Александра II в Государственном совете 28 января 1861 года” и по нему отвечают на поставленный вопрос:

Какова была роль Александра II в отмене крепостного права?

“…Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ… Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длиться, и возбуждает различные опасения и ожидания, как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства”

Александр II проявил твердость и 19 февраля 1861 года подписал два документа: Манифест об отмене крепостного права и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”.

Рассмотрение третьего вопроса начинается с работы учащихся по документам:

  • “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости” <Приложение 2>,
  • проект А. М. Унковского <Приложение 3> ,
  • “Уставная грамота” <Приложение 4> , и заполнением таблицы.

Положение крестьян

Дополнительные сведения о положениях крестьянской реформы учащиеся получают из рассказа учителя.

По закону для крестьян был определен размер земельного участка. В зависимости от региона эти нормы составляли: в черноземных губерниях - от 1,5 до 4 десятин земли; в нечерноземных губерниях - от 1 до 7 десятин; в степных губерниях - от 3 до 12 десятин. Если крестьяне пользовались большим количеством земли, то часть излишков, которые именовались “отрезками”, отбирались в пользу помещиков. Если у крестьян земли было меньше, чем полагалось, то часть земли ему дорезали, которая называлась “прирезками”.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Они должны были единовременно заплатить помещику 20% стоимости надела, а остальную часть 80% выплачивало государство, но с возвратом ему данной суммы в течение 49 лет с процентами. Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнить прежние повинности - испольщину (оброк) и отработки (барщина), хотя были лично свободными.

Вопрос классу:

Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?

Данному событию Н. И. Некрасов посвятил стихотворение “Свобода”.

Родина-мать! По равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:
В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! Не узнаешь ты слез!
С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен,
Хочешь - останешься век мужиком,
Сможешь - под небо взовьешься орлом!
В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,
Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,
Так!. . . Но распутать их легче народу
Муза! С надеждой приветствуй свободу!

После чтения стихотворения классу задается вопрос:

Что это за сети, в которые попадают крестьяне по реформе?

Учитель продолжает рассказ об изменениях, которые произошли в жизни крестьян и помещиков по реформе.

Реальная стоимость всей земли - 500 млн. рублей, а помещики получили за нее 1,5 млрд. рублей. Таким образом, помещики получили большие деньги.

Учитель задает вопрос:

На что делался расчет? Куда должны были вкладывать помещики свой капитал?

Помещики должны были строить мануфактуры, заводы, покупать новую технику, развивать сельское хозяйство по капиталистическому пути. Беднейшие крестьяне должны были пополнить ряды наемных рабочих в городах. Зажиточные крестьяне выкупить земли в частную собственность. Однако реально это не могло осуществиться, т. к. крестьяне не стали частными собственниками земли. Земля становилась собственностью общины. Состоятельные крестьяне часто платили общинные платежи вместо бедных. Уйти из общины было крайне сложно. Кроме этого, сами помещики не знали, что делать с огромными деньгами, которые получили от продажи земли. Поэтому большинство дворян прокутили эти деньги.

Четвертый вопрос плана урока начинается с выполнением задания по определению буржуазных и феодальных черт крестьянской реформы.

Оценивая крестьянскую реформу важно подчеркнуть следующее:

1. Крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены.

2. Условия освобождения крестьян изначально заключало в себе будущие противоречие и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

3. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

4. Реформа не решила крестьянский вопрос.

5. Были созданы условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны.

1. Реформа непоследовательная, половинчатая, незавершенная.

2. Назревает необходимость проведения новой реформы.

Закрепление изученного материала

Записать в словарь новые понятия:

1. Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.

2. Отрезки - часть земли, которую отрезали у крестьян в пользу помещиков по реформе 1861 года.

3. Прирезки - часть земли, которую отдавали в пользу крестьян по реформе 1861 года.

4. Испольщина - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они отдавали помещику половину урожая.

5. Временнообязанные - крестьяне пока не выплатят долг помещику за землю, обязаны временно выполнять определенные повинности.

6. Выкупные платежи - выкуп крестьянами земли у помещиков. Первоначально 80% выкупа выплатило помещикам государства. Крестьяне должны были рассчитаться с государством за 49 лет.

