Абсолютная теократическая дуалистическая и парламентарная монархия. Монархия

Которая ныне не является слишком распространенной. Она возникла в далекие века и сейчас приобрела статус политического рудимента. Тем не менее некоторые страны мира, как европейские, так азиатские, довольствуются такой системой власти.

Описание термина

В юридическом понимании дуалистическая монархия - это один из типов С практической и теоретической точки зрения монарх имеет неограниченные права и полномочия по отношению к своему государству. Однако формально его влияние и круг действий ограничены конституцией. Свое название эта форма правления получила благодаря тому, что в стране, кроме монарха, имеется еще одно не менее важное лицо - министр. Суть такой власти подразумевает, что ни одно из распоряжений монарха не может быть осуществлено до того, как его не подтвердит министр. При этом образуется некий замкнутый круг: министра вправе назначить только глава державы, и он же может его сместить с должности. Таким образом, дуалистическая монархия - это, по сути, которая передается в кругу августейших особ от поколения к поколению.

Страны с подобным устройством власти

В наше время многие государства уже давно перешли на президентско-парламентские и прочие системы управления, но некоторые остаются верными своим былым традициям. Это государства, в которых еще сохранилась дуалистическая монархия. Примеры стран можно найти на всех континентах Восточного полушария, и сейчас мы их кратко перечислим. В Европе это Швеция, Дания, Монако, Люксембург, Лихтенштейн. На Ближнем Востоке - Кувейт, Бахрейн, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, на Дальнем Востоке - Япония. Некоторые из этих стран относят одновременно к абсолютной монархии, где вся практическая и законодательная власть принадлежит владельцу престола. Также отметим, что в некоторых державах являются синонимами конституционная и дуалистическая монархия. Примеры стран такого типа - это Дания, Швеция, Люксембург.

Что такое конституционная монархия в чистом виде

Данным термином именуется который делится на два вида. Первый - это Суть ее заключается в том, что члены парламента избираются путем голосования. Какая партия наберет больше голосов людей, та и станет основой законодательной власти в стране. Лидер победившей партии становится практически главой государства. Сам же монарх при таком раскладе выполняет чисто формальную роль. Он может участвовать в принятии решений, законов, актов, но его голос не является решающим. Таким образом, вся ответственность возлагается на парламент. Второй тип - дуалистическая конституционная монархия. Тут монарх уже имеет более основательные права, он утверждает все законы, акты и решения, ведет контроль над деятельностью остальных управленческих органов. Также он вправе набирать новых людей в сферу руководства страной и увольнять прежних сотрудников.

Признаки дуалистической монархии

Итак, перечислим основные характеристики, по которым можно определить, подходит ли та или иная страна под данную категорию, или же нет:


Взгляд в ретроспективу

Данная форма государственной власти некогда была присуща и нашей стране. Когда в России начались мятежные забастовки и перевороты, а также обострились «вечные» проблемы нашего Отечества — аграрная, национальная и геополитическая, временно была установлена именно дуалистическая монархия. Такой тип правления длился с 1905 по 1917 годы, и прекратил он свое существование на наших землях с установкой советского социалистического режима.

Наиболее ярким представителем такой формы власти также была Австро-Венгерская империя. С 1867 года до момента распада в этой стране была установлена дуалистическая монархия. При этом государство делилось на две автономные друг от друга части, в каждой из которых были свои законы и правила. Если заглянуть еще более глубоко в века, то можно заметить, что подобная форма государственного правления была во всей Европе и в Азии. Это был как бы переходной этап от абсолютной власти короля к парламентскому строю, который длился много веков.

Заключение

Подведем итоги. Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой власть осуществляется одним лицом. Формально монарх согласовывает свои действия с парламентом и другими представителями власти, но практически каждое решение, которое становится законом для всей страны, принимается им единолично. Ведь всех своих сотрудников и советников правящий человек выбирает сам, и он же, при малейшем неповиновении, может их уволить. В наши дни такой государственный аппарат уже считается редкостью. Все страны давно перешли на президентско-парламентский тип управления, который также подкрепляется голосами народа. Ведь для того, чтобы управлять огромной страной, тем более учитывая темпы развития современного общества, нужно быть крайне сильным и несоизмеримо мудрым человеком.

Парламентарная монархия - вид конституционной монархии, при которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут), либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому парламентарная монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром.

Дуалистическая монархия - вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте).

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента.

Объективное и субъективное право

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, ус­танавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадле­жит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), кото­рые субъективны в том смысле, что связаны с субъектрм, принадле­жат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства - признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Президентская республика

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

– на президентские;

– парламентские;

– смешанные.

В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия, Алжир, Египет, Конго, Камерун, Перу, Сальвадор и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент.

Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.

Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

В США, которые являются президентской республикой, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, так называемая «система сдержек и противовесов». Законодательное собрание и президент, глава исполнительной власти, государства и правительства, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Прочная легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту основываются на получении президентом полномочий непосредственно от избирателей. Президент назначает правительство с одобрения законодательного собрания страны (парламента) – Конгресса. Также президент обладает правом выбирать кандидатов на министерские посты, приглашать в состав кабинета независимых специалистов и политиков от оппозиционных партий. Традиционно правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах.

