Русские публицисты. Известные журналисты России

Если верить Кольте.ру, были Алексей Навальный и Егор Просвирин. На 5-м месте расположился Владимир Познер. Также в топ-100 самых-самых вошли Елена Мизулина, Всеволод Чаплин, Владимир Мединский, Сергей Кургинян, Никита Михалков, Эдуард Лимонов, Захар Прилепин, Анатолий Вассерман, Татьяна Толстая, Александр Проханов, Егор Холмогоров, Александр Дугин, Михаил Делягин, Владислав Сурков, Сергей Шаргунов и др. Это те, кого принято называть "общественно-культурной элитой", лидерами мнений, проводниками идей, которые усваивают массы. Не скажу, что этот список мне по душе, да и вообще интеллектуалов, на мой взгляд, следует оценивать не по их влиятельности, а по интеллекту, который отнюдь не всегда позволяет быть "популярным" и "успешным" в широких кругах.

Я попробовал составить собственный альтернативный список 150 ведущих российских интеллектуалов, основываясь на своем ежедневном мониторинге культурного интернет-пространства и личных пристрастий. Критика, дополнения и замечания приветствуются!


  1. Аза Тахо-Годи, филолог, вдова философа А.Ф. Лосева.

  2. Александр Архангельский, литературовед, телеведущий.

  3. Александр Гаврилов, критик, литературный деятель.

  4. Александр Генис, эссеист.

  5. Александр Кушнер, поэт.

  6. Александр Кынев, политолог.

  7. Александр Махов, филолог.

  8. Александр Морозов, политолог.

  9. Александр Рубцов, философ.

  10. Александр Секацкий, философ.

  11. Александр Сокуров, кинорежиссер.

  12. Александр Шмелев, политолог.

  13. Александр Эткинд, историк культуры.

  14. Александр Янов, историк, политолог.

  15. Алексей Кудрин, экономист, председатель Комитета гражданских инициатив.

  16. Алексей Макаркин, политолог.

  17. Алла Демидова, народная артистка РСФСР.

  18. Анастасия Гачева, философ, филолог.

  19. Андрей Битов, писатель.

  20. Андрей Зализняк, лингвист.

  21. Андрей Зорин, филолог.

  22. Андрей Зубов, историк.

  23. Андрей Кураев, церковный деятель.

  24. Андрей Нечаев, экономист, политический деятель.

  25. Андрей Тесля, философ.

  26. Антон Долин, кинокритик.

  27. Борис Гребенщиков, музыкант.

  28. Борис Грозовский, экономический обозреватель.

  29. Борис Гройс, искусствовед.

  30. Борис Долгин, научный редактор «Полит.ру».

  31. Борис Егоров, филолог.

  32. Борис Куприянов, книготорговец, публицист.

  33. Борис Парамонов, философ, культуролог.

  34. Борис Успенский, филолог, семиотик.

  35. Вадим Клювгант, адвокат.

  36. Валентин Непомнящий, филолог.

  37. Валентин Янин, историк.

  38. Валерий Соловей, политолог.

  39. Василий Жарков, историк.

  40. Вера Мильчина, переводчик.

  41. Виктор Голышев, переводчик.

  42. Виктор Пелевин, писатель.

  43. Владимир Буковский, писатель.

  44. Владимир Голышев, публицист, аналитик.

  45. Владимир Емельянов, ассириолог.

  46. Владимир Микушевич, поэт.

  47. Владимир Новиков, филолог, критик.

  48. Владимир Паперный, искусствовед, культуролог, историк архитектуры.

  49. Владимир Пастухов, публицист.

  50. Владимир Рыжков, политик.

  51. Владимир Сорокин, писатель.

  52. Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре.

  53. Владислав Иноземцев, экономист, социолог, политический деятель.

  54. Вячеслав Иванов, лингвист, академик РАН.

  55. Галина Юзефович, литературный критик

  56. Гасан Гусейнов, филолог.

  57. Генри Резник, адвокат.

  58. Георгий Мирский, политолог, историк.

  59. Глеб Павловский, политолог.

  60. Григорий Перельман, математик.

  61. Григорий Ревзин, искусствовед, журналист.

  62. Даниил Дондурей, культуролог.

  63. Денис Драгунский, писатель.

  64. Дмитрий Быков, писатель.

  65. Дмитрий Глуховский, писатель.

  66. Дмитрий Зимин, предприниматель, ученый-радиотехник, основатель фонда «Династия», соучредитель премии «Просветитель».

  67. Евгений Анисимов, историк.

  68. Евгений Гонтмахер, экономист.

  69. Евгений Ермолин, литературный критик.

  70. Евгений Минченко, политолог.

  71. Евгений Примаков, академик РАН, экс-премьер-министр РФ.

  72. Евгений Сатановский, политолог.

  73. Евгений Ясин, экономист.

  74. Екатерина Гениева, генеральный директор Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы.

  75. Екатерина Шульман, политолог.

  76. Елена Зелинская, журналист.

  77. Елена Костюкович, переводчик.

  78. Елена Немировская, философ, просветитель.

  79. Зоя Богуславская, писатель.

  80. Иван Курилла, историк.

  81. Иван Толстой, публицист и радиожурналист.

  82. Игорь Бестужев-Лада. социолог, футуролог.

  83. Игорь Волгин, поэт, филолог, телеведущий.

  84. Игорь Шайтанов, главный редактор журнала "Вопросы литературы".

  85. Игорь Юргенс, экономист, президент Института современного развития.

  86. Игорь Яковенко, культуролог, философ.

  87. Ирена Лесневская, деятель телевидения, издатель журнала «The New Times».

  88. Ирина Прохорова, литературовед, главред "НЛО"

  89. Ирина Роднянская, литературный критик.

  90. Ирина Сурат, филолог.

  91. Кирилл Рогов, политический обозреватель.

  92. Константин Сонин, экономист.

  93. Лев Регельсон, историк церкви, богослов.

  94. Лев Рубинштейн, поэт.

  95. Лев Шлосберг, политик.

  96. Леонид Баткин, историк, литературовед.

  97. Леонид Парфенов, журналист.

  98. Людмила Улицкая, писатель.

  99. Людмила Шапошникова, востоковед.

  100. Максим Амелин, поэт.

  101. Максим Кантор, художник, писатель.

  102. Максим Кронгауз, лингвист.

  103. Максим Трудолюбов, публицист.

  104. Марат Гельман, галерист.

  105. Марина Литвинович, политолог, правозащитник.

  106. Мариэтта Чудакова, литературовед.

