Жизнь девы марии до рождения христа. Рождество девы марии

ВОПРОС: в фильме «Божественное рождение» показаны роды Девы Марии, которая страдает от боли так же, как любая женщина. Но как это возможно, если Богородица была девой до, во время и после рождения Иисуса? Дева Мария была свободна от первородного греха, значит, она должна быть свободна от его последствий – болезненных родов. Почему в Откровении Иоанна Богослова о Деве Марии говорится, что она «имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения»?

ОТВЕТ: безболезненные роды Девы Марии не являются догмой веры, но это логическое следствие догмы о девственности Богородицы, сохранившейся во время родов. Церковь чтит Деву Марию как Приснодеву - рождение Христа не нарушило Ее девственной целостности, но освятило ее.

Безболезненные роды Девы Марии не могут быть следствием свободы от первородного греха. Ведь Пресвятая Богородица очень много страдала в своей жизни, как и все люди, отмеченные первородным грехом. Таким образом, безболезненные роды – не следствие догмы о Непорочном Зачатии Марии, а следствие догмы о ее девственности, в том числе и во время родов.

Гипотеза о болезненных родах Девы Марии может быть связана с апокрифическими Евангелиями, согласно которым в момент родов Девы Марии присутствовали повитухи. Но это косвенно опровергает евангелист Лука, утверждающий, что сама Дева Мария «спеленала и положила в ясли» Младенца Иисуса (Лк 2,7).

Святой Иероним в трактате «Против Гельвидия» пишет по этому поводу: «Не было никаких повитух, никаких бабок. Она сама была матерью и повитухой. Слова из Евангелия от Луки отрицают причуды апокрифов».

Приведем также мнение святого Фомы Аквинского, изложенное в «Сумме теологии» (часть 3, 35, 7): «Боль роженицы вызвана расширением путей, через которые должно выйти потомство. Но мы объяснили, что Христос вышел из лона матери, не открывая его, не расширяя путей. Поэтому при ее родах не было боли и никакого рода повреждения, но величайшая радость, ибо Богочеловек рождался на свет, согласно пророку Исайе (35,1): Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс».

Учительство Церкви не углублялось в подробности родов Девы Марии. Тем не менее одна из литургических молитв Церкви гласит: «Дева Мария без боли родила Спасителя веков». Lex orandi est lex credendi: закон молитвы есть закон веры. Литургия, таким образом, отражает веру Церкви в безболезненное рождение Иисуса Христа Девой Марией.

Что касается женщины из 12 главы Апокалипсиса, которая «имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения», то этот стих относится прежде всего к Израилю, рождающему Мессию, а также к Церкви, рождающей Христа для мира. Муки рождения сильны, но они длятся недолго и уступают место великой радости, напоминая верующим, что люди рождаются для веры посредством Креста.

В 16 главе Евангелия от Иоанна (21-23) говорится: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.

Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам».

Это означает, что Церковь не должна страшиться испытаний, потому что испытания всегда предвещают рождение новых чад. Тертуллиан говорил, что «кровь мучеников – это семя христианства».

Женщина из 12 главы Апокалипсиса – это также и образ Девы Марии. Но именно образ, потому что затем говорится, что у этой женщины есть и другие дети, против которых направлена ярость дракона: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр 12,17).

«И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным», - говорится в Апокалипсисе, 12 глава, 5 стих. Библеист Игнас де ла Поттери пишет: «Кто же этот младенец мужеского пола, рожденного женщиной (12,5)?» Вместе большинством толкователей богослов признает, что «речь идет о Мессии, Иисусе – как подтверждение фразы из Псалма 2, описывающего драму Мессии: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

О каком же рождении идет речь? Здесь говорится не о том рождении Мессии, о котором повествуется в Евангелиях о детстве Иисуса, а о рождении, произошедшем утром. В Новом Завете Воскресение неоднократно описано как новое рождение. Например, в Деяниях Апостолов: «И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором Псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Деян 13,32-33). Стих из Псалма, цитируемый в этом отрывке, и в других местах Нового Завета применяется к Воскресению Иисуса, как, например, в Послании к Евреям (1,5): «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?». Из этого же Псалма взято описание «младенца мужеского пола» из Апокалипсиса. Таким образом, Воскресение – это момент, в который Иисус пробуждается к новой жизни.

