Годы жизни патриарха алексия 2. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Совсем недавно, менее десятка лет назад, отошел ко Господу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, возглавлявший Русскую Православную Церковь в труднейшие для всей страны переломные годы конца 80-х -начала 90-х. Его Святейшество, вопреки высокому положению, был простым в общении, а потому любимым всеми, знавшими его близко, принципиальным человеком светлой души. Он стал пятнадцатым после восстановления Патриаршества в России Предстоятелем Церкви.


Имя Алексия II также занимает основательное место в науке об истории Церкви и теологии. Только до восшествия на Первосвятительский престол он имел более 150 публикаций по церковной истории и богословию темы. Кто такой Патриарх Алексий (Ридигер), почему его почитают как праведника и что он сделал для Церкви и всей России — вы узнаете в данной статье.


Детство Патриарха

При рождении, в миру Патриарх также имел имя Алексей Ридигер — что достаточно необычно, обычно при пострижении в монашество имя меняют. Он появился на свет 23 февраля 1929 года в «столице советской Эстонии» — Таллине. Необычна история его семьи: по отцу, Михаилу Александровичу, он был потомком немецкого рода дворян, переселившихся в новую столицу — Санкт-Петербург при Анне Иоанновне или даже Петре Первом и обрусевших, то есть принявших православную веру. По матери, Елене Иосифовне Писаревой, Его Святейшество был эстонцем. Семья была эмигрантами, после революции покинувшими Петроград через Финляндские земли. Несмотря на скудость быта, характерную для всех беженцев, Алеша Ридигер был воспитан в знании и уважении к культурным ценностям, интересе искусству и Церкви.


Корни глубокой веры и благочестия Алексия II были заложены его семьей, ведшей подлинно христианскую жизнь. Отец будущего Патриарха был священником и благословлял сына помогать ему за богослужениями, церковная жизнь была неотделима от семейной. Известно даже время первой службы, в которой участвовал будущий Святейший Патриарх: в шесть лет, в 1936 году, он начал помогать разливать святую воду для прихожан на Крещение Господне. Вероятно, с детства он желал послужить Церкви — но только Богу известно, как и когда появилась в нем та сила духа, которая позволила возглавить всю Русскую Церковь.


Важной страницей начала жизни Алексия II было регулярное посещение вместе с родителями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — духовной жемчужины Ладоги, древней обители. Здесь он также прислуживал в алтаре. Ясно, что в этой обители появилось у него и желание отдать жизнь монашескому служению Богу и людям.



Русский Патриарх в молодости

Талант вдохновенной молитвы, благочестие, знание церковный служб — вот что определило призвание Алексея Ридигера, ставшего уже в 15 лет иподиаконом (то есть сопровождающим и постоянно прислуживающим за богослужениями архиерею) епископа Исидора и архиепископа Павла Эстонского и Таллинского. В 16 лет — в год окончания Великой Отечественной войны — Алексей стал даже ризничим (ответственным за облачения и церковную утварь), продолжая совершать служение алтарника в кафедральном соборе Таллина.


Вскоре он поступил в Ленинградскую православную духовную семинарию (ныне СПбПДАиС) и по ее окончании стал студентом духовной Академии Северной столицы. Приняв рукоположение во иереи, поначалу он был просто белым священником-целибатом (не имеющим монашеского пострига, но давшим только обет девства). Начав иерейское служение в небольшом городке Йыхви, вскоре он стал настоятелем Богоявленского монастыря, а в 1957 году — и настоятелем местного Успенского собора. Так около года он руководил двумя обителями и приходом собора. Затем его официально поставили благочинным округа (то есть священником, контролирующим деятельность ряда приходов, — обычно эта должность отдается настоятелю крупного собора области, имеющим многолетний пастырский опыт).


С 1959 года будущий Патриарх принимает решение полностью посвятить себя Богу в монашестве. Совсем немного времени прошло с его рясофорного пострига — наречения нового имени, символического пострижения волос с возможностью носить некоторые монашеские одежды — до пострига мантийного. В это время Алексий, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако будущий Предстоятель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни, и в 1959 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания епископу, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.


Отец Алексий был пострижен в мантию с сохранении имени, что достаточно необычно для церковной практики. Также через малое время — лишь спустя 2 года — его хиротонисали во епископа. В свои 32 года он был, одним из самых молодых архипастырей Церкви. Его направили на управление родной Рижской епархией с присвоением титула Эстонского и Таллинского епископа.



