Конституция рсфср 1978 общественное устройство. Конституции рсфср, cccр, россии

Конституция 1978 года в первоначальной редакции не изменила политической системы страны - советы депутатов трудящихся стали называться советами народных депутатов, срок полномочий Верховного совета был увеличен с 4 до 5 лет, срок полномочий советов народных депутатов с 2 до 2,5 лет.

Конституция 1978 года потеряла юридическую силу после принятия Конституции 1993 года. Вместе с тем 12 декабря 1993 года прекратила существование политическая система установленная Конституцией 1978 года в редакции 1989 года.

Структура

По структуре и содержанию соответствовала новой Конституции СССР. В отличие от предыдущей Конституции новая Конституция РСФСР стала значительно более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. В третьем разделе «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» было закреплено административное деление РСФСР: в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР (статьи 1-30) (статьи 1-9) (статьи 10-18) (статьи 19-27) (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67) Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан (статьи 31-36) Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР (статьи 37-67) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР (статьи 68-84) Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР (статьи 68-77) Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика (статьи 78-81) (статьи 82-84) IV. Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания (статьи 85-103) (статьи 85-90) (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР (статьи 104-130) Глава 13. Верховный Совет РСФСР (статьи 104-121) Глава 14. Совет Министров РСФСР (статьи 122-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики (статьи 131-136) Глава 15. Верховный Совет автономной республики (статьи 131-132) Глава 16. Совет Министров автономной республики (статьи 133-136) VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов (статьи 137-144) Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов (статьи 145-151) VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет РСФСР (статьи 158-162) IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Суд и арбитраж (статьи 163-175) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР (статьи 180-183) XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения (статьи 183-185).

Впоследствии структура неоднократно менялась в связи с поправками. По состоянию на 10 декабря 1992 года Конституция имела следующую структуру:

I. Основы общественного строя и политики Российской Федерации (статьи 1-30) Глава 1. Политическая система (статьи 1-9) Глава 2. Экономическая система (статьи 10-15, 17-18) Глава 3. Социальное развитие и культура (статьи 19-25, 26-27) Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67 11) Глава 5. Права и свободы человека и гражданина (статьи 31-67 3) Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации (статьи 67 4 -67 11) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации (статьи 68-84) Глава 7. Российская Федерация - суверенное государство (статьи 68, 70, 71-72, 75) Глава 8. Республика в составе Российской Федерации (статьи 78-81 5) Глава 9. Автономная область и автономный округ (статьи 82-84 6) Глава 9 1 . Край, область, город федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 84 7 -84 15) IV. Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания (статьи 85-103) Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов (статьи 85, 86, 86 1 , 87, 90) Глава 11. Избирательная система (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации (статьи 104-130) Глава 13. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации (статьи 104-121) Глава 13 1 . Президент Российской Федерации (статьи 121 1 -121 11) Глава 14. Совет Министров Российской Федерации (статьи 122-125, 127-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации (статьи 131-136) Глава 15. Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации (статьи 131-132) Глава 15 1 . Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации (статьи 132 1 -132 2) Глава 16. Совет Министров республики в составе Российской Федерации (статьи 133-136) VI 1 . Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 -136 6) Глава 16 1 . Советы народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 -136 2) Глава 16 2 . Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения (статьи 136 3 -136 6) VII. Местное самоуправление в Российской Федерации (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления (статьи 138-145) Глава 18. Местная администрация (статьи 146-150) VIII. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 158, 160-162) IX. Правосудие и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Судебная система Российской Федерации (статьи 163-174) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица Российской Федерации (статьи 180-183) XI. Действие конституции Российской Федерации и порядок ее изменения (статьи 183-185).

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Также в преамбуле было сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил новую редакцию преамбулы. В ней отмечалось, что Съезд, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя уважение к правам всех народов СССР и выражая волю народов РСФСР, подтверждает государственный суверенитет республики и заявляет о своей решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого СССР.

