Православные СМИ — не только московские. Значение православные сми в православной энциклопедии древо

Последние десять лет стали периодом становления и развития православной прессы . Печатные издания ныне являются значимым фактором внутренней миссии Церкви и формируют ее облик в обществе. Радостно отметить, что почти каждая епархия имеет сейчас один или несколько печатных органов, которые ориентированы на самые различные слои общества. Так, епархиальные ведомости представляют официальную информацию и имеют общую катехизаторскую направленность; студенческий журнал «Ступени» адресован молодежной аудитории; брестский журнал «Христианское время» ставит перед собой миссионерскую задачу в среде интеллигенции; газета «Лампада» освещает вопросы созидания и укрепления малой церкви-семьи; газета «Царкоўнае слова» проводит широкую просветительскую деятельность.

Вместе с тем необходимо отметить определенные проблемы развития церковной периодики, связанные с недостаточным профессиональным уровнем православных журналистов, неопределенным статусом редакций в структуре Церкви, непониманием части клира важности церковных изданий в духовном просвещении. Печально то, что православные журналисты разобщены между собой. Качество их работы не контролируется епархиальными властями, поэтому часто личное мнение редактора компрометирует Церковь в глазах общества.

1. Газета «Царкоўнае слова » Бадай, галоўнае праваслаўнае выданьне ў краіне, якое выпускае экзархат БПЦ, – гэта газэта “Царкоўнае слова”. Яна выходзіць на расейскай і беларускай мовах і мае наклад каля 10 тысячаў асобнікаў.

2. Газета «Воскресение». Это православная духовно-просветительская газета для учителей, родителей и детей и молодежи. Издается по благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси с июня 1999 г. Это единственная, на сегодняшний день, газета для семейного чтения и для всех, кто отдает силы нелегкому делу православного просвещения. На ее страницах можно встретить материалы о важнейших событиях церковной и культурной жизни Беларуси, статьи об истории Православия на Беларуси, методические разработки для учителей воскресных и светских школ. Газета "Воскресение" ориентирует педагогов и родителей на христианские ценности, знакомит с программами по духовно-нравственному воспитанию и методическими разработками, помогает увидеть многообразие мира, понять смысл жизни.

В каждом номере публикуется православный календарь, рассказы о жизни святых, выдержки из поучений святых отцов. Среди прочих православных изданий "Воскресение" выделяется вниманием к острым социальным проблемам жизни общества, таким как пьянство, наркомания, социальное сиротство и пр. Мы пытаемся рассматривать эти проблемы с духовной точки зрения, разбираться в их причинах и искать средство для избавления от пагубных страстей.


Газета "Воскресение" распространяется по подписке, а также через храмы и православные книжные магазины. Позвонив в редакцию, всегда можно заказать необходимое количество номеров газеты. Однако самый надежный способ своевременно получать каждый номер "Воскресения" - это все же подписка.

3. «Ступени» - православный студенческий журнал . Издаем его мы – студенты и выпускники Минской Духовной Академии и Семинарии. Но нашу редакцию по праву можно назвать открытой для всех. В работе над журналом принимают активное участие все, кто того желает. За несколько лет существования «Ступени» накрепко сдружили многих. И те, с которыми мы недавно были на «вы», сегодня стали нашими близкими друзьями. Одним словом, присоединяйтесь, будем рады перейти на «ты»! А если Вам еще не приходилось держать наш журнал в руках, даем его краткое описание с тем, чтобы заинтересовать нашей работой еще одного хорошего человека.

«Ступени» - серьезный и интересный журнал с оригинальными иллюстрациями и хорошим профессиональным дизайном. Студенчество, как правило, народ бедный. К сожалению или к счастью, наш студенческий журнал не исключение из этого правила. Тем не менее, «Ступени» выглядят очень прилично. (Кто знаком с журналом, подтвердит). Бывает, что печатаемся за последние деньги или в долг, но на глянцевой бумаге.

Журнал является богословско-публицистическим изданием. «Ступени» - своеобразный форум, где обсуждается круг наиболее актуальных вопросов о Боге, человеке, музыке, взаимоотношении людей, литературе, Церкви, любви, святости… Рассказываем мы и о себе, о жизни интересных людей и нашей alma mater - Семинарии, Жировичского монастыря, Белорусской Церкви и вообще Вселенского Православия...

Журнал "Ступени" издается с июня 2000 года и распространяется в Беларуси, России, на Украине, Литве, Польше. Периодичность издания - 4 раз в год. Тираж - 3 000 экземпляров.

КАТОЛИЧЕСКИЕ СМИ:

1. “Ave Maria” - ежемесячный религиозный журнал

Материалы, посвященные жизни Католической Церкви в Беларуси, новости со всех епархий и из-за рубежа, статьи о главных католических праздниках, размышления о вопросах веры, интервью со священниками, рассказы о интересных людях.Основатель – Минско-Могилевская архиепархия. Адрес редакции: пл. Свободы 9, 220030 г. Минск, Сайт: media.catholic.by/ave

2. “Наша вера”- ежеквартальный религиозно-культурный журнал Теологические статьи, исследования по истории Беларуси, статьи ученых - искусствоведов, филологов, историков, поэзия и проза белорусских и зарубежных авторов и др. Основатель – Минско-Могилевская архиепархия. Адрес редакции: пл. Свободы 9, 220030 г. Минск, Сайт: media.catholic.by/nv

3. “Каталіцкія навіны” - информационный бюллетень Официальные документы Католической Церкви в Беларуси, Пастырские послания, послания Святого Отца, информация со Святого Престола, главные новости католического мира. Основатель – Минско-Могилевская архиепархия. Адрес редакции: пл. Свободы 9, 220030 г. Минск,

4. “Маленькі рыцар Беззаганнай” - журнал для детей Выходит четыре раза в год, полноцветный. Рассказы для детей, катехитические материалы в доступной форме, интересная информация про праздники и молитвы, конкурсы, разрисовки, кроссворды и др. Основатель – Минско-Могилевская архиепархия. Готовится редакцией журнала "Ave Maria".

5. “Любите друг друга” - журнал для молодежи Дайджест журнала "Miłujcie się". Adres Redakcji: Redakcja "Miłujcie się" Towarzystwo Chrystusowe, ul. Panny Marii 4, 60-962 Poznań: www.tchr.org/milujcie/ В Беларуси: адрес редакции - пл. Свободы 9, 220030 г. Минск, Сайт: media.catholic.by/lubite

6. “Дыялог” - журнал Основатель – приход Фатимской Божией Матери /г. Барановичи/ Адрес редакции: ул. Шевченко 6, 225320 г. Барановичи, Сайт: svd.catholic.by/dialog

7. “Слова жыцця” - газета Гродненской епархии Основатель – Гродненская епархия Адрес редакции: пл. Советская 4, 230025 г. Гродно, Сайт: slowo.grodnensis.by

Прочие религиозные СМИ: газета «Берега» (иудеи), журнал «Благодать» (христиане веры евангельской), «Крыніца жыцця” (баптисты).

На статью Ксении Лученко «Что такое православные СМИ?» отвечает священник Алексий Волчков, директор по развитию журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».

На отвечает священник Алексий Волчков, директор по развитию журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».

Статья Ксении Лученко «Что такое православные СМИ» не могла не вызвать значительного отклика в среде всех тех, кто связывает свою деятельность с «православными медиа».

Этот текст, появившийся в интернет-издании OpenSpace уже две недели назад, до сих пор остается предметом не только моих размышлений, но и многочисленных дискуссий в среде многих людей, работающих в православных СМИ Петербурга. Наверное, в этом главная ценность любого журналистского материала - вызвать интерес и заинтриговать.

Лично у меня вызывает радость тот факт, что за последние несколько лет в нашей Церкви появились не только те, кто умеет делать классные православные медиа-проекты, но и те, кто может работу этих профессионалов критически анализировать, указывать на сильные и слабые стороны сделанного.

