Революционные события в западной европе 1918 1920. Назревание революционной ситуации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Холмовская средняя школа»

Холм-Жирковского района

Смоленской области

Итоговый проект

по обществознанию

«История появления Конституции Российской Федерации»

Выполнила:

Прохорова Екатерина,

ученица 9 класса.

Руководитель:

Стульченкова Н.А.,

учитель истории и обществознания.

пгт Холм-Жирковский

2016-2017 учебный год

Введение.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что Конституция РФ является главным источником национальной системы права, которая провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина и определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти. Знание основных вех, связанных с появлением в нашей стране Конституции, важно для любого гражданина нашей страны и лично для меня, так как позволит разбираться в устройстве государства и общества, позволит знать свой правовой статус. Цель и задачи исследования: определить свои знания в вопросе истории появления Конституции Российской Федерации и уровень гражданственности и активной жизненной позиции; осознать свою роль в политической жизни общества, повысить уровень правовой грамотности. Проблема исследования: изучить историю появления Конституции Российской Федерации и определить её значения для современного Российского государства.

Методы: изучение и анализ различных источников; опрос; обработка результатов опроса.

Практическая значимость работы: полученная информация может использоваться для подготовки к ОГЭ по обществознанию; для уроков истории и обществознанию. Теоретическая значимость работы: значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для сообщений и докладов на уроках истории и обществознания; для повышения интереса обучающихся к теме: «История появления Конституции Российской Федерации».

1. Понятие «Конституция».

Конституция РФ - основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн, флаг государства и его столицу. Все остальные законы должны ориентироваться на содержание Конституции, подчиняться ей и соответствовать ее положениям.

Идеи конституции и конституционализма известны в России еще с начала XIX века, они отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. Например, Свод законов Российской империи открывался «Сводом основных государственных законов» - совокупностью основных правил устройства государства. Его первым разделом были "Основные государственные законы", вторым - "Учреждение об императорской фамилии". Ряд актов царского правительства, принятых на разных этапах, носил характер государственных реформ (в частности, освобождение крестьян от крепостной зависимости, судебные реформы, введение земских учреждений и др.).

2. Из истории Конституции Российской Федерации.

Конституция РСФСР 1918 года.

Первая Конституция государства Российского была принята вскоре после Октябрьской социалистической революции, 10 июля 1918 г. на V Всероссийском Съезде Советов. Принятие Конституции РСФСР явилось событием исторического значения. Это была первая в мировой истории Конституция государства диктатуры пролетариата, государства социалистического типа.

В связи с тем, что это была не только первая советская социалистическая Конституция в мире, но и первая в истории нашего государства общероссийская Конституция, она не опиралась на принцип преемственности конституционного развития.

Конституция РСФСР 1925 года.

В декабре 1922 г. РСФСР объединилась с тремя советскими социалистическими республиками – УССР (Украиной), БССР (Белоруссией) и ЗСФСР (Закавказьем), что и стало причиной принятия в 1924 г. Конституции СССР, а в 1925 г Конституции РСФСР. Первая закрепляла, что «союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в свои конституции». Поэтому в постановлении XII Всероссийского съезда Советов от 11 мая 1925 г., утвердившего текст Конституции 1925 года, он назван «измененным текстом Конституции».

В отличие от Конституции 1918 г., Конституция 1925 г. не включала в свой текст «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», однако, в ней отмечалось, что она исходит из основных положений Декларации и воспроизводила многие из них.

Конституция РСФСР 1937 года.

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г., что объяснялось необходимостью обновления всей конституционной системы Союза в связи с переходом страны на новый этап своего развития, ознаменовавшийся построением основ социализма.

В Конституцию 1937 года были включены все права и свободы, предусматривавшиеся российскими конституциями 1918 и 1925 годов - свобода слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод - семичасовой рабочий день, ежегодные отпуска с сохранением заработной платы, бесплатная медицинская помощь, всеобщее обязательное восьмилетнее образование, бесплатность всех видов образования, система государственных стипендий, обучение в школах на родном языке, бесплатное производственное техническое и агрономическое обучение, предоставление женщине при беременности отпусков с сохранением содержания.