Епископ Алексий — будущий Патриарх Московский

Несмотря на «хрущевскую оттепель», 1960-е годы, когда начал свое архиерейское служение владыка Алексий, были трудны для Церкви. Если в 1930-х священников расстреливали вместе со всеми как врагов народа, то во времена Великой Отечественной войны их начали массово возвращать из лагерей, открывая храмы. Хрущев открыл новые гонения: в первую очередь, организовав информационную волну даже не безбожия, а стереотипной клеветы на Церковь в средствах массовой информации. Поднялись революционные лозунги, осуждавшие «мракобесие», на людей давили психологически, позоря на работе, например, за посещение пасхального богослужения. Закрывались семинарии под предлогом некачественного образования и церкви, которые просто «необходимо» было использовать под склады, заводы и зернохранилища.


Став Патриархом, Алексий Второй часто говорил, в том числе в печати, но без подробностей, об этих временах, что лишь Богу осталось известным, как непросто приходилось священникам и архиереям переживать время гонений. Однако интересы Православной Церкви» отстаивались, Она не умирала при помощи таких ревностных служителей Господа, как владыка Алексий.


Так, став епископом, Преосвященнейший Алексий начал активно работать в сфере международных и межцерковных взаимоотношений. Он трудился во многих комитетах, входил в состав делегаций. Его Преосвященство (это обращение к епископу) был активным сторонником совместного труда Церквей различных христианских конфессий, подчеркивая, что в совершенном мире люди забывают в принципе о Христе, и что все христиане должны искать точки соприкосновения в служении и общении друг с другом, действуя сообща.


Спустя короткий промежуток активного и деятельного архипастыря заметили в руководстве Московского Патриархата, начав выдвигать на еще более ответственные посты. В 1964 году, в 35 лет, он становится архиепископом, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей, а затем, по сути, первым заместителем Святейшего Патриарха Московского. Он получает сан митрополита (то есть более высокий, нежели епископский) Таллинского, а затем был в сане митрополита Ленинградского и Новгородского переведен в Санкт-Петербург (Ленинград), в то время, как и сейчас, являвшийся средоточием церковной науки и молитвенной жизни. Трудами владыки Алексия совершились многие события, память о которых хранят благодарные петербуржцы: возвращение братии в Валаамский монастырь — духовную колыбель самого владыки Алексия, возрождение Иоанновского женского монастыря, основанного святым праведным Иоанном Кронштадским на реке Карповке, и обретение мощей самого святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 1989 году Его Высокопреосвященство даже стал народным депутатом СССР, что было крайне необычно, и, по сути, политическим деятелем.


Несмотря на активное служение, владыка Алексий подготовил и защитил докторскую диссертацию на степень кандидата богословия.


В 1990 году скончался Святейший Патриарх Пимен, а 10 июня того же года на его место был выбран Патриархом Московским и Всея Руси Алексий II.



Слова и деяния Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2

Интересно, что деятельность Патриархов Русской Православной Церкви с каждым последующим избранием Предстоятеля все расширяется. Обычно Патриарха избирали из маститых иерархов, имеющих обширный пастырский опыт, но потому оторванных от слишком совершенных веяний общества. В середине ХХ века никто не задумывался о важности привлечения в Церковь молодежи: с ней было трудно разговаривать, ребята не только стремились к обычным развлечениям, но и имели мнение о Церкви как о «сборище мракобесов». Не имея жизненного опыта, они полагались на суждение учителей и авторитет государства.


Со временем многое начало меняться. Интеллигенция, эмигранты обращались к христианству как фактически религии протеста, глотку свежего воздуха в душной советской идеологии. Если Патриархи Алексий Первый и Пимен, в основном, имели заботы о поддержании приходов, о существовании церкви хотя бы в каждом городе, о защите пастырей от репрессий (а Пимен еще и о праздновании 1000-летия Крещения Руси, то есть культурно-историческом утверждении Церкви) — то Святейший Патриарх Алексий Второй развил деятельность по распространению миссионерского служения Церкви, работы с молодежью (на которой делает огромный акцент и новый, нынешний Патриарх Кирилл), реструктуризации Церкви, созданию новых епархий.


Церковные и светские историки выделяют следующие плюсы и минусы деятельности Алексия Второго на посту Патриарха Московского и Всея Руси:


    Увеличение числа храмов, обителей и епархий — при том, что число верующих и воцерковленных людей не требовало такого числа церковных структур.


    Активное возвращение церкви исторических зданий храмов, их восстановление — это именовалось «претензией Церкви на каноническую территорию». Если некоторые церкви были отданы под склады или цеха и возвращались безболезненно, то возвращение храмов-музеев, храмов-памятников встречало активное сопротивление со стороны общественных активистов. Случались инциденты, когда Церковь и культурные организации оказывались по разные стороны баррикад. Тем не менее, именно в период деятельности Патриарха Алексия был заложен опыт преодоления такого противостояния. Интеллигенция удостоверилась в том, что Церковь действительно умеет сохранять культурное достояние стороны, тем более, что именно она и создала это достояние: именно для молитвы была построена и Троице-Сергиева лавра, и Исаакиевский собор в Петербурге, и Ипатьевский монастырь в Костроме.


