Правила проведения выборов президента в америке. Как выбирают президента США: простое объяснение сложной избирательной системы

, «жестокость оккупационного режима была такова, что, по самым скромным подсчётам, каждый пятый из оказавшихся под оккупацией семидесяти миллионов советских граждан не дожил до Победы».

Надпись на школьной доске: «Русский должен умереть, чтобы мы могли жить». Оккупированная территория СССР, 10 октября 1941

По оценке Тэйлора, представителя обвинения от США на Нюрнбергском процессе , «зверства, совершённые вооружёнными силами и другими организациями Третьего Рейха на Востоке, были такими потрясающе чудовищными, что человеческий разум с трудом может их постичь… Я думаю, анализ покажет, что это были не просто сумасшествие и жажда крови. Наоборот, налицо имелись метод и цель. Эти зверства имели место в результате тщательно рассчитанных приказов и директив, изданных до или во время нападения на Советский Союз и представляющих собой последовательную логическую систему».

Как указывает российский историк Г. А. Бордюгов, в делах Чрезвычайной государственной комиссии «по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников» (июнь 1941 - декабрь 1944 годов) зафиксировано 54784 акта о зверствах в отношении мирного населения на оккупированных советских территориях. Среди них - такие преступления, как «использование гражданского населения в ходе военных действий, насильственная мобилизация мирного населения, расстрелы мирных жителей и уничтожение их жилищ, изнасилования, охота за людьми - невольниками для германской промышленности».

Дополнительные изображения
в сети
На оккупированной территории тематический каталог фотодокументов Росархива .

Немецко-фашистская оккупация СССР и её инициаторы были публично осуждены международным трибуналом в ходе Нюрнбергского процесса .

Цели войны

Как отмечал в 1999 году немецкий историк доктор Вольфрем Верте, «война Третьего рейха против Советского Союза была с самого начала нацелена на захват территории вплоть до Урала, эксплуатацию природных ресурсов СССР и долгосрочное подчинение России германскому господству. Перед прямой угрозой планомерного физического уничтожения оказались не только евреи, но и славяне, населявшие захваченные Германией в 1941-1944 годах советские территории… Славянское население СССР … наряду с евреями было провозглашено „низшей расой“ и также подлежало уничтожению».

О военно-политических и идеологических целях «войны на Востоке» свидетельствуют, в частности, следующие документы :

Начальник штаба оперативного руководства ОКВ после соответствующей правки возвратил представленный ему 18 декабря 1940 года отделом «Оборона страны» проект документа «Указания относительно специальных проблем директивы № 21 (вариант плана „Барбаросса“)», сделав приписку о том, что данный проект может быть доложен фюреру после доработки в соответствии с нижеследующим его положением:

«Предстоящая война явится не только вооружённой борьбой, но и одновременно борьбой двух мировоззрений. Чтобы выиграть эту войну в условиях, когда противник располагает огромной территорией, недостаточно разбить его вооружённые силы, эту территорию следует разделить на несколько государств, возглавляемых своими собственными правительствами, с которыми мы могли бы заключить мирные договоры.

Создание подобных правительств требует большого политического мастерства и разработки хорошо продуманных общих принципов.

Всякая революция крупного масштаба вызывает к жизни такие явления, которые нельзя просто отбросить в сторону. Социалистические идеи в нынешней России уже невозможно искоренить. Эти идеи могут послужить внутриполитической основой при создании новых государств и правительств. Еврейско-большевистская интеллигенция, представляющая собой угнетателя народа, должна быть удалена со сцены. Бывшая буржуазно-аристократическая интеллигенция, если она ещё и есть, в первую очередь среди эмигрантов, также не должна допускаться к власти. Она не воспримется русским народом и, кроме того, она враждебна по отношению к немецкой нации. Это особенно заметно в бывших прибалтийских государствах. Кроме того, мы ни в коем случае не должны допустить замены большевистского государства националистической Россией, которая в конечном счете (о чём свидетельствует история) будет вновь противостоять Германии.

Наша задача и заключается в том, чтобы как можно быстрее с наименьшей затратой военных усилий создать эти зависимые от нас социалистические государства.

Эта задача настолько трудна, что одна армия решить её не в состоянии».

30.3.1941 г. … 11.00. Большое совещание у фюрера. Почти 2,5-часовая речь…

Борьба двух идеологий… Огромная опасность коммунизма для будущего. Мы должны исходить из принципа солдатского товарищества. Коммунист никогда не был и никогда не станет нашим товарищем. Речь идет о борьбе на уничтожение. Если мы не будем так смотреть, то, хотя мы и разобьём врага, через 30 лет снова возникнет коммунистическая опасность. Мы ведём войну не для того, чтобы законсервировать своего противника.

Будущая политическая карта России: Северная Россия принадлежит Финляндии, протектораты в Прибалтике, Украина, Белоруссия.

Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции. Новые государства должны быть социалистскими, но без собственной интеллигенции. Не следует допускать, чтобы образовалась новая интеллигенция. Здесь достаточно будет лишь примитивной социалистской интеллигенции. Следует вести борьбу против яда деморализации. Это далеко не военно-судебный вопрос. Командиры частей и подразделений обязаны знать цели войны. Они должны руководить в борьбе…, прочно держать войска в своих руках. Командир должен отдавать свои приказы, учитывая настроение войск.