Публичное и частное право

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.Публичное жеправо образует нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц .

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:

одностороннее волеизъявление;

субординация субъектов и правовых актов;

преобладание императивных норм;

ориентация на удовлетворение общественного интереса.

Для частного права характерны:

свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

равенство сторон;

преобладание диспозитивных норм;

ориентация на удовлетворение частных интересов

Парламентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

– зависимость от воли избирателей.

Парламентская республика – форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.

В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:

– отставку правительства;

– роспуск парламента;

– проведение досрочных выборов.

Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Хотя парламент контролирует деятельность правительства, кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.

Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.

Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

Право и мораль

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль же есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Единство права и морали заключается в следующем:

Право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

Право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

Право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

Право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

Право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия;

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

Право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

Правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

Право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

Взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

Право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

Правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

Мораль выступает в качестве ценностного критерия права;

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Спецификой соотношения права и морали является то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями, нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

Монархическое устройство политической власти имеет долгую историю развития. Это самая популярная форма правления в человеческой истории. Признаки монархии стали проявляться уже в древнейших на планете государствах Междуречья. На протяжении многовекового развития человечества монархия доминировала в азиатских империях, ханствах и султанатах, государствах доколумбовой Америки, множестве европейских стран эпохи Средневековья, Нового и Новейшего времени.

Вместе с тем она имела и множество локальных вариаций и своеобразных различий. Почти всегда это была неограниченная монархия, особенно это касается восточных обществ. Европа же подарила миру такое уникальное социальное устройство, как феодализм, в котором король фактически являлся высшим феодалом на верхушке сюзеренно-вассальной иерархии, но не имел всей полноты власти над своими подданными. В отличие от восточных государств, где визири и раджи вмиг лишались своих положений по воле правителя. Впрочем, положение феодальных королей со временем и в Европе значительно укрепилось.

Ограничение монархической власти

Эпоха Возрождения и Новое время существенно изменили умы европейцев. Здесь произошло освобождение от пут средневековой христианской схоластики в результате религиозной реформации Мартина Лютера. Просветительские идеи, в особенности теория общественного договора Локка, Гоббса и Руссо, существенно подорвали представление общественности и том, что королевская власть неизбежна. Первой королевской династией, свергнутой в Европе, стали Бурбоны во Франции (в результате Великой французской революции 1789 г.).

XIX и начало XX столетия и вовсе стали эпохой если не свержения монархий, то существенного их ограничения. Так, революция 1848-1849 гг., прокатившаяся сразу в нескольких европейских странах (названная весной народов) - Франции, Австрийской империи, польской части тогдашней России, некоторых немецких и итальянских землях, - привела к демократизации общественной жизни и расширению национальных прав. Дуалистическая монархия была установлена в Австрии, которая отныне стала формально именоваться Австро-Венгрией - страной двух равноправных народов. Венгры получили право формировать собственных парламент, существенно ограничив династию Габсбургов. Подобная волна демократизации распространялась в Европе, а позже и по всему миру (особенно интенсивно - следующие пятьдесят лет). Ноябрьская революция в Германии, Октябрьская в России, Синьхайская в Китае - все они свергали местных правителей, устанавливая республики.

Современный мир

На сегодняшний день монархия является атавизмом. Однако она сохранилась в ряде государств как традиционный пережиток. Среди них Англия, Дания, Япония и так далее, хотя короли здесь и не имеют особой власти. Вместе с тем в современном мире выделяют следующие виды: дуалистическая монархия, парламентская монархия.

Парламентская монархия

Она представляет собой ту же конституционную монархию, где основным органом власти является парламент. Король же или вовсе не имеет практической значимости (будучи лишь символом нации), или, как в Испании, имеет ограниченные конституцией права, сопоставимые с президентскими.

Дуалистическая монархия сегодняшнего дня

Конституционные основы в современном мире уже приняты всеми государствами. Однако монархическое устройство не везде еще полностью сдало свои позиции. Так, в современных Марокко и Кувейте, а также в Иордании вполне здравствует дуалистическая монархия. Государственная власть здесь юридически разделена между парламентом и монархом. Хотя последний оказывает влияние и на Кабинет Министров, который формирует, и на законодательный орган, где владеет полномочиями роспуска и наложения вето.

Абсолютная монархия.

Абсолютная монархия: страны Персидского залива: ОАО, Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Катар (там эмираты и султанаты).

В этих государствах даже если конституции и есть, то она не ограничивает власть монарха.

Государственная религия в этих государствах – ислам, Коран по юридической силе выше Конституции.

В ОАО есть парламент (несколько лет назад состоялись выборы, участвовали только мужчины), а если и есть парламенты, то они играют совещательную роль и их решения требуют одобрения монарха.

Юридическое и фактическое управление в государстве осуществляют монарх и его семья.

Особенность: системы наследования разные. По мусульманской системе обычно наследуют не по крови (там сыновья – им отдают предпочтения или дочь), а правящая семья, причём она может отстранить монарха, назначить другого – но это обязательно должны быть члены семьи королевской.

