Геополитическая концепция евразийства. Евразия как особый географический мир

Политическая партия «Евразия»

Введение

Глава 1. Лидеры партии «Евразия»

1.1 А.Г.Дугин

1.2 Т.Таджуддин

Глава 2. Цели и задачи партии

Глава 3. Идейные взгляды евразийства

Заключение

Список литературы

Введение

Партия «Евразия» - единственная в своем роде партия, которая представляет интересы евроазиатских стран.

Цель моего реферата: проанализировать деятельность партии «Евразия» и ее идеологические установки.

Поэтому моими задачами являются следующие:

· Рассмотреть биографию и деятельность лидеров партии;

· Рассмотреть цели и задачи партии;

· Проанализировать деятельность всего евразийского течения;

ГЛАВА 1

Лидеры партии «Евразия»

1.1 Александр Гелиевич Дугин

Философ (к.ф. н), православный (единоверец – старообрядческое согласие, приемлющее священство МП), публицист.

Основатель идейного течения « неоевразийство», создатель современной школы геополитики.

1988-1991 гг. – главный редактор издательского центра «ЭОН»;

С 1990 г. главный редактор альманаха «Милый ангел»;

С 1991 главный редактор журнала «Элементы»;
С 1991 Председатель Историко-Религиозной Ассоциации «Арктогея»;
1996-1997 автор и ведущий радиопрограммы- «FUNIS MUNDY» (Радио 101 – FM);
1997 –1999 автор и ведущий программы «Геополитическое Обозрение» (Радио «Свободная Россия»);
С 1998 г. Советник Председателя Государственной Думы;

С 1998 г. ректор «Нового Университета» (Москва);
С 1999 г. Председатель секции «Центр Геополитических Экспертиз» Экспертно-консультативного Совета по проблемам национальной безопасности при Председателе Государственной Думы;
С 2000 г. курс «Философия Политики» в МНЭПУ;
С 2001 г. Председатель Политсовета (лидер) Общероссийского Общественно-Политического Движения «Евразия»;


Основные труды (монографии) :
, М., 1990
, М., 1992
, М., 1993
, М., 1994
, М., 1996
, М., 1996
, М., 1996
, М., 1997
«Абсолютная Родина», М., 1999
, М., 1999
, в 2 т., М., 2001
«Rusia. Misterio de Eurasia», Madrid, 1990
, Milano, 1991
«Seminal writings of A.Dughin», v.3, London, 1999.

1.2 Талгат Таджуддин

Муфтий, шейх-уль-ислам, председатель Центрального Духовного Управления мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ).

19 июня 1980 г. избран муфтием Духовного Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). С 1990 г. является председателем Центрального Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ – правопреемника ДУМЕС. Частью мусульман признается в качестве «Верховного муфтия России».

Участник религиозных международных конференций миротворческого характера (Ташкент, 1980; Баку,1986; Кабул, 1988 и др.).

ГЛАВА 2

Цели и задачи партии

Целями партии «Евразия» являются:

· Участие в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия их в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах.

· Укрепление Российской государственности, основанное на принципах:
- евразийства – как осевой политической концепции;
- традиционализма – как патриотической философии и гаранта межконфессиональной и межэтнической гармонии;
- державности – как основы укрепления вертикали государственной власти;
- национальной безопасности - как усиления социально-политической значимости силовых структур и ведомств, ответственных за сохранение целостности Государства;
- приоритета социальной направленности экономических реформ, активизации роли молодежи в жизни Государства и общества, развития национальной культуры народов России.

· Содействие укреплению федерального устройства, активное участие в проведении и углублении федеральных реформ в целях укрепления общенационального единства народов России и ее регионов.

· Содействие построению в России органичного демократического общества, создание Государства с социальными гарантиями, основанного на историко-культурных традициях страны.

· Формирование общественного мнения, разъяснение гражданам Российской Федерации позиции Партии по различным вопросам общественно-политической жизни.

· Представление интересов граждан Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

· Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти.

· Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Основными задачами партии «Евразия» являются:

· Участие в разработке критериев Государственной Национальной Идеи России, формирование ее тезисов через евразийско - традиционалистский комплекс.

· Организация широкого участия граждан в общественно-политической жизни общества, разъяснение гражданам России основных целей и Программы Партии, привлечение на этой основе сторонников евразийской политической доктрины.

· Участие в разработке и реализации программ общественного и государственного развития в соответствии с логикой евразийской традиции и интеграции.

· Организация комплексного изучения экономических, социально-политических, правовых и духовных проблем в целях сохранения и развития традиций духовности и социальной справедливости.

· Содействие реформированию отечественной экономики на основе гармоничного сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов индивидуальных, общественных и государственных интересов.

· Участие в разработке и реализации федеральных и региональных образовательных и культурных программ, направленных на развитие интеллектуального потенциала, повышение культурного и духовного уровня российского общества, а также социальных, национальных и иных программ защиты экономических, социальных, национальных и правовых интересов, духовных ценностей граждан и народов многонациональной России, российских граждан за рубежом и вынужденных переселенцев.

· Содействие проведению государством политики, направленной на гражданское, профессиональное и нравственное становление молодых людей, обретение ими достойного места в обществе.

· Организация изучения общественного мнения, социологических исследований и опросов, массовых мероприятий, в том числе собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов в соответствии с действующим законодательством.

· Осуществление издательской, телевещательной, коммуникационной и других видов информационной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

· Развитие собственной финансовой и материально-технической базы.

ГЛАВА 3

Идейные взгляды евразийства.

3.1 Евразийство и внутренняя политика

Партия «Евразия» предполагает во внутренней политике следующие ориентиры:

· возрождение обороноспособности страны;

· приоритет национальной безопасности над всеми остальными критериями;

· эволюционную трансформацию политической системы России от либерально-демократического типа к Евразийской Федерации.

Евразийская Федерация – новое понятие, отличающееся от классического буржуазного государства-нации, как отличаются от него древние империи или современный Евросоюз.

Евразийская Федерация предполагает два уровня управления:

Этно-федеративный;

На стратегическом уровне установлена жесткая надэтническая унифицированная централистская система управления, аналогичная модели управления силовыми министерствами и ведомствами. Этот уровень связан с управлением всем геополитическим механизмом, включающим как собственно РФ, так и стратегические пространства, входящие в евразийскую зону, и комплектуется из федеральной элиты, образующей «геополитическую администрацию».

В ведении «геополитической администрации» находятся только те сферы жизни, которые напрямую затрагивают вопросы обороноспособности, безопасности, территориальной, экономической, транспортной, информационной интеграции, а также правовые вопросы, связанные с межэтническими отношениями. Руководство «геополитической администрации» сосредоточено в руках Президента Евразии, Совбеза Евразии, Администрации и Госсовета Евразии. Территориально-административное деление России (в дальнейшем – Евразийского Союза) основывается на стратегических округах (исторические аналоги – воеводства, губернии, современные федеральные округа).