Война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке жестокость является благом на будущее. Командиры должны пойти на жертвы и преодолеть свои колебания…

Дневник начальника генерального штаба сухопутных сил Ф. Гальдера

Экономические цели сформулированы в директиве рейхсмаршала Геринга (написано не позднее 16 июня 1941 года):

I. Согласно приказам фюрера, необходимо принять все меры к немедленному и возможно более полному использованию оккупированных областей в интересах Германии. Все мероприятия, которые могли бы воспрепятствовать достижению этой цели, должны быть отложены или вовсе оставлены.

II. Использование подлежащих оккупации областей должно проводиться в первую очередь в области продовольственной и нефтяной отраслей хозяйства. Получить для Германии как можно больше продовольствия и нефти - такова главная экономическая цель кампании. Наряду с этим германской промышленности должны быть предоставлены и другие сырьевые продукты из оккупированных областей, насколько это технически возможно и с учётом сохранения промышленности в этих областях. Что касается рода и объёма промышленного производства оккупированных областей, которые надлежит сохранить, восстановить или организовать вновь, это следует также определить в самую первую очередь в соответствии с требованиями, которые ставит использование сельского хозяйства и нефтяной промышленности для германской военной экономики.

Немецкий агитационный плакат «Воины Гитлера - друзья народа».

В этом явно выражаются установки по руководству экономикой в оккупированных областях. Это относится как к главным целям, так и к отдельным задачам, помогающим их достижению. Кроме того, это ещё говорит о том, что задачи, не согласующиеся с основной целевой установкой или мешающие выдержать её, должны быть оставлены, если даже их проведение в определённых случаях и кажется желательным. Совершенно неуместна точка зрения, будто оккупированные области должны быть возможно скорее приведены в порядок, а экономика их - восстановлена. Напротив, отношение к отдельным частям страны должно быть дифференцированным. Развитие хозяйства и поддержание порядка следует проводить только в тех областях, где мы можем добыть значительные резервы сельскохозяйственных продуктов и нефти. А в остальных частях страны, которые не могут прокормить сами себя, то есть в Средней и Северной России, экономическая деятельность должна ограничиваться использованием обнаруженных запасов.

Главные экономические задачи

Балтийский регион

Кавказ

На Кавказе предполагалось создать автономную область (рейхскомиссариат) в составе Третьего рейха. Столица - Тбилиси . Территория охватывала бы весь советский Кавказ от Турции и Ирана до Дона и Волги. В составе рейхскомиссариата планировалось создать национальные образования. Основой экономики этого края должны были стать добыча нефти и сельское хозяйство.

Подготовка к войне и начальный период боевых действий

Как пишет российский историк Геннадий Бордюгов, «политическое и военное руководство Германии с самого начала… потребовало от солдат готовности к противоправным, преступным, по сути, действиям. Представления Гитлера на этот счёт были последовательным развитием тех политических принципов, которые он изложил в своих книгах, написанных еще в 1920-е годы… Как уже говорилось выше, 30 марта 1941 года на секретном совещании Гитлер, выступая перед 250 генералами, войскам которых предстояло участвовать в операции „Барбаросса“, назвал большевизм проявлением „социальной преступности “. Он заявил, что „речь идет о борьбе на уничтожение “».

Согласно приказу начальника верховного командования вермахта генерал-фельдмаршала Кейтеля от 13 мая 1941 года «О военной подсудности в районе „Барбаросса “ и об особых полномочиях войск», подписанному им на основании распоряжений Гитлера, фактически объявлялся режим неограниченного террора на территории СССР, занятой немецкими войсками. В приказе содержался пункт, фактически освобождавший оккупантов от ответственности за преступления против гражданского населения: «Возбуждение преследования за действия, совершенные военнослужащими и обслуживающим персоналом по отношению к враждебным гражданским лицам, не является обязательным даже в тех случаях, когда эти действия одновременно составляют воинское преступление или проступок ».

Геннадий Бордюгов указывает также на существование других документальных подтверждений отношения немецких военачальников к гражданскому населению, оказавшемуся в зоне боевых действий, - так, командующий 6-й армией фон Райхенау требует (10 июля 1941 года) расстреливать «солдат в штатском, которых легко узнать по короткой стрижке », и «гражданских лиц, манеры и поведение которых представляются враждебными », генерал Г. Хот (ноябрь 1941 года) - «немедленно и безжалостно пресекать каждый шаг активного или пассивного сопротивления », командир 254-й дивизии генерал-лейтенант фон Вешнитта (2 декабря 1941 года) - «стрелять без предупреждения в любое гражданское лицо любого возраста и пола, которое приближается к передовой » и «немедленно расстреливать любого, подозреваемого в шпионаже ».

Управление оккупированными территориями

Снабжение населения продовольствием со стороны оккупационных властей не было, в особенно трудных условиях оказались городские жители. На оккупированных территориях повсеместно были установлены штрафы, телесные наказания, натуральные и денежные налоги, размеры которых большей частью устанавливались оккупационными властями произвольно. К неплательщикам налогов захватчики применяли различные репрессии вплоть до расстрела и крупных карательных операций.

Нацистская демонстрация на Площади Свободы в Минске, 1943.