Собственно, первые не могут полноценно существовать без вторых: работая над тем, что тебе нравится, что тебя увлекает, оказывается смыслом твоей жизни, ты невольно впадаешь в столь знакомое всем нам состояние обольщения своим детищем. Но тут появляется не менее профессиональный аналитик и указывает на слабые стороны проекта.

Безусловно, от небольшой статьи для сайта наивно ожидать достаточно подробного и обстоятельного ответа на поднятый автором вопрос – что же такое православные СМИ. В связи с этим я сразу прошу прощения за поразившее меня, наивного человека из Санкт-Петербурга, недоумение.

Это недоумение возникло ко второй трети статьи, где Ксения переходит непосредственно к анализу современного медиа-пространства нашей Церкви. При чтении этот анализ часто создавал неприятное ощущение бриколажа. В мозаике суждений удачное наблюдение соседствовало с выводом поверхностным и небрежным, а потом опять сменялось чем-то дельным.

Прежде всего, меня искренне смутил тот «анализ» медиа-среды моего родного города, который дает Ксения. Читатель статьи вынесет из этого анализа то, что Санкт-Петербург – это столица православного фундаментализма. Ведь именно здесь нашли применение своим талантам господа К. Душенов, С. Григорьев, А. Степанов и прочие. Ведь именно в Петербурге располагаются редакции разных там русских народных и ненародных линий! Из статьи мы узнаем, что помимо фундаменатлистских медиа в Петербурге еще имеется православное радио «для интеллигентов», радиостанция «Град Петров».

Мне хочется узнать, а какой смысл в подобном «анализе»? На самом деле народными линиями и уважаемой радиостанцией «Град Петров» далеко не исчерпывается медиа-жизнь православных петербуржцев.

В настоящий момент у нас представлены все типы православных СМИ. В Петербурге имеется две радиостанции (для православной аудитории также успешно вещает «Радио Мария»), несколько газет (помимо «народной» газеты «Православный Санкт-Петербург» есть газета «Вечный зов»). В 2011 году общероссийский православный телеканал «Союз» учредил в Петербурге корпункт. Журналисты «Союза» ежедневно снимают несколько видеосюжетов о жизни верующих Петербурга (батюшек «на фоне ковров» замечено не было). Силами учащихся СПбПДА издается журнал «Невский Богослов».

Пожалуй, озвучу важный (что не мешает ему быть совершенно банальным) тезис: анализ должен всегда опираться на максимально точное описание многообразной реальности. В противном случае то что считается «анализом», следует назвать «очерком» или «впечатлениями». Такой жанр, впрочем, тоже имеет право на существование.

Второе замечание, которое хочется сделать, состоит в том, что Ксения, кажется, неверно представляет взаимоотношения на рынке православных медиа «московских» и «региональных» медиа.

Например, «провинциальные» печатные СМИ Ксения описывает следующим образом: они «обычно состоят из официальной хроники (выступлений архиерея, епархиальных новостей, документов), катехизических и краеведческих материалов. Иногда прилагается детская страничка и даже кроссворд».

Я даже могу согласиться с Ксенией, что часто оказывается именно так. Но ведь подобный расклад есть еще один, второй на страницах статьи, приговор всей отечественной православной журналистике. Оказывается, достойные медиа-продукты могут появляться лишь в нашей прекрасной столице («Правмир», «Православие.ру», «Фома», «Нескучный сад», «Татьянин день» и проч.). Провинция способна лишь на народные линии и создание неплохих середнячков вроде упомянутых газеты «Веры-Эском» (Сыктывкар) или якутского журнала «Логос».

Давайте же задумаемся, почему расклад именно такой? Наверное, православные жители наших многомиллионников (Петербург, Казань, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Казань и проч.) недостаточно креативны, тяжелы на подъем или попросту глупы? Как кажется, эта оценка справедлива и для наших не-православных сограждан. Ведь не случайно же все (что мягко говоря нехарактерно для развитых обществ) федеральные телеканалы России располагаются исключительно в столице!

Столица, безусловно, находится в привилегированном положении. Здесь располагается епископская кафедра Святейшего Патриарха, главы нашей Церкви. В Москве находятся крупнейшие православные образовательные центры. А еще, признаемся, столица обладает невероятной концентрацией денежных и трудовых ресурсов.

Всех этих конкурентных преимуществ полностью лишены регионы. Это создает предпосылки для той ситуации, когда информационная жизнь Русской Православной Церкви обретает некие колониально-империалистические черты. В этом раскладе Москва оказывается своего рода информационной метрополией, а епархии – колониями с наивными аборигенами. Печально, что подобный информационный империализм не оказывается у Ксении предметом критического анализа.

В действительности регионы способны к созданию качественных и инновационных медиа-проектов. Трудность состоит в том, что этим инициативам крайне тяжело выйти на федеральный уровень, а иногда и попросту быть замеченными из Москвы. Подъем региональных православных СМИ на федеральный уровень, безусловно, зависит не только от самим региональных СМИ. Очень важную роль в их развитии играет информационная политика Церкви в целом (справедливая система распределения грантов, организация фестивалей СМИ, курсы повышения квалификации и проч.).

Возможно, медиа-пространство Русской Православной Церкви станет более богатым, развитым, состоявшимся профессионально и более уважаемым светским журналистским сообществом, если мы будем иметь дело не с одним, а несколькими центрами медиа-творчества православных христиан.

К сожалению, Ксения не упоминает еще одной крайне трагической черты современной православной журналистики. Речь идет об оценке самой её востребованности православными людом!

Посещают ли православные люди сайты, которые делаются для них? Покупают ли они православные журналы? К сожалению, осознание важности нашего, журналистского, служения еще не совсем характерно для нашей Церкви.

Например, посещаемость самого популярного православного сайта (конечно же, речь идет о ресурсе «Православие и мир») составляет порядка 35 000 посетителей в день. Эта цифра примерно соответствует совокупному месячному тиражу двух самых известных православных журналов («Журнал Московской Патриархии» и «Фома»).

По моим подсчетам, в Санкт-Петербурге (население нашего города — 4,8 млн.чел.) продается ежемесячно всего 10 000 – 13 000 единиц православных журналов.

Только мне одному кажется, что православными СМИ пользуется ничтожное количество членов нашей Церкви? Подавляющее большинство православных христиан отказываются быть участниками информационных потоков по той грустной причине, что вера этих людей не всегда затрагивает ту сферу нашего существования, которая называется сознанием, разумом, не является инструментом критического осмысления окружающей действительности.

Будем надеяться, что осознание этих проблем поможет нам в их преодолении.

Я еще раз благодарю Ксению за прекрасный материал и желаю ей дальнейших творческих успехов.

Если мы стремимся открывать с интересом мир веры и Церкви, если материал пробивает наше сердце, – он будет пробивать и читателя. И читателю будет интересно.

Главный редактор журнала «ФОМА в Украине» протодиакон Александр Карпенко

16 сентября в Киево-Печерской лавре состоялась первая тематическая «Правлайф-встреча» – «Учимся говорить и писать о своей вере». Гость собрания главный редактор журнала «Фома в Украине» протодиакон Александр Карпенко рассказал участникам о православной журналистике, становлении «Фомы» и секретах издания. Слушатели узнали о принципах работы редакции известного журнала, искушениях аматоров, а также о том, как не «музейно» рассказать о вере и Церкви.

Лодочка в океане

Православная журналистика должна говорить о важнейших смыслах и меньше отвлекаться на просто любопытные вещи. Православная журналистика должна быть христоцентрична. Это не значит, что на каждой страничке газеты, журнала, сайта должно быть написано: «Христос, Христос, Христос». Но это накладывает ответственность на команду авторов и редакторов.

