Путин принял решение: Медведев остается. Владимир Путин обновит половину кабмина

Кто из министров сохранит свои посты, а кто покинет их после инаугурации 7 мая - мнения экспертов «БИЗНЕС Online»

Вторым по значимости вопросом после выборов станет формирование нового правительства, которому предстоит исполнять обещания Владимира Путина, данные на последнем послании. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что изменения почти не коснутся финансово-экономического блока, но ударят по блоку промышленному. Главная интрига же развернется в секторе военно-промышленного комплекса: кто будет отвечать за большую программу вооружений — Дмитрий Рогозин или Денис Мантуров?

Следующим глобальным вопросом после завершения выборной кампании стала смена правительства. Владимир Путин объявит новый состав правительства после инаугурации
Фото: kremlin.ru

«Е СЛИ ПУТИН ПОЙДЕТ НА ТАКОЙ РАДИКАЛЬНЫЙ ШАГ, КАК ЗАМЕНА ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА, ТО ЭТО ВПОЛНЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОВЕРШЕННО НОВАЯ ФИГУРА»

Следующим глобальным вопросом, который встал на повестке дня после завершения выборной кампании, стала смена правительства. Владимир Путин в день голосования, что объявит новый состав правительства после инаугурации, которая назначена на 7 мая. «Вообще-то все изменения в правительстве должны осуществляться президентом, вступившим в свои полномочия на новый срок, поэтому сейчас я буду думать над тем, что и как нужно сделать, — заявил он. — Что касается председателя правительства и правительства в целом, я, конечно, об этом думаю. Предметно начинаю думать с сегодняшнего дня, потому что нужно было дождаться результатов выборов, но все изменения будут объявлены после инаугурации»

Напомним, в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию 1 марта 2018 года президент поставил цель вывести российскую экономику на более высокие темпы роста, чем показывает мировая экономика, прибавившая в 2017 году, по оценке МВФ, 3,7%. Для сравнения: по предварительной оценке Росстата, рост ВВП РФ в 2017 году составил 1,5%.

В перечне поручений по реализации послания главы государства был обозначен ключевой пункт — определение национальных целей развития страны на среднесрочный период. Указы, в которых это должно быть прописано, станут продолжением «майских указов» 2012 года и послужат ориентиром экономического развития России на ближайшие годы. Выступая с посланием, Путин озвучил еще одну ключевую задачу государства: увеличить ВВП на душу населения в 1,5 раза к середине 2020-х годов, а также поднять расходы на транспорт, на здравоохранение. Президент также заявил, что рассчитывает на конкретный план действий от нового правительства и Банка России, который обеспечит рост инвестиций до уровня 25–27% ВВП, а также призвал кардинально улучшить деловой климат и обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод и конкуренций.

Десять других направлений, обозначенных президентом РФ в ежегодном послании, будут реализованы через механизм национальных проектов или программ. В социальные направления вошли здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, демография. Экономический блок включает в себя такие цели, как повышение производительности труда, развитие цифровой экономики, строительство качественных и безопасных дорог, развитие малого и среднего бизнеса и поддержка экспорта.

При реализации всех этих авансов Путин будет опираться на «новое правительство» — эта фраза неоднократно звучала в его . Однако пока неочевидна даже фамилия премьер-министра. «Если Владимир Путин пойдет на такой радикальный шаг, как замена главы правительства, то это вполне может быть совершенно новая фигура, я не исключаю, что будет совершенно неочевидная фамилия, — заявил в интервью „Коммерсанту“ президент холдинга „Минченко консалтинг“ Евгений Минченко . — Если говорить о конкретном кадровом составе правительства, то есть люди, у которых позиции или сохранятся, или будут усилены, — типа министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, министра энергетики Александра Новака, министра финансов Антона Силуанова, и Максим Орешкин, я думаю, как относительно новый министр экономического развития имеет хорошие шансы в правительстве сохраниться. По всем остальным, я думаю, могут быть движения, может быть делегирован кто-то из губернаторского корпуса».

При реализации программы президент будет опираться на «новое правительство». Однако пока неочевидна даже фамилия премьер-министра
Фото: government.ru

« В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ КАК ДАМОКЛОВ МЕЧ ВИСИТ ЛОЗУНГ ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА «ХВАТИТ КОШМАРИТЬ БИЗНЕС»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты выдвинули предположения о том, будут ли глобальными перемены в новом правительстве РФ и какие программные идеи лягут в основу ближайшей «шестилетки» Путина.

Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:

— Экономическая политика, конечно, будет корректироваться в сторону улучшения социально-экономического положения рядовых россиян. Это Владимир Путин обещал, и оснований предполагать, что он не выполнит свое обещание, после такой-то народной поддержки нет.

Что касается перезагрузки правительства, исполнительной вертикали, то она неизбежна. По техническим причинам после 7 мая произойдет отставка правительства, будет предложен его новый состав. По кандидатурам, как я понимаю, Владимир Путин одновременно создал интригу и снял ее, упомянув, что он по понятным причинам пока не думал, потому что шла избирательная кампания, а теперь озаботится этой проблемой прямым и непосредственным образом. По кадрам даже гадать не буду, хотя есть предположения. Я думаю, Владимир Владимирович будет подбирать кандидатуру премьера, профильных вице-премьеров и министров, исходя из тех задач, которые он поставил в ходе избирательной кампании, и оглашая послание Федеральному Собранию. По персоналиям гадать не буду. Часть правительства, конечно, останется на своих местах. Я думаю, что это силовики (не все, но большинство из них), часть экономического блока тоже останется, часть социального блока — тоже, но корректировка будет происходить обязательно.

