Активные игры для детей. Роль игры в физическом развитии и воспитании ребенка

Белоус О.И., воспитатель МБДОУ д/с №30 ст.Ленинградская Ленинградский р-н

1. Заводила

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой. Задача заводилы показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторить остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить пальчиком и т. д. Водящего зовут в круг. И он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же командует игроками. Заводила должен менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями.

2. Мышеловка

Играющие делятся на 2 неравные подгруппы: меньшая (например: 2 человека) образуют круг - «мышеловку», остальные «Мыши», находятся за кругом. Играющие - «мышеловка» - берутся за руки, поднимают руки вверх, образуя воротца. «Мыши» начинают вбегать в «мышеловку» и выбегать из не?. Дети, образующие «мышеловку»произносят слова:

Как нам мыши надоели,

Все? погрызли, все? поели

Мышеловку мы поставим

И бежать вас всех заставим!

При последних словах дети опускают руки, «мышеловка» «захлопывается». Не успевшие выбежать из круга считаются пойманными и встают в круг, в «мышеловку».

3. Часовой

«Часовой» - садится на землю в центре круга. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят за границей круга. Педагог показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к «часовому». Услышав шаги или шорох, он должен указать рукой, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местами с идущим. Если нет, то движение продолжается. Продолжает тот, кто сумеет пересечь круг.

4. Дружно по дорожке

На полу комнаты цветным шнуром, обозначается линия. Мама с ребёнком становятся друг за другом в начале линии. Мама предлагает малышу "погулять по дорожке ". При этом произносит слова:

Дружно по дорожке,

дружно по дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два -

Шагают наши ножки.

По кочкам, по камешкам,

По кочкам, по камешкам...

В ямку - бух!

Ребёнок двигается вслед за мамой вдоль линии. На слова "по кочкам "они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперёд, руки на пояс; на слова "в ямку - бух! "присаживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда мама скажет: "Вылезли из ямки ", ребёнок вместе с ней встаёт на ноги.

5. Самолёты

На полу комнаты шнуром выкладывается круг - это аэродром. Мама объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолёты. Затем она произносит:

Самолётики летят

И на землю не хотят,

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнутся.

Самолётики, которых изображают ребёнок и мама, расставив руки в стороны, начинают "летать"за пределами круга. Через 30 секунд мама говорит:

Вдруг летит большая туча,

Стало всё темно вокруг.

Самолётики - свой круг!

После этих слов мама и ребёнок бегут по кругу - "самолётики садятся на аэродром ".

6. Котик к печке подошёл

Мама и ребёнок берутся за руки, образуя кружок. Мама читает стихотворение, показывает движения, вслед за ней движения и слова повторяет ребёнок.

Котик к печке подошёл,

Котик к печке подошёл,

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Горшок каши он нашёл,

Горшок каши там нашёл,

(Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки)

А на печке калачи,

Ох, вкусны и горячи!

(Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши)

Пироги в печи пекутся,

(Выполняют наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх)

Они в руки не даются.

(Выпрямляются, прячут руки за спину)

Для этой игры понадобятся воздушные шарики и легкие взрослых. Надуйте несколько воздушных шариков. Дайте задачу игрокам, чтобы шарики всегда летали и не опускались на пол. Пусть они на них дуют или подкидывают руками.

8. Дуй на шарик.

Еще одна игра с воздушными шариками. Надувается то количество шариков, сколько будет игроков. Дети становятся в линию и каждому дается шарик с именем игрока. Задача - дуть на шарик до финиша. Побеждает самый первый. Эта игра отлично разрабатывает легкие детей, поэтому в нее можно играть как можно чаще и не только в детском саду, но и дома.

9. Оденься.

Это командная игра. Поделите детей поровну на две команды. Положите на два стула по одной кофте и шапочке. Каждый из игроков по сигналу должен подбежать к стулу и надеться. Оделся, разделся и отходит в сторону. Дальше подбегает следующий игрок и проделывает то же самое. Побеждает та команда, в которой быстрей наденутся все игроки. Такая игра больше подходит для средних и старших групп, так как малыши вряд ли сумеют сами надеть кофту или другую одежду.

10. Валенки.

Как мне кажется, такая подвижная игра подойдет и для младших групп. Опять же детей делят на две команды. Каждой команде дают по паре валенок и не простых валенок, а взрослых. Дети должны в них умещаться прямо в своей обуви. Так же, детям дают по одному флажку. Перед каждой командой ставится стульчик на расстоянии приблизительно 5 метров. Первые игроки из команды должны добежать до своего стульчика, обойти его по кругу и вернуться назад, передав флажок следующему игроку. Побеждает команда, в которой последний игрок первым закончил данную эстафету.

Эта игра с мячом на ловкость рук. Больше подходит для средней и старшей группы. Дети становятся в круг и кидают мяч друг другу. Самый неловкий игрок, не поймавший мяч, наказывается. Наказание - стоять на одной ноге и ловить мячик. Если он не поймает мячик, то его наказание утяжеляется - стоять на одном колене. При следующей неудаче ему нужно будет встать на два колена. Но если наказанный игрок поймает мячик, то ему прощаются все предыдущие неудачи.

12. Обгони.

Эта подвижная игра в детском саду на выносливость. Детей выстраивают в прямую линию. При этом они должны сесть на корточки, а руки держать на боках. Задание - необходимо допрыгнуть до финиша, например, до противоположной стены. Побеждает тот, кто первым допрыгнет. А все кто споткнется во время забега, выходит из игры.

13. Вороны и воробьи.

В этой игре детей делят на две команды. Одна команда называется воробьи, другая - вороны. Воспитатель объясняет каждой команде задачу. Например, команда «воробьи», как только их назовут должна лечь на пол, а команда «вороны» встать на стульчики. Все движения выполняются быстро. Тот, кто перепутал, выбывает из команды и игры. Побеждают те, у кого на конец игры осталось больше игроков в команде.

14. Надень шляпу.

Это очень веселая игра под музыку. Дети встают в круг. Воспитатель включает музыку и дает им женскую шляпку. Дети передают ее между собой. Воспитатель неожиданно останавливает музыку, и игрок у кого шляпка оказалась в руках должен быстро надеть ее на голову и пройтись по кругу женской походкой. Если он замешкался, то выбывает из игры. Кстати, вместо женской шляпки можно воспользоваться ковбойской или военной фуражкой. Тогда здесь нужно будет изображать ковбоя или солдата.

Из детей выбирают двух самых ловких. Их задача, поймать других игроков. Для этого они должны взяться за руки, чтобы получился круг (кольцо) и ловить других детей этим кольцом. Пойманный игрок отходит в сторону.

16. Рыбалка.

Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую веревку или канат и крутить ею по низу, стараясь ею коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы веревка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.

17. Елочка.

Такая игра подходит для детских новогодних утренников. Воспитатель говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие и тонкие. При слове «высокие» игроки поднимают руки вверх, «низкие» - приседают и опускают руки, «широкие» - расширяют круг, «тонкие» - сужают круг. В следующий раз воспитатель говорит эти слова не по порядку, а в разброс, пытаясь запутать детей.

19. Звери.