9 декабря 1992 года из преамбулы было исключено упоминание о СССР, добавлено указание на признание приоритета прав человека и гражданина РФ.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что РСФСР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». 15 декабря 1990 года эта формулировка была отменена, вместо этого было установлено, что РСФСР «есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами».

21 апреля 1992 года к этой формулировке было добавлено указание о том, что РФ «есть суверенное федеративное государство...», «незыблемыми основами конституционного строя» которого являются народовластие , федерализм , республиканская форма правления . Наименования «Российская Федерация » и «Россия » Конституция объявляла равнозначными.

Статья 2 утверждала, что вся власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет её через Советы . Все другие органы были подотчётны и подконтрольны Советам.

15 декабря 1990 года было утверждено, что власть принадлежит «многонациональному народу РСФСР», а осуществляется им как через Советы, так и непосредственно .

Статья 3 определяла, что организация и деятельность РСФСР строятся в соответствии с принципом демократического централизма и давала его определение.

21 апреля 1992 года эта статья была изложена в новой редакции, в соответствии с которой система государственной власти основана на принципах разделения властей и разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами . Но принципу разделения властей противоречила часть вторая статьи 104 Конституции, которая предоставляла Съезду народных депутатов право решать любой вопрос, отнесенный к ведению РФ (в несколько усеченном виде пункт 26 статьи 109 предоставлял его и Верховному Совету). Данное противоречие стало одной из причин кризиса власти , переросшего впоследствии в вооруженный конфликт между двумя её ветвями.

Статья 5 предусматривала возможность проведения референдумов и всенародных обсуждений по «наиболее важным вопросам государственной жизни», однако перечень этих вопросов не указывался.

15 декабря 1990 года в новой редакции этой статьи было провозглашено, что «право собственности в РСФСР защищено законом», а 9 декабря 1992 года было установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются следующие ее формы: частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений.

Статья 16 провозглашала экономику РСФСР составной частью экономики СССР и закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта , прибыли , себестоимости и других экономических рычагов и стимулов . V Съездом народных депутатов РСФСР в октябре-ноябре 1991 года эта статья была исключена.

Органы власти

В новой Конституции был введен новый Раздел IV - «Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом, согласно статье 92 , был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет.

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти - Верховном Совете (глава 13 ) и Совете Министров РСФСР (глава 14 ). Содержащаяся в этом разделе статья 104 предоставляла Верховному Совету (а с 27 октября 1989 года - Съезду народных депутатов) РСФСР всю полноту государственной власти; к исключительным полномочиям ВС РСФСР относилось (по первоначальной редакции): принятие Конституции и законов РСФСР, внесение в них изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов.

27 октября 1989 года были введены нормы о Съезде народных депутатов РСФСР (новая редакция главы 13 ), а 24 мая 1991 года - отдельная глава 13 1 о Президенте РСФСР .

В разделе VI были обозначены органы власти автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись Верховные Советы (а с 27 октября 1989 года - и Съезды народных депутатов) и Советы Министров республик.

1 ноября 1991 года была введена глава о президентах республик РСФСР (глава 15 1 ), а 21 апреля 1992 года - отдельный раздел VI 1 , в котором были установлены органы исполнительной (администрация) и законодательной (Совет народных депутатов) власти краёв, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения (последние стали охватываться этой главой с принятием соответствующих поправок 9 декабря 1992 года).

Поправки

До 1989 года Конституция РСФСР находилась в полной неприкосновенности, даже малые поправки (например аналогичные июньским поправкам 1981 года в Конституцию СССР 1977 года), не вносились . Вопрос о необходимости изменения Конституции РСФСР впервые встал лишь в 1988-1989 годах в связи с необходимостью приведения российского Основного Закона в соответствие с новой редакцией Конституции СССР. В соответствии с этим 27 октября 1989 года Верховный Совет XI созыва принял первые поправки к конституции. Высший органом государственной власти становился Съезд народных депутатов избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, сроком на 5 лет. Но Съезд не был постоянным органом - он собирался раз в год. Съезд народных депутатов избирал Верховный Совет РСФСР собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательной власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух (а не одной как это было в 1938-1990 годах) палат - Совета Национальностей и Совета Республики, организацию работы обеспечивал Президиум Верховного Совета. Функции высшего должностного лица РСФСР осуществлял Председатель Верховного Совета.

