Буддийские храмы мира. Самые крупные буддийские храмы и монастыри фото архитектуры

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм за время своего существования, появившись на территории северо-восточной Индии, все разрастался, принимал новые формы, перетекал из страны в страну и даже преодолевал расстояния величиной в континенты.

Неудивительно, что он достиг и бескрайних просторов России – православной в своей основе страны.

Уже долгое время три крупные российские республики – Калмыкия, Тува и Бурятия – идут по пути буддизма, в крупных городах есть , а сангхи – буддийские общины – разбросаны по всей стране.

Наша сегодняшняя статья расскажет про главный храм буддийской сангхи России, проведет краткий урок истории: устроит небольшую лекцию о том, как русские реалии с их суровыми зимами накладываются на эстетику храмовых построек, унесет в отдаленный уединенный уголок России, а также поведает секрет нетленности физического тела.

Русский светоч буддизма

Сердце Буддийской традиционной сангхи России, или, как сокращенно ее называют, БТСР, находится в пяти тысячах километров от Москвы – в Бурятии. Глава этой организации Пандито Хамбо-лама, и его резиденция находится здесь же – в Иволгинском дацане. Его можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.

В окружении гор, у основания хребта Хамар-Дабан, посреди бескрайней степи раскинулись покатые крыши дацана. Блеск позолоты, разгуливающий ветер, едва уловимый терпкий аромат, так напоминающий восточные края, будто уносят на родину кочевников.

Что это: Монголия, Китай или Тибет? Сложно поверить, но мы находимся в России, всего в тридцати километрах от Улан-Удэ. Религия этой местности представлена , течением , и здесь – ее духовное начало.

Буйство красок и великолепие буддистских храмовых построек, таких непривычных русскому взору, приводят сюда не только верующих, паломников, но и рядовых туристов со всего мира, желающих увидеть своеобразное государство в государстве, окунуться в атмосферу спокойной радости буддийского мира.

В свое время здесь побывали миллионы туристов, в их числе даже первые лица страны – Дмитрий Медведев и Владимир Путин.


Небольшой экскурс в историю

Границ России буддизм достиг в далеком XVII веке, будучи тогда еще в самом начале своего развития. Но благодаря императрице Елизавете, которая «дала добро» на признание этой чужеродной на тот момент религии особым указом от 1741 года, буддийская философия прочно укоренилась в умах восточных народов России.

До революции насчитывалось целых 47 буддистских храмов, но вот пришла советская власть, которая считала «опиумом для народа» не только христианство, но и вообще религиозность в любом его проявлении. Уже к 1925 году многие строения были разрушены, а настоятели подверглись безжалостным репрессиям.

У истории хорошее чувство юмора, и если сейчас спросить местных, как появился Иволгинский дацан, они то ли в шутку, то ли всерьез ответят, что его подарил Сталин.

С этим связана одна история, подлинность которой подвергается сомнению, но все же похожая на правдивую. Начало войны, как все последующее десятилетие, было очень тяжелым временем, и не лишней была любая помощь. Буряты (которые, на секундочку, почти все были буддистами) собрали по тем временам неподъемную сумму – триста тысяч рублей – и отправили на фронт. Благодарностью за самоотдачу и содействие буддистов стало разрешение на постройку дацана.

Сразу по окончании кровавой войны, в мае 1945 года, наркомат Бурят-Монгольской АССР специально издал постановление «Об открытии буддийского храма». Конечно, о реконструкции вековых дацанов не шло речи, но буряты были рады довольствоваться малым – им выделили землю практически в болоте, вблизи поселка Верхняя Иволга.


Так началось строительство главного дацана страны. Зажиточная семья выделила свой дом, который и стал первым храмом всего комплекса. Общими усилиями жителей села Оронгой, местных лам и добровольцев вокруг села стали возводить постройки одна за другой.

«...Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее...» – делился впечатлениями об Иволгинском дацане Далай-лама XIV.

Сегодня на этом месте сияет великолепием целый монастырский комплекс, окруженный россыпью растений, безмятежным духом, аурой благоговения. Имя ему – Гандан Даши Чойнхорлин, смысл которого в переводе означает, что здесь вращается колесо Учения, наполненное чувством радости и счастья.

Убранство комплекса

Дацан встречает гостей главными воротами, которые открываются с юга, а также малым, неосновным входом. Постичь красоты храма, не упустив из виду ничего, поможет обряд обхода святынь – гооро. Для этого по всей территории вымощена дорожка.


Во время гооро стоит следовать по часовой стрелке, как движется Солнце. Можно прогуляться по периметру в одиночестве, наслаждаясь незабываемыми видами, а жаждущих знаний и интересных рассказов посетителей с радостью проведут . Основное правило – количество обходов должно быть нечетным.

Бурятский дацан неспроста находится под охраной государства, ведь это настоящее произведение архитектуры. Комплекс представлен десятью храмами и пятью ступами, самые выдающиеся из них носят названия:

  • Цогшин-дуган – главный храм БТСР;
  • Деважин;
  • Майдрин-сумэ;
  • Сахуюсан-сумэ.

Важная особенность дацана – буддистский университет. Даши Чойнхорлин – так он называется, а был он построен четверть века назад, в 1991 году.

Наличие университета и дало Иволгинскому монастырю полное право носить звание дацана, потому что в тибетском буддизме дацан – это отделение-«факультет» при храме.

Сам университет, довольно скромен и аскетичен, как и жизнь местных монахов. Порядка ста учеников-хувараков обучаются на одном из четырех факультетов, проживая в большом деревянном здании.

При посещении можно одним глазком понаблюдать за обыденной : они поднимаются в 6 часов поутру и до вечера несут службу, изучают дисциплины, сами занимаются приготовлением еды, уборкой, хозяйственными делами.


В программу обучения входит самый обширный спектр предметов: от философии, иконописи и медицины Востока до тибетского языка и логики. После пятилетней учебы студенты получают статус лам, что подкрепляется дипломом.

Помимо храмовых и учебных построек здесь расположилась библиотека, музей искусств, служебные здания, жилища лам. А для беспрерывного потока любознательных туристов была построена гостиница, кафе с национальной кухней, сувенирные лавки с самобытными вещицами.

196 – именно столько предметов буддизма представляют собой культурное достояние и строго охраняются государством.

В храмах традиционно проходят службы, обряды, отмечаются культовые даты, праздники, а также здесь проводят разного рода лечение, правила которого завещала традиционная древняя тибетская медицина.

Как в Тибете или буддийском Китае, здания тут яркие, а их остроконечные крыши так и устремляются вверх. Но географические особенности сказываются на сложившемся местном зодчестве: дуганы, в отличие от тибетских собратьев, по большей части сделаны из дерева.

