Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Радость на небесах об одном грешнике кающемся

СЛОВО БОЖИЕ О ПОКАЯНИИ

"…Христос умер за грехи наши…"
(1 Кор. 15)

Так говорит Христос:

"…на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15)

Почему для Бога так важно, чтобы человек имел покаянное чувство? Да потому, что "…если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк. 13). Ведь "…возмездие за грех смерть" (Рим. 6). А "…сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс. 50). Ибо говорит Господь: "Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иез. 33).

Христос сказал:

"…приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6)

Какое основание для веры! Слава Богу, никогда такого не будет, чтобы раскаявшийся грешник пришел к Спасителю и был изгнан!

"Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа" (Деян. 3:19-20). Как видим, после покаяния приходят "…времена отрады от лица Господа". Воистину, "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9).

Слово Божие гласит: "…Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю…" (Ис. 1:18). Господь возвещает: "Я Сам изглажу преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну" (Ис. 43). Во Христе "…мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов" (Кол. 1:14). Благодаря Искупительной Жертве Христа - "Вот завет… говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр. 10). "И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь от всех скверн ваших… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36)

Но, чтобы Господь простил нам грехи, необходимо исповедовать их. "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1). "Признавайтесь друг пред другом и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" (Иак. 5).

Не правда ли, "если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы" (1 Кор. 11)?

Ведь "скрывающий свои преступления не будет иметь успеха" (Притчи 28:13). Поэтому сотворим "…достойный плод покаяния" (Мф. 3), "…делая дела, достойные покаяния" (Деян. 26).

"…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деян. 17).

И "…благость Божия ведет тебя к покаянию. Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздает каждому по делам его" (Рим. 2). "Не медлит Господь… но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Петра 3)

"…радуюсь… что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…" (2 Кор. 7).

Кротость верующего способствует
покаянию ближнего

"Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2: 24-26).

"Кротость ваша да будет известна всем человекам" (Флп. 4:5).

Покаяние отводит Божий суд

Христос не раз в Евангелии говорит: "Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". (Мф. 9). "Если бы вы знали, что значит: "милости хочу, а не жертвы"" (Мф. 12). Воистину, "…милость превозносится над судом" (Иак. 2:13).

Обратимся к Священному Писанию (Иона 3-4):

Пророк Иона проповедует в Ниневии. Ниневия кается и получает избавление.

"И было слово Господне к Ионе, вторично:

2 "Встань, иди в Ниневию - город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе".

3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню;

Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.

4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: "еще сорок дней, - и Ниневия будет разрушена!"

5 И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого.

6 Это слово дошло до царя Ниневии, - и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле,

7 И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили,

8 И чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем".

10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и НЕ НАВЕЛ .

И. М. Сергей

«Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел одну пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» - Лк. 15, 3 - 7.

Эта притча звучит, как песня. В пятнадцатой главе Евангелия от Луки мы находим три притчи Иисуса Христа. Это притчи о потерянной овце, потерянной драхме и о блудном сыне.

Эти притчи служат нам иллюстрацией тому, что Бог есть Бог любви. Он прощает грешников по благодати. Это значит, что Он поступает не по заслугам человека. Но это не значит, что Господь не обращает внимания на грех. Он прощает нас потому, что полное искупление наших грехов совершено в смерти Иисуса Христа, Сына Божия. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

О факте Божьей любви к грешникам и о Его готовности прощать им говорится во многих местах Библии. Особенно ярко и наглядно показано это в трех притчах пятнадцатой главы Евангелия от Луки. Весть о Божьей любви и всепрощении многократно сообщает, но эту истину трудно понять грешнику. Человек живет в грехе долгое время, и ему трудно поверить, что Бог может простить его грехи. Но слово Божие говорит, что мы можем быть прощены, если приходим к Богу, уповая всецело на заслугу Христа. Рассмотрим, как библейская весть о спасении говорит о благодати в упомянутых трех притчах. Во всех трех притчах говорится о том, что Бог желает, чтобы мы пришли к Нему с покаянием, и Он простит нас.

В притче о потерянной овце пастырь имел сто овец, которые он выводил на пажити каждый день и возвращался с ними назад. Но однажды, возвратившись, он увидел, что одна овца пропала. Тогда он сейчас же идет искать потерянную овцу. А найдя ее, он берет ее на руки и приносит домой. Затем, созывая своих друзей, говорит им: «Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу». И эту притчу Господь оканчивает словами: «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имевших нужды в покаянии». Бог есть добрый Пастырь, который ищет потерянную овцу.