31 мая 1990 года число избираемых Съездом заместителей (не считая Первого заместителя) Председателя ВС РСФСР увеличено с одного до трех.

16 июня 1990 года была принята поправка, устанавливающая многопартийную систему в РСФСР. В отличие от союзного закона новая редакция 6 статьи Конституции РСФСР не упоминала о КПСС .

«Съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбу России,
- свидетельствуя уважение к правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
- выражая волю народов РСФСР,

Подтверждает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР».

Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

Наряду с этим была изменена экономическая система Российской Федерации (разрешение частной собственности, хотя сам термин "частная собственность" тогда в Конституции не появился), создан Конституционный Суд РСФСР (избран годом позже) и должность Генерального прокурора РСФСР, назначаемого ВС РСФСР и утверждаемого Съездом. Закреплялось республиканское гражданство РСФСР (статья 31), из статей о политических правах граждан РСФСР были исключены положения о том, что эти права должны служить "интересам народа" и целям "укрепления и развития социалистического строя" (статья 49), "коммунистического строительства" (статьи 45, 49), в новой редакции была изложена статья о свободе совести и вероисповеданий. Была изъята обязанность граждан "беречь и укреплять социалистическую собственность", "бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру" (статья 59). В статье 57 об обязанности соблюдения законов на первое место была поставлена Конституция РСФСР (ранее - Конституция СССР). За РСФСР российским Съездом было конституционно закреплено право приостановления действия союзных актов, "ущемляющих суверенные права РСФСР" на территории РСФСР (ранее провозглашенное в Декларации о суверенитете). Автономные области вошли в РСФСР непосредственно, а за автономными округами закреплена возможность входить в край, область (т.е. они могли непосредственно войти в РСФСР по своему желанию). Исключена необходимость при разработке госпланов РСФСР исходить из госплана СССР; бюджет РСФСР выведен из бюджета Союза ССР. Упразднялись органы народного контроля (что закрепляло соответствующее постановление первого СНД) и (в одностроннем порядке) союзно-республиканские министерства, а также так и не сформированный Комитет конституционного надзора РСФСР (заменен Конституционным судом).

24 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР по итогам референдума, прошедшего 17 марта 1991 года, был принят закон "О Президенте РСФСР" который вводил должность Президента к которому переходили функции высшего должностного лица РСФСР и главы исполнительной власти , самостоятельно формирущего правительство РСФСР (лишь на назначение Председателя Совмина требовалось согласие Верховного Совета РСФСР и утверждение его Съездом народных депутатов РСФСР), руководящего его деятельностью и правомочного приостанавливать акты нижестоящих исполнительных органов в случае их противоречия Конституции и законам РСФСР (хотя последнее право было сохранено и за Правительством РСФСР). В мае 1991 года этот закон был утвержден Съездом, соответствующие изменения 24 мая 1991 года были внесены в Конституцию РСФСР. Совет Министров стал подотчётен только президенту, автономные советские социалистические республики были переименованы в советские социалистические республики в составе РСФСР (это переименование не согласовывалось с 85 статьёй конституции СССР ). Городские, сельские и поселковые Советы объявлены органами местного самоуправления , что противоречило статье 145 конституции СССР, согласно которой Советы народных депутатов являлись не «органами местного самоуправления », а «органами государственной власти в автономных областях, автономных округах, краях, областях, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах и других административно-территориальных единицах». Президент РСФСР вместо Верховного Совета был наделен полномочиями формировать Совет Министров , что противоречило статье 139 конституции СССР, согласно которой «Верховный Совет союзной республики образует Совет Министров союзной республики - Правительство союзной республики - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти союзной республики» . Местные администрации были в значительной мере выведены из под контроля Советов. Упразднялась система государственного арбитража , замененная системой арбитражных судов .