Кроме того, русские зимы с сильными морозами повлияли на архитектуру буддийский построек, поэтому вход в храм выделен особым холлом, похожим на крыльцо, чтобы холод не попадал внутрь.

При прогулке по территории можно помолиться сто тысяч раз, ведь именно столько мантр спрятано внутри Иволгинского монастыря.


Можно погладить косуль, побродить по оранжерее, заглянуть в открытые храмы, насладиться мощью невероятного дерева Бодхи, где, по преданию, Будда узнал, что такое нирвана.

Феномен нетленности

Но, пожалуй, самое удивительное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли.
В ХХ веке особую известность имел хамбо-лама из Бурятии Даши-Доржо .


В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в медитацию, в которой, как полагают, он пребывает до сих пор. Это можно назвать настоящим чудом, и вот почему.

Перед уходом Итэглов завещал своим ученикам навестить его через тридцать лет. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его эксгумировали. Всех накрыла волна удивления – тело за это время практически не изменилось.

Исследования ученых беспрестанно показывали, что ткани не деформировались, клетки остались живыми, а временами даже изменялась температура тела и проступал пот.

Сейчас нетленного ламу может увидеть каждый желающий, но сделать это можно только восемь раз за год – по великим праздникам. В другое время за ним наблюдают только монахи и иногда – особые гости.


Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса воочию.

Главная > Урок

Буддийский храм Вы узнаете О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме Основные понятия Храм Дацан В буддизме священные храмы называются «дацаны». Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники. Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее. Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных. У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист «прочитал» молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке. Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются «танки» – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов. Правила поведения буддистов в храме. Заходя на территорию дацана буддист должен снять головной убор. Вести себя в храме ему следует тихо и скромно, отключить сотовые телефоны. Нельзя громко разговаривать, смеяться, показывать в сторону божеств пальцами, раздражаться, злиться, держать руки в карманах. Необходимо стараться думать только о хорошем, желать добра всем живым существам. Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса – символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу). Подойдя к статуе или изображению, он складывает ладони и сначала подносит их ко лбу, как бы просит благословения своего разума и желает, чтобы мысли всегда были чистыми. После этого он подносит сложенные ладони ко рту, прося благословения речи и желая, чтобы слова его всегда были правдивы. После этого он подносит сложенные ладони к груди, прося благословения тела и желая, чтобы сердце было всегда наполнено любовью ко всем живым существам. Эти три жеста означают, что человек просит покровительства Будды, его Учения и Сангхи (Общины учеников Будды). Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий. Важные понятия Ступа – (в переводе с санскрита – куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии. «Хурдэ» (в переводе – «молитвенный барабан») – в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы. Это интересно Монастырь Эрдэнэ-Зуу – один из самых древних, дошедших до наших дней монастырей, находится в столице Монголии г.Улан-Баторе. Храмы монастыря Эрдэнэ-Зуу построены в один ряд и ориентированы своими фасадами на восток. В 1734 г. вокруг всего комплекса храмов начали возводить стену со ступами. Всего в стене 108 ступ. Число 108 – священное число во всех странах буддийского мира (108 томов содержит «Ганджур», 108 зерен содержится в наиболее распространенном варианте буддийских четок). На каждой ступе имеется надпись, на чьи средства он сооружен и чему посвящен. Вопросы и задания Кто такой «лама»? Для чего буддисты ходят в дацаны? Как им следует вести себя в буддийском храме? Как следует вести себя в священных сооружениях? Урок 26 Ритуалы и обряды Вы узнаете О том, что такое ритуал в буддизме Что такое мантра Что такое подношение Основные понятия Ритуал Обряд Мантра Ритуалы. В буддизме существует множество ритуалов, которые используются как различные практики очищение ума и различаются в зависимости от того, к какой школе принадлежит буддист и в какой местности он живет. Считается, что выполнение ритуалов позволяет устранить многие препятствия в жизни и ведет к накоплению благой кармы как буддиста, выполняющего ритуал, так и всех, кто живет в данной местности. Раньше, когда буддизм приходил на новую территории, люди там верили в духов природы, таких, как духи гор, рек, деревьев. Буддизм всегда терпимо относился к другим религиям, он не боролся с местными верованиями, а включал их в себя. Таким образом, в буддизме появлялись ритуалы подношения духам, которые преобразовывались в буддийские практики очищения ума. Общие для всех буддистов ритуалы. Чтение мантр. Мантра – это священная фраза, которая может произноситься вслух, про себя или шепотом. Мантры используются для очищения ума и концентрации его на каком-либо благом пожелании. Разные мантры имеют разное действие, сила которого зависит от количества повторений и правильного понимания того, что она несет. Самая известная и самая короткая мантра: ОМ. Подношение является актом даяния, развивающим щедрость и радостное усилие в Учении. Буддисты подносят образам Учителя, всему хорошему, что есть в них (Будда-аспектам), Трем Драгоценностям (Будде, Учению, Общине). Подношения могут быть выражены материально, речью или в уме. У некоторых буддистов дома есть специальная полочка, на которой стоит рисунок или фотография с изображением его учителя. Рядом с изображением, в виде подношения, кладут еду. Для счета мантр и выполненных ритуалов у каждого буддиста есть специальный предмет – буддийские чётки – ожерелье с нанизанными на него зернами. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен. Это интересно В буддийских монастырях проводят ритуалы, развивающие различные благие качества человека. В некоторых из них могут принять участие все желающие. Одним из таких ритуалов является развитие сострадания ко всем живым существам. Он представляет из себя трехдневное нахождение в одном помещении, из которого нельзя выходить. В первый день человек перестает есть мясо. Во второй день перестает есть любую еду. В третий день перестает пить воду. По окончании трех дней человек выходит из помещения и снова начинает пить и есть. Результатом является понимание того, как могут страдать другие живые существа. Важные понятия Ритуал – символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание которых лежит в общих ценностях. Вопросы и задания Для чего люди следуют ритуалам? Какие ритуалы буддизма ты знаешь? Какие ритуалы других религий тебе известны? Урок 27 Буддийский календарь Вы узнаете Каким календарем пользуются буддисты Об особенностях буддийского календаря Основные понятия Солнечный календарь Лунный календарь Для измерения времени люди ориентируются на астрономические явления: обращение Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли и Земли вокруг своей оси. Например, то время когда Земля обойдет вокруг Солнца один круг принято называть солнечным годом. Уже в глубокой древности появилась необходимость измерять время. Для того чтобы считать большие промежутки времени (дни, месяцы и годы) люди придумали целые системы счисления – календари. Календари бывают разные. Есть календари солнечные, которые основываются на обращениях Земли вокруг Солнца и есть календари лунные, которые основываются на обращениях Луны вокруг Земли. Буддийский религиозный календарь основан на положениях луны на небе.Поэтому его называют лунным. Буддийский календарь имеет 12-летний годовой период. Каждый год находится под покровительством одного из двенадцати животных – Крысы, Быка, Тигра, Кролика, Дракона, Змеи, Лошади, Овцы, Обезьяны, Петуха, Собаки и Свиньи. Начало буддийского летоисчисления опережает григорианское летоисчисление на 544 года. Так, 2010-й год Тигра соответствует 2554-му году по буддийскому календарю. В буддийском календаре также как и в григорианском – 12 месяцев. Месяц состоит из 29 или 30 суток. Месяцы называются по временам года. Первый месяц года именуется также первым месяцем весны, четвертый - первым месяцем лета, седьмой - первым месяцем осени, десятый - первым месяцем зимы. В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца. В эти дни принято посещать монастыри и храмы, делать подношения Буддам, Учителю и Общине, слушать проповеди, принимать участие в молебнах. По желанию в эти дни можно дать обет не есть мяса и рыбы, воздержаться от всех развлечений и не причинять вреда всем живым существам телом, речью и мыслями. Это интересно: В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснений важнейших астрономических и метеорологических событий года, определения времени проведения сельскохозяйственных работ, предсказаний спокойствия или волнений в обществе, составления индивидуальных гороскопов. Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом. Это интересно Календарь, который общепринят в Российской Федерации, – солнечный и называется Григорианским календарем по имени своего изобретателя Григория XIII. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365 и 366 суткам. Вопросы и задания По какому календарю ты живешь? Какие у тебя любимые праздники? Они светские или религиозные? Урок 28 Праздники Вы узнаете О значении праздников в буддийской культуре Об основных буддийских праздниках О праздновании буддийского Нового года Основные понятия Праздник Хурал Молебен Значение праздников в буддизме. Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного – «сегодня праздник, значит, надо радоваться и отдыхать». Праздник для буддистов – это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов. С почитанием «Трех Драгоценностей» (Будды Шакьямуни, его Учения (Дхармы) и общины его последователей – Сангхи) связаны все основные буддийские праздники. В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий и такое же количество раз увеличиваются заслуги совершении добрых, благих деяний. Основные буддийские праздники. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора–двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. Большинство праздников приходится на полнолуния. Главными религиозными праздниками буддистов являются:

    Доншод-хурал (15-го числа четвертого месяца) посвящен Дню рождения, Просветления и уходу Будды Шакьямуни в нирвану. Новый год – Сагаалган. Круговращение Майтрейи (Майдари-хурал; 15-го числа пятого месяца). Праздник посвящен приходу на землю Майтреи – Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода Будды Шакьямуни. Лхабаб дуйчен (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю; 22-го числа девятого месяца). Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» – это и есть главная идея данного праздника. Зула-хурал (или праздник тысячи лампад). Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе. Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости, рассеивающий тьму неведения у живых существ.
Буддийский Новый год – Сагаалган. Буддийский Новый год – Сагаалган – празднуют между концом января и серединой марта, в первое новолуние по лунному календарю. Дату встречи буддийского Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища – молоко, сметана, творог, масло. Первый день года буддисты проводят в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным и называется Белым. Это интересно Буддисты верят, что по истечении пяти тысячелетий после Будды Шакьямуни на Землю придет Будда Майтрея. Поэтому буддисты ожидают, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного Просветления и будет учить чистой Дхарме. Вопросы и задания В чем состоит смысл буддийских праздников? Какие буддийские праздники вы знаете? Урок 29 Искусство в буддийской культуре Вы узнаете О том, что такое буддийская икона О древнем религиозном ритуале «Цам» О буддийских музыкальных инструментах Основные понятия «Танка» Даммару Раковина (дунгар) Цам Буддийское искусство основывается на учении Будды и составляет целую эпоху в истории мировой культуры и представляет собой чрезвычайно разнообразное, яркое, наполненное глубоким смыслом явление. Это живопись «танка», космологические иконы, иконография, скульптура, архитектура, буддийская глиняная пластика, религиозные танцы и музыка. Буддийские иконы на ткани. Буддийские иконы, написанные на ткани, называются «танка», на них изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей.В переводе с тибетского языка слово «тан» значит плоский, а суффикс «ка» означает живопись. Таким образом, танка - это род живописи на плоской поверхности, которая может быть свернута в рулон, когда нет нужды ее демонстрировать. Ее либо рисуют, либо вышивают, и обычно она висит в монастырях или в домах у верующих. Размеры «танка» изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие «танка» часто исполняют большие группы художников, на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы. Цам, также Чам – торжественное религиозное служение в форме театрального действа, совершаемое на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цель его – показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей Будды. Цам имеет разновидности, отличающиеся жанровой принадлежностью – танец-медитация, танец-пантомима, пантомима с диалогом. Буддийские музыкальные инструменты используются во время традиционных буддийских праздников (молебнов), а также в обычной ритуальной службе в дацане. Дамару – двусторонний ручной барабан, по форме напоминающий песочные часы. Играют на нем, подняв вертикально правую руку и держа барабан за «талию» большим и указательным пальцами, раскачивая его по часовой стрелке и против нее так, чтобы ударники, прикрепленные к «талии» дамару попадали по звучащим поверхностям. Дамару является символом мудрости. Раковина (дунгар) – у большой морской раковины спиливают острый конец завитка, полученное отверстие приставляют к краю губ и извлекают звук «е». Звукоизвлечение происходит путем вдувания воздуха в узкую часть раковины при одновременном закрытии ладонью широкой части. Буддийские монахи призывают звуками раковины в храм, извещая о начале молебна. Раковина является одним из восьми благих символов буддизма. В искусство буддизм привнес совершенно определенные идеи несовершения зла и насилия. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук (количество, конечно, условно), в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья. Важные понятия «Танка» (в переводе с тибетского буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой») – произведение изобразительного искусства. «Цам» – монгольское произношение тибетского слова «чам», означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов». Мистерия – это тайная религиозная церемония. Мантры – священные слоги Это интересно Обряд вывешивания «Хии-морин». Хии-морин (воздушный конь, конь-ветер) – космологическая икона, связанная с буддийской астрологией. Хии-морин символизирует психическую энергию человека. Когда энергия человека находится в плохом состоянии, у человека наступает упадок духа и его преследуют неудачи. Чтобы исправить это положение, существует обряд вывешивания ритуального флажка «хии-морин». На иконе в середине изображен конь, а в четырех его углах – тигр, лев, дракон и мифическая птица гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. На этом флажке написаны священные мантры, и есть место, куда нужно вписать имя человека. Обычно обряд вывешивания хии-морин проводится верующими после буддийского Нового года. Вопросы и задания Что такое «танка»? Что такое мистерия? Видел ли ты когда-нибудь буддийскую мистерию «Цам»? Какой звук у буддийских музыкальных инструментов? Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству Вы узнаете Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности. Что делает нас – разных людей – одним народом. Основные понятия Великая сила нравственности Патриотизм Народ. Дорогой друг! На предыдущих уроках ты познакомился с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников бережно передавала другому. Ты узнал о религии, духовных идеалах, моральных нормах твоих предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая и помогая друг другу. Ты знаешь теперь, что вера, духовность, нравственность, любовь – это огромная сила, которая спасает человека, его семью и даже целые народы от зла, болезней, саморазрушения. Теперь ты знаешь о великой силе нравственности. Давай подумаем, как ею правильно распорядиться. Все великие религии мира утверждают, что вера без дел мертва. Нравственные заповеди даны человеку, чтобы он их исполнял. Об этом же говорит светская этика: если человек знает о моральных нормах, но не применяет их в своей жизни, его нельзя назвать нравственным человеком. Все великие религии мира основаны на двух величайших нравственных заповедях: любовь к Богу и любовь к человеку. Светская этика также утверждает, что любовь к человеку, уважение, поддержка, защита другого человека есть основа общественной жизни. Человек остается человеком до тех пор, пока заботится о других. Потому на вопрос: «Как правильно распорядится великой силой нравственности?», есть только один правильный ответ: «Обратить ее в заботу о человеке ближнем и человеке дальнем». Для верующих забота о человеке открывает путь к Богу. Тем, кто не разделяет какую-либо религию, забота о человеке позволяет жить достойно, безопасно и счастливо. В этом легко убедиться – родители заботятся о тебе, и это делает их жизнь радостной и счастливой. Сейчас ты помогаешь им, когда станешь старше – у тебя будет больше возможности заботится о них. Взаимная помощь и поддержка любящих друг друга людей – это и есть настоящая семья. Семья – основа нравственной общественной жизни человека. Более сложный уровень общественных отношений, который потребует от тебя применения моральных норм – это твой класс, твоя школа, село, поселок, город в котором ты живешь. Научись выстраивать нравственные отношения со своими одноклассниками, старшими и младшими и ты приобретешь верных и надежных друзей, которые всегда помогут тебе. Еще более сложный уровень общественных отношений – это народ, частью которого являешься ты, твоя семья, люди, живущие с тобой рядом. Любовь к своему народу, к Отечеству и забота о нем, проявляемая в реальных делах называется патриотизм. Что делает нас – разных людей – одним народом? Во-первых, общность территории. Наша страна – Россия – самая большая страна в мире по территории. На этой необъятной земле жили наши предки, живут наши родители. Это наша земля и на ней будут жить твои дети. Во-вторых, язык. Народы России говорят на разных языках, и мы прекрасно понимаем друг друга благодаря русскому языку. В-третьих – наша общая история и культура. Но самое главное, что делает нас единым народом – это наша готовность заботиться друг о друге, руководствоваться нравственными нормами в отношениях друг с другом. В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа. Патриотизм неотделим от духовности, нравственности человека. А нравственность человека проявляется в его поступке, высшей формой которого является жизнь во благо Родины. Важные понятия Патриотизм – личное и общественное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои собственные, действовать во благо своей семьи, народа, России. Народ – группа людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке, получивших от прошлых поколений общее историческое, культурное, религиозное, духовное наследие, руководствующая нравственными нормами в отношениях друг с другом. Это важно Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Александр Пушкин) Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это, прежде всего, народ (Николай Чернышевский) Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству (Николай Чернышевский) Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины (Джон Кеннеди) Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё (Теодор Рузвельт) Вопросы и задания Какими словами ты можешь описать свою родину? Как ты думаешь, что объединяет нас, жителей России?

