Соглашение о снг было подписано в. Беловежские соглашения

Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, руководствуясь пунктом 15 статьи 109 Конституции (Основного Закона) РСФСР, постановляет :

1. Ратифицировать Соглашение между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании Содружества Независимых Государств, подписанное в г. Минске 8 декабря 1991 года.

2. В целях создания условий, необходимых для реализации статьи 11 названного Соглашения, установить, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.

3. Президиуму Верховного Совета РСФСР во взаимодействии с Президентом РСФСР и Правительством РСФСР обеспечить представление Верховному Совету РСФСР проектов нормативных актов, вытекающих из положений Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.

Верховный Совет РСФСР обращается ко всем государствам - бывшим союзным республикам СССР, независимо от их национальных, религиозных и иных различий, разделяющим идеи Соглашения, с предложением присоединиться к Содружеству Независимых Государств для взаимовыгодного сотрудничества в интересах всех народов.

Председатель
Верховного Совета РСФСР
Р.И.ХАСБУЛАТОВ

О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование.

Основываясь на исторической общности наших народов и сложившихся между ними связях, учитывая двусторонние договоры, заключенные между Высокими Договаривающимися Сторонами,

Стремясь построить демократические правовые государства,

Намереваясь развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами, других общепризнанных принципов и норм международного права,

Считая, что дальнейшее развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между нашими государствами отвечают коренным национальным интересам их народов и служат делу мира и безопасности,

Подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

Обязуясь соблюдать общепризнанные международные нормы о правах человека и народов,

Договорились о нижеследующем:

Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют своим гражданам независимо от их национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам других Сторон, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными международными нормами о правах человека.

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая способствовать выражению, сохранению и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств и сложившихся уникальных этнокультурных регионов, берут их под свою защиту.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства.

Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях.

Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества.

Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества.

Государства - члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем.

Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства.

Государства - члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.

Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей.

Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся:

Координация внешнеполитической деятельности;
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
- сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;
- вопросы миграционной политики;
- борьба с организованной преступностью.

Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.

Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение, учитывающее тяжесть последствий катастрофы.

Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости - на уровне глав Правительств и Государств.

Статья 10

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год.

Положения настоящего Соглашения могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 11

С момента подписания настоящего Соглашения на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

Статья 12

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Статья 13

Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Высоких Договаривающихся Сторон в отношении третьих государств.

Настоящее соглашение открыто для присоединения всех государств - членов бывшего Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения.

Статья 14

Официальным местопребыванием координирующих органов содружества является город Минск.

Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств - членов Содружества прекращается.

Совершено в городе Минске 8 декабря 1991 года в трех экземплярах, каждый на белорусском, русском и украинском языках, причем три текста имеют одинаковую силу.

За Республику Беларусь С. ШУШКЕВИЧ
В. КЕБИЧ
За РСФСР Б. ЕЛЬЦИН
Г. БУРБУЛИС
За Украину Л. КРАВЧУК
В. ФОКИН

ПРОТОКОЛ от 21 декабря 1991 года
К СОГЛАШЕНИЮ О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ПОДПИСАННОМУ 8 ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА В Г. МИНСКЕ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ (РСФСР), УКРАИНОЙ

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.

На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.

Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.

Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола.

За Азербайджанскую Республику А.МУТАЛИБОВ
За Республику Армения Л.ТЕР-ПЕТРОСЯН
За Республику Беларусь С.ШУШКЕВИЧ
За Республику Казахстан Н.НАЗАРБАЕВ
За Республику Кыргызстан А.АКАЕВ
За Республику Молдова М.СНЕГУР
За Российскую Федерацию (РСФСР) Б.ЕЛЬЦИН
За Республику Таджикистан Р.НАБИЕВ
За Туркменистан С.НИЯЗОВ
За Республику Узбекистан И.КАРИМОВ
За Украину Л.КРАВЧУК

СОГЛАШЕНИЕ О КООРДИНАЦИОННЫХ ИНСТИТУТАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

1. Для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - "Совет Глав Государств", а также "Совет Глав Правительств".

2. Поручить полномочным представителям государств Содружества внести к 30 декабря 1991 года на рассмотрение Совета Глав Государств предложения об упразднении структур бывшего Союза ССР, а также о координационных институтах Содружества.

