Кризис в межнациональных отношениях. Наступил кризис межнациональный отношений

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.

Политика ускорения Горбачева привела страну к самым низким темпам экономического роста за всю историю ХХ в. Разумеется, это негативно сказалось на общем уровне жизни.

По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г. и, видимо, был лишь пробой сил.

По крайней мере видимых последствий он не имел. 16-18 декабря 1986 г. в Алма-Ате студенты протестовали против назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо казаха Д.А. Кунаева русского Г.В. Колбина. Протест был подавлен.

С лета 1987 г. национальные движения приняли организованный характер. Прежде всего началось движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.

С конца февраля 1988 г. началось движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. Армения настаивала на включении Карабаха в свой состав. За это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, составлявшие 80% ее населения. Азербайджан выступал против территориального передела своей республики. Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали спешно покидать Армению, армяне -

Азербайджан. Уже в 1989 г. количество беженцев в Закавказье превысило 300 тыс. человек. Многие из них стали жертвами террористических актов и вооруженных стычек. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал очагом будущего всесоюзного пожара. В начале января 1990 г. войска вошли в бунтующий Баку, где велась стрельба с крыш домов. В результате конфликта были убиты около 200 гражданских лиц.

В марте 1989 г. в Фергане (Узбекистан) произошел межнациональный конфликт с многочисленными жертвами среди узбеков и турок-месхетинцев. По настоянию турок-месхетинцев было организовано временное переселение из Ферганской области 16 282 человек в Смоленскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую и Воронежскую области РСФСР.

В Грузии с апреля 1989 г. нарастало движение за выход из СССР. В Грузии стали открыто заявлять, что установление там советской власти в феврале 1921 г. являлось оккупацией страны. Националистическое движение в республике носило откровенно сепаратистский и антикоммунистический характер. Военная сила была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, где сторонники сепаратизма инициировали столкновение толпы с армейскими подразделениями. Итог - 20 убитых.

На одной из встреч с М.С. Горбачевым президент США Дж. Бушстарший напомнил главе СССР, что США никогда не признавали вхождения прибалтийских республик в состав Советского Союза. Он заявил, что если Москва прибегнет там к насилию, то антисоветские чувства захлестнут США и заблокируют улучшение двусторонних отношений. «Народные фронты» Эстонии, Латвии и Литвы оформились весной-осенью 1988 г. События лета 1940 г. они стали называть советской оккупацией и требовали от республиканских властей принять решение о выходе из СССР. Популярными лозунгами их митингов и пикетов были: «Русские, убирайтесь вон!», «Иван, чемодан, вокзал, Россия!». В ноябре 1988 г. сессия ВС Эстонии приняла Декларацию о суверенитете и дополнения к республиканской конституции, позволявшие приостанавливать действие союзных законов. В мае и июле 1989 г. Декларацию и Закон о государственном суверенитете приняли соответственно Литва и Латвия.

В январе 1990 г. массовые демонстрации начались в Молдавии. 11 января по пути прибалтов пошла Армения. 9 марта Верховный Совет Грузии осудил оккупацию своей страны в 1921 г. и ее дальнейшее включение в Советский Союз.

В марте 1990 г. на Украине националистическая организация «Народный Рух» продемонстрировала свою силу на выборах.

Руслан Садыков - Казань

Татарстан как ключевой национальный регион продолжает сохранять высокий уровень межнационального и межконфессионального согласия. Почти 80% жителей республики уверены, что живут в спокойной, стабильной национальной обстановке.

Впрочем, тревога, которую у людей вызывает кризис, сказалась даже на этой сфере отношений: 18% жителей говорят, что напряженность начинает расти и лишь 3% указывают, что ситуация в республике напряженная. Это результаты опроса, проведенного институтом социологии РАН, которые на днях представил экспертный совет при Казанском федеральном университете.

