"Меркурий-клуб": "Арктика в перекрестье интересов России и мира. Международные отношения: что за кадром

Евгений Примаков: "Я твердо все решил..."

26 июня 2015 года, на 86 году ушел из жизни великий государственный деятель и очень хороший человек. Евгений Примаков – один из самых авторитетных российских политиков, журналист, экономист, ученый. Настоящий политический тяжеловес международного масштаба.

"Я твердо все решил:

Быть до конца в упряжке,

Пока не выдохнусь, пока не упаду.

И если станет нестерпимо тяжко,

То и тогда с дороги не сойду".

Евгений Максимович Примаков родился 29 октября 1929 г. в Киеве. С января 1996 г. по сентябрь 1998 г. был министром иностранных дел РФ. С сентября 1998 г. по май 1999 г. Евгений Примаков занимал пост председателя правительства РФ. Во внешней политике являлся автором стратегии "многополярного мира".

Евгений Максимович по роду деятельности был одним из самых закрытых, если не сказать секретных, людей страны. Был директором Института мировой экономики и международных отношений, который во времена СССР готовил закрытые доклады для руководства страны.

Ему часто доставались самые сложные направления в самые сложные периоды: возглавлял Службу внешней разведке, а постом - министерство иностранных дел. На должности премьер-министра именно он был призван спасти страну после дефолта 1998 г.


Международные отношения: что за кадром

Евгений Максимович начинал как журналист. Работал в Гостелерадио - на радио, в иновещании, а затем перешел в "Правду". Здесь он в полной мере проявил свои знания, полученные во время учебы на арабском отделении Московского института востоковедения по специальности "страновед по арабским странам".

Работал собкором "Правды" на Ближнем Востоке в 60-е гг., который и в то время балансировал на грани войны и мира. Освещал ход "Шестидневной войны" Израиля и Египта, познакомился с королем Иордании Хусейном, который затем не раз помогал России, как посредник на Ближнем Востоке. Был знаком с Анваром Садатом, саудовским королем Фахдом.

"Три ночные продолжительные встречи (он обычно принимал гостей ночью - ред.) состоялись с саудовским королем Фахдом, который подарил мне четки, сопроводив это словами: "Я - хранитель двух главных мусульманских святынь, и, смотри, не передаривай эти четки никому". Я так и поступил. Король Фахд в 1991 году мне говорил, что любит смотреть по телевизору московскую программу "Время", которая, по его словам, правдиво освещает события на Ближнем Востоке, и спросил: "Нельзя ли организовать ежедневный перевод этой программы на арабский язык?"

Евгений Максимович был хорошо знаком с Саддамом Хусейном, с его соратником Тариком Азизом, с лидером курдских повстанцев Масудом Барзани. Лично знал сирийского и палестинского лидеров Хафеза Асада и Ясира Арафата.

Американцам почему-то особенно запомнилось, как он незадолго до "войны в Заливе" обнимался перед телекамерами с Саддамом Хусейном, хотя эксперты указывали, что на Востоке это - часть ритуала, а не проявление особой симпатии.

За три дня до вторжения США и союзников в Ирак по поручению Владимира Путина полетел в Багдад, чтобы убедить Хусейна уйти с поста президента Ирака.


"Саддам Хусейн принял меня в одном из своих дворцов, - вспоминал Примаков. - Я ему сказал следующее: если вы любите свою страну, свой народ и если вы хотите избавить свой народ от неизбежных жертв, то вы должны уйти с поста президента Ирака… Он меня выслушал, сделал несколько замечаний, абсолютно не относящихся к делу. Сказал о том, что и во время войны в зоне Персидского залива в 1991 г. наземная операция казалась неизбежной. Потом похлопал меня по плечу и ушел".


Диссидент в системе

Евгений Максимович иногда говорил, что его называют диссидентом в системе. Он принадлежал к той части советской номенклатуры, которая сделала возможной перестройку, и оказался в эпицентре важных политических событий.

По словам сына Андрея Громыко, академики Примаков и Яковлев выступили посредниками в конфиденциальных переговорах между его отцом и Михаилом Горбачевым, завершившихся выдвижением Горбачева на пост генерального секретаря. Он не боялся быть в подавляющем меньшинстве.


"...когда я в единственном числе уже на XIX партконференции выступил против антиалкогольной кампании, которая осуществлялась чисто административными мерами и привела прямо-таки к плачевным результатам в экономике и нанесла вред здоровью людей (начала развиваться, пожалуй, впервые в таких масштабах в России наркомания, токсикомания, исчез сахар - гнали самогон, вырубили виноградники и так далее и тому подобное), тот же А. М. Александров, который в то время еще оставался помощником теперь уже у М. С. Горбачева, отвел меня в сторону и спросил:

- Любите Гашека?

- Конечно, его герой Швейк - один из самых моих любимых.

- Так вот, - продолжал Александров, - помните, как в кабаках висели портреты Фердинанда, обсиженные мухами? Теперь и ваши портреты в таком же виде будут висеть во всех советских пивных..."

Евгений Примаков. "Встреча на перекрестках". 2015 г. ЗАО "Издательство Центрполиграф".

Разведчик

С 1991 г. назначен руководителем Первого главного управления КГБ СССР, затем - первым заместителем председателя КГБ и вскоре с ноября 1991 г. назначен главой Центральной службы разведки СССР.

После распада СССР – с декабря 1991 по январь 1996 гг. - директор Службы внешней разведки России.

Это – один из тяжелейших периодов становления России. Примакову досталось плохое наследство: в те времена было модным каяться за грехи СССР, сдавались позиции в разведке.

Так, его предшественник - председатель КГБ Вадим Бакатин - по согласованию с тогдашним руководством СССР публично передал США схему подслушивающих устройств в новом здании посольства США в Москве. Спецслужбы США просто сказали "спасибо".

"Между тем американцы могли бы продемонстрировать в ответ "жест доброй воли". При желании им было бы нетрудно это сделать. Во время постройки нового комплекса нашего посольства в Вашингтоне в первой очереди здания - жилом доме и посте дежурного - было выявлено в квартирах и помещениях пять типов систем подслушивания с десятками микрофонов. В результате поисковых работ, проведенных по второй очереди - административное и представительское здания, помещение поста дежурных комендантов, - бригадами Центра было обнаружено полторы сотни микрофонов и датчиков, принадлежавших к различным системам прослушивания..."

Евгений Примаков. "Встреча на перекрестках". 2015 г. ЗАО "Издательство Центрполиграф".

Дипломат

Опыт работы дипломатом и главой СВР, личное знакомство с Арафатом позволили ему выступить в качестве посредника между Палестиной и Израилем в один из тяжелейших периодов арабо-израильского конфликта в 2000-х гг.

После встречи с Арафатом в 2001 г. Палестина заявила о готовности продолжить мирные переговоры с Израилем.

Евгений Примаков в январе 1996 г. по указу президента РФ Бориса Ельцина вместо Андрея Козырева и одобрения на тот момент скандальной Госдумы был назначен министром иностранных дел России. Начало конфликта в Югославии ослабило и без того невнятные позиции России на международной арене.

"...Я как-то сказал М. Олбрайт: "Россия присутствует на Балканах много лет. Когда американцы хотят навязать Балканам свои рекомендации, не советуясь с нами, или решить по-своему существующие здесь конфликты, то это может быть сопоставимо с тем, как если бы мы, к примеру, предпринимали какие-то усилия в отношении, скажем, Мексики, не принимая во внимание или абсолютно абстрагируясь от опыта США..."

Евгений Примаков. "Встреча на перекрестках". 2015 г. ЗАО "Издательство Центрполиграф".


Запад привык к извиняющейся и кающейся России за "злодеяния СССР" и был удивлен принципиальностью РФ в марте 1999 г., когда глава правительства РФ Евгений Примаков, возглавлявший делегацию в США, приказал развернуть над океаном самолет и вернулся в Москву в знак протеста против начала бомбардировок Югославии.

