Временное правительство 1917 г возглавлял. Сторонние материалы: «Свержение монархии

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)

    В результате Февральской революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего, изменилась форма правления: на смену монархии пришла буржуазная республика (в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны). Однако, характеризуя государственный строй России в этот период (март-октябрь 1917 г.), необходимо учитывать следующие моменты.

    1. Официально республика была провозглашена только 1 сентября 1917 г., но окончательно решить этот вопрос должно было Учредительное собрание (учитывая опыт английской и французской буржуазных революций, сохранялась возможность реставрации монархической формы правления - в виде конституционной монархии).

    2. Особую роль, в этот период играли (до июльских событий 1917 г.) Советы. Первый Совет - Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов - был образован 27 февраля 1917 г., Московский совет - 1 марта 1917 г. В марте 1917 г. возникло около 600 различных Советов (рабочих депутатов, солдатских депутатов, рабочих и солдатских депутатов, крестьянских депутатов). В дальнейшем их количество неуклонно росло. Они самостоятельно начали объединяться. Уже в марте-апреле 1917 г. было проведено Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, в работе которого приняли участие представители 185 Советов, включая солдатские комитеты.

    В мае 1917 г. был созван I Всероссийский съезд крестьянских депутатов (большинство принадлежало эсерам), а в июне 1917 г. - I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов (находился под влиянием меньшевиков и эсеров).

    Все советские органы были выборными; право избирать и быть избранными в них принадлежало в основном только трудящимся; буржуазия в выборах не участвовала (за исключением сельских Советов). Советы создавали свои исполнительные органы - уездные, губернские и иные исполнительные комитеты, во главе которых стояли ЦИК (Центральный исполнительный комитет) крестьянских депутатов и ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) Советов рабочих и солдатских депутатов.

    Таким образом, в марте-октябре 1917 г. сформировались две системы Советов - крестьянских депутатов и рабочих и солдатских депутатов - со своими высшими руководящими и исполнительными органами. В первые месяцы революции Советы стали реальными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Однако со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, что происходило с согласия руководства Советов (меньшевиков и эсеров).

    До июля 1917 г. в России царило двоевластие, номинальная власть принадлежала самосформированному Временному правительству, а фактическая власть - Советам, опирающимся на поддержку подавляющей части населения России (трудящихся).

    Ведь даже само образование Временного правительства стало возможным в результате соглашения, заключенного между эсероменьшевистскими лидерами Петроградского совета и Временным комитетом Государственной думы, при этом за Советом признавалось право «контроля».

    В этот момент Советы могли провозгласить переход власти в их руки, а у Временного комитета Государственной думы или только сформированного Временного правительства не было бы возможностей и сил им в этом воспрепятствовать.

    Но Советы сами стали постепенно уступать власть Временному правительству. А после июльских событий 1917 г. (разгон мирной демонстрации с лозунгом «Вся власть Советам!» в Петрограде 4 июля 1917 г.), 9 июля, меньшевистско-эсеровский ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. После этого вся власть перешла к Временному правительству, а Советы временно утратили свое значение (после Корниловского мятежа в августе 1917 г. их роль стала возрастать, тогда же усилился и процесс большевизации Советов).

    3. Временное правительство в системе государственных органов на протяжении всего периода своего существования пребывало в крайне неустойчивом состоянии, что в немалой степени было обусловлено продолжающимся революционным движением трудящегося населения. это правительство, не будучи ответственным перед каким-либо представительным органом, но, получая постоянный вотум недоверия народа, переживало время от времени кризисы, что заставляло его лидеров искать новые формы осуществления своих функций и сохранения власти в своих руках. Так, одной из таких форм было образование так называемых трех коалиционных правительств, когда в их состав входили министры-социалисты.

    В поисках выхода из кризиса 1 сентября 1917 г. власть была передана «Совету пяти», или Директории - Коллегии из пяти министров Временного правительства.

    4. В период Февральской революции были нарушены фундаментальные принципы права . Обратимся к работе Г. Кельзена (одного из основателей нормативистского направления в праве) «Чистое учение о праве»: «Принцип, согласно которому норма правопорядка действует до тех пор, пока ее действительность не будет прекращена предусмотренным правопорядком способом или заменена действительностью другой нормы этого правопорядка, - этот принцип есть принцип легитимности». Этот же принцип был закреплен и в Основных государственных законах Российской империи от 23 апреля 1906 г. в ст. 94: «Закон не может быть отменен иначе как только силою закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу».

    Так, при отречении Николая II от престола были нарушены Основные государственные законы Российской империи: он не имел права отрекаться от имени своего сына. Согласно Основным законам, при вступлении на престол император брал на себя обязательство свято соблюдать законы о престолонаследии. Россия принадлежала к типу наследственных монархий, где было наследование установлено по закону, а не по завещанию (со времен Павла I).

    Уже в эмиграции русский юрист Л.И. Новгородцев заметил о Временном правительстве: «Это была не столько демократия, сколько узаконенная анархия». С момента 2-3 марта 1917 г. - отречений Николая II и великого князя Михаила - началось движение «в пустоту неправомерного бытия». Россия вернулась на путь легитимности по существу только с 10 июля 1918 г. - со дня принятия первой Советской Конституции.

    Временное правительство . Высшим органом государственного управления являлось Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции вплоть до созыва Учредительного собрания. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись. Фактически оно выполняло и функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные).

    Временное правительство первого (однородного) состава считало себя преемником старой власти - 7 марта 1917 г. на заседании Сената правительство приняло присягу и глава первого состава Временного правительства князь Львов был назначен на должность председателя Совета министров царем одновременно с подписанием акта об отречении. Выражалось это также в преемственности внешней политики.

    На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы (вплоть до мая 1917 г. Временное правительство проводило совместные заседания с Временным комитетом). Однако Временное правительство высшим органом государственной власти считало Сенат, которому предоставило право утверждения каждого нового министра (правда, это было чистой формальностью; реальное влияние на формирование правительства оказывали Петроградский совет, а затем и ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов). Но Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было пойти на определенные уступки стремительно революционизирующемуся народу. Были упразднены Департамент полиции (вместо него в тот же день - 10 марта 1917 г. - в системе МВД было создано Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан; к июлю в нем работало 2/5 старых чиновников), отдельный корпус жандармов, охранные отделения, Главное управление по делам печати (цензура); ликвидированы Министерство императорского двора и Канцелярия царя. Упразднялся Синод и должность обер-прокурора Синода. 6 октября 1917 г. были упразднены Государственный совет, Государственная дума и Временный комитет Государственной думы. Отменялась цензура (создана информационная Книжная палата). Был санкционирован арест царя вместе с семьей, членов царского Совета министров и наиболее реакционных администраторов на местах.

    Временное правительство создало и некоторые новые звенья центрального государственного аппарата: Министерство труда. Министерство продовольствия, Министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями), Министерство почт и телеграфов; Министерство вероисповеданий;

    19 марта 1917 г. был создан Главный земельный комитет. Позднее возникла система земельных комитетов, включавшая губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Земельные комитеты создавались для подготовки земельной реформы и разработки неотложных мер до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием. 21 июня 1917 г. Временным правительством были учреждены Экономический совет (для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда») и Главный экономический комитет - исполнительный хозяйственно-регулирующий орган (игра-ч роль Министерства экономики). В мае 1917 г. стали создаваться продовольственные комитеты: губернские, уездные, городские и волостные.

