Известные жрецы. Наделенный абсолютной властью, или кто такой жрец в Древнем Египте? Жрец - слова близкие по значению

ЖРЕЦ; -a, м.1.B древних религиях: служитель божества, совершающий жертвоприношения и другие обряды. 2. перен., чего. Тот, кто посвятил себя служению чему-н. (искусству, науке; устар. высок., теперь ирон.). Жрецы искусства. II ж. жрица, -ы. II прил. жреческий, -ая, -ое (к 1 знач.).

ЖРЕЦ - книги

…рехлетний мальчик воспитывается в семье кормилицы. Однажды на стоянке племени появляются некие жрецы, которые, узнав о рождении последнего Пророка, стремятся выкрасть малыша. У приемных родителей Муха…

…нязь Владимир Святославич принял решение крестить Русь. С священниками прибыли и капелланы, призванные уничтожить языческих волхвов. Жрецы, сопротивляясь, проигрывают, но тут является Богосотворённый.…

…риги при дворе правителя, жестокое соперничество с молодым жрецом … Все это выпало на долю нашего современника, в результате магического ритуала попавшего в древнюю Южную Америку, где еще не слыхали об…

ЖРЕЦ - слова близкие по значению

  • ДИАДЕМА , -ы, ж. Женское головное драгоценное украшение [первонач. головной убор царей, а ранее - жрецов].
  • ДРУИДЫ , -ов, ед. друид, -а, м. У древних кельтов: каста жрецов - прорицателей, колдунов и целителей, обожествляющих...
  • МАГ , -а, м. Человек, к-рый владеет тайнами магии, чародей [первонач. жрец]. М. и волшебник (перен.: о человеке, к-рый все...
  • ОРАКУЛ , -а, м. 1. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец - прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме...
  • ЭКЗАРХ , -а, м. 1. В православной церковной организации; титул главы самостоятельной церкви (в I знач.) или отдельного церковного...
Египет с самых древних времен считался землей, хранящей великие тайны. У древнеегипетских магов и жрецов учились восточные ученые и европейские чернокнижники. За ветхими папирусами охотились алхимики, желавшие подчинить себе природу, и оккультисты, стремившиеся установить связь со сверхъестественными силами. Магия, и правда, занимала центральное место в древнеегипетской религии. Но была эта магия не очень похожа на легенды о ней.
Слава родины магии закрепилась за Египтом еще в античные времена. Древние греки и римляне не верили, что такие грандиозные сооружения, как величественные пирамиды Гизы, могли построить обычные люди, без помощи Высших сил. Египтяне и сами искренне верили в могущество заклинаний и амулетов, которые использовались при любом важном деле. Они сочетали свое выдающееся инженерное искусство с таинственными ритуалами, которые одновременно пугали и притягивали к себе непосвященных.

Сила души

Древнеегипетская магия была тесно и неразрывно связана с религией. Фактически невозможно разделить, где у египтян заканчивался религиозный обряд и начиналось магическое действо. Соответственно, и главными магами были именно жрецы, которые вообще обладали в Древнем Египте колоссальным влиянием и фактически правили страной совместно с фараонами.
Существовал и особый бог, отвечавший за магию. Его звали Хека. Этим же словом называлась и магия как таковая, Слово «хека» буквально означает «усиление деятельности Ка». Ка - так называли египтяне одну из ипостасей человеческой души. Соответственно, магию они считали не какой-то внешней силой, а исключительно тем, что идет изнутри самого человека. При помощи этой силы маг мог оказывать влияние на других людей, на окружающий мир, а затем и на самих богов! Некоторые исследователи подчеркивают, что, в отличие от других древних религий, где люди для достижения своих целей стремились как можно сильнее задобрить богов и угодить им, египтяне осмеливались своим богам приказывать и даже угрожать! Сильный маг был способен заставить богов сделать даже то, что им категорически не нравилось.


