Что носят еврейки. Национальная одежда и украшение горских евреев

Национальная одежда евреев резко выделяет их из толпы, многим кажется нелепой и старомодной. И не удивительно, потому что еврейский костюм и их манера одеваться не менялась уже более 200 лет. Вообще-то за несколько тысячелетий их костюмы пережили много изменений в крое, цвете, использовании тканей. В древности евреи одевались в светлые одежды, а тёмные наряды появились в эпоху средневековья, после их ухода в изгнание, и не из-за траура, а потому что тогда в Европе все так одевались.

Цветом от костюмов других народов их одеяния не отличались, но имели всегда особый крой и отличительные знаки, потому что часто правители стран, где селились евреи, следили тщательно, чтобы они выделялись от коренного населения. Постоянно издавались указы по поводу одежды евреев. Современный национальный еврейский костюм напоминает очень модную в позапрошлом столетии одежду франтов и представителей знати.

Самые характерные предметы гардероба евреев – ермолки, темные сюртуки, брюки, шляпы, пояса и белые рубашки. Те, кто , с удивлением наблюдают за проходящими мимо толпами одетых в одинаковые старомодные чёрно-белые костюмы евреев. Причём часто можно увидеть такое сочетание, как чёрный верх, белая середина (выступающая из-под сюртука или жилета длинная белая рубашка) и чёрный низ.

Женщины, которые следуют своим народным религиозным традициям, тоже одеваются неброско, в тёмные или светлые неяркие одежды с добавлением белого цвета (блузки и др.). Женский еврейский костюм даже для жаркой погоды шьётся из тяжёлых плотных тканей. Длина юбок до середины икр, потому что слишком короткие или длинные юбки считаются неприличными. Длина рукавов должна быть не выше локтя, а вырез не ниже ключицы (даже небольшое декольте недопустимо). Несмотря на сильную жару носят колготки или гольфы. Туфли предпочитают без каблуков. Никакой косметики и украшений. Замужние женщины носят головные уборы (чаще всего особым образом завязанные платки) или парики.

Также среди религиозных еврейских женщин многие предпочитают одеваться ярко, элегантно, использовать косметику и украшения, соблюдая при этом все правила приличия – никаких декольте, коротких рукавов и юбок. Вообще манера одеваться в дорогие красивые одежды присуща еврейкам ещё с давних времён. Даже очень богатые евреи всегда одевались скромно, а их жёны носили самые дорогие наряды. Но и евреи со скромным достатком по традиции должны были приобретать своим жёнам по возможности самую лучшую одежду.

Национальные женские костюмы для танца можно увидеть разные. Расклешённые платья с из ярких атласных тканей длиной до колен, подчёркнутые в талии поясами контрастного цвета или с тёмными жилетками, обязательно - головные уборы (платки), часто из такой же ткани как и платья. Другой вариант: пышные тёмные, яркие, однотонные или в клетку расклешённые юбки до колен, белые блузки, платки, фартуки, часто украшенные вышивкой или кружевами, обязательно с тёмными поясами. На фото смотрите сценические еврейские костюмы.

Конечно, сейчас многие жители Израиля одеваются в обычную современную одежду. Но в магазинах всегда можно купить любой национальный еврейский костюм. Одних головных уборов можно встретить более 40 видов. Самые распространённые из них – «ермолки», которые могут быть шёлковые, бархатные, вязаные, маленькие и большие, плоские и остроконечные, из четырёх, шести или восьми клиньев. Их носят самостоятельно или надевают под другие шляпы. А различных шляп разных форм и фасонов существует только основных типов -34 (!). Они свидетельствуют о статусе хозяина и его принадлежности к определённой религиозной общине.

Так шикарную шляпу «гамбург» носят евреи, занимающие высокое положение в обществе. Простые евреи носят шляпы «кнейч» с изогнутыми полями и с поперечными или продольными заломами. Шляпы «капелюш» похожи на «кнейч», но без изгибов полей и заломов тульи. Они изготавливаются из фетра. Дорогие роскошные шляпы «самет» изготавливают из темного велюра, напоминающего короткий мех. Хасиды в особо торжественных случаях носят широкие шапки «штраймл» из соболиного, лисьего меха, которые имеют цилиндрическую форму, бывают низкие и высокие. Фактически – это «ермолка», отороченная вокруг мехом. Смотрите некоторые из них на фото.

