Вологодский максимилиан. Двадцать лет на вологодской кафедре

Дата рождения: 9 ноября 1950 г. Страна: Россия Биография:

В 1966 г. поступил в Калининградский (Московская обл., ныне г. Королев) механический техникум. По окончании техникума была присвоена квалификация техника-механика. В 1970 г. по распределению работал в ЦКБ на заводе экспериментального машиностроения в г. Калининграде (Московская область) в должности конструктора III категории.

В мае 1970 г. был призван в ряды Вооруженных сил СССР. Проходил службу в ракетных войсках на должностях рядового и сержантского состава. Уволен в запас в мае 1972 г. в звании старшего сержанта.

В 1972 г. поступил в Центральный институт физической культуры г. Москвы. В 1976 г. с отличием окончил институт по специальности физическая культура и спорт, с присвоением квалификации преподавателя физического воспитания. По распределению был направлен в Московский лесотехнический институт на должность преподавателя.

В 1979 г. по окончании срока отработки уволился по собственному желанию и поступил во второй класс Московской духовной семинарии.

В октябре 1984 г. принят послушником в братию .

2 февраля 1985 г. рукоположен в сан иеродиакона, 10 марта — в сан иеромонаха митрополитом Серапионом в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира.

В Троице-Сергиевой лавре нес послушания духовника, заведующего хозяйственным складом, помощника эконома, заведующего подсобным хозяйством, помощника благочинного, заведующего книжной экспедицией в издательском отделе.

22 февраля 1993 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским.

Образование:

1982 г. — Московская духовная семинария.

1986 г. — Московская духовная академия.

Епархия: Песоченская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:
  • Таинства суть орудия спасения в сем веке. Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.
  • Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками. Епархиальная газета «Благовестник». № 9-10. 2004 г.
  • Покаяние определяется мерой смирения. Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2005 г.
  • Святоотеческое учение о послушании. Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г.
  • Проповедовать Христа словом и делом (беседа). Епархиальная газета «Благовестник». № 11. 2003 г.
  • Считаю себя вологжанином (беседа). Вологодская областная газета «Красный Север». 09.04.2003 г.
  • Тонкий яд злословия. Епархиальная газета «Благовестник». № 11-12. 2003 г.
  • Епископ северной Фиваиды (беседа). Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2003 г.
  • «Красный Север» — любимая газета вологжан. Вологодская областная газета «Красный Север». 31.01.2004 г.
  • Бороться с сорняками духовными. Вологодская областная газета «Красный Север». 21.02.2004 г.
  • Отворите сердца добру. Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2004 г.
  • Обращение к участникам VIII Димитриевских чтений. Епархиальная газета «Благовестник». № 4-5. 2004 г.
  • Они показывают, как быть счастливыми. Вологодская областная газета «Красный Север». 19.06.2004 г.
  • Святые показывают нам, как быть счастливыми. Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.
  • Строить жизнь на началах любви (Об Архирейском Соборе 2004 года). Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2004 г.
  • Святыня возвращается на Вологодчину (беседа). Вологодская областная газета «Красный Север». 17.11.2004 г.
  • Позицию «Красного Севера» поддерживаю. Вологодская областная газета «Красный Север». 22.11.2004 г.
  • Церковь и защита Отечества. Вологодская областная газета «Красный Север». 24.02.2005 г.
  • Что мы выбираем: благословение или проклятие? (Доклад на IX Димитриевских чтениях 03.03.2005 г.). Вологодская областная газета «Красный Север». 17.03.2005 г.
  • Милостыня есть искусство. Вологодская областная газета «Красный Север». 19.05.2005 г.
  • Разделение грозит гибелью. Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.
  • Обращение в связи с празднованием Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства. Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г. Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.
Награды:

Церковные:

  • 2013 г. — свт. Макария Московского II ст.;
  • 2010 г. — свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • медаль прп. Сергия Радонежского II ст.

Светские:

  • государственный орден Дружбы;
  • золотая медаль Фонда мира «За миротворческую и благотворительную деятельность»;
  • медаль Академии Российской словесности «Ревнитель просвещения» в память 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина.
E-mail:

Родился 9 ноября 1950 г. в семье архитектора в г. Фрунзе, Киргизия.В 1966 г. поступил в Калининградский (Московская обл., ныне г. Королев) механический техникум. По окончании техникума была присвоена квалификация техника-механика. В 1970 г. по распределению работал в ЦКБ на заводе экспериментального машиностроения в г. Калининграде (Московская область) в должности конструктора III категории.В мае 1970 г. был призван в ряды Вооруженных сил СССР. Проходил службу в ракетных войсках на должностях рядового и сержантского состава. Уволен в запас в мае 1972 г. в звании старшего сержанта.В 1972 г. поступил в Центральный институт физической культуры г. Москвы. В 1976 г. с отличием окончил институт по специальности физическая культура и спорт, с присвоением квалификации преподавателя физического воспитания. По распределению был направлен в Московский лесотехнический институт на должность преподавателя.В 1979 г. по окончании срока отработки уволился по собственному желанию и поступил во второй класс Московской духовной семинарии.В 1982 г. был зачислен на первый курс Московской духовной академии , которую окончил в 1986 г. В период обучения нес послушания в студенческом и братском хоре, а также послушание иподиакона у Святейшего Патриарха Пимена .В октябре 1984 г. принят послушником в братию Свято-Троице-Сергиевой лавры .26 декабря 1984 г. пострижен в монашество.2 февраля 1985 г. рукоположен в сан иеродиакона, 10 марта - в сан иеромонаха митрополитом Серапионом в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира.4 апреля 1987 г. возведен в сан игумена.В Троице-Сергиевой лавре нес послушания духовника, заведующего хозяйственным складом, помощника эконома, заведующего подсобным хозяйством, помощника благочинного, заведующего книжной экспедицией в издательском отделе.22 февраля 1993 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским. 7 апреля 1993 г. в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита. 10 апреля 1993 г. в Богоявленском соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского. Хиротонию возглавил Святейший Патриарх Алексий II. 24 февраля 2004 г. возведен в сан архиепископа.Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 94) утвержден в должности настоятеля (игумена) Кирилло-Белозерского мужского монастыря г. Кириллова Вологодской области и Спасо-Прилуцкого мужского монастыря г. Вологды. Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) назначен Преосвященным Песоченским и Юхновским (Калужская митрополия). Образование: 1982 г. - Московская духовная семинария. 1986 г. - Московская духовная академия. Епархия: Песоченская епархия

(Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

  • Таинства суть орудия спасения в сем веке. Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.

  • Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками. Епархиальная газета «Благовестник». № 9-10. 2004 г.

  • Покаяние определяется мерой смирения. Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2005 г.

  • Святоотеческое учение о послушании. Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г.

  • Проповедовать Христа словом и делом (беседа). Епархиальная газета «Благовестник». № 11. 2003 г.

  • Считаю себя вологжанином (беседа). Вологодская областная газета «Красный Север». 09.04.2003 г.

  • Тонкий яд злословия. Епархиальная газета «Благовестник». № 11-12. 2003 г.

  • Епископ северной Фиваиды (беседа). Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2003 г.

  • «Красный Север» - любимая газета вологжан. Вологодская областная газета «Красный Север». 31.01.2004 г.

  • Бороться с сорняками духовными. Вологодская областная газета «Красный Север». 21.02.2004 г.

  • Отворите сердца добру. Епархиальная газета «Благовестник». № 1-3. 2004 г.

  • Обращение к участникам VIII Димитриевских чтений. Епархиальная газета «Благовестник». № 4-5. 2004 г.

  • Они показывают, как быть счастливыми. Вологодская областная газета «Красный Север». 19.06.2004 г.

  • Святые показывают нам, как быть счастливыми. Епархиальная газета «Благовестник». № 6-8. 2004 г.

  • Строить жизнь на началах любви (Об Архирейском Соборе 2004 года). Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2004 г.

  • Святыня возвращается на Вологодчину (беседа). Вологодская областная газета «Красный Север». 17.11.2004 г.

  • Позицию «Красного Севера» поддерживаю. Вологодская областная газета «Красный Север». 22.11.2004 г.

  • Церковь и защита Отечества. Вологодская областная газета «Красный Север». 24.02.2005 г.

  • Что мы выбираем: благословение или проклятие? (Доклад на IX Димитриевских чтениях 03.03.2005 г.). Вологодская областная газета «Красный Север». 17.03.2005 г.

  • Милостыня есть искусство. Вологодская областная газета «Красный Север». 19.05.2005 г.

  • Разделение грозит гибелью. Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.

  • Обращение в связи с празднованием Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства. Епархиальная газета «Благовестник». № 7-9. 2005 г. Вологодская областная газета «Красный Север». 27.10.2005 г.

Награды:

Церковные:

  • 2013 г. - орден свт. Макария Московского II ст.;

  • 2010 г. - орден свт. Иннокентия Московского II ст.;

  • Сегодня в Государственном драматическом театре состоялось прощание с ушедшим из жизни писателем В.И. Беловым. Гражданская панихида началась в 8:00. По ее окончании, в 11:00, в кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы прошло отпевание. Писатель, по своему желанию, высказанному при жизни, похоронен на родине, в деревне Тимониха.

    Слово архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана в память о писателе опубликовано на сайте Вологодской епархии :

    Ушел из жизни великий русский писатель Василий Иванович Белов. Это – тяжелая потеря не только для вологжан, для русской литературы; это большая утрата для всего нашего общества.

    Мы, вологжане, воспринимаем как милость Божию, что Василий Иванович Белов именно на нашей земле жил и работал, именно вологодская деревня дала в его лице наследника и продолжателя традиций великой русской литературы. Его произведения «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы», эпопея «Год великого перелома» и роман «Всё впереди», его рассказы и публицистика, пьесы и киносценарии рассказывают о нашей жизни: так это мог видеть великий писатель, горячо любящий свою Родину. Большая часть произведений Василия Белова говорит о крестьянской жизни, которую он прекрасно знал и беззаветно любил; но его книги дороги не только вологодским крестьянам, не только жителям нашей страны. Книги Белова знают и любят во всем мире – во Франции и в Японии, в Испании и США… – потому, что в них говорится о людях с огромной любовью и неизмеримой глубиной понимания души человеческой. История Ивана Африкановича и его жены Катерины, героев «Привычного дела», трогает сердца жителей Токио и Сан-Франциско так же, как и земляков Белова – жителей Тимонихи. Узнавая вместе с Василием Беловым из очерков народной эстетики «Лад» о необыкновенно глубокой, красивой и гармоничной жизни русского крестьянства, читатели Белова глубже понимают и любят свою Родину.

    Василий Белов любил своих земляков, свою родину, он старался понять основы русской национальной жизни. Эта любовь к России, её истории и героям, её фольклору и быту естественно привела писателя к Православию. В этом Василий Белов повторил путь таких выдающихся сынов России, как Александр Сергеевич Пушкин, Федор Михайлович Достоевский и многие другие. Люди большого таланта, незаурядного интеллекта не могут не прийти к вере, они понимают, что именно Православие придает настоящий смысл человеческой жизни – и не только в России. Это – путь любого трезвого, думающего человека.

    Заинтересовавшись основами христианства, постепенно Василий Белов пришел в Церковь. Во многом его трудами и попечением был восстановлен Никольский Сохотский храм, что рядом с Тимонихой. Шаг за шагом Василий Иванович углублялся в церковную жизнь, стал православным христианином, регулярно прибегал к спасительным церковным Таинствам.