3 июля того же года на основании делегированных полномочий Верховным Советом РСФСР в конституцию были внесена поправка, утвержденная Съездом в апреле 1992 года, преобразовавшая Адыгейскую, Горно-Алтайскую, Карачаево-Черкесскую и Хакасскую автономные области в Советские Социалистические Республики в составе РСФСР , что не соответствовало статье 87 конституции СССР, в которой эти республики продолжали быть автономными областями РСФСР

1 ноября 1991 года в конституцию были внесены поправки об учреждении поста президента в каждой республике и утверждении в качестве государственного флага РСФСР государственного флага, аналогичного флагу Российской империи . Этими же поправками из числа лиц, не имеющих избирательных прав, исключались лица, содержащиеся с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения. Президиум ВС РСФСР лишался права давать согласие на лишение депутатской неприкосновенности (это право от него передавалось Съезду); избрание Верховного Совета РСФСР Съездом стало называться формированием, а в Совет Национальностей теперь могли входить и депутаты от территориальных округов. Гимн РСФСР стал утверждаться Верховным Советом РСФСР (что отражало практику: Государственный гимн Российской Федерации 1990-2000 годов («Патриотическая песня » М. И. Глинки) был утвержден именно Верховным Советом), а в статье 166 Конституции закреплялась возможность суда с участием присяжных заседателей . Поправка продолжила линию на возрастающую самостоятельность РСФСР по отношению к СССР: статья 16 Конституции, закреплявшая экономику РСФСР как часть экономики Союза ССР, была исключена, а в статье 19 было установлено, что «государство способствует <...> всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей РСФСР» (ранее говорилось о нациях и народностях всего Союза ССР)

Была внесена поправка, переименовавшая ряд регионов: Ленинград был переименован в Санкт-Петербург (однако в статье 109 осталось слово «Ленинград» в родительном падеже), Горьковская область была переименована в Нижегородскую, Калининская в Тверскую, Куйбышевская в Самарскую. Председатель Верховного Совета России был наделён полномочиями вести переговоры и подписывать соглашения между законодательными органами (парламентами) Российской Федерации и суверенных государств. Также в конституцию был включен Федеративный договор от 31 марта 1992 года.

9 декабря 1992 года в конституцию были внесены очередные поправки. Из преамбулы было исключено упоминание об СССР, включено упоминание о признании приоритета прав человека и гражданина. Из 7 статьи конституции, где говорилось, что политические партии, общественные организации и массовые движения действуют рамках закона, было исключено упоминание о Конституции и законах СССР, включено указание о иных (помимо республик) субъектах, акты которых должны соблюдаться партиями, организациями и движениями; запрещено создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти и незаконных вооруженных формирований, вместо недопустимости действий партий, организаций и движений по свержению советского конституционного строя и нарушению целостности социалистического государства было закреплено положение о недопустимости свержения конституционного строя и нарушении целостности Российской Федерации. Введено положение о том, что собственность в следующих ее формах: частной (понятие частной собственности в Конституции появлялось впервые и включало собственность юридических лиц и граждан), коллективной (общей совместная, общей долевой), государственной, муниципальной и собственности общественных объединений - признается и защищается; запрещалось использование собственности в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан; смягчены ограничения по обороту земельных участков. Из 30 статьи, где говорилось об обеспечении безопасности и обороноспособности страны, было исключено упоминание о Вооружённых силах СССР. Города республиканского подчинения (Москва, Санкт-Петербург) были переобразованы в города федерального значения. Однако, в статье 153 Москва и Санкт-Петербург продолжали упоминатся как города республиканского подчинения . Верховный Совет был наделён правом давать согласия на назначение на должность министра иностранных дел, министра обороны, министра безопасности, министра внутренних дел; назначать председателя Центрального банка; обеспечивать совместно с Верховными Советами республик в составе Российской Федерации соответствие Конституций республик в составе Российской Федерации Конституции Российской Федерации. Президент был наделен полономочиями Верховного главнокомандующого Вооружёнными Силами Российской Федерации, назначать на должность и освобождать от должности высших должностных лиц Вооружённых Сил Российской Федерации и присваивать высшие воинские звания в порядке, определяемом законом. Совет Министров стал подотчётен не только президенту, но и Съезду народных депутатов и Верховному Совету, как это было до мая 1991 года. Также было установлено что в случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации . Этим же законом закреплено положение о избрании судей КС РФ съездом и введены нормы о мировых судьях.

