Кигим андрей степанович фонд социального страхования. Председатель фонда социального страхования рф

В России могут начать проверять, что делает человек, находясь на больничном. В Фонде социального страхования (ФСС) не против такой практики.

Об этом "Российской газете" рассказал глава ФСС Андрей Кигим. А также о том, как идет эксперимент с электронными больничными, когда наши инвалиды получат умные протезы, о развитии центров реабилитации и других перспектив Фонда соцстраха.

Андрей Степанович, что показал эксперимент с электронным больничным? Вы довольны результатами?

Андрей Кигим: Эксперимент проходит в трех регионах: в Белгороде, Астрахани и Москве. Там происходит электронный обмен информацией между больницами и ФСС, поскольку многие больницы автоматизированы.

Врачи в электронном виде заполняют меддокументы и отправляют в фонд необходимые сведения о страховом случае. Возникают, конечно, разные технические сложности, но в ходе эксперимента они, надеюсь, будут сглажены. В целом его ход оценивается положительно.

А пока по всей стране около 1300 специалистов, работников фонда с высшим медицинским образованием проверяют соблюдение порядка выдачи листков нетрудоспособности. Оценивается содержание записей, обосновывающих выдачу листка нетрудоспособности. Проверке подлежит около 40 процентов больничных, а мы их выдали в 2014 году около 41 миллиона.

Когда электронный больничный будет внедрен во всех регионах, хотя, признаюсь, это дело не одного года, мы сможем перепрофилировать этих 1300 человек на услугу, связанную с психологической работой с клиентом. Сегодня такой услуги в фонде в расширенном варианте нет.

А много сейчас выявляется поддельных больничных? Как вы с ними боретесь?

Андрей Кигим: В "передовых" регионах, например, Новосибирской области, более сотни человек осуждены за подделку бланков. Даже условное наказание заставляет понять, что присваивать ресурсы работодателей и государства нельзя. Это наше отдельное направление наряду с внедрением электронного листка.

Как вы отлавливаете нарушителей?

Андрей Кигим: При взаимодействии с полицией, прокуратурой, ФСБ. Есть регионы, где идет качественная работа собственных специалистов, есть технологии выявления этих бланков. Если вы откроете Интернет, вы увидите: "куплю, продам". Если это бланки больничных, то такой факт берется на контроль нашими ревизорами.

Людей заставляют возмещать убытки?

Андрей Кигим: Заставляют. В рамках уголовного дела есть гражданские иски, по которым возмещается ущерб. Кто в превентивном порядке возместил, соответственно и уголовная ответственность снижается. Наказываются в основном либо условным сроком, либо исправительными работами.

Я слышала, что в западных странах, когда человек уходит на больничный, его проверяют, действительно ли он болеет и соблюдает постельный режим. У нас тоже так будет?

Андрей Кигим: Если так сделать, все закричат, что ограничиваются их права. Но поймите правильно. В любой стране существует две категории граждан. Люди добросовестные и мошенники. Вторые пытаются жить за счет первых.

В ряде стран достаточно жестко отслеживается, соблюдается ли больным режим лечения. Помните, был случай в Англии, когда англичанин поехал отдыхать в Австралию и спас ребенка от акулы. А его с работы уволили. Почему? Потому что на работе он числился на больничном.

На мой взгляд, мы могли пойти на такой эксперимент, привлечь частные страховые компании, как это делает ФОМС, чтобы они у нас были "контролерами" и следили, что происходит с людьми, которые уходят на больничный. Это было бы нормально.

Например, в Польше в полномочия врачей, работающих в ZUS (Управление социального страхования), входит проверка обоснованности выдачи листков нетрудоспособности, а именно контроль правильности заключений о временной нетрудоспособности: правильность диагноза, оценки тяжести заболевания, правильности лечения, достаточности обследования. А также контроль за застрахованным лицом, такой как посещение на дому, как соблюдается режим, не работает ли человек где-то за деньги в этот период.

В Литве, если во время нахождения на больничном человек пересекает границу, то данные об этом поступают в SODRA (Управление Фонда государственного социального страхования). Случай не признается страховым, и пособие по болезни не выплачивается.

Социальный омбудсмен

В стенах ФСС появился свой омбудсмен. Расскажите о нем.

Андрей Кигим: Во многих странах мира есть опыт частных и государственных омбудсменов в системе страхования, в том числе социального. Мы его изучили. Сейчас разрабатываем совместно с минтрудом проект закона.

А с октября 2014 года приступили к реализации пилотного проекта. Для организации работы в фонд приглашен судья Высшего арбитражного суда в отставке. Созданы Управление досудебного урегулирования споров, комиссия по жалобам.