    Местное управление . Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, земских начальников (1 октября 1917 г.), становых приставов. Временно обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов. 5 марта 197 г. Временное правительство приняло постановление о повсеместной замене губернаторов губернскими комиссарами Временного правительства. Позднее органами местной государственной власти стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары наделялись примерно теми же нравами, что и губернаторы. На деле их положение было крайне неустойчивым, так как им приходилось преодолевать сопротивления органов местного самоуправления (вместо ликвидированных волостных сходов и судов создавались волостные земские собрания и управы, в городах - районные думы и управы), Советов и других революционных организаций.

    В мае 1917 г. Временное правительство утвердило «Временное положение о земских учреждениях», согласно которого компетенция земских органов была расширена по сравнению с Положением 1890 г. Общее руководство земствами осуществлял Всероссийский Земский союз (в июне 1917 г. было утверждено «Положение о Всероссийском Земском союзе»), деятельность городских и районных дум и управ возглавлял Совет дум.

    В мае 1917 г. был принят Закон «О волостном земстве» - создавались волостные земства (при них волостные управы) и упразднялись волостные правления и волостные старшины.

    Судебная система. Милиция . Некоторые изменения произошли и в судебной системе. Были упразднены особые суды: суды с сословными представителями. Верховный уголовный суд. Упразднялись и волостные суды. Суд присяжных вводился и гам, где раньше отсутствовал (создавались даже военные суды с участием присяжных).

    Приказом Министерства юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде были учреждены временные суды, которые действовали в составе мирового судьи и двух представителей от армии и рабочих (все члены этих судов имели равные права, решения выносили большинством голосов; судебное разбирательство было устным и гласным; приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали; только министр юстиции мог в порядке надзора отменить любой приговор временного суда); но эти суды в июле 1917 г. были упразднены.

    Постановлением Временного правительства мировые суды были созданы еще в 33 губерниях (в дополнение к тем 20 губерниям, в которых они были восстановлены в 1912 г.).

    Законом от 30 мая 1917 г. в уездах стали действовать административные суды, в губерниях - административные отделения окружных судов. На I департамент Сената были возложены административно-судебные функции. Административные суды рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями. 7 сентября 1917 г. ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты.

    В период с марта по первую половину апреля 1917 г. в России отсутствовали какие-либо нормативные акты, определяющие порядок формирования, организации и финансирования органов народной милиции. Исключение составляло заявление Временного правительства от 3 марта 1917 г. о том, что важнейшей задачей новой власти является «замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления». Поэтому местные (уездные и городские) исполнительные комитеты самостоятельно приступили к формированию нормативно-правовой базы деятельности милиции и созданию органов уездной и городской милиции.

    Только 26 марта 1917 г. на совещании, посвященном вопросам самоуправления. Временным правительством было принято решение о создании Комиссии по реформе органов охраны и обеспечения порядка. 17 апреля 1917 г. Временное правительство рассмотрело подготовленные Комиссией проекты и утвердило постановление «Об учреждении милиции» и указ «Временное положение о милиции». Милиция формировалась как исполнительный орган местного самоуправления и находилась на местном финансировании.

    Наружная полиция заменялась милицией. В городах и уездах учреждалась городская и уездная милиция, организацией и управлением которых ведали соответственно городские думы и уездные земские собрания и исполнительные органы (городские и уездные земские управы). Милицию составляли начальник милиции (избирался и увольнялся городской или земской управою), его помощники, участковые начальники милиции, их помощники, старшие милиционеры и милиционеры. Ведению милиции подлежали: принятие мер к прекращению нарушения порядка и закона, оповещение населения о распоряжениях властей, обеспечение порядка в общественных местах, охрана дорог, мостов, улиц, площадей и надзор за порядком движения на них, производство дознаний и участие в предварительном следствии по уголовным делам, участие по делам публичного обвинения в качестве обвинителей в указанных в законе случаях, учет населения, сообщение воинским властям сведений о проживающих в данной местности воинских чинах, просрочивших свой отпуск, и т.д. Устанавливалось подчинение милиции правительственным инспекторам милиции в губерниях, а также губернским и уездным комиссарам Временного правительства.

    Кроме того, функцию охраны общественного порядка на местах выполняли отряды Красной гвардии, которые стали особенно активно формироваться после Корниловского мятежа и находились в подчинении Советов и их исполкомов.

    Уголовный розыск . В течение нескольких дней февраля-марта 1917 г. сыскная полиция перестала функционировать практически повсеместно, специалисты в области уголовного сыска были разогнаны, многие уголовные дела уничтожены, преступники выпущены на волю. Отделения уголовного розыска сохранились лишь в нескольких городах (например, в Москве).

    Разгул уголовной преступности потребовал восстановления органов уголовного розыска. 11 июля 1917 г. Временным правительством было принято постановление «Об упразднении Петроградской сыскной полиции и об утверждении Положения о Петроградском столичном управлении уголовного розыска». Управление находилось в ведении Министерства юстиции. В структуру управления входили: канцелярия, бюро справок и регистрации преступников, медицинский кабинет, смотрительная часть, подготовительные курсы субинспекторов и учебно-показательный музей. Начальник управления назначался прокурором Петроградской судебной палаты из лиц с высшим юридическим образованием. В штате управления состояло 15 инспекторов и 400 субинспекторов. Для координации деятельности уголовного розыска с другими правоохранительными органами при управлении учреждался Совет в составе 12 членов: председателя (назначался прокурором судебной палаты), начальника управления уголовного розыска, трех представителей городского общественного управления, по одному представителю от Совета, военного ведомства, градоначальства, милиции, столичных мировых судей, судебных следователей, адвокатов.

    Однако единообразной системы уголовного розыска в масштабе всей страны в этот период создано не было.

    Во время Февральской революции тюремные учреждения как символ «старого строя» становились мишенью для восставшей толпы, подвергались разрушению, а документы - сожжению (так было почти полностью уничтожено делопроизводство Главного тюремного управления).

    Одним из первых шагов по стабилизации ситуации стало объявление Временным правительством в марте 1917 г. амнистии заключенных, на основании которой из мест лишения свободы были освобождены 88 097 заключенных (в том числе 5737 политических).

    В апреле 1917 г. Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление местами заключения. На местах тюремные инспекции были заменены комиссиями губернских исполнительных комитетов. К этому времени в России функционировало 712 мест лишения свободы.

    Временное правительство несколько смягчило режим отбывания наказания в местах заключения: были отменены наказания розгами, одевание наручников и кандалов, применение смирительных рубашек.

    Временное правительство 1917 года являлось высшим исполнительным и законодательным органом в России. Сформировано оно было после Существовало Временное правительство с 15 марта по 7 ноября. Формирование его началось после отречения царя Николая 2 от престола.

    Руководство 4-й Государственной Думы образовало 27 февраля Временный комитет. Председателем был М. В. Родзянко. Членами временного правительства были министры:

    Внутренних дел и министр-председатель Е. Г. Львов (князь);

    Юстиции - А. Ф. Керенский (трудовик, а затем эсер);

    Земледелия - А. И. Шингарев (кадет);

    Финансов - М. И. Терещенко (внепартийный);

    Морской и военный - А. И. Гучков (октябрист);

    Иностранных дел - П. Н. Милюков и прочие деятели.

    Сформировавшееся правительство назвало себя "Временным", пока не будет созвано

    Первая его декларация была обнародована в которой указывалась дальнейшая Деятельность Временного правительства сопровождалась широкими демократическими изменениями. Так, по религиозным и политическим делам принята амнистия, сняты ограничения вероисповедания, отменены сословия. Это способствовало развитию популярности новой власти.

    В самом начале существования Временное правительство получило массовую поддержку населения. Кроме того, правящие круги Франции, Великобритании, США также его поддерживали.