Алексей Макаркин — вице-президент центра политических технологий:

— Я бы не ожидал ничего особо революционного. Что касается экономики, то многие решения, которые надо было принимать, откладывались из-за того, что были парламентские и президентские выборы, когда нельзя рисковать из политических соображений. Сейчас эта тема ушла, но есть огромная поддержка президента. По сути, эта поддержка может быть расценена властью как карт-бланш. Конечно, если брать внешнюю политику, то люди готовы все отдать власти: «Пожалуйста, делайте, мы доверяем». Население не хотело бы войны, но и не верит, что она будет.

Что касается внутренней политики, то это более сложно. В вопросах экономики люди не согласны на карт-бланш. Но власть эти 76 процентов может расценить именно так. Поэтому может быть проблема по поводу увеличения пенсионного возраста, досрочного выхода на пенсию, есть проблема по поводу реализации «майских указов» еще 2012 года в условиях, когда у регионов не хватает средств, проблема с дальнейшей оптимизацией (это слово, которое камуфлирует разного рода сокращения). С другой стороны, есть желание построить новое современное общество с опорой на здравоохранение и образование, то есть обновить это общество так, чтобы у нас было самое замечательное конкурентоспособное образование, чтобы развивались «Кванториумы», «Сириус» и прочее, чтобы развивалась телемедицина, чтобы увеличился средний срок нашей жизни, а это напрямую связано с пенсионной реформой, поскольку обоснованием для нее является как раз увеличение срока жизни и активной деятельности человека. Потому все эти желания есть.

Но при этом, я думаю, есть представление о том, что правительство можно омолодить, добавить новых людей. Какие-то революции вряд ли произойдут. У нас есть целые списки министров на вылет, которые обсуждаются в Telegram-каналах, но это часто вбросы, конкурентная борьба. А что будет реально, мы не знаем, но может быть существенное обновление. Оно может касаться социального блока, в макроэкономическом может быть меньше, но это пока лишь спекуляции. Также возникает вопрос, кто будет отвечать за большую программу вооружений, будет ли это Дмитрий Рогозин или Денис Мантуров.

Леонид Поляков —член экспертного совета фонда ИСЭПИ:

— Политический курс Путина состоит в том, чтобы обеспечить все условия для прорывного развития прежде всего в экономической и социальной сферах. Что касается внешней политики, то здесь однозначно твердый курс на продолжение укрепления российского суверенитета и абсолютной независимости от любых попыток заставлять нас делать что-либо в ущерб национальным интересам. Что касается кадровых перемен в правительстве, то этот вопрос вторичен по отношению к структурной реформе всего управленческого аппарата и вертикали власти в России. Эта реформа уже проводится. Наряду с заменой губернаторов декларируется не только омоложение, но и призыв прагматичных менеджеров-профессионалов, для которых важны приоритеты реализации путинского курса, а не политические амбиции. Думаю, эта тенденция может быть экспонирована и на федеральное правительство, там может произойти серьезная реструктуризация. Пока правительство по-прежнему продолжает формироваться по отраслевому принципу. Министры отвечают за определенную отрасль. Но я не исключаю, что могут быть сформированы какие-то комбинированные блоки, где будет ориентация на решение комплексных задач в экономике в целом, в социальной сфере в целом, в развитии промышленности и инфраструктуры и так далее. Если такая реформа будет осуществлена, я не исключаю, что состав правительства может существенно поменяться и его могут пополнить люди, которые пробуют себя в разных конкурсах типа «Лидеры России», то есть люди, которые свою квалификацию и готовность работать на трудных участках подтвердили серьезными тестами.

Я не исключаю, что часть депутатов тоже могут претендовать на некоторые посты в правительстве. Например, в области спорта. У нас есть известные спортсмены и спортсменки, которые вполне готовы решать непростые задачи в области спорта. А здесь проблем предостаточно. В экономической политике по-прежнему висит как дамоклов меч лозунг «Хватит кошмарить бизнес», брошенный Дмитрием Медведевым. Слов много, в каждом послании повторяется одна и та же тема, но воз и ныне там. Количество проверок, несмотря на грозные предупреждения президента, все равно не уменьшается. Бизнес повсеместно жалуется. Усилия омбудсмена Бориса Титова не бесполезны, но в целом атмосфера по отношению к бизнесу очень далека от идеальной. В то же время продолжается неприятный прессинг со стороны западных партнеров, санкции мешают развитию. Это тоже серьезное препятствие, которое надо научиться преодолевать.

О том, какие конкретные меры решения этих задач будут предприняты, мы узнаем тогда, когда будет сформировано новое правительство. В целом же в новом президентском сроке Путина во главу угла будут поставлены социальная сфера, образование, здравоохранение, наука и культура. Плюс инфраструктура. Цели понятны. Вопрос в том, как достигать этих целей. Очень непростые задачи в условиях многих неблагоприятных факторов — как внутренних, так и внешних. Неслучайно Путин говорит о том, что нам придется работать еще напряженнее.

