Что такое система коллективной безопасности в европе. Системы коллективной безопасности: исторический экскурс и современные реалии Создание системы коллективной безопасности в европе год

Нарастание военной опасности в мире (1933-1939 гг.)

В декабре 1933 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о развертывании борьбы за коллективную безопасность. Оно определило главное направление внешнеполитической деятельности СССР на кануне второй мировой войны. Реальный путь обеспечения мира правительство СССР видело в создании региональных пактов взаимной помощи. Оно заявило о своей готовности принять участие в таком пакте с широким привлечением европейских государств. В 1933 г. СССР выдвинул предложение о юридическом определении агрессора, что создавало бы основания для юридических санкций, а в сентябре 1943 г. Советский Союз вступил в Лигу Наций.

Воплощением идеи коллективной безопасности явился проект «Восточного пакта», инициатором которого явился министр иностранных дел Франции Луи Барту. Л. Барту активно поддержал принятие СССР в Лигу Наций , использовал все свое влияние для того, чтобы ускорить установление дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, Румынией, преодолеть антисоветские выступления в Югославии.

Как предусматривалось, участниками пакта, помимо СССР и Франции, должны были стать государства Центральной и Восточной Европы- Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия. Кроме того, было решено пригласить присоединиться к пакту и Германию. В этом случае она неизбежно бы оказалась в русле советско-французской политики. Проект предполагал, во-первых, региональный договор о гарантии границ и взаимной помощи между странами Центральной и Восточной Европы («Восточное Локарно») и, во-вторых, отдельный советско-французский пакт о взаимной помощи против агрессии. Советский Союз становился гарантом Локарнского соглашения (октябрь 1925 г.), а Франция- упомянутого регионального договора.

Однако после убийства Л. Барту в октябре 1934 г. позиция французской дипломатии становится более умеренной. 1 5 декабря 1934 г. были подписаны франко-советские соглашения , в соответствии с которыми обе страны отказывались от дальнейших шагов по подготовке регионального восточноевропейского гарантийного договора. Его частично сменил подписанный в мае 1935 г. договор о взаимопомощи между Францией и СССР в случае нападения какой-либо третьей стороны. Однако договор не был дополнен военной конвенцией.

Перед лицом нараставшей угрозы со стороны Германии пытались консолидировать свои силы и страны Юго-Восточной Европы. При поддержке Франции и Великобритании 9 февраля 1934 г. в Африке было подписано соглашение между четырьмя балканскими странами- Грецией, Румынией, Турцией и Югославией. Балканский пакт обязывал подписавшие его страны совместно защищать их внутрибалканские границы и согласовывать свою внешнюю политику.


1. Луи Барту убит в Марселе 9 октября 1934 г. во время встречи югославского короля Александра Македонского и хорватскими националистами. Король Александр также был убит.

Из балканских стран пакта не подписали, под влиянием Германии и Италии, Болгария и Албания.

Созданная Балканская Антанта дополнила Малую Антанту, организацию, существующую с апреля 1921 г. и объединявшую Чехословакию, Румынию и Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Изменение тактики Коминтерна. С переходом советского правительства к тактике сотрудничества со всеми антифашистскими силами меняется и политика Коминтерна и РСИ (Рабочего Социалистического Интернационала). Еще в 20-е годы руководство Коммунистического Интернационала допустило крупную стратегическую ошибку, сделав вывод о том, что после экономического подъема наступит время мировой социалистической революции. Из этой ошибки вытекала ошибка и тактическая. Готовясь к мировой революции, лидеры Коминтерна (Сталин, Зиновьев, Бухарин) увидели своего главного врага в социал-демократах, которые якобы отвлекают внимание трудящихся от революции. На VI конгрессе Коминтерна (1928 г.) была принята тактика «класс против класса», которая предполагала отказ коммунистов от сотрудничества с другими партиями, как левыми, так и правыми.

В 20-е годы компартии развернули активную борьбу с социал-демократами, называя их социал - фашистами. В ответ РСИ назвал коммунистов левой разновидностью фашизма и запретил социал-демократическим партиям сотрудничать с коммунистами.

После прихода фашистов к власти в Германии Коминтерны и РСИ осознали необходимость изменения своей тактики. В октябре 1934 г. руководство РСИ разрешило социал-демократическим партиям сотрудничать с коммунистами. Поворот в позиции Коминтерна произошел на его VII конгрессе в августе 1935 г. На этом конгрессе коммунисты перестали называть социал-демократов «социал-фашистами» и назвали главной задачей борьбу за демократию, а не победу мировой революции и установление диктатуры пролетариата.

Этот поворот в позициях Коминтерна и РСИ позволил создать народные фронты во Франции и Испании, а в 1937 г. произошло объединение коммунистических и социал-демократических профсоюзов. Однако руководство РСИ отвергало все призывы КИ к объединению.

Такая позиция руководства РСИ во многом объяснялась действиями Сталина, который после смерти Ленина стал фактически руководителем КИ. Для Сталина решения VII конгресса Коминтерна означали личное поражение, так как они, по сути, признавали, что руководство КИ в 20-е годы проводило ошибочный курс. Именно поэтому Сталин не собирался выполнять решения VII конгресса. В 30-е годы были репрессированы многие видные деятели КИ, жившие в СССР. В 1938-39 гг. под давлением Сталина КИ распустил компартии Латвии, Польши, Западной Белоруссии и Западной Украины.

Подписание в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении социал-демократы расценили как сговор коммунистов с фашистами. Отношения между РСИ и КИ вновь обострились. Достичь единства рабочего движения накануне войны опять не удалось.

Обострение международной обстановки в середине 30-х годов . По поводу создания Балканской Антанты европейская печать выражала сомнения в том, что новый договор будет способствовать общему умиротворению. Опасения эти оправдались. В июле 1934 г. австрийские нацисты предприняли попытку вооруженного переворота. Облачившись в форму федеральной армии и полиции, путчисты проникли в резиденцию федерального канцлера и захватили здание радиостанции. Они объявили по радио о мнимой отставке канцлера Дольфуса, что стало сигналом к мятежу в других городах страны. Путчисты выступали под лозунгом присоединения Австрии к Германии.

Дольфус был тяжело ранен и к концу дня скончался. Попытка переворота была в течение двух-трех дней повсеместно ликвидирована. И лишь жесткие действия Муссолини, который отдал приказ об отправке четырех дивизий к границам Австрии, заставили Гитлера отказаться тогда от прямой агрессии.

Следует отметить, что отношения фашистских режимов в Италии и Австрии с нацистской Германией первоначально складывались весьма напряженно. Причиной тому были и идеологические расхождения между национал -социализмом и фашизмом, и негативная реакция Австрии и Италии на возможность аншлюса, которого требовал Гитлер. Именно решительные меры Италии в большей степени, нежели дипломатические меры Великобритании и Франции, заставили нацистов временно приостановить давление на Австралию.

1 марта 1935 г. в результате плебисцита Самарская область вновь вошла в состав Германии. Возвратив Самарскую область, нацистская Германия укрепила свое положение на международной арене (с 1929 г. Саар находился под управлением Лиги Наций).

Торжественная акция перехода Саара под юрисдикцию Германии проходила в присутствии Гитлера. Решение об изменении статуса было принято 13 января 1935 г. в ходе плебисцита. 91 % населения Саара высказался за присоединение к германии. Воспользовавшись националистическими настроениями, царившими в стране, Гитлер объявил о введении всеобщей воинской повинности, что противоречило основным положениям Версальского мирного договора.

