Чем отличается дуалистическая монархия от монархии. Парламентская и дуалистическая монархия - что это

Глава государства (монарх) – лицо юридически безответственное и на всём протяжении своего царствования не может быть по праву ни привлечён к какой-либо правовой ответственности, ни отстранён от царствования. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет своё государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и имеет право на особый церемониал.

В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Практически в чистом виде она существует в Омане. Здесь нет представительного органа, король является одновременно верховным судьёй. Отсутствует конституция, роль основного закона выполняет священная книга мусульман – Коран. Королевская (султанская) власть усилена теократической, поскольку монарх считается высшим духовным лицом страны.

В настоящее время наиболее близко черты этой формы правления воплощены в государствах Катар, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия.

Дуалистическая монархия.

В дуалистической конституционной монархии устанавливается разделение властей такого рода, что монарх как минимум лишается законодательных и судебных прерогатив. Дуалистическая монархия представляет собой такую форму правления, при которой монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (имеет право единолично назначать и сменять правительство).

В дуалистической монархии законодательную власть осуществляет избираемый народом парламент, а исполнительную – правительство, ответственное перед парламентом. Здесь власть монарха существенно ограничена прерогативой парламента принимать государственный бюджет. Но в случае конфликта между правительством и парламентом монарх выступает на стороне формируемого им правительства. В частности, в конфликтной ситуации он вправе распустить неугодный ему парламент, а правительство фактически законодательствует до тех пор, пока не будет избран новый парламент. Право монарха распускать парламент не ограничивается.

В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бутан, Тонга, Иордания, Марокко.

Парламентарная монархия.

Здесь монарх – номинальный глава государства, т.е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Фактические полномочия высших государственных органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Правительство ответственно перед парламентом. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. Повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при контрасигнатуры, означающей, что подпись монарха действительна лишь при наличии подписи премьер-министра или другого компетентного члена правительства. Это означает, что в своих решениях монарх полностью зависим от правительства.

За монархом остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, формальное подписание официальных документов.

В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония и др.

Республика это такая форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают парламентскую, президентскую и смешанную (президентско-парламентскую или полупрезидентскую) республики.

Эра монархов проходит? Возможно. Но до сих пор в мире существует несколько десятков стран с монархической формой правления. Жизнь людей в таких государствах кажется необычной, а их правители окутаны ореолом величия и таинственности.

С раннего детства мы знакомы с различными королями и королевами, принцами и принцессами, князьями, султанами и шейхами. Рассказы об их мудрости и благородстве нас восхищали, а их власть казалась безграничной.

Абсолютная власть монарха, ее божественное происхождение и непререкаемость, остались в средних веках. Конечно, и сегодня в некоторых странах сохранилась такая форма правления, но это явление временное. Эти государства отличаются определенным уровнем социально-экономического развития, и для населения не представляется руководство в какой-либо иной форме, так как абсолютная монархия для них естественна.

Более широкое распространение получила ограниченная форма монархии, которая подразумевает собой разделение власти монарха парламентом, судом и Конституцией. Такая монархия может быть двух видов: дуалистической и парламентской.

Дуалистическую монархию можно назвать переходной формой от абсолютной монархии к парламентской. Ее особенностью является наличие равных полномочий у монарха и парламента. Дуалистическая или двойственная монархия является весьма неустойчивой формой правления. Чаще всего она представляет собой переход от абсолютной монархии к парламентской. Для данной формы правления характерны постоянные конфликты и силовые попытки захвата власти. Примерами такой монархии являются Кувейт, Королевство Непал и Иордания.

Наиболее распространена в современном мире парламентская монархия , или как ее по другому называют, конституционная. Эта форма правления характерна для развитых стран, таких как Великобритания, Норвегия, Бельгия и т.д. При такой форме правления монарх скорее символ правления, нежели правитель. Далее сайт постарается определить основные отличия дуалистической монархии от парламентской монархии.

Структура власти

Высшая власть в дуалистической модели юридически разделена на равные части между монархом и правительством, но фактически полностью принадлежит монарху. Формирование парламента также производится двойственным путем: часть парламентеров избрана народом путем голосования, вторая часть – назначена монархом. Правительство в полной мере принадлежит монарху, и им же сформировано.