Подвижные игры в детском саду должны быть не только на ловкость, но и на внимательность. Например, игра «Звери». Дети выбирают своего водящего, который будет играть роль Совы. В обязанности совы входит только охота. Все остальные дети - лесные зверята. Воспитатель говорит «день». Игроки начинают бегать по комнате и веселиться, но со словом «ночь» они замирают, и на охоту выходит сова. Каждый, кто шелохнется или издаст какой-нибудь звук, делается добычей совы, т. е. выходит из игры.

20. Замороженные.

Дети встают в круг с вытянутыми руками вперед. Заранее выбранные два водящих бегают по кругу в противоположных направлениях и стараются коснуться ладоней участников. Те, кого коснулись, замораживаются и выбывают из игры.

21. Зайчик.

Один из игроков становится зайчиком и встает в образованный хоровод. Дети водят хоровод и напевают:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи.

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу куда выпрыгнуть,

Есть серому куда выскочить!

Импровизированному зайчику нужно постараться выскочить из хоровода.

22. Угадай, что за животное.

Водящий садиться ко всем детям спиной. Каждый игрок по очереди подходит к нему и издает звук, изображая любое животное, например, корову. Водящий угадывает, что это за животное.

23. Угадай, кто это.

Водящий опять садиться спиной к остальным детям. Те по очереди подходят к нему и произносят любое слово. Задача водящего угадать имя произносившего.

24. Три.

Выбираются два участника. Перед каждым кладут по одному символическому призу. Ведущий называет цифры в разброс, например, 1, 5, 9, 15, 20, 33, 39, 65 ит. д. Как только произносится цифра 3, игроки должны схватить свой приз. Побеждает тот, кто успел первым.

25. Воздух, вода, земля.

Подобная игра не только подвижная, но и ориентирована на детскую сообразительность. Игроки садятся в круг. Ведущий ходит перед ними и говорит «земля, воздух, вода» каждый раз меняя расположение слов. Остановившись около любого ребенка, ведущий произносит слово, к примеру, «земля». А ребенок в ответ должен изобразить любого животного ходящего по земле. При слове «вода» игрок изображает рыбу, а при слове «воздух» - птицу.

26. Покорми кролика.

На плотном ватмане рисуется кролик с вырезанным ртом. Игроки становятся в ряд. Первому дают морковку и завязывают глаза. Задача - положить морковку в рот кролику. Если у него не получилось, он выбывает из игры. Выполнив задание, игрок передает морковку следующему.

27. Попади в ямку.

Играть в эту подвижную игру в детском саду нужно на улице во время прогулки. Воспитатель выкапывает 3 одинаковые ямки в песке на расстоянии 0, 5 м. Игрок отходит от ямки на пару шагов и забрасывает в нее маленький мячик. Если попал, то переходит ко второй ямке, а потом к третьей. Затем все повторяет, но в обратной последовательности. Но если игрок не попал в первую ямку, то он выходит из игры.

28. Путешествие.

Разными цветными мелками ведущий рисует на асфальте петляющие и пересекающиеся между собой «тропинки». Игроки должны выбрать себе по «тропинке» и пройти ее до финиша, ни разу не сходя с дистанции.

29. Укради морковку.

Воспитатель рисует круг диаметром 8 м. В круг кладет 10 кубиков. В этой игре круг символизирует огород, а кубики морковку. Из игроков выбирается один сторож. Его задача охранять морковки. Остальные игроки становятся зайцами. Они должны постараться украсть эти морковки из круга-огорода. Кого «сторож» поймает, тот выбывает из игры. Победитель - самый ловкий, т. е. тот, кто украл морковку и не был пойман «сторожем».

30. Капкан.

Игра на ловкость и скорость! Несколько участников берутся за руки и образуют круг. Остальные изображают птичек и насекомых, например, бабочки, пчелы, мухи, комары, синички и т. д. Ведущий дает сигнал и «капкан» открывается - дети в круге поднимают руки вверх. В это время всем птичкам и насекомым можно ходить, бегать и прыгать в капкане. Издается следующий сигнал и капкан закрывается. Все, кто не успел выбежать из «капкана», оказываются в ловушке и встают в круг, заменяя других участников, а те становится птичками. В этой игре нет победителей. Здесь, главное, веселье и смех!

31. По кочкам через болото

Воспитатель распределяет детишек по командам. Впереди каждой из команд ложатся кирпичики на определенном расстоянии. Цель игры: пройти по кирпичикам заданный участок, не касаясь ногами пола. Побеждает команда, у которой последний игрок достигнет цели первым.

32. Составь фигуру

Дети разбегаются. По определенному сигналу воспитателя они должны принять какую-либо позу, которая отображала бы животное или цветок, дерево, геометрическую фигуру и т. п. Выигрывают дети, чьи фигуры наиболее соответствуют заданному.

33. Найди цвет

Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.

34. Живое - неживое

Ведущий называет живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только "живое", а на "неживое"молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.

Лариса Калабух
Подвижные игры для детей 5–7 лет

1Подвижные игры для детей 5-7 лет

«Совушка» . На площадке обозначается гнездо совушки (круг, в котором она находится. Остальные играющие : мышки, жучки, бабочки- располагаются по всему залу (площадке) . По сигналу воспитателя : «День!» все дети ходят, бегают, по площадке, предавая движениями характер образа, стараясь не задевать друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит : «Ночь!» , и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится уводит в своё гнездо. По сигналу «День!» совушка улетает, а мышки, жуки, бабочки, снова начинают резвиться. Игра повторяется с другим водящим (из числа ни разу не пойманных) .

«Самолёты» . Дети распределяются на две команды, и размещаются в разных сторонах зала (площадки, перед каждой ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля, и т. д.) . Играющие изображают лётчиков по команде : «К полёту приготовиться» , дети выполняют круговые движения согнутыми руками- заводят моторы. На сигнал : «Летите!» , дети поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлениях по всей площадке. По команде : «На посадку!» , самолёты возвращаются и приземляются (строятся в свои звенья и опускаются на одно колено, прямые руки в стороны). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и красиво (выдержано расстояние друг от друга) .

«Мышеловка» . Дети распределяются на 2-е группы. Одна образует круг- мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку берутся за руки, идут по кругу вправо (влево, приговаривая :

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут, вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

По мере произнесение слов дети –мыши вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки детей , идущих по кругу, и выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается- дети опускают руки. Те, кто остался в кругу, считаются пойманными. Они встают в круг – мышеловка увеличивается. Игра повторяется.

«Ловишки» (салки) . С помощью считался выбирается водящий-ловишка, он становится на середину площадки. По команде педагога «Раз, два, три- лови!» , все разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается догнать кого-либо из играющих, и коснуться рукой (запятнать) .Тот, кого ловишка коснулся рукой,отходит в сторону. Когда пойманы 3-4 играющих, то выбирается другой ловишка. Игра повторяется.

«Цветные автомобили» . Дети располагаются на одной стороне площадки (зала, они автомобили. Каждому дают цветной руль –круг (плоский обруч малого диаметра или кружок из картона) . В руках у водящего (педагог 2 цветных флажка, он поднимает флажок зелёного цвета- и дети имеющие кружок соответствующего цвета, разбегаются по всей площадке в любом направлении. Они гудят подражая автомобилю. Педагог поднимает флажок другого цвета, например синего и дети 2-ой группы также разбегаются. Через некоторое время флажки опускаются вниз, и играющие останавливаются. Игра повторяется. Предварительно педагог даёт указания- бегать в разных направлениях и наталкиваться друг на друга, иначе будет авария. Эта игра позволяет развивать ориентировку в пространстве.

