Первобытное искусство: как человек стал человеком. Психоанализ и художественное творчество

Психоанализ и художественное творчество

Психоаналитический метод используется Фрейдом и при анализе специфических особенностей художественного творчества и проблематики искусства. Здесь он также отталкивается от первоначально выдвинутых им постулатов, и прежде всего от идеи "эдипова комплекса ", в котором, по Фрейду, исторически "совпадает начало религии, нравственности, общественности и, искусства ". Истоки искусства усматриваются им в фантазии, при помощи которой сыновья, отказавшиеся от своих намерений стать заместителями отца в реальной жизни, ставят себя на его место в воображении, пытаясь таким образом удовлетворить свои бессознательные влечения. Тот, у кого особенно сильно было развито воображение, стал первым поэтом, сумевшим свои бессознательные влечения облечь в такую мифическую форму, благодаря которой они перестали быть асоциальными и превратились в средство самоудовлетворения как в воображении самого поэта, так и в фантастических картинах других людей, внимающих его поэтическому голосу. Сила поэтического воображения, способная захватить и увлечь за собой массы в фантастический, воображаемый мир, приобретает, как утверждает Фрейд, большое значение потому, что в основе ее лежит всеобщее чувство аффективной привязанности к первобытному отцу.

Итак, фантазия и мифотворчество наделяются в учении Фрейда функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию. художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.

Как в том, так и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке "языка " бессознательного, который в символической форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Искусство, таким образом, рассматривается Фрейдом как своеобразный способ примирения оппозиционных принципов "реальности " и "удовольствия " путем вытеснения из сознания человека социально неприемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болезненных симптомов. В психике художника это достигается путем его творческого самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой художественной деятельности. По своему смыслу такая терапия напоминает "катарсис " Аристотеля. Но если у последнего средством духовного очищения выступает только трагедия, то основатель психоанализа видит в этом специфику всего искусства.

Основной функцией искусства он ошибочно считает компенсацию неудовлетворенности художника реальным положением вещей. Да не только художника, но и воспринимающих искусство людей, поскольку в процессе приобщения к красоте художественных произведений они оказываются вовлеченными в иллюзорное удовлетворение своих бессознательных желаний, тщательно скрываемых и от окружающих, и от самих себя. Искусство несомненно включает функцию компенсации.

Компенсирующая функция искусства в определенных условиях может даже выдвинуться на передний план, как это нередко случается в современной буржуазной культуре, духовные продукты которой предназначены для примирения человека с социальной действительностью, что достигается путем отвлечения его от повседневных забот, реальных проблем жизни. И все же компенсация не основная и тем более не единственная функция искусства.

Компенсирующая функция искусства становится основной лишь тогда, когда художественное творчество превращается в ремесло по выполнению социального заказа, не отвечающего внутренним потребностям художника, а произведения искусства в массовую продукцию, рассчитанную на такого потребителя, который внутренне настроен на развлечение.

Обращаясь к проблематике искусства, Фрейд стремится раскрыть сущность художественного, и прежде всего поэтического, творчества.

Первые следы данного типа духовной деятельности человека, по мнению

Фрейда, следует искать уже у детей. Как поэт, так и ребенок могут создавать свой собственный фантастический мир, который совершенно не укладывается в рамки обыденных представлений человека, лишенного поэтического воображения. Ребенок в процессе игры перестраивает существующий мир по собственному вкусу, причем относится к плоду своей фантазии вполне серьезно. Точно так же и поэт благодаря способности творческого воображения не только создает в искусстве новый прекрасный мир, но нередко верит в его существование. Фрейд подмечает этот факт. Но, пройдя сквозь призму его психоаналитического мышления, он получает ложное толкование, будто в основе как детских игр и фантазий, так и поэтического творчества лежат скрытые бессознательные желания, преимущественно сексуального характера. Отсюда столь же ложный вывод, что побудительными мотивами, стимулами фантазий людей, в том числе и поэтического творчества, являются или честолюбивые желания, или эротические влечения. Эти же бессознательные влечения, по Фрейду, составляют скрытое содержание самих художественных произведений.