    Для любого православного человека смерть – это переход в новую, вечную жизнь. Но для оставшихся на земле это и расставание с близким человеком, которое становится тяжким испытанием. Василий Иванович был дорог не только своим родным, не только коллегам по литературе. Он стал родным для всех, кто узнал и полюбил героев его книг.

    Василий Иванович был лауреатом многих престижных литературных премий, имел немало заслуженных государственных наград, среди них – и награды Русской Православной Церкви.

    В последние годы жизни Василий Иванович тяжело болел, по нездоровью он почти не участвовал в общественной жизни – но мы все помнили, что живет рядом с нами великий писатель, мудрый человек, горячий патриот, и молились о нем.

    Молитвы не смолкают и сейчас, но теперь это молитвы об упокоении его души, о даровании рабу Божию Василию Царства Небесного. Да упокоит Всемилостивый Господь его душу в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

    Вечная память новопреставленному рабу Божию Василию!

    Архиепископ Вологодский и Великоустюжский МАКСИМИЛИАН

    Архиепископ Максимилиан совершенно не похож на человека «не от мира сего». Он прекрасно водит автомобиль и отлично фотографирует (недавно его фотоработы выставлялись в ЧГУ). В курсе политических и экономических новостей.

    И в то же время предельно жёсток, когда речь идет об основах Православия – его догматах и канонах.

    Он – настоящий ортодокс. Не в нынешнем бытовом значении этого слова (человек косный и фанатичный), а в его древнем, исконном смысле. В переводе с древнегреческого ortodoxia означает «правильное знание». А Православие – это славянский эквивалент «ортодоксии».

    Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Александр Лазаренко). Родился в 1950 году в городе Фрунзе Киргизской ССР. Закончил Государственный центральный институт физической культуры. Мастер спорта по биатлону. Работал преподавателем физкультуры в Московском лесотехническом институте. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. С 10 апреля 1993 года возглавляет Вологодскую епархию.

    БЛАГОСЛОВЕНИЕ НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ

    – Вы родились в Средней Азии. Что-нибудь запомнилось из детских лет?

    Мой отец, Павел Иванович Лазаренко, был архитектором, после войны его направили в Киргизию поднимать уровень архитектуры во Фрунзе. Воспоминания остались смутные: из окна были видны горы, помню арыки, в которых мы пускали кораблики. Когда весной расцветали тюльпаны, все вокруг становилось красным. Там я прожил четыре года, а потом отца вернули в Москву, в Госстрой СССР. Когда ехали в Москву поездом и проезжали реки, я спрашивал: «Почему такой большой арык?» Осели мы в ближнем Подмосковье, в поселке Челюскинский – это возле Мытищ. Там я окончил школу и техникум. В армию тоже оттуда пошел.

    – Кем служили?

    – Я попал в сержантскую школу под Псковом. Часть была ракетная, в ней я и отслужил два года инструктором. Увольнялся в звании старшего сержанта.

    – А почему вы поступили в институт физической культуры?

    – Мы жили рядом со знаменитым динамовским стрельбищем (на нем проходили соревнования по стрельбе Олимпиады–80). В армии я тоже неплохо стрелял. Стал в итоге заниматься биатлоном.

    – Что-нибудь значительное выигрывали?

    – В 1975 году я стал чемпионом Москвы, это – норма мастера спорта. С 1976 по 1979 год отработал в лесотехническом институте.

    – Ну, а в церковь когда начали ходить? И почему?

    – Это всё еще до армии началось. В армии укрепилось, после продолжилось постепенно. Не было так: сегодня ложусь спать неверующим, завтра просыпаюсь верующим. Просто юношей побывал в Троице-Сергиевой лавре, это меня сильно поразило... Сама лавра, пение... Встал вопрос: что, как и почему? Для меня открывалась духовная сторона жизни, о которой почти ничего не слышал и не читал. Тот же преподобный Иоанн Лествичник – какая там психология! Рассказано о движениях души, о том, как рождается и укрепляется мысль. Святые отцы разбирали все движения души. А мы что изучаем? Не душу, а тело.

    – А что родители?

    – Родители не были ни «за», ни «против». Тебе жить, выбирай сам – вот такое отношение было.

    – С «органами» были проблемы?

    – Меня не допекали. Один раз всего пригласили, поговорили. И после этого – ни конфликтов, ни контактов.

    – Что потом?

    – В 1979 году поступил в Московскую духовную семинарию, потом была академия. Девять лет нес различные послушания в Троице-Сергиевой лавре. 10 апреля 1993 года меня рукоположили в епископы. 28 апреля я ступил на вологодскую землю.

    – Почему именно Вологда? Была ли возможность выбора?

    – В Церкви почти как в армии. Там – приказ, здесь – благословение. Конечно, учитываются возможности человека, его состояние здоровья, возраст и прочее. Но... Как и приказ, благословение не обсуждается, а исполняется.

    – В каком состоянии вы застали нашу епархию?

    – В епархии в советское время было 17 действующих храмов, когда я пришел – уже более 50, Спасо-Прилуцкий монастырь открылся. Появилось Вологодское православное духовное училище. С кадрами было очень сложно. Проблема остается, но ситуация значительно улучшилась. И сейчас у нас больше 100 приходов.

    – Есть ли планы строительства?

    – Планы-то есть, возможностей нет. Трудно найти деньги.

    ЗАПАД ИДЕТ К КРАХУ

    – В сельской местности тоже не хватает церквей? Ведь есть деревни, где живет по пять-шесть человек. Как быть этим людям?

    – Это проблема серьезная, как и вымирание деревни. Деревня в свое время была становым хребтом России, кузницей хороших людей. Человек с детства приучался к труду, к дисциплине, к порядку. В деревне каждый дорожил честью семьи, ведь все были на виду. Работали люди от зари до зари, хулиганить некогда было. А сейчас? Медучреждений в деревнях нет, школ нет, магазинов тоже нет. Люди уезжают.