Притча о женщине, которая потеряла драхму, также научает нас. Десять драхм представляли ее целое состояние. Не удивительно, что она оплакивала потерю одной драхмы. Но когда нашла, то созвала своих подруг и соседок и сказала: «Порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму». Иисус Христос закончил и эту притчу словами: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

Но, может быть, кто-либо скажет: а ищет ли Бог грешников сегодня? Господь действительно ищет грешников и теперь. Но это делает посредством проповеди Евангелия. Через проповедь слова Божия Господь ищет грешников и призывает их ко спасению. Говоря о Евангелии, через которое мы спасаемся, апостол Павел пишет: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах». Евангелие, которое он проповедует, есть слово Божие и этим словом Бог призывает нас ко спасению.

Когда мы говорим о способах, которыми проповедуется Евангелие сегодня, то мы видим, как обширно Бог ищет грешников в нашем веке. Евангелие проповедуется в церквах, собраниях и через средства массовой информации.

Мы должны заметить, что из ста овец одна была пропавшая, из десяти драхм - одна была потеряна. В каждом случае хозяином было обращено все внимание на потерю. Это говорит о чудной истине – о любви Божией. Господь любит и заботится о каждой душе. Он любит и вас. Это противоположно пониманию настоящего мира - один человек считается ничем. Человек чувствует себя потерянным. Может быть, и вы пришли к такому заключению, что никто не беспокоится о вас. Мы хотим вам сказать, что небо заботится о вас. Вы можете положиться на слово Божие, что Бог заботится о вас. Мы находим это в словах, которые часто повторяются в пятнадцатой главе Евангелия от Луки: «Бывает радость у ангелов Божиих». Это значит, что есть радость у ангелов по нашему покаянию. Покаяние одного грешника наполняет небеса радостью. Может быть, вам кажется, что вы не имеете никакого значения, но не забудьте, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведных, не имеющих нужды в покаянии».

Притча о блудном сыне учит нас об ответственности грешника. Эти три притчи преподают нам один и тот же урок, только с той разностью, что когда сын оставляет дом отца своего, отец не следует за сыном, чтобы привести его назад. Блудный сын должен встать и возвратиться к отцу своему. Это указывает нам на ответственность грешника, который слышит призыв Божий.

Ответ на вопрос грешника, который спрашивает: что мне делать, чтобы спастись? Библия отвечает: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».

Священное Писание не только говорит о необходимости покаяния, но также учит, какое покаяние есть действительное. Действие блудного сына в далекой стране объяснено нам детально Иисусом Христом, чтобы показать нам, что такое - верное покаяние. В этом мы видим две стороны. Первая - сокрушение сердца и ненависть ко греху. Истинное покаяние - это полное оставление греха.

В далекой стране блудный сын сказал: «Встану, пойду к отцу моему». Он оставил все и пошел к отцу. А когда он прибыл, отец обнял его и целовал. Сегодня я вам говорю, что вы будете тоже приняты Отцом Небесным, если покаетесь. Он простит вам ваши грехи, если вы исповедуетесь перед Богом.

Блудный сын сказал: «Я согрешил против неба и пред тобою». Заметьте, что он не стал обвинять никого. Обычная тенденция каждого грешника - обвинить другого за свои грехи. Пока вы обвиняете другого за свои грехи, вы не делаете исповедания своих грехов. Действительно полное исповедание греха есть вопль: «я согрешил». Если вы, читая эти строки, преклоните колени и будете просить Бога простить вам грехи - Он простит вам. Просите и получите.

И. М. Сергей «Ей, гряди, Господи!», Москва, 2006

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.



Когда человек удаляется от Господа, отступает от Него и живет по своему произволу, ему трудно возвратиться вновь к вере по причине чувства вины, преследующей его. Кажется, что Бог больше не пожелает иметь ничего общего с отступниками, но это не так. Порой люди на самом деле не понимают блага жизни с Господом, особенно это касается детей, выросших в семьях верующих, и их тянет искать счастья в этом мире. Зачастую такие люди знают много религии, но имеют смутное познание Бога, поэтому Господь дает им окунуться в омут греха и пожать его горькие плоды, чтобы впоследствии их обращение было искренним и от всего сердца.