Репрессии

Операция проходила планомерно, исключая сдвиги некоторых ее этапов во времени. Основная причина их была следующая. На карте населенный пункт Борки показан как компактно расположенное село. В действительности оказалось, что этот поселок простирается на 6 - 7 км в длину и ширину. Когда с рассветом это было мною установлено, я расширил оцепление с восточной стороны и организовал охват села в форме клещей при одновременном увеличении дистанции между постами. В результате мне удалось захватить и доставить к месту сбора всех жителей села без исключения. Благоприятным оазалось, что цель, для которой сгонялось население, до последнего момента была ему неизвестна. На месте сбора царило спокойствие, количество постов было сведено до минимуму, и высвободившиеся силы могли быть использованы в дальнейшем ходе операции. Команда могильщиков получила лопаты лишь на месте расстрела, благодаря чему население осталось в неведении о предстоящем. Незаметно установленные легкие пулеметы подавили с самого начала поднявшуюся было панику, когда прозвучали первые выстрелы с места расстрела, расположенного в 700 м от села. Двое мужчин пытались бежать, но через несколько шагов упали, пораженные пулеметным огнем. Расстрел начался в 9 час. 00 мин. и закончился в 18 час. 00 мин. Из 809 согнанных 104 человека (политически благонадежные семьи) были отпущены, среди них были рабочие имения Мокраны. Расстрел проходил без всяких осложнений, подготовительные мероприятия оказались весьма целесообразными.

Конфискация зерна и инвентаря происходила, если не считать сдвига во времени, планомерно. Число подвод оказалось достаточным, так как количество зерна было не велико и пункты ссыпки необмолоченного зерна расположены не очень далеко…

Домашняя утварь и сельскохозяйственный инвентарь были увезены подводами с хлебом.

Привожу численный итог расстрела. Расстреляно 705 человек, из них мужчин - 203, женщин - 372, детей - 130.

Количество собранного скота может быть определено лишь приблизительно, так как на сборном пункте учета не производилось: лошадей - 45, крупного рогатого скота - 250, телят - 65, свиней и поросят - 450 и овец - 300. Домашнюю птицу можно было обнаружить только в отдельных случаях. То, что удалось найти, было передано отпущенным жителям.

Из инвентаря собрано: 70 телег, 200 плугов и борон, 5 веялок, 25 соломорезок и прочий мелкий инвентарь.

Все конфискованное зерно, инвентарь и скот переданы управителю государственного имения Мокраны…

При проведении операции в Борках израсходовано: винтовочных патронов - 786, патронов для автоматов - 2496 штук. Потерь в роте не было. Один вахтмистр с подозрением на желтуху отправлен в госпиталь в Брест.

Зам. командира роты обер-лейтенант охранной полиции Мюллер

На оккупированной территории СССР шло уничтожение советских военнопленных, попавших в руки наступающих немецких войск.

Разоблачение и наказание

В искусстве

  • «Иди и смотри » (1985) - советский художественный фильм режиссёра Элема Климова , который воссоздаёт жуткую атмосферу оккупации, «будни» плана «Ост» , предполагавшего культурное опустошение Белоруссии и физическое уничтожение большей части её населения.

Территория Советского Союза, захваченная немцами, подчинялась как военной (оперативная область), так и гражданской (области гражданского управления) администрации. Особые права получили в первую очередь уполномоченный по четырехлетнему плану Герман Геринг (руководство экономикой в оккупированных областях осуществлялось «штабом по управлению экономикой Ост») и рейхсфюрер СС и начальник немецкой полиции Генрих Гиммлер (ответственный за «полицейское обеспечение»). Кроме того Гиммлер, будучи рейхскомиссаром, выдвигал широкие требования по «укреплению германской народности». Службы СС и полиции не ограничивались выполнением своих непосредственных функций, их влияние на оккупированных территориях в ходе войны постоянно возрастало.
Во главе военной администрации стоял генеральный квартирмейстер верховного командования сухопутных войск (7-й отдел военной администрации). Начальники военной администрации при группах войск были одновременно командующими сухопутными войсками в тыловых областях, а при армиях были комендантами тыловых районов армий. Им были подчинены дивизии службы безопасности и другие воинские части, а также местные вспомогательные силы. К первичным органам военной администрации относились полевой комендант и начальник гарнизона. Общая ответственность за гражданское управление возлагалась на имперское министерство по делам оккупированных восточных областей под руководством Аль­фреда Розенберга, в то время как фактическая власть на местах находилась скорее в руках рейхскомиссаров. Управление всем гражданским населением было поручено «рейхскомиссариату Остланд» (Прибалтика и Белоруссия) под руководством Генриха Лозе. «Рейхскомиссариатом» Украины руководил Эрих Кох. Рейхскомиссариаты делились, в свою очередь, на генеральные и областные комиссариаты.

В компетенцию учреждений по четырехлетнему плану, а также служб СС и полиции входили директивы рейхскомиссарам и подчиненным им органам. Такое право имели также «командующие вермахта», назначаемые лично Гитлером. Они обладали особыми полномочиями в вопросах как военной экономики, так и военной безопасности на территории, подчиненной гражданскому ведомству. Отсутствие четкого разграничения соответствующих полномочий приводило к постоянным конфликтам между различными службами.
Отдельные службы управлений весьма по-разному относились к местному населению и имели разное представление о будущем оккупированных областей. Решения по проведению беспощадной политики, направленной на эксплуатацию и уничтожение местного населения, возлагались, прежде всего, на СС и полицию, но также и на штаб по управлению экономикой Ост, на отдельные отделы гражданской администрации и на вермахт. При этом оккупационные власти применяли дифференцированный подход к населению (не в последнюю очередь по критерию «расовой полноценности»), определенная часть привлекалась к сотрудничеству. Все это было направлено на достижение единственной цели - установление на Востоке долговременного господства Германии.