Список иллюстраций

«Колесо Сансары» («Бхавачакра») Роща Лумбини Дерево Бодхи Лхас «Шесть парамит» (щедрость, нравственность; терпеливость; мужественность; способность к размышлению; мудрость). Схематический рисунок Иллюстрации к жизнеописанию Будды Имена и титулы Будды: Будда Шакьямуни (Пробужденный Мудрец из рода Шакьев), Татхагата (Так Пришедший или Так Ушедший), Бхагаван (Благословенный, Блаженный; дословно - «наделенный благой долей»), Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром) Будда Майтрейя Тысячерукий Будда Две лани и Колесо Дхармы Йог Аскет Монах Кшатрий Сангха Трипитака. Схематический рисунок Ганджур Данджур Цугольский дацан Храмовый комплекс Куто-до Пайя Дхаммапада Буддийские книги в шелковых тканях Миряне со священными книгами Закон кармы. Схематический рисунок Скульптура Тун-ши («Четверо дружных») Монах-тхеравадин, подметающий перед собой, чтобы не наступать ногою на живые существа Буддийский монах и дети Мама, держащая на руках ребенка (в буддизме говорится: как мать относится к ребенку, так и мы должны относиться ко всем живым существам) Монах в сапогах с загнутыми вверх носками Природа. Лама в медитации Ребенок и животное Деревья и цветы (или ночь, луна и силуэт буддийского монаха) Изображения буддийских Учителей Подношение хадака (ритуального шарфа) старшему члену семьи «Колесо Учения» (фрагменты) Иллюстрация к притче про мальчика и бабочку 8 благих символов буддизма Интерьер дацана Молитвенные барабаны Лама-астролог ведет прием Дацан (общий вид: домики для монахов, послушников, хозяйственные постройки, ступы) Ребенок кланяется Будде Хамбо Лама Итигэлов Монастырь Эрдэнэ-Зуу Зандан-Жуу Цугольский дацан Санкт-Петербургский Дацан Атлас тибетской медицины Бодхисаттва Первый Пандито Хамбо Лама России Пандито Хамбо Лама Даша-Доржи Этигэлов Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцзо Чже Цонкапа (Зула-хурал) Майдари - хурал Мистерия «Цам» Буддийские музыкальные инструменты Танка (божество) Космологические иконы Буддийская глиняная пластика Монах держит в руке даммару Хии-морин Алтарь Восемь благоприятных символов: золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Почитаемые священные животные буддизма (слон, лев, конь, черепаха, газели) Ступа. Схематический рисунок Буддийская ступа на острове Огой (Бурятия) – Ступа Просветления и Матери всех Будд) Алтарь (три объекта представляющие тело, речь и ум Будды, - статуя Будды или Бодхисаттвы, священный текст, завёрнутый в коричневую или жёлтую ткань и расположенный слева ступа, символ ума Будды. Подношения – семь чаш Ваджра (колокольчик, хрустальный шар и другие предметы, которые могут использоваться постоянно или в ходе особых ритуалов) Буддийская семья Буддийский религиозный календарь Буддийские праздники (Доншод-хурал, Сагаалган, Майдари-хурал, Лхабаб дуйчен, Зула-хурал) Карта, где обозначены страны, где распространяется Дхарма Карта, где обозначены регионы России, где распространяется Дхарма