Конфигурация стратегических округов зависит от геополитической структуры и интересов национальной безопасности и никак не связана с этническими, конфессиональными и экономическими особенностями регионов. На втором уровне главным политическим субъектом является этнос (или автономия).

Этнос (народ) должен быть признан главным политическим субъектом. Во всех вопросах, не затрагивающих стратегический и геополитический контекст, этносам (народам) должна быть предоставлена максимальная степень свободы в самоорганизации и самоуправлении.

Ни один народ не имеет права навязывать другому народу свои этические, культурные, правовые, конфессиональные, языковые, правовые, нравственные установки.

Этносы организуют систему самоуправления и правовые нормы в соответствии со своими историческими и культурными традициями – в этом вопросе допускается самая широкая свобода выбора. Этносы могут в своих пределах создавать различные политические системы – как выборно-демократического, так и династически авторитарного или религиозно-харизматического толка.

3.2 Евразийство и внешняя политика.

Во внешней политике евразийство предлагает «третий путь» – ни «холодная война», ни «глобализм» по-американски. Это означает, что внешняя политика России не должна напрямую воссоздавать дипломатический профиль советского периода (жесткое противостояние с Западом, восстановление стратегического партнерства со странами-париями – Северной Кореей, Ираком, Кубой и т.д.), но вместе с тем и не следовать послушно и безгласно американской политике. Евразийство предлагает собственную внешнеполитическую доктрину.

Суть ее сводится к следующему:

Современная Россия сможет сохраниться как самостоятельная и независимая политическая реальность, как полноценный субъект международной политики только в условиях многополярного мира. Признание однополярного американоцентричного мира для России невозможно, так как в таком мире она будет приравнена к простому объекту глобализации, утратит самостоятельность и самобытность.

Противодействие однополярной глобализации и отстаивание многополярной модели является главными императивами современной российской внешней политики.

Ответом на глобализацию по атлантистской модели, на создание «единого мира» под эгидой Запада Россия должна ответить выдвижением Евразийского Проекта. Евразийский Проект сводится к последовательному утверждению следующей геополитической истины: сведение разнообразия культур и цивилизаций к единой унифицирующей модели противоестественно и аморально. Каждая культура, каждый народ имеет право следовать своим собственным историческим путем. Справедливым может быть только многополярный мир, в котором силовые центры геополитики находятся в состоянии динамического баланса. Унификация мира под эгидой атлантизма, современной цивилизации Запада (и особенно США) – это явление принято называть «глобализмом» – никогда не приведет к реальной многополярности и всегда будет жестко централизовано (по меньшей мере, в мировоззренческом, экономическом и культурном смыслах).

У Евразии есть историческое предназначение: уравновешивать атлантистский вектор, создавая тем самым геополитическое пространство для свободы выбора странам «Третьего мира», всем народам земли.

Главным геополитическим приоритетом России в новом тысячелетии является создание евразийского стратегического блока – с гибким и дифференцированным мировоззрением и многоуровневым членством – в качестве противовеса атлантистским и глобалистским процессам.

В отличие от предыдущих эпох осью такого блока должно быть не мировоззрение и не специфика экономической системы или политического устройства, но геополитические и стратегические принципы, цивилизационные императивы.

Россия должна до конца осознать себя как «географическая ось истории», как ядро Евразии, и с полной ответственностью утвердить на новом этапе и в новых терминах глобальный масштаб своего исторического и цивилизационного предназначения (с учетом ошибок и заблуждений предшествующих исторических периодов).

В далекой перспективе необходимо ориентироваться на создание свободного подлинного и справедливого многополярного мира, органически складывающегося вокруг многообразных культурных, цивилизационных, социальных и исторических центров. Богатство человечества напрямую связано с многообразием цивилизаций, которое должно быть сохранено и заново утверждено. Сама Евразия в лучшие периоды своей истории отличалась именно этим многообразием, где стратегическое и геополитическое единство сочеталось с созвездием органичных и культурно автономных частей. Евразийский полюс изначально должен складываться как оплот цивилизационного освобождения, чтобы грядущая многополярность стала естественным и желательным для Евразии результатом временного возврата к двухполюсной модели.

Следовательно, сама структура нового евразийского блока должна изначально нести в себе зародыши культурного плюрализма, дифференциализма, многообразия, «цветущей сложности». В таком случае грядущее становление подлинно многополярного мира будет органическим продолжением евразийской линии, противодействующей унифицирующей, одномерной логике атлантизма.

Антлантистский Запад вышел из геополитического противостояния с СССР победителем, и стремится к тому, чтобы тоталитарно и безальтернативно реализовать собственный вариант мирового устройства, глобализм.

Истинно многополюсный мир возможен только вопреки атлантизму, через его сдерживание, и в перспективе через его преодоление. Истинная многополярность возможна только при отказе от универсалистского подхода к человеческому и цивилизационному фактору.

Партии «Евразия» принадлежит разработка системы стратегических альянсов.

· Основные (субъектные) партнеры по евразийству

Построение многополярного мира (жизненно важного для России) возможно только через систему стратегических альянсов. В одиночку Россия с этой задачей не справится, для полной автаркии нет достаточных ресурсов. Следовательно, все зависит от адекватности и активности внешней политики.

В современном мире есть несколько геополитических субъектов, которые по историческим и цивилизационным причинам также жизненно заинтересованы в многополярности. Эти субъекты логически должны быть преимущественными партнерами России.

Они делятся на несколько категорий:

Первая категория : мощные региональные образования (страны или группы стран), у которых относительно России существует взаимодополняемость. Принцип взаимодополняемости означает, что у этих стран есть нечто, что жизненно важно для России, а у России есть нечто, что жизненно важно для этих стран, и стратегический обмен потенциалами укрепляет оба геополитических субъекта.

К этой категории (симметричной взаимодополняемости) относятся: Европейский Союз, Япония, Иран, Индия. Все эти геополитические реальности вполне могут претендовать на роль самостоятельных полюсов в условиях многополярности, а американоцентричный глобализм лишает их этой возможности. При отсутствии в лице новой России идеологического врага (что обеспечивало США главный аргумент для удержания Европы и Японии в своей орбите, и не позволяло сблизиться с СССР исламскому Ирану в период «холодной войны») императив полного подчинения этих стран американской геополитике практически ничем более не обосновывается (кроме исторической инерции). Следовательно, противоречия между США, с одной стороны, и этими державами, с другой, будут постоянно возрастать.

Если Россия проявит активность и подкрепит своим потенциалом эти многополярные тенденции, найдя для каждого из геополитических образований аргументацию для стратегического альянса и дифференцированные условия для его реализации, «клуб сторонников многополярности» станет могущественным и влиятельным, способным эффективно настоять на собственном проекте будущего устройства мира.