Мусульман, живущих в официальном браке, в два раза меньше, чем православных. Однако пар, которые зарегистрировали брак и по религиозным канонам, и в ЗАГСе, больше в два раза среди мусульман.

Ориентация на выполнение религиозных практик у мусульман и православных стала больше в сравнении с прошлым годом. Тем не менее, стабильным остается тот показатель, где респондент идентифицирует себя как мусульманин без более детализированной самоиндификации.

Источником знаний для мусульман и православных остается семья и старшие родственники, которые передают свои традиции младшему поколению. Этот источник является более важным. Семья у мусульман и православных опережает все остальные знания и каналы знаний о религии.

Показательный вопрос: насколько комфортно живется мусульманам и православным в Татарстане. Здесь обе конфессии одинаково довольны - по 88%.

Вероятность межконфессионального конфликта в РТ, по оценкам респондентов, невелика. Доля тех, кто считает, что возможность конфликта между православными и мусульманами очень высока, - чуть более 4%.

Это показывает, что все-таки в Татарстане отношение между религиями более лояльное, говорил Козлов.

Большинство респондентов обеих религиозных групп выражают высокую степень интегрированности в правовое пространство РФ и в сложной ситуации предпочтут руководствоваться законодательством России.

«Общий итог представленных оценок ситуации в религиозной сфере республики отражает, на наш взгляд, весьма высокую эффективность реализации Концепции национальной политики Республики Татарстан», - заявил Козлов.


Фото: voinskayachast.ru

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

межнациональный кризис противоречие перестройка

С началом перестройки в национальном самосознании народов России происходит серьезные изменения. Сепаратистские настроения в балтийских республиках, Грузии, Молдове, принятии в них дискриминационных законов о языке, желание возложить на россиян вину за все ошибки и просчеты союзного центра содействовали формированию у части населения республики национал-патриотических настроений. Процесс национального самоутверждения российских народов носил в своей основе защитный характер. На этой волне порождаются самые различные общественные организации - от крайне правых до крайне левых.

Серьезные изменения в общественном сознании российских народов, быстрая его деидеологизация, возникновение национальных и религиозных чувств заставили политические силы в Российской Федерации воспользоваться наиболее популярными идеями национально-патриотического движения.

Компартия РСФСР, взяла на вооружение концепцию российского суверенитета.

Демократические силы России, включая МДГ и Демплатформу в КПСС до начала 1990 г. окончательно не разделяли идеи суверенизации РСФСР, справедливо считая, что они опасны для России, с ее «матрешечной» внутренней структурой. Но при резком всплеске национальных чувств российских народов демократы широко использовали в предвыборной борьбе идею российского суверенитета, провозглашая духовные и культурные традиции.

Цель данной работы рассказать об условиях и причинах развития межнациональных отношений в СССР в годы Перестройки, а также показать какие меры государством принимались для решения данной проблемы.

1. Межнациональные отношения во 2 - о й половине 80 - х гг .

1.1 Обострение межнациональных отношений в период перестройки

Перестройка, возглавляемая М.С. Горбачевым и стоящей за ним группой реформаторов, обнажила ряд противоречий. Среди них межэтнические противоречия были далеко не последними.

Говорить о том, был ли Советский Союз империей, продолжает оставаться открытым, тогда как экономической помощи со стороны центра национальным окраинам, поддерживалась интернационализмом и понятием «дружбы народов». В следствии чего в советский период межнациональная вражда была очевидна, более того, эта вражда постоянно перерастала в открытые конфликты.

Ситуация удерживалась под контролем по ряду следующих причин, а именно великая народная революция 1917 года выдвигала лозунги как социального, так и национального освобождения, которые не могли не найти поддержки в многонациональной стране. Во-вторых, центр помогал «национальным окраинам» постоянную экономическую помощь, что приводило к экономическому росту и подъему материального благосостояния. В-третьих, многие народы получили символы национальной государственности, что помогло образовать национальную политическую элиты. В-четвертых, при помощи Центра вырос общеобразовательный и культурный уровень населения, что привело к увеличению в стране интеллигенции. В-пятых, введенный в стране режим тоталитаризма пресекал какую либо деятельность.