На следующий день была внесена поправка, разделяющая Чечено-Ингушскую АССР на Ингушскую Республику и Чеченскую Республику .

Конституционный кризис и принятие новой Конституции

Конституция Российской Федерации, установившая новые основы построения российской государственности после распада СССР, была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.

Органические законы на основе Конституции 1978 года

  • Закон РСФСР "О выборах в Верховный Совет РСФСР" от 8 августа 1978 года
  • Закон РСФСР "О Совете Министров РСФСР" от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР "О выборах в местные советы народных депутатов РСФСР" от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР "О краевом, областном совете народных депутатов РСФСР" от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР "Об автономных округах РСФСР" от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР "О выборах районных (городских) народных судов РСФСР" от 8 июля 1981 года
  • Закон РСФСР "О порядке отзывов народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов РСФСР" от 8 июля 1981 года

Органические законы на основе Конституции 1978 года в редакции 1989 года

  • Закон РСФСР "О выборах народных депутатов РСФСР" от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР "О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР" от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР" от 14 июля 1990 года
  • Закон РСФСР "О статусе народного депутата местного совета народных депутатов РСФСР" от 30 октября 1990 года
  • Закон РСФСР "О статусе народного депутата РСФСР" от 15 октября 1990 года
  • Закон РСФСР "О вступлении в должность Президента РСФСР" от 27 июня 1991 года
  • Закон РСФСР "О порядке отзыва народного депутата РСФСР" от 17 мая 1991 года
  • Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" от 6 апреля 1991 года

Примечания

  1. Верховный Совет не мог решать вопросы, отнесенные к исключительному ведению Съезда народных депутатов
  2. Норма, введенная в союзную Конституцию в 1981 году, присутствовала в Конституции РСФСР 1978 года с самого начала
  3. главы государства , хотя этот термин в Конституцию не включили в силу существования союзного государства (СССР), частью которого являлась Российская Федерация
  4. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»
  5. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»
  6. Конституция СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. / Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика
  7. Конституция СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. / Глава 19. Местные органы государственной власти и управления
  8. Конституция СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. / Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Конституция РСФСР 1937 года -

Конституция РСФСР 1925 года

Конституция РСФСР 1918 года

Конституционное развитие Российского государства (конституции советского периода)

Конституционное развитие Российского государства – сложный и противоречивый процесс, на который оказывали значительное влияние политические и экономические события, а также идеология государства конкретного исторического периода.

В Росси было принято 5 конституций.

Эта конституция была принята Пятым Всероссийским съездом Советов. Она была призвана закрепить и законодательно оформить приход к власти нового класса – пролетариата.

В основу этой конституции была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Она отвергала принцип разделения властей как по горизонтали, так и по вертикали, отменяла частную собственность. В ней провозглашалось всеобщее вооружение трудящихся, образование социалистической Красной Армии и полное разоружение имущих классов, а также лишение их всех политических прав.

Конституция 1918 г. была реальной, т.к. она обеспечивала диктатуру пролетариата и полностью соответствовала политике того времени.

Она была принята на основе первой Конституция СССР была 1924 г.

Необходимость в новой Конституции была продиктована изменениями в национально – государственном устройстве России и вхождением ее в состав СССР. Конституция РСФСР 1924 г. практически дублировала союзную.