На статус еврея и его принадлежность к определённой религиозной общине указывают и другие предметы одежды. Так, например, чем шире пояс – тем выше статус еврея. Галстуки носят только литваки. Большинство других евреев испытывают «галстукофобию» из-за того, что его узел в процессе завязывания принимает форму креста. По субботам евреи меняют короткие сюртуки на длинные, которые называются фраками. Они без карманов, а сзади имеют глубокие разрезы и по две пуговицы на месте хлястиков. Вся мужская одежда застёгивается как и женская справа налево. Правый борт, символ строгости и мудрости, накладывается на символ зла и порочных желаний – левый.

Большинство евреев носят обычные брюки. Но некоторые, например, венгерские хасиды надевают с темными гольфами короткие брюки, которые завязывают ниже колен шнурками. По праздникам они надевают белые гольфы. Гурские хасиды заправляют в чёрные гольфы брюки обычной длины. Туфли у всех евреев одинаковые – чёрные, с низким подъёмом, без шнурков, с тупыми носами.

Из верхней одежды распространены также халаты, капоты, бекеши. Для будней предназначена чёрная длинная капота с застёжкой на пуговицах, перетянутая гартлом (поясом) из чёрных шёлковых нитей. Круглые лацканы капоты свидетельствуют о консервативности и приверженности хозяина к старым традициям. Острые лацканы свидетельствуют о смелых взглядах на жизнь. Чёрные атласные, расшитые чёрным узором халаты предназначены для праздничных дней. Их тоже носят с поясом. Сверху надевают чёрные бекеши – атласные плащи с двумя карманами. Ешиве-халаты из простых тканей носят в будние дни.

Михаль Маурер

Всем известно, что Израиль по сути своей страна эмигрантов. Чего здесь только ни увидишь! И каждый крупный город в Израиле имеет свои ярко выраженные особенности.

Все сказанное ниже относится только к Иерусалиму. Я очень люблю этот город. Больше половины его жителей — так называемые религиозные, т.е. практикующие иудаизм. Это накладывает особый отпечаток на внешний вид как женщин, так и мужчин.

Условно говоря, все население Израиля можно разделить на светское и религиозное. К светскому я отнесла и людей, практикующих религии отличные от иудаизма, потому что их внешний вид ничем особо не отличается.

Отдельная группа — арабские женщины — они также добавляют Иерусалиму особый колорит.

Вначале несколько общих слов. В отличие от моего родного Киева, в Иерусалиме очень мало парикмахерских и салонов красоты. Молодые девушки предпочитают носить длинные и очень длинные волосы. У израильтянок они очень красивые, часто вьющиеся. Их носят распущенными или убирают в пучок, причем как-то умудряются ничем не закалывать, а завязать пучок из самих волос.

А вот макияж на многих смотрится очень грубо из-за природной яркости лица.

Светские женщины

Если говорить о светской молодежи Израиля, то молодые девчонки надевают короткие шорты с заправленными в них футболками. Или леггинсы с точно также заправленными футболками. Леггинсы, как ни странно, любят и женщины постарше. Выглядит это иногда просто ужасно. Одежду, как мне кажется, никто не гладит. Носят футболки, майки на бретелях, модные длинные юбки, и конечно джинсы. В Иерусалиме кроме мировых брендов масс-маркета, много магазинов с дешевой и ужасной одеждой неизвестного производства. Молодежь охотно там отоваривается.


Много магазинов с таким же низким качеством обуви. Да и вообще, найти в Иерусалиме приличную обувь и при этом не разориться — задача не из легких. Израильтянки охотно носят балетки и совершенно не умеют ходить на каблуках. Комфорт прежде всего! Женщин из бывшего Союза можно идентифицировать сразу — по аккуратной и «нарядной» одежде.

Религиозные женщины

Внешний вид религиозных женщин, особенно в жару, вызывает неподдельный интерес туристов. Эта многочисленная группа жительниц Иерусалима не так однородна как может показаться на первый взгляд.