  107. Мария Слоним, журналист.

  108. Мария Степанова, поэт.

  109. Михаил Виноградов, политолог.

  110. Михаил Гельфанд, биоинформатик.

  111. Михаил Дмитриев, экономист.

  112. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа.

  113. Михаил Ходорковский, политик.

  114. Михаил Шишкин, писатель.

  115. Михаил Эпштейн, философ, эссеист.

  116. Наталия Геворкян, журналист, писатель.

  117. Наталия Зубаревич, экономист.

  118. Наталия Солженицына, общественный деятель, вдова писателя А.И. Солженицына.

  119. Наум Гельман, историк кино.

  120. Никита Елисеев, литературный критик.

  121. Никита Соколов, историк.

  122. Николай Солодников, журналист, просветитель.

  123. Олег Басилашвили, народный артист СССР.

  124. Олег Кашин, журналист.

  125. Олег Лекманов, литературовед.

  126. Ольга Седакова, поэт.

  127. Олег Чухонцев, поэт.

  128. Павел Кудюкин, историк, политик.

  129. Павел Руднев, театральный критик.

  130. Рой Медведев, историк.

  131. Ростислав Рыбаков, индолог, экс-директор Института Востоковедения РАН,

  132. Руслан Гринберг, экономист.

  133. Сергей Алексашенко, экономист.

  134. Сергей Бочаров, филолог.

  135. Сергей Гуриев, экономист.

  136. Сергей Зенкин, литературовед, переводчик.

  137. Сергей Неклюдов, фольклорист.

  138. Сергей Хоружий, философ, переводчик.

  139. Сергей Цыпляев, политолог.

  140. Сергей Чупринин, главред журнала "Знамя".

  141. Соломон Волков, музыковед, писатель.

  142. Станислав Белковский, политолог.

  143. Тамара Эйдельман, историк.

  144. Татьяна Касаткина, филолог.

  145. Татьяна Щербина, поэт, эссеист.

  146. Фазиль Искандер, писатель.

  147. Юрий Афанасьев, политик, историк, экс-ректор РГГУ.

  148. Юрий Рыжов, академик РАН, экс-посол России во Франции.

  149. Юрий Мамлеев, писатель.

  150. Юрий Пивоваров, историк, экс-директор ИНИОН РАН.

  151. Юрий Сапрыкин, журналист.

  152. Яков Гордин, историк, публицист, писатель.

  153. Яков Миркин, экономист.

Известно, что журналистика - одна из самых древних профессий. Кто будоражил умы и писал репортажи два века назад, разбиралась Александра Михайлиди.

Дядя Гиляй - так запросто называли москвичи известного публициста Владимира Гиляровского: в конце XIX века его знала буквально каждая собака. Сказать, что Гиляровский прожил насыщенную жизнь - ничего не сказать: он работал и бурлаком, и крючником, и истопником, и табунщиком, и наездником в цирке, и пожарным, даже был актером театра. На этом список не заканчивается. Весь опыт, который он получил во время скитаний, стал материалом для его многочисленных очерков и статей. Самые известные из них вошли в сборник «Москва и Москвичи» - он до сих пор является хрестоматией для будущих журналистов.

Дядя Гиляй участвовал в русско-турецкой войне и был на Ходынской катастрофе


Дядя Гиляй также участвовал в русско-турецкой войне (очерки были опубликованы в «Русских ведомостях») и присутствовал на Ходынском поле во время давки. Публицист чудом остался жив, но уже на следующий день опубликовал репортаж.

Кроме этого, Владимир Гиляровский одним из первых затронул тему бездомных животных в очерке «Ловля собак в Москве» (1887 год).

В первую очередь Крылов известен как автор 236 басен, хорошо знакомых по школьной программе («Мартышка и очки», «Ворона и Лисица», «Лебедь, рак и щука», «Волк на псарне» и так далее). Многие выражения из них стали крылатыми: «Да только воз и ныне там», «Избави бог и нас от этаких судей!», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» и другие.

Крылов владел собственной типографией и был редактором журнала «Зритель»


Даже в этих «детских» баснях можно отметить острую сатиру на жизнь, быт и на политическую ситуацию в стране. Особенно это проявилось в его эссе и памфлетах («Похвальная речь в память моему дедушке», «Речь, говоренная повесою в собрании дураков», «Мысли философа по моде»). Баснописец владел собственной типографией и был редактором журнала «Зритель», который позже превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий». В этом издании опубликованы крупные пьесы поэта: «Каиб, восточная повесть», сказка «Ночи», «Похвальная речь науке убивать время» и «Похвальная речь Ермолафиду, говоренная в собрании молодых писателей».

Литературный талант у Аксакова проявился во время учебы в открытом Казанском университете: он начал писать стихи и увлекся театром. Университет будущему публицисту закончить так и не удалось, тогда он устроился переводчиком в Комиссию по составлению законов в Санкт-Петербурге. Однако его не столько заботили дела Комиссии, сколько культура: Аксаков быстро обзаводится широким кругом знакомств и погружается в художественную, литературную и театральную жизнь.

В 1827 году он вступает в должность цензора: современники отмечают, что свои обязанности он выполнял добросовестно, в первую очередь принимая во внимания не суть, а художественную эстетику текстов.

Аксаков - отец известных писателей Константина, Ивана и Веры Аксаковых


Из-под пера Аксакова также вышло немало произведений. Самые известные - «Записки ружейного охотника», в которых особенно хорошо описаны русские пейзажи, и мемуары: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Литературные и театральные воспоминания», «Встречи с мартинистами».

Известный литературный критик начал свою карьеру со статьи «Литературные мечтания. Элегия в прозе», которую опубликовали в нескольких номерах «Молвы». В этом обзоре он обозначил свое идеальное, возвышенное понятие литературы и заявил, что в России «нет литературы» , а есть лишь небольшой круг писателей.

Однако широко известен Белинский стал во время работы в «Отечественных записках», где он отвечал за критический отдел. Например, статью публициста о «Горе от ума» в некоторых школах проходят во время изучения творчества А.С. Грибоедова.

Белинский заявил, что в России нет литературы


После прихода Белинского в «Отечественные записки» журнал вышел на новый уровень - стал одним из самых востребованных в литературе и самым ожидаемым. Критик мастерски разоблачал фальшь в произведениях, требовал от писателей детального изображения жизни и отражения ее реалий. «Свобода творчества легко согласуется со служением современности», - эта цитата как нельзя лучше характеризует литературную деятельность самого Белинского.