    Увеличение числа рукоположенных епископов, священников, монахов и аппарата церковных чиновников — Синодальных отделов — в то время, как люди не были духовно готовы к ответственному церковному служению. Это по сей день спорный момент: от апостольских времен и до революции в России не хиротонисали о священники раньше 30 лет При Алексии Втором начали рукополагать даже епископов младше тридцати.


    В то же время, такое «увеличение потока кадров» и мест для молитвы создали задел, пространство для дальнейшего прихода в Церковь многих и многих людей. Сегодня начинается не только возрождение храмов в исторических здания церквей, но и строительство новых. Так, в Москве существует программа по созданию 200 новых храмов в спальных районах столицы; в одной Выборгской епархии строится 36 храмов, а во всей Санкт-Петербургской митрополии — более 100. Люди действительно не помещаются в зданиях маленьких церквей, многие приходы по воскресным и праздничным дням выносят колонки наружу здания, чтобы люди могли помолиться и на улице.


    Возросло число просветительских центров, активизировалась миссионерская деятельность Церкви. Многие считали, что Церковь не должна привлекать к себе новых людей, а занимать нишу некой сферы услуг. Тем не менее, именно Патриарх Алексий снова начал катехизаторское дело Церкви: ведь еще Христос заповедовал апостолам просвещать все народы светом христианства, спасать души людей. Сам он безбоязненно выступал по всему миру с речами, направленными на укрепление традиционных нравственных ценностей — ведь в их основе лежат именно заповеди Божии — в то время, как в Европе начиналось движение пропаганды гомосексуализма и нивелирования различий между полами, узаконивания эвтаназии. Предстоятель не раз заявлял, что моральное разложение общества ведет к гибели цивилизации.


    Непросты были внутрицерковные отношения: редко созывались Поместные соборы, обострились отношения с Римско-Католической Церковью и Вселенским Константинопольским Патриархатом. При этом ряд священнослужителей обвиняли Его Святейшество в экуменизме, то есть слишком активном взаимодействии с другими конфессиями и религиями.


    В период Патриаршего служения Алексия Второго в мире и в России происходили военные конфликты. Этот Патриарх известен. тем, что в 1993 увещевал ГКЧП, вынеся Владимирскую икону из запасников Третьяковской галереи и молясь перед ней о мире и помощи Божией со всем народом. Кроме того, он регулярно выступал с миротворческими инициативами относительно войн на Северном Кавказе, в Южной Осетии, при бомбежках ВВС США в Ираке и Сербии.


    В интервью незадолго до смерти Святейший владыка Алексий Второй сам подвел итоги своей работы, оценив плоды своих трудов как совершенно новые отношения Церкви и государства, которые он вынужден был выстроить. По воле Божией он смог повернуть взаимодействие и с обществом, и с властью в сторону принятия Церкви.



Патриарха Алексия Второго убили?

Его Святейшество отошел ко Господу, не дожив лишь два месяца до своего 80-летия. Алексий Второй скончался в Патриаршей резиденции в Переделкино, в дни Рождественского поста — 5 декабря 2008 года. Православный народ всей России и ближайших стран настолько привык, что этот добрый пастырь Церкви всегда бодр, ездит по стране и бывает даже в отдаленных епархиях, что смерть его вызвала шок и изумление. На этом фоне стали даже распространяться слухи, что Патриарх был убит, однако свидетельствами близко знавших его иерархов и заключением медицинской экспертизы они были опровергнуты: Алексий Второй в течение последних лет жизни перенес несколько инфарктов и инсульт, поэтому смерть наступила по естественным причинам, став следствием сердечной недостаточности.



Где похоронен Патриарх Алексий II

При прощании с Патриархом Храм Христа Спасителя, крупнейший храм Москвы, воссозданный на месте взорванного в 1930-х в тех же архитектурных формах, был полон людьми. Днем и ночью они шли целым потоком, чтобы в последний раз взглянуть на пятнадцатого Архипастыря Церкви Русской, возглавлявшего ее в годы перестройки, крушения советского строя и создания нового общества, ведшего Корабль Церкви сквозь воды одного из самых непростых времен истории страны.