была принята на основе Конституции СССР 1936 г. («Сталинской конституции»). Она закрепила победу социализма, установила новую систему органов государственной власти (Советы депутатов трудящихся вместо прежних Советов рабочих, красноармейских и казачьих депутатов). Выборы в Советы всех уровней стали прямыми, всеобщими и равными при тайном голосовании. В отличие от предыдущей, в Конституции РСФСР 1937 г. была предусмотрена глава «Основные права и обязанности граждан». Однако, как свидетельствует история, эта Конституция была принята в период жестоких политических репрессий, поэтому ее положения были фиктивны.

была принята на основе Конституции СССР 1977 г («Брежневской Конституции»).

Она объявила о полной и окончательной победе социализма и взяла курс на построение «развитого социализма».

Коммунистическая партия провозглашалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

Впервые во всей советской истории была закреплена возможность проведения референдума по наиболее важным вопросам государственной жизни.

Важнейшим из вновь установленных прав стало право на обжалование в суд действий должностных лиц государственных и общественных органов, которое так и осталось нереализованным в рамках советской конституции.



Конституция РСФСР 1978 г. первоначально не расходилась в основных положениях с Конституцией СССР 1977 г. С 1989 г., в период бурного реформирования политической и экономической систем, отказа от коммунистической идеологии, курса на суверенитет России в российскую конституцию стали вноситься многочисленные изменения и дополнения, имевшие, как правило, принципиальный характер, среди которых можно отметить следующие:

1) изменена преамбула (введение) Конституции, из которой были исключены марксистско-ленинские идеологические постулаты;

2) кардинально изменена ст. 3 Конституции РСФСР - если в ней ранее закреплялся принцип полновластия Советов, то в новой редакции был закреплен противоположный принцип разделения властей;

3) ст. 6 Конституции 1978 г. перестала содержать указание на руководящую роль Коммунистической партии, а наоборот, провозгласила равноправие всех политических партий;

4) изменены почти все статьи главы 2 Конституции 1978 г. «Экономическая система», стало признаваться многообразие форм собственности и равная их защита законом;

5) глава 5 Конституции 1978 г. «Гражданство РСФСР. Равноправие граждан» стала называться «Права и свободы человека и гражданина»; в новой редакции ст. 31 Конституции 1978 г. провозглашалось, что права и свободы человека и гражданина, его честь и достоинство являются высшей ценностью;

6) впервые закреплены такие нрава человека, как право на жизнь, право на информацию, право на альтернативную военной службу, право на свободное определение своей национальной принадлежности, право на предпринимательскую деятельность, право на необходимую оборону, право на судебную защиту, а также свобода передвижения, свобода мысли.

В 1991 г. был введен пост Президента РСФСР.

На I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

21 апреля 1992г. на VI Съезде народных депутатов РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию.

Однако, многие ее положения не соответствовали новым политическим и социально-экономическим реалиям. Например, провозглашенный принцип разделения властей противоречил действовавшему принципу «Вся власть Советам!».

Такие конституционные противоречия привели к противостоянию законодательной власти в лице Съезда народных депутатов и избираемого им Верховного Совета РФ и исполнительной власти в лице Президента РФ, что вылилось к осени 1993 г. в глубокий конституционный кризис, закончившийся роспуском Советов всех уровней, прекращением действия Конституции 1978 г. и принятием ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

На основе Конституции СССР 1978 года была принята Конституция РСФСР 1978 года. Она была введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года. Данная Конституция на последних этапах своего существования была нестабильной, в неё вносились множество изменений, в том числе и самые радикальные. Эти изменения касались не только содержания, но и сущности самой Конституции. Сначала в ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе ССР,а за тем и как независимого государства после распада СССР.

Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития по-прежнему являлось построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

В Конституции сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях. Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 года впервые утверждала в преамбуле, что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

К тому же Конституция РСФСР изменилась и структурно. В отличие от Конституции 1937 года, в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». Всё это свидетельствовало о том, что значительно расширился предмет конституционной регламентации, о совершенствовании уровня формирования государственно-правовых институтов.

