Значение игры в жизни ребенка дошкольника. Игры, развивающие навыки общения

Татьяна Кюрегян
Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н. К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность растущего детского организма» , что игра для ребят – «учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Хотя в обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьёзное, развлекательное, о важности её для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт , что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребёнка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре – неспроста.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека» , дающей детям возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

Игра пронизывает всю жизнь ребят . Она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому , что кажется им порой слишком скучным, обычным, надоевшим.

Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Каждый взрослый, будь-то воспитатель или родитель, должен знать игры , владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом дошколят для достижения педагогических целей.

Если говорить об игре в детском саду, то она помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В игре воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают устанавливать с ними более тесный контакт.

"Давай поиграем!" - как часто мы слышим эту просьбу от детей . И какую огромную радость они испытывают, когда мы соглашаемся. Мы можем побыть больным или продавцом, учеником или косолапым мишкой. Обычно, играя с ребенком, мы следуем за его желанием : он сам объясняет нам, что надо делать. А мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем все его требования.

Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. В игре ребенок закрепляет навыки, которыми он недавно овладел, развивает важнейшие стороны своей психики. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений, и т. д.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни . Это похоже на взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно.

Ребенок должен соотносить свои желания с желаниями других детей , иначе он просто не будет принят в игру. Он может капризничать с родителями, воспитателями, но только не с партнерами в игре. Игра развивает у ребенка коммуникативные способности, он должен научиться устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Принимая ту или иную роль , ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения, а не просто ведет себя так, как захотелось в данную минуту. Он должен быть нежным и заботливым в роли родителя, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения. Как иногда бывает трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями. При этом достаточно просто сказать неуклюжему ребенку, что теперь он будет зайчиком и должен прыгать так, чтобы его не услышала лиса, и все его движения станут точными.

Пример из практики. Дети в садике импульсивно играли друг с другом. Каждый ребенок занимался своим делом : рисовал, готовил обед, качал кукол, играл в магазин, да и просто бегал. Они настолько были увлечены играми, что даже не обращали внимания на то, что в группе стоял невероятный крик, который заглушал их самих. На просьбы воспитателя вести себя тише, дети почти не реагировали. Но тут взрослый громко сказал : "Ребята, давайте представим, что мы рыбки в море. Мы надуем щечки и поплывём путешествовать. А как вы все знаете, рыбы не умеют разговаривать, они молчат, будто набрали в рот воды". И, конечно же, после этой предложенной игры , дети успокоились и с большим удовольствием начали изображать рыб. В группе воцарилась тишина.

Коллективная игра требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей : и физических, и умственных. Игра особо требовательна к развитию речи ребенка : он должен объяснить, во что и как хотел бы играть, договориться со сверстником. Поэтому те дети, которые начинают поздно говорить, или их речь имеет нарушения, испытывают трудности в играх со сверстниками. В таких случаях следует как можно быстрее подключать специалистов и выявлять причины нарушения. Такая же ситуация складывается, когда при смене места жительства ребенок преодолевает языковой барьер, начиная говорить на чужом языке. Очень важно вовремя оказать ему психологическую помощь, иначе с ребёнком почти никто не будет играть.

Игра бурно развивает воображение ребенка : из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре. Пытается задействовать всех и вся вокруг себя. Хорошо, когда взрослый помогает придумывать сюжеты, а главное - непосредственно участвует в игре. Этим он не просто доставляет ребенку радость, а помогает ему в развитии.

Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем, жить с ними на равных, воспроизводя в игре то, что им близко и интересно (действия людей в быту, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т. д.). В этих играх важна тема, содержание, последовательность отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик - самолет, мама учит дочку, а не наоборот) . Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

Публикации по теме:

Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Подготовила воспитатель 1младшей группы №2 Эрендженова Мария.

Консультация для родителей «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» Фольклор - это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо» ЦЕЛЬ: закреплять знания детей о том, как помочь своим зубам быть здоровыми ЗАДАЧИ: Обучающие: - Обучение.

Консультация для родителей «Подвижные игры и их роль в жизни дошкольников» Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворят жизненные потребности малышей. Кроме того,.

Все педагоги дошкольного образования знают, что игра - ведущая деятельность в детском саду. Дети очень любят играть. Они играют в разные.

Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка".

Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Недаром Н. К. Крупская в свое время писала, что «игра есть потребность растущего детского организма», что игра для ребят – «учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Хотя в обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьёзное, развлекательное, о важности её для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребёнка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми. Такое пристальное внимание к детской игре – неспроста.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека», дающей детям возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

Игра пронизывает всю жизнь ребят. Она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком скучным, обычным, надоевшим.