В отличие от дуалистической монархии, при конституционной монархии власть монарха ограничивается соответственно Конституцией, которая в полной мере разрабатывается парламентом и им же принимается. Монарх не может никаким образом изменить ее содержание. Состав правительства определяется парламентом в ходе выборов. Места в правительстве распределяются пропорционально набранным партиями голосам. Лидер той партии, члены которой составляют большинство в правительстве, назначается премьер-министром.

Разделение власти

В случае дуалистической монархии исполнительная власть осталась у правителя, а законодательной властью был наделен парламент. За монархом было закреплено право «вето», которое позволяет аннулировать любой принятый парламентом закон.

В парламентской монархии все законопроекты проводятся парламентом, который фактически и руководит страной. Однако у монарха остаются так называемые «спящие полномочия». В случае спорной ситуации в парламенте право принимать решения переходит к монарху.

Для кого характерна?

Дуалистическая монархия распространена, как правило, в тех странах, где протекает процесс перехода от феодального общества к буржуазному. Монарх в таком случае является представителем уходящей социальной группы, в то время как парламент олицетворяет новое поколение, его стремления и надежды на лучшую жизнь. По сути, дуалистическую монархию можно приравнять к абсолютной, так как влияние парламента в этих странах не значительное. Чаще всего такую форму монархии можно встретить в странах Азии и Африки

Парламентская монархия характерна для развитых капиталистических стран. Все Европейские монархии – конституционные. Наличие монарха в этих государствах скорее дань истории, нежели необходимость.

Выводы сайт

  1. При дуалистической монархии власть в большей степени принадлежит монарху, при конституционной – парламенту.
  2. При дуалистической монархии правительство формируется монархом и ему принадлежит. При парламентской монархии правительство избирается народным голосованием и формируется парламентом. Перед парламентом и несет ответственность.
  3. Дуалистическая монархия характерна для менее развитых стран, а конституционная – для более развитых стран.
  4. Дуалистическая монархия – нестабильная форма правления, характеризующаяся двухсторонними попытками захвата власти. В парламентской монархии правитель имеет скорее роль символического знака, нежели власти как таковой.

Понятие и классификация форм правления

Республиканская форма правления (президентская, парламентская, полупрезидентская, суперпрезидентская, монократическая, теократическая, сверхпарламентарная, советская республика).

Монархическая форма правления (абсолютная, дуалистическая, парламентарная, теократическая, выборная монархия).

Понятие и классификация форм правления.

Тема 7. Формы правления в зарубежных странах

Проведение референдума и определение его результатов

Процесс организации и проведения референдума аналогичен организации выборов.

В большинстве стран референдум считается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей. В ряде стран (Испания) нижний порог явки избирателей не установлен.

Одобренным на референдуме считается решение, за которое подано простое большинство действительных голосов избирателей принявших участие в голосовании, т.е. 50%+1 голос. В Намибии на конституционном референдуме для принятия решения необходимо 2/3 голосов.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов государственной власти между собой и населением.

В зависимости от порядка замещения должности главы государства определяются две основные формы правления – монархия и республика. Разновидности каждой из этих форм определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством и вытекающим отсюда порядком их формирования.

2. Монархия – это форма правления, где глава государства – монарх – обладает особым юридическим статусом, т.е. его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо другой власти характер, монарх приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.

В зависимости от полномочий монарха различаются:

· монархия неограниченная (абсолютная);

· монархия ограниченная (конституционная).

Абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках главы государства сосредоточена вся полнота государственной власти. В правовом отношении монарх является источником любой власти. Только он определяет ее пределы в актах издающихся от его имени. Монарх непосредственно руководит административной деятельностью или назначает для этого правительство, полностью подотчетное ему, а также вершит высший суд в государстве.

Выборные органы власти, как правило, отсутствует. В стране могут быть только совещательные органы (диван в Саудовской Аравии, состоящий из членов королевской династии Саудидов).