Момент «рождения» Христа во славе, начало Его жизни во славе. Это о Нем говорится: «Восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откр 12,5): здесь описано небесное прославление Христа, Его Вознесение. Совершенно очевидно, что под рождением младенца в Книге Откровения подразумевается не физическое рождение, а именно Воскресение и окончательная победа Христа над силами зла. Поэтому муки рождения, о которых упоминается в 12 главе Апокалипсиса, не следует связывать с физическим рождением Иисуса в Вифлееме. Речь идет о болезненном рождении нового Народа Божьего через Крест и Воскресение.

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

– Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем, и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – .

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ .

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя . (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5) , – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7) , вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: ныне и присно и во веки веков . Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков, и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127.
(2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200.
(3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я.
(4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я.
(5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь.
(6) Там же. Икос.
(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.

Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православною Церковью, как один из великих праздников, 8-го сентября (21 сентября н. ст. ).

Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 8 сентября по григорианскому календарю (новому стилю).

Этот праздник установлен Церковью еще в IV веке и празднуется как день всемирной радости.

В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

В этот день, по словам молитвы, "Бог престол свят на земле Себе предуготовал", так как Дева Мария, став Матерью Божией, стала как бы престолом Божиим на земле.


Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы в православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum).
Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание), – если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.
В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос.
В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», - подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария». В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое». Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.


Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим.
За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость, через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога. Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.
Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.


Дата Рождества Богородицы (8 (21) сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия (9 (22) декабря). Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев - и родилась без мужа, но это несправедливо».
Как и прочие Богородичные праздники, установление относится к сравнительно позднему времени. Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию.
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439-446), а на Западе - в сакраментарии (требнике)папы Геласия (492-496). Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви. О нём упоминают также св. Иоанн Златоуст, св. Епифан, св. Августин Блаженный. Палестинское предание гласит, что св. Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII-XIII веков. Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370-1378) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.
В нынешней православной службе праздника едва ли сохранились какие-либо песнопения раннего периода.
В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил кондак празднику, который не сохранился. Из ныне используемых православной церковью песнопений праздника только тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево» принадлежит сравнительно древним V-VII векам, судя по тому, что тот же текст имеется и в римско-католической службе, являясь едва ли не единственным случаем совпадения богослужебных песнопений двух Церквей.
В современную службу праздника входят творения следующих песнописцев:
святителя Андрея Критского (VII век) - второй канон;
преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) - первый канон;
Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) - стихиры на стиховне;
Анатолия, епископа Солунского (IX век) - некоторые стихиры на литии;
Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) - стихиры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне;
Иосифа Песнописца (IX век) - канон на предпразднство.


Произведения песнописцев Льва VI, византийского императора, и Георгия, епископа Никомидийского, были в богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства и четыре дня попразднства. Таким образом весь период торжества Рождества Богородицы охватывает шесть дней. На второй день праздника (9 сентября ст. ст. / 22 сентября н. ст.) Церковью прославляются родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна.
Церковная экзегетическая (истолковывающая духовный смысл Священного Писания) традиция видит во многих из книг Ветхого Завета пророчества о том, что в мире должна появиться чистая Отроковица, от Которой надлежит родиться Спасителю мира.
Уже в рассказе о грехопадении Адама говорится о том, что, после того как Бог узнал о совершенном против Его воли преступлении – о вкушении первыми людьми запретного плода от Древа познания добра и зла, Он возвестил им, что некогда, в будущем, “Семя (т. е. Сын) жены сотрет главу змия (т. е. сатаны)” (см. Книга Бытия 3:15). Под Семенем в церковной экзегезе принято подразумевать Христа, а под Женой - Богоматерь.
Библия повествует и о том, как ветхозаветный праведник Иаков удостоился чудесного видения лестницы от земли к небу, ведущей к самому престолу Всевышнего, по которой восходят и нисходят ангелы. Под этой лестницей также принято символически понимать Богоматерь, соединившую небо и землю, примирившую их через Рождество от Нее Богочеловека Христа (см. Книга Бытия 28:10-17).