Выдержки из речи Альфреда Розенберга 20.6.1941 г. о политических требованиях в предстоящей войне против Советского Союза.



20. 4. 1941 г. Гитлер назначил Розенберга «уполномоченным по централизованному решению вопросов восточно-европейского пространства».

Снабжение немецкого народа продовольствием в эти годы, без сомнения, есть глав­ное германское требование на Востоке, поэтому южные области и Северный Кавказ должны стать источником снабжения немецкого народа продовольствием. Мы ни в коем случае не считаем себя обязанными снабжать русское население из этих плодороднейших областей. Мы знаем, что это суровая необходимость, находящаяся за пределами чувств. Без сомнения, потребуется широкая эвакуация, и русским, безусловно, предстоят очень трудные годы. [...]
Мы ведем сегодня «крестовый поход» против большевизма не только для того, чтобы спасти от него «бедных русских», но и для проведения германской мировой политики и обеспечения безопасности германского рейха. [...]
Задачу нашей политики, мне кажется, надо видеть в том, чтобы разумно и целеустремленно поддержать стремления к свободе всех этих народов и привести их к совершенно определенной государственной форме, т.е. органически выделить из огромной территории Советского Союза государственные образования (республики) и организовать их против Москвы, чтобы освободить германский рейх на грядущие столетия от восточного кошмара. [...]
Белоруссия имеет совершенно другой характер; но из балтийских стран придется, вероятно, выселить многие антисоциальные элементы, и для этих нежелательных элементов, так же как и из генерал-губернаторства, Белоруссия является подходящей областью для их приема.

«1»

Отрывок из «Дополнения к директиве 33» начальника верховного командования вермахта Кейтеля от 23. 7.1941 г. по пово­ду обращения с советским населением.
Дело особой важности

Только через офицера связи!
Начальник Верх.ставка фюр.
верховного командования 23.7.1941
вермахта
14 экземпляров экземпляр...
Дополнение к директиве 33

После доклада главнокомандующего сухо­путных войск фюрер приказал в дополнение директивы 33:
[...]

Войск, предназначенных для обеспечения безопасности завоеванных восточных обла­стей, при большой протяженности этих про­странств, хватит только в том случае, если любое сопротивление будет подавлено не путем юридического наказания виновных, а когда оккупационные власти наведут такой страх, который подавит в населении чувство протеста.

Следует возложить ответственность за спок­ойствие во вверенных им районах на коман­дующих и войска, имеющиеся в их распоря­жении. Командиры должны поддерживать безопасность и порядок на своей территории не требованием большего количества силы, а путем применения драконовских мер.

Письмо начальника полиции безопасности и СД Рейнхарда Гейдриха верховным фюрерам полиции и СС от 2.7.1941 г. относительно задач полиции безопасности и СД в оккупированных областях.

Копия!
Начальник Берлин, 2. 7. 1941 г
полиции безопасности.
и СД
Б.№ 4-1180/41 г Рс Секретно
а) верховному фюреру полиции и СС обергруппенфюреру СС Йекельну (через Краков для скорейшей передачи) в) верховному фюреру полиции и СС группенфюреру СС фон дем Баху (через командира СПСД в Варшаве для скорейшей передачи) с) верховному фюреру полиции и СС группенфюреру СС Прютцману (через полицию Тильзита для скорейшей передачи)

д) верховному фюреру полиции и СС оберфюреру Корземанну (через штандартенфюрера СС Олендорфа)
После того как начальник полиции по под­держанию порядка пригласил верховных фюреров СС и полиции, участвующих в реа­лизации «плана Барбаросса», на совещание в Берлин, не поставив меня об этом в извест­ность, я не смог снабдить Вас основополага­ющими указаниями о сфере деятельности полиции безопасности и СД.
Нижеследующим я настоятельно довожу до сведения мои указания для опергрупп и команд полиции безопасности и СД с просьбой о неукоснительном выполнении. [...]

3) меры по розыску:
На основе изданного главным управлением имперской безопасности особого розыскного списка «Ост» оперкомандам полиции безопасности и СД надлежит начать мероприятия по розыску лиц из этого списка.
Поскольку невозможно охватить всех опасных лиц в Советском Союзе, необходимо принять надлежащие меры по поимке и уничтожению всех, кто является политическим противником, даже если таковые не попали в указанный список.

4) Экзекуции:
Экзекуции подлежат все деятели Коминтерна (и вообще все профессиональные коммунисты-политики);
партийные работники ЦК, обкомов, райкомов высшего и среднего звена, а также экстремисты из низов;
народные комиссары;
евреи, занимавшие партийные и государственные посты;
экстремистские элементы (саботажники, пропагандисты, террористы, мятежники, подстрекатели и т.д.)
в каждом отдельном случае, если они не могут или уже не могут быть использованы для получения сведений политического и экономического характера. [...]
Не препятствовать попыткам самоочищения от коммунистов и евреев в только что оккупированных областях. Напротив, необхо­димо их поощрять, но не оставляя следов, чтобы эти местные деятели «самообороны» не могли позднее сослаться на распоряже­ния или политические гарантии. [...]
Особенно тщательно производить рас­стрел врачей и других лиц, занимающихся лечебной практикой. [...]

