20 30 годы в китае. Китайское государство до образования Китайской Народной Республики

- 855.00 Кб

Введение………………………………………………………… ………с. 3

Глава 1. СССР и Китай до установления между ними дипломатических отношений (1920-1923гг.)………………………………………… ……с. 5

Глава 2. Установление дипломатических отношений между

СССР и Китаем…………………………………………………………. с. 11

Глава 3. Ухудшение советско-китайских отношений (1925-1928 гг.).

Конфликт на КВЖД 1929 г. ……………………………………………с. 19

Глава 4. Внешнеполитические отношения СССР

с Китаем в 30-е гг. XX века…………………………………………….с. 26

4.1. Восстановление дипломатических отношений

между СССР и Китаем. Советско-китайский договор

о ненападении 1937 г. ………………………………………………….с. 26

4.2. Советская экономическая и военная

помощь Китаю в 1937 -1939 гг. ……………………………………...с.34

Заключение…………………………………………………… …………с.36

Приложения…………………………………………………… ………..с. 37

Литература…………………………………………………… …………с. 39

ВВЕДЕНИЕ.

Взаимоотношения России с Китаем – двух великих мировых держав – находятся под постоянным и непосредственным воздействием основных тенденций развития региональных и глобальных международных отношений. Китай и Россия имели (и имеют сейчас) самую протяженную пограничную линию, обе страны обладают опытом более чем 400-летнего периода добрососедства. В 20-30-е гг. модель российско-китайского взаимодействия являлась примером отношений двух разносистемных государств в экстремальных условиях революционных преобразований и в России, и в Китае. Оба государства решали свои политические программы развития, активно взаимодействуя друг с другом. Отношения двух государств определялись тенденциями развития их внутренней и внешней политики, взаимодействие которых приводило к сотрудничеству и противостоянию, периодам конфронтации и нормализации двусторонних связей. Все эти процессы откладывали свой отпечаток не только на специфику отношений двух держав, но и на соотношение мировых политических сил.

В настоящее время, время стратегического партнерства двух великих государств – России и Китая, ставшего важным фактором и элементом международной политической стабильности, историческое прошлое, накопленный позитивный опыт советско(российско)-китайского взаимодействия представляет большой научный и политический интерес, ибо он позволяет лучше понять настоящее, определить перспективы будущего.

В освещении и толковании событий истории советско-китайских отношений существовали и существуют проблемы, присущие международным отношениям в целом.

Цель данного исследования – рассмотрение процесса становления и развития внешнеполитических отношений между СССР и Китаем в 20-30-х гг. XX века.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

– раскрываются характер и особенности советско-китайских отношений на каждом из рассматриваемых этапов;

– описываются и охарактеризовываются договоры и соглашения, подписанные СССР и Китаем в 20-30-х гг. XX века;

– показывается влияние советско-китайских отношений на международную обстановку;

– выявляются факторы, влиявшие на эволюцию советско-китайских отношений в 20-30-е гг. XX века.

Проблемой советско-китайских отношений в рассматриваемый период занимались многие историки: Мировицкая Р.А., Хейфец А.Н., Дубинский А.М., Капица М.С., Сладковский М.И., Аблова Н. Е. и другие.

Так, работа Хейфеца А.Н. «Советская дипломатия и народы Востока, 1921–1927гг.» посвящена истории заключения первых договоров РСФСР со странами Азии в 1921-1927 гг., при этом дипломатическая подготовка советско-китайского соглашения 1924 г. и противодействие этому западных держав рассмотрены всесторонне. В работе Выгодского С.Ю. «Внешняя политика СССР, 1924-1929 гг.» подробно описаны внешнеполитические отношения СССР и Китая, отдельная глава посвящена конфликту на КВЖД 1929г.

Монография Дубинского А.М. «Советско-китайские отношения в период японо-китайской войны 1937–1945 гг.» освещает основные этапы советско-китайских отношений в годы японо-китайской войны 1937-1945 гг.
Cоветско-китайские отношения в 20-30-х гг. XX века подробно исследованы в монографии Капицы М.С. «Советско-китайские отношения».

Большое значение для изучения данной темы имеет монография Сладковского М.И. «История торгово-экономических отношений СССР с Китаем (1917 - 1974 гг.)». Работа написана на богатейшей документальной основе, с привлечением материалов советских архивов и китайских источников.

По-новому проанализированы советско-китайские отношения рассматриваемого периода в работе Рахманина О.Б. «К истории отношений России-СССР с Китаем в XX веке: обзор и анализ основных событий». Сложный период в советско-китайских отношениях представлен в работе Мировицкой Р.А. «Отношения СССР с Китаем в годы кризиса версальско-вашингтонской системы международных отношений (1931 - 1937гг)».

Среди белорусских историков изучением советско-китайских отношений занималась Аблова Н. Е.. В своей монографии «История КВЖД и российской эмиграции в Китае (первая половина ХХ века)» рассмотрена судьба КВЖД на разных этапах советско-китайских отношений.

Во всех работах представлены выдержки из официальных документов, периодических изданий, личных переписок. Отдельно документальный материал представлен в «Сборнике документов и материалов по истории СССР советского периода (1917-1958)».

В исследовании также использованы статьи Астафьева Г.В. «Интернациональная помощь СССР Китаю (1917-1945)», Дацышена В.Г. «Конфликт на КВЖД 1929 года», Песковой Г.Н. «Становление дипломатических отношений между Советской Россией и Китаем, 1917–1924гг.», Картуновой А.И. «Китайский вопрос в переписке Г.В. Чичерина и Л.М. Карахана, 1924–1926 гг.», Светачева М.И. и Щагина Э.М. «Участие Китая в империалистической интервенции на Советском Дальнем Востоке (1918-1922 гг.)», Чугунова А. «Агрессивные происки китайских милитаристов на Советской Дальневосточной границе и их пересечении (1930-1931)». В данных статьях в узком временном промежутке описаны советско-китайские отношения.

ГЛАВА 1. СССР и Китай до установления между ними дипломатических отношений (1920-1923гг.)

Провозглашенная советским правительством внешняя политика, основанная на принципах признания независимости и равноправия всех государств, получила свое конкретное выражение при установлении первых контактов Наркоминдела Советской России с посольством Китая в Петрограде. Китайскому поверенному в делах Лю Цзин-жэню уже в ноябре - декабре 1917 г. были высказаны предложения об аннулировании неравноправных договоров, заключенных царской Россией с Китаем в эпоху империализма, - русско-китайского договора 1896 г., Пекинского протокола 1901 г. и всех соглашений царского правительства с Японией в отношении Китая. Советской стороной было предложено начать переговоры о заключении нового договора на принципах полного равенства, уважения государственного суверенитета и независимости договаривающихся государств .

В мае 1920 г. в Кульдже состоялась встреча между делегацией РСФСР, которую возглавлял уполномоченный Отдела внешних сношений П. Е. Марев, и представителями Китайской республики во главе с илийским даоинем и дипломатическим чиновником Сюй Го-чжэнем. 27 мая ими был подписан протокол, определявший условия торговых отношений между Советской Россией и Китаем на туркестано-синьцзянской границе, а также возвращения русских беженцев и казаков. Согласно этому документу, «для решения дипломатических и торговых вопросов» в Кульдже учреждалось «агентство Советской власти» (п. 1), а в Верном (Алма-Ата) - агентство илийских властей (п. 2). Протоколом предусматривалось, что «всякие споры-тяжбы» по торговым делам будут разбираться «судебными установлениями того государства, где они возникли» (п. 5), т. е. на условиях полного признания законодательства и суверенности обеих договаривающихся стран .

Илийский протокол, несмотря на территориальную ограниченность его применения, имел важное политико-правовое значение для стран Востока, прежде всего для Китая, как первое соглашение, заключенное в новейшее время, отвергнувшее право экстерриториальности иностранцев на его территории. Он заложил прочную основу для торговых отношений РСФСР с удаленной от промышленных центров Китая провинции Синьцзян и явился в то же время примером для установления общегосударственных отношений между Китаем и РСФСР .

Начало отношениям Советской России и Китайской республики было положено в ходе визита китайской военно-дипломатической миссии под руководством генерала Чжан Сы-линя, прибывшей в Москву 5 сентября 1920 г. - с целью «ведения переговоров от имени Правительства Китайской Республики» . В июне 1920 г. министерству иностранных дел ДВР стало известно о прибытии на территорию Забайкалья миссии китайского генерала Чжан Сы-лина, испрашивавшего разрешения проследовать в Верхнеудинск и далее в Москву. Хотя никаких предварительных уведомлений от пекинских властей о посылке данной миссии не поступало, она была принята в Верхнеудинске.

