Какой христианский праздник 21 сентября. Традиции и обряды праздника

Относя день Рождества Богородицы (21 сентября) к непереходящим двунадесятым праздникам, верующие подчеркивают, какая важная роль отводится Пресвятой Деве Марии .

Вплоть до 14 века тема Рождества Богородицы была весьма редкой в христианском искусстве. Позднее этот мотив стал достаточно распространенным.

Однако первые христиане не отмечали Рождество Богородицы. Оно стало праздноваться лишь во второй половине 5 века, когда была составлена биография Божьей Матери, так как в Новом завете содержатся очень скудные сведения о ее жизни.

В 1854 году католическая церковь приняла догмат о непорочном зачатии Девы Марии, тем самым подчеркивая ее божественную сущность. Однако православная церковь этого догмата не признает, хотя и соглашается, что Мария была зачата «по божественному обетованию».

Рождество Богородицы всегда отмечалось широко. Это объясняется популярностью образа Богоматери, особенно у женщин.

Рождество Богородицы

В 1958 году в Египте был найден папирус с обстоятельным жизнеописанием Божьей матери. Это сочинение получило название Протоевангелие Иакова, по имени написавшего его апостола.

В Библии практически ничего не говорится о рождении Пречистой Девы. Однако подобный рассказ об этом событии содержится в апокрифическом Протоевангелии от Иакова, а Золотая легенда описывает его еще более детально.

Пастух Иоаким и его жена Анна, рассказывается в Протоевангелии, были бездетны и к старости горько скорбели об этом. Упрекнув однажды супругу в бесплодии, Иоаким оставил ее и ушел со своим стадом в пустыню. А потрясенная от отречения мужа Анна обратилась с горячими молитвами к Богу. И тогда предстал перед ней ангел с известием, что Господь услышал и внял ее молитвам. Он предсказал, что скоро Анна зачнет и родит ребенка, и о ее потомстве будут говорить во всем мире.

Точно такое же извести от ангела получил в пустыне Иоаким. Обрадованный, он тот час погнал свое стадо домой, и в жизни супругов воцарился покой, наполненный радостным ожиданием обещанного ангелом события.

По истечении положенного срока Анна произвела не свет младенца и спросила повивальную бабку: «Кто же родился?» Та ответила: «Дочь». Девочку назвали Мария.

Нигде не названо имя повивальной бабки, принявшей новорожденную, будущую Божью . Исследователи полагают, что сделано это с глубоким смыслом. Много веков спустя возник и утвердился в народе обряд чествования женщин-родовспомощниц.

Так на Руси день Рождества Богоматери издревле стал праздноваться народом не только в честь Девы Марии, ее матери Анны, но и той безымянной женщины повитухи. Этот праздник называли «днем рожениц».


Количество праздников, которые принято отмечать по церковному календарю, практически не поддается подсчету. В течение года православные отмечают множество праздников. Для этого и был создан специальный церковный календарь.

Сегодняшний день в этом аспекте не выпадает из общих тенденций. Дело в том, что сегодня, 21 сентября 2018 года, отмечается важный церковный праздник. Речь идет о Рождестве Пресвятой Богородицы.

21 сентября православные отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. Именно в этот день на свет появилась Дева Мария.

Этот церковный праздник тесно переплетается с народным праздником Осенины, который также отмечают 21 сентября. Этот праздник урожая знаменует приход осени.

В Библии рассказывается, что Дева Мария родилась в семье благочестивых Иоакима и Анны из Иерусалима. Долгое время у пары не было детей, а однажды священник отказал Иоакиму в праве принести жертву в храме, поскольку тот не создал потомства Израилю.

После этого Иоаким ушел в пустыню, чтобы молиться там в уединении, а Анна молилась дома. В какой-то момент к ним явился ангел ангела, сообщивший, что им будет послан ребенок, а потомстве будут говорить во всем мире. Вскоре Анна забеременела.

Православный праздник сегодня, 21.09.2018

Марию христиане знают не только как Богоматерь и Богородицу, но и считают «молитвенницей», защитницей детей и женщин перед Богом. Вот поэтому женскому полу особенно нужно помнить о празднике. Если не затруднит, то обязательно стоит посетить церковь и постоять на службе. Нужно помолиться и за детей, и за семью, и быть благодарным за каждый прожитый день. Господа и Богоматерь следует также поблагодарить.