подп.: Гейдрих
верно: (печать)
подп.: Хелльмут,
секретарь полка

Отрывок из заявления Германа Геринга на совещании со штабом связи военно-хозяйственного и материального ведомства 16. 9. 1941 о продовольствии для советского населения.

Ясно, что градация в снабжении продовольствием необходима.
Сначала идут действующие войска, затем другие войска во вражеской стране и местные войска. Соответственно этому устанавливаются нормы питания. Затем снабжается немецкое невоенное население, и лишь потом местное население оккупированных районов. Обеспечиваться продовольствием в занятых областях должны только те, кто работает на нас. Даже если бы мы хотели обеспечить продовольствием всех прочих жителей, это было бы невозможно на недавно оккупированной восточной территории.

Циркулярное письмо командующего тылом группы войск Зюд от 8. 2.1942 г. об использовании советского гражданского населения на работах по расчистке дорог.


Командующий тылом группы войск Зюд Отдел 1а 5099/42 г. Секретно Штаб-квартира, 8. 2. 1942 Отн.: содержание и расчистка дорог.

Дороги для снабжения армий должны содержаться в любое время в проезжем состоянии. Для этого по требованию войск нужно самыми твердыми методами обеспечить беспрекословное участие в работах всего гражданского населения, будь то в метель или в холод. Борьба с трудностями зимы требует жесткости и полного понимания тактической необходимости этих мер. Господа дивизионные командиры, полевые и местные коменданты несут личную ответственность передо мной за строжайшее выполнение этих мер.
Командиры, отказывающиеся от этого, лом лежат снятию с должности и наказанию, о чем незамедлительно ставить меня в известность.
фон Рок

Выдержка из сообщения о выступлении рейхскомиссара Украины Эриха Коха на совещании в Ровно с 26 по 28 августа 1942 г. на предмет обращения с Украиной.

«Ла-фюрер» - сокращение для фюрера по сельскому хозяйству. Как представитель эко­номического управления он контролировал местное сельское хозяйство.

Гаулейтер прибыл прямо из ставки фюрера и выразил нам в необычайно признательных словах благодарность фюрера за работу »ла-фюреров». Политическую точку зрения и свои задачи рейхскомиссара он изложил следующим образом: свободной Украины нет. Цель нашей работы - заставить украин­цев работать на Германию, а не осчастливить этот народ. Украина должна поставлять то, чего нет в Германии. Эту работу нужно про­водить, не считаясь с потерями. Во всех стра­нах Европы дела идут лучше, чем здесь. Снабжение продовольствием у нас в рейхе осуществляется по карточной системе. Чер­ный рынок допускается лишь в незначитель­ном объеме. У других народов черный рынок является основой, дополнительно выдаются карточки. Положение с продовольствием в Германии серьезное.

Производство падает из-за тяжелого положения с продовольстви­ем. Повышение хлебного пайка является политической необходимостью для продол­жения войны до победы. Недостающее коли­чество зерна должно быть восполнено за счет Украины. Фюрер возложил на гаулейте­ра ответственность за то, чтобы это количе­ство было обеспечено. Снабжение граждан­ского населения в силу важности этой задача совершенно безразлично. Благодаря черно­му рынку оно живет лучше, нежели мы себе представляем. Дискуссиям о новых обложениях нет места. Фюрер потребовал от Украи­ны 3 миллиона тонн зерна для рейха, и они должны быть поставлены. Жалобы на недо­статок транспортных средств он не желает слушать. Транспортную проблему следует решить за счет собственной фантазии.

Письмо руководителя партийной канцелярии Мартина Борманна рейхсминистру Розенбергу от 23. 7.1942 г. об обращении с местным населением.

Копия!
Рц 536 Аг Рс.
Рейхслейтер
Мартин Борманн

Господину рейхслейтеру
Альберту Розенбергу Лично!
Берлин В 35
Раухштрассе 17/18
Многоуважаемый партайгеноссе Розенберг!
Фюрер желает, и я сообщаю Вам об этом по его поручению, чтобы Вы позаботились о соблюдении и проведении следующих принципов в оккупированных восточных областях:

1. Если женщины и девушки в занятых восточных областях делают аборты, то это для нас только к лучшему; немецкие юристы не должны ни в коем случае возражать против этого. По мнению фюрера, следует даже допустить торговлю противозачаточными средствами в занятых восточных областях, так как мы совершенно не заинтересованы в росте ненемецкого населения.



2. Опасность того, что ненемецкое население в восточных областях начнет расти сильнее, чем до сих пор, очень велика, так как все жизненные условия для ненемецкого населения становятся, само собой разумеется, намного лучше. Именно поэтому мы должны принять необходимые меры против роста ненемецкого населения.

З. Для ненемецкого населения в занятых восточных областях ни в коем случае не должно вводиться немецкое медицинское обслуживание. Не может быть и речи, например, о прививках и подобных профилактических мерах для ненемецкого населения.

