Сравнительный анализ монархической и других форм правления.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика монархии и республики 5
1.1. Монархия 5
1.2. Республика 19
2. Сравнение монархической и республиканской форм правления 26
2.1. Плюсы и минусы монархии относительно республики 26
2.2. Сравнительный анализ монархии и республики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

ВВЕДЕНИЕ
Традиционно сложилось понимание о двух разновидностях форм правления: монархии и республике. Монархия характеризуется наличием главы государства (царь, король и пр.), которому власть передается по наследству.
Республиканская форма правления, в свою очередь, предполагает избрание высших государственных органов населением данного государства.
Монархии традиционно делят по степени концентрации власти на абсолютные и ограниченные (дуалистические, конституционные (парламентские)). Республики бывают президентскими и парламентскими, в зависимости от концентрации власти в руках того или иного органа.
Следует отметить, что такая классификация достаточно условна и чистых типов практически не существует. Как отмечает А.В. Малько, "в реальной жизни нет форм правления вообще, существующих независимо от конкретной государственно-правовой системы в некоем обобщенном виде. Нет абстрактных монархических или республиканских форм, это теория. На практике же существуют формы правления тех или иных государств, а также их конкретные, обусловленные различными причинами объективные и субъективные разновидности".
Монархии и республики противопоставляют друг другу и сегодня, некоторыми учеными даже высказывается мнение, что монархия является оптимальной формой правления для современной России, учитывая ее историческое прошлое.
Данной проблематике посвящены работы таких авторов как Матузов Н.И., Малько А.В., Бредихин А.Л., Нерсесянц В.С., Руденко В.Н., Чиркин В.Е., Безруков А.В., Авдеев Д.А., Баглай М.В., Бредихин А.Л., Кириенко Г.С. и др.
Целью курсовой работы является изучение соотношения монархической и республиканской форм правления.
Объектом исследования настоящей курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в обществе при монархической и республиканской формах правления.
Предметом - монархическая и республиканская форма правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности монархии,
- изучить особенности республики,
- рассмотреть плюсы и минусы монархии относительно республики,
- провести сравнительный анализ монархии и республики.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.