Еще один бог, связанный с магией, - спутник Ра по имени Сиа. Он считался хранителем священного папируса, на котором были записаны бесценные знания, накопленные людьми и богами. Его имя
обозначало божественное всезнание. Если человек мог овладеть Сиа, то он получал возможность действовать как в мире богов, так и в мире мертвых. Стоит заметить: египтяне считали, что миры людей и богов не имеют между собой кардинальных различий и действуют по одним и тем же законам.
Чтобы пробудить силу Хека в себе, жрецы проводили специальные ритуалы, известные под общим названием «сешау». Кроме того, в ведении Хека находились магические рецепты «пехрет», которые главным образом использовались для лечения. Ведь одной из наиболее востребованных и популярных разновидностей древнеегипетской магии была именно медицина.

Самый здоровый народ

Еще Геродот писал, что египтяне - самые искусные медики и самый здоровый народ во всей ойкумене. Высокому развитию медицины способствовала культура мумификации умерших. Это требовало хороших знаний о внутреннем строении организма. Соответственно, развивались и знания о разнообразных болезнях. Но при этом египтяне не рассматривали человеческое тело лишь как сложный механизм. Они стремились воздействовать как можно глубже. Поэтому лечили, применяя одновременно лекарства и заклинания. Тем более что причиной всех болезней они считали демонов, призраков, злых богов или же воздействие других колдунов. Поэтому лечение местами напоминало христианский обряд экзорцизма и выглядело довольно странно.
Жрецы-врачи назывались «сену». Перед тем как приступить к лечению, они обязательно читали молитву, заручаясь поддержкой богов. Больной же, в свою очередь, после выздоровления обязательно должен был сделать щедрое приношение в храм, чтобы отблагодарить помогшего ему бога.
Кстати, вопреки распространенному заблуждению, жрецами в Древнем Египте были не только мужчины, но и женщины. Первой женщиной-врачом в истории была жрица Мерит Птах, которая жила в Мемфисе в III тысячелетии до нашей эры.
Египетские врачи умели лечить самые различные болезни и проводили операции разной степени сложности. У них существовала даже стоматология. Правда, она была довольно примитивной и сводилась к удалению зубов у одурманенного опиумом пациента. Тем не менее искусство жрецов-врачей одновременно приводило чужеземцев в восторг и пугало. А уж мрачные истории о подробностях бальзамирования и изготовления мумий и вовсе порождали слухи о том, что египтяне способны оживлять мертвых и чуть ли не создавать искусственных людей. Жрецы этим слухам не препятствовали, а охотно использовали для упрочения своей репутации всемогущих слуг грозных богов.
Разумеется, свои медицинские знания жрецы могли использовать и во вред тем, кому не посчастливилось оказаться их врагами. Искусство изготовления ядов процветало в Древнем Египте. И в нем, конечно же, тоже не обходилось без магии. В одном из дошедших до нас папирусов рассказываются такие рецепты:
«Возьми землеройку, утопи ее и дай выпить этой воды человеку - он ослепнет на оба глаза», «Настойка на вине и желчи землеройки причинит смерть тому, кто ее выпьет».

Сновидения и амулеты

Другим распространенным видом магии были всевозможные гадания и предсказания. Древние греки считали, что именно египтяне первыми освоили нечто подобное и все виды гадания происходят от них. Самым популярным
было гадание по сновидениям. Этому искусству обучали в храмах города Иуну (греки называли этот город, располагавшийся неподалеку от современного Каира, Гелиополем). Главный жрец Иуну даже официально носил титул Великого провидца.