Существует и целый ряд иных ветхозаветных пророчеств о Богоматери, которые связываются с теми или иными событиями Ее земной жизни. Они будут приведены нами далее - в их непосредственной связи с духовным смыслом уже других праздников православного богослужебного года (см., например: Книга Исход 3:1-5; Книга Числа 17:19; Книга пророка Исаии 7:14; Книга пророка Иезекииля 44:1-3).
Хотя рождение Пречистой Девы Марии и совершилось в самом преддверии явления в мир Иисуса Христа, мы не найдем какого-либо описания Ее Рождества в каноническом Евангелии. На протяжении двух тысячелетий Православная Церковь хранит повествование о Рождестве Богоматери в своей живой памяти именно как истинное Священное Предание, дополняющее и проясняющее для нас содержащийся в Священном Писании рассказ о пришествии на землю Спасителя.
Подробности события Рождества Пресвятой мы узнаем из одного из так называемых “апокрифических” (т. е. по тем или иным причинам не признанных Церковью подлинными и не включенных ею в канон Священного Писания Нового Завета) евангелий - “Протоевангелия Иакова”. Именно содержащийся здесь рассказ - разумеется переосмысленный и подвергшийся корректировке со стороны древнецерковного православного сознания - и лег в основу воспринятого Церковью христианского Предания.


Вот как начинается рассказ об этом в апокрифе: “В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение и умилостивление Господу. Наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю. И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака. И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва”.
По представлениям древних евреев, после смерти человек оказывался в мрачном месте, в “шеоле”, чем то напоминающем античный “аид” - в безрадостном царстве мертвых. Здесь он должен был влачить беспросветное призрачное существование. Вся надежда в будущем могла возлагаться им лишь на его потомство, ибо только те, чьи прямые потомки доживут до пришествия мессии - предсказанного пророками могущественного царя и духовного вождя, призванного принести могущество и славу Израилю - обретут вечную жизнь и войдут в его непреходящее царство. Таким образом бессмертие человека, по представлениям древних евреев, напрямую зависело от того имеют ли они детей; исходя из этого важнейшей целью брака в древнем Израиле мыслилось деторождение. Именно поэтому отсутствие потомства оценивалось как Божие наказание и проклятие, лишающее человека всякой надежды на вечную жизнь.
“Сегодня начало спасения миру” - говорит в праздничной проповеди, посвященной теме Рождества Богоматери преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в.). С точки зрения православного вероучения этот простой и безыскусный рассказ о горечи бездетности и о радости исполнения просимого у Бога - предание о Рождестве Богородицы - повествует, по сути, о событии, подведшем духовный итог всей ветхозаветной истории Израиля. Жизнь великих библейских праведников, их устремленность к стяжанию истинной святости - на фоне кровавой и страшной действительности языческого мира, на фоне ожесточенности и озлобленности поработившего себя греху человечества - неизменно служила единственной цели. Целью этой было достижение (через многие и многие поколения богоизбранного израильского народа) той подлинной внутренней и духовной чистоты человека, благодаря которой соделалось бы возможным появление на свет Отроковицы, способной воспринять и даровать миру его Спасителя - Богомладенца Христа.