    Однако "новая власть" не решала и не могла решить ни одного основного вопроса в стране. Решение аграрной проблемы, устранение голода, разрухи в стране, формирование политической линии, государственного состава и прочие фундаментальные вопросы были отложены до Учредительного Собрания.

    Несостоятельность Временного правительства привела к антиправительственным выступлениям. В апреле развился первый кризис власти. Ускорило его появление заявление Временного правительства о дальнейших действиях на внешнеполитической арене (вести войну до конца, выполняя неуклонно соглашения и договоры, заключенные между царем и союзными державами).

    В результате кризиса власти в отставку ушли А. И. Гучков и П. Н. Милюков. На смену им пришли М. И. Терещенко и А. Ф. Керенский. В мае было созвано коалиционное правительство. В его составе было шесть министров-социалистов. Превратившись в партии власти, объединения меньшевиков и эсеров получили возможность реализовывать свои программные идеи.

    6 мая Временное правительство обнародовало декларацию, в которой обещало осуществить радикальные аграрные изменения. Обещания реализованы не были. В стране заметно ухудшалась ситуация. Вскоре недовольство народа спровоцировало второй кризис власти.

    18 июня прошла массовая демонстрация под большевистскими лозунгами и под руководством лидеров Исполнительного комитета в Петроградском совете.

    После третьего правительственного кризиса 2 июля уходят в отставку министры-кадеты. На следующий день солдаты из пулеметного полка вышли на улицы Петрограда. Временным правительством эта демонстрация была расстреляна, а затем объявлено военное положение в Петрограде.

    1 сентября А.Ф. Керенский образовал новый госорган - Директорию (Совет пяти). Новое правительство объявило распустив 4-ю Государственную Думу. Однако А. Ф. Керенский начал весьма быстро терять поддержку общества. На Демократическом совещании 14 сентября предполагалось решить вопрос правления, но партии-участники не смогли прийти к одному мнению.

    Керенским было создано третье Но большевики решают силой захватить власть. В результате Временное правительство в 1917 году 26 октября (в два часа десять минут) было арестовано.

    Ход революции.

    Февраля 1917 года произошла февральская революция.

    Причины революции – рост цен, острая нехватка продовольствия, поражения на фронтах продолжавшейся мировой войны, крайнее недовольство масс действиями правительства.

    Активное участие приняли в революции меньшевики, эсеры, кадеты. Роль большевиков в ней была невелика.

    18 февраля на Путиловском заводе в Петрограде началась забастовка. Рабочие требовали повышения заработной платы. В ответ хозяева завода закрыли производство. Без работы остались 30 тысяч человек. Это стало поводом для массовых выступлений в столице.

    25 февраля началась всеобщая политическая стачка под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!».

    26 февраля Николай II приказал направить солдат Павловского полка на подавление демонстраций. Солдаты отказались выполнять приказ. Их поддержали другие полки. Начался массовый переход солдат на сторону рабочих.

    27 февраля восставшие захватили Зимний дворец, важнейшие правительственные учреждения, вокзалы, арсеналы с оружием. Город оказался под их контролем. Для управления страной был создан временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. В этот же день был создан еще один орган власти – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Его возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе. Заместителями Чхеидзе были назначены эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

    1 марта Временный исполнительный комитет Государственной думы и Петроградский Совет создали Временное правительство. Его задача – управлять страной до созыва Всероссийского Учредительного собрания, на котором планировалось установить форму правления и принять Конституцию России. Временное правительство возглавил князь Г.Е.Львов. Оно почти полностью состояло из кадетов и октябристов. В него вошел лишь один представитель социалистов – А.Ф.Керенский, получивший портфель министра юстиции.

    2 марта Николай II отрекся от престола. Российское самодержавие прекратило свое существование.

    Россия в период между революциями. Двоевластие (март-октябрь 1917 г.)

    Сразу после Февральской революции в Петрограде созданы два органа власти, которые были фактически независимы друг от друга: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. В стране сложилось двоевластие.

    Петроградский Совет был создан 27 февраля. Он состоял в основном из меньшевиков и эсеров. Исполком Совета возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе, его заместителями избраны эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

    Временное правительство образовано в ночь на 2 марта 1917 года совместным решением Петроградского Совета и исполнительного комитета членов Государственной думы. В него вошли в основном кадеты и октябристы. Единственным представителем социалистов был в нем министр юстиции А.Ф.Керенский. Главой правительства назначен Г.Е.Львов.


    3 марта опубликована согласованная с Петроградским Советом декларация Временного правительства. В ней объявлялись политическая и религиозная амнистия, свобода слова, печати, собраний, отменены сословные, религиозные и национальные ограничения. Кроме того, сообщалось о начале подготовки к созыву Всероссийского Учредительного собрания, «которое установит форму правления и конституцию страны».

    6 марта Временное правительство объявило, что страна будет участвовать в мировой войне до победного конца. Поэтому было решено не вводить в стране 8-часовой рабочий день, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт всем необходимым. Был также отложен вопрос о разделе земли, который мог дезорганизовать фронт: солдаты, состоявшие из крестьян, могли возмутиться, что раздел земли прошел без их участия. Петроградский Совет поддержал эти решения.

    В результате победы Февральской революции 1917 года сложилось своеобраз-ное положение, получившее название двоевластия: Совет рабочих и солдат-ских депутатов, имея главные атрибуты власти - массовую опору и воору-женную силу, власть брать не хотел, а Временное правительство, не имея ни того, ни другого, олицетворяло формальную власть, признавалось в этом качестве офицерами и чиновниками, но держалось лишь поддержкой Совета. «Власть без силы и сила без власти» - так определил двоевластие первый глава Временного правительства Львов.

    ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - высший орган государственной власти 2 марта-24 октября 1917 г. Первый состав (2 марта-2-3 мая): беспартийные Г.Е. Львов и М.И. Терещенко, кадеты П.Н. Милюков, Н.В. Некрасов, А.А. Мануйлов, А.И. Шингарев, Д.И. Шаховской, октябристы А.И. Гучков и И.В. Годнев, прогрессист А.И. Коновалов, центрист В.Н. Львов, трудовик А.Ф. Керенский; 1-е коалиционное (2-3 мая—2 июля): Г.Е. Львов, кадеты Мануйлов, Некрасов, Шингарев и Шаховской, октябрист Годнев, прогрессист Коновалов, центрист В.Н. Львов, эсэр Керенский, трудовик П.Н. Переверзев, меньшевики М.С. Скобелев и И.Г. Церетели, народный социалист А.В. Пешехонов, беспартийный Терещенко; 2-е коалиционное (24 июля-1 сентября ): эсэры Керенский, Н.Д. Авксентьев и В.М. Чернов, народные социалисты А.С. Зарудный и Пешехонов, меньшевики А.М. Никитин и М.С. Скобелев, «внефракционный социал-демократ» С.Н. Прокопович, кадеты А.В. Карташов, Ф.Ф. Кокошкин, Некрасов, С.Ф. Ольденбург и П.П. Юренев, радикал-демократ И.Н. Ефремов, беспартийный Терещенко; Директория (1—25 сентября): эсэр Керенский, меньшевик Никитин, беспартийные Терещенко, генерал А.И. Верховский и адмирал Д.Н. Вердеревский; 3-е коалиционное : эсэры Керенский и С.Д. Маслов, меньшевики К.А. Гвоздев, П.Н. Малянтович, Никитин и Прокопович, кадеты А.В. Карташов, Н.М. Кишкин и С.А. Смирнов, прогрессисты М.В. Бернацкий и А.И. Коновалов, беспартийные Вердеревский, А.В. Ливеровский, С. Салазкин, Терещенко и С.Н. Третьяков. Интересно, что из всего состава первого правительства неизменно входили во все 5 только А.Ф. Керенский и М.И. Терещенко, которого некоторые считали попавшим туда случайно, до начала июля во всех комбинациях участвовал кадет Н.В. Некрасов. Остальные министры постоянно менялись, далеко оставив позади «министерскую чехарду» 1914-1916 гг.