"Египетский жрец читает свиток". Картина Степана Бакаловича, начало ХХ века


До наших дней дошел древнеегипетский сонник, написанный за 2 тысячи лет до нашей эры. В нем описаны толкования около 200 снов и магические ритуалы, которые могут защитить от злых духов.
Также у египтян были чрезвычайно развиты разного рода проклятия. Они делились на две группы. К первой относились проклятия, которые жрецы и маги насылали по заказу какого-либо человека на его соперника. Разумеется, перед войной проклинали правителя вражеского государства и всех его военачальников. Причем человек, узнав, что его прокляли могущественные египетские колдуны, мог реально умереть или погибнуть - такова была сила самовнушения. Вторую же огромную группу составляли проклятия, которыми густо покрывались стены гробниц. К мертвым египтяне относились с большим почтением. Но стоит заметить, что не все из этих проклятий были адресованы тем, кто потревожит мумию. Многие грозили страшными карами тем, кто похитит из гробницы дары и подношения, предназначенные для жрецов.
С загробным миром был связан и мрачный раздел магии, отвечавший за то, чтобы помочь душе умершего найти правильный путь и с честью выдержать все испытания перед богами. Только в этом случае его ожидали хороший приговор на суде Осириса и вечный покой. В помощь душе создавалась знаменитая магическая «Книга мертвых», изображения из которой наносились на древнеегипетские саркофаги. Этот раздел магии, конечно же, тоже изрядно пугал непосвященных.
Обязательным атрибутом древнеегипетской магии были амулеты. Их существовало огромное множество, и имели они самый широкий спектр применения. Амулеты защищали египтянина от демонов и диких зверей, сулили удачу в любви, делах и работе, хранили семью и гарантировали здоровье. Амулетами также щедро снабжались покойники. Как правило, амулеты изготавливались в виде фигурок животных или священных жуков-скарабеев. Более сильными считались те амулеты, на которые были нанесены тексты заклинаний. Хотя и обыкновенная фигурка без надписей могла быть наделена магической силой.

Вечные сюжеты

Шло время, в Египте сменялись династии. Старые боги забывались, на смену им приходили новые. Но слава колыбели магии не меркла. Истории о невероятной силе египетских жрецов продолжали рассказываться во всех уголках Древнего мира. Некоторые из них становились частью новых мифологий и новых религий. Например, про жреца Заземанха, который якобы служил фараону Снофру в середине II! тысячелетия до нашей эры, рассказывали, что он заставил воды озера расступиться, чтобы найти украшение, потерянное одной из служанок. В изложении этой истории явно есть общие черты со знаменитым библейским сюжетом о Моисее.
Историк Аммиан Марцеллин, живший в Римской империи в IV веке, так писал о тайных знаниях Египта: «Если же кто желает достичь разумения божественного и бодрым разумом постичь начало предчувствий, то он увидит, что познания этого рода распространились по всему миру из Египта. Здесь впервые люди задолго до других дошли до различных, так сказать, инкунабул религии и тщательно охраняют первые основы священнодействий, заключенные в тайных писаниях... Благодаря египетской мудрости Анаксагор смог предсказать каменный дождь и, потрогав ил из колодца, - предстоящее землетрясение. И Солон, воспользовавшись изречениями египетских жрецов, издал свои справедливые законы и оказал ими великую помощь римскому праву. Из этих источников черпал, не повидав Египта, Иисус в возвышенном полете своих речей, он - соперник Юпитера, герой достославной мудрости».
Мудрость Древнего Египта, в конце концов, унаследовала средневековая Европа. Философский камень, за которым веками охотились алхимики, пытаясь создать его в тайных лабораториях, впервые упомянул в своих трудах живший в Александрии около 300 года мудрец Зосима Панополитанский. Он оставил после себя многочисленные трактаты, в которых изложил основы химии. Кстати, он одним из первых употребил название этой науки, охарактеризовав ее как «священное тайное искусство». Зосима был уверен, что философский камень, способный превращать неблагородные металлы в золото и серебро, - это не выдумка, а реальность. Вслед за ним в это поверили десятки и сотни людей по всему миру.