Востоковед-политик Примаков сумел усилить позиции России на Ближнем Востоке и не строить международное сотрудничество с ориентацией только на США.

Правительство

Примаков, которого пригласили помочь после дефолта в августе 1998 г. и отставки кабинета Сергея Кириенко, создал впервые в истории России правительство, в котором работали коммунисты и молодые реформаторы.

В состав правительства входили коммунисты - первый вице-премьер Юрий Маслюков, вице-премьеры Вадим Густов, Геннадий Кулик - и молодые управленцы: вице-премьер Валентина Матвиенко, глава налоговой службы Георгий Боос, глава МЧС Сергей Шойгу, и министр финансов Михаил Задорнов.

При Примакове удалось стабилизировать ситуацию в стране, которая шумела от забастовок, и начать расчеты с вкладчиками обанкротившихся банков, решить неплатежи между предприятиями, курс рубля начал укрепление.

Американцы в своих рекомендациях, обещая помощь в получении кредитов от МВФ, выбрали крайне оскорбительный тон, просто-таки требовали "решительных действий" от правительства Примакова. Указывали на то, что необходимо сделать. Все решения МВФ диктовались Вашингтоном. Примаков умел поставить их на место.


"...Я внимательно ознакомился с вашим меморандумом и прямо хочу сказать, что по меньшей мере удивлен, - с этого я начал разговор с С. Тэлботтом 23 февраля 1999 года в доме правительства в Москве. - Вы пишете, что имеет место диалог глухих. Не согласен. Это монолог глухого и слепого. Думать о том, что мы ничего не делаем, и не видеть того, что делается в стране? Я не знаю, посол, очевидно, сообщает вам что-то. Есть у вас и аналитики, которые следят за тем, что происходит в России..."

Евгений Примаков. "Встреча на перекрестках". 2015 г. ЗАО "Издательство Центрполиграф".

Аппаратный опыт - бизнесу

Аппаратный опыт Примакова пригодился и российскому бизнесу.

Примаков был членом КПСС с 1959 г. В 1986-1989 гг. - кандидат в члены ЦК КПСС, в 1989 г. избран членом ЦК, в 1989-1990 гг. - кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС.

Примаков в течение 10 лет, с декабря 2001 г. по февраль 2011 г., занимал пост президента Торгово-промышленной палаты. "Он поднял престиж палаты – это полностью его заслуга", - заявил экс-начальник службы безопасности Бориса Ельцина, бывший заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Коржаков, отметив, что Примаков и коррупция – вещи несовместимые.

Вместе с главой РСПП Аркадием Вольским он помогал в те годы развитию бизнеса, международных связей.

НАУКА

Примаков - доктор экономических наук, профессор, с 1974 г. - член-корреспондент, с 1979 г. - академик АН СССР (Отделение экономики). В 1988–1989 гг. - член президиума АН СССР. С мая 2008 г. - член президиума РАН.

Автор ряда монографий, в числе которых "Анатомия ближневосточного конфликта" (1978), "Восток после краха колониальной системы" (1982), "История одного заговора: ближневосточная политика США в 70–е - нач. 80–х гг.", "Война, которой могло не быть" (1991), "Годы в большой политике" (1999), "Восемь месяцев плюс" (2001), "Мир после 11 сентября" (2002), "Мир после одиннадцатого сентября и вторжения в Ирак" (2003), "Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами: вторая половина XX-начало XXI века" (2006), "Минное поле политики" (2006), "Мир без России: к чему ведет политическая близорукость" (2010), "Мысли вслух" (2011), "Намастэ: блюда индийской кухни" (2011).

Книги Е. М. Примакова переиздавались за рубежом на китайском, итальянском, английском, болгарском, турецком, персидском, арабском, немецком, японском, греческом, сербском, македонском, румынском, французском языках.

В последние годы жизни Евгений Примаков возглавлял "Меркурий-клуб" - структурное подразделение Центра международной торговли Москвы. Цель дискуссионного клуба – организация и проведение обсуждений актуальных проблем, имеющих важное значение для социально-экономического развития Российской Федерации, международных интеграционных связей, выработки предложений по созданию благоприятных условий взаимодействия бизнеса и государственных структур в интересах повышения благосостояния российских граждан. В январе 2015 г. представил анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в России после введения санкций крупнейшими странами мира.

Награды

Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1975), орденом Дружбы народов (1979), орденом "Знак Почета" (1985), орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени (1995), орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени (1998), орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени (2009), Памятной медалью им. А. М. Горчакова (1998), орденом Дружбы народов (1999, Таджикистан), орденом Почета (2004), орденом князя Ярослава Мудрого V степени (2004, Украина), орденом Дружбы народов (2005, Белоруссия), орденом "Данакер" (2005, Киргизия), орденом Достык I степени (2007, Казахстан), Золотым знаком (2007, Австрия), Большой золотой медалью РАН им. М. В. Ломоносова (2008), Почетным орденом (2008, Швейцария), орденом "За заслуги" степени "Большой крест" (2009, Чили) и др.

Лауреат премии им. Насера (1974), Государственной премии СССР (1980), премии Авиценны (1983), премии Джорджа Кеннана (1990), Международной премии им. Гуго Гроция (2000), премии Международного фонда единства православных народов (2004), премии святого благоверного князя Александра Невского (2009) и др.

Очередное заседание «Меркурий-клуба» в Центре международной торговли в Москве было посвящено теме: «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России» .

Фото "Меркурий-клуб"

На обсуждение участников были вынесены вопросы развития Арктики и её места в современной геополитике:
- Какова заинтересованность России в использовании Арктики (экономическая, транспортная, военная, экологическая).
- Какие международные соглашения (принятые и подлежащие приему) необходимы для определения границ Арктической зоны России.
- Проблемы прилегающих к Арктике регионов России: направление развития, управление процессом.
- Проблемы привлечения инвестиций, в том числе иностранных (их пределы), в осуществление перспективных проектов в Арктической зоне России.

Открыл дискуссию президент «Меркурий-клуба», академик Евгений Примаков . Он сказал:
- Сегодня на заседании «Меркурий-клуба» мы обсуждаем одну из важных комплексных проблем, имеющих большое значение для обеспечения национальных интересов России. Прошло пять месяцев с того времени, когда вопросы реализации государственной политики в Арктике, были рассмотрены на Совете безопасности России. Хотелось бы сегодня услышать не только и не столько о значении региона Арктики для нашей страны. Я думаю, что участники нашего заседания достаточно хорошо осведомлены об этом, и доказывать друг другу общеизвестную истину, согласитесь, не очень логично.
Однако следовало бы рассмотреть, что уже делается для реализации нашей политики в Арктике, что еще нужно сделать, на что обратить особое внимание и, как видится, разворот нашей политики в Арктике на будущее.
В этой связи хотел бы затронуть несколько тем, о невыстраиваемой иерархией, потому что считаю, что каждая из них очень важна в нашей арктической политике.