Получив сообщение о миссии Чжан Сы-лина и не имея о ней никакого официального уведомления, правительство РСФСР было вынуждено обратиться в Пекин за разъяснением ее характера и задач. 8 июля 1920 г. Г. В. Чичерин направил министру иностранных дел Китая Лу Чжэн-сяну ноту, в которой говорилось: «Нами получено телеграфное сообщение генерала Чжан Сы-лина, именующего себя Главой Китайской дипломатической миссии, о предстоящем прибытии его с миссией в Москву для переговоров о возобновлении дипломатических и торговых сношений с Советским Правительством. Имею честь просить Вас, господин министр иностранных дел, официально подтвердить нам, действительно ли вышеуказанная Миссия во главе с генералом Чжаном действует от имени Пекинского Правительства и снабжена ли она на этот предмет надлежащими полномочиями. В утвердительном случае мы будем счастливы принять ее и в свою очередь послать соответствующую Миссию в Пекин» .

Не получив в течение почти двух месяцев ответа на свой вопрос, НКИД РСФСР дал согласие на приезд миссии Чжан Сы-лина в Москву, куда она прибыла 5 сентября 1920 г. генерал отрекомендовался как глава военно-дипломатической миссии Китайской республики и в таком качестве с первых дней своего прибытия обращался в НКИД как по экономическим вопросам, так и по вопросам создания дипломатических представительств в Советской России.

На этом основании 27 сентября 1920 г. заместитель Народного комиссара иностранных дел Л. М. Карахан передал ему «Обращение правительства РСФСР к правительству Китайской республики» . В этом документе, приветствуя прибытие в Москву военно-дипломатической миссии во главе с Чжан Сы-лином, Советское правительство выдвигало проект соглашения. В нем объявлялись не имеющими силы все договоры царской России с Китаем, упомянутые в обращении правительства РСФСР от 25 июля 1919 г. Кроме того, в соглашение предлагалось включить следующие пункты:

«Правительства обеих Республик принимают все необходимые меры для немедленного установления регулярных торговых экономических сношений. В дальнейшем об этом заключается особый договор, с соблюдением принципа наибольшего благоприятствования для обеих договаривающихся сторон.

Китайское Правительство обязуется:

1) Не оказывать никакой поддержки отдельным лицам, группам или организациям русских контрреволюционеров, не допускать их деятельности на своей территории.

2) Разоружить, интернировать и выдать Правительству РСФСР все находящиеся на территории Китая отряды и организации, ведущие борьбу против РСФСР или союзных с ней государств, а также передать Правительству РСФСР все их вооружение, припасы и имущество.

Такие же обязательства берет на себя правительство РСФСР по отношению к лицам или организациям, ведущим мятежную борьбу против Китайской Республики.

Все граждане России, проживающие в Китае, подчиняются всем законам и установлениям, действующим на территории страны, и никакими правами экстерриториальности не пользуются. Китайские граждане, проживающие в России, подчиняются всем законам и установлениям, действующим на территории РСФСР.

Правительство Китайской Республики обязуется: немедленно по подписании настоящего договора прекратить сношения с лицами, присваивающими себе звания дипломатических и консульских представителей Российского государства, не имеющих полномочий от Правительства РСФСР, и удалить таковых лиц за пределы Китая. Возвратить Российскому государству в лице Правительства РСФСР принадлежащие России на территории Китая посольские и консульские дома и прочее посольское и консульское имущество и архивы.

Глава 2. Установление дипломатических отношений между
СССР и Китаем………………………………………………………….с. 11
Глава 3. Ухудшение советско-китайских отношений (1925-1928 гг.).
Конфликт на КВЖД 1929 г. ……………………………………………с. 19
Глава 4. Внешнеполитические отношения СССР
с Китаем в 30-е гг. XX века…………………………………………….с. 26
4.1. Восстановление дипломатических отношений
между СССР и Китаем. Советско-китайский договор
о ненападении 1937 г. ………………………………………………….с. 26
4.2. Советская экономическая и военная
помощь Китаю в 1937 -1939 гг. ……………………………………...с.34
Заключение………………………………………………………………с.36
Приложения……………………………………………………………..с. 37
Литература………………………………………………………………с. 39

Статья посвящена теме военной помощи СССР Китаю а также усилиям СССР по стабилизации политической обстановки в Китае, воевавшем с Японией.

к.и.н Р. А. Мировицкая. Советский Союз и Китайская Республика. 1930-е годы, проблемы внутриполитической стабильности в Китае

В книгах и статьях, посвященных истории международных отношений на Дальнем Востоке в 1930-х годах, в центре внимания отечественных авторов - материалы о советской военной, военно-технической, дипломатической помощи Китаю в войне с Японией. Действительно, военная поддержка была велика. По данным посла Китайской Республики (КР) в СССР Ян Цзэ, 80% военно-технической помощи Китаю (1959 г.) направлял СССР, 20% - США и страны Европы. Но советская поддержка Китая не ограничивалась поставками оружия.

В войне, разворачивавшейся на китайском пространстве, внешнеполитическая деятельность советского государства являлась важнейшим фактором, направленным на формирование в Китае обстановки политической стабильности, на оказание поддержки тем силам, которые выступали за создание единого фронта двух основных политических партий - ГМД и КПК в войне с Японией, за сохранение в составе КР Синьцзяна - провинции, пограничной Советскому Союзу. Западные державы к процессу сохранения в Китае единого фронта присоединились позже, после самороспуска Коминтерна (1943).

Правительства всех стран имели и имеют свои программы решения важнейших задач современности. В Китае 1930-х годов эти задачи могли быть решены в значительной степени при поддержке России. Документы и материалы поданной теме опубликованы в томах III и IV издания «Русско-китайские отношения в XX в.» (2000 и 2010 гг.). Опубликованные документальные издания представляют интерес не только для российских специалистов, но и для наших коллег в других странах.

Итак, проблемы формирования политической стабильности в Китае. После вторжения в 1930-х годах в Маньчжурию и создания на китайской территории государства Маньчжоу-Го, Япония стремилась распространить свое влияние на Запад страны - провинции Жэхэ, Чахар, Суйюань, Синьцзян. Руководство СССР, задолго до широкомасштабного нападения Японии на Китай приняло ряд принципиальных политических решений по китайской проблеме на случай японо-китайской или японо-советской войны (в Москве не исключался данный вариант). Советские внешнеполитические инициативы исходили из необходимости поддержать китайское государство в формировании обстановки внутриполитической стабильности. Только на этом пути Китай, так считали в Москве, мог обеспечить будущее своей страны. Во-первых, речь шла об оказании содействия двум крупнейшим политическим партиям Китая (правящей партии Гоминьдан и китайской оппозиции - китайской коммунистической партии) 1 , прекращении междоусобной борьбы и объединении усилий в борьбе с японской агрессией. Во-вторых - вопрос о сохранении в составе КР Синьцзяна.

Синьцзянская проблема. В июле-августе 1933 г. вопрос о Синьцзяне в советско-китайских отношениях обсуждался в ПБ ЦК ВКП(б), с привлечением приглашенных советских консульских работников, работавших в Синьцзяне.

Напомним, в 1929 г. после известного конфликта на КВЖД правительство КР (Нанкинское правительство) направило в Синьцзян телеграмму с указанием отозвать из Синьцзяна пять китайских консульств на территории Средней Азии и Казахстана. Советское правительство и власти Синьцзяна проигнорировали данное распоряжение, консульства продолжали функционировать на территории этой китайской провинции 2 .

С 1933 г. Синьцзяном управлял генерал-губернатор Шэн Шицай, проводивший курс на сближение с СССР. СССР в 1930-е годы предоставил провинции значительную финансово-экономическую и военную помощь, на ее территории действовали 8 советских консульств, сотни советских советников и специалистов. Неоднократно в провинцию направлялись части Красной Армии, помогавшие местным властям подавлять мятежи. Руководители советского правительства неоднократно подчеркивали, что рассматривают провинцию как неотъемлемую часть Китая.

Главной геополитической задачей советской политики в Синьцзяне было не допустить возможность создания на территории провинции второй Маньчжоу-Го.

В августе 1933 г., задолго до начала войны, на специальном заседании ПБ ЦК ВКП(б) обсуждался вопрос о Синьцзяне. Единогласно (но после обстоятельного обсуждения) было принято постановление о работе в Синьцзяне, первым пунктом которого было: «Считать неприемлемым поддерживать лозунги и политику отделения Синьцзяна от Китая». Одновременно было принято постановление ПБ ЦК ВКП(б) о развитии экономических, торговых и других связей СССР с Синьцзяном. В развитие директив ПБ заместитель наркома по иностранным делам Г.Я. Сокольников сообщил полпреду СССР в Китае Д.В. Богомолову о приоритетах внешней политики СССР: «Мы будем проводить твердую линию на сохранение суверенитета Китая в Синьцзяне и ни в коем случае не будем поддерживать какие-либо сепаратистские движения в Китае».

Далее подчеркивалось: «Наши экономические интересы в Синьцзяне очень значительны (Синьцзян занимал 3-е место в торговле СССР на Востоке, после Монголии и Персии), что соответствует экономическим интересам самого Синьцзяна, для которого СССР в силу его географического положения при данном развитии путей сообщения - почти единственный рынок сбыта продукции провинции».

Немаловажное значение для развития советско-китайских отношений в Синьцзяне имели контакты руководителей СССР - И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, В.М. Молотова с генерал-губернатором Синьцзяна Шэн Шицаем в 1934-1938 гг. 5 Советские инициативы отвечали государственным интересам и СССР, и КР.

