Паломнические туры по святым местам. Экскурсии по святым местам

Богатыри — былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков. Вспомним главных.

СТАРЕЙШИЕ (ДОВЛАДИМИРОВЫ)

Святогор

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора позднее были перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, чей образ восходит к готским временам V в. (Илья Русский Тидрек-саги и др.).

Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович — богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью. Три его дочери — образец женщин на Руси.

Вольга Святославович. Богатырь-волх

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был некий древний племенной вождь, отправившийся в поход за женщинами и скотом. Неедко его соотносили с древнерусскими князьями Олегом Вещим (X в.) и Всеславом Полоцким (XI в.). Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую (тут уже архаичность сюжета, связывающая Сухмана с жрецом, который не мог «кровавить» рук и ранить жертвенное животное), но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается Сухман-река. Как считают многие исследователи, привязка к Владимиру данного богатыря — поздняя.

ВЛАДИМИРОВО ВРЕМЯ

Илья Муромец. Святой богатырь

Илья Муромец канонизирован Русской православной церковью, это главный русский богатырь. Тем не менее, это единственный богатырь, который по абсолютно языческой традиции сшибал с церквей золотые маковки и продавал их в кабаке. Илья Муромец является главным героем не только Русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильёй, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

Дюк Степанович. Богатый и знатный

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, либо Балтийское Поморьеи устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай — богатырь трагический. Он проигрывает своей жене — полянице (вероятно, сарматского происхождения) Настасье (дочери Микулы) в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и кидается грудью на собственный на меч (либо копьё).

Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Схожесть с его образом образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Марьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Марью закапывают вместе с ним.

Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Чесовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тёщей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

ПРОЧИЕ.

Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Чёрного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь — заезжий.

Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное — пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим — он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

Богатыри — былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков. Вспомним главных

Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.

2. Бова Королевич. Лубочный богатырь

Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырем. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение.

Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь — заезжий.

3. Алеша Попович. Младшенький

«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.

4. Святогор. Мегабогатырь

Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле.

На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями

Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».

6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор

Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».

7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь

Микула Селянинович — богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь.
Он силен и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.

8. Вольга Святославович. Богатырь маг

Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом , а его поход в Индию — с походом Олега на Царьград. Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.

9. Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь

По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год.

В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.

10. Дунай Иванович. Трагический богатырь

По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай — богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в нее при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.

11. Михайло Потык. Верный муж

Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр».

По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.

12. Хотен Блудович. Богатырь-жених

Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».

13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь

Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьется об заклад, что побьет всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное — пока его не останавливает мать.
В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим — он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.

14. Аника воин. Богатырь на словах

Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos.
Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.

15. Никита Кожемяка. Змееборец

Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Черного моря. Обронительные валы под Киевом получили свое имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.

Русские богатыри: кто они? - прототипы, мульты и аудиосказки

Что мы (и наши дети) знаем о русских богатырях?

Обрывки из литературы и мультфильмы...))

Три богатыря - это собирательное название героев из русских былин.

Богатырей звали Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

У каждого богатыря было по одной жене и коню... xD

В общем, жён звали Алёнушка, Настасья Филипповна и Любава.

Ну, а у коней были имена - Юлий, Бурушка и Вася.

Ну, а что было на самом деле?!!

Славянская история богата событиями, знания о которых передаются из поколения в поколение не только в устном, но и в письменном виде. Устные предания - это, как правило, эпос, в том числе песни, сказания, то есть все то, что сочинялось непосредственно народом.

Основа древнерусских сказаний - это, как правило, богатыри.

Если говорить об этимологии самого слова «богатырь», то оно трактуется, как человек-полубог, либо же человек, наделенный силой бога. О происхождении этого слова долгое время велись острые дискуссии. Выдвигались версии о заимствовании его из тюркских языков, и даже из санскрита.

Общепризнанным в настоящее время является мнение о том, что слово «богатырь» было позаимствовано из татарского языка.

Российские ученые выделяют две основные категории богатырей - старшие и младшие.

К старшим богатырям принято причислять

Святогора, Микулу Селяниновича, Вольгу Святославича, Сухана.

Эта группа, по мнению ученых, является олицетворением различных природных явлений, в большинстве случаев - явлений грозных, враждебных простому человеку.

К группе младших богатырей относят

известную «васнецовскую» троицу Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они также являются олицетворением природных явлений, но только благоприятных для человека.

Здесь написано очень подробно -

В одно время с Ильей Муромцем жил еще один богатырь,

которого звали Добрыней Никитичем.

Он родился в Рязани, но подобно Муромцу, находился на службе в Киеве.

Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, однако Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

В Киевской Руси он выполнял больше количество важных поручений, представая перед читателями в качестве храброго, мудрого воина, который, ко всему прочему, еще и является первым помощником Ильи Муромца.