Первая проблема . Оформление на основе международного права внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. Ряд успехов в этой области, нужно сказать, уже достигнут. Так пленум Комиссии ООН по континентальному шельфу России согласился с нашими доводами порасширению российского континентального шельфа на Охотском море за счет участия, которое ранее считалось открытым. Но на этом нельзя ставить точку. Необходимо постоянная кропотливая работа на двустороннем и многостороннем уровнях с правительствами приарктических государств, отстаивая наши права на другие участки континентального шельфа. Хотелось бы услышать мнения участников сегодняшней встречи, и что конкретно можно сказать по этому поводу.
Вторая проблема . Следует констатировать некоторые успехи возрождения Северного морского пути. Но предстоит сделать больше, чем уже достигнуто. Речь идет о нарастающем строительстве атомных и дизельных ледоколов, о совершенствовании систем навигации и связи на всем продвижения Северного морского пути. Мы все знаем, что Россия переживает этап экономических трудностей, что наш бюджет напряжен, но особое внимание к развитию Северного морского пути имеет не только экономическое, но приобретает все больше политическое значение. Если иностранные судовладельцы будут ходить по всем морпути под нашим флагом, это будет еще одним шагом противодействовать планам изоляции России.
Третья проблема . Освоение ресурсов, особенно энергетических, в Арктической части Российской Федерации, естественно, включая разработку на нашем континентальном шельфе. Работа в этом направлении начата. Вдохновляющим примером служит разведка крупного месторождения нефти и газа на нашем шельфе в Карском море. Месторождение назвали «Победа». Эта победа, в том числе с учетом того, что разведка проведена «Роснефтью» вместе с «Эксон Мобил». Однако стало известно, что дальнейшее сотрудничество с этой американской компанией будет отложена из-за санкций. А это означает, что на определенном этапе нам придется вести расширение разведывательной деятельности и промышленной добычи на наших северных шельфах практически в одиночку. Это важное обстоятельство должно учитываться, так как под санкции попал экспорт в Россию оборудования для глубинного бурения, в том числе, и на шельфе.
В создавшихся условиях особое внимание следовало бы уделить импортозамещению, нацелив на решение этой задачи, в первую очередь, как представляется, наш ОПК может быть задействован в этом плане. Конечно, мы заинтересованы в иностранных инвестициях в разработку полезных ископаемых Арктики. Нужно прилагать все усилия для того, чтобы интересы иностранных компаний, в первую очередь крупных, возобладали над антироссийскими санкциями.
Четвертая проблема . Это укрепление военной инфраструктуры в Арктическом регионе. В первую очередь речь идет о восстановлении заполярных аэродромов и создание базы на новороссийских островах. Без арктической составляющей трудно рассчитывать на усиление обороноспособности России, и особенно с учетом сложившейся военно-политической обстановки в мире на сохранение России как мировой державы.
Пятая проблема . Это реальное социально-экономическое развитие Арктической зоны России. Поставленная Президентом задача правительству предусмотреть полноценное финансирование программы, начиная с 2017 года, отнюдь не означает пассивности в социально-экономическом развитии этого региона в течение предстоящих до 2017 года лет.
Что нужно сделать для этого в первую очередь? Хотелось бы услышать от выступающих. Естественно, не уходит в сторону и научно-исследовательские работы, включая мониторинг климатического и экологического влияния Арктики на мир в целом. Кстати, это тоже площадка для совместной работы главным образом приарктических государств. Хотел бы еще раз подчеркнуть: комплексный характер освоения Арктики и прилегающих регионов России. Разрешите на этом завершить мои вводные к нашей дискуссии замечания.

Обсуждение заявленных тем начал Артур Чилингаров, специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, член Совета Федерации ФС РФ :
- Я всю жизнь занимаюсь Арктикой, арктической тематикой. Поэтому я очень благодарен, что такое высокое собрание отметило необходимость обсуждения на этом уровне проблем Арктики и как здесь написано «Проблемы и перспективы эффективного освоения и развития Арктической зоны и прилегающих регионов России». Несколько слов скажу, что делается по очень острому и очень важному политическому вопросу. Это все, что связано с внешней границей российского континентального шельфа. Мы давно занимаемся этими проблемами, но разная ситуация была.
До конвенции ООН по морскому праву, которая была подписана в декабре1982 г. и в1994 г. была ратифицирована, было секторное деление Арктики. Была граница от Кольского полуострова до Северного полюса, дальше до мыса Уэлен Чукотка, где было четко написано руководством страны, что это полярные владения СССР. Если это полярные владения СССР, значит то, что касается тех предложений конвенций, они не учитывались.
Конвенция предусматривает установление следующих разделений морского пространства: внутренние воды - Охотское море теперь и есть внутренние воды на территории России, территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, проливы, использованные для международного судоходства, открытое море, международный морской район. Конвенция отменила принцип секторного деления в Арктике. Мы эту конвенцию ратифицировали.
В рамках предвидения тех вопросов, которые могли быть подняты в Арктике, мы провели очень активную, в советский период времени особенно, работу по определению континентального дна Ледовитого океана. Была такая карта сделана: сотни ученых высаживались на лед с борта «Ан-2», определяли рельеф дна Ледовитого океана, и была создана такая карта, которую мы представили, как заявку нашу в Комиссию по морскому праву. Но она не была принята. Были определенные замечания, связанные с точностью координата определения. Не приняли эту нашу первую заявку. Сейчас после этого мы готовимся представить новую заявку, а мы обязаны её предоставлять, чтобы определить внешнюю границу российского континентального шельфа.
В последние четыре года Роснедра, Министерство природных ресурсов проводили очень большую экспедиционную работу по вопросам определения границы российского континентального шельфа. У нас была хорошая кооперация с Минатомом и большая кооперация с морским флотом. Об этом мало писалось и говорилось, но в одной из экспедиций два года назад, две подводных лодки военно-морского флота участвовали в работах, связанных с бурением на дне Ледовитого океана.
Сегодня мы обработали очень многие эти материалы и готовы предоставлять заявку. Но… активизировались после определенных работ, которые, в том числе и я проводил, связанные с погружением на дно Ледовитого океана, все приполярные и полярные страны. Совершенно свежий пример: в августе месяце Норвегия открыла свою дрейфующую станцию. Правда, там четыре человека всего… Американцы работали на ледяном острове Т-3. Это говорит о том, что они претендуют на очень многие пространства Ледовитого океана: хребет Ломоносова, Менделеева, Гаккеля, который мы считаем продолжением нашего шельфа. Есть много вопросов у других арктических стран. Китайская Народная Республика строит свои ледоколы, организует экспедиции.
Сегодня Арктический совет обозначил «наблюдателей» Арктического совета, которые очень активизируют свою деятельность.
Могу сказать, сегодня есть понимание руководства страны, что мы должны развивать арктический атомный флот. Это очень большие капитальные вложения, но это понимание того, что Арктика нужна России.
Все, что касается Конвенции по морскому праву, то общее мнение такого, что мы, может быть, поторопились с ратификацией конвенции, потому что эту конвенцию не ратифицировали только Соединенные Штаты Америки, хотя каждый новый их президент обещал обязательно ратифицировать.
Мы проводим работу по восстановлению научного потенциала в Арктике, мы восстанавливаем полярные станции, мы определяем географическое и гидрометеорологическое обеспечение, то, что после развала Советского Союза не проводилось. Мы сегодня не имеем дрейфующей станции «Северный полюс», но мы находим внебюджетные средства, и в январе-феврале, максимум, мы должны организовать новую дрейфующую станцию. Кроме того, мы постоянно организуем с Русским географическим обществом во льдах Ледовитого океана ледовую базу «Борнео» в районе Северного полюса. Она живет очень коротко - полтора-два месяца. Уникальный способ доставки грузов: всё, что надо для жизни на этой станции, сбрасывают с воздуха с помощью самолетов авиации военно-морского флота. Это уникальная база в районе Полюса, где работают более 100 человек. Никто такой способ еще не повторил.
Что касается североморского пути, мы говорили, мы знали, что он будет необходим, мы к нему готовились. Но самое главное, что нам удалось сделать, я как депутат «пробивал» это, мы приняли Закон о североморском пути. Закон, в котором четко написано: «Североморской путь - национальная транспортная магистраль». Это не так просто давалось, потому что были определенные вопросы, но в течение нескольких лет мы все-таки этот закон приняли, и он предусматривает сегодня администрацию Североморского пути. Вы помните исторический момент, когда Папанин возглавлял такую администрацию? Она совсем в других масштабах и задачах восстановлена.
Сегодня принята программа очистки Арктики от отходов и от воздействия промышленных и военных отходов в арктических регионах. В прошлом и позапрошлом годах очистили остров Александра на земле Франца-Иосифа, это около 50 тысяч бочек и другого оборудования, которые были брошены в период присутствия здесь военно-воздушной базы России. Очень многие регионы, которые выходят на Ледовитый океан, стали иметь свои программы восстановления полярных станций и очистки от промышленных и военных отходов, которые были оставлены в Арктике. Резонанс хороший.