1. Общая характеристика монархии и республики

1.1. Монархия
Древнейшей формой правления является монархия.
В странах с монархической формой правления главой государства является монарх. Его власть юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, государственного органа или избирательного корпуса.
Он властвует не в результате получения мандата избирателей или назначения его в качестве главы государства парламентом, а по собственному праву. Поэтому монарх формально считается источником всей государственной власти в стране. От его имени осуществляется государственное управление, отправляется судопроизводство. Правительство любой монархии именуют не иначе как "правительство Его Величества".
"В его руках, - писал о монархе крупнейший русский государствовед Н.М. Коркунов, - видимым образом сосредоточиваются все различные элементы государственной власти. Он имеет право участвовать в распоряжении всеми проявлениями государственной власти. В этом смысле можно сказать, что в монархии ни один акт государственной власти не совершается помимо или против воли монарха. Не всегда власть монарха безгранична. Но будет ли монарх абсолютным или ограниченным властителем, он все-таки имеет право участвовать так или иначе во всех проявлениях государственной власти, что и придает ему значение видимого главы и сосредоточения всей государственной деятельности".
Монархическая форма правления характеризуется следующими признаками:
1. Существование единоличного носителя верховной государственной власти; монарх - единственный источник власти, единственный субъект государственного суверенитета.
2. Пожизненная принадлежность власти монарху, законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах.
3. Династическое наследование верховной власти монарха,
4. Власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (т. е. подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т. п.).
5. Монархическая форма правления характеризуется юридической безответственностью монарха, т. е. монарх не несет юридической, а также политической ответственности за результаты своего правления. Однако существовал и существует ряд монархий, организация государственной власти которых не характеризуется всеми вышеперечисленными признаками.
Так, например, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты. Во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. При коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт даже провозгласил новый догмат: «Таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства», т. е. победителей не судят. Римские легионеры назначали и смещали императоров.
Как свидетельствуют историки, арагонские феодалы возводили королей по формуле: «Мы, которые стоим столько же, сколько и Вы, и которые можем больше, чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим королем и сеньором при том условии, что Вы будете соблюдать наши привилегии. А если нет, - то нет». Таким образом, история изобилует примерами отсутствия признаков монархии в государствах с монархической формой правления, а значит, вышеупомянутые признаки монархической формы правления не абсолютны.
Так, единоличность верховной власти - не характерный признак всех монархий. Если обратиться к истории Древнего Рима, то нельзя однозначно сказать, кем были римские консулы: двумя республиканскими полу царями, из коих ни один не был царем, или оба были срочными республиканскими чиновниками? В V-VI вв. среди франков различали «назначенных царей» («res designatus») и «освященных царей» («res consecratus»); при этом только вместе они составляли единого суверена. И в истории России известен пример занятия престола двумя царями одновременно (период правления Петра I и Ивана V с 1682 по 1696 г.).
На сегодняшний день Объединенные Арабские Эмираты - «коллективная монархия», в которой полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся эмиратов федерации, полномочия главы государства, кроме церемониальных, осуществляются ими совместно на заседании Совета эмиров. Аналогично неоднозначен и признак наследственности власти монарха. Известно, что в VII в. чешским королем был избран Сало; короли Кастилии и Арагона в XIII в. занимали престол по выбору. Золотая Булла 1356 г. Карла IV - Императора Священной Римской Империи Германской нации - устанавливала, что король избирается семью князьями-курфюрстами. Истории известны и так называемые выборные монархии. В частности, выборной монархией было Польское государство до его ликвидации и раздела между Россией, Австрией и Пруссией. Во времена, когда Тибет был независимым государством, его главу (далай-ламу) избирали (отыскивали), как и сейчас, среди малолетних детей. Вообще подобные процедуры назначения монарха можно назвать выборами с большой степенью условности. «Выборы» монарха не являются всеобщими, «корпус избирателей» весьма специфичен - его нельзя назвать народом, политическим сообществом. Вместе с тем есть все основания назвать еще один тип монархий, где совмещаются наследование трона и выборность монарха.
Так, например, в Малайзии - федеративном государстве, в состав которого входят султанаты и губернаторства, монарх избирается на пять лет из числа наследственных султанов девяти штатов (всего в стране 13 штатов, но главы четырех из них не являются наследственными султанами и в выборах не участвуют). На деле выборов нет. По списку совета правителей султаны занимают пост монарха по очереди. Выборность главы государства на определенный срок сближает данную форму правления с республикой, однако все же Малайзия - это монархия: избранными могут быть только наследственные султаны. Статус монарха, присвоенный главе малазийского государства, следует считать правовой аномалией. Он не имеет собственного права на власть в федерации, его полномочия производны от власти всего федеративного государства.
Бесспорным монархом он является лишь в пределах своего султаната. Не случайно в другой монархической федерации - Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) - главе государства не стали присваивать статус монарха и определили его как президента федерации. ОАЭ - это «коллективная монархия», где полномочия монарха принадлежат Совету эмиров. Это также сближает форму правления данной страны с республиканской и может быть веским основанием для отнесения ОАЭ к числу номинальных монархий. Вместе с тем приведенные примеры составляют скорее исключения из правил. Большинство монархий современности - это династические монархии, власть в которых передается по наследству.
Известны несколько способов престолонаследования. Салический, при котором женщины полностью исключаются из круга наследников престола (в Норвегии, Японии, Бельгии); кастильский, не исключающий женщин из очереди престолонаследников, но отдающий предпочтение мужчинам. При этом выделяют две разновидности такого способа престолонаследования: кастильский традиционный и кастильский современный. В соответствии с первым престол наследуется по старшинству, однако действует правило «младший брат имеет преимущество перед старшей сестрой» (в Великобритании, Дании, Испании).
Кастильский же современный такого исключения не предусматривает, престол переходит по старшинству (в Швеции); австрийский не исключает женщин, но дает мужчинам преимущество во всех степенях родства (в Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Нидерландах). Согласно сложившейся традиции в случае вакантности престола, малолетства наследника, болезни или длительного отсутствия, а устанавливается регентство. Небезупречен и такой признак монархии, как бессрочность власти монарха. Как было отмечено выше, в частности в Малайзии, власть монарха носит выборный и срочный характер (он избирается султанами сроком на пять лет).
Таким образом, справедлива мысль о том, что зачастую монархии лишены некоторых признаков данной формы правления, являясь номинальными монархиями. Исходя из этого введен еще один, шестой признак монархической формы правления: 6. Монархическое правосознание, которое, в отличие от республиканского правосознания, олицетворяет верховную государственную власть, само государство, политическое единство страны и сам народ.
Как писал по этому поводу И.А. Ильин, «монархическому правосознанию свойственно воспринимать и созерцать государственную власть как начало священное и придавать монарху особый, высший религиозный, осмысленный ранг. Тогда как для республиканского правосознания характерно вполне земное, утилитарно-рассудочное восприятие и трактовка государственной власти. И нет нич........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Монографии
1. Авакьян А. С., Арбузкин А. М., Кененова И. П. Современные проблемы публичной власти /А. С. Авакьян, А. М. Арбузкин, И. П. Кененова // - М. : Юстицинформ. - 2014. - 596 с.
2. Лафитский В. И. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Правовые системы Западной Европы / Г. Н. Андреева, О. В. Белоусова, И. С. Власов и др. ; под ред. В. И. Лафитского // - М. : ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2012. Т.
2. - 768 с.
3. Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты / В.Н. Руденко; Отв. ред. : А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин // - Екатеринбург: УрО РАН, 2003. - 476 c.
Учебники
4. Авакьян С. А., Арбузкин А. М., Кененов И. П. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян // - М.: Юстицинформ 2014. - 692 с.
5. Баглай М. В. Указ. соч. ; Козлова Е. И. Указ. соч. ; Конституционное право России / М. В. Баглай, Е. И. Козлова; Отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин // - М. , 2011 - 195 с.
6. Безруков А. В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / А. В. Безруков // М. : Юстицинформ, 2015 - 304 с.
7. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Г. Еллинек; Вступ. ст. : И. Ю. Козлихин - С. - Пб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 752 c.
8. Ильин И. А. Наши задачи: Историческая судьба и будущее России: Статьи 1948-1954 годов: В 2 т. Т.1. / И. А. Ильин // - М. : Рарог, 1992 . - 271 с.
9. Катков Д. Б. Конституционное право / Д. Б. Катков, Е. В. Корчиго //- М. , 2011. - 288 с.
10. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова// - М. : Проспект, 2015. Т. 2. - 528 с.
11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права /Н. И. Матузов, А. В. Малько // - М., 2014. - 528 с.
12. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. 17-е изд., испр. и доп. /А. А. Мишин // - М. : Статут, 2013. - 520 с.
13. Нерсесянц В.С. Общая теория государств и права /В. С. Нерсесянц // - М. , 2010. - 560 с.
14. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В.Д. Перевалова// - М. , 2012. - 97 с.
15. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В. Е. Чиркин // - М. , 2009 и др.