Игра – постоянная и неизменная спутница детства. Каждый взрослый, будь-то воспитатель или родитель, должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом дошколят для достижения педагогических целей.

Если говорить об игре в детском саду, то она помогает воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В игре воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают устанавливать с ними более тесный контакт.

www.maam.ru

Материал (младшая группа) на тему: Родительское собрание на тему" Роль игры и игрушки в жизни дошкольника"

Дать разъяснительное представление родителям о роли игры и игрушек в жизни детей.

Дать знания родителям о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.

Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрового материала для игры дошкольника.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…"

В совместных играх с игрушками у дошкольников формируются дружеские взаимоотношения, умения согласовывать действия. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к игре. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".

Скачать:

Педагогический доклад «Игра в жизни дошкольника»

«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.

И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка? Или просто не хотим и не умеем играть?

А ведь игра для ребенка - это реальный мир, в котором он живет «сейчас», а не «потом». И в этом мире все правда, а не выдумка.

Сколько радости мы видим в глазах ребенка, когда, преодолевая усталость и отрываясь от домашних дел, соглашаемся перевоплотиться во врача или Серого Волка! Чтобы научиться играть с ребенком, нужно только представить себя малышом, которого все безмерно интересует и радует каждую минуту.

Вы поощряете самостоятельные игры детей, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.

Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры.

В играх детей привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, их отношение к труду, к окружающим предметам.

Дети подражают родителям: манере общаться с окружающими, их поступкам, трудовым действиям. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть.

Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.

Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности.

Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки ограничивают круг общения с девочками.

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

«Что такое хорошая игрушка? »

Прежде всего - это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.

Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

Детям следует приобретать игрушки разных видов:

Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта)

Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)

Строительные наборы (деревянные геометрические формы)

Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т. п.)

Игрушки-забавы.

В три года чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и. т. п. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

Подробней на сайте PlanetaDetstva.net

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в жизни дошкольников

Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

Приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.) . Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот - слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий.

Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни) , развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления) . Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте) . Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.

Игровое действие- это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Дидактическая игра "Чудесный мешочек"

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

ХОД: Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

Сейчас мы поиграем. Тот кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе.

Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила.

Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней.

Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

По теме:

Подробней nsportal.ru

Консультация для воспитателей и родителей «Роль игры в жизни ребенка»

Разделы: Работа сдошкольниками, Работа сродителями

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. Игры любые - подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо.

Если бы об этом выводе знали все взрослые (родители, воспитатели и учителя) , говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению не все знают.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков.

Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета) .

Хороводные игры и с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи.

В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т.д.

В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек.

В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Как это происходит?

В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”. Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой- то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых) . “Я буду мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д.

Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т.д.) . Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами.

В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А. Н. Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным” играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения”.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Ею руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Если же участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Любая дидактическая игра развивает и речь.

В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше) ; на различение неречевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.) .

В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают) .

Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.

В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…) цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.

С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно. Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает матрёшку, подбирает предметы по цвету.

Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки.

Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.

Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.

А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх.

Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.

В системе воспитания в детском саду подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила - “бежать только после сигнала”, “бросать мяч с определённого расстояния”, “бежать до условного места”, “прыгать только на одной или двух ногах”, и т.д.) . В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.

В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве (“Воробушки и автомобиль”, “Хитрая лиса”, “Кот и мыши”, и др.) . Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии текста.

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому игры должны проводиться живо, эмоционально, непринуждённо.

В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например “Воробушки и автомобиль”. Если дети (воробушки) , с хорошо развитой речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать звукоподражание: “пи-пи-пи” - кричат воробушки, “би-би-би” - гудит автомобиль.

При организации подвижной игры необходимо помнить об её основном назначении - развитии движений, т.е. детям надо предоставлять возможность удовлетворить свою потребность в движении.

В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а потом показать связь между словом и движением.

Многие взрослые тревожатся по поводу переутомления детей.

Ну, а может ли ребёнок переутомиться, “перебегать” или “перепрыгать”?

Здоровый – нет. По двум причинам: первая - у детей невелик запас выносливости, они просто физически не могут дать организму, сердцу такую нагрузку, которая бы была вредной для здоровья. И вторая - часто дети инстинктивно играют достаточно экономично в энергетическом плане.

Только маме, наблюдавшей за игрой ребёнка, кажется, что её ребёнок беспрерывно носится часами. На самом деле практически все детские игры предусматривают чередование нагрузки с отдыхом. Вспомните, как вы играли сами - пробежка - остановка, пробежка - отдых.