4. Ненемецкое население ни в коем случае не должно допускаться к высшему образованию. Если мы совершим эту ошибку, то сами вырастим грядущее сопротивление. По мнению фюрера, совершенно достаточно, чтобы ненемецкое население - в том числе так называемые украинцы - умело читать и писать.

5. Ни в коем случае не следует проводить какие-либо меры по воспитанию в ненемецком населении чувства хозяина! Необходимо действовать прямо противоположно!

6. Вместо нынешних письменных знаков в будущем следует обучать в школах нормальному шрифту.

7. Немцы должны быть в любом случае вывезены из украинских городов; даже размещение в бараках за пределами городов лучше, чем в городах! Ни в коем случае не благоустраивать русские (украинские) города, так как не следует повышать уро­вень жизни населения, а немцы должны поселиться во вновь построенных городах и деревнях, из которых должно быть строго удалено все русское (украинское) население. Поэтому дома, которые будут строиться для немцев, ни в коем случае не должны быть похожи на русские (украинские) дома (обмазанные глиной, с соломенной крышей и т.д.).

8. В старом рейхе, подчеркнул фюрер, слишком многое регламентировано и предписано; мы не должны ни в коем случае повторять эту ошибку в восточных областях. Для ненемецкого населения, следо­вательно, не следует слишком многое регламентировать: здесь следует ограни­читься лишь самым необходимым. Немецкая администрация должна поэтому в любом случае быть малочисленной; областной комиссар должен работать с местными должностными лицами; ни в коем случае не должно быть единой украинской администрации вплоть до генерального комиссара или рейхскомиссара.

Копию этого письма я передал господину рейхсминистру и начальнику канцелярии.
Хайль Гитлер!
Ваш подп:
М. Борманн
Господину рейхскомиссару и
нач. рейхсканцелярии д-р
Ламмерсу Берлин, с просьбой
ознакомиться подп: М. Борманн

Экономическое управление

Главное руководство по экономическому управлению в оккупированных советских областях находилось в руках уполномоченного по четырехлетнему плану Германа Геринга и подчиненного ему «Штаба по управлению экономикой Ост». Непосредственно в областях «Экономический штаб Ост» действовал с подчиненными ему «хозяйственными инспекциями» и «хозяйственными командами» (в оперативной области) или - «военными инспекциями» и «военными командами» (в областях гражданского управления). Важную роль на местах играли «Ла-фюреры», которые стояли на нижней ступени иерархической лестницы, но отвечали за прямой контроль сельскохозяйственного производства. С конца 1941 г. к экономическому управлению относились также многочисленные штабы рабочих бригад и ведомства по труду, которые должны были обеспечивать поставку принудительной рабочей силы для нужд военной экономики Германии.

Главными целями экономического управления было обеспечение потребностей войск и максимальное изъятие продовольствия и сырья для нужд военной экономики Германии. С провалом «блицкрига» в оккупированных областях пришлось также вводить в действие важные производства вооружений, чтобы покрыть непосредственные потребности вермахта, хотя была запланирована долгосрочная деиндустрилизация страны.

Экономическая эксплуатация оккупированных областей происходила в тесном взаимодействии государственных и частнохозяйственных интересов и активных действий. «Восточные компании» (а также «монопольные общества»), имевшие торговую монополию в определенных отраслях хозяйства, управлялись как государством, так и частным сектором. При «подопечном управлении» (а также «подшефном управлении») отдельные предприятия руководились неме­цкими фирмами или консорциумами под государственным надзором. Осуществление приватизации промышленных и торговых предприятий, к которой с самого начала стремились предприниматели, отодвигалось на послевоенное время.

Выдержка из распоряжения уполномоченного по четырехлетнему плану Германа Геринга от 27. 7. 1941 г. об экономическом направлении немецкой оккупационной политики.

Рейхсмаршал Берлин, 27 июня 1941 г.
Великой Германской империи
Уполномоченный по четырехлетнему
плану В. П. 12028

На основании приказа фюрера об экономике в оккупированных восточных областях от 29 июня с.г. предписываю следующее:

1. Целью экономического руководства в оккупированных русских областях не является быстрейшее приведение в порядок всего хозяйства; протяженность русской территории и недостаток соответствующих специалистов заставляют сделать четкий акцент на тех отраслях экономики, которые играют решающую роль для германского военного хозяйства. Этими решающими направления­ми являются зерно, масличные культуры, нефть и легкие металлы.

6. В принципе при выборе средств, с помощью которых должны управляться важные в военном отношении отрасли
хозяйства, решающим является только факт деловой целесообразности, т.е. вопрос, как достичь возможно большей производительности.

7. Решающим для всех мер является, на­конец, то, что абсолютный приоритет имеют отрасли военного назначения. Я ожидаю от всех хозяйственных ведомств в оккупированных восточных областях, что этот принцип будет соблюдаться при любых обстоятельствах.
подпись: Геринг

Выдержка из сообщения восточной службы связи при И. Г. Фарбениндустри АГ от 3.1.1942 г. о хозяйственно-политическом будущем оккупированной советской территории.

По вопросу использования имеющихся возможностей восстановительных работ в восточных областях следует еще раз упомянуть, что Восток следует рассматривать как чисто аграрную и сырьевую базу Главные направления для будущих мер в оккупированных областях предусматривают решительную ликвидацию промышленных городов на юге, а также демонтаж годного к применению машинного фонда, особенно для производства цветных металлов и т.п. Все силы должны быть сконцентрированы на сельском хозяйстве и добыче нефти.