Научные статьи
16. Кряжкова О. О демократии и демократических процедурах: что не так?/ О. О. Кряжкова // Сравнительное конституционное обозрение. - 2014. - N 1.
17. Бредихин А.Л., Кириенко Г.С. Федерализм как концепция организации государственной власти /А. Л. Бредихин, Г. С. Кириенко // Вопросы правоведения. - 2012. - N 2. - 88 - 97с.

18. Авдеев Д.А. Форма и содержание государства как политико-правовая гармония / Д. А. Авдеев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - N 4. 8 - 13 с.

19. Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства / А. Л. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - N 5. С. 3 - 6.

20. Кушхов И.Р. Соотношение элементов формы государства / И. Р. Кушхов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - N 6. С. 11.

Электронные ресурсы
21. Конституция Дании URL: (дата обращения 18.03.16)
22. Монархическая форма правления URL: (дата обращения 18.03.16)
23. Принципы престолонаследия URL: (дата обращения 18.03.16)
24. Свазиленд / Конституционные основы, характеристика формы правления URL: (дата обращения 18.03.16)

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок все народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

МОНАРХИЯ РЕСПУБЛИКА
Критерии Абсолют. Конституц. Президентск. Парламентская
Права человека Не собл. Соблюдаются Соблюдаются Соблюд. Хорошо
Права меньшинства Не собл. Соблюдаются Соблюдаются Соблюд. хорошо
Права большинства Не собл. Соблюд. хорошо Соблюдаются собл.очень хор.
Гибкость власти Очень низк. Высокая Высокая Очень высокая
Стабильность Высокая Очень высокая Высокая Высокая
Ответственность власти Никакой Высокая Высокая Очень высокая
Преемственность власти Наследств. Наследств.(офиц) выборн. (факт.) Выборн. Выборн.
Полномочия главы государства Безграничны Формальные Очень широкие Широкие
Разделение властей Отсутствует Есть Есть Значительное
Скорость принятия решений Очень выс. Низкая Высокая Низкая

Основные достоинства и недостатки республики

Достоинствами республиканской формы правления я считаю:

1. Выборность власти, а, следовательно, её ответственность перед народом.

2. Только в демократической республике могут учитываться интересы меньшинства и соблюдаться права человека.

3. Только в республике возможно разделение властей, что является необходимым условием настоящей демократии.

4. «Эластичность» власти. При недовольстве и напряжении в обществе власть вынуждена считаться с народом, а иначе сменяется. Это уменьшает напряжение и позволяет ему консолидироваться в тяжёлую минуту. Вспомним Первую мировую войну. Демократии - Франция, Англия, США, находили выход в уступках населению. Монархии же – Германия, Австрия, Турция, Россия этого не делали и в результате пришли к взрыву.

Демократичное правление – наилучшее при высоком уровне политической активности, благосостояния, образованности и уровня жизни населения.

Недостатки:

1. Республика может затруднять принятие нужных, но непопулярных решений. Так Фемистоклу было очень трудно добиться решения о постройке флота.