Генеральный директор ЗАО «Международный центр развития регионов» Игорь Меламед отметил:
- 21 апреля подписана государственная Программа развития арктической зоны Российской Федерации. 22 числа того же месяца состоялся Совет безопасности, а в начале мая Президентом подписан Указ о границах Арктической зоны Российской Федерации, который утвердил сухопутные границы Арктической зоны.
Хотел бы, как руководитель группы разработчиков, рассказать о государственной программе. Её писал очень большой авторитетный коллектив. В нем участвовало больше 10 научных организаций. Очень большую роль, я бы отметил, сыграла Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Это был очень положительный опыт, потому что мы первый раз столкнулись с тем, что на площадке Торгово-промышленной палаты РФ бизнес общается с разработчиками и министерствами совсем с другой степенью открытости, чем это происходит в стенах министерств. Дискуссий было несколько. Во-первых, это совершенно другой уровень представительства, потому что рабочие группы министерств это обычно люди уровня зам. начальника департамента, которые решения не принимают. Здесь же у нас участвовали вице-президенты крупнейших компаний, и нам несколько раз удалось поговорить по нескольку часов очень откровенно, и мы совсем иначе стали представлять себе, как бизнес готов взаимодействовать в Арктической зоне с государством и старались это отразить в программе.
Что дало принятие программы? Во-первых, наконец, была утверждена сухопутная граница Российской Федерации в Арктике. Это позволило перейти от оценок к неким расчетным числам: что производит Арктическая зона, какая доля этого валового продукта в экономике Российской Федерации, сколько людей там проживает и какая площадь и т.д.
Как выглядит у нас теперь Арктическая зона? Это 7 субъектов Федерации, из которых 4 входят полностью и 3 частично. Полностью у нас входят Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотский автономный округ. Частично входят 6 районов Архангельской области, два района Красноярского края и пять улусов Республики Саха-Якутия. В самый последний момент в согласованные документы удалось включить городской округ Воркуту.
Второй очень положительный момент. Раз у нас не было границ, то и Арктическая зона не была объектом статистического наблюдения. Вот один из показателей программы - это численность белых медведей в Арктической зоне РФ. Этот вопрос в итоге кончился поручением Президента «Роснефти» организовать подсчет белых медведей в Арктической зоне РФ, ранее оценки очень сильно расходились.
Четко выделены те площадки, на которых сегодня бизнес реально развивается в Арктической зоне. Таких площадок оказалось 12, в основном, связанные с добычей полезных ископаемых, в первую очередь, конечно, углеводородных, но в том числе эта и добыча твердых полезных ископаемых на той же Чукотке, Мурманской области и т.д.
Что не удалось? Сегодня при планировании имеет место откровенный отраслевой догмат. Нам постоянно говорили: «Нет, развивать Арктику вы должны, развивая там свои отрасли». В итоге сегодня программа как бы распадается на большое число отраслевых программ, которые не финансируются в рамках Арктической программы, а финансируются в рамках своих отраслевых программ. Явно это прописано в 14 программах. По ним удалось посчитать, что в Арктическую зону до 2020 года будет вложено порядка 145 млрд рублей. А все вопросы, связанные с глобальной инфраструктурой, с локальной инфраструктурой хотя бы этих 12 опорных зон развития - эти вопросы остались без финансирования, и по самой государственной Программы развития Арктической зоны на сегодня не выделяется не рубля.

Заместитель председателя государственной корпорации «Внешэкономбанк» Андрей Клепач сказал:
- В каком-то смысле Арктическая программа - это скачек в будущее. Намного менее понятно, что делать в настоящем, потому что действительно программа с точки зрения финансирования напрямую ничем не обеспечена. Программа начинается с 2017 года, хотя и с 2017 года в бюджете ничего не заложено, но надо понять, что делать сейчас?
Первый вопрос, который действительно касался и самого проекта Программы и реальной жизни - это то, что есть отдельные отраслевые проекты даже в большей степени по ледоколам, чем по Северному морскому пути. Есть определенные решения по линии Минобороны о восстановлении аэродромов, навигационных центров. Есть ряд других решений, но нет решений о комплексном развитии территорий. По сути дела нужно сейчас выработать вместе с регионами, вместе с научным сообществом подходы и критерии того, а что означает это комплексное развитие, применить именно к Арктическим территориям. Учитывая проблемы коренных народов, учитывая проблемы крайней чувствительности природы этого региона, в том числе задачи, связанные с освоением природных ресурсов. И выделить в рамках вопросов комплексного развития территорий некоторые ключевые очаги или зоны, где эти проекты или этот комплексный подход должен реализовываться.
Второй аспект, который здесь важен наряду с отстаиванием расширения нашего шельфа, - это вопрос разведки природных ископаемых. Он упирается, во многом, в то, что необходимых технологий у нас для этого либо нет, либо мы предполагали, что эти технологии мы получим в партнерстве с западными компаниями, но это сейчас перекрыто санкциями. Поэтому нужна действительно ревизия и оценка, инвентаризация наших возможностей и поиск тех партнерств, которые мы можем здесь выстроить, если не с западными компаниями, которые попали под санкции, то с восточными партнерами для того, чтобы все-таки вести эту разведку в ледовых условиях.
Поэтому вопрос Арктической программы, как мне кажется, разбивается на несколько этапов. Первый, переходный или подготовительный - это, может быть, 2017-2018 годы, когда мы должны сделать плацдарм и с точки зрения разведки, и с точки зрения, в первую очередь, создания инфраструктуры, на основе которой можно будет разворачивать уже проекты по освоению природных ископаемых и по наращиванию мощностей Северного морского пути. Диапазон оценок разный, но, так или иначе, нужно предложить определенную модель соразвития экологической сферы, сохранения среды обитания и решения тех перспективных задач по освоению природных ресурсов. И под это нужны, в том числе, определенные новые экономические механизмы, которые позволили бы сохранять природу, которая в тундре и в Арктике крайне уязвима. По сути дела, нужно действительно выработать новую экономическую модель, которой пока у нас сейчас нет.
В этом смысле «вызов» в Арктике, это «вызов» не только в вопросах нашего господства над крайней перспективном с точки зрения полезных ископаемых, углеводородов регионом, не только подтверждение нашего геополитического контроля над зоной Арктики, которая была нашей зоной со времен советской власти и Советского союза, но, фактически, мы должны предложить новую модель соразвития современной экономики и природы, которую нам еще предстоит выработать.

Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша заметил:
- Конечно, русский путь в Индию мы начинали с 15 века, но есть величайшее, это вне сомнения, достижение северных экспедиций, которые решили свою главную задачу полного описания всех северных Арктических земель. В предвоенные годы отправной точкой стала экспедиция Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», прошедший впервые за сезон всю трассу Североморского пути. Мало кто знает, но порядка 20 процентов груза по лэндлизу прошли Североморским путем в очень короткий арктический сезон.
Мы своим фасадом повернуты к Северному Ледовитому океану, и ни одна нация не заинтересована в ледоколах более нас. Поэтому те задачи, которые решали сразу после войны, были связаны с созданием мощного атомного ледокола «Ленин». Обращаю внимание всех коллег: до сих пор такие темпы от принятия решения до принятия атомного ледокола в эксплуатацию - фактически пять лет - мы сейчас не выдерживаем, а тогда это было сделано сразу после войны, в тех условиях!
Сегодня мы занимаемся транзитными рейсами. Их не так много, но крайне важно, что это позволило сегодня полностью сделать трассу Североморского пути, включая северный маршрут выше Новосибирских островов, соответствующий всем стандартам Международной морской организации по связи, навигации и по всем другим частям аварийно-спасательной готовности в ликвидации разливов нефти и т.д.
Бесспорно, мы являемся участниками пяти реальных арктических проектов. Самый мощный проект: «Ямал» - сжиженный природный газ при полном развитии - 17,6 миллионов тонн грузов в год. Напоминаю, сегодня 4 миллиона тонн. Мы уже подписали первый контракт с «Газпромнефтью» на предстоящий зимний сезон по вывозу сырой нефти из района мыса Каменного - это месторождение Новопортовское - 5 миллионов тонн. Добавить возможные работы, связанные шельфом, но это более отдаленная перспектива. Но даже если сложить вот эти проекты, мы реально через 3-4 года должны обеспечить грузопоток в 20-25 миллионов тонн!
Всё это позволит, на мой взгляд, как минимум на ближайшие 15-20 лет не только обеспечить все задачи России в Арктике, но и иметь время для принятия решения о строительстве последующих ледоколов.