Фрейд не рассматривает взаимоотношения между сознанием и бессознательным в процессе творческого акта. Быть может, он считает это излишним, поскольку при анализе психической структуры личности и принципов функционирования ее разноплановых пластов им уже была предпринята попытка осмысления взаимодействий между сознательным "Я " и бессознательным "Оно ". Однако тогда речь шла о принципах функционирования человеческой психики в целом, безотносительно к конкретным проявлениям жизнедеятельности человека. Созданную им абстрактную схему отношений между сознанием и бессознательным Фрейд автоматически переносит на конкретные виды человеческой деятельности на научную, художественную, сексуальную, повседневную поведенческую деятельность. При этом специфические особенности каждого из этих видов человеческой деятельности остаются не выявленными.

Не удалось Фрейду определить и специфику поэтического творчества. И это далеко не случайно. Дело в том, что в рамках психоанализа с его акцентом на бессознательной мотивации человеческой деятельности данная проблема представляется принципиально неразрешимой. Впрочем, сам Фрейд вынужден признать, что психоанализ далеко не всегда может проникнуть в механизмы творческой работы личности. По его словам, способность к сублимации, лежащая в основе образования фантазий, в том числе и художественных, не поддается глубинному психоаналитическому расчленению. А это значит, что "психоанализу недоступна и сущность художественного творчества ".

Рассматривая мотивы поэтического творчества, Фрейд одновременно ставит вопрос о психологическом воздействии произведений искусства на человека. Он верно подмечает тот факт, что подлинное наслаждение от восприятия произведений искусства, в частности от поэзии, человек получает независимо. от того, являются ли источником этого наслаждения приятные или неприятные впечатления.

Фрейд полагает, что такого результата поэт достигает посредством перевода своих бессознательных желаний в символические формы, которые уже не вызывают возмущения моральной личности, как это могло бы иметь место при открытом изображении бессознательного: поэт смягчает характер эгоистических и сексуальных влечений, затушевывает их и преподносит в форме поэтических фантазий, вызывая у людей эстетическое наслаждение.

В психоаналитическом понимании, настоящее наслаждение от поэтического произведения достигается потому, что в душе каждого человека содержатся бессознательные влечения, аналогичные тем, которые свойственны поэту.

Постижение скрытого смысла и содержания художественных произведений Фрейд связывает с "расшифровкой " бессознательных мотивов и инцестуозных желаний, которые предопределяют, по его мнению, замыслы художника. Психоанализ с его расчленением духовной жизни человека, выявлением внутрипсихических конфликтов личности и "расшифровкой " языка бессознательного представляется Фрейду если не единственным, то по крайней мере наиболее подходящим методом исследования художественных произведений, истинный смысл которых определяется на основе анализа психологической динамики индивидуальноличностной деятельности творцов и героев этих произведений. Если учесть, что в шедеврах мирового искусства Фрейд ищет только подтверждение допущениям и гипотезам, положенным в основу его психоаналитического учения, то нетрудно предугадать направленность его мышления при конкретном анализе художественного творчества.

Наряду с широкой популярностью идей Фрейда на Западе, его психоаналитические взгляды на сущность художественного творчества вызвали внутренний протест и критические возражения у реалистически настроенной интеллигенции. Многим из них претила не только та сексуальная подоплека, которую основатель психоанализа всегда пытался отыскать в творчестве художника, но и та тенденция исследования художественного творчества, согласно которой исключительная роль в этом процессе отводится бессознательным влечениям человека, а сознательные мотивы в творчестве не учитываются. С этих позиций фрейдовские взгляды на искусство были подвергнуты справедливой критике не только в марксистской, но и в прогрессивной буржуазной эстетической и искусствоведческой мысли.

Вместе с тем некоторые общетеоретические идеи Фрейда, и прежде всего те, которые касаются психологического воздействия произведений искусства на человека, индивидуальноличностной стороны художественной деятельности, психологии художника, зрителя и искусства в целом, были восприняты многими представителями художественной интеллигенции Запада. Если учесть, что основатель психоанализа в своих теоретических работах выступал в роли непримиримого критика лицемерия буржуазной морали, религиозных иллюзий, буржуазных общественных устоев и капиталистической цивилизации в целом, то становится понятным, почему некоторые его психоаналитические концепции, включая и теоретические положения о психологии искусства, оказали столь большое влияние на формирование духовной и интеллектуальной атмосферы в определенных кругах буржуазного общества.

