Поклонение богине или самая древняя форма секс-туризма? Культ Афродиты или ритуальная проституция. Культ афродиты

Святилище Афродиты (Sanctuary of Aphrodite) расположено вблизи деревни Куклия , где в давние времена находился город Пафос или Старый Пафос (Палео Пафос), как сейчас принято говорить. В древнем греческом мире Палео Пафос был одним из самых важных центров паломничества, поскольку здесь находился знаменитый Храм Афродиты , богини любви и плодородия.

Культ Афродиты возник на острове за двенадцать веков до нашей эры. Тогда же на этом месте и был построен первый храм в её честь. Собственно поклонение богине началось задолго до этого момента. В раскопках находят культовые женские фигурки, относящиеся к 3800 году до н. э. Но тогда это была другая богиня. Сначала тогдашние «киприоты» поклонялись Богине-Матери, потом Астарте, культ которой завезли из Месопотамии. Астарта являлась богиней плодородия и покровительницей женщин.

Древнее святилище представляло собой огороженную площадку размером примерно 20 на 50 метров, на которой располагались культовые сооружения. Мощнейшее землетрясение, произошедшее в 77 году, полностью разрушило храм и другие постройки. Однако римляне, владевшие тогда островом, на руинах разрушенного храма построили новый, ещё более помпезный. Новые римские строения, занимали большую площадь (79 x 67 м). Храм имел большой открытый двор, в центре которого находился главный объект поклонения − чёрный конический камень высотой 1,2 метра. Внешний облик храма Афродиты в Палео Пафосе сохранился лишь на древних монетах. Кстати, и камень на них отчётливо виден, например как на монете, на которой изображён Тит Флавий Веспасиан − римский император (79-81 гг.).

Но вот пришёл 313 год. Римский император Феодосий провозгласил своим указом равенство всех религий и одновременно «упразднил» язычество. Храм Афродиты с тех пор стал невостребованным и постепенно разрушился от землетрясений, да потом и люди разбирали его для постройки своих домов. В наше время от храма остался только фундамент, да разбросанные по территории камни и фрагменты архитектуры.

На первом снимке можно разглядеть церковь, стоящую поблизости от святилища. Это церковь Panagia Katholiki (Παναγία Καθολική), построенная ещё в XII веке. Занятно, что во многих источниках эту церковь называют Panagia Odigitria. С чем связана такая двойственность названия, нам пока выяснить не удалось. Советуем заглянуть в неё, чтобы посмотреть старые фрески XIV-XVI веков.

В настоящее время поблизости от Святилища открыт музей Палео Пафоса, обосновавшийся в восстановленном замке La Covocle − бывшей усадьбе Лузиньян, которая располагалась среди плантаций сахарного тростника. Кстати, название замка и дало имя сегодняшней деревне Куклия.

В музее хранится черный камень из храма Афродиты, о котором уже шла речь выше. В 2006 году при раскопках святилища был найден саркофаг (V век до н.э.), украшенный резьбой и разноцветной росписью. Стенки саркофага покрывают рисунки, изображающие сцены из эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Он также выставлен здесь. Кроме того, в музее можно найти фрагмент мозаичного пола «Леда и лебедь», древнюю ванну для купания и множество других предметов, найденных при раскопках. Кстати, копию мозаики можно увидеть под навесом в одном из уголков территории, который мы смогли обнаружить только при самостоятельном посещении, когда никуда не торопились.

Раскопки продолжаются и в наши дни, поэтому коллекция музея периодически пополняется. В общем, тем, кто увлекается античной историей, да и просто для общего развития, есть на что положить глаз.

С Палео Пафосом прочно связана одна из местных легенд, по которой впоследствии Бернард Шоу написал широко известную пьесу Пигмалион. Это происходило во времена, когда ещё никакого святилища здесь не было.

В те времена Кипром правил Царь Пигмалион. Он никак не мог себе подобрать спутницу жизни среди девушек и решил вырезать образ возлюбленной из слоновой кости. У него настолько хорошо получилось создать статую прекрасной девушки, что Пигмалион влюбился в своё творение. На помощь пришла Афродита − она была очень впечатлена таким сюжетом. Афродита вдохнула жизнь в статую, превратив её в прекрасную девушку, которую Пигмалион назвал Галатеей. Позже у них родились две дочери, одну из которых назвали Пафо. Вот по имени дочери и был назван город, построенный здесь − город Пафос.

Напоследок узнаем часы работы и стоимость билетов, в цену которых входит и посещение музея.

Время работы: ежедневно: 08.00 − 16.00 (по средам 08.00 − 17.00).
Телефон: +357 26432155
Входная плата: 4,50 €

Фотоальбом

Как добраться

Найти дорогу несложно. Про это подробно расписано в рассказе о маршруте Лимасол − Пафос . Если вы планируете посетить место рождения Афродиты, то потом до её святилища что-то около восьми километров. Только не выезжайте на скоростную трассу A6, а двигайтесь по B6 вдоль моря. Ещё и виды красивые посмотрите. Потом сворачиваем по указателю направо, и менее чем через километр мы прибудем к месту стоянки, неподалёку от входа на его территорию. Ну а двигаясь по A6 просто смотрите на указатели к Sanctuary of Aphrodite .

Общественное положение

Одно из самых распространенных заблуждений, бытующих в современном обществе, — то, что гетеры занимались проституцией. На самом деле гетеры в античные времена стояли на гораздо более высокой общественной ступени, чем просто женщины легкого поведения. Они пользовались несомненно большим авторитетом, их услуги стоили намного дороже, к тому же нередко они сами выбирали себе любовников, и вовсе не обязаны были одарять своим вниманием каждого, кто жаждал их любви. Греческий оратор Демосфен говорил, что у каждого уважающего себя грека должно быть три женщины: жена — для продолжения рода, рабыня — для чувственных утех, а гетера — для душевного комфорта.

«Сократ находит Алквиада в доме Аспасии», Жан-Леон Жером, 1861

Немецкий археолог Вольфганг Гельбиг, занимавшийся изучением классической филологии и археологии, писал: «Многие из них отличались утонченной образованностью и бойким остроумием; они знали, как очаровать наиболее выдающихся деятелей своего времени, — полководцев, политиков, писателей и художников — и как надолго привязать их к себе; они являются наглядным воплощением существования, отмеченного смешением утонченных интеллектуальных и чувственных удовольствий, — существования, которое так почиталось греками того времени. В жизни почти каждой замечательной личности, игравшей выдающуюся роль в истории эллинства, различимо влияние какой-нибудь знаменитой гетеры. Большинство современников не находили в этом ничего предосудительного».

Обнаженная Афродита

Гетерам оказывались невероятные почести. Во II веке до н. э. многие здания в Александрии носили имена гетер. Статуи питомиц Афродиты устанавливали в храмах и общественных местах рядом со скульптурами философов, политиков и полководцев. Например, фигура знаменитой гетеры Фрины была высечена из мрамора и установлена в Дельфах между скульптурами царя Архидама и Филиппа. Жители города не нашли в этом ничего предосудительного. Возмутился один лишь киник Кратет, который заявил, что статуя гетеры Фрины в храме — это памятник греческому позору. Однако Фрина не была простой жрицей любви — ее прославила красота и скандальная история. Как рассказывает Афиней, скульптор Пракситель кощунственно изобразил богиню Афродиту обнаженной, а моделью ему послужила прекрасная Фрина. Гетере пришлось предстать перед судом. Ее адвокатом был известный оратор Гиперид, который, заметив, что речь не производит на судей должного впечатления, сорвал с Фрины покрывало, обнажив ее совершенное тело. «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить пророчицу и жрицу Афродиты».