Выполнить задания:

1. Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б):

1) временнообязанный;

2) дворовый;

3) барщина;

4) отрезки;

5) выкупные платежи;

6) крепостной.

2. Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался:

1) наделом;

2) отрубом;

3) имением;

4) вотчиной.

3. Кто такой мировой посредник:

1) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы;

2) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами;

3) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах.

4. Развитие капитализма в России во второй половине XIX века способствовало:

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости;

2) распространение временнообязанного состояния крестьян;

3) существование крестьянской общины.

5. Раскройте основные черты крестьянской общины в России после реформы 1861 года. Сделайте вывод - какие общинные порядки мешали товарно-денежным отношениям в деревне?

6. В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?

Домашнее задание: § 20, ответить письменно на вопрос: почему стало плохо жить и крестьянину и помещику?

Пояснительная записка Преподаватель: Твердова Светлана Николаевна Образовательное учреждение: МОУ СОШ 8 п.Комсомольский, Гулькевичский район, Краснодарский край. Название: урок –презентация Крестьянская реформа 1861 года. 8-й класс Предмет: история Класс: 8 класс Цель: Познакомить учащихся с личностью Александра II. -Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права. -Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты. -Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК. -Содействовать воспитанию уважения к истории России. Образовательная: расширить кругозор учащихся Воспитательная: прививать интерес к предмету и правителям Российской империи. Продолжительность: минут Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран


Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с личностью Александра II. Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права. Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты. Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК. Содействовать воспитанию уважения к истории России.


План урока 1. Введение. 2. Основная часть урока: Личность императора Александра II. Предпосылки отмены крепостного права. Причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы. Значение отмены крепостного права. 3. Заключительная часть урока. 4. Домашнее задание.


Знакомство учащихся с личностью Александра II. Александр Николаевич из династии Романовых родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Вошел в русскую историю как Александр II Освободитель.Он не был назван современниками и историками Великим, подобно Петру или Екатерине, но реформы его осознаны и определены как Великие.






Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий? Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос? В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.


Предпосылки отмены крепостного права XVIII в.– А.Н.Радищев Путешествие из Петербурга в Москву 1797 г. – Указ Павла I о трехдневной барщине 1803 г. – Указ Александра I о вольных хлебопашцах 1816–1819 гг. – Закон Александра I о полной отмене крепостного права в 3-х прибалтийских губерниях (Эстляндии, Курляндии, Лифляндии) 1842 г. – Закон Николая I об обязанных крестьянах (реформа Киселева) 1847 г. – Николай I даровал крепостным право выкупа на свободу в случае продажи имения их владельца


Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону. Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права? В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних сколько внешних обстоятельств.


Ученики заполняют таблицу Причины отмены крепостного права. Поражение в Крымской войне Военно-техническое отставание России от европейских государств Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой Массовое Крестьянское движение Изменение атмосферы в российском обществе


Александр II г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: …лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу.


Подготовка к отмене крепостного права г. – образование Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян. Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич. Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян


Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе? Проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?


Варианты освобождения крестьян, представленные «Редакционной комиссией». Освобождение крестьян без земли Освобождение крестьян с землей за выкуп Освобождение крестьян с землей без выкупа Дворяне в губернских комитетах Либеральные чиновники и помещики, выступающие за сохранения помещичьего землевладения Революционно настроенная часть общества Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр?


Завершение работы над проектом крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта. В документе было записано: Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда.


«Основные положения манифеста». Пункт 2 – Порядок личного освобождения. Крестьяне: лично свободны; наделены общегражданскими и имущественными правами. НО! сохранилось: сословное деление; подать от крестьян; рекрутские наборы; зависимость от общины. Пункт 6 – Порядок наделения землей. Сохранялось помещичье землевладение. Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях. Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин. За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными. Размер надела, оброка(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года. Выкупная операция: 25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство. На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга. После этого оказаться от выкупной операции нельзя! Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной. Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной. Контроль над этим лежал на мировых посредниках.


Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту? В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших полной воли и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.


Значение отмены крепостного права. Отмена крепостного права наносила удар прежней системе крепостного произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений. Реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма в России. В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян.