«Удочка» .Играющие становятся по кругу, в центре которого находится водящий (педагог, он держит в руках верёвку, на конце привязан мешочек с песком. Педагог вращает веревку с мешочком по кругу над землёй (полом, а дети прыгают на 2-х ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком 2-3 круга педагог делает паузу, во время которой подсчитывается количество детей , чьих ног коснулся мешочек, и даются оказания по выполнению прыжков. Игра повторяется 2-3 раза.

«Найди свой цвет» . В разных сторонах площадки (зала, в небольшие кружки становятся цветные кегли. Играющие плотно располагаются вокруг них. На 1-й условный сигнал все разбегаются по площадке врассыпную. На 2-й сигал : «Найди свой цвет» , каждый играющий должен найти кеглю соответствующего цвета. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

«Мяч водящему» . Играющие становятся в 3- 4 колонны на расстоянии 1м от них становятся водящие с мячом большого диаметра в руках. Для детей стоящих первыми в колоннах и водящих обозначается черта, за которою нельзя заступать. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне, а тот таким же способом возвращает его обратно и перебегает в конец колонны, затем мяч бросает второму в колонне и т. д. Когда первый игрок в колене окажется на своем месте, он поднимает руки вверх. Определяется команда- победитель. Игра повторяется.

«Перелёт птиц» . На одной стороне зала (площадке, находятся дети-птицы, на другой –различные предметы : гимнастическая стенка, скамейки, не высокие брёвнышки (если это площадка) – это деревья на которые взлетают птицы. По сигналу педагога : «Птицы полетели!» , дети, размахивая руками, как крыльями разбегаются по всему залу; на следующий сигнал : «Буря!» все бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произнесёт : «Буря прекратилась!» , дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по всему залу- птицы продолжают свой полёт. Страховка во время игры обязательна , особенно при спуске детей с возвышения .

«Найди себе пару» . Для игры нужны цветные платочки (или ленточки, по количеству детей . Половина платочков одного цвета, остальные другого. Каждый играющий получает по одному платочку. По сигналу педагога дети разбегаются. На сигнал «Найди себе пару!» , дети с платочками одинакового цвета становятся парами. В случае если ребёнок остаётся без пары, играющие говорят : «Ваня, Ваня (Таня) не зевай, быстро пару выбирай!». Игра повторяется.

«Гуси-гуси» . На одной стороне зала (площадке, обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне- пастух. Сбоку от дома логово волка, остальное место площадки -луг. Выбирают детей на роль волка и пастуха, остальные гуси. Пастух выгоняет гусей на луг.

Пастух : «Гуси,гуси!»

Гуси : (останавливаюся и отвечают хором)

Га! Га! Га!

Пастух : «Есть хотите?»

Гуси : Да! Да! Да!

Пастух : «Так летите!»

Гуси : Нам нельзя :

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Пастух : «Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!»

Гуси, расправив крылья (руки в стороны, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать) . Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбирается другой волк и пастух. Игра повторяется.

«Успей выбежать!» . Играющие образуют круг. В центре круга находится примерно одна треть детей . Дети, стоящие по кругу, берутся за руки, идут вправо, по сигналу педагога бегут. Стоящие в центре ритмично хлопают в ладоши. По сигналу «Стой!» , дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Педагог считает до трёх. За это время ребята, стоящие в центре, должны успеть выбежать из круга. После счёта «Три!» , дети быстро опускают руки вниз, не успевшие выбежать считаются проигравшими. При повторении игры на середину выходят другие дети.

«Хитрая лиса» . Играющие становятся по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне вне круга обозначается дом лисы. По сигналу педагога дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга, и не заметно дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрой лисой. Дети открывают глаза и хором 3-и раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, а потом громче) : «Хитрая лиса, где ты?» . После третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит : «Я здесь!» . Все разбегаются по площадке, а лиса уводит их к себе. Подсчитывают количество пойманных лисой. Игра повторяется с другим водящим.

«Мороз Красный нос» . На противоположных сторонах площадки обозначаются 2-а дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий (Мороз Красный нос) становиться в середине площадке лицом к играющим и говорит :

Я- Мороз Красный нос.

Кто из вас решится

В путь- дороженьку пуститься?

Играющие отвечают хором :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После произношения слова «Мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их, стараясь коснуться рукой- заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий, и до окончания перебежки стоят, не двигаясь. Педагог вместе с Морозом подсчитывают количество замороженных. После каждой перебежки выбирают другого Мороза. В конце игры сравнивают , кто из водящих был более ловким, и заморозил больше ребят.

«Охотник и зайцы» . Из числа играющих выбирается один охотник, остальные зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, а другой– дом зайцев. Охотник ходит по площадке, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается на своё место. Зайцы выпрыгивают из кустов, прыгают на 2-х ногах в разных направлениях. По сигналу «Охотник!» зайцы убегают в дом, а охотник бросает в ноги зайца снежок. Тех в кого он попал, забирает в свой дом. После каждой охоты выбирается новый охотник, но не из числа пойманных.

Для игры (во избежание травм) лучше использовать самодельные мячи, сшитые из кусочков ткани.

«Белые медведи» . В круг-льдину становятся двое водящих, они- белые медведи. Остальные ребята –медвежата- разбегаются по всей площадке вне льдины. Медведи, держась за руки, стараются настигнуть медвежонка и охватить его свободными руками. Пойманного отводят на льдину. Ловля продолжается, пока не будут пойманы 2-3 медвежонка. после смены медведей игра повторяется. Победители –кого ни разу не поймали.

«Мы весёлые ребята» . Дети становятся на одной стороне площадки за чертой (шнуром) . На противоположной стороне не большой снежный вал высотой 20-30см. Сбоку от играющих (примерно на середине) находятся водящие (салки) . Играющие хором говорят :

Мы – весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три – лови!

После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за снежный вал. Стараются запятнать тех, кто не успеют увернуться и забежать за укрытие. После двух перебежек посчитывают количество пойманных. Игра повторяется с другими водящими.

«Снежная королева» . Из числа играющих выбирается водящий (можно считалкой) - Снежная королева. Дети разбегаются по площадке, а Снежная королева старается дотронуться до них. Тот кого она коснулась, превращается в льдинку и должен оставаться на месте. При повторение игры выбирается другой водящий, но не из числа проигравших.

«Ключи» . Играющие становятся в кружки, начерченные в любом порядке на расстоянии 2м друг от друга. Выбирается водящий. Он подходит к одному из играющих и спрашивает : «Где ключи?» . Тот отвечает : «Пойди к (имя) постучи!».В это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, он может крикнуть :»Нашёл ключи!».Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Карусель» . Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, а потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом :

Еле-еле, еле- еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом

Всё бегом, бегом, бегом!

После того как дети пробегут 2-3круга, Педагог останавливает их и подаёт сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и продолжают ходьбу и бег. Затем, педагог вместе с детьми произносит :

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра!