«Гетера Фрина перед ареопагом», Жан-Леон Жером, 1861

Гетера Фрина послужила моделью для статуи обнаженной Афродиты

Афиней также рассказывает и о необычном характере Фрины. Однажды во время праздника Посейдона она на глазах у всех сняла с себя одежду, распустила волосы и вошла в море. В другой же раз она спросила своего возлюбленного Праксителя, какую из своих работ он ценит больше всего. Скульптор отказался ответить, тогда гетера решилась пойти на хитрость. Она приказала слуге ворваться в дом Праксителя и с ужасом сообщить ему, что мастерская объята огнем, и лишь некоторые скульптуры еще уцелели. «Все потеряно, если огонь уничтожил моего Сатира и Эрота!» — воскликнул тот. Фрида усмехнулась и рассказала, что это была всего лишь уловка. Успокоенный Пракситель позволил ей выбрать любую из своих статуй в подарок. Гетера забрала Эрота и посвятила его в храм, находившийся в ее родном городе Феспии. Именно в благодарность за такой подарок жители города и поручили Праксителю изваять фигуру Фриды для храма в Дельфах.

Во всем виноваты женщины

Гетеры нередко становились героинями комедий знаменитых поэтов. Например, Менандр сделал действующим лицом одной из своих комедий жрицу Афродиты Фаиду (по другой версии, ее звали Таис). Именно она когда-то была любовницей самого Александра Македонского. Благодаря своей красоте она пользовалась большим влиянием на политическую жизнь страны.

Гетера Фаида была любовницей Александра Македонского

В 330 году до н. э. Александр захватил столицу империи Ахменидов Персеполь. В честь победы он устроил роскошное пиршество, на котором присутствовала и Фаида. Когда мужчины изрядно опьянели, гетера предложила царю поджечь столицу персов в отместку за то, что они когда-то предали огню храм афинского Акрополя. Александр согласился — он первым бросил горящий факел, вслед за ним бросила факел и Фаида. После смерти царя гетера по-настоящему возвысилась, став женой Птолемея I, правившего в Египте.


Александр Македонский с гетерами в Персеполе

Плутарх: Аспасия — виновница войны между Афинами и Самосом

Знаменитую гетеру Аспасию Плутарх считает виновницей войны между Афинами и Самосом за ее родной город Милет. Ее красота и ум привлекали выдающихся мужей, в числе которых был сам Сократ. А Перикл даже развелся с женой, чтобы жениться на прекрасной гетере. По тем временам, этот брак был мезальянсом, и комедиографы не скупились на насмешки, сравнивая полководца с Гераклом под каблуком у Деяниры.


Бюст Аспасии

Полцарства за гетеру

Гетер часто бранили за их корыстолюбие. Яркий пример поведения жриц любви можно найти в письме Филумены своему любовнику Критону: «Зачем утруждаешь себя длинными письмами? Мне нужны не письма, а пятьдесят золотых монет. Если меня любишь — заплати; но если деньги ты любишь больше, тогда перестань мне надоедать. Прощай!» Существовали даже кодексы гетер, дошедшие до нас лишь в описаниях. В них описывалось, как нужно вести себя с мужчиной, сколько денег нужно брать. В «Разговорах гетер» Лукиана в одном из диалогов мать дает наставления дочери и советует ей стать гетерой. Она описывает все прелести жизни жриц любви и уговаривает не гнушаться невзрачными, но богатыми мужчинами.


Гетера, танцующая на пиру

Гетеры зарабатывали достаточно, чтобы приносить дорогие обетные дары богам, а также покупать косметику и наряды. Как описывает Аристофан, женщины не только пудрились, румянились и гримировались, но и использовали фальшивые волосы и подкладки для волос, мушки, нагрудные ленты и ленты для ягодиц, которые помогали скрыть лишние объемы и придать телу соблазнительные формы. Но гетеры, в отличие от проституток, были не только красивы, но зачастую и хорошо образованы, подкованы в вопросах философии и искусства, многие из них играли на флейте. Именно поэтому мужчины были готовы тратить несметные суммы на то, чтобы провести время в обществе гетеры.


Изображение гетеры с античной вазы

Имена, прозвища и атрибуты, указывающие на разнообразные представления о богах в Причерноморье своим происхождением, иногда, обязаны местным причинам. Вследствие разнообразия этих прозвищ и атрибутов неоднократно высказывались сомнения, действительно ли они принадлежат одной и той же божественной личности, или разным, только носящим одно и то же имя.

«Я не знаю, -- говорит Сократ у КсенофонтаО происхождении богов. Сост.Шталь И.В., М.: «Советская Россия»,1990, с 45.

Одна ли Афродита, или две -- Небесная и Всенародная: ведь и Зевс, которого признают за одного и того же бога, имеет много прозвищ».

Боспор Фракийский имел огромное значение для развития античного мореплавания. Здесь начиналось или завершалось тяжёлое и часто опасное плавание в Понт. Столь широкая известность породила немало мифов о проливе. На его берегах было воздвигнуто несколько святилищ. Богатые жертвоприношения и посвящения богам должны были обеспечить безопасное плавание и счастливое возвращение. На спуске к морю стояли храмы.

На южном побережье Понта Эвксинского - храм Афродиты в районе небольшой гавани и небольшого острова Аполлония.

Известны многочисленные свидетельства культа Афродиты в разных районах Причерноморья.

«В Пантикопее найдена мраморная головка Афродиты - копия 1 века с греческого оригинала 5 века до нашей эры. О римском стиле копии говорит трактовка глаз: слишком плоские, почти вдавленные глазные яблоки. Римская техника сказалась в полировке лица скульптуры, применении бурава при изображении волос, рта и глаз. Статуя Афродиты была выполнена в одном из городов западного побережья Малой Азии, из островного мрамора и в готовом виде привезена в Пантикапей, очевидно для храма» Цветаева Г.А. Рим и Боспор,М.: «Эдиториал», с. 121 - пишет Цветаева со ссылками на Блаватского, Лосева и Кобылину.

«В технике провинциального римского искусства выполнены скульптуры, найденные в Херсонесе»Там же, с.156 - изображения эротов… к декоративным украшениям относятся мраморные подставки от алтаря или жертвенника в виде фигуры льва, подобные подставки были широко распространены в римское время».

Давнее стремление местного искусства Северного Причерноморья к реалистическим портретным изображениям получило сильное развитие и влияние со стороны римского портретного искусства, что заметно в культовых скульптурах, найденных в Херсонесе.

Под влиянием обстановки на Боспоре, правитель Танаиса в 193 году в честь победы над скифами поставил посвятительную надпись богам, Афродите в том числе.

Не подлежит сомнению, что культ Афродиты, имеет в себе финикийские или другие азиатские элементы; оргиастические обряды культа Вакха обнаруживают сходство с фригийскими обрядами корибантов, а в элевсинских мистериях заметно влияние Египта. Были заимствования и с севера, например, из Фракии. Латышев В. В. Древности Южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в Южной России в 1889-- 1891 гг. MAP. - № 9. - 1892

В некоторых Боспорских городах существовали фиасы (религиозные союзы), в которых объединялись почитатели Афродиты.

Популярность культа Афродиты на азиатской стороне Боспора объясняется Гайдукевич В.Ф., История античных городов Северного Причерноморья, АГСП, М-Л,1955,т.1, с.272 тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления производящих сил природы, встретились с существовавшими у местного место-сидского населения аналогичным культом женской богини.

На оборотных сторонах меди Рискупорида 5 - изображение Афродиты Урании, восседающей на троне. В правой руке богини - шар, в левой - скипетр, в поле монеты - звезда.

Этот тип изображений своими корнями восходит к древним религиозным представлениям. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России, М.,2002, с.132

Особенно ярко это проявилось в культе Афродиты Апатуры, превратившейся в Афродиту Уранию.

Существование культа этой богини на Боспоре чётко прослеживается с конца 1 века до нашей эры до третьей четверти 3 в. н.э., и особенно заметно в типологии медных боспорских монет. Это не удивительно, так как Афродита Урания являлась основной официальной богиней, дающей власть царям. Одним из её атрибутов, кроме звезды, яблока и патеры, как на меди Савромата 2 и Рискупорида 3, был шар или сфера. То, что шар был первоначально её основным атрибутом, свидетельствуют монеты города Уранополиса, выпущенные в 3 веке до нашей эры.