ПРОТОКОЛ СОВЕЩАНИЯ ГЛАВ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Исходя из закрепленного в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств и в Алма-Атинской Декларации положения о сохранении под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства и единого контроля над ядерным оружием, Высокие Договаривающиеся Стороны согласились о нижеследующем:

До решения вопроса о реформировании Вооруженных Сил поручить командование Вооруженными Силами маршалу Шапошникову Е.И.

СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Государства - участники Содружества, ссылаясь на статью 12 Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

Исходя из намерения каждого государства выполнять обязательства по Уставу ООН и участвовать в работе этой организации в качестве полноправных членов,

Учитывая, что первоначальными членами ООН являлись Республика Беларусь, СССР и Украина,

Выражая удовлетворение тем, что Республика Беларусь и Украина продолжают участвовать в ООН в качестве суверенных независимых государств,

Будучи преисполнены решимости содействовать укреплению международного мира и безопасности на основе Устава ООН в интересах своих народов и всего международного сообщества,

1. Государства Содружества поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях.

2. Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях.

Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, киргизском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола.

СОГЛАШЕНИЕ О СОВМЕСТНЫХ МЕРАХ В ОТНОШЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация (РСФСР) и Украина, именуемые в дальнейшем "государства - участники",

Подтверждая свою приверженность нераспространению ядерного оружия,

Стремясь к ликвидации всех ядерных вооружений, желая содействовать укреплению международной стабильности, согласились о нижеследующем:

Ядерные вооружения, входящие в состав Объединенных стратегических вооруженных сил, обеспечивают коллективную безопасность всех участников Содружества Независимых Государств.

Государства - участники настоящего Соглашения подтверждают обязательство о неприменении ядерного оружия первыми.

Государства - участники настоящего Соглашения совместно вырабатывают политику по ядерным вопросам.

До полной ликвидации ядерного оружия на территориях Республики Беларусь и Украины решение о необходимости его применения принимается по согласованию с главами государств - участников Соглашения Президентом РСФСР на основе процедур, разработанных совместно государствами - участниками.

1. Республика Беларусь, Украина обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях.

2. Государства - участники настоящего Соглашения обязуются не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами.

3. Положения пункта 2 настоящей статьи не препятствуют перемещению ядерного оружия с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения.

Государства - участники настоящего Соглашения в соответствии с международным Договором будут содействовать ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектования под совместным контролем.

Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации (РСФСР), Украины обязуются представить Договор по СНВ на ратификацию в Верховные Советы своих государств.

Настоящее соглашение подлежит ратификации. Оно вступит в силу на 30 день после сдачи всех ратификационных грамот на хранение Правительству РСФСР.

Совершено в г. Алма-Ате в одном подлинном экземпляре, на белорусском, казахском, русском и украинском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

АЛМА-АТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Независимые Государства

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

Стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

Признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

Считая, что укрепление имеющих глубокие исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

Осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;

Будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

Заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

Содружество Независимых Государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств - членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Государства - участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Государства - участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей Декларации.

Президент Азербайджанской Республики А.МУТАЛИБОВ
Президент Республики Армения Л.ТЕР-ПЕТРОСЯН
Президент Республики Беларусь С.ШУШКЕВИЧ
Президент Республики Казахстан Н.НАЗАРБАЕВ
Президент Республики Кыргызстан А.АКАЕВ
Президент Республики Молдова М.СНЕГУР
Президент Российской Федерации (РСФСР) Б.ЕЛЬЦИН
Президент Республики Таджикистан Р.НАБИЕВ
Президент Туркменистана С.НИЯЗОВ
Президент Республики Узбекистан И.КАРИМОВ
Президент Украины Л.КРАВЧУК


Прим. ред.: постановление опубликовано в "Ведомостях СНД и ВС РФ", 19.12.1991. N 51, ст.1798.

Девять плюс один

23 апреля 1991 года в Ново-Огарево на встрече руководителей девяти союзных республик и президента СССР было подписано заявление о принципах нового союзного договора, получившее название «9+1».

На рубеже 1980 - 1990-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 год ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь Прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств.

Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.
Реальная опасность неуправляемого распада СССР заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям, но Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал 1-й Съезд Народных депутатов России, открывшийся 16 мая 1990 года. В повестку дня съезда был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, а 30 мая на пресс-конференции он заявил, что после принятия Декларации о суверенитете России она станет самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий.
12 июня 1990 года 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о
государственном суверенитете России. Она стала рубежом как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать до тех пор, пока Россия являлась объединяющим началом. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил образовать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообщества. Выбор российских депутатов во многом был предопределен поведением других союзных республик, провозгласивших свою независимость.
Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению - полной независимости.
Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.
В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими руководителями и при участии
Президента СССР. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения.
1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Казахстаном, Украиной, Литвой, Молдовой о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам.
В декабре 1990 году 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства. Референдум состоялся 17 марта 1991 года. В нем приняли участие 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%).
23 апреля 1991 года на встрече Президента и руководителей 9 республик в Ново-Огарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия.
22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 года. Был создан Подготовительный комитет для разработки договора новой концепции Союза. Согласно этому документу республики получали больше прав, Центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры,
прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский. Это соглашение должно было составить основу нового союзного договора, подписание которого намечалось на 20 августа. Михаил Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б.Ельциным и Н.Назарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подписания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-министра В.Павлова, министра обороны Д.Язова, министра внутренних дел Б.Пуго и председателя КГБ В.Крючкова. 18 августа в Форос, где отдыхал Горбачев, прибыли высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур, потребовали у него введения на всей территории СССР чрезвычайного положения, но получили неожиданный отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков.
Утром 19 августа было объявлено по радио о болезни Горбачева, и всю полноту власти взял Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав его входили Янаев, Павлов, Пуго, Крючков и др. ГКЧП обнародовал манифест, в котором говорилось о развале экономики и беспорядках в стране, об унижении советских людей за границей.
Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации. Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить ряд экономических и социальных мер: снизить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др.
Утром 19 августа Б.Ельцин издает ряд указов, которые квалифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В Москву были введены войска, объявлен комендантский час. Путчисты просчитались в главном – за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей высшей ценностью, исчез страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэкачеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву. 23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура. В итоге была ликвидирована основа прежней системы. Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Компартии РСФСР. Бывшая партийная собственность была конфискована. Были закрыты коммунистические газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда» и «День».
В ряде союзных республик начались процессы, которые заставили пересмотреть основы нового союзного договора. Унитарный Союз рушился. 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии. 9 сентября 1991 года Госсовет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадался на глазах. Все попытки М.Горбачева возобновить работу по подписанию договора оказались безуспешными. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл.
Проходивший со 2 по 5 сентября 1991 года. V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Съезд объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на волеизъявлении свободных республик. Во время переходного периода высшим органом власти стал Верховный Совет СССР. Для управления экономикой был образован Межреспубликанский экономический комитет во главе с премьер-министром России И.Силаевым.
Президент СССР М.Горбачев предпринимал попытки заключить новый Союзный договор. 18 октября 1991 года 8 республик подписали договор об экономическом сообществе (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в Ново-Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ). Однако сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР было уже невозможно.
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще в резиденции «Вискули» руководители Белоруссии (С.Шушкевич, В.Кебич), Украины (Л.Кравчук, В.Фокин), Российской Федерации (Б.Ельцин, Г.Бурбулис) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) Три государства вступили в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР. Именно в Беловежской пуще были впервые провозглашены принципы сосуществования в рамках СНГ: единое экономическое пространство, единая денежная единица, единые вооруженные силы и т.д. В СНГ было вовлечено подавляющее большинство бывших республик Союза - исключение составили Прибалтийские республики и Грузия, присоединившаяся к Содружеству чуть более двух лет спустя.
25 декабря 1991 года Горбачев заявил об уходе с поста Президента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены государственных символов поставил последнюю точку в драматической судьбе огромной страны, которая называлась Советский Союз.