Движение карусели замедляется, и с окончанием дети останавливаются.

«Паук и мухи» . В одном из углов зала (площадки) обозначается кружком паутина, где живёт паук (водящий) . Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога играющие разбегаются по всему залу- мухи летают жужжат. Паук в это время находится в паутине. По сигналу «Паук!» мухи замирают, останавливаются в том месте, где их застал сигнал. Паук выходит, смотрит. Того, кто шевелится, паук отводит в свою паутину. Подсчитывают проигравших, выбирается другой водящий.

«Море волнуется» . Дети становятся в круг на расстоянии 1-2шагов друг от друга, и каждый чертит вокруг себя кружок. Выбирается водящий. Он идёт между играющими змейкой. Те дети которым играющий скажет «Море волнуется» , идут за ним, постепенно образуя цепочку. Такая цепочка в ходьбе или беге огибает каждый кружок. На слова педагога «Море спокойно» все опускают руки и стараются занять любой свободный кружок. Тот, кто останется без кружка, считается проигравшим.

«Охотники и утки» . Играющие разделяются на две равные команды- охотников и уток. Утки становятся в середину большого круга, охотники располагаются снаружи круга. Охотники, бросая мяч большого диаметра, стараются осалить им уток, те выбывают из игры . Когда большинство уток будет осалено, то команды меняются ролями.

«Лягушки в болоте» . С двух сторон очерчиваются берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой) . Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50см) и говорят :

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлёпнулись лягушки.

Стали квакать из воды :

Кве-ке-ке, кве-ке-ке,

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые не успели прыгнуть в болото. Пойманная лягушка идёт в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман.

«Бездомный заяц» . Из числа играющих выбирается бездомный заяц и охотник. Остальные «зайцы» чертят себе кружки, встают в них – это их домики. По сигналу педагога бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоящий в кружке, должен быстро убежать, так как он становится бездомным и охотник гонится уже за ним. Если охотнику удаётся поймать зайца, который остался без дома, то они меняются ролями.

«Салки с мячом» .Играющие образуют круг и становятся на расстоянии 2-3шагов друг от друга. Водящий в центре круга, у его ног два мяча, сшитых из кусочков ткани. Водящий выполняет различные движения : приседания, наклоны, хлопки над головой и т. д. Играющие повторяют эти движения. Педагог внезапно произносит : «Беги из круга!» , и все разбегаются в разные стороны.

«Лиса и куры» . Дети изображают кур. Один из изображающий -петух, другой лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит : «Ку-ка-ре-ку!» . Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейка) . Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели подняться на насест и удержаться на нём. При повторении игры выбираются другие дети на роль лисы и петуха.

«Волк во рву» . По средине площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 60-70см одна от другой- это ров. Один из водящих (или двое) – волк, находится во рву. На этой же стороне площадки (в конце, за линией, дом козы. На противоположной стороне рва – пастбище для коз. По сигналу педагога козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. Волки выбегают изо рва, ловят коз. После каждой перебежки подсчитывается количество пойманных коз, а после двух перебежек водящие меняются.

«Жмурки» Выбирается жмурка. Он встаёт на середину площадки, уму завязывают глаза и несколько раз поворачивают кругом. Дети разбегаются по всей площадке, а жмурка питается поймать кого-либо. Если жмурка приближается к краю площадки, его предупреждают словом «Огонь!» . По правилам играющие должны забегать за условные линии. Игру лучше проводить с небольшим количеством играющих (можно посменно) . По возможности с площадки убирают все лишние предметы. Если жмурка долго не может никого поймать, то его сменяет другой водящий.

«Ловкие ребята» . Играющие располагаются по кругу. Перед каждым по полу (земле) мешочек с песком (можно положить камешек, брусок) . В центре –двое водящих. по сигналу педагога дети прыгают в круг на одной ноге, перепрыгивая через предметы, а обратно на двух ногах; водящие стараются осалить их, прежде чем те успеют прыгнуть обратно из круга. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, получает штрафное очко (но из игры не выбывает ) . Через 30-40 сек игра останавливается и подсчитывают количество проигравших. Выбирается водящие из числа тех, кто ни разу не был пойман. Игра повторяется.

«Пятнашки» . Выбирается водящий, который становиться в центр площадки. После сигнала «Лови!» дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо и осалить. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время педагог подает команду : «Стой!» и игра останавливается. Подсчитывается количество пойманных, и выбирается другой водящий.

«Кошка и мышка» . Выбираются водящие : один- кошка, другой- мышка. Дети берутся за руки и образуют круг. Кошка стоит за кругом, а мышка в кругу. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, на играющие приседают, и закрывают входы, и не пропускают её. Если кошка все же пробралась в круг, дети сразу же открывают ворота и пропускают мышку, а кошку стараются из круга не выпустить. Если же кошка поймала мышку, то они обе становятся в круг и играющие выбирают других водящих.

«Конники-спортсмены» . На расстояние 2м от стены обозначены стойла (кружки) в 1м друг от друга. Их должно быть на 2-3 меньше, чем играющих. Дети стоят по кругу, повернувшись правым (левым) боком к центру, изображая спортивных лошадок. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях; по команде «Поворот!» поворачиваются кругом, продолжая движение в противоположном направление; на команду «Рысью!» - бегут. Задания повторяются 2-3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без стойла проигрывают . Игра повторяется.

«Ловля бабочек» . Педагог определяет по две пары водящих- дети с сачками. Остальные бабочки по сигналу «Летите!» дети с сачками (двое детей , держась за руки) ловят бабочек – соединяют руки вокруг бабочки и отводят в установленное место. В то время, когда пойманных уводят педагог говорит : «Бабочки отдыхают, сели на цветок» , дети приседают (пауза) . По сигналу «Летите!» бабочки сова разлетаются. Через некоторое подсчитываются пойманные бабочки, и выбираются другие водящие.

«Не оставайся на земле» . Выбирается водящий, который бегает со всеми детьми. Как только педагог произнесёт «Лови!» - все убегают от водящего и стараются взобраться на возвышение- бревно, пенёк и дт. Если водящему удаётся осалить кого-либо, тот считается пойманным и отходит в сторону. По окончанию игры подсчитывают количество проигравших выбирается другой водящий, из тех кто не был пойман.

«Медведи и пчёлы» . Дети распределяются на две равные группы, одна медведи, остальные –пчёлы. На расстоянии 3м от дома пчёл очерчивается лес, там где находятся медведи.

На противоположной стороне на расстоянии 8-10м –луг. Пчёлы располагаются на своем доме- на возвышение (стенка, скамейка, невысокое бревно) . По сигналу педагога они летят на луг медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом. По сигналу педагога «Медведи!» пчелы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей которые не успели убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей и игра возобновляется. При повторении игры дети меняется ролями.

«Коршун- воробышки» . Чертиться круг диаметром 5м. Выбирается водящий- коршун, он становиться в центр круга. Воробышки прыгают на двух ногах в круг (поклевать зернышки) и обратно из круга. А коршун летает по кругу, не даёт воробышкам клевать зерно и ловит их (дотрагивается до них) . Воробышек которого поймали, поднимает вверх руку, делает шаг назад и не участвует в игре. Игра повторяется по несколько раз по 40-50сек. Во время смены водящего возникает пауза,которая и служит отдыхом для детей .