При этом у России есть, что предложить каждой из этих держав – ресурсы, стратегический потенциал вооружений, политический вес. Взамен Россия получает экономического и технологического спонсора в лице Евросоюза и Японии, политико-стратегического партнера на Юге в лице Ирана и Индии.

Евразийство формулирует, развивает, детализирует такой внешнеполитический курс, обосновывая его методологией геополитики.

· Относительные (субъектные) партнеры

Вторая категория внешнеполитических партнеров России – это геополитические образования, заинтересованные в многополярности, но не являющиеся симметрично взаимодополняющими для России. Это – Китай, Пакистан, Турция, арабские страны. Традиционная политика этих геополитических субъектов носит прагматический ситуативный характер, основанный на балансе региональных интересов с учетом глобальной стратегии США. Прямой всесторонней выгоды от безусловного партнерства с Россией они не имеют, тем более что, евразийский альянс России со странами первой категории усиливает традиционных соперников стран второй категории в региональном масштабе. У Китая традиционные трения с Японией и Индией, у Пакистана, Саудовской Аравии, Турции и Египта – с Ираном.

Отношения России с Китаем представляют особый случай, осложненный демографическими проблемами, повышенным интересом Китая к малонаселенным территориям Сибири, отсутствием у него серьезного технологического потенциала, способного положительно решить важнейшую для России проблему освоения Сибири.

· Государства, не обладающие геополитической субъектностью.

Третью категорию представляют собой страны Третьего Мира, не обладающие достаточным геополитическим потенциалом для того, чтобы претендовать даже на ограниченную субъектность. В отношении этих стран Россия должна проводить дифференцированную политику, способствуя их геополитической интеграции в зоны «общего процветания», под контролем мощных стратегических партнеров России по евразийскому блоку.

Это означает, что в Тихоокеанской зоне России выгодно преимущественное усиление японского присутствия.

В континентальной Азии следует поощрять геополитические амбиции Индии и Ирана, а на Западе способствовать расширению влияния Евросоюза на арабский мир и Африку в целом.

· Геополитика российско-американских отношений

Международная евразийская политика России должна быть ориентирована на то, чтобы убедить США в несостоятельности однополярного мира, конфликтности и безответственности процесса американоцентричной глобализации.

Жестко и активно (в первую очередь, через инструмент евразийского альянса) противодействуя такой глобализации, Россия, напротив, должна поддерживать изоляционистские тенденции в США, приветствовать ограничение геополитических интересов США американским континентом. США как мощнейшая региональная держава, с кругом стратегических интересов, заключенным между Атлантическим и Тихим океанами, может быть стратегическим партнером для евразийской России. Более того, такая Америка будет очень важна для России, так как она будет ограничивать и Европу и Тихоокеанский регион, а также исламский мир и Китай, в случае их стремления пойти по пути однополярной глобализации на основе собственных геополитических схем.

Партия «Евразия» в международной жизни

Партия «Евразия» уделяет огромное значение практическому проведению внешней политики, вытекающей из принципов евразийства.

В этом отношении партия «Евразия» разрабатывает и способствует осуществлению геополитических проектов и программ, направленных на всестороннее осмысление основных направлений международной политики, активно занимается мониторингом и анализом важнейших процессов. Применение геополитической методологии, являющейся достоянием партии «Евразии», продуктом многолетней научной деятельности ее интеллектуального актива, к международной жизни является отличительной чертой последовательного евразийства.

Партия «Евразия» активно действует в области партийной дипломатии, устанавливая межпартийные связи в международной сфере с различными политическими партиями и движениями других стран.

Особое значение партия «Евразия» уделяет сотрудничеству с представителями антиглобалистских сил, а также с политическими партиями, обозначающими в своих программах ориентацию на построение многополярного мира.

Преимущественное значение уделяется межпартийным контактам со странами – геополитическими союзниками России (Евразии) по евразийскому проекту – Европа, Япония, Иран, Индия.

Так как идеология евразийства носит геополитический характер, предполагается самое активное участие партийных структур «Евразии» в формировании внешнеполитического курса РФ, в шагах по его реализации.

Заключение

Изучив работу и деятельность политической партии «Евразия», можно сделать следующие выводы:

· Приоритетное место в программе партии занимает вопрос создания Евразийской Федерации. Евразийская Федерация – новое понятие, отличающееся от классического буржуазного государства-нации, как отличаются от него древние империи или современный Евросоюз. Евразийская Федерация предполагает два уровня управления:

Стратегический (геополитический);

Этно-федеративный;

· Во внешней политике партия «Евразия» предлагает собственную внешнеполитическую доктрину. Внешняя политика России не должна напрямую воссоздавать дипломатический профиль советского периода (жесткое противостояние с Западом, восстановление стратегического партнерства со странами-париями – Северной Кореей, Ираком, Кубой и т.д.), но вместе с тем и не следовать послушно и безгласно американской политике.

Список литературы:

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Неоевразийство.

Идея пассионарности Л. Н. Гумилева.

Геополитическая концепция евразийства. Евразия как особый географический мир. Экономическое и политическое единство Евразии.

Русская школа геополитики имеет несколько течений. Наиболее мощное из них - евразийское. Его центральной задачей было отстаивание самобытных основ российской истории и культуры, разработка новых взглядов на русскую и мировую историю. Евразийцы рассматривали Россию как особый этнографический и культурный мир, занимающий срединное пространство Азии и Европы.

Евразийское движение возникло в среде русской послеоктябрьской эмиграции в начале 20-х годов. Период его становления и распространения евразийства охватывает 1921-1926 гг. Зародилось оно в Софии, но вскоре переместилось в Прагу и затем в Берлин.

Основателями евразийства были лингвист и филолог Н.С. Трубецкой (1890-1938), географ и экономист П.Н. Савицкий (1895-1968), православный богослов, впоследствии священник Г.В. Флоровский (1893-1979) и искусствовед П.П. Сувчинский (1892-1985). В евразийском движении на разных его этапах принимали участие философ Л.П.Карсавин (1882-1952), историк Г.В. Вернадский (1887-1973), правовед Н.Н. Алексеев (1879-1964) и ряд других.

Расцвет движения связан с изданием “Евразийского временника”, а позже, в 1926г., - программного документа - “Евразийство. Опыт систематического изложения”, большая часть которого написана П.Н. Савицким, бесспорным лидером и идеологом евразийства, основоположником русской геополитики как науки.

На втором этапе (1926-1929 гг.) центр движения перемещается в Париж, где продолжают выходить “Евразийские хроники” и начинает издаваться газета “Евразия”. Издание газеты было организационным оформлением “левого” крыла движения.