2. Если демократия ассоциируется с поражением (Веймарская республика), тогда народу захочется твёрдой руки, что может быть очень опасно в плане возникновения диктатуры.

3. Государство вечно балансирует между охлократией и диктатурой. Но, говоря о слабости демократии, необходимо привести слова Алексиса де Токвиля: «…нельзя сказать, что демократическая власть от природы лишена сил и возможностей. Напротив, она почти всегда гибнет от злоупотребления силой и неудачного использования возможностей. Анархию почти всегда вызывает её тирания или её неискусность, а не её бессилие»

4. Диктатура личности может смениться диктатурой большинства, что не лучше, если не хуже. Так, Токвиль описывая современную ему американскую демократию, пишет про его всевластие. «Тираническая власть большинства пока ещё слабо отражается на политической жизни общества, но её досадные последствия заметны в американском национальном характере». Так, казнь Сократа была совершена с согласия всего Афинского демоса

5. Никто не гарантирует, что выбор населения будет верным. Напомним, что Гитлер пришёл к власти демократическим путём – получив большинство в рейхстаге.

6. Ограничена возможность быстрых решений. Это является столь существенным недостатком, что даже в конституции США предусмотрена возможность решения конгресса о наделении президента диктаторскими полномочиями

7. Даже современные демократии не сумели избавиться от плутократии (власти богатства).

Основные достоинства и недостатки монархии.

В наше время ещё существует немало приверженцев монархии. Достоинствами монархии они обычно называют:

1. Заранее известно, кто наследник, что позволяет подготовить его к этой роли (к сожалению, в истории почти нет тому примеров)

2. Наследственная передача власти обеспечивает стабильность (что справедливо только для конституционной монархии).

3. Государством правят профессиональные правители. (В случае наследственной монархии это совершенно не очевидно. В случае выборной – ещё менее вероятно, т.к. в истории выбирали заведомо слабого, чтобы им управлять – пример Михаила Фёдоровича Романов)

4. Абсолютистское правление даёт возможность государю претворять в жизнь свои замыслы (Примером могут быть реформы Пётра I. Но я считаю, что отрицательных последствий эти реформы имели больше, чем положительных, именно вследствие их искусственного насаждения.)

5. Там, где нужно стремительное решение, лучше всего власть одного человека. Так, Моде – шаньюй хунну, одним скорым и вероломным наскоком покорил юэчжей. (Это утверждение не вызывает у меня возражений.)

Недостатками монархии я считаю следующие:

1. Судьба целой страны зависит от воли и качеств одного человека. Только если это сильный, мудрый и деятельный государь, то в государстве относительная стабильность и процветание (примеров чему в истории почти нет. Разве что Джахангир – император Великих Моголов (XVIIв.) и, может быть, Наполеон).

2. Единственный выход недовольству народа – свержение власти. При увеличении богатств, подвижности подданных, развитии экономики и т.д. появляется тяга к демократизации. Так, Великая Французская Революция – следствие не только задавленности и нищеты низов, но и политического бесправия богатых буржуа.

3. Фаворитизм. У большинства монархов были фавориты и фаворитки. Потёмкин и Орлов – фавориты ЕкатериныII – были всемогущими людьми. А об их честности, таланте, порядочности говорят ставшие нарицательными потёмкинские деревни. Самыми богатыми подданными Людовика XIV – короля солнце – символа абсолютизма были его фаворитки – Лавальер, Монтеспан, Фонтанж.

4. Возникают споры о престолонаследовании, которые могут перерасти в гражданскую войну. (Великая Смута в России в XVII в., война Алой и Белой Розы в Англии в XV в. и т.д. и т.п.)

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Как уже было нами сказано выше, существует две основные формы правления: монархия и республика, которые явно отличаются друг от друга по всем критериям.

Итак, монархия - это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства - монарху (царю, императору, королю, шаху и др.), который управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследования, и не несет ответственности перед населением.

Монархия делится на два вида: абсолютная (неограниченная) и ограниченная монархия.

Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правления, при которой монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. На сегодняшний день примером абсолютной монархии могут служить такие государства, как Бутан, Бруней, Оман. Но также в истории ярким примером является Россия в конце XVII века, когда в ней сложилась абсолютная монархия. Для Российской Империи в период абсолютной монархии были присущи свои существенные особенности, которые отличают ее от других монархий:

  • 1) если абсолютная монархия в Европе существовала в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (в особенности крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;
  • 2) если социальной базой западноевропейского государства абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Абсолютная монархия в России прекратила свое существование в феврале 1917 года.

Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органов (парламентом) и особым правовым актом (Конституцией). В настоящее время современными конституционными монархиями являются, например, Великобритания и Швеция, в которых власть монарха ограничена Конституцией, парламентов, правительством и независимым судом.

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Верховные органы в республике выбираются демократическим способом. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ним.