Гроб с телом, в величественной похоронной процессии, через всю Москву перевезли в Богоявленский Елоховский кафедральный собор, где и захоронили. Над могилой сейчас стоит мраморное надгробие с крестом. Духовенство храма и сотрудники Церкви свидетельствуют что многие паломнические маршруты из разных регионов страны обязательно имеют остановку в соборе у могилы Алексия Второго. Уже сейчас в народе имеет место почитание Его Святейшества.
Не только его духовные чада, при жизни просившие Патриаршего совета, но и многие люди, от деревенских прихожан, приехавших поклониться святыням столицы, до самого Президента и различных знаменитостей, приходят посоветоваться со Святейшим владыкой, испросить его помощи и благословения на добрые и необходимые дела. Патриарх пока не причислен к лику святых — ведь для канонизации должен пройти не один десяток лет — но уже сейчас фиксируются чудеса по молитвам к нему у могилы, досконально изучаются материалы и свидетельства вех его жизненного пути, разрастается народное почитание.
Так, митрополит Калужский и Боровской Климент, бывший заместителем Алексия Второго — он имел должность Управляющего делами Московской Патриархии — писал, что в близком общении всегда видел в нем рассудительного пастыря Церкви, имевшего поистине дарованную Богом любовь ко всем людям. Он был для всех православных людей словно заботливым отцом, руководившим Церковью с искренним переживанием ее проблем в собственном сердце. Не было для него вопрос неважных, даже самых простых людей, с которыми поступали несправедливо, он отстаивал перед властью, помогал самым дальним и бедным церковным приходам. По словам Высокопреосвященнейшего Климента, на имя Святейшего Патриарха Алексия приходило более десяти тысяч писем ежегодно (то есть около 30 ежедневно) — и ни одно он не оставлял без внимания, каждый день выделяя время на прочтение корреспонденции и указания по просьбам адресантов. Многие люди, служившие вместе со Святейшим или бывшие сотрудниками Синодальных отделов, свидетельствуют, что общение с ним стало школой жизни. Он показывал образец пастырского служения в неизменном устремлении ко Господу и любви к каждому человеку.



Могила Патриарха Алексия

В любой день вы можете посетить Елоховский собор столицы и поговорить у могилы Его Святейшества с ним самим. Молитва — это диалог с усопшим, имеющим признаки святости.


Приобретите в храме свечу, поставьте ее на подсвечник у могилы, обратитесь ко Господу:


«Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, Святейшего Патриарха Алексия, где нет печали и слез, но жизнь и радость бесконечная. Прости ему все грехи вольные и невольные, его же святыми молитвами и меня грешного (грешную) помилуй».


Затем можете своими словами, обращаясь к Патриарху, попросить его о своих нуждах. Многие просят его, как мудрого руководителя,


  • О совете в делах;

  • О принятии решения в трудном выборе;

  • О помощи об избавлении от несправедливости начальства;

  • Об оправдании при клевете;

  • С благодарностью за совершенные дела, получившиеся вещи.

Молитвами Патриарха Алексия да хранит вас Господь!


Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 23.02.1929), патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллине, в “независимой” Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949). Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953). Священник в Тарту (1957). Протоиерей (1958). Монах (1961). Архиепископ (1964). Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-79). Митрополит Таллинский и Эстонский (1968). Член ЦК Всемирного совета церквей (1961-68). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986). Сыграл главную роль в канонизации св. Ксении в Петербурге и возвращении мощей св. Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти патр. Пимена избран патриархом Московским и всея Руси (7 июня 1990). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после большевистского переворота (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал заявление, что Декларация Сергия (Страгородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви.

Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (1929-2008) - патриарх. Родился в Таллине в семье эмигранта из России, священника, Михаила Александровича Ридигера. С 1944 по 1947 год был иподиаконом у архиепископа Таллиннского и Эстонского Павла (Дмитровского). С 1946 г. служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 г. - в Казанской церкви города Таллинна. В 1947 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. На первом курсе Лениградской Духовной академии в 1950 г. был рукоположен в сан диакона, а затем священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. окончил Духовную академию. В 1957 году был назначен настоятелем Успенского собора города Тарту. В 1958 г. возведен в сан протоиерея. В 1961 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевской лавры пострижен в монашество. В 1961 г. возведен в сан архимандрита, с этого же года епископ Таллинский и Эстонский. С 1964 г. - архиепископ, с 1968 г. - митрополит. В 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 г. на Поместном соборе Русской православной церкви избран на Московский Патриарший престол.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

Другие биографические материалы:

Сочинения:

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и его Семьи // Дворянское собрание: Ист.-публицист. И лит. Альманах. М., 1995, С. 70-72; Россия нужна не только самой себе, но и всему миру // Лит. Учеба. 1995. № 2/3. С. 3-14; Вернуть людям межнациональный, политический и социальный мир: Из ответов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы обозревателя газеты «Культура» // Российский обозреватель. 1996. № 5. С. 85-86; Обращение к участникам международной конференции «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества» // ЖМП. 1997. № 7. С. 17-19; Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 80-летию убиения императора Николая и его семьи // Там же. 1998. № 7. С. 11; Роль Москвы в защите Отечества // Роль Москвы в защите Отечества. М., 1998. Сб. 2. С. 6-17; Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: [О кризисе российской школы] // Рождественские чтения, 6-е. М., 1998. С. 3-13; Слово к участникам Соборных слушаний [Всемирного Русского Народного Собора 18-20 марта 1998 г.] // Церковь и время / ОВЦС МП. 1998. № 2 (5). С. 6-9; Церковь и духовное возрождение России: Слова. Речи, послания, обращения, 1990-1998. М., 1999; Россия: духовное возрождение. М., 1999; Воззвание в связи с вооруженной акцией против Югославии // ЖМП. 1999. № 4. С. 24-25; Печальник земли Русской: Слово и образ Первоосвятителя. М., 1999; Слово на первом богослужении в Храме Христа Спасителя // ЖМП 2000. № 1. С. 44-45.

Литература:

Патриарх. М., 1993;

Первоосвятитель. М., 2000.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. 1990–1998 гг. М., 1999;

Мысли русских патриархов от начала до наших дней. М., 1999;

Предстоятель Русской Православной церкви в 2007 г. М., 2008;

Цыпин В. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 1700–2005. М., 2006.

5 декабря 2008 года преставился патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Почти 20 лет он был Предстоятелем Русской Православной Церкви. В годовщину его ухода, вспомним 7 фактов о Патриархе Алексии II.

Ридигеры

Патриарх Алексий Второй по своему происхождению был из известного прибалтийского дворянского рода. Среди представителей его - граф Федор Васильевич Ридигер, государственный деятель, генерал, герой Отечественной войны 1812 года. Семья деда будущего патриарха жила в Санкт-Петербурге, но вынуждена была в революцию эмигрировать. Отец Алексия учился в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений - Императорском училище правоведения. Там воспитывались дети потомственных дворян. Hо завершать образование ему пришлось уже в эстонской гимназии. Мама Алексия Второго, Елена Иосифовна, в девичестве Писарева, была дочерью полковника Белой армии. Его расстреляли большевики в Териоках (Зеленогорск). Поженились родители будущего Патриарха в 1926 году, за три года до рождения сына.

Еще мальчиком, в конце 30-х годов, Алексей дважды побывал на Валааме - в Спасо-Преображенском мужском монастыре на Ладожском озере. Туда он ездил с родителями. Патриарх не раз подчеркивал, что именно эти поездки во многом определили его решимость в выборе Пути. На всю жизнь запомнились ему встречи с духоносными старцами и насельниками обители, их открытость, доступность для каждого паломника. Письма валаамских старцев Патриарх хранил в личном архиве. Следующий визит на Валаам случился через полвека. До конца жизни Алексий Второй возглавлял Попечительский Совет по Возрождению Спасо-Преображенского монастыря.

Крещенская вода

Алеша с детства был при церкви. Любовь к церкви и службам воспитали в нем родители, хотя, стоит признать, что и сам он проявлял немалый энтузиазм в своем устремлении приобщиться церковных тайн. Его рвение даже беспокоило родителей. Любимой игрой Алёши было - служить. При этом он в эту игру не играл, а будучи ещё ребенком, делал всё всерьез. Счастливым днем стал тот день, когда Алёше доверили разливать крещенскую воду. Это стало первым послушанием будущего Патриарха. Ему было 6 лет. В остальном же, как рассказывал Патриарх, он был обычным ребенком: любил играть, ходил в садик, помогал родителям по дому, окучивал картошку...

Паломничество на Афон

Особым местом для каждого православного христианина Патриарх считал Святую гору Афон. В 1982 году Алексий совершил туда паломничество. Об Афоне Патриарх говорил: "Даже в самые тяжкие годы воинствующего атеизма знали русские люди, что их соотечественники-святогорцы вместе со всем афонским братством сочувствуют их страданиям и испрашивают им сил и крепости".

Главным мирским увлечением Патриарха с детства была "тихая охота". Грибы Алексий собирал и в Эстонии, и в России и в Швейцарии. Патриарх с охотой рассказывал о своём увлечении и даже поделился рецептом соленых рыжиков. Идеально рыжики собирать в сухую погоду и не мыть. Но грибы чаще всего бывают в песке, поэтому сполоснуть холодной водой придется, потом пусть она вся стечет, по возможности. А вот если рыжики со мха, то тогда их можно не мыть, обтереть чистой тряпочкой и все. Дальше укладывать в ведро, шляпками вниз. Обязательно рядами. Каждый ряд - посолить. Накрыть все чистой тряпицей, а сверху - большой тарелкой или крышкой и придавить гнетом.