20 лет назад, когда появился журнал «Фома», православных СМИ, по сути, не было. Отцы-основатели издания – Владимир Легойда и Владимир Гурболиков – решили так: немного расскажем о жизни, о Христе, затем немного о Церкви, дадим проповедь – и аминь. Ребята надеялись, что люди, прочитав такой журнал, тут же полюбят Церковь, уверуют, и все у них получится. Однако нашелся священник, который сказал: «Ребята, Бог – это безбрежный океан. А вы хотите в один журнал вставить Бога, веру, Церковь... В лучшем случае, это будет всего лишь лодочка в этом океане. Но главное – чтобы она плыла в правильном направлении».

Второй совет священника был таким: слушайте духовников. Не бойтесь проявлять инициативу, импровизировать, придумывать что-то, открывать, но прислушивайтесь к духовникам. И все 20 лет редакция так поступает. С молитвой, с поиском своего лица и языка мы выпускаем «Фому».

Разговор с конкретным человеком

Если сравнить православные СМИ, которые издавались в 1990-х годах и 2000-х, заметна разница и в повестке дня, и в материалах, потому что все эти годы церковная общественность менялась. Поначалу казалось: будем перепечатывать Евангелие, святых отцов, давать комментарии священников – и этого вполне достаточно. Затем старались показать, что мы, православные, такие же как все люди. Стали привлекать «звезд», героем каждого номера был какой-то известный человек, и за это «Фому» часто попрекали, мол, «православный гламур», «православие-лайт», то есть облегченная версия. Немножко обидно было такое слышать, потому что «Фома» – журнал пограничный. Он задумывался как издание, которое будет на границе Церкви, которое будет рассказывать о красоте Православия прежде всего тем, кто еще не уверовал, но интересуется. При этом задача – быть интересным и церковной аудитории. Сложная задача, тяжело с ней справляться, но, думаю, от номера к номеру, с переменным успехом, у нас это получается.

Во главу угла поставлен личностный подход. Мы стараемся говорить не с аудиторией, а с конкретным человеком, который держит в руках наш журнал. Говорить о Боге можно по-разному. Можно, действительно, рассматривать, трактовать Евангелие – в этом нам помогают специалисты. Можно публиковать апологетические статьи – мы это тоже делаем. Но постепенно эта часть журнала ужимается, потому что проходит информационный голод, литературы становится все больше, появляются специализированные издания. Мы пришли к выводу: теория хороша и важна, но без практики духовная жизнь не имеет окончательной ценности. И начали учиться говорить о Боге и вере через истории конкретных людей.

Мир духовных открытий

Самое простое для восприятия читателя – это другой человек. Его путь, страдания, его терзания, поиски, его открытия. Читатель примеряет на себя чужой кафтан, но задает свои вопросы. Поиск общего языка с простым человеком – до сих пор не до конца решенная задача редакции. Потому что не всегда мы можем поехать в маленький городок, где живет наш герой, не всегда интересного собеседника, даже если он Златоуст, можно толково и грамотно разговорить. И тогда огромная ответственность ложится на фотографа, который будет ловить интересный момент, на автора, который будет писать очерк о нашем герое и подмечать мельчайшие детали. Искусство православного журналиста – увидеть живую веру, даже когда человек о ней не рассказывает.

У редакции «Фомы» есть выверенный подход к подбору кандидатов на интервью. К примеру, берем мы известного светского человека: сегодня он рассказывает о своей вере, говорит какой он православный, а через полгода окажется, что у него уже третья жена или еще что-нибудь. Это бросает тень на издание, на Церковь, на веру вообще. Поэтому мы щепетильно составляем портрет человека и уже к этому портрету подбираем вопросы. И даже при тщательном, чуть ли не под микроскопом рассмотрении личности, наше интервью оказывается открытым. Часто сами интервьюируемые в процессе общения открывают себя с новой стороны – люди не привыкли говорить о серьезных вещах, о вере, тем более – со средствами массовой информации. Поэтому отвечая на вопросы, которые мы задаем, у человека не особо получается юлить и рисоваться. Часто люди в процессе интервью начинают сами себя открывать и познавать с точки зрения веры. Точно так же и журналисты – порой в неожиданных для себя ситуациях делают серьезные духовные открытия.

Главное – помнить, ради Кого трудимся

Мы всегда должны помнить, ради Кого трудимся и не забывать о главной задаче Церкви – спасение души конкретного человека.

Здесь есть несколько искушений. Первое, уже немного отжившее, но еще встречающееся в периферийных СМИ – это музейный подход к рассказу о Церкви. Второе – это проповедничество. СМИ для широкой аудитории – это не амвон. Даже если на наших страницах выступает священник, он не проповедует – он рассказывает. Проповедь и рассказ – разные жанры.

Еще один важный момент: не превращаться в «партийные», «общественно-партийные», внутрицерковные СМИ. Даже в Церкви есть искушение кого-нибудь поукорять, пообсуждать, выдвинуть претензии. В журнале «Фома» мы изначально от этого ушли, в нашей повестке дня позитивный аспект Православия. В «Фоме» не найдешь материалов, где бы неуважительно, жестко полемически писали о католичестве, протестантстве, язычестве, даже о раскольниках. Во главе у нас – Бог и любовь, а где любовь не может быть никаких копьев. Копьев в «Фоме» нет!

Я не хочу сказать, что православные журналисты не должны отвечать на вызовы современности. Важно, чтобы это не стало первоочередной и первостепенной задачей. Заходя в информационное пространство, человек не должен видеть Церковь, которая только и делает, что от кого-то отбивается и на кого-то нападает. Мы должны вести людей ко Христу. Мы, журналисты, по сути, посредники, люди, которые должны взять читателя за руку и подвести к Церкви, к священнику. Дальше уже – не наша работа.

«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». В этих словах преподобного Серафима Саровского главный смысл. Если мы сами стремимся открывать с интересом мир веры и Церкви, если материал, что называется, царапает наше сердце, пробивает его насквозь, – он будет пробивать и читателя, и читателю будет интересно. Лишь тогда мы посеем зерна веры и дух любви в душах и умах других. И наша миссия не будет напрасной.

КСЕНИЯ ЛУЧЕНКО о церковном понимании задач журналистики и о том, как устроены .

Благостная корпоративность

Православную журналистику типологически можно отнести к тематическим нишевым СМИ: есть издания спортивные, есть экономические, а есть и религиозные. С другой стороны, о православной журналистике можно говорить как о журналистике корпоративной. Так же, как у корпоративных СМИ, целевая аудитория православных изданий делится на внутреннюю (члены корпорации) и внешнюю. Все православные медиа (будь то официальные сайты, телеканалы, приходские листки или независимые порталы) страдают от этой двойственности, ищут баланс между двумя целевыми аудиториями… и чаще всего его не находят.

Бывший заместитель главного редактора «Вечерней Москвы» Евгений Стрельчик, который в 1993 году запускал как вкладку к «ВМ» первую неподцензурную православную газету «Церковный вестник», небольшую целевую аудиторию - то есть это, по сути дела, многотиражка». Однако эта «многотиражка» имеет широкую сеть распространения, которая тоже делится на внутреннюю (по церковным лавкам и специализированным магазинам) и внешнюю (как у всех - подписка, киоски, супермаркеты).

Одна из главных проблем православных медиа последних лет - подчиненное положение журналистики по отношению к пиару. Советник председателя Синодального информационного отдела (сокращенно Синфо - церковное учреждение, которое выполняет функции министерства печати и пресс-службы одновременно) Елена Жосул в интервью «Комсомольской правде» сказала, что «в классическом варианте журналистика и пиар - это две сферы деятельности, которые должны быть разделены. Но у нас ситуация сейчас такова, что очень часто эти функции в православной медиасреде взаимосвязаны». И сам председатель Синфо Владимир Легойда, и некоторые другие церковные чиновники и священники не раз говорили, что одна из основных задач православной журналистики - «донесение мнения Церкви», то есть - пиар.