Важнейшей задачей политики СССР в Синьцзяне, как отмечалось, было сохранение провинции в составе Китая. Оказывая значительное влияние в 1930-е годы на внутриполитическую ситуацию в Синьцзяне, СССР не предпринимал попытки его «советизации» 6 . Советское руководство продолжало подчеркивать, что рассматривает провинцию как неотъемлемую часть китайского государства. Чан Кайши в общем одобрял стратегию СССР на взаимодействие с Китаем, хотя Правительство КР, в том числе и Чан Кайши, было обеспокоено весьма активной хозяйственной деятельностью СССР в Синьцзяне, что на определенном этапе не мешало значительному улучшению советско-китайских отношений (в обстановке нарастания угрозы советскому государству и Китаю со стороны Японии и общим курсом СССР на помощь китайскому государству в сохранении обстановки внутриполитической стабильности в стране). Одним из важнейших результатов советско-китайского сотрудничества на синьцзянском направлении было совместное строительство шоссейной дороги от советской границы до Ланьчжоу. Именно поданному пути с осени 1937 г. доставлялась в Китай советская военно-техническая помощь. Синьцзян, как известно, стал важным направлением, по которому направлялась в Китай советская помощь в годы начала широкомасштабной японо-китайской войны.

Следует отметить, что после начала советско-германской войны и временных неудач советской армии на советско-германском фронте последовало обострение отношений синьцзянских провинциальных властей с СССР. Чан Кайши в беседе с послом СССР в Китае А.С. Панюшкиным 9 июня 1942 г. счел нужным заметить ему, что «по делам Синьцзяна Советскому правительству следует обращаться непосредственно к центральному правительству Китая, а не к провинциальному правительству Синьцзяна» 7 . Чан Кайши вернулся к данной теме в беседе с советским лослом 16 июля 1942 г. (состоявшейся по инициативе А.С. Панюшкина). Чан Кайши сообщил послу, что очень надеется на то, что советское правительство будет в дальнейшем обращаться по всем вопросам Синьцзяна непосредственно к центральному правительству Китая, а не к провинциальным властям, во избежание повторения всевозможных недоразумений 8 .

Напомним, первые решения в Москве о военных поставках Китаю были приняты и реализованы до подписания советско- китайского договора (1937 г.). Далее СССР предоставил Китаю льготные кредиты, и в счет кредитов в Китай направлялись оружие и различная военная техника для вооружения 20 китайских Дивизий. Военные грузы до советско-китайской границы направлялись по советским железным дорогам и далее автотранспортом (напомним, по специально сооруженной в короткие сроки шоссейной дороге через Синьцзян). Только за период с октября 1937 г. Ло середины февраля 1939 г. под перевозку грузов для Китая было занято более 5640 товарных вагонов, а на автомобильном тракте через Синьцзян - более 5200 советских грузовых автомашин. Свыше 4000 советских специалистов (автотехников, шоферов, автодорожников, специалистов других специальностей) обеспечивали военные поставки Китаю и т.д.

Синьцзян на определенном этапе стал также центром сборки советской боевой техники, направлявшейся по маршруту Алма-Ата - Урумчи - Хами. Напомним, с сентября 1937 г. по июнь 1941 г. в Китай было направлено более 1235 самолетов, 1600 орудий и других видов ВВТ. С конца 1937 г. в районе станции Домна (Забайкалье) начал формироваться скоростной бомбардировочный авиационный полк, вооруженный средними бомбардировщиками «СБ». Перед отправлением в Китай летчики, радисты, стрелки и др. проходили предполетную подготовку. Танковые части направлялись через Монголию в Ланьчжоу (Алма-Ата, Урумчи, Ланьчжоу). В Ланьчжоу была организована служба ПВО для прикрытия столицы пров. Ганьсу от налетов японской авиации.

Главным фактором, под воздействием которого складывались и развивались советско-китайские отношения с 1937 г., была война, развязанная Японией против Китая. Советский Союз оказывал помощь китайскому государству не только из чувства дружбы к китайскому народу и солидарности с ним, но и потому, что милитаристская Япония угрожала безопасности СССР, советскому Дальнему Востоку. Одним из факторов (были и другие), затруднявших реализацию плана нападения Японии на СССР, была японо-китайская война (так считали в Москве). Поэтому Советский Союз был заинтересован в укреплении обороноспособности КР. Не вступая в войну с Японией, СССР принял, таким образом, участие в создании в Китае условий для отражения японской угрозы.

Другим важным фактором, оказывавшим влияние на политическую атмосферу в Китае в 1930-е годы, были отношения по поводу единого фронта ГМД-КПК.

Политика СССР в Китае формировалась с учетом жизненных интересов СССР и КР, которые были заинтересованы в победе КР в антияпонской войне. Поэтому СССР был заинтересован в создании единого фронта ГМД-КПК. Советско-китайское сотрудничество в тот период носило характер стратегического партнерства, отвечало национальным интересам Китая - спасению китайской национальной государственности. Проблемы, связанные с единым фронтом в Китае, были в центре внимания советского руководства в течение всего периода войны.

Нельзя отрицать того, что существование КПК, располагавшей собственными вооруженными силами, было полезно для развития советско-китайских отношений, так как являлось определенным противовесом тем силам в ГМД, которые были склонны к сговору с Японией, и служило противодействием усилению США в Китае в годы войны. Вместе с тем советское руководство ориентировало КПК на сотрудничество с ГМД в борьбе за национальную независимость китайского государства. Однако руководство КПК продолжало рассчитывать, что оно может, не ожидая завершения японо-китайской войны, активизировать борьбу за захват власти на текущем этапе войны.

К началу 1939 г. в Китай было направлено до 5000 советских военных специалистов, инструкторов и летчиков-добровольцев. Так, для планирования военных операций отправилась специальная группа военных советников, к концу 1939 г. она насчитывала 75 человек. Среди них были такие известные советские военачальники, как В.И. Чуйков, П.С. Рыбалко, А.И. Черепанов и многие другие. Многие советские воины погибли в боях с японскими захватчиками.

Активная помощь СССР Китаю вызвала обострение советско-японских отношений. События на Хасане (1938 г), а затем на Халхин-Голе (1939 г.) были звеньями в этом процессе. Одновременно успехи советской армии на Хасане и Халхин-Голе явились поддержкой китайскому народу в его борьбе против Японии.

Власти Китая отдавали себе отчет в значимости для их страны советской помощи. 27 марта 1940 г. Чан Кайши направил И.В. Сталину письмо, в котором сообщал о назначении в Москву нового посла - Шао Лицзы - и выражал благодарность СССР за сочувствие и помощь китайскому народу. В первой половине года Официальные лица Китайской Республики неоднократно направляли руководителям СССР послания, в которых благодарили за помощь и высказывали надежду на ее продолжение. 16 октября 1940 г. в письме Чан Кайши И.В. Сталин писал, что в сложной и противоречивой международной обстановке главной задачей ^ итая является сохранение и укрепление китайской национальной армии: «Национальная китайская армия есть носитель судьбы, свободы и независимости Китая. Если Ваша армия будет сильна, Китай будет неуязвим» 9 .

В 1940-1941 гг. среди тем, обсуждавшихся официальными представителями Китайской Республики и Советского Союза, одной из наиболее приоритетных была тема единого национального фронта в Китае. В это время Китай оказался на пороге возобновления гражданской войны между правительственными войсками и армией КПК. В рамках обсуждения данного вопроса были показательны беседы советского полпреда в Китае А.С. Панюшкина с руководством КПК 15 января 1941 г. и посла КР в Москве Шао Лицзы с С.А. Лозовским 29 января 1941 г. 10

Поводом к обострению отношений между двумя партиями стали события, происшедшие в южной части пров. Аньхой.

19 октября 1940 г. китайское командование направило приказ войскам 8-й и Новой 4-й армиям (соединения КПК), официально влившимся в Национально-революционную армию Китайской Республики, в соответствии с договоренностью, достигнутой в июле 1940 г., в течение месяца перебазироваться на северный берег Хуанхэ. Руководство компартии выразило несогласие с приказом, в том числе и потому, что войска коммунистов были укомплектованы местными жителями, неохотно покидавшими родные места. Тем не менее командование коммунистических армий отдало своим войскам приказ о перебазировании; на прежнем месте дислокации остались лишь штабная команда Новой 4-й армии, примерно 4 тыс. бойцов и около 3 тыс. курсантов, медперсонала, членов семей командиров и т.д.

6 января 1941 г. части коммунистов были внезапно были атакованы гоминдановскими войсками, погибло около 7 тыс. человек. Командующий Новой 4-й армией Е Тин был взят в плен и содержался в заточении до 1946 г.

Обе конфликтующие стороны показали свою заинтересованность в контактах с советским руководством, чтобы довести до советского руководства собственные версии событий и обсудить пути выхода из кризиса.