Молитва в этот день самая сильная, говорят, что ощущение легкости получают только те, кто делится с Девой Марией о своих заботах. В прошлое время девушки очень тщательно молились для того, чтобы хорошо выйти замуж. И нужно не забыть в этот день накрыть стол. Родители были уверенны, что чем гостеприимнее относиться, тем богаче будет урожай. Еда обязательно должна быть постной, готовить мясные блюда, молочные запрещено. И само собой запрет на алкоголь.

Не плохо бы в этот праздник сходить к кому-то в гости. Если родители находятся в другом городе, то нужно их навестить. Хорошей приметой считается встретить рассвет у реки. Для замужних девушек - это шанс отложить старость на потом, а для незамужних – это признак к скорому замужеству. И еще, нужно обтереть лицо водой из реки.

Рождество Пресвятой Богородицы 2018: народные приметы на погоду

Какая погода на вторую Пречистую - такой будет и вся осень.
Если с утра на Рождество Богородицы небо ясное и чистое, то вскоре установится сухая, но холодная погода.

Затяжной утренний туман на Рождество Пресвятой Богородицы обещает быстрые дожди. Но если он быстро рассеялся, то и погода будет переменчивой.

Дождь в этот день продлится еще 40 дней, а зима обещает быть ранней и холодной.

Если в день Рождества Богородицы тепло и ярко светит солнце, то зимой будут частые оттепели.

Если по сей день дерева сбросили большую часть листьев, то зима будет холодной и суровой.

Какой церковный праздник будет 21 сентября 2019 года? В этот день, 8 сентября по старому стилю, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые другие христиане отмечают Рождество Пресвятой Богородицы.

В православии этот праздник относится к числу двунадесятых непреходящих церковных, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи.

Почему 21 сентября отмечается православный праздник?

Празднование имеет многовековую традицию: по официальным источникам, Рождество Пресвятой Богородицы стали отмечать еще в конце VI – начале VII столетий в Византийской империи, а затем и в Риме.

21 сентября в православный храмах проходят праздничные богослужения. В этот день мы вспоминаем о том, что Богородице отведена важная роль в божественном плане спасения человечества. Этот образ дорог каждому верующему. Божью Матерь называют Пречистой Девой, Всех Скорбящих Радостью, Заступницей, Милостивой, Благодатной…

Расскажем подробнее, как появился церковный праздник, который отмечают 21 сентября. Его предыстория такова. В апокрифическом «Протоевангелии Иакова» (II век) говорится о том, что отец Марии – Иоаким – имел царское происхождения, а мать – Анна, воспитывалась в семье священнослужителя и глубоко чтила все религиозные традиции.

Церковь называет их святыми Богоотцами, так как по плоти они являются предками Иисуса Христа.

У благочестивых супругов долгое время не было детей, что в те времена считалось грехом. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как тот «не создал потомства Израилю», Иоаким, опечалившись, удалился в пустыню, чтобы помолиться о даровании ему детей.

Его молитвы были настолько чистыми и сокровенными, что были услышаны. В это время ему и его супруге, которая осталась дома, явился Ангел, возвестивший, что них появится ребенок, о котором будут говорить во всем мире.

Иоаким и Анна дали обещание выполнить волю Творца и воспитать ребенка во всей строгости религиозных обрядов. После этого они встретились у Золотых Ворот Иерусалима.

«И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.» (Протоевангелие Иакова, 4:7-8).

Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария, которую родители решили посвятить Богу, зная о ее миссии и предназначении на Земле – стать Матерью Спасителя человечества.

В день православного праздника, приходящегося на 21 сентября, который также называют Вторая Пречистая, верующие обращаются к Пречистой Деве, вознося молитвы перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы».

На ней изображены Анна, Иоаким, новорожденная Мария и другие персонажи. Христиане молят Пречистую Богородицу о спасении души, избавлении от соблазнов, исцелении от различных недугов. Икона также помогает бездетным семейным парам.

Для христиан этот день обладает особой духовной силой. Для наших предков с Рождества Пресвятой Богородицы начиналась новая жизнь; старую свечу в доме было принято гасить, а новую зажигать.

Женщины ставили Богородице в храмах свечки, которые обматывали листочками, написав на них свои просьбы. Полагали, что какие послания сгорят, те и будут исполнены.

В день православного праздника 21 сентября соблюдали и другие традиции. Женщины старались умыться до рассвета, чтобы сохранить красоту до старости. А если девушка умывалась до восхода солнца – быть ей в этом году просватанной.