Есть ещё один тип игр - развивающие или “умные” игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы “Лего”, игры – пазлы) , которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.

Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.

Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап.

В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.

Хочется закончить своё рассуждение о роли игры в жизни ребёнка словами известных педагогов:

“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ познания окружающего” - Н. К. Крупская,

“Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” - В. П. Новикова.

1. Роль игры в развитии ребенка.

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

2. Игра - творческая деятельность.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра - отражение жизни. Здесь все "как будто", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация.

Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

3. Жизнь в игре.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником. В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В "Программе воспитания в детском саду" указано, что игра - самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.

4. Руководство игрой.

Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм ("зачем тебе кукла, ты ведь не девочка"), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем "доме", стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят в самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждой республики, каждой области.

Игра для ребенка - это не только любимое и главное занятие для каждого малыша, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Именно во время игры у каждого ребенка начинается формирование основ его постоянного психологического состояния и эмоциональное отношение в социальной обстановке. А самое главное игры развивают и подготавливают ребенка к новому для них школьному периоду.

Роль игры, как формирующую составляющую в поведении ребенка подтверждают многие ученые, психологи и педагоги нашего времени. Они также отмечают, что роль игры важна в жизни каждого ребенка, так как именно она мотивирует и подготавливает к будущим отношениям. Игра показывает ребенку, как можно поступить в той или иной ситуации, какие последствия могут произойти, и учит поступать максимально правильно при определенных обстоятельствах.

Именно во время игры обычные инстинктивные желания ребенка начинают воплощаться в реальность и перевоплощаться в определенные действия, которые и показывают, готов ли ребенок перейти на новую фазу в обучении и развитии.

Конечно же, не только игра влияет на формирование психического и личностного иммунитета, многие занятия и развивающие упражнения воспитывают в ребенке характер и умственные способности. Но, не смотря на все это, нельзя не отметить, что именно вызывает у ребенка подъемы в эмоциональной сфере.

Поэтому когда ребенок играет, нужно следить за всеми его действиями, чтобы увидеть и поощрить некоторые действия, или же наоборот просмотреть какие оплошности произошли в воспитании и подтянуть недостатки. Не следует забывать, что с каждым годом ребенок становиться взрослее, его интересы видоизменяются, а вот основа остается, так как она была заложена с самого детства.

Любая игра будь то компьютерная, настольная или ролевая (между детьми) является самой первой школой ребенка, как самостоятельного человека. Именно в игре, у него проявляется способность самостоятельно и добровольно подчиняться различным правилам и требованиям, которые расписаны в описании.

Самые развивающие игры, которые помогают подготовиться ребенку к новой взрослой школьной жизни - это игры с собиранием разных частей, т.е. дидактические. Каждому ребенку будет полезно поиграть в головоломки, собирать конструктор или же пазлы, не отстают от каких игр и разные подвижные конкурсы. Многие психологи советуют играть детям в игры с двойными правилами, для того чтобы психическое развитие не отставало и держалось в тонусе.

Ценность игры заключается еще и в том, что она помогает ребенку реализовать себя в обществе. В игре постоянно развивается и показывается общественная жизнь малыша, с помощью игры дети общаются между собой и выражают свои эмоции.

В игре развиваются движение и зрение детей. Благодаря таким играм, как конструктор или собирание картинок, у детей включается процесс запоминания действий и нарисованного на картинке образа.

В игре развивается и интеллект ребенка, так как на элементарной стадии развития психики начинается переход от простых действий к сложным процессам.

В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Рассмотрим подробнее, как игры влияют на развитие ребёнка.

Развитие познавательной сферы. В процессе игры ребёнок активно познаёт окружающий мир, знакомится со свойствами предметов, их назначением. Этот аспект влияния игры на развитие проявляется в самом раннем возрасте, когда ребёнок ещё не играет, а только манипулирует предметами: ставит кубики один на другой, складывает мячи в корзину, пробует игрушки «на зуб». Вместе с усвоением новых знаний об окружающем мире, в процессе игры происходит развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. Сформированные ещё в раннем возрасте навыки концентрировать внимание, анализировать, запоминать информацию очень пригодятся ребёнку для обучения в школе;

Физическое развитие. В процессе игры ребёнок осваивает разные движения, совершенствует свои двигательные навыки. Подвижные игры любят все дети: они с удовольствием бегают, прыгают, кувыркаются, пинают мяч. В таких играх ребёнок учится мастерски владеть своим телом, обретает ловкость и хороший мышечный тонус, что очень важно для растущего организма;