В настоящее время республики подразделяются на парламентарную и президентскую. Различие их, главным образом, состоит в том, какой из органов верховной власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет работу, и перед кем - парламентом или президентом правительство несет ответственность. Также в современной юридической литературе выделяется такая форма правления, как смешанная республика.

Наша страна - Россия, была провозглашена республикой 1 сентября 1917 года, а 14 сентября на созыве Демократического совещания был сформирован орган контроля над правительством - Временный Совет Республики («предпарламент»). Также, если заглянуть в историю Российского государства, то в период 1991-2000 гг. Россия перетерпела политический кризис. Именно в этот период до весны 1993 года особенно остро встал вопрос о форме правления - быть республике президентской или парламентской. Однако, все споры разрешила новая Конституция, принятая в результате референдума 12 декабря 1993 года. В силу новая Конституция вступила 25 декабря 1993 года, Россия была официально провозглашена президентской республикой, а законодательный орган впервые был назван парламентом.

Президентская республика характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти (правительства). Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент в свою очередь не имеет права роспуска парламента. И президент, и парламент избирается народом. Зародилась президентская республика в США, где по сей день и остается.

Парламентарная республика характеризуется тем, что президент является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не являясь лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он также может называться иначе). Парламент же наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, т.е. правительство несет ответственность перед парламентом за свою деятельность. К парламентарным республикам относят Германия, Греция, Италия и др.

Смешанная республика («полупрезидентская»), в которой парламент и президент, в той или иной мере, делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Президент и парламент избираются народом. Президент назначает главу правительства по согласованию с парламентом и имеет право роспуска нижней палаты парламента. Парламент же имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент. Такие страны, как Россия, Франция являются примером смешанной республики.

О форме правления государства, о правильной его организации мыслители думали еще в древности. Так, Платон, а за ним и Аристотель, выделяли три возможные формы государственного правления:

Монархия - власть одного;

Аристократия - власть лучших;

Полития - власть народа (в малом государстве - полисе).

В то же время они предупреждали, что в определенных случаях эти формы правления могут деградировать и приобретать для народа нежелательный характер. Так, монархия превращается в тиранию, аристократия в олигархию (власть узкой группы богачей, военных), а полития (республика) или умеренная демократия в охлократию (власть толпы).

В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица -- главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода (чехословацкий автор И.Благож) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы.

Сегодня, на уровне с монархической формой правления существует также республиканская. Республика (от греческого res - дело, publica - общество; res publica - общественное дело, государство) -- это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республика или республиканская форма правления также является весьма древней формой государственной организации общества. Она зародилась ещё в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике.

По поводу того, какая форма правления лучше давно ведутся споры и многие думают по-разному. Дж. Локк, например, считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Л.А. Тихомиров считал, что монархическая форма правления лучше, потому как люди на психологическом уровне стремятся быть под чьей-то властью.

Содержание понятия "республика можно выразить известной формулой Цицерона "respublica -- res populi" (т.е. государство, -- это дело народа). Когда противопоставляют монархию и республику, то под монархией подразумевается монархия реальная -- прежде всего абсолютная монархия, которая складывается в период позднего феодализма и которая действительно является противоположностью республике. Абсолютный монарх подчиняется законам в той мере, в которой он желает им подчиняться. В этом отношении абсолютистская монархия противостоит республике, где все должностные лица обязаны действовать в соответствии с законом.

Важным отличием республики от монархии является то, что в республике власть первоначально принадлежит народу, а в монархии монарху. Так в республике органы государственного управления, включая президента, правят от имени всего народа, а монарх правит на собственном праве. В монархии от народа не зависит, кто станет главой государства. В выборной монархии монарх избирается, но его избирает не весь народ, а лишь его малая часть. Видно, что, в сравнение с абсолютной монархией, в республиканской форме правления открывается большая возможность влияния народа на деятельность государства.

В частности понятие демократия (народовластие) применимо в полной мере только к республиканской форме правления.

В монархических государствах личность монарха часто связывается с религией, и даже если он не возглавляет доминирующую религиозную иерархию, то все равно является религиозной особой. От имени монарха издаются законы, даже если монарх не участвовал в их разработке (парламентарная монархия). Монарх является символом государства. В республиках же личность президента не является священной и, как правило, не нужна для проведения ритуальных актов.

В республике президент избирается народом, перед которым он несет политическую ответственность - через парламент. Право парламента привлечь президента к ответственности называется импичментом. Монарх же не несёт никакой юридической ответственности за свои деяния в области управления государством. При абсолютизме нет того, кто юридически мог бы привлечь монарха к ответственности, а при парламентаризме и дуализме, когда есть другие властные органы, этому способствует принцип контрасигнатуры, о котором уже говорилось в предыдущем разделе.