Россия – наша Родина Культура и религия. Буддизм Будда и его Учение Буддийские священные книги Буддийская картина мира Добро и зло Принцип ненасилия Отношение к человеку Милосердие и сострадание Отношение к природе Учитель в буддизме Семья и ее ценности Буддизм в России Путь духовного совершенствования Буддийское учение о добродетелях Долг и свобода Буддийские символы Буддийские святыни Буддийские священные сооружения Буддийский храм Ритуалы и обряды Буддийский календарь Праздники Искусство в буддийской культуре Любовь и уважение к Отечеству

В Российской Федерации буддизм является основной религией для жителей Бурятии, Калмыкии, Тувы. В низовьях Волги и Забайкалье буддизм начал распространяться тогда, когда сюда перекочевали монгольские скотоводческие племена. В 1914 г. в состав Енисейской губернии вошла Тува, в которой также был популярен буддизм. В России буддизм получил распространение в форме ламаистской школы «гелукпа».

В настоящее время на территории России действует более 200 буддийских общин. Помимо традиционного для России тибетского буддизма, распространяются и другие направления. Например, особую популярность в последние годы приобретает тибетское направление «Великое совершенство» (дзонгнен).

Как называется буддийский храм в России

Храмы Будды по всему миру называют по-разному. Есть варианты именований со словом «дацан», или же непосредственно название самого храма представляет собой словосочетания, включающие слова «дзи», «дэра», «тэра», «гаран». Если в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется «дзи». Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси. Дополнительное название «гаран» применяют для древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище». Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Как выглядит буддийский храм в России

Как правило, такие места, как буддийские храмы, защищены от внешних воздействий, территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота. По структуре буддийские храмы России мало чем отличаются от помещений храмов по всему миру. В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды. Следующая обязательная на территории храма постройка – пагода – предназначена для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки святого в него попали. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды. Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания здесь, в стенах храма, передаются из уст в уста.

Где находятся буддийские храмы в России

Буддийских храмов по России не очень много. Есть они не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в разных регионах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Вот самые популярные из буддийских храмов в России.

Бурятия, Иволгинский дацан

Этот буддийский храм расположен у подножия горного хребта, на степной территории в трёх десятках километров от Улан-Удэ. Иволгинский дацан поистине считают центром, духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России.

Золочёный храм уже издалека встречает гостей и верующих. Складывается впечатление, что всё здесь замерло в ожидании времени. Атмосфера наполнена терпким и пряным ароматом цветущих трав.

Храм Будды здесь появился в конце Великой Отечественной войны, здесь изначально находилась резиденция ламы. Затем при дацане открыли Буддийский университет.

В качестве украшений в храме используются подлинные интерьерные вещи, произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова.

В Иволгинский дацан в Бурятии стекаются тысячи паломников и туристов со всего света.

Бурятия, Тамчинский (Гусиноозерский) дацан

Тамчинский (Гусиноозерский) дацан основали в Бурятии почти полтора века назад, в середине восемнадцатого столетия. Буддийский храм расположен на юго-западном берегу озера Гусиное (по-бурятски Галун-нур). Изначально это был деревянный дацан, который основал лама Ахалдайн Жинба. Этот храм можно считать первым из буддийских на территории современной Бурятии.

Особенностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. – Оленный камень «Алтан Сэргэ». Возраст этого камня – свыше 3300 лет. Этот камень – неотъемлемая часть ритуальных праздников, которые проводились в прошлом. Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 года на территории дацана в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. Его отреставрировали специалисты Эрмитажа, и сейчас он восстановлен на прежнем месте, около главного храма Цогчен. На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени, застывшие в лесу. Головы оленей украшают витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск. Современные туристы и паломники видят три дугана за монастырской оградой, главным их которых являлся Цогчен.

Бурятия, Агинский дацан

Комплекс Агинского дацана – это живая страница архитектурного творчества бурятского народа. Несомненный интерес вызывает здание нового соборного храма цокчен-дугана, старого двухэтажного храма Даши Лхундублинг. Агинский дацан был заложен в 1811 г. и освящен в 1816 г. Он представлял собой буддийский университет, в котором велась подготовка лам различных специальностей.

Бурятия, Угданский дацан

Расположен в 19 км от Читы, в местности Хурлэ-Добо. Открыт в 1991 году. Сооружен по инициативе и на средства кооперативного хозяйства «Угданский». Угданский дацан включает в себя кирпичное здание цогчен-дугана, Сахъюсан-сумэ, субурхан, молитвенные барабаны, домики для лам. Территория дацана расширяется и благоустраиваетс я. В Угданском дацане служит штат высококвалифицир ованных лам и ведёт практику лекарь.

Бурятия, Анинский дацан

Один из древнейших буддийских храмов на территории России. Основан в 1795 году. В дацане хранились 11 родовых знамён хоринских бурят. Современный дацан является первым в истории российского буддизма семейно-родовым монастырским комплексом - вокруг него воздвигнуты 108 субурганов – хранилищ родословных 108 семей хоринских бурят. Освящение субурганов состоялось в 2011 году и было приурочено к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Территория возрождаемого Анинского дацана занимает 9 гектаров и будет разделена на 9 частей, символизирующих 9 драгоценностей, где будет возведено 17 дуганов.

Бурятия, Ацагатский (Курбинский) дацан

Основан в 1825 году и находится на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии. Известен среди паломников и туристов как центр качественной тибетской медицины.

Бурятия, Атаган-Дырестуйс кий дацан

Появился в середине XVIII века на юге Бурятии. Два века спустя храм значительно разрушили, уцелел только цогчен-дуган, в котором советские власти разместили машинно-тракторн ые мастерские. В 2004 году в дацане начались восстановительны е работы. После планируется привести в порядок весь монастырский комплекс. В 2007 году здесь начали проводить буддийские службы – хуралы.

Калмыкия, Золотая обитель Будды Шакьямуни

Это один из богатейших буддийских храмов в России. Территория храма обнесена ажурной оградой со знаком «108 Будд». Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него. Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, этнографическая зона с кибитками.

Калмыкия, Тантрический монастырь Владыки Цонкапы

Это один из молодых буддийских храмов в России. Он основан в 2008 году в Городовиковске. Это первый тантрический монастырь. Уникальным новый монастырь делает редчайшая реликвия – кусочек черепа Ламы Цонкапы. В монастыре есть и другие удивительные реликвии – белые шарики, которые остаются после кремации тел высоких лам.