«Если Путин пойдет на такой радикальный шаг, как замена главы правительства, то это вполне может быть совершенно новая фигура»
Фото: government.ru

«ПУТИН СТОИТ НА РАСТЯЖКЕ МЕЖДУ КОМПРАДОРСКОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БУРЖУАЗИЕЙ»

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ:

— У Путина появилась возможность убрать либералов, которые подчиняются международному валютному фонду, мировой олигархии, компрадорской буржуазии, кто только ориентирован на ввоз/вывоз и на свои предприятия в России. Вот тех, у кого там яхты за рубежом, загородные клубы, убрать из государственных структур. Эти люди не могут развивать отечественную экономику, потому что они не относятся к национальной буржуазии. Во всем мире не любят такую компрадорскую буржуазию: в Южном Вьетнаме ее убрали, в Индии. Есть такая в Южной Корее, конечно, но вообще в мире такую буржуазию, которая ориентирована на другие страны, а не на свое производство, не любят. Ею не гордится нация. Поэтому предстоит выбор. Путин стоит на растяжке между компрадорской буржуазией, которая имеет Медведева и весь социально-экономический блок правительства, и национальной буржаузией, которая отражается в тех министрах, которых он лично назначает, то есть министре иностранных дел и силовиках. Растяжка — дело хорошее, но эти две лодки разъезжаются в разные стороны. Запад все активнее выступает против нас, поэтому естественно, что Запад и национальное отечественное производство расходятся. Надо выбирать, встать на одну лодку, а то Путин не Ван Дамм, чтобы на растяжке долго сидеть. Сначала порвутся брюки, а потом все остальное. Он должен воспользоваться этой возможностью.

Думаю, что он будет по частям этим заниматься, потому что инстинкт самосохранения нашей страны, национального отечественного предпринимательства заставит его все-таки обратить внимание на внутренние проблемы. Там нет таких успехов, как в международных отношениях. Нужно менять внутреннюю политику, прежде всего социально-экономическое направление.

Но это не значит, что внешняя политика отойдет на второй план. Ситуация на мировой арене все обостряется. Запад выбрал нас мишенью, хотя им больше мешает Китай. Но Россия по традиции является маяком для многих стран, даже если она не помогает. Многие мировые страны сегодня ориентируются на нас, помня о том, кем был Советский Союз. Мы всегда защищали справедливость на мировой арене, а в годы СССР помогли освободиться более 100 странам, большинству членов ООН. Эти страны, их элиты приязненно к нам относятся. И это сказывается на том, что Запад Россию ненавидит больше, чем Китай. Пока. Со временем они перекинутся и на Китай, если удастся уничтожить Россию. А нашу страну им не удастся разрушить, если Путин сориентирует социально-экономическую политику на благо народа.

Андрей Колядин — руководитель региональных программ ИЭСИ:

— Если о необходимости экономических преобразований, о новой стратегии экономики и новых драйверах экономики Путин говорил неоднократно, то про внутреннюю политику я ничего не слышал. Ни в послании, ни на одном из совещаний ничего не было сказано про реформу политической системы или партийной системы. У меня такое ощущение, что Владимира Владимировича все устраивает. И у меня есть большие сомнения, что будут реформы в политической системе, хотя они назрели ничуть не меньше, чем экономические. Необходимо менять партии, руководителей партий, фильтры, которые мешают предприимчивым, харизматичным, ярким людям входить в политическую систему, и так далее. Необходимо менять систему назначения в правительство, когда выигравшие партии должны формировать кабинет. В этом случае правительство консолидировано.

Спрогнозировать, кто будет назначен на посты, невозможно, так как система отбора министров от определенных победивших групп отсутствует. Это все в голове Владимира Владимировича. Он, бесспорно, выдающийся лидер, но, когда решение консолидировано, тогда министр несет ответственность не только перед первым лицом, но и перед группами, которые его выдвинули. Поэтому предположить, какие произойдут изменения, никто не может, как не смог никто угадать, какие придут губернаторы в разные регионы. Интрига, сохранит ли Медведев свое кресло, будет держаться до мая. Об экономических изменениях мы тоже узнаем из очередных «майских указов».

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:

— Что касается изменений в правительстве, то да, они были запланированы масштабными, 50–70 процентов на официальном уровне, потому что власть чувствует, что запрос на обновление визуального ряда есть и он носит стратегический характер. Сейчас, по итогам выборов, власть получила больший уровень поддержки, чем она рассчитывала, прогнозировала. Но я думаю, что это не повлияет на ее первоначальные планы и изменения в правительстве будут носить достаточно серьезный характер. Запрос на изменение никуда не делся, итоги прошедших выборов это продемонстрировали, потому что Грудинин за счет факторов своей новизны сумел серьезно обойти Жириновского, результаты которого ужались. У ветерана российской политики Жириновского, который давно на политическом небосклоне, и у Грудинина, который в политике новичок, результаты отличаются в два раза. Собчак за счет фактора новизны также сумела показать неплохой результат, хоть и не такой, на который рассчитывала. И этот ряд будет только обновляться. А вот какие блоки охватит это обновление, сейчас спрогнозировать трудно, но, исходя из тех фундаментальных предпосылок, которые есть, и из тех планов, которые были до выборов, скорее всего, оно практически не коснется финансово-экономического блока, а серьезно коснется военно-промышленного комплекса и промышленного блока. Там возможны перестановки на уровне вице-премьеров, министров и прочих. Власть чувствует, что запрос на обновление визуального ряда есть.