Пражский центр евразийства, главным теоретиком которого был Л.П. Карсавин, ориентировался на идейно-политическое сближение и сотрудничество с советской властью. Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий назвали это самоликвидаторством.

В тридцатые годы евразийство как движение перестало существовать. Идеи евразийства были возрождены в 60-х годах Л.Н. Гумилевым.

Выделение евразийцами особого типа “евразийской” культуры базировалось на его теории культурно-исторических типов, разработанной в труде “Россия и Европа”. Если сравнить работу Н. С. Трубецкого “Европа и человечество”, давшую интеллектуальный толчок евразийскому движению, с трудом Н.Я. Данилевского, то идейное влияние последнего на концептуальные построения евразийцев становится очевидным.

Евразийцы под этот тезис Н.Я. Данилевского подвели геополитические обоснования.

В основе геополитического тезиса евразийцев, сформулированного П.Н. Савицким, согласно которому “Россия есть ни Азия, ни Европа, но представляет собой особый географический мир”, лежит понятие “месторазвития”. Это понятие, введенное первоначально в рамках естествознания для обозначения взаимосвязи живых организмов и среды их обитания, П.Н. Савицкий применил к анализу взаимосвязи и целостности социально-исторической и географической среды. Это географический индивидуум, или ландшафт.

Понятие географического пространства, в отличие от геометрического является не только количественным, но и качественным. Социально-историческое развитие народов протекает не в каком-то обезличенном пространстве, а в неповторимой географической среде. По своему геологическому устройству, климату, качеству почвы и растительности географическая среда может быть различных типов. Народы в своей социально-исторической жизни приспосабливаются к определенной географической среде и в свою очередь приспосабливают ее к себе. Географическая среда определяет формы хозяйственной жизни народов.

По географическим критериям естественным является деление на Европу, Азию и Евразию, представляющих собой различные типы месторазвития. Евразия есть такое месторазвитие, которое является интегральной формой существования многих более мелких месторазвитий. Понятие Евразии как месторазвития по содержанию совпадает с понятием Grossraum, введенным немецким геополитиком К. Шмиттом (1888-1985).

Евразия в своих границах приблизительно совпадает с Россией. Необходимость различать в пределах территории Старого Света не два, как делалось традиционно, а три материка, не была открытием евразийцев. Евразийцы же дали ему название “Евразия”.

В понимании евразийцев пространство Европы исчерпывается “Западной Европой”, географические условия которой являются океаническими, а “Восточная Европа”, будучи континентальной, есть часть Евразии, а не Европы. Нельзя отождествлять Евразию с Азией. Территорию Евразии составляют Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Туркестанская равнины и окаймляющие их с востока, юго-востока и юга горы:

На территории Евразии в ходе ее тысячелетней истории сформировалась многонародная нация, именуемая Н.С. Трубецким евразийской. Народы Евразии явились творцами особой культуры - евразийской, соизмеримой по своему мировому значению с культурами Запада и Востока, но имеющей свое значение. Культура России - не славянская и не европейская, а евразийская: в нее вошли элементы культур Юга, Востока и Запада. Евразийцы решительно отказываются от культурно-исторического “европоцентризма” и рассматривают Евразию как возглавляемый Россией особый культурный мир, единый в противоречивом многообразии своих проявлений.

Форму организации мирового хозяйства евразийцы видели как систему автаркических, т. е. хозяйственно самодостаточных миров, связанных с географическими особенностями их месторазвития. Они утверждали, что хозяйственно-экономические процессы Евразии должны определяться ее объективными географическими условиями, ее континентальностью - это “особый внутренний мир”.

По мнению евразийцев, единое мировое хозяйство создается как океаническое. Для континентальных стран при условии их интенсивного вхождения в мировой океанический обмен перспектива стать “задворками мирового хозяйства” становится основополагающей реальностью, поскольку континентальные страны находятся в изначально невыгодных условиях в силу громадности расстояний, отдаленности территорий от мирового океана. Значит надо создавать собственную автаркическую экономику.

Для России-Евразии важны также интересы окружающих ее континентальных стран, поскольку только в экономическом обмене с ними она сможет преодолеть экономически невыгодные условия континентальности.

Государственность Евразии всегда носила идеократический, авторитарный характер, основывающийся не на прагматическом коммерческом подходе, а на изначальном духовном импульсе, когда физический мир органически включается в единый духовно-созидательный процесс.

Неоевразийство

Последователи евразийцев сделали не только геополитические выводы из их наследия, но и сформировали целое направление в науке, получившее название «неоевразийство». Оно имеет несколько разновидностей.

Течение национальной идеократии имперского континентального масштаба, объединившиеся вокруг газет «День», «Завтра», журнала «Элементы», основывается на идеях П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Н.С. Трубецкого, Л.Н. Гумилева и развивает их. Его представители противостоят либеральному западничеству и узкоэтническому национализму. В их исследованиях Россия - это ось геополитического «большого пространства». Ее задача и миссия - создание империи евразийского социализма. Либеральная экономика, создаваемая российскими реформаторами, по их мнению, - признак атлантизма.

А. Дугин считает, что эти реформаторы советский период российской истории рассматривают как модернистскую форму традиционного русского национального стремления к планетарной экспансии и «евразийскому антиатлантическому универсализму».

Теория пассионарности Гумилева обогащается учениями о «циркуляции элит» итальянского социолога В. Парето и религиоведческими взглядами школы европейских традиционалистов Генона и Эвола. Идеи традиционалистов - «кризис современного мира», «деградация Запада», «десакрализация цивилизации» и т.д. - являются важными компонентами этого течения неоевразийцев. Опираясь на знания концепций Хаусхофера, Шмитта, Никита, «новых правых» (Ж. Тириара, К. Террачано и др.), эта школа неоевразийцев понимает Европу как континентальную силу. Обозначенные аспекты парадигмы были незнакомы Савицкому, Вернадскому и Трубецкому - в ту пору США еще не набрали соответствующий геополитический вес, который имеют сейчас. Это течение неоевразийцев признает стратегическую важность Европы для завершенности евразийского «Большого пространства».

Другое течение современного неоевразийства опирается на идею континентального русско-иранского союза. Выбор исламских стран, прежде всего Ирана и Ирака, России в качестве своего стратегического союзника является базой антиатлантической стратегии на юго-западе Евразии. Представители данного течения неоевразийства совершенно не приемлют ни атлантизма, ни мондиализма. Эта разновидность неоевразийства имеет много точек соприкосновения с другими альтернативными геополитическими проектами: исламским «социализмом», европейским национал-большевизмом, теориями геополитиков стран Африки и Латинской Америки.

Еще одно течение неоевразийства поддерживает и развивает идеи, призванные воссоздать экономическое взаимодействие бывших республик СССР. Здесь речь идет в основном об «экономическом евразийстве». С этой идеей уже несколько лет выступает пре-зидент Казахстана Н. Назарбаев.