Если республику противопоставлять реальной монархии, то значительное отличие имеет статус личности. Монархическая форма правления характеризуется признанием неравенства людей и разделения их на классы, которые обладают совершенно разными возможностями, правами и обязанностями. В республике же все граждане признаны равными в своих правах. Угнетение прав отдельных слоев населения и отдельных личностей в частности караются законом. Каждый гражданин имеет равное право доступа ко всем государственным должностям в соответствии со своими способностями. Политическая власть при абсолютизме не может быть предметом споров и партийной борьбы, поскольку вопрос обладания властью однозначно и безусловно предопределен, в то время как в республике все иначе. Поэтому в абсолютных монархиях отсутствуют и даже запрещены политические партии. Кроме того, подданные в принципе не должны иметь политических прав, поскольку наличие таких прав дало бы возможность лицам претендовать на то, что не может принадлежать никому, кроме реального главы государства - монарха.

Республика предполагает чёткое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Правовое республиканское государство ставит своей целью достижение баланса между этими ветвями власти, которые призваны уравновешивать и стабилизировать деятельность друг друга. Ни одна из ветвей не должна подчиняться другой. Власть разделена так, чтобы нельзя было выделить наиболее сильную и могучую ветвь. Если этот принцип правильно осуществляется, то никто не сможет овладеть всей полнотой власти, а значит, власть не будет использоваться в корыстных целях отдельных лиц или их групп. Этот принцип гарантирует надлежащее обеспечение и защиту прав личности, законность и порядочность власти. Каждая ветвь власти вынуждена действовать в соответствии с законом, в противном случае ее могут привлечь к ответственности другие ветви власти. Так, например, если парламент обнаружит незаконность в действиях правительства, он может выразить ему вотум недоверия. При абсолютизме же власть полностью принадлежит монарху и никому больше. Как уже говорилось, монарх подчиняется закону настолько, насколько он этого хочет. Его никто не имеет права привлечь к ответственности и уличить в незаконности его поступков. Никакого разделения властей нет и быть не может. Даже в дуалистической монархии принцип разделения властей, в сущности своей, не соответствует республиканскому. Определенные вопросы, в этом случае, отнесены к ведению парламента, но власть парламента несравнима по своей силе с властью монарха. Вето монарха практически не может быть преодолено. При парламентарной монархии ситуация совершенно иная, но это потому, что она по своей сущности очень схожа с республикой о чем будет говориться далее.

Если рассматривать реальные монархии и реальные республики, то видно, что это две абсолютно противоположные формы правления, имеющие множество отличий. Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие. Каждая из форм правления имеет как достоинства, свойственные только ей, так и недостатки. В процессе развития государств, путем мирных реформ, восстаний, революций, военных переворотов и т.д., форма правления отдельных государств постоянно менялась иногда в лучшую, а иногда в худшую сторону. Это происходило потому, что люди начали видеть несовершенство каждой из форм правления в чистом виде и необходимость преобразования последних, путем заимствования отдельных положений у другой формы правления и реформации собственных старых укладов.

Несмотря на то, что реальные монархия и республика - это две совершенно разные формы правления, отличающиеся в корне друг од друга по множеству признаков, в процессе их исторического преобразования их виды (абсолютная монархия и президентская республика, парламентарная монархия и парламентарная республика) всё чаще стали приобретать схожие черты. Конечно, в мире существуют и «чистые» виды, какой либо из формы правления, но сегодня в мире наблюдается тенденция уменьшения количества таких стран. Если рассматривать реальные монархию и республику, то ни о какой схожести говорить не представляется возможным, однако в силу преобразования этих форм правления и образования новых их разновидностей, сегодня некоторые из видов республики и монархии очень схожи.

Рассвет республики можно наблюдать в Древних Афинах, где власть принадлежала Совету 500 (а прежде 400), который избирался гражданами данного полиса. Важно отметить, что в той республике президента не было, власть принадлежала группе избранных лиц. В монархии же власть принадлежала одному монарху, независящему от всего народа. Но позже в республике появляется президент, а в монархии парламент. Таким образом, в монархии появляются элементы демократии (парламент), а в республике возрастает роль одного лица. В силу абсолютно разной сущности видов монархии и республики, нельзя сказать, что в монархическом государстве у монарха больше властных полномочий, чем в республике у президента и наоборот. В современных парламентарных монархиях монарх практически не обладает никакой властью, а если рассматривать президентскую республику, ярким примером которой является США, то там президент возглавляет исполнительную ветвь власти. Также встречаются суперпрезидентские республики (такая форма была широко распространена еще в XIX в. в Латинской Америке, а в XX в. была воспринята рядом государств Африки) и президентско-монократические республики. В суперпрезидентских республиках власть президента намного весомее и сильнее других ветвей, но всё же, президент избирается из числа депутатов, и есть реальная возможность смены одного президента на другого путем выборов, это прописано в Конституции.