    – Давайте смотреть правде в глаза: прежнюю деревню уже никогда не восстановить.

    – Конечно, как говорил философ, нельзя войти в одну реку дважды. Самое главное – суть русской деревни сохранить. Цивилизация несет не только блага, но и разрушение. Идет вырождение нации. Население России каждый год уменьшается на миллион человек. Раньше такое было? Не было. Давайте вспомним Московскую Русь, XV век. Территория – 50 тысяч квадратных километров, население – два миллиона человек. Через 400 лет территория возросла, по-моему, в 400 раз, а население – в 50 раз. Причем из этих 400 лет более половины прошли в состоянии войны. Сейчас живем тихо-мирно, но Вологодская область вымирает. В Чечне идет война, а население растет. В чем причина? Говорят, экономика. Что, в Чечне лучше экономика? В Западной Европе прекрасная экономическая ситуация, но идет убыль населения.

    Я думаю, все дело в духовности. Мы сейчас насаждаем идеологию западной цивилизации, которая, по мнению многих видных мыслителей, идет к своему краху и гибели. Назову несколько признаков этого. Отсутствие творческого труда. Сейчас на Западе нет таких выдающихся и ярких личностей, которые были в средние века и в эпоху Возрождения. Там, как и у нас, идет вырождение коренного населения, а количество приезжих – особенно из арабских стран – увеличивается. Растет наркомания, люди утрачивают смысл жизни.

    – Но как этому противостоять? Снова закрывать границы?

    – Вопрос в том, чего мы хотим. Если хотим в западную цивилизацию войти – противостоять не надо. Если свою желаем сохранить – тогда надо ставить какое-то сито, перенимать только то, что нам полезно.

    Если на нас идет такой мощный идеологический вал, что мы можем противопоставить? Только другую идеологию, духовность. Человек состоит из тела и души. Надо дать им соответствующую пищу, соответствующие воспитание и образование.

    СПАСАЕТСЯ СМИРЕННЫЙ

    – Есть такое мнение, что даже Православная Церковь сегодня проигрывает идеологическую борьбу другим религиям, сектам. Может быть, слишком мало внимания уделяется миссионерству, проповедничеству?

    – Мы это делаем в меру наших сил и возможностей. У нас эти возможности ограничены. Секты, судя по всему, получают большую материальную поддержку извне. Вопрос – кто и зачем их финансирует? Против Русской Православной Церкви сейчас ведется настоящая война. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорил, что на Западе есть мощные центры, где работают высокооплачиваемые и высококвалифицированные специалисты. Их задача – расколоть нашу Церковь. Вспомним навязанную нам полемику вокруг ИНН, сейчас поднимается вопрос о канонизации Ивана Грозного и Распутина.

    – Разве все это подбрасывается извне?

    –Так считает профессор Осипов. Ведь с Распутиным всегда и все было ясно. Факты говорят о том, что это была темная личность. А из него с помощью передергивания фактов и подлога информации пытаются сделать святого. ИНН – какая это печать антихриста, если нет самого антихриста?! Принял человек ИНН – что у него изменилось: образ мыслей, поведение?.. У монастырей есть свой ИНН, ну и что?

    – Если за противником стоят большие деньги, значит, это война заведомо проигрышная?

    – Но ведь не всё решают деньги. В Великую Отечественную войну тоже всё было против нас. Я спрашивал у профессиональных военных: почему немцы так и не сумели взять Ленинград? Они не смогли ответить.

    – И все же, возвращаясь к теме, надо ли больше миссионерствовать, проповедовать?

    – Как говорится в Писании, «врачу, исцелися сам». Нужно начинать с себя. Себя сначала надо переделать, себя надо очистить. Образовывать должны образованные, врачевать – уврачеванные, очищать – очищенные. Если мы не будем стремиться жить в соответствии с Евангелием, нам скажут: слова у вас красивые, но мы знаем, как вы живете на самом деле. Православие труднее и сложнее секты. Оно требует большой работы над собой. Сейчас идет Великий пост. Хочется чего-то вкусненького, а ты должен отказать себе. Хочется поругаться или осудить кого-то, а ты не делай этого. Не хочется прощать, а ты прости. Всё это очень тяжело, а секта этого не требует.

    – Люди вообще обычно предпочитают простые решения.

    – Вот и говорят: ты только верь – и всё, больше ничего не нужно. Но вера должна проявляться в реальных делах. Надо заповеди исполнять. Мы все поражены грехом, греховными желаниями, слабостями. С ними нужно бороться. Как в спорте: там же надо бороться за победу. Как в медицине: чтобы вылечиться, нужно сначала осознать, что ты болен, чтобы врач поставил диагноз и назначил курс лечения. А если я считаю себя здоровым, мне никакого Бога не надо. Спаситель кому нужен? Тому, кто попал в беду, кто осознал это. К сожалению, в духовном плане мы считаем, что с нами все в порядке.

    – Кому легче спастись: мирянину, священнику, монаху?

    – Тому, у кого больше смирения. Это – основа основ. Нет смирения – какие бы духовные подвиги человек ни совершал, все бесполезно. Есть смирение – оно покроет все грехи.

    В апреле 1993 года насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Максимилиан (Лазаренко) был хиротонисан во епископа Вологодского и Великоустюжского и вот уже 20 лет возглавляет эту древнюю кафедру. О том, что изменилось в обществе за эти годы, о физическом и духовном здоровье нации и многом другом - эта беседа.

    О любви и эгоизме

    Вы, владыка, конечно, хорошо помните солнечное апрельское утро, когда впервые вступили на вологодский перрон…

    Хочу уточнить: в тот день в конце апреля я впервые приехал в Вологду как архиерей, но в городе этом, как в других местах Северной Фиваиды, и до того не раз бывал в паломнических поездках. Посещал Ферапонтово, Кириллов, был в Покровском, так что представление о епархии имел. Главное, я хорошо знал, какие великие святые здесь подвизались, — и молитвенно обращался к ним за поддержкой. Без помощи вологодских подвижников нам было бы трудно сделать то, что сделано.