Все это вызвало особенно большую тревогу французской дипломатии и ужесточение ее позиции по германскому вопросу. По инициативе Франции и при полной поддержке Италии в итальянском городе Стрезе 11 апреля 1935 г. открылась международная конференция по германскому вопросу. Ее участники выступили с осуждением одностороннего нарушения Версальского договора. Несмотря на то что принятые резолюции носили весьма общий характер, политическое значение конференции было исключительно велико. Франция продемонстрировала на ней свою готовность отойти от безусловного следования курсу умиротворения и присоединиться к жесткой позиции Италии.

Но перспективы складывания франко-итальянского союза встревожили британскую дипломатию. Следуя традиционной политике «баланса сил», Лондон в июне 1935 г. идет на подписание сенсационного англо-германского договора о морских вооружениях. Согласно ему, между военными флотами Великобритании и Германии вводилось соотношение 100:35 (при равенстве по подводным лодкам). Британские политики рассматривали заключение этого соглашения как важный шаг на пути дальнейшего ограничения морских вооружений и своевременное дополнение к аналогичным статьям «Договора пяти» Вашингтонской конференции. Однако на практике нацистская Германия получила право на беспрепятственное расширение военно-морского строительства, так как разница в уровне морских вооружений позволяла обеспечить работой все верфи Рейка на десять лет, не нарушив при этом «букву договора».

Правительство Гитлера сразу после прихода к власти приступило к экономическому преобразованию тех отраслей экономики, которые производили вооружение. Экономическая политика национал-социалистов была прежде всего направлена на развитие «национального» вооружения.

В сентябре 1936 г. правительство объявило о введении 4-летнего плана. Предполагалось, что за этот период германская промышленность достигнет независимости в обеспечении сырьем. Одновременно будет проведена модернизация производства вооружений. В замечаниях Гитлера к плану говорилось: «Мы перенаселены и поэтому не можем прокормиться на собственной территории. Окончательное решение данной проблемы связано с расширением жизненного пространства, то есть сырьевой и продовольственной базы существования нашего народа…Для этого мною поставлены следующие задачи: 1. Германская армия должна будет через 4 года стать боеспособной. 2. Германская экономика должна через 4 года обеспечить возможность ведения войны».

Как видно, англо-германский договор полностью вписывался в план Гитлера развития экономики.

Пагубность британской стратегии стала очевидна в ближайшее время, когда произошло образование стратегического союза Италии и Германии. Поводом к такому неожиданному повороту стала агрессия Италии в Абиссинию (Эфиопию), которую Италия безуспешно пыталась завоевать в 1896 г. поскольку африканский континент был уже преимущественно «поделен», независимая Абиссиния оставалась единственным возможным объектом экспансии.

3 октября 1935 г. шестисоттысячная итальянская армия вторглась в Эфиопию. Компания против слабой эфиопской армии оказалась быстротечной и победоносной. 7 октября Совет Лиги Наций признал Италию агрессором и ввел против нее экономические санкции. Но эти санкции на исход дела не повлияли. 5 мая 1936 г. итальянские войска вступили в Аддис-Абебу - столицу Абиссинии, а в июле Лига Наций прекратила применение санкций, полагая, что без военных мер они не действенны.

Воспользовавшись напряжением в отношениях между лидерами Лиги Наций и Италией, германский вермахт 7 марта 1936 г. занял демилитаризованную Рейнскую область. Гитлер нарушил не только Версальский договор, но и попрал обязательства Германии по Локарнским соглашениям. Как признавал позднее Гитлер, это была чистой воды авантюра, так как в то время у Германии не было ни сил, ни средств чтобы противостоять возможному ответу со стороны, в первую очередь, Франции. Но ни Франция, ни Лига Наций даже не осудили этот шаг, лишь констатировав факт нарушения Версальского договора.

При этом Италия, оказавшись в дипломатической изоляции, вынуждена была искать поддержки у своего бывшего противника. В июле 1936 г. Австрия подписала с Германией соглашение, по которому фактически обязалась следовать политике Германии. Италия по договору с Германией обязалась не вмешиваться в германо-австрийские отношения.

Тогда же, в июле 1936 г. в Испании вспыхнул военно-фашистский мятеж, во главе которого стал генерал Франко. С августа 1936 г. сначала Германия, а затем и Италия начали оказывать Франко военную помощь: за 3 года в Испанию было направлено 300 тыс. итальянских и немецких солдат и офицеров.

В августе 1936 г. в Лондоне по предложению премьера-социалиста Франции Леона Блюма был создан Комитет по невмешательству.

Образование очагов новой мировой войны . постепенно Германия и Италия стали сближаться друг с другом. В октябре 1936 г. был подписан итало-германский протокол, по которому Германия признавала захват Эфиопии Италией. Обе стороны признали правительство Франко и условились придерживаться общей линии поведения в Комитете по невмешательству. Этот протокол оформил «ось Берлин-Рим».

25 ноября 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый «антикоминтерновский пакт» сроком на 5 лет. Стороны обязались совместно бороться против Коминтерна и приглашали третьи страны присоединиться к пакту. 6 ноября 1937 г. к пакту присоединилась Италия, а в декабре она вышла из Лиги Наций. Образовался агрессивный блок Берлин-Рим-Токио, который противопоставил себя Лиге Наций и всему сложившемуся международно-правовому порядку. В два последующих года к пакту присоединились Венгрия, Манчжоу-Го, Болгария, Румыния и др. В мае 1939 г. Германия и Италия заключили договор о военно-политическом союзе («Стальной пакт»). Этот договор содержал обязательства сторон о взаимопомощи и союзе в случае военных действий.

Политика умиротворения фашистских агрессоров . Действия Японии и Германии привели к краху Версальско-Вашингтонской системы, так как ее главные договоры оказались нарушенными. Однако Англия, Франция и США не предприняли никаких ответных шагов, хотя имели все возможности остановить агрессивные страны. В руководстве США сильные позиции занимала группа изоляционистов, считавшая, что США должны все внимание сосредоточить на Американском континенте и не вмешиваться в ситуацию в других регионах планеты. Правительства Англии и Франции не хотели начинать войну с Германией, т.к. боялись, что население их стран такую войну не поддержит. Поэтому правительства Англии и Франции избрали в отношении агрессоров политику «умиротворения», предполагавшую частичные уступки агрессорам в надежде предотвратить новую мировую войну. Правительства Англии и Франции рассчитывали, что Германия и Италия утихомирятся после устранения тех положений Версальской системы, которые вызывали их недовольство. Своеобразным манифестом политики «умиротворения» стала статья лорда Лотиана в Лондонской «тайне» от 1 февраля 1935 г. Он писал: «Германия хочет равенства, а не войны; она готова абсолютно отказаться от войны; она подписала договор с Польшей,* который устраняет из сферы войны на 10 лет самый болезненный элемент Версальского договора- Коридор; она окончательно и навсегда признает включение Эльзаса- Лотарингии в состав Франции, и, наконец (это является наиболее важным), она готова дать обязательство, что не будет вмешиваться силой в дела ее любимой Австрии при условии, если все ее соседи станут поступать так же. Он (Гитлер) идет еще дальше и говорит, что готов для доказательства искренности своего стремления к миру подписать пакты о ненападении со всеми соседями Германии, и в области вооружений не требует ничего, кроме «равноправия», и согласен принять международный контроль, если на это пойдут и остальные участники договора.

Я не имею ни малейшего сомнения в том, что эта позиция искренна. Германия не хочет войны….»