Братья меньшие

Алексий Второй с большим теплом относился к "братьям нашим меньшим". У него всегда были домашние питомцы. В основном собаки. В детстве - терьер Джонни, ньюфаундленд Солдан, дворняга Тузик. На даче Патриарха в Переделкино жило много домашних животных. 5 собак (Чижик, Комарик, Моська, Рой, Лада), несколько коров и коз, куры, кошки. Про коров Алексий II рассказывал, перечисляя: "Самая главная - Белка. Потом Арфа, Ромашка, Зорька, Малышка, Снежинка. Еще телята у нас имеются, коза Роза и козлятки…"

Политика

В 1989 году Фонд милосердия и здоровья, где Алексий состоял членом правления, выдвинул его в народные депутаты СССР. И его избрали. О том периоде своей жизни Патриарх вспоминал с неохотой. "Парламент тех лет превратился в место, где у людей совершенно отсутствовало уважительное отношение друг к другу. Там царствовал дух вечного противостояния, постоянной борьбы, нервозности... Люди не желали элементарно слушать друг друга, а тем более говорить, объясняться нормальным человеческим языком". В политике будущему Патриарху не понравилось. "После каждого заседания съезда народных депутатов я становился просто больным - очень скверно влияла на меня та атмосфера нетерпимости и вражды" - вспоминал Алексий.

Патриарх Алексий II

Алексей Михайлович Ридигер, будущий Патриарх Московский и всея Руси, родился 23 февраля 1929 года в Таллинне, Эстония. Именем Алексей крещен в детстве в честь Алексия, человека Божия.
БИОГРАФИЯ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II – МОЛОДЫЕ ГОДЫ.
Патриарх происходит из германского дворянского рода фон Ридигеров, имеющего курляндское происхождение. Из родословной Патриарха нам известно, что его предок, курляндский дворянин Фридрих Вильгельм фон Ридигер во времена правления Екатерины II переехал в Россию и принял православие под именем Федора Ивановича. Именно он стал основателем русской линии рода Ридигеров.
Отец будущего Патриарха, протоиерей Михаил Александрович Ридигер, родился в Петербурге, однако во время Октябрьской революции был вывезен родителями в Эстонию, где и получил священнический сан Эстонской православной церкви. Мать Алексея, Елена Иосифовна Писарева – дочь расстрелянного во время революции полковника царской армии.
Желание стать священником у Алексея появилось с раннего детства, когда он охотно помогал отцу в храме. Во время Великой отечественной войны 1941 – 1945 гг. Алексей с отцом посещал лагеря для перемещенных лиц, в которых находились советские люди, угнанные на принудительные работы в Германию. По свидетельству митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия, который был старше Алексея на 5 лет и помогал Ридигерам в этом нелегком деле, им удалось вызволить из лагерей нескольких священников и устроить их в таллиннских храмах.
В пятнадцать лет Алексей стал иподиаконом, служил в различных храмах Таллинна, а в 1947 году поступил в третий класс Ленинградской духовной семинарии. В 1950 году рукоположен в диакона, а затем и во пресвитера, и определен на служение в Богоявленский храм города Йыхви.
В годы своего служения в Богоявленском храме, Алексей продолжал обучение в Ленинградской духовной семинарии и в 1953 году получил звание кандидата богословия.
В 1958 году был возведен в сан протоиерея.
После смерти матери в 1959 году Алексей решил принять монашество, и 3 марта 1961 года был пострижен в монахи с именем Алексий, в честь Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского.
БИОГРАФИЯ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II – ЗРЕЛЫЕ ГОДЫ.
Епископский период в биографии иеромонаха Алексия начался в том же 1961 году, когда он был возведен в сан архимандрита и решением Священного Синода был назначен епископом Таллиннским и Эстонским.
Таллиннскую кафедру епископ Алексий возглавлял 25 лет, с 1961 по 1986 год, в том числе управлял нею, будучи уже Патриархом.
Биография епископа Алексия богата событиями международного масштаба, в которых он принимал непосредственное участие. В 1961 году Алексий принимает участие во Всемирном совете церквей, участвует в богословских диалогах с другими христианскими конфессиями. Более 25 лет являлся сотрудником аппарата Конференции Европейских церквей. Принимал активное участие в работе советских и международных миротворческих организаций.
В 1984 году получил степень доктора богословия, написав трехтомный труд «История православия в Эстонии».
18 марта 1989 года Алексий был избран народным депутатом СССР от общественной организации «Фонд здоровья и милосердия».
После смерти Патриарха Пимена в 1990 году был созван Поместный Собор для выбора его преемника на Патриаршем престоле. Нового Патриарха выбирали в два тура голосования и основными претендентами на престол были митрополит Алексий, митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) и митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). С небольшим отрывом от митрополита Владимира в 23 голоса митрополит Алексий был избран новым Патриархом Московским и всея Руси.
10 июня 1990 года в Богоявленском соборе состоялась интронизация Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
За время патриаршества Алексия II Русская православная церковь переживала период подъема и укрепления позиций в обществе. Активно строились храмы и между государством и церковью устанавливались качественно новые отношения. Церковь активизировала не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и получила возможность расширять рамки своего социального служения.
Большое внимание Патриарх Алексий II уделял налаживанию отношений между различными православными церквями и сотрудничество с другими христианскими конфессиями.
Последний раз Алексий II совершил богослужение 4 декабря 2008 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. А уже в 11 часов следующего дня, 5 декабря, руководитель пресс-службы Московской Патриархии Владимир Вигилянский сообщил о смерти Патриарха в его резиденции в Переделкино.
Причиной смерти стала острая сердечная недостаточность, явившаяся результатом ишемической болезни сердца, которой Патриарх страдал в последние несколько лет. Он перенес несколько инфарктов и периодически проходил курс лечения заграницей. Патриархия решительно опровергла все слухи, связанные с неестественным характером смерти Патриарха.
Церемония прощания с новопреставленным Патриархом проходила 6 – 9 декабря 2008 года в Храме Христа Спасителя в Москве. По данным пресслужбы ГУВД Москвы проститься с Патриархом пришли более 100 000 человек.
Отпевание Патриарха прошло 9 декабря в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. В тот же день почивший Патриарх был перевезен для захоронения в Благовещенский Елоховский собор г. Москвы, где был похоронен в южном («Благовещенском») приделе.
Патриарх Алексий II был удостоен множества государственных, церковных, общественных и международных наград, был почетным гражданином 12 регионов и городов Российской Федерации.
Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II содержит множество спорных моментов, и оценка значения периода его патриаршества для развития РПЦ может быть различной, однако нельзя не отметить, что именно в период, когда РПЦ возглавлял Патриарх Алексий, церковь стала сильной структурой, которая находится в тесной взаимосвязи и сотрудничестве с государством.
Преемником Алексия II по решению Поместного Собора РПЦ от 27 января 2009 года стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Синодального отдела внешних церковных связей и постоянный член Священного Синода.