При попытке перехода из данного режима на другую ветвь власти изъяны системы тут же обнажаются. Так было и в межнациональных отношениях. Сделав шаг на переход к демократизации и гласности, этнополитические конфликты стали реальностью.

Мнение о том, что советское руководство не видело всей глубины и масштабности межнациональных проблем, заблуждение. Первоначально отношение к межнациональным проблемам все же было и выражалось в том, что этнонационализм не только отвлекает от решения социальных проблем, но и противостоит им. Наращивая темпы перестройки советский лидер стремился к единому рыночному пространству, управляемому из единого центра. Он хотел увеличить гражданские права, а не передать гражданские отношений из под контроля союзного центра на уровень региональной бюрократии.

М.С. Горбачев думал, что национальный вопрос создается искусственно, на уровне регионов. В данном вопросе он частично был прав, так как представители региональной бюрократии видели в «перестроечных» реформах угрозу их положению.

Правильно оценив ситуацию, Горбачев не просчитал действие других обстоятельств, «работавших» на разжигание межнациональной напряженности. Это показало решение сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС, посвященного межнациональным отношениям. Руководству КПСС было очевидно, что традиционное массированное использование военной силы, даже подавив массовые национальные движения на окраинах, разбудят диктатуру в центре и приведут к краху реформ. Проблема была не в том, чтобы пресекать массовые национальные движения, а чтобы направлять их в нужное русло, чего руководству КПСС достичь не удалось.

До 1989 г. еще было время решить возникшие проблемы территориального разногласия путем проведение серии референдумов на местах, на что М.С. Горбачев, не пошел. Он хотел в борьбе с республиканской бюрократией опираться на автономии, увеличив их полномочия. Но полностью изменить их полномочия он не решился, чем и вызвал недоверие уже и с их стороны.

1. 2 Кризис межнациональных отношений

Период с мая 1989 г. по декабрь 1991 г. был временем распада советской системы. За шесть лет перестройки поставленные перед ней цели не были достигнуты. Власть запаздывала с решением возникавших вопросов. Тяжелыми последствиями для советской системы и советской государственности были ее бездействие и нерешительность в национальном вопросе.

С середины 1987 г. с повестки дня Политбюро не уходил вопрос о межнациональных отношениях, в свою очередь на заседаниях было видно открытое стремление «оставить проблему на усмотрение жизни и истории», как это было с возвращением крымских татар на историческую родину. События в Нагорном Карабахе в конце 1988 г., когда Армения и Азербайджан оказались на грани войны друг с другом из-за спора об административной принадлежности этой территории, показав отсутствие идей, неспособность партии защитить интересы Союза.

Тлевшие десятилетиями межнациональные конфликты стали разгораться. Чем больше центр делал уступок, тем решительнее становились требования республик по расширению их прав и изменению форм советской федерации. Не целесообразным оказалось решение проблемы силовыми методами, на использовании которых первоначально настаивала консервативная часть Политбюро. Применение войск в ночь на 9 апреля 1989 г. для «вытеснения» демонстрантов с площади перед Домом правительства в Тбилиси привело к гибели 16 человек, несколько сотен было ранено.

Вооруженное противодействие федеральной власти уже не могло остановить начавшийся процесс межнациональный конфликт.

1.3 Причины обострения национальных противоречий во 2 - й половине 80 - х гг .

Во 2-й половине 80-х гг. в стране накаляются национальные противоречия, увеличиваются сепаратистские настроения. Местные лидеры и элиты стремятся к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. В связи с быстро ухудшающейся экономической ситуацией в стране возникает протест в форме национальных движений. Постепенно это выражается в боре против федеральной власти, которая сравнивалась с Россией. В ряде республик (Эстония, Латвия, Армения, Грузия) родились Народные фронты. В течении 1989-1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, приняли декларации о национальной независимости. национальный вопрос стал инструментом борьбы за власть.