Выдержка из письма руководителя глав­ной группы по продовольствию и сельскому хозяйству в восточном министерстве Ханса-Йоахима Рикке в отдел продовольствия и сельского хозяйства при рейхскомиссариате Украины от 22. 4.1942 г. о квотах поставок на Украине.

Рейхсминистр оккупированных
восточных областей
111/Е 3/101-8435/42
111/Е 3/101-35/42 г.
22. 4. 1942 г.
Восточное министерство
Секретно!
Господину рейхскомиссару Украины
Отдел продовольствия и сельского хозяйства
Ровно

Отн.: распоряжений экономического штаба Ост шефгруппы Па о натуральном обложении в хозяйственном году 1942/43.
На сообщение от 1. 4. 1942 г. Ац.2/557 -2а 1-

Приведенные в Вашей докладной записке от 1. 4. 1942 г. контраргументы против установления натурального обложения в размере 33,3% здесь известны и были предметом подробного обсуждения при разработке распоряжения. И все же к установленному в распоряжении размеру поставки я пришел по следующим причинам: Положение с продовольствием в рейхе, о чем вряд ли нужно говорить более подробно, заставляет нас при всех обстоятельствах придавать поставкам в рейх первостепенное значение. Поэтому невозможно сделать установку натурального обложения зависимой от соображений, которые учитывают, прежде всего, потребность в семенах, кормах и собственное потребление продовольствия на Украине. Последствия, возникающие из-за сокрытия этих необходимых для потреб бления в самой Украине количеств продовольствия, мне известны. Но здесь надо совершенно четко сказать, что эти последствия должны способствовать интереса снабжения рейха. [...]


Потребление продовольствия самой Украи­ной должно быть решено в последнюю оче­редь, так как в наступающую зиму речь совершенно ясно идет о том, следует ли сни­зить пайковую норму в Германии на еще более недопустимую величину или пуcть голодают некоторые украинцы. [...]

По поручению: подпись: Рикке

СС и полиция

Наряду с военным, гражданским и хозяйственным управлением самостоятельную роль в развитии концепций господства и их претворения в жизнь на оккупированных территориях играли СС и полиция. Как рейхсфю­рер СС и начальник немецкой полиции Гимм­лер ведал «полицейским обеспечением». Как шеф войск СС он располагал, помимо всего прочего, крупными военными формированиями. Как рейхскомиссару по укреплению немецкой народности ему принадлежала решающая роль в разработке планов для оккупированных территорий.

«Генеральный план Ост» предусматривал в целях длительного обеспечения немецкого управления радикальное сокращение коренного населения путем запланированного голода и насильственного выселения. В этом планировании расово-идеологические фантазии сочетались с экономически рациональными концепциями пространственного порядка.
Решающее значение для проведения в жизнь претензий на власть со стороны аппарата СС и полиции имела система верховных фюреров СС и полиции. Они были подчине­ны непосредственно Гиммлеру и несли ответственность, каждый в своей области и во взаимодействии с местными органами полиции безопасности и СД, за выполнение главных задач СС и полиции и образовывали собственно костяк «государства СС» , черты которого все более явственно проступали и на оккупированной территории Советского Союза.

С начала войны в оккупированные области сразу же вслед за армейскими подразделениями входили сформированные главным управлением имперской безопасности мобильные опергруппы (А-Д) полиции безопасности и СД. Их задачей была политико-полицейская борьба со всеми «враждебными рейху элементами», как это сформулировал Гейдрих, начальник главного управления имперской безопасности. Всякого рода «подозрительные» - коммунисты, евреи, цыгане, беженцы и прочие «нежелательные» группы населения - подлежали немедленному уничтожению, т.е. без суда и следствия. Отдельные оперативные группы, разделенные на оперативные и особые команды, состояли из не более, чем 500 - 1000 человек. Однако при проведении массовых убийств их подкрепляли другие части полиции (униформированная полиция охраны порядка), войска СС, местные соединения вспомогательной полиции и частично, например, при оцеплении мест расстрела, воинские части.

Отрывок из «Генерального плана Ост» (ГПО) в редакции от июня 1942 г. о «германизации» оккупированных советских областей.

ГПО был разработан штабом планирования рейхскомиссара по укреплению немецкой народности под руководством проф. Конрада Майера. Гиммлер поручил Майеру уже в мае 1941 г. разработку плана заселения и наведения порядка в оккупированных польских областях. Представленная 15. 7.1941 г. первая редакция ГПО перерабатывалась с января по март 1942 г. Отрывок взят из второй редакции, подготовленной до июня 1942 г.

ЧАСТЬ С РАЗГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ПОСЕЛЕНИЙ В ОККУПИРОВАННЫХ ВОСТОЧНЫХ ОБЛАСТЯХ И ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ:

Проникновение немецкой жизни на большие территории Востока ставят рейх перед неотложной необходимостью найти новые формы поселения, чтобы привести в соответ­ствие размеры территории и количество име­ющихся немецких лиц.
В Генеральном плане Ост от 15 июля 1941г, разграничение новых территорий было пред­усмотрено в качестве основы развития на 30 лет. На основе указаний рейхсфюрера СС следует исходить в первую очередь из заселения следующих областей:

1) Ингерманландия (Петербургская область)
2) Готенграу (Крым и Херсонская область, ранее Таврия); далее к заселению предла­гается:
3) Мемель-Нарвская область (район Бело­сток и Западная Литва).