Сразу отмечу, что все мои критические замечания относятся исключительно к тому, как одеваются женщины в Иерусалиме, их внешнему виду, а не к самой религии, к которой принадлежу и я.

Всех религиозных женщин я для удобства разделю на три группы.

К первой отнесу строгих (харедимных) и ортодоксальных. Выглядят они в целом очень уныло. Как правило, это одежда свободного покроя и кажется, что она на два размера больше, чем надо. Одежда черных, коричневых или других неярких цветов. Немного разбавляется белым. Никакой косметики или украшений. Головные уборы, часто причудливых форм, плотно сидят на голове, так, чтобы ни один волос не был виден. Длины юбки — до середины икры. Слишком длинная и слишком короткая юбка считается неприличной. Рукава всегда длинные, горловина закрывает яремную впадинку. Ноги в плотных чулках, не менее 40 ден, и это в жару! Не подумайте, что эта одежда из легких тканей. Как правило, все очень плотное, непрозрачное, а иногда на блузку сверху надета еще и трикотажная кофта. Но сколько бы я ни общалась с такими женщинами, ни разу не замечала запаха пота. Подозреваю, что за время ношения такой одежды их организмы перестроились!


Вторая группа религиозных женщин Иерусалима очень неоднородна, но их объединяет желание быть красивыми. Парики — это одна из возможностей закрыть голову и выглядеть при этом красиво. Иногда бывает сложно догадаться, что на женщине парик.

Здесь уже бывают свои модные тенденции. Женщины из этой группы, при наличии вкуса, могут выглядеть просто роскошно! Они также носят только юбки, но они могут быть и модной длины макси. Тут есть и яркие цвета, украшения, косметика. Но выглядят такие женщины очень элегантно, конечно никаких выглядывающих бретелек. Но так как ноги должны быть закрыты, то колготки или гольфы (летом) выбираются так, чтобы их было видно, густого бежевого цвета. И это на строгий взгляд критиков, не очень красиво.

Среди последних модных тенденций — платки, завязанные на голове так, чтобы быть похожей на Нефертити.

В таком подходе к моде есть несомненный плюс. С возрастом, эти женщины не выглядят смешно, в погоне за последними модными тенденциями. Никаких маечек на увядших плечах. Все, что должно быть закрыто — закрыто.

И, наконец, третья группа. Это в основном молодые женщины, живущие в поселениях. Или просто любящие стиль а-ля пейзан. Они не столь строги к длине рукавов и ходят без колготок. В их одежде много кружев, тесемок, вышивки, джинсовых юбок, многослойности и украшений.

Израильские женщины на пляже:

http://laviniablog.com/?p=2259

Шанель для синагоги,

или Кошерные шаровары

Зимой 1989 года один наш друг умудрился скататься в гости в Израиль и, вернувшись, собрал друзей на просмотр слайдов. Его бомбардировали вопросами: что там? И как все выглядит на самом-то деле? В частности, девчонок, сидевших на чемоданах ввиду скорого отъезда, интересовало: что класть в эти чемоданы, что там носят? Он отмахнулся: «Израильтянки совсем не умеют одеваться. В Тель-Авиве ходят вообще почти голыми, шортики там, тряпочка-маечка до пупа. Религиозные — другое дело. В субботу в какой-нибудь большой синагоге можно увидеть элегантных женщин».

Скромненько, но чистенько
Как известно, верующие иудеи свою повседневную жизнь и быт выстраивают в соответствии с законами Галахи. А Галаха предписывает еврейке скромную одежду. Фишка лишь в том, что в каждую эпоху само понятие скромности сильно изменялось.