Конституция не действовала на большей части территории страны. Президент СССР все больше терял власть и уже не являлся единственным президентом в стране, так как было еще 15 президентов и глав республик. КПСС потеряла свою руководящую роль. В сложившемся шатком положении и нарастании центробежных сил одной из главных задач стало реформирование СССР и заключение нового союзного договора между республиками.

С нарушением политических и экономических связей между республиками, имевшие долгие исторические и культурные традиции, ухудшились межнациональные отношения, что привело к обострению конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, (позднее и Абхазией), Ингушетией и Северной Осетией и т.д.) Возникла проблема беженцев. Положение русского язычного населения в национальных республиках ухудшилось.

2. Пути решения межнациональных отношений

2.1 Кризис вооруженных сил СССР

Острой стала проблема этнического состава Вооруженных Сил. Республики, ставшие независимыми и взявшие курс на создание своих армий, одна за другой приняли решение, что их призывники должны служить в своей стране. Становление Вооруженных Сил в более или менее моноэтническая становление не происходит в течение недели или месяца. Много русских, узбеков, казахов служило на Украине, украинцев в России. Это были и солдаты и офицеры. Для кадровых военных это ситуацию создала проблемы с жильем, в новой независимой стране, в которой они служили, но которая для них стала чужой. В результате им стало не до выполнения приказов новых гражданских руководителей. События в Чечне в ноябре 1991 года в живую показали отсутствие на территории СССР боеспособных частей.

Парламент Чеченской республики, во главе с президентом республики Д. Дудаевым издал указ о государственной независимости республики и о создании национальной гвардии. Части российского ОМОНа заняли здание Телевидения в Грозном, но 5 ноября 1991 года национальная гвардия заставила омоновцев оставить здание. 8 ноября 1991 года Б. Ельцын издал Указ «О введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения. Его идея провалилась. Прилетевшие на аэродром в Ханкале самолеты со спецназом были блокированы сторонниками чеченского суверенитета. 10 ноября 1991 года исполком ОКЧН прекратил отношение с Россией превратив Москву в «зону бедствия». 11 ноября сессия Верховного Совета РСФСР проголосовала против Указа «О введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения». Круг замкнулся.

За не имением в стране армии и органов правопорядка дело не остановилось. У страны не стало охраняемых границ и таможни. Украинские власти после провала августовского путча взяла под свой контроль пограничные войска, расположенные на ее территории. Также поступили Литва, Эстония, Латвия при этом солдаты и офицеры, которые уже не являлись гражданами данных республик, не могли покинуть страну, так как являлись еще военнослужащими. Решение межнационального конфликта федеральными властями, только еще больше накалило межнациональные отношения внутри уже провозгласивших себя суверенными республиках.

2.2 Становление межнациональных отношений в Российской федерации

Новая Конституция России установила основные признаки федеративного устройства страны: ее государственную целостность, разделение полномочий между органами власти в центре и на местах, равноправнее субъектов Федерации, а также признаки равенства и самоопределения народов Российской Федерации.

Законодательные органы республик, краев и областей сильно различались по своему правовому статусу, компетенции и даже по названия. В следствие чего, образование национально-государственного устройства России во многом происходило спонтанно, под воздействием непрерывного «торга» центра и регионов по вопросам полномочий и распределения доходов.

Слабость государственной власти, вынуждена была идти на подписание особых двухсторонних договоров с субъектами Федерации, которые были наиболее богатыми по своим ресурсам этническими республиками. Так Татарстану перешли основные федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение гражданства республики и т.д., что позволило гражданам являющимся не коренными жителями данных республик (т.е. рожденными в них), после изучения национального языка принять гражданство республики и тем самым решить межнациональный вопрос в данной республике. В дальнейшем такие договора были подписаны и с другими республиками, которые вышли из состава СССР.