В большинстве абсолютных монархий имеется октроированная конституция, которая не имеет, как правило, ничего общего с современным понятием конституции (например, Конституция Омана 1996 года).

Конституционная монархия – форма правления, при которой власть монарха осуществляется на основе и в рамках конституции. В зависимости от степени ограничения власти монарха существуют дуалистическая и парламентарная монархия.

Дуалистическая монархия – характеризуется разделением власти монарха с парламентом. Однако это разделение властей урезанное в пользу главы государства. Принимаемые парламентом законы не могут вступать в силу без одобрения монарха, который обладает правом абсолютного вето. Парламент может быть распущен монархом на длительный период (в Иордании с 1974 по 1989 г.) Монарх может издавать акты, имеющие силу закона. Правительство назначается монархом и несет ответственность только перед ним. Института парламентской ответственности правительства в дуалистической монархии не существует. У парламента имеется только один способ воздействия на правительство – принятие представленного для утверждения бюджета страны.

Для дуалистической монархии характерен авторитарный политический режим.

Государственный режим при этой форме правления можно характеризовать как ограниченный дуализм власти.

Парламентарная монархия характеризуется тем, что глава государства согласно конституции не обладает реальными полномочиями по управлению государством. При этой форме правления осуществляется принцип верховенства парламента над исполнительной властью, выражающийся в том, что правительство, назначаемое монархом, должно пользоваться доверием парламента. То есть монарх назначает главой правительстватолько лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит».

Влиять на материальное содержание акта, принимаемого парламентом, он не может. В силу этого, а также исходя из принципа, что монарх не может нести политическую и юридическую ответственность за свои действия, подпись монарха нуждается в контрассигнации, то есть акт предварительно подписывает глава правительства или министр. Без их подписи акт не имеет юридической силы.

Главное отличие парламентарной монархии от дуалистической – это ответственность правительства перед парламентом. При выражении парламентом недоверия правительству или отказа в доверии, правительство должно уйти в отставку или должно быть отправлено в отставку монархом. В силу известного принципа сдержек и противовесов это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент и назначить новые выборы депутатов.

Подобная система отношений между главой государства, парламентом и правительством именуется парламентарным государственным режимом или парламентаризмом. Данный вид государственного режима складывается в тех случаях, когда в парламенте одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство (Дания, Нидерланды).

В парламентарных монархиях, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада) или многопартийная система с одной доминирующей партией и правительство, как правило, однопартийное, парламентарная модель взаимоотношений между парламентом и правительством разительно отличается, поскольку верховенство парламента обладает заметным своеобразием. Это верховенство обеспечивается партийной фракцией, имеющей большинство в парламенте и, соответственно, формирующей правительство. Глава правительства, он же лидер партии парламентского большинства, в соответствии с партийными установками, партийной программой, через систему партийного контроля организует волю большинства парламентариев. Это позволяет правительству осуществлять свою политику в области законотворчества и в целом направлять и контролировать деятельность парламента. В результате всевластие парламента превращается во всевластие кабинета министров, а государственный режим такого вида именуется министериализмом .

Рядом специфических черт обладает монархическая форма правления в 15 государствах – членах Содружества, возглавляемого Великобританией и состоящих в отношениях личной унии с монархом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Канада, Барбадос, Ямайка и другие государства собственных монархов не имеют. Монарх Великобритании является монархом в каждой из этих стран, но в его отсутствие функции главы государства выполняет генерал-губернатор, назначаемый монархом по представлению правительства данных стран из числа местных жителей.

В некоторых странах Азии и Африки, где сохранились традиции и структуры феодального общества существует выборная монархия . Например, глава Федерации Малайзии выбирается на свой пост Советом правителей, состоящим из 11 глав монархических штатов – субъектов федерации. Главы 7 монархий, входящих в состав ОАЭ, избирают из своего состава Президента ОАЭ.

2.4. Теократическая монархия – характеризуется тем, что монарх является главой соответствующего религиозного культа. Так, король Саудовской Аравии является главой ваххабитского направления ислама. Особенность этой разновидности монархии состоит также в том, что прежде чем Королевский Совет, состоящий из членов династии Саудидов приступит к решению вопроса о главе государства, необходимо получить согласие по кандидату от высших духовных иерархов страны – улемов.