Один из самых ярых противников крепостничества начал свою литературную деятельность в 1836 году: в журнале «Телескоп» под псевдонимом Искандер вышла первая статья Герцена «Гофман». Из ранних публикаций особенно интересны его статьи, обличавшие сторонников квиетизма (безучастного отношения к жизни): «Дилетантизм в науке», «Дилетанты-романтики», «Цех учёных», «Буддизм в науке», «Письма об изучении природы». Эти работы были опубликованы в 1840-х годах в «Отечественных записках» и «Современнике».

Всего вышло около 2000 страниц «Колокола», Герцен написал из них 1200


Однако самые известные произведения Герцена - повесть «Сорока-воровка» об угнетении «крепостной интеллигенции» и роман «Кто виноват?», поднимающий проблемы положения женщины в браке и семейных отношений.

Существует гипотеза, что литература Герцена дала толчок революции. Эта мысль отражена в «Балладе о недосыпе» Наума Крожавина: «А Герцен спал, не ведая про зло,… но декабристы разбудили Герцена. Он недоспал. Отсюда все пошло. И, ошалев от их поступка дерзкого, он поднял страшный на весь мир трезвон».

Также Герцен известен как издатель еженедельной газеты «Колокол»: всего вышло около 2000 страниц, из которых сам Герцен написал 1200.

Журналисты - это люди, занимающиеся сбором и обработкой информации, которая в дальнейшем будет опубликована в СМИ. На сегодняшний день их сфера деятельности вышла за пределы печатных изданий, специалисты этой области занимаются подготовкой репортажей для радио и телевидения. Чтобы полностью посвятить себя журналистике, нужно действительно очень сильно любить ее. Довольно часто личные пристрастия журналистов влияют на выбор конкретной тематики: экономика, спорт, политика. Помимо этого существует несколько направлений работы: репортерская деятельность, независимые расследования и освещение хроник.

Стоит отметить, что профессия журналиста - интересное, но в то же время очень ответственное дело. Вся представляемая информация должна быть объективной, ведь она влияет на формирование общественного мнения. Давайте разберемся, кто достоин чести попасть в рейтинг «Самые известные журналисты России».

Мэтр отечественного телевидения

Владимир Молчанов, хотя и относится к советским тележурналистам, на сегодняшний день по-прежнему остается востребованным. В 1987 году, в январе, он пришел на работу в редакцию телепрограммы «Время», в марте этого же года в эфир вышла его информационно-музыкальная программа «До и после полуночи». Именно она стала одной из популярнейших в эпоху «перестройки». Благодаря этой программе Владимир Молчанов получил премию Союза журналистов Советского Союза. В течение 4 лет он продолжал работать на телевидении, даже стал политобозревателем. Молчанов был ведущим одновременно нескольких программ: «До и после полуночи», «Время», «90 минут». В 1991 году по собственной инициативе ушел с Гостелерадио СССР и решил стать независимым журналистом. До 2000 года Молчанов работал в одной из частных компаний канала REN-TV, ему удалось возродить еженедельную программу «До и после», помимо этого он работал над созданием передачи «Помню... Люблю…», которая посвящалась памяти советского времени. В сентябре этого года в эфир выходит новая программа автора «И дольше века», она была ориентирована на проведение встреч с выдающимися современниками. В декабре 2003 года Молчанов стал ведущим ежедневного ток-шоу «Частная жизнь». Жена Молчанова, Консуэло Сегура, в последние годы стала шеф-редактором фильмов и программ мужа.

Опасная профессия

В конце 1987 года на телевидении появился новый журналист Николаевич. Его карьера начиналась с ведущего программы «Взгляд», в создании которой принимала участие Молодежная редакция Центрального телевидения.

На то время этот проект считался чем-то уникальным. Программа выходила в эфир каждую пятницу, собирая у экранов телевизоров миллионы людей, ведь у них наконец-то появилась возможность получить ответы на важные и злободневные вопросы, будоражившие в тот период все советское общество. В программе «Взгляд» говорилось о том, что говорить было не принято. Именно это и стало принципиальным отличием от других журналистов СССР. Какие темы здесь только ни обсуждались: проблемы политики, религии, отношение к капиталистическим странам, а также тема современной музыки и даже секса.

По этой причине в конце 80-х годов программа приобрела культовый статус. Такой успех подтолкнул Влада Листьева и некоторых его единомышленников основать телекомпанию «ВИД», которая занималась созданием программ для Первого канала, позже переименованного в ОРТ. С 1990 года начинается самостоятельная в 1993 году ее президентом стал Влад Листьев. Однако такой успех привел к закулисной борьбе, а со временем и к отставке руководителя.

Желание сделать окружающий мир лучше стало причиной его смерти. Ежегодно он приобретал все больше недоброжелателей.

1 марта 1995 года журналист Листьев Владислав Николаевич был застрелен. Произошло это в подъезде его же дома. Ни заказчиков, ни исполнителей не удалось найти до сих пор. Получается так, что известные журналисты России постоянно подвергают себя, а возможно и всю семью, огромному риску.

Журналист с большой буквы

Карьера еще одного известного журналиста - Владимира Познера - начинается с работы в информационном агентстве «Новости», в тот момент компании требовались пишущие знающие иностранные языки. Изначально он был старшим редактором, а в 70-х годах стал комментатором на Гостелерадио. В 1990-х Познер - телеведущий многих популярных сегодня телемостов, на то время это была абсолютно новая форма вещания. Неудивительно, что программы с участием этого журналиста воскресными вечерами собирали миллионы зрителей у телеэкранов.

Когда закончилась перестройка, Познер Владимир Владимирович эмигрировал в Америку, где стал независимым журналистом. Спустя 6 лет снова вернулся в Россию и запустил несколько рейтинговых проектов, основным вопросом которых были политические проблемы. Самые известные из них «Человек в маске» и «Время и мы».

«Лицо» канала НТВ

Владимир Соловьев - известный журналист, автор и ведущий популярных телепередач. Его работа на телевидении началась в 1999 году. Многим знакомы программы с его участием: «Процесс», «Страсти по Соловьеву», «Смотрите, кто пришел», а также «Соловьиная ночь», «Поединок» и «Апельсиновый сок».

Сегодня Соловьев ведет программу «К барьеру!» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Кроме того, из-под его пера вышло несколько книг «Соловьев против Соловьева», «Апокалипсис от Владимира», «Русская рулетка» и «Путин. Путеводитель для неравнодушных».