Основной и самый большой межнациональный вопрос который остался не решенным это был «замкнутый круг» Чечено-Ингушетии, где притеснение граждан не одной с ними религии шло в полной силе.

В конце1994 года российское руководство попыталось разрубить «чеченский узел». За три года с момента прихода к правлению Д. Дудаева Чечня превратилась в опасный источник сепаратизма на Северном Кавказе. Призывы Д. Дудаева к созданию «общего кавказского дома народов» вне России грозило повторным переделом пространства. Чеченский сепаратизм грозил подорвать едва наметившееся согласие между центром и регионами.

Раздувание межнациональных распрей на территории «ичкерии» Д. Дудаевым заключалось в изгнании «неверных». Закрывались русскоязычные школы. Под давлением угроз, а иногда и насильственных мер (таких как убийство) власть заставляла граждан бросать свои дома и переселяться в другие регионы страны. На почве чего межнациональный конфликт рос, а не затихал, как это было в других республиках, которые смогли утвердить свое положение и выйти из состава государства.

Эта тактика принесла свои плоды. «Независимая республика Ичкерия» находилась на грани социального взрыва, когда «брат» шел на «брата», «сын» на «отца».

Попытка власти в лице президента Б. Ельцина провести 10 декабря 1994 года операцию по восстановления суверенитета на территории Чеченской республики понесло поражение. Неожиданностью для политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но главное, правильно играя на национальных чувствах и выставляя Россию врагом чеченского народа, Дудаеву удалось переманить на свою сторону население Чечни, которое ранее сохраняло нейтралитет. Большая часть населения Чечни восприняла появление федеральных войск в 1994 году как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.

В итоге операция проводимая федеральными властями по восстановлению законности и сохранения единства России, обернулось для страны кровопролитным конфликтом в нутрии страны на долгие годы.

Заключение

История страны периода «перестройки», перехода от социализма к демократии закончилась «распадом» СССР. Что в очередной раз показало, что в такой мононациональной стране как Россия, власть в первую очередь должна думать о народе, который населяет земли.

Годами люди жили «одной семьей», переезжали на новые места жительства, осваивали новые участки «необъятной» страны.

С переходом на новую ветвь власти, федеральные органы не были подготовлены к тому, что в свете проводимых реформ, республики входившие в состав СССР заходят стать самостоятельными.

Долгие годы навязывания одной системы правления, не позволение общаться на своем родном языке, изучать свой родной язык, притеснение и изгнание (как это было с чеченским народом) привело к межнациональному кризису в пределах одной страны.

Экономический кризис, лишь укрепил в народе веру неспособность государства поддержать свой народ.

Стране понадобились долгие годы, чтобы урегулировать данный межнациональный вопрос в рамках своей страны, позволив ее регионам общаться на своем родном языке, тогда как ранее в стране был единый язык общения. Соблюдать обычаи и почитать свою религию.

При этом сказать, что данный вопрос полностью закрыть нельзя, так как стране еще есть «недовольные» властью, которые проводят пропаганды по разжиганию межнациональных распрей, чего в полной мене не возможно избежать в столь много национальном государстве как бывший СССР и настоявшая Россия.

Список литературы

1. Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. - СПб.: Норма, 2009. - 336 с.

2. Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 - 304 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учеб./ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проект, 2012. - 768 с.