5 декабря 2008 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси.

Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина).

С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина.

В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия.

15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 года епископ Алексий возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 года архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской Патриархии и становится постоянным членом Священного синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986года. 7 мая 1965 года архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности, согласно личной просьбе, 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 года по 1979 год архиепископ Алексий - член Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

25 февраля 1968 года архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 года во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви; члена Комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года, а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 года он - заместитель председателя Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 года - богословской группы. 25 мая 1983 года назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской Православной Церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 года назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией.

7 июня 1990 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви избран на Московский Патриарший Престол. Интронизация состоялась 10июня 1990 года.

Деятельность митрополита Алексия на международном поприще

В составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в работе III Ассамблеи Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Нью-Дели (1961); избирался членом Центрального комитета ВСЦ (1961-1968); был президентом Всемирной конференции "Церковь и общество" (Женева, Швейцария, 1966); членом комиссии "Вера и устройство" ВСЦ (1964 - 1968). В качестве главы делегации Русской Православной Церкви участвовал в богословских собеседованиях с делегацией Евангелической Церкви в Германии "Арнольдсхайн-II" (ФРГ, 1962), в богословских собеседованиях с делегацией Союза Евангелических Церквей в ГДР "Загорск-V" (Троице-Сергиева Лавра, 1984), в богословских собеседованиях с Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии в Ленинграде и Пюхтицком монастыре (1989). Более четверти века митрополит Алексий посвящал свои труды деятельности Конференции Европейских Церквей (КЕЦ). С 1964 года митрополит Алексий - один из президентов (членов президиума) КЕЦ; на последующих генеральных ассамблеях переизбирался президентом. С 1971 года митрополит Алексий - вице-председатель Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. 26 марта 1987 года избран председателем Президиума и Совещательного комитета КЕЦ. На VIII Генеральной ассамблее КЕЦ на Крите в 1979 году митрополит Алексий был основным докладчиком на тему "В силе Святого Духа - служить миру". С 1972 года митрополит Алексий - член Совместного комитета КЕЦ и Совета Епископских Конференций Европы (СЕКЕ) Римско-Католической Церкви. 15-21 мая 1989 года в Базеле, Швейцария, митрополит Алексий был сопредседателем I Европейской экуменической ассамблеи на тему "Мир и справедливость", организованной КЕЦ и СЕКЕ. В сентябре 1992 года, на Х Генеральной ассамблее КЕЦ, истек срок полномочий Патриарха Алексия II в качестве председателя КЕЦ. Его Святейшество выступил на II Европейской экуменической ассамблее в Граце (Австрия) в 1997 году. Митрополит Алексий был инициатором и председателем четырех семинаров Церквей Советского Союза - членов КЕЦ и Церквей, поддерживающих сотрудничество с этой региональной христианской организацией. Семинары проходили в Успенском Пюхтицком женском монастыре в 1982, 1984, 1986 и 1989 годах.