Документы из секретных архивов Берлина и Роима показывают, сколь быстро намеренное бездействие западных держав породило у агрессоров чувство полной безнаказанности, сколь пагубным оказался отказ Англии и Франции использовать Лигу Наций как инструмент противодействия агрессии. Интересна в связи с этим запись беседы Муссолини с Гарингом, посетившим в январе 1937 г. Рим в целях демонстрации прочности только что созданной «оси». Среди прочих проблем собеседники затронули и испанскую. Отвечая на вопрос Геринга о возможной реакции западных держав, Муссолини высказал убеждение, что с данной стороны не угрожает никакая опасность: «Нет….оснований для беспокойства, - заявил он, - поскольку нет никаких причин для того, чтобы созданный Лигой механизм, который уже в трех случаях бездействовал,* вдруг пришел в действие в четвертый раз….Английские консерваторы весьма боятся большевизма, и этот страх очень хорошо можно использовать в политических целях».

Эту точку зрения разделял и Геринг: «Консервативные круги (Англии.- Авт.), правда, сильно озабочены мощью Германии, но больше всего они боятся большевизма, и это дает возможность рассматривать их практически как полностью готовых к сотрудничеству с Германией».

И это в полной мере учитывал Гитлер, который называл СССР главным врагом, достаточно успешно влиял на позицию Англии и Франции. Уже в начале 1938 г. было ясно, что Европа стоит на пороге войны. Гитлеровская Германия мобилизовала и держала в боевой готовности весь свой военный аппарат. От руководства германской армией были отстранены все лица, которые проявляли нерешительность или несочуствие проводимому Гитлером курсу. Вынужден был уйти в отставку генерал-фельдмаршал фон Бломберг. На его место был назначен генерал Кейтель. Геранг был возведен в звание генерал-фельдмаршала. Сам Гитлер объявил себя верховным главнокомандующим вооруженными силами Германии.

  • имеется ввиду германо-польская декларация 1934 г. о неприменении силы (известна также как пакт о ненападении) подписана 26.01.34 г. в Берлине; заключена на 10 лет.
  • очевидно, имеется ввиду агрессия Японии в Северо-Восточном Китае, итальянское вторжение в Эфиопию, ремилитаризация Германией Рейнской зоны.

20 февраля 1938 г. Гитлер произнес в рейхстаге угрожающую речь. Он заявил, что Германия не может оставаться безучастной к судьбе 10 млн. немцев, проживающих в двух соседних странах и что она будет добиваться объединения всего немецкого народа. Было ясно, что речь идет об Австрии и Чехословакии.

12 марта 1938 г. Германия при поддержке австрийских фашистов совершила аншлюс (присоединение) Австрии под предлогом воссоединения двух германских государств. Поскольку феодальный канцлер Курт Шушниг отказался от проведения референдума о независимости Австрии, Германия 11 марта потребовала в ультимативной форме его отставки. Австрийский министр внутренних дел Зейсс - Инкварт сформировал национал -социалистическое правительство.

После аншлюса начались преследования евреев и политических противников нацизма.

Следующим шагом Гитлера стало требование передачи Чехословакией Судейской области, где проживало много немцев. В Судетах действовала судето - немецкая партия, которая требовала предоставления судетским немцам национальной автономии, свободы «немецкого мировоззрения»(точнее нацизма), «реконструкции» чехословацкого государства и изменение его внешней политики.

Чехословакия имела развитую военную промышленность и сильную армию, а с 1935 г. у нее были договоры о взаимопомощи с Францией и СССР. Все это позволяло Чехословакии дать отпор Германии, тем более, что у Германии еще не было сил, чтобы начинать войну.

Однако в этот решающий момент правительства Англии и Франции решили последовать политике «умиротворения». 26 сентября Гитлер предъявил Чехословакии ультиматум с требованием передачи Германии Судетской области. В сентябре-октябре 1938 г. в Мюнхене прошла конференция руководителей Англии, Франции, Германии и Италии. На ней лидеры Англии и Франции (Чемберлен и Даладье) фактически в ультимативной форме потребовали от Чехословакии удовлетворения требований Гитлера. Гитлер взамен пообещал соблюдать новые границы Германии. Примечательно, что мнения самой Чехословакии никто не спрашивал. Более того, ее представитель даже не был приглашен на конференцию.

СССР предложил Чехословакии военную помощь без участия Франции (что предусматривал договор 1935 г.) и даже сосредоточил на Украине военные силы. Но чехословацкое правительство от этой помощи отказалась, опасаясь, что СССР оккупирует страну. В итоге Чехословакия подчинилась мюнхенским решениям.

Однако получив Судетскую область, Гитлер на этом не остановился. 15 марта 1939 г. Германия оккупировала всю территорию Чехословакии, используя как повод активизацию сепаратистских движений в Чехословакии и ввод в Словакии военного положения. Чехия была присоединена к Германии, а в Словакии немцы создали Марионеточное государство. Между Германией и Словакией было заключено так называемое охранное, согласно которому Германия брала на себя охрану внутреннего порядка и территориальную интеграцию Словакии на 20 лет.

В марте 1939 г. Германия потребовала от Польши передать ей город Гданьск и предоставить железные и автомобильные дороги для связи с ним. Затем Германия аннулировала договор о ненападении с Польшей, подписанный в 1934 г. Гитлер также потребовал от Англии и Франции вернуть Германии ее колонии.

23 марта 1939 г. Германские войска вторглись в район слайпеды (Литва). Стоя на палубе броненосца «Германия», Гитлер объявил о присоединении Клайпеды к Германии.

Вслед за Германией активизировалась Италия. 7 апреля 1939 г. она попала на Албанию и быстро захватила ее. Албанский король Ахмед Зогу эмигрировал. Национальное собрание одобрило 12 апреля союз с Италией. После этого Муссолини выдвинул территориальные претензии к Франции.

В Азии Япония в 1937 г. напала на Китай и к концу 1938 г. захватила его приморскую часть. Летом 1938 г. японские войска нанесли удар по территории СССР в районе озера Хасан с целью захватить СССР прекратить помощь Китаю. Бои продолжались около месяца и завершились разгромом японских войск. В мае 1939 г. японские войска начали боевые действия против Монголии в районе реки Халкин-Гол. На помощь Монголии пришли советские войска, которые в августе 1939 г. разбили японцев и отбросили их с территории Монголии.

Увидев, что политика «умиротворения» провалилась, правительства Англии и Франции изменили стратегию. Они взяли курс на создание системы коллективной безопасности в Европе с целью сформировать антигерманскую коалицию и остановить германскую агрессию. Это была вторая попытка создать такую систему. Первая была предпринята СССР и Францией в 1934-1935 гг. в виде идеи создания многостороннего договора о взаимопомощи (Восточного пакта). Но тогда Германии удалось сорвать заключение такого договора.

В марте 1939 г. Англия и Франция предоставили гарантии безопасности и независимости Польше. 19 апреля они были распространены на Румынию и Грецию, а мае-июне 1939 г. они подписали договоры о взаимопомощи с Турцией.

В марте 1939 г. Англия и Франция предложили Советскому Союзу подписать совместную декларацию правительств Англии, Франции, СССР и Польши против агрессии и предусмотреть в ней обязательства консультации между этими странами. Правительство СССР ответило, что «такая декларация не решает вопроса». Тем не менее оно не возражало и против декларации.

23 марта 1939 г. Англия и Франция начали переговоры с СССР о создании Союза против Германии. Эти переговоры шли медленно, т.к. обе стороны не доверяли друг другу. Англия и Франция сомневались в боеспособности Красной Армии, ослабленной репрессиями против командного состава, и стремились прежде всего испугать Гитлера самим фактом переговоров. Именно поэтому Англия и Франция не спешили заключать военное соглашение с СССР, хотя Советский Союз делал конкретные предложения по этому вопросу. Переговоры со стороны Англии и Франции происходили лишь на уровне послов, а не глав правительств или дипломатических ведомств. Задачей западных держав на этих переговорах было предотвращение установления Россией каких-либо связей с Германией. Более того, Англия с июня 1939 г. сама вела секретные переговоры с Германией.