Изумрудная скрижаль

В Средние века Египет окончательно превратился для людей в пропитанную магией страну, населенную почти всемогущими чародеями. Имя Хека оказалось прочно забыто, и магические секреты теперь связывали с египетским богом мудрости Тотом. Затем и он отошел на задний план. Европейские алхимики считали величайшим мудрецом Древнего Египта Гермеса Трисмегиста. Богом его уже не называли, но в реальности не сомневались. Хотя, по всей видимости, такого человека никогда не существовало.
Гермесу Трисмегисту приписывали авторство самых таинственных трактатов по алхимии. Особое место среди них занимала знаменитая Изумрудная скрижаль. Историки до сих пор спорят, кем и когда на самом деле был создан этот текст. Предание же гласило, что Трисмегист высек его на изумрудной пластине, которая хранилась в одном из египетских храмов. Позднее ее нашел Александр Македонский.


Текст состоит из отрывочных фраз, которые излагают основные принципы алхимии. Адепты тайных наук были убеждены, что в такой удивительной форме был записан тот самый, настоящий рецепт получения философского камня. Они стремились постичь скрытый смысл текста Изумрудной скрижали и ставили бесконечные эксперименты. Увы, получить философский камень так никому из них и не удалось. Однако в погоне за древней магией алхимики изрядно продвинули вперед естественные науки. Современные физики и химики, конечно, не могут всерьез относиться к их поискам, но должное уважение своим прадедушкам все же отдают.
Многие и сегодня верят в то, что далеко не все тайны жрецов-магов Древнего Египта раскрыты. Что ж, возможно, пытаясь постичь их, они откроют еще какие-нибудь удивительные пути для человечества.

Приворот с угрозами

Магия использовалась древними египтянами и в таких деликатных делах, как любовные отношения.
Для приворота использовалось огромное количество волшебных напитков, которые изготавливали маги, а также заклинания. Причем любовные заговоры иногда выглядели довольно странно. Вот, например, текст, написанный неизвестным магом во время правления XX династии (около 1100 года до нашей эры). Автор, не церемонясь, заявляет богам, что если они ему не помогут, то он разрушит их храмы:


«Привет тебе, Ра-Хоратхи, отче богов,
Привет вам, Семь Хатор,
Вам, украшенным алыми повязками!
Привет вам, боги,
Владыки небес и земли!
Пусть она, дочь его, будет следовать за мной,
Словно бык за кормом,
Словно служанка за детьми,
Словно пастух за стадом.
Если вы не принудите ее следовать за мной,
Я напущу огонь на Бусирис И спалю его».

В Древнем Египте, как и в других древних цивилизациях, служители богов – жрецы – занимали очень высокое положение в социальной иерархии. Древнеегипетская религия представляла собой сложную, разветвленную систему божеств, духов, мифов.

Огромное значение уделялось жизни после смерти, отношениям живущих и покойных. Закономерно, что жрецы играли такую значимую роль и обладали большой властью, сопоставимой с властью самих фараонов.

О том, как функционировало жречество в Древнем Египте, мы знаем по сохранившимся архитектурным памятникам и свидетельствам античных авторов. Жрецы отличались следующими признаками:

Служение богам было их основным занятием, «профессией». Чтобы стать жрецом, молодой человек должен был долго учиться. Эта учеба начиналась в раннем детстве и заканчивалась не раньше 20-ти лет;

Жречество не было отдельной социальной прослойкой, как духовенство в Средневековье. Жрецы состояли на государственной службе, выполняли и религиозные, и общественные, и культурные обязанности;

За свою работу жрецы получали деньги. Это было почетно и выгодно, поэтому жреческий титул передавался по наследству;

Жрецы имели большое влияние, пользовались почетом и уважением. Их связь с божествами воспринималась простыми людьми как мистическая.

Чем занимались жрецы Древнего Египта?