Известные журналисты России: «десятка» самых цитируемых

В пятерку лучших журналистов 2013 года помимо главного редактора газеты «Московский комсомолец», вошли еще и Ксения Собчак, Алексей Венедиктов, тележурналист Николай Сванидзе и Владимир Познер. На шестой строчке рейтинга Владимир Соловьев, после него по цитируемости идет Александр Проханов и Максим Шевченко. Замыкают «десятку» лучших Тина Канделаки и Сергей Доренко.

Профессиональный праздник

Известные журналисты России, впрочем как и все остальные, 8 сентября отмечают Международный день солидарности журналистов. Учредили этот праздник в Бухаресте в 1958 году. Депутаты конгресса считают, что в этот день журналисты всей планеты должны продемонстрировать миру, насколько они сплочены, особенно если речь идет о защите своих прав.

Текущая страница: 1 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Составитель Дамир Соловьев
Русские писатели и публицисты о русском народе

Издание выпущено при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга

© Д. Соловьев, наследники, 2015

© ООО «Издательство К. Тублина», макет, 2015

© А. Веселов, оформление, 2015

***

Я не умею любить свою страну с закрытыми глазами, склоненным лицом и сомкнутыми устами. Я полагаю, что быть ей полезным можно только при ясном взгляде. Я верю, что время слепой любви прошло, и сегодня прежде всего мы обязаны отечеству своему говорить истину1
Эпиграф из «Апологии сумасшедшего» П. Я. Чаадаева дается в пер. с фр. составителя (ред.) .

П. Я. Чаадаев. Апология сумасшедшего

От составителя

Проблема национального характера столь сложна и многообразна, что нет даже уверенности, разрешима ли она вообще во всей своей целостности. Однако чрезвычайно важное значение ее для исторической науки настоятельно требует каких-то, пусть приблизительных и не вполне надежных, подступов к искомым ответам. Настоящий сборник представляет собой опыт собирания свидетельств и суждений русских писателей и публицистов. При этом не производилось никакого отбора по достоверности оценок, поскольку, с одной стороны, невозможно установить критерий для такого отбора, а с другой – даже явная ложь по-своему отражает какую-то часть общественного мнения.

Особенное внимание было обращено на поиск благоприятных свидетельств о России и русских, однако такие свидетельства оказались в меньшинстве. Составитель, следуя столь редко воспринимаемому у нас примеру Чаадаева (см. эпиграф), не считал для себя возможным хоть как-то приукрасить общую картину, которая для него самого оказалась во многом совершенно неожиданной.

Д. Соловьев

Александр Иванович Тургенев (1784–1846)
Николай Иванович Тургенев (1789–1871)

Вчера пригласил меня Проректор на великолепный, по-здешнему, ужин. Сие должно почитать за особенный знак его внимания к русским. Он говорит, что здесь нет никого, кто бы так хорошо вел себя, как русские, и сам просил, чтобы мы не имели никакого сообщества с немецкими студентами.

Письмо А. И. Тургенева к родителям из Геттингена (18 дек. 1802) 2
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. СПб., 1911. С. 42.


Холодные немцы стоят и рассуждают, каким бы образом удобнее тушить огонь, между тем как ни один не хочет подать настоящей помощи. И огонь не в состоянии был согреть их! Какое сравнение с нашими русскими! Какая деятельность и неустрашимость видна при подобных случаях у нас в Москве – и какая медленность и равнодушие здесь!

Геттингенский дневник А. И. Тургенева (30 дек. 1802). 3
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. СПб., 1911. С. 181.


Если сравнить нашего русского мужика со здешним, то, мне кажется, можно будет сказать о них то же, что Карамзин сказал о греках и новейших. Немцы ученее нас; но мы умнее их; мы умеем радоваться и пользуемся сим драгоценным даром, когда только находим к тому хоть малейшую причину; но немец сперва подумает – и прозевает эти невозвратимые минуты радости, которыми бы он для истинной своей душевной и телесной пользы должен пользоваться. Подумав таким образом, задал я сам себе вопрос: ум ли это? И можно ли патриоту пожелать такого ума своим согражданам?

Письмо А. И. Тургенева к родителям из Геттингена (25 мая 1803). 4
Там же. С. 79.


Мне кажется, что не все имеют право обвинять русский простой народ в чрезвычайной склонности к пьянству; с тех пор как римляне победили германцев крепкими напитками, она и здесь не меньше, с тою только разницею, что они не имеют столько средств и побуждений употреблять ее во зло. Нам выхваляют умеренность немцев; но умеют ли они воздержаться от кофе, более для них вредного, нежели для русского мужика водка? Если немецкий мужик не пьяница, то более экономия его, нежели воздержание, тому причиною. По большей части немецкий крестьянин имеет нужду тогда только в вине, когда он хочет быть веселее обыкновенного; русский (по большей же части) пьет с горя . Кабак есть для него единственный волшебный замок, который переселяет его из горькой существенности в ту страну радости, где он не видит над собою ни барина, ни капитана-исправника. Он пьет из реки забвения. Впрочем, если будешь примечать беспристрастно, то увидишь, что немецкий крестьянин в целый день выпьет гораздо больше русского, потому что он, имея всегда с собою небольшую склянку с водкой, мало-помалу или для поправления желудка, или для подкрепления сил, словом, под различными предлогами выпивает ее. Напротив того, русский мужик пьет вдруг и – упивается. К тому же зимою ему надобно зайти к Бахусу в гости, чтобы согреться, а к лету это уже обратится ему в привычку.

При всем том я думаю, что не один северный климат, не одна физическая причина склонности русского к пьянству; но есть и другой источник сей пагубной для нас страсти, есть причины моральные (которых основание находится в государственной нашей конституции). Россия бо́льшею частию состоит не из подданных, но рабов, хотя не в римском и венгерском смысле этого слова, – и бо́льшая часть крестьян принадлежит помещикам. Русский мужик с молоком матерним всасывает в себя чувство своего рабства, мысль, что все, что он ни выработает, все, что он ни приобретет кровию и потом своим, – все не только может, но и имеет право отнять у него его барин. Он часто боится казаться богатым, чтобы не навлечь на себя новых податей; и так ему остается – или скрывать приобретенное (оттого со времен татарского нашествия обычай русских мужиков зарывать свои сокровища в землю) или жить в беспрестанном страхе; а чтобы избежать того и другого, он избирает кратчайшее средство и несет нажитое в Царев дом, как говорят наши простолюдины. Словом, гораздо бо́льшая часть русских крестьян лишены собственности. И вот одна из главнейших подпор, на которых возведен в России престол Бахусу. Ко всему этому способствовало, может быть, и множество праздников, в которые крестьянин за долг почитает быть веселее обыкновенного.