Сейчас идет анализ всех поступающих в фонд жалоб, их классификация, чтобы определять типовые решения, которые будут направлены в регионы для того, чтобы там оперативно принимались решения в случае поступления аналогичных жалоб.

Более сложными вопросами будут заниматься специалисты-эксперты, юристы, которых набираем сейчас в штат, а в будущем они составят аппарат омбудсмена. Социальный защитник должен отстаивать права граждан и учитывать интересы работодателей, профсоюзов и государства.

Как это будет происходить на практике?

Андрей Кигим: Определяется категория вопросов, жалоб до определенной суммы, например, до 100 тысяч рублей, по которым он может выносить безусловное решение, не подлежащее обжалованию со стороны фонда. И оно будет обязательно для всех работников фонда. При этом для граждан право обжаловать решение омбудсмена сохраняется.

Мы хотим сделать так, чтобы жалобы на отказ в удовлетворении требований потребителей услуг фонда рассматривались в регионе. И если клиент не согласен, он уже не обращается к нам по инстанции, а обращается к омбудсмену или в суд. Также омбудсмен будет выявлять, где у нас не сформированы четкие правовые конструкции и информировать минтруд о проблеме, что позволит качественно корректировать законодательство. Самое главное, чтобы люди с ограниченными возможностями, инвалиды и беременные женщины знали, что их есть кому защитить, и сделать это с минимальными затратами по времени.

Умные протезы и подгузники

Полностью ли обеспечены инвалиды средствами реабилитации? Я слышала, что их не всегда хватает, и по итогам прошлого года не все инвалиды получили то, что им положено...

Андрей Кигим: Деньги на средства реабилитации выделяет федеральный бюджет, и фонд выполняет агентские функции, а не страховые. Это если речь идет об инвалидах по общим заболеваниям, а не о тех, кто травмы получил на производстве. Обеспеченность этими средствами в среднем - 76,5 процента по 2014 году.

Все выделяемые деньги тратятся на приобретение товаров нескольких видов. Инвалидные коляски, протезы, подгузники и абсорбирующее белье, другие устройства и приспособления.

Каждая вещь имеет свой срок пользования. Вот сейчас мы работаем над созданием к следующему году стандарта. По нему каждый инвалид будет получать письменное уведомление, когда ему нужно прийти для получения своего изделия. Соответственно, у нас будет график закупки и замены технических средств реабилитации.

В прошлом году мы столкнулись с тем, что в некоторых регионах фонды постарались купить по максимуму подгузников, но сэкономить на колясках и протезах. В этом году мы совместно с минтрудом написали разъясняющее письмо, что деньги должны делиться пропорционально на все виды изделий, так как обеспеченность средствами неполная.

Мы сотрудничаем с всероссийскими обществами инвалидов, обществами слепых, глухих и вместе решаем, как распорядиться этими деньгами наиболее эффективно, хотя работа только-только приобретает понятный и удобный формат для всех.

При этом нужно отдать должное минтруду и минфину: каждый раз в конце третьего квартала они вносят в правительство документ, позволяющий выделить дополнительно примерно 5 миллиардов рублей на обеспечение всеми техническими средствами реабилитации.

Когда инвалидам будут доступны "умные протезы"?

Андрей Кигим: Как я уже упоминал, в России есть две категории инвалидов - по общим заболеваниям и те, которые получили травмы на производстве. Первым на средства реабилитации деньги выделяет государство.

Что касается второй категории, тут реализовывается страховой принцип: виновник платит. Мы считаем, сколько людей получили травмы в течение года, сколько погибло, какие выплаты производились пострадавшим или их родственникам. На основании этого и выводится страховой тариф по группам работодателей. И для этой категории инвалидов в недалеком будущем, может, даже через год-два, "умные протезы" могут быть доступны.

Сейчас регулярно проводятся встречи с организациями, производящими, к примеру, искусственные бионические кисти руки, делающие различные схваты и управляемые электрическими импульсами сохранившихся мышц. Они готовы их производить и спрашивают фонд, на какой рынок закупок им можно рассчитывать.

Теоретически фонд даже готов обсуждать вопрос, как формировать для этих производителей госзаказ, если будет понятно, в чем польза для инвалидов и государства. Правление фонда обсуждало этот вопрос. Наша основная задача - вернуть человека после несчастного случая на рабочее место. А для того чтобы он мог полноценно жить и трудиться, ему нужен протез, который позволит ему полноценно выполнять пусть простые, но функции работника.


Встать на ноги

Помимо протеза нужна еще и комплексная реабилитация. Вы способны ее обеспечить?