С 1963 года он был членом правления Советского фонда мира, Участвовал в учредительном собрании общества "Родина", на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года. 24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества. 11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур. Делегат Всемирной христианской конференции "Жизнь и мир" (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов. С 24 января 1990 года входил в состав правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года - в состав президиума Ленинградского фонда культуры. От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР.

В качестве сопредседателя вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась межконфессиональная конференция "Христианская вера и человеческая вражда" (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета ""Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). "Христианство на пороге третьего тысячелетия" (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000).

Святейший Патриарх Алексий был почетным членом Санкт-Петербургской и Московской Духовных академий, Критской православной академии (Греция); доктором богословия Санкт-Петербургской духовной академии (1984); доктором богословия honoris causa Богословской академии в Дебрецене Реформатской Церкви Венгрии и Богословского факультета Яна Коменского в Праге; доктором богословия honoris causa Генеральной семинарии Епископальной Церкви в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Владимирской Духовной семинарии (академии) в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Тихоновской Духовной семинарии в США (1991). В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования.

Патриарх также был доктором богословия honoris causa Университета "Аляска Пасифик" в городе Анкоридже, Аляска, США (1993); лауреатом Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени А.Е.Кулаковского "За выдающуюся подвижническую деятельность по консолидации народов Российской Федерации" (1993). В 1993 году Алексию II было присвоено звание почетного профессора Омского государственного университета за выдающиеся заслуги в области культуры и образования. В 1993 году присвоено звание почетного профессора Московского государственного университета за выдающиеся заслуги в деле духовного возрождения России. в 1994 году - почетного доктора филологических наук Санкт-Петербургского университета.

Его Святейшество также был почетным доктором богословия Богословского факультета Сербской Православной Церкви в Белграде, почетным доктором богословия Тбилисской Духовной академии (Грузия, апрель 1996). Алексий II - обладатель золотой медали Кошицкого университета по факультету православного богословия (Словакия, май 1996); почетный член Международного фонда милосердия и здоровья; председатель Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Награжден высшей наградой Российской Федерации - орденом святого апостола Андрея Первозванного, орденом "За заслуги перед Отечеством", многими орденами Поместных Православных Церквей и государственными орденами разных стран, а также наградами общественных организаций. В 2000 году Святейший Патриарх избран почетным гражданином Москвы, он также был почетным гражданином Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Республики Мордовии, Республики Калмыкии, Сергиева Посада, Дмитрова.

Его Святейшество удостоен национальных премий "Человек года", "Выдающиеся люди десятилетия (1990-2000), способствовавшие процветанию и прославлению России", "Российский национальный олимп" и почетного общественного титула "Человек-эпоха". Кроме того, Святейший Патриарх является лауреатом международной премии "Совершенство. Благо. Слава", присуждаемой Российским биографическим институтом (2001 год), а также Главной премии "Лицо года", присуждаемой холдингом "Совершенно секретно" (2002).

24 мая 2004 года Патриарху за выдающиеся заслуги в укреплении мира, дружбы и взаимопонимания между народами была вручена награда ООН "Поборник справедливости", а также орден Петра Великого (I степени) за номером 001.

31 марта 2005 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II была вручена общественная награда - орден "Золотая звезда за верность России". 18 июля 2005 года Святейшему Патриарху был вручен юбилейный гражданский орден - Серебряная звезда "Общественное признание" номер один "за многотрудную и подвижническую деятельность по оказанию социальной и духовной поддержки ветеранам и участникам Великой Отечественной войны и в связи с 60-летием Великой Победы".

Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором "Православной энциклопедии" и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию "Православной энциклопедии", председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавляет Попечительский совет Национального военного фонда.

За годы своего архиерейского служения митрополит Алексий посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы.

Святейший Патриарх Алексий возглавлял Арихиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, неизменно председательствует на заседаниях Священного Синода. Как Патриарх Всероссийский он посетил 81 епархию, многие по несколько раз - всего более 120 поездок в епархии, целями которых прежде всего являлись пастырское попечение об отдаленных общинах, укрепление церковного единства и свидетельства Церкви в обществе.

За время архиерейского служения Святейший Патриарх Алексий возглавил 84 архиерейских хиротонии (из них 71 после избрания на Всероссийскую кафедру), рукоположил в священный сан более 400 иереев и почти столько же диаконов. По благословению Его Святейшества открывались Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создавались структуры для развития религиозного образования и катехизации. Его Святейшество уделяет большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживается принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считает, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами.

Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака и так далее; именно он пригласив к переговорам находящиеся в конфликте стороны во время политического кризиса в России 1993 году.