Интерес к неоевразийству в России не угас и в начале XXI в. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в российских изданиях самых разных направлений.

Основным принципом нового движения, евразийской философии является принцип «цветущая сложность». Это можно понимать так, что под небом Евразии есть место представителям всех 130 народов, народностей и национальных меньшинств России. В политическом плане неоевразийцы, как подчеркивается в отчете, пере шли на позиции политического центризма. Новое течение в русской политической и идеологической жизни открыто противопоставило себя атлантизму.

Другие разновидности неоевразийства - проекты выработки «национальной идеи», призывы к изучению наследия первых русских евразийцев - во многом носят заказной идеологический характер, спекулируют на национальных чувствах русских или тюркских народов, национальных меньшинств. Под этими проектами нет более или менее прочной научной основы, серьезной теории и методологии, они искусственны, фрагментарны и не могут претендовать на самостоятельную и серьезную геополитическую идеологию и методологию.

Общеметодологическим принципом евразийства является полицентризм. И русские евразийцы и неоевразийцы считали: «Европейский полицентризм предполагал, что таких центров много. Европа - центр мира, но и Палестина - центр мира, Иберия и Китай - то же самое».

По-иному смотрят на эту проблему многие другие видные ученые. 3. Бжезинский пишет: «Евразия - это суперконтинент земного шара, играющий роль своего рода оси. Та держава, которая на нем доминирует, будет оказывать решающее влияние в двух из трех наиболее развитых в экономическом плане регионов планеты - Западной Европе и Восточной Азии». Чистые атлантисты (Хантингтон) предполагают, что за однополярность будет относительной, поскольку выигравший Запад (The West) будет вынужден постоянно улаживать нарастающие межцивилизационные конфликты со «всем остальным миром» (The Rest), то мондиалисты (Фукуяма, Аттали) видят беспроблемную доминанту Запада надо всей планетой как нечто уже случившееся

Неоевразийцы России не могут согласиться с гегемонистскими притязаниями атлантистов и мондиалистов. Противостоять монополярности, по их мнению, может биполярность. Имеется в виду, что «новый континентальный альянс должен либо исключить в себя всю Европу до Атлантики и несколько важнейших секторов южного побережья Евразии - Индию, Иран, Индокитай и т.д., либо обеспечить дружественный нейтралитет этих же пространств, т.е. вывести их из-под контроля атлантизма». Особо подчеркивается, что новый евразийский биполяризм должен исходить из совершенно иных идеологических предпосылок и основываться на совершенно иных методиках.

Есть и другая точка зрения на новое мироустройство. В XXI в. в качестве геополитического противовеса может выступить Китай. Для такого подхода есть много «за»: стремительный экономический рост КНР, огромная территория, не уступающая территории США, большой демографический потенциал, превосходящий более чем в 4 раза потенциал США, активная динамичная внешняя политика, мощные быстро модернизирующиеся вооруженные силы и т.п. Но Китай на практике балансирует между атлантизмом и евразийством. И эта политика, по-видимому, будет продолжаться и в первые десятилетия XXI в.


Похожая информация.


Они сыграли большую роль в развитии всего человечества, оставили нам основы научных знаний, до сих пор влияют на развитие современной духовной культуры в ряде стран.

По численности народы континента составляют 3/4 жителей земного шара, более 3,5 млрд. человек. Надо уточнить, однако, что во многих странах азиатской части материка точные переписи населения затруднены, а в ряде мест — практически невозможны.

Размещение населения мозаично, крайне неравномерно. В дельте Ганга и Брахмапутры, Ява, приморских Китая, на побережьях островов плотность населения достигает 700-100 человек на км2. Густо заселена территория Западной Европы. Но есть в Евразии и почти безлюдные районы (Гоби, Тибет, Аравии, высокогорья Альпийско- пояса). Скопления крупных городов, длительная обработка земель, развитие транспортных магистралей и другие явления, связанные с масштабной хозяйственной деятельностью человека, привели к необратимым изменениям природных условий во многих районах и целых природных зонах Европы и Азии.

По расовому и население материка многообразно. Основную часть составляют народы европеоидной расы как северной, так и южной ее ветвей. Южные европеоиды с темными глазами и волосами (более древняя ветвь) населяют Южную Европу и представлены в Юго- . При продвижении от центров расселения на север все более светлыми становятся кожа, глаза и волосы людей. Наиболее ярко черты северных европеоидов выражены у и норвежцев — рослых блондинов со светлыми глазами.

Народы обычно низкорослые, с желтовато-смуглой кожей, темными узкими глазами, черными прямыми волосами, населяют главным образом Центральную и Восточную Азию. Их расовые признаки сформировались в соответствии с природными условиями центра формирования расы — сухими и жаркими, ветреными и пыльными континентальными районами Азии.

На юге Азии живут представители особой ветви экваториальной расы — некоторые народы о. , юга , Малайского архипелага.

Языки некоторых народов Евразии имеют в своей основе много общего и составляют несколько языковых групп.

К славянской группе народов относятся южные ( , ), западные (чехи, ) и восточные славяне ( , белорусы и русские). Русские, например, хорошо понимают и речь. Самый многочисленный славянский народ — русские.

Народы германской группы занимают Северную и часть Западной Европы: немцы, англичане, голландцы, и другие. Романскую группу народов составляют итальянцы, французы, а также и . Романские языки возникли на основе латинского языка, на котором говорили народы Древнего Рима (“Рома” — на латинском языке).

В азиатской части материка наиболее многочисленны группы индийских и китайско-тибетских народов. В на индийских языках говорит около 600 млн. человек. К китайско-тибетским народам относятся китайцы, тибетцы, бирманцы, лао и многие другие. На Малайском архипелаге живут народы . В Западной Азии живут персы, афганцы и — народы иранской языковой группы. Особую группу образуют японцы — большой по численности и своеобразный по языку народ.

Народы Евразии живут в пределах более шести десятков больших и малых государств. Среди них есть гиганты по площади и населению, такие как Китайская Народная Республика, и государства-карлики ( , и многие другие).

На территории Евразии сформировались первые капиталистические государства. Капитализм как система начал свое развитие в : , . И сейчас это развитые капиталистические государства. Бурное развитие экономики в послевоенные годы пережила . В современном мире это одна из семи крупнейших и экономически сильных капиталистических держав.

1917-1992 гг. — период неоднократных перестроек государственного строя в ряде стран Восточной Европы, на территории бывшего СССР, ряде стран Зарубежной Азии. Революционным, а не эволюционным экономическим путем создавались все новые и новые социалистические государства. После распада СССР в 1992 г. происходит как территориальный распад многонациональных государств (СФРЮ, ), так и изменение их политического и экономического статуса (республики Прибалтики, страны , и др.). Процесс формирования ряда государств следует рассматривать в динамике. Так, корейский народ после 1945 г. все еще борется за воссоединение своей родины.