Андрей Кигим: В свое время фонд получил от профсоюзов 12 санаторно-курортных комплексов. Он вложил в их развитие за последние годы более 8 миллиардов рублей, что позволило увеличить их мощность с 2,7 до 5,1 тысячи коек. Там созданы серьезные базы для медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

В один из них, который находится во Владимире, приезжали наши коллеги из аналогичного фонда Германии, врачи из немецкой "скорой помощи", они готовы подписать соглашение о сотрудничестве, потому что они видят, что наша база соответствует немецкой, мы работаем не хуже.

Реабилитационный менеджмент от несчастных случаев в Германии, осуществляемый на базе центров реабилитации, направлен на усиленное возвращение лиц, пострадавших на производстве, к трудовой деятельности.

По данным Германского общества обязательного страхования от несчастных случаев, около 90 процентов лиц, получивших помощь в центрах, интегрируются на рабочее место.

Новейшее оборудование для них закуплено за счет работодателей, точнее, за счет взносов, которые они платят в фонд. Там есть все: бассейны, специальные тренажерные дорожки, с помощью которых человек может научиться заново ходить после травмы, в том числе на протезах.

Но сейчас приходится всем экономить.

Андрей Кигим: Бюджетные правила несколько ограничивают наши инвестиции в эти центры реабилитации. Некоторые корпуса мы не можем достроить, но площадка для таких программ комплексной реабилитации есть.

Есть и другие серьезные проблемы, например, с 2008 по 2012 год в целях развития реабилитационного центра Фонда в Анапе в него было вложено более 460 млн рублей, но оплаченный фондом еще в 2012 году новый корпус до сих пор не передан госзаказчику. Более того, застройщик предпринимает действия, которые могут привести к банкротству реабилитационного центра и передаче прав на его имущество третьим лицам. Наше обращение в правоохранительные органы на территории региона пока не привело к разрешению этой ситуации.

Чего все-таки не хватает в наших центрах по сравнению с аналогичными немецкими?

Андрей Кигим: Не хватает медицинских операций. Но сегодня мы и не настаиваем, чтобы они там проводились. У немцев при их качестве лечения 2200 государственных и частных клиник оказывают услуги GDUV - фонду, аналогичному нашему - по легким травмам. А вот получившие серьезные травмы головы, позвоночника, конечностей сразу же доставляются в реабилитационные центры GDUV на вертолете с места аварии, ведь фонд обязан по максимуму сохранить работоспособность человека, а работодатель - обеспечить гражданину интеграцию в трудовой процесс за счет средств этого фонда.

У нас временами начинают путаться понятия реабилитации и санаторно-курортного лечения. Искренне надеюсь, что в этом году дискуссия, в каком случае положено отправить человека в санаторий, а когда на комплексную реабилитацию, и кто и как должен эти направления финансировать, завершится. И тогда мы рассчитываем с работодателями и профсоюзами защитить разработанную нами программу реабилитации пострадавших на производстве, тем более государство переходит к принципу программно-целевого финансирования. Я думаю, у нас есть все основания показать, что результат будет положительным.

Дорого ли обходится один такой центр?

Андрей Кигим: В среднем расходы на содержание и оснащение центра Фонда с конечной мощностью 420 коек составляют около 400 млн рублей в год. Это при том что там была основная база заложена, была земля. Но, поверьте, оно того стоит: люди в них возвращаются к жизни.

Какова пропускная способность центра в год?

Андрей Кигим: 12 центров реабилитации с разной коечной мощностью: есть центр с коечной мощностью 223 койко-мест, а есть центр с коечной мощностью 885 койко-мест. В этих центрах более 5 тысяч койко-мест, которые работают 310 дней в году. На реабилитации человек находится 21 день.

Ежегодно в России происходит около 7000 тяжелых несчастных случаев на производстве, из них до 70 процентов нуждаются в непрерывной, этапной реабилитации. В рамках действующего законодательства на удается направить всех нуждающихся на комплексную реабилитацию. Свыше 100 тысяч пострадавших на производстве ежегодно нуждаются в санаторно-курортном лечении в соответствии с программами реабилитации пострадавшего. Такие программы создаются Бюро медико-социальной экспертизы совместно со страховщиком.

Вы сказали, что центры оборудуются за счет работодателей. Это за счет их обычных взносов? Или в случае травматизма они что-то доплачивают?

Андрей Кигим: Тарифная ставка для предприятия пересчитывается ежегодно. И в зависимости от того, сколько произошло травм, взнос увеличивается или уменьшается.

Визитная карточка

Андрей Степанович Кигим, председатель Фонда социального страхования Российской Федерации

Окончил геологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и институт повышения квалификации Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации по специальности "банковское дело".

C 1991 по 1998 год работал на различных должностях в Сбербанке, последняя - замдиректора управления ценных бумаг и доверительных операций.

С 1998 года работал в компании "Росгосстрах" в качестве финансового директора, затем первым зампредом правления "Росгосстраха". С 2000 года - заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.