Эта область с включенными восточным областями относится к передовым позициям и является геополитической точкой двух крупных поселенческих направлений. Онемечивание Западной Литвы уже происходит путем возвращения исконных немцев («фольксдойче»). Представляется необходи­мым создать в этих трех областях как погра­ничных районах поселений специальные правовые условия (A III), так как они выполня­ют особую задачу в качестве форт поста немецкого народа.

Чтобы теснее связать эти пограничные районы поселений с рейхом и обеспечить транспортную связь между ними, предлагается построить вдоль главных железнодорожных линий и автомобильных дорог 36 опорных поселенческих пунктов (из них 14 в генерал-губернаторстве). Эти пункты примыкают к имеющимся на сегодня благоприятно расположенным центральным пунктам и прикрываются опорными пунктами СС и полиции. Расстояние между опорными пунктами составляет около 100 км. Общая площадь каждого опорного пункта составляет около 2000 кв. км и соответствует, таким образом, величине одного-двух земельных округов старого рейха. Управление опорными пунктами Ингерманландии предусматривается с учетом особого значения балтийского пространства для немецких лиц по двум линиям.

Выдержка из отчета начальника полиции по поддержанию порядка Далюге от 1. 2. 1943 г. относительно использования полиции по поддержанию порядка в оккупированных советских областях в 1941 г.
При развертывании системы административного управления в рейхскомиссариатах Остланд и Украины формирование полиции по поддержанию порядка почти закончено.

Верховным фюрером СС и полиции при рейхскомиссариатах подчиняются командующие полицией по поддержанию порядка для выполнения ее задач, а начальникам СС и полиции при генеральных комиссариатах - командиры полиции по поддержанию порядка.

Личный состав полиции по поддержанию порядка в оккупированных русских областях насчитывает: шуцполиция - 5860 человек и жандармерия - 9093 человек.

На передовую для службы в войсковой полиции направляются полицейские пол­ки 6, 14, 15, 16 и 17, а в тылу и в рейхскомис­сариатах - полицейские полки 2, 8, 9, 13, конные полицейские отделения I и II и батальоны 1/23 и 1/24; из них полицейские полки 8 и 9 - в дивизии обеспечения вермахта, в орг. Тодт - 2 батальона полицейского полка 28 (Тодт) и в полиции службы безопасности - 1 батальон полицейского полка 1.
Верховному фюреру полиции и СС Цен­тральной России в тылу группы войск Центр, кроме того, подчиняется зондеркоманда жандармерии численностью в 506 человек, прежде всего, для использования в борьбе с бандитизмом [...].

Проведение мероприятий по охвату и регистрации населения, организации отправки иностранных рабочих в рейх, а также обеспечение продовольствием и сохранение урожая стало возможным лишь благодаря ее неустанным действиям.
Перед полицией по поддержанию порядка стоят самые трудные задачи в условиях повсеместно возрастающих требований и огромной протяженности занятых областей, которые надлежит выполнять вышеупомянутыми силами, но не нужно все задачи брать на себя. Так же как и в рейхе, само собой разумеется, многие задачи выполняются вспомогательной и резервной полицией, здесь нужно было создать вспомогательные силы из той части населения, которая выражает желание участвовать в наведении порядка, и после медицинского обследования и политической проверки поручить ей выполнение полицейских задач с соответствующей подготовкой и выдачей оружия
После успешного опыта использовании. этих вспомогательных сил, их общая чис­ленность в прошлом году возросла с 33 000 до 330 000 человек.
По характеру задач они делятся на:
а) индивидуальная служба в городах = 29 217 чел.
б) индивидуальная служба в сельской местности = 223 737 чел.
с) батальоны защиты = 47 972 чел.
В соединения индивидуальной службы входят вспомогательные, а также пожарные и водоспасательные команды.
Деятельность команд, проводимая под контролем и после соответствующего обучения персоналом из рейха, распространяется на выполнение общих задач полиции в рамках наведения порядка.
Батальоны защиты надлежит использовать преимущественно в целях обеспечения борьбы с бандитизмом, а в последнее время и на фронте.

Отрывок из речи Генриха Гиммлера в Харьковском университете перед командирами дивизий СС «Мертвая голова», «Рейх», «Лейбштандарт Адольф Гитлер» 24. 4.1943 г.

Я хочу сказать и думаю, что те, кому я это говорю, и без того понимают, что мы должны вести войну и наш поход с мыслью о том, как лучше всего отнять у русских людские ресурсы - живыми или мертвыми? Мы это делаем, когда мы их убиваем или берем в плен и заставляем по-настоящему работать, когда мы стараемся овладеть занятой областью и когда мы оставляем неприятелю безлюдную территорию. Либо они должны быть угнаны в Германию и стать ее рабочей силой, либо погибнуть в бою. А оставлять врагу людей, чтобы у него опять была рабочая и военная сила, по большому счету, абсолютно неправильно. Такое нельзя себе допустить. И если в войне будет последовательно проводиться эта линия на уничтожение людей, в чем я убежден, тогда русские уже в течение этого года и следующей зимы потеряют свою силу и истекут кровью.