Подобная форма правления имеет место в Ватикане, в котором Папе Римскому, хотя и не носящему титул монарха, принадлежит вся верховная законодательная, исполнительная и судебная власть. Кроме того, он распространяет свою духовную власть на всех исповедующих католическую религию в мире.

3. Республиканская форма правления характеризуется выборностью главы государства.

В зависимости от характера отношений между законодательной и исполнительной властью республики подразделяются на: президентские, парламентарные, полупрезидентские. Вне этой квалификации выделяются советские и теократические республики.

Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей и отличается следующими особенностями:

· соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

· внепарламентский способ избрания президента;

· внепарламентский метод формирования правительства главой государства;

· отсутствие у президента права роспуска парламента;

· судьи назначаются президентом с согласия парламента;

· наличие у президента права отлагательного вето на законы, принятые парламентом, которое преодолевается квалифицированным большинством голосов в обеих палатах парламента;

· важнейшей особенностью президентской республики является отсутствие института парламентской ответственности исполнительной власти. Должностные лица исполнительной власти не нуждаются в политическом доверии со стороны парламента. Парламент не может смещать должностных лиц исполнительной власти, если они не нарушили закон. Импичмент может иметь место только в случае нарушения ими закона;

· судебная власть контролирует конституционность актов парламента и президента, обеспечивая соблюдение правопорядка законодательной и исполнительной властью;

· государственный режим в президентской республике – дуалистический. В тех случаях, когда партия президента имеет большинство в парламенте государственный режим приближается по своим параметрам к министериализму.

С определенной долей условности к разновидностям президентской республики можно отнести:

· суперпрезидентскую республику;

· монократическую республику.

Суперпрезидентская республика устанавливается обычно в результате военного переворота и характеризуется следующими чертами:

· президент получает свои полномочия нелегитимным путем: то есть как предводитель переворота, или как глава хунты (коллективный орган мятежников);

· президент наделяется обширными полномочиями при фактическом отсутствии контроля со стороны парламента и судебной власти;

· президентские полномочия реализуются в условиях непрерывного чрезвычайного положения, когда отменяются или ограничиваются конституционные гарантии прав и свобод человека, проводятся массовые репрессии против оппозиции. Подобная форма правления была характерна для многих государств Латинской Америки, а также в Португалии и Испании в 30-70-гг XX века.

Монократическая республика характеризуется следующими признаками:

· особым статусом главы государства, являющегося единоличным носителем исполнительной власти, неконтролируемого законодательной и судебной властью;

· совмещением поста президента и лидера правящей, как правило, единственной партии;

· президент занимает свой пост очень длительный срок, а президенты Заира, Туниса, Уганды, Туркменистана провозглашались конституционными актами пожизненными президентами, то есть в таких государствах возникла своеобразная форма президентского абсолютизма.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. В такой республике обязательно наличие должности главы правительства, которая достаточно редко бывает в президентской республике. Также как и в парламентарной монархии в парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии парламентского большинства. Правительство остается у власти пока оно располагает поддержкой парламентского большинства.

Глава государства в парламентарной республике, как правило, избирается либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента.

Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями. Однако практически любые действия президента, в том числе роспуск парламента, использование права вето могут быть осуществлены лишь с согласия или по инициативе правительства. Подписанные президентом нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрассигнации их главой правительства или министром, которые и несут за них ответственность.

Политическая ответственность правительства перед парламентом обычно носит солидарный характер, то есть недоверие выраженное парламентом одному члену правительства влечет отставку всего правительства. Однако вместо ухода в отставку правительство по конституции может потребовать от президента распустить парламент (при двухпалатном парламенте его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Таким образом, для парламентарной республики характерен значительный разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Например, провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства; президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством; устанавливается политическая ответственность правительства перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен по просьбе правительства, утратившего его доверие.

В парламентарной республике также как и в парламентарной монархии возможны, как правило, два варианта государственного режима :

· парламентарный (Италия);

· министериальный (Германия).