На лицевой стороне этих монет помещено изображение солнечного диска с лучами, а на оборотной - изображение Афродиты как богини всего неба, восседающей на небесном шаре. Головной убор богини венчает звезда. В правой руке Афродита держит жезл с солнечным диском на верхнем конце. Слева помещена многолучевая звезда. Отталкиваясь от этого образа Афродиты Урании, можно предположить, что изображение шара или сферы на оборотных сторонах статёров Евпатора, Савромата 2, Котиса 3, Раскупорида 5, Фофорса и Рискупориды 6, является атрибутом Афродиты Урании и солнечного диска - атрибутом Гелиоса, верховного бога Солнца, мужского коррелята Афродиты Урании.

Дифферент в виде двух шаров чаще всего встречается на лицевой стороне статеров Рискупорида 5 (252г.н.э.) и на обратной стороне статеров этого же года. Точно также трактуются изображения 2 шаров, помещённых один под другим, и на статерах Фарзанса.

История Боспора Киммерийского, освещена источниками недостаточно и очень неравномерно. В особенности это утверждение верно для религиозной истории Боспора. В силу этого каждое свидетельство требует к себе пристального внимания. Среди таких немногочисленных свидетельств относительно религии населения Боспоры особое место занимает сообщение Страбона об одном Боспорском мифе:

«Есть в Фанагории известное святилище Афродиты Апатуры. Для объяснения первоначального значения эпитета богини приводят некий миф о том, как богиня, когда на неё здесь напали гиганты, позвала на помощь Геракла и спрятала его в какой то пещере; затем принимая гигантов по одиночке, она отдавала обоих врагов Гераклу, чтобы коварно, обманом убить их». Strabo, The Geography of Strabo, 2,р.70Это сообщение повторяет (со ссылкой на Страбона) и Стефан Византийский.

Переходя к анализу данного мифа, отметим, прежде всего, то обстоятельство, которое даёт исследователям право считать его боспорским. Помимо прямых указаний на то, что действие развёртывается на территории Боспора Киммерийского, имеется другое - более важное обстоятельство: в мифе описывается столь важный для всего греческого мировоззрения миф о борьбе богов и гигантов, заканчивающийся гибелью последних, но при этом Боспор даёт нам такой вариант мифа, который очень мало согласуется с основной его версией. Важнейшее отличие Боспорского варианта от основного состоит в том, что противниками гигантов здесь являются только Афродита и Геракл и победа достается последним - не в результате жестокой битвы, а вследствии обмана.

Необходимо обратить внимание так же на то, где происходит эта битва. Хотя у греков существовали определённые расхождения относительно места битвы между богами и гигантами, местом этого сражения назывались либо флегрейские поля к северу от Неаполя или Флегры - Паллена во Фракии; у Деодора, однако, во всех описаниях она всегда проходила на «открытом воздухе» и никогда - в пещере.

Всё это позволяет рассматривать этот вариант мифа о гигантомахии как чисто локальной, боспорский.

Несмотря на краткость изложения Боспорского варианта мифа о гигантомахии, в нём имеется несколько важных информационных блоков, помогающих понять его суть и происхождение:

1 Общее указание на место - в Фанагории, где расположено известное святилище Афродиты Апатуры;

2 указание на то конкретное место, где были уничтожены гиганты - в пещере;

3 указание на 2 противоборствующие силы: гиганты с одной стороны и Афродиты и Гераклом - с другой;

4 указание на то, каким образом была достигнута победа над гигантами - путём обмана.

Особое значение имеет указание на Фанагорию - колониальный греческий полис, возникший в середине шестого века до нашей эры, в результате переселения на Таманский полуостров малоазиатских греков. Фанагория была крупнейшим городом Азиатского Боспора. Естественно, что святилище Афродиты Апатуры в нём имело особое значение, свидетельством чего является и упоминание его в труде Страбона: « в Фанагории есть известное святилище Афродиты Апатурос» Strabo The Geography of Strabo, 2,р.78

Две из найденных в Фанагории надписей сообщают о воздвигнутых в царствование Пересада 1 статуях в честь богини Афродиты Небесной.

Культ Афродиты засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

Культ Афродиты на Боспоре обладал определёнными особенностями. Для понимания характера культа важны эпиклезы, которые прилагались к имени богини. Можно отметить несколько эпиклез Афродиты на Боспоре:

1 Просто Афродита, без каких-либо дополнительных определений;

2 Афродита Навархида;

3 Афродита Урания, Апатуриада;

4 Афродита Урания, владычица Апатура;

5 Афродита Урания.

Можно предполагать, что Афродита Навархида имела отдельный культ и особое значение как богиня, специально покровительствовавшая морякам.

Существование этого культа зафиксировано на Боспоре только для относительно позднего времени (начиная со второй половины 1 века до нашей эры)

«Популярность культа Афродиты в Боспорском царстве объясняется, тем, что религиозные греческие представления, связанные с идеей обожествления природы, встретились с существовавшим у местного место-сидского и скифо-сарматского населения аналогичным культом женской богини» Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. - М.: «Наука», 1949, с.224

При Асандре и Динами наварх Паталеонт ставит статуи Пасейдону Сосинею и Афродите Навархиде, а в Горгипии - большом торговом порту и городе крупных судовладельцев в начале 2 века строят храмы Афродите Навархиде - «судоначальнице». Все остальные надписи свидетельствуют о едином культе. Наиболее полно, титулатура богини представлена вариантом № 4, где она определяется как богиня Урания, владычица Апатура, варианты № 3 и 5 - сокращённые. В каждом из них, кроме имени богини, представлен только один элемент её наиболее полной эпиклезы.

В Горгинии Культ Афродиты носил официальный характер. Популярность богини засвидетельствована многочисленными находками её изображений, среди которых отмечено не менее 10 иконографических разновидностей. Из Горгиппии происходят глиняные, бронзовые и мраморные фигурки Афродиты, образ её украшают найденные в городе произведения торевтики. Основная масса изображений Афродиты в Горгинии относится к рубежу тысячелетий и 1-2 в н.э., лишь отдельные находки связаны с эпохой эллинизма. Многообразие типов выявляет разные стороны культа и представляет богиню в различных ипостасях.

В Горгиппии почиталась Афродита Навархида и ей на рубеже 1и 2 вв. был выстроен храм, что свидетельствует об официальном характере культа. Непрерывное существование на Боспоре культа Афродиты продолжалось не менее 8 веков, но именно во 2в. н.э. этот культ утверждается в значении общего и с чтимой всеми Афродитой Апатурой Почитание богини в ипостаси Навархиды получает развитие в 1 в. до н. э., очевидно, в связи с пиком переселенческой колонизации. Афродита Урания (небесная) неоднократно представлена на золотых и серебряных украшениях из Горгиппии, она изображалась со скипетром в сопровождении 1 или 2 эротов.

Прямоугольный щиток со штампованной полуфигурой Афродиты помещён в центре золотого венка из анапского скального склепа 2 - середины 3 в. Шея богини на этом щитке украшена ожерельем с подвесками, из-за левого плеча её выступает фигурка Эрота, справа помещён скипетр. Две круглые броши из могил городского некрополя - одна серебряная из комплекса 1 в. н. э., другая золотая из комплекса 1-2вв. - также представляют Афродиту погрудно в диадеме над пышными волосами с ожерельем на шее. За плечами богини 2 крылатых Эрота, спереди справа налево вытянут скипетр. По-видимому, аналогичный сюжет украшал серебряный медальон, найденный в могиле гогриппийского некрополя, датированной И.Т.Кругликовой 2в. до н.э. .

Керченская плита 2в. до н.э. из местного известняка представляет летящую на лебеде Афродиту со скипетром в левой руке и крылатым Эротом слева. Плита содержит посвятительную надпись Афродите Урании, владычице Апатура и тем самым определяет местный иконографический образ богини в ипостаси Урании.