    ТРИ КРИЗИСА ВЛАСТИ: АПРЕЛЬСКИЙ КРИЗИС

    Неустойчивость двоевластия неминуемо порождала кризисы власти. Первый из них разразился спустя полтора месяца после образования Временного правительства. 27 марта правительство опубликовало декларацию с отказом от полити-ки аннексий и контрибуций. Это вызвало недоуменные запросы союзных держав. 18 апреля (1 мая н.ст.) в России впервые свободно праздновался первомайский праздник. Дата по новому стилю была выбрана, чтобы под-черкнуть солидарность с пролетариатом Западной Европы. В столице и по всей стране прошли массовые демонстрации и митинги, среди требова-ний которых видное место занимало прекращение войны. В этот же день министр иностранных дел П.Н. Милюков обратился к союзным прави-тельствам с заверением, что Временное правительство полно стремления «довести мировую войну до решительной победы». Публикация телеграм-мы, получившей название «Ноты Милюкова», разоблачала «революцион-ное оборончество» и вызвала демонстрации под лозунгом: «Долой Милю-кова и Гучкова!». Офицерство, чиновники, интеллигенция провели контр-демонстрацию с лозунгом: «Доверие Временному правительству!». Командующий войсками Петроградского округа генерал Л.Г. Корнилов при-казал разогнать демонстрантов и вывести на Дворцовую площадь артилле-рию, но солдаты отказались выполнить приказ и доложили о нем Совету.

    Часть большевиков пошла еще дальше, выдвинув лозунг: «Долой Времен-ное правительство!». Ленин считал это преждевременным, потому что Временное правитель-ство держалось не силой, а поддержкой Советов, Т.е. выступление против правительства било по Советам. Он указывал, что буржуазия может по-жертвовать парой министров, чтобы спасти власть. Действительно, Ми-люков и Гучков подали в отставку, Корнилов был удален из Петрограда, а Совет заявил, что этим инцидент исчерпан. Но правительство потребова-ло, чтобы лидеры Совета вошли в его состав. После долгих уговоров обра-зовалось 1-е коалиционное правительство (коалиция буржуазных партий с социалистическими: 10 капиталистов и 6 социалистов), куда теперь во-шли 2 меньшевика, 2 трудовика, 1 эсер и 1 «народный социалист». Пере-шедший к эсерам Керенский стал военным и морским министром.

    ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

    Граждане помещики, землевладельцы, крестьяне, казаки, арендаторы и все, кто трудится над землей. Нельзя позволить немцам побить нас, надо довести войну до конца. Для войны нужны люди, снаряды и хлеб… Без хлеба ничего не будет. Сейте все, сейте каждый на своем поле, сейте как можно больше…Весь хлеб и все зерно будут куплены новым Правительством по справедливой, необидной цене…

    Председатель Государственной Думы М. Родзянко

    «НОТА МИЛЮКОВА»

    НОТА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВАМ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ

    27 марта с. г. Временное правительство опубликовало обращение к гражданам, в котором содержится изложение взгляда правительства свободной России на задачи настоящей войны. Министр иностранных дел поручает мне сообщить вам означенный документ и высказать при этом следующие замечания. Враги наши в последнее время старались внести раздор в междусоюзные отношения, распространяя вздорные сообщения, будто Россия готова заключить сепаратный мир с срединными монархиями. Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления. Вы усмотрите из него, что высказанные Временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т. п. Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам своих союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очередной задаче отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, Временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем.

    ТРИ КРИЗИСА ВЛАСТИ: ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС

    Советы в короткий срок охватили всю страну, но по-ка от их имени говорил Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Он взял на себя дело созыва 1-го Всероссийского съезда Советов. Большевики решили ознаменовать его открытие массовой демонстрацией, но меньшевистско-эсеровское большинство прези-диума съезда запретило демонстрации во время его заседаний. Большевики подчинились и удержали рабочих и солдат от выступления, показав рост своего влияния.

    18 июня состоялась многотысячная демонстрация, разрешенная пре-зидиумом съезда. Подавляющее большинство выступило под лозунгами большевиков: «Вся власть Советам!», «Долой войну!», «Долой 10 минист-ров-капиталистов!» и «Да здравствует рабочий контроль!». Лишь 3 группы вышли под лозунгом «Доверие Временному правительству!».

    Еще до свержения царя союзники согласовали план общего весеннего наступления, наметив его начало на апрель-май. Однако под влиянием событий в России операцию перенесли на июнь: союзники не собирались проливать кровь в одиночку. Наступление началось на Юго-Западном фронте против Австро-Венгрии как раз в день демонстрации 18 июня. «Сегодня великое торжество революции, - говорилось в телеграмме Керенского Временному правительству. Русская революционная армия перешла в наступление». За две недели была занята часть Галиции, в т.ч. города Галич и Калуш. Предполагалось, что полкам, наиболее отличившимся в сражениях, будут торжественно вручены красные знамена. Но это вручение сорвалось. Снова, как и во время Брусиловского прорыва 1916 г., остальные фронты не поддер-жали удара. Перегруппировав свои силы, австро-германские войска в начале июля нанесли контрудар в стык двух армий под Тарнополем. Фронт дрогнул и побежал. Были потеряны Западная Украина, еще одна часть Белоруссии и юг Лат-вии. В центр России хлынули сотни тысяч беженцев.

    ИЗ ПРИКАЗА КЕРЕНСКОГО ПО АРМИИ И ФЛОТУ

    22 мая наши радиотелеграфные станции приняли германскую радиотелеграмму, в которой главнокомандующий германским Восточным фронтом принц Леопольд Баварский заявляет, что воюющие с нами державы готовы заключить мир и предлагают России помимо союзников прислать уполномоченных и представителей для переговорах об условиях мира… В ответ на это Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов издал следующее воззвание: «Он (Германский император) говорит будто предлагает нашим войскам то, чего они жаждут - путь к честному миру. Так, говорит он, ибо знает, что иного мира, кроме честного Российская демократия не примет. Но «честный мир» для нас лишь мир без аннексий и контрибуций… Нам предлагают сепаратное перемирие, тайные переговоры… Россия взяла на себя задачу объединить демократию всех воюющих стран в борьбе против всемирного империализма. Эта задача не будет выполнена, если германские империалисты сумеют использовать ее стремления к миру с целью отторжения ее от союзников и нанесут поражение ее армии… Пусть армия своей стойкостью придаст мощь голосу Российской демократии. Теснее сплотимся вокруг знамени революции… Удвоим работу вокруг воссоздания боевой мощи России».