Со своей стороны Сталин подозрительно относился к Англии и Франции, считая, что они хотят втянуть СССР в войну с Германией и при этом остаться в стороне.

Отказ Англии и Франции заключить военное соглашение с СССР привел к переориентации Сталина на заключение соглашения с Германией. Это учел Гитлер, предложивший Москве заключить пакт о ненападении. 21 августа 1939 г. СССР прекратил переговоры с Англией и Францией и 23 августа 1939 г. подписал с Германией пакт о ненападении сроком на 10 лет. Этот документ, известный как пакт Молотова-Риббентропа, был подписан в Москве главами внешнеполитических ведомств двух стран. Чрезвычайно важный секретный протокол к договору стал известен лишь после окончания войны.

Заключенный сроком на 10 лет советско-германский пакт включал следующие пункты:

Отказ от взаимного насилия

Соблюдение нейтралитета в случае участия одной из сторон в войне при условии захватнического характера войны.

Секретное приложение разграничивало сферы интересов двух стран в Восточной Европе: Финляндия, Латвия, Бессарабия и Польша на востоке от рек Нарва, Висла и Сан попадали в советскую сферу влияния, территория к западу от этой линии объявлялась сферой интересов Германии.

Пакт Молотова-Риббентропа означал вынесение политического смертного приговора Польше. Он стал заключительным аккордом в подготовке Гитлера к войне с Польшей, которая началась 1 сентября 1939 г. Подписанием этого договора завершились долговременные усилия Сталина по расширению коммунистического влияния на Балканы и Прибалтику. Дипломатический поединок с западными державами на политические симпатии Сталина Гитлеру удалось выиграть в последний момент. В течении 1939 г., после захвата Чехии и присоединения Клайпеды, Франция и Великобритания вели переговоры со Сталиным о заключении договора о взаимной поддержке, направленного против нацистской Германии. Британский премьер Невилл Чемберлен при этом имел в виду и советские гарантии для Польши, аналогичные тем, которые декларировались Великобританией уже 31 марта. Сталин настаивал на подписании договора о взаимной поддержке, в который была бы включена проблема прибалтийских стран и Финляндии. Однако эти страны, опасаясь коммунистического влияния, отвергли предложение Сталина. Польша переоценила собственные силы и, боясь утратить независимость, также отказывалась подписывать советский вариант договора. Она рассчитывала на военную и политическую поддержку западных государств. Обоюдное недоверие и затягивание переговоров сделали невозможным подписание политических и военных соглашений между СССР, Великобританией и Францией. Гитлер воспользовался этим и добился заключения договора с СССР, развязав себе руки для начала войны против Польши.

Чемберлен отреагировал на пакт Молотова-Риббентропа решительно. Через два дня после его подписания (25 августа) Великобритания заключила с Польшей соглашение о взаимопомощи в случае войны. обескураженный решительным шагом Великобритании, Гитлер был вынужден перенести запланированное нападение на Польшу с 26 августа на 1 сентября 1939 г.

Гитлеровская экспансионистская политика привела к тому, что результаты Мюнхенского соглашения оказались нулевыми.

Пакт 1939 г. стал серьезной ошибкой советской дипломатии. Он подорвал международный авторитет СССР и привел к обострению отношений СССР с западными странами. Но самое главное-пакт 1939 г. ускорил начало второй мировой войны, т.к. избавил Германию от угрозы войны на два фронта.

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

совместные мероприятия гос-в по обеспечению мира, предотвращению агрессии и борьбе против нее, осуществляемые через междунар. орг-ции или в соответствии с междунар. соглашениями. К. б. основывается на принципе междунар. права, согласно к-рому нападение хотя бы на одну страну является нарушением всеобщего мира и агрессией против всех др. гос-в, взявших на себя соответств. обязательства. Договоры о К. б. содержат такие важные обязательства, как запрещение агрессии, воздержание от угрозы силой или ее применения, мирное решение споров, взаимные консультации в случае угрозы агрессии, отказ в помощи агрессору, взаимная помощь в борьбе с агрессией, включая применение вооруж. силы, и др. Большое значение имеют обязательства о сокращении вооружений и вооруж. сил, об отводе иностр. войск с терр. др. гос-в, о ликвидации иностр. воен. баз и агрессивных воен. блоков, о создании демилитаризованных и безатомных зон в различных р-нах мира (см. Разоружение).

Сов. Союз последовательно выступал и выступает за создание эффективной системы К. б. Желая использовать всякую возможность в своей борьбе за коллективную безопасность, СССР в 1928 присоединился к пакту Бриана - Келлога (см. Келлога - Бриана пакт 1928) о запрете войны в качестве орудия нац. политики, а затем первым (29 авг. 1928) ратифицировал его. В 1933-34 сов. дипломатия активно боролась за создание системы К. б. в Европе против фаш. Германии, за заключение "Восточного пакта". Сов. Союз, решительно отстаивая идею К. б. в Лиге наций, в 1936 внес проект мероприятий по укреплению системы К. б. в рамках этой орг-ции. В период второй мировой войны 1939-45 сов. дипломатия проделала большую работу с целью создания основ К. б. в Европе и обеспечения междунар. мира: СССР заключил с рядом европ. стран договоры о взаимной помощи и явился одним из основных участников создания Организации Объединенных Наций. В послевоен. период Сов. Союз внес ряд конструктивных предложений, имеющих целью создание системы К. б. в Европе (на Берлинском совещании министров иностр. дел четырех держав 1954, Женевском совещании глав пр-в четырех держав 1955, и т. д.). В связи с отказом зап. держав принять эти предложения и созданием ими воен. агрессивных блоков (Северо-атлантический пакт 1949, Западноевропейский союз, СЕАТО (1954) и др.), СССР и др. европ. социалистич. страны вынуждены были заключить Варшавский договор 1955, к-рый носит оборонит. характер, служит безопасности народов Европы и поддержанию междунар. мира и полностью соответствует Уставу ООН. В целях ослабления междунар. напряженности гос-ва - участники Варшавского договора неоднократно вносили предложения о заключении пакта о ненападении между участниками Варшавского договора и Северо-атлантического пакта.

Б. И. Поклад. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" в других словарях:

    Безопасность - получить на Академике рабочий купон на скидку Redmond или выгодно безопасность купить с бесплатной доставкой на распродаже в Redmond

    - (collective security) Система поддержания мира и безопасности в мировом или региональном масштабе, обеспечиваемая совместными согласованными усилиями всех государств. Центральной идеей коллективной безопасности является постоянное поддержание… … Политология. Словарь.

    Сотрудничество государств по поддержанию международного мира и подавлению актов агрессии. Термин коллективная безопасность вошел в практику международных отношений с 1922 в рамках Лиги Наций. После 2 й мировой войны принцип коллективной… … Большой Энциклопедический словарь

    КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Англ. security, collective; нем. kollektive Sicherheit. Сотрудничество государств по поддержанию международного мира; принцип международного права, согласно к рому нарушение мира со стороны хотя бы одного государства является нарушением всеобщего … Энциклопедия социологии

    Сотрудничество государств по поддержанию международного мира и подавлению актов агрессии. Термин «коллективная безопасность» вошёл в практику международных отношений с 1922 в рамках Лиги Наций. После 2 й мировой войны принцип коллективной… … Энциклопедический словарь

    Система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, установленная Уставам ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Сотрудничество государств по поддержанию международного мира, предотвращению и устранению угрозы миру и, в случае необходимости, подавлению актов агрессии. Соглашение о К. б. должно включать систему мер, направленных на оказание… … Большая советская энциклопедия

    Одна из категорий международного права, предполагающая осуществление системы совместных мер государствами и (или) международными организациями с целью:предупредить возникновение угрозы миру и безопасности: пресечь случаи нарушения таковых;… … Энциклопедия юриста

    коллективная безопасность - система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и противодействия актам агрессии, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и… … Большой юридический словарь

Книги

  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности Книга 2 Коллективная безопасность , Микрюков В.. Книга 2 "Коллективная безопасность" учебного пособия" Обеспечение безопасности жизнедеятельности" включает два раздела:" Национальная безопасность" (в этот раздел вошли главы, посвященные…

В 1930-е гг. политическую активность на международной арене развернуло и советское руководство. Так, по инициативе СССР в мае 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий пакты о взаимопомощи против агрессии.