4. Шарафулин М.М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения // Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006, Политика и международные отношения. Выпуск 20

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины глубокого кризиса культуры в 90-е годы ХХ века. Новые тенденции культурной жизни в период перестройки. Школьная реформа 1980-90 гг. Проявления кризиса фундаментальной и прикладной науки. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Основные причины и цели перестройки. Основные события в период перестройки и движения. Реформы, проведённые в ходе перестройки Горбачевым: антиалкогольная, экономическая, в политической системе СССР. Кризис власти, распад СССР и образование СНГ.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Необходимость и причины перестройки. Курс на ускорение, реформирование существующей системы. Смягчение цензуры над средствами массовой информации. Результаты экономической реформы. Распад СССР и коммунистической системы. Последствия перестройки.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Состояние военно-промышленного комплекса СССР в 80-е годы ХХ в., его влияние на экономику страны. Предпосылки осуществления, цели и результаты перестройки. Анализ последствий распада СССР, его место в формировании новой российской государственности.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Суть перестройки и ее основные идеи. Создание института профессионального парламентаризма, как важный реформаторский шаг. Внутренняя политика СССР в годы перестройки и смены власти. Экономический кризис как последствие "перестройки" и всеобщий дефицит.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2014

    Предпосылки проведения реформ М.С. Горбачёва. Причины неудач и стихийности социально-экономических и политических реформ в СССР, основные направления внешнеполитического курса. Оценка последствий "перестройки" в контексте современного развития России.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2010

    Основные причины, цели, замыслы и результаты перестройки, необходимость перемен в СССР. Реформы политической и экономической системы СССР: гласность и многопартийность. Повседневная жизнь в период "перестройки". Кризис власти и распад Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2014

    Причины и цели перестройки, курс на социально-экономическое и политическое обновление страны. Основные лозунги реформ М.С. Горбачева: "гласность", "ускорение", "перестройка". Итоги и последствия распада Советского союза. Причины неудачи модернизации.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Перестройка как название совокупности политических и экономических реформ, проводившихся в СССР в 1986-1991 годах. Основные события перестройки. Реформы в экономике, формирование многопартийной системы и тенденции перестройки. Причины неудач перестройки.

Киселева Кристина

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует расхожее утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок (экстенсивное развитие), и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ладожский многопрофильный техникум»

Доклад по истории

На тему:

«Межнациональный кризис и распад СССР»

Работу выполнила студентка I курса

группы 8по профессии

повар, кондитер

Киселева КристинаСергеевна

Краснодар 2017

1.Введение

2.Обострение межнациональных конфликтов

3.Беловежское соглашение

4.Последствия распада СССР

Заключение

1.Введение

Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.

В связи с этим существует расхожее утверждение или скорее предположение о том, что все империи рушились, распадались, гибли из-за невозможности совместить сущность империи, как одновременно самораспадающейся и саморазрушающейся системы. На современном уровне это следует принимать, как исчерпанность страной своих пространственных рамок (экстенсивное развитие), и не понимание государством необходимости изменения направленности внешней и, прежде всего внутренней политики. По принципу аналогий здесь усматривается едва ли не главная причина распада СССР и естественно, его внутриэкономических связей, то есть всего социалистического народнохозяйственного комплекса.

Несомненно, это тема актуальна именно в наше время. Изучив проблемы рассматриваемого периода (конец 50-х - 91гг.), можно выявить причины экономического отставания нашего государства. Поскольку эта тема мало изучена, поэтому взгляды историков расходятся.

Историк А. Г.Механик считает, что в период с 1917 по 1991 гг. происходила не иначе как Великая революция, и все существование Советского государства лишь переходный период к новой российской государственности. М. Головин считает, что именно развал армии привел к развалу СССР. Есть мнение о несовпадении этнополитики и геополитики СССР. Исследованием данной темы занимались такие политики как Э. Баталов, А. Зубов, Т. Камоза, В. Цедербаум-Левицкий и другие.

Цель работы – изучить процесс распада СССР. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Выявить причины распада СССР;

Рассмотреть Беловежское соглашение 1991 года;

Подвести итог распада СССР.

2. Обострение межнациональных конфликтов

В середине 80-х годов состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркменская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории проживали свыше 270 млн. человек - представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем непоследовательность национальной политики породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кризис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окружающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на местах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера.