С 2001 года - заместитель министра природных ресурсов Российской Федерации. С 2003 года - заместитель руководителя аппарата правительства Российской Федерации. С 2004 года - президент Российского союза автостраховщиков.

Совсем недавно Андрей Кигим был Президентом Всероссийского союза страховщиков. Сегодня он возглавляет государственную структуру – Фонд социального страхования РФ. Тем самым он получил возможность посмотреть на одни и те же проблемы с разных точек зрения. При этом его позиция по наиболее принципиальным вопросам осталась неизменной.

– Существует довольно устойчивая точка зрения, что Фонд социального страхования – структура несамостоятельная, его основная функция – распределение бюджетных средств и не более того. Это действительно так?

– Лишь отчасти. В результате административной реформы у нас в стране были достаточно чётко определены полномочия государственных органов исполнительной власти. Министерства отвечают за проведение государственной политики и за подготовку нормативно-правовых актов. Агентства выполняют определённые социальные функции, возложенные на них государством, службы выполняют надзорные функции. Фонд как бы совмещает обе эти функции – он осуществляет обеспечение по обязательному социальному страхованию, а также надзор за страхователями по соблюдению ими требований законодательства, регулирующего данную сферу общественной жизни. Мы самостоятельны в рамках наших полномочий. Но, естественно, Министерство труда и социальной защиты – наша головная организация, свои действия мы согласовываем с ним, и это нормальная практика.

Надо подчеркнуть, что есть Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Он побуждает нас работать лучше, совершенствовать формы и методы своей деятельности.

« Министерство труда и социальной защиты –
наша головная организация, свои действия мы согласовываем с ним, и это нормальная практика »

– Тогда какие изменения происходят в основных направлениях вашей работы? Положение о Фонде социального страхования, которое по-прежнему является для вас регламентирующим документом, было принято почти 20 лет назад…

– За это время в Положение не раз вносились и будут вноситься изменения и дополнения. Что касается изменений в нашей работе, уже произошедших или готовящихся, то давайте попробуем посмотреть на то, как именно Фонд выполняет сегодня свои задачи.

Первая – работа с теми, кто стал жертвой нечастного случая на производстве. Это наш традиционный вид деятельности, основанный на страховых принципах. Существуют классы профессиональных рисков, страховые тарифы, которые каждый раз уточняются, и система работает достаточно стабильно.

Что точно нужно здесь изменить? Мы видим, что по некоторым другим видам обязательного страхования, в которых страховщиками выступают страховые организации, выплата в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая может достигать 2 млн рублей. Сегодня в нашем Фонде страховая выплата в случае смерти застрахованного «оценивается» в 76 699,80 руб. Конечно, наступил момент, когда нужно поднимать эту цифру хотя бы до миллиона рублей.

Второе направление – оценка условий труда. Безусловно, нужно стремиться к тому, чтобы у нас как можно меньше работников становились инвалидами вследствие производственных травм. Для этого необходимо, как это принято в цивилизованных странах, разработать и запустить специальные программы по оценке условий труда. А для тех, кто всё-таки стал инвалидом на производстве, нужны программы по их реабилитации (в том числе профессиональной). Конкретный пример могу привести на основе сюжета в одной из телевизионных программ. В Германии рабочий на промышленном предприятии, управлявший электропогрузчиком, лишился обеих рук. Трагедия? Конечно. Но для этого рабочего изготовили такие протезы, что он и сегодня работает на том же предприятии и по-прежнему управляет такой же машиной. Он не ушёл с работы, а адаптировался к новой ситуации. Это очень важная вещь: сделать так, чтобы те, кто стал инвалидом на производстве (мы пока не можем распространить это на всех), не выпадали из привычной среды, оставались членами активной части общества.

Это важная социальная функция. Я думаю, что здесь мы с работодателями сможем какой-то компромисс найти.

« Работа с теми, кто стал жертвой нечастного случая на производстве. Это наш традиционный вид деятельности, основанный на страховых принципах »

– А в чём проблема? Существуют какие-то противоречия?

– Не в этом дело. Необходимо просто изменить своё отношение к проблеме, понять её важность. И здесь, во-первых, как раз государство в лице нашего Фонда должно показать, что сегодня от рутинной работы (собрали – выплатили), нужно перейти к решению другой задачи – как не допустить возникновения таких случаев. По крайней мере, свести риск до минимума. Второе – подумать, как экономически поощрить те предприятия, которые соблюдают требования трудового законодательства в части охраны труда и понудить недобросовестных работодателей к соблюдению этих требований. Третье – то, о чём мы говорили: как человека, который всё-таки стал инвалидом, адаптировать к новым условиям жизни.