Каковы прогрессивные черты реформы? Какие крепостные черты она сохранила? Прогрессивные черты реформы Сохранение крепостных пережитков Домашнее задание. Творческое задание: написать письмо от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II. Памятник в Москве АЛЕКСАНДР11


Церковь Спаса на Крови в Санкт- Петербурге. Другое название храм Воскресения Христова. Построен на месте, где 1 марта 1881 был смертельно ранен Александр II. Архитекторы И. В. Макаров, А. А. Парланд. Здание в духе русского узорочья вв. по образцу московского храма Василия Блаженного отличается сложным живописным силуэтом, богатым многоцветным декоративным убранством. Особенно замечателен крупнейший по масштабам ансамбль мозаик на фасадах и в интерьере (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. П. Рябушкин и др.). Фото Я. Г. Гершовича

Крестьянская реформа 1861 г. «Крепостное право на крестьян отменяется навсегда…» Александр II

«Распалась цепь великая,

Распалась и ударила

Одним концом – по барину, другим – по мужику»

Н.А. Некрасов

Крестьянская реформа 1861 г.

  • Личность императора Александра II
  • Предпосылки отмены крепостного права
  • Причины отмены крепостного права
  • Подготовка крестьянской реформы
  • Основные положения крестьянской реформы
  • Значение отмены крепостного права.
  • Портреты Ал-ра и Николая
  • Портреты Сперан, Жуковск, Канкрина
Предпосылки отмены крепостного права
  • 1787г. – указ Павла I о трёхдневной барщине
  • 1803г. – указ Александра I о вольных хлебопашцах
  • 1816-19гг. – отмена крепостного права в Прибалтике
  • 1842г. – реформа государственных крестьян (П. Киселёв)
Отношение к крепостному праву среди российской общественности

Союз спасения

Союз благоденствия

Северное общество

Южное общество

западники

славянофилы

Причины отмены крепостного права

Поражение в Крымской войне

Военно-техническая отсталость страны

Массовые крестьянские выступления

Социально-экономическая отсталость страны

Изменение атмосферы в российском обществе

Подготовка к отмене крепостного права

  • 3.01.1857г. – создан Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян;
  • Октябрь 1857г. – губернатор В.Н.Назимов просит от лица дворян разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без земли;
  • 20.11. 1857г. – учреждены губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян;
  • Февраль 1858г. – создан Главный комитет по крестьянскому делу;
  • Март 1859г. – учреждена редакционная комиссия для рассмотрения наказов с мест.
Варианты освобождения крестьян

Дворяне в губернских комитетах

Либеральные чиновники и помещики

Революционно настроенная часть общества

Освобождение крестьян без земли

Освобождение крестьян с землёй за выкуп

Освобождение крестьян с землёй без выкупа

Основные положения манифеста

  • Крестьяне стали лично свободными;
  • Крестьяне наделялись гражданскими и имущественными правами;
  • Крестьяне наделялись землёй (3-12 десятин);
  • Сохранялись сословное деление, крестьянская подать, рекрутские наборы,
  • зависимость от крестьянской общины;

  • Земля крестьянам давалась в ограниченном количестве и за выкуп на особых условиях.
Выкупные платежи
  • Крестьянин выплачивал помещику 25% стоимости земли;
  • 75% стоимости земли помещику возмещало государство;
  • В течение 49 лет крестьянин должен возвращать кредит государству с процентами (6% годовых);
  • Пока платёж не погашен, крестьянин не может отказаться от надела земли и уехать без согласия сельского схода;
  • До полного выкупа земли лично свободные крестьяне должны были нести повинности (барщину и оброк) в пользу помещика – временнообязанные отношения.
«Распалась цепь великая, Распалась и ударила одним концом – по барину, другим – по мужику…» Н.А. Некрасов

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож…

Н.А.Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

Значение отмены крепостного права

  • В результате реформы было освобождено 20 млн. крестьян;
  • Реформа способствовала становлению рыночных отношений и развитию капитализма в России;
  • Нравственное значение реформы, покончившей с крепостным рабством;
  • Начало становления правового государства в России.

Прогрессивные черты реформы

Сохранение крепостных пережитков