В смутный и весьма неопределенный "сумрак" дохристианских отношений между Богом и человеком: в неполноту доступной тогда людям степени богооткровения, в наивность и "туманность" их представлений о своем Создателе - с чудесным Рождеством Пресвятой Девы начинает вдруг проникать свет грядущего новозаветного дня, того дня, что уже никогда не завершится. Ведь вместе с будущей Богоматерью в этом мире рождается и надежда на скорое избавление человека от рабства греху и смерти, а заодно с этой надеждой - и ликующая радость предчувствия скорой встречи с Самим Богом, что прежде лишь повелевал и наказывал, а ныне вот-вот смиренно войдет в мир, как обычный - слабый и беззащитный - ребенок.
Все памятные нам события в жизни Марии - от бегства в Египет из-за смертельной опасности, грозившей Ее маленькому Сыну, до страшного мучительного предстояния у Креста с распятым Иисусом - явились исполнением, "совершением" спасительной цели земной жизни Богородицы: цель эта была предуготована Ей вместе с Ее Рождеством и затем сознательно и свободно принята Ею позднее - в миг Благовещения. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, обращаясь к Богородице: “Ведь Ты жила не для Себя Самой и не для Себя Самой родилась. Для Бога Ты жила, для Него вступила в жизнь, чтобы послужить всемирному спасению, чтобы через Тебя исполнился древний совет Божий о воплощении Слова (Сына Божия) и нашем обожении (т. е. максимальном благодатном уподоблении, насколько это возможно для человека, Самому Богу)”.
Почему же Богоматерь должна была родиться именно подобным чудесным образом - от бесплодных родителей? Преподобный Иоанн Дамаскин объясняет и это: “Потому что надлежало, чтобы к единственной новости под солнцем, главному из чудес был проложен путь другими чудесами”. Под “единственной новостью под солнцем” преподобный Иоанн конечно же подразумевает Рождество Христово, в сравнении с которым любое другое - пусть даже и самое заметное - событие мировой истории оказывается маловажным и недостойным внимания...
Для Богородичных торжеств (в том числе и в праздник Рождества Пресвятой Богородицы) в русских церквах принято использовать голубые священнические облачения - как символ Ее небесной чистоты и непорочности. Богослужение здесь совершается в форме всенощного бдения. Специальных уставных особенностей, отличающих праздник Рождества Богородицы от других Богородичных двунадесятых церковных торжеств - нет. Текст праздничной службы Рождества Пресвятой Богородицы содержится в месячной минее, в ее сентябрьском томе (месячные минеи - богослужебные книги Православной Церкви, где содержатся последования служб “неподвижных” праздников церковного года). Служба строится по привычной схеме - накануне праздника вечером его великая вечерня с литией (предшествующая ей малая вечерня строго говоря все же относится к службам предпразднства) и торжественная утреня. На следующий день совершается праздничная Литургия. Важнейшими текстами службы Рождества Богоматери (как это принято считать и в отношении всех иных церковных праздников) являются ее тропарь и кондак.


Тропарь праздника: “Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение: и упразднив смерть, дарова нам живот вечный”. В переводе на русский язык тропарь праздника будет выглядеть так: “Твое Рождество, Богородица Дева, возвестило радость целой вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш; уничтожив клятву (проклятие), Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал вечную жизнь”.
Этот тропарь кратко отображает то значение, что имеет для всего мира Рождество Богоматери. Благодаря Божией Матери над миром воссияло новое Солнце, Солнце Правды - Христос, Который уничтожил Своим искупительным подвигом проклятие за грех, а вместе с тем, и неразрывно связанную с грехом смерть, вместо же них даровал нам благословение и жизнь. Спаситель назван здесь Солнцем Правды еще, быть может, и ради богословского параллелизма тропаря Рождества Богоматери с тропарем праздника Рождества Христова.
Кондак праздника: “Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем: то празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея”. В переводе на русский язык: “Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетство, а Адам и Ева от смертного тления, Пречистая, во святом Твоем Рождестве. Его празднуют и Твои люди (народ), избавленные (искупленные) от осуждения за грехи, восклицая Тебе: бесплодная рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей”.
Кондак праздника отображает то особое влияние, что оказало Рождество Богородицы на все историческое бытие мира - на ближайший к событиям самого праздника ее период в лице Иоакима и Анны, на древнейший - в лице первых людей Адама и Евы и на позднейший - в лице всех тех христиан, от имени которых и поется этот кондак.