А. И. Тургенев. Путешествие русских студентов по Гарцу (1803). 5
Архив братьев Тургеневых. Вып. 2. СПб., 1911. С. 291–292.


Я отнес письмо почтенному Шлецеру <…> Человек просвещенный и добрый, приносящий честь своей нации! Но при всем том, я не могу согласиться с батюшкой в вашем мнении и всегда готов отдать преимущество русским в натуральной доброте их. Не один я с моею неопытностью давно твержу, что Шлецер один в своем роде, и что другого Шлецера в Германии вряд ли найти можно; но и другие беспристрастные же, но опытные судьи, согласны в том со мною. Следовательно, по нему нельзя судить о немцах, и в России скорее, нежели здесь, найдется другой Шлецер.

Письмо А. И. Тургенева к родителям из Геттингена (5 окт. 1803). 6
Там же. С. 117.


Сегодня я по обыкновению был на пяти лекциях. Цветаев говорил о преступлениях разного рода и между прочим сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более презрения к простому народу, как у нас в России. (Хотя мне и больно, очень больно было слушать это, однако до́лжно согласиться, что бедные простолюдины нигде так не притесняемы, как у нас.)

Дневник Н. И. Тургенева (7 мая 1808). 7
Архив братьев Тургеневых. Вып. 1. СПб., 1911. С. 109–110.


В Москве, смотря на многих людей, почитал образ их жизни скучным и даже (несколько) нещастным, но теперь, посмотрев на людей в Пруссии и здесь, в Вестфалии, почитаю их в сравнении с сими щастливцами.


Есть ли когда-либо Зиждитель мира мог радоваться своим творением, то это, конечно, в первый день светлого праздника, смотря на русскую землю. <…> Где найдешь тебе подобного, великодушный, храбрый, величавый, одним словом, Русский Народ! Есть ли бы я не имел щастия быть русским (мысль, служащая для меня величайшим утешением в жизни сей), то сердце мое всегда бы стремилось к сему народу.

Радуйся, благословенный народ, лучшее произведение Руки Творческой! Радуйся и чувствуй свою радость, свое существование!


Я с ним (П. Б. Козловским – Д. С .) много спорил, и спорил о таких предметах, которые никакому сомнению не подвержены; он утверждает, что русский народ никакого характера не имеет. Вот, брат, как и неглупые люди заблуждаются.

Письмо Н. И. Тургенева к брату С. И. Тургеневу (3 ноября 1811). 10
Архив братьев Тургеневых. Вып. 3. СПб., 1913. С. 428.


Вот уже три недели, как я здесь (<в Москве. – Д. С .>), и по сию пору не опомнился. <…> Незначащие лица, на которых видна печать рабства, грубость, пьянство, – всё уже успело заставить сердце обливаться кровию и желать возвращения в чужие края. Непросвещение высших классов также действовало на произведение последнего желания. Суровая зима показалась мне совсем не таковою, как я представлял ее, будучи в Геттингене и Неаполе. Она подлинно убивственна.


Чем более мы стрясываем с себя иностранное, тем в большем блеске, в большей славе являются народные свойства наши. Чем более обращаемся сами к себе, тем более познаем достаточность свою на удовлетворение требуемого от чужеземцев для нашей пользы. Слава Кутузову!


Поручаю дружбе твоей подателей сего, двух англичан, Джонса и его товарища. Я уверен, что ты воспользуешься сим случаем и постараешься доказать им, что Москва и под пеплом сохранила древнюю добродетель свою, отличающую русских: гостеприимство.

Письмо А. И. Тургенева к А. Я. Булгакову (27 дек. 1812). 13
Письма Александра Тургенева Булгаковым. М., 1939. С. 129.


Полетел бы за русскими орлами. За Рейном летали и римские, но какая слава древних и новейших народов может сравниться с нашею!

Письмо А. И. Тургенева к А. Я. Булгакову (21 ноября 1813). 14
Там же. С. 140.


(Оккупация Франции в 1814 году)

Русские солдаты вели себя по отношению к французам бесконечно лучше немецких солдат. Когда прусские и баварские войска проходили через Нанси и его окрестности, было совершено много бесчинств, и среди жителей раздавались громкие жалобы. <…>

Сколько раз я слышал от граждан Нанси и окрестных местностей, что они смотрели на квартировавшего у них русского солдата, как на собственного сына. Они относились к нему с таким доверием, что оставляли в его руках ключи от дома, поручали ему нянчить маленьких детей, и русский солдат охотно помогал им в домашних работах. Поэтому, когда в Нанси распространился слух, что город должен быть очищен русскими и занят баварцами, то жители говорили, что они предпочли бы взять на постой десять русских вместо одного баварца.15
Тургенев. Н. И . Россия и русские. Т. I. М., 1915. С. 51–52.

Я не записывал того, что я чувствовал при въезде моем в Россию и во время пребывания моего в Москве и здесь <в Петербурге> – Д. С.> . Но чувства сии сильно запечатлелись в душе моей. Всё, касающееся до России в политическом отношении, то есть в отношении к учреждению и управлению, казалось мне печальным и ужасным; всё, касающееся до России в статистическом смысле, то есть до народа, свойств его и тому подобного, казалось мне великим и славным; конечно, климат и не таковое инде благо состояние народа, каково бы оно быть могло, делают в сем последнем исключение. – Порядок и ход мыслей о России, который было учредился в голове моей, совсем расстроился с тех пор, как заметил везде у нас царствующий беспорядок. Положение народа и положение дворян в отношении к народу. Состояние начальственных властей, все сие так несоразмерно и так беспорядочно, что делает все умственные изыскания и соображения бесплодными.

Дневник Н. И. Тургенева (7 нояб. 1816). 16
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 5.


Недавно в Staats-Anzeiger читал я план, поданный Эпинусом покойной Императрице об образовании училищ в России. Одно замечание его меня поразило, и вряд ли он несправедлив. «В России, говорит он, за всё берутся с жаром сначала, но впоследствии всё оставляют». Во многих случаях можно заметить справедливость сего замечания <…>.

Дневник Н. И. Тургенева (21 сент. 1817). 17
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 90.


Характер русских имеет большой недостаток, состоящий в том, что русские, обыкновенно, не могут посвятить себя одной какой-нибудь цели, одному делу, следовательно, непостоянство. В этом мы хуже, я думаю, французов, которых так винят в ветрености.