«Караси и щука» . Один водящий-щука, остальные играющие делятся на две подгруппы. Одна из них образует круг- это камешки, другая –караси, которые плавают внутри круга. Щука находиться за пределами круга. По сигналу педагога «Щука!» быстро вбегает в круг щука и старается поймать карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (спрятаться) . Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры , которая повторяется 3-4 раза педагог отмечает водящего-щуку, поймавшую больше всего карасей.

Серия подвижных игр, соответствующая физическому и психическому развитию детей от 7-10 лет.

Это игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры моторные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы по картинкам (копание, перетягивание, толкание и т.п.). В игры целесообразно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем воздухе. К ребенку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.

☺ Игра «Мышиная охота»

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

☺ Игра «Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

☺ Игра «Пленник мяча»

Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и правильной координации движений.

☺ Игра «Шарики - веники»

Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.

☺ Игра «Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

☺ Игра «Велосипедная камера»

Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т.п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.

☺ Игра «Прищепки»

Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» при-крепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

Интересные игры для развития детей. Игры направлены на развитие: навыков общения, раскрепощенности, моторики рук, памяти, внимательности мышления. Игры для детского сада и школы.

Борьба за мяч

Для игры выбирают ровную площадку. Чертят круги диаметром примерно в 1 метр. Эти круги должны рас-полагаться на расстоянии 2 — 3 метров друг от друга.

Выбирают 3 — 4 водящих, которые встают между кругами. Все остальные игроки занимают места в кругах и начинают перебрасывать друг другу мяч. Задача водящих — поймать этот мяч. Если им это удается, они кричат: «Меняйтесь!» Игроки должны поменяться местами. Водящие стараются занять освободившиеся круги. Тот, кто остался без круга, становится водящим в следующий раз. Побеждает тот, кто за все время игры ни разу не был водящим.

Несколько обязательных правил:

1. Игроки не могут выходить из кругов, а водящие входить в круги.

2. Мяч можно передавать различными способами.

3. После команды: «Меняйтесь!» никому нельзя оставаться в своих кругах.

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Подвижность игры: подвижная

Сиамские близнецы

Сиамские близнецы — игра для замкнутых детей, желающих исправить это.

Цель игры: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева, — только левая. Вместе они и есть сиамский близнец.

Ведущий дает задание, и «сиамскому близнецу» надо выполнить это задание (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает: навыки общения, раскрепощенность

Количество игроков: 4 и более.

Испорченный факс

Эта детская игра напоминает испорченный телефон, но в отличии от той игры, развивает не слух, а осязание детей.

Игроки садятся друг за другом и смотрят в затылок друг другу. Первому и последнему игроку дается ручка и бумага. Последний игрок рисует простую фигуру на листе, а после точно такую же пальцем на спине соседа спереди.

Каждый следующий игрок рисует на спине впереди сидящего то, что он почувствовал на своей спине.

Первый игрок перерисовывает на бумаге то, что он почувствовал на своей спине.

После всего сравнивают полученные картинки и веселятся.

Последний игрок переходит в начало колонны и игра начинается заново.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает: внимательность, моторика рук, память

Подвижность игры: малоподвижная

Количество игроков: 4 и более

Необходимы вещи: бумага, карандаш

Копия памятника

Копия памятника — игра развивающая внимательность у детей и подростков, помогает преодолеть стеснительность.

Игра подойдет детям младшего и старшего школьного возраста для проведения на праздниках.

Также подойдет взрослым, для проведения на вечеринках.

Из присутствующих выбирается два игрока. Одного из них (копировальщик) выводят из помещения

и завязывают глаза, второй (памятник) в это время должен принять какую-нибудь интересную позу и застыть в ней. Вводят игрока-копировальщика с завязанными глазами.

Он должен не снимая повязку, на ощупь определить позу памятника и принять точно такую же. Как только копировальщик принял позу, повязку с глаз снимают. Все сравнивают оригинал памятника и то, что получилось у копировальщика.

Копировальщик становится памятником, а на место копировальщика выбирают кого-то из присутствующих

Примечания. У игры нет проигравших или выигравших.

Возраст игроков: от шести лет до пятнадцати лет

Игра развивает: внимательность, органы чувств, раскрепощенность

Подвижность игры: малоподвижная

Количество игроков: 4 и более

Место игры: помещение

Необходимы вещи: повязка

Горячо-холодно

С помощью этой игры хорошо дарить ребенку в заранее спрятанный сюрприз/подарок, т. к. у ребенка в процессе поиска усиливается интерес к подарку (точно так же, как вкусный запах из кухни усиливает аппетит перед обедом).

От ребенка в заранее прячется сюрприз/подарок. Он должен его найти по подсказкам ведущего:

Совсем замерз — значит, что от сюрприза очень далеко и ребенок ищет совершенно не в том направлении Холодно — значит, что ребенок ищет не в том месте.

Опять зимушка-зима пришла — означает, что ребенок идет в неправильном направлении, после правильного направления.

Уже теплее — означает, что ребенок повернул в нужном направлении

Теплее — значит, что ребенок продолжает идти/ искать в нужном направлении

Горячее — ребенок уже близок к сюрпризу

Жарко — ребенок близко-близко к сюрпризу

Совсем пожар! — ребенок в нескольких сантиметрах от своего подарка

Ребенок ищет спрятанный сюрприз, по вышеописанным подсказкам ведущего.

Ребенок наслаждается найденным подарком. Очевидно, что наградой ребенку является найденный подарок.

Примечания. Если ребенок не один, а их несколько, то поиском занимаются все дети сразу. Для этого случая подарок должен быть соответствующим!

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает : внимательность, мышление

Подвижность игры: малоподвижная

Количество игроков: 2 и более

Снежная дуэль

Снежная дуэль — это практически настоящая дуэль, но на снежках. Игра хорошо развивает координацию движений и реакцию играющих детей.

Игра проходит по правилам дуэли, но с некоторыми изменениями. А именно:

Дуэль проходит не на пистолетах, а на снежках, можно уворачиваться от попадания и никто никого не убивает. Максимум что можно получить — это синяк под глазом и легкое сотрясение.

Два игрока становятся на расстоянии в 10 метров. Каждый дуэлянт вокруг себя очерчивает круг в 1 метр — в рамках этого круга он может уворачиваться от снежка оппонента.

После условного сигнала первый дуэлянт бросает снежок в соперника. После этого второй дуэлянт бросает снежок в первого.

Если один дуэлянт попал, а второй промахнулся, то попавший считается выигравшим дуэль.

Если оба промахнулись или попали, то дуэль переигрывается.

Дуэлянт в которого «стреляют» может уворачиваться от снежка в рамках очерченного вокруг себя круга.

Если есть еще игроки, то новый игрок становится вместо проигравшего и все начинается сначала.

Примечания. Для уменьшения вероятности травм, следует целиться в туловище, а не в голову. Также не следует делать ледяные или очень прочные снежки.