Кроме того, в этот день произошли следующие события:

В 1836 году в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В первой половине XIX века значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания, такие, как «Вестник Европы», печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 году стала выходить первая русская провинциальная газета «Казанские известия». Она просуществовала 10 лет. С 1838 года в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости». Участилось издание детских и женских журналов. Официальной газетой по-прежнему были «Санкт-Петербургские ведомости». Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист и издатель Ф.В.Булгарин издавал газету «Северная пчела». В первые годы царствования Николая I преобладали журналы консервативного направления. Одним из журналов либерального направления в то время был «Телескоп», но он издавался всего пять лет. После его закрытия эстафету либеральной журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» основал А.С.Пушкин. 23 апреля 1836 года в Петербурге вышел в свет первый номер пушкинского «Современника», отпечатанный в типографии Смирдина. В первом издании в отделе поэзии были напечатаны произведения Пушкина («Пир Петра Первого», «Скупой рыцарь», «Родословная моего героя», «Полководец» и др.), стихи Жуковского, Вяземского, Давыдова, Баратынского, Кольцова, цикл стихов Тютчева и др. В отделе прозы основное место занимали произведения Пушкина («Капитанская дочка», «Путешествие в Арзрум», «Джон Теннер») и Гоголя, принявшего ближайшее участие в начале издания («Коляска», «Нос», «Утро делового человека», «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 годах» и др.) Первые два издания «Современника» имели тираж 2400 экземпляров, из которых расходилось не более трети, последний том за 1836 год выпущен тиражом 900 экземпляров. После гибели поэта «Современник» издавался в пользу его семьи группой друзей во главе с В.А.Жуковским. Регулярность выхода томов часто нарушалась: в 1841 году вышло пять томов, в 1842 - три тома, в 1845 - четыре тома. В 1866 году, после покушения Каракозова на Александра II, журнал был закрыт властями.
В 1964 году была основана фирма граммофонных пластинок "Мелодия". Пластинки
«Мелодии» были окном в музыкальный мир для миллионов советских граждан, и способом стать известными для исполнителей. «Мелодия» осуществляла руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, которые записывали, изготовляли и распространяли грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты. В составе «Мелодии» были и творческие студии. На них изготавливались оригиналы матриц для производства грампластинок, создавались оригинальные произведения для записи, реставрировались исторические фонодокументы и другие уникальные записи прошлого. Творческие студии действовали в Москве, Ленинграде, Риге и Таллине, Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Ташкенте. До 1986 года «Мелодия» держала монополию на звукозапись в СССР. В настоящее время фирма «Мелодия» специализируется в первую очередь на формулировании и продвижении новых направлений деятельности, а также на качественной реставрации и выпуске архивных записей. В каталоге фирмы преобладает советская и российская продукция, музыка русских и советских композиторов.

Предыдущие дни в русской истории:

22 апреля в русской истории→ Берлинская операция


→МИГ-17

→ Вяземская воздушно-десантная операция

14 января в русской истории

→ Январский гром

- (нем. Luxemburger Abkommen, ивр. הסכם השִׁילּוּמִים‎) подписано 10 сентября 1952 года и вступило в силу 27 марта 1953 года. По соглашению Германия должна была выплатить Израилю компенсацию за использование рабского труда во время… … Википедия

Соглашение о репарациях между ФРГ и Израилем - Соглашение о репарациях между Германией и Израилем (нем. Luxemburger Abkommen, ивр. הסכם השִׁילּוּמִים‎) подписано 10 сентября 1952 года и вступило в силу 27 марта 1953 года. По соглашению Германия должна была выплатить Израилю… … Википедия

Соглашение о создании Содружества Независимых Государств - 8 декабря 1991 года высшими руководителями России, Белоруссии и Украины было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как Беловежское соглашение. Подписанию документа предшествовали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Соглашение содружества независимых государств о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - межгосударственное соглашение, подписанное в январе 1993. Охватывает широкий спектр вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях его реализации решением Совета глав правительств … Словарь черезвычайных ситуаций

Соглашение о полном выводе советских войск из Чехословакии - В ночь на 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска пяти стран Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши). Операция, получившая кодовое название «Дунай», преследовала цель прекратить происходивший в ЧССР… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Соглашение о раздельном базировании ЧФ России и ВМС Украины (1995) - После распада СССР с августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединенный (Российской Федерации и Украины). 9 июня 1995 года в Сочи между РФ и Украиной было подписано Соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флотаЭнциклопедия ньюсмейкеров

Соглашение по мирному освобождению Тибета - Соглашение между Центральным народным правительством Китая и местным тибетским правительством о мероприятиях по мирному освобождению Тибета … Википедия

Соглашение по Сохранению Популяций Рукокрылых в Европе (UNEP/EUROBATS)