В два или три дня пребывания моего здесь <в Симбирске. – Д. С. > я имел случай заметить образ жизни провинциальных дворян, и по тому, что я видел в доме Аржевитиновых, я, кажется, могу заключить о прочих. Я приходил туда по утру и находил уже хозяев и гостей за пикетом, после обеда – за бостоном, за шашками и за банком. Между тем, фигуры рабов, как привидения из мира нечистоты, мелькали по комнатам. Все эти карточники более бы занимались делом, есть ли бы у них не было крепостных крестьян. И просвещение есть следствие необходимости; а дворяне, за картами и в привычке своей праздности не будут чувствовать и не чувствуют нужды в просвещении. Между тем, какая-то простота, непринужденность в обращении иногда нравится; зато, говорят, в присутствии Губернатора они все покорные слуги Его Превосходительства.

Дневник Н. И. Тургенева (20 июля 1818). 19
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 135.


…у нас всякий день оскорбляется человечество, справедливость самая простая, просвещение и, одним словом, всё, что не позволяет земле превратиться в пространную пустыню или в вертеп разбойников.


Я прежде удивлялся, слыша, что люди из больших городов переселяются в места уединенные, как, например, Лагарп в окрестности Лозанны из Парижа. Теперь я это более понимаю. Но Лагарп другое дело. Не понимая такого удаления совершенно, я, с другой стороны, не понимаю, как все, имеющие на то средства, не переселятся из России.


Выехав из Симбирска <…>, печальная мысль о том, сколько бесчестия я видел, заставила меня задуматься. Я почти совсем не видел честных людей, хотя много видел людей, которых в обществе называют и должно называть хорошими. Что составляет народ в России? Разберите все состояния: дворян, служащих, купцов, мещан, крестьян, – и вы найдете, что одни только сии последние заслуживают уважения и величайшего сожаления.

В Москве пучина грубых наслаждений чувственной жизни. Едят, пьют, спят, играют в карты – все сие на счет обремененных работами крестьян. – Не знаю, куда идти; а несносно жить в России! – Сильное отвращение чувствую к жизни.

Дневник Н. И. Тургенева (12 марта 1821). 22
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 259.


Самое горькое чувство для человека есть чувство презрения к самому себе. А Карамзин, написав IX том, уверяет, что мы должны гордиться быть русскими и проч. и проч. Как гордиться тем, над чем нельзя не плакать – и плакать кровавыми слезами?

Письмо Н. И. Тургенева к кн. П. Б. Козловскому (23 февр. 1822). 23
Там же. С. 317.


(По дороге в Берлин)

В деревнях везде садики. Города хороши. Городки порядочные. Приятность всегда отравляется тем, что у нас не так. Посему, где удовольствие в путешествии?


В чужих краях трудно быть, между прочим, от того, что Россию понимают здесь весьма отдаленною от образованности Европейской, может быть, более, нежели в самом деле. Неприятно видеть себя в таком положении. Но сколько людей и предметов в России, свидетельствующих варварство!

Дневник Н. И. Тургенева (Берлин, 9 мая 1824). 25
Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг., 1921. С. 13.


Поев мороженого, намеревался зайти почитать к Vss., но предпочел курить трубку у камина у Черткова. С ним проболтал до 10 часов о взяточниках в России и, возвращаясь домой, думал, что отсутствие из России имеет ту большую выгоду, что не видишь дураков и взяточников, с которыми обязан даже быть в сношениях в России.

Дневник Н. И. Тургенева (Флоренция, 6 нояб. 1824). 26
Там же. С. 164.


Вчера, смотря, как дурак Марченко, шесть лет живущий за границею, кланяется английскому посланнику, какое-то неприятное чувство толкнуло меня: напоминание нашего хамства. Так, кроме России, нигде не кланяются.

Дневник Н. И. Тургенева (Флоренция, 8 нояб. 1824). 27
Там же. С. 169.


…надо признать, что тайные общества, может быть, неизбежны в такой стране, как Россия. Только тот, кто жил в России, может представить себе, какие затруднения приходится встречать здесь для выражения своих идей. Кто хочет говорить свободно и безопасно, тот необходимо должен не только замкнуться в узком кругу, но и тщательно выбирать лиц, к нему присоединяемых. Лишь при этом условии возможен вполне искренний обмен мыслей.28
Тургенев Н. И . Россия и русские. Т. I. М., 1915. С. 7.


Драгоценнейшей чертой истинной цивилизации является чувство справедливости, равенство, уважение к жизни и достоинству человека. Кто вдумается в это, тот увидит, что именно эти чувства, преимущественно, отличают истинную цивилизацию от варварства, как бы оно ни было разукрашено и отделано, каким бы лоском и лаком не было покрыто. Всему можно научиться и подражать, кроме этих чувств.

Трудно представить себе, до чего доходит отсутствие этих общественных добродетелей в России, даже среди людей, которые считают себя цивилизованными и действительно цивилизованы в некоторых отношениях. Идеи справедливости и равенства здесь едва признаны; презрение всех к естественным правам заступает здесь место уважения к достоинству и даже к жизни человека. Недостаток истинной цивилизации столь велик, что даже честные, благожелательные к своим ближним лица, горячо отдающиеся доброму делу, часто совершают, сами того не подозревая, серьезные промахи и проступки, которые в другой стране возмутили бы всякую благородную душу. А что касается того неодобрения, молчаливого или явного, которое вызывает всякая низость, всякое постыдное деяние, совершенное кем бы то ни было и против кого бы то ни было, безразлично при каких обстоятельствах; что касается подавляющего презрения публики, часто толкающего в цивилизованной стране к самоубийству того, кто является его предметом; что касается всеобщего порицания, сурового и благодетельного залога общественной нравственности, то все это совершено неизвестно в России. Испорченность, жестокость, даже подлость проходят незамеченными или часто встречают извинение и снисходительное отношение. Порядочный человек, добродетельный человек, не способный сознательно опуститься до чего-либо подобного, не только заставит молчать негодование, которое должен возбуждать в нем виновный во всех этих гнусностях, но он будет, даже не краснея, продолжать с ним дружбу. Разве может добродетель пользоваться большим уважением там, где порок не заклеймен презрением?29
Тургенев Н. И . Россия и русские. Т. I. М., 1915. С. 149–150.