Возраст игроков: от шести лет

Игра развивает : координация, реакция

Подвижность игры: малоподвижная

Количество игроков: 2 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: снег

Морские фигуры

Для этой игры нужно выбрать одного водящего. Остальные игроки находятся на некотором расстоянии от него. Водящий говорит: «Море волнуется — раз, Море волнуется — два, Море волнуется — три, Морская фигура, на месте замри!» После этих слов все участники игры должны замереть на месте, изображая какую-нибудь неподвижную морскую фигуру, например, рыбу, краба, морского конька или других обитателей морей и океанов. Водящий подходит к какому-нибудь игроку и осаливает его. Игрок должен показать, как двигается изображенная им фигура. Например, рыба плавает, краб ползает, лягушка прыгает. Остальные участники должны угадать, кого изображает игрок.

В следующий раз водящим можно выбрать того участника игры, кто изобразил самую таинственную морскую фигуру, то есть такую, чтобы никто не смог догадаться. А можно, наоборот, выбрать водящим того, кто изобразил самую простую фигуру, которую все сразу узнали.

Возраст игроков: от шести лет

Место игры: улица, помещение

Подвижность игры: малоподвижная

Цепи

Участники делятся на две равные команды. Игроки каждой команды выстраиваются в цепочку, берутся за руки и расходятся так, чтобы между цепочками расстояние было примерно 7 — 8 метров. Команды заранее договариваются, кто будет начинать игру.

Начинающая игру команда (первая), не расцепляя рук, идет навстречу противникам (второй команде) и кричит: «Цепи, цепи кованы, Кем вы не раскованы?»

После этого она возвращается на свое место. Противники, посовещавшись, называют имя одного из игроков первой команды. Этот игрок разбегается и изо всей силы врезается в цепь второй команды, стараясь ее разорвать.

Если цепь удается разорвать, то игрок, выполнивший это, забирает в свою команду того, кто оказался справа от него. При этом первая команда сохраняет право разбивать цепь.

Если же у него не получается разбить цепь, он встает в цепь противника. Право разбивать цепь переходит ко второй команде.

Игра продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется всего один игрок. Или же побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.

Есть игра, аналогичная этой, — «Али-баба». Суть ее такая же, как и в «Цепях», только игроки кричат другие слова. Игру начинает одна из команд словами: «Али-баба!» Вторая команда хором отвечает: «О чем, слуга?» Вновь говорит первая команда, называя имя одного из игроков команды противника, например: «Пятого, десятого, Сашу нам сюда!»

Подвижность игры: подвижная.

Лапта

Это старинная и всеми любимая русская игра. Для нее нужны большая площадка, мяч и лапта (бита или доска). На площадке чертят две линии. За одной из них находится «дом», за другой — «город», а между ними — «поле».

Игроки делятся на две команды. Команды расходятся: одна идет в «поле», а другая — за линию «города». Один игрок из команды «города» бьет лаптой по мячу, бежит к «дому» и бегом возвращается на свое место.

Выбранные игроки «поля» стараются перехватить мяч и осалить им бегущего. Если игрок «города» понимает, что не успеет добежать до «дома» неосаленным, он может остановиться, а потом добежать до «города» вместе со следующим игроком своей команды. Если игроку удалось перебежать в «дом» и вернуться в «город» неосаленным, команде засчитывается очко. Если мяч пойман игроком «поля» на лету или если игрок «города» на бегу был осален, команда «города» получает штрафное очко.

Игра происходит в два этапа по 20 минут каждый. По окончании каждого периода команды меняются местами.

Потом подсчитывают очки, и по их количеству определяют победителя.

Возраст игроков: от десяти лет

Место игры: улица, просторное помещение

Необходимы вещи: мяч, лапта

Подвижность игры: подвижная

Морской царь

Эту игру надо проводить на берегу, у воды. Выбирают одного водящего. Он будет «морским царем».

«Морской царь» живет в, воде, а остальные участники идут купаться и дразнят его. Он должен догнать и осалить кого-нибудь из игроков. На берег «морской царь» выходить не может.

Если «морской царь» осалит кого-нибудь из игроков, то в следующий раз водящим, то есть «морским царем», будет другой игрок.

Возраст игроков: от десяти лет

Место игры: берег водоема

Подвижность игры: подвижная

Живая мишень

Нужна ровная площадка и заранее заготовленные снежки. Кроме того, требуется достаточное количество игроков, чтобы их можно было поделить на две команды. Суть игры в том, чтобы перебежать площадку под снежковым обстрелом противника и при этом увернуться от ударов.

По снегу на площадке вычерчивается большой прямоугольник длиной в 20 метров. Одна команда, которой предстоит бегать, становится у линии старта (перед поперечной стороной прямоугольника), а другая, которая будет обстреливать, — вдоль площадки.

Первый игрок «перебежчиков» трогается с места и несется по площадке к ее противоположной границе. В это время игроки второй команды должны закиды-вать его снежками, стараясь попасть. Бегущий игрок может вилять, петлять и уворачиваться, но двигаться преимущественно по прямой. Если он добежит невредимым, его команде засчитывается очко. А если в него попадут снежком, он выбывает из игры.

Как только первый игрок добегает, срывается с места второй, и так далее. Когда дистанцию пройдет вся команда, подсчитываются очки, и бегуны становятся нападающими.

Побеждает та команда, которая за кон набрала больше очков.

Возраст игроков: от десяти лет

Место игры: улица

Необходимы вещи: снег

Подвижность игры: подвижная

Казаки-разбойники

Участники игры должны разделиться на две команды: команду «разбойников» и команду «казаков». «Казаки» находят место для пленных «разбойников» — «темницу», а «разбойники» тем временем прячутся.

Затем «казаки» приступают к поиску, причем «разбойника» обязательно нужно догнать и дотронуться до него. «Разбойник», которого взяли в плен, не имеет права убегать. Все пленные находятся в «темнице», их охраняет «казак». «Разбойники» могут освободить товарища из «темницы», но для этого они должны дотронуться до «пленника». А если тот не успеет убежать сразу, «казак»-сторож может опять поймать его. «Казак» может также поймать и «разбойника», при-шедшего на выручку.

Игра считается законченной тогда, когда все «разбойники» окажутся в «темнице». Потом игру можно начать сначала, а участники могут поменяться ролями.

Возраст игроков: от десяти лет

Место игры: улица

Необходимы вещи: мелки

Подвижность игры: подвижная

Петушиный бой

На ровной площадке чертится большой круг. Два игрока входят в него и становятся друг перед другом на колени, у каждого сзади к поясу прикреплен платок или шарф — «хвост». Задача игроков — не поднимаясь с коленей, подойти к противнику сзади и зубами выхватить платок. Руками помогать себе нельзя.

Возраст игроков: от восьми лет

Необходимы вещи: два платка; то, чем можно начертить или обозначить круг

Место игры: любое

Подвижность игры: малоподвижная

Гонки

Участники игры встают в круг. Выбранный по жребию или при помощи считалки водящий заходит внутрь круга. Игроки передают друг другу мяч так, чтобы его не достал водящий. Тот игрок, по вине которого мяч оказывается пойманным, становится сле-дующим водящим.

У этой игры есть некоторые правила.

1. Нельзя надолго задерживать мяч в своих руках.

2. Передавать мяч можно по-разному: бросать по воздуху, перекатывать по земле, отбивать от земли. Можно договориться заранее и выбрать только один способ передачи мяча.

3. Игрокам разрешается делать обманные движения, ложные передачи, броски, повороты и т. п.