Соглашение по сохранению популяций рукокрылых в Европе - Соглашение по сохранению европейских популяций рукокрылых это международный договор, обязывающий его участников сохранять рукокрылых на своей территории. Оно было заключено в 1991 году в рамках Конвенции по Сохранению Мигрирующих видов… … Википедия

Соглашение Хэ-Умэдзу

Соглашение Хэ - Умэдзу - (кит. 何梅协定; яп. 梅津・何応欽協定) тайный договор между Японской империей и Китайской республикой, заключённый 10 го июня 1935 го года, незадолго до начала Второй японо китайской войны. История Вслед за захватом Маньчжурии и Жэхэ было подписано перемирие… … Википедия

Книги

  • Настоящая фантастика - 2017 , Панов Вадим Юрьевич, Казаков Дмитрий Львович, Веров Ярослав, Гелприн Майк. Венера - это вторая Земля, но, чтобы сделать венерианский ад пригодным для существования человека, нужно победить не только извержения вулканов, тепловые бури и кислотные дожди, но и… Купить за 457 руб
  • Настоящая фантастика - 2017: фантастические повести и рассказы , Панов В.Ю.. Венера – это вторая Земля, но, чтобы сделать венерианский ад пригодным для существования человека, нужно победить не только извержения вулканов, тепловые бури и кислотные дожди, но и…

20 лет назад украинская Верховная рада ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной. Он заключался сроком на 10 лет и был продлён на аналогичный период в 2008 году. Сейчас в Киеве идут споры по поводу нового продления соглашения с Москвой. Противники пролонгации утверждают, что, несмотря на выгоду, страна должна «отомстить за Крым», аннулировав договорённости. Сторонники настаивают на том, что денонсировать ничего не нужно. Напротив, следует использовать договор для подачи иска в международный суд и обвинения России в том, что она якобы его нарушила. RT разбирался, есть ли конструктивное будущее у документа.

  • Подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной
  • РИА Новости

«Более выгоден Украине»

14 января 1998 года Верховная рада Украины ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве с Россией. Документ, получивший неофициальное название Большой договор, в Киеве президентами России и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой. Первыми его ратифицировали именно на Украине. Государственная дума России сделала это лишь почти год спустя — 25 декабря 1998-го. С апреля 1999 года соглашение вступило в силу.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве гарантировал гражданам каждой из стран соблюдение всех прав и свобод на территории обоих государств, подтверждал существовавшие на тот момент между ними границы и утверждал, что ни Россия, ни Украина не могут входить в коалиции, направленные друг против друга.

Главным препятствием для заключения рамочного соглашения о сотрудничестве между двумя соседними государствами все 90-е годы оставался неурегулированный вопрос о статусе Черноморского флота. Соглашение о разделе флота было подписано за три дня до заключения Большого договора — 28 мая 1997 года, что открыло возможность подписания соглашения.

Однако и в Госдуме, и в правительстве России документ встретил серьёзное сопротивление. Против него выступили тогда вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин и глава комитета по делам СНГ Георгий Тихонов. Не одобрили соглашение и министр по делам СНГ Аман Тулеев, и мэр Москвы Юрий Лужков. Противники Большого договора утверждали, что таким образом Россия признает Крым и Севастополь украинскими, хотя, по их мнению, статус этих территорий был как минимум спорным.

«Именно этим договором Россия признала Крым и Севастополь составной частью Украины, — подчеркнул в интервью RT директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. — Изначально этот договор был более выгоден Украине, чем России».

Вступил в силу Большой договор 1 апреля 1999 года. Согласно статье 40 документа, действие соглашения, заключённого на 10 лет, будет автоматически продлеваться на каждое следующее десятилетие, если ни одна из сторон не заявит о желании выйти из него за шесть месяцев до завершения очередной десятилетки.

Таким образом, если ни Россия, ни Украина до октября 2018 года не заявят о денонсации соглашения, оно продолжит своё действие до 2029 года.

Крючок для России

Несмотря на то что договор изначально был выгоден Киеву, после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году всё больше голосов в Незалежной стали утверждать, что нужно разорвать соглашение, формально устанавливавшее отношения «стратегического партнёрства» между двумя странами.

  • Жители Симферополя на одном из избирательных участков во время голосования на референдуме о статусе Крыма
  • РИА Новости

«Когда страна в состоянии фактической войны с другой, говорить о дружбе и стратегическом партнёрстве невозможно. Соглашение или надо менять, или денонсировать», — заявил в июне 2017 года в интервью ВВС Украина экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко.