Может быть, я ошибаюсь, но мне всегда казалось, когда я читал писания Карамзина о России, что он точно хочет сказать русским: «Вы не способны ни к какому прогрессу: довольствуйтесь тем положением, в котором вас оставляют ваши правители; не пытайтесь осуществить какую-нибудь реформу, так как вы только наделаете глупостей».30
Там же. С. 341.


…Сперанский, выйдя из низов, достиг первых должностей Империи. Его происхождение, несомненно, весьма способствовало его падению. Он был сыном сельского священника. Так называемое русское дворянство обнаруживает некоторое презрение к духовенству, в особенности к тем, кто, принадлежа ранее к этому сословию, достиг высокого поста; и народ, по-видимому, часто разделяет это презрение.31
Тургенев Н. И . Россия и русские. Т. I. М., 1915. 380.


Если я о чем-либо сожалею, то это легкость, необдуманность, неосновательность в повествованиях32
Имеется в виду издание: Записки декабристов. Лондон, 1863.

Но и в этом отношении я не обвиняю самые лица повествующих, но скорее обстоятельства, в коих они находились, и более всего эту славянскую, если не исключительно русскую, ветреность и легкомыслие, кои так сильно выражаются во всех поступках, во всех суждениях и воззрениях наших соотечественников.

Письмо Н. И. Тургенева к А. И. Герцену (27 июля 1861). 33
Литературное наследство. М., 1955. Т. 62. С. 588.

Петр Андреевич Вяземский (1792–1878)

Впрочем, живу: день мой – век мой. Имею несколько приятных знакомств и живу здесь потому, что в России мне душно: сплю и вижу, как убраться под другое небо и ожидать, чтобы слово отечество получило какой-нибудь смысл на языке у русского.

Письмо к М. Ф. Орлову из Варшавы (март 1820). 34
Архив братьев Тургеневых. Вып. 6. Пг., 1921. С. 377.


Всё это делается, как ни попало и как Бог велит. Конечно, Русский Бог велик, и то, что делается у нас впотьмах и наобум, то иным при свете и расчетах не удастся делать. При нашем несчастии нас балует какое-то счастие. Провидение смотрит за детьми и за пьяными – и за русскими, прибавить должно.

(авг. 1822). 35
Вяземский П. А . Записные книжки, М., 1963. С. 106


И есть же люди, которые почитают за несчастие быть удаленными из России. Да что же может дать эта Россия? Чины, кресты и весьма немногим обеспечение благосостояния. Да, там, где или Россия отказывается Вам давать эти кресты и чины, или Вы сами отказываетесь их иметь, там нет уже России, там распадается, разлетается она по воздуху, как звук. Не дает она Вам Солнца и дать не может, ни Солнца физического, ни Солнца нравственного. Чем, что она согреет, что прекрасного, что высокого оплодотворить она может! Разумеется, тоска по России дело святое, ибо она рождается благородными и возвышенными чувствами, но всё она болезнь, une maladie mentale36
Душевная болезнь (фр.)

Достойная уважения, и которою страдать могут одни избранные, чистые душою, благородною страстью кипящие люди, но со стороны, но здоровым мучения этой болезни непонятны, а если и понятны, то единственно мыслию, а не чувством соответствующим.

Письмо к Н. И. Тургеневу (27 апр. 1828). 37
Архив братьев Тургеневых. Вып. 6. Пг., 1921. С. 71–72.


Все наши умы флегматического свойства, зато глупые огненного; имей у нас ум ту же деятельность, что глупость, то, вероятно, в итогах не было бы той несоразмерности, которая теперь пугает и сокрушает внимание патриотического наблюдателя.


Как мы пали духом со времен Екатерины, то есть со времени Павла! Какая-то жизнь мужественная дышит в этих людях царствования Екатерины, как благородны сношения их с Императрицею; видно точно, что она почитала их членами Государственного тела. И самое царедворство, ласкательство их имело что-то рыцарское: много этому способствовало и то, что царь была женщина. После все приняло какое-то холопское уничижение. Вся разность в том, что вышние холопы барствуют пред дворнею и давят ее, но пред господином они те же безгласные холопы. <…>

При Павле, несмотря на весь страх, который он внушал, все еще в первые года велись несколько екатерининские обычаи; но царствование Александра, при всей кротости и многих просвещенных видах, особливо же в первые года, совершенно изгладило личность. Народ омелел и спал с голоса. Все силы оставшиеся обратились на плутовство, и стали судить о силе такого-то или другого сановника по мере безнаказанных злоупотреблений власти его. Теперь и из предания вывелось, что министру можно иметь свое мнение. Нет сомнения, что со времен Петра Великого мы успели в образовании, но между тем как иссохли душою. Власть Петра, можно сказать, была тираническая в сравнении с властью нашего времени, но права сопровержения и законного сопротивления ослабли до ничтожества. Добро еще, во Франции согнул спины и измочалил души Ришелье, сей также в своем роде железнолапый богатырь, но у нас кто и как произвел сию перемену? Она не была следствием системы – тем хуже.

(1830). 39
Вяземский П. А . Записные книжки. М., 1963. С. 202, 203.


Мы удивительные самохвалы и грустно то, что в нашем самохвальстве есть какой-то холопский отсед. Французское самохвальство возвышает и некоторыми звучными словами, которых нет в нашем словаре. Как мы ни радуйся, а все похожи мы на дворню, которая в лакейской поет и поздравляет барина с именинами, с пожалованием чина и проч.

(1831). 40
Вяземский П. А ., Записные книжки. М., 1963. С. 212.


За что возрождающейся Европе любить нас? Вносим ли мы хоть грош в казну общего просвещения? Мы тормоз в движениях народов к постепенному усовершенствованию нравственному и политическому. Мы вне возрождающейся Европы, а между тем тяготеем над ней. <…>

Мне так уж надоели эти географические фанфаронады наши: От Перми до Тавриды и проч. Что же тут хорошего, чем радоваться и чем хвастаться, что мы лежим врастяжку, что у нас от мысли до мысли пять тысяч верст, что физическая Россия – Федора, а нравственная – дура.

(1831). 41
Там же. С. 214.


У нас самые простые понятия, человеческие и гражданские, не вошли еще в законную силу и в общее употребление. Всё это от невежества: наши государственные люди не злее и не порочнее, чем в других землях, но они необразованнее.

(1841). 42
Там же. С. 276.


Русская тонкость, лукавство, сметливость сами собою из каждого умного русского делают дипломата.

Запись в дневнике (сент. 1853) 43
Вяземский П. А . Полн. собр. соч. Т. 10. СПб., 1886. С. 20.