Это могло бы стать серьезным шагом в направлении сдерживания агрессивной политики гитлеровской Германии и ее союзников и послужить основой создания системы коллективной безопасности в Европе.

Советский Союз решительно осуждал агрессивные действия Германии и предлагал провести международную конференцию для организации системы коллективной безопасности и защиты независимости стран, которым угрожала агрессия. Однако правящие круги западных государств не высказали необходимой заинтересованности в ее создании.

В 1939 г. СССР продолжал активные шаги, чтобы побудить правительства Великобритании и Франции к созданию системы коллективной безопасности в Европе. Советское правительство выступило с конкретным предложением о заключении между СССР, Великобританией и Францией договора о взаимной помощи в случае агрессии против любой из стран - участниц соглашения. Летом 1939 г. в Москве проходили трехсторонние переговоры о создании системы коллективной безопасности. Была достигнута договоренность о подписании политического и военного соглашений.
Но английская и французская военные миссии прибыли в Москву со значительным опозданием и не были наделены полномочиями принимать решения. Для советского руководства стало очевидным, что руководство западных государств не желает быстрого достижения позитивных результатов. Переговоры зашли в тупик.

Тем временем между Великобританией, Францией и Германией происходили переговоры, направленные на то, чтобы подтолкнуть нацистскую Германию к вооруженному конфликту с СССР.

В такой сложной ситуации СССР вынужден был идти на переговоры с гитлеровской Германией. Необходимо отметить, что инициатива заключения германо-советского пакта принадлежала германской стороне. Так, 20 августа 1939 г. А. Гитлер прислал телеграмму И. В. Сталину, в которой предлагал заключить договор о ненападении: «... Я еще раз предлагаю Вам принять моего министра иностранных дел во вторник 22 августа, самое позднее - в среду 23 августа. Имперский министр иностранных дел будет наделен всеми необходимыми полномочиями для составления и подписания пакта о ненападении».

Согласие было получено. 23 августа 1939 г. министр иностранных дел Л. Риббентроп прилетел в Москву. После переговоров вечером 23 авгус та 1939 г. был подписан германо-советский договор о ненападении Пакт Риббентропа - Молотова) сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол» о разделе сфер влияния в странах Европы.

Как видно, в августе 1939 г. положение в Европе достигло высочайшего напряжения. Гитлеровская Германия не скрывала своего намерения приступить к военным действиям против Польши. После подписания германо-советского договора СССР не мог коренным образом повлиять на агрессивные действия берлинских властей. Известно, что И. В. Сталин был проинформирован германским руководством, что 1 сентября 1939 г. Германия нападет на Польшу, несмотря на подписание договора о ненападении.

Вернуться назад на Коллективная безопасность

В 1930-е гг. советская дипломатия стремилась, с одной стороны, реализовать план коллективной безопасности в Европе, не допустить создания широкого единого антисоветского фронта, соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой - принимать все необходимые меры по укреплению обороны страны.

Советское правительство в апреле 1939 г. выступило с предложением заключить между СССР, Англией и Францией договор о взаимной помощи, по которому в случае фашистской агрессии против ряда европейских государств три державы совместно придут им на помощь. Министр иностранных дел Чемберлен сказал, что «скорее подаст в отставку, чем подпишет союз с Советами».

В это же время партнеры Англии и Франции - Румыния, Польша и страны Балтии - негативно отреагировали на предложение Советского Союза: ввести войска на территории этих стран в случае немецкого нападения. Они опасались, что потом СССР не захочет вывести свои войска.

В июне в Москву прибыли делегации Англии и Франции, не имеющие полномочий принимать какие-либо решения. Им была дана установка на ведение «переговоров ради переговоров». Состоялось 12 заседаний, которые не привели к конкретному результату.

15 августа начальник Генерального штаба Красной Армии Д. Шапошников сообщил, что СССР готов выставить против агрессора в Европе 136 дивизий. При этом он изложил варианты совместных действий и отметил, что СССР с началом войны «не намерен придерживаться оборонительной тактики». Однако советские предложения не нашли поддержки.

Тем временем между представителями Англии, Франции и Германии велись секретные переговоры, направленные на то, чтобы подтолкнуть нацистскую Германию к войне против СССР. В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате которых 23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении (Пакт Молотова - Риббентропа) сроком на 10 лет.

Одновременно с ним был подписан дополнительный секретный протокол, где разграничивались сферы интересов Германии и СССР. В сферу интересов СССР входили восточная часть Польши, Западная Украина и Западная Беларусь, Финляндия, Эстония, Литва и Бессарабия (ныне Молдова).

Этим протоколом реализовывалась идея Сталина о возврате СССР земель, отошедших Польше по Рижскому договору 1921 г.

Было ли заключение договора с Германией о ненападении наилучшим вариантом решения проблем, вставших перед Советским правительством?

На этот счет имеются различные точки зрения историков. СССР был поставлен перед выбором: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве.

Некоторые специалисты рассматривают заключение договора с Германией как наихудший вариант, утверждая, что пакт провоцировал Вторую мировую войну. Другая точка зрения сводится к попытке рассматривать его как пример компромисса, умения использовать межимпериалистические противоречия. Что же побудило Германию и СССР пойти на союз?

Для Гитлера это был тактический ход: первоначально ему нужно было гарантировать беспрепятственный захват Польши, а затем и других государств. Советский Союз, подписывая договор, стремился, с одной стороны, обезопасить себя накануне войны Германии против Польши за счет ограничения продвижения германских войск и отказа Германии от использования в антисоветских целях Прибалтийских государств, с другой - обезопасить дальневосточные границы СССР от нападения Японии.

Таким образом, заключив в 1939 г. пакт о ненападении с Германией, СССР избежал войны на два фронта.

Можно сколько угодно спекулировать на советско-германском пакте 1939 г., изображать его сговором двух тоталитарных монстров, но людям, сколько-нибудь чувствующим реальность, ясно, что пакт - это взаимная уловка ради выигрыша времени перед главной схваткой.

В целом же этот пакт не позволил создать в Европе единый антисоветский фронт, оттянул на время начало военных действий и позволил СССР отодвинуть свои границы от жизненно важных центров страны. Однако полученную отсрочку СССР использовал менее эффективно, чем его партнер по пакту.

Коллективная защита
Зарубежный опыт социальной защиты детства
Защита информации
Защита окружающей среды
Защита от карманников
Предмет и категории социальной защиты

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Толанд Дж. – американский журналист, лауреат Пулитцеровской премии:

«И Сталин, и Гитлер считали, что могут использовать друг друга в собственных целях. Оба диктатора, конечно, ошибались, но в то бурное лето 1939 года не было ни одной страны, которая не действовала бы, исходя из той или иной ошибочной концепции.

Европа была средоточием недоверия, обмана и двурушничества. Даже когда Риббентроп готовился ехать в Москву, Сталин не терял надежды на англо-франкосоветский союз против Гитлера. А склонявшиеся нехотя к такому союзу англичане тайно приглашали в Англию Геринга».

