Конспект занятия в подготовительной группе «День народного единства. Конспект НОД с использованием презентации «День Народного Единства Презентация на тему народное единство для дошкольников

Римма Кокурина
Конспект занятия в подготовительной группе «День народного единства»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39» .

День народного единства .

Тематическое занятие для детей

подготовительной группы .

Составила :

Воспитатель первой квалификационной категории

Кокурина Р. Ю.

Арзамас, 2014г.

Цель : Приобщение детей к истории России и родного края.

Задачи :

Воспитывать патриотические чувства и гордость за свою страну;

Уметь узнавать и называть героев России;

Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе , прислушиваться к мнению других).

Вырабатывать умение соотносить ритм повторяющихся движений со стихотворным текстом;

Совершенствовать умение внимательно слушать, пользоваться усвоенными образцами речи.

Оборудование :

Презентация «День народного единства » .

Наглядное пособие «Государственные символы России» .

Аудио запись гимна России.

Методы :

Творческий : Презентация – «День народного единства » ;

Объяснительно-иллюстративный;

Художественное слово;

Здоровье сберегающая технология – логоритмика «Я, ты, он…» ;

Игра-пазл «Собери герб, флаг» .

Воспитатель : Дети, есть много добрых и хороших слов в русском языке, но есть среди них такие слова, которые всегда вызывают у нас чувство гордости

"Дом", "Отечество", "Россия"

Да "Родная сторона".

Скажет кто, что означают

Эти громкие слова?

Пшеничное поле, и горы, и лес,

И жаркое солнце с высоких небес,

Склонились берёзки в поклоне земном-

Всё это мы гордо Россией зовём.

Слайд № 1, 2

Россия, Родина. Это край, где мы родились, где мы живём,

это наш дом, это всё, что нас окружает.

Воспитатель : Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей)

Воспитатель : Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина….

Воспитатель : Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве . К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство , когда в стране царили вражда и голод.

Послушайте, что произошло 400 лет назад….

Русская земля была занята врагами - поляками . Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Слайд № 3

Воспитатель : Осенью в Нижнем Новгороде земской староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами. - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

Воспитатель : Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Пожарского.

Слайд № 4, 5

Воспитатель : ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин.

Слайд № 6

Воспитатель : И вот наступил славный день : вражеское войско сдалось на милость победителей! Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная .

Воспитатель : Вот герои - избавители России : простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей : стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Скажите мне, ребята, после всего услышанного, можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину и помнит своих героев? (ответы детей)

Слайд № 7

Воспитатель : Недаром памятник им стоит в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. А на памятнике написано :

«Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» .

День народного единства .

Воспитатель : И когда мы все вместе и дружны, мы непобедимы.

Логоритмика : Я, ты, он, он, она –

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч «я» .

Воспитатель : Ребята, а мы с вами дружные, сильные? Если мы дружные и сильные, значит и страна наша сильная! Каждая страна имеет свою символику : флаг, герб и гимн.

Слайд № 8

Воспитатель : У России флаг трёхцветный, он состоит из трёх полос-

белой, синей, красной. Что же они обозначают?

Белый - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

Синий цвет-это вера, верность. Народ любит свою страну , защищает её, верен ей.

Красный - цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Слайд № 9

Воспитатель : Герб. Что вы видите в центре? Орла.

Расскажите о нём, какой он?

С двумя головами, с поднятыми крыльями.

Почему же на гербе России изображён орёл?

Орёл на гербе обозначает силу, это государство - сильное и непобедимое.

Но почему у орла две головы?

Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое . В России живут люди разных национальностей, а не только русские.

А что вы видите ещё?

А как вы думаете, что она обозначает?

Корона обозначает, что в России главный царь.

А что в лапах у орла?

Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава.

Держава - значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.

Игра : «Собери герб, флаг» .

Воспитатель : У каждого государства обязательно есть свой гимн.

Гимн - это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников и других важных событиях.

Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Слайд № 10

Слушание гимна России.

Cлайд 1

День народного единства Издательство «Русское слово» предлагает Вашему вниманию презентацию, которую можно использовать на уроках истории и классных часах, посвящённых популяризации государственных праздников Российской Федерации.