В вазовой росписи подобное изображение Афродиты, стоящей на лебеде со скипетром в сопровождении 2 эротов, сочетается с фигурами Диониса и Гермеса, свидетельствуя о сложном синкретизме культов и заимствовании из метрополии местного богини - покровительницы.

На монетах Савромата 2 покровительница государства Афродита Урания изображена с яблоком в правой руке и скипетром в левой, у ног её стоит Эрот, перед богиней помещён бюст императора.

Синкретизм культа подтверждает ещё одна золотая бляха из горгиппийского некрополя. Обычное изображение Афродиты со скипетром и двумя эротами дополнено сценой терзания 2 зверей (лису терзает собака) - постигнутое животное обернулось к напавшему. Это дополнение скорее, символизирует культ Артемиды, но может отдавать дань и распространённому в Северном Причерноморье сюжету терзания - благого терзания, т.е. смерти во имя жизни.

Анапские штампованные украшения из золота, изображающие Афродиту с символом власти, происходят из комплексов 1-2 вв. н.э. В культурном слое городища найден бронзовый штамп для оттиска бюста Афродиты Урании с Эротом и жезлом.

С культом Афродиты Урании, возможно, связаны глиняные фигурки лебедей, найденные в горгипийском доме 2в. до нашей эры. Обычно с образом Афродиты Апатуры связывают терракотовые фигурки, изображающие стоящую женщину в высоком головном уборе, закутанную в гиматий и придерживающую на груди, его край. Такие статуэтки найдены в Горгиппии, а также в её окрестностях.

В обрядовом отношении культ Афродиты выступает и как домашний - изображения её встречены на бытовых предметах при раскопках жилых домов и могил городского некрополя.

Горгиппию украшали и мраморные статуи Афродиты. Сохранилась голова богини от фигуры высотой около метра, датируемая 1 - нач. 2 в.в. Предполагается, что подобной статуе Афродиты принадлежит головка конца 3 в. до н.э., хранящаяся в Государственном Музее Грузии. Обе эти головки относятся к распространённому в греческой пластике типу юной девушки или богини. Черты лица её обобщены, идеализированы и лишены портретной индивидуальности. Пышные волосы разделены прямым пробором, уложены с помощью ленты широким валиком и сзади собраны в узел. Отсутствие каких-либо атрибутов сохраняет условность отождествления изображений с Афродитой.

Небольшой мраморной фигурке конца 2 - нач.3 в.в. принадлежит голова Афродиты в диадеме. В городской яме с разновременным материалом, по функционировавшей до сооружения здания конца 1 в. н.э. найдена ещё одна мраморная головка типа «мраморных Афродит», но с иной причёской. Видимо, она принадлежит скульптурному изображению эпохи эллинизма.

С Культом Афродиты связана находка в слое городища бронзовой фигурки летящего Эрота. На крыльях гравировкой передано оперение, левую руку украшает навитый сверху браслет, причёска собрана в высокий локон надо лбом, лицо и волосы детально проработаны. Фигурка тяжеловата, голова непропорционально велика. Подобные изображения эротов Ламподофоров, исполненные ещё более посредственно, распространены в римских провинциях. Оттиском геммы с изображением стреляющего из лука Эрота помечено глиняное грузило из горппийской глины, происходящие из культурного слоя с преобладанием находок эллинистического времени.

Следует упомянуть об иранской богине Анахата, она же - Астарта, Афродита - Урания - великая богиня сирийского города Аскалопа. Астарта почиталась на Боспоре ещё с 4 в. до н.э. Об этом свидетельствует надпись на лицевой стороне постамента с углублениями для 2 статуй, найденного на берегу Ахтанизовского лимана в 1804г.Мужская статуя не сохранилась, женская хранится в Керченском историческом музее. Надпись гласит: «Комосария дочь Горгиппа жена Перисада по обету посвятила сильным богам Саперу и Астарте при Перисаде архонте Боспора и Феодосии и царе синдов, всех местов и Фатеев» Кобылина М. М. Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н.э., М.: «Науке»,1978,с.36

Статуэтки Афродиты - Апатуры в образе закутанной в гиматий стоящей женщины в высоком головном уборе, придерживающей на груди складки гиматия, найдены в Фанагории среди терракот 2 в. До н.э. местного производства. Этот тип статуэтки сохраняется ещё в 3 в. н.э.

Встречающиеся в Северном Причерноморье изображения рыб связывают с культом Анахиты. Из Пантикапея происходит светильник с рельефным изображением плывущих рыб. Маленькая терракотовая рыбка была найдена на Донузловском городище. Небольшая мраморная плита из Танаиса, с рельефным изображением богини, сидящей на троне и держащей в руках, поднятых к груди, в каждой по рыбе, была обнаружена в хранилище Ново - Черкасского музея краеведения. На этой плите - явное изображение богини Анахиты. Её аналогией является изображение богини с рыбкой на бронзовой пластине из Абритуса. Богиню назвали Анахитой. Изображена полуфигура женщины в подпоясанном хитоне с украшениями на руках, её волосы распущены, пышной массой падают на плечи, на голове узкая Стефана и трехчастная корона, на уровне живота изображены рыба, руки её симметрично подняты вверх, ладонями к зрителю - в жесте обращения к небу.

На фронтоне мраморной плиты III в. до н.э, с посвящением Афродите Урании Апатуре, в окрестностях Пантикапея изображена Афродита Урания, летящая на лебеде и около нее Эрот. На мраморной плите, поставленной членами религиозного объединения Танаиса, изображен всадник перед алтарем с зажженным огнем и деревом. В его руке ритон. Возможно, что конный бог -- высочайший бог, которому в первые века нашей эры имеется много посвящений. Уникальные произведения греческого искусства были открыты в склепах Горгиппии на месте современной Анапы. В саркофаге погребён знатный воин, лежали великолепные мужские перстни, браслеты, шейная гривна, покрытый золотой чеканкой кинжал и ножны с изображением орла, терзающего зайца. На голове воина был золотой венок с фигурой Афродиты. Культ этой богини засвидетельствован Боспорскими надписями с 4 века до нашей эры и практически до конца существования государства. Помимо надписей, значительная роль этого культа подтверждается и иными материалами, в частности, граффити, а также изобразительными материалами.

В Горгиппии прослеживается взаимосвязь культов Афродиты Урании и Гермеса. По мифологическому родству Гермес был братом Афродиты Урании. Спутников Афродиты - Приап и Эротов иногда называют происходящими от Гермеса и Афродиты, что свидетельствует о сложном синкретизме культов Афродиты и Гермеса, в частности на Боспоре, в Ольвии.

В Горгиппии существовал египетский синкретический культ Афродиты - Изиды, покровительницы плодородия и жизненного начала, торговли и мореплавания, владычицы душ умерших. Интересно, что одежда и причёска характерны для римских императриц конца 2 - начала 3 вв. Очевидно, что это изображение - дань культу римского императора, выражающие и определённую политическую зависимость Боспора от Рима, формально установившуюся после Митридата 6, Евпатора. Любопытно, что жители, отмечая императора, ставили посвящения общеэллинским богам и совмещали обслуживание этих культов. Голубцова, . Идеология и культура сельского населения Малой Азии 1-2 вв, М.: «Наука»,1977, с. 123

В итоге можем констатировать, что:

Культ Афродиты известный в Причерноморье примерно с 4 в. до н.э.в результате переселения колонистов из греческих полисов, имеет в себе финикийские, азиатские, фригийские элементы;

Культ Афродиты почитали и скифы, очевидно символизируя её

великой богиней-матерью;

Эллины популяризировали культ Афродиты и культы других эллинских богов в целях экономической и политической ассимиляции с местным населением;

Культовая скульптура претерпела процесс романизации, что заметно по стилю исполнения. Культовая символика Афродиты связана с созвездием лебедя и изначально несла в себе космогонические идеи возникновения мира из Ничего (из пены морской), впоследствии излишне антропоморфизировалась и стала исполнять насущные нужды населения, в результате чего возникает новая вариация культа - Афродита Навархида. Процесс романизации выразился также и в совместных отправлениях культа с культом римского императора, который в свою очередь был заимствован Римом с Востока.