Что касается культурно-социальной сферы, есть вопросы, потому что здесь существуют фигуры, которые скомпрометированы скандалами, как господин Мединский, например. Так что его шансы сохраниться в правительстве не очень велики. Но там есть фигуры, у которых репутация технократов и которые никакого скандального шлейфа не имеют. Что касается остальных блоков, например транспортного, то пока вопрос открыт. Здесь, я думаю, все будет решаться в последние недели перед оглашением состава правительства и будет зависеть от того, насколько серьезные позиции у патронов того или иного чиновника, потому что ясно, что каждый из федеральных министров и вице-премьеров имеет своего патрона среди пресловутых «кремлевских башен». И здесь все будет решать борьба данных «башен». Но весь финансово-экономический блок эти изменения, скорее всего, серьезно не затронут. А вот все остальное — под вопросом, все остальное обсуждается. И я думаю, что в ближайшие полтора месяца мы увидим достаточно серьезную войну компроматов как раз с целью те или иные фигуры скомпрометировать и подтолкнуть к отставке.

Что Владимир Путин должен сделать с правительством после победы на выборах?

3% Оставить в полном составе – это правительство себя показало в кризис нормально

54% Сменить в полном составе – это правительство не способно на прорыв

30% Нужен новый премьер

6% Обновить финансово-экономический блок

3% Сменить ответственных за промышленность

4% Свой вариант (в комментариях)

Прием голосов по опросу закрыт

Итак, история в России повторяется: с большой вероятностью пост премьера в новом правительстве сохранит Дмитрий Медведев . 8 мая — на следующий день после инаугурации президента — кандидатуру председателя правительства планирует утвердить Госдума РФ. Кстати, в этот день тандему Владимир Путин — Медведев стукнет 10 лет.

О том, что Кремль принял решение не менять премьера «на переправе», говорит возросшая самоуверенность Дмитрия Анатольевича.

28 апреля он дал обширное интервью в программе «Вести в субботу с Сергеем Брилевым », где подвел итоги работы кабмина за последние шесть лет. Медведев отметил , что деятельность правительства проходила в беспрецедентно трудных условиях. По его словам, последствия кризиса 2008 года, падение мировых цен на энергоносители и введение в 2014-м санкций против РФ «сформировали такой набор шоков, который наша страна не испытывала ни в один период новейшей истории, даже если сравнить с кризисом 1998 года».

Но правительство, дал понять премьер, эти шоковые удары героически парировало. Он напомнил, что по итогам 2015 года инфляция составила почти 13%, а в конце 2017-начале 2018 года стала небывало низкой — 2,5%. Рекордно низким для страны стал и уровень безработицы: чуть менее 5%.

По Медведеву, кабмин действовал взвешенно и мудро. Например, не поддался соблазну увеличить налоги в кризисные годы. Что касается введения системы «Платон», которая де-факто стала налогом, Медведев заявил, что доходы от нее за три года оцениваются «всего» в 45 млрд. рублей. Как бы подчеркивая, что он в кресле премьера надолго, Медведев анонсировал разработку законопроекта о повышении пенсионного возраста. По его словам, проведена «серьезная экспертиза» и правительство «стоит на пороге» законодательных изменений. В концовке премьер признался, что не собирается «уходить отдыхать"​​​.

Медведев в программе Брилева, резко контрастирует с Медведевым сразу после выборов 18 марта. Тогда он вел себя тише воды, ниже травы. Наблюдатели отмечали, что он не сопровождал Путина во время его визита в избирательный штаб, хотя в ночь выборов 2012 года они вышли к сторонникам вдвоем, демонстрируя прочность тандема. На этот раз на вопрос журналистов о судьбе Дмитрия Медведева Путин сказал , что «предметно» начинает думать на эту тему с сегодняшнего дня (с вечера 18 марта, — «СП»), но все решения будут приняты уже после инаугурации.

А вскоре разразился скандал с братьями Магомедовыми — «королями госзаказа», который очков правительству точно не прибавил.

Однако уже 11 апреля, во время отчета Медведева перед Госдумой, появились признаки, что Кремль определился с кандидатурой. В своем выступлении премьер уверенно назвал последние шесть лет «годами испытаний, испытаний на прочность нашей экономики». На что спикер Госдумы Вячеслав Володин , который выступил от «Единой России», назвал отчет премьера «очень основательным и фундаментальным». Критики премьера не звучало, у депутатов были вопросы только по ситуации в отдельных отраслях и по работе отдельных министров.

Чуда не случилось – новый кабинет министров возглавил Дмитрий Медведев, а так как экономический блок доверили либералу Антону Силуанову, курс, по всей видимости, пока останется прежним. Заодно власти перетасовали колоду приснопамятных функционеров, перебросив их на новые должности в составе правительства – Виталия Мутко, Ольгу Голодец и др.

Эксперты расходятся в оценках состава кабинета, при этом отмечая – пока цены на нефть на подъёме, резкая смена курса, может, и нецелесообразна. Зато, если изменится конъюнктура и станет хуже, непопулярное правительство можно будет легко и просто «снести».

Накануне переназначения Дмитрия Медведева произошло событие, на котором Кремль как бы исподволь акцентировал особое внимание: президент Владимир Путин обсудил перспективы развития страны с руководителем Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светланой Чупшевой. Именно АСИ осуществляет стратегическое планирование деятельности правительства в экономической и социальной сфере, при этом курирует данную структуру непосредственно президент России. По сути, тот курс, которым пойдёт правительство, доверено прочертить Чупшевой – под чутким присмотром Путина, – а вовсе не Медведеву. В свою очередь, технический присмотр за тем, как правительство станет воплощать идеи АСИ, похоже, доверят Константину Чуйченко – начальнику контрольного управления администрации президента, которому прочат пост главы аппарата правительства. Вот они, два новых «центра силы» исполнительной власти, идеологический и силовой. Две «пристяжные», которые и повлекут новый старый кабинет за собой.