3.2.1. Разновидностью парламентарной республики является сверхпарламентарная республика каковой можно считать Южно – Африканскую республику. По конституции ЮАР 1996 года нижняя палата парламента этого государства может выразить недоверие как правительству, так и президенту, который в этом случае уходит в отставку вместе с правительством.

Во второй половине XX века в парламентарных республиках получил распространение «рационализированный парламентаризм» , варианты которого достаточно разнообразны.

Так называемый «конструктивный вотум недоверия» , предусматриваемый конституциями Германии, Венгрии, Польши «Рационализация» состоит в следующем:

· политическую ответственность перед парламентом несет не все правительство, а только его глава. Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они смещаются и назначаются главой правительства;

· парламент имеет право выразить недоверие главе правительства только тогда, когда в проекте резолюции о недоверии будет обозначена кандидатура нового главы правительства. Выражение недоверия на таких условиях крайне сложно осуществить на практике. В целом, «конструктивный вотум недоверия» направлен на создание стабильного правительства, больший уровень независимости от парламента.

Другой вариант рационализации – преобразование парламентарной республики в полупарламентарную или полупрезидентскую.

Полупарламентарная (полупрезидентская) республика

Для такой разновидности республики характерно следующее:

а) президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов;

б) президент обладает очень обширными властными полномочиями: является главой государства, ему принадлежат основные полномочия в исполнительной власти, он же верховный главнокомандующий;

в) правительство назначается президентом, работает под его общим руководством. Но оно нуждается в доверии парламента. Вынесение вотума недоверия правительству парламентом влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента президентом. В таких республиках государственный режим, как правило, дуалистический.

В полупарламентарной республике президент может быть «сильным» и «слабым».

Так по Конституции Франции 1958 года, Президент обладает так называемой регламентарной властью. Поскольку законодательные полномочия парламента ограничены Конституцией, то есть он может принимать законы только согласно перечню, содержащемуся в Конституции, поэтому Президент имеет право издавать акты, имеющие силу закона. Кроме того, Президент может распускать парламент по своему усмотрению, вне связи с вотумом недоверия, что вообще нехарактерно для данной формы правления. В большинстве постсоциалистических стран установилась полупарламентская республика с сильным президентом. Правительство опирается здесь на парламентское большинство, а всенародно избранный президент направляет политический курс. Глава правительства, на которого возложено текущее управление, нередко выступает в роли «мальчика для битья», поскольку именно на него, а не на президента возлагается ответственность за некачественное проведение в жизнь курса президента.

В таких полупарламентарных республиках сложился президенциальный государственный режим.

В Австрии, Исландии, Ирландии , являющимися полупарламентарными республиками, президент, избираемый населением, имеет значительные конституционные полномочия, однако, на практике он ими не пользуется, т.е. это «спящие полномочия». Поэтому главной фигурой в этих странах является не глава государства, а глава правительства. Сложившийся в них государственный режим типичен для парламентаризма или министериализма .

Поскольку примерно ¼ часть населения планеты живет в странах, относящихся к республикам советского типа, рассмотрим характерные признаки советской республики:

· верховенство и полновластие советов, являющихся согласно конституции представительными органами – остальные государственные органы формируются советами соответствующего уровня, ответственны и подотчетны им;

· советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

· депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы, поэтому сессии советов собираются 2-3 раза в год на 2-3 дня;

· текущие полномочия советов осуществляются их исполнительными органами на местах, а также коллегиальными органами советов в центре.

Таким образом, в советской республике не признается принцип разделения властей, ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа , воплощенный в советах. Все решения советов и других государственных органов, как правило, инициируются и предварительно одобряются правящей коммунистической партией. Поэтому сложившийся в советских республиках государственный режим именуется партократическим .

Особой разновидностью республиканской формы правления является теократическая республика . Отличительной особенностью такой республики является участие духовенства в непосредственном управлении государством. Так, в Иране согласно Конституции 1979 года, имеются избранные народом Парламент (Меджлис) и Президент, однако, наряду с ними Конституцией предусмотрен пост политического и духовного Руководителя иранского народа, который занимает один из высших духовных иерархов страны. Он избирается мусульманским Советом экспертов. Решения политического и духовного Руководителя обязательны для Президента, Меджлиса и других органов светской власти.