Иисус ценит нас настолько сильно, что готов был заплатить за наш выкуп Своей кровью. Но Его огорчает наше равнодушное отношение к подвигу страданий Господа, когда мы слишком быстро привыкаем к хорошему и становимся неблагодарными, как этот блудный сын, желающий сам распоряжаться своим наследством, не имея на это достаточной мудрости. Мы привязываемся к благословениям, чудесам, служению, но забываем о главном – источнике всего этого – Господе, и постепенно отдаляемся от Него. Да, порой даже на пике религиозных дел и благословений мы можем потерять из виду Бога, заменив вечное временным. Однако вскоре мы оказываемся у "корыта с рожками для свиней", чтобы на личном опыте познать, в чем настоящая причина нашего счастья и жизни. Часто это познание приходит во время испытания, где множество дверей закрываются, сила исчерпывается, и благословения исчезают, тогда становится видно, насколько мы на самом деле близки к Господу и любим Его.

Что же делать тем, кто увидел свое отступничество, может ли он быть уверен, что Бог его примет? Для этих людей Господь и говорил притчи о блудном сыне, потерянной драхме и заблудившейся овце. Когда мы отдаляемся от Него, Господь начинает искать нас и стучаться в наши сердца. И первым плодом этого стука является осознание вины пред Богом. Если вы судите самих себя, то Господь станет вашим адвокатом и с радостью примет вас в Свои объятья.

6. Увещание для отвергающих покаяние:

Рим. 2:4,5

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога

Матф. 11:20-22

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

Лук. 13:1-5

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Мы все виновны пред Господом. Нам всегда есть в чем каяться. Никто никогда не сможет сам оправдаться пред Богом. И если на сегодняшний день у вас все хорошо, это не значит, что вы в правильном положении пред Богом: благополучие не является барометром нашей праведности! Слово Божье – вот неизменное мерило, по которому мы можем исследовать, живем ли мы с Богом или только обманываем самих себя. Итак, суды Божьи готовы прийти на всякого, кто упорствует в своих грехах, пытаясь всячески оправдать себя личными доводами, и не будет исключения, потому что Господь свят и у Него нет лицеприятия.

Кор. 6:9,10

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

В Писании говорится: "Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он ; "ешь и пей", говорит он тебе, а сердце его не с тобою " (Прит. 23:6,7 ). Итак, если мы только играем роль христиан, но не меняем своих мыслей, то остаемся пред Господом грешниками и лишены праведности, которую можно получить только по вере, которая очищает наши сердца. Не думайте, что ритуалы, религия или добрые дела дадут вам билет в рай, только возрождение от Духа Святого способно преобразить вашу внутреннюю сущность и сделать пригодными для Царства Божьего, в ином случае вы просто не сможете выдержать присутствия Господа и Его славы.

Лук. 14:15-24

Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.

Посвященной исполнению пророчеств о последних временах нашего мира. Заключительным словом величайшего из пророчеств Откровения ап. Иоанна Богослова является: «Блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Отк. 22, 7). И вот зададим себе вопрос: кто соблюл слова пророчества в первый период последнего времени? Приходится только добавить от себя: блаженны также кающиеся, пока есть возможность, ибо сказано Спасителем: «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук.15,10).

О, покаяние! Как оно необходимо нам грешным. Какое великое дело увидеть содеянное зло, и, не перекладывая вину на других людей, на обстоятельства, склонить свою голову и сказать: согрешил я, Господи, и нет мне оправдания; помоги мне исправиться и никогда не повторять этого. Но так ли у нас получается?