Почему же всё-таки президент решил оставить во главе правительства Дмитрия Медведева? Всё проще пареной репы: новому кабинету предстоит запустить ряд непопулярных реформ – в частности, повысить пенсионный возраст и отказаться от ряда социальных гарантий

Алексея Кудрина «определили в счетоводы»

А ведь ещё несколько дней назад казалось, что всё будет иначе: стратегическое планирование работы правительства доверят Центру стратегических разработок, шефа которого, Алексея Кудрина, влиятельные Bloomberg и Financial Times даже прочили в новые премьеры. Вот и сам Кудрин, похоже, этого назначения ждал. Да только, выходит, напрасно – в качестве утешительного приза ему предложили возглавить Счётную палату. И Кудрин сказал, что подумает. Что, в общем-то, дальновидно: опыт Татьяны Голиковой, приглашённой в вице-премьеры нового кабинета, показывает, что СП может стать неплохим карьерным трамплином. Только не факт, что Кудрин примет предложение «Единой России» возглавить СП. Дело в том, что СП – орган парламентского контроля, в том числе и за деятельностью правительства. Осуществлять которую, по сути, поручено Антону Силуанову. Верному кудринцу. Чупшева строит планы, Чуйченко следит за их исполнением, а Силуанов, собственно, воплощает и исполняет. С него, по большому счёту, и спросят. А контролировать Силуанова поручили Кудрину! Воистину, тот, кто всё это придумал, не лишён чувства юмора. О новом назначении Кудрина хорошо пошутил политолог Михаил Виноградов: «Планировалось возвращение премьером-реформатором, а оказалось – определили в счетоводы». «Кудрин, возможно, зашёл слишком далеко, разместив в Financial Times статью о своём будущем назначении, – предположил американский экономист Пол Крейг Робертс, бывший сотрудник администрации Рональда Рейгана. – Долгое время ему удавалось пользоваться лояльностью президента России, но теперь это в прошлом».

Но почему же всё-таки президент решил оставить во главе правительства Дмитрия Медведева? Всё проще пареной репы: новому кабинету предстоит запустить ряд непопулярных реформ – в частности, повысить пенсионный возраст и отказаться от ряда социальных гарантий. «Популярность» Медведева в народе такова, что это слово можно ставить только в кавычки, – разъясняет профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов. – Даже наши сервильные социологические службы не могут накрутить ему более или менее приличного рейтинга. А по антирейтингу Медведев впереди всех своих ближайших конкурентов». И остался он во главе кабинета лишь по одной причине, полагает эксперт: «Медведев – не более чем инструмент. Чтобы резать, чтобы пускать кровь». Проверенный инструмент для грязной работы. Что премьер, в общем-то, немедленно и подтвердил первым же делом после своего переназначения: «Нужно принимать решение, прежние рамки пенсионного возраста принимались очень давно».

Есть, правда, и другое объяснение того, что Медведева оставили. «Мы не знаем, какое давление оказывал Запад с точки зрения необходимости сохранить действующего премьера, – размышляет экономист Михаил Хазин. – Но я убеждён, что такое давление было оказано. Медведева не любят в Пекине, и, значит, с точки зрения Запада его было очень желательно сохранить».

Андрей Илларионов, экономист, бывший советник президента России:

– Правительство будет работать столько, сколько решит президент России. Имеет место, условно говоря, подмена задач правительства, кабинету ставят заведомо легкодостижимые цели, и так было всегда. В 2007 году ставили задачу войти в пять ведущих экономик мира к 2017 году – задачу выполнили уже через год. То ли имели место грубые просчёты в прогнозах, то ли задача изначально была слишком простой. Затем аналогичную цель, войти в пятёрку экономик мира, ставили в 2008 и 2011–2013 годах. Теперь в качестве особого достижения на будущее формулируется цель, неоднократно достигнутая в прошлом. По сути, к правительству нет больших претензий – зачем же его менять? Другое дело, если бы Кремль ставил перед кабинетом реальные задачи – тогда и спрос был бы другой.

Смотрите, кто ушёл

Несколько слов о тех, кого из правительства «попросили». В первую очередь привлекает внимание отставка руководителя аппарата правительства Сергея Приходько, фигурировавшего в скандальной истории с дамой полусвета Настей Рыбкой. Приходько считался одной из наиболее влиятельных фигур в прежнем правительстве, и потому даже громкий скандал не стал поводом для его мгновенной отставки. А не удержал свой портфель он по другой причине – слишком отвлекался на внешнеполитические вопросы, в которых считался неплохим специалистом. Тогда как время потребовало на этом посту более цельную фигуру, полностью сконцентрированную на контроле за исполнением правительством того, что ему поручено сделать. К слову, именно Приходько контролировал исполнение майских указов президента, но делал он это, скажем так, не слишком самозабвенно.