Незамужние девушки читали молитвы о будущей счастливой семейной жизни, о рождении здоровых первенцев и прославляли Пресвятую Богородицу, которая покровительствует семьям и особенно матерям.

Как отмечали этот церковный праздник? В старину его отмечали на протяжении недели. Работы на земле были закончены, поэтому можно было позволить себе хорошо отдохнуть.

В день праздника верующие не соблюдают пост, так как им разрешается употреблять любую пищу. На это время приходится осенний мясоед – период между постами Успенским и Рождественским, когда разрешается есть мясо.

В старину, на 21 сентября, к этому православному празднику хозяйки готовили разнообразные кушанья. К столу подавали хлебцы, на которых выдавливали буквы «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы».

Эти изделия также хранили за иконами. Если кто-то из домочадцев заболевал, кусочек такого хлебца толкли и добавляли в воду, которую давали больному. Или предлагали ему съесть хлебец, а затем выпить святой воды.

Церковные традиции тесно переплелись с народными, и за праздничным столом Богородицу благодарили за плоды этого года и просили хорошего урожая в будущем. Сам этот день связывали с приходом осени и праздником урожая.

С этого времени у крестьян начиналась луковая неделя – хозяйки убирали с грядок лук. А пасечники начинали готовить пчел к зимовке – убирать ульи.

Молодожены приглашали в гости своих родителей, которые давали им советы по ведению хозяйства. Молодая жена угощала гостей праздничным пирогом. Если он выходил удачно, то ей дарили красивый платок. А если подгорал, то ее мужу вручали кнут, чтобы он наказал жену за испорченное блюдо.

В свою очередь, молодой супруг демонстрировал гостям хозяйственные постройки во дворе, за которые он отвечал. В завершение праздника родственники вручали подарки молодым и благодарили за гостеприимство.

В этот день с детей снимали старую рваную одежду и обувь и сжигали. Считалось, что все невзгоды и неудачи должны были уйти вместе с огнем. Затем, когда дети переступали порог, их обливали водой с ног до головы.

Приметы и поверья, связанные с праздником 21 сентября

Согласно сложившейся традиции, 21 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы также нельзя заниматься работой по дому – уборкой и стиркой; шить, вязать, вышивать, трудиться в саду и огороде. Рекомендуется отказаться от просмотра развлекательных телепередач, посещения театров и кино.

Наш рассказ об этом церковном празднике, будет неполным, если не вспомнить о связанных с ним погодных приметах. По погоде на 21 сентября в этот православный праздник судили о том, какой будет осень и зима.

Крупные и яркие звезды предвещают холодные утренники, а тусклые – что тепло продержится еще долго. Утренний туман сулит дождливую погоду осенью. Если утром пошел дождь, то будет лить он еще 40 дней, а зима окажется студеной.

Если яркое солнце утром быстро сушит росу на траве, то не стоит ждать большого количества снега зимой. Если день выдался ясным, то такая погода сохранится до конца октября. Если в этот день птицы жмутся к земле, то зима будет холодной.

Рождество Богородицы святой Андрей Критский называл "началом праздников" и даже посвятил ему (около 712 года) две проповеди и канон. Но в Новом Завете о нем ничего не говорится. Все, что мы о нем знаем, почерпнуто из апокрифов II века — "Протоевангелия Иакова" и "Евангелия от Фомы", и более поздних — "Книги Иосифа Плотника" (около 400 года) и "Святого Иоанна Богослова сказания об Успении святой Богородицы" (IV-V вв.).

Церковное предание повествует, как Иоаким и Анна, благочестивая иудейская чета из Назарета, скорбели о том, что Господь не дал им потомства; как однажды во время праздника первосвященник Иссахар не принял жертву, которую Иоаким принес в Иерусалимский Храм, и сказал: "Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия"; как убитый горем Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо, а Анна в одиночестве ходила по саду и плакала. И как в саду ей явился ангел и возвестил, что она родит дочь, через которую "будет славен во всем мире" род ее. И такое же видение было Иоакиму. Тогда супруги дали обет: если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу — отдадут его в Храм для служения до совершеннолетия. И у них действительно родилась дочь, которую назвали Марией.

По преданию, произошло это в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима — сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Правда, место православные и католики указывают по-разному — у православных там стоит монастырь святой Анны с церковью в честь Рождества Богородицы, под зданием которого сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики же в 70 метрах от него построили базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.
Официальное утверждение праздника Рождества Богородицы в Византии, по наиболее распространенной версии, произошло в правление императора Маврикия — на рубеже VI и VII веков, хотя первое упоминание о нем встречается в памятниках V века - в "Словах" Константинопольского архиепископа Прокла на Востоке и в Сакраментарии (требнике) папы Геласия на Западе, а палестинское предание повествует, что храм в честь Рождества Богородицы построила в Иерусалиме еще святая Елена — мать императора Константина Великого.

В православной церкви с Рождества Богородицы начинается годичный круг 12 великих — двунадесятых — праздников, посвященных Спасителю. Это не просто воспоминания с совершившихся в далеком прошлом событиях. Праздники приобщают верующих к той самой реальности, что стоит за тем или иным христианским торжеством. Церковь живет не воспоминаниями, для нее праздничная радость всегда — здесь и сейчас: реальное и непрекращающееся Богообщение. И весь церковный календарный год — это нескончаемый праздник. "Я с вами во все дни до скончания века", — говорит Иисус апостолам перед Вознесением (Мф. 28:20), и эти слова — ключ к пониманию христианского мировосприятия. Человек искуплен от греха, и если он этому греху больше не порабощается, Бог неотступно пребывает рядом с ним — вот основание этого каждодневного праздничного настроя.

С первых дней истории церкви вся жизнь христиан — даже в самые тяжелые дни гонений — неизменно воспринималась как единое и нескончаемое торжество, как один большой праздник. Первые христиане, твердо усвоили завет апостола Павла, писавшего жителям Фессалоник: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе”(1 Фес.5:16-18).

И, конечно, Рождество Богородицы — повод для особой радости. Отцы церкви видели смысл этого праздника в том, что в мире явилось последнее звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, грешников и святых, которые на протяжении всей человеческой истории боролись за чистоту и веру, за то, чтобы на первом месте в жизни был Бог — боролись, прежде всего, с самими собой. И постепенно, из столетия в столетие, подготовили появление той, которая, родившись, как всякий младенец, в мир, где перемешаны добро и зло, грех и святость, с самого начала изберет добро и будет жить в чистоте и, по словам митрополита Антония Сурожского, "во всецелой верности своему человеческому величию".

Дева Мария родилась во времена, когда люди дошли до такого предела нравственного упадка, при котором их восстание уже казалось невозможным. Величайшие умы той эпохи часто открыто говорили о том, что Господь должен сойти в мир, чтобы не допустить погибели человечества. Сын Божий для спасения людей захотел принять человеческое естество. Он избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию.

Рождество Пресвятой Богородицы Церковью празднуется, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, появилась на свет Дева Мария, которая стала Матерью Спасителя мира, Иисуса Христа. По всей земле верующие люди достойно чтут хвалами и песнями Ту, которая в мире рассеяла тьму безблагодатности и избавила человечество от вечной смерти.

Родилась Дева Мария в Галилейском городе Назарете. Ее родителями были праведные Иоаким и Анна, которые соблюдали все заповеди Господни и окружающим были известны своим милосердием и смирением. Жили они безбедно, во владении Иоакима были многочисленные стада. Одну треть своих доходов супруги тратили на себя, вторую раздавали бедным, а третью жертвовали в храм.

Семейная пара была бездетна. В еврейском народе бесчадие считалось карой Божией за грехи, поэтому святым и праведным Иоакиму и Анне приходилось терпеть несправедливое поношение от своих соотечественников. Дожив до преклонных лет, Иоаким и Анна дали обет Господу, что дитя, которое Он им пошлет, посвятят для служения Богу в храме.

В один из праздников Иоаким в Иерусалимский храм понес свою жертву Господу, но первосвященник её не принял, назвав старца недостойным, из-за его бесчадия. В глубоком горе ушел святой Иоаким в пустыню, где пребывал в молитве и посте в течение 40 дней. Святая Анна, узнав о произошедшем в Иерусалимском храме, горька плакала, но не роптала на Господа, а наоборот стала ещё усерднее молиться, призывая милосердие Божие. Господь исполнил просьбу праведных супругов и скоро архангел Гавриил принес им радостную весть, что у них родится Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Своей чистотой и добродетелью Пресвятая Дева Марии превзошла всех людей и явилась Божиим храмом и «Небесной Дверью, вводящей во Вселенную Христа для спасения человеческих душ».

В возрасте трех лет Пресвятую Деву ввели во храм. В Назарете к торжеству посвящения собрались многие родные и близкие Анны и Иоакима. После вступления в город и семидневного очищения молитвою и постом праведные родители с сопровождающими их людьми подошли к храму, ведя свою дочь. Из храма им на встречу вышел первосвященник Захария и другие священники.

Ведущее к храму крыльцо состояло из 15 высоких ступеней. Родители поставили Марию на первую ступень и, к большому удивлению окружающих, девочка без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария. По преданию, он ввел Её в Святое Святых, куда, во время пребывания в храме, Марии разрешалось беспрепятственно входить для молитвы.

После введения родители принесли благодарственную жертву и вернулись домой, а Марию оставили при храме для воспитания с другими девами. Её жизнь при храме отличалась особенной святостью и чистотой. Она вставала на рассвете и три раза в день совершала молитву, а остальное время читала книги Священного Писания и занималась рукоделием.

Когда Марии было около 9 лет, умерли её праведные родители: сначала отец, а потом и мать.

Уважаемая в христианстве девственная чистота не считалась у евреев добродетелью. Все воспитанные в храме девы по достижению возраста должны были вступать в супружество. В четырнадцатилетнем возрасте первосвященник объявил Марии, что скоро Ей предстоит оставить храм и выйти замуж, на что Пресвятая Дева ответила, что посвящена Богу и всю Свою жизнь хочет соблюсти девство. Она дала обет вечного девства.

Когда Мария достигла совершеннолетия, Ей нашли престарелого супруга Иосифа Обручника, который с уважением и пониманием отнесся к Её обету. В его доме Мария работала над изготовлением пурпурной пряжи для храмовой завесы. Во время прядение произошло Благовещенье.

После появления на свет Иисуса, Мария и Иосиф бежали от царя Ирода в Египет, а после его смерти вернулись в Назарет. Богородица присутствовала на Голгофе во время распятия Христа, и, по христианской традиции, Христос после Своего воскресения явился прежде всего Ей. После Вознесения Господнего, Мария жила в доме Иоанна Богослова, а за три дня до успения Ей явился ангел и оповестил, что Её душа разлучится с телом, а потом произойдет чудесное воссоединение и телесное вознесение на небо.

Рождество Пресвятой Богородицы: традиции, обычаи и приметы

Появление на свет Богородицы связано со временем, когда начались исполняться великие и утешительные обещания Божьи о спасении человеческого рода от рабства дьявола. Рождение Пресвятой Марии стало преддверием явления на землю Сына Божьего, Бога во плоти. Всю свою жизнь и даже после успения Пречистая Богоматерь ходатайствует перед Господом о даровании людям вечного блаженства.

В народе этот праздник получил такие названия:

  • Госпожинки;
  • Малая Пречистая;
  • Аспожки;
  • Оспожин день;
  • Вторые Осенины;
  • Вторая встреча осени;
  • Спасов (Аспасов) день;
  • Пасеков день;
  • Луков день;
  • День луковой слезинки.

На Руси в этот день отмечали праздник урожая, который ещё называли оспожинки или осенины. Праздновали его несколько дней, а то и целую неделю, всё зависело от того, насколько богатый получилось собрать урожай. Этот праздник считали концом лета. Овсяным хлебом было принято встречать матушку осень: самая старшая женщина держала хлеб, а остальные пели песни и просили Богородицу «избавить душу от маеты и надсады, и освятить их житье-бытье». Потом хлеб разламывали на части и по кусочку раздавали присутствующим. Каждая женщина относила свой кусочек в хлев и по крошке скармливала скотине.

Ещё в этот день ходили к родникам и молились Пресвятой Деве, потому что в народном представлении Её рождение связывали с кристально чистой водой. Воду в родниках вначале освящали, а затем набирали и несли домой, чтобы по глоточку пить по утрам.

По традиции, к молодоженам в этот день приходили в гости родные. Молодой семье полагалось показать порядок на дворе и в доме, похвастаться добром, нажитым со дня бракосочетания, а также домашней утварью и новыми нарядами. Главными на столе были пиво и румяный каравай, символизирующий солнце и силы природы. Гости хвалили молодых супругов и давали им наставления.

Приметы дня:

  1. Какой день, такая и осень будет.
  2. Если на растения ложится паутина, то в ближайшие дни погода будет теплой.
  3. Красное небо сулит ветер и дождь.
  4. На траве морозный иней – к дождю.
  5. Листья осины на землю «лицом» вверх падают – к холодной зиме.
  6. Чем больше на луке шелухи, тем суровее будет зима.
  7. Низко летят перелетные птицы – к похолоданию.

Видео: Рождество Пресвятой Богородицы