Мы решаем достаточно обширную программу обеспечения круглогодичного вывоза грузов из арктических месторождений. В основном, это грузы углеводородов, - сказал первый заместитель генерального директора ОАО «Совкомфлот» Евгений Амбросов . - Задачаэта практически решается, начиная с 2008 года, когда мы впервые поставили три судна арктического класса под вывоз грузов, и по сегодняшний день эта задача решается достаточно успешно: вывезено больше 300 млн. тонн нефти с одного месторождения. Предыдущие две партии мы перевозили в порт Роттердам. Вместе с тем, боролись с «Гринписом», который сопротивлялся этой работе, но пока работаем успешно и без каких-либо особых проблем.
Следующий проект - «Ямал СПГ». При всем масштабе этого проекта нам пришлось столкнуться с достаточно большими проблемами, связанными с техническими концепциями и техническими решениями, которые необходимо использовать для развития транспортной составляющей. Первое судно уже строится: пилотный проект запущен, и в середине 2016 года мы планируем получить это судно в эксплуатацию. Другой проект - Новопортовское месторождение. Мы участвуем в строительстве трех судов для компании «Газпромнефть». Кроме этого, мы занимаемся развитием международного сотрудничества: участвуем в работе Арктического экономического совета.

Валерий Митько, президент Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук заявил:
- От имени членов Арктической академии наук и секции Геополитики безопасности Российской академии естественных наук, хотел бы сказать, что все вопросы мы начинаем рассматривать именно с геополитических позиций: т.е. даем оценки основных геополитических факторов, которые влияют на устойчивое развитие, в частности, Арктики - региона, который сегодня является одним из самых актуальных.
Говоря о российском отношении к Арктике, иногда вот какие акценты там расставляют: что мы должны иметь здесь территорию, мы должны там разрабатывать полезные ископаемые. А мы говорим по-другому: это - Миссия России. Арктика - это, действительно, регион для всего Человечества, но роль России там совершенно особая - можно так образно сказать, это - крест России, т.е. Россия имеет в Арктике колоссальные обязанности. Когда мы говорим о Североморском пути, давайте помнить, что это не просто транспортная магистраль, а это, фактически, - фундамент евразийского единства, духовное единство нашего народа России. Поэтому оценивать ее с точки зрения рентабельности, сколько там стоит тонна грузоперевозки и т.д., не совсем правильно, нужно учитывать и другие геополитические факторы.
В течение многих лет мы говорили о том, что в России должна быть Арктическая Доктрина. Её проект мы представляли Правительству, и многие положения нашей Арктической Доктрины нашли отражение и в основах государственной политики. Однако, на наш взгляд, надо добавить туда самое главное: там нет раздела «Арктическая организация государства», а без управления Арктикой устойчивое развитие совершенно бессмысленно, т.е. нужна совершенно иная структура - особое управление Арктической зоной Российской Федерации, и должно быть управление Арктикой в глобальном масштабе. Нужна такая организация с созданием Центра управления Арктической зоны Российской Федерации.
Контактируя с нашими китайскими коллегами, мы обратили внимание, они нас, как экспертов, используют, и они идут именно по этому пути. У них уже в Пекине создано Управление по делам Арктики и Антарктики, они создают Арктическую организацию государства, а их новые ледоколы - это уже практическая реализация, чисто технологическая.
У нас в академии создан Центр Арктической геополитики безопасности, который разрабатывает основную методологию, которую мы предлагаем на различных уровнях. Мы говорим о том, что ведение войны в Арктике вообще недопустимо, особенно, традиционными методами. Нашими учеными разработана методология оценки стратегической устойчивости государства России в Арктике, и, в целом, она может быть применена для любого региона.
Мы считаем, что должен быть создан Арктический банк. Мы говорили о том, что нужен Банк реконструкции и развития Арктики, и только тогда инвестиции будут эффективными.

Депутат Государственной Думы Леонид Калашников был удивлен:
- Хочу сказать о правовом нигилизме, который присутствует в определении наших территорий и, с одной стороны, сказать спасибо Артуру Николаевичу Чилингарову за Закон о североморском пути, а с другой стороны, сказать о том, к чему мы пришли, молясь на Конвенцию по морскому праву, которую мы ратифицировали только в ХХI веке.
Помните знаменитую линию Беккера-Шеварнадзе (разграничение морских пространств у восточного побережья СССР - С.Ф.), на которую, как потом стало известно, Политбюро не давало санкций и указаний, которую, кстати говоря, до сих пор не ратифицирована в Государственной Думе? Чтобы вы знали, уже прошло более 20 лет и понятно, что там другие нормы действуют. С другой стороны, мы умудрились, теперь уже к этому имею отношение и я, в 2010 году провести такую же линию с другой стороны, уже опираясь на эту пресловутую конвенцию с Норвегией, определяя морские пространства на Западе. И там мы вдруг умудрились нарушить международное законодательство, имея в виду Шпицберген не указывая правоприменение по Шпицбергену, а, с другой стороны, опять отойдя и отдав часть нашей территории.
Здесь находятся многие уважаемые люди, которые видели и были свидетелями переговоров по определению этой линии с Норвегией. Эту переговорную позицию сначала вели рыбаки во главе с нашим легендарным министром, но потом в новое время вдруг вся эта ситуация перевернулась. Должен вам сказать, что мы потеряли и там территории. И даже, если бы мы не заключили такое соглашение, ничего страшного не произошло.
Говорю это не для того, чтобы констатировать или привести другую точку зрения, которая звучит в Государственной Думе, но для того, чтобы наметить некоторые правовые возможности выхода из другой ситуации, которая сложилась при подаче нашей заявки вот в эту самую Комиссию по определению границ внешнего континентального шельфа.
Сейчас мы и многие ученые, в отличие от предыдущего выступающего, доказывают, что все-таки, если мы не будем молиться на Конвенцию, а применим обычное право, которое у нас и осуществлялось со времен Ломоносова и в советское время, то мы имеем такую возможность не терять этих границ, не терять этот сектор, не терять то, что не нами с вами приобреталось.
Вы сейчас сказали, что мы не должны допустить милитаризации Арктики. Я являлся членом Парламентской Ассамблеи НАТО, и на её сессии в течение всех трех заседаний в повестке присутствовала Арктика. И она присутствовала не отнюдь в том плане, что НАТО туда не пойдет и не будет вмешиваться. И мы должны здесь тоже не самоуспокаиваться.