Конституция РСФСР 1978 года.

Введена в действие Декларацией Верховного Совета РСФСР от в порядке, установленном Законом РСФСР от . Принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года ввиду принятия .

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе ССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

В связи с этим Конституция РСФСР 1978 г. в последние годы своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным, революционным образом.

3. Принятие Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

Президент подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.

Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, но в статье 1 данного закона оба эти термина являются равнозначными.

Голосование состоялось . За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против - 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в - .

4. Основные характеристики Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

Официальное издание Конституции Российской Федерации осуществляет московское издательство « ». Осуществлено четыре официальных издания основного закона: в 1993, 1997, 2005, 2009 годах, а также в 2011 году и публикация текста Конституции в . Существуют десятки переизданий Конституции Российской Федерации, в том числе в художественном исполнении, например, « », Рукописная (каллиграфическая) Конституция, « » и Конституция в специальном варианте для слепых людей. Конституции Российской Федерации вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднила , и заменила их , состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, , образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 , закрепляющих основы , , , , в Российской Федерации , , Российской Федерации, статус органов , а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

5. Основные положения Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

После принятия Конституции Российской Федерации стартовал новый этап в конституционно-правовом развитии страны. В Конституции воплощен ряд принципов демократического конституционного строя: правовое государство; народовластие; верховенство права и конституции; многопартийность; федерализм; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, их защита государством;

разделение власти; политический и идеологический плюрализм, самостоятельность местного самоуправления; свобода экономической деятельности; признание и равная защита различных форм собственности; судебный конституционный контроль.

В нашем Основном Законе мы получили тот правовой фундамент, который призван обеспечить экономическую, политическую, социальную целостность России. Именно Конституция стала юридическим выражением основных правовых ценностей, которые определяют лицо новой и исторически преемственной России. Указанный фундамент, с одной стороны, подтверждает вхождение нашей страны в сообщество цивилизованных государств, а с другой – стимулирует законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное на защиту семьи, детей и молодежи, предупреждение всех форм дискриминации, на улучшение благосостояния народа. Конституционные нормы и правила наполняются более глубоким содержанием без изменения конституционного текста, конкретизируясь в законодательстве и обогащаясь правоприменительной, прежде всего судебной, практикой. Особая роль при этом принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации, который осуществляет официальное толкование Конституции РФ и выявляет конституционно-правовой смысл законов, что призвано обеспечить единообразное понимание и отражение конституционных положений в законодательстве и правоприменительной деятельности. Конституция России в настоящее время представляет собой собственно конституционный текст в единстве с его интерпретацией в Постановлениях и Определениях Конституционного Суда.

Выводы.

Сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто Декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки.

Современной Конституции совсем скоро исполнится 24 года, и никаких серьезных изменений в нее не было внесено до сих пор. Это говорит о высокой стабильности государства и предусмотрительности ее авторов.

1) http://forexaw.com

3) http://www.nashasreda.ru
4)






XVIII век Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 г. Д. М. Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. В 1773 г. дипломат Н.И. Панин и литератор Д. И. Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России Конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарен императрицей.


XIХ век В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 г. конституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьева, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной Русской правды Павла Пестеля.



XIХ-XX века Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в 1832 году под руководством М.М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.


Конституция РСФСР 1918 года Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.



Конституция РСФСР 1925 года Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от года «Об Утверждении Конституции РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.


Конституция РСФСР 1937 года Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от года «Об Утверждении Конституции РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году. Конституция РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.


Конституция РСФСР 1978 года Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года. В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. В названии Конституции и преамбуле слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» заменить словами «Российской Федерации России. До декабря 1993 года действовали нормативные акты, законы, регулировавшие деятельность органов государственной власти, Конституционного суда, Президента и описание государственной символики, где употреблялось наименование «РСФСР». В современной России до сих пор действуют некоторые документы, в которых осталось старое название «РСФСР».