Центрами, объединяющими местные оппозиционные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения ("Рух" на Украине, "Саюдис" в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против русификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило назначение Г. Колбина, русского по национальности, первым секретарем ком-партия Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии. Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала обнародования советско-германских договоров 1939 г., публикации документов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белоруссия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтнических конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха - территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев - таков быд один из результатов происшедших конфликтов


3. Беловежское соглашение

С конца 80-х годов усилилось движение за выход их состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения численности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплекса. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республиканских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государственном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайджанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президентом - А. В. Руцкой. Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление "Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения". В документе отмечалось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

В апреле - мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора.

Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предотвращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения "Демократическая Россия" выдвинули идею о подписании временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и передать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых обществоведов выступила с протестом против проекта договора. Подготовленный к подписанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Группа государственных деятелей заявила о невозможности М. С. Горбачева - в связи с состоянием его здоровья - исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП - Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вопий вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр B. C. Павлов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур.

ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были введены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконститупионный переворот. Объявлялось о переходе в ведение российского президента всех расположенных на территории республики общесоюзных органов исполнительной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19-22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Украина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эта задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживающим его демократическим силам.

4. Последствия распада СССР

Можно выделить несколько последствий распада СССР:

1. В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

2. Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

3. Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

4. Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс "разделенной нации". Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

5. Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий - процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.

6. Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало. Новые государства столкнулись с рядом сложных приграничных вопросов.

7. В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.

Заключение

Распад СССР являлся следствием ошибок в правящей среде. На протяжении всей истории советского государства делались попытки либерализации «системы», однако все реформы имели незаконченный характер.

В обществе шло прогрессирующее отчуждение народа от власти. Власть повисла в воздухе, у нее не было социальной опоры.

Подавляюще большинство ресурсов направлялось на развитие ВПК – военно-промышленного комплекса. Хотя необходимо было развивать наукоемкие производства, осуществлять вложения в область компьютерных технологий. Вместо этого же происходило непомерное развитие тяжелой промышленности.

1985 год – избрание М. С.Горбачева – провозглашение руководством КПСС курса на перестройку – время великих перемен, масштаб которых справедливо сопоставляют с такими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 г. в России. Однако носила она затяжной, мучительный характер и завершилась, фактически исчерпав себя, обнажив тот факт, что тоталитарная система не поддается реформированию.

Список используемой литературы

Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России 1917-2014.

Верт Н. История советского государства 1900-1995.- М.: Прогресс-академия, 2014.

Гумилёв Л. Н. От Руси к России. – М.: Прогресс, 2013.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России. ХХ век. - М.: Новый учебник, 2015.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, ХХ век. – М., 2015.

Дмитренко В. П., Есаков В. П., Шестаков В. А. История отечества. ХХ век. – М.: Дрофа. 20014.

Долуцкий И. И. Отечественная история. ХХ век. - М.: Мнемозина, 2014.

Зуев М. Н. История России. - М.: Просвещение, 2015.

История России XX - начала XXI в./под. ред. Милова Л. В. – М.: Наука. 2016.

Кириллов В. В. Отечественная история ХХ века в таблицах и диаграммах: В помощь старшекласснику и абитуриенту. - М.: Дом педагогики, 2013.

Личман Б. В. История России. – М., 2014.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Неоргиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. – М.: Проспект, 2014.

Отечественная история. Учебник для вузов/ под ред. Проф. Ш. М. Мунчаева. - М.: Наука, 2013.

Платонов С. Ф. Курс лекций по русской истории. - М., 2012.

Пушкарёв С. Т. Обзор русской истории. - М., 2014.

Проблема межнациональных отношений в нашем государстве стоит на особом счету, что естественно делает ее очень актуальной для нашего региона с его спецификой и особенностями в виде проживания различных народов исповедующих различные религии. В последнее время в средствах массовой информации и сетях интернет публикуются различные материалы по данной тематике. Недавно вышел в свет сборник научных работ по результатам работы конференции в одном Высшем учебном заведении Ставропольского края. В одной из работ автором которой является Туфанов, рассмотрены вопросы: веротерпимости, национализма и межнациональных отношений на Кавказе.