4. Любой игрок, и водящий в том числе, может перехватить вылетевший из круга мяч.

При желании игру можно несколько усложнить. Например, договориться, что во время игры все двигаются по кругу вправо или влево, или все упустившие мяч присоединяются к водящему и тоже стараются овладеть мячом.

Прошли годы, правила любимых когда-то игр позабылись, да и собрать на нынешних площадках компанию, подходящую, скажем, для «Казаков-разбойников» кажется невыполнимой задачей.
Но и сегодня для детей на улице есть кое-что поинтереснее обычных салок.
Впрочем, и салки тоже могут быть необычными!
Разбудите свои воспоминания, расскажите детям о том, во что вы играли, когда сами ходили пешком под стол. Разнообразьте ваши летние прогулки. Незатейливые уличные забавы оставят в душе малыша несмываемые воспоминания о вашем общем с ним детстве - беззаботном, развеселом, легком и абсолютно счастливом.
Салки разные нужны, салки всякие важны!

Соблюдайте простое правило - обозначьте границы участка, за которые нельзя выбегать. когда носиться друг за другом станет не так интересно, предложите новые варианты игры.

«Салки - ножки на весу»
Если игрок поднял обе ноги над землей, например, повис на перекладине или кольцах, сел на скамейку или просто на землю, водящий не имеет права его осалить в этот момент и должен бежать за другим игроком.

Развивающие игры для детей от 1 года с плюшевым зайкой

«Салки с хвостиками»
Всем игрокам, кроме водящего, за пояс заправляются небольшие веревочки или ленточки. Водящий должен догнать игрока, вытянуть у него ленточку-хвостик и заправить его себе. Теперь игрок без хвостика становится новым водящим, и игра продолжается.

«Салки-домики»
На площадке для игры заранее обозначаются (например, чертятся мелом на асфальте или палочкой на земле) домики, в которые ненадолго могут прятаться играющие, убегая от водящего.

« В игре «Я знаю пять…(имен девочек, названий животных, фруктов, цветов и т.д.) нужно, ударяя мячом по земле, «Маша - раз, Настя - два…» Задумался, замешкался, повторился - передаешь мяч другому. Побеждает тот, кто дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся. Елена Гируцкая, главный редактор

«Салки с мячом»
Нашим бабушкам эта игра известна под названием «Штандер». Игроки встают в круг, один из них, держа в руках мяч, становится в середину, подбрасывает мячик вверх и называет имя кого-то из участников игры. Этот игрок должен поймать мяч, а остальные быстро разбегаются прочь. Тот, кто поймал мяч, кричит: «Стоп!» Все игроки должны сразу же остановиться. Теперь задача водящего попасть мячом в любого игрока, который при этом не может сходить со своего места, но старается увернуться от мяча - присесть, подпрыгнуть, наклониться. Маневр не удалось и мячик все-таки осалил игрока? Он становится новым водящим - должен поймать мяч, крикнуть «стоп» и осалить мячом кого-нибудь еще. Если водящий промахнулся, он сам снова ловит мяч, и игра продолжается. Пока мяч не находится в руках водящего, дети могут свободно перемещаться по площадке, занимать наиболее выигрышные позиции.

«Салки на дорожке»
Начертите большой круг, в который поместятся все игроки, и разделите его на четыре равные сектора - это игровое поле. Водящий встает в центр круга, игроки в произвольном порядке размещаются в кругу. По сигналу водящий начинает перемещаться по кругу, стараясь осалить игроков, но с одним ограничением -
хотя бы одна его нога должна всегда оставаться на линии (внешней, очерчивающей круг, или внутренних, разделяющих его). Рисовать круг удобно мелом на асфальте, но можно играть и на лужайке, выложив игровое поле веревками или расчертив палочкой.

«Салки-Змейка»
В этой разновидности салок осаленный игрок берет водящего за руку (в другом варианте - за пояс) и они продолжают бегать за другими ребятами вместе, не расцепляя рук. Постепенно змейка становится все длиннее и неповоротливее, а смех малышей все громче.

А еще в салки можно играть, прыгая на одной ножке, катаясь на самокатах или роликах, передвигаясь гусиным шагом или на четвереньках!

« В игре «Лягушки»
участвуют две команды (у нас всегда включался весь двор, человек двадцать, но теперь такого не встретишь!). Игроки выстраиваются на одной линии, садятся и по сигналу прыгают к «кочке». Кто первый достиг ее, команда того и победила. Весело и спортивно!

Проявляем смекалку и сообразительность

Эти игры позволят как следует подвигаться небольшой компании ребятишек
на ограниченном пространстве.

«Зайцы и капуста»
Обозначьте небольшой круг (его можно нарисовать мелом, палочкой на земле или песке, выложить веревочкой) - это будет огород. Диаметр круга определите исходя из количества участников и возраста детей. На середину круга каждый из малышей должен положить какой-то свой предмет (кепку, игрушку, заколку для волос и т.п.), а можно положить в круг маленькие игрушки, сувениры для детей. Это - капуста. Водящий сторожит огород. По команде (это может быть короткий стишок, строчка из песни) игроки стараются забежать в круг и утащить капусту, не попавшись при этом сторожу. За один раз можно брать только один предмет из круга. Побеждает тот, кто утащит с огорода больше капусты. Игроки, которых поймал сторож, могут выбывать из игры либо переходить на сторону сторожа и помогать ему ловить шустрых зайцев - как договоритесь.

« Любимой игрой у нас с подружками были «Секретики ». В укромном месте на земле делается небольшое углубление, туда кладутся сокровища - красивый камешек, цветочек, все что угодно. Сверху - стеклышко. Задача - отыскивать секретики и рассматривать сокровища.

Обозначаем дорогу шириной несколько метров. Водящий встает посередине дорожки спиной к игрокам, игроки - за линией дороги. Водящий называет любой цвет и поворачивается ко всем лицом. Те, у кого на одежде есть названный цвет, держась за эту одежду, спокойно переходят дорогу. Те же, у кого такого цвета нет, должны перебежать дорожку, а водящий пытается их осалить. Осаленный игрок становится новым водящим. Если все игроки благополучно перешли дорогу, водящий еще раз отворачивается и называет новый цвет. Можно ли придумывать цвета (серо-буро-малиновый) и называть оттенки (светло-лиловый, темно-синий)? Это как договоритесь!

«Чей домик?»
Эту игру можно затеять и на детской площадке, и на аллее в парке, и на пляже. Нужно выбрать водящего и обозначить домики по количеству участников минус один. Домиками могут стать деревья, скамейки, нарисованные мелом круги, пляжные полотенца и т.д. Игроки занимают места у домиков и по сигналу начинают перебегать от одного к другому, а водящий должен стараться занять любой освободившийся домик. Тот, кому домика не досталось, становится новым водящим. Можно играть на выбывание, тогда в каждом круге самый нерасторопный игрок выходит из игры вместе со своим домиком, то есть домиков всегда должно быть на один меньше, чем детей.

« А я любила «Море волнуется» . Это та, где ведущий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» И все замирают в немыслимых позах: попробуй угадай! Мы и сейчас в нее с сыном играем, только в тюнингованную версию: чаще бывает «дино-фигура замри».