Конечно, Церковь как общественный институт не может обойтись без пиара, но Церковь как Тело Христово, сообщество верных, занимается проповедью Слова Божия, миссией. Однако сегодня уже слышны голоса, что пиар и миссия - одно и то же, и в вульгарном смысле так и есть. Ведь именно «методология» апостолов и христианских проповедников лежит в основе современных public relations . Термин «миссия» широко используется в корпоративных коммуникациях, а во многих крупных компаниях есть должность «евангелиста» - продвинутого совершенного пиарщика. Церковь в некотором смысле пытается вернуть себе технологии, выросшие когда-то из ее практик. Но это уже крайне обмирщенные, светские технологии, не только лишенные первоначального содержания, но и пользующиеся весьма сомнительными с точки зрения христианской этики средствами. Корпоративность православных изданий влечет за собой явное преобладание пиара над журналистикой.

Церковное понимание задач журналистики входит в противоречие с классической теорией журналистики, преподаваемой студентам журфаков и медиашкол по всему миру. В классическом понимании СМИ не поучает читателя, не транслирует ему единственно верную точку зрения, а заставляет думать, самостоятельно делать выводы, излагая факты и мнения. Но существует и другая журналистика, типологически близкая к партийной печати советского времени, - это пропаганда, маскирующаяся под журналистику. Здесь отменяются профессиональные стандарты качества и возникают такие критерии, как лояльность, «как бы чего не вышло». Современная российская журналистика в целом этим испорчена, особенно - региональные СМИ, целое поколение журналистов выросло в нулевые и не представляет, что может быть иначе. Самоцензура превалирует над профессиональной этикой. В православных изданиях эта ситуация гиперболизируется: нехватка денег и профессионализма, искреннее отношение к пропагандируемой организации доводит жанр до абсурда.

В итоге православные СМИ в совокупности создают виртуальную картину церковной жизни, из которой сложно судить о том, что реально волнует церковных людей: пишут о выдающемся, благостном, положительном, а о проблемах и конфликтах в лучшем случае упоминают, если высказана официальная точка зрения. При этом журналисты, интересующиеся православной тематикой, но работающие в светских СМИ, нащупывают эти проблемные точки, но не всегда могут их адекватно описать. Например, в прошлом году заместитель главного редактора журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич написал репортаж «Очень маленькая вера», который вскрыл целый пласт противоречий церковной жизни, в том числе между простым духовенством и мирянами с одной стороны и административным церковным аппаратом с другой. При этом обида героев репортажа на «православного журналиста Соколова-Митрича» была такова, что обсуждение реальных проблем, поднятых в тексте, осталось на периферии дискуссии, а в центре стояло «личное дело» автора. В церковных изданиях поднялся шквал публикаций, созывались круглые столы и виртуальные обсуждения, главной целью которых было перебить эффект от публикации Митрича, доказать, что он в своих выводах заблуждается. Сам Соколов-Митрич .

Ликбез для вечного неофита

Собственно, качественных журналистских материалов - аналитики, расследований, неудобных вопросов - сегодня от православных СМИ мало кто ждет. Ждут преимущественно материалов для аудитории, которую можно условно назвать «вечный неофит». Именно на эту многочисленную и неоднородную по социальному положению, возрасту и степени вовлеченности в церковную жизнь аудиторию работают сегодня почти все православные медийные ресурсы.

В интервью интернет-изданию «Татьянин день» главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов (на «Эхе» уже второй сезон выходит православная передача с протоиереем Максимом Козловым) на вопрос, чего не хватает, на его взгляд, православным СМИ, ответил: «Первое, о чем я хотел бы прочитать, - это жития святых, написанные современным языком. Каждый день, делая программу «Метеоскоп», мы говорим о народных приметах, а также говорим: сегодня день святого Антония. А кто это? Где это найти на человеческом языке - story , как Библия для маленьких. Не забывайте, что религиозность у нас во многом наносная, потому что традиции 70 лет не было. Кто такой святой Фома, кто такая святая Христина в православной традиции? Почему именно в этот день? Я хотел бы нормальную историю бедной пастушки, которую я мог бы прочитать и пересказать сыну или из которой я бы понял, почему именно этот святой - покровитель интернета или еще чего-нибудь».

Парадокс в том, что на самом деле значительная часть православных изданий как раз об этом. На церковном языке такой христианский ликбез называется катехизацией. Православные СМИ дают справки и отвечают на вопрос «Как жить?» (в девяностые даже выходила газета с таким названием). Жития святых, описание смысла таинств и молитв, исторические рассказы, рецепты постных блюд, советы священников по житейским вопросам - основной контент православных изданий. Это глянцевый формат, так называемый лайфстайл. Но в православных изданиях он, как правило, перемешан с официальными новостями и серьезными «установочными» публикациями, «доносящими мнение Церкви». Целевая аудитория таких изданий получается размытой: пишут как бы для нецерковных людей, а читают те самые «вечные неофиты», которым постоянно нужны подсказки для построения собственной идеальной православной жизни.

Одобрено самоцензурой

Бытует мнение, что в Церкви сильна цензура. На самом деле официально, разумеется, цензуры нет, иначе бы это нарушало российское законодательство. Единственная форма контроля за СМИ, которые продаются в церковной системе распространения, - гриф Синодального информационного отдела, который, согласно опубликованному регламенту, выдается изданиям «лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской православной церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений». Так же, как и свидетельство о государственной регистрации Роскомнадзора, гриф Синфо выдается на неопределенный срок и может быть отозван в случае установленных нарушений. В отличие от госрегистрации церковный гриф выдается бесплатно: и «ультралиберальные» издания вроде газеты «Кифа» (выпускается общиной протоиерея Георгия Кочеткова), и консервативно-монархические получили гриф без проблем. За два года, прошедших с момента введения грифа, был лишь один скандал, связанный с его получением, - в грифе было отказано журналу «Благодатный огонь», который выходит приложением к журналу «Москва», но об этом издании ниже.

Что касается неформальной цензуры, то существует множество негласных и полугласных нюансов, в каждой епархии они свои. Но в целом, если не наступать на мозоли правящему архиерею и не излагать сомнительные богословские взгляды (ереси), шансов испытать на себе цензуру довольно мало. Даже политические взгляды декларируются вполне свободно, если это не официальное издание епархии. Другое дело, что на местах, как и в любых региональных СМИ, возникает специфика, связанная со взаимодействием с местной властью. Как правило, у православных журналистов очень развита самоцензура. Из опасений навлечь на себя гнев священноначалия, а чаще - из искреннего желания сделать как лучше острых тем стараются избегать.

Частные проекты для разных субкультур

Православная журналистика бурно развивалась все двадцать постсоветских лет. Если с 1931 по 1989 год существовал один-единственный «Журнал Московской патриархии», которым более четверти века руководил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев, ум. 2003), бывший покровителем интеллигенции и интеллектуального церковного творчества в годы застоя, то на протяжении 90-х - «нулевых» возникли тысячи православных изданий, радиостанций, сайтов и даже несколько телеканалов. Большая часть из них канула в небытие, но некоторые современные проекты имеют уже двадцатилетнюю историю. Не раз велись разговоры о создании единого медиахолдинга Русской православной церкви, но все они были утопичны, потому что на самом деле все наиболее значимые церковные информационные проекты - это частные инициативы отдельных людей или сообществ.

Если официальные церковные СМИ (сайт «Патриархия.ру», «Журнал Московской патриархии», выходящий тиражом 20 000 - 25 000 экземпляров, епархиальные газеты и журналы) можно причислять к корпоративной журналистике, которая выполняет прежде всего интегративные функции - внутреннее информирование, создание единого информационного пространства Русской церкви, то множество частных проектов, более популярных и живых, работает на разные внутрицерковные субкультуры.