О том, что в новом правительстве вряд ли найдётся место для вице-премьера Игоря Шувалова, наше издание уже сообщало, и мы не ошиблись. Другому вице-премьеру, Аркадию Дворковичу, тоже подыскивают новое место работы – судя по всему, это будет фонд «Сколково» (Дворкович – член попечительского совета этого фонда). Вот только не вполне понятно, награда это или расплата. Пока же фонд возглавляет миллиардер Виктор Вексельберг, к которому у власти с каждым днём появляется всё больше вопросов.

Смотрите, кто пришёл

Вице-премьер Дмитрий Козак работал и в прежнем правительстве, вот только его роль была существенно менее важной: курировал он большей частью вопросы, связанные с Крымом, а до этого – с олимпийским строительством, отвлекаясь время от времени на разнообразные авралы, с коими прекрасно справлялся. Теперь Козаку доверили курировать промышленность и энергетику – раньше этим занимались Дворкович с Шуваловым. Их кураторство дало возможность окрепнуть главе Минпромторга Денису Мантурову – даже многочисленные скандалы, в которые он влипал за шесть лет своей министерской деятельности, не сказывались на его карьере. Теперь будет по-другому: Козак отличается крутым нравом и наверняка спросит с Мантурова по полной программе и за низкий экономический рост, и, возможно, за скандальные истории, связанные с «Ростехом» и «Вертолётами России». В двух этих структурах новому назначению Козака, мягко говоря, не рады.

Вот и для министра сельского хозяйства Александра Ткачёва назначение вице-премьером Алексея Гордеева – то же самое, что возвышение Козака для Мантурова. Начало конца. Гордеев не просто бывший министр сельского хозяйства – он на нём не одну собаку съел. Именно при Гордееве была создана вся действующая система господдержки АПК. При Гордееве Россия вновь начала экспортировать, а не импортировать зерно – впервые со сталинских времён. При Гордееве ввели первые квоты на импорт мяса – это было 15 лет назад, и тогда же в России впервые услышали о защите отечественного сельхозпроизводителя и об импортозамещении. С подачи Гордеева были приняты Земельный кодекс и федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» – ключевые документы, предвосхитившие дальнейшее успешное развитие отрасли. За 10 лет, пока сельским хозяйством управлял Гордеев, государственное финансирование отрасли выросло в пятикратном размере – оцените лоббистские способности этого управленца! И теперь Александру Ткачёву придётся непросто – спрос с него будет самый высокий. Впрочем, Ткачёв всегда может ретироваться на родную Кубань – что он скорее всего и предпримет.

Если Дмитрия Козака в рамках вице-премьерской должности как бы повысили, то его коллегу Ольгу Голодец – напротив. По сути, у Голодец отобрали всю социальную сферу, кроме культуры, зато навьючили на неё крайне запущенный спорт и физкультуру. Финансирование последних решено к тому же сократить чуть ли не втрое – едва ли при таких исходных можно ожидать существенных прорывов. Заодно на Голодец свалили и ответственность за проведение чемпионата мира по футболу – 2018, а тот, кто должен был эту ответственность понести – вице-премьер по вопросам спорта Виталий Мутко, – удачно сменил направление деятельности, возглавив строительство и региональную политику. Это назначение вызвало более чем неоднозначную реакцию. «О том, что натворит Мутко в региональной политике, страшно даже подумать, – полагает экономист Михаил Делягин, – а о поставленной президентом задаче увеличить ввод жилья до 120 млн квадратных метров в год можно, по всей вероятности, просто забыть».

Для министра сельского хозяйства Александра Ткачёва назначение вице-премьером Алексея Гордеева – то же самое, что возвышение Козака для Мантурова. Начало конца

Андрей Бунич, экономист, глава Союза предпринимателей и арендаторов России:

– Двойственность ситуации в следующем: правительство намерено продолжать прежнюю экономическую политику и в макроэкономике, и в налогово-бюджетной сфере, но именно продолжение текущего курса и есть главный риск. Невозможен рост экономики в рамках этой политики. А Медведев уже объявил, что для исполнения новых майских указов потребуется изыскать дополнительно 8 трлн рублей. В такой ситуации куда более вероятен не рост, а просадка экономики, если, конечно, пойдут вниз цены на нефть. Кремлю придётся жертвовать внешней политикой, а это может вызвать эффект домино, расшатать ситуацию внутри страны. В свою очередь, Запад уступки примет, но взамен ничего не даст, мы это уже проходили в начале 90-х. А пока вся экономическая стратегия сводится к тому, чтобы социальные обязательства подрезать, налоги поднять и где-нибудь перехватить денег.

Отставка нового правительства не за горами?

Сколько же протянет новое старое правительство Дмитрия Медведева? Мнения экспертов на сей счёт существенно расходятся. «Сейчас, когда цены на нефть подросли, тупиковый курс правительства не так очевиден, – разъясняет экономист Андрей Бунич. – Но как только чёрное золото подешевеет, тайное станет явным, и Медведева, возможно, всё-таки отправят в отставку». При этом работать правительство Медведева может и год, и два. И даже более, полагает оппозиционный политик Юрий Болдырев: «Все, кто всерьёз рассчитывал на какое-либо обновление, могут свои надежды отложить ещё лет на шесть как минимум. Никакого «левого поворота», никакого поворота политики в сторону большей социальной и национальной ответственности не предвидится». Впрочем, заменить правительство президент сможет тогда, когда посчитает нужным, полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин: «Всё будет зависеть от внешней конъюнктуры – цен на нефть и политики Запада в отношении нашей страны. Если президент решит, что нужно скорректировать экономический курс, правительство отправят в отставку. Но если всё будет идти как в предыдущие годы, то это правительство сменится не скоро. Полагаю, это правительство не на шесть лет, а на три-четыре года». Впрочем, этого времени хватит, чтобы провести все непопулярные решения.