Вот теперь стало модным призывать всех ко всенародному покаянию. И в каких же грехах? Не в своих грехах, а в грехах своих предков и всех ближних. Здесь разумеются не свои личные грехи безнравственности или против братьев своих (в этом еще есть кающиеся), но - грехи неверности Богу, Церкви, Отечеству. Все погрешили в этом и по сей день пребывают в грехе, но все теперь стараются «каяться» в «грехе» Церкви, в грехе наших предков – за их «предательство» Царя, но не в своем отступлении от Бога. Каждый раз, когда приходит из мира новый член в нашу Церковь, приходится задавать одни и те же вопросы: состоял или нет в партии большевиков, в комсомоле, в пионерах; не ходил ли к бабкам шептуньям лечиться; не бывал ли у сектантов; был или нет членом советской церкви – МП; праздновал или нет все советские праздники: 7 ноября, 1 января, 8 марта и т.д. Об участии в строительстве социализма уже и спрашивать не приходится, ибо, считай, нет людей, не согрешивших в этом. Однако многие похваляются, что бывали на всенародном покаянии в убиении Царя, хотя по сей день являются членами апокалиптической блудницы, воссевшей на «красного зверя» - убийцы Царя. И все организаторы и инициаторы всенародного покаяния в убиении или «предательстве» Царя в момент его отречения от престола являются или раскольниками, или членами советской церкви, также еще не раскаявшимися комсомольцами, профсоюзниками, принимавшими присягу защищать до последней капли крови большевистский режим. Сплошной абсурд!

Что же разумеют под всенародным покаянием зазывалы?

В начале они стали призывать каяться в убиении Царя или хотя бы в попустительстве этого. Но хотя ими старались умалчиваться истинные свершители убийства, что говорит об инициативе этих убийц такого «покаяния», все же истинные виновники последовательно просматривались. Наконец ими было указано несколько иное направление русскому мужику, где их вина почти не просматривается за искусной маскировкой. Это «покаяние» в «великом грехе» Российской Православной Церкви - в грехе «предательства» духовенства и Синода РПЦ в момент отречения от престола Царя Николая Александровича. Под покаянием же в грехе их, нужно разуметь беспощадное осуждение Церкви. И если уж каяться, то надо начинать за грех Адама, также, видимо, не упоминая о соблазне змея. Стоит покаяться и в грехе Ноя, вздумавшем напиться до бессознательного состояния, и, опять же, по их мнению, надо обойти деяние Хама, которое они повторяют обличением предков. Не надо, видимо, забывать и о «предательстве» Апостолов Христа в момент Его шествия на Голгофу, чрез что - все христианство нужно бы называть "церковью предателей"?! И в этом призыве к покаянию в «грехе» Церкви в «предательстве» Царя приходится видеть не иное, как проискливый замысел тайны беззакония , стремящейся в отсутствие Царя расправиться с Церковью.

Что сказать относительно этого крика о том, что Синод призвал к повиновению и поминовению «масонского» Временного Правительства? В те дни, возможно, это было необходимо. Во-первых, Царь сам повелел подчиняться Временному Правительству и помогать в борьбе с внешним врагом, а не начинать гражданскую войну. Во-вторых, в то время никто не считал временное Правительство масонским, но благоверным христианским, обещающим вести войну до победного конца. В-третьих, никто не знал подробностей свершившегося переворота, о заговоре масонов генералов и прогрессивного блока Думы. Все считали, что Царь добровольно сложил с себя полномочия, повелев подчиняться новой власти. В-четвертых, в первые дни было невозможно рассмотреть антихристианскую сущность этой власти, к тому же временной, проводившей линию на созыв Учредительного собрания, должного определить образ правления страной по воле народа. Лишь 30 августа Керенский скинул маску и объявил республику, отбросив временность. В-пятых, Синод имел основания быть недовольным царской опекой, особенно «стараниями» Григория Распутина. В 1905 году был произведен опрос духовенства, и выявилось, что епископат стоит за то, чтоб был созван Собор и избран Патриарх. Но Царь, видя это, отклонил их желание, сославшись на неготовность епископата к этому. Это также давало повод к недовольству. Поэтому русский епископат жаждал освобождения от цезарепапизма, введенного Петром I. Следовательно, согласие с передачей власти в страшные революционные дни «благоверному» Временному Правительству назвать предательством можно только чрез намеренное искажение фактов. Почему-то «судьи» Церкви не приводят слова митр. Антония Храповицкого, в дальнейшем - первого кандидата на патриаршество. В первое воскресенье после дня отречения Царя, 5 марта, митр. Антоний говорил на проповеди:

«Когда мы получили известие об отречении от Престола Благочестивейшего Императора Николая Александровича, мы приготовились, согласно его распоряжения, поминать Благочестивейшего Императора Михаила Александровича. Но ныне и он отрекся и велел повиноваться Временному правительству, а посему, и только посему, мы поминаем Временное правительство. Иначе бы никакие силы нас не заставили прекратить поминовение Царя и Царствующего Дома...