Например, в древнем мире совершенно не знали кроя. Одежду тогда моделировали из кусков материи с помощью драпировок, пряжек и поясов. Потом научились сшивать несколько кусков ткани. И все — мужчины и женщины — носили балахоны до пят, плащи, платки или покрывала. У наших предков, живших в Египте при фараоне, скромность выражалась в том, что еврейки не ходили с обнаженной грудью (или вообще топлесс), как египтянки…

В средневековой Европе все женщины всех сословий, постоянно носили головные уборы, даже спать ложились в чепцах. Все драпировались в закрытые длинные многослойные платья. Еврейки от них совершенно не отличались. Что тогда писали наши мудрецы о скромности? Да ничего. Зато вот Рамбаму приписывается высказывание о том, что красивая жена вызывает у всех уважение к ее мужу. В Средние века в еврейской купеческой среде считалось, что мужчина должен одеваться скромнее, чем позволяет его достаток, а жену и дочерей своих обязан одевать богаче, чем позволяет его достаток. Свидетельства об этом сохранились благодаря раритетным экземплярам ктубы — брачного договора.

Средневековая еврейская одежда

(Weiss, Kostümkunde).

Развратные венецианские куртизанки завели моду появляться прилюдно с непокрытой головой и с глубокими вырезами-декольте на платьях. Но известно также, что еврейки из гетто даже и не подумали перенять эту моду, впрочем, как и законные жены венецианцев титульной национальности. Позднее по всей Европе декольте вошли в моду в высшем обществе (но только на балах). И все равно еврейские благочестивые женщины прикрывали шею и грудь газовыми шарфами: это можно увидеть на многих портретах знатных евреек, например — из семейства Ротшильда.

Барон Альберт Ротшильд с женой Беттиной

Законы скромности стали актуальны гораздо позднее — во Франции, после тамошней революции, когда евреи получили свободу по указу Наполеона Бонапарта и вышли из гетто. Именно в этот период революционные француженки отказались от корсета и кринолина и внедрили античную моду на кисейные прозрачные платья с завышенной талией и смелыми декольте. Под этими нарядами даже не носили нижних юбок, в лучшем случае — трико телесного цвета. Именно тогда в высшем свете отказались и от головных уборов на балах и суаре, и шляпки стали приличны только на улице. Состоятельные еврейки стали выписывать первые парижские журналы мод, а еврейские религиозные авторитеты, обеспокоенные падением нравственности, — составлять циркуляры о надлежащем скромном виде.

Одежда евреек начала XVIII в. в Фюрте (Бавария)

А сегодня Галаха выдвигает к одежде еврейской женщины следующие требования:

1) подол юбки должен покрывать колени
2) рукава должны закрывать локти
3) на ногах — чулки
4) вырез платья у шеи не должен быть ниже ключиц
5). замужняя женщина покрывает волосы головным убором или париком
6) запрещено женщине носить мужскую одежду, а мужчине — женскую

Иное дело, что многие еврейки на эти установления давно махнули рукой…

Tafilalet region, Morocco, first half of the 20th century
Cotton and silk, silk-thread embroidery
Gift of Baroness Alix de Rothschild, Paris
Gift of Musée de l"Homme, Paris


Women"s Dress

Sweden (originally Germany), 1850s
Silk taffeta, silk velvet, cotton lace
Lent by Judith Goldstein, née Hoffmann, Stockholm, Sweden


Baby"s coats

Wedding outfit

Sandor, Iraqi Kurdistan, 1930s
Raw silk, silk-thread embroidery
Purchased through the gift of Joseph Boxenbaum, Herzliya


Right: Henna dress

Iraq, Baghdad, 1891
Silk satin weave, silk and lace ribbons, tinsel embroidery
This dress belonged to Dakhla Rachel Mu`allem, Baghdad 1880-Teheran 1960, married at the age of 11.
Dakhla fled to Iran in 1948; when her children escaped Khomeini"s regime for London, they took the dress with them.
Gift of Dakhla"s daughter, Naomi Inbar, Ramat Gan.

Left: Wedding dress

Iraq, Baghdad, 1880s
Brocaded silk, silk ribbons, tinsel embroidery, hand sewn
Gift of Mazli F. Iny, New York, in memory of her mother Mas`uda Mathalon

...............
Modesty in the Eye of the Beholder
Although emphasizing the breast, these dresses were nonetheless considered a symbol of female modesty. In 1906, Rabbi Yosef Hayyim, one of the leaders of the Baghdad Jewish community, even criticized women who abandoned this modest style in favor of open-coat dresses.