Развитие образного мышления и воображения. В процессе игры ребёнок наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство. Сам ребёнок в этот момент понимает, что всё происходит понарошку, но играя, действительно видит в листиках - деньги, в камешках - картошку для супа, а в сыром песке - тесто для ароматных пирожков. Развитие воображения и образного мышления - важнейший аспект влияния игры, ведь ребёнку приходится принимать нестандартные решения, чтобы реализовать сюжет своей игры. Правда, в последнее время это свойство игры истребляется производителями детских игрушек, создающих самые разнообразные игровые наборы на все случаи жизни. Максимально реалистичные детские кухни, прачечные, наборы для игры в магазин лишают детскую игру элемента фантазии;

Развитие речи и коммуникативных навыков. В процессе сюжетно-ролевой игры ребёнку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. Игры в компании других детей способствуют не только развитию речи, но и развитию коммуникативных навыков: детям нужно распределить роли, договорится о правилах игры, поддерживать контакт непосредственно в процессе игры. Ребёнок учится не только договариваться, но и соблюдать принятые правила;

Развитие мотивационной сферы. Сюжетно-ролевые игры основаны на том, что ребёнок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребёнок как бы примеряет на себя роль взрослого, на игровом уровне пробует выполнять его функции. Такая игра формирует у ребёнка мотивацию стать по-настоящему взрослым, то есть получить профессию, зарабатывать деньги, создать семью. Конечно, для того, чтобы в ходе игры формировалась «правильная» мотивация, ребёнок должен иметь положительный пример взрослых перед глазами;

Развитие нравственных качеств. Хотя сюжеты детских игр и являются выдуманными, те выводы, которые делает ребёнок из игровых ситуаций - самые настоящие. Игра является своего рода полигоном, на котором ребёнок учится быть честным, смелым, решительным, доброжелательным. Разумеется, для формирования нравственных качеств нужна не только детская игра, но и взрослый человек рядом, который поможет глубже увидеть игровую ситуацию и сделать правильные выводы;

Развитие и коррекция эмоциональной сферы. В процессе игры ребёнок учится сочувствовать, поддерживать, жалеть, выражать симпатию. Иногда бывает, что сквозь игры «прорываются» эмоциональные проблемы ребёнка: страх, тревога, агрессия. В игровой форме можно дать выход этим эмоциям и прожить вместе с ребёнком сложные для него ситуации.

К сожалению, в последнее время настоящая спонтанная детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых, ведь это шалаши из подушек и одеял, конструкторные города по всей квартире и беспорядок. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство - это время игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников.

В то же время взрослый организует игру и направляет ее-он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает).

Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают Их импульсивность.

Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей.

Большое значение имеет при этом совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т. е. к сознательному управлению своими действиями.

Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Согласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольного возраста.

В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка. Исследования Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут очень рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры.

Стремление ребенка к самостоятельности и участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно - начиная с 3-4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе с взрослыми, а не играют.

Эти факты позволили сделать Д.Б. Эльконину важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. .

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я - космонавт», «Я - мама», «Я - доктор»), а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним.

Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с обществом. Поэтому Эльконин предложил рассматривать роль как основную, неразложимую единицу развитой формы игры. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности ребенка.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане - в представлении и воображении. Роль всадника, доктора иди шофера невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Между ролью и соответствующими ей игровыми действиями имеются тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых. И наоборот - чем более конкретны и развернуты игровые действия, тем больше уходят на второй план отношения между людьми и тем больше выходит на первый план предметное содержание воссоздаваемой деятельности

Последовательность действий роли, которую берет на себя ребенок, имеет для него как бы силу закона, которому он должен подчинять свои действия. Всякая попытка нарушить эту последовательность или внести элемент условности (например, сделать так, чтобы мышки ловили кошек или чтобы шофер продавал билеты, а кассир вел автобус) вызывает бурный протест детей, а иногда даже приводит к разрушению игры. Взяв на себя роль в игре, ребенок тем самым принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Так что свобода в игре относительна - она существует только в пределах взятой на себя роли .

Но все дело в том, что эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие. По словам Л.С. Выготского, игра - это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть».

Обычно ребенок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно поэтому Выготский полагал, что игра дает ребенку «новую форму желания». В игре он начинает соотносить свои желания с «идеей», с образом идеального взрослого. Ребенок может плакать как пациент в игре (показать, как плачешь - трудно) и радоваться как играющий .

Многие исследователи считали игру свободной деятельностью именно в силу того, что в ней нет ясно выраженной цели и результата. Но высказанные выше соображения Выготского и Эльконина отвергают это предположение. В творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель, и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.