Основной заботой жрецов была служба в храмах. Они проводили обряды и церемонии, молились, читали священные тексты. Но, помимо собственно культовых, у жрецов были и другие обязанности. В частности – ведение храмового хозяйства, охрана храма, содержание библиотеки, врачевание, подготовка умерших к погребению и т.д.


Все египетские жрецы имели свою «специализацию». Жрец, отвечающий за богослужение, пел молитвы и проповедовал верующим. Жрец, ответственный за , переписывал их и следил за состоянием библиотеки. Были жрецы, наводившие чистоту в храме, жрецы-архитекторы (строители пирамид) и другие жреческие квалификации.

В древнеегипетском пантеоне было много богов, и жрецы делились на группы (клиры), посвященные тому или иному божеству. Положение этих сообществ зависело от того, какое место занимает их небесный покровитель в божественной иерархии. Чем значимее бог, тем больше авторитет жрецов, входящих в клир.

Египтяне верили, что в жрецах живет «Божественная сила», и что она может оказывать воздействие на людей, их дела, здоровье, потомство. В системе древнеегипетского мировоззрения большое место уделялось связи мертвых и живых. А проводниками из одного мира в другой становились жрецы. Именно жрецы занимались мумифицированием покойных и их погребением. Правильная подготовка обеспечивала достойное продолжение жизни после смерти, поэтому этим могли заниматься только просвещенные.

Жрецы – администраторы, ученые, врачи

Жрецы активно участвовали в различных областях жизни общества. Их функции не ограничивались религиозным культом. При храмах решались важные правовые и житейские проблемы. Помощники жрецов вершили суд, разрешали споры, давали советы.

Жрецы были хорошо образованы и наблюдательны. Это позволяло им постигать природу, делать выводы, изобретать. Мумификация тел способствовала тому, что жрецы изучали строение человеческого организма, хорошо знали анатомию. Они же лечили людей, пользуясь знаниями о теле человека, болезнях, свойствах веществ. Это не мешало им использовать в лечении свои «мистические способности», призывать на помощь богов, изгонять злобных духов.


В поздние периоды развития Древнего Египта жрецы стали заниматься астрологией. Наблюдая за небесными телами, они приписывали им сверхъестественные свойства. Но попутно получали , сохраняли их в своих текстах и передавали последующим поколениям. Таким образом, собиралась ценнейшая информация, используя которую, жрецы могли рассчитать время разлива Нила и распланировать сельскохозяйственные работы.

Современные историки сходятся на том, что жрецы оказали влияние не только на религиозную жизнь, но и на социальные институты, культуру, политику и науку Древнего Египта.

Древний Египет

Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт - ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма - религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур - «высокий, возвышенный».

Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа - «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе - Ур-т Ра.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер - «служители храма». Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.

Жрец Уаб - что переводится как «чистоплотный» отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер - «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного "Мекх Нетер".

В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх - «обращаться к Богу», а размышления о духовном называли Уаа - «советоваться с сердцем».

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет - «носители жезлов» и Ахаи-т - «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах.Отдельным классом мирских служителей храма были Сау - «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа - «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа - Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец «не пытался узнать того, что ещё не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.

В древнем Египте была особенно популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но "астрология" того времени была не "прорицательская", а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н.э.

Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут - «распорядители часов». А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут - «толкователи часов». Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила. В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы - Ур-т Хекау) - «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам - «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась - Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

В Древнем Египте, колдовство было запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, - и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны.

Колдовство наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность «нейтрализовать» действия чёрных магов брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Ни один Сену - жрец-врач - не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление - это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

Практически каждый при упоминании Древнего Египта представляет, конечно же, в первую очередь пирамиды. Исторических сведений о времен фараонов до наших дней сохранилось немного. Первые из них относятся к периоду Древнего Царства. А вообще, они строились по единому образцу.

Существовали так называемые солнечные храмы, планы которых в главных чертах были близки жилым домам времен Среднего и Нового царства. Это было закономерно, ведь они считались жилищами бога.