Особой торжественностью отличаются и стихиры праздника, его канон, все другие важнейшие богослужебные тексты. Как провозглашает Церковь, ныне “Бог Престол свят (т. е. Саму Богоматерь) на земли Себе предуготова” и “от неплоднаго корене” “израсти нам Матерь Свою”. “Днесь (сегодня) Ева разрешается осуждения, разрешается и неплодство, и Адам древния клятвы”. “Раждается Мати Живота (Матерь Жизни, т. е. Христа, Который и есть Сам подлинная Жизнь, как избавивший человека от рабства греху и смерти), тму разрешающи, Адамово обновление, Евино воззвание, и нетления источник, тли (тленности) применение (прекращение)”. “Ея же ради мы обожихомся (обожились), и от смерти избавлени быхом”.
Во время службы читаются некоторые тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Так, на вечерне прочитываются три паремии: фрагменты из книги Бытия (28:10-17), книги пророка Иезекииля (43:27; 44:1-4), книги Притчей Соломоновых (9:1-11). Эти три паремии принято читать и в другие важнейшие Богородичные праздники.
Первая из них повествует о чудесном видении ветхозаветным патриархом Иаковом лестницы от земли к небу. Как уже отмечалось, под лестницей, восходящей от земли к Престолу Божию символически понимается Сама Богоматерь.
Вторая паремия содержит фрагмент из большого и таинственного видения, открывшегося пророку Иезекиилю. Речь здесь, в частности идет о неких таинственных закрытых вратах храмового святилища, через которые должен войти Господь, и которые при этом по прежнему остаются закрытыми. Здесь, по мысли церковных толкователей, содержится пророчество о Богоматери, которая, будучи девственна до Рождества Христова, остается Девой и по Рождестве Спасителя. Как пишет блаженный Феодорит Кирский (V в.), “в сем образе пророк дает нам проразуметь девственную утробу, в которую никто не входит и не исходит, кроме Самого только Владыки (Бога)”.


Третья паремия символически изображает Божественную Премудрость, устроившую Себе дом на семи прочных столпах. Премудрость Божия, по церковному толкованию, это Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий. Он устраивает себе дом, под которым обыкновенно понимается или Новозаветная Церковь или Пресвятая Богородица, от Которой Ему надлежит родиться. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, “Творцу всего устроен храм для принятия Его; Создателю Слову (так именуется Сын Божий в Евангелии от Иоанна) приготовлен гостеприимный дом; для Солнца Правды распростерто светлое облако”.
На утрене читается также обыкновенный для Богородичных церковных праздников отрывок из Евангелия от Луки (1:39-49,56). Здесь рассказывается о посещении Богоматерью Своей родственницы Елисаветы - будущей матери св. Иоанна Предтечи. Богоматерь преисполнена тут подлинного величия и возносит возвышенную хвалу Богу. И вместе с тем она исполнена и чувства глубокого смирения и благодарности Своему Творцу.
На праздничной Литургии звучат отрывки из Нового Завета - из Апостола (книги, содержащей в себе Деяния и Послания святых апостолов) и Евангелия. Чтение из Апостола обыкновенно предваряет собой чтение из Четвероевангелия - как бы подготавливая молящихся к слушанию слов Самого Христа. Апостольское чтение праздника Рождества Богородицы - одно из самых распространенных богородичных новозаветных чтений. Здесь используется отрывок из Послания апостола Павла к Филиппийцам (2:5-11). В этом фрагменте содержится одна из самых возвышенных сторон учения о Воплощении в мире Сына Божия, Который добровольно “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобно человекам и по виду став как человек”. Этот отрывок читается в дни богородичных праздников потому, что он говорит о смысле Вочеловечения Христа, совершившегося именно через посредство Богоматери. Кроме того апостол Павел призывает здесь своих читателей к тому подлинно глубокому смирению, что было присуще Божией Матери.
Евангельский отрывок, читаемый за этой праздничной Литургией, - также общепринятое в Церкви Богородичное чтение (лишь на Благовещение в этом месте звучит иной фрагмент новозаветного текста) - рассказывает о посещении Господом дома двух сестер Марфы и Марии (Евангелие от Луки 10:38-42; 11:27-28). Прямое отношение к образу Богоматери здесь имеет окончание чтения, где звучит свидетельство некоей женщины: “блаженно чрево, носившее Тебя (Христа), и сосцы, Тебя питавшие”. В начале же отрывка Господь говорит о преимуществе тех, кто слушает слово Божие и исполняет волю Христа, а не тех, кто печется лишь о земном. Конечно же, именно Богоматерь является в Церкви идеалом такого послушания Богу и исполнения Его воли. Именно в этом одна из двух сестер - одноименная Богоматери Мария - превосходит другую - Марфу.