И мне кажется, что многие представители предпринимательского сообщества сегодня готовы к совместной работе в этом направлении. Вообще, я думаю, что у Фонда миновал этап развития, когда нужно было заниматься исключительно финансовой устойчивостью. Пора переходить к развитию «человеческого фактора».

Третье направление нашей работы – администрирование взносов. Мы это делаем достаточно профессионально.

Четвёртое направление – выполнение части госфункций. Это связано как с выплатами по нетрудоспособности, так и с различными разовыми социальными выплатами. Здесь существуют две модели. Одна – страховая, а вторая связана с выполнением функций агента со стороны государства.

« Сегодня в нашем Фонде
страховая выплата
в случае смерти застрахованного «оценивается» в
76 699,80 руб
»

– То есть как раз с распределением средств…

– Не только. Чтобы нагрузка на бизнес была обоснованной, нужно решить несколько вопросов. Первый и, безусловно, самый важный – организовать полноценный учёт социальных обязательств. Если государство не знает, кому и сколько оно должно денег, то невозможно правильно рассчитать расходы, а, исходя из этого, и тарифы. И в итоге в пожарном порядке начинается увеличение нагрузки на бизнес. Поэтому, чтобы эта нагрузка была плановой и расчётной, нужно выверить социальные обязательства. А второй момент – мы должны перейти к публичному обсуждению тарифной политики. Опыт «Открытого правительства» показывает, что это можно и нужно делать.

В Государственной Думе сейчас рассматривается проект Федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации». Я как руководитель Фонда его поддерживаю и считаю, что должен показывать общественности, работодателям, профсоюзам, какие у меня обязательства и как, исходя из чего я устанавливаю каждый конкретный тариф.

Наконец, ещё одно направление нашей деятельности – назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Вроде бы механизмы здесь давно отработаны, но мы пытаемся их оптимизировать. Сейчас в ряде регионов проводим эксперимент. Цель эксперимента – отработка механизма назначения и выплаты пособий застрахованным лицам (работникам) страховщиком (территориальными органами Фонда). Хотим посмотреть, как работодатели отреагируют на такую схему: уплата страховых взносов страхователями в полном объёме (без зачёта расходов на выплату пособий) и назначение и выплата пособий застрахованным лицам территориальными органами Фонда. Сегодня работодатели сами осуществляют выплаты своим сотрудникам из средств обязательного социального страхования, а потом производят с Фондом взаимозачёт. Это для нас принципиальный вопрос: что сделать – сохранить систему взаимозачёта, при которой предприятие выполняет для нас агентскую функцию, или перейти на иную систему, когда Фонд выступает как страховщик.

– Хорошо уже то, что в данном случае вы не ставите работодателей перед фактом, а стараетесь учесть их мнение…

– Конечно. Важно, чтобы этот эксперимент, его ход, его результаты обсуждались всеми участниками. И чтобы решение принималось взвешенное, обоснованное. В конце года мы подведём итоги этого эксперимента, сделаем выводы.

– Одна из задач Фонда формулируется так: «обеспечение мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС». Какие меры имеются в виду, за счёт чего достигается финансовая устойчивость?

– Первая мера для обеспечения финансовой устойчивости – вопрос актуарных расчётов. Вторая – эффективное использование резервного фонда путём размещения его, например, не только на депозитах. Вы мне установите план инвестиций в госбумаги, и я их вложу. Вы тогда в другом месте сократите нагрузку на госдолг. А с другой стороны, вы будете видеть мои активы и то, что они направлены только на ликвидность.

По моему мнению, для обеспечения финансовой устойчивости нужно перейти на пятилетний период расчёта тарифов, как это делают на Западе. И четвёртое: я считаю, что государство должно быть кредитором последней руки. Если всё-таки, несмотря на все расчёты, возник дефицит, то его должно покрывать государство. Это очевидная вещь.

« Думаю, что у Фонда миновал этап развития, когда нужно было заниматься исключительно финансовой устойчивостью. Пора переходить к развитию ‘‘человеческого фактора’’ »

Но самое главное – поддержать закон «Об актуарной деятельности в РФ». И чтобы работодатели его поддержали. Ещё когда я был Президентом ВСС, мы с Александром Николаевичем Шохиным уйму времени потратили на хождение по министерствам и ведомствам, когда было принято решение на 2% увеличить нагрузку на бизнес для того, чтобы оплатить реформу здравоохранения. Тогда за 2 года очень большие деньги списали с промышленников на эти цели. И я постоянно от лица страховщиков говорил о том, что расходы на три фонда – пенсионный, медицинский и социальный – должны быть понятны и прозрачны. Чтобы их утверждала хотя бы Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. И сейчас, будучи государственным служащим, придерживаюсь той же точки зрения.