Буллок А. – известный английский историк:

«Неспособность правительств Англии и Франции предпринять действенные меры для заключения альянса с русскими была тогда же подвергнута резкой критике; впоследствии её справедливо констатировали все, кто задавался вопросом о причинах войны».

Фест И. К. – германский журналист:

«Однако теперь, когда после московского пакта вся её политика потерпела поражение, Англия поняла, за что придётся воевать и умирать при любых обстоятельствах. Политика умиротворения не в последнюю очередь основывалась на страхе буржуазного мира перед коммунистической революцией. По представлениям английских государственных деятелей, Гитлер играл роль воинственного защитника от этой угрозы…»

Объясните, почему не была реализована идея коллективной безопасности. Кто выиграл и кто проиграл в конечном счёте?

Из мемуаров репрессированной жительницы Бессарабии Евфросинии Керсновской «Сколько стоит человек». Изд. 2001 – 2002 гг

Первое января 1941 года. День плебисцита.

Суждения зарубежных историков и журналистов о провале идеи коллективной безопасности в 1939 г

День выборов! Я всегда считала, что плебисцит – свободное волеизъявление народа. Выборы – это гражданский долг, обязывающий каждого человека выбрать из нескольких возможных лучшего, а если лучшего нет, воздержаться. И в том и в другом случае человек должен быть спокоен и свободен. Ни принуждения, ни страха! О том, что должна соблюдаться тайна, и говорить не приходится. Не плебисцит, а бутафория. Мне стыдно… <…> Длинный зал. Всюду портреты Сталина и ещё многих незнакомых мне субъектов. Узнала лишь Ворошилова. <…> Вложив бюллетени в конверт, я направилась к урне, но не успела опустить конверт, из рук моих его весьма бесцеремонно взял председатель… Но прежде чем он успел его развернуть, я вырвала из его рук конверт и успела опустить в урну… На следующий день… в комнату вошёл один из начальства НКВД… Опершись на стол кулаками, сказал: «Подсчёт голосов закончился ещё ночью: 35 000 – «за» и один – «против»…» Я и не догадывалась, что играю с огнём, хотя… от судьбы никуда не уйдёшь… Не то важно, какова твоя судьба, а то, как ты её встретишь!

Почему во время плебисцитов удавалось добиться всеобщей поддержки предлагаемого проекта? Насколько объективны могли быть результаты таких выборов?

§ 36. Советская экономическая политика: планы, трудности, результаты. Материалы к уроку-практикуму

Перед вами подборка документов времён первых пятилеток. Напишите на основе этих текстов и документальных фрагментов, приведённых в конце параграфов, небольшую работу «Догнать и перегнать…» с последующим обсуждением на уроке-практикуме.

1. Формирование исходного противоречия и постановка проблемы. Видите ли вы проблемное противоречие, которое отражено уже в теме урока практикума?

2. Краткая характеристика исторического момента. В какой исторической ситуации создавались приводимые документы?

3. Характеристика источников и их возможностей для освещения проблемы.

4. Сравнительный анализ документального материала с точки зрения изучаемой проблемы.

5. Заключение и выводы.

Необходимо обозначить цифрами части работы, соответствующие пунктам этого плана.

Очень важно при этом продемонстрировать умение чётко формулировать положения и аргументировать их с помощью источника.

Предыдущая12345678910Следующая

Самарский финансово-экономический колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

Конспект лекций

по дисциплине «История»

специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

38.02.06 «Финансы»

(базовая подготовка)

Пояснительная записка

Конспекты лекций по дисциплине «История» предназначены для студентов, имеющих среднее полное образование на базе 11 классов, обучающихся по специальностям: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), 38.02.06 «Финансы», 38.02.07 «Банковское дело».

Цель данных конспектов — обобщение ранее приобретенных студентами знаний по дисциплине «История» с более глубоким осмыслением общих вопросов.

Учебная дисциплина «История» является дисциплиной гуманитарного и социально-экономического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

— Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков;

— Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ начале ХХI века;

— Основные интеграционные, поликультурные, миграционные и иные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

— Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

— О роли науки, культуры, и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

уметь:

— ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

— анализировать исторические факты и события, давать им свою оценку;

— раскрывать основные направления развития регионов мира на рубеже веков;

— выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

— методологически грамотно анализировать различные исторические факты;

— понимать в целом современную политическую ситуацию в России и мире, сравнивать политические, экономические проблемы в различных регионах мира, применяя теоретические знания;

Данный конспект лекций состоит из основных тем и понятий курса.

В результате изучения темы: «Послевоенное мирное урегулирование в Европе» студент должен знать особенности и закономерности послевоенного политического развития стран Европы и Америки, уметь проследить этапы становления «холодной войны».

В теме: «Первые конфликты и кризисы холодной войны» студент должен знать главные политические конфликты между двумя сверхдержавами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Раздел II «Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века» нацелен на формирование знаний о социально-политическом и экономическом развитии развитых и развивающихся стран мира после второй мировой войны, понимание специфики их внутриполитических отношений и особенностях их внешнеполитического курса.

В данном разделе изучаются политическое развитие таких государств как США, Германия, Япония, Китай, Индия, страны Восточной Европы, страны Латинской Америки. Также в данном разделе обращается внимание на международные отношения второй половины двадцатого века. Студент может использовать лекционный материал для изучения пропущенных тем или для подготовки к зачету и в самостоятельной работе над учебным материалом.

Итоговой формой контроля дисциплины является зачет.

Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе

Тема 1. Послевоенное мирное урегулирование

1. Последствия второй мировой войны. Интересы ведущих мировых держав в Европе.

2. Политика союзников в отношении Германии.

3. Идеи коллективной безопасности в Европе.

4. Речь Уинстона Черчилля в Фултоне.

5. План Маршала и начало «холодной войны».

Последствия второй мировой войны. Интересы ведущих мировых держав в Европе

Вторая мировая война наложила отпечаток на всю история человечества во второй половине 20-го века. Только в СССР погибло 27 млн. (всего 54 млн.). 46 % городов, сел, зданий было уничтожено.10 млн. человек стали беженцами. Практически каждая страна участвующие в войне, была подвергнута голоду, потерям и имела серьезные материальные, экономические трудности и потери. Главная задача послевоенного времени, восстановления разрушенного хозяйства и налаживание жизни. Основными странами заявившим после войны претензии на мировое господство были СССР, Великобритания, Франция. Каждая из них имела свои национальные претензии и интересы, которые хотела бы диктовать всему миру. Возникла ситуация международной напряженности и непонимания, которая в результате вылилась в холодную войну.

США были наименее пострадавшей стороной в войне и сумели сохранить большую часть своего национального достояния, поэтому претендовали на мировое лидерство. Великобритания и Франция соперничали в экономическом и военном отношении и пытались повернуть мир к демократии и капитализму. СССР стремились завоевать больше союзников и повернуть мировую политику к социалистическому порядку.

Политика союзников в отношении Германии.

Все важнейшие договорённости в послевоенных проблемах были достигнуты союзниками на Крымской конференции (февраль 1945-й) между СССР, США, Великобритании и Потсдамской конференции (июль – август 1945-й). После войны Германия подлежала разделению на четыре оккупационные территории, каждую из которых контролировала одна из стран победительниц. Восточная зона находилась под контролем СССР, в трёх западных зонах контроль осуществляли США, Великобритания и Франция. На четыре зоны был разделён и Берлин. В Германии были проведены следующие меры по восстановлению мирной жизни и уничтожению остатков фашизма:

1) демилитаризация — ликвидация всего военного производства и полного разоружения.