Clothes of Rabbi Hayyim Moshe Bejerano Efendi

Turkey, early 20th century
Broadcloth, gilt-metal-thread couched embroidery
Gift of Diamant Baratz Béjarano and Arnaldo Béjarano, Courbevoie, France


"The Great Dress" (berberisca or al kesswa l"kebira)"

Fez, Morocco, early 20th century
Silk velvet, gilt metal cords and braided ribbons
Gift of Perla Ben-Soussan, France Gift of Armand Amselem, France


Woman’s coat

Bukhara, Uzbekistan, late 19th century
Brocaded silk; lining: silk and cotton, ikat-dyed

...............
Explosion of Color
An The dizzying colors of ikat displayed here highlight the clothing"s inner lining and give importance to often unseen parts of the garment. Due to its strong smell, the use of ikat was initially considered repugnant, and was exclusively a Jewish practice; however as the process was perfected it came to be a highly esteemed specialty.


Jewish woman"s wrap (izar) and face veil (khiliyye)

Baghdad, Iraq, late 19th - early 20th century
Silk, gilt metal thread; veil: horsehair
Gift of Helene Simon and Hanina Shasha, New York, in memory of their mother, Louise Zilka née Bashi
Gift of Mazli Nawi, Ramat Gan

...............
The most famous of the Baghdad workshops belonged to master weaver Menashe Yitzhak Sa"at, nicknamed Abu-al-Izan ("father of the izar ") due to the fabric wraps in which he specialised. One year after Sa"at immigrated to Israel, the izar industry in Baghdad came to an end.


Jewish woman"s wrap (chader) and face veil (ruband)

Herat, Afghanistan, mid-20th century
Cotton, netted silk-thread embroidery
Purchased through the gift of Dr. Willy and Charlotte Reber, Valbella, Switzerland


Mourning scarves

Uzbekistan, early 20th century
Silk, reserved dye printing


Woman"s attire

Mashhad, Iran, early 20th century
Silk, silk velvet, cotton satin, gilt-metal-cord embroidery
Purchased through the gift of Bruce Kovner, New York

...............
From Paris to Persia
When Quajar Shah Nasir al-Din and his wife embarked on a journey to Europe in 1873, they were inspired by the "ballerina" skirts they saw in Paris. Upon returning to Iran, they brought with them a new style of dress, characterized by heavily-pleated short skirts and tight pants



Tunis, Tunisia, early 20th century
Satin silk, gilt-metal-cord embroidery, cotton-thread embroidery on tulle

Tunis, Tunisia, early 20th century
Satin silk, gilt-metal-cord embroidery, cotton-thread embroidery on tulle

Tunis, Tunisia, early 20th century
Satin silk, gilt-metal-cord embroidery, cotton-thread embroidery on tulle

Women"s Festive Attire

Tripoli, Libya, early - mid-20th century
Wrap: Artificial silk; Blouse: Chiffon silk; Belt: Gilt silver
Gift of Louise Djerbi, Jerusalem in memory of Luly Raccah
Gift of Lionelle Arbib in memory of his grandmother Ida Arbib née Nahum Lent by the Habib family, Milan


Bridal Jacket

Isfahan, Iran, early 20th century
Silk velvet, silver tinsel embroidery


Married Woman"s Outfit

Salonika, Greece early 20th century
Silk, brocaded and ribbed, cotton lace
Gift of Esther Jeanne Haelion Ben-Susan, Paris in memory of the mother Gracia,
Gift of Flora and Shlomo Perahia, Claire and Robert Saltiel, Paris, in memory of their mother Rivka Perahia née Cohen
Gift of Vicki Sciaky, Tel Aviv, in memory of her husband Haim Joseph and her son Joseph Haim Sciaky,

Кто сможет назвать основную примету, чем отличаются от других народов евреи? Национальный костюм. Описание его и будет представлено вашему вниманию в статье, так как именно одежда всегда выделяет еврея из толпы.

Евреи - народ западносемитской группы, родственный арабам и амхарцам (эфиопам). Да, как это ни покажется странным, вечно воюющие и недолюбливающие друг друга арабы и евреи - близкие родственники, примерно как русские с поляками.