Интересный момент: совсем недавно вы возглавляли Союз страховщиков – объединение бизнеса. Сейчас работаете в той же страховой сфере, но уже в качестве чиновника. На одни и те же вещи смотрите уже с «другой колокольни»…

– Когда я пришёл в Фонд, у меня спрашивали, изменилось ли моё отношение к законопроекту об актуарной деятельности. Не изменилось. В качестве Президента ВСС я высказывал свою точку зрения по вопросам страхования, за которую мне сейчас не стыдно. И сейчас я эти же принципы продолжаю поддерживать уже как чиновник. Потому что принципы социальной политики должны быть прозрачными. Нельзя, пересев из одного кресла в другое, поменяв работу, менять взгляды.

Кигим Андрей Степанович ,

Председатель Фонда социального страхования РФ, член Правления РСПП.

Окончил геологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и институт повышения квалификации Финансовой академии при Правительстве РФ по специальности «банковское дело».

C 1991 по 1998 г. работал на различных должностях в Сбербанке.

С 1998 г. работал в компании «Росгосстрах» в качестве финансового директора, затем – первым заместителем председателя правления «Росгосстраха».

С 2000 г. – заместитель руководителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству.

С 2001 г. – заместитель Министра природных ресурсов России.

С 2003 г. – заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ.

С 2004 г. – президент Российского союза автостраховщиков (РСА).

С 2007 г. – президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО).

С 2009 г. дважды избирался на пост Президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

С марта 2013 г. – Председатель Фонда социального страхования РФ.

Андрей Кигим родился 30 октября 1957 года в городе Липецк. В 1979 году поступил на геологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. На первом курсе подрабатывал плотником в строительном управлении родного города. В 1980-1982 годах проходил срочную службу рядах Вооруженных Сил СССР.

Демобилизовавшись, продолжил обучение в вузе по специальности геолог-геофизик, получив диплом в 1986 году. В 1991 году окончил аспирантуру МГУ. Во студенческие годы занимал руководящие должности в комсомольской организации ВУЗа - секретарь факультетского комитета ВЛКСМ МГУ.

В 1991 году Андрей Кигим устроился в Сбербанк на должность ведущего экономиста управления международного сотрудничества. В 1992 году стал начальником отдела содействия приватизации управления ценных бумаг Сбербанка. В 1993-1998 годах - работает начальником отдела, и заместителем директора управления ценных бумаг и доверительных операций Сбербанка РФ.

В 1996 году получает диплом Института повышения квалификации при Финансовой академии при Правительстве РФ по специальности «Экономист». В марте 1998 года Андрей Степанович переходит на работу в страховую компанию «Росгосстрах» в качестве финансового директора. С июля 1998 года по июнь 2000 года - первый заместитель председателя правления ОАО Страховая компания «Росгосстрах».

В июне 2000 года Кигим становится заместителем руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. В августе 2001 года - заместителем министра природных ресурсов РФ, курирует финансово-экономический блок работы Министерства природных ресурсов. В сентябре 2003 года становится заместителем Руководителя Аппарата Правительства РФ.

C марта по апрель 2004 года Андрей Кигим работает заместителем исполнительного директора Всероссийского союза страховщиков. В апреле 2004 года переходит на работу исполнительным директором в Российский союз автостраховщиков, где работает до октября того же года. В ноябре 2004 года Андрей Кигим был выбран президентом РСА, сменив на этом посту Анатолия Кургина, став третьим президентом союза за два года.

Новоиспеченный президент активно лоббировал внесение поправок в Закон об ОСАГО, при нем вступили в действие такие существенные изменения как «Европротокол» - оформление незначительных ДТП, в которых ущерб причинялся только автомобилям, без привлечения ГАИ – ГИБДД, и «Прямое урегулирование» - порядок оформления выплат по ОСАГО, при которых пострадавший обращается в страховую компанию, выписавшую его полис ОСАГО, а не к компании виновника.

В 2007 году, после создания Национального союза страховщиков ответственности, Андрей Кигим избирается президентом этого нового союза, активно включается в работу по подготовке нормативной базы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов.

В мае 2009 года Андрей Степанович оставляет посты в РСА и НССО, а 26 мая 2009 года на съезде ВСС избирается президентом Всероссийского союза страховщиков. Переизбирается на очередные три года на внеочередном съезда союза в октябре того же года. Повторно избран на пост президента ВСС на съезде союза в феврале 2011 года.

В феврале 2010 года Андрей Кигим вступает в партию «Единая Россия», активно работает в Либеральном клубе партии. В 2012 году активно участвует в организации работы страховщиков над стратегией развития страхового рынка до 2020 года.