    Военный и морской министр КЕРЕНСКИЙ

    ТРИ КРИЗИСА ВЛАСТИ: ИЮЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ

    2 июля кадеты вышли из правительства под предлогом несогла-сия с решением большинства признать украинскую Центральную Раду. В столицу были подтянуты верные правительству добровольческие формирования -ударные батальоны. Одновременно 6 полков, в том числе запасные пулеметные полки, получи-ли приказ выступить на фронт. Это было нарушением мартовского согла-шения Совета с правительством о не выводе Петроградского гарнизона из столицы. Пулеметчики разослали агитаторов по полкам и заводам с при-зывом к выступлению. Это застало руководство большевиков врасплох. Ленин в это время уе-хал в Финляндию в отпуск, но узнав о событиях в Петрограде, срочно вер-нулся. На заседании ЦК партии он, преодолев сопротивление руководителей Во-енной организации, добился решения о мирной демонстрации. Однако события вышли из-под контроля. 4 июля тысячи вооруженных солдат, матросов, прибывших из Кронштадта, и рабочих заполнили центр города. Основным лозунгом вооруженной демонстрации было оказание давления на ВЦИК Советов с целью создания советского правительства. Однако ВЦИК отклонил это требование. Командование заранее разместило на чердаках пулеметы. Анархически настроенные демонстранты начали стрелять по чердакам, откуда также ответили огнем. По данным врачей, было 16 убитых, 40 умерло от ран и около 650 было ранено.

    Временное правительство и ВЦИК Советов обвинили большевиков в заговоре с целью взятия власти. Начались аресты их руководителей, была рзгромлена редакция их газеты «Правда». С фронта были вызваны вер-ные правительству войска. В газеты было передано обвинение Ленина в шпионаже пользу Германии.

    7 июля был отдан приказ об аресте Ленина. Сам он сначала склонялся к тому, чтобы явиться самому, но ЦК посчитал, что нет никакой гарантии его безопасности: его просто убьют по дороге. Поэтому Ленин с Зиновье-вым скрывались сначала в Петрограде, потом возле Сестрорецка, в шала-ше за озером Разлив, а осенью перебрались в Финляндию. Обвинение против них так никогда и не рассматривалось.

    Мятежные полки были разоружены и расформированы. Правительство восстановило смертную казнь за неповиновение приказу на фронте (12 июля). Премьер Львов ушел в отставку. Его место занял Керенский, со-хранивший пост военного и морского министра. Формирование 2-го коа-лиционного правительства заняло почти месяц. В конце июля его состави-ли 8 представителей буржуазии, 7 социалистов и 2 беспартийных.

    Решение Временного правительства о переходе в наступление на фронте, а также его компромиссное соглашение с Центральной Радой, требовавшей широкой автономии для Украины спровоцировали новый политический кризис, последствия которого оказались весьма далеко идущими. Июльские события коренным образом изменили ситуацию. Подтянув к столице верные ему части, Временное правительство получило, наконец, вооруженную опору. Советы, согласившись на разоружение и вывод из Петрограда революционных полков, эту опору отвергли. Двоевластие, а с ним и мирный период революции кончились.

    ТЕЛЕГРАММА КОМИССАРОВ

    ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ИЗ 11-Й АРМИИ О ПОЛОЖЕНИИ НА ФРОНТЕ В НАЧАЛЕ ИЮЛЯ

    «Наступательный порыв быстро исчерпался. Некоторые части самовольно уходят с позиций, даже не дожидаясь подхода противника. На протяжении сотни верст в тыл тянутся вереницы беглецов с ружьями и без них - здоровых, бодрых, чувствующих себя совершенно безнаказанными. Иногда так отходят целые части... Сегодня главнокомандующий с согласия комиссаров и комитетов отдал приказ о стрельбе по бегущим».

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ

    Правительство так и оставалось временным, ни перед кем не ответственным. Для закрепления его победы над Советами Керенский наметил «ввиду исключительности переживае-мых событий и в целях единения государственной власти со всеми орга-низованными силами страны» созвать якобы представительный, а на де-ле - подобранный правительством орган вместо Учредительного собра-ния, с подготовкой которого не торопились. Из 2 500 участников Государственного совещания делегаты центральных исполнительных комитетов Советов составляли 229 чел., остальные - де-путаты Государственных дум всех 4 созывов, представители торговли, про-мышленности и банков, земств, армии и флота, профсоюзов, кооперации союзов интеллигенции, национальных организаций и духовенства. В большинстве оказались кадеты и монархисты. Местные Советы представлены не были, большевиков-членов ВЦИК Советов из его делегации ис-ключили (некоторые все же прошли от профсоюзов, но им не дали слова). Для большего спокойствия Государственное совещание собрали не в Петрограде, а в казавшейся консервативной Москве. Большевики объявили это совещание заговором контрреволюции. В день его открытия 12 авгус-та они организовали в Москве Всеобщую политическую забастовку, в ко-торой участвовали 400 тыс. чел. Встали заводы и фабрики, электростан-ции, трамваи. Большинство делегатов добирались пешком, огромный зал Большого театра, где они собрались, освещался свечами.

    Официальные ораторы соревновались в жесткости угроз. Керенский обещал «железом и кровью» раздавить попытки сопротивления прави-тельству. Но истинным героем дня стал генерал Корнилов, незадолго до этого назначенный верховным главнокомандующим. Его на руках вынес-ли с вокзала офицеры, ему устроили овацию делегаты. Он огласил про-грамму наведения порядка: должны быть три армии - армия на фронте, армия в тылу и транспорте. Он потребовал восстановления смертной каз-ни и в тылу, железной дисциплины на фабриках и заводах. В результате Государственного совещания обозначились два центра власти: Временное правительство и Ставка верховного главнокомандующего.

    КОРНИЛОВЩИНА

    27 августа 1917 г. Корнилов выступил против Временного правительства, двинув на Петроград 3-й конный корпус под командованием генерал-лейтенанта Крымова для подавления революционных выступлений и наведения порядка в столице. . В этот же день Керенский разослал повсюду радиограммы с объявлени-ем Корнилова мятежником и требованием ему сдать должность верховного главнокомандующего и ввел в Петрограде военное положение. В ответ Корнилов объявил слова Керенского сплошной ложью и обвинил Вре-менное правительство, что оно «под давлением большевистского боль-шинства Советов (которого пока еще не было) действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба...» Двое командующих фронта-ми из пяти (А.И. Деникин и В.Н. Клембовский) поддержали Корнилова. После того, как генералы, которым был предложен пост верховного глав-нокомандующего, один за другим от этой чести уклонились, Керенский сам объявил себя верховным главнокомандующим.

    27 августа большевики призвали рабочих и солдат к отпору мятежникам. Началось легальное вооружение ранее воз-никших и создание новых отрядов Красной гвардии. Корниловские эше-лоны задерживались в пути железнодорожниками. На пути движения 3-го конного корпуса строились заграждения, разбирались рельсы. На вооружение петроградских рабочих из арсенала было передано более 20 тыс. винтовок, что позднее сыграло одну из решающих ролей в Октябрьском восстании. В авангарде 3-го корпуса поставили Туземную (или Ди-кую) дивизию из чеченцев, ингушей, осетин и др. горцев Северного Кав-каза: не знавшие русского языка, они казались надежной силой в борьбе против Советов. Однако по совету С.М. Кирова навстречу горцам напра-вили находившуюся в Петрограде делегацию старейшин кавказских наро-дов. Они на родном языке объяснили, куда и зачем их везут, и те отказа-лись двигаться дальше.

    Отдав приказ выгружаться из вагонов и двигаться конным порядком, генерал Крымов на автомобиле прибыл один в Петроград и явился к Керенскому. Содержание их громкого разговора до сих пор остается загадкой, потому что после него Крымов по официальной версии застрелился. 29 августа-2 сентября Корнилов и гене-ралы - его сторонники - были арестованы и в уездном городке Быхове взяты под стражу в помещении женской гимназии. Их охраняли верные Корнилову добровольцы-туркмены конного Текинского полка.