В президентско-монократической республике все иначе. Ей присущ один из главных признаков монархии - несменяемость главы государства. Такие республики существовали при однопартийной системе и их Конституции предусматривали пожизненных президентов. Началось это явление в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). Ныне осталось лишь два пожизненных президента -- в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником. Такие модели (суперпрезидентская и монократическая) обычно устанавливаются в следствие военного переворота. Руководитель переворота, как правило, становится президентом. В таких формах правления ярко выражаются признаки абсолютной монархии.

Вместе с тем, если рассматривать парламентарную республику и парламентарную монархию, можно заметить, что это, если не брать во внимание некоторые особенности, почти идентичные формы правления. И в первом и во втором случае глава государства практически не имеет властных полномочий. В современных парламентарных монархиях монарх не имеет права вето, либо им не пользуется. Реальная власть находится в руках парламента. В Конституциях некоторых стран четко записано, что монарх не имеет права управления делами государства. (Конституция Японии 1946 г., вступившая в силу в 1947 г.). Примерно такое же соотношение сил главы государства и парламента наблюдается в парламентарных республиках.

На фактическое состояние формы правления большое влияние оказывает форма государственного устройства и политический режим государства. Ярким примером влияния формы государственного устройства на форму правления является выборная монархия в Малайзии о чём уже говорилось. Политический режим также оказывает большое влияние на форму правления. Ярким примером того является СССР. Так тоталитаризм республику, фактически, преобразовывает в монархию, а демократия преобразовывает монархию в республику.

В монархиях жители государства именуются как поданные, в республиках как граждане. Жители абсолютных монархий в своих правах и обязанностях, безусловно, отличались от граждан демократических республик, но такого нельзя сказать про жителей парламентарных монархий. Здесь уровень прав и свобод граждан может ничуть не уступать, а иногда и быть выше, чем в республиках (особенно, чем в республиках с авторитарным и тоталитарным режимом). Например, правовое положение граждан во Франции, мало чем отличается от положения поданных в Великобритании. Термин «подданный» в разных видах монархии различен по своей сущности. В абсолютной монархии поданный означает «поданный его величества», где естественно уровень прав и свобод поданных ниже. В парламентарных монархиях современности термин «поданные» - есть ни что иное как дань традиций. Его все чаще заменяют термином «гражданине», а в некоторых государствах термин «подданные» используется только при проведении различных церемоний, обрядов и т.д., о чем уже говорилось.

Заимствуя различные черты друг у друга, монархия и республика преобразуются, и появляются их новые виды. Это преобразование может быть обоснованно рядом причин:

1. Создание таких видов улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий правителя, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и главе государства. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами.

2. Так называемые «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой, например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монократических республик в Африке, о которых ранее упоминалось. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства, то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. Заимствование отдельных черт других форм правления помогает преодолеть недостатки "чистых" форм.

3. Возникновение таких видов связано с распространением и восприятием, во все большем числе стран мира, общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов.

Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии -- государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства.

Сегодня, многие учёные считают, что нельзя выявить более прогрессивную форму правления, потому что в одну и ту же форму могут вкладываться совершенно разные содержания. В мире намечается общая тенденция преобразования монархической формы правления в республиканскую. Но это не всегда так. Например, в Испании после смерти диктатора Франсиско Франко, народ захотел восстановить монархическую форму правления. Испанцы связывали большие демократические надежды с личностью Хуана Карлоса. Прошло время, и он оправдал надежды народа. Конституция установила, что корона передается наследникам Хуана Карлоса 1 Бурбона, который, таким образом, является первым в новой династии. Необходимо отметить, что форма правления также зависит от исторического опыта народа. Народы, претерпевавшие на себе жестокость и несправедливость со стороны правителя, редко остаются монархиями (Италия). Так среди бывших колоний практически нет монархий (США и другие страны Латинской Америки).

Ведется много споров по поводу того, какая форма правления лучше. Каждая из форм имеет как свои плюсы, так и минусы. Распространено мнение, что республиканская форма правления демократичнее, чем монархическая. Возможно это и так, потому что в реальной республике все органы наделенные властью избираются народом (прямо или косвенно), но всегда ли хорошо, когда властные органы избираются народом. Есть мнение, что при всеобщем голосовании вероятность выдвижения наиболее достойного кандидата значительно ниже, чем в случае, когда их назначают. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будет всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и скорее всего личная гибель монарха.

Когда монарх вправе сам решать важные государственные вопросы, значительно повышается возможность принятия какое-либо решение, минуя различные инстанции и формальности, когда времени на обсуждении просто нет. Подобное право имеет президент в президентских и президентско-парламентских республиках (право ввода чрезвычайного или военного положения и т.п.), но эти виды республики отличаются от классического вида.