Монарх и его семья осуществляют фактическое руководство: они формируют правительство, монарх назначает судей, монарх является одновременно высшим духовным лицом…

Большую роль имеет Семейный Совет. В Семейный Совет входят члены семьи монарха, а также особо почитаемые знатоки Корана (то есть духовные лица, занимающие высокие посты). В ОАО был случай, что знатоки Корана определили «отсутствие должного благочестия» и на Семейном Совете его лишили титула.

Есть довольно маленькие страны, самая большая – Саудовская Аравия.

С точки зрения экономики – живут за счёт продажи нефти. ОПЕК – международная организация, связанная с добычей нефти.

Дуалистическая монархия.

Их мало, это переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. К ним относятся Иордания, Марокко, Непал.

Она имеет признаки, которые свойственны и абсолютной, и парламентарной монархии:

В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в сфере законодательного процесса, то есть там есть избираемый парламент, который принимает законы. Монарх имеет право вето на законы, монарх может распускать парламент.

В остальных сферах (то есть ограничена только в законодательной сфере) власть монарха неограниченна: он формирует правительство, правительство ответственно только перед монархом, монарх назначает судей.

Парламентарная монархия.

Она распространена в Европе (в Европе по большей части либо парламентарные республики, либо парламентарные республики).

Великобритания, Испания, Норвегия, Швеция, Дания, Нидерланды, Монако, Лихтенштейн – это европейские. На других континентах: Япония. Плюс особый вид монархии – страны британского содружество, это объединение государств (Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос, Папуа Новая Гвинея, Ямайка и другие более мелкие). В этих государствах монархом является королева Великобритании, представляет его назначаемый генерал-губернатор. Если раньше это были представители самой Великобритании, то сейчас монарх назначает лицо, которое ей рекомендует парламент той страны, в которую назначается генерал-губернатор.

Все абсолютные монархии перешли в парламентскую через дуалистическую

Абсолютная : Неограниченная власть монарха. Монарх сам формирует правительство и возглавляет его (из числа членов семьи – часто).Правительство отвечает перед монархом. Отсутствует институт выборности. Имеет право роспуска парламента в любое время

Сейчас единственное государство в абсолютной монархией – Саудовская Аравия

В Бахрейне, Катаре, Омане, Кувейте – дуалистическая!

Дуалистическая: Глава государства, монарх, сохраняет все полномочия, однако, есть парламент, формирующийся на выборной основе, а правительство формируется монархом и парламентом, и оно отвечает перед монархом и парламентом (отсюда дуализм). В последнее время наблюдается тенденция перехода к чистой дуалистической монархии (в том числе и в Саудовской Аравии – там проводятся выборы органов МСУ)

Парламентская: Вид монархии, при котором глава государства обладает минимальными протокольными полномочиями

Центральная фигура – премьер-министр, который является, как правило, лидером победившей на выборах партии. Роль главы государства возрастает, когда ни одна из партий не имеет большинства на выборах для формирования правительства (тогда сам монарх формирует правительство и одновременно сам монарх объявляет о новых выборах в парламент). Монарх формирует правительство с помощью информатора и форматора. Один из признаков парламентской монархии – Парламент обладает широкими полномочиями. Великобритания, Япония, Бельгия

11. Республика как форма правления: понятие и виды.

Республиканская форма правления - юридические признаки:

Начитки (Носов): ресупублика - все высшие органы гос.власти либо избираются, либо формируются общенацион-ыми представительными учреждениями (более 140 гос-в - республики) Признаки: выборность органов гос,власти на опред срок, наличие выборного на опред срок главы госуд-ва, производных хар-р гос власти по поручению народа, юрид отве-ть главы гос-ва

ВИДЫ РЕСПУБЛИК:

президентски е - США, Мексика, Казахстан, на избираемый на всенародных выборах президент является одновременно и глава исп власти. Он формирует испо адм-ю (правит-во), перед кот.ответственен. Он не может распустить парламент и отправить в отставку прав-во. - парламентские - Италия, ФРГ, Венгрия. парламент является полновластным органом, кот.формирует политически ответ-ое перед ним правит-во. Избирает президента, кот.явля-ся главой гос-ва, но не испол,власти. -смешанные - (полупрезидентская ) - Франция, Португалия, Финляндия. наличие элементов президент.респ+парламент республики. Президент - глава гос-ва, избирается на всеобщих выборах и он юридически и реально наделен большими полномочиями. Прав-во формируется парламентом путем отве-но перед ним президентом и парламентом. Президент руководит прав-ом, распускает парламент. РФ - смешанная форма правления (смешанная республика) де-факто- Прав-во формируется парламентом, де-юре суперпрезидентская.

Павлова : 1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству. 2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д. Республиканская форма правления также относится к одной из древних.

Выделяют два вида республик: президентскую США, Бразилия, Сирия, Мексика, Фран,и парламентарную Италия, Турция, Финляндия. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Хачим:

Республик а – это форма правления, при которой глава государства является выборным, избирается на определенный срок, объем полномочий зависит от вида республики.