    Попытка переворота, предпринятая Корниловым, оказалась неудачной. Керенский, приняв на себя пост главнокомандующего, одновременно возглавил Совет пяти (Директорию), в составе: министр-председатель Керенский, иностранных дел - Терещенко, военный министр - -полковник А.И. Верховский, морской - адмирал Д.Н. Вердеревский, почт и телеграфов - меньшевик А.М. Никитин. которому Временное правительство передало власть. 1 сентября Россия была объявлена Республикой, но это уже не могло остановить нарастание в массах радикальных революционных настроений. Переговоры о создании нового правительства затянулись до 25 сентября, когда наконец удалось составить третье и последнее коалиционное правительство: 4 меньшевика, 3 кадета, 2 эсера, 2 прогрессиста и 6 беспартийных. Для поддержки Директории, по предложению Керенского, эсеро-мень-шевистский ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и эсеровский ЦИК Советов крестьянских депутатов созвали 14 сентября так называе-мое «Демократическое совещание» из более чем 1,5 тыс. делегатов от Сове-тов, профсоюзов, армейских и флотских комитетов, кооперации, нацио-нальных советов и др. общественных организаций. От Государственного совещания его отличал более левый состав и отсутствие представительства буржуазно-помещичьих партий и союзов. Большевики - представители ряда Советов, профсоюзов, фабзавкомов - составляли меньшинство, но их поддерживала значительная часть беспартийных делегатов. 19 сентября Демократическое совещание приняло резолюцию против создания правительства в коалиции с кадетами, причем против коалиции голосовала большая часть эсеров и меньшевиков. 20 сентября президиум Совещания решил выделить из его состава Всероссийский демократический совет, он же - Временный совет Российской республики (Предпарламент), пропорционально численности его групп и фракций. Он призван был стать впредь до Учредительного собрания представительным органом, перед которым должно было быть ответст-венным Временное правительство. Первое заседание Предпарламента состоялось 23 сентября. От него Керенский добился одобрения коалиции с кадетами. Однако эти меры не могли ввыести страну из системного кризиса. Выступление Корнилова обнаружило раскол в пра-вящих кругах. От этого выиграли большевики, завоевывавшие большинство в Советах.

    КОРНИЛОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕЩАНИИ

    Август 1917 г.

    «С глубокой скорбью я должен открыто заявить - у меня нет уверенности, что русская армия исполнит без колебаний свой долг перед родиной... Враг уже стучится в ворота Риги, и если только неустойчивость нашей армии не даст нам возможности удержаться на побережье Рижского залива, дорога в Петроград будет открыта... Невозможно допустить, чтобы решимость... каждый раз появлялась под давлением поражений и уступок отечественной территории. Если решительные меры для повышения дисциплины на фронте последовали как результат Тарнопольского разгрома и утраты Галиции и Буковины, то нельзя допустить, чтобы порядок в тылу был последствием потери нами Риги».

    Цит. по: Лехович Д.В. Белые против красных. М., 1992

    КТО И КАК ПОДДЕРЖИВАЛ КОРНИЛОВА В АВГУСТЕ 1917 Г.

    Нужно заметить, что общественное мнение союзных стран и их правительств, вначале чрезвычайно благожелательно настроенных к Керенскому, после июльского разгрома армии резко изменилось... Еще более определенные и вполне доброжелательные отношения сохранили к Верховному [Корнилову] иностранные военные представители. Многие из них представлялись в эти дни Корнилову, принося ему уверения в своем почитании и искренние пожелания успеха; в особенности в трогательной форме это делал британский представитель. Слова и чувства. Реально они проявились только в декларации, врученной 28 августа Терещенко Бьюкененом, в качестве старейшины дипломатического корпуса. В ней в изысканной дипломатической форме послы единодушно заявляли, что «в интересах гуманности и в желании устранить непоправимые действия они предлагают свои добрые услуги (посредников) в единственном стремлении служить интересам России и делу союзников». Впрочем, Корнилов тогда не ждал и не искал более реальных форм интервенции.

    Поддержка русской общественности? Произошло нечто чудесное: русская общественность внезапно и бесследно сгинула. Милюков, быть может еще два, три видных деятеля упорно и настойчиво поддерживали в Петрограде необходимость примирения с Корниловым и коренной реорганизации Временного правительства... Либеральная печать, в том числе «Речь» и «Русское слово», в первые дни в спокойных лояльных статьях так определяли элементы выступления: «преступность» способов борьбы, правильность целей ее («подчинение всей жизни страны интересам обороны») и почвенность движения, обусловленная положением страны и ошибками власти. Довольно робко говорили о примирении... Вот и все... Офицерство? Не было никакого сомнения, что масса офицерства всецело на стороне Корнилова и с замиранием сердца следит за перипетиями борьбы, им кровно близкой; но, не привлеченное к ней заблаговременно в широком масштабе и в солидной организации, в той обстановке, в какой оно жило - офицерство могло дать лишь нравственную поддержку.

    Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991

    ОБ АРЕСТЕ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

    ИЗ ДОНЕСЕНИЯ В ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

    25 октября в 2 ч[аса] 10 мин[ут] ночи арестованы... по постановлению [Военно-революционного] комитета: контрадмирал Вердеревский, министр государственного призрения Кишкин, министр торговли и промышленности Коновалов, министр земледелия Маслов, министр путей сообщения Ливеровский, управляющий военным министерством ген[ерал] Маниковский, министр труда Гвоздев, министр юстиции Малянтович, председатель экономического комитета Третьяков, генерал для поручений Борисов, государственный контролер Смирнов, министр просвещения Салазкин, министр финансов Бернацкий, министр иностранных дел Терещенко, помощники особоуполномоченного Временным правительством Рутенберг и Пальчинский, министр почт и телеграфов и внутренних дел Никитин и министр исповеданий Карташев.

    Офицеры и юнкера обезоружены и отпущены, взяты три папки и портфель министра народного просвещения. Комендантом Зимнего дворца назначен делегат на второй Всероссийский съезд советов солдат Преображенского полка тов. Чудновский. Все министры отправлены в Петропавловскую крепость. Сопровождавший министра Терещенко подпор[учик,] Чистяков скрылся...

    «ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВОЙНОЮ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ПЕРЕВОРОТА»

    ИЗ ПИСЬМА ЛИДЕРА КАДЕТСКОЙ ПАРТИИ, БЫВШЕГО МИНИСТРА ПЕРВОГО ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА П.Н. МИЛЮКОВА БЫВШЕМУ ЧЛЕНУ СОВЕТА МОНАРХИЧЕСКИХ СЪЕЗДОВ И.В. РЕВЕНКО

    Конец декабря 1917 - начало января 1918 года

    Вответ на поставленный Вами вопрос, как я смотрю теперь на совершенный нами переворот, чего я жду от будущего и как оцениваю роль и влияние существующих партий и организаций, пишу Вам это письмо, признаюсь, с тяжелым сердцем. Того, что случилось, мы не хотели. Вы знаете, что цель наша ограничивалась достижением республики или же монархии с императором, имеющим лишь номинальную власть; преобладающего в стране влияния интеллигенции и равные права евреев.

    Полной разрухи мы не хотели, хотя и знали, что на войне переворот во всяком случае отразится неблагоприятно. Мы полагали, что власть сосредоточится и останется в руках первого кабинета министров, что временную разруху в армии и стране мы остановим быстро и если не своими руками, то руками союзников добьемся победы над Германией, заплатив за свержение царя некоторой отсрочкой этой победы.

    Надо признаться, что некоторые даже из нашей партии указывали нам на возможность того, что и произошло потом. Да мы и сами не без некоторой тревоги следили за ходом организации рабочих масс и пропаганды в армии.

    Что же делать: ошиблись в 1905 году в одну сторону - теперь ошиблись опять, но в другую. Тогда недооценили сил крайне правых, теперь не предусмотрели ловкости и бессовестности социалистов. Результаты Вы видите сами.