«Разрывать договор нужно, потому что наличие такого документа постоянно вынуждает нас воздерживаться от введения военного положения, от радикальных экономических санкций, от привлечения к ответственности украинских олигархов-предателей и так далее», — утверждает, в свою очередь, на сайте «Украинской правды» украинский политолог Сергей Дацюк.

«При сохранении нынешней власти, при сохранении нынешней конъюнктуры пропустить продление договора без каких-то кардинальных потрясений будет очень сложно, если вообще возможно, — заявил в интервью RT доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. — Существует достаточно сильное лобби, которое требует объявления войны России. Правительственная риторика такова, что все украинские проблемы вытекают из того, что агрессию против Украины совершила Россия. Понятно, что на фоне этой риторики продлить просто так договор, наверное, вряд ли будет возможно, а желающих его сорвать будет огромное количество».

Однако действующая украинская власть пока не решается пойти на денонсацию соглашения. Как отметил агентству «Укринформ» замминистра иностранных дел Украины Вадим Пристайко, Киев намерен использовать договор для о том, что Россия якобы его нарушила, присоединив Крым. «Если бы мы позволили себе разорвать этот договор, россияне нам бы сказали: «Подождите, мы ничего не нарушили, потому что не брали на себя никаких обязательств». Поэтому мы не можем позволить России соскочить с такого крючка», — заявил украинский чиновник.

Никто не хотел разрывать

В России в 2016 году группа депутатов Госдумы направила запрос на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова, заявив о необходимости денонсации Большого договора с Украиной в ответ . Однако российский МИД выступил против такого решения.

«Как видится, наш потенциальный выход из Большого договора вряд ли будет способствовать решению тех проблем, которые благодаря усилиям Киева накопились к настоящему времени в российско-украинских отношениях», — отметил в официальном ответе депутатам глава российской дипломатии.

«Что с одной, что с другой стороны при всём возможном потенциальном желании убрать данный договор с повестки дня не выйдет, — заявил RT директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Если мы вчитаемся в его текст, то там есть целый ряд позиций, которые как в интересах Украины, так и Российской Федерации». Для Киева, по словам эксперта, важно то, что в документе подчёркивается украинский статус Крыма и Севастополя. «Если соглашения нет, то и возможности предъявлять права на Крым у Киева всё меньше и меньше», — считает Денисов.

Россия, как полагает эксперт, «не получит никаких зримых выгод от денонсации». «С политической точки зрения было бы неправильно разрывать формально дружеские отношения с Украиной, — утверждает Владимир Корнилов. — Зачем России это делать, если Россия не признавала эту войну и не считает Украину официальным врагом?»

Как считают Денис Давыдов и Владимир Корнилов, наиболее велика вероятность того, что в 2018 году ни Москва, ни Киев на официальном уровне не поднимут вопрос о выходе из этого соглашения.

Мёртвый груз

При этом политологи уверены, что сейчас Большой договор фактически не работает. Вопреки его положениям, Киев заявляет о партнёрстве с НАТО и называет Россию агрессором, нарушает права российских граждан, вводя многочисленные меры контроля на границе, и .

«Этот договор — сам по себе документ выхолощенный, который в основном является декларативным, — говорит Владимир Корнилов. — В нём, например, утверждается, что мы должны паритетно соблюдать языковые права украинцев в России и русских на Украине. Мало того что они сейчас не соблюдаются, так они нарушались на Украине с самого начала».

«Для России будет совершенно безболезненным, если этот договор, никому уже не нужный, будет остановлен и прерван», — считает эксперт.

  • Корабли Черноморского флота России
  • РИА Новости

Однако, по его словам, Москва не намерена идти первой на формальный разрыв. Также, с точки зрения политолога, существует гипотетическая вероятность, что Россия может выйти из части положений договора, что вполне осуществимо с юридической точки зрения. В первую очередь из тех, где оговаривается статус Севастополя, Крыма и Черноморского флота.

«С этим не согласится Украина. Начнутся споры. Но если обе стороны ни о чём не договорятся, это будет означать автоматическую пролонгацию существующего договора», — считает эксперт.