Санкт-Петербург, дацан Гунзэчойнэй

Храм появился в Северной столице накануне революции 1917 года. Инициатором постройки выступил посланник XIII Далай-ламы ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. Одновременно с храмом было возведено четырёхэтажное общежитие для монахов и приезжих буддистов, служебный флигель. Из интересного для почитателей буддизма здесь статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле, из папье-маше с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высота туловища Будды – 2,5 метра, вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 м. В 2003 г. в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды». Также здесь ведут прием астрологи и врач-тибетолог, проводятся лекции по буддийской философии.

Санкт-Петербург, Ват Абхидхамма Буддавихара

Тоже молодой буддийский храм – основан в 2006 году в поселке Горелово. Это единственный в России действующий храм традиции Тхеравада – древнейшего направления буддизма, распространенног о в странах Юго-Восточной Азии.

Тува, Цеченлинг

Буддийский храм «Цеченлинг», построенный в 1999 году, – один из первых реконструированн ых в Туве дацанов, или хурээ – так называют буддийские храмы тувинцы. Храм находится в центре Кызыла на улице Красноармейской. Это двухэтажное здание, место встреч лам с населением. На втором этаже, куда ведет великолепная мраморная лестница, – молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурханами, изображения Будды. Храм удачно сочетает традиции культовой восточной архитектуры и новые строительные технологии.

Свердловская область, Качканар, Шад Тчуп Линг

Храм Будды, с которым связаны злободневные новости 2016 года. Власти региона хотели снести монастырь для разработки месторождения железной руды на его месте, но впоследствии отложили эти планы. Буддийская обитель появилась под Качканаром в мае 1995 года. К храму ведёт витиеватая горная дорога, она ведёт через Качканарский рудоносный массив, местную речку Выю и Нижневыйское водохранилище. Монастырь построен по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Одно из притягательных строений монастыря – ступа, памятник просветленному уму Будды.

В России больше полусотни храмов Будды, но пока что далеко не все они освоены туристами. Это как тропа первопроходца, которая манит путешественника своими видами, строениями, возможностью прикоснуться к древнейшей религии и почувствовать себя вдалеке от городской суеты.

Возникший в VI веке до нашей эры буддизм является одной из древнейших религий мира. Его отличительная особенность — тесная связь не столько с традиционными верованиями, присутствующими в любой современной религии, сколько упор на философскую концепцию познания самого себя. Фактически буддизм – это учение о духовном пробуждении человека, которое становится возможным только при условии определённых действий со стороны самой личности.

За две с половиной тысячи лет буддизм широко распространился среди разных народов Юго-Восточной Азии, впитав в себя местные верования и культурные традиции. На сегодняшний день в буддизме насчитывается несколько крупных течений, каждое из которых ставит своей целью достижение личного освобождения от связующих пут мира – нирваны.

Буддийские монастыри мало похожи на религиозные общины других религий. Проживающие в них монахи хоть и живут постоянно в монастырях, но не сильно к ним привязаны. В древности буддийские монахи и вовсе бродили по бескрайним дорогам Азии, живя на пожертвования от населения. Сегодня сбор пожертвований также является неотъемлемой чертой быта современного буддийского монастыря. Помимо заботы о благосостоянии общины буддийские монахи находятся в постоянном процессе самосовершенствования, что, впрочем, не мешает им время от времени общаться с народом и даже заезжими туристами, которых в буддийских монастырях встречают довольно приветливо.

Буддийские монастыри — Фото.

1. Монастырь Юмбулаганг (Yumbulagang), Тибет

Монастырь Юмбулаганг – один из старейших архитектурных и религиозных памятников Тибета. В переводе на русский его название дословно означает – Священный дворец лани, но обычно монастырь называют Дворцом матери и сына. Построенный на восточном берегу реки Ярлунг более двух тысяч лет назад для первого короля Тибета, сегодня он является важной буддийской святыней. Четырёх ярусные постройки монастыря заканчиваются главным храмом, украшенным квадратными буддийскими куполами. Внутри восточная обитель расписана древними фресками, воспроизводящими раннюю историю Тибета. Сегодня в Юмбулаганге живут несколько буддийских монахов.

2. Монастырь Эрдэни-Дзу (Erdene Zuu Monastery), Монголия

Монгольский монастырь Эрдэни-Дзу относится к числу наиболее древних, дошедших до нас буддийских архитектурных строений. Его название, данное в конце XVI века при закладке первых построек Абтай-ханом, переводится на русский как «Храм драгоценного владыки», то есть Будды. Архитектурный ансамбль Эрдэни-Дзу представляет собой композицию из трёх храмов, сочетающих в себе древние зодческие традиции Монголии, Китая и Тибета. В былые времена на территории монастыря проживало более десяти тысяч лам и стояло около шестидесяти отдельных кумирен. Сегодня Эрдэни-Дзу – это действующий храм Лабран и музей древней культуры.

3. Монастырь Ганден (Ganden Monastery), Тибет

Тибетский монастырь Ганден, расположенный на горе Вангбур, на высоте в четыре с половиной тысячи метров над уровнем моря, считается одним из наиболее серьёзных буддийских организаций в мире. Здесь располагается университет буддийской школы Гэлуг, известной под названием «жёлтая вера». Настоятелем монастыря является глава учения, призывающего истинных буддистов придерживаться нравственности и строгого монастырского уклада. Ганден был основан в начале XV века. Монастырь сильно пострадал в 60-е годы во время «культурной революции» в Китае. Сегодня он ещё не до конца восстановлен, но уже принимает на своей территории посетителей.

4. Монастырь Ки Гомпа (Key Gompa), Тибет

Изумительной красоты монастырь Ки Гомпа, затерявшийся в суровых горах долины Спити, издалека напоминает своим внешним видом сказочную игрушку. Основанный в XI веке в качестве религиозного форта для наблюдений за близлежащей местностью, сегодня он представляет собой действующий буддийский монастырь, в котором в зимнее время года проживает не меньше 250 лам. Пополняющие монастырь монахи – вторые сыновья местных жителей. В стенах Ки Гомпа собрана богатая коллекция скульптур, музыкальных инструментов, книг и оружия. За свою историю монастырь несколько раз разрушался, что и обусловило его современную архитектурную форму – необычную, многоярусную.

5. Тибетский буддийский храм Юнхэгун (Yonghe Temple), Китай

Буддийский храм Юнхэгун, принадлежащий тибетской школе Гэлуг, располагается на Северо-Востоке Пекина. За ним закреплено несколько названий: например, «Дворец Мира и Гармонии», «Ламаистский храм» или «Лама храм». Возведённый в конце XVII-начале XVIII века, Юнхэгун в начале выполнял функцию резиденции дворцовых евнухов и только спустя десятилетия стал постепенно переходить под власть тибетских монахов. Архитектурно Юнхэгун представляет собой сочетание пяти залов – Небесных Царей, Гармонии и Мира, вечной защиты, Дхармачакры и Павильон десяти тысяч удач.