Если следовать традиционной научной логике, то человек стал настоящим человеком благодаря труду, естественному отбору, умению приспосабливаться к различным условиям жизни и так далее. Но судить об окончательном становлении человека как существа разумного можно в первую очередь не по его достижениям в материальных средствах выживания, а в свидетельствах развития сложного внутреннего мира, интеллектуальных и творческих способностей. И в этом плане наглядным показателем является возникновение и эволюция первобытного искусства.

Виды первобытного искусства

Учёные предполагают, что в культурном плане первобытный человек разумный, обитавший в каменном веке, был достаточно продвинут. Представление о нём как о существе примитивном и озабоченном только удовлетворением основных инстинктов, выживания и размножения, является некорректным. Судя по имеющимся археологическим данным, пусть и не слишком богатым, первобытный человек знал достаточно много видов искусства. Так, есть свидетельства того, что существовали довольно развитые магические ритуалы, в которых участвовали как специальные шаманы, так и все члены коллектива. Эти ритуалы сопровождались магическими танцами, а также музыкой, исполняемой в основном на ударных и духовых инструментах. Также, по всей вероятности, была распространённой практика создания различных рисунков на поверхности земли, на коре деревьев, создание украшений в виде костяных и деревянных ожерелий, бус, приукрашивание одежды с помощью перьев птиц и тому подобное.

Но по объективным причинам материальные свидетельства этих видов творческой деятельности первобытных людей просто не могли дойти до нас, так как не обладают свойством долговечности. Те же виды первобытного искусства, которые таким свойством обладают, стали известны современным исследователям. Среди этих видов выделяют четыре основных.

  • Во-первых, это первобытная скульптура, в основной массе своей представленная миниатюрными скульптурами – это и знаменитые палеолитические Венеры, и вырезанные из кости человекоподобные, звериные или абстрактные фигуры, наиболее примечательные примеры украшений.
  • Во-вторых, это наскальная живопись, имевшая большое распространение, различные манеры исполнения и предназначение.
  • В-третьих, это так называемая мегалитическая архитектура, распространившаяся в конце каменного века и представлявшая собой монументальные постройки из огромных камней.
  • В-четвёртых, с открытием гончарного круга появилась керамика, которая довольно быстро благодаря способности придавать глиняным сосудам различную форму и покрывать их узорами и рисунками также стала видом искусства.

Вопросов хватает: как, почему, зачем…

Между тем первобытное искусство было и остаётся весьма загадочным явлением, в самом характере которого немало непонятного. Возникает ряд принципиальных вопросов. Первый - вопрос о происхождении первобытного искусства. Это действительно фундаментальная проблема, так как именно в первобытности у человека возникает не только потребность выразить свой творческий потенциал, но и способность к этому. Затруднительно ответить, как вообще возникло искусство, какие побудительные мотивы были у людей, которые начали рисовать на скалах, высекать из камня скульптуры или мастерить примитивные барабаны. К тому же учёным до сих пор непонятно, является ли искусство неотъемлемым атрибутом человека разумного или у неандертальцев тоже присутствовало, в той или иной форме творчество. Настоящих произведений искусства у неандертальцев не обнаружено, однако наличие у них определённых религиозных представлений говорит в пользу того, что в духовном плане они уже были достаточно развиты для возникновения искусства.

Не оставляет исследователей в покое и такой вопрос, как образность первобытного искусства. И здесь существует две проблемы. Во-первых, наличие образов, которые непонятны современному человеку, например, орнаменты из различных символов, абстрактные фигуры, противоречащее привычной логике сочетание изображений и так далее. Совершенно очевидно, что для первобытных людей, для создателей и «зрителей» наскальной живописи, скульптур или мегалитической архитектуры все эти образы имели смысл, однако теперь его приходится восстанавливать почти наугад. Во-вторых, даже вполне привычные изображения несут двойные, а иногда и тройные смыслы. Например, широко распространённые изображения животных можно интерпретировать и как магические, созданные с целью удачной охоты, и познавательные, и религиозные в качестве способа восхваления или поклонения.