Не просто работать, а знать во имя чего
О России сегодня. Прямая речь

Россия переживает нелегкую экономическую ситуацию. Сказываются внешние причины: падение мировых цен на нефть, антироссийские санкции. Какой стратегический выход предполагается для преодоления тяжелой полосы в развитии нашей экономики?

~~~~~~~~~~~



Евгений Примаков: Не верю, что верх в России может взять кучка несистемных оппозиционеров


Многие, в том числе правительственные деятели, считают, что нужно дождаться лучших времен и набраться терпения. Гораздо ближе мне, да, очевидно, и большинству россиян, заявление Президента Путина в его ежегодном Послании Федеральному Собранию: "Мы добьемся успеха, если сами заработаем свое благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру. Если справимся с неорганизованностью и безответственностью, с привычкой "закапывать в бумагах" исполнение принятых решений. Хочу, чтобы все понимали, - это не просто тормоз на пути развития России, это прямая угроза ее безопасности". В этих словах - суть необходимых изменений в развитии экономики России.
Выжидать - значит проигрывать

К тому же не приходится ожидать скорых внешнеэкономических сдвигов, благоприятствующих нашей стране. Вряд ли произойдет в близлежащем времени отмена санкций. Уповать на заявления ряда политических деятелей и представителей европейского бизнеса, высказывающихся против антироссийских санкций, не реалистично. Европа сейчас не в том положении, чтобы пойти наперекор позиции США. Экономика ЕС балансирует на грани рецессии и слишком зависима от американского рынка, показателем развития которого является рост ВВП США в 2014 году на 5%. Не последнюю роль играет и антироссийский настрой наднациональных структур Европейского союза.

Что касается снижения мировых цен на нефть, то это тоже не быстро проходящее явление. Нужно серьезно относиться к тому, что США, оставаясь пока нетто-импортером нефти, увеличили ее добычу, почти достигнув уровня России. Можно констатировать также, что ОПЕК уже не является регулятором квот на добычу нефти и, следовательно, не влияет, как прежде, на динамику мировых цен. Сплоченность стран - участниц этой организации осталась в прошлом. Нельзя пройти мимо и того, что прогнозируется относительно невысокий уровень среднего роста мировой экономики.

Конечно, изменения внешнеэкономической для России обстановки в ее пользу - даже небольшие - нужно приветствовать и использовать. Незыблемым сохраняется курс, исключающий самоизоляцию нашей страны, в том числе в экономической области. Мы заинтересованы в сохранении или налаживании новых экономических отношений со всеми странами и зарубежными компаниями, которые проявляют в этом заинтересованность. Но при любой ситуации единственной альтернативой для России является опора в первую очередь на наши внутренние резервы и возможности для количественного и качественного роста экономики.

По словам Президента Путина, по худшему сценарию выход России из тяжелой экономической полосы произойдет в течение не более двух лет. Но это время обязательно должно быть наполнено нашей активностью в первую очередь для диверсификации экономики. Иными словами, поворот от ее сырьевой направленности к развитию обрабатывающей наукоемкой промышленности. Этому должно служить и импортозамещение. Мы пропустили много лет, четверть века, когда эта задача могла бы решаться. Но давайте не сосредотачиваться на критике прошлого, а обратим свой взор в будущее, на определение экономического маневра выхода из тяжелой экономической полосы.

Не буду останавливаться на конкретных предложениях Путина для исполнения правительством такого маневра. Однако, несмотря на привычно общие задания министерствам и ведомствам, нет оснований считать о готовности исполнительной власти предложить обоснованный, базирующийся на конкретно намечаемых действиях, проект разворота страны к диверсификации экономики и ее росту на этой основе.

А что это значит в нашей действительности? Если даже в массе своей мы понимаем, что нужно что-то делать, но что именно? Просто добросовестно трудиться на своем рабочем месте? Да, это необходимо. Но не менее необходимо знать - во имя чего трудиться. Такого, к сожалению, не происходит. Переход к чисто денежной мотивации труда не должно вытравлять из нашей жизни идею.

Медлительность правительства в принятии магистральных решений или простое созерцание того, что происходит, подчас объясняют тем, что изменение структуры экономики может нанести серьезный удар по бюджету, так как половина его доходов ныне имеет своим источником ТЭК. Между тем следует иметь в виду, что на большинстве месторождений приемлемую доходность уже обеспечивает цена в 60 долларов. "ЛУКОЙЛ" заявил, что на месторождениях Западной Сибири добыча рентабельна даже при 25 долларах. Однако для трудноизвлекаемой нефти ситуация сложнее. На арктическом шельфе рентабельность добычи обеспечивается только при цене 100-120 долларов за баррель. Стоит ли нам в таких условиях форсировать добычу на шельфе Ледового океана? Почему при всей важности этого региона для России не сделать паузу в освоении арктических нефтегазовых месторождений? Такую паузу уже сделали некоторые наши конкуренты. США пробурили последнюю скважину на арктическом шельфе в 2003 году, Канада - в 2005 году.

При такой паузе никто не противодействует, а, напротив, поощряет рост добычи нефти и газа в Восточной Сибири, в других регионах страны. Речь идет не об этом, а об изменении структуры экономики, что вытащит Россию из прямой зависимости от сырьевого экспорта и позволит убыстрить технико-технологический прогресс. Для этого далеко не обязательно сокращать добычу и экспорт сырья. Но значительная часть доходов от сырьевого экспорта должна направляться на развитие российской экономики в целом, естественно, не забывая о социальных и других потребностях страны.

Давайте обратим свой взор в будущее, на определение экономического маневра выхода из тяжелой полосы


Другим "доводом" в пользу отсутствия или во всяком случае медлительных действий правительства по использованию всех ресурсов для роста экономики приводится озабоченность финансовым состоянием нашей страны, что проявляется в проблемах с курсом рубля. Конечно, финансовая стабильность должна оставаться в центре внимания. Но главная проблема в том, чтобы финансовая консолидация служила экономическому росту, а, как показывает практика, этого не происходит, так как не обеспечено кредитование реального сектора экономики. Более того, как хирургическую меру можно расценивать доведение ключевой ставки Центрального банка до 17%. Но такое хирургическое вмешательство должно быть строго ограничено во времени. Никаких выводов о сроках предпринятой меры от ЦБ или правительства мы не знаем.

Одной из основных составляющих перехода к диверсификации российской экономики является эффективная экономическая децентрализация. Этому я посвятил свое выступление 19 мая прошлого года на заседании "Меркурий-клуба". Тогда подчеркивалось, что мы недооцениваем значение оптимизации отношений по линии центр-регионы. Такое положение в принципе сохраняется. Однако навряд ли можно выправить экономическое состояние России без децентрализации в этой области. И не только. Наши СМИ часто грешат перепечатками из западной прессы, где предсказывается "цветная революция" в России. Ее заготовителями и исполнителями называется оппозиция режиму Путина. Абсолютно не верю, что верх во внутриполитической обстановке в нашей стране способна взять кучка несистемных оппозиционеров, не пользующаяся поддержкой в массах населения. Но турбулентность в обстановку может внести ухудшение социального положения большинства населения и отсутствие радикальных перспектив повышения роли субъектов Федерации.

Отсутствие подвижек или крайняя медлительность в федеральном строительстве нашей страны стало причиной того, что заостряю эту важнейшую тему и сегодня. Значение оптимизаций отношений центра с субъектами РФ возрастает и на фоне событий на Украине. Еще контрастнее выглядит необходимость неразрывной связи между назревшей экономической децентрализацией и укреплением роли федерального центра, скрепляющего страну в единое целое.

Одно из главных направлений - бюджетный федерализм

Начну с вопроса: были ли позитивные сдвиги в бюджетном федерализме в 2014 году? Правительство еще в 2013 году заявило об отказе от перераспределения доходов в пользу субъектов Федерации, несмотря на то, что на практике мы явно отошли и продолжаем отходить от Бюджетного кодекса 1998 года, определившего раздел федерального бюджета между центром и субъектами Федерации 50 на 50 процентов. По мнению, высказанному председателем правительства, изменений консолидированного бюджета в пользу субъектов Федерации можно ожидать не раньше середины 20-тых годов, то есть с окончанием модификации российских Вооруженных сил. От такой перспективы, по сути, отказался Президент Путин, по словам которого с нынешнего 2015 года запускается программа компенсации расходов субъектов Федерации на создание индустриальных парков. Это решение исключительно важно для развития собственного промышленного потенциала регионов. Но дело, конечно же, упирается и в реальное выделение средств центром и в способность регионов их использовать по назначению. Финансовая помощь и поддержка из центра должны идти параллельно региональным мерам по привлечению инвесторов, создания для них привлекательных условий. Есть вполне успешные в этом плане регионы. Но их практика привлечения инвесторов должна распространяться быстрее. Этого пока мы не наблюдаем.