Норман Больц в книге «Азбука медиа» пишет, что общих медиа больше нет: «Разные ценностные системы обслуживают разные медиа. Разные информационные миры отделяют друг от друга демографические, политические и культурные границы». Бесконечное дробление на ниши по интересам, по идеологическим установкам и образу жизни происходит и внутри православных СМИ.

Самая активная субкультура, которая была особенно заметна в 90-е годы, но и сейчас собирает стабильную, прежде всего провинциальную, аудиторию, - так называемые православные фундаменталисты. Они, в свою очередь, делятся на радикальных и умеренных. Радикальное крыло, если не считать «боевых листков» некоторых монастырей, исторически базируется в Петербурге. Отчасти это наследие умершего в 1995 году митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), которого называет своим учителем даже ни разу в глаза его не видевший Иван Охлобыстин. Константин Душенов, выдававший себя за пресс-секретаря покойного митрополита (есть большая вероятность, что он и написал большую часть книг и статей, публикующихся под именем митрополита Иоанна), был главным редактором газеты «Русь православная», расходившейся большими тиражами, а теперь осужден на три года колонии-поселения по 282-й статье за распространение антисемитских фильмов. Газета «Православный Санкт-Петербург», которая, несмотря на название, не имеет никакого отношения к официальным епархиальным СМИ, выходит с 1993-го с несколькими приложениями и, судя по всему, на протяжении всех этих лет является маленьким бизнесом ее главного редактора и издателя Александра Ракова. В Петербурге же расположены редакции сайтов «Русская линия» и «Русская народная линия». До 2010 года это была единая редакция одного сайта, проводившего ультрафундаменталистскую политику и находившегося в жесткой оппозиции значительной части епископата Русской церкви. Но затем часть сотрудников и авторов во главе с Сергеем Григорьевым пошли на сближение с патриархией в лице Синфо и, заняв основной домен сайта rusk.ru , демонстрировали лояльную, хотя и крайне правую позицию. А другая часть во главе с Анатолием Степановым ушла на новый домен ruskline.ru и продолжает линию независимой оппозиции с полным набором соответствующих идеологем. Естественно, посещаемость у более радикальной «Народной линии» превосходит относительно умеренную «Русскую линию». Эти сайты активно используются для внутренних разборок с «модернистами» и «либерастами» в церковной среде, а «Народная линия» наделала шуму, опубликовав колонку священника московского храма Николы в Хамовниках Александра Шумского о том, что землетрясение в Японии - Божия кара за отношение японцев к России и сожжение российского флага. В Москве в той же нише находится газета «Русский вестник» Алексея Сенина и журнал «Благодатный огонь» Сергея Носенко. «Благодатный огонь» - одно из немногих изданий, у которого был отозван гриф Синфо за систематическое хамство в адрес духовенства и епископата. Комплекс воззрений фундаменталистских изданий примерно одинаков - алармизм, пафосный патриотизм, воинственное неприятие других религий и конфессий, а также - любых перемен и реформ в Церкви, обвинение священноначалия в «экуменизме» и «модернизме», антизападничество, сталинизм, перемежающийся причудливым антикоммунизмом. Иногда добавляются требования канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Эти издания воевали против введения ИНН и паспортов нового образца, сегодня выступают против самых разных электронных карт и других средств идентификации граждан, ювенальной юстиции. Их аудитория стабильна, и авторы, в том числе священнослужители, перекочевывают из одного издания в другое.

Другая субкультура и целевая аудитория - то, что в церковной среде одно время называлось «православием лайт». Это СМИ для читателей успешных, довольных жизнью, но ищущих культурный бэкграунд в христианской традиции. Таким изданием долгое время был журнал «Фома». Вокруг журнала, который начали издавать в середине 90-х обратившиеся к вере студенты МГИМО, сформировался круг читателей и «друзей “Фомы”» - своеобразный полузакрытый клуб без формального членства, похожий на то, что делает сейчас журнал «Сноб». В этот клуб входили как выпускники МГИМО и их партнеры по бизнесу и политике, так и священнослужители, и люди культуры, регулярно появлявшиеся на обложках журнала. Среди членов этого неформального круга - главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, вице-президент Медиасоюза Елена Зелинская. «Фома» первым из православных изданий стал публиковать интервью со звездами и крупные портреты публичных людей на обложке. Основные темы - все тот же лайфстайл с большим налетом глянца: рассказы узнаваемых персон о своей вере, обзоры книг, фильмов, исторические и культурологические познавательные тексты, фоторепортажи о «красоте Православия». После назначения три года назад главного редактора «Фомы» Владимира Легойды председателем Синодального информационного отдела, куда за ним перекочевали некоторые сотрудники, у «Фомы» возник кризис позиционирования, который не преодолен и по сей день. С одной стороны, формально журнал остается независимым. С другой, де-факто это официальное издание, не обязанное при этом, в отличие от ЖМП, публиковать хронику и официальные церковные документы. В последние месяцы из-за обострившейся борьбы за читателя «Фома», в котором с момента основания была принципиальная установка не писать о политической и общественной жизни, все же стал публиковать крайне аккуратные и осторожные комментарии на актуальные явления и процессы. Та же тенденция наметилась и во втором по тиражам глянцевом православном журнале «Нескучный сад».

С «Фомой» «Нескучный сад» объединяет не только формат, но и полуофициальный статус. Журнал начинал выходить при храме св. Царевича Димитрия в Первой Градской больнице как «журнал о делах милосердия». Туда пришла команда профессиональных журналистов, главный редактор Юлия Данилова работала в 90-е в «Коммерсанте». Постепенно духовник журнала протоиерей Аркадий Шатов из просто настоятеля храма стал руководителем Епархиальной комиссии Москвы по благотворительности, а при патриархе Кирилле - епископом Пантелеимоном, председателем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению (именно этот отдел в 2010 году стал координационным центром помощи погорельцам, где работали сотни волонтеров - как церковных, так и совсем нет).

Журнал «Нескучный сад» все эти годы существовал при нем, трансформируясь из катехизического журнала о добрых делах в церковно-общественный ежемесячник. Пожалуй, это единственный православный журнал, который выдерживает профессиональные стандарты качества и форматы (разве что еще ЖМП, где тоже почти все сотрудники раньше работали в «больших СМИ»). В последнее время «Нескучный сад» балансирует на грани: оставаясь при официальной церковной структуре, журнал публикует довольно резкие тексты, в том числе - репортажи с митингов оппозиции, антипутинские авторские колонки (можно упомянуть среди авторов священника Федора Людоговского, библеиста Андрея Десницкого и других), контрвью по горячим темам - «Пусси Райот» и выставка Гельмана в Краснодаре.

Провинция пишет о человеке

Основная народная аудитория - прихожане и «захожане» храмов по всей стране - в основном имеет дело с местными изданиями, преимущественно газетами. Региональные православные СМИ - как печатные, так и интернет-издания - обычно состоят из официальной хроники (выступлений архиерея, епархиальных новостей, документов), катехизических и краеведческих материалов. Иногда прилагается детская страничка и даже кроссворд.

Но бывают и редкие исключения: обычно это независимые, хотя и близкие к епархии издания. С 1991 года в Сыктывкаре два раза в месяц на 32 полосах выходит газета «Вера-Эском» («эском» - «вера» на языке коми). Она почти целиком состоит из очерков о жизни Русского Севера - о людях, храмах, краеведческих изысканиях. Все тексты - литературные, с авторской интонацией, как будто и нет в мире никакого «официоза», форматов, трендов, несмотря на то что половина редакции - выпускники журфака СПбГУ. Конечно, качество этих текстов неровное, но удивительно, что даже в рассказах об официальных общецерковных событиях редакция «Веры» умудряется найти заход «через человека».