6. Тикси Гомпа (Thikse Monastery), Индия

Расположенный в Северной Индии, на вершине холма, стоящего на берегу реки Инд, буддийский монастырь Тикси Гомпа состоит из двенадцати уровней белоснежных построек с красными и жёлтыми вкраплениями отдельных зданий. Десять буддийских храмов, женский монастырь, зал для собраний и многочисленные хозяйственные строения были возведены в XV веке. Сегодня Тикси Гомпа – действующий монастырь, принадлежащий школе Гэлуг. Главной достопримечательностью буддийской общины является храм будущего Будды с огромной, в пятнадцать метров, статуей Майтрея, выполненной из глины, меди и золота.

7. Крепость-монастырь Пунакха-дзонг (Punakha Dzong), Бутан

Бутанский монастырь Пунакха-дзонг – само «Счастье» в архитектурной плоти, ведь именно так и переводится его название на русский язык. Приставка «дзонг» указывает на крепостную функцию строения, возведённого в XVII веке в качестве укреплённой крепости, в которой располагался не только буддийский монастырь, но и администрация города. В случае с Пунакха-дзонг – речь идёт об одноимённо городе Пунакха, бывшем долгое время столицей Бутана. Построенный на месте слияния двух рек Пунакха-дзонг представляет собой необычайно красивый архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и библиотеки.

8. Монастырь Таунг Калат (Taung Kalat), Мьянма

Буддийский монастырь Таунг Калат получил своё название по названию горы, на которой он расположен. Возвышающийся над городом, практически парящий в облаках, мьянмский архитектурный ансамбль отличается изящными архитектурными чертами и настоящим человеческим бесстрашием. Гора Таунг Калат – потухший более 24 веков назад вулкан, поросший в наше время зелёными деревьями – составляет идеальную природную основу для белоснежных храмовых построек, к которым с земли ведут 777 ступенек. Местные жители верят, что в глубинах горы Таунг Калат живут духи – наты, поэтому посещать монастырь нужно обязательно с их любимым свежим мясом.

9. Такцанг-лакханг (Paro Taktsang), Бутан

Такцанг-лакханг, что в переводе означает «Гнездо тигрицы», получил своё название в силу древней легенды о том, как буддийский учитель Падмасамбхава вознёсся на высокую гору, сидя верхом на своей жене, временно превратившейся в дикого зверя. Монастырь-крепость для наблюдения за окрестностями, располагается на высоте в три тысячи метров над уровне моря и в семьсот метров над местной долиной Паро. Основанный в 1692-м году Такцанг-лакханг практически полностью был уничтожен огнём в 1998-м году и восстановлен к 2005-му.

10. Сюанькун-сы (Hanging Monastery), Китай

Китайский монастырь Сюанькун-сы – уникальный храмовый комплекс, относящийся к «висячим» типам архитектурных конструкций. Основанный в 491-м году нашей эры в китайской провинции Шаньси, вблизи священной горы Хэншань, Сюанькун-сы объединяет в себе представителей трёх религий. Помимо буддистов здесь обосновались также конфуциане и даосисты. Здания монастыря крепятся к горе деревянными сваями. Их задней стенкой служат плотные горные породы. Сюанькун-сы состоит из сорока залов и павильонов и содержит в себе более восьмидесяти священных для восточных народов статуй.

Буддийские храмы

Буддийская религия и культура со временем шагнула далеко за пределы Индии. В I веке нашей эры в Кушанском государстве (Северо-запад Индостана) активно строятся буддийские культовые сооружения – святилища-ступы, пещерные и наземные храмы. В Бактрии существовал огромный буддийский монастырь, где жили 3000 монахов.

Буддийские храмы Кушана в большом количестве украшались скульптурой.

Памятником мирового значения до недавнего времени были две огромные скульптуры – Будда Малый (35 метров, II век до н.э.) и Будда Большой (53 метра, I век н.э.) в долине Балшан в центре Афганистана (взорваны талибами).

На основе культовой скульптуры кушанские мастера создали светскую галеоею, дворцово-династическую – портреты правителей,героев, вельмож.

В первых веках нашей эры буддизм распространился в Китае. Символом этой религии здесь стала не ступа, а многоярусная башня-пагода. Пагоды древней эпохи были деревянными и не сохранились. В VIII веке в Китае возникает своеобразная форма крыши – с выгнутыми краями, часто украшенная рельефом и скульптурой. Эта изогнутость идёт от перехода с крутой двускатной крыши главного строения к окружающей его веранде. Крыша была главным акцентом архитектурной композиции.

Пагоды, относящиеся к раннему средневековью, отличались

монументальностью и простотой стиля. Более поздние строения – сложным

силуэтом с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.

В качестве одного из элементов архитектуры буддийских храмовых комплексов в Китае существуют «ворота очищения», богато украшенные скульптурой, резьбой, цветом.

В Китае сохранилось немало действующих буддийских храмов и монастырей. Один из самых впечатляющих – пещерный храм Луньминь (Драконовы ворота), в многочисленных гротах и нишах которого расположены более 100 тысяч статуй Будд и бодхисатв. Монотонное однообразие прекрасных скульптур удивительно успокаивает человека, помогает ему отвлечься от суетности окружающего мира.

Самый знаменитый буддийский пещерный храм Китая – Шаолинь (он высечен в скале у Жёлтой реки). Этот монастырь – родина дзен-буддизма и признанный центр боевого искусства у-шу. Специфика монастыря отображена в своеобразной скульптурной галерее, созданной в одном из дворов. Деревянные скульптуры изображают бритоголовых монахов, ведущих тренировочные бои. Фигуры очень реалистичны и выразительны. Шаолиньские монахи на протяжении веков совершенствовали боевое искусство.

Самым древним же считается монастырь Байма (Белая лошадь) в окрестностях г. Лояна. Именно сюда на белых лошадях в I веке н.э. привезли первые книги буддийского канона и статую Будды.

В Таиланде сохранилось множество позднебуддийских монастырей. В Бангкоке существует монастырь Пра Кео со всемирно известным храмом Изумрудного Будды, здесь же – самый древний монастырь таиландской столицы Четупон (Ват По). Этот монастырь славится самыми большими храмами и учёностью монахов. В главном храме находится огромная статуя лежащего Будды (46 метров длиной и 15 высотой), покрытая позолотой. Под сводами храма тихо звенят колокольчики…

Уникальный позднебуддийский памятник культуры сохранился в

Индонезии.