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

4 ноября 1612 года объединёнными усилиями народных ополчений в ходе ожесточённых боёв от польских захватчиков был освобождён Китай-город. После этого их кремлёвский гарнизон сдался, и Москва была окончательно освобождена от врагов. Э.Э.Лисснер. «Изгнание поляков из Кремля»

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Началась Смута с пресечения династии Рюриковичей на российском престоле: в 1581 г. – царь Иван IV Грозный по неосторожности убивает своего старшего сына Ивана; в 1584 г. – умирает сам, царём становится его средний сын Фёдор; в 1591 г. - в результате несчастного случая погибает его младший сын Дмитрий; в 1598 г. царь Фёдор умирает, не оставив наследника. Рис. слева направо: И.Е.Репин «Царь Иван Грозный и сын его Иван», «Гибель царевича Дмитрия в Угличе» (гравюра начала XIX в.), «Царь Фёдор Иванович» (парсуна XVII в.)

Cлайд 8

В 1598 г. Земский собор – собрание выборных представителей от российских сословий избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать – Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мертвых – Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы – Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. А.С.Пушкин «Борис Годунов» Рис. Избрание Бориса Годунова на царство. Гравюра XIX в.

Cлайд 9

Народным недовольством правлением Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. права на российский престол предъявил бывший монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Поначалу наёмные отряды Лжедмитрия, собранные на польские деньги, терпели поражения от русских войск. Но в 1605 г. царь Борис умер. Новым царём стал его сын Фёдор. Ему было всего 16 лет. Авторитетом он не пользовался. Многие россияне поверили Самозванцу. Лжедмитрий легко захватил царский престол. Фёдор Годунов был убит. Рис.вверху: «Лжедмитрий I» Гравюра XVII в. Рис.внизу: К.Е.Маковский «Убийство Фёдора Годунова агентами Лжедмитрия»

Cлайд 10

Судьба Лжедмитрия I Бесчинства польских наёмников в Москве настроили против Лжедмитрия горожан. Этим воспользовались бояре, и в 1606 г. Самозванец был свергнут и убит. Земский собор избрал российским царём князя Василия Шуйского. Рис. слева направо: «Польские всадники» (рис.XVII в.), «Смерть Лжедмитрия I» (гравюра XIX в.), «Царь Василий Шуйский» (миниатюра XVII в.)

Cлайд 11

Жители западных и южных областей России отказались признать Василия Шуйского законным царём и начали с ним борьбу. Сначала Москву осадили войска под началом Ивана Болотникова.Войска Василия Шуйского с трудом с ними справились. Но тут появился Лжедмитрий II, и организовал под Москвой Тушинский лагерь, откуда пытался править Россией. Отряды тушинцев рассыпались по всей России. Особенно их было много в Новгородской земле. Для борьбы с ними Василий Шуйский попросил помощи у Швеции. Рис. слева направо: Э.Э.Лисснер «Болотниковцы», «Лжедмитрий II» (гравюра XVII в.)

Cлайд 12

Война с Польшей Польша находилась в состоянии войны с Швецией. Польский король Сигизмунд III объявил России войну и в 1609 г. осадил Смоленск. Обороной Смоленска руководил боярин Михаил Шеин. Рис. по час. стрелке: «Польский король Сигизмунд III» (гравюра XVII в.), «Боярин Михаил Шеин» (рисунок нашего времени), «Осада Смоленска. 1609-1611 гг.» (гравюра XVII в.)

Cлайд 13

Разгром Тушинского лагеря Сигизмунд III приказал полякам, бывшим в Тушинском лагере, покинуть его и идти на Смоленск, что ослабило войско Лжедмитрия II. Русские войска под командованием князя Михаила Скопина-Шуйского в 1610 г. наконец смогли разгромить тушинцев и снять осаду с Москвы. Самозванец бежал в Калугу. Рис.вверху: «М.В.Скопин-Шуйский» (парсуна XVII в.) Рис.внизу: С.В.Иванов «Лагерь самозванца»

Cлайд 14

Весной 1610 г. вскоре после разгрома Тушинского лагеря Михаил Скопин-Шуйский умер В это время на Москву из-под Смоленска двинулось польское войско Из Калуги к Москве подступил Лжедмитрий II. Летом 1610 г. поляки сумели разгромить русскую армию в сражении у села Клушина. После этого бояре свергли Василия Шуйского, и образовали своё правительство - Семибоярщину. Его возглавил князь Фёдор Мстиславский. Рис. Я.Матейко «Представление пленного царя Василия Шуйского Сигизмунду III»

Cлайд 15

Семибоярщина не могла бороться одновременно с поляками и Лжедмитрием II Семибоярщина заключила соглашение с польским королём Сигизмундом III о приглашении его сына Владислава на российский престол при условии его перехода в православие. Польские войска заняли Москву под предлогом защиты её от Лжедмитрия II. Лжедмитрий увёл свои войска под Калугу. Рис. вверху: Королевич Владислав. (Гравюра XVII в.) Рис. внизу: Московские бояре. (Гравюра XVI в.)