История Российской Конституции

1. Введение _____________________________________________2

2. Понятие и социальная сущность Конституции______________4

3. Основные этапы развития российских Конституций_________7

4. Заключение ___________________________________________11

5. Библиографический список______________________________12

Введение

Актуальность темы исследования вызвана тем, что Конституция Российской Федерации 1993 года отразила кардинальные перемены, произошедшие во всех сферах жизни российского общества. Как свидетельствует мировой опыт, о подлинном демократизме и гуманизме государственного строя той или иной страны можно говорить лишь в том случае, если в ее действующей конституции четко проведена идея уважения к человеку. Принцип, согласно которому человек – это главная ценность государства и всего общества, не только на словах, но и на деле является исходным, основополагающим. Для России такой подход особенно важен. Никогда в многовековой истории, человек не выдвигался в центр государственной политики. Сегодня государственная власть должна быть организована и действовать таким образом, чтобы не просто декларировать уважение к человеку, но и обеспечивать возможность его нормального развития и защищать его автономию в обществе.

Главным итогом современного конституцион­ного развития России, отмечает профессор Б. С. Эбзеев 0 - является обусловленное восприятием ею традиционных стандартов демо­кратии, превращение Конституции из способа за­крепления строя патерналистского государства с характерной для него неограниченной правовы­ми рамками властью в закон, закрепляющий строй социального правового государства, власть которого ограничена суверенитетом народа и правами человека и гражданина…

Прошедшие шестнадцать лет были для России годами эксперимента. Страна как бы проверяла, сумеет ли она жить в условиях свободы и сформировать демократическую систему власти.

Из истории известно, что судьба конституций складывалась в разных странах по-разному. Бывало так, что Основной закон превращался в духовный символ народа, и тогда ему было обеспечено уважение и завидное долголетие. Но как бы ни складывалась дальнейшая судьба, важно, чтобы в момент написания текста Конституции, люди верили, что создают акт разума, что творят добро, что любые конфликты, столь неизбежные в политической жизни, будут завершаться подчинением большинству или компромиссом 0 .

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что Конституция, является неотъемле­мой частью действующего права.

Цель исследования будет заключаться в рассмотрении Основного Закона нашей страны – Конституции Российской Федерации.

А главной задачей:

Проанализировать понятие и социальную сущность Конституции РФ и виды конституций в Российской Федерации;

Рассмотреть основные этапы развития российских Конституций.

    Понятие и социальная сущность Конституции. Виды конституций в Российской Федерации.

Термин «constitutio» переводится с латыни как «учреждение», «устройство». По свидетельству памятников права, он был известен еще рабовладельческому и феодальному обществам. В Древнем Риме так именовались отдельные акты императорской власти, в некоторых феодальных государствах – хартии, отражавшие компромисс между королевской властью, феодалами, городами. Но появление конституций в современном их значении – как основных законов государства и общества – составляет особенность более позднего времени, относится к периоду буржуазных революций.

Фактическая Конституция – это выражение реально существующих в государстве общественных отношений властвования, осуществления свободы личности, суверенитета народа или нации. Понятие фактической Конституции отвечает на вопрос кому реально в государстве принадлежит власть, суверенитет, какой в действительности политический режим, каково состояние прав и свобод человека и гражданина 0 .

Юридическая Конституция – это правовое оформление существующих в действительности отношений между людьми – социально-экономических, политических.

Наличие конституции – обязательный компонент современного государства. Конституция – основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. По ней предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям конституция – выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в конституции воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.

Марксистско-ленинская теория усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что конституция является классовой по своей сущности.

Сущность конституции, заключающаяся в утверждении общедемократических начал, предполагает возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества, как согласным, так и несогласным с ней. Всем предоставляется право отстаивать свои взгляды, признается политическое и идеологическое многообразие.

Сегодня сущность конституции заключается в том, что она отражает социальный компромисс, достигаемый в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу – ограничению пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивида.