Обнови огонь, чтобы жизнь была благополучной
Была такая примета, что с этого дня жизнь человеческая начинает новый круг, который продлится один год. Такие круги начинались каждую осень в этот день. Такой вот своеобразный Новый год. Обычно в домах на селе обязательно горела, так называемая, дежурная лучина, которую никогда не гасили, а поджигали от нее новую. Спичек тогда не было. Но в этот день было принято эту лучину гасить и зажигать заново. Считалось, что если так поступить в этот день, то все болезни и неприятности останутся в прошлом. А в новый год вы возьмете с собой только все самое лучшее, а то, отчего хотите избавиться, останется в старой жизни.

Иди в гости к молодым – уму разуму учить
Когда все уборочные работы закончены, в народе начинали играть свадьбы. Так вот, если на селе была недавно сыграна свадьба, то в этот день все старики, живущие на селе, шли к молодоженам. Конечно же, к молодым обязательно приходили и их родители, бабушки и дедушки. Молодая хозяйка должна была расстараться в этот день, накрыть богатый стол, приветить родных и сторожил. Прожившие долгую жизнь люди, угощались и молодых учили, как жить, что и как правильно делать. Кстати говоря, именно на таких посиделках молодым и передавались знания в виде народных примет. И если молодые не чурались, а слушали и на ус мотали, то и жизнь у них после этого складывалась просто замечательно, как в семейном плане, так и в материальном.

Чем лучше был урожай, тем дольше длится праздник урожая
Это день, когда по всем приметам весь урожай должен быть собран.
А раз все полевые работы завершены, то начинался праздник, который был посвящен собранному урожаю. Этот праздник так и назывался, Праздник Урожая. Чем больше урожай собрали люди, тем дольше длился праздник. Он мог длиться от трех дней до двух недель. В эти дни было принято ходить друг к другу в гости, угощать блюдами, которые были приготовлены из того, что собрано. И чем хлебосольнее будет стол, тем лучше урожай будет в следующем году. Таким образом старались задобрить природу, чтобы следующий год был не хуже, чем этот.

Привидение в доме – смерть на пороге
Не стоит сильно пугаться, эта примета касается не людей, а животных. Хотя, все домашние любимцы обычно становятся членами семьи, и их смерть для нас так же страшна, как и смерть человека. Считается, что если вы увидели в этот день в своем доме привидение, то кто-то из животных, живущих в вашем доме в скором времени умрет. Но, если вы знаете об этой примете, то ее действие можно нейтрализовать. Возьмите шерсть со всех животных и со скотины, которые у вас есть, и сожгите в том месте, где вы увидели привидение. В этом случае получится нейтрализовать негативное значение приметы. Исключение составляют только те случаи, когда животное очень старое. Но иногда, даже в этом случае, получается оттянуть кончину домашнего любимца.

Святая Анна (ивр. - «милость», «благодать») - в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.