Однако религия, культура в целом и одежда в частности у этих народов совсем не похожи. Традиционная одежда евреев весьма колоритная и выделяет представителей этой нации из толпы. Людям современным и далёким от религии - а манера евреев одеваться целиком основана на религиозных представлениях - она может показаться нелепой и какой-то старомодной, «анахроничной». Как выглядит национальный костюм евреев? Черные сюртуки, шляпы, пояса - эти предметы еврейского костюма стали «визитной карточкой» настоящего иудея. Чуть менее известна ермолка - круглая шапочка. Однако это далеко не все детали еврейского гардероба. Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье демонстрирует нам образ настоящего еврея, одетого по всем правилам его народа.

Еврейская идеология в одежде

Народов евреев уходят своими корнями в глубокую древность. На протяжении веков они постоянно менялись, и причина тому - желание евреев замаскироваться (ведь во многих странах им было запрещено жить вообще или позволялось селиться в строго отведенных местах) или ассимилироваться. Последняя тенденция появилась в начале XІX века: образованные представители еврейского народа решили поменять свой традиционный наряд на европейскую одежду; они стали одеваться по моде тех времён - так в еврейский обиход вошли те самые длинные чёрные сюртуки и шляпы. Позднее данный стиль «законсервировался» и стал одним из вариантов «традиционного еврейского» одеяния, в то время как во всём остальном мире он вышел из моды.

Но в этом преображении есть определённый смысл - национальный, идеологический и даже религиозный. Его принцип отражён в расхожем анекдоте. Якобы в начале XІX века один из таких образованных евреев подошёл к раввину, вроде бы хранителю древнего благочестия, и, решив его «подколоть», спросил: «Ребе, а во что одевался праотец наш Авраам?». Раввин невозмутимо ответил: «Сын мой, я не знаю, во что одевался Авраам - в шёлковый халат или штраймлу; но я точно знаю, как он выбирал себе одежду: он смотрел, как одеваются не евреи, и одевался иначе».

Действительно, евреи стремились отличаться от всех остальных народов и делали это с бóльшим фанатизмом, чем все остальные восточные народы. Языческую религию евреев до сих пор упорно отказываются именовать «язычеством» (хотя, если строго по науке, настоящим «язычеством» можно признать разве что еврейскую веру, поскольку она практически не претерпевала смешения с инородными культами).

Еврейская музыка, кулинария, поведение, одежда - всё это должно быть всегда не похожим на окружающее, но как именно это должно выглядеть, дело десятое. Даже кашрут - список кулинарных (и не только) догматов - многие ортодоксальные евреи толкуют только так: «Кашрут был введён для того, чтобы отличить еврея от не еврея». Точно так же с обрезанием…

Поэтому нет ничего удивительного в том, что западноевропейский костюм начала позапрошлого века сегодня официально считается традиционной еврейской одеждой. Национальный костюм евреев в России может показаться чем-то странным и необычным, но другого народа, которые нужно уважать.

Ермолка

Это та самая круглая шапочка. Евреи из бывшего СССР привыкли считать, что её название образовано от русского имени Ермолай. Но когда они приезжают в Израиль, местные жители им объясняют, что шапочка так называется от выражения «йерэ малка» - «боящийся владыки». То есть ношение ермолки, по идее, означает, что её владелец глубоко и свято верит в Бога.

Как выбрать ермолку?

Выбор ермолки - задача не такая простая, как кажется непосвящённым. В израильских магазинах они продаются как обычные шапки - на полках разложены ермолки самых разных размеров, материалов, цветов и фасонов. Однако какую именно выберет покупатель - зависит от особенностей его вероисповедания и душевного настроя. Например, хасиды не признают бархатные и вязаные ермолки. Религиозный еврей приобретает шапочку того фасона, которую носят в его общине. Это тоже отражение принципов иудаизма: сторонним наблюдателям он кажется монолитным, единообразным культом, но на самом деле он разделён на десятки течений, различающихся догматами, правилами, одеждой и т. д. Отношения между многими течениями далеко не дружеские.