Всё это приводит к появлению целого ряда особенностей первобытного искусства, которые одновременно являются и его отличительными признаками, и главными его загадками. Например, сложно ответить, почему наскальные рисунки создавались, которые могли быть в техническом плане очень сложными и искусными, лишены перспективы или не соблюдают реальные пропорции изображаемых объектов. Возможно, дело в образности самого изображения, а может быть, причина в особенностях восприятия и мышления первобытных людей. Или до сих пор не решён однозначно вопрос о соотношении практического и символического значения искусства – например, какое применение имели сооружения мегалитической архитектуры и насколько они были связаны с религиозными верованиями. И множество вопросов возникают по каждому аспекту первобытного искусства.


История культуры первобытного общества охватывает громадный промежуток времени – от возникновения человека (ок.5 млн. лет назад) и до наших дней.

Все сведения о первобытной культуре связано с археологическими находками материальных предметов: орудия труда, постройки, захоронения, украшения и т.п. Несомненно, что в эпоху первобытного общества зарождаются основные виды духовной культуры: с появлением человека на земле зарождается религия, возникают мифологические представления, архитектура, изобразительное искусство.

Жизнь древних людей была неотделима от природы . Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. Однако рационально объяснить эту связь человек еще не мог, поэтому он заменил знания об устройстве мира своими представлениями о нем: мифологизированным представлением о действительности, религиозным видением, приписывал силам природы таинственные магические силы.

• Миф – это особый вид мироощущения, специфическое представление о явлениях природы и общественной жизни.

• Религия – вера в существование сверхъестественных сил.

• Магия - система обрядов, с помощью которых человек якобы может сверхъестественным образом воздействовать на природу.

Ранние формы веры

Первобытные формы религии основывались на анимистическом типе мировоззрения. Анимизм (от англ. animation – оживление) - вера в оживление природных сил (духов), способных помогать или мешать человеку в его делах.

В рамках анимистических представлений сложилась такая форма верований как тотемизм - вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени.

Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени.

Рис. 1. Примеры тотемных животных.

Очень рано сформировался у человечества культ предков – поклонение духам умерших людей. Смерть рассматривалась как переход в иное состояние (отделение души от тела) и перемещение в другое место (лес, море, подземный или небесный мир). Умершие предки становились духами. После смерти предка племя сохраняет с ним мистическую связь, которая осуществлялась через ритуальное общение с духом умершего.

Искусство первобытных людей отличается примитивностью, которая была результатом осознания связей человека с окружающим миром. Человек формировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, мира зверей, который он понимал лучше, чем свой собственный. Себя первобытный человек первоначально не изображал. В самом конце периода палеолита мы видим изображение человеческих ладоней.

Рисунки, обнаруженные в пещерах Ласко , Пеш Мерль , Ла Мут – во Франции, в Альтамире и других пещерах Испании, изображены на значительном расстоянии от входа, в них было трудно проникнуть, что предполагает, что большинство пещер были необитаемыми святилищами и служили культовым целям.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее «залов». «Смотри, папа, быки», - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Рис. 2. Наскальные рисунки из пещеры Альтамира (Испания)

Рис. 3. Пример художественного произведения первобытного человека.

Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).

Одно из самых выдающихся открытий было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 года: пещера Ласко во Франции была обнаружена четырьмя мальчиками, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Чтобы попасть в нижнюю галерею пещеры, нужно спуститься по веревочной лестнице через шахту глубиной 6,3 метра. Пещера представлена залами, изображающими фигуры быков, лошадей, бизонов, баранов, которые чередуются со знаками: волнистые линии, прямоугольники, квадраты, стилизованные растительные формы. Кроме животных, в пещерах изображали сцены из охоты, танец людей, одетых в шкуры, кровоточащие, пораженные охотниками животные. Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

Рис. 4. Китайская лошадка, одно из самых известных изображений из пещеры Ласко

Как и во многих других подобных случаях, Капова пещера в России известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И. Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Среди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

Рис. 5. Наскальные рисунки из Каповой пещеры (Россия)

Среди первых изображений человека археологи нашли каменные статуи, изображавшие женщину с подчеркнутыми признаками пола, лица нет. Таким образом, в данных изображениях подчеркивается идея матриархата, женщина воспринимается как сосуд плодородия. Археологи назвали их «палеолитические Венеры» .