Имя "Добрыня" обозначает "мягкосердие богатырское". Былинный Добрыня также имеет прозвище "млад", он силен, является защитником "несчастных жен, вдов и сирот". Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.

Прототипом Добрыни Никитича часто называют летописным Добрыней, дядей реального Святого Владимира по матери.

Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича.

Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что "Никитич" — как раз трансформированное народом "Низкинич".

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По "Повести временных лет" именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, "Путята крести мечом, а Добрыня огнем", дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.


Но есть и другой тезка, герой XII—XIII вв. , описанный в Сокращенном летописном своде 1493 г:


«В лето 6725 (1217). Был бой князя Юрия Всеволодовича с князем Константином (Всеволодовичем) Ростовским на реке на Где, и помог Бог князю Константину Всеволодовичу, брату старшему, и правда его пришла (победила) . А были с ним два храбра (богатыря) : Добрыня Золотой Пояс да Александр Попович, со слугой своим с Торопом» .


И ещё...


В былинах о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче богатыри сражаются со Змеями. Следует сказать, что чудища русских былин отличаются от западноевропейских драконов тем, что всегда нападают сверху и никогда не появляются из леса или из воды.

Есть версия, согласно которой под Змеями имеются в виду половецкие племена, пришедшие в Северное Причерноморье в 1055 г.

Название племени "Каи", стоявшего во главе союза кипчаков (так называли в Средней Азии половцев) , в переводе на русский язык означает "змея". Относящаяся к половцам поговорка "у змеи семь голов" (по числу основных племен) была широко известна в степи, ее приводят в своих трудах арабские и китайские историки.

В летописи после победы над половцами в 1103 г. говорится, что Владимир Мономах "скрути главы змеевыя", а половецкий хан Тугоркан под именем Тугарин Змеевич вошел в былины.

Имя другого половецкого хана - Боняка (современника Тугоркана) , приводившего в ужас население Византии, Болгарии, Венгрии и Киевской Руси, сохранили западноукраинские песни и сказания в сюжете о голове Буняки Шелудивого, которая, отрубленная, катается по земле, уничтожая все на своем пути.

Хан восточного объединения половцев Шарукан в былинах зовется Кудреванко-царем или Шарк-великаном.

В дальнейшем в былинах появляются татарские ханы Батый и Калин-царь (возможно, Менгу-Каан) .
Можно, конечно, указать, что позднее богатыри звались Добрынями в честь первого прототипа, но тогда придется разъяснять, почему не отразились в былинах «подвиги» реального боярина X в.

Еще один известный богатырь - Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова.

В Киеве он оказался совершенно случайно. В чистом поле богатырь нашел камень, на котором были указаны три дороги: одна вела в Чернигов, другая - в Муром, и третья - в Киев. Он также приступает к службе при дворе князя Владимира. Пожалуй, наиболее известной историей, связанной с Поповичем, является сказание об его поединке с Тугарином (это, если верить эпосу, — персонаж вымышленный, поэтому изредка он носит прозвище Змеевич и представляется в виде чудовища). Тугарин является чужеземным захватчиком, который может проглотить за раз целого лебедя, а слуги носят его на золотой подставке. А Алеша Попович - это всегда молодой, храбрый и даже иногда безрассудный воин.

Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.

Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.

Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем , о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи.

Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугарином змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По "Повести временным лет" именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму "Итларище поганый". Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в "чистом поле".

Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугарином змеем. Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

И в завершение необходимо несколько слов сказать и о таких богатырях, как Василий Буслаев и Никита Кожемяка. Все они были реальными людьми.


Василий Буслаев был родом из Новгорода.

По натуре своей этот человек всегда был бунтарем и даже пьяницей. Свою богатырскую силу он унаследовал от отца. Однако употребляет юноша ее не так, как это делают остальные богатыри.

Напротив, он всячески нарушает законы города, набирает себе дружину из таких же, как он (основные критерии отбора - способность выпить ведро вина или выдержать удар по голове дубиной). Вместе с дружиной Василий не вступает в борьбу с врагами и захватчиками, а только напивается в кабаках, дерется.

Согласно сказаниям, умер он так же безрассудно, как и жил - на обратной дороге с Иерусалима он ударился головой о камень, упав с лошади (а ведь на камне было написано, что через него скакать нельзя…).

В отличие от Василия, Никита Кожемяка - был настоящим воином, который служил киевскому князю Владимиру. Вместе с ним Кожемяка выступил на битву против печенегов, один на один сразившись с силачом и победив его.

Эта победа стала началом победы русского войска над захватчиками. В разных периодах Никита Кожемяка представлен то как простой ремесленник, то как настоящий богатырь, который находится на службе в Киеве. Капочка Капа