15 января 1941 г. состоялась беседа советского полпреда в Китае А.С. Панюшкина и главного военного советника В.И. Чуйкова с представителями руководства КП К Чжоу Эньлаем и Е Цзянь- ином о вооруженном конфликте между войсками компартии и Гоминьдана 11 . Полпред и В.И. Чуйков связали кризис в едином фронте с новой расстановкой сил в международных отношениях. В.И. Чуйков подчеркнул, что Чан Кайши, видимо, понял, что ни СССР, ни Англия, ни США не будут в значительных объемах оказывать вооруженную помощь Китаю в войне с Японией, и решился на обострение отношений с КПК, дабы в дальнейшем получить возможность маневра в зависимости от позиции держав.

Китайские коммунисты интересовались мнением советской стороны: не начать ли им гражданскую войну, выступив против Гоминьдана? На это полпред заявил: «Я считаю, что основным противником КПК в настоящее время остается по-прежнему Япония. Если КПК начнет активные вооруженные действия против Гоминьдана, то это будет лишь способствовать расширению гражданской войны в Китае, что не в интересах войны сопротивления. Нужно во что бы это ни стало сохранить сотрудничество. Однако это не значит, что Вы должны дать себя в обиду. Вы уже начали, как вы говорите, политическое наступление против Гоминьдана. Вам, следовательно, необходимо продолжить его с тем, чтобы, с одной стороны, реабилитировать себя и показать широким народным массам подлинного виновника событий в южной части Аньхой. А с другой стороны, в Вашей политике не следует ссылаться на Чан Кайши как на организатора событий».

20 января 1941 г. посол Китайской Республики в Моекве Шао Лицзы получил телеграмму Чан Кайши с изложением его версии причин конфликта между войсками Гоминьдана и КПК. В телеграмме предлагалось сообщить ее содержание советскому правительству, если оно проявит к тому интерес 12 . Чан Кайши было важно уяснить, готов ли СССР в этой ситуации продолжать помощь Китаю. Шао Лицзы, получив депешу, запросил правительство, должен ли он по собственной инициативе информировать советское правительство о случившемся. 25 января Чан Кайши встретился с советским полпредом и заверил его, что речь не идет общеполитическом мероприятии или смене внутриполитического курса. Разоружение частей Новой 4-й армии, заверил он полпреда, является лишь вопросом военной дисциплины.

Следующая встреча официальных лиц СССР и Китая по Данной проблеме состоялась 29 января 13 . Шао Лицзы на приеме у замнаркоминдела С.А. Лозовского повторил слова Чан Кайши о том, что речь не идет о смене курса. Шао Лицзы заявил С.А. Лозовскому о своей надежде, что «советское правительство, став на позицию друга, будет выяснять интересующие его вопросы и помогать в укреплении единого фронта в Китае». Тем самым китайское правительство фактически предложило СССР принять участие в урегулировании конфликта. С.А. Лозовский уточнил: правильно ли он понял, «что посол выразил пожелание, чтобы советское правительство говорило бы по вопросам внутренней политики Китая, не стесняясь». Посол ответил утвердительно. 30 января советник китайского посольства Лю Цзэжун в беседе с заведующим 1-м Дальневосточным отделом НКИД Г.Ф. Резановым проинформировал последнего, что получил телеграмму из Китая о совещании, в котором приняли участие члены правительства и руководство Гоминьдана. На совещании Чан Кайши подтвердил, что речь идет о чисто военной акции и конфликт между войсками Гоминьдана и КПК не вносит изменения в контакты с дружественными странами. 2 февраля 1941 г. Чан Кайши направил письмо И.В. Сталину с благодарностью за помощь Китаю в войне сопротивления.

Понятно, что перспектива развертывания в Китае гражданского конфликта ни коей мере не устраивала Москву. 4 февраля 194i г. генеральный секретарь Исполкома Коминтерна Г. Димитров телеграфировал в Яньань, в штаб-квартиру КПК: «Мы считаем, что разрыв не является неизбежным, наоборот, опираясь на массы, которые стоят за сохранение единого фронта, надо сделать все зависящее от компартии и от наших военных, чтобы избежать развертывания междоусобной войны. Просим пересмотреть Вашу позицию по этому вопросу и сообщить нам свои соображения и предложения. Димитров» 14 .

В период обострения отношений между двумя крупнейшими политическими силами Китая советские военные советники, находившиеся на фронтах в зонах соприкосновения частей Гоминьдана и КПК, следуя указаниям из Москвы, должны были не допускать разгрома частей коммунистов, даже если те выступали зачинщиками столкновений. В связи с такой пристрастной позицией советников гоминдановское правительство приняло решение вывести их из зон соприкосновения частей Гоминьдана и КПК и использовать главным образом на работе в военных учебных заведениях. Советское правительство не согласилось с этим. Позиция руководства СССР сыграла важную роль в предотвращении распада единого фронта в Китае. В итоге контактов и переговоров конфликтующих сторон при посредничестве советской стороны была подтверждена необходимость продолжить борьбу с Японией. Весной 1941 г. состоялась встреча Чжоу Эньлая и Чан Кайши. Стороны подтвердили решимость сохранить единый фронт.

В связи с январскими 1941 г. событиями в южном Аньхое представляет интерес и позиция США. Согласно сообщению Шао Лицзы, Соединенные Штаты, не ожидая информации от китайской гоминдановской стороны, достаточно четко выразили негативное отношение к курсу на разжигание гражданской войны в Китае. Весной 1941 г. Китай посетил представитель президента Рузвельта, Кэрри, целью миссии которого было выяснение, насколько решительно Китай намерен продолжать борьбу с Японией, способен ли он вести войну и каковы его нужды. Шао Лицзы подчеркнул, что США планируют свою политику в Китае, исходя из того, что гражданская война в стране не возобновится. Великобритания также выступила против развязывания гражданской войны в Китае.

25 марта 1941 г. состоялся 8-й пленум ЦИК Гоминьдана 5-го созыва. Чан Кайши занял примирительную позицию в отношении КПК. К тому времени он получил подтверждение, что ни СССР, ни США, ни Англия не заинтересованы во внутренних распрях в Китае. К тому же в конце 1940 г. в Китай прибыла значительная партия советского вооружения, включая 150 самолетов. Некоторое смягчение внутриполитического климата в Китае к лету 1941 г. означало, что единый фронт сохранен и война с Японией будет продолжена.
2 февраля 1941 г. Чан Кайши в письме И.В. Сталину писал о своей уверенности в том, что «наша страна, в течение 3,5 лет ведущая войну против Японии, до настоящего времени сохранила свою силу... В этом деле помощь, оказанная СССР, действительно является огромной».

22 июня 1941 г. открыло новую эпоху в международных отношениях. Германия вероломно напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война. 21 июля Чан Кайши направил И. В. Сталину телеграмму от имени армии и народа Китая с пожеланиями полной победы 15 .

В 1941-1943 гг. советско-китайские отношения несколько охладились, что было связано с сокращением советской военно- технической помощи Китаю и торговли с ним. Советский Союз из-за тяжелого положения на советско-германском фронте не в состоянии был поддерживать прежний уровень военных поставок Китайской Республике. В середине 1943 г. руководство СССР в одностороннем порядке приняло решение отозвать своих военных советников из Китая, мотивируя этот шаг потребностью фронта в военных специалистах. Однако СССР сохранил влияние на ситуацию в Китае, что, в частности, позволило ему параллельно с американской дипломатией принять меры к недопущению войны между Гоминьданом и КПК в 1943 г., а по мере кардинальных изменений ситуации на советско-германском фронте процесс нормализации отношений с Китайской Республикой возобновился.

Задача советской внешней политики в Китае в преддверии Второй мировой войны и на ее начальном этапе заключалась в обеспечении условий для успешного отражения Китайской Республикой японской агрессии. Даже не воюя с Японией непосредственно, СССР оставался фактическим союзником Китая. Хотя между СССР и Китаем время от времени возникали разногласия, в целом их отношения носили конструктивный характер.

Завершая экскурс в историю советско-китайских отношений времен Второй мировой войны, необходимо подчеркнуть, что современное российско-китайское стратегическое взаимодействие успешно осуществляется не только с учетом текущих реалий и потребностей. Позитивный опыт плодотворного межгосударственного сотрудничества, особенно тот, что был накоплен в кризисные и для Китая, и для нашей страны годы, поможет избежать многих подводных камней в развитии российско-китайского партнерства.

1 Сидоров Ю.А. в труде «История международных отношений. 1918-1939 гг.» (М., 2006. С. 205) особо отмечает роль Г. Димитрова, генерального секретаря Исполкома Коминтерна, в вопросах заключения тактических союзов между коммунистами и другими левыми силами. Автор пишет, что в ходе встреч Г. Димитрова со Сталиным он убеждал Сталина в первоочередной задаче создания широкой политической коалиции в целях борьбы против фашизма, в защиту мира, сохранения демократических свобод.