Именно Руководитель подписывает указ о назначении Президента после его избрания. В обязанности Руководителя входит определение генеральной линии внутренней и внешней политики Исламской Республики Иран, контроль за правильностью ее претворения в жизнь, назначение и отстранение от должности членов Совета по охране Конституции, главы судебной власти страны, объявление войны и мира, командование вооруженными силами, объявление амнистии и помилование. Политический режим при такой форме правления – клерикально-авторитарный. Государственный режим близок к абсолютизму.

В известной песне А. Пугачевой есть слова: «Все могут короли», но так ли это на самом деле? В одних странах короли обладают монархия), а в других их титул всего лишь дань традициям и реальные возможности очень ограничены (парламентская монархия).

Попадаются и смешанные варианты, в которых, с одной стороны, есть представительный орган, осуществляющий законодательную власть, но и полномочия короля или императора достаточно большие.
Несмотря на то, что эта форма правления считается менее демократичной, чем республика, некоторые государства-монархии, такие как Великобритания или Япония, являются мощными, влиятельными игроками на современной политической арене. В связи с тем, что в последнее время в российском обществе обсуждается идея восстановления единовластия (по крайней мере, такую идею пропагандируют некоторые священники РПЦ), рассмотрим подробнее особенности каждого из его видов.

Абсолютная монархия

Как говорит само название, не ограничен никакими прочими властными органами. С юридической точки зрения, классической монархии такого типа в современном мире не существует. Практически в каждой стране мира есть тот или иной Однако в некоторых мусульманских странах монарх фактически обладает абсолютной и безграничной властью. В качестве примера можно привести Оман, Катар, Саудовскую Аравию, Кувейт и др.

Парламентская монархия

Наиболее точно такой тип единовластия можно охарактеризовать так: «Король царствует, однако не правит». Эта предполагает наличие конституции, принятой демократическим путем. Вся находится в руках представительного органа. Формально монарх остается главой страны, но реально его полномочия весьма ограничены.

К примеру, монарх Великобритании обязан подписывать законы, но вместе с тем не имеет права их ветировать. Он выполняет лишь церемониальные и представительские функции. А в прямо запрещает императору вмешиваться в управление страной. Парламентская монархия является данью устоявшимся традициям. Правительство в таких странах формируется членами парламентского большинства, и даже если король или император формально является его главой, все равно фактически несет ответственность лишь перед парламентом. При кажущейся архаичности парламентская монархия присутствует во многих странах, в том числе в таких развитых и влиятельных государствах, как Великобритания, Япония, а также в Дании, Нидерландах, Испании, Австралии, Ямайке, Канаде и пр. Такой тип власти прямо противоположен предыдущему.

Дуалистическая монархия

С одной стороны, в таких странах существует законодательный орган, а с другой - он полностью подчиняется главе государства. Монарх выбирает правительство и в случае необходимости может распустить парламент. Обычно он сам составляет конституцию, которая называется октроированной, то есть является жалованной или дарованной. Власть монарха в таких государствах очень сильная, при этом его полномочия не всегда описаны в юридических документах. В качестве примера можно привести Марокко и Непал. В России такая была в период с 1905 по 1917 год.

Нужна ли России монархия?

Вопрос спорный и сложный. С одной стороны, она дает сильную власть и единство, а с другой - можно ли вверять судьбу такой огромной страны в руки одного человека? В ходе недавнего голосования чуть меньше трети россиян (28%) ничего не имеют против, если во главе государства вновь станет монарх. Но большая часть все же высказалась за республику, ключевой особенностью которой является выборность. Все-таки уроки истории не пропали даром.

Такого рода? Власть короля (царя, князя и т. д.) при такой политической системе ограничена парламентом. Но при этом монарх сохраняет некоторые важные полномочия.