В Российской Федерации каждая из республик, являющихся субъектами Федерации, имеют свою конституцию. Это напрямую вытекает из статуса республики как государства, обязательным атрибутом которого является наличие высшего на своем уровне основного закона – конституции. Конституция Российской Федерации в ст. 5 фиксирует наличие своей конституции в республике.

Положение республики как субъекта федерации, принцип верховенства Конституции РФ на всей ее территории, обуславливают определенный характер соотношения между федеральной и республиканскими конституциями.

Взаимосвязь конституций выражена конституционной формулой о соответствии конституций республик Конституции Российской Федерации. Причем, обеспечение такого соответствия отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и республик (ст. 72 Конституции).

Поэтому разрешение дел о соответствии Конституции РФ и конституций республик по запросам уполномоченных на то органов возложено на Конституционный Суд. Положения конституции республики, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции РФ утрачивают силу, что влечет за собой обязанность республики устранить эти положения из своей конституции.

Необходимость соответствия конституций республик - федеральной Конституции России и уровень этого соответствия определяются объективными факторами. Оно устанавливается только в той мере, в какой это необходимо в целях создания условий для функционирования Российской Федерации как целостного единого государства, обеспечения гарантий единого экологического пространства, единых основ статуса личности, прямого действия Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, претворения в жизнь основ конституционного строя России.

3. Основные этапы развития российских Конституций.

Российские Конституции прошли несколько этапов, связанных с развитием советской государственности после 1917 года.

В основу проекта первой Конституции была положена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая объявляла Россию республикой Советов. По форме национально-государственного устройства она учреждалась как федерация советских национальных республик. Декларация отменяла частную собственность на землю, закрепляла национализацию фабрик, заводов, транспорты и других средств производства. 10 июля 1918 года Всероссийский съезд Советов утвердил первую Советскую Конституцию.

Из всех советских Конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата.

Конституцию 1918 г. можно характеризовать как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до революции.

Причиной замены Конституции 1918 г. Конституцией 1925 г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 г. В данной Конституции был отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР. Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций не определялась прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.

Наиболее существенные новеллы этой Конституции:

закрепление победы социализма в духе тогдашних представлений;

установление новой системы органов власти (вместо Съезда – Верховный Совет и его Президиум);

установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании;

расширение прав и свобод граждан: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение, неприкосновенность личности.

7 октября 1977 года внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию, названную Основным законом развитого социализма. Она состояла из 174 статей и 9 глав. Она предусматривала возможность вынесения наиболее важных вопросов на референдум, право граждан на участие в управлении в государственных и общественных делах, а также впервые определяла направляющую и руководящую роль КПСС в политической системе страны. В главе 7 фиксировались новые права граждан: право на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, свобода научного, технического и художественного творчества, право обращений в государственные органы. В связи с политикой перестройки на рубеже 80-90-х годов в нее были внесены многочисленные изменения и дополнения.

На основе союзной Конституции 1977 г. в апреле 1978 года на сессии республиканского Верховного совета была принята Конституция РСФСР, которая действовала по октябрь 1993 года. Ее характерные черты:

народ – субъект, которому принадлежит вся власть;

руководящая и направляющая сила советского обществаКоммунистическая партия;

расширение перечня прав граждан;

повышение статуса автономных образований;

включение с 1990 года базовой нормы о суверенитете РСФСР.

Начало 90-х годов ХХ столетия было ознаменовано политикой радикальных демократических и рыночных реформ, что, в конечном счете, привело к мирной смене общественного строя.

По своей структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

    Основы конституционного строя.

    Права и свободы человека и гражданина.

    Федеративное устройство.

    Президент.

    Федеральное собрание.

    Правительство Российской Федерации.

    Судебная власть.

    Местное самоуправление.

    Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

В российской Конституции отражены некоторые исходные начала концепции естественного права (ст.2, ч.2 ст. 17, ч.1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина в соответствии с международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы демократического федеративного правового и социального государства.

В структуре Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана.

Это проявляется в следующих изменениях структуры.

1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» не простая замена терминов «общественный» на «конституционный», а отражение качественного изменения характеристики строя.

2. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

    Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей. Логично располагаются главы о Федеральном Собрании, Правительстве, Судебной власти.

Отметим некоторые характерные черты Конституции РФ 1993 года:

адекватность складывающимся общественным отношениям; регулирование основополагающих общественных отношений; закрепление положения о высшей ценности прав и свобод человека, об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина

(ст. 2); о признании и гарантированности прав и свобод на уровне общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 27); непосредственном действии прав и свобод (ст. 18).

В целом, по своей структуре, Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

Заключение.

Конституция РФ 1993 г. отразила кардинальные перемены, произошедшие во всех сферах жизни российского общества.

Конституция – не только особый юридический механизм, ограничивающий власть правом. Можно говорить «о широком, комплексном предназначении Конституции, призванной обеспечить сбалансированное развитие социально-правовой системы; гражданский мир на основе консенсуса и согласования интересов; целостное видение конституционного строя; быть высшим законом страны; основой правовой системы государства; базой нового законотворчества, планом правовой реформы и становления конституционного строя; скреплять конституционное федеративное государство, систему государственной власти, дееспособную форму правления; быть сводом ограничений власти правом, конституционным строем, правами человека, балансом между каталогом прав человека и дееспособными механизмами их гарантии и защиты; основой равновесия между трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и государственным регулированием; основой развития правосознания и правовой культуры в обществе; обеспечивать легитимность правового и властного пространства» 0 .

Конституция необходима для правового оформления организации и осуществления (правосудия) суверенитета и власти народа, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Конституция устанавливает основы конституционного строя, учреждает систему органов государственной власти и самоуправления, их компетенцию. Конституция определяет правовые ориентиры развития государства. Это своего рода правовой паспорт государства.

Список литературы

1. Конституция России 1993 г. - Российская газета, №237, 25.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.),

2. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» - Российская газета, №190, 01.10.1997 г. (в ред. от 23 июля 2008 г.),

3. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» - Российская газета, № 100, 25.05.1995 г (в ред. от 23 июля февраля 2008 г.),

4.Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России// Журнал российского права. 2003. № 11.

5. Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции// Журнал российского права. 1998. № 6.

6.Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти// Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. М., 1998.

7. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд; Учебное пособие для вузов. М., 1996.

8. Румянцев О.П. Основы конституционного строя России. М., 1994.

0 Эбзеев Б. С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право. 2008. № 7. С. 5.

0 Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России// Журнал российского права. 2003. № 11. С. 10.

0 Конституционное право России: Лекции/ Отв. ред. В.Т. Кабышев, Е.В. Колесников. Саратов, 1995. С. 33-34.

0 Румянцев О.П. Основы конституционного строя России. М., 1994. С. 25.

Исследовательская работа на тему: Положительные и отрицательные стороны Конституции РФ.

Подготовила:

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №7 ст.Ессентукской

Магомедова С.Р

План работы:


  1. Введение

    1. Проблема исследования

    2. Актуальность исследования

    3. Предмет исследования

    4. Объект исследования

    5. Цель исследования

    6. Задачи исследования

    7. Гипотеза

    8. Методы исследования
2 Основная часть

2.1Общая характеристика Конституции РФ

2.3 Отрицательные черты Конституции РФ: ее недоработки и несоответствия

2.4 Перспективы совершенствования

3. Вывод

4.Заключение

1.Введение

1.1 Проблема исследования

С одной стороны, Конституция основной закон российского государства, имеет много положительных черт: она заложила фундамент новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах, способствовала стабилизации положения в российском обществе.

Но, с другой стороны, Конституция имеет множество недостатков, мешающих нормальному функционированию государственного аппарата.

1.2 Актуальность

Вопрос о целесообразности изменения Конституции сложен тем, что Конституция обладает статусом своего рода правовой «святыни», Основного закона, являющегося базой всего российского законодательства, правовой гарантией стабильности государственного и общественного строя.

1.3 Объект исследования

Действующая Конституция РФ.

1.4 Предмет исследования

Плюсы и минусы Конституции РФ.

1.5 Цель исследования.