Cлайд 16

Поляки начали грабить в Москве жителей и осквернять православные церкви Патриарх Гермоген – глава Русской православной церкви призвал российский народ к сопротивлению. За это поляки бросили его в темницу кремлёвского Чудова монастыря. Тем временем Лжедмитрий был убит. Рис.П.П.Чистяков «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту»

Cлайд 17

Воззвание патриарха Гермогена привело к созданию первого народного ополчения В него вошли жители окских и поволжских городов, бывшие тушинцы. Возглавили первое ополчение рязанский воевода Прокопий Ляпунов и князь Дмитрий Трубецкой Весной 1611 г. ополченцы выбил поляков из московского Белого города. Летом 1611 г. между тушинцами и остальными ополченцами начались конфликты. Воевода Ляпунов был убит. Ополчение распалось. Рис. неизв. худ. «Осада ополченцами Кремля»

Cлайд 18

Бесчинства иностранных захватчиков и бывших тушинцев продолжались Шведы под предлогом приглашения на российский престол королевича Владислава захватили Новгород. Поляки захватили Смоленск и Москву. В Пскове объявился Лжедмитрий III. Рис. «Осада шведами Новгорода. 1611 г. (Деталь иконы XVII в.) В апреле 1612 г. в Ярославле было создано патриотическое правительство – «Совет всей земли» Летом 1612 г. «Совет всей земли» отправил народное ополчение под командованием князя Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы. 4 ноября 1612 г. после долгих тяжёлых боёв поляки оставили московский Китай-город, а 7 ноября сдался их кремлёвский гарнизон. Рис. слева на право: М.И.Скотти «Минин и Пожарский», Э.Э.Лисснер «Изгнание поляков из Московского кремля»

Cлайд 21

После освобождения Москвы «Совет всей земли» собрал в столице Земский собор для избрания нового царя На российский престол было несколько претендентов. Среди них князья Фёдор Мстиславский, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Пожарский и другие. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал на царство 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова. Он был родственником Анастасии Романовой – первой жены Ивана IV Грозного и матери последнего российского царя из династии Рюриковичей Фёдора Ивановича. Рис. вверху: «Земский 1613 г.» (миниатюра XVII в.) Рис.внизу: А.Д.Кившенко «Первый Романов» Благодарим за внимание Авторы: Морозова Л.Е. – доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института Российской истории РАН Агафонов С.В. – методист издательства «Русское слово», учитель школы № 1262 г. Москвы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнила воспитатель старшей группы Фролкина Ю.Ю. Ребята, 4 ноября вся наша страна отмечает День народного единства. И на сегодняшнем занятии мы с вами узнаем, что это за праздник. Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи. О, Россия! С нелёгкой судьбою страна. У меня ты, Россия, Как сердце, одна. Я и другу скажу, Я скажу и врагу – Без тебя, Как без сердца, Прожить не могу…

2 слайд

Описание слайда:

В: А для вас что значит слово «родина»? (ответы детей) Как называется наша Родина? Столица нашей Родины? Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение –это когда все люди вместе.) Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов Воспитатель - Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время, кровавое время. Об одной из таких страниц истории и пойдёт наш сегодняшний рассказ. Послушайте, что произошло 400 лет назад….

3 слайд

Описание слайда:

Напали на нашу русскую землю враги – поляки. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. Выбрал народ Кузьму Минина своим старостой.

4 слайд

Описание слайда:

Кузьма Минин Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против поляков. Принялся Кузьма Минин собирать войско.. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской.

7 слайд

Описание слайда:

Воспитатель - Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Они сумели собрать на битву народ и освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

4 ноября страна отмечает праздник «День народного единства», праздник дружбы и согласия всех народов. Ребята! Хотите узнать, что это за праздник?