Признаки

В современной политологии дуалистическая монархия считается подвидом конституционной. Ее очертания довольно расплывчаты, поэтому под это определение попадают самые разные страны. В первую очередь при такой системе монарх имеет ограниченное влияние на законодательную власть. Она перенесена в парламент или другой представительный орган. Его члены избираются на всенародном голосовании, что дает населению возможность влиять на политику государства.

В то же время дуалистическая монархия сохраняет всю полноту исполнительной власти за монархом. Кроме того, он может наложить вето на любой закон, принятый парламентом. Также государь имеет право издавать чрезвычайные указы, которые могут в корне поменять жизнь в стране. Дуалистическая монархия построена таким образом, что правительство держит ответ только перед первым лицом государства. Парламент в эти отношения вмешиваться не может. Единственный рычаг влияния в руках представительного органа - это возможность утверждать бюджет. Если обобщить все эти обстоятельства, то можно сказать, что в дуалистической монархии власть верховного правителя все-таки преобладает над другими институтами, даже несмотря на наличие конституции.

Примеры

Сегодня дуалистическая монархия существует в некоторых странах Азии и Африки (например, в Марокко, Непале и Иордании). Система, при которой власть государя заметно значительнее парламентской, - довольно редкое явление. Сегодня монархии как таковые либо превратились в декорацию (как в Европе), либо вовсе исчезли с политической карты мира. В то же время дуалистический принцип государственного управления существовал во многих важных странах в XIX - начале XX века. Так, например, было в Италии, Австро-Венгрии и Пруссии. Эти системы были сметены мировыми войнами и революциями.

Даже такие дуалистические монархии, как Марокко и Иордания, скорее тяготеют к абсолютизму. Это объясняется большим значением традиций и обычаев в мусульманском мире. В Иордании правительство несет ответственность перед парламентом, однако если последний хочет утвердить вотум недоверия министрам, то этот документ должен получить одобрение короля. То есть монарх на самом деле имеет все рычаги, чтобы в сложной ситуации не обращать внимания на мнение законодательной власти.

В России

Российская империя также недолгое время была дуалистической монархией. Этот период продолжался с 1905 по 1917 г. Это было десятилетие между двумя революциями. После поражения в войне против Японии популярность Николая II резко упала. Начались вооруженные восстания среди населения, которые привели к невиданному кровопролитию. Наконец, Николай II согласился уступить своим противникам. Он отказался от своей абсолютной власти и учредил парламент.

Первые созывы Государственной думы так и не смогли проработать положенный срок. В это время между исполнительной и законодательной властью регулярно вспыхивали конфликты. Николай воспользовался своим правом распустить парламент. Его политику поддерживал глава правительства – премьер-министр Петр Столыпин. Только Государственная дума третьего созыва (1907-1912 гг.) просуществовала весь отведенный законом период. С тех пор система работала без сбоев. Однако в 1917 году разразилась Февральская революция. Николаю II пришлось отречься от престола. В России ненадолго установился республиканский тип правления.

Значение дуализма

В историографии закрепилась точка зрения, что дуалистическая монархия является неким компромиссом между абсолютной властью монарха и желанием населения участвовать в политической жизни страны. Часто такие режимы становятся промежуточным звеном между королевской диктатурой и республикой.

Правители редко добровольно делились своими полномочиями с другими институтами власти. Переход от одной системы к другой, как правило, происходил благодаря революциям и народным волнениям. В каждом государстве недовольство людей приобретало собственный оттенок. Например, в Австро-Венгрии дуалистическая монархия установилась после разделения власти между двумя основными национальными частями империи – Австрией и Венгрией.

Устойчивость системы

Чаще всего сравнивается парламентская и дуалистическая монархия. Признаки и той и другой похожи. Если в дуалистической монархии разделение властей урезано, то в парламентской оно является полноценным. Если государь вмешивается в работу парламента или блокирует его решения, то он таким образом лишает население своего представительства в политической жизни страны.

Размытость дуалистической монархии делает ее неустойчивой. Как правило, такие режимы в исторической перспективе существует совсем недолго. Это неудивительно, ведь при разделении властей происходит борьба между консервативным институтом монархии и свободолюбивой частью общества. Такое противостояние заканчивается только победой одной из сторон.