    Само собою разумеется, что вожаки Совета рабочих депутатов ведут нас к поражению и финансовому экономическому краху вполне сознательно. Возмутительная постановка вопроса о мире без аннексий и контрибуций помимо полной своей бессмысленности уже теперь в корне испортила отношения наши с союзниками и подорвала наш кредит. Конечно, это не было сюрпризом для изобретателей.

    Не буду излагать Вам, зачем все это было им нужно, кратко скажу, что здесь играла роль частью сознательная измена, частью желание половить рыбу в мутной воде, частью страсть к популярности. Но, конечно, мы должны признать, что нравственная ответственность за совершившееся лежит на нас, то есть на блоке партий Государственной Думы.

    Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войною для производства переворота было принято нами вскоре после начала этой войны. Заметьте также, что ждать больше мы не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования.

    Вы понимаете теперь, почему я в последнюю минуту колебался дать согласие на производство переворота, понимаете также, каково должно быть в настоящее время мое внутреннее состояние. История проклянет вождей наших, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю. Что же делать теперь, спрашиваете Вы… Не знаю. То есть внутри мы оба знаем, что спасение России в возвращении к монархии, знаем что все события последних двух месяцев ясно доказали, что народ не способен был воспринять свободу, что масса населения, не участвующая в митингах и съездах, настроена монархически, что многие и многие агитирующие за республику делают это из страха. Все это ясно, но признать этого мы просто не можем. Признание есть крах всего дела нашей жизни, крах всего мировоззрения, которого мы являемся представителями. Признать не можем, противодействовать не можем, не можем и соединиться с теми правыми, подчиниться тем правым, с которыми так долго и с таким успехом боролись. Вот все, что могу сейчас казать.

    Конечно, письмо это строго конфиденциально. Можете показать его лишь членам известного Вам кружка.

    Однородное Временное правительство (2(15).03 – 2(15).04

    1-е коалиционное Временное правительство Временное правительство

    2-е коалиционное Временное правительство

    (24.7. – 26.8)

    3-е коалиционное Временное правительство (25.9. – 25.10)

    Октябристы

    Прогрессисты

    Трудовики

    Меньшевики

    Другие партии

    Беспартийные

    2 марта 1917 г. монархисты А.И. ГУЧКОВ и В.В. ШУЛЬГИН по поручению думского комитета в Пскове вели переговоры с императором. Николай II решил отречься от престола в пользу брата Михаила Александровича, который 3 марта также заявил об отречении. Утром 4 марта 1917 г. опубликовали документы о передаче всей власти Временному правительству 50 .

    ФЕВРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1917 г. ЛОГИЧЕСКИ ЗАВЕРШИЛ ЦИКЛ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ, НАМЕТИВШЕГОСЯ НА РУБЕЖЕ XIX XX в .

    Решали задачи, традиционно относимые к прерогативе западноевропейских революций:

      введение конституционного строя;

      обеспечение политических свобод;

      открытие пути развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.

    РЕВОЛЮЦИЯ ВЫРАСТАЛА НА ВОЛНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА, СВЯЗАННОГО С ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ, А ТАКЖЕ НЕБЫВАЛОЙ ДИСКРЕДИТАЦИЕЙ ВЛАСТИ .

    В первые недели Временное правительство пользовалось необычайной популярностью и большой поддержкой населения, осуществив широкую демократизацию общества:

      провозгласив политические права и свободы;

      отменив национальные и религиозные ограничения;

      упразднив репрессивные органы царского режима.

    Реорганизация государственного механизма непосредственным образом отразилась на правоохранительной и уголовно-исполнительной системах. Массовые антиправительственные выступления в период Февраля 1917 г. сопровождались разгромом полицейских и пенитенциарных учреждений, сожжением документации. Правовые основы организации и деятельности народной милиции определялись в постановлениях «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданных 17 апреля 1917 г. Однако, «народная» милиция не смогла полностью заменить царскую полицию и жандармерию с ее сложным, широко разветвленным механизмом. 26 апреля 1917 г. Главное тюремное управление (ГТУ) преобразовали в Главное управление по делам мест заключения (ГУМЗ), а Совет по тюремным делам – в Совет по делам мест заключения (при формировании которого ввели выборные начала). Основной задачей пенитенциарной системы провозгласили социальное перевоспитание преступника. Этим же постановлением Временное правительство отменило высылку на поселение.

    Февральский государственный переворот в России открыл краткий момент национального единения, сплотив на время расколотое общество, соединив революционную и реформистскую традиции. она способствовала подъему антивоенных революционных выступлений по всей Европе

    В апреле 1917 г. в Германии состоялась массовая политическая стачка, в ходе которой предпринимались попытки создания рабочих Советов. В Италии рабочие выдвинули лозунг: “Сделать так, как в России”. В мае-июне волна стачек и демонстраций прошла во Франции. Эта волна революционных выступлений в Европе не привела к ликвидации политических режимов, но возродила надежды российских социалистов на интернациональную силу рабочего класса и даже на близость мировой революции.

    Были ли альтернативы общественному развитию России после Февраля?

    Данная фуркация зависела от основных социальных сил, их интересов. Переход от самодержавия к демократической республике предполагал необходимость достижения между классами и партиями согласия для национального спасения страны. Вместе с тем, события 1917 г. подтвердили в реальности альтернативы развития общества:

      буржуазно-демократическая (А.Ф. КЕРЕНСКИЙ);

      военно-диктаторская (Л.Г. КОРНИЛОВ);

      «однородно социалистическая» (О. МАРТОВ);

      большевистско-леворадикальная (В.И. УЛЬЯНОВ).

    Выходу страны из тотального кризиса препятствовали:

      продолжавшаяся война;

      нетерпимость;

      личные амбиции многих политических лидеров.

    С 27 февраля по 4 июля 1917 г. в стране эволюционировала уникальная ситуация мирного развития событий, названная двоевластием. Сущность ее заключалась в одновременном существовании двух властей:

      Буржуазии посредством Временного правительства.

      Революционно-демократической диктатуры рабочего класса и крестьянства через Советы.

    БОРЬБА ЗА ЕДИНОВЛАСТИЕ СТАЛА КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ ЖИЗНИ СТРАНЫ .

    При рассмотрении Февраля и Октября 1917 г. как «узловых точек» единого процесса с ярко выраженным русским национальным характером важным является анализ политических кризисов в стране в тот период. Нота Временного правительства от 18 апреля 1917 г. о готовности России вести войну до полной победы вызвала столкновения сторонников и противников правительства, приведя к тому, что в начале мая 1917 г. образовали 1-е коалиционное Временное правительство из 16 министров (9 – представители буржуазных партий, 7 –социалистических). Премьер-министром остался Г.Е. ЛЬВОВ , но П.Н. МИЛЮКОВ и А.И. ГУЧКОВ ушли в отставку.

    К июню-июлю 1917 г. ситуация на фронте и в стране обострилась. Массовая демонстрация в Петрограде 13 июня прошла под лозунгом недоверия правительству. События накалялись. 2 июля 1917 г. на заседании ЦК партии большевиков было решено удерживать массы от наступления, так как, по мнению ЦК, армия еще не готова поддерживать революционные силы. На следующий день в Петрограде начались стихийные антиправительственные выступления. Большевики решили возглавить выступление масс. 4 июля в столице прошла огромная 500-тысячная демонстрация под лозунгом “Вся власть Советам!”. По приказу Временного правительства войска применили оружие против демонстрантов. Около 700 человек оказалист убитыми и ранеными.