2 См.: Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений. М., 1999. С. 212. Следует отметить, что Синьцзян был в сфере интересов России с 1920-х годов. Так, Председатель РВС (Революционного военного совета), нарком по военным и морским делам М.В.Фрунзе писал в служебной записке к наркому по иностранным делам Г.В. Чичерину об особой важности развития работы в Синьцзяне (АВП РФ. Ф. 04. Оп. 22. П. 171. Д. 51501. Л. 90).
3 См.: Российско-китайские отношения (далее - РКО) в XX в. Т. III. См. так
же текст Директив (Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 4. С. 106-107). (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 502. Л. 1-7).
4 Там же. В п. 9 Директив подчеркивалось: «предложить заинтересованным ведомствам (РВСР, ОГПУ, НКИД) уделить особое внимание наблюдению и изучению планов англичан и японцев в части Синьцзяна».
5 См.: РКО в XX в. Т. III; Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 4. С. 106-113.
6 См.: РКО в XX в. Т. IV. Кн. 1. Д. 516, 517, 518.
7 См. РКО вXX в. Т. IV. Кн. 1. Д. 517, 518.
8 Там же. Л. 704.
9 См.: РКО в XX в. Т. IV. Кн. 1. Д. 430, 432, 433.
10 См.: СССР и страны Востока накануне и в годы Второй мировой войны. М., 2010. С. 167-168.
11 РКО в XX в. Т. IV. Д. 469, 626.
12 Там же. Д. 470.
13 Там же. Д. 631.
14 Цит. по: Коминтерн и II мировая война. Ч. 1. М., 1994. С. 500-501.
15 РКО в XX в. Т. IV Д. 482.

Вопрос №14. Внутриполитическая борьба в Китае в 1920-30-е гг. КПК и Гоминьдан

Предыстория вопроса № 14. Синьхайская революция в Китае. Китай в первой мировой войне.

В 1908 г. умерла императрица Циси, а незадолго до этого умер в заключении Гуансюй. Формально с 1908 г. главой государства стал 3-х летний император Пу И, племянник Гуансюя. Фактическим же правителем оказался князь Чунь, занявший место регента при своем сыне. Были проведены выборы в провинциальные совещательные собрания. Однако, после того как стало ясно, что Цины не спешат с реализацией их требований, многие из членов совещательных собраний примкнули к Сунь Ятсену.

В 1905 г. Сунь Ятсен и его сторонники в Японии создали новую политическую организацию, получившую название «Китайский объе­диненный революционный союз» . Его про грамма «три народных принципа» , была составлена Сунь Ятсеном Первый принцип звучал как «национа­лизм » и означал, что первоочередной задачей для Китая является свержение цинской династии и возврашение власти китайскому (хань­скому) правительству. Второй принцип был назван «демократизм» и означал установление в стране после свер­жения монархии буржуазно-демократической республики. Третий принцип – «народное благоденствие», подразумевал справедливое решение главного для Китая вопроса - аграрного. Сунь Ятсен считал необходимым уравнение прав на землю и ее национализацию.

Наиболее последовательным оппонентом Сунь Ятсена и его про граммы в то время выступал один из лидеров либеральных конституционистов Лян Цичао. Он подверг критике идеи Сунь Ятсена, считая, что вопрос о свержении цинской династии отнюдь не первоочередной для Китая, как и идея установления республиканского строя, который при определенных условиях китайской действитель­ности тоже может выродиться в деспотическую диктатуру. Однако какой-либо пози­тивной альтернативной программы ни он, ни его сторонники в то время так и не предложили.

Пока шла Заочная полемика между конституционными либералами и революционными демократами, постепенно офор­млялись контуры третьей оппозиционной Силы цинскому режиму в лице либеральных помещиков, стремившихся заручиться поддержкой влиятельного военачальника и опытного политика Юань Шикая . Это были прежде всего представители собственно китайской (ханьской) элиты, потесненной регентом Чунем при формирова­нии нового правительства после смерти Цыси. Так, в 1909 г. он удалил от активной политической деятельности и самого Юань Шикая, а в мае 1911 г. было увеличено представительство маньч­журов в· высших сферах власти. Их сближало желание видеть Китай монархическим госу­дарством. В остальных вопросах между ними было больше разли­чий, чем общего.

В марте 1911 г. вспыхнуло крупное восстание в Гуанчжоу, подготовленное членами объединенного союза. Но наибольший размах получило восстание водном из крупнейших центров Китая - Учане, где 1О октября 1911 г. в казарме воинской части произошел конфликт между солдатами и командиром одного из взводов. Это событие считается началом Синьхайской революции (1911 г. имел по китайскому лунному календарю название «Синьхай и длился с 30 января 1911 г. по 17 февраля 1912 г.). По своим задачам эта революция являлась буржуазной и была прежде всего направлена на свержение цинского монархического режима. Это позволяло стране объективно выйти на путь более последовательного капита­листического развития.

Революцию можно разделить на 2 этапа .

На первом (октябрь 1911 - февраль 1912) произошло распространение анти­маньчжурского движения на большую часть Китая. Уже 11 октяб­ря в Учане было принято решение о введении в стране республиканской формы правления, отменялся счет времени по годам царствования маньчжурских богдыханов (императоров), опубликовано воззвание к сторонникам перемен поднять восста­ния в других провинциях и образовывалось военное правитель­ство провинции Хубэй.

Чтобы не вызвать реакцию иностранцев, иностранным дипломатическим пред­ставителям было гарантировано соблюдение интересов и «особых прав», полученных их странами при Цинах. Данный шаг возымел действие, и 18 октября западные державы объявили о своем «нейтра­литете» в разгоревшемся внутрикитайском конфликте, переросшем в гражданскую войну.

Вскоре восстания охватили провинции Хунань, Шэньси, Цзян­си и к началу ноября весь Южный, Центральный и Северный Китай (за исключением трех провинций) был охвачен народными выступлениями.

В это время Цинский двор, пытаясь взять ситуацию под контроль, возвращает из отставки Юань Шикая, который через две недели приступает к исполнению в Пекине обязанностей правительства. 1 декабря Юань Шикай через английского консула в Ханькоу передал командованию революционных войск предложение о пере­мирии. После этого начались переговоры, во время которых регент Чунь был лишен своих полномочий. Реальная власть в Пекине перешла к Юань Шикаю, и он стал готовить почву к отречению императора Пу И от престола.

25 декабря в Шанхай возвратился из длительной эмиграции признанный лидер революционных демократов Сунь Ятсен. Он стал на некоторое время олицетворением давно ожидавшихся перемен и был избран 29 декабря на конференции представителей революционных провинций временным президен­том Китайской Республики. Официальное провозглашение Китайс­кой Республики и вступление Сунь Ятсена в должность произошло 1 января 1912 г.

Второй этап (февраль 1912 – ноябрь 1913 гг.) В правительстве Сунь Ятсена, где преобладали ли­бералы, сложилось мнение, что при определенных условиях можно объединиться с Юань Шикаем, если тот откажется от монархических идей и согла­сится стать президентом Китайской Республики. Он после некоторых колебаний принял это предло­жение, и Сунь Ятсен, стремившийся прекратить гражданскую войну, во имя высших интересов родины пошел на такой шаг.

Официальное отречение императора произошло 12 февраля 1912 г. В своем последнем указе Пу И формально передавал бразды правления страной в руки Юань Шикая. 14 февраля 1912 г. Юань Шикай принял предложение революционного Юга и занял пост временного президента. Столицей Китайской Республики стал Пекин.

Был опубликован текст временной конституции Китайской Республики, провозгла­шавшей для народа широкие демократические права и свободы. Предполагалось избрание постоянного парламента. Президент ста­новился главнокомандующим вооруженными силами. В состав нового правительства вошло большинство сторонников Юань Шикая. С этого времени он повел курс на создание режима своей личной диктатуры. В мае 1912 г. правые группировки объединяются в Республикан­скую партию (Гунхэдан), выражавшую прежде всего интересы помещиков и крупной буржуазии Севера. Во временном парламен­те она стала располагать равным количеством мест со сторонника­ми Сунь Ятсена.

В августе 1912 г. члены Объединенного союза, некоторые другие революционные организации и их союзники из числа либеральной буржуазии Юга, образовали новую политическую партию, которая получила название Гоминьдан (Национальная партия). В ее про­грамму из тактических соображений не был включен третий прин­цип Сунь Ятсена об уравнении прав на землю, смягчались оценки характера отношений Китая с западными державами. Однако создать собственное правительство его сторонникам не удалось.

Юань Шикай попытался заручиться поддержкой западных держав, продолжавших. занимать выжидательную пози­цию в отношении нового режима (их смущало отсутствие в стране политической стабильности и гарантий сохранения их прав и при­вилегий). Увидев в Юань Шикае наиболее подходящую кандидату­ру, они предоставили ему, в обход парламента, кредит в размере 25 млн фунтов стерлингов под 5% годовых на подавление революции. На эти деньги Юань Шикай реорганизовал верные ему войска, которые стали готовить наступление на районы, где были сильны позиции Гоминьдана.

Летом 1913 г. Сунь Ятсен призвал своих сторонников ко «второй революцию» для борьбы с Юань Шикаем, но время было упущено и его призыв уже не получил широкой поддержки.

В октябре Юань Шикай становится постоянным президентом Китайской Республики и его в этом качестве признают западные державы. В ноябре он распускает парламент и запрещает деятель­ность Гоминьдана. В следующем году были распущены провинци­альные совещательные собрания и принята новая конституция, по которой президент получал огромные полномочия и возможность бесконтрольного руководства страной. Сунь Ятсен вновь вынужден был эмигрировать в Японию. .

