Когда день владимирской иконы божией матери. Праздник Владимирской иконы Божьей Матери

Размещено на | Комментарии к записи День воспоминания Владимирской иконы Божией Матери. отключены

This slideshow requires JavaScript.

1 июня, в Седмицу 7-ю по Пасхе, в день воспоминания Владимирской иконы Божией Матери, в день престольного торжества, Преосвященный Серафим, епископ Белевский и Алексинский совершил праздничную Божественную литургию в храме Владимирской иконы Божией Матери города Суворова, в сослужении благочинного округа — протоиерея Владислава Артасова; благочинного церквей Каменского округа — протоиерея Сергия Морозюка; настоятеля храма — иерея Андрея Морозюка; духовенства Суворовского благочиния. По заамвонной молитве, Архипастырь со сослужащим духовенством и множеством прихожан совершили праздничный Крестный ход вокруг храма с молебным пением к Владимирскому образу Пресвятой Богородицы. По окончании Богослужения, Преосвященный Владыка обратился к духовенству и молящимся со словами поздравления с престольным праздником, а также наградил грамотой Управляющего Белевской Епархией особо потрудившихся прихожан храма в деле созидания святыни — храма Владимирской иконы Божией Матери.

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых пришествием Твоего честнаго образа, Владычице Богородице, светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная» (Кондак, глас 8)

Сегодня Церковь празднует день Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю и была поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси — через Киев, Владимир и Москву. Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году (21 мая, 23 июня, 26 августа). Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану (память 16 сентября), чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 21 мая/3 июня 1971 г.

Владимирская икона Божией Матери издревле покровительствует России — Святой образ не раз помогал русскому народу побеждать в решающих битвах.

Русская православная церковь особо почитает Владимирскую икону Божией Матери и установила святыне троекратное празднование.

Владимирская Богоматерь

Икону Божией Матери, названную в последствии Владимирской, по церковному преданию, написал евангелист Лука - это один из трех образов Богородицы, созданных во время Ее земной жизни.

До 450 года Святой образ оставалась в Иерусалиме, затем икону Божий Матери перенесли в Константинополь, а затем в Вышгород, в женский монастырь под Киевом. Святыню подарил великому князю Юрию Долгорукому Патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг.

© photo: Sputnik / Yuri Kaplun

По всей Руси ходила молва о чудесных творениях иконы Божией Матери.

Князь Андрей Боголюбский - сын Юрия, уехав из Вышгорода на север, взял с собой икону Божией Матери и усердно молился перед ней в пути. По воле Богородицы святыня осталась во Владимире и была названа иконой Божией Матери Владимирской.

Заступница русского народа

Владимирскую икону Божией Матери в Москву впервые принесли в 1395 году, когда в русские земли вторгся хан Тамерлан (Темир-Аксак) со своими ордами и направился к Москве.

Московский князь Василий Дмитриевич (1389-1425) вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки, а за чудотворной иконой было послано духовенство во Владимир.

По преданию, Тамерлан дремавший в своем шатре, когда жители Москвы встречали Владимирскую икону на Кучковом поле, во сне увидел великую гору, с которой к нему спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена и повелела ему оставить пределы России.

Тамерлану пояснили, что во сне ему явилась Божия Матерь — великая заступница христиан, и хан полкам приказал повернуть обратно.

На Кучковом поле, где народ встречал Владимирскую икону Божией Матери, в память о чудесном избавлении Русской земли от Тамерлана построили Сретенский монастырь, а праздник в честь сретения Святого образа установили на 8 сентября.

Великое стояние на реке Угре

Это историческое событие произошло в 1480 году, при великом князе Иоанне III (1462-1505). Хан Ахмат с многочисленными полками подошел к реке Угре — ее называют "поясом Богоматери", охраняющим Московские владения.

Войска Московского князя и хана Золотой Орды целый день, не предпринимая решительных действий, стояли друг против друга. А в это время вся Москва молила Божию Матерь спасти православную столицу.

© photo: Sputnik / Rudolph Kucherov

"Русские войска подходят к реке Угре. 1480 год". Миниатюра Лицевого летописного свода Ивана Грозного

И Пресвятая Богородица услышала мольбу — "великое стояние на реке Угре" закончилось отступлением татаро-монгол — Божия Матерь обратила их бегство через свою Владимирскую икону, которая находилась впереди русского войска.

Праздник в честь Божией Матери Владимирской был установлен 6 июля по новому стилю в благодарность за освобождение России от татар.

Величайшая святыня России

Икона Божией Матери Владимирская постоянно участвовала в важных событиях российского государства — она является одной из величайших святынь России.

Митрополит Иона, во время нападения татар на Москву в 1451-м, пронес Владимирскую икону Божией Матери крестным ходом вдоль городских стен. Захватчики ночью услышали сильный шум и решили, что к осажденным пришла помощь, и, сняв осаду, отступили от городских стен.

Вражеские полчища подошли к Москве в очередной раз в 1521-м. Они начали жечь посады, но неожиданно отошли от столицы, не причинив городу серьезного вреда.

С защитой чудотворной иконы Владимирской связывают и это событие — в честь Святого образа установлен ее третий праздник, который отмечают 3 июня.

Народ с Владимирской иконой Божией Матери шел к Борису Годунову в Новодевичий монастырь, чтобы посадить его на царство. С этим Святым образом встречали войска Минина и Пожарского, изгнавших польских захватчиков в 1613-м и так далее.

Перед Владимирской иконой Божией Матери свершались важнейшие события русской церковной истории. В том числе, избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (в 1448 году), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (в 1589 году), Святейшего Патриарха Тихона (в 1917 году).

Интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена совершена в день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери — 3 июня 1971.

Переезд в Москву

На постоянное хранение Владимирская икона Божьей Матери была перенесена в Московский Успенский собор в 1480-м. Во Владимире остался точный список, написанный преподобным Андреем Рублевым со Святого образа.

После закрытия Успенского собора в 1918-м Владимирскую икону Божией Матери перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. В сентябре 1999 чудотворную икону перенесли в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с Третьяковской галереей небольшим коридором.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

С чудотворной иконы Божией Матери Владимирской копии писали часто - некоторые из них получили особые названия и являются чудотворными.

Точная копия чудодейственной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится и в Кафедральном соборе "Самеба" (Пресвятой Троицы). Дар Патриарха Московского и Всея Руси был доставлен в Грузию в сентябре 2009.

В чем помогает

Владимирская икона Божией Матери защитница и заступница - она помогает всем, кто обращается к Ней с искренней молитвой — исцеляет от душевных и физических недугов, оберегает дом, защищает от вражды, способствует счастливому браку и помогает во многих житейских нуждах.

Святой образ помогает преодолеть тяжелый период жизни, принять верное решение, дает силы и укрепляет веру, а также избавляет от греховных помыслов.

Молитвы

Молитва первая

О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование!

Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, от древле и до днесь от чудотворныя иконы Твоея тленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже избавитися нам от всякого зла и сохранится всякому граду и веси, и всей стране нашей от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Испроси православным Христианом благоденствие и мирное житие, здравие, долгоденствие, во всем благое поспешение и спасение Сохрани и умудри пастырей Церкви, еже достойно пасти стадо Христово и право правити слово истины; укрепи Христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, иже во власти суть; низпосли святое Твое благословение и всем православным Христианом, поклоняющимся Ти и молящимся пред цельбоносною Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем, молитвами Твоими низпосли нам мир, здравие, земли плодоносив, воздуха благо растворение, избави ны от всяких бед и скорбен, от всяких недугов и болезней, от внезапные смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых.

Вразуми и научи ны, о, Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития; Ты всей немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши; даруй же нам исправление греховных жизни и умягчи злая сердца наша.

Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух, страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делах преуспеяние; избави же ны от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся, умилосердися на ны и помилуй ны, в страшный день же суда ходатайством и заступленном Твоим сподоби ны стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас, грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего: устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас, грешных, к тихой и безмятежней жизни, да плачемся о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Владимирская икона Божией Матери изображает Богородицу. Она является одной из самых почитаемых реликвий Русской Православной Церкви.

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа “Умиление”: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений - жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057-1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери

С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это:

  • Владимирская – Волоколамская икона (память Мр. 3 /16), которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь. Ныне находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
  • Владимирская – Селигерская (память Д. 7/20), принесенная на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.
  • Владимирская – Заоникиевская (память М. 21./ Ин.3; Ин. 23/ Ил.6, из Заоникиевского монастыря), 1588 год.
  • Владимирская – Оранская (память М. 21/ Ин. 3), 1634 год.
  • Владимирская – Красногорская (Черногорская) (память М. 21/ Ин. 3). 1603 год.
  • Владимирская – Ростовская (память Ав. 15/ 28), XII век.

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице, / молися из Тебе воплощенному Богу нашему, / да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, // и спасет души наша, яко Милосерд.

Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа, / Владычице Богородице, / светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

______________________________________________________________________

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895-1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «». Вам также может быть интересно:

В мире существует множество различных образов Девы Марии, появившихся в самое разное время. Все они почитаются христианами и считаются чудотворными. Но наиболее почитается Владимирская икона Божьей Матери, которая имеет довольно интересную историю происхождения, ей приписываются многочисленные чудесные деяния. От всех остальных она отличается не только манерой написания, но и своим значением для христиан.

Если верить истории, то первым образом Богородицы стал портрет, написанный святым Лукой на доске от стола, за которым трапезничали маленький Иисус, Дева Мария и Иосиф. Когда Матерь Божья увидела сие произведение, она благословила его и пообещала, что отныне все ее образа будут приносить в мир только небесную благодать.

Владимирская икона долгое время находилась в Иерусалиме. Но во времена правления Феодосия Младшего ее перенесли в столицу Византийского государства - Константинополь. Спустя век икона была передана в дар Юрию Долгорукому. На территории Руси она длительное время хранилась в Вышгорском женском монастыре. Именно от туда по всему свету разнеслась молва о ее чудодейственной силе.

Образ пробыл в монастыре до 1155 года, когда Андрей Боголюбский приказал перевести ее в город Владимир. Здесь для образа был воздвигнут всемирно известный Успенский собор. А сама икона с тех пор получила название Владимирской Богородицы. Именно в это время для образа был изготовлен драгоценный оклад из золота и серебра, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга.

Владимирская икона Богоматери с древних времен охраняла войска Руси во время набегов захватчиков . Основными примерами ее чудесного заступничества можно назвать победу Андрея Боголюбского над булгарами и поражение войска Тамерлана. Во время нашествия последнего, образ был принесен в один из храмов Москвы и перед ним читался акафист всеми монахами и служителями. Хан Тамерлан устрашился силы Владимирской Богородицы и отступил перед ее властью. Историки говорят, что во сне хану приснился спускающийся с горы отряд в блестящих доспехах, над которым парила Владимирская Богоматерь и осеняла войска своим благословением.

День, когда икона была привезена в Московский храм, с тех пор отмечается как праздник Сретения. Этот день обычно приходится на 8 сентября или 26 августа по старому стилю. А в память о чуде, сотворенном Богородицей, был поставлен Сретенский собор и монастырь.

В жизни каждого человека могут случиться самые разные ситуации, которые требуют немедленного решения. Если обычные и привычные способы не дают нужных результатов, то люди обращаются к Богородице, которая все слышит, видит и всегда приходит на помощь молящимся .

Владимирская Богородица сотворила очень много чудес. Но самыми известными и не поддающимися толкованию являются следующие:

Чудеса творила не только сама икона, но и многочисленные списки с нее, которые распространены по всему свету. Об этих чудесах слагают легенды, которые подтверждают силу Владимирской Богородицы.

Эта святыня стала свидетельницей множества событий в России. Она смогла пройти с войсками все военные походы, была на коронации императоров. Перед нею происходило наречение многих патриархов. Молитвы читают ей в момент, когда требуется унять злобу врагов, убрать их гнев и устранить страх тех, кто идет в военный поход.

Множество прихожан обращались к Богородице с мольбами о принятии судьбоносного решения или для того, чтобы она даровала силы в получении желаемого. Именно она помогает избавиться от многих болезней и исцелиться даже самым тяжелобольным людям. Икона Владимирской Божьей матери помогает:

  • укрепить веру и обрести силы для того, чтобы справиться с любой бедой;
  • исцелиться от слепоты и болезней сердца;
  • избавиться от греховных помыслов и дурных намерений;
  • принять важное и судьбоносное решение, когда человек не может понять, как ему поступить в той или иной ситуации.

Значение Владимирской иконы Божьей Матери всегда было велико для всех русских людей. Она помогает в самые тяжелые времена, когда ждать защиты и помощи более неоткуда. Но можно сказать, что такая икона не единственная. И здесь будет заключаться ошибка - этот образ сильно отличается от остальных с подобным контекстом.

Если исходить из типа написания, то она относится к разновидности «Ласкающая». Этот образ относится к самым лиричным из всех возможных написаний лика Богородицы. Одной рукой Богоматерь держит младенца, прижимая его к себе и защищая от всего мира. Их лица прильнули друг к другу, что открывает совершенно иную сторону общения матери и сына. На этой иконе они предстают не Богоматерью и Богомладенцем, а простыми матерью и сыном, которые бесконечно любят друг друга.

На полотне изображены только мать и младенец. Ни ангелов, ни архангелов, никого более не нет на полотне. Голова Богородицы наклонена к младенцу, а он обнимает ее за шею рукою. Отличительной чертой иконы является то, что нога младенца изогнута и видна его ступня.

Основной молитвой к лику Владимирской Богородицы является следующая:

Сегодня оригинал образа находится в Толмачах в музее при храме Святителя Николая. Но даже зная, где располагается оригинальная икона, не стоит торопиться в путь к ней на поклон. Можно обратиться с молитвой к любому из списков, которые располагаются во многих храмах России.

Для каждого русского человека имеет огромное значение Владимирская икона. Помогает она в самых неожиданных и сложных ситуациях. Поэтому во многих домах есть образ Богородицы, перед которым ставятся свечи и возносятся молитвы о ниспослании здоровья близким и родным людям.

История иконы Владимирской Божьей Матери восходит ко времени, когда Дева Мария еще пребывала на Земле. Предание рассказывает, что древний образ написал сам святой апостол и евангелист Лука. Изображение Богородицы было сделано на доске стола, за которым в свое время совершали трапезы все члены Святого Семейства: Дева Мария, ее супруг Иосиф Обручник и младенец Иисус. Этот факт делает икону особенной, святыней, к которой притрагивался сам Спаситель. 450 лет образ оставался в Иерусалиме, после чего его перенесли в Царьград (Константинополь).

Древняя икона Богородицы на Киевской Руси

В XII столетии святая икона впервые попала на Русь благодаря константинопольскому патриарху Луке Хризоверху. Он даровал драгоценную христианскую реликвию (вместе с другой богородичной иконой, известной под именем «Пирогощая») киевскому князю Юрию Долгорукому. Икона Пречистой Девы была передана Вышгородскому девичьему монастырю, расположенному недалеко от столицы Киевской Руси. Слава о чудесах, творимых святым ликом, быстро распространились на много километров вокруг. В монастырь приходило большое количество паломников, чтобы взглянуть на древнюю христианскую святыню, просить ее о милости, помощи и защите. Просьбы совершались, а слава образа приумножалась.

Владимирская икона Божией Матери

Когда-то вышгородские земли принадлежали княгине Ольге, признанной по смерти святой равноапостольной. Юрий Долгорукий вручил (1155 год) этот удел своему сыну Андрею (Боголюбскому). Но молодой князь не пожелал оставаться в Вышгороде, поэтому, забрав из монастыря ценный светлый лик Богородицы, и ничего не сообщив отцу, отправился в Суздальскую землю, которая была для него родной. Даже находясь в дороге, Андрей со своими спутниками молились образу Богоматери, прося ее благословения.

По прибытии во Владимир-на-Клязьме князь был встречен жителями с воодушевлением, большой радостью. Далее путники направились в Ростов, но случилось удивительное – их кони вдруг встали, ничто не могло заставить их идти далее. Коней сменили свежими, но все оставалось как прежде. После слезных коленопреклоненных молитв иконе Пречистой Девы перед Андреем явилась сама Богородица, держащая в руке свиток. Владычица велела установить образ во Владимире, а на этом месте (где явилась) возвести божий храм с монастырем. Посвятить же обитель следовало Рождеству Богородицы. Богопослушный князь выполнил все наказы. А в первую очередь поставил образ Царицы Небесной, где было наказано. С тех пор (1160 года) святая икона Божьей Матери стала именоваться Владимирской.

Через четыре года (1164) отправился русский князь Андрей Боголюбский с войском походом на волжских булгар. А перед самой битвой как следует исповедался, принял причастие. И, став на колени, произнес слова, ставшие пророческими, что тот человек, который уповает на Владимирскую Матушку, будет охраняем святым заступничеством и не погибнет. Спустя столетия каждый раз надежным непробиваемым щитом становилась сила иконы, чтобы защитить православных детей своих, разворачивала вражеские войска от русских городов, поселив страх и неуверенность в сердца неприятельские. После князя каждый воин приложился к чудотворному лику, моля о заступничестве и поддержке. Враг был повержен.

Многие славные победы даровала Владимирская икона русским людям над врагами Отечества. Благодаря ее благодатному заступничеству Москва избежала разрушающих татарских нападений: хана Едигея (1408 год), Мазовши, ногайского царевича (1451 год), а также его отца, хана Седи-Ахмета (1459 год).

Владимирская икона Божией Матери на охране Москвы

Грозные тучи сгустились над Русскими землями 1395 года, когда близко у границ собрались полчища известного всему миру среднеазиатского завоевателя свирепого Тимура. За его плечами уже были покоренные Персия, Хорезм, страны Закавказья. Европейцы звали его Тамерланом, а русские люди – Темир-Аксаком, что в переводе означало «Железный Хромой». Прозвище появилось неслучайно – полководец действительно стал хромым после тяжелого ранения в бедро. Вступив на русскую территорию, Тимур беспощадно грабил, разрушал христианские селения, подбираясь к Москве.

Навстречу грозному неприятелю из столицы к берегам реки Оки вышло войско во главе с Василием I Дмитриевичем. Но тяжкие думы сдавливали сердце князя, рать была слаба, а это не прибавляло уверенности в благополучном исходе будущего сражения. Только настоящее чудо могло спасти русичей. И оно свершилось.

Митрополит Киприан обратился к высшей помощи – заступничеству Пресвятой Богородицы. Доверенные люди доставили из города Владимир в Москву святую чудотворную икону Владимирской Небесной Царицы. Уже 26 августа 1395 года горожане со славящими молитвами, песнопениями встретили древнюю реликвию у стен столицы. Отовсюду слышались призывные возгласы к Божией Матери. Люди просили спасти их дома, Русскую землю и православную веру. Торжественный крестный ход со Спасительницей направился в Московский Кремль, образ поместили в Успенском храме, отслужили молебен. И в тот самый момент, когда Владимирская икона Девы Марии вошла в Москву, войска Тимура отступили.

Летопись, описывая события тех давних лет, рассказывает, что Темир-Аксак встал большим лагерем и оставался там две недели. Но, когда образ Матери Иисуса прибыл в Москву, непривычные до тех пор ужас и страх заполонили его сознание. Согласно старым записям, храбрый полководец узрел видение – с большой горы прямо на него шли старцы-святители с сияющими золотыми жезлами. Над ними парила сверкающая женщина с тысячами воинов. Вся эта блестящая рать неумолимо надвигалась, заполоняя все вокруг.

Недобрые предчувствия заставили Тимура собрать свое войско, чтобы немедля вернуться восвояси. Так милостью Господа и Его Матери Марии случилось великое чудо, спасшее Москву. Получив радостное известие, князь, священники, монахи, воины, все москвичи возблагодарили Богородицу за ее скорую помощь, заступничество. В месте встречи иконы возвели церковь и монашескую обитель. Установили церковное празднование этого чудесного события на день 26 августа (по старому стилю – 8 сентября). Имя ему стало Сретение (встреча Владимирского образа Божьей Матери). А новая монашеская обитель стала называться Сретенской.

Неспокойные времена снова вернулись в 1408 году. Покорить Русь, наказать за свободолюбие, заставить платить дань отправился представитель Золотой Орды эмир Едигей. Ничто не предвещало беды, поэтому Москва не готовилась к нападению. Вражеская армия быстро добралась до стен столицы тогда, когда князя с семьей в ней не было. Управлением города занимался родной дядя Василия I Дмитриевича – Владимир Андреевич Храбрый.

Уже 1 декабря войска Едигея окружили Москву. Но Владимир Андреевич был опытным военачальником, поэтому правильно организованная оборона не позволила Едигею идти на штурм городских стен. Враги кинулись разорять близлежащие к Москве города – Дмитров, Серпухов, Нижний Новгород, Ростов, Переяславль, другие. Москвичи же неустанно молились перед Владимирским образом Богородицы, чтобы та не отступилась от них, не отдала врагам на поругание. И Царица Небесная снова проявила великую милость. Едигей получив известие о непорядках в Золотой Орде, срочно изменил свои планы. 20 декабря он взял выкуп 3 тысячи рублей, а затем отступил. По воле Господа и Пречистой Девы Марии Русской земле удалось избежать скорби, разрушений, гибели.

Новое великое чудо Владимирская икона Божией Матери даровала Русской земле 1480 года. Поход татарского хана Ахмата на Москву начался в июне. Орде нужна была дань, а независимый народ отказывался ее платить. С 23 июня перед святым Владимирским образом совершались денные и нощные молебны о спасении и защите Руси от врагов. Великий князь Иван III Васильевич собрал войско и выступил навстречу войску орды. Когда Ахмат приблизился к реке Оке, увидел, что переправы уже заняты московитами, которыми командовали сын великого князя и воеводы. Тогда ордынцы направились к Угре (левому притоку Оки), собираясь преодолеть реку там. Но русские успели занять выгодные позиции (возле Калуги). Так попытки татар переправиться через реку потерпели неудачи. 26 октября стало холодно, поверхность Угры покрылась слоем льда. Это приближало битву.

Москва не могла жить спокойно, православные истово молили Великую Защитницу, преклоняясь перед Владимирским богородичным образом. И вот, 9 октября татарские войска стали отходить в сторону степи. А 11 ноября (1480 года) ушел хан Ахмат. Летопись сообщает, что татары с Угры уходили босыми, нагими, совершенно ободранными. История свидетельствует, что, даже не дойдя до Орды, Ахмата убили. Стояние на Угре стало тяжелым уроком для врагов, который положил конец посяганиям ордынского ига на Русь.

Православные люди связали такое славное избавление со святым вмешательством Божьей Матери через молитвы Владимирской иконе. А историческому месту стояния войск на реке Угрь дали название «пояс Богородицы». Великий князь вместе со всеми превозносил хвалы Господу и Приснодеве за чудо спасения от орды Ахмата. Этой же зимой был установлен еще один церковный праздник, величающий Владимирскую Заступницу за спасение Москвы от Ахмата – второе Сретенье 23 июня (по старому стилю 6 июля).

Еще одним значимым событием, связанным с вмешательством Владимирского образа Божьей Матери, которое осталось светлой датой в церковном календаре РПЦ стало избавление от крымского хана Мухаммед-Гирея. 1521 года летом в Москву принесли сообщение, что Мухаммед-Гирей с большим войском быстро приближается к границе Руси. Князь Василий III послал войско, чтобы остановить врагов. Но у Оки воины были разбиты. Захватчики беспощадно разоряли и палии Московские и Коломенские селения, монастыри. А людей убивали либо забирали в плен. Летописные записи сообщают, что сам Мухаммед-Гирей стал лагерем возле правого притока Москвы-реки – Северки. А войско разбрелось по окрестностям в поисках наживы.

Москвичи в это время сидели в осажденном городе. Великому князю удалось выбраться, чтобы заняться сбором нового войска. Окаянный Мухаммед-Гирей ушел, не дожидаясь защитников, но территория вокруг столицы была практически полностью разорена, не осталось ни дома, ни живой души. Несмотря на большие потери, православные возблагодарили Всемилостивую Заступницу за сохранение сердца страны – Москвы.

Свидетельства очевидцев

Все время, сколько продолжалась осада столицы, московский митрополит Варлаам со всеми православными молился, чтобы уберечь город и избежать гибели и плена. Разные письменные источники сохранили до наших дней свидетельства о чудесах, которые происходили в то время.

Так, одна престарелая монахиня имела удивительное видение. Женщина узрела, как Кремль стали покидать святители с Владимирским образом Богородицы. Они также взяли с собой церковные святыни, намоленные иконы, как будто хотели наказать жителей города за их грехи. Но возле выхода за территорию Кремля скорбная процессия была остановлена преподобными Варлаамом Хутынским и Сергием Радонежским. Они умолили святых угодников остаться, чтобы совершить большой молебен во имя спасения Русской столицы. После пламенной молитвы Господу и Богородице о прощении всех согрешивших и божественной защиты Москвы от недругов святители снова вернулись в Кремль вместе со святой Владимирской иконой.

Похожее видение возникло и перед московским святым, блаженным Василием. Он поведал, что заступничеством Божией Матери, молитвами святых город Москва будет спасен. То же видели еще три праведные женщины, о чем рассказали пономарю. Русский народ рассудил, что святое заступничество московских преподобных Варлаама и Сергия остановило потерю благодати, а молитвы Владимирскому лику Пречистой Богородицы были услышаны. Заступничеством Господа Иисуса и Девы Марии татары бежали, а Москва спасена. Со временем, увековечивая память о божественном избавлении столицы от Мухаммед-Гирея, установили праздник-чествование главной православной русской святыни в день 21 мая (по старому стилю 3 июня).

Это только краткое описание наиболее значимых в истории страны чудес от старинной реликвии. До настоящего времени Владимирская икона Богородицы – главная, наиболее древняя общерусская святыня, самый чтимый образ из всех, которые есть в России. Хранится христианская реликвия в особенных бережных условиях в храме-музее Святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Церковь существует при Государственной Третьяковской галерее. К иконе приходят с экскурсиями и проводятся церковные службы.

Владимирская икона имеет множество списков, хранимых различными церквями и монастырями. Большая часть изводов прославились и почитаются прихожанами, паломниками как чудотворные.