Впервые в прямой форме устанавливалось, что РСФСР является суверенным государством.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

В 1989 году началось реформирование Конституции, которое шло по линии постепенного изменения сущностных черт основного закона. В это же году в него было внесено 25 поправок. Процесс реформирования был ознаменован принятием таких законов как «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР». Эти законы существенно меняли систему органов РСФСР и систему выборов народных депутатов. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов, который избирал всеобщим тайным голосованием законодательный орган РСФСР- Верховный Совет. Впервые за всю история конституционного развития этот орган стал двухпалатным. В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов, но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

С учетом поправок 1989 - 1992 годов Конституция РСФСР пробрела принципиально новые черты:

отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного федеративного; отказ и от таких определений, как «социалистическая собственность», «социалистическая демократия» и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества. 21 апреля 1992 года был принят закон № 2708-I, который исключал из текста Конституции упоминании об СССР и наименование РСФСР.

устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

признание приоритета прав человека и гражданина;

признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; допущение свободы экономической деятельности;

постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; введение института Президента.

Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

Главную причину и необходимость разработки новой Конституции, следует связать с существенным изменением политического режима в стране. Какое общество мы имеем или строим на новом этапе? Никакой "классовой борьбы" уже не было. Причины принятия новой Конституции Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21. 01.1937 "Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (вместе с Конституцией) // Документ опубликован не был:

1) Экономические предпосылки: в Конституции 1936 г. указывалось, что экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства и отмены частной собственности. Теперь же экономика СССР превратилась в единый народнохозяйственный организм.

2) В социальной структуре: сохранение за рабочим классом положения ведущей силы общества, рост его численности (1936 г. - 1/3, 1977 г. - 2/3 населения страны); изменилось колхозное крестьянство - современный крестьянин родился и вырос в колхозе, его психология сформировалась уже на социалистической, коллективистской основе. Все слои общества вместе, дружно и без малейшего противостояния решают единые задачи. Таким образом, изменение социальной структуры общества являлось важной причиной появления новой Конституции СССР.

3) Принципиальный аспект: с построением зрелого социализма, советское государство, возникшее как государство диктатуры пролетариата, переросло в общенародное государство. Это означало, что расширилась социальная база государства: в первые годы советской власти - союз рабочего класса и беднейшего крестьянства; с 30-х годов - союз рабочего класса и колхозного крестьянства; ко времени принятия Конституции 1977 г. - нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Государство превратилось в общенародную организацию, выражающую интересы всего народа. Неизмеримо большими по объему стали творческие, созидательные функции государства. Эти факторы следовало учесть в новой Конституции.

4) В теорию и конституционную терминологию вводилось понятие "политическая система советского общества". Все организации (государственные и общественные) интегрируются в рамках политсистемы общества, которая служит интересам социалистического народовластия.

5) Всеми процессами в стране руководила Коммунистическая партия. Ее роль никем не воспринималась, конечно, через право граждан на объединение, хотя именно в посвященной ему ст.126 Конституции 1936 г. фиксировалось положение партии в стране. Поэтому возникла идея отразить в Конституции место КПСС как ядра политической системы общества.

6) В области национально-государственного строительства в Конституции предполагалось отразить единство советских людей, - многонационального советского народа.

7) Намечалось отразить в Конституции условия дальнейшего развития советской демократии - участие трудящихся в управлении государственными и общественными делами, повышение роли общественных организаций и органов общественной самодеятельности, народного контроля.

8) За время действия прежнего Основного Закона появилось много нового в организации и деятельности государственных органов.

9) Внешнеполитические причины появления новой Конституции. Она должна была демонстрировать силу СССР, его ведущие позиции в мире, наличие социалистического содружества, соответствующие устои внешней политики советского государства.

Подводя итоги, можно констатировать, что был ряд объективных предпосылок появления новой Конституции: стремление укрепить в политическом режиме начала законности, предотвратить даже саму возможность массового произвола, унижения личности; переход от постулатов власти одной части общества (диктатуры пролетариата) к общенародному государству и участию в осуществлении функций народовластия всех слоев общества; необходимость закрепления в Конституции широкого круга прав и свобод граждан, более четких полномочий государственных органов, соотношения возможностей Союза и республик.