Мы должны это делать (повиноваться Временному правительству), во-первых, во исполнение присяги, данной нами государю Николаю II, передавшему власть великому князю Михаилу Александровичу, который эту власть впредь до Учредительного собрания сдал Временному правительству. Во-вторых, мы должны это делать, дабы избежать полного безвластия, грабежей, резни и кощунства над святынями.

Теперь второй вопрос: почему не молимся за царей? Потому, что царя у нас теперь нет и нет потому, что оба царя от управления Россией отказались сами, а насильно их невозможно именовать тем наименованием, которое они с себя сложили…. От вас зависит, если желаете, устроить снова царскую власть в России, но законным порядком, чрез разумные выборы представителей своих в Учредительное собрание.» (Пастырь и паства. Харьков, 1917. №10).

Итак, митр. Антоний, этот один из опытнейших и уважаемых иерархов, вполне осведомленный во всех современных ему вопросах, доводит своими словами мнения всех епископов того времени. О масонской сущности временного правительства он не говорит ни слова, а ведь он должен бы отлично знать, если бы это было известно всем. О демократии, видимо, тоже в то время не было всеобщего превратного мнения, как в наше время. Он верил в должный созыв Учредительного собрания, которое явит волю народа. И самое главное, он не подозревает, что Императору было предложено «сдаться на милость победителей». Он считает отказ его от Престола вполне добровольным, как и добровольное воле изъявление его призвать всех подчиняться Временному правительству. Так в чем же находят враги Церкви предательство Царя Синодом, епископатом?

То же самое следует сказать и о «предательстве» Царя русским народом. Народ был в полном неведении сути свершающейся трагедии. Ему преподносили известия заговорщики - истинные предатели русского народа и его Царя. В основной массе народ оставался верным Царю еще долгое время, пока его окончательно не обезумили пропагандисты – масоны. Даже и после народ шел охотно на смерть, сохраняя верность Богу, не идя на строительство социализма. Называющие русский народ предателями, в целях пропаганды своей злой идеи, ставят на сайты материалы их же опровергающие. Вот хотя бы взять слова современника тех событий полковника Ю.А.Слезкина: «Бесстыдно спекулируя именем народа (на самом деле стоящего в стороне от их предательских замыслов), заговорщики бунта не желавших идти на фронт запасных Петроградского гарнизона и бастующих рабочих военных заводов, поспешили одеть в тогу «стихийно вспыхнувшей грозной народной революции», самозвано провозгласив себя «вождями народа»! «Россия беременна революцией» , - цинично заявил Павел Милюков, один из вдохновителей и мрачных персонажей «великой бескровной». «Революция давно назрела психологически, и смены верховной власти с нетерпением ждали все от Великих Князей до любого солдата в окопах» , - комментирует февральскую революцию уже в наши дни один из «адвокатов февраля».

Какая ложь!! Революция не была нужна ни народу, ни Армии и творилась без их согласия и участия. Народ на всей нашей необъятной Родине, отдав всё, что мог, для ведения тяжелой, затяжной войны, - мирно работал на своих полях и за станками заводов, даже не подозревая о заговоре и предательстве, которые творились его именем в Петрограде изменниками и самозваными вождями. Он совершенно не стремился к низвержению строя, который отвечал его духовному складу и мировоззрению. Бунт в Петрограде и последовавшее за ним отречение Государя, - как громом поразило, ничего не подозревавшую, Армию и буквально потрясли ее. Известны были даже случаи самоубийств офицеров, не могших перенести предательства - вырванного отречения Государя. Многие офицеры отказались принести присягу Временному Правительству. И в то же время Армия была бессильна предпринять что-либо, т.к. была обезоружена всею видимостью легальности событий, ибо акт отречения был преподнесен ей, как добровольный шаг Государя: - «Государь, мол, сам по своему желанию отрекся!» (Офицер 3-го корпуса ген. Графа Ф.А.Келлера, полковник Ю. Слезкин «Февральская революция и Армия»). И это свидетельство опровергает вымыслы врагов Церкви и русского народа - разных Бабкиных, Кузнецовых, Мамаевых, самосвята-«митрополита» Дамаскина, О. Моленко... и т.д., что народ русский – «предатель». Оно, скорее, говорит о том, что народ был введен в заблуждение коварными врагами и предателями Православия. Народ наш с времен Петра I подвергался тщательной обработке со стороны сил мирового зла, т.к. был оплотом Православия, стоящего на пути к их всемирному господству. Этот процесс долгий и мучительный, и мы теперь видим, что не безуспешный. Они почти достигли своей цели! Через семь ступеней силы зла опустили русского человека до этого гиблого состояния. Теперь и духовно, и материально, Русь стоит на коленях, с пригнутой головой на плаху, под занесенным над ней топором. И чтоб мы этого не замечали, ими применяются разные отвлекающие приемы. К таким приёмам относится сейчас их призыв каяться за «грех Церкви», за «грехи своих предков» в убиении Царя, или в одном лишь «предательстве» его в феврале 1917 года, не упоминая о силах зла и о последних ступенях ниспадения, в которых действительно повинны все.