В центре острова Ява высится буддийский храм Боробудур, одно из прекраснейших строений восточной архитектуры. Ему более 11-ти столетий. Построен он по проекту архитектора Гунадхармы в VIII веке. Храм Боробудур построен на природном холме продолговатой формы. Центральная ступенчатая пирамида стоит на квадратном основании площадью в гектар. Над основанием возвышаются террасы, покрытые барельефом и украшенные 462 статуями Будды. Ещё выше – три круговые террасы, на которых стоят 72 ажурные ступы со статуями Будды внутри. На высоте 35 метров над землёй сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины или нивану. На вершину пирамиды ведут лестницы, входы сторожат каменные львы. Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, отличающие его от других памятников буддизма.

В Японию буддизм пришёл в VI веке из Кореи. Поэтому буддийские храмы там строились корейскими и китайскими архитекторами. Один из таких храмов – буддийский храм китайского стиля с пагодой (VII век) хорошо сохранился в г. Нара (древняя столица Японии) и является национальной святыней.

Буддийские японские храмы почти всегда узнаются по красным воротам. Интерьеры храмов ярко расписаны. В глубине храма – статуя Будды.

Сердце Великой Степи – Монголия – познакомилась с основами буддизма в VII веке. При Угедей-хане в честь его возведения на престол был заложен первый буддийский храм в тогдашней столице Монголии Каракоруме (разрушен в XIV веке).

С конца XVI века в Монголии распространяется северная, тибетская ветвь буддизма. В долине реки Орхон был создан комплекс буддийского монастыря Эрдэни-Зуд («драгоценное сокровище»). Территория монастыря окружена стеной со 107-ю башнями-субурганами, своеобразными святилищами-мавзолеями.

Первым за оградой стоит храм Далай - Ламык, посвящённый

первосвященнику Тибета Далай-ламе. Нижняя часть здания выложена голубым кирпичом, выше – парапет с полоской фриза с позолоченными зеркальцами, вмурованными в кладку стены.

Расцвет буддийской культуры Монголии связан с именем Джанабазара – выдающегося государственного и религиозного деятеля, талантливого поэта, архитектора, скульптора. В своих работах он следовал буддийским канонам, но его творчество шире любого канона, любой религии. Он прославился созданием пяти огромных бронзовых статуй дхьяни (Будд созерцаний).

Сохранилась и стала главной святыней монастыря Гандан в Улан-Баторе (в то время это была ханская ставка Угра) скульптура Ваджрадара (буддийское божество), созданная в строгих буддийских канонах.

До сих пор в музее Улан-Батора из глубин веков улыбается нам буддийская богиня милосердия Белая Тара, оберегающая человека от зла. Таких фигур было двадцать, а двадцать первая Тара улыбается нам улыбкой любимой девушки художника.

Угра была не только столицей государства, но и центром буддизма в Монголии. А монастырь Гандан представлял собой почти самостоятельный город в столице. Здесь же находилось высшее духовное учебное заведение ламаизма, где обучались учащиеся из Бурятии, Тывы, Калмыкии.

Интерьеры храмов монастыря до сих пор поражают как великолепной скульптурой, так и богатством цветовых решений интерьеров. Золото, бирюза, кораллы, охра растирались для получения определённых цветов.



Все элементы храма, включая живописные иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, подчинены единому композиционному замыслу.

Ламаизм, используя наследие художественной культуры монгольского народа, сумел развить все виды художественного творчества и поставить их на службу религии.

Заключение

Буддизм в современном мире – мире войн, терроризма, безверия, находит

всё больше сторонников. Первая истина буддизма «Всё в мире полно зла и страдания» как нельзя лучше характеризует XXI век. И если не мир, то хотя бы дух человека стремится научиться жить правильно в этом мире страданий.

Главное открытие буддизма: человек невыносимо одинок в этом мире. Он может спасти себя сам. Будда говорил: «Немногие из людей достигают противоположного берега, остальные только суетятся на этом берегу».

Буддизм… Религия без Бога, спасение без спасения, жизнь без зла, но и без добра…

Актуальные проблемы развития буддизмиа в современных условияхобусловлены поиском общероссийской идентичности, потребностью в глубоком изучении истоков собственной евразийской культуры, в сохранении и использовании всего лучшего, что было создано за многовековую историю Российской цивилизации. Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого-востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни.

В условиях поиска новых путей цивилизационного развития важное значение приобретают поиски возможностей реализации принципа взаимодополнительности типов философствования в России и на Востоке. Богатства буддийской философии могут и должны быть востребованы современной российской культурой и интеллектуальной средой, тем более что ее встреча с русской философской традицией на рубеже XIX-XX вв. оказалась весьма плодотворной.

Несомненна важность и внешнеполитической стороны данной проблемы. В силу своеобразного географического положения России перед ней стоит задача устанавливать и поддерживать дружеские отношения не только со

странами Запада, но и с государствами буддийского Востока. При этом необходимо учитывать, что народы России, традиционно исповедующие буддизм, являются своеобразным связующим звеном между нашей страной и буддийским миром. Таким образом, от правильного понимания специфики буддизма в определенной степени будет зависеть и международное положение России.

Буддизм на сегодняшний день играет все большую роль в общественной и культурной жизни России, постепенно переходя границы тех регионов, где он распространен традиционно. Популярность буддизма обусловлена рядом причин, одной из которых является близость некоторых его принципов к современной научной мысли. Симпатии вызывают толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав.

Изучение духовно-нравственного и социально-экологического потенциала многовековой буддийской культуры говорит о возрождении духовности в России.. Проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, свидетельствуют о необходимости переоценки ценностей не столько в экономической, технологической и информационной сфере, сколько в духовно-культурной, социально-антропологической. Современные исследователи все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие насущные вопросы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологические проблемы, проблема толерантности и т.д.). В условиях кризиса научной рациональности большое распространение получает «компромиссный» подход, предполагающий синтез мировоззренческих парадигм науки и религии, Востока и Запада.

Обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в

буддизме с направлениями развития современного мира может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления» и потому они получают понимание и активную поддержку в мире.

Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду, социуму целостность и ценностную укорененность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентичностей.

Несомненный интерес представляет и вопрос о восприятии буддизма в социокультурном пространстве России. Это связано с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание иных ценностей заставляет по-другому взглянуть на взаимодействие культур и цивилизаций. Диалог культур Востока и Запада имеет особое значение на современном этапе исторического развития, когда азиатские страны начинают играть заметную роль на международной арене.

Буддизм способствовал усилению евразийской специфики социокультурного пространства России, а на эволюцию буддийской культуры в России значительное влияние оказала цивилизационная специфика российского пространства.

В процессе своей эволюции на российской почве буддизм приобрел социокультурные особенности по сравнению с его изначальным вариантом, в то время как его религиозно-философские и мировоззренческие принципы почти не изменились.

Важной особенностью буддизма, оказавшей влияние на его

историческую судьбу в социокультурном пространстве России, является прагматизм, который наиболее ярко проявляется в кризисные, переходные периоды развития общества.

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.

2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.

Дополнительная: