Ангелы и демоны: две противоположности сознания. Беседа об ангельском мире

«Девятый круг» - дебютный роман Алекс Белл, практически сразу принесший автору признание критики и благодарное внимание читателей. Это действительно изумительное произведение, способное держать в напряжении до самых последних страниц. Мистический триллер, пропитанный тонким психологизмом и полный изысканных реминисценций, в сочетании с безбашенным боевиком - «Идентификация Борна» и «Константин» в одном флаконе. Герой обнаруживает себя в луже собственной крови на полу будапештской квартиры, без единого отклика прошлого в памяти. Его…

Об ангелах и бесах Константин Пархоменко

Книга посвящена редкой в богословской литературе теме - ангелологии, т. е. учению об ангелах и демонах, которые тоже имеют сходную природу как бывшие ангелы. Написанная ярко и увлекательно, книга с православной точки зрения исчерпывающе освещает данный предмет. Все сведения, приводимые в книге, обоснованы Св. Писанием и Православным Преданием (творениями Отцов Церкви, патериками, богословской литературой), что придает ей строгий и точный характер. В то же время искренность, теплота повествования, приводимые в качестве примеров подлинные случаи…

История оборотня Кирилл Алейников

Война между Актарсисом и Яугоном, между Светом и Тьмой, Добром и Злом идет ровно столько, сколько существует Вселенная. Это битва за души людей и за тот мир, который мы считаем своим. Естественно, обычный землянин не догадывается, что рядом с ним каждый день происходят стычки между ангелами и демонами, оборотнями и вампирами. И что за многими чисто «человеческими» разборками стоит выяснение отношений Яугона и Актарсиса. Битвы ведутся наверху и внизу и рядом с нами, то есть в Срединном мире. Войны, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии - вот…

Разоблачение Кэрол Берг

Герой предыдущей книги Кэрол Берг «Превращение» – бывший раб принца Дерзи, Смотритель Сейон, – в одной из своих битв встречает странного демона, не несущего в себе зла. Сражение не состоялось, но интригующая загадка влечет за собой героя – ни много ни мало в ледяное царство демонов, откуда, быть может, нет возврата…

Маг без магии Дмитрий Казаков

В далеких землях, за морями и пустынями, среди поросших лесом развалин древнего города хранится Амулет Незримого, с помощью которого Харальд-старший может вызволить из рабства своего сына. Но там хозяйничают странные существа – не боги, не ангелы, не демоны, – и мало кто выходил из этого города живым.

Онлирия Анатолий Ким

`Человек умирающий – существо искаженное`, – утверждает Анатолий Ким в романе `Онлирия`. Накануне объявленного конца света явились людям в истинном обличье ангелы и демоны. Гибель мира неизбежна – и неизбежно его возрождение в том виде, в каком он был изначально задуман Богом. В обновленном мире – Онлирии – под громадным лучезарным солнцем не будет жестокости и страданий, болезней и горя, и человек, осознавший свое бессмертие в единении с Богом, никогда не подчинится наваждению гнева, зла и насилия.

Проводник Александр Лидин

Герой нового фантастического романа А. Лидина - наш современник - человек, волею случая попавший на службу Высшим силам. Он незаметен, ничем не выделяется из толпы, но он - проводник, открывающий двери в иные вселенные и сопровождающий караваны, идущие между мирами. Однажды, не послушав своего ангела-хранителя - демона, он заключает договор, нарушающий установленный порядок вещей во Вселенной, и теперь вынужден дорого заплатить, чтобы вернуть все на круги своя…

Фаза Урана Кирилл Чистяков

Старик, переписывающий зло, борясь с пустотой. Дом, хранящий свои тайны на протяжении десятилетий. Повязанные Домом, его обитатели подобны манекенам, выставленным в витрине магазина Судьбы. Фазы жизни не имеют значения, так как жизнь и не начиналась. В реальном мире не бывает рифм. Роман Кирилла Чистякова совсем не похожий на современное гламурное чтиво остро обнажает внутренний мир современного человека. Главный герой или, скорее, антигерой повести Растрепин – человек без имени и без судьбы. Кто он? Ангел или Демон? Сказочник или псих? Кого-то…

Очищение смертью Нора Робертс

Два громких убийства – католического священника и евангелического проповедника – потрясают общественное мнение Нью-Йорка. Оба умирают при большом стечении народа – один завершая заупокойную службу, другой во время страстной проповеди. Какие же страшные тайны скрывал каждый из погибших, за что поплатился жизнью? Кем были служители церкви – ангелами или демонами? Лейтенант нью-йоркской полиции Ева Даллас, принимаясь за расследование, убеждена: эти смерти связаны между собой. Она берется установить, кто именно «освятил» причастие святых отцов…

Сын погибели Владимир Свержин

Приключения сотрудников Института Экспериментальной Истории продолжаются! И на этот раз им предстоит встретиться лицом к лицу с крайне неожиданным противником… Казалось бы, чем может обернуться рутинная операция по изысканию легендарного артефакта ХII века - механической головы, дававшей правителям мудрые советы? Очень и очень многим… Артефакт оказывается не артефактом, а вполне живым представителем расы змееподобных разумных существ, разделившихся на враждебных друг другу крылатых «ангелов» и подземных «демонов». Что еще хуже - его…

Эадор. Кровь Властелина Кирилл Пестряков

Книга написана по компьютерной игре - Эадор (www.eador.com). Зная отношение почти всех любителей фэнтэзи-литературы к произведениям по комп. играм, сразу хочу сказать, что моё творение является вполне самостоятельной работой. Разработчик игры ознакомился с моей книгой, и свой труд я высылаю на конкурс с его полного согласия. Надеюсь, что мне удастся убедить читателей в том, что моя работа не является второсортной "опиской" из бессчетного количества шлака на тему знаменитых компьютерных игр. Мною задуман цикл из четырех книг. На данный момент написаны…

Ночной принц и я Елена Холодная

Ночной Принц - ангел и демон в лице местного авторитета, по случайности в которого довелось влюбиться Алисе. Он спокоен, умён, красив. Ну чем не принц? Только вот жизнь Золушки не только замки и балы. Это ещё и перестрелки, разборки и даже сражения на грани жизни и смерти. А стоит ли быть ТАКОЙ Золушкой?

Духовный мир Григорий Дьяченко

Настоящая книга, состоя в тесной связи с только что вышедшей книгой под названием: Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой. имеет, тем не менее, свое самостоятельное содержание и план. Главное назначение первой книги состоит в том, чтобы убедить читателя силою неотразимых фактов, добытых преимущественно из области опытной психологии, в той истине, что человек имеет душу, как разумную, свободную, бессмертную, духовную сущность, наделенную такими дивными свойствами, что они ясно и неотразимо свидетельствуют…

Время мёртвых Олег Небогатов

Предупреждаем сразу, что это не фанфик по Андрею Крузу. Хотя ходячие мертвецы здесь есть. А как же, ведь Апокалипсис это и есть "Время мёртвых". Да-да это именно Апокалипсис, но не воплощение фантазий Иоанна Богослова, навеянных ему грозой над островом Патмос. Хотя есть и ангелы и демоны, а ещё Воины Света и Вестники Смерти. Правда есть и Спаситель, но есть и Королева Проклятых. А что живые? Ну, да есть и живые, поначалу. И они даже пытаются остаться в живых. Или, хотя бы выбрать сторону на которой придётся сражаться. Хотя за многих выбор уже сделали.…

Весы змея Ричард Кнаак

Нацеленный уничтожить злобный культ Триединого, Ульдиссиан ещё не подозревает, что Инарий - таинственный Пророк Собора Света - исподтишка помогает ему в этом деле. Обуянный идеей вернуть Санктуарию былое процветание, Инарий играет с Ульдиссианом, поставившим перед собой безрассудную задачу уничтожить две крупнейшие мировые религии. Но в игру замешан ещё один участник, который уравнивает силы. Демонесса Лилит, бывшая любовница Инария, сама старается использовать Ульдиссиана как пешку, стремясь сделать из людей армию нефалемов - богоподобных…

Дым и зеркала Neil Gaiman

Кошмарные сны и странная, сюрреалистическая реальность, далеко эти сны превосходящая. Здесь в сэконд-хенде можно по сходной цене купить Святой Грааль… Здесь Черный Кот, из милости подобранный обитателями загородного дома, платит за их доброту ВЕСЬМА НЕОЖИДАННЫМ СПОСОБОМ. Здесь в лавкрафтовском городе Инсмуте веселый турист пьет горькую в компании жрецов Ктулху… Здесь борьба ангелов с демонами превращается в эстетское «дело об убийстве», вервольф становится частным детективом, а сказка о Белоснежке – стильной «готской прозой». Дым и зеркала…

Клетка для мятежника Кейт Якоби

И настали времена, когда Пророчеству НАДЛЕЖАЛО быть исполненным. Пророчество ИСПОЛНИЛОСЬ. Враг - маг-изгнанник, владеющий тайной запретного Слова, и его Союзница - знатная дама, готовая на все, чтобы спасти своего сына от уготовленного ему ужасного жребия, - победили могущественного чернокнижника по прозванию Ангел Тьмы в борьбе при Шан Мосс. Но ныне в Лузаре воцарился новый тиран - король-колдун Кенрик, и уцелевший в битве Ангел Тьмы - его любимый учитель и советник... Враг и Союзница, недолго наслаждавшиеся покоем, вынуждены вновь вступить…

Подземная Канцелярия Сергей Мусаниф

Конечно, вы знаете, чем занят черт, пока Бог дремлет. Но наверняка не в курсе того, кто стоит у руля, когда оба отдыхают. Представьте себе: на сцену выходят их подручные и таких дров могут наломать, что о-го-го… Да-да, не думайте, что один весь такой белый и пушистый, а значит, вечно совершает благо. А другой – хвостатый, рогатый, покрытый чешуей и, следовательно, вечно хочет зла. Ничего подобного – оба хороши. Интриганы, озабоченные карьерой и стремящиеся выслужиться перед начальством. Недавно такое учудили! А было так: забрались ангел и демон на облако…


С тех пор, как люди научились ставить границу между добром и злом, они стали верить в противоборство двух противоположных начал: сил света и сил тьмы, добра и зла. И если одни существа, ангелы, стараются помочь людям, то другие, демоны, наоборот стараются поставить их на греховный путь. Само слово «ангел» греческого происхождения, и в переводе оно означает «вестник».

Вначале различий между ангелами не было. Они были созданы Богом, и поклонялись только Богу. Однако случилось так, что самый умный, красивый и любимый Богом ангел (Денница, Люцифер, Рафаэль) возомнил себя равным Богу, и обратился против него. Тогда Создатель низверг Люцифера и подчинившихся ему ангелов в Бездну. С тех пор бывший любимец стал называться Сатана или Дьявол, а слуги его превратились в демонов.


Ангелы, которых Бог создал прежде человека – это бесплотные духи, однако по воле Создателя им дарована возможность посещать землю и принимать видимый для человеческого взгляда облик. Как написано в священных книгах, светлые духи имеют свои обязанности, и отвечают за порядок во всей Вселенной. На земле они управляют стихиями: водой, огнём, ветрами и т.д.

Поскольку ангелы – это слуги Бога, то самостоятельно вмешиваться в жизнь людей они не могут, и действуют только с разрешения Создателя, хотя советы им давать не запрещается. Считается, что каждый человек имеет своего светлого ангела-хранителя, который может помочь в критической ситуации.


Когда жена английского священника, Хоуп Прайс, разместила объявление о том, что она собирает свидетельства встреч с ангелами, то на неё обрушилась лавина писем более чем от 1500 человек. Причём многие из свидетелей заслуживали полного доверия. Такие встречи людей с ангелами происходили и продолжают постоянно происходить.

Например, в 1978г. в Майами – Бич шестилетняя девочка по имени Хиллари попала в водоворот. Её спас «сияющий» темноволосый мужчина, который исчез сразу после того, как отдал ребёнка родителям.


О встрече со светловолосыми существами рассказывала и Кейт Бриджер. В 1991 году она ехала в автобусе, который спускался вниз по холму. Внезапно у машины отказали тормоза, и автобус неминуемо бы врезался в стену, если бы ему путь не преградили ангелы в длинных одеждах. Автобус затормозил в нескольких дюймах от стены. Ни один из пассажиров не погиб, но никто из них, кроме Кейт, не заметил своих загадочных спасителей.

Один из самых известных случаев «коллективных» наблюдений ангелов произошёл в 1985г. космонавтами, находившимися на станции «Салют-7». Члены экипажа наблюдали вспышку оранжевого цвета, а затем появление семи громадных человеческих фигур за стеклом иллюминатора.


Согласно древним учениям, у ангелов есть своя иерархия, которая включает девять чинов. Ангелы различаются как по «специализации» так и по внешнему виду. Так, ангелы высшей иерархии, серафимы, имеют шесть крыльев. Ангелы более низкого ранга, херувимы (их имя означает просвещение), четырёхкрылые и четырехликие. Из числа херувимов был и Сатана.

Слуги Сатаны могут принимать образы животных, святых, а также ангельский облик. Именно поэтому мудрые святые старцы, когда им являлся «ангел», не вступали с таким существом в разговоры и не советовали этого делать и другим, поскольку человеку неподвластно распознать вестников света и тьмы, а вот поддаться искушению и обману достаточно просто. Согласно древнему перераспределению в демонологии, врагов рода человеческого классифицировали по роду их «деятельности», местам обитания и по «греховной шкале». Как было сказано выше, одна из теорий происхождения демонов относится к их превращению из ангелов в духов зла после отказа признать власть Бога. Однако в истории существует несколько версий появления демонов.


В старинных преданиях можно найти легенды о том, что изгнанные с небес и упавшие в воду ангелы стали русалками. С тех пор они стараются погубить как можно больше людей, насылают бури и вызывают штормы.

В книге Еноха содержится упоминание о том, что от связи «падших ангелов» и смертных женщин произошли исполины, некогда населявшие Землю. И когда эти гиганты были уничтожены Богом, то из их тел вышли злые духи.


У древних евреев принято было считать, что демонов рожала первая жена Адама – Лилит. Да и сами Адам и Ева за 130 лет разлуки (именно на такой период они были отлучены друг от друга после грехопадения), стали родителями большого количества демонов, потому как вступали в отношения с духами. В демонов превратилась и часть народа, который распался после попытки построить Вавилонскую башню. Повелитель нечистой силы, Сатана, также имеет в своём подчинении злых духов различного ранга. Среди них можно выделить Адрамелеха (канцлер), Асмодея (дух блуда, ревности, ненависти и разрушения), Астарота (осведомлён о прошлом и будущем, может одарить человека знаниями какой-либо науки) и некоторых других.

Демоны, которые предстают в виде мужчин или женщин и соблазняют людей, называются инкубами и суккубами. Демоны - мужчины, инкубы, иногда настолько преуспевали в деле обольщения, что способствовали появлению на свет целых народов. Например, средневековые жители были уверены, что гунны – это люди, рождённые от связи нечистой силы с женщинами готов, которых отвергли соплеменники.


Великий волшебник Мерлин, согласно преданиям, был рождён монахиней, которая зачала от инкуба. А некоторые из народов приписывали рождение близнецов или детей с уродствами козням инкубов.

Уже давно принято за истину, что всё зло – от Сатаны, а добро – от Бога. Однако человек – это уникальное создание, наделённое разумом и собственной волей. И он обладает ценным сокровищем – душой. Созданные Богом ангелы обладают сверхъестественными способностями и знаниями, они могут проникать в человеческое сознание и влиять на помыслы.


Поскольку Сатана и демоны были некогда ангелами, то и они могут внушать человеку определённые мысли и желания. Но в отличие от светлых духов, демоны стараются подтолкнуть человека к негативным поступкам. Однако окончательное решение принадлежит человеку, и кто победит - ангел или демон, зависит только от нас самих.

если кто-либо увидит во сне ангела, то в жизни он достигнет почета и славы. Если он увидит самых почетных из ангелов, его постигнет благо, счастье и милость Аллаха, ниспошлются дожди, его земной удел увеличится, и его постигнет смерть Шахида(мученика за веру). Если он увидит, что ангелы снизошли в мечеть, то это повеление творить много добра, возносить Аллаху мольбы(дуа), раздавать милостыню(садака). Если они ниспустились на улицы, то это является обращением к нему о том, чтобы он прекратил творить зло, а также это является повелением соблюдать точность в мерках и в весах. Если увидеть ангелов на могилах, то это толкуется как распространение болезни холеры(вабаъ) среди алимов(ученых богословов) и смерть аскетов, которые во имя Аллаха отказались от благ земной жизни. Ибн Сирин рассказал:" Нам сообщили, что в Мекке Абуль Фадль Ахмад бин Имран аль-Харави, да хранит его Всевышний Аллах, говорил, что Абу Бакр Джаафар бин аль-Хайат аш-Шейх Салих увидел во сне Пророка, с.а.с. Тот сказал, что рядом с Пророком, с.а.с, сидела группа бедняков-аскетов. Вдруг,-продолжал-он,-небеса разверзлись, и в сопровождении ангелов появился архангел Джабраил,а.с. Ангелы держали в руках тазы и кувшины с водой. Они начали поливать водой руки бедняков и обмывать их ноги.

Когда наступила моя очередь,-продолжал он,-я протянул руки и услышал, как некоторые ангелы говорили другим:"Не поливайте водой его руки. Он не из их числа". Тогда я обратился к Пророку, с.а.с, и сказал:" О Посланник Аллаха, пусть я не из их числа, но я люблю их". И Пророк, с.а.с, ответил:" Верующий вместе с теми, кто им любим". И пролилась на мои руки вода так, что я смог их помыть.

Появление в сновидениях ангелов, известных как ангелы, приносящие вести, означает знамения, предупреждающие о предстоящих серьезных изменениях в жизни тех, кто встречается в сновидениях с ангелами. Этих лиц ожидают величие, сила, могущество, радостное событие, победа после притеснения, излечение после болезни, спокойствие после страха, преуспевание после трудностей, богатство после бедности, освобождение после тягот. Человек, увидевший во сне ангелов, должен будет совершить Хадж или принять участие в газавате и отдать свою жизнь за веру.

Если же кто-то увидит во сне, как он борется с Джибрилем и Микаилом, а.с, или ведет с ними спор, то это означает, что в подобном положении ему придется время от времени испытывать гнев Всевышнего, ибо его мнение при этом совпадает с мнением евреев, упаси Боже!

Если во сне кого-либо Джибрил,а.с, даст спящему какую-то еду, то это знаменует, что данный человек, иншаАллах, попадет в число обитателей Рая. Появление архангела Джибриля,а.с, с печальным или озабоченным лицом является знамением того, что лицо, увидевшее во сне этого ангела, ожидают трудности и наказание. Известно, что Джибрил,а.с, является также ангелом наказания.

Встреча во сне с Микаилом,а.с, свидетельствует о том, что видевший этот сон достигнет желаемого в настоящей и будущей жизни, если он благочестив и набожен, а если же он не является таковым, то пусть остережется.

Если увидят во сне, что Микаил,а.с, появляется в каком-либо городе или деревне, то жителей этих мест ожидает выпадение большого дождя и снижение цен. Если же Микаил,а.с, заговорит со спящим или даст ему какую-то вещь, то это-к благоденствию, счастью и радости, ведь известно, что Микаил,а.с,-ангел милосердия. Говорят, что такое сновидение указывает на приход справедливости после тирании и на гибель жестокосердных тиранов в этой стране.

Если кто-то увидит во сне Исрафила, а.с, с опечаленным лицом и гудящим в трубу, звуки которой слышны, по мнению видящего этот сон, только ему одному, то этот человек умрет. Если же он полагает, что звук трубы Исрафила,а.с, слышали и жители данной местности, то там произойдет скорая неминуемая смерть.

Встреча во сне с ангелом смерти(Азраил,а.с.), лицо которого выражает радость, означает, что видевший сон отдаст свою жизнь в борьбе за веру.

Увидеть во сне ангела смерти разгневанным предвещает смерть без покаяния. Если кто-либо увидит сон как будто он боролся с ангелом смерти, и тот его одолел, то этот человек умрет. Если же ангел смерти не смог его побороть, то это означает, что видевший сон будет на волосок от смерти, но затем Аллах спасет его от гибели. И говорят, что увидевшего во сне ангела смерти ожидает долгая жизнь.

Рассказывают, что Хамза аз-Зайят сказал:"Я видел во сне ангела смерти и спросил, обратившись к нему:" О ангел смерти! Заклинаю тебя именем Аллаха! Скажи, записано ли у Всевышнего что-либо хорошее по моему поводу?". Тот ответил: " Да! И знамение этому то, что ты умрешь в Хелуане". И действительно, Хамза аз-Зайят умер в Хелуане.

Увидеть во сне, что один из ангелов предвещает кому-то рождение сына, означает, что у этого человека родится сын, который станет ученым-богословом, любезным и знатным человеком, со слов Всевышнего:"Поистине Аллах озарит тебя благой вестью", а также: " Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого".

Толкование снов из Исламского сонника

Подпишись на канал Сонник!

— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?

— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Блаженный Августин, в частности, считал, что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» — мир вещественный. Подобная точка зрения была естественной с точки зрения неоплатонической перспективы — представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного. Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом... Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир — вещественный и видимый...» .

Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что едва ли не собезначальны Богу, но святые Отцы властно пресекали ее возможность. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир» . Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира. Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блаженный Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие, — пишет он, — не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание» .

Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог «сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира» . С другой, что они были сотворены прежде всех земных тварей, т. е., вероятно, на четвёртый день вместе со звёздами. Ангелы обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет — раньше неба и земли» . И, тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не все ангелы, согласно святителю Викторину, были сотворены в четвертый день. Некоторые из них были созданы в первый день и соответствуют временным первопринципам мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и человеков», и подразумевается, что они созданы в первый день творения: «Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течении этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога с золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине, что они непохожи (буквально “другие”) на ангелов и людей» .

— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» . «Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему...» . В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви» .

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

Согласно Библии демоны - падшие ангелы, последовавшие за Люцифером, когда он был низвержен Богом с небес. Демон - одно существо из огромной армии нечистой силы.

У разных народов свои демоны, более того - разные люди по-разному описывают одних и тех же демонов. И лишь об одном мы их них знают во всех странах представители всех религий: Сатана, известный также как император Великой Преисподней, Князь Света и Ангел Тьмы, царствовал над всеми. Он был великим противником Бога, Змием, Гадом, Духом всеобщей ненависти. Именно Сатана сплотил вокруг себя демонов-аристократов, чтобы те помогали ему в управлении Царством Тьмы. Эти демоны в противоположность девяти ступеням ангельской иерархии образовали свою адскую девятиступенчатую структуру. И все согласны с тем, что первым среди демонов был один из Старейших друзей Сатаны — могущественный ангел по имени Вельзевул. Другим великим ангелом, рухнувшим с небес вместе с «Люцифером, был Левиафан, которого изобразили в Библии как «змея изгибающегося... чудовище морское» (Книга пророка Исаии, гл. 21, ст. 1). Иногда Левиафана обвиняют в том, что он был тем самым змеем, который соблазнил Еву в райском саду. В аду он считается секретарем по морским делам, так как Сатана назначил его главным над всеми водными просторами. Асмодей — один из наиболее занятых демонов. ASMODAI - Один из самых могущественных и знатных демонов. Дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Он не только надзиратель за всеми игорными домами в аду, но и главный распространитель разврата. Руководя всем этим, Асмодей был демоном похоти и нес личную ответственность за разжигание неурядиц в семьях. Астарот разъезжал повсюду на драконе, но возможно, у него была лишь одна голова, которую обычно рисуют весьма уродливой. Астарот - ASTAROT - Один из самых высокопоставленных демонов, Великий Герцог Ада, член Адского Совета, Рыцарь Ордена Мухи. В левой руке он держал гадюку. Этот демон был великим герцогом западных районов Ада, а кроме того хранителем адской сокровищницы. Астарот подстрекал людей на праздное времяпровождение, пробуждая в них лень, в свободное время он выполнял роль советника или наставника для остальных падших ангелов. Бегемот был огромным демоном, о чем говорит и его имя. Обычно его изображают слоном с огромным круглым животом, ковыляющим на двух ногах. Он заправлял всеми обжорами и руководил пирами в Аду. А так как по долгу службы ему приходилось бодрствовать большую часть ночи, то он к тому же был и сторожем. Бегемот в определенной мере известен также своим пением. Велиал был одним из наиболее почтенных демонов Сатаны. Еще до того как в Новом Завете главой темных сил преисподней был назван Сатана, Велиал уже достиг высокого положения. В одном из манускриптов Мертвого моря «Война сыновей света с сыновьями тьмы» Велиал предстает как единовластный правитель преисподней: «Ради разврата порожден ты, Велиал — ангел вражды. Ты и обитель твоя — тьма, а цели твои — сеять вокруг себя зло и боль».
Среди демонологов пока не нашлось своего Линнея, который создал бы исчерпывающую и общепринятую классификацию инфернальных тварей. Что же касается имеющихся вариантов, то они столь же разноречивы и несовершенны, как и попытки установить точное количество бесов.

Несколько распространенных типов классификаций:

1. По местам обитания.
Этот тип классификации восходит к неоплатоническим представлениям о том, что не все демоны абсолютно злы и не все непременно должны обитать в Аду. Особое распространение в средние века получила классификация духов Михаила Пселла:
- огненные демоны - обитают в эфире, области разреженного воздуха над луной;
- воздушные демоны - обитают в воздухе под луной;
- земные демоны - населяют землю;
- водяные демоны - живут в воде;
- подземные демоны - пребывают под
землей;
- люцифуги или гелиофобы - светоненавистники, обитающие в самых отдаленных глубинах ада;

2. По чинам.
Исходя из того что демоны - падшие ангелы, некоторые демонологи (И.Виер, Р.Бертон) предположили наличие в аду системы из девяти чинов, подобной ангельской иерархии Дионисия. Эта система в их изложении выглядит так:
- Первый чин - Псевдобоги, те, кто выдает себя за богов, их князь Вельзевул;
- Второй чин - Духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь Пифон;
- Третий чин - Сосуд беззаконий, изобретатели злых дел и порочных искусств, их возглавляет Велиал;
- Четвертый чин - Каратели злодеяний, мстительные дьяволы, их князь Асмодей;
- Пятый чин - Обманщики, те, кто совращает людей лжечудесами, князь - Сатана;
- Шестой чин - Воздушные власти, наводящие заразу и другие бедствия, ими руководит Мерезин Эти демоны любят летать в воздухе, обожают находиться в среде высоких энергий, летая среди молний. Им приписывают разнообразные бедствия (наводнения в последнее время не иначе их рук дело), порчу воздуха и распространение болезней. Их князь Мерезин.;
- Седьмой чин - Фурии, сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон Ангел Бездны, могущественный демон смерти и разрушения, военный советник Ада;
- Восьмой чин - Обвинители и соглядатаи, под предводительством Астарота;
- Девятый чин - Искусители и злопыхатели, их князь Маммона.

3. Планетарная классификация.
Духов издревле соотносили с небесными светилами. Еще в древнем "Ключе Соломона" автор утверждает, что есть "духи неба Сатурна", называемые "Сатурнийцами", имеются духи "Юпитерцы", "Марсианцы", "Солнечные", "Венериты", "Лунные" и "Меркурианцы". Корнелий Агриппа в четвертой части "Оккультной философии" дает подробное описание каждой категории.

4. По областям влияния.
Классификация, предложенная жрицей современной демонолатрии Стефани Коннолли, является, пожалуй, наиболее удобной для практикующих заклинателей, вызывающих демонов для определенных целей. Согласно С.Коннолли основные сферы влияния демонов таковы:
- Любовь-Вожделение (к этой категории относятся Асмодей, Астарот, Лилит и др.)
- Ненависть-Месть-Гнев-Война (Андрас, Аббадон, Агалиарепт и др.)
- Жизнь-Исцеление (Веррин, Верье, Велиал и др.)
- Смерть (Эврином, Ваалберит, Бабаэль)
- Природа (Люцифер, Левиафан, Дагон и др.)
- Деньги-Процветание-Удача (Бельфегор, Вельзевул, Маммон и др.)
- Знание-Тайны-Колдовство (Ронве, Пифон, Делепитора и др.)

Все демоны помогали во всём своему повелителю Люциферу, и среди их многочисленных обязанностей по причинению зла людям была ещё одна специфическая - они умели вселяться в человека и подолгу не давать ему покоя, порой доводя его до исступления. Такая одержимость против воли жертвы очень напоминает собой приступы эпилепсии или истерии и обычно проявляется везде одинаково.

Демоны, чтобы незаметно проникнуть в организм жертвы, обычно прибегают к испытанному приёму - какому-нибудь угощению. В Европе случаи одержимости наблюдались в основном, в монастырях. Одна монахиня-истеричка вполне могла «заразить» всех сестёр с помощью непосредственного воздействия на них и внушения, и тогда для возвращения таких женщин в нормальное состояние требовалось изгнание бесов, то есть экзорцизм. Например, в 1583 году в Вене у шестнадцатилетней девушки-монахини начались дикие судороги и корчи, которые по своему характеру были определены как демонические. Приглашённым на помощь иезуитам пришлось в поте лица поработать, чтобы изгнать из неё 12 652 живых демонов, которых её бабушка хранила в виде мух в стеклянном кувшине с крышкой. Семидесятилетнюю старуху под пытками уличили в связи с Дьяволом. Её, привязав к хвосту лошади, дотащили до городской площади, где и сожгли на костре. В 1610 году сестра Маделена де ля Палю из монастыря урсулинок в Экс-ан-Прованс оказалась вместилищем целого легиона в 6666 демонов, включая Вельзевула, Левиафана, Ваалберита, Асмодея и Астарота, а другая монахиня, из этого же монастыря, была одержима Веррином, Грезилем и Сонеллоном.
Заклинатели, совершая свои экзорсизмы, заставляли демонов в момент выхода из тела жертвы обозначать свой выход какими-нибудь знаками, так называемыми стигматами.
В трактате «Malleus Maleficarum» утверждается со ссылкой на самых авторитетных учёных, что демоны не могут подчинять себе волю и разум человека, а лишь его тело и телесные
функции. Во многих случаях демоны неспособны даже осваивать тело целиком, а вселяются в некую его часть - какой-нибудь внутренний орган, мышцу или кости.
Другая группа автономных астральных сущностей нам всем более знакома - это Ангелы. Ангелы - это бесплотные духи. Им не ведомы наши распри, раздоры, войны, гнев, ненависть и зависть. Насыщаются они сладостью созерцания красоты Божественной и познанием премудрости вечной. Так, в непрестанном созерцании Бога, в постоянном устремлении и возвышении к Нему, в никогда несмолкающем песнословии безмерной славы и величия Его живут на небе ангелы.
Ангелы, как бесплотные духи не знают нашего ни пространства (сейчас он в одном месте, в мгновение ока - в другом), ни нашего времени. Ангелов огромное количество, и все они разделяются на три лика, а в каждом лике находится по три чина.

Первый лик Второй лик Третий лик
1. Серафимы; 1. чин Господства; 1. Начала;
2. Херувимы; 2. чин Силы; 2. Архангелы;
3. Престолы. 3. чин Власти. 3. Ангелы.

Из всех чинов небесных Серафимы — самые ближайшие к Богу; они — первые участники Божественного блаженства. Бог есть Любовь, и Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно пред всеми другими чинами. Серафим — и самое слово означает: пламенный, огненный. Сами горя любовью к Богу, шестикрылые Серафимы воспламеняют огнь этой любви и в сердцах других, огнем Божественным предочищая душу, исполняя ее силы и крепости, вдохновляя на проповедь.

Херувимы - в иудаистической и христианской мифологии ангелы-стражи. Херувим охраняет древо жизни после изгнания из рая Адама и Евы. Пророк Иезекииль описывает херувимов, явившихся ему в видении храма, так:«... сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, с другой стороны к пальме - лицо львиное...»(Иез 41, 18-19)... Так же принято считать иногда херувимов ангелами - детьми. Души умерших детей, которые и на небе остаются маленькими детишками.

Престол - третий чин ангельский - является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы преимущественно пред всеми чинами ангельскими ощущают, созерцают Бога как Царя Славы, Царя всего мироздания. Царя, творящего суд и правду. Царя Царствующих, как Бога Великого, Крепкого и Страшного (Втор. 10, 17). Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают как бы в сердца людские преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.

Господствия - четвертый чин ангельский. Преимущественно перед всеми другими чинами Господствия созерцают Бога именно как Промыслителя, воспевают Его попечение о мире: усматривают и в мори путь, и в волнах стезю Его крепкую, со страхом взирают, как Той применяет времена и лета, поставляет цари и проставляет (Дан. 2, 21). Господствия людей научают устроять самих себя, свою душу; научают нас заботиться о душе, промышлять о ней; внушают человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками» утеснять плоть, давая простор духу. Господствия нужно молитвенно призывать в помощь всякому, кто хочет освободиться от какой-либо страсти, хочет возобладать над нею, отстать от какой-либо дурной привычки, но не может сделать этого по причине слабости воли. Пусть взывает таковой: «Господствия святые, укрепите мою слабую волю в борьбе с грехом, дайте возгосподствовать мне над страстями моими!».

Пятый чин ангельский - Силы. Преимущественно пред всеми другими чинами этот чин ангельский созерцает Бога как творящего многие силы или чудеса. Для Сил Бог — Чудотворец. «Ты еси Бог творяй чудеса», — вот что составляет
предмет постоянного их хваления и славословия. Силы вникают в то, как «идеже хощет Бог побеждается естества чин». Если и мы, облеченные плотью и кровью, когда бываем свидетелями какого-либо явного чуда Божия, например, прозрения слепого, восстановления безнадежно больного, приходим в неописуемый восторг и трепет, поражаемся, умиляемся, то, что же сказать о Силах, когда им дано видеть такие чудеса, которых наш ум и представить не может. Да притом они могут вникать в самую глубину этих чудес, им открыта их цель высочайшая.

Шестой чин ангельский - Власти. Принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога как Всемогущего, «всякую власть имущаго на небеси и на земли». От постоянного созерцания Божественной власти, от постоянного соприкосновения с нею эти ангелы исполняются, проникаются этою властию так, как раскаленное железо проникается огнем, почему и сами становятся носителями этой власти, и именуются: Власти. Власть, которою они облечены и преисполнены, невыносима для диавола и всех полчищ его, власть эта обращает диавольские полчища в бегство, в преисподнюю, во тьму кромешную, в тартар. Вот почему все мучимые от диавола должны молитвенно призывать в помощь Власти. О всех бесноватых надо ежедневно молиться Властям: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) или рабы Божией (имя) беса, его мучащего, или ее мучащую!» Когда нападает на душу бес уныния, также надо молиться Властям, дабы властью своею отогнали они этого беса. С верою, в простоте сердечной призываемые, Власти не замедлят придти на помощь, прогонят беса, и одержимый бесом почувствует себя свободным от него, почувствует простор и легкость в душе своей.
Седьмой чин ангельский составляют Начала. Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водою, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». Гром, молния, буря... всем этим управляют Начала и направляют, как угодно то воле Божией. Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими.

Восьмой чин - Архангелы. Этот чин, говорит святой Дионисий, «определен для научения». Архангелы — это учители небесные. Чему же они учат? Учат они людей, как жизнь им свою устраивать по-Божьи, т.е. согласно с волею Божиею. Разные пути жизни предлежат человеку: есть путь иноческий, путь брачного состояния, есть различные роды службы. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы. Им открывает Господь волю Свою о человеке. Архангелы знают посему, что ожидает известного человека на том или другом пути жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны, поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, научают избирать верный путь, пригодный для него.

Кто разбился жизнью, колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь Архангелов, дабы научили они его, как жить ему должно: «Архангелы Божий, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумите, научите меня, какой мне выбрать путь, в онь же пойду, да благоугожду Богу моему!»

Есть семь архангелов:
1. Михаил: он есть первый служитель Божественной славы, страж, защитник и забрало Божией чести.
2. Гавриил — служитель Божественной крепости и изъявитель сокровенных Божиих тайн.
3. Рафаил — служитель Божественных целеб (врачеваний), чудесно свыше на немощное естество изливаемых.
4. Уриил — свет и огнь, освещающий познанием Бога и возжигающий сердца человеческие любовию Божественною.
5. Салафиил — служитель Божественных молений, выну к Богу о роде человеческом молящийся и человеков усердно, богомысленно и умиленно молитися научающий и к молитве возбуждающий.
6. Иегудиил — служитель Божественных хвалений и исповеданий, помощник в подвигах и трудах, укрепляющий тех, кои труждаются в чем-либо для славы имени Господня, и мзду им за то от Бога ходатайствующий и уготовляющий.
7. Варахиил — служитель Божиих благословений и
дарований человекам от Бога препосылаемых.

Последний, девятый чин ангельский составляют Ангелы. Это — самые близкие к нам. Ангелы продолжают то, что начинают Архангелы: Архангелы научают человека узнавать волю Божию, поставляют его на указываемый Богом путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.
Из числа ангелов Господь с момента нашего крещения приставляет к каждому из нас еще особого ангела, который называется Ангелом-Хранителем.

Вот такая картина мира астральных сущностей. Одни из них соблазняют, развращают человека, другие - наставляют на путь истинные. Одни работают над телом, другие врачуют еще и душу. Помните, что ни 1 демон не способен завладеть вашей душой до той поры, пока вы ее сами не отдадите ему. Ангелы же призваны защищать душу человека от Дьявола.