Рис. 6. "Палеолитические Венеры"

В эпоху неолита появляются новые мегалитические памятники («большой камень»): менгиры, дольмены, кромлехи. Они представляют собой гигантские камни – одиночные или групповые в форме «П».

Рис. 7. Стоунхендж

Рис. 8. Дольмен

Вопросы для повторения:
  1. Как вы думаете, что явилось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?
    2. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы можете назвать
    3. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их появление?

После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же. В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу: [email protected]

Первые художники Земли

Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, гравировались кремневыми резцами на камне, кости и роге; для их раскраски использовались сажа, охра различных оттенков и мергель (горная порода). К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита, или древнего каменного века, ученые различают несколько периодов. Начиная с 30 тыс. лет до н. э. художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее, примерно с 18 по 15 тыс. лет до н. э., стали больше внимания уделять прорисовке деталей. Например, косыми параллельными штрихами они изображали шерсть животного. Для изображения пятен на телах животных они научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски). Линия контура стала динамичной (более яркой или темной), что позволяло точнее передавать оттенки частей тела животных (густую шерсть на гривах, складки кожи). Примерно 12 тыс. лет до н. э. пещерное искусство достигло своего наивысшего расцвета. К этому времени художники научились передавать объем, цвет, пропорции фигур, движение.

Наиболее распространенным сюжетом первых рисунков являются одиночные изображения крупных животных - лошадей, львов, носорогов, оленей, которые были главными объектами охоты человека, обеспечивавшими ему пищу и одежду. Нередко рисунки были выполнены в натуральную величину и демонстрировали великолепное знание особенностей строения тела и повадок животного. Точность и лаконичность рисунков, умение немногими штрихами передать характерные черты внешнего облика и поведения животных отличали эти изображения. Художник не просто копировал окружающую природу, а, проникая в суть явлений, он отбирал в ней самое важное. В созданных образах он воспроизводил коллективные переживания и мысли всего племени. Это была, как писал немецкий философ Г. В. Гегель (1770-1831), «одушевленная реальность», созданная по законам красоты.

Именно в это время были созданы самые знаменитые росписи в пещерах Ласко, Альтамира, Фон де Гом, Нио. Сколько в них экспрессии! Здесь не просто отношение к зверю как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к тотему, бывшему, по представлению древнего человека, прародителем или покровителем племени. Простые контуры животного великолепно передают динамику движения. В пещерах обнаружены изображения стремительно бегущих большерогих оленей, скачущих галопом лошадей: их передние ноги согнуты в коленях


и прижаты к туловищу, голова и шея вытянуты. В своих рисунках первые художники не соблюдали пропорции между величиной отдельных животных, а потому мамонты и бизоны изображались той же величины, что горные козлы и львы, а огромный тур мог быть запечатлен рядом с крошечной лошадью. К эпохе палеолита относятся и первые произведения скульптуры: изображения, выполненные в технике рельефа, или круглые одиночные фигурки зверей из мягкого камня, дерева, глины или костей животных. Оценивая назначение изображений зверей, исследователи выделяют две их функции - быть объектом ритуальной охоты и тотемом (священным животным, дающим жизнь племени). Последняя функция (хронологически более поздняя) была тесно связана с обрядом жертвоприношения и соответствующим оформлением жертвенника - прообраза культового центра.