2) роспуск всех военных фашистских организаций, учреждений, фашистской партии, арест военных преступников и фашистских лидеров.

3) уничтожение картелей и синдикатов которые производили военную продукцию.

4) деноменация — проведение денежной реформы.

5) разрешение устанавливать любые общественные, гражданские союзы и объединения мирных жителей, предоставления им демократических свобод для скорейшего восстановления нормальной жизни в Германии.

Вывод: вместо создания единой Германии в стране произошел раскол на две системы. В 1949-м было создано западное государство федеративная республика Германия (ФРГ) и восточная германская демократическая республика (ГДР).

Идеи коллективной безопасности в Европе.

Идея национальной безопасности складывалась постепенно и поэтапно.

В феврале 1947г. на парижской мирной конференции были подписаны мирные договоры со сторонами бывшей гитлеровской коалиции (Финляндия, Болгария, Румыния, Венгрия, Италия). Вопрос о мирном договоре с Австрией был отложен из-за несогласия СССР и США по поводу внутренней и внешней политики Австрии и требования СССР о запрещении создания в Австрии военно-политических союзов.

2 сентября 1945г. была закончена война с Японией и позиции двух государств (СССР и США) окончательно разошлись. СССР желал вывести из Японии все войска и настаивал на запрещении Японии вступайте в различные союзы, а Америка желала обратного, поэтому США заключила мирный договор с Японией, а СССР и некоторые другие страны отказались присоединяться к международному договору. Мир был в шатком положении. Идея коллективной безопасности состояла прежде всего в том, чтобы объединить все государства против новой военной угрозы и против возрождения фашизма. В 1949-м году образуется международная организация ООН, имеющая две главные цели:

1) обеспечения и защиты мировой безопасности

2) развития межнациональных дружественных контактов и международного сотрудничества между странами и государствами.

Сначала в ООН объединились пять постоянных членов, затем число членов ООН увеличилось за счет непостоянных членов.

Сегодня ООН имеет пять постоянных членов, в их число входит и Российская Федерация. В структуру ООН входят такие международные организации как Генеральная ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный союз, Международный суд и Совет безопасности ООН.

4. Речь Уинстона Черчилля в Фултоне.

5 марта 1946г. премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнёс свою знаменитую речь, в студенческом городке Фултон, в которой призвал все народы Европы к свободе и демократии через объединение и защиту от главного врага демократии, коммунизма и тоталитаризма. Он указал, что США сегодня находится на вершине мировой славы, и они в силах объединить вокруг себя все свободные народы, чтобы защититься от войны и тирании. Единственное спасение от большевизма и коммунизма являются братская ассоциация англоговорящих народов, то есть союз США, Великобритании и примкнувший к ним Франции, Швейцарии, Люксембурга и других. Необходимо не допустить влияния СССР, который может как «чумой заразить Европу коммунизмом».

Вывод: После речи Черчилля западные страны призвали народы Европы к объединению и сотрудничеству, а Россия и, в частности, Сталин обвинили Черчилля в расизме и разжигания войны. Началось создание военно-политических блоков стран-союзников с целью упрочить свои позиции. На Западе в 1949 году было создано НАТО, СССР в свою очередь в 1949 году создает Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), а в 1955 – Организацию Варшавского договора (ОВД).

План Маршала и начало «холодной войны».

12 марта 1947г. американский президент Гарри Трумэн объявил о новом политическом направлении США, которое получила название «доктрина Трумэна». Суть доктрины Трумэна заключалась в следующем: США будут последовательно и неуклонно вмешиваться во внутренние дела других стран и народов, чтобы обезопасить их от негативного влияния СССР. Трумэн считал, что нужно обезопасить границы европейских государств и оказать помощь Греции и Турции, чьи границы были в опасности, чтобы заручиться их поддержкой в борьбе с СССР. Также необходимо развивать международную дипломатию и разведку, чтобы быть готовыми к агрессии и нападению.

Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе и причины их неудач.

Продолжением доктрины Трумана был план американского государственного секретаря Маршала, согласно которому США будут оказывать помощь европейским странам, желающим присоединиться к их союзу. Планировалось выделить около 13 млрд. долларов США.

Основные доли ассигнований пришлись на Англию, Францию, Испанию, Западную Германию и Голландию. Всего план Маршала подписало 16 стран. В качестве необходимого условия оказания помощи США потребовали вывести коммунистов из состава правительства стран подписавших договор. Таким образом, США закрепил за собой имидж мирового лидера страны, которая считалась оплотом демократии, свободы и либерализма.

В 1930-е гг. политическую активность на международной арене развернуло и советское руководство. Так, по инициативе СССР в мае 1935 г. были подписаны советско-французский и советско-чехословацкий пакты о взаимопомощи против агрессии. Это могло бы стать серьезным шагом в направлении сдерживания агрессивной политики гитлеровской Германии и ее союзников и послужить основой создания системы коллективной безопасности в Европе.Советский Союз решительно осуждал агрессивные действия Германии и предлагал провести международную конференцию для организации системы коллективной безопасности и защиты независимости стран, которым угрожала агрессия. Однако правящие круги западных государств не высказали необходимой заинтересованности в ее создании.

В 1939 г. СССР продолжал активные шаги, чтобы побудить правительства Великобритании и Франции к созданию системы коллективной безопасности в Европе. Советское правительство выступило с конкретным предложением о заключении между СССР, Великобританией и Францией договора о взаимной помощи в случае агрессии против любой из стран-участниц соглашения. Летом 1939 года в Москве проходили трехсторонние переговоры о создании системы коллективной безопасности.

К концу июля на переговорах был все же достигнут определенный прогресс: стороны согласились на одновременное подписание политического и военного соглашения (ранее Англия предлагала подписать сначала политический договор, а затем вести переговоры о заключении военной конвенции).

На пути ко Второй мировой войне: провал идеи коллективной безопасности. Аннексия Чехии

От Советского Союза их вел нарком обороны К.Е. Ворошилов, от Англии – адмирал Дракс, от Франции – генерал Думенк. Правительство Англии и Франции невысоко оценивали Красную армию и считали ее неспособной на активные наступательные действия. В связи с этим они не верили в эффективность союза с СССР. Обе западные делегации получили инструкции максимально затягивать переговоры, рассчитывая, что сам факт их проведения окажет психологическое воздействие на Гитлера.

Главным камнем преткновения на переговорах стал вопрос о согласии Польши и Румынии на проход советских войск через их территорию в случае войны (СССР не имел общей границы с Германией). Поляки и румыны категорически отказывались согласиться на это, боясь советской оккупации.

Только 23 августа польское правительство несколько смягчило свою позицию. Таким образом, возможность добиться от Польши согласия на пропуск советских войск через ее территорию не была еще утрачена безвозвратно. Ясно также, что поляки постепенно склонялись к уступкам под давлением западной дипломатии. При наличии доброй воли переговоры, вероятно, еще можно было довести до успешного завершения. Однако взаимное недоверие сторон уничтожило такую возможность.

Английская и французская военные миссии не были наделены полномочиями принимать решения. Для советского руководства стало очевидным, что руководство западных государств не желает быстрого достижения позитивных результатов. Переговоры зашли в тупик.

3 Советско-германские отношения и заключение пакта о ненападении Позиция Запада, постоянно шедшего на уступки Германии и отвергавшего союз с СССР, вызывала в Кремле сильнейшее раздражение с середины 1930-х гг. Особенно оно усилилось в связи с заключением Мюнхенского соглашения, которое в Москве расценили как сговор, направленный не только против Чехословакии, но и против Советского Союза, к границам которого приблизилась германская угроза.