Вчера русский обед в Hotel d’Europe , на котором был и русский разговор и русский спор, т. е. все кричали разом, перебивая друг друга, и все врали во всю мочь.

И СССР очень значительный. Талантливых имен очень и очень много. Современные журналисты говорят правду о происходящих в России и в мире событиях, освещают новости без субъективной оценки происходящего. Поговорим о самых известных российских журналистах. Многие из них попали в рейтинг цитируемости текущего 2017 года. Вспомним также тех, кто погиб при исполнении служебных обязанностей.

Лидеры медиарейтинга 2017

Самыми цитируемыми известными журналистами 2017 года стали:

  1. Ксения Собчак.
  2. Маргарита Симоньян.
  3. Владимир Познер.
  4. Алексей Венедиктов.
  5. Андрей Малахов.
  6. Владимир Соловьев.
  7. Дмитрий Губерниев.
  8. Екатерина Гордон.
  9. Василий Уткин.
  10. Дмитрий Муратов.

Наиболее часто цитируемыми высказываниями лидера рейтинга - Ксении Собчак - стало ее решение участвовать в выборах президента 2018 года, позиция по антироссийским санкциям и рассказ об отдыхе в Италии, где журналистка встретила главу «Роснефти», который прилетел на курорт на корпоративном самолете, якобы в командировку. Конечно, сам тот факт, что Ксения во всеуслышание называет себя журналисткой многих «коллег по цеху» приводит в негодование, так что первое место в рейтинге цитирования она получила, скорее всего, как известная медиаперсона.

Маргарита Симоньян

Что касается Маргариты Симоньян, то в журналистику она попала благодаря своему таланту. Уже в 19 девушка отправилась снимать сюжет в Чеченскую республику. За работу в одной из горячих точек Маргарита получила российский Орден Дружбы и первую премию конкурса региональных теле- и радиокомпаний, награду «За профессиональное мужество». Маргарита продолжила карьеру военного корреспондента, побывала в Абхазии, потом ее пригласили в Москву. В 2004 году девушка отправилась в Беслан, в 2005-ом стала главным редактором канала Russia Today.

В рейтинг известных журналистов Маргарита Симоньян пропала после высказываний о регистрации телеканала RT в качестве агента Соединенных Штатов Америки, комментариев по поводу слушаний в Сенате, а также заявления о том, что телеканал запускает новый проект, где будут публиковаться опровержения не соответствующих действительности сообщений зарубежных СМИ.

Владимир Познер

Другой известный российский журналист родился в столице Франции в апреле 1934 года, образование получил в Нью-Йорке, а по национальности является евреем. Сейчас Владимиру Познеру уже 83 года, но он все еще продолжает заниматься профессиональной деятельностью. Самыми цитируемыми его заявлениями за 2017 год стали следующие:

  • Обращение к президенту России, патриарху Кириллу и главе Конституционного суда с просьбой объяснить, является ли факт существования Бога нарушением УК РФ.
  • Оценка своего интервью с лидером музыкальной группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым как провального.
  • Обращение к организаторам ТЭФИ с просьбой отказаться от использования этого названия и вручения скульптуры «Орфея».

Ранее Познер, являющийся также известным журналистом в мире, прославился тем, что проводил телемост с Сиэтлом, Бостоном (это стало его дебютом). Он стал самым авторитетным на советском телевидении, занимал пост Президента российского телевидения, запустил авторскую программу «Познер», написал и издал несколько книг.

Андрей Малахов

Обаятельный журналист и шоумен, который 25 лет посвятил работе на "Первом канале", в 2017 году ушел на «Россию-1». Кроме того, Андрей Малахов преподает журналистику в Российском государственном университете. С именем журналиста связано множество скандалов, чаще всего люди критикуют его шоу «Пусть говорят».

Владимир Соловьев

Владимир Соловьев - это не менее известный журналист. Теле- и радиоведущий, экономист и бизнесмен, писатель, журналист родился в 1963 году. С 1990 года Владимир преподавал экономику в одном из университетов США, там же занялся бизнесом. Телевизионная карьера журналиста началась в 1999 году. Также он является автором нескольких художественных и публицистических книг.

Памяти погибших журналистов

В России есть две даты, посвященные журналистам и журналистике в целом: 13 января - День российской печати и 15 декабря - День памяти журналистов, которые погибли при исполнении профессиональных обязанностей. Вспомним несколько имен тех, кто отдал жизнь за правду.

Артем Боровик работал в разных изданиях во времена СССР, несколько раз побывал в служебных поездках в Афганистане, некоторое время в качестве эксперимента служил в армии Соединенных Штатов Америки, написал автобиографическую книгу, вел программу «Взгляд». Известный русский журналист погиб в авиакатастрофе в 2000 году.

Владислав Листьев был генеральным директором канала ОРТ, известным телеведущим России и СССР. Он умел заинтересовать зрителя, делал это в высшей степени профессионально. В 1995 году Владислав Листьев был убит в подъезде выстрелом из пистолета. Убийство было связано с политической и профессиональной деятельностью журналиста, так как большая сумма наличных и ценности, которые были при себе у Владислава Листьева, остались нетронутыми.

Дмитрий Холодов работал в «Московском комсомольце», побывал в нескольких горячих точках, известен был и своими скандальными публикациями о коррупции в армии РФ. В 1994 году известный журналист погиб на рабочем месте от мины.

Еще одна российская журналистка и правозащитница Анна Политковская тоже постоянно выезжала в горячие точки, уделяла внимание конфликту в Чечне. Ее знали и за рубежом, книги Анны Политковской были переведены на несколько иностранных языков. Кроме того, женщина помогала матерям солдат, которые погибли, отстаивать свои права, оказывала поддержку жертвам Норд-Оста, проводила расследования по поводу коррупции. Анна Политковская была застрелена в 2006 году в день рождения Владимира Путина. Убийство было заказным.

Наталья Эстемирова тоже занималась защитой прав граждан и журналистикой, работала учителем истории, боролась против фальсификации и практики пыток, вела расследования казней без суда и следствия. Наталью похитили 15 июля 2009 года в Грозном, тело было обнаружено в тот же день в лесополосе в Ингушетии.

Известный российский журналист Андрей Стенин был фотокорреспондентом РИА Новости, работал в «Газете.ру» и «Российской газете». Специализировался он на съемке массовых беспорядков, судебных процессов, чрезвычайных ситуаций. Неоднократно бывал в горячих точках. Погиб журналист в 2014 году на востоке Украины. Туда Андрей Стенин отправился освещать конфликт. Посмертно журналист был награжден