Так по мнению автора проблема толерантности и веротерпимости - самая острая, сложная и подвергаемая огласке особенно во многонациональных регионах, каким и является Северный Кавказ (здесь проживает более 50 этнических групп). На данную тему повсеместно ведутся споры, высказывается множество мнений на всех социальных уровнях: как на высшем, государственном, так и среди простых граждан.

Людей всех возрастов увлекают беседы, касающиеся толерантности и веротерпимости, национализма и межнациональных отношений на Кавказе, а как известно, сколько людей – столько и мнений. Одни придерживаются мирных позиций и выступают за братские отношения и дружбу народов, живущих на данной территории. Другие же поддерживают крайне националистские позиции, которые порой доходят до нацизма и ксенофобии.

К последним относятся лидеры различных движений, как исламских, так и славянских. Межэтнические и межнациональные конфликты - это очень серьёзная задача, которой сегодня занимаются и спецслужбы очень многих западных стран, и просто провокаторы. А основная масса их сторонников – молодежь. Это и является самым страшным в подобных течениях, ведь молодые люди – это надежда народа, а юноши и девушки с «затуманенным» разумом и неправильным отношением к другим нациям вряд ли смогут сохранить мир и единство в нашем регионе в будущем.

Многие из крайне настроенных людей попросту не знают истории России, Кавказа, истинного смысла текстов Корана и Библии, что безусловно на руку тем, кто стоит за подобными движениями. Поэтому, по моему мнению, первое, чем нужно заняться – это просвещение молодежи именно в этническом направлении с ранних лет. Люди, знающие традиции, их смысл и историю возникновения будут ценить как свою, так и чужую культуры. А значит, и друг друга. Ведь нигде мы не найдем такого разнообразия обычаев, поверий и прочего культурного достояния, как здесь - во многонациональном Северном Кавказе.

Зачастую межнациональная рознь базируется на религии. На этот счет все религиозные деятели Кавказа, как православные, так и мусульмане, имеют единое мнение: «Миллионы людей по всему миру хотят свободы и процветания для себя и для всего человечества… религия и политика должны служить прочным основанием для мира и диалога между цивилизациями, а не использоваться причиной разногласий и конфликтов. Все мы созданы Единым Создателем, и это обуславливает нашу взаимную ответственность за сохранение священного дара жизни».

Люди должны объединиться не смотря на разную национальную принадлежность, бороться против террористических актов и прочих братоубийственных столкновений в мире и на Кавказе.

Подобными идеи должно проникнуться и руководство нашего региона и Российской Федерации в целом, проводя здесь национальную политику с учетом этнических, культурных и исторических особенностей населения. Так как условия жизни формируют национальное сознание населения – сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских религиозных и прочих взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Понятие «национальное сознание» включает в себя такие элементы, как осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации национальных интересов; понимание необходимости добрососедских отношений с другими социально-этническими общностями; осознанное отношение нации к своим материальным и духовным ценностям.

Как мне кажется, главная задача национальной политики – не притеснить ни один из народов Кавказа, обеспечить население возможностью самовыражаться и следовать обычаям своих предков, не доставляя при этом неудобства представителям других народностей. Тема отношений в регионе, как уже было сказано ранее, поднимается на государственном уровне, где почти у каждого руководителя существует свое мнение практически полностью противоположное друг другу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждый житель Кавказа должен быть заинтересован решением национальной проблемы. Необходимо обеспечить достойные условия жизни в каждом субъекте нашего региона для всех народов на государственном уровне. А так же подтолкнуть молодежь Кавказа к взаимодействию и ведению конструктивного диалога. Люди должны понять необходимость братских отношений и всячески противодействовать конфликтам. Мы должны сохранить Кавказ для следующих поколений.