Определить положительные и отрицательные черты действующей Конституции РФ, предложить пути решения некоторых недоработок документа и несоответствия статей.

1.6 Задачи исследования.

1. Изучить Конституцию РФ

2. Выделить плюсы и минусы Основного закона

Определить перспективы совершенствования документа

4. Предложить пути решения некоторых недостатков Конституции

1.7 Гипотеза

Я считаю, что действующая Конституция РФ имеет много недостатков и основным из них является несоответствие положений Основного закона и федеральных конституционных и федеральных законов.

1.8 Методы исследования

Теоретический (изучения текста Конституции РФ и подзаконных актов)

2.1 Общая характеристика Конституции РФ

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, определяющей его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция РФ принята всенародным референдумом 12 декабря 1993г. Она подвела черту под существовавшим в стране коммунистическим строем, заложила фундамент новой общественно- политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах.

Основной закон Российской Федерации состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Конституция закрепила федеральное устройство государства, состоящее из 89 равноправных субъектов Федерации. Устанавливались единство и суверенитет России, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории, единое гражданство.

Конституция разграничивает компетенцию федеральных органов и органов субъектов Федерации, определяет вопросы их совместного ведения. Вне полномочий Федерации, как исключительных, так и в рамках совместного ведения, субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.

Конституция закрепляет широкий круг политических и социальных прав и свобод граждан, при этом устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Основной закон определяет структуру федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также общий порядок их формирования. Главой государства является Президент, высший представительный орган –двухпалатное Федеральное Собрание, высшей исполнительный орган –Правительство РФ, высшей судебный орган- Верховный суд.

2.2 Положительные черты Конституции РФ

Если сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах
человека и гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в
этой сфере, то сразу же можно отметить не только совпадение общих
подходов, но и сходство многих конкретных норм. И это не случайно.
Принципы, определяющие конституционный статус личности, отражают
общемировой уровень, закрепленный в важнейших международно-правовых
документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, в
Международном пакте о гражданских и политических правах и в
Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает
Всеобщую декларацию прав человека. Устав ООН, Международные

пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, участвует в договоренностях в рамках СБСЕ, многих международных конвенциях и др. Иными словами, в силу собственного выбора, восприятия ценностей человеческой

Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека
закрепляются в невозможно более полном объеме. Ни переходный характер современного этапа развития российского общества, ни связанные с этим политические, экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их последовательно осуществлять на практике. Безусловно, закрепление прав и свобод человека является одной из положительных черт Конституции.

Конституция расшифровывает непосредственное действие прав и свобод
человека и гражданина таким образом, что они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием (статья 18).

В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и
бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное
образование.
В сфере здравоохранения медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет
средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В сфере социального обеспечения Конституция предусматривает
государственные пенсии и социальные пособия, равно как поощряет
добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм
социального обеспечения и благотворительность.

2.3 Отрицательные черты Конституции РФ: ее недоработки и несоответствия.

Одна из проблем связана с принципом прямого действия Конституции, непосредственно закрепленным в статье 15. Эта статья предполагает реализацию Конституции независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее нормативных правовых актов. Конституция призвана регулировать основополагающие начала общественных отношений, которым предстоит развиваться, что подразумевает, в определенной степени, ее стратегический характер.

Другая проблема реализации Конституции касается ее соотношения с актами действующего законодательства, которые, с одной стороны, призваны развить ее положения и обеспечить их воплощение в действительность, а с другой стороны, должны соответствовать ей как акту, обладающему высшей юридической силой.

Далеко не все из прямо предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов (а также законов, предполагаемых логикой конституционных положений), воплощены. Так, не приняты важнейшие федеральные конституционные законы о Конституционном Собрании, об изменении конституционно-правового статуса субъекта федерации.