За несколько сотен лет до нашей эры в античных странах Средиземноморья широко был распространен культ Великой Богини. В Элладе ее называли Афродита, в Вавилоне - Иштар, в Финикии - Астарта. Поклонение этому божеству включало в себя сексуальные обряды

Так, собирающаяся замуж девушка обязана была пройти ритуальную дефлорацию именно в храме Великой Богини. Девушка, которая потеряла невинность не в стенах храмах, не считалась полноценной женщиной и фактически была обречена на безбрачие.

Обряд дефлорации совершался следующим образом: в определенный день девственница приходила в "священный дом" и отдавалась любому незнакомому мужчине, которого она здесь повстречает. Интересно, что дефлоратор ни в коем случае не должен был обнажать девушку. Во-первых, это приравнивалось к осквернению храма, а во-вторых, считалось, что лицезрение женской наготы несет очень серьезную опасность для мужчины. Кстати, таким образом женщина жертвовала свою девственность Великой Богине и одновременно переходила под ее дальнейшую защиту. В тоже время, в храмах существовала каста культовых жриц, занятия которых принято называть "священной проституцией". Подобных куртизанок именовали "девами", "чистыми" или "святыми". Считалось, что они вместе составляют единое тело богини и одновременно каждая из них является ее "носительницей".

Известно, что ремесло храмовой проститутки совсем не являлось позорным. Напротив, богатые, аристократические семьи почитали за огромную честь, если их дочь становилась жрицей в храме любви. Чтобы "пристроить" свою дочку, родители нередко платили огромные деньги. "Эротической службе" предшествовал довольно длительный период обучения премудростям любви, который мог длиться от трех до семи лет. Девушек учили опытные гетеры. Нередко в качестве своеобразных тренажеров в практических занятиях использовали мужчин-рабов, так как авторитетные наставницы в силу своих физиологических особенностей могли преподавать исключительно теорию. Обычная жрица любви, как правило, хорошо владела сорока-пятьюдесятью сексуальными позициями, знала магию и умела приготавливать "приворотные зелья". Интересно, что большинство сексуальных позиций, которые описываются в современных руководствах по сексу, пришли к нам из античности и первоначально имели исключительно магические функции.

Кстати, помимо любовных, поз жрица любви должна была в совершенстве владеть техникой ласк языком. Так, в Месопотамии существовал обряд "облизывания", когда несколько храмовых куртизанок доводили до экстаза с помощью языка юношу-девственника, который в скором времени должен был пройти обряд посвящения в воины. Большинство эротических ритуалов носили магические функции. Например, перед военными походами и античными "битвами за урожай" проводились opгии. где главная роль отводилась "мастерицам любви", знающими, с помощью каких позиций добиться благосклонности у божеств войны и урожая.

Так, в Индии полководец накануне важной военной операции должен был прийти в храм любви и совокупиться в разных "магических" позах с четырьмя храмовницами", каждая из которых как бы представляла собой определенную стихию: огонь, воду, землю и воздух. Считалась, что с помощью подобной акции военный вождь покоряет и приручает эти четыре элемента, которые поспособствуют ему в битве. Интересный обряд существовал у древних ассирийцев: там служительницы культа богини любви Астарты в день весеннего равноденствия похищали с помощью храмовых воинов юношей-девственников и устраивали с пленниками оргии.

Сие эротическое действо, которое условно можно назвать "охотой за семенем", не включало в себя коитальные контакты, то есть молодые люди не теряли свою "девственность". Жрицы доводили их до оргазма с помощью так называемых эвокаций - массажа эрогенных зон. При этом юноши были крепко связаны, а их глаза плотно закрывала повязка. В некоторых местах жриц, помимо эротической науки, обучали и искусству танца. Причем "храмовница" не просто должна была эстетически радовать "прихожан", но и при помощи па обязана была доводить мужчин до сексуального экстаза. Интересно, что присутствующие при подобном танце не имели право не только касаться танцовщицы, но и вообще должны были сидеть без движения. В таком положении они достигали эякуляции. Считалось, что изверженное семя в подобном "танцевальном" ритуале приносилось в жертву Великой Богине.


Кстати, если девушка становилась матерью, ее отстраняли от "службы". Это объяснялась тем, что, родив ребенка, жрица теряет свои магические способности. Без них сексуальная мистерия не сможет пробудить Великую Богиню и в то же время не переносит совокупляющегося с гетерой мужчину в мир божества, так называемую территорию Афродиты. Вероятно, во время ритуала мужчина действительно ощущал какую-то связь со сверхъестественным.

Во-первых, до такого состояния его могла довести владеющая в совершенстве искусством любви жрица. Во-вторых, в мистериях Великой Богини активно применялись так называемые любовные напитки, рецепты которых давно утеряны. Кстати, "приворотные зелья", вопреки нынешним стереотипам, использовались не с целью стимуляции сексуального влечения, а для того, чтобы придать соитию абсолютно новые измерения, которые бы отличали его от обычного полового акта. Считалось, что оплодотворение женщины равно посеву семян в землю; половой акт гарантирует богатый урожай…

Позднее на смену священным холмам и пещерам пришли храмы. Женские свиты богов и богинь стали располагаться в специальных помещениях.

Но ритуальные совокупления продолжались; более того, паломники, прибывавшие издалека к знаменитым святыням, должны были платить за любовь жриц, как за любую храмовую церемонию… Так возникла священная проституция, возможно, положившая начало всякой иной.

Во второй половине XVIII столетия знаменитый философ и писатель Вольтер привлек внимание общественности к вопросу священной проституции в связи с переводом на французский «Истории» Геродота. Речь шла о чужестранцах, ложившихся в храме, перед алтарем, с самыми знатными дамами Вавилона.

Каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме, — но только пришельцу: купцу, путешественнику, погонщику верблюдов и т. п.

Возможно, участие соотечественников в этих «забавах» создало бы много проблем, а тут — пришел и ушел… Не исключено также, что мужчинам, прибывшим извне, приписывали некую магическую силу. С точки зрения генетики, не столь уж глупо. Браки в тесном кругу ведут к вырождению…

«Отец истории» Геродот также рассказывает о богатых женщинах, которые заставляли провозить себя перед храмом напоказ, в колесницах, в окружении многочисленной челяди. Другие — менее богатые и просто бедные — входили за ограду храма и сидели там в ожидании, повязав головы лентами.

Территория за оградой была разделена с помощью веревок на определенное число аллей. Женщины располагались на одной стороне такой аллеи, а иностранцы, выбирая их, прохаживались вдоль другой стороны и бросали монеты на колени дамам, которые им приглянулись.

Мужчина, бросая монету, говорил, должно быть: «Я взываю к богине Милитте». Женщина должна была следовать за первым же мужчиной, бросившим деньги. Ей категорически запрещалось отвергать кого бы то ни было; предписывалось брать деньги, какой бы скромной ни была заплаченная сумма...

Исполнив свой долг перед богиней, женщина возвращалась домой. Геродот отмечает, что некоторым некрасивым женщинам случалось иногда проводить в храме по несколько лет, прежде чем их выбирали.

Строго говоря, в Вавилоне и «законный» брак имел нечто общее с проституцией… Существовало что-то вроде брачного аукциона, на котором по принципу «кто больше?» продавали невест. Красивые женщины быстро находили себе богатых мужей; однако, аукцион помогал и некрасивым!

Часть денег, вырученных на торгах, город платил мужчинам за то, что те соглашались брать в жены «невостребованных» женщин. Подобная ярмарка невест устраивалась в каждом городе дважды в год. Проводили ее трое наиболее известных своей честностью граждан.

В древней Армении дочери наиболее знатных семейств торговали собой в храме богини-матери Анахит в течение долгого времени, прежде чем выйти замуж.