Революция 1911-1913 гг. стала одним из ключевых событий политической истории Китая в ХХ столе­тии. Впервые в своей многотысячелетней истории страна обрела республиканскую форму правления, попыталась ре­шить насущные задачи своего развития на пути демократических преобразований. Однако революционные демократы, возглавляемые Сунь Ятсеном, оказались как политики явно слабее представителей либерально-помещичьего лагеря, группировавшегося вокруг Юань Шикая. В результате из трех основных задач, стоявших перед Китаем в ходе революции: свержение монархии, установление буржуазно­-демократической республики и справедливое решение аграрного вопроса, удалось решить лишь первую и частично вторую. След­ствием революции стал глубокий раскол в китайском обществе, усугублявшийся присутствием в стране иностранного капитала.

Китай в первой мировой войне . Сразу после начала Первой мировой войны режим Юань Шикая объявил о нейтралитете Китая. Тем не менее, учитывая то обстоятельство, что в стране имелись сферы влияния враждебных друг другу держав, остаться в стороне от происходивших событий было невоз­можно.

Япония давно уже стремилась расширить сферу своего влияния за счет германских apeндованных территорий на Шаньдунском по­луострове и 22 августа 1914 г. высадила свой 30-тысячный экспеди­циoнный корпус неподалеку от порта Циндао. В течение двух месяцев весь полуостров оказался под ее контролем.

18 января 1915 г. Япония в лице своего посланника предъявляет Юань Шикаю ультиматум, получивший название «21 требова­ ние» . В случае его выполнения Китаю грозила участь преJ3ращения в полностью зависимое от Японии государство.

Первая содержала признание Китаем фактического господства Япо­нии над Шаньдунским полуостровом. Вторая предполагала уста­новление контроля над Южной Маньчжурией и Внутренней Монголией. Третья подразумевала передачу Японии крупнейшего китайского металлургического комбината в Ханьепине (Централь­ный Китай). Четвертая не допускала какие-либо другие державы к контролю китайских территорий, а последняя, пятая предполагала назначение японских советников в китайскую армию, полицию, МИД и министерство финансов. Ору­жие Китай обязывался покупать только в Японии, кроме того, японцы должны были получить концессию на строительство желез­ной дороги в районе реки Янцзы и преимущественное право в промышленном развитии провинции Фуцзянь.

В ряде районов Южного Китая начался бойкот японских товаров, забастовки на предприятиях, принадлежавших японскому капиталу. Такое стихийное развитие событий не входило и в планы японцев. Поэтому они их вскоре скорректировали в части снятия в пятой группе требований всех пунктов за исключе­нием провинции Фуцзянь. 9 мая 1915 г. Юань Шикай по совету английских и американских полномочных представителей согласился на принятие «скорректированного» варианта «21 требова­ние».

Юань Шикай породнился с семьей Пу И и стал претендовать на то, чтобы стать монархом. Дискуссии по поводу восстановления императорской власти выз­вали раскол в китайском обществе и самые неоднозначные оценки иностранных держав. Опасаясь взрыва недовольства политикой Юань Шикая, по инициативе Японии представители Великобритании, Фран­ции, Италии и России потребовали в октябре 1915 г. временно отложить изменение формы правления в Китае «во избежание возможных беспо­рядков». Однако Юань Шикая это не остановило. 11 декабря Центральная совещательная палата приняла решение об учрежде­нии в стране конституционной монархии и обратилась к Юань Шикаю принять символы императорской власти.

Республиканская оппозиция, расколотая внутренними противо­речиями, ничего. не смогла противопоставить монархическому ре­ваншу. Сунь Ятсен как наиболее авторитетный лидер продолжал находиться в эмиграции, где летом 1914 г. вместо разгромленного и запрещенного в Китае Гоминьдана образовал новую политическую организацию Китайскую революционную партию.

В такой ситуации инициативу взяли на себя командующие наем­ными провинциальными армиями - дуцзюни , фактически отстра­нившие губернаторов провинций от реальной власти на местах.

С конца 1915 г. в ряде отдаленных от Пекина провинций под руководством местных дуцзюней поднимается волна восстаний про­тив власти Юань Шикая. Восставшие провинции (это были в основном территории Южного и Юго-Западного Китая) широко использовали популярные в народе антимонархические лозунги.

Почувствовав неладное, Юань Шикай в конце марта 1916 г. вынужден был отказаться от восстановления монархии, но было уже поздно. Восставшие дуцзюни требовали его отставки. 12 мая в Гуанч­жоу была провозглашена «Южная федерация независимых провин­ций» , в которую вошли представители Провинций Юньнань, Гуйчжоу, Гуанси и Гуандун, объявившие о своем неподчинении Пекину.

В разгар кризиса, июня Юань Шикай внезапно скончался. Вице-президент Ли Юаньхун , занявший место Шикая, возобновил действие конституции 1912 г. и восстановил работу разогнанного парламента. В Китай из эмиграции возврати­лись многие противники Юань Шикая, в том числе и Сунь Ятсен. Таким развитием событий была недовольна Япония, увидевшая в происходившем угрозу своим интересам. Ее ставленником стал глава правительства Дуань Цижуй. Поводом для его столкновения с новым президентом стал вопрос об участии Китая в Первой мировой войне. Если премьер, за которым стояла поддержка стран Антанты, настаивал на немедленном разрыве отношений с Германи­ей и вступлении в антигерманскую коалицию, то президент прояв­лял колебания. В итоге победила точка зрения. премьера, поддержанная большинством дуцзюней Севера и Центра Китая.

В июне 1917 г. Ли Юаньхун вынужден был распустить парла­мент. Большинство его депутатов бежали на Юг, куда вскоре пере­брался и Сунь Ятсен.

Приверженцам реставрации монархии показалось, что наконец-то наступило подходящее время для реванша. 1 июля генерал Чжан Сюнь ввел свои войска в Пекин и объявил о восстановлении -«закон­ной власти» свергнутого в 1912 г. императора Пу И, которому в тот момент было 12 лет. Идейным вдохновителем переворота стал Кан Ювэй - инициатор «ста дней реформ» в 1898 г. Но к тому времени его авторитет в обществе уже был несоизмерим с прежним. Монар­хия продержалась несколько дней. В Китае установился дуцзюнат характеризующийся расколом Китая на множество территорий, слабо соединенных межу собой и управляемых дуцзюнями.

Происшедшие события показали слабость цент­ральной власти в Пекине. Новый президент не имел и малой доли авторитета прежнего императорского дома. Поэтому он вынужден был все в большей степени считаться с мнением дуцзюней. 14 августа 1917 г. Китай объявил войну Германии. Его участие в боевых действиях на стороне Антанты выразилось в посылке на Западный фронт нескольких десятков тысяч кули для военных работ и в финансовых затратах на сумму около 220 млн американских долларов.

Вопрос № 14. Внутриполитическая борьба в Китае в 20-40-е года xx века. КПК и Гоминьдан

За годы 1 мировой войны сформировались два политических центра Юг с центром в Гуанчжоу и Севере с центром в Пекине. В 1916 году в Пекине к власти приходит Дуань Цажуй. В 1921 году был созван учредительный съезд КПК. КПК координировал северные районы Китая. К 1920 году Сунь Ятсен сосредоточил власть в Гуанчжоу. Им в 1919 году был воссоздан Гоминьдан. Гоминьдан был образован в 1894 году как Общество Возрождение Китая. В основе идеологии Гоминьдана был положен программный документ «Три народных принципа». Это была консервативная партия, декларировавшая антикоммунизм, китайский национализм, воссоединение Китая. В 1925 году вспыхнуло революция. Но КПК и Гоминьдан не принимали активное участия в ней. КПК и Гоминьдан объединив усилия в борьбе за объединения Китая, в 1924 году провозгласил о создание единого политического фронта. Но со смертью Сунь Ятсена в 1925 году в Гоминьдане обострилась борьба между сторонниками и противниками сотрудничества с КПК.

В 1925 году южное правительство объявило себя общенациональным и повело борьбу за политическое объединение. В 1926 году под руководством Чан Кайши начался Северный поход, в результате которого под контроль Чан Кайши переходили Шанхай, Нанкин, Ухань и ряд других территорий. В 1927 году Чан Кайши сформировал в Шанхае национальное правительство. Гоминьдановцы во главе с Вен Цзинвеем в Ухани, противостоящие Чан Кайши, также терпят поражение и признают национальное правительство Чан Кайши. Объединение Китая фактически было завершено. Все политические силы кроме коммунистов отказались признать национальное правительство Чан Кайши и начала собственную революционную борьбу. Революционная борьба переросла в гражданскую войну (1927 – 1937 гг.), которую направляли две противостоящие политические силы КПК и Гоминьдан. КПК выступал за свержение Гоминьдана и установление коммунизма. В 1931 году состоялся 1 Всекитайский съезд на котором была принята конституция Китайской Республики. Видную роль на съезде играл Мао Дзэдун. В ответ Гоминьдан пять раз предпринимал военные экспедиции. В 1934-1935 гг. коммунистам удалось прорваться – «Великий поход» и закрепиться на северо-западе страны. Однако с 1931 года над Китаем нависла угроза со стороны Японии. Это способствовало консолидации внутриполитических сил стран, и в 1937 году было подписано соглашение о прекращении гражданской войны. После окончания второй мировой войны снова стал вопрос о политическом объединении Китая. Две основные силы – КПК и Гоминьдан вновь повели борьбу между собой за гегемонию в стране. Первоначально стороны попытались договориться. 10 октября 1945 года они заключили соглашение об установлении мира и национального единства и созыве Политического консультативного совета для перехода к демократической республике. Но стороны так и не пришли к общему решению. Чан Кайши настаивал на роспуске вооруженных формирований КПК и передачи власти в освобожденных районах представителям его правительства. Мао на это пойти не мог.