Особенно много сохранилось изображений женщин, переданных подчеркнуто объемно и натуралистично из мягкого известняка или мамонтовой кости. Но почему именно женщину изображали древние скульпторы? Женские статуэтки, найденные в разных частях света - от стран Западной Европы до Байкала, - носили культовый характер и почитались как святыня. Палеолитические «Венеры» (так их назвали ученые) - это обобщенный образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине, с которой связывалось продолжение жизни. Так, в деревне Костенки Воронежской области во время археологических раскопок были обнаружены статуэтки женщин, относящиеся к древнему каменному веку, то есть к палеолиту.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (10-6 тыс. лет до н. э.), происходит резкое потепление климата. Ледник, покрывавший значительную часть территории, начинает таять; потоки воды, превращаясь в реки и озера, благоприятно влияют на рост лесов. Если раньше представления о Вселенной ограничивались для человека лишь поверхностью земли, то теперь для него открываются ее недра, богатейший небесный и подводный миры. Новые условия жизни оказывают сильнейшее воздействие на круг занятий человека и особенности их отражения в художественном творчестве. Усложняются композиционные решения рисунков, а сам изобразительный язык становится более условным. Пещерные изображения утрачивают живость и объемность, правдоподобие отходит на второй план. Все чаще в них преобладают полные драматизма и экспрессии обобщенные схематические композиции, запечатлевшие сцены охоты и рыболовства, военные эпизоды, культовые церемонии. На стенах пещер появляются неясные знаки-символы, беспорядочные переплетения линий, ряды точек. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и силуэты человека невелики по размеру. Расширяется и цветовая палитра, к которой прибавляется белый цвет.

Одна из интереснейших композиций того времени - «Сражающиеся лучники». Прежде всего привлекает внимание динамичность сцены охоты человека на оленей. Фигуры лучников напоминают зигзагообразные линии. Но как неповторимы их позы! Один уже пустил стрелу, и она достигла цели, значит, есть время осмотреться и приготовиться к следующему выстрелу. Другой прицеливается в мчащегося навстречу оленя. Третий, изогнувшись всем телом, уже успел несколько раз поразить животное, а четвертый решительно ринулся навстречу своей жертве. Не менее удивительны изображения животных: их грациозные позы, запечатленные в стремительном и легком беге, изящные головы с горделиво вскинутыми вверх рогами.

В связи с глобальным потеплением в эпоху неолита люди начинают вести оседлый образ жизни. Охота и собирательство постепенно вытесняются скотоводством и земледелием. В этот период стали интенсивнее использоваться различные природные материалы и техники их обработки. В обиход прочно входят лепная керамика, ткачество, изделия из дерева, усовершенствованные орудия труда, транспортные средства (человек изобретает колесо). Усиление зависимости человека от природных сил (вода, огонь, солнце, плодородие почвы) вызвало необходимость выработать систему адекватных им знаков, которыми обильно украшались предметы обихода. Возникает особый художественный язык, в котором, кроме схематических рисунков, появляются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, ромбы, спирали, кресты). Все чаще встречаются изображения предметов быта, оружия и средств передвижения. Живопись становится еще более стилизованной и схематичной, очень отдаленно напоминающей изображения человека и животных. В ней отсутствует прорисовка деталей, а потому создается впечатление небрежности исполнения.

В период медно-каменного века - энеолита - (4-3 тыс. лет до н. э.) в среднем и нижнем течении Днепра, недалеко от Киева, в обширных наземных жилищах Триполья, были обнаружены выкованные и отлитые из меди женские украшения, глиняные статуэтки животных и людей, бытовые предметы и орудия труда. Особенно эффектно выглядела лепная керамическая посуда разнообразных форм, имевшая определенное назначение и смысл. Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносились на ее поверхность белой, черной и красной красками. Линии узора располагались параллельно друг другу, а порой причудливо извивались независимо от формы сосуда.

Абстрактные мотивы были полны глубокого смысла: волнистые узоры символизировали течение реки, бегущая спираль непрерывное движение солнца и времени, перекрещенный круг солнечный диск. Одна или две параллельные линии обозначали землю, лента из черных треугольников - пашню, ромбы, разделенные на четыре части с точками в центре, воспринимались как знак засеянного поля. Наиболее популярный змеиный орнамент в виде зигзагообразной линии расценивался как связующее звено между небом и землей, показатель наличия столь необходимой человеку влаги, дождя. Свои знаки в виде «елочек» имели растения. На стенках сосудов можно различить стилизованные фигурки людей и животных: оленей, косуль, коз, быков, собак и птиц. Ценность трипольской культуры состояла в том, что в ней нашли отражение представления человека об окружающем мире, об устройстве Вселенной.