Другой пример неожиданного регионального издания - якутская газета «Логос». Она выходит с 2003 года и, как и многие православные СМИ, является авторским проектом одного человека, главного редактора Ирины Дмитриевой. Газета позиционируется как молодежная и, как пишет Дмитриева, «ставит цель говорить с молодым человеком о самом важном: жизни и смерти, смысле бытия». Задача, как и у многих катехизических изданий, скорее пригодная для книги или серии брошюр, чем для СМИ. Но «Логос», как и «Вера-Эском», полна материалами о людях. В отличие от сыктывкарской газеты, в Якутии пишут в довольно жестких журналистских форматах и в основном об остросоциальном: аборты, дети-сироты, вызовы язычества в Якутии. Все это с комментариями разных сторон, с заостренными формулировками проблемы и, как правило, без специфически «православненькой» интонации.

Гайд-парк в интернете

Печатные православные СМИ в целом выходят средними по российским показателям тиражами. Как и в большинстве других тематических сегментов, информационные поводы они черпают из интернета. Сегодня именно интернет-публикации и интернет-полемика определяют как содержание большинства внутрицерковных дискуссий, так и ход диалога (или развитие конфликта) с обществом. У Церкви есть официальные сайты, самый главный из которых - «Патриархия.ру» - сайт пресс-службы патриарха Кирилла, публикующий огромный массив официальной информации. Но внимание широкой читательской аудитории принадлежит независимым или полузависимым проектам.

Долгие годы самым посещаемым был сайт московского Сретенского монастыря «Православие.ру». На этом сайте в основном печатаются катехизические и культурологические материалы, а также публикации умеренно консервативного характера. Здесь некоторое время публиковались Наталья Нарочницкая, православные активистки Татьяна Шишова и Ирина Медведева - известные борцы с компьютерными играми, западными мультфильмами, ювенальной юстицией и прочими проявлениями современной культуры. «Православие.ру» уделяет много внимания связям с другими православными церквами, прежде всего Сербской. Посещаемость сайта складывается из трех составляющих: интерес читателей к личности наместника монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова), автора бестселлера «Несвятые святые», выпущенного «ОЛМА-Пресс» миллионным тиражом, священника, которого называют «духовником Путина»; живая интерактивная рубрика «вопросы священнику», на которые отвечают насельники Сретенского монастыря; несколько лет назад на «Православие.ру» переехал с сайта Days.ru православный календарь на каждый день, который автоматически выпадает в первых строчках Яндекса на запрос о праздниках и святых конкретного дня, календарь существует и в виде встраиваемого модуля для любых сайтов: «Православие.ру» - практически монопольный держатель самой популярной православной услуги. В 2012 году «Православие.ру» выпустил в AppStore первый молитвослов для iPhone и iPad .

Но самый цитируемый и «народный» проект православного Рунета - сайт «Православие и мир». В 2004 году он был создан как приходская страничка храма Всемилостивого Спаса при бывшем Скорбященском монастыре. Сегодня это полноценное интернет-СМИ со средней посещаемостью около 60 000 уникальных посетителей в день. Сайт независимый, его учредитель - АНО «Православие и мир», существует на средства частных жертвователей. Уникальная ситуация: портал не имеет одного или двух крупных спонсоров, которые могли бы влиять на его редакционную политику, фактически создана ситуация, близкая к идее общественного телевидения в его европейском варианте. «Правмир» и его главного редактора Анну Данилову критикуют все: либералы считают сайт пропатриархийным и пропагандистским, «православные фундаменталисты» - «оранжистским, болотным сайтом», действующим в интересах Америки. Однако Данилова всего лишь старается проводить политику независимого СМИ, и в какой-то момент бурной зимой 2011-2012 годов оказалось, что такой православный сайт - один-единственный. Успех Даниловой связан не только с невероятным количеством востребованного читательской аудиторией уникального контента, но и с тем, что она дважды попала в тренд - технологический и смысловой.

Джефф Джарвис в книге «Что сделал бы Гугл?» советует интернет-ресурсам становиться платформами. С поправкой на то, что Джарвис имел в виду бизнес, можно считать, что Данилова в той степени, в которой это возможно для гуманитарного проекта, сделала из «Правмира» такую платформу. Дело не только в использовании пользовательского контента (его как раз на сайте немного). Но в том, что Анна Данилова сообразила: привлечь авторов при небольших гонорарах можно, только создав им максимально комфортные условия публикации, сформировав среду, в которой политика редакции будет направлена на поддержку авторов и тем. Фактически «Правмир» - коллективный управляемый блог, православный онлайн-Гайд-парк, авторы которого придерживаются порой диаметрально противоположных взглядов. Это никак не похоже на «традиционные СМИ», это не ежедневная газета, перенесенная в интернет, но изначально медиаплатформа, построенная исходя из современных пользовательских потребностей. Помимо авторских текстов и журналистских репортажей на «Правмире» много видео (видеоколонки, опросы, репортажи, полные записи разных семинаров и круглых столов). У «Правмира» несколько дочерних проектов: православный женский сайт, построенный преимущественно на пользовательском контенте, «Матроны.ру », сайт «Неинвалид.ру » о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями, еженедельно в формате PDF и размере А4 на «Правмире» можно скачать (в любом храме на территории любой страны эту газету можно распечатать и повесить на стенд в притворе).

Смысловой тренд, в который попал «Правмир», - осмысление текущих общественных процессов с христианской точки зрения. Именно на «Правмире» был опубликован

4 декабря 2011 года и пытался помешать фальсификациям. Репортаж был прочитан десятки тысяч раз и опубликован в сборнике «Разгневанные наблюдатели». С тех пор там появилось немало текстов, как весьма консервативных, так и достаточно свободных, как идеологически заточенных, так и абсолютно взвешенных. Значительная часть из них написана священниками - Алексием Уминским, Федором Людоговским, надиктована Димитрием Смирновым и Всеволодом Чаплиным, но пишут на «Правмир» и светские люди с именами, такие, как, например, поэт и богослов Ольга Седакова. Все это перемежается материалами для «вечных неофитов», репортажами на социальные темы.

Лубок на спутнике

Телевидение православные осваивают очень давно, но все хронически не складывается. На федеральных каналах, правда, успешно выходят две программы - «Слово Пастыря» с патриархом Кириллом (Первый, суббота, 9:45) и «Православная энциклопедия» с протоиереем Алексием Уминским (ТВЦ, суббота, 8:30). Кроме того, на «Вестях-24» ведет передачу «Церковь и мир» митрополит Иларион (Алфеев).

На «Культуре» регулярно выходят авторские циклы Дмитрия Менделеева о библейских и христианских мотивах в мировой культуре. К этому можно добавить, что с 1991 года на федеральных каналах ведутся трансляции рождественской и пасхальной ночных литургий (сначала это был Елоховский собор, затем - храм Христа Спасителя) и наиболее значимых событий церковной жизни (похороны патриарха Алексия, избрание и интронизация патриарха Кирилла, последнее такое мероприятие - массовый молебен 22 апреля у храма Христа Спасителя). Телевизионное руководство делает эти трансляции не только как часть сложившейся системы церковно-государственных отношений, но и потому, что рейтинги этих трансляций стабильно сопоставимы с футбольными матчами.

Попыток создать отдельный нишевый православный канал было много. Сегодня есть два таких канала - «Спас» и «Союз». Оба транслируются через спутники, опущены в некоторых городах в кабельные сети, распространяются интернет-провайдерами.

Канал «Спас» был создан в 2005 году ныне покойным бизнесменом Александром Батановым. Главным редактором был назначен Иван Демидов, композитором - Александр Шульгин. На «Спасе» вели свои программы протоиерей Димитрий Смирнов, философ Александр Дугин, политик Наталья Нарочницкая, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. Этот период продолжался недолго: Демидова перевели работать в администрацию президента, Батанов смертельно заболел, Дугин был обвинен в ереси, начались перебои с финансированием. Однако на повторах и небольшом объеме собственного производства (передача на «Спасе» была одно время даже у Дмитрия Диброва) канал просуществовал до сих пор. Некоторое время он находился под контролем Синодального информационного отдела, сегодня он подчинен финансово-хозяйственному управлению Московской патриархии. На канале выходят новости патриаршего служения и несколько собственных программ - «Прямая речь» с поэтом Олесей Николаевой, «Правда жизни» с протоиереем Димитрием Смирновым, передачи о благотворительности и советы православного психолога. Остальной эфир заполнен повторами и документальными фильмами, которые в избытке производят мелкие православные студии и демонстрируют на православных теле- и кинофестивалях.