    За 20 лет число приходов в епархии выросло с 34 до 97, воскресных школ было очень мало, а сейчас их больше пятидесяти; ежегодно освящаются и возводятся новые храмы и часовни… Но это - количественные показатели, важные, но не определяющие жизнь православной Вологодчины. А с духовной точки зрения - есть ли какие-то изменения в обществе, в людях?

    Изменилось многое, и я сам тоже изменился. Мое отношение к явлениям тоже изменилось, поэтому моя оценка - субъективная.

    Да, мы приобрели больше возможностей и свободы, человек может полнее себя реализовывать, раскрывать свои способности. Возьмем духовную литературу - сейчас не только Евангелие и Библию, но и многие другие замечательные христианские книги можно найти. А в советское время достать Библию можно было только по большому блату.

    Русская Православная Церковь не испытывает больше государственного давления, которое 70 лет сковывало жизнь православных приходов. Но сколько грязи льется с экранов телевизоров, из интернета! «Бери от жизни все!» - вот чему учат молодежь. О цели земной жизни, об идеалах, о том, что строить жизнь нужно по законам добра и духовной красоты, о будущей загробной жизни, существование которой убедительно доказывает медицина, - об этом почти не говорят. Часто звучат слова о любви. Но что значит это слово в том понимании, какое нам сейчас навязывают? Любовь в христианском понимании - это готовность принести жертву для любимого, чем-то поступиться ради него. Кстати, и в советское время в людях тоже воспитывали понимание любви как служения - семье, любимому делу, Родине.

    Сейчас этого нет. Сейчас для многих любовь - это прикрытый эгоизм; я люблю того, кто мне дает что-то приятное. На первом плане - эгоизм, и это приводит к печальным последствиям, в конечном итоге разрушает общество. По уровню коррупции мы находимся на одном из первых мест в мире, страна погрязла в пьянстве. Это же надо, в России приходится больше 15 литров чистого алкоголя на душу населения! По данным Всемирной организации здравоохранения, что 8 литров чистого алкоголя на душу населения - тот порог, за которым начинается угасание этноса! В Англии до пенсии доживают 90 % юношей, а в России - 40 %. Пьянство ведет к повышению уровня преступности. По данным МВД, около 80% убийств и почти 50% самоубийств совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Распространенным пороком стала наркомания, о которой раньше мы только слышали.

    - Выходит, общество, получив свободу, начинает разлагаться…

    Да, вероятно, мы не доросли еще до той свободы, в которой живем, она принесла нам негативные явления. Но сама-то свобода в этом не виновата, виновато наше неправильное понимание, неправильное отношение к ней.

    Это не произвол. Свобода должна быть в добре, а не во зле, а у нас все смешалось. Помните, в раю запретными для первых людей были плоды на древе познания добра и зла; то есть там было смешано и добро, и зло! И сейчас в нашем обществе мы видим смешение и того, и другого. А результат этого? Проблем уйма: рост преступности, рост самоубийств, коррупция, демографические проблемы. Мы видим, что нация физически ослаблена, нравственно деградирует. Посмотрите, сейчас квалифицированного специалиста рабочей профессии найти практически невозможно. Редкий молодой человек хочет быть каменщиком, печником, токарем… Зато все стремятся стать юристами, банкирами. Раньше рабочие профессии были в почете, квалифицированные рабочие очень хорошо зарабатывали, снимали фильмы, которые их прославляли. А сейчас - о чем многочисленные сериалы, заполняющие все телеканалы?.. О таких изменениях можно говорить только с сожалением.

    О лыжах и драке в раздевалке

    — То есть за эти годы мы больше потеряли, чем приобрели?

    Пожалуй, да. сказал, что Петр I больше разрушил, чем создал - может быть, и по отношению к нынешней ситуации в обществе можно то же самое сказать. Сейчас уже громко говорят, что нужно возродить многое из того, что было в Советском Союзе.

    Возьмем отношение к физическому здоровью нации: СССР на всех Олимпийских играх всегда боролся за первое место. Какое место Россия заняла на зимней Олимпиаде 2010 года в Ванкувере? Одиннадцатое! И сейчас мы мечтаем о месте в пятерке… Это говорит о многом. Крупные соревнования - Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы - это своего рода лакмусовая бумажка, которая показывает состояние физической культуры в стране. В советское время был сделан упор на массовый спорт, который нёс оздоровительный эффект, - и у нас была здоровая нация, здоровые дети, крепкие защитники Родины.

    После института я работал преподавателем, домой ездил на электричке. Помню, подъезжаешь к станции, видишь две лыжни: по одной люди шли в лес, по другой возвращались. И почти всегда, особенно по выходным, - на трассе люди. Уже в наше время приезжаю - ни одной лыжни, все запорошено снегом. Никто лыжами не занимается. А ведь они приносили большую пользу, и денег много не требовалось на инвентарь, зато пользы для здоровья - очень много.

    Не радует и духовная сторона спорта. Сейчас спортсмены гонятся за деньгами, а раньше боролись за честь своей страны. Происходят просто безобразные случаи. Несколько лет назад две наши конькобежки подрались прямо в раздевалке - одна не захотела бежать за команду… Об этом много писали. Помню заявление тренера в ответ на вопрос, почему его подопечные такое себе позволяют: «Я же их не воспитываю, только тренирую. Как они себя ведут, это не мое дело!» Это меня расстраивает.

    Когда советских конькобежцев тренировал знаменитый Константин Кудрявцев, наши побеждали на чемпионатах мира и Европы, Олимпийских играх. Константин Константинович был чемпионом мира, и тренером стал великим. Он своих ребят не только быстро бегать на коньках учил, он их развивал, воспитывал: в кино с ними ходил, на мандолине им играл… И какое было созвездие чемпионов - Виктор Косичкин, Евгений Гришин, Лидия Скобликова… Когда Лидия Скобликова на Олимпиаде в Инсбруке в 1964 году завоевала свою четвертую золотую медаль, подруги на руках несли её в раздевалку - так радовались её победе.

    — Тогда было нормально радоваться за друзей, потому что победа каждого была общей, и радость была общей. В Саппоро - это 1972 год - Вячеслав Веденин выиграл последний этап эстафеты — несмотря на то, что наши уже здорово уступали соперникам. И его товарищи по команде на руках несли, и его победе радовались.

    А сейчас товарищи по команде дерутся… Это меня, конечно, не только расстраивает, но и настораживает. Куда идем?

    Основатель современного Пьер де Кубертэн писал: «О, спорт, - ты мир!» Сейчас - чаще всего коммерция, в нем главным становятся деньги. А где коммерция, там мира нет, там конкуренция; там нет и друзей, только компаньоны. Раньше в спорте не было «космических» гонораров, какие сегодня получают некоторые хоккеисты, футболисты. Да, и раньше спортсмены получали хорошие деньги, но не запредельные. Зато ученые получали много. Помню. У нас в поселке жил профессор, он мог себе позволить построить дом - редко у кого там была такая возможность. А сейчас профессор не может выписать нужную ему литературу, у него нет на это денег, он получает меньше иного спортсмена. Ученый - это созидатель, а что спортсмен создает?

    О семьях священников, где пятеро детей - не рекорд, а почти норма

    - Владыка, как перевернуть эту пирамиду, которая стоит углом вниз? Возможно ли?

    — Я считаю, возможно. Да, это непросто, это трудно — но возможно. Мне кажется, какие-то шаги в этом направлении делаются. Президент России В. В. Путин говорил о возрождении комплекса ГТО, о необходимости борьбы с пьянством, о некоторых других хороших вещах, что были в советское время. Вспоминая, как боролись с пьянством в конце восьмидесятых годов прошлого века, мы чаще говорим о перекосах - виноградники погубили, людей за выпивку с работы снимали. Да, это было. Но было и другое. Известный пропагандист трезвого образа жизни Владимир Жданов говорит, что дети, родившиеся в то время, когда государство боролось с пьянством, были здоровыми, крепкими. А вот среди тех, кто родился в 90-е и позже, все больше больных.

    - Наверное, на здоровье детей влияет не только трезвость родителей?

    Недавно в семье одного нашего священника родилась дочка, уже третья. Медики всех новорожденных оценивают по 10-балльной системе, чаще всего ставят 6—7 баллов, редко 8, это считается очень хорошо. Дочке священника поставили знаете сколько? 9,8! Почему так? Да потому что православные они, ведут здоровый образ жизни, вот и дети здоровые, крепкие. А ведь матушке уже сорок, медики считают — поздновато для родов. У нас немало многодетных священников — есть семьи, где четверо, пятеро детей, у одного батюшки среднего возраста уже семеро деток.

    Пример правильного отношения к жизни православные показывают, но следуют ему далеко не все. Иной раз видишь на улице девушку с сигаретой и банкой пива, и думаешь - какие же дети у нее будут…

    Кстати, о молодежи. О современной молодежи сейчас говорят в основном негативно, и во многом справедливо. Но ведь есть не только такие молодые люди, которые курят и пиво пьют на улицах. На службах в храмах все больше молодых лиц - и среди прихожан, и среди священнослужителей. Вы, владыка, много лет преподаете в Вологодском православном духовном училище, знаете молодые кадры священнослужителей как никто другой. В какую сторону они изменились за 20 лет?

    Конечно, молодежь церковная во многом отличается от своих сверстников, всецело увлеченных мирскими занятиями. Из нашего училища за двадцать лет вышло немало священнослужителей, больше половины священников и диаконов епархии закончили ВПДУ. Но и на наших учащихся влияет мир, мы ведь не на Луне находимся, и не с неба к нам поступают люди.

    В училище стало меньше учащихся, особенно - на отделении ставленников, которое готовит священнослужителей. В текущем учебном году пришлось с двумя расстаться: оказалось, случайные люди, которые еще не определились со своим местом в жизни. А вот в советское время, если человек шел в семинарию, это был твердый, осознанный выбор, и он был связан с риском - учеба в семинарии могла сильно затруднить дальнейшую жизнь. Если человек все же не решался связать свою жизнь с Церковью, о светской карьере ему приходилось забыть… Сейчас же молодым людям легче прийти в Церковь, так же легко и уйти. Никаких негативных последствий… Не все, конечно, уходят, и молодых людей действительно больше на службах, чем 20 лет назад. Но проблема эта есть…

    О визите Патриарха Кирилла

    Владыко, вы были участником недавней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Олегом Александровичем Кувшинниковым.

    Да, мы вместе с Олегом Александровичем пригласили Его Святейшество на празднование 500-летия обретения мощей преподобного Мартиниана Белозерского, и Святейший Патриарх Кирилл принял приглашение. Беседа была довольно долгой: Олег Александрович рассказывал о Вологодской области, ее экономике и населении, культуре и природе. Губернатор рассказал о сложном положении области и о путях выхода из него. Святейший Патриарх поделился своим опытом выхода из сложных ситуаций, вспомнил, как он поднимал Смоленскую епархию, как строил Храм Христа Спасителя в Калининграде. Приезд Святейшего Патриарха, - очень важное событие, и нужно хорошо подготовиться к нему.

    Уже довольно длительное время в области идет подготовка к созданию в Вологде филиала Всемирного Русского народного собора. Этот вопрос поднимался на встрече?

    — Да, речь об этом заходила. Такие филиалы уже созданы в некоторых епархиях — например, Белгородской, Благовещенской. Они объединяют силы светской и церковной общественности, заинтересованной в развитии нашей культуры, науки, образования, экономики. Святейший Патриарх одобрил эту идею, согласился с ней и губернатор Вологодской области. Надеюсь, что такой филиал будет создан. Люди этим занимаются деятельные, энергичные, и эта общественная организация может принести немалую пользу.

    О том, что разрушает рабство

    — Сейчас реалии жизни другие, общество по-другому смотрит на Церковь, Церковь иначе воспринимает общество, чем двадцать лет назад. Но есть ведь вещи неизменные, есть вечные духовные ценности, и наша материальная жизнь, мне кажется, зависит от духовной гораздо больше, чем порой кажется. Как вы думаете, в чем сегодня главная проблема духовной жизни и как ее можно решить?

    Есть аксиома: дух творит себе форму. Если мы внимательно смотрим за тем, что человек творит, можем многое сказать о творце: по музыке можно судить о композиторе, по живописи - о художнике, по литературному произведению - о писателе, по архитектуре - об архитекторе. Если приглядеться к тому, что сейчас происходит вокруг нас, увидим два полюса. С одной стороны, в обществе идут открытые сатанинские процессы; сатанинским называется то, что борется с Богом, что искажает Его творение. Противоестественные вещи пытаются навязать людям как норму поведения, норму жизни. С другой стороны, мы видим возрастающее количество храмов, монастырей, часовен, большое количество православной литературы.

    Впрочем, если внимательно присмотреться, даже в созидательной стороне можно увидеть то, что беспокоит. Беспокоит, что люди увлечены внешней деятельностью; многие забывают о внутреннем делании, а ведь именно оно определяет нашу жизнь. Если бы самым главным было внешнее делание, то есть политическое устроение государства, его экономика, его армия, уровень культуры и искусства в государстве, то Христос, наверное, родился бы не в бедной семье плотника, а в семье императора, и устроил бы прекрасную жизнь на земле. Было бы единое государство с отличными социальными условиями для всех, не нужна была бы армия, которая требует огромных средств. Спаситель дал бы нам прекрасные законы, показал бы образцы высокого искусства. Но все это не главное, и Священное Писание об этом не раз говорит. «Сыне, даждь Ми сердце твое» - обращается Господь к каждому из нас. Сердце, а не автомобиль, дом, не песню или роман, даже не храм. Внутреннее, а не внешнее. К сожалению, сейчас даже некоторые верующие именно внешнее считают главным.

    Между тем, спасительная миссия Церкви осуществляется с помощью наших усилий и может быть успешной лишь в том случае, если мы сами стремимся к спасению. А значит, активная внешняя деятельность должна основываться на внутреннем духовном труде. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Главное старание у нас должно состоять в том, чтобы дух всегда прилеплялся к Богу. Дело это прекрасно изображается в Евангелии в лице Марфы и Марии. Марфа, хотя и святым делом занималась, так как услуживала Самому Господу, а Мария внимала только духовному учению, однако Господь предпочел последнюю первой… Господь, говоря, заботишься и суетишься о многом, а нужно немногое или даже только одно, поставляет высшее благо не в делании, а в созерцании Бога. Похваляя Марию, Господь тем показал, что Марфу считает ниже ее. Следовательно, Мария избрала благую часть, которая не отнимется от нее. Ибо телесное служение не может постоянно пребывать с человеком, а служение Марии никогда не может вовсе кончиться», оно продолжится в вечной жизни.

    Если правильно внутреннее устроение - то и внешнее будет правильным. Историки пришли к выводу, что рабовладельческий строй пал благодаря христианству. Суть нашей веры заключается в любви к ближнему. А любовь к ближнему - это проявление любви к Богу. Апостол Павел в послании к Филимону просит принять беглого раба как брата возлюбленного. Во времена, когда раб был вещью, когда хозяин мог с ним делать все, что угодно, это было переворотом в сознании. Оказывается, если всех любить как братьев, нет разницы, кто какое положение в обществе занимает, - начальник или подчиненный, раб или господин. Вот рабовладельческий строй и пал.

    Владыко, современная жизнь наполнена заботами исключительно материальными, и каждое дело кажется самым важным. Как тут разобраться, что пойдет на пользу душе, а что - нет?

    Не следует забывать о том, что любое дело должно делаться не ради результата, ради конкретной пользы, а для того, чтобы усовершенствовать душу. Авва Дорофей пишет, что если во имя дела мы теряем мир — тогда, пусть и в совершенстве исполняем намеченное, совершаем 1/8 дела. А вот если мы и ничего не добиваемся, но сохраняем мир с людьми, это 7/8 дела. Преподобные Варсонофий Великий, Симеон Новый Богослов, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник и другие великие святые Отцы говорили, что , совершаемое без смирения, не приносит нам никакой духовной пользы.

    К сожалению, сейчас я редко вижу, чтобы люди совершали какие-либо дела со смирением или ради приобретения оного. Увы, часто мы выполняем дела ради успеха, ради положительного результата, забываем о необходимости сохранять мир в душе. Таким образом, мы оказываемся пойманными на удочку лукавого, то есть начинаем гордиться, тщеславиться своими внешними успехами. А тщеславный раб, как говорил один из святых Отцов, — это бесплатный работник. Он не получит духовной награды за свои труды, в лучшем случае - не будет наказан за гордость, но может и этого не заслужить. Такое положение меня очень беспокоит.

    По слову апостола Иоанна Богослова, всё, что в мире, - это похоть очей, похоть плоти и гордость житейская. Это три кита, на которых стоит сатанинская сила. Похоть плоти - телесные удовольствия. Похоть очей - желание обладать тем, что видим. Гордость житейская - это слава, честь. Именно эти страсти изгнали человека из рая. Запретный плод был угоден для чрева, красив для глаз и давал власть надо всем: «Будете яко бози», - обещал сатана Адаму и Еве.

    Эти качества свойственны всем людям. Но если мирские люди их грехами не считают, мы понимаем их суть. И если мы не будем с этими грехами бороться, какие же мы тогда христиане?! Мы тогда будем отличаться от мирских только тем, что носим какое-то особое облачение, чаще ходим в храм, постимся. Это все внешние атрибуты; они важные, но не самые главные. Это - только средства для исправления своей души. И если мы будем ограничиваться лишь внешними атрибутами, мы не сможем спастись. На Страшном суде Господь нас спросит о том, как мы относились к окружающим нас людям: накормили ли голодного, напоили ли жаждущего, посетили ли находящегося в больнице или темнице. Как мало от нас требуется! Господь не требует исцелить больного, освободить узника. Он требует только совершить дело любви - посетить. Да, надо совершать внешние дела, но они должны подкрепляться нашим внутренним расположением; только тогда они будут иметь ценность в очах Божиих.

    О встречах, которые стали событиями

    - Когда мы вспоминаем какой-то отрезок времени, обычно говорим о событиях, которыми он ознаменовался. Но время - это не только события, но и люди. Владыка, были у вас на Вологодчине встречи, которые стали событиями в вашей жизни? Какие люди вас поразили, удивили, запомнились?

    Прежде всего, событиями были встречи со Святейшим Патриархом Алексием, который в 2007 году посетил нашу вологодскую землю. Одно дело - читать его проповеди, послания, видеть выступления по телевизору, и совсем иное - живое, непосредственное общение. Это так же, как музыка: хороша, конечно, она в записи, но живое исполнение очень сильно отличается. Святейший Патриарх Алексий был мощной, сильной личностью.

    Конечно, и в епархиальной церковной среде у меня были замечательные встречи. Вручил я как-то одному человеку церковную награду, а он подошел ко мне после церемонии и попросил: «Владыка, если можно, больше меня ничем не награждайте». Я удивился, почему, а он ответил: «Чем больше наград получишь здесь, тем меньше там». Видно, что это - смиренный человек, он думает о будущей жизни и старается подготовиться к ней в жизни земной.

    Замечательная личность - протоиерей Константин Васильев, многолетний настоятель кафедрального собора в Вологде. Когда я его впервые увидел, удивился, что на периферии есть такой образованный, энергичный, активный и способный человек. Я его лелеял как цветок в оранжерее, он был активным членом епархиального совета, единственным, кто мог мне аргументировано возражать, порой очень твердо.

    Сильное впечатление на меня произвел протоиерей Василий Павлов - первый ректор нашего духовного училища после его возрождения. Закончил Московскую консерваторию, преподавал, был прекрасным пианистом - но оставил светскую карьеру и под влиянием архиепископа Михаила (Мудьюгина) посвятил жизнь служению Богу. Был регентом в кафедральном соборе, принял сан, стал настоятелем вологодского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу. Этот человек оставил глубокий след в душах тех, кто учился у него, общался с ним, кто был близок к нему.

    Очень яркой личностью был протоиерей Сергий Колчеев. Он вырос в Москве, закончил художественный факультет института кинематографии. Его талант художника заметили, обещали серьезную поддержку и требовалось от молодого живописца только одно - писать картины. Перед ним открывались блестящие перспективы, но он вдруг уехал в небольшой городок Никольск. Там и храма-то действующего не было, и молодой человек создавал общину, добился передачи Казанского храма, восстанавливал его. Я часто бывал в Никольске в то время, и сейчас понимаю, что приезжал именно к отцу Сергию.

    Не могу не вспомнить протоиерея Стефана Сурначева, служившего в Великом Устюге. Он не был таким ярким, как отец Константин. Привлекали его смирение, доброта, расположенность к людям. Отец Стефан долго и тяжко болел, но не перекладывал свои немощи на других. Батюшка всегда был приветлив, ко всем обращался с улыбкой.

    Глубокое впечатление на меня произвели некоторые работники «Северстали», с которыми я познакомился буквально в первые дни пребывания на Вологодчине. Это директор комбината Юрий Викторович Липухин, его соратники Анатолий Иванович Огарышев, Леонид Иванович Данилов, Владимир Леонидович Крохотин, Георгий Егорович Шевцов и другие. Да, они занимались производством, но у них был широкий кругозор, они очень по-доброму, заботливо относились к людям. Помню, Юрий Викторович распорядился выдать ссуды работникам «Северстали» на строительство коттеджей, а вскоре из-за инфляции эти суммы обесценились. Шли разговоры об индексации ссуд, но Липухин принял решение не индексировать, посчитав, что своим трудом эти люди заработали право на такую помощь со стороны предприятия. Анатолий Иванович Огарышев - прямой, порой резкий, но очень справедливый и добрый человек, прекрасный производственник, он заботился о людях, которые с ним работали. Леонид Иванович Данилов — один из двенадцати заслуженных изобретателей СССР. Он был выдающимся специалистом, великим тружеником. Но не кичился своими заслугами, не превозносился, с ним было очень легко общаться.

    Возможно, новые условия жизни требуют нового подхода, но мне очень запомнились эти люди. Радостно, что и сейчас на этом предприятии есть люди, которые продолжают эту линию. И пусть они не все остались на «Северстали», ушли в другие сферы - как Георгий Егорович Шевцов, например, но трудовую закалку они получили именно там, и сформировались как личности под влиянием тех людей, которых я назвал.

    Такие люди — светочи, опора в нашей жизни, пример для подражания. И светские люди встречались очень хорошие, добрые. Хотя, они, может быть, и не считают себя верующими, но это люди глубоко порядочные, честные, добрые. Они воспитаны в советском духе, в котором многое было от христианства, и они жили такой жизнью и в наше трудное время, сохранив и порядочность, и уважение к людям, и любовь к Родине. Так что, когда мы жалуемся на тяжелое время, надо понимать, что многое зависит от каждого из нас, от нашей личной порядочности.