С осени 1938 г. Германия и СССР стали постепенно налаживать контакты в целях развития торговли между двумя странами. Правда, реального соглашения тогда достичь не удалось, поскольку у Германии, вставшей на путь ускоренной милитаризации, не было достаточного количества товаров, которые могли бы поставляться в СССР в обмен на сырье и топливо.

Тем не менее Сталин, выступая в марте 1939 г. на ХVШ съезде ВКП(б), дал понять, что новое сближение с Берлином не исключено. Цели внешней политики СССР Сталин сформулировал так:

1 Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами;

2 Не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками.

В такой сложной ситуации СССР вынужден был идти на переговоры с гитлеровской Германией. Необходимо отметить, что инициатива заключения германо-советского пакта принадлежала германской стороне. Так, 20 августа 1939 г. А. Гитлер прислал телеграмму И.В. Сталину, в которой предлагал заключить договор о ненападении: « …Я еще раз предлагаю Вам принять моего министра иностранных дел во вторник 22 августа, самое позднее – в среду 23 августа. Имперский министр иностранных дел будет наделен всеми необходимыми полномочиями для составления и подписания пакта о ненападении».

Согласие было получено 23 августа 1939 г. министр иностранных дел И. Риббентроп прилетел в Москву. После переговоров вечером 23 августа 1939 г. был подписан германо-советский договор о ненападении (Пакт Риббентропа-Молотова) сроком на 10 лет. Одновременно был подписан «секретный дополнительный протокол».

Как видно, в августе 1939 г. положение в Европе достигло высочайшего напряжения. Гитлеровская Германия не скрывала своего намерения приступить к военным действиям против Польши. После подписания германо-советского договора СССР не мог коренным образом повлиять на агрессивные действия берлинских властей.

Лекция 3 Начало Второй мировой войны и события в Беларуси

1 Развязывание войны, ее причины и характер.

2 Присоединение Западной Беларуси к БССР.

3 Подготовка Германией войны против СССР. План «Барбаросса».

После окончания Первой Мировой Войны вопросы мирного сосуществования беспокоили множество стран, в первую очередь, европейские державы, которые понесли в результате войны неисчисляемые жертвы и убытки. С целью предотвращения угрозы новой подобной войны и создания системы международного права, регулирующей отношения между государствами на принципиально ином уровне, нежели это было раньше, и была создана первая в истории Европы международная организация - Лига Наций.

Советское государство развило высокую активность на дипломатическом фронте. В 1934 году СССР стал членом Лиги Наций (однако в 1939 году из-за развязанной Сталиным войны с Финляндией СССР был исключен из Лиги Наций).

Параллельно со вступлением СССР в Лигу Наций происходит так называемая «полоса дипломатического признания» Советского Союза. В этот период СССР устанавливает дипломатические отношения с рядом государств. 16 ноября 1933 года устанавливаются нормальные дипломатические отношения с США, в 1934 году - с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и другими странами.

СССР разработал проект коллективной безопасности, который основывался на равенстве всех участников предполагаемого регионального договора и на универсализме, состоящем в том, что в создаваемую систему включались все без исключения государства охватываемого региона. Участники пакта должны были пользоваться равными правами и гарантиями, при этом отвергалась идея какого-либо противопоставления одних стран другим, исключение кого-либо из системы коллективной безопасности или получение кем-либо из стран-участников преимуществ по сравнению с другими государствами за их счет.

Советский Союз в осуществление своей идеи коллективной безопасности выступил с предложением о заключении Восточного пакта, который дал бы гарантии безопасности всем европейским странам и устранил бы «испытываемое повсеместно чувство неуверенности в безопасности, неуверенности в ненарушении мира вообще и в частности в Европе». Восточный пакт должен был включать в себя Германию, СССР, Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию и Чехословакию. Все участники пакта в случае нападения на одного из них должны были автоматически оказывать стороне, на которую напали, военную помощь. Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне 2МВ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.anticclub.ru

В начале 1934 году Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны (агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение на территорию другой страны с объявлением или без объявления войны, а также бомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокада берегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись к советскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндия подписали этот документ. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация Том I [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.kara-murza.ru

СССР заключил договоры о коллективной безопасности с Францией и Чехословакией. Согласно Договору о взаимопомощи между СССР и Чехословакией от 16 мая 1935 года стороны договорились немедленно оказывать друг другу помощь при нападении со стороны какого-либо европейского государства - при условии, что помощь жертве нападения будет оказана со стороны Франции.

В 1936-1941 гг. происходит дальнейшее осложнение международной обстановки. В октябре 1935 года Италия напала на Эфиопию. В августе 1936 года фашистские правительства Германии и Италии открыто вмешались во внутренние дела Испании, поддержав мятеж Франко. Осенью 1936 года Япония и фашистская Германия заключили «антикоминтерновский пакт», направленный против СССР. К этому пакту вскоре присоединилась и Италия. Внезапное нападение Германии на СССР (миф или реальность) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.antiqstar.ru

Руководство Советского Союза было уверено, что фашистскую агрессию можно остановить коллективными действиями миролюбивых государств.

17 апреля 1939 года советское правительство предложило западным державам заключить тройственный договор о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств. При этом предусматривалось оказание помощи государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, в случае агрессии против них. Англия, однако, не собиралась заключать договор о взаимопомощи и пыталась заручиться односторонними обязательствами с СССР, Польшей и Румынией. Летом 1939 года СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию, предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции, которые не верили Сталину, не откликнулись на это предложение. Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Виноваты в этом обе стороны. У советской стороны не хватило выдержки, она проявила поспешность, переоценила степень враждебности западных держав к СССР и возможности их сговора с гитлеровской Германией. У западных держав не было искреннего желания идти на сближение с СССР, что можно объяснить, по - видимому, разными причинами, в том числе и опасения возможного предательства, и антигуманная политика сталинского руководства, противоречащая его заверениям на мировой арене, и недооценка его силы как возможного союзника в борьбе против фашистского блока, и глубокая неприязнь к стране иной социально - экономической формации. Внешняя политика СССР в предвоенные годы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: - http://www.ronl.ru На международное положение страны продолжала оказывать катастрофическое воздействие лавина массовых репрессий, обрушенных сталинским руководством на партийные и военные кадры, дипломатов, на деятелей науки и искусства. Аналитический аппарат дипломатических, военных и разведывательных служб всех стран пристально следил за беспрецедентными событиями в СССР, и прикидывал потенциал и прочность страны. Практически все наблюдатели приходили к выводу о неспособности Советского Союза к крупномасштабным внешнеполитическим мероприятиям.

Итак, создать в Европе надежной системы коллективной безопасности не удалось, над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции, и сталинское руководство стало искать нового союзника.

Подводя итоги этой главы можно сделать вывод о том, что внешнюю политику Советского Союза 30 г.г. (до 1939 года) можно считать образцом стремления предотвратить войну. Однако политика «малых войн», в которую включился Советский Союз, а также его неожиданная «дружба» с Германией также его не могла не вызывать осуждения со стороны мирового сообщества.

В целом, предложения о создании системы коллективной безопасности представляли собой значительный вклад в разработку теории и в утверждение на практике принципов мирного сосуществования, ибо сама суть коллективной безопасности обусловлена и определена принципами мирного сосуществования, предполагает коллективное сотрудничество государств с различным общественным строем во имя предотвращения войны и сохранения мира.

Несмотря на то, что в предвоенные годы Советским Союзом были сделаны значительные шаги в предотвращении угрозы войны, сталинская внутренняя политика геноцида по отношению к собственному народу получила свое отражение и в империалистических наклонностях, проявлявшихся при реализации внешней политики СССР, что свело все мирные инициативы нашего государства к нулевому результату.