    Вину за это правительство возложило на большевиков, закрыв газету “Правда” и приказав арестовать В.И. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА) и Г.Е. ЗИНОВЬЕВА . В тюрьму попали Л. КАМЕНЕВ, Л. БРОНШТЕЙН (ТРОЦКИЙ), А. ЛУНАЧАРСКИЙ, А. КОЛЛОНТАЙ, Ф. РАСКОЛЬНИКОВ , др.

    8 июля 1917 г. премьер-министром стал А.Ф. КЕРЕНСКИЙ , стремившийся проводить центристскую политику. Затем объявили состав нового, 2-го коалиционного Временного правительства.

    К АВГУСТУ 1917 г. ВОПРОС ВСТАЛ ТАК: ЛИБО БУРЖУАЗНО-ВОЕННАЯ ВЛАСТЬ, ЛИБО ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА .

    25 августа корниловские войска привели в боевую готовность. 26 августа А.Ф. Керенскому передали ультиматум Л.Г. Корнилова 51 явиться в Ставку и передать всю полноту военной и гражданской власти. На следующий день Керенский и Корнилов объявили друг друга врагами. Керенский отстранил Корнилова от командования русской армией, объявил его вне закона.

    С выходом из правительства министров-кадетов оно фактически развалилось. Начался новый кризис правительственной власти. Премьер-министр А.Ф. Керенский обратился за поддержкой к Петроградскому совету, дав ему оружие. Меньшевики, эсеры, большевики, позабыв на время распри, отправили своих агитаторов в ударные батальоны. В течение недели корниловское выступление подавили. Л.Г. Корнилова и его сообщников арестовали и посадили в Быховскую (в Беларуси) тюрьму. Вместе с Корниловым в тюрьме находился генерал А.И. ДЕНИКИН 52 .

    После подавления корниловского выступления 25 сентября 1917 г. объявили состав третьего коалиционного правительства. В этом последнем составе Временного правительства было 4 миллионера. Несмотря на то, что большинство в правительстве принадлежало министрам-социалистам (8 человек), “буржуазная семерка” сосредоточила в своих руках ключевые посты.

    К ОСЕНИ 1917 г. НАЗРЕЛ НЕ ПРОСТО КРИЗИС, А КРИЗИС БУРЖУАЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ В ЦЕЛОМ .

    В условиях мировой войны свертывались многие политические и гражданские права и свободы, углублялась поляризация общества. Демократия постепенно лишалась естественной основы, в условиях войны ей на смену шла диктатура. Большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) провели колоссальную работу по подготовке и осуществлению вооруженного восстания. К октябрю 1917 г. партия большевиков насчитывала около 400 000 человек. По возвращении в Петроград В.И. Ульянов (Ленин) отстоял свою позицию по вопросу о вооруженном восстании на заседаниях ЦК партии 10 и 16 октября. 12 октября при Петроградском совете, который с 22 сентября 1917 г. возглавлял Л.Д. Бронштейн (Троцкий), создали Военно-революционный комитет. Однако по вопросу о сроках выступления против Временного правительства в партийном руководстве не было единства:

      Л.Д. Бронштейн (Троцкий) как руководитель Совета полагал, что восстание должен санкционировать съезд Советов;

      В.И. Ульянов (Ленин) считал, что съезда ожидать не следует, так как он “ничего не может дать”;

      Л.Б. КАМЕНЕВ и Г.Е. ЗИНОВЬЕВ считали, что контрреволюция ослаблена, умеренные социалисты под влиянием масс пойдут влево и соглашательский блок распадется, а большевики постепенно получат перевес в Учредительном собрании. Вооруженное восстание лишь затормозит этот процесс.

    Накануне восстания общая численность Красной гвардии по стране составляла около 75 000 человек. По призыву революции был готов выступить 240-тысячный гарнизон Петрограда. На стороне Временного правительства было 30–40 тыс. человек. Таким образом, большевики сумели создать перевес в вооруженных силах.

    Однако о вооруженном восстании в Петрограде можно говорить лишь с натяжкой. Дело в том, что в ответ на опрометчивую попытку А.Ф. Керенского нанести 24 октября 1917 г. упреждающий удар по большевикам группой верных войск части Петроградского ВРК незаметно перешли в наступление. К утру 25 октября важнейшие объекты города почти без сопротивления захватили силы большевиков. Многие петроградцы, по словам Троцкого, даже не подозревали о происходившей смене власти. В ночь на 26 октября пал Зимний дворец и Временное правительство прекратило существование.

    На II съезде Советов, открытом в 22 45 25 октября меньшевиком Ф.И. ДАНОМ , сформировали большевистское правительство во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) . Официально Совет народных комиссаров (СНК) считался временным рабочим и крестьянским правительством и должен был осуществлять функции до созыва Учредительного собрания. В правительство вошли:

      председатель - В.И. Ульянов (Ленин) ;

      нарком по внутренним деламА.И. РЫКОВ ;

      нарком земледелия – В.П. МИЛЮТИН ;

      нарком труда – А.Г. ШЛЯПНИКОВ ;

      нарком юстиции – Г.И. ОППОКОВ (ЛОМОВ) ;

      нарком почт и телеграфов – Н.П. АВИЛОВ (Глебов);

      нарком по делам торговли и промышленности – В.П. НОГИН ;

      нарком народного просвещения – А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ ;

      нарком по иностранным деламЛ.Д. Бронштейн (Троцкий );

      нарком по делам национальностей – И.В. Джугашвили (Сталин );

      нарком по делам продовольствия – А.И.ТЕОДОРОВИЧ ;

      по военным и морским делам комитет в составе: В.А. ОВСЕЕНКО (АНТОНОВ), Н.В. КРЫЛЕНКО и П.Е. ДЫБЕНКО .

    Съезд избрал также высший орган государственной власти между съездами – Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), председателем которого стал Л.Б. КАМЕНЕВ . В его состав вошли:

    62 большевика;

    29 левых эсеров;

    6 социал-демократов интернационалистов;

    3 украинских социалиста;

    1 максималист.

    Правительство (СНК):

      законодательно ввело рабочий контроль над производством и распределением;

      признало право народов России на свободное самоопределение;

      заявило о готовности новой власти приступить к строительству основ социализма. Но главные надежды связывались с перспективами скорой мировой революции.

    С 25 октября 1917 г. по март 1918 г. советскую власть утвердили на большей части России. В результате значительного перевеса революционных сил в 79 городах из 97 ее установили мирным путем.

    Причиной этого “триумфального шествия” 53 послужило то, что Октябрьский государственный переворот осуществили под знаком не столько социалистических, сколько общедемократических задач (земля, мир, власть советам, рабочий контроль на предприятиях), и поэтому объединили в борьбе против дискредитировавшего себя Временного правительства значительную часть рабочих, солдат, крестьян (причем, не только беднейших).

    Большевики, захватив власть вооруженным путем, получили поддержку и удержались еще и потому, что вначале, выступая под лозунгом советской власти, обещали резко не ломать общественного устройства и условий жизни людей.

    В обращении “К населению” В.И. Ульянов (Ленин) в октябре 1917 г. писал: ”Сопротивление капиталистов и высших служащих будет сломлено. Ни один человек не лишится нами имущества без особого государственного закона о национализации банков и синдикатов… Ни один трудящийся не потеряет ни копейки… Кроме строжайшего учета и контроля, кроме взимания без утайки налогов, установленных раньше, никаких других мер правительство вводить не хочет ” 54 .

    Казалось бы, чего же лучше? Увы, реалии оказались другими. Наше Отечество попало в жестокий цивилизационный разлом, Гражданская война стала неизбежностью.