«Придётся договариваться»

В заявлении МИД России по случаю 20-летия подписания Большого договора подчёркивалось, что «само существование этого документа служит залогом наличия фундамента для возрождения двусторонних отношений». Однако эксперты полагают, что для этого понадобится совершенно иное соглашение.

«Рано или поздно России и Украине — или тому, что от Украины останется — придётся договариваться об основах мирного сосуществования. Мы всё равно обречены на это», — считает Владимир Корнилов.

По его мнению, в любом рамочном соглашении с Киевом для Москвы всегда принципиально важным будет получение согласия Украины на воссоединение России с Крымом и Севастополем. «В ближайшем обозримом будущем это не представляется возможным, но рано или поздно придётся об этом договариваться», — полагает эксперт.

«По факту Большой договор свою роль уже отыграл, — считает Денис Денисов. — Но за счёт того, что он не наносит вреда ни одной, ни другой стороне, он до сих пор является действующим». По его словам, «точно не этот договор» сможет восстановить отношения между Россией и Украиной. «Если что-то будет, то значительно изменённое соглашение по форме и по содержанию», — уверен политолог.

8 декабря 1991 года Россия, Белоруссия и Украина подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт вошел в историю как "Беловежское соглашение".

Подписанию документа предшествовали события, происходившие с середины 1980‑х гг. на территории бывшего Советского Союза. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками, стремившимися к самостоятельности. В 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливающие приоритет своих законов над законами Союза.

Чтобы остановить распад СССР, 17 марта 1991 г. был проведен о сохранении Союза Советских Социалистических Республик. За сохранение Союза высказались 76,4 % принявших участие в голосовании.

На основе итогов всесоюзного референдума уполномоченной центральными и республиканскими властями рабочей группой в рамках так называемого новоогаревского процесса весной‑летом 1991 г. был разработан проект по заключению договора федерации "О Союзе Суверенных Республик", подписание которого было назначено на 20 августа. Но оно так и не состоялось из‑за попытки государственного переворота, предпринятой консервативным крылом высшего руководства СССР 19‑21 августа 1991 года.

В сентябре 1991 г. СССР признал независимость Литвы, Латвии и Эстонии.
Осенью 1991 г. рабочей группой ново‑огаревского процесса был подготовлен новый проект Союзного договора по созданию "Союза Суверенных Государств" как конфедерации независимых государств. Его предварительное подписание должно было состояться 9 декабря.

1 декабря 1991 г. на референдуме более 80% населения Украины высказалось за независимость своего государства.
8 декабря президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции "Вискули" в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.

В документе была подтверждена приверженность принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорится, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Стороны обязались "развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену".

В Соглашении подчеркнута неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.

В статьях, касающихся проблем военного строительства и обороны, государства‑учредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в "обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов", подтвердили стремление к "ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем". Стороны заявили, что "будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно‑стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием", а также "совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил".

В Соглашении содержался перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие институты: координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в области таможенной политики, развитии систем транспорта и связи, в области охраны окружающей среды, борьбы с преступностью.

Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

Руководители стран в дополнение к основному документу встречи подписали заявление, в котором констатировали, что "переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором". Главы трех государств подчеркнули, что на образование Содружества Независимых Государств они решились, "осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономическх реформ".

Соглашение, заключенное в Беловежской пуще, не оставляло места для союзной формы государственного устройства на территории СССР. В последовавшем после его подписания заявлении президент СССР Михаил Горбачев квалифицировал действия руководителей трех республик как антиконституционные. Сами участники Беловежского соглашения отвергали обвинения в разрушении СССР.

10 декабря 1991 г. соглашение было ратифицировано Верховными Советами Украины и Белоруссии, 12 декабря - Верховным Советом РСФСР.

21 декабря 1991 г. в Алма‑Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии) подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день руководители 11 государств подписали также Алма‑Атинскую декларацию, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.

Вступление в СНГ Грузии было оформлено решением глав государств от 3 декабря 1993 г., принятым в связи с обращением главы грузинского государства Эдуарда Шеварднадзе от 8 октября 1993 г. 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе страны из СНГ. 18 августа 2009 г. завершилась формальная процедура выхода Грузии из СНГ.

В августе 2005 г. Туркмения вышла из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена‑наблюдателя.

Из республик бывшего СССР в не вошли Латвия, Литва, Эстония.
(Дополнительный