Большинство экспертов оценивают пролонгацию премь­ерского срока Медведева либо иронически, либо негативно: прорыва почти никто не ожидает. На этом фоне парадоксальной представляется оценка, данная экономистом Михаилом Хазиным: «Я не считаю, что изменения в правительстве – это плохой сигнал. Как человек, немножко разбирающийся в аппаратных играх и государственном управлении, не могу не признать, что либеральной команде нанесён очень серьёзный удар. Объясню: экономический спад будет продолжаться, президентские указы выполняться не будут, и президенту едва ли это понравится. И уже нынешней осенью всё это неминуемо приведёт к отставке правительства».

Правительство будет меняться неизбежно - к этому обязывает закон. Речь о технической отставке после инаугурации, которая состоится 7 мая. По ст. 35 закона «О правительстве РФ» кабинет министров слагает полномочия в день вступления в должность нового президента. Затем глава государства должен будет в течение двух недель внести в кандидатуру нового премьера, а тот в течение недели предложит президенту свою команду.

В 2012 году Владимир Путин, едва вернувшись на пост президента, внес в Госдуму кандидатуру . Депутаты согласились не раздумывая. Костяк новой администрации Путин выстроил из министров и чиновников аппарата правительства, с которыми работал в Белом доме с 2008 года. Медведев наоборот - переводил команду из Кремля на Краснопресненскую набережную. Так, работавший министром образования и науки в правительстве Путина, стал помощником президента Путина. А помощник президента Медведева стал вице-премьером в кабинете министров Медведева. Назначения проходили до 21 мая.

Если не Медведев, то кто?

Медведева «отправляли» в отставку бессчетное количество раз. Не только в СМИ и в экспертном сообществе - к своеобразному флешмобу присоединялись и хакеры. В августе 2014 года неизвестные киберпреступники атаковали аккаунт премьер-министра в Twitter. «Ухожу в отставку. Стыдно за действия правительства. Простите... Стану свободным фотографом. Давно мечтал», - с такой записи около 10 утра начался фейковый монолог Медведева. Уже через час все твиты были удалены. Пресс-служба правительства оперативно подтвердила журналистам факт взлома премьерского аккаунта.

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Дмитрий Медведев эти слухи стойко игнорировал, да и вообще свои карьерные намерения не комментировал. Уже на следующий день после президентских выборов он попросил подчиненных обеспечить бесперебойное функционирование экономики и социальной сферы до инаугурации. Наблюдатели, уверенные в том, что с Медведевым попрощаются, отправляют его по двум маршрутам: в и в Верховный суд. То есть в любом случае - в родной Санкт-Петербург.

Кто, если не Медведев, может возглавить новое правительство? Называют председателя , мэра Москвы , главу . И, конечно, традиционно звучит имя . Такое назначение было бы жестоким по отношению к Медведеву: в 2011 году он со скандалом уволил Кудрина с поста министра финансов. Вся страна наблюдала в телесюжетах за выражением лица Кудрина: он смотрел на Медведева с насмешкой. На предложение уйти в отставку с вызовом ответил: «Я приму решение, посоветовавшись с премьер-министром [то есть с Путиным]». «Вы можете советоваться с кем угодно, но пока я президент - такие решения я принимаю сам», - еще больше рассердился Медведев.

Так вот, вскоре после президентских выборов Кудрин написал статью для , в которой рассуждал о будущем правительстве. У кабмина, по мнению Кудрина, будет лишь два года на то, чтобы реализовать повестку изменений - «даже не окно возможностей, а форточка». За эти два года надо сделать все то, что откладывали на протяжении последних лет из-за грядущих выборов и под разными отговорками, главная из которых - «эти меры непопулярны», считает Кудрин.

Самый любимый министр

Вскоре после выборов на сайте RTVI появилась информация о возможной отставке Лаврова: ссылаясь на источники в , СМИ сообщило, что ни для кого в российском внешнеполитическом ведомстве не секрет, что его глава «давно хотел уйти», и только по просьбе Владимира Путина остался на своем посту до президентских выборов. Источники также отмечают, что Лавров может занять некий почетный пост. При этом официальный представитель МИДа , комментируя информацию, ответила обтекаемо: «Если бы это зависело от меня… но это зависит не от меня. Есть президент, есть соответствующие процедуры. Я просто не в состоянии ответить на этот вопрос».

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Лавров трудится на посту министра иностранных дел 14 лет. Мы говорим МИД - подразумеваем Лавров, он один из самых популярных российских министров. Его фразы разошлись на цитаты, его портреты стали принтом на сувенирных футболках, его умение носить костюм - примером для всех коллег. Но такая работа - сильнейшее напряжение, и физическое, и моральное, особенно в последние четыре года - после присоединения Крыма.

Вопрос об отставке Лаврова с почетным перемещением - например, в - обсуждался давно. Среди претендентов на его место чаще всего называют пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова: та же вовлеченность в международную политику, публичность, умение общаться с прессой. И, наконец, Песков - выходец из МИД.