Даже в структурном плане это был все-таки новый Основной Закон. В Конституции СССР 1977 г. - 174 статьи, в Конституции СССР 1936 г. - 146. Имеется преамбула, которой не было у Основного Закона 1936 г. и которая имеет принципиальное значение, поскольку именно в ней дается сжатая характеристика общества развитого социализма и общенародного государства. Структурно новая Конституция делится на разделы и главы, а Конституция 1936 г. - только на главы. В Конституции 1977 г.8 новых глав, 75 абсолютно новых статей; 99 статей касаются тех же вопросов, что и Конституция 1936 г., но из них лишь 17 перешли в новую Конституцию без изменений.

Таблица 4 - Структура Основного Закона СССР 1977 г. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07. 10.1977) (ред. от 14. 03.1990) (Утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08. 12.1991 "О создании содружества независимых государств", ратифицированного Постановлением ВС РСФСР от 12. 12.1991 N 2014-1) // Ведомости ВС СССР. - 1977. - N 41. - ст. 617

Преамбула

Основы общественного строя и политики СССР

гл.1-5: Политическая система; Экономическая система; Социальное развитие и культура; Внешняя политика; Защита социалистического Отечества

Государство и личность

гл.6-7: Гражданство СССР. Равноправие граждан; Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Национально-государственное устройство СССР

гл.8-11: СССР - союзное государство; Союзная Советская Социалистическая Республика; Автономная Советская Социалистическая Республика; Автономная область и автономный округ

Советы народных депутатов и порядок их избрания

гл.12-14: Система и принципы деятельности Советов народных депутатов; Избирательная система; Народный депутат

Высшие органы государственной власти и управления СССР

гл.15-16: Верховный Совет СССР; Совет Министров СССР)

Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках

гл.17-19: Высшие органы государственной власти и управления союзной республики; Высшие органы государственной власти и управления автономной республики; Местные органы государственной власти и управления

Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

гл. 20-21: Суд и арбитраж; Прокуратура

Герб, флаг, гимн и столица СССР

Действие Конституции СССР и порядок ее изменения

Примечательной чертой Основного Закона является более широкое, чем в предшествующих конституциях, регулирование основ общественного строя страны. В преамбуле дается подробная характеристика развитого социалистического общества.

Новая Конституция СССР закрепила положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Впервые ст.6 Конституции отразила основные направления осуществления руководящей роли Коммунистической партии.

Конституция 1977 г. закрепляет уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Но она содержит и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для Верховных Советов республик - 21 год), в Верховный Совет СССР - до 21 года (до этого - 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, не более чем в два Совета; расходы по выборам за счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.

Новшеством явилось включение в Конституцию специальной главы о народном депутате; основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР О статусе народных депутатов в СССР: Закон ВС СССР от 20. 09.1972 (ред. от 19. 04.1979) (утратил силу) // Ведомости ВС СССР. - 1979. - N 17. - ст. 277. Более широкое, чем раньше, регулирование статуса личности. Раздел "Государство и личность" был поставлен вторым в Конституции 1977 г. (в Конституции 1936 г. глава о правах и обязанностях располагалась ближе к концу текста).

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст.4) как один из принципов политической системы общества.

Появилась ст.57, говорящая о том, что "уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц".

Появилась специальная глава (гл.4) об основах внешней политики государства. Она воспроизводит многие положения Заключительного акта состоявшегося перед этим Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) Заключительный акт СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 г.) (извлечение) // Сборник "Действующее международное право", т. 1.

Таковые главные черты и особенности Конституции СССР 1977 г.

Новая Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12. 04.1978) (ред. от 10. 12.1992) (утратил силу в связи с принятием Конституции Российской Федерации от 12. 12.1993) //Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - N 15. - ст. 407. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва. Причины появления новой Конституции РСФСР - аналогичны.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.