В азиатской части материка в прошлом был целый ряд колоний капиталистических европейских государств. Сейчас практически все колонии завоевали политическую независимость и на их территориях образовались развивающиеся государства. Самое крупное из них — Индия, с населением около 850 млн. человек. Уровень экономического развития этих стран различен. Наряду со слабо ( , и др.) есть страны, переживающие экономический подъем и идущие по пути Японии ( , и другие).


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Благовещенский Государственный педагогический университет

Естественно - географический факультет

Кафедра географии

Контрольная работа

Вариант № 26

Тема: «Современная политическая карта Евразии»

Выполнил:

Студент 4 курса, ОЗО

Дементьев О.В.

Проверила:

Преподаватель

Алексеева Т.Г.

Благовещенск 2009

6. Составление политической карты Евразии, показав на ней государства монархии (абсолютные, конституционные и теократическую), государства федерации. С указанием года обретения независимости бывших колоний, их принадлежность

1. Основные этапы формирования современной политической карты Евразии

Процесс формирования политической карты Евразии, как и карты мира, насчитывает несколько тысячелетий. Прошло немало исторических эпох, поэтому можно говорить о существовании периодов в формировании политической карты. Можно выделить: древний, средневековый, новый и новейший периоды.

Древний период (от эпохи возникновения первых форм государства до V в. н. э.) охватывает эпоху рабовладельческого строя. Характеризуется развитием и крушением первых государств на Земле: Древнего Египта, Карфагена, Древней Греции, Древнего Рима и др. Эти государства внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации. Вместе с тем, уже тогда главным средством территориальных изменений были военные действия.

Средневековый период (V-XV вв.) связан с эпохой феодализма. Политические функции феодального государства были сложнее и разнообразнее, чем у государств при рабовладельческом строе. Складывался внутренний рынок, преодолевалась обособленность регионов. Проявилось стремление государств к дальним территориальным захватам, так как Европа, уже полностью была поделена между ними. В этот период существовали государства: Византия, Священная Римская империя, Англия, Испания, Португалия, Киевская Русь и др.

Сильно изменила карту эпоха Великих географических открытий на стыке феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. Появилась потребность в рынках и новых богатых землях и, в связи с этим, мысль о кругосветных плаваниях.

С рубежа XV-XVI вв. выделяют Новый период истории (вплоть до I мировой войны XX в.). Это эпоха зарождения, подъема и утверждения капиталистических отношений. Она положила начало европейской колониальной экспансии и распространению международных хозяйственных связей на весь мир.

1420-е гг. -- первые колониальные захваты Португалии: Мадейра, Азорские острова, Невольничий Берег (Африка).

1453 г. -- падение Константинополя (господство турок на юго-восточном направлении. Османская империя контролирует сухопутные пути в Азию).

1494 г. -- Тордесильясский договор -- раздел мира между Португалией и Испанией.

1519-1522 гг. -- кругосветное путешествие Магеллана и его спутников.

1648 г. -- путешествие Семена Дежнева (Россия - Сибирь).

1740-е г. -- путешествия Беринга и Чирикова (Сибирь).

В эпоху великих географических открытий крупнейшими колониальными державами были Испания и Португалия. С развитием мануфактурного капитализма на авансцену истории выходят Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Этот период истории также характеризовался колониальными захватами.

Особенно неустойчивой стала политическая карта мира на рубеже XIX-XX вв., когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. Так, в 1876 г. всего 10% территории Африки принадлежало западноевропейским странам, тогда как в 1900 г. -- уже 90%. И к началу XX века фактически раздел мира оказался полностью завершенным, т.е. стал возможен лишь его насильственный передел.

Начало Новейшего периода в формировании политической карты Евразии связывается с окончанием I мировой войны. Следующими этапными моментами явились II мировая война и рубеж 80-90-х годов, который характеризуется крупными изменениями на политической карте Восточной Европы (распад СССР, Югославии и др.).

Первый этап ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (СССР) и заметными территориальными сдвигами, причем не только в Европе. Распалась Австро-Венгрия, изменились границы многих государств, образовались суверенные страны: Польша, Финляндия, Королевство сербов, хорватов, словенцев и др.

Второй этап (после II мировой войны), кроме изменений на политической карте Европы, ассоциируется, прежде всего, с распадом колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии.

Третий этап продолжается и сейчас. К качественно новым изменениям на политической карте (это изменения, обычно не ведущие к изменению территории государства, суть которых заключается в смене общественно-экономических формаций, завоевании государственной самостоятельности бывшими колониальными странами, введении нового государственного устройства и т.д.) и оказывающим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщество можно отнести следующие:

· Распад в 1991 году СССР, утверждение политической независимости трех бывших союзных республик Прибалтики, а затем и остальных, в т.ч. России.

· Образование СНГ;

· Преимущественно мирные, народно-демократические революции 1989-90 гг. («бархатные») в странах Восточной Европы.

· Прекращение в 1991 г. деятельности Организации Варшавского Договора (ОВД) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), серьезно повлиявшее на политическую и экономическую обстановку не только в Европе, но и во всем мире;

· распад СФРЮ, провозглашение политической независимости Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии, Союзной Республики Югославии (в составе Сербии и Черногории). Острейший политический кризис бывшей федерации вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты, продолжающиеся до настоящего времени;

· 1990-91 гг. -- процесс деколонизации продолжается: независимость получила Намибия -- последняя колония в Африке; образовались новые государства в Океании: Федеративные Штаты Микронезии (Каролинские о-ва), Республика Маршалловы острова;

· 1 января 1993 г. -- образование двух независимых государств (распад Чехословакии) -- Чехии и Словакии.

Масштабы будущих перемен на политической карте мира будут определяться дальнейшим ходом этнокультурных процессов в многонациональных странах, характером экономических, политических и культурных отношений между странами и народами.

2. Современная политическая карта Евразии

На современной политической карте мира мы можем увидеть множество государств (стран), отличных друг от друга по своей форме.

Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного права различают две основные формы государства - форму правления и форму государственного устройства, которые весьма разнообразны.

Главнейшие причины разнообразия форм государства:

Историческая традиция развития национальной государственности;

Исторические особенности становления самой национальной государственности;

Национальный состав населения данной страны;

В молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, - влияние метрополии.

Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и c населением. Форма правления - это та сторона организации власти, в которой выражаются принципы организации верховной, суверенной власти в государстве, правовое положение главы государства.

Иногда в форму государства включают и политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности научных дискуссий по этому поводу, укажу лишь, но то что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом.

Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

1) конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими

режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

2) политический режим показывает действительное содержание той или иной формы государства.

Форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

Среди факторов, влияющих на форму государства можно отметить:

1. особенности исторического развития государства;

2. исторические традиции;

3. различные политико-правовые идеи;

4. национальный состав населения;

5. внешние факторы (международное положение и т. д.).

Прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и результаты.

В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республика. Дуалистическая (президентская) республика - форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Теоретически она строится по принципу жесткого разделения властей.

Отличительные особенности:

Отсутствие должности премьер-министра;

Внепарламентский метод избрания президента;

Внепарламентский метод формирования правительства;

Отсутствие института парламентской ответственности;

Отсутствие у президента права роспуска парламента.

Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.

Отличительные особенности:

Наличие должности премьер-министра;

Парламентский метод избрания главы государства;

Парламентский метод формирования правительства из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате;

Политическая ответственность правительства перед парламентом.

Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Для парламентарной республики в значительной степени характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти.

Чисто парламентарных республик не так уж много.

К ним можно отнести: Италию, Германию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Исландию, Израиль, Ливан, Турцию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и Президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом с одной стороны и Премьер-министром и парламентским большинством - с другой может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом ряде стран президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется. Примером

могут служить Австрия, Ирландия, Исландия.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначается парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, дуалистический.

Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), монархии и республики (например, в Малайзии).

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

Из каких частей состоит внутренняя структура государства;

Каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

Как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;

В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

3. Государства монархии, их особенности

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

Монархия может быть:

Абсолютной (Саудовская Аравия, Катар, Оман, ОАЭ);

Конституционной, которая в свою очередь подразделяется на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко) и парламентарную (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).

Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.

Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Она характеризуется определенными признаками:

Одновременное существование двух политических учреждений - монархии и парламента, которые делят между собой государственную власть;

Юридическая и фактическая независимость монарха от парламента в сфере исполнительной власти;

Формальный характер законодательных полномочий парламента, сильно урезанных монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.

Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах. Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Признаки парламентарной монархии:

Ограниченность власти монарха не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством;

Отсутствие фактической ответственности министров и правительства перед монархом;

Центральное место правительства в системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.

Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в странах, которые являются доминионами, входящими в Содружество наций (Канада, Австралия, Ямайка, Новая Зеландия, Барбадос и др.). Доминионы состоят в отношениях личной унии с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и собственных монархов не имеют. Английская королева является королевой каждого из доминионов, но в ее отсутствие функции главы государства в доминионе осуществляет генерал-губернатор, который назначается королевой по представлению правительства доминиона из числа его жителей. Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением, а потому верховная власть является срочной и юридически ответственной.

В современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации. В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена (особенно после конституционной реформы 1983-1984 гг.). Малайзия - парламентарная монархия.

В ОАЭ высший совет семи эмиров - субъектов федерации обладает всей полнотой власти - он принимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами (каждый эмир назначает определенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г., и зависящее от размеров эмирата), имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избирает главу государства раз в 5 лет. Несмотря на такие выборы, основные полномочия главы государства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективный монарх.

4. Государства федерации, их особенности

По форме государственного устройства государство может быть унитарным (простым) и федеративным (сложным).

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федеративная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Республика Аргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ, Австрия, Индия, Федерация Малайзия и др.).

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Федеративная форма в молодых государствах отличается высокой степенью централизации.

В некоторых зарубежных странах в том или ином виде существует административная автономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или историческими особенностями (Дания, Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка, Индия). Обычно это страны с унитарной формой государственного устройства.

Общие положения об автономии устанавливаются конституциями соответствующих стран и специальными парламентскими законами.

Отличительные особенности:

Более широкие права, чем у муниципальных органов обычных административно-территориальных единиц;

Представительные учреждения и органы более самостоятельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты;

Объем полномочий значительно меньше, чем у субъектов федерации.

5. Влияние формы правления на экономическое развитие стран

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции, равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений, которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития. Ибо в конечном итоге требования экономического развития, заставляют государства отказываться от недемократических режимов, от устаревающих форм правления, от неадекватных уровню развития экономики форм государства. Наглядным примеров здесь может служить «мгновенный» с исторической точки зрения крах Советского Союза.

Список используемой литературы

1. Арин, О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность/О. рин. - М.: Экопрос, 1997. - 235 с.

2. Весь мир: энциклопедический справочник. - Мн.: Литература, 1998.

3. Максаковский, В.П. Географическая картина мира: в 2 кн./В.П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2004. - Кн. 2: Региональная характеристика мира.

4. Социально-экономическая география зарубежного мира/ пол ред. В.В. Вольского. - М.: Дрофа, 2001. - 560 с.

5. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны/ под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. КАледина. - М.: Гардарики, 2002. - 928 с.

Подобные документы

    Особенности возникновения пустынь. Географическое положение Евразии. Виды пустынь: глинистая, каменистая, песчаная. Понятие о поперечных дюнах. Климат пустынь Евразии. Растительный и животный мир пустынь Евразии. Использование пустынь Евразии человеком.

    контрольная работа , добавлен 09.10.2009

    Ранние этапы и процесс формирования политической карты мира. Место стран в современном мире, их политико-административная структура, развитие, эволюция форм государственного устройства. Международные организации как политический фактор развития стран.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2013

    Физико-географическое положение и формы рельефа Евразии. Распространение на территории всех основных природных зон Земли. Внутренние воды и климатические условия. Неравномерность выпадения осадков. Особенности животного и растительного мира Евразии.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Характеристика политической карты мира, которая является предметом изучения политической географии, а также результатом длительного процесса, отражающего развитие международных отношений на данном этапе исторического развития. Анализ типологии стран.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Предмет, задачи и методы социально-экономической географии. Основные теории размещения хозяйства. Политическая карта мира, этапы ее формирования и современная ситуация. Экономико-географическая типология стран, трудовые ресурсы, международная миграция.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Географическое положение и геологическое развитие Евразии. Понятие природных зон и причины их формирования. Географическая зональность, размещение природных зон на материке Евразия и их характеристика. Сравнительный анализ степной и пустынной зон.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Географическое положение Евразии - самого большого материка Земли. Климат, растительный и животный мир пустынь Евразии. Обитатели пустынь: верблюды, дикие ослы-куланы, лошади Пржевальского. Трудности использования почв пустынь в народном хозяйстве.

    презентация , добавлен 23.04.2014

    Формирование современной политической карты мира. Производственное и научно-техническое сотрудничество стран. Глобальные проблемы. Экономическое и социально-экономическое районирование России. Характеристика Волго-Вятского экономического района.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2012

    Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы. Научно-техническая революция: характерные черты, составные части и ее влияние на развитие мировой экономики. Характеристика размещения хозяйства стран мира.