Накидка

Национальный костюм евреев включает в себя накидку. По-еврейски она называется «талит катан» или «арбеканфес». Как и ермолка, это тоже обязательный атрибут еврейского костюма. Он представляет собой кусок четырёхугольной материи с отверстием для головы и четырьмя кисточками (цицит) по краям. Накидка может носиться под одеждой или надеваться сверху, как рубаха, но кисти всегда расположены поверх брюк. Каждая кисть имеет восемь нитей. Здесь тоже есть элементы, характерные для тех или иных течений иудаизма.

Самая интересная и даже таинственная часть - одна (их может быть и две) нить в кисти, окрашенная в синий цвет. Она означает, что владелец этой накидки - Радзинский или Ижбицкий хасид. Относительно происхождения таких нитей есть легенда. Считается, что синяя краска - «тхэйлет» - присутствовала на еврейской одежде в древние времена, но две тысячи лет назад рецепт её приготовления был утрачен. В конце ХІХ века хасидский раввин Гершон-Ханох получил тхэйлет заново, но его рецепт не был признан большинством представителей еврейской общественности как «та самая» краска. Поэтому этот тхэйлет остался принадлежностью лишь указанных иудейских течений.

На самом деле попытки восстановить древний рецепт и получить тхэйлет предполагались многими западными и еврейскими учёными, начиная со Средневековья. Свой вклад в это дело внесли и археологи, исследовавшие остатки древних фабрик, и современные химики.

Цицит, согласно религиозным канонам, должны носить все мужчины, достигшие 13-летнего возраста. Это означает наступление совершеннолетия (бар-мицва). Ношение кистей свидетельствует, что мальчик уже способен отвечать за свои поступки и участвовать в делах взрослых, в том числе читать и обсуждать Тору в синагоге.

«Каскет» и шляпа

Национальный костюм евреев обязательно включает в себя головной убор. Носить ермолку обязан каждый религиозный еврей. Однако обычно она скрыта под вторым головным убором. Это может быть шапка, шляпа или «каскет» (он же «дашек») - кепка старого фасона. Последний особенно популярен среди российских и польских евреев, в том числе хасидов.

Но наиболее известна традиционная Её евреи носят в будние дни. Не стоит думать, что все шляпы одинаковые: по её внешнему виду о личности её обладателя можно рассказать даже больше, чем по паспорту. Размер шляпы, её положение на голове, характер залома и другие элементы свидетельствуют о том, к какому течению иудаизма принадлежит владелец шляпы и даже какой имеет социальный статус.

Штраймбл

Штраймбл - это третий тип головного убора, который входит в национальный костюм евреев. Но он распространён только у хасидов. Штраймбл - цилиндрическая меховая шапка. Их тоже есть более двух десятков типов. При этом выделяются три большие группы: собственно штраймбл - широкий и низкий, правильной формы; чернобыль - просто низкий, более свободной формы; и сподик - очень высокая меховая шапка. Штраймбл хасиды надевают только в торжественных случаях - в шабат, на свадьбу и другие праздники, во время визита к раввину. Существуют и виды штраймбла, которые носят только главы общин.

Галстук и борода

Существуют элементы одежды, которые признают лишь некоторые еврейские общины. Один из них - галстук. Он является прерогативой лишь литваков. А вот хасиды галстуки люто ненавидят; это они объясняют тем, что первым действием в завязывании галстука является завязывание узла, имеющего форму креста. Всё, что связано с крестом, ревностному иудею полагается ненавидеть.

Другая часть «одежды» - борода. Одни евреи ходят чисто выбритыми, другие аккуратно подстригают бороду, а вот хасиды вообще не признают какое-либо видоизменение бороды, поэтому она у них самая густая и чёрная среди всех евреев.

Фрак

Что еще может входить в национальный костюм евреев? В некоторых общинах (например, у литваков) сохранился и такой, старомодный по европейским понятиям, элемент гардероба, как фрак. Он тоже чёрный, длинный и не имеет карманов. Интересно, что пуговицы на фраке (и на любой еврея) застёгиваются так, чтобы правая пола прикрывала левую - то есть, с точки зрения не еврея, «по-женски». Фрак евреи надевают, как правило, во время праздника.

Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье ярко демонстрируют нам колоритный и необычный для простого европейца стиль одежды. Многим это может показаться странным, но этим евреи и особенны. Они тверды в своих взглядах и верны своим обычаям. А эти черты не помешали бы каждому народу!

Вместе с традициями и культурой у каждого народа мира имеются свои национальные костюмы. Евреи не являются исключением, и национальный костюм евреев отличается некоторыми особенностями. Основными атрибутами в мужском костюме являются специальные шапочки и пёстрые шали для совершения молитвы. Шаль создаётся из шерстяных нитей, окрашенных в два цвета. В одном из вариантов, это чёрный и белый цвет, в другом - белый и голубой. Край шали украшен кистями. Верхняя одежда мужчин состоит из кафтана, плаща или длинного халата. Цвет предпочитается чёрный. Во внешнем облике евреев присутствуют бороды и длинные пряди волос, отращиваемые на висках. Атрибутами ашкеназского мужского костюма будут рубахи туникообразного покроя, брюки и кафтан с длинными полями, называющийся лапсердак, широкополая шляпа, в отделке которой присутствует мех, или ермолка. Все составляющие обычно бывают чёрного цвета. Для замужних женщин национальный костюм евреев дополняется париком.

Женщины старой веры одевались в длинные платья своеобразного покроя, который подчеркивал красивую форму женского тела. В оформлении корсажа присутствовали кружева, разнообразные оборки и складки, красивая вышивка ручной работы. Пышные рукава, собранные у плеча и постепенно сужающиеся, на запястье застёгивались на пуговицу. Формой они напоминали баранью ногу, за что и получили такое же название. Воротник - стойка плотно охватывал шею и был украшен кружевами. По подолу платья шли несколько рядов пышных оборок. Юбка платья была прямой спереди, а сзади собиралась складками, которые переходили в шлейф. Если посмотреть на силуэт юбки в профиль, то она была похожа на горку, которая с одной стороны была отвесной, а с другой - покатой. Талия в костюме оформлялась при помощи пояса, который создавался из такой же ткани, как и платье, или из кожи. Таким был модный национальный костюм евреев в последние десятилетия 19-го века и в первые годы 20-го. Изменялась мода и новые тенденции проникли в национальный костюм еврейских женщин.

В прошлые века женщины были более религиозны и не позволяли никаких вольностей в своей одежде. Предпочтительным цветом, для создания летнего варианта одежды, был белый. Зимняя одежда была тёмных оттенков синего или коричневого цвета. Отличались костюмы у разных возрастных категорий и были в зависимости от роли женщины в семье. Очень редко можно было увидеть женщину, одетую в платье яркого цвета, такого, как зелёный и красный. Пожилые могли выйти в одежде серо-голубого или бежевого тона. Единственным правилом, от которого никогда не отказывались, были чёрные траурные одежды. Ткани, из которых создавался летний костюм, могли быть хлопчатобумажные, такие, как батист и поплин. Для зимних выбирали тафту, плотный шёлк и шерсть.

Кроме платьев, национальный костюм евреев допускал ношение блузок и юбок. Белые, красиво оформленные кружевами и вышивкой блузки, одевались вместе с юбками. Эти юбки требовали много ткани и включали в себя различные оборки, плиссированные вставки и отделки, создаваемые при помощи лент и красивых декоративных пуговиц. В застёгивании пуговиц соблюдался своеобразный ритуал. Его значение заключалась в том, чтобы левый борт блузки или платья, который символизировал злое начало, покрывался правым бортом, означавшим целостность, целомудрие и чистоту женской сути. По книгам Маймонида, еврейского духовного наставника, левая рука является пристанищем дьявола, а правая сторона олицетворяет свет иудаизма.

Передники у женщин служили не только своей хозяйственной цели, но и считались охранительным элементом, защитой от сглаза. Праздничные передники были украшены вышивкой, тщательно накрахмаленными и отутюженными. Чёрные ботинки с высокими голенищами, доверху шнуровались и одевались на чулки, связанные вручную и державшиеся с помощью подвязок на уровне колен или выше. Национальные костюмы народа подчёркивают его индивидуальность и религиозную принадлежность, являясь источником красоты и восторга для окружающих.