Распоряжением председателя правительства Дмитрия Медведева 21 марта 2013 года Андрей Степанович Кигим был назначен руководителем Фонда социального страхования Российской Федерации.


5771; 1999, N 8, ст. 1026), Приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее именуется Минюст России) от 14 июля 1999 г. N 217

«Об утверждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»
(зарегистрирован Минюстом России 16 июля 1999 г.

регистрационный N 1835) и с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами. 2.

Фонд Социального Страхования Рф это

Основными задачами Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий, санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей и других мероприятий в области государственного социального страхования; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; обеспечение финансовой устойчивости Фонда; разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов и др.

Фонд социального страхования РФ

Он утверждается отдельным федеральным законом.

Структура фонда Структура Фонда социального страхования Российской Федерации состоит из следующих исполнительных органов: региональных отделений. Они управляют средствами ФСС в субъектах РФ; центральных отраслевых отделений.

Они управляют средствами ФСС в отдельных отраслях хозяйства; филиалов отделений.

Все они были закуплены региональным отделением Фонда социального страхования РФ по Республике Коми. В ближайшее время должно поступить еще 180 колясок.

Кресла-коляски являются наиболее востребованным средством реабилитации.

Также приобретено более 900 слуховых аппаратов, более 4 тысяч протезно-ортопедических изделий и более 3 тысяч пар ортопедической обуви.

Свыше 72 млн.

ГУ — Волгоградское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ

Уплата. Подробнее → Новости Все о детских пособиях из первых уст В Волгограде состоялась специализированная выставка «Здоровье мамы и малыша», в рамках которой был представлен стенд Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования «Охрана материнства и детства».

Председатель фонда социального страхования рф

Кто может рассчитывать на оплату бюллетеня?

— Больничные листы оплачиваются из средств Фонда социального страхования (ФСС РФ) гражданам, которые застрахованы в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В первую очередь речь идет о тех, кто работает по трудовому договору. Если человек трудится по гражданско-правовому договору — например, договор о выполнении работ, оказании услуг и т.

КИГИМ Андрей Степанович

КИГИМ Андрей Степанович Родился 30 октября 1957 года в г.

Окончил геологический факультет МГУ им.

М. В. Ломоносова и институт повышения квалификации Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации по специальности «банковское дело».

Назначен председателем Фонда социального страхования Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2013 г.

Фонд социального страхования Российской Федерации

был председателем Постоянной комиссии по социальной политике и правам человека Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств. С сентября 1998 г.

по май 2000 г.

— Министр труда и социального развития Российской Федерации. С августа 2000 г. по октябрь 2003 г.

— заместитель Государственного секретаря — член Постоянного Комитета Союзного государства. С ноября 2003 г.

О Фонде социального страхования РФ

Кигим Андрей Степанович

– заместитель министра в Минприроды России. С 2003 г. — заместитель руководителя аппарата правительства РФ.

С 2004 г. — президент Российского союза автостраховщиков (РСА).

– президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО). С 2009 г.

— дважды избирался на пост президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2013 г.

Обсуждались вопросы формирования бюджета Фонда социального страхования на 2018-2020 годы, внедрения электронных листков нетрудоспособности, а также реализации различных проектов фонда.

Из стенограммы:

Д.Медведев : Андрей Степанович, мы начали рассмотрение государственного бюджета на заседании Правительства. Сейчас будут проходить все положенные для этого процедуры. Параллельно началось рассмотрение бюджетов государственных внебюджетных фондов, включая Фонд социального страхования. Скажите, какие основные подходы заложены в проект бюджета, чем предлагаете заниматься, какие основные акценты необходимо будет расставить в бюджете Фонда социального страхования на 2018 год и на период ближайших лет, то есть 2019 и 2020 годов.

А.Кигим : Дмитрий Анатольевич, бюджет сформирован на сегодняшний день без дефицита. У нас существует два вида платежей, связанных с платежами работодателей, – это платежи по больничным листам и выплаты по беременности и родам. Это самый большой объём – около 500 млрд. Здесь мы приняли решение вместе с Министерством финансов (это будет Вам докладываться неоднократно): в ближайшие три года, чтобы выполнить все социальные обязательства, этот бюджет будет финансироваться за счёт остатков, которые фонд накопил за три года. Это порядка 100 млрд рублей, которые у нас накопились за счёт второго вида страхования – несчастных случаев на производстве.

Тариф у нас не меняется, он остаётся по-прежнему 2,9%. С этой точки зрения мы хотели бы при обсуждении этих вопросов, при дальнейших налоговых реформах сохранить страховые принципы. Это существенный момент.