Еще один претендент на место Лаврова, по мнению политологов, - . В январе он был назначен замминистра иностранных дел, имеет большой опыт переговоров с западными партнерами, в последние годы представлял Россию при . Работа Александра Грушко постпредом как раз пришлась на глубокий кризис в отношениях между Россией и Североатлантическим альянсом, который возник на фоне украинского конфликта.

Сгустились тучи в черном небе

Если кто и знал, что прошедший 2017 год был Годом экологии, то уж точно никто не заметил перемен. Главе прочат отставку в связи с объективно огромным клубком экологических проблем. Все скандалы, связанные с мусорными полигонами, с режимом черного неба над Красноярском и, наконец, с утонувшим в недрах Госдумы законопроектом о защите животных, - все это вотчина Минприроды.

В ноябре 2017 года на фоне громкой истории с подмосковной свалкой «Кучино» Путин поручил министру окончательно навести порядок в сфере утилизации отходов вокруг больших городов. Ни о каком окончательном решении говорить, конечно, не приходится: и с «Кучино» не решено, и новая беда добавилась - «Ядрово». Мало того что многострадальный законопроект о защите животных так и не принят, появилась еще и странная история с новой редакцией Красной книги. Оттуда остающиеся под угрозой виды животных - в частности, снежный баран и гималайский медведь, прекрасные объекты для валютной охоты.

Не долетит и не доедет

Отставка грозит и министру транспорта . Осенью прошлого года после банкротства авиакомпании «ВИМ-Авиа» он получил от президента публичное дисциплинарное взыскание. Путин раскритиковал критерии , которые не позволили вовремя обнаружить проблемы в деятельности «ВИМ-Авиа»: «Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят?» Досталось и вице-премьеру правительства Аркадию Дворковичу, курирующему транспорт. «Вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Может быть, вы перегружены слишком?» - поинтересовался Путин.

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Несколько лет назад похожая история случилась с отменой пригородных электричек. После того как правительство отменило государственные субсидии для пригородных пассажирских компаний, в некоторых регионах резко сократилось количество маршрутов пригородных поездов и выросли тарифы. «Перестали ходить электрички в регионы - вы что, с ума сошли?» - возмутился на совещании президент, обращаясь к Дворковичу. Вскоре после этого министр транспорта отчитался о возобновлении работы электричек на 300 маршрутах.

После трагедии в Кемерове снова заговорили и о возможной отставке министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий . К пожарному надзору вообще много вопросов - так, ежегодно офицеров этой службы задерживают за взятки.

К вопросу о культуре

Есть в нынешнем кабмине удивительно стабильный министр - это министр культуры . В разное время СМИ пытались анонсировать его отставку. Среди возможных сменщиков называли советника президента по вопросам культуры , депутата Госдумы Елену Ямпольскую и даже , пресс-секретаря председателя правительства. Но Мединский по-прежнему в своем кресле и уходить явно не намерен. Похоже, аналогичную точку зрения занимают и в Кремле: Мединского не только критикуют, но и регулярно хвалят. И он явно удовлетворяет всем интересам Кремля.

Аллергены, тяжеловесы и технократы

В конце прошлого года фонд «Петербургская политика» опубликовал на своем сайте аналитический доклад , в котором распределил членов правительства по их публичным образам. Глава и вице-премьер стали для общественного мнения «аллергенами». Зачастую отставка таких фигур откладывается из расчета на больший имиджевый эффект при замене.

Публичный имидж Васильевой прочно связан с введением в школах уроков православия и нравственности. Мутко оказался заложником контраста между пропагандой «былого величия советского спорта» и унижением российских спортсменов.Минкомсвязи и министр экономического развития являются символами кадрового омоложения.

Путин еще не решил

В рассуждениях о том, кто из министров уйдет, а кто останется, нет смысла, уверен президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» . «Это будет большой пасьянс, который включает в себя правительство, региональных лидеров, руководство крупных корпораций и неправительственных структур. Поэтому все эти гадания на кофейной гуще особого смысла не имеют. Более того, фамилии непринципиальны - принципиален баланс внутри Политбюро 2.0 (структура «ближнего круга» Владимира Путина - прим. «Ленты.ру» ). И вообще, сохранится ли система кураторов в лице лидеров больших элитных групп», - говорит эксперт.

На его взгляд, конфигурацию не опишет даже Путин. Президент все еще раскладывает этот пасьянс. Не решен и вопрос с председателем правительства - несмотря на то, что Медведев остается фаворитом, сохранение премьерства ему не гарантировано.

«Перестановки, конечно, будут», - уверен ведущий эксперт . Он выделяет две основные интриги: первая - кто возглавит правительство. «С постом председателя есть варианты развития. Инерционный - сохранение Медведева, человека абсолютно понятного, предсказуемого и надежного для Путина. Другой вариант - неожиданное назначение, как это было с (председатель правительства с 2004-го по 2007-й) или (председатель правительства с сентября 2007-го по май 2008-го). И вариант под модным названием «технократ»: он делает ту работу, которую ему поручили и, возможно, ближе к парламентским выборам уходит», - говорит Макаркин.

Вторая интрига заключается не в персоналиях, а в задачах нового правительства. Непопулярные реформы - то же повышение пенсионного возраста - откладывали до президентских выборов. Теперь настало время их реализовывать. Даже Медведев , что вопрос назрел.

Фигура, которая возьмет на себя ответственность за это, оставит за собой в памяти народной длинный негативный шлейф. И оставшиеся министры позавидуют ушедшим.