Трудно игнорировать тот факт, что большинство субъектов Федерации и муниципалитетов могут выполнить свою роль в социально-экономическом развитии России лишь тогда, когда достигнут финансовой достаточности. Сохраняет свое особое значение реализация планов, намеченных в предвыборных статьях Президента Путина, включая увеличение зарплат врачей, учителей, работников культуры. Однако, как известно, правительство решило переложить решение этой задачи на плечи субъектов Федерации не только без адекватного финансирования из федерального бюджета, но и без учета реальных возможностей преобладающего большинства регионов. Можно считать, что в прошлом году правительство от этой линии не отошло.

Хотелось бы подчеркнуть, что отход от бухгалтерской позиции в отношении субъектов Федерации отнюдь не означает отрицания необходимости жесткого контроля за расходами региональных и местных бюджетов, пресечения коррупционной практики, развивающейся на местах. Но это следовало бы делать, опираясь на здоровые элементы в субъектах Федерации, а не путем подмены децентрализации установлением жесткого управления над осуществляемыми проектами на территории регионов. По сути, такой вывод, предлагаемый рядом экспертов, лишает субъекты Федерации их суверенных прав.

В этой связи вспоминаю, что на заседаниях правительства, которое я возглавлял, предлагалось, чтобы до дотационных субъектов Федерации доводилось, скажем, на период между выборами властей фиксированная ставка на пополнение федерального бюджета. Размеры ставки предусматривались в виде разницы между трансфертами из центра и налоговыми отчислениями регионов в федеральный бюджет. Разница определялась как средняя за предшествовавший межвыборный срок. Все заработанные и собранные сверх этого средства предполагалось оставлять в распоряжение регионов. Эту схему, которая могла бы ограничить и субъективизм центра, и лоббирование субъектов Федерации, поддержал в беседах со мной целый ряд губернаторов. Из их высказываний следовало, что внедрение такой схемы создаст серьезный стимул для увеличения сборов налогов и в конечном счете стимулирования социально-экономического развития регионов.

Стратегические территории

Все это имеет отношение к бюджетному федерализму, который далеко еще не освоен в России. Большую роль в федеральном строительстве призваны сыграть также территории опережающего развития. Такие территории обозначены. Нам известна и их экономическая, и стратегическая роль. Но это не означает, что планы, обеспечивающие более быстрое развитие этих территорий, уже претворялись в жизнь в полной мере в 2014 году. Как известно, Президент Путин назвал опережающее освоение Дальнего Востока и Восточной Сибири основным проектом XXI века. Но и сейчас эта задача решается не комплексно, звучит немало критики такого положения, следуют и кадровые изменения, но воз, как говорится, и ныне там. Вспоминаю заявление вновь назначенного руководителя минвостокразвития о том, что уже существуют 16 крупных вполне проработанных проектов, готовых к исполнению. Но это произойдет в том случае, если правительство даст под инфраструктуру средства из Федеральной целевой программы. Многие сочли, что наконец-то происходит переход от концепций, планов, слов к реальным действиям. Но после объявления о переходе к конкретным проектам мы ничего о них уже не слышим.

Приведу также оценку гендиректора группы компаний "Русагро". По его словам, компания готова создать один из крупнейших в мире производственных кластеров в Приморье. Но там даже нет доступа к газу. Через весь Приморский край идет магистральная газовая труба до Владивостока, но от нее почти нет ответвлений. Никто не предлагает газопровод среднего давления.

Все большее значение будет иметь продуманная линия социально-экономического развития Крымского федерального округа. Это главное условие адаптации Крыма в системе Российской Федерации. Опубликована Федеральная целевая программа развития новых субъектов Российской Федерации Крыма и Севастополя, которая имеет свою специфику: половина средств из 654 миллиардов рублей, которые ассигнуются из федерального бюджета до 2020 года, придется затратить на строительство дорожной инфраструктуры, соединяющей Крым через Керченский пролив с остальной Россией. Опять слова, опять телевизионные шоу, опять разговоры на тему: мост или тоннель, но исполнительный орган не спешит принимать решение.

Бесспорна ориентация федеральной целевой программы на строительство новых линий электропередачи, дорог, больниц, туристско-рекреационных центров, реконструкцию газового хозяйства, налаживание водоснабжения. Но опять разговоры об активизации бизнеса в осуществлении этих проектов, а не конкретные планы их исполнения.

Вместе с тем, судя по графику финансирования ФЦП по Крыму и Севастополю, на первом этапе в 2014-2017 годах инвестиции будут иметь, скорее, подготовительный характер. Одновременно в число первоочередных задач развития Крыма и Севастополя правительством выдвигается для незамедлительного исполнения создание в Крыму Крымского федерального университета путем объединения 7 действующих научных организаций и 7 вузов. Объявлено, что финансирование начнется уже с 2015 года.

Создание нескольких "территориальных" министерств в правительстве для развития Дальнего Востока, Восточной Сибири, Крыма, Северного Кавказа могло бы изменить на правительственном уровне процесс принятий решений и их осуществления по стратегическим территориям. Очевидна целесообразность отказаться от такой практики, когда за федеральные целевые программы и другие государственные проекты отвечают все заинтересованные министерства и ведомства. Такой обезличенный подход даже в условиях координации на уровне заместителя председателя правительства оказался в прошлом году в немалой степени несостоятелен. Сложится ли иная система, покажет будущее.

Изменить положение местного самоуправления

Для этого нужно четко определить его организационные и финансовые основы, распределить полномочия и финансовые ресурсы между местным самоуправлением и регионом. В России более чем 22 тысячи муниципальных образования - от крупного города до небольшого сельского поселения. Весьма важен отказ российского руководства от универсального подхода с определением тех социально-экономических функций, которые закрепляются за муниципалитетами. Это особенно относится к сельским поселениям, местные власти в которых практически не дееспособны.

Ко всему этому можно добавить и продолжающиеся в 2014 году конфликты между главами субъектов Федерации и мэрами крупных городов - центров таких регионов. По всей видимости, они имеют не только субъективный, но и объективный характер. Но это не означает, что не следует предпринимать главным образом законодательные меры для их смягчения. В США, например, наряду с распределением функций между различными этажами власти обозначаются и совместные функции. К ним относятся налогообложение, регламентация деятельности корпораций, обеспечение благосостояния населения. К штатам отнесены такие функции, как здравоохранение и социальное обеспечение, высшее образование на уровне штата, регулирование деятельности малого бизнеса, разработка природных ресурсов для внутреннего рынка и другие. Что касается местных органов власти, то они отвечают за начальное и среднее образование, местную полицию и пожарную охрану, муниципальный транспорт, городские налоги, строительство и поддержание дорог на своих территориях, общественные работы и социальное обеспечение населения. Важно отметить, что в США законодательно предусматриваются зоны, в которых федеральный центр, штаты и местные органы власти могут договариваться о перераспределении полномочий сторон.

Наша практика в отношении местных органов власти имеет свою специфику, вместе с тем необходимо ознакомиться с опытом федерального бюджетного строительства в других странах.

Территориальный или национальный федерализм?

Естественно, одним лишь бюджетным федерализмом не исчерпываются взаимоотношения центра и субъектов Российской Федерации - страны многонациональной, многоконфессиональной. Сразу же оговорюсь, федерализм сам по себе не идентичен демократии. Государство с федеральным устройством не обязательно более демократично, чем унитарное. Но отсутствие федерализма в системе устройства многонационального государства признак его недемократичности. Об этом следует задуматься особенно в условиях существования тенденции построения Федерации на базе территориального федерализма. Ряд политиков и экспертов даже ссылаются на такого высокого авторитета, как академик Никита Моисеев, который писал: "Для Российской Федерации было бы большим благом преобразование ее в федерацию штатов". Но для России такой выпрямленный подход, подрывающий стабильность в стране, абсолютно контрпродуктивен. Федерации в США совершенно другого рода, чем в России. Население штатов состоит в основном из нескольких поколений иммигрантов, а не людей, предки которых сотни, тысячи лет обитали на этой земле.