Древнейшие сооружения человечества

Переход к земледелию и скотоводству постепенно изменил образ жизни людей. Если раньше они обитали в пещерах, созданных самой природой, то теперь появилась потребность в сооружении простейших рукотворных жилищ, первоначально возводимых из костей, бивней и шкур мамонта. В эпоху неолита возникли и более сложные сооружения, не имевшие бытового назначения. Зачастую их возведение было обусловлено религиозными представлениями и верованиями первобытного человека. С происхождением этих сооружений связано множество легенд, приписывающих их возведение гигантским великанам, обладавшим невероятной физической силой. Например, древние греки считали, что многотонные каменные глыбы передвигались или перебрасывались с ладони на ладонь без особых усилий одноглазыми гигантами-циклопами. Не о них ли писал Гомер в поэме «Одиссея»? Но это всего лишь красивая легенда. На самом деле подобные сооружения возводили обычные люди, вооруженные простейшими приспособлениями: рычагами, бревнами-катками, кожаными ремнями.

Первые сооружения такого рода - мегалиты (греч. «мегос» - большой и «литое» - камень) - носили культовый характер. Они представляли собой грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определенном порядке. Различали три вида мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи.

менгиры

В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры

Наиболее простые из мегалитических сооружений - менгиры - это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20 м). Они устанавливались вертикально в несколько рядов, иногда сверху одной плиты горизонтально клали другую. Менгиры использовались для совершения ритуальных обрядов на месте захоронения предков. Не случайно, по-видимому, ряды этих столбов напоминают погребальное шествие. Менгиры разбросаны на огромном пространстве нашей планеты. Их можно увидеть в Англии, Греции, Франции, Испании, Африке, Азии и на Кавказе.

В Причерноморье до сих пор встречаются грубо вытесанные из камня человеческие изображения, так называемые каменные бабы (на самом деле фигуры воинов). А на маленьком тихоокеанском острове Пасхи возвышаются громадные мегалитические статуи в несколько метров высотой. Самые большие менгиры (длиной около 21 м и весом около 300 т) сохранились в Бретани, одной из провинций на западе Франции.

Более сложные архитектурные сооружения - дольмены. Они представляют собой четыре вертикальных каменных блока, как крышей перекрытых широкой каменной плитой. Внутреннее пространство дольменов, вероятно, служило местом пребывания души умершего предка. Для «общения» ее с окружающим миром в стенах нередко делали небольшие круглые отверстия. Средние размеры дольменов в плане составляют 2 х 3 м, их высота достигает 2 м. Но сохранились и грандиозные сооружения подобного типа, например в Алжире, на севере Африки (длиной до 15 м, шириной около 5 м и высотой до 3 м). Там находится около 3 тыс. дольменов, вес некоторых каменных плит достигает 40 т.

Кромлехи - каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей до 100 м в диаметре. По кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд.

Наиболее известен Стоунхендж (Солсбери, Великобритания), возведенный в 1900-1600 гг. до н. э. Огромные каменные глыбы доставлялись издалека, а их подъем на восьмиметровую высоту осуществлялся с помощью насыпей, следы которых сохранились до нашего времени. До сих пор это величественное архитектурное сооружение продолжает будоражить мысль ученых, которые считают его одним из удивительных достижений науки и техники Древнего мира. Оно действительно уникально и не имеет аналогов.

Возможно, Стоунхендж, выполняя роль храма Солнца, был местом ритуальных церемоний и погребений, а также служил устрашающим символом власти жрецов. Не исключается и другая версия, согласно которой Стоунхендж выполнял роль астрономической обсерватории, позволявшей с большой точностью вести календарный счет дням, отмечать начало года, предсказывать наступление солнечных и лунных затмений.

Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но в любом случае с них начиналась монументальная архитектура.

Музыка, танец и пантомима

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.

По всей вероятности, самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий процесс (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии. В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоровых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивавшим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рождавший простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лишний раз подтверждает синкретический характер первобытного искусства.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы (гром, падающие камни, льющаяся вода, крики птиц и рев умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктивный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно и тонко развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.

Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Таким образом, главными условиями рождения музыки как вида искусства стали художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек таким образом использовал их как простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта, обнаруженный у села Мезин в Черниговской области в Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и при раскопках палеолитических поселений во Франции, Чехии и Венгрии.