В Финикии некоторых женщин закрепляли за храмом богини любви и плодородия Астарты. Они должны были обслуживать жрецов и иностранцев. Но в праздник Астарты священному соитию предавались многие.

Когда приходил пятнадцатый день пятого месяца, женщины, украшенные венками из тростника, рассаживались вдоль дорог... Те, кого уводили с собой прохожие, возвращались затем, уже без венков, к своим напрасно ожидавшим подругам и упрекали их за нетронутые венки.

В древней Лидии существовал обычай, согласно которому девушки занимались проституцией вплоть до замужества. Они сами выбирали себе мужей, отдавая им свои «честно заработанные» сбережения в качестве приданого.

Там же, но уже во II столетии, знатная женщина Аурелия Эмилия получила от одного оракула совет отправиться в храм и заняться проституцией, как это было принято некогда у ее предков (к тому времени данный обычай уже не практиковался).

Она так и поступила, после чего увековечила свой поступок в выгравированной надписи, как знак верности старинной, благородной традиции…

На Ближнем Востоке, в домусульманские времена, храмовые проститутки назывались зонах. Этих женщин также считали пророчицами. Их группы были важной частью торжественных процессий. Были проститутки и в известном Иерусалимском храме.

Они жили в уединении, в специальных кельях, и, помимо своих сакральных обязанностей, ткали одеяния для священных статуй. В храме жили также и мужчины, в чью функцию входила дефлорация девственниц.

В Израиле только что вступившие в брак женщины занимались проституцией в святилище, расположенном на вершине горы, в тени дубов и тополей.

Пророк Осия говорит: «Вот почему ваши дочери продают себя за деньги, а невестки изменяют вашим сыновьям». Позднее еврейские религиозные реформаторы стали изгонять проституток из храмов.

Великая матриархальная богиня, чьими жрицами являлись эти женщины, создавала серьезную конкуренцию Яхве, мужскому богу.

Деятельность проституток утратила ритуальный характер, они стали обычными «уличными феями»; но, тем не менее, жрецы культа Яхве еще долгое время взимали подоходный налог с тех из них, кто продолжал заниматься своим ремеслом в непосредственной близости от святилища.

Как мы уже говорили, изначально приданое, приносимое женщиной своему мужу, составляли сбережения, накопленные ею в юности, во время занятий священной проституцией. Иногда таким образом гетеры скапливали немалые богатства.

Известно, что свержение одного из лидийских царей было щедро оплачено купцами, ремесленниками и проститутками, — причем, взнос последних был наиболее значительным!..

В городе Гиераполисе, расположенном недалеко от Евфрата, женщины сидели перед храмом, торгуя своим телом. Вырученные ими деньги расходовались на две цели. Часть из них посвящали богине, часть копили в качестве приданого…

Подобный «священный рынок любви» существовал и в Нумидии, пока римский император Константин, сделавший христианство государственной религией, не отменил «языческую мерзость»... Интересно, что традиция собирать приданое посредством проституции до сих пор существует в одном из арабских племен — улед-наиль.

На Кипре среди женщин был распространен обычай бродить с наступлением вечера по берегу моря и соблазнять иностранных моряков, чьи галеры приставали к причалам. Считалось, будто все рожденные на Кипре женщины должны отдаваться мужчинам за деньги, служа тем самым богине острова.

В Коринфе культу Афродиты служили тысячи сакральных куртизанок; кроме того, свободные женщины приходили заниматься проституцией в старинный и богатый храм, где жрецы кормили бесчисленное количество голубей — птиц, посвященных богине любви Афродите.

Отцы церкви позднее утверждали, что сама Афродита была отнюдь не строгих правил; да и греческая мифология подтверждает это… В Пафосе, как и во всех остальных святилищах великой богини, присутствовала группа храмовых проституток. Любой из их детей имел шансы стать царем.

Почти повсюду в древнем мире существовал обычай посылать достигших половой зрелости дочерей в храмы, чтобы их лишили там невинности. Надо отдать должное грекам, — они первыми отказались от этого позорного обряда…

Индия знает немало случаев, когда женщины оставляли на время своих мужей и уходили в храм, чтобы в рамках религиозного ритуала отдаваться там жрецам или обычным посетителям.

Бывало, что в церемониях принимала участие целая толпа сакральных куртизанок, и праздники превращались в массовые оргии… Индийские сакральные проститутки — это знаменитые баядеры.

Они принимали в специально отведенных для этой цели храмовых помещениях мужчин, принадлежавших к определенным, достаточно высоким кастам. Отношения с представителями низших каст были запретными...

Баядеры должны были ежедневно танцевать в храме во время религиозных служб, а также на улице во время процессий. В Индии профессия баядеры никогда не считалась позорной. Ее представительницы с самого раннего возраста поступали на службу божеству — либо вследствие обета, данного матерью или отцом, либо добровольно.

Их дочери, как правило, занимались тем же ремеслом. Голландский путешественник Ставоринус писал в XVIII столетии: «Если во время танца баядер зритель захочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое желание за умеренную цену.

Остальные женщины продолжают танцевать, как ни в чем не бывало». Слово «баядера» португальского происхождения и означает «танцовщица балета».

Нисхождение Иштар

Иштар · в аккадской мифологии центральное женское божество, соответствует шумерской Инанне. Главные аспекты Иштар - богиня плодородия и плотской любви; богиня войны, распри; астральное божество (олицетворение ). Имя восходит к более древнему "астар", что у восточных семитов означало "богиня" (вообще), у западных (в форме астарт, Астарта) было именем собственным определенной богини, а у южных - бога. Нарицательный характер слова "астар" способствовал поглощению образом Иштар множества шумерских и хурритских образов богинь (например, хурритская Нину или Нино стала "Иштар Ниневийской"). Однако чаще всего аккадская Иштар (упоминания с середины III тысячелетия до н.э.) соответствует шумерской Инанне. Почиталась как местное божество во многих центрах Южного и Северного Двуречья (Аккад, Арбела, Ниневия, Ашшyp, Ур, Урук и др.). Может выступать под именами Анун(н)иту и Нанайя (родственное Иштар божество, впоследствии, видимо, полностью с ней отождествленное).

В Уруке культ Иштар был связан с оргиастическими празднествами, включавшими самоистязания (возможно, самооскопление), проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами - "кадишту". Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. Судя по "Эпосу об Эрре", попытки уничтожить обряды Иштар в Уруке делались с конца III тысячелетия до н.э., но окончательно Иштар (в ипостаси Нанайи) потеряла характер богини оргиастического культа, по-видимому, лишь к концу правления Ахеменидов (V-IV вв. до н.э.). Наиболее распространенные эпитеты - "владычица богов", "царица царей", "яростная львица", "Иштар-воительница". В иконографии Иштар иногда изображается со стрелами за спиной.

Основные мифы: 1. Иштар предлагает свою любовь Гильгамешу, а тот отказывается, мотивируя отказ непостоянством и коварством богини и перечисляя погубленных ею возлюбленных - людей, богов и животных (льва, коня). За это Иштар мстит герою, насылая на Урук небесного быка - чудовище, созданное по ее просьбе ее отцом Ану (шумер. А н) (миф известен из VI таблицы о Гильгамеше "О все видавшем"). 2. Нисхождение Иштар в преисподнюю, в результате на земле прекращается любовь, животная и растительная жизнь. В аккад. Иштар отчетливее, чем у шумерской Инанны, проступают также функции богини - создательницы жизни, помощницы при родах. Военный аспект Иштар ярче всего выступает в северных центрах ее культа, в частности в Ассирии; здесь она - дочь верховного бога Ашшура. Со II тысячелетия до н.э. культ Иштар широко распространяется у хурритов (где она идентифицируется главным образом с местной богиней Шавушкой), хеттов и других народов.

Текст сохранился в двух версиях — фрагмент их Ашшура (XI в. до н.э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII в. до н.э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом « ». Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мертвых, нигде не указана.