Данные последней переписи населения в 2010 году свидетельствуют о серьезных различиях в численности лиц, принадлежащих к "титульной" нации в общем населении регионов. Эти различия носят этнический характер. Вместе с тем чрезвычайно высок процент лиц, обладающих общегосударственным русским языком в независимости от их этнической принадлежности. В 17 из 21 республик Российской Федерации этот процент не ниже 95. Очень высокий процент русскоязычного населения в автономных округах. Этот показатель весьма важен, так как нельзя отделять друг от друга язык и культуру в ее широком смысле.

Вывод из таких сопоставлений для развития российского федерализма неоднозначен. Во-первых, включение всех субъектов в административно-территориальные устройства фактически означало бы конец федерализма в многонациональной России. Во-вторых, очевидно, существуют предпосылки для рассмотрения целесообразности присоединения отдельных национальных образований к субъектам Федерации, созданным на территориальной основе. Политическим анахронизмом является, например, существование Еврейской автономной области, где "титульная" нация составляет меньше 1 процента населения.

В 2000-е годы имело место объединение некоторых административных национальных округов с территориальными субъектами Федерации. Образовался ряд краев. Смысл таких объединений, безусловно, заключается в поисках пути для более эффективного решения социально-экономических проблем. Однако при продолжении процесса вхождения некоторых национальных образований в административно-территориальные субъекты следовало бы твердо исходить, что дело касается тех национальных объединений, в которых "титульная" нация не только малочисленна, но занимает крайне небольшой процент населения. Вместе с тем объединение с другими субъектами Федерации ни в коем случае нельзя рассматривать как процесс отказа от этнических особенностей того или иного народа. Влияние на них русской культуры будет происходить без навязывания сверху.

Особое значение имеет разграничение между национализмом и патриотизмом. Национализм не ограничивается защитой культурно-исторических особенностей данной нации, необходимостью отстаивать ее интересы. Это было бы приемлемо, если бы суть национализма не заключалась в противопоставлении другим нациям, на которых националисты обычно смотрят свысока. Такое отношение свойственно не только крупным, но и малочисленным нациям.
Об истинном патриотизме, проявляющемся в любви к России, прекрасно сказал Николай Александрович Бердяев: "Любовь наша к России, как и всякая любовь, - произвольна, она не есть любовь за качество и достоинство, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам. Путь к всечеловечеству для каждого из нас лежит через Россию".

Весьма нелегко развить процесс перехода к общегражданскому самоопределению российского населения. Категорически нельзя вести дело к общегражданской идентификации через противопоставление русской культуре, искусству, истории национальных традиций, культуры этнических групп, населяющих нашу страну.

Перед нашими глазами развернулась трагедия во Франции. Нужно ли нам извлекать из нее уроки? Такая истина, что свобода печати необходима для построения демократического общества, неоспорима. Но кто сказал, что следует поддерживать в той или иной форме свободу публикаций в СМИ, если они направлены на унижение, оскорбление религиозных чувств. Призывы доказать свободу печати через публикацию карикатур, например, на пророка Мухаммеда, задевают чувства мусульманской части населения - верующих и неверующих. А в России это не так уж мало - 18, а возможно, и больше миллионов граждан. Естественно, не все они, да и их большинство не придерживаются экстремистских взглядов. Но призывы, направленные на разжигание антиисламской истерии, неизбежно приведут к увеличению числа тех, кто хотел бы изолироваться, остаться в стороне от общегражданского строительства как в европейских государствах, так и в России.

Конечно, изложенная точка зрения не имеет ничего общего с попыткой обелить террористов. Кровавые террористические вылазки, где бы они и кем бы они ни осуществлялись, - страшное зло. Никакого им оправдания нет и не может быть. А мы, как представляется, снисходительно относимся к нашим псевдолибералам, которые в данном случае смыкаются с носителями ксенофобских настроений. Серьезное противодействие русофобии, возрождающемуся нацизму, антисемитизму имеет первостепенное значение, но на данном этапе, думаю, что к этому следует добавить решительную борьбу с теми, кто покушается на религиозные ценности мусульман. Однако мобилизация на борьбу против исламского экстремизма невозможна без включения местного населения, заинтересованного в серьезном противодействии не только террористам, но и коррупционерам. Не секрет, что именно коррупция является одним из основных факторов, увеличивающих сторонников отказа от светского характера власти.

Нельзя также пройти мимо того, что происходит усиление межнациональных и межконфессиональных противоречий в результате большего притока иммигрантов в Россию из государств Центральной Азии - бывших среднеазиатских республик СССР. По оценке Федеральной миграционной службы, большая часть иммигрантов неконтролируемые, предоставленные самим себе. Нелегалы находят работу в ряде фирм, заинтересованных в привлечении поразительно дешевой рабочей силы при невыплате за нее налогов. Нелегалы вливаются в этнические преступные группы и используется этими группами, зачастую сотрудничающими с полицией, для контроля, например, над торговыми рынками.
Большое значение, несомненно, имело принятие закона об ответственности региональных и муниципальных властей за межнациональные конфликты. Меньше внимания, к сожалению, уделяется мерам, определяющим ответственность работодателей, а это сегодня, как представляется, должно стать одним из главных направлений ликвидации ущерба от нелегальной иммиграции.

Но миграционная политика не замыкается проблемой нелегалов. Немаловажное значение имеет закрепление тех приезжающих в Россию, которые становятся законопослушными специалистами. Недостаточно внимания мы уделяем и вовлечению молодежи из стран СНГ в обучение или стажировку в российских вузах.

Таковы некоторые проблемы российского федерализма, на которых хотел бы остановить ваше внимание.

Ключевые вопросы российской внешней политики

Конечно, говорить о важных для России процессах в 2014 году и не сказать о международной обстановке было бы непонятно. Не хотел бы повторять все, что мною уже было сказано. Но мог бы выделить некоторые моменты, по которым в 2014 году проявились одиозные мнения некоторых политиков или экспертов. Пусть это и одиночки, но их слова становятся через наши СМИ достоянием общественности.

Итак, можно ли по-прежнему говорить о российской заинтересованности в том, чтобы юго-восток оставался частью Украины? Отвечаю: считаю, что нужно. Только на такой основе можно достичь урегулирования украинского кризиса. Другой вопрос: следует ли включать в число "уступок" США и их союзникам в Европе отказ от воссоединения Крыма и Севастополя с Россией? Отвечаю: нет, это не должно быть разменной монетой в переговорах. Следующий вопрос: в условиях несоблюдения минских соглашений может ли Россия в крайней ситуации ввести свои регулярные воинские части в помощь ополченцам? Отвечаю: категорически нет. Если бы такое случилось, это было бы выгодно США, которые использовали бы такую ситуацию, чтобы держать под собой Европу на целый век. Вместе с тем такая позиция с нашей стороны не означает отказа от поддержки ополченцев, которые добиваются учета особенностей юго-востока Украины в структуре украинского государства.

Можно ли говорить о переориентации России на Восток? Отвечаю: это не так. Россия хотела бы нормализовать отношения с США и Европой, но игнорировать быстровозрастаемое значение Китая и других стран, входящих в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, было бы неразумно. Нас часто запугивают тем, что нам грозит стать сырьевым придатком Китая. Россия уже в силу своих возможностей никогда ни чьим сырьевым придатком быть не может и не будет.

И, наконец, еще один немаловажный вопрос: должна ли Россия держать дверь открытой для совместных действий с США и их натовских союзников в том случае, если эти действия направлены против настоящих угроз человечеству - терроризма, наркоторговли, раздувания конфликтных ситуаций и так далее. Несомненно должна. Без этого, не говоря уже о заинтересованности россиян в ликвидации опасных международных явлений, мы потеряем свою страну как великую державу. Россия в таком случае не сможет занимать одно из главных мест среди тех государств, которые готовы пользоваться поддержкой России, но с учетом и ее собственных интересов.

* Статья написана на основе выступления академика Евгения Примакова на заседании "Меркурий-клуба" 13 января 2015 года