Одна из наиболее обсуждаемых проблем связана с принципом разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Имеется некоторое несовпадение между статьей 10 Конституции, закрепляющей данный принцип, и частью 1 статьи 11, перечисляющей четыре звена в системе государственной власти (президент РФ, Федеральное Собрание РФ, правительство РФ, суды РФ). Исходя из смысла положений Конституции, участие президента в осуществлении государственной власти предполагает включение его в одну из ветвей власти. Конституция закрепляет за ним статус главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Однако положение президента в системе существующих трех властей Конституцией не определено, что дает почву для дискуссий о существовании особой формы власти – президентской и о сущности тех полномочий, которыми он должен быть наделен.

Не менее проблематичен вопрос о месте прокуратуры в системе трех ветвей власти и об обоснованности включения статьи о ней в главу 7 Конституции «Судебная власть», поскольку прокуратура не вправе осуществлять правосудие и потому, строго говоря, не может быть отнесена к судебной власти.

Не урегулирован Конституцией и ряд принципиальных вопросов о природе и статусе некоторых государственных органов, таких как федеральные органы исполнительной власти, прокуратура, избирательные комиссии, администрация президента. Наряду с правительством исполнительную власть осуществляют федеральные органы исполнительной власти, - министерства, службы и агентства, - статус которых определен указом президента. Между тем Конституция предусматривает осуществление исполнительной власти только правительством (ст.110 Конституции РФ). Ситуация осложняется и тем, что часть федеральных органов исполнительной власти действуют непосредственно под руководством президента.

Проблемные формулировки главы 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», создают препятствия для реализации ряда конституционных прав и свобод. Это известно не только специалистам в сфере юриспруденции, но и обычным гражданам. К таким вопросам относятся двойное гражданство, реальность конституционного принципа равенства, разрешительного на практике характера реализации некоторых прав и свобод, размытые конституционные формулировки тех условий, при которых возможны ограничения прав и свобод. Примером этого могут служить услуги здравоохранения. Статья 41 гл.2 Конституции РФ предоставляет нам право на бесплатную медицинскую помощь. Но, в большинстве случаев, качество предоставляемых услуг настолько низко, что приходиться получать в дорогих частных поликлиниках. Статья 43 провозглашает бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Несомненно, это является большим плюсом, но, если сравнить системы образования многих стран Европы, то мы заметим, что в таких странах, как Германия, Норвегия, Финляндия, Чехия и Франция уже давно введено бесплатное высшее образование.

2.4 Перспективы совершенствования Конституции РФ.

Итак, Надо ли перерабатывать конституционные нормы? Конституция, как и любой другой закон, несовершенна. Она может содержать в себе противоречия и отставать от общественной практики или же, напротив, чрезмерно опережать ее, превращаясь в своего рода декларацию, недостижимый идеал. Любой закон, даже конституция, не является неприкосновенным и может быть подвергнут изменениям. Опросы общественного мнения показали, что более половины граждан считают необходимым вносить поправки в действующую Конституцию.

Согласно статье 134 гл. 9 Конституции РФ «Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ,

А также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы».

А что можем сделать для совершенствования Основного закона мы?

Ведь мы не имеем ни власти,ни права законодательной инициативы. Я считаю, что для решения этой проблемы мы можем громко и четко заявлять, что потребность в этом действительно существует, и первой ступенькой достижению цели будет призыв к законодательным органам нашего субъекта.Однако нельзя забывать о том, что Конституция – это особый нормативный правовой акт, регулирующий основы жизни государства и общества, одним из главных свойств которого является стабильность. Необдуманная переработка ее положений может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе. И нет никакой гарантии того, что обновленная или даже новая Конституция не столкнется с аналогичными проблемами.

3. Вывод

Моя гипотеза частично подтвердилась, так как Конституция РФ действительно имеет много недостатков, но наиболее остро стоят проблемы разделения органов власти и неточные формулировки некоторых статей Основного закона.

4. Заключение

В своей работе я выделила положительные и отрицательные черты Конституции РФ и сделала вывод о том, что она действительно нуждается в совершенствовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют более полно и разнообразнее понять недостатки и преимущества действующей Конституции ФРФ РФ. Полученный теоретический материал может быть использован на уроках правоведения и обществознания в учреждениях образования.