Что касается страхования травм на производстве, здесь у нас одна из новаций ближайших трёх лет – это специализированные программы трудоустройства инвалидов, получивших травму именно на производстве. До этого мы оказывали только помощь в процедурах реабилитации и лечения, оплачивали лечение по тяжёлым травмам. Напомню, что три года назад Вы поддержали инициативу увеличить эти выплаты с 80 тыс. рублей до 1 млн. На сегодняшний день мы видим, что нередко инвалиды, имеющие определённую квалификацию, хотели бы и дальше трудиться на рабочих местах. Поэтому мы будем давать предложения в рамках бюджета предусмотреть расходы на создание этих рабочих мест и переквалификацию. У нас есть деньги, есть согласие работодателей, эта новация будет полезна для людей.

Что касается традиционно агентских функций, в части, касающейся ОМС, где мы отвечаем за постановку на учёт по беременности на ранних сроках и родам, у нас нет дефицита – 18 млрд нам предоставляется ежегодно. По техническим средствам реабилитации мы видим, насколько сделан серьёзный прорыв за последние три года. Деньги выделяются, но требования Счётной палаты, общественных организаций к контролю, качеству, адресности должны будут реализовываться. Мы, конечно, рассматриваем вопрос, что выгоднее – централизованные торги или нет, но то, что необходимо добиться снижения неэффективных затрат, это очевидно.

Д.Медведев : По техническим средствам реабилитации мы действительно за последние годы сделали существенный шаг вперёд, прежде всего потому, что нарастили финансирование. Я неоднократно встречался с представителями организаций инвалидов, они отмечают, что средств стало гораздо больше, соответственно, самих технических средств стало больше. Но надо и здесь наводить порядок, заказы правильно размещать. С другой стороны, я понимаю, желательно сохранить финансирование, которое в последние годы было обеспечено, потому что всё равно очередь сохраняется.

Вы упомянули больничные листы. Не так давно на встрече с коллегами по Правительству мы обсуждали одну существенную новеллу, она связана с переходом на так называемые электронные листки нетрудоспособности. Расскажите, как готовитесь к этой новой задаче.

А.Кигим: Дмитрий Анатольевич, закон принят. С 1 июля мы в каждом регионе по согласованию с Минздравом (готовность их работы – это было самое важное) выбрали по одной клинике, где будет гарантированно и качественно продолжаться этот проект.

Второе. Готовы работодатели – Сбербанк, «Российские железные дороги», «Северсталь», то есть даже такие многофилиальные сетевые компании. Мы с ними согласовываем программный продукт, это самая сложная вещь. У этого продукта есть сегодня четыре расширения, и мы их планируем реализовать в ближайшее время. Во-первых, мы хотим с помощью телефонных компаний сделать социальный навигатор. Сегодня мы сделали электронный документооборот, есть разные базы данных. В больничном листе написано, что можно обратиться в бюро медико-социальной экспертизы. А вот как человеку сделать удобный график – наверное, лучше телефонных компаний никто не поможет ему создать такой домашний офис, «Мой офис», организатор, который позволил бы спланировать своё время.

Второе – беременные женщины и дети. 18 млрд рублей – это родовые сертификаты, которые сегодня в бумажном виде. Задача, чтобы люди не ходили с этажа на этаж, а получили электронный сервис.

Третья категория – это, как ни странно, санаторно-курортное лечение, все поездки. Потому что у нас был разрыв: бумажный носитель – для «РЖД» и электронный – у себя. Рассчитываем, что с 1 января эта процедура будет согласована.

И, как ни странно, психология сотрудников, это тоже был серьёзный момент. Мы их убедили, что нужно переходить в работе на гаджеты.

Мы говорим: почему вы не хотите приходить к слабослышащим, которые используют язык жестов, и беседовать с этими людьми с помощью мобильного сурдопереводчика? Главная ломка психологическая – люди в нашем фонде должны выйти из офиса, сами стать мобильным офисом, мобильным МФЦ, если можно так сказать. И на их айпадах должны быть все сервисы, которые инвалид мог бы получить, в том числе на месте.

Д.Медведев: Да, это те возможности, которые современные средства электронного общения создают. Надо посмотреть, как это лучше применять. Что же касается электронного листка нетрудоспособности, да и вообще новых электронных форм, то (это заложено, собственно, и в законодательстве) мы параллельно будем переходить на современные средства фиксации нетрудоспособности и других лечебных ситуаций. Но, с другой стороны, сохранять традиционные средства для тех, кто по каким-то причинам пока опасается или не готов морально к тому, чтобы все эти процедуры фиксировались только в электронном виде, – кому нужен бумажный носитель. И та и другая возможность по законодательству будет сохраняться, в том числе в тех пилотных регионах, о которых Вы сказали, где уже это идёт, в тех клиниках, в тех больницах, в тех поликлиниках, где это будет использоваться сегодня.