Гоминьдан, заручившись поддержкой США, предпринял попытки ряда наступательных операций в районах, находившихся под контролем коммунистов. В конце 1945 года во время работы совещания министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, было принято решение о необходимости не допустить гражданскую войну в Китае. Тогда же был восстановлен внутрикитайский диалог и 10 января 1946 года начала свою работу Политическая консультативная конференция. Её участниками было принято решение о создании Государственного Совета Китайской Республики, состоящего наполовину из представителей Гоминьдана и наполовину КПК и других политических организаций. Но США войска которых находились в Китае, рассчитывал на укрепление своих позиций в стране, принял участие в подготовке армии Гоминьдана. СССР не определился в своей поддержке китайских коммунистов. Летом 1946 года начинается наступление войск ГМД на районы, контролируемые КПК. Это означало возобновление гражданской войны (1946 – 1949 гг.). На первом этапе, продолжавшемся до середине 1947 года успех был на стороне армии Чан Кайши, поддержанной США. Однако с середине 1947 года инициатива переходит к КПК. Решающее середине, определивший конечный итог войны, развернулись в конце 1948 – первой половины 1949 гг. Чан Кайши оказавшись в безвыходном положении в 1949 году обратился к руководителям США, Великобритании и СССР стать посредником в достижении мира с КПК. Однако СССР ответил отказом, заявив что все происходящее «внутреннее дело» Китая. Чан Кайши объявил о своем уходе с поста президента Китайской Республики. К осени 1949 года лишь Тайвань и Тибет был вне контроля КПК. В сентябре 1949 года прошло заседание Народного политического консультативного совета, в состав которого вошли представители антигоминьдановских настроенных политических сил. 1 октября 1949 года в Пекине официально было провозглашено создание Китайской Народной Республики (КНР). Чан Кайши при поддержке США эмигрировал на Тайвань, где формально было сохранено прежнее государственное образование – Китайская Республика, развивавшаяся по капиталистическому пути. Последние очаги сопротивления были подавлены к 1952 году.

Руководимая Сунь Ятсеном партия Гоминьдан (Национальная партия), в рядах которой состояли представители либерально-демократической и мелкой буржуазии, военных, интеллигенции, рабочих и крестьян, сыграла в свое время прогрессивную роль. Ее целью была борьба за независимость Китая, демократизацию китайского общества, и улучшение жизни народа. Решение этих задач соответствовало и интересам созданной в 1921 г. Коммунистической партии Китая.

В 1921 г. Мао Цзэдун и другие активисты (всего 12 человек), представлявшие коммунистические ячейки различных районов страны, провели в Шанхае 1-й Всекитайский съезд КПК, обозначивший рождение Коммунистической партии Китая. Большое влияние на формирование коммунистами общенациональной платформы политической борьбы оказали три народных принципа, на которых основывалась политическая программа строительства республики, выдвинутая Сунь Ятсеном. Создание Коммунистической партии Китая имело для страны судьбоносное значение. Превращение КПК в руководящую силу китайского общества предопределило выбор модели социально- экономического развития и превращение Китая в социалистическое государство.

Организационное оформление КПК в начале 20-х гг. прошлого столетия означало, что на политическом пространстве Китая стала действовать не одна партия, а две, ставшие соперниками за влияние в массах и руководство революционной борьбой. В ряде случаев КПК и Гоминьдан сотрудничали, но до того момента, пока обстановка угрожала главному национальному интересу Китая - его государственной независимости. Сотрудничество, например, было объективно необходимо в период оказания сопротивления японским агрессорам, вторгшимся на территорию Китая. Во всех остальных случаях партии сражались между собой за безраздельную власть в Китае.

КПК зародилась как партия марксистско-ленинского типа. На I съезде она поставила целью осуществление социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, построение бесклассового коммунистического общества. Съезд принял принципиальное решение о вступлении в Коминтерн. При его помощи в коммунистическом движении Китая сложилось марксистское ядро. С китайскими коммунистами в начале 1922 г. встречался В.И. Ленин. Ко времени создания КПК рабочее движение в Китае делало только первые шаги, не накопило еще опыта революционной борьбы. Но к V съезду (апрель-май 1927 г.) в рядах КПК состояло 58 тыс. членов, более50% которых составляли рабочие и около 19% - крестьяне.

Общность интересов Гоминьдана и КПК выявилась сразу же через близость их задач, заключавшихся в развертывании антиимпериалистической борьбы, ликвидации власти правящей клики милитаристов на Севере и восстановлении парламентской республики. Учитывая это, Сунь Ятсен начал устанавливать связи с представителями Коминтерна и руководством Коммунистической партии Китая. Одновременно он поднял вопрос о реорганизации Гоминьдана. Таким образом, складывались благоприятные условия для объединения всех революционных сил Китая, которые могли бы добиться объединения Китая и обеспечения его полной государственной самостоятельности, избавив страну от военного присутствия и влияния империалистических держав.

Сплочение революционных сил качалось в 1922 году, когда коммунисты стали в индивидуальном порядке вступать в Гоминьдан, стремясь к совместному осуществлению общенациональных задач. В свою очередь компартия сделала шаг вперед в сторону демократии. III съезд КПК (июнь 1923 г.) поддержал борьбу южного революционного правительства, возглавляемого Сунь Ятсеном, за восстановление демократии и распространении республиканских принципов построения государства на всю территорию Китая, одобрил идею Сунь Ятсена о реорганизации Гоминьдана и превращении ее в массовую революционную политическую партию.

Съезд принял решение о сотрудничестве с Гоминьданом, создании с ним единого фронта и сформулировал принципы его политики.

Съездом было одобрено вступление коммунистов в Гоминьдан, но подчеркнуто, что при этом компартия сохраняет свою политическую и организационную самостоятельность.

В ноябре 1923 г. было объявлено о реорганизации ГМД, а состоявшийся 20 января 1924 г. его первый съезд выразил согласие партии на создание единого фронта с Коммунистической партией Китая.

Отметим, что перечисление эти событий, которые достаточно широко освещены в отечественной историографии, преследует не только задачу выстроить определенный хронологический ряд, но и обратить внимание на их роль в дальнейшем становлении демократизма, сыгравшего историческую роль в процессе формирования новой государственности в КНР и Китайской Республике. И первый съезд Гоминьдана, и очередные съезды КПК восприняли и одобрили предложенную Сунь Ятсеном новую политическую программу Гоминьдана, три народных принципа в новом толковании, соответственно изменившейся политической обстановки в Китае. Эти принципы составили идейную основу Манифеста, принятого первым съездом ГМД. Поскольку в работе его активное участие принимали руководители Коммунистической партии Китая, а также пребывание большого числа коммунистов в составе самого Гоминьдана, можно считать, что по проблемам государственного строительства в стране между двумя политическими партиями в то время было достигнуто определенное согласие.

Для нашего исследования интерес представляет, в первую очередь, новая интерпретация требования об установлении в Китае власти народа. Принцип народовластия, в той форме, в которой он был принят на первом съезде ГМД, в отличие от его первой трактовки, когда создание Китайской Республики ориентировалось на принципы западной демократии, исходил из критического подхода к недостаткам буржуазной парламентской системы. Он требовал - установить в Китае отличный от западной системы государственный строй, способный гарантировать широким массам народа подлинные демократические права и свободы.

Принцип народовластия содержал также традиционный призыв к борьбе с империализмом и его ставленниками в Китае. Этот призыв сохранился в полной неприкосновенности. Революционеры считали, что только успешное решение этой задачи могло привести к созданию действительно демократического государственного строя.

Исследователи отмечают: "Полуколониальный рабочий класс Китая подвергался ужасающей эксплуатации, условия труда были крайне тяжелыми. Огромная масса безработных и полубезработных постоянно пополнялась выбрасываемыми из деревни совершенно разоренными крестьянами и давила на рынок труда, создавая условия для повышения нормы эксплуатации. Полный произвол предпринимателей и властей, неограниченный полицейский террор дополняли картину страшных условий существования китайских рабочих".

Создание первых рабочих союзов в крупных городах свидетельствовало о появлении в Китае института общественных организаций, а рост рабочего класса означал расширение социальной базы единого национального фронта.