А что представляли собой первые танцы древности? Они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал впечатления от окружающего мира, отражая в них свои ощущения, настроения и душевное состояние. Появлению танца способствовали ритмичные движения, повторявшиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Первоначально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притопывание ногами, выразительные жесты рук - все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успешное завершение охоты. До сих у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. Например: у австралийских племен - «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев - «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских - «медведя» и «бизона», а на севере России - танцы «утушек», «лебёдушек», «оленя».

Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в определенном наклоне, передающем характер движения.

Важнейшими средствами организации ритуальных действий являлись пантомима, охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски. Охотничьи маскировки преследовали единственную цель: обмануть животное и обеспечить успешную охоту. При этом человек создавал не художественный образ, а лишь имитировал повадки животного. Охотничья пляска обычно разыгрывалась по определенному сценарию и могла воспроизводиться несколько раз. Она сопровождалась звуками барабанов и трещоток, а также пением присутствующих, которые одновременно являлись и зрителями. Тотемическая пляска предполагала выступление перед зрителями в костюме и маске тотема - животного или растения, являвшегося предком-покровителем данного племени.

Огромное значение приобретало актерское мастерство исполнителя, демонстрировавшего обобщенные черты тотема. На известном наскальном изображении человека-зверя под названием «Колдун» он представлен в довольно странной позе: его туловище расположено горизонтально, как у зверя. Задняя часть тела, и в особенности ноги, - вполне «человеческие», хорошо прорисованы икры и ступни с пальцами. Однако сзади виден пышный, как у лисы, хвост. Передние конечности трудно на звать руками - скорее, это звериные лапы. Особенно интересна голова «Колдуна», над которой возвышаются огромные оленьи рога, а по бокам торчат широко расставленные звериные уши. На зрителя в упор смотрят по-звериному дикие глаза с горящей точкой внутри, нос бородатого чудовища напоминает клюв птицы. Вероятнее всего, перед нами человек в тотемической маске, исполняющий ритуальный танец.

Таким образом, в первобытный период зарождается искусство, закладываются основы художественного творчества, определившие дальнейшие пути развития мировой художественной культуры. В первобытном искусстве художественный образ становится основным средством отражения и познания окружающего мира.

■ Вопросы и задания

1. Как вы думаете, что являлось побудительными мотивами к художественному творчеству первобытного человека?

2. Каковы характерные черты и общие стилевые особенности изобразительного искусства эпохи палеолита, мезолита и неолита?

3. Какие крупнейшие центры первобытной культуры на территории России и стран Западной Европы вы могли бы назвать? Расскажите о них подробнее, используя также материалы из некоторых рекомендованных книг для чтения.

4. Расскажите о древнейших сооружениях первобытного человека. С чем связано их возникновение?

5. В чем и как проявился синкретический характер первобытной культуры? Для ответа используйте материалы о возникновении искусства танца, музыки и театра.

■ Творческая мастерская

1. Напишите небольшие сочинения-эссе на темы «Первые художники Земли», «О чем рассказывает наскальная живопись палеолита, посвященная сценам охоты человека?».

2. Познакомьтесь с книгой Дж. Хокинса и Дж. Уайта «Разгадка тайны Стоунхенджа» (М., 1972). Какие зрительные образы этого архитектурного памятника рождает ваша творческая фантазия? Попробуйте их запечатлеть или реконструировать один из памятников мегалитического периода с помощью компьютерной графики.

3. Попробуйте, используя исторические данные, нарисовать эскизы костюма и маски тотема. Какая музыка могла бы сопровождать это театральное действо?

■ Темы проектов, рефератов или сообщений

«Причины возникновения изобразительного искусства первобытного человека»; «Художественные комплексы первобытной культуры (Альта-мира, Стоунхендж и др. - по выбору)»; «Ранние формы искусства: хронология и основные памятники»; «Древнейшие сооружения человечества и их магический смысл»; «Творения первых художников Земли»; «Символика геометрического орнамента неолита и ее отражение в жизни современного общества»; «Синкретизм первобытного искусства»; «Музыкальное и театральное искусство первобытного человека»; «Образы и символы первобытного искусства»; «Роль мифа в культуре первобытного человека»; «Первобытная магия и ритуал, их отражение в искусстве первобытного человека».


Похожая информация.