Одним из достоинств монархии является политический нейтралитет монарха (поддерживаемый недопустимостью его членства ни в одной политической партии), его компетентностью и информированность в вопросах управления, обеспечиваемые многолетним опытом; подготовкой к достойному исполнению своих задач с детства, возможность сохранения монархом своего статуса независимо от соотношения политических сил. Даже если монарх и не имеет реальной политической власти (при парламентарной монархии), он, в силу своего авторитета, может повлиять на происходящие политические процессы и помочь прийти к консенсусу политическим партиям.

Важным достоинств монархии является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

Одним из недостатков династической монархии является случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник, что может повлечь за собой массу нежелательных последствий. Может статься, что династия вообще прекратиться (например, убийство единственных наследников). Республиканской форме правления, как известно, такие проблемы не свойственны.

Еще одним недостатком монархии является, так называемый, фаворитизм. На некоторые государственные должности могут быть назначены любимчики монарха, которые не всегда сильны в сфере предстоящей деятельности. Хотя сразу же нужно оговориться, что так происходит далеко не всегда.

Исторически большинство государств мира становились монархиями либо республиками. В чем особенности каждой из этих форм правления?

Что такое монархия?

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота политической власти (либо преобладающий объем полномочий по управлению государством) принадлежит одному человеку - монарху. Это может быть царь, король, император, эмир. Власть в монархиях, как правило, наследуется. Либо передается в силу личного волеизъявления действующего правителя. Решения монарха могут быть представлены указами, эдиктами или, например, декретами.

Монархии бывают неограниченными и конституционными. В первом случае решения правителя подлежат беспрекословному исполнению на всей территории страны или в тех регионах, которые монарх внес в юрисдикцию соответствующих решений. В конституционных монархиях волеизъявление правителя может быть оспорено или дополнено решениями иных властных институтов - чаще всего парламента. Который при этом способен учреждать также и правительство. Кроме того, те органы власти, которые разделяют с монархом полномочия по управлению государством, могут сами осуществлять законотворчество.

Обладание парламентом существенными полномочиями в конституционной монархии приближает ее к другой форме правления - республике. Изучим ее особенности далее.

Что такое республика?

Республика - это форма правления, при которой политическая власть концентрируется в руках граждан либо представительных институтов. Чаще всего - парламентов, а также функционирующих вместе с ними правительств, которые формируются при непосредственном участии населения страны - в ходе выборов.

В современных республиках власть обычно разделена на 3 ветви - законодательную (представленную парламентом), исполнительную (в виде правительства, а также в лице президента) и судебную. Население страны, как правило, участвует в формировании первых двух.

Решения, принимаемые органами власти в республиках, представлены различными законами и подзаконными актами. Если говорить конкретно о законах как о нормативных источниках с самой большой юридической силой, их разработка и утверждение осуществляются при последовательном участии всех ветвей власти.

Сначала они принимаются парламентом. После - одобряются правительством и реализуются подотчетными ему структурами (но могут быть и отклонены). При необходимости проверку законов на легитимность осуществляют судебные органы.

Есть республики, в которых нет официального разделения властей на законодательную и исполнительную. Так было в СССР, подобным образом работает система государственного управления в Китае.

Республики бывают 2 основных типов - парламентские и президентские. В первых основной объем политических полномочий сосредоточен на уровне законодательных органов власти, во вторых ведущую роль в государственном управлении играет исполнительная ветвь. Однако глава государства в обоих типах республик - это, так или иначе, представитель исполнительной ветви власти - премьер-министр (назначается парламентом в соответствующего типа республике) или президент (как правило, избираемый населением).

Сравнение

Главное отличие монархии от республики в том, что в первой форме государственного правления главным и единоличным носителем власти является один человек, а во второй - население страны. Которое может делегировать полномочия по управлению государством представительным органам власти. Иногда - напрямую участвовать в подобных политических процессах.

Есть и промежуточная форма правления - конституционная монархия. В ней властные полномочия в различном соотношении (в зависимости от традиций, принятых в конкретном государстве) могут быть разделены между монархом и парламентом.

Определив то, в чем разница между монархией и республикой прослеживается наиболее явно, зафиксируем ключевые критерии в небольшой таблице.

Таблица

Монархия Республика
Что общего между ними?
В конституционных монархиях могут быть органы власти, представленные также в республике, - парламент, правительство
В чем разница между ними?
Глава государства - монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями Глава государства - представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом
Основные виды нормативных актов - указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами Основной вид нормативных актов - закон
Решения монарха должны беспрекословно исполняться (в конституционных монархиях - могут пересматриваться либо дополняться парламентом и иными органами) Законы проходят многоступенчатую процедуру принятия, могут быть признаны судом нелегитимными