Иштар , дочь Сина , спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мертвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль , что пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с нее какое-нибудь украшение (возможно амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней.

Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе . Премудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится ее возлюбленный Таммуз (шум. Думузи).

I

К стране безысходной, земле обширной

Синова дочь, Иштар, свой дух склонила,

Склонила Синова дочь свой дух пресветлый

К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы .

К дому, откуда вошедший никогда не выходит,

К пути, на котором дорога не выводит обратно;

К дому, в котором вошедший лишается света,

Света он больше не видит, во тьме обитает;

Туда, где питье его — прах и еда его — глина,

А одет он, словно бы птица, одеждою крыльев.

II

На дверях и засовах простирается прах,

Перед вратами разлилось запустенье.

Ворот Преисподней едва достигнув,

Иштар уста открыла, вещает,

К сторожу врат обращает слово:

“Сторож, сторож, открой ворота,

Открой ворота, дай мне войти.

Если ты не откроешь ворот, не дашь мне войти,

Разломаю я двери, замок разобью,

Разломаю косяк, побросаю я створки.

Подниму я усопших, едящих живых,

Станет больше живых тогда, чем усопших”.

III

Сторож уста открыл и вещает,

Обращается он к великой Иштар:

“Постой, госпожа, не сбрасывай двери,

Обожди ты снаружи, внутрь я войду,

Доложу твое имя царице Эрешкигаль”.

Входит сторож, вещает Эрешкигаль:

“Сестра твоя это, Иштар, стоит у дверей,

Корчемница это великих пиров,

Возмутившая воды пред Эа-царем”.

IV

Эрешкигаль, такое услышав,

Словно срубленный дуб в лице пожелтела,

Как подбитый тростник, почернели губы:

“Что ее сердце ко мне приносит?

Что ее чрево на меня замышляет?

Что же, и я с ней воссяду,

С Ануннаками вместе пить буду воду,

Наместо хлеба есть буду глину

Пить, наместо вина, мутную воду,

О мужьях буду плакать, оставивших жен,

Буду я плакать вместе о женах,

Взятых от лона своих супругов,

Буду я плакать о малютке, о нежном,

Ранее срока прочь унесенном!”

V

“Ступай, о сторож, открой врата ей,

Поступи с ней согласно древним законам”.

Приходит сторож, открыл врата ей:

“Входи, госпожа! Ликует Куту!

Дворец Преисподней о тебе веселится!”

VI

В одни врата ее ввел и снимает, убирает большую тиару с ее головы.

“Зачем убираешь ты, сторож, большую тиару с моей головы?”

В другие врата ее ввел и снимает, убирает подвески с ее ушей.

“Зачем убираешь ты, сторож, подвески с моих ушей?”

“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

В третьи врата ее ввел и снимает, убирает ожерелье с ее шеи.

“Зачем убираешь ты, сторож, ожерелье с моей шеи?”

“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

В четвертые врата ее ввел и снимает, убирает щиточки с ее грудей.

“Зачем убираешь ты, сторож, щиточки с моих грудей?”

“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

В пятые врата ее ввел и снимает, убирает пояс рождений с ее чресел.

“Зачем убираешь ты, сторож, пояс рождений с моих чресел?”

“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

В шестые врата ее ввел и снимает, убирает запястья с ее рук и ног.

“Зачем убираешь ты, сторож, запястья с моих рук и ног?”

“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

В седьмые врата ее ввел и снимает, убирает платочек стыда с ее тела.

“Зачем убираешь ты, сторож, платочек стыда с моего тела?”

“Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

VII

Как издревле Иштар к преисподней сходила —

Эрешкигаль, ее видя, пред ней взъярилась,

Иштар не смутилась и к ней ступила.

“Ступай, Намтар, во дворце затвори ее,

Наведи шестьдесят болезней на сестру, на Иштар:

Болезнь очей — на очи ее,

Болезнь ушей — на уши ее,

Болезнь рук — на руки ее,

Болезнь ног — на ноги ее,

Болезнь сердца — на сердце ее,

Болезнь главы — на главу ее,

На всю на нее,на все ее тело”.

VIII

Как Иштар, госпожа, сошла к Преисподней, —

Осел ослицы больше не кроет,

Спит супруг в своей спальне, спит жена у себя.

IX

Пасуккаль, посол великих богов,

Омрачился видом, в лице потемнел,

Оделся в худое, облекся в траур,

И пошел Пасуккаль к Эа-отцу,

И пред Эа бегут его слезы:

“Иштар на землю сошла, не восходит.

С той поры, как Иштар сошла к Преисподней, —

Бык на корову больше не скачет,

Осел ослицы больше не кроет,

Жены при дороге не кроет супруг,

Спит супруг в своей спальне, спит жена у себя”.

X

Эа в глуби сердечной задумал образ,

Создал Аснамира, евнуха:

“Ступай, Аснамир, к вратам Преисподней лик обрати,

Семь ворот Преисподней пред тобой распахнутся,

Эрешкигаль, тебя увидав, тебе да ликует,

Отдохнет ее сердце, ее чрево взыграет,

Ты заставь ее клясться, клясться великими богами,

[...] создала [...] в утробе.

Голова кверху, к меху Хальзику дух устреми!”

“О госпожа, пусть дадут мне Хальзику, из него изопью я!”

XI

Эрешкигаль, такое услышав,

Ударила бедра, прикусила палец:

“Пожелал ты, Аснамир, чего не желают!

Я тебя прокляну великою клятвой,

Наделю тебя долей, незабвенной вовеки:

Снедь из канавы будешь ты есть,

Сточные воды будешь ты пить,

В тени под стеною будешь ты жить,

На черепицах будешь ты спать,

Голод и жажда сокрушат твои щеки”.

XII

Эрешкигаль уста открыла, вещает,

К Намтару-послу обращает слово:

“Ступай, Намтар, во дворец, ударь [...]

Постучи в черепицы из белого камня

Изведи Ануннаков, на трон золотой посади их,

Иштар живою водой окропи, приведи ее”.

Пошел Намтар во дворец, ударил [...]

Постучал в черепицы из белого камня,

Ануннаков извел, на трон золотой посадил их,

Иштар живою водой окропил, и привел ее.

XIII

“Ступай же, Намтар, возьми ты Иштар;

А если она не даст тебе выкупа — верни ты ее”.

И Намтар ее взял, [...]

XIV

В одни врата ее вывел и вернул ей большую тиару с ее головы.

В другие врата ее вывел и вернул ей подвески с ее ушей.

В третьи врата ее вывел и вернул ей ожерелье с ее шеи.

В четвертые врата ее вывел и вернул ей щиточки с ее грудей.

В пятые врата ее вывел и вернул ей пояс рождений с ее чресел.

В шестые врата ее вывел и вернул ей запястья с ее рук и ног.

В седьмые врата ее вывел и вернул ей платочек стыда с ее тела.

XV

Ряд черт культа Афродиты позволяют предположить, что по своему происхождению Афродита была малоазийской богиней (финикийская Астарта, ассирийская Иштар, египетская Исида, фригийская — возможно прообразы Афродиты). Подобно этим восточным богиням плодородия Афродита чаще всего является в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. Под стенами Афродита, как и другие боги малоазийского происхождения (, Артемида, Арес), защищает троянцев. Она спасает во время его поединка с , вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги , выводит из битвы своего сына Энея.

В позднейший период формирования античной мифологической традиции образ Афродиты раздваивается: мифографы различают Афродиту Пандемос ("Всенародная") — божество грубой чувственной любви — и Афродиту Уранию ("Небесная"), которая вселяет в людей возвышенную, идеальную любовь.

В римской мифологической традиции А. соответствует Венера.

July 24th, 2009

Судя по количеству эпитетов, заменявших в обыденной греческой речи имя Афродиты, нежная богиня любви представлялась тогда достаточно грозным и опасным божеством.