Но по-настоящему народный канал - это «Союз». Вещательная частота и производственная база были переданы Екатеринбургской епархии РПЦ в 2005 году. До этого он был городским каналом города Первоуральска. «Союз» стал самым амбициозным проектом медиахолдинга Екатеринбургской епархии, которым многие годы руководит игумен Димитрий (Байбаков). Сотрудниц тут же обязали надеть платки и юбки, вскоре канал переехал в Екатеринбург и открыл корпункт в Москве. Сегодня эфирное вещание идет в 51 населенном пункте Урала, через кабель подключено несколько стран бывшего СССР, включая Латвию и Эстонию, сигнал идет также через спутники НТВ+, «Триколор», HotBird . «Союз» производит несколько десятков своих передач - от чтения Евангелия в эфире до культурологических и социальных проектов, делает информационные программы. Выглядит это все для московского зрителя несколько дико: батюшки под пафосную классическую музыку на фоне вечнозеленых комнатных растений или ковров произносят проповеди, в закадровых текстах в репортажах могут звучать разнообразные перлы типа «верующие прошли мимо гроба владыки, выражая тем самым непоправимость утраты». Сочетание стилистики районного кабельного телевидения и специфического православного сленга производит порой комический эффект. Но тем не менее именно «Союз» действительно востребован широкой аудиторией православных прихожан и в целом соответствует тому, как они сами видят себя и церковную жизнь. Кроме того, он формирует единую картину жизни Русской православной церкви по всей стране и даже в странах бывшего СССР, потому что транслирует передачи, которые производят десятки небольших православных студий от Одессы до Сибири. Если смотреть эфир долго, насладишься всеми оттенками говоров русского языка - от крымского фрикативного «г» до вологодского оканья.

А для интеллигентов - радио

Общецерковного православного радио сегодня не существует. Если все 90-е годы ту роль, которую сейчас играют сайт «Правмир» и телеканал «Союз», выполняла одна радиостанция «Радонеж», которая была самым мощным источником внутрицерковной информации, формировала тренды и активно использовалась в войне «православных консерваторов» с «православными либералами», то сегодня радио утеряло свое значение. В разных городах существуют православные радиостанции. Самая заметная на сегодня - радиостанция Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров». Она была создана при поддержке французского эмигрантского радио «Голос православия» (La Voix de l’Orthodoxie ). В некотором смысле его стилистика противоположна стилистике «народных» православных СМИ. Здесь звучат классическая музыка, лекции профессоров Санкт-Петербургского университета и Духовной академии, беседы с историками, филологами, круглые столы по актуальным проблемам. В программе «Пастырский час» разбирают не сколько кому и когда поститься, а вопросы, связанные с местом человека в мире, христианский взгляд на современные проблемы. Частый гость студии - протоиерей Георгий Митрофанов, один из выдающихся церковных историков, специалист по XX веку. Множество программ посвящено исторической памяти, увековечиванию жертв репрессий. Радиостанция в тесном контакте с градозащитными организациями Петербурга («Живой город» и т.п.), поддерживает инициативы по переименованию советских топонимов. Вещание через интернет позволяет слушать эти передачи за пределами Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Независимость vs. неповоротливость

Сегодня православные СМИ, с одной стороны, стоят перед теми же вызовами, что и вся медиаотрасль: какими будут СМИ в эпоху тотальной цифровизации контента? В конце 2011 года главная официальная газета Русской церкви «Церковный вестник» полностью перешла в интернет, выпуск печатной версии прекращен. Ряд журналов готовит версии для iPad . Уже очевидно, что проекты, руководители которых благодаря своей интуиции на шаг вперед предугадывают, в каких форматах и какими путями надо доносить до читателей информацию, как сайт «Православие и мир», лидируют в формировании мнений. Но с другой стороны, здесь тут же встает вопрос о том, что в новых условиях только СМИ с большой свободой маневра, независимые, смогут удовлетворять информационные и коммуникационные потребности аудитории, а те, что замкнуты «наверх», сосредоточены на «донесении мнения», заведомо будут уступать. Сегодня сложилась ситуация, когда СМИ, созданные как полностью или относительно независимые, - телеканал «Спас», журналы «Фома» и «Нескучный сад» и многие издания помельче оказались очень плотно аффилированы с официальными церковными структурами. Думается, этот процесс поглощения не был жестко спланирован, но является следствием общего курса на централизацию церковной власти. Смогут ли свободно существовать независимые православные СМИ? От ответа на этот вопрос зависит и то, насколько широкой будет аудитория православных масс-медиа. ​

Значение ПРАВОСЛАВНЫЕ СМИ в Православной энциклопедии Древо

ПРАВОСЛАВНЫЕ СМИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Православные средства массовой информации

Альфа и Омега

Андреевский вестник

Богословский вестник

Виноград

Журнал Московской Патриархии

Информационный бюллетень ОВЦС

Миссионерское обозрение

Мы в России и Зарубежье

Нарконет

Наследник

Нескучный сад

Новый ковчег

Ныне и присно

Обретение

Сибирские истоки

Славянка

Собрание

Сретение

Церковь и время

Церковь и медицина

Епархиальные журналы

Калужская епархия

Калужские епархиальные ведомости

Православный христианин

Московская епархия

Московские епархиальные ведомости

Санкт-Петербургская епархия

Санкт-Петербургский Церковный вестник

Тверская епархия

Тверские епархиальные ведомости

Победа, победившая мiръ

Правда Севера

Татьянин день

Церковный вестник

Епархиальные и приходские газеты

Саратовская епархия

Православная вера

Тверская епархия

Православная Тверь (Миссионерский отдел епархии)

Покровский листок (Лихославльское благочиние)

Тверской мирянин (Тверской союз православных мирян)

Радио, телевидение

Радио «Благо»

Радио «Град Петров»

Православный образовательный видеоканал «Покров»

Радио «Радонеж»

Телеканал «Спас»

Телеканал «Союз»

Информационные агентства

Информационное агентство «Русская линия»

Использованные материалы

Каталог православной прессы

http://tserkov.info/cat/

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРАВОСЛАВНЫЕ СМИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СМИ
    английский хирург (1818—77); занимался медицинской практикой и преподаванием медицины в одной из лондонских школ. Научные работы С. сгруппировались главным образом …
  • СМИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? английский хирург (1818?77); занимался медицинской практикой и преподаванием медицины в одной из лондонских школ. Научные работы С. сгруппировались главным …
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    мн. устар. 1) То же, что: русские (2) (о русском народе, его образе жизни и обычаях). 2) Употр. как обращение …
  • СМИ в Словаре русского языка Лопатина:
    нескл., мн. (сокр.: средства массовой …
  • СМИ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    СМИ, нескл., мн. (сокр.: средства массовой …
  • СМИ в Орфографическом словаре:
    сми, нескл., мн. (сокр.: средства массовой …
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    православные мн. устар. 1) То же, что: русские (2) (о русском народе, его образе жизни и обычаях). 2) Употр. как …
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. устар. 1. то же, что русские 2. (о русском народе, его образе жизни и обычаях) 2. Употребляется как обращение …
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. устар. 1. то же, что русские 2. (о русском народе, его образе жизни и обычаях) 2. Употребляется …
  • ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СМИ
    Журналистика, как любое проявление массовой культуры и массового сознания, невозможна без стереотипных, устойчивых представлений о должном и не должном, дурном …
  • СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
    - по определению Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. "периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, …
  • РЕДАКЦИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) в Большом юридическом словаре:
    - по определению Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. "организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение …
  • СЕКТОВЕДЕНИЕ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-09-06 Time: 05:21:28 Цитаты из книги «Сектоведение», 2007 (автор А. Л. Дворкин) = А = * Адепты мало …
  • ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН в Цитатнике Wiki.
  • ГЕНДЕРНАЯ ЦЕНЗУРА в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    - цензура с целью исказить реальное положение женщин, завуалировать несправедливость патриархатных общественных отношений. Термин гендерная цензура введен в книге Мередит …
  • ГЕНДЕР в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    Современная социальная наука различает понятия пол и гендер (gender). Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, …
  • В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО в Словаре постмодернизма:
    - книга Бодрийяра ("A l"ombre des majorities silencieuses, ou la fin du social". Paris, 1982). По мысли Бодрийяра, "все хаотическое …
  • БОДРИЙЯР в Словаре постмодернизма.
  • СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    (сми) - по определению закона РФ о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. периодическое печатное издание, радио-, теле-, …
  • РЕДАКЦИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ в Однотомном большом юридическом словаре:
    (сми) - по определению закона РФ о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. организация, учреждение, предприятие либо гражданин, …
  • ПРАВО НА ОТВЕТ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - предусмотренное законом РФ о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации, в отношении которых …
  • ПРАВО НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - предусмотренное законом РФ о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации потребовать от редакции …
  • ПРАВО НА ОТВЕТ в Большом юридическом словаре:
    - предусмотренное Законом РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации, в отношении которых …
  • ПРАВО НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ в Большом юридическом словаре:
    - предусмотренное Законом РФ "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. "право гражданина или организации потребовать от редакции …
  • ЯПОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Японская Православная Церковь, автономная Церковь в составе Московского Патриархата. Японская Православная Церковь ведет свое …
  • ХРИСТОДУЛ (ПАРАСКЕВАИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Христодул (Параскеваидис) (1939 - 2008), архиепископ Афинский и всея Эллады, предстоятель Элладской Православной Церкви …
  • ФОМА, ЖУРНАЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". «Фома», православный журнал для сомневающихся Адрес: 105318 Москва а/я 99 - для почты; 105318 Москва, Измайловское …
  • ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Финляндская Православная Церковь, автономная Церковь в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Адрес: Канцелярия Церковного Управления, Karjalankatu …
  • ФИНЛЯНДИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Финляндия (финск. Suomi , …
  • ТУРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Туровская и Мозырская епархия Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Адрес епархиального управления: Белоруссия, 247760, …
  • ТИРАСПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тираспольская и Дубоссарская епархия Православной Церкви Молдавии. Епархиальное управление: Молдавия, Приднестровье, МД-3300, г. …
  • СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ставропольская и Владикавказская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 355017, г. Ставрополь, …
  • СОЮЗ, ТЕЛЕКАНАЛ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". "Союз" , православная телекомпания Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви. Адрес: город Екатеринбург, улица Репина 6а …
  • РИЖСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ЗАДВИНЬЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рижский храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Задвинье Адрес храма: г. Рига, улица Межа …
  • ПИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пинская и Лунинецкая епархия Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Белоруссия, 225710, Брестская …
  • ПЕТР (ПОЛЯНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петр (Полянский) (1862 - 1937), митрополит Крутицкий, местоблюститель патриаршего престола Русской Православной Церкви …
  • ОМИР ИЕРУСАЛИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Омир Иерусалимский (+ 1579), мученик. Память 19 апреля Турок Омир был обитателем Константинополя и …
  • ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Латвийская Православная Церковь, автономная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата. …
  • КИТАЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Китайская Православная Церковь, автономная Церковь в составе Московского Патриархата. Насчитывает около 15 тысяч верующих: …
  • ГРЕЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Греческие Церкви - Церкви так или иначе относимые к греческой традиции или народу. В современном использовании …
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Государственная дума Российской Федерации, палата парламента — Федерального Собрания РФ (согласно статье 95 действующей Конституции …
  • ВИТЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Витебская и Оршанская епархия Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Белоруссия, 210026, г. …
  • ВАСИЛИЙ (РАТМИРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий (Ратмиров) (+ ок. 1970), б. архиепископ Минский и Белорусский. В миру Василий Михайлович Ратмиров. …
  • БРЕСТСКАЯ УНИЯ в Православной энциклопедии Древо.
  • АВСТРИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Австрия, Австрийская Республика (Republik …
  • КРАСНЫЕ БРИГАДЫ в Историческом справочнике Терроризм и террористы,:
    ("Brigate Rosse", Италия) — БР. Первое сообщение о БР относится к 1969. 1.11.1969 в Кьявари проходит совещание лидеров левацких движений, …
  • ЦЕРКОВНЫЕ БРАТСТВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I. Ц. братства в Западной России. Западнорусские братства в своем развитии прошли несколько ступеней. По своей основе и по своему …
  • ХРИСТИАНСТВО У ГЕРМАНЦЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Когда Феодосий Великий доставил X. положение государственной религии (392 г.), оно уже успело пустить глубокие корни среди народов, фактически независимых …
  • УНИЯ ЦЕРК. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.

  • сми"рненький, сми"рненькая, сми"рненькое, сми"рненькие, сми"рненького, сми"рненькой, сми"рненького, сми"рненьких, сми"рненькому, сми"рненькой, сми"рненькому, сми"рненьким, сми"рненький, сми"рненькую, сми"рненькое, сми"рненькие, сми"рненького, сми"рненькую, сми"рненькое, сми"рненьких, …
  • СМИРНА
    сми"рна, сми"рны, сми"рны, сми"рн, сми"рне, сми"рнам, сми"рну, сми"рны, сми"рной, сми"рною, сми"рнами, сми"рне, …
  • СМИЛОСТИВИТЬСЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сми"лостивиться, сми"лостивлюсь, сми"лостивимся, сми"лостивишься, сми"лостивитесь, сми"лостивится, сми"лостивятся, сми"лостивясь, сми"лостивился, сми"лостивилась, сми"лостивилось, сми"лостивились, сми"лостивься, сми"лостивьтесь, сми"лостивившийся, сми"лостивившаяся, сми"лостивившееся, сми"лостивившиеся, сми"лостивившегося, сми"лостивившейся, …
  • СМИЛОВАТЬСЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сми"ловаться, сми"луюсь, сми"луемся, сми"луешься, сми"луетесь, сми"луется, сми"луются, сми"луясь, сми"ловался, сми"ловалась, сми"ловалось, сми"ловались, сми"луйся, сми"луйтесь, сми"ловавшийся, сми"ловавшаяся, сми"ловавшееся, сми"ловавшиеся, сми"ловавшегося, сми"ловавшейся, …
  • СМИЛАКС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сми"лакс, сми"лаксы, сми"лакса, сми"лаксов, сми"лаксу, сми"лаксам, сми"лакс, сми"лаксы, сми"лаксом, сми"лаксами, сми"лаксе, …
  • СМИГНУТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    смигну"ть, смигну", смигнём, смигнёшь, смигнёте, смигнёт, смигну"т, смигну"л, смигну"ла, смигну"ло, смигну"ли, смигни", смигни"те, смигну"вший, смигну"вшая, смигну"вшее, смигну"вшие, смигну"вшего, смигну"вшей, смигну"вшего, …
  • СМИГИВАТЬСЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    сми"гиваться, сми"гиваюсь, сми"гиваемся, сми"гиваешься, сми"гиваетесь, сми"гивается, сми"гиваются, сми"гиваясь, сми"гивался, сми"гивалась, сми"гивалось, сми"гивались, сми"гивайся, сми"гивайтесь, сми"гивающийся, сми"гивающаяся, сми"гивающееся, сми"гивающиеся, сми"гивающегося, сми"гивающейся, …