Статья. Игра в жизни ребёнка дошкольного возраста.

Давайте сегодня поговорит об игре. Вы знаете, что дети любят играть, поощряете их самостоятельные игры, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываетесь, каково же воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, развлечения, другие используют игру для отвлечения малыша от шалостей, капризов.

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психологическое развитие, формируется личность в целом.

Игра – это особый вид предметной деятельности, в основе которой лежит осознание ребенком мира предметов и человеческих отношений. В процессе игры с накоплением жизненного опыта, складывается обучения, воспитания игры детей становится образное мышление более содержательным, разнообразным, концентрируется тематика по количеству ролей, участников. Это также зависит от развития внимания, тренируется память, развивается речь, отрабатывается социальное поведение.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту . Для ребенка игрушка центр игры, она наталкивает его на тему, роль, вызывает желание действовать. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение. Иногда простая коробка из-под обуви может быть прицепом для машинки, в которой малыш перевозит кубики, кирпичики или устраивает в ней кроватку для куклы. Часто девочки играют только с куклами - это мешает развитию смекалки, творческих способностей, а мальчики обычно играют с машинками - это ограничивает их общение с девочками. Лучше, если мы взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой, ему можно купить мишку, куклу в образе мальчика. Важно, чтобы мальчик мог заботиться о ком-то, делиться своими радостями и горестями.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

«Что такое хорошая игрушка?»

    Прежде всего, это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.

    Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.

Детям следует приобретать игрушки разных видов:

    Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта)

    Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)

    Строительные наборы (деревянные геометрические формы)

    Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т.п.)

    Игрушки-забавы

    Полуготовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку

Главное, нужно помнить, что все, кроме любимой игрушки следует периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребенок долго не берет в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас не нужна. А через некоторое время ее появление вызовет новые эмоции и познавательный процесс.

Поговорим о разных видах игр, в которые дети играют в детском саду, в которые и вы можете играть со своими детьми дома.

Всеми любимые творческие игры - дети подражают взрослым, их поступкам, манерам общаться, трудовым действиям и все это они переносят в свои игры. Дети любят играть в «Магазин», «Шофер», «Больница» и т.д. К 4 годам сюжетно-ролевая игра становиться основным видом деятельности детей. В играх развивается творчество, фантазия, воображение, речевые навыки. Здесь очень важна игровая среда и атрибуты.

Режиссерские игры – игры с макетами разной тематики (дети манипулируют мелкими игрушками, сочиняют сказки, обыгрывают). В этом году вместе с детьми и благодаря вам, были созданы макеты: «Улица города», «Деревня», «Зимние забавы», «Ферма», «В гостях у сказки».

Игры-драматизации - помогают лучше усваивать содержание произведений, у детей чаще всего основой театрализации являются сказки. Используются разные виды театра: пальчиковый, би-ба-бо, настольный.

Конструирование тесно связанно с игрой. В строительных играх проявляется двигательная активность, развивается координация движений, мелких мышц рук, глазомера. Дети сооружают разные постройки, используя строительный материал, детали «Лего», мелкий пластмассовый конструктор разного вида. Используются образцы, схемы. В постройки вносятся игрушки, происходит обыгрывание.

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей, развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей. Дети учатся играть вместе, регулируют свое поведение. Развивается усидчивость, чувство справедливости, закрепляют сенсорику – цвет, форму, обобщающие понятия. Игры: «Ящик ощущений», «Шнуровка», игры с карточками – «Времена года», «Палочки Кьюзинера», «Блоки Дьенеша», пальчиковые и словесные игры, развивают моторику рук, речевые навыки, внимание, сообразительность.

Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Игры-экспериментирования – с водой, песком, окружающими предметами из разного материала доставляют детям много радости, развивают мыслительные процессы, учат рассуждать, делать простейшие выводы, воспитывают любовь к природе.

В эти игры вы можете играть и дома. Очень важно для воспитания, чтобы родители наблюдали за игрой, включались в нее. Так как совместные игры духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении и близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Предлагаем Вам выполнить необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете – круг, не всегда – квадрат, никогда – треугольник.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.


Палочки Кьюзенера



Сложи узор


Ящик ощущений

    Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

    Рассказываю о своих играх в детстве

    Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

    Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

    Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

    Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

    Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Если у вас получилось больше всего кружков, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

Предлагаем Вам выполнить задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете – круг, не всегда – квадрат, никогда – треугольник.

    Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

    Рассказываю о своих играх в детстве

    Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

    Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

    Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

    Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

    Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Если у вас получилось больше всего кружков, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.