Эти события произошли давно - давно в прошлом. Не всегда народы России жили в единстве. Несколько лет подряд стояла очень высокая жара, летом не было дождей, посеянные семена пшеницы плохо всходили и не росли. В стране не было хорошего урожая зерна. Из- за того, что не было урожая людям не хватало еды. Что, производят из зерна? (хлеб).

Народ стал жить плохо, злые люди объединялись в группы, грабили и нападали на других людей. Все перестали доверять друг другу, соседи перестали общаться между собой. И не было никого, к кому бы можно было обратиться за помощью. И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

Всё это увидел царь другого государства Польши и решил захватить Россию, что бы стать там царём. Он направил на Москву свои войска. - Как вы думаете, что нужно было делать Россиянам? (защищаться)

Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами. - Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой! Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.

Вот герои - избавители России: простой человек Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.

Это памятник Минину и Пожарскому в Москве. Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее. Помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды!

Как называется страна, в которой мы живём? (Россия) Посмотрите, какая она разноцветная, как вы думаете почему? (Ответы).

А ещё ребята потому, что в ней проживает много разных народностей и национальностей. Какие народы вы знаете? (Ответы) - Как вы считаете, ребята, можно назвать наше время смутным? (нет) Почему? (Люди, дружат друг с другом, ни кто не грабит, не убивает, а если это случается полиция ищет преступников и наказывает их) .

Кто является руководителем поддерживающим порядок в стране? (Показ фотографии президента В. В. Путина). - Кто выбирает президента? (народ). В каждом городе нашей страны проходят торжественные мероприятия, приуроченные к празднованию Дня народного единства. Поздравляют всех людей Президент страны, губернатор и другие высокопоставленные люди.

День 4 ноября призван напоминать россиянам о том, что для нас нет ничего невозможного, когда мы ощущаем себя единым народом, живущим на одной земле! Любовь к Родине, помощь друг другу – важнейшие ценности для нас.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Надежда Морген
Конспект НОД с использованием презентации «День Народного Единства»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация, «Чтение художественной литературы» .

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная.

Используемые технологии : информационно-коммуникативная, игровая, здоровье-сберегающая.

Цели : расширить представления о празднике День народного единства .

Задачи : Познакомить с историческими событиями прошлого, понимать стихотворные образы, понимать нравственные качества народных героев .

Предварительная работа : Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Васильевич Грозный» , знакомство с устройством быта русской семьи, чтение былин, русских народных сказок .

Слайд №1.

Воспитатель : 16 декабря 2004года Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон о Дне народного единства . Это новый праздник для нашей страны. Мы сейчас с вами заглянем в далёкое прошлое и узнаем всё о нём.

Слайд № 2.

Воспитатель обращает внимание на то, что любовь к Русской земле живёт глубоко в сердце людей.

Слайд №3.

Исторические корни этого праздника ведут нас во времена Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которым удалось объединить народ для защиты независимости и государственности. Именно народное единство дало возможность сохранить Россию, как государство.

Воспитатель : Ребята, что вы видите на этой картинке? Какие у вас чувства она вызывает? (Ответы детей : тревогу, страх, волнение, кругом всё горит) . В смутное время умер царь Иван Грозный и двое его сыновей. Династия Рюриков прервалась. Три года неурожая вызвали голод в стране и народные восстания . Бояре в Думе начали делить власть. Враги России, соседнее Польское королевство, пытаются присоединить часть земель к своим владениям.

Слайд № 4.

Игра-эксперементирование : воспитатель предлагает детям взять в руки стопку бумаги и разорвать её, (не получается, потом раздаёт по одному листочку, дети легко разрывают его. Педагог проводит анологию с истрической ситуацией.

Воспитатель : давайте узнаем, кем были Минин и Пожарский.

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Воспитатель : Вооружившись на народные деньги и объединившись , русский народ прогнал польских и шведских захватчиков.

Слайд №13

Слайды №14 .

Слайд №15

Слайд №16

Воспитатель : Этот памятник К. Минину и Д. Пожарскому находится в Москве на Красной площади, главной площади города. Затем раздаёт демонстрационные карточки с буквами на одной стороне и с цифрами на другой. Если встать по порядку, можно прочитать слово (Москва, Россия, единство , и т. д.) .

Слайд №17

Слайд №19

Подвиг соотечественников не раз воодушевлял потомков на борьбу с врагами.

Слайд №20

Слайд №21

Слайд №22

Слайд № 23

Слайд №24