Таким образом, в течение первых лет двадцатых гг. в период нового подъема национально-революционной борьбы в Китае произошло создание единого национального фронта, основу которого образовали ГМД и КПК. Цели и задачи борьбы обеих партий носили общенациональный, а не классовый характер, как утверждали многие ученые, стоявшие на марксистской платформе. Именно общенациональный интерес стал цементирующим началом двух ведущих политических партий Китая.

Вместе с тем, выяснилось, что на лидеров революционного движения в Китае, формирование их идеологии и политических взглядов большое влияние оказало сотрудничество с ВКП (б), Коминтерном и с руководителями Советского Союза, личные контакты с советскими коммунистами.

Опубликованные в 1997 г. документы Коминтерна свидетельствуют, что гоминдановские лидеры неоднократно обращались в Исполком Коминтерна с просьбой рассмотреть вопрос о возможности приема их партии в ряды Коминтерна в качестве полноправной секции. Из них вытекает, что линия на сотрудничество коммунистов и гоминьдановцев поощрялась Коминтерном. Осенью 1923 г. Сунь Ятсен направил в Москву специальную партийно-военную делегацию гуанчжоуского правительства для более полного ознакомления революционного и военного опыта Советского Союза. В его составе был молодой генерал Чан Кайши. Одновременно советский коммунист М.М. Бородин был приглашен в качестве политического советника кантонского (гуанчжоуского) правительства.

Во время пребывания в Москве Чан Кайши на заседании Президиума Исполкома Коминтерна 25 ноября 1923 года сделал сообщение о деятельности Гоминьдана, представив свою партию как один из "мировых революционных факторов", а ее деятельность как "часть мировой революции". Однако о каких-либо взглядах Чан Кайши на характер развития китайского государства того периода известно очень мало. Но бесспорно, что в ранние двадцатые годы Чан Кайши находился под влиянием трех народных принципов Сунь Ятсена, официально разделял его идеи о необходимости демократизации государственного строя, и ему отнюдь были не чужды даже мысли о мировой революции.

Чан Кайши говорил в Москве: "Мы мыслим себе Россию как фундаментальную базу мировой революции", "Возможно, иностранные товарищи думают, что китайская революция встретит большие затруднения, но, в самом деле, если революционная работа будет вестись на основе трех принципов, будет очень легко обеспечить успех революции в Китае. Мы надеемся, что после 3-5 лет работы первая стадия китайской революции - национальная революция - будет успешно завершена и, как скоро это будет достигнуто, мы перейдем ко второй стадии - пропаганде коммунистических лозунгов. Тогда же будет легче для китайского народа провести в жизнь коммунизм".

Но, как оказалось в скором времени, Чан Кайши широко использовал революционную риторику для укрепления своей личной власти, как и многие из его сторонников, когда дело доходило до необходимости реализовать принципы народовластия. Поднятый революционной волной на вершину власти в новом Китае, генерал манипулировал демократическими идеями еще некоторое время после смерти Сунь Ятсена, последовавшей в 1925 г. Но его политика в области строительства республиканского государства свидетельствует обратное. Рассмотрим вкратце основные принципы организации жизнедеятельности Китайской Республики в период нахождения Чан Кайши у власти.

ВВЕДЕНИЕ

Китайская Народная Республика (сокращенно - Китай) расположена в восточной части азиатского материка, на западном берегу Тихого океана. Площадь сухопутной территории - 9,6 млн. кв. км. По размерам сухопутной территории Китай уступает только России и Канаде. В меридиональном направлении территория Китая простирается на 5500 км от срединной линии русла реки Хэйлунцзян у г. Мохэ на севере до рифа Цзэнмуаньша в самой южной оконечности архипелага Нанынацюньдао на юге; а в широтном - на 5200 км от места слияния рек Хэйлунцзян и Усулицзян на востоке до Памирского нагорья на западе.

Протяженность сухопутной границы составляет 22 800 км. Китай граничит с КНДР на востоке, с Монголией - на севере, с Россией - на северо-востоке, с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном - на северо-западе, с Афганистаном, Пакистаном, Индией, Непалом, Сиккимом и Бутаном - на западе и юго-западе, с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом - на юге. На востоке и юго-востоке Китай имеет морские границы с Республикой Корея, Японией, Филиппинами, Брунеем, Малайзией и Индонезией.

Побережье континентальной части Китая омывается на востоке и юге водами Бохайскго, Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. На побережье расположено много удобных естественных гаваней и портовых городов. Среди них Шанхай с весьма развитыми промышленностью, торговлей, банковским делом и океанским судоходством является крупнейшим городом Китая, он также известен как крупный азиатский и мировой мегаполис.

Если окинуть взглядом территорию Китая сверху, она представляет собой как бы четырехступенчатые террасы, постепенно спускающиеся с запада на восток. Самым высоким является Цинхай-Тибегское нагорье, которое называют «крышей мира».

Синьхайская революция 1911 г. и падение монархии.

После подавления восстания ихэтуаней количество подпольных революционных организаций продолжало расти, не прекращались и стихийные выступления крестьян. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций страны в Союзную лигу (Тунмын хуэй), ядром которой явилось Общество возрождения Китая. Программой Союзной лиги стали три принципа, разработанные великим китайским революционером Сунь Ятсеном: национализм (свержение Цинской династии и восстановление независимости Китая), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (осуществление уравнительного землепользования).

1906-1908 гг. были периодом революционного подъема в ходе которого Союзная лига усилила свое влияние среди народных масс. В революционное движение были вовлечены солдаты и офицеры новых, т. е. по-европейски обученных войск. Революция началась восстанием революционных солдат и офицеров в Учане в октябре 1911 г. Восстание быстро перекинулось во все провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны, менее развитом в промышленном отношении, власть осталась в руках цинского правительства. Цины обратились за помощью к генералу Юань Шикаю, бывшему губернатору столичной провинции Чжили, беспринципному политикану и карьеристу, находившемуся в то время не у дел. Юань Шикай был назначен главнокомандующим всеми императорскими вооруженными силами, а в начале ноября стал премьер-министром императорского правительства.

В то же время на юге сформировалось временное революционное правительство, а в декабре 1911 г. на конференции представителей 17 революционных провинций временным президентом республики был избран вернувшийся в Китай из эмиграции Сунь Ятсен.

В результате ряда политических маневров был достигнут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Однако и Сунь Ятсен был вынужден уступить Юань Шикаю президентский пост.

10 марта 1912 г. собрание представителей провинций объявившее себя Национальным собранием, приняло Временную конституцию республики, предложенную Сунь Ятсеном. Для полуфеодального Китая эта конституция была прогрессивным документом. Она провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны переписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т. д. В качестве высшего органы законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената. Сунь Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские поползновения Юань Шикая. Однако этот расчет не оправдался.

На выборах в парламент в декабре 1912- феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром.

Для того чтобы свести на нет влияние парламента. Юань Шикай прибегнул к политическому террору. По его распоряжению за три недели до открытия парламента был убит Сун Цзяожэнь. Юань Шикай игнорировал мнение парламента по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В то же время он добивался поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национального предательства. Поэтому в мае 1913 г. Сунь Ятсен призвал народ и войска южных провинций свергнуть диктатуру Юань Шикая. Антиюаньшикайское восстание началось в том же году, но потерпело поражение. Сунь Ятсен снова был вынужден покинуть страну.

Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для укрепления личной власти. Путем угроз и подкупов.он провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое "21 требование" Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию. Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаньшикайское восстание.

Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов-генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость.

В Китае она отозвалась "движением 4 мая", положившим начало новому этапу освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и, в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей захват Японией провинции Шаньдун.

В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на 1 съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого национального антиимпериалистического фронта.

Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и "три народных принципа" Сунь Ятсена. Так, "принцип национализма" стал выражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны. "Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал "народовластие всего народа, а не только меньшинства". В "принцип народного благосостояния кроме уравнивания прав на землю были включены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала. "Три народных принципа" в их новой трактовке были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой 1 съездом.

В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с "Общей программой строительства государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление. В первый из этих периодов, по мысли Сунь Ятсена, все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки население под руководством правительства организует самоуправление. Конституционное правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального собрания.

Выдвигая идею "пятивластей", Сунь Ятсен выступил поборником принципа разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и судебной властям он добавил экзаменационную и контрольную власти. Введение этих видов властей он не связывал только с китайской традицией – системой экзаменов для поступления на государственную службу и институтом цензората. Он считал, что экзаменационная система "восполняет пробелы, свойственные избирательной системе" для отбора наиболее достойных кандидатов на государственные посты.

Между тем Китай оставался политически раздробленным, а большая часть его территории находилась под властью военщины. Центральным правительством Китая считалось пекинское, с которым поддерживали дипломатические отношения иностранные государства. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга) парламенты, осуществляли различные конституционные маневры (так, чжилийскал клика в 1922 г. восстановила действие отмененной еще Юань Шикаем Конституции 1912 г., а в 1923 г. была даже принята первая Постоянная конституция Китайской республики, отмененная уже в 1924 г., и т. п.).