Рождение Венеры
Адольф-Вильям Бугро, 1879 г.
Париж, музей Орсэ

Рождение Венеры
Корнелис де Вос, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо

Ни одно из греческих божеств не имело столь компрометирующей родословной, лишь слегка приукрашенной эрудитами древности, выводившими происхождение Афродиты от почтенных Океана, Дионы и Тефиды.
Венера Анадиомена
Жан Огюст Доминик Энгр, 1808-48 гг.

Эротизм греческой богини предстает как результат изначально неравновесного, неравномерного распределения жизненной силы между сотворенными существами.

Греки прямо связывали культ Афродиты с инстинктом продолжения рода и лишенной яркого индивидуального начала, но при этом весьма мощной эротикой, сохраняющей по существу животную природу. Кипрская богиня не раз наказывала мужчин и женщин, уклонявшихся от угодных богам и разрешенных ими любовных отношений.
Венера, Меркурий и Купидон (Школа любви)
Корреджо, ок. 1528 г.
Лондон, Национальная галерея

Для большинства народов древности (и греки здесь вряд ли были исключением) тот смысл, который новоевропейская культура вкладывает в понятие "любви" как идеальной, предельной формы отношений между мужчиной и женщиной, был бы совершенно непонятен. Существовало два различных и даже противоположных модуса таких отношений, один из которых удобно обозначить как "сексуальный позыв" (своего рода "sex drive"), а другой -- как "страсть". Они отличались друг от друга как интенсивностью, так и длительностью.
Венера, Сатир и Купидон
Корреджо, ок. 1528 г.
Париж, Лувр

Венера, Купидон, Вакх и Церера
Питер Пауль Рубенс, 1612-13 г.
Кассель, Государственные музеи

Сохранение в Древней Греции близких к архаичным представлений о различных формах любви и брака засвидетельствовано различением двух ипостасей Афродиты, обозначаемых двумя популярными ее прозвищами: "Урания" и "Пандемос". Начиная с эпохи Ренессанса, эти эпитеты принято переводить соответственно как "любовь небесная" и "любовь земная"; если первый перевод еще можно признать относительно точным, то второй значительно сглаживает подлинный смысл греческого слова.

"Пандемос" у греков означало -- общедоступная, низменная, площадная; подобным образом обозначались публичные женщины весьма низкого пошиба (в отличие от гетер, которые вовсе не были "пандемос", т.е. общедоступными).
Праздник Венеры
Питер Пауль Рубенс, 1630е гг.
Вена, Музей истории искусств

Эпитет Афродиты "Пандемос" содержит в себе прямую отсылку к любви-позыву, которая принципиально не завершается браком.

Эпитет Афродиты "Урания" подразумевает возвышенную любовь-страсть, которая (что еще важнее!) не завершается у греков браком "романтического" типа.
Афродита Урания
Кристиан Грипенкерл.

Своеобразное разделение Афродиты на Уранию и Пандемос осмысливалось как выделение двух универсальных сфер существования богов, героев и людей, равно доступных для представителей каждой из трех групп, вне зависимости от "размера" величия каждого из них. Принцип "номоса" как всеобщего закона мог быть реализован в царстве Афродиты только в форме сочетания двух различных, но равно относящихся ко всем законов.

Не случайно одним из распространенных эпитетов, обозначающих богиню любви, стало у греков слово Пейто -- "Убеждающая". Силу эроса греки действительно воспринимали как силу убеждения человека в глубоком единстве природного и социального, в необходимости подчиняться законам, проистекающим из этого единства.
Триумф Венеры
Элси Рассел, 1980 г.

Разум, стремящийся утвердиться в своей способности постигать и преобразовывать реальность, неудержимо влечется к потаенным и хаотическим областям человеческой жизни -- только здесь он может по-настоящему проверить свои возможности. Одним из возможных результатов проникновения разума в сферу хаоса является их взаимное уничтожение, которое греки предпочитали определять позитивно в качестве "гармонии".

Облик прекрасной женщины, выражающей идею возвышенного, небесного эроса, но созданной при этом из хаотической смеси крови, спермы и морской влаги, представляет собой идеальный символ понятой по-гречески гармонии бытия.

Фольклорная культура Древней Греции по-своему осмыслила и представила эту гармонию в многочисленных обрядах и ритуалах, посвященных Афродите. Наибольшей популярностью в массовом сознании пользовались сюжеты, связанные с любовной связью Афродиты и Адониса, закончившейся трагической гибелью Адониса на охоте. Все соответствующие обряды группировались вокруг двух основных событий -- радостного и печального. Первым стала свадьба Афродиты и Адониса, вторым -- оплакивание прекрасного юноши.
Венера и Адонис
Тициан.
Рим, Национальная галерея Античного искусства

Венера и Адонис
Франсуа Лемуан, 1729 г.

Чрезвычайно трогательно выглядит греческий обычай разводить "садики Адониса": за несколько недель до праздника все женщины семьи, включая самых маленьких девочек, высаживали в горшки или корзины с землей рассаду пшеницы, ячменя, латука, сладкого укропа и разных цветов.
Венера с зеркалом
Тициан, 1554-55 гг.
Вашингтон, Национальная галерея искусств

Маленькие девочки тайком клали подарки на алтари богини, часто находившиеся в уединенных живописных местах в садах и рощах; часто это были куклы или дешевые украшения, подаренные родителями. Все эти детали обрядности Афродиты показывают нам специфически греческую смесь интимности и публичности человеческого существования, естественно и без труда вселявшуюся уже в детские души. Радость сливалась со страхом точно так же, как пена сливалась с кровью...

Как следует называть то, что возникает из этого слияния? Греки назвали ее Афродитой.


Венера, упрекающая Юпитера
Абрахам Янссен, 1612-13 гг.
Чикаго, Институт искусств

Афродита имела эпиклесы (эпитеты):

Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей.

Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей. По некоторым, старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн. Предположительно перевод Meleket Aschamain «царица небес», прозвища Астарты у Иезекииля. Ее храм в Кифере воздвигли финикияне.

Киприда - от острова Кипр, где Афродита впервые вышла на берег. Эпитет Афродиты.
Пафия, Пафийка, Пафосская богиня - от г. Пафос на Кипре, где находился храм общегреческого значения.
Киферея (Цитерея) - рождённая близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;
Идалия (Идалийка) - от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество;
Амафусия (Аматузия) - от города Амафунта на Кипре, центра почитания богини;
Акидалия - от Беотийского источника.
Эрикина. (лат. Эрицина.) Эпитет Афродиты. Ее святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия) .

Афрогенейя («пенорожденная»).
Анадиомена (выныривающая) - появившаяся на поверхности моря;
Евплея (Эвплойя) (эпитет Афродиты как покровительницы мореплавания.);
Понтия (морская).

Меланида (чёрная, мрачная),
Скотия (тёмная, мрачная),
Андрофонос (губительница людей) и, в противоположность,
возможно, Сосандра (спасающая людей),
Эпитимбия (погребальная),
Мухейа - богиня тайных мест
вероятно, сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью.

Дола (обманщица),
Морфа (дающая красоту),
Анфея (цветущая),
Пейто (убеждающая, обольщающая),
Гетерия - покровительница гетер,
Порн - покровительница разнузданной страсти,
Дарцетос - покровительница праздной лени,
Диварисатрикс и
Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт),
Каллипига (прекраснозадая),
Кастния (Кастниетида) - покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней.

Акрея. Эпитет Афродиты на Книде.
Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне.
Апатурос. Ее храм в Фанагории. Есть миф, что на Афродиту здесь напали гиганты, она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу.
Арента.
Арея. «Воительница». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне.
Бербея.
Диона.
Киндиада. Ее святилище около Баргилий (Кария).
Колиада.
Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре.
Морфо. Прозвище Афродиты. Ее храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
Филомедея.
Рождение Афродиты из моря
Афродита в окружении двух нимф
Мрамор, центральная панель трона Людовизи
Ок. 465 г. до н.э.
Национальный музей Терм, Рим.