Общая информация

Люди, обслуживавшие эти храмы, относились к особому классу в египетском обществе. Например, во времена Рамсеса они владели десятью процентами обрабатываемых земель и почти таким же количеством населения. Древний Египет, жрецы которого считались находящимися на царской службе, не имел подразделений на светскую и церковную власти. Должности достаточно хорошо оплачивалась. Вскоре древнеегипетские жрецы стали передавать свои должности по наследству.

Служители храмов

Изучая эту страну, специалисты пришли к выводу, что именно этот класс сыграл основную роль в процессе формирования и процветании государства, в развитии духовного здоровья и сохранения исторических и культурных ценностей. Древний Египет, жрецы которого считались хранителями священных традиций, согласно Геродоту, был самым богобоязненным и религиозным в Древнем Мире. Раньше считалось, что контроль этих священнослужителей негативно отражался на жизни простого народа и на развитии государственности. На самом деле жрецы в Древнем Египте, будучи хранителями священных традиций, сыграли огромную роль в истории и культуре этой древней нации. И об этом свидетельствует тот факт, что эта цивилизация просуществовала дольше всех остальных.

Кто такие жрецы

В Древнем Египте это был особый клан. Они обладали поистине огромной властью, являлись законодателями этикета. Более того, жрецы которого считались толкователями божественной воли, жил по их правилам. И это касалось не только простых людей. К их мнению безоговорочно прислушивались даже фараоны.

Характерные особенности

Египетские храмы были достаточно богаты, даже больше, чем правители. Тем не менее жрецы Древнего Египта, фото наскальных изображений которых - тому доказательство, одевались на удивление просто. На них были только передники и В особенно торжественных случаях эти священнослужители изображаются в белых одеяниях. Во многих кинофильмах, рассказывающих о том, как существовал и развивался Древний Египет, жрецы представлены с выбритыми до блеска головами, настолько натертыми маслом, чтобы от их черепов отражались солнечные лучи. Такой внешний вид служителей храмов резко контрастировал с одеяниями местной знати, стремящейся к роскоши.

Роль

Тем не менее многие до сих пор не представляют, кто такие жрецы в Древнем Египте. Это особая каста служителей высшим силам, которая исполняла в стране многие функции. Они должны были следить за уважительным отношением к а также за соблюдением ритуалов и обрядов.

Но этим их роль в жизни страны не ограничивалась. То, какими знаниями обладали египетские жрецы, до сих пор поражает историков и многих других ученых. Они являлись носителями самого разностороннего умственного багажа, который передавали из поколения в поколение, начиная со времен глубочайшей древности. Все их знания и опыт сохранялись как строжайшая тайна.

Сегодня ученые делают многочисленные открытия, изучая Древний Египет. Жрецы умели не только лечить, они обучали детей, разводили лучшие породы скота, получали новые сорта растений. Им даже приписывают возможность исправлять людские нравы. Именно эти служители богов выбирали самое благоприятное для посева или сбора урожая время, они определяли точные сроки разлива Нила.

Более того, при составлении своих прогнозов древнегреческие жрецы использовали данные из храмовых библиотек, в которых хранились очень подробные наблюдения за многими астрономическими явлениями. Об этом свидетельствуют многочисленные артефакты, обнаруженные при раскопках.

Знания

Изучением Древнего Египта занимаются многие специалисты. Но никто не может сказать, что знает эту цивилизацию до конца, и в частности, имеет сравнительно полное представление об этой ее верховной касте.

Вопрос о том, какими знаниями обладали египетские жрецы, до сих пор остается открытым. Но одно можно сказать однозначно: подавляющее большинство ученых не отрицает версии о том, что человечество сегодня пользуется их открытиями, их технологиями.

В древнем Египте была очень развита астрономия, которая тесно пересекалась с астрологией. Однако она была не "прорицательской", а аграрной и врачебной. Жрецы изучали влияние звезд и других небесных тел на природу и самочувствие людей.