РОЖДЕНИЕ ДЕВЫ МАРИИ

Анна была младшая дочь священника Матфана из первосвященнического рода Аарона и жена святого Иоакима. По отцу она была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина.

Супруги жили в Назарете Галилейском. Несмотря на то, что пара была уже давно жената («пятьдесят лет жили в супружестве»), детей у них не было. Однажды когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, где ему явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь. (Данный сюжет калькирует многие другие библейские истории о пожилых бесплодных парах, ср. Авраам и Сарра; Захария и Елисавета, а также рождение пророка Самуила у бездетной Анны). Обрадованный, он решил вернуться домой; обрадованная Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима. Благая весть оказалась правдой, Анна зачала и 8 сентября, около 16-15 г до н. э. родила Марию.
Католицизм отмечает в качестве праздника и 8 декабря - день зачатия девы Марии, которое римская-католическая церковь считает непорочным, трактуя это в том смысле, что на Марию не перешёл первородный грех, но отнюдь не в том, чтобы она, подобно Иисусу, была зачата бессеменным образом. (Основная статья Непорочное зачатие Девы Марии). Согласно доктрине францисканцев, зачатие Девы Марии произошло в результате объятия и поцелуя у Золотых Ворот, и это чудо явилось первым актом Божественного Спасения.

ДЕТСТВО БОГОРОДИЦЫ

По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца, ей было дано имя, указанное ангелом Божиим - Мария. Родители из благодарности Господу пообещали отдать ребенка в Храм.
Предание говорит, что когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна поставила её на землю, чтобы посмотреть, может ли та стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Поэтому Анна решила, что дочь не будет ходить по земле, пока её не введут в храм Господень. «Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем».

Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить Ее. «Бог отцов наших, благослови Младенца Сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах», - таково было благословение священников. Анна же радостно прославляла Бога, что Он разрешил ее неплодие и «отъял поношение врагов ее». Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение.

Мария была введена в Храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария.

Мадонна с младенцем и святой Анной». Картина Дюрера

ОБРУЧЕНИЕ С ИОСИФОМ

По достижении совершеннолетия Мария не могла остаться при храме, и для неё традиционным обрядом был избран супруг, охраняющий её и уважавший её обет - выбранный из колена Давида престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника. Причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл.

СМЕРТЬ АННЫ

Согласно православной версии жития, святой Иоаким преставился через несколько лет по введении дочери во храм, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа).
Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.
В западной традции встречаются упоминания того, что Анна после смерти Иоакима ещё дважды успела выйти замуж и родить детей, а также что она присоединилась к Святому семейству в Египте после его бегства и занималась воспитанием внука - из чего следует, что данные легенды считают её моложе и датируют её смерть более поздним временем.

Семья святой Анны. В центре расположена дева Мария, слева от нее Анна с книгой в руках, с тремя своими мужьями позади

СЕМЬЯ СВЯТОЙ АННЫ

Происхождение Анны из колена Левия, из рода первосвященника Аарона важно для христиан, так как её браком с Иоакимом (из колена Иуды из рода Давида) и рождением Марии, таким образом, соединяются две важнейшие сакральные генеалогические линии иудейского Священного Писания - царская и мессианская линия Давида и священническая - Аарона («ибо, согласно христианским представлениям, они объединяются в Иисусе Христе как Мессии и одновременно Небесном Первосвященнике, или Иерее»).
Хотя в Евангелиях о ближайших родственниках Марии и её матери Анны говорится достаточно мало, малодостоверная, но значимая внебиблейская традиция приписывает Анне многочисленное потомство, в частности, по той причине, что Анна, оставшись вдовой после смерти Иоакима, будто бы ещё дважды выходила замуж (по «Золотой легенде») и имела ещё двух дочерей, также получивших имя Мария.
В различных версиях родословное древо может разнится (см. проблему Сродников Господних). Его основной вариант, лёгший в основу западной иконографии Святой родни.