    учебное пособие , добавлен 08.05.2008

    Физико-географические положение и природные условия Евразии и Северной Америки. Основные общие черты и различия, особенности формирования почвенного покрова степной зоны континентов. Экологические проблемы реализации потенциального плодородия почв.

Условия формирования политической карты. Основные черты современной политической карты Евразии формировались под влиянием мировых общественных процессов, происходивших в ХХ в. При этом истории формирования политической карты Европы и Азии существенно различаются, что во многом обусловлено особенностями этнического и религиозного состава их населения.

На политическую карту Европы большое влияние оказали мировые войны. После Первой мировой войны распались крупные многонациональные империи (Австро-Венгерская, Османская, Российская), на их территории образовались независимые государства - Австрия, Венгрия, Югославия, Польша. Изменились границы между Францией, Германией, другими странами. После Второй мировой войны произошло очередное изменение границ государств и раздел Европы на две части - Восточную (социалистическую) и Западную (капиталистическую). Дальнейшие изменения на политической карте связаны с распадом СССР, на месте которого в 1991 г. образовалось 15 независимых государств. Распалась система социалистических государств: Чехословакия разделилась на Чехию и Словакию, Югославия - на шесть независимых государств (Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория). Некоторые изменения политической карты сопровождали вооруженные конфликты (как в Югославии), отдельные из них остаются не решенными. Единственная зависимая территория в Европе - Гибралтар (владение Великобритании).

Главные события на политической карте Азии в ХХ в. были связаны с освобождением стран региона от колониальной зависимости. После Первой мировой войны на месте распавшейся Османской империи образовалась Турция, а оставшаяся часть ее владений перешла в управление Франции и Великобритании. После Второй мировой войны расстановка политических сил способствовала началу массовой деколонизации. Первыми, еще в 1943 г., вышли из французского управления и обрели независимость Сирия и Ливан. В 1945 г. вместо Голландской Индии было провозглашено государство Индонезия. В 1947 г. независимой стала британская колония Индия. Она была разделена на индуистскую (Индия) и мусульманскую (Пакистан) части. На месте Восточного Пакистана в 1971 г. было образовано государство Бангладеш. В 1953 г. независимость обрели Лаос и Камбоджа. Путь многих стран к независимости сопровождался вооруженными конфликтами и разделением территории на несколько государств. Например, Корея и сейчас остается разделенной на южную (Республика Корея) и северную (КНДР) части. С распадом СССР независимыми стали центральноазиатские республики Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан и закавказские республики Азербайджан,

Армения и Грузия. Последнее по времени образования независимое государство Азии - Восточный Тимор (до 2002 г. эта территория была оккупирована Индонезией). В Азии нет зависимых владений других государств. Однако есть территории, которые оспариваются несколькими государствами (например, пограничные земли между Индией и Пакистаном) и самопровозглашенные государства, чей суверенитет в мире не признан (например, Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Турецкая Республика Северного Кипра).

Наличие на политической карте Евразии спорных территорий и самопровозглашенных государств часто является следствием политических конфликтов, основанных на этнических, религиозных и территориальных противоречиях. Так, конфликт на Ближнем Востоке между еврейским и арабским населением связан с нерешенностью проблемы установления границы между Израилем и Палестиной. Конфликты между католиками-ирландцами и протестантами-англичанами в Северной Ирландии (Великобритания), мусульманами-албанцами и православными-сербами в Косово (Сербия), христианами-армянами и мусульманами-азербайджанцами в Нагорном Карабахе (Азербайджан) вызваны стремлением отдельных этнических групп, придерживающихся иной религии, чем большаяЂ часть населения страны, к самоопределению в составе многонациональных государств.

Современная политическая карта. На политической карте Евразии 90 суверенных государств (47 в Азии и 43 в Европе). Они различны по численности населения, размерам территории, формам правления, территориальному устройству, уровню социально-экономического развития.

По форме правления боЂльшая часть государств Европы и Азии являются республиками . Однако и в одной, и в другой части света много монархий. В Европе это, как правило, ограниченные монархии, где реальная власть принадлежит парламенту и правительству. Наиболее крупные из них - Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Нидерланды. В Азии, наряду с ограниченными монархиями (Япония, Таиланд, Малайзия), сохраняются и абсолютные - Саудовская Аравия, Оман, Бруней, Катар. В Евразии - как в Европе, так и в Азии - много федераций. Преимущественно это самые крупные по площади страны: Россия, Индия, Германия, Пакистан, Малайзия. Их федеративное устройство обусловлено этнической неоднородностью и историей формирования. Из небольших по площади государств федерациями являются Бельгия, Австрия, ОАЭ, Босния и Герцеговина.

Рис. 76. Интеграционные группировки Евразии

Интеграционные группировки стран Евразии. Современный этап развития политической карты отражает стремление стран Евразии к активному сотрудничеству в решении политических, экономических, социальных проблем. Результат и форма такого сотрудничества - интеграционные группировки - межгосударственные объединения, создаваемые для достижения определенных целей. Наиболее далеко по пути сотрудничества продвинулись государства Европы. Крупнейшей инте грационной группировкой здесь является Европейский Союз (ЕС), объединяющий 27 государств Западной, Восточной, Северной и Южной Европы (рис. 76, 77). В ЕС создано единое экономическое пространство, способствующее свободному перемещению людей, товаров и капиталов по его территории. Создаются общеевропейские органы управления, проводится согласованная экономическая и социальная политика. Крупным евроазиатским интеграционным образованием является Содружество Независимых Государств (СНГ), объединившее большую часть государств, образовавшихся после распада СССР.

Рис. 77. Штаб-квартира ЕС

В настоящее в Брюсселе время в него входит 11 государств (Грузия временно приостановила свое членство в СНГ). Создание этой группировки позволило странам, ранее развивавшимся в общем политическом и экономическом пространстве, более эффективно решать проблемы, возникшие с распадом некогда единой экономики. Важнейшей региональной группировкой в Азии является Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В настоящее время она объединяет 10 государств. Основной целью организации является ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития, установление мира и стабильности в регионе.

Страны Евразии входят в состав крупнейших глобальных и межрегиональных международных организаций. Большинство стран материка - члены ООН. Многие страны Европы и Азии входят в НАТО. Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) - объединяет 12 стран Азии, Африки и Южной Америки. Наиболее влиятельными в ней являются азиатские страны: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене (Австрия). ОПЕК контролирует около 2 / 3 мировых запасов нефти, на ее долю приходится 40 % мировой добычи и 50% экспорта нефти. Китай, Индия и Россия входят в объединение, получившее название БРИКС .

Россия - крупнейший мировой экспортер минеральных ресурсов. В Индии сосредоточены дешевые интеллектуальные, а в Китае - дешевые трудовые ресурсы. По прогнозу, значительные размеры экономик этих стран позволят им в будущем трансформировать свой экономический рост в политическое влияние.

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011