Но есть еще одно мнение: приобретением самых сокровенных познаний наша цивилизация обязана представителям внеземных цивилизаций. И связано это утверждение именно с таким государством как Древний Египет, жрецы которого весь жизненный уклад своего народа и свои религиозные ритуалы вымеряли в соответствии с законами, по которым двигалась

Удивительно, но именно так зовут и главного бога египтян. Осирис... В этом имени ясно слышно восхищение и преклонение перед Сириусом.

Обязанности

Жрецы, как считают многие, не ставили целью подавлять волю египтян религией. Они не запугивали ею простой народ. Более того, религия для этой цивилизации являлась залогом общественного развития и личного совершенствования.

В Древнем Египте жрецы делились на отдельные группы, выполнявшие определенные обязанности. Они являлись как хранителями священных тайн, так и религиозными администраторами. Для получения даже самого низшего сана нужно было много учиться, причем процесс этот был серьезным и трудным. Если, например, говорить о карьере Бакенхонса, верховного жреца во время правления Рамсеса Великого, то его обучение начиналось, когда будущему священнослужителю было всего четыре года, а закончилось оно к двадцати годам.

Магия

Это считалось их самым сильным оружием. Они использовали магию практически во всех сферах жизни. Например, чтобы вылечить больного, египетский жрец сначала вводил его в транс. Во время забытья пациента он кодировал его сознание на необходимый результат: чтобы наступило скорейшее и полное выздоровление.

Магия ими использовалась во всех областях жизни, однако в лечебно-предохранительной сфере, тесно связанной с медициной, культура транса у достигала максимального развития.

Любое использование лекарств в Древнем Египте должно было сопровождаться вводом пациента в это состояние, а затем кодированием, проводимым при помощи заклинаний и обращений к самым авторитетным богам.

Дистанционное воздействие

Жрецы в совершенстве владели умением посредством транса враждебно влиять не только на своих противников, но и на недругов государства. Для этого они использовали тайную мистическую психотехнику различных заклинаний, например, колдование над восковыми фигурами врагов, а также над их магическими изображениями. Для дистанционного воздействия им самим требовалось входить в транс, чтобы иметь возможность влиять на сознание и на тело противников.

Некоторые специалисты считают, что именно египетские жрецы являются родоначальниками знаний человечества о таком явлении, как гипноз.

Заупокойная магия

Известно, что эти священнослужители храмов занимались в первую очередь обслуживанием культов богов. Но не только. Жрецы в совершенстве владели техникой ритуальной - заупокойной - магии, поскольку некрополей и гробниц в Древнем Египте было очень много. Считается, что они были в силах мистическими тайными заклинаниями влиять и на «ка» - существование после смерти, умели мумифицировать умерших. Жрецы клали в саркофаги возле них специально для этого случая сделанные колдовские предметы. «Ушебти», как они назывались, по мнению египтян, оберегали «ка» умершего в загробном мире.

Обычаи и ритуалы

Многие предполагают, что таким образом они выказывали свое уважение к богам и не поворачивались к ним спиной никогда. Другой обычай, когда жрецы в день восстания Осириса или на Новый год одевались в костюмы и а затем выходили в город и гуляли по улицам, очень напоминают сегодняшние карнавалы. Разница лишь в том, что у них они происходили только в новолуние и считались особым священным обрядом, а у современных людей это обычное развлекательное шоу.Тем не менее у жрецов самым сильным «оружием» была их магия. Существовала даже целая трансовая культура с амулетами, снадобьями, изображениями и заговорами, предохраняющими в том числе и от различных заболеваний: даже от укусов насекомых и змей, а также скорпионов и хищников. Кроме того, среди этой касты действовали особые обычаи, которые удивляют исследователей до сих пор. Например, почему древнеегипетские жрецы, выходя из храма, пятились.