Развиваем ловкость, тренируем меткость

Когда детки устали от беготни (да-да, такое иногда тоже бывает!), самое время предложить им одну из игр чуть поспокойнее.

«Картошка»
Для нее понадобится небольшой легкий мяч (можно взять резиновый надувной). Игроки встают в круг диаметром 5–6 метров и начинают перебрасывать мяч друг другу. Пропустивший передачу садится в середину круга на корточки, остальные продолжают игру. Они могут «выручить» сидящих в кругу, попав по ним мячом. Однако в случае промаха игрок тоже должен будет сесть в круг. Если игрок в круге поймал летящий над ним мяч (вставать при этом нельзя, но можно подпрыгивать на корточках), все сидящие возвращаются в игру, а в центр круга садится тот, кто неудачно бросил мяч. Игра продолжается до тех пор, пока за кругом не останется один игрок - он и будет победителем.

« Ну какое детство без пряток! Это - мега игра. Помню, как мы с друзьями играли в прятки в моей квартире. В сумерках, не включая свет. И тут на шкафу заворочалось и завыло что-то большое. Восторг и ужас! Вот как Вовка туда забрался? Загадка. Слезть самостоятельно он не мог.

«Палочки»
Для игры нужно собрать несколько ровных (от 10 штук) палочек примерно одинакового размера и бросить их на землю кучкой. Игроки по очереди вытаскивают из кучки по одной палочке так, чтобы не задеть другие палочки. За каждую вытянутую палочку игроку начисляется одно очко. Если же задета (пошевелилась, упала) другая палочка, очки за ход не начисляются. Победителя определяют по количеству набранных баллов.

«Камешки »
Обозначьте на земле круг и положите в него мелкие камешки (или шишки, каштаны) по 5 штук на одного игрока. Плоский камень побольше (или палка) будет битой. Игроки по очереди бросают биту в круг, стараясь выбить мелкие камешки за его пределы. Все камешки, оказавшиеся за кругом, игрок забирает себе. Побеждает игрок, собравший камешков больше всех.

А еще камешки, шишки, желуди можно бросать в нарисованные на стене или земле мишени (и начислять баллы в зависимости от того, в какой сектор мишени попали), в емкости (ведерки, банки), в выкопанные в песке ямки, сбивать камнями расставленные стаканчики, формочки для песочницы, куличики. Такие нехитрые игры легко увлекают детей, развивают настойчивость и глазомер.

« Мы всем двором любили «Резиночку ». Правило простое: длинную бельевую резинку сшивали, натягивали на щиколотки стоящих друг напротив друга девочек, чтобы она не болталась. По очереди прыгали через нее, с каждым разом усложняя задания и поднимая резинку выше.

Уютное лето

Лето - прекрасная пора для путешествий. Но не у всех есть возможность выбраться в этот период к морям. Весело провести три самых жарких месяца года помогут проверенные временем идеи.

Прячем клад
Что может быть интересней поиска клада? Только его закапывание! И неважно, что настоящими сокровищами вы вряд ли пожертвуете. Пластиковая брошка, заколка, мелкие монетки, браслеты, детские книги - это сейчас они не представляют никакой ценности, а через пятьсот лет… Сама мысль о том, что кто-то, возможно, найдет эти вещицы через много веков взбудоражит воображение ребенка. Наверняка, к этому увлекательному делу он подойдет со всей серьезностью. Предложите малышу сложить «клад» в красивую жестяную коробку, попросите нарисовать картинку или написать письмо нашедшим, перевяжите коробку бечевкой и заройте. Хотите, чтобы клад нашли потомки? Придется рисовать карту, которая будет передаваться из поколения в поколение.

Устраиваем домик или шалаш на дереве

Кто из нас в детстве, читая книгу про Пеппи ДлинныйЧулок, не мечтал о собственном доме на дереве, в котором можно играть с друзьями либо мечтать в одиночестве? Построить его вполне реально. Чтобы растение выдержало конструкцию, выберите крепкое дерево с мощной корневой системой и раздвоенным стволом. Составьте чертеж (сами или с помощью Интернета). Стены и крыша могут иметь произвольную форму и быть выполнены из любых подручных средств (щиты, ветки, доски), а вот лестница должна быть максимально надежной.

Мастерим огородное пугало

Все, конечно, прекрасно понимают, что огородным пугалом современных птиц не напугаешь, но смастерить забавный элемент садового декора приятно и просто для души. Даже, если нет дачи, чучело можно поставить в ближайшем палисаднике. Для основы подойдут два черенка от лопаты или палки разной длины - сколотите их крест-накрест. Чтобы сделать голову, возьмите обыкновенный полиэтиленовый пакет и набейте его соломой. Сформировавшийся шарик обтяните старыми капроновыми колготками. На месте глаз пришейте две большие синие пуговицы, рот вышейте стежками, используя толстую красную шерстяную нить. Таким же образом оформите ресницы и брови, а в качестве носа пришейте кусочек фланели. Волосы легко сделать из мочалки, ниток, соломы. На голову пугалу наденьте старую шляпу, вставив в нее гусиное перо. Принарядите вашего «страшилу» в старое платье с заплаткам из мешковины, на шею повяжите шарфик, в руки дайте ведерко.

Строим сказочное королевство
На прогулке предложите малышу соорудить из веточек сказочный домик для гномов и эльфов. Размеры этих существ совсем крошечные, поэтому и жилище им необходимо соответствующее. Помогите карапузу из палочек выстроить маленький шалашик, накройте его листочками, украсьте мелкими цветочками, ягодками, перышками. Если такое занятие придется по душе, можно выстроить и целый городок, огражденный по периметру керамзитом. Колодец выложите из спичек, дорожки - мелкими камушками, посадите прутики-деревья, озеро смастерите из пластиковой формочки, запустите лодочку - скорлупу грецкого ореха.

Любуемся звездным небом

Звездопад можно наблюдать каждый август. Своего апогея он достигает в двадцатых числах месяца, но рассматривать ночное небо интересно всегда. Объясните ребенку, что медленно двигающаяся «звездочка» - спутник либо самолет. Настоящие звезды, а, точнее, метеориты, падают стремительно. Научите определять растущую и убывающую луну (если она похожа на букву «с», то стареющая, если приставить воображаемую палочку и получится буква «р» - растущая). Отыщите Полярную звезду, покажите созвездия - Большую Медведицу и Кассиопею. Обратите внимание на скопление звезд - это Млечный Путь, наша галактика.

« Отличная игра - «Вышибалы» . Играть можно даже втроем, а уж если соберется большая компания… Правила простые - все бегают по игровому полю, пытаясь увернуться от мяча, который кидают двое ведущих. Тот, в кого попадают, выбывает. Но его можно вернуть, поймав «свечку». Светлана Сорокина, арт-директор

Горячая десятка идей

— Проводите утреннюю зарядку на свежем воздухе.
— Отправьтесь с ребенком на рыбалку.
— Обустройте балкон: вынесите хлам, посадите цветы, поставьте кресло.
— Погуляйте с зонтом под теплым летним дождем.
— Запеките картошку в углях от костра.
— Устройте праздник мыльных пузырей.
— Сходите в поход.
— Устройте завтрак на лоджии.
— Заройтесь на пляже в песок.
— Устройте пикник на свежем воздухе.