Теперь вопрос: как это произошло?

Началом последних времен, когда на землю сошел красный большой змей – сатана, является отрезок времени 1895-8 гг. В эти несколько лет были созданы Российская коммунистическая партия Лениным, Крупской, Стекловым (Нахамкес), еврейская партия боевиков «Бунд», и партия сионистов. Началась интенсивная работа по разрушению Православия и Монархии в России. Надо отметить, что в эти же годы имело начало царствования будущего мученика Николая Александровича. Это уже говорит об определении этого начала небом. Но это ещё было только «началом болезней». Тайна беззакония, рвущаяся к власти над миром ещё со времен апостолов, наконец, получила позволение. Россию еще до начала первой революции буквально завалили антиправительственными и антицерковными прокламациями и газетами, какие в основном печатались в Швейцарии, во Франции и в Англии и оттуда ввозились тоннами в Россию. Печатались они тайно и на Руси. Противостоять этому потоку лжи было не возможно. Это все щедро финансировалось зарубежными банками. Но это была только подготовка к низвержению России и православного русского народа.

Первым ударом по православию в России, первым поражением и первой ступенью ниспадения можно назвать 1904 год, отмеченный утерей Русью Покровительницы - чудотворной Казанской иконы Божией Матери и затем - началом пораженческой войны с Японией. Историки утверждают, что подготовка Японии к войне пользовалась помощью Запада, в чем опять же прослеживается рука тайны беззакония. Трудностями и неудачами в войне успешно воспользовались разрушители православия и монархии, и, можно сказать, не мало преуспели, не взирая на то, что русский народ смог колами и погромами защитить православную власть. В октябре 1905 года Царь издает Манифест, дарующий «политические свободы» - свободу свержения правительства. Это была первая ступень поражения русского народа. Победой могло бы явиться только недопущение уступок силам зла и выдворение их за новую черту оседлости. К этому нужно отнести и обуздание разлагающей пропаганды со стороны развращённой, нерусской интеллигенции. Вместо этого была созвана неудачная Первая Дума. В Петрограде основана в 1906 году масонская ложа, которая вскоре как спрут пустила щупальца по всей России. Душа русского народа - Православная Церковь в лице Синода не проявила себя подлинно патриотической и монархической. Были отдельные иерархи, в основном состоящие в созданном в то время Союзе Русского Народа , призывающие народ к верности Царю и Православию.

Возвращение на Русь масонства является составной подготовки к следующему сражению за низвержение православной монархии. Прежнее выступление тайны беззакония с открытым забралом раскрыло, не смотря на некий успех, смертельную опасность для нее. Теперь в ход пускается испытанная в таких делах способствующая сила – масонство. Образовавшееся множество политических партий при единой цели – ниспровержения самодержавия страдало полным разномыслием. Требовался единый координирующий центр, каким и явилось масонство, а за его спиной – тайна беззакония. Масонство со своей полной законсперированностью не только структуры, но и своих целей, своей идеологической сути было привлекательно на вид, не вызывало подозрений в злой направленности. В эту «церковь» сатаны вскоре были завербованы видные члены Думы, и далее, в дни начавшейся войны, генералы Ставки. Начал создаваться форменный заговор для свершения государственного переворота. Главные заправилы заговора Гучков с кампанией загодя готовили текст «отречения» Царя от Престола. Народ и армия, как уже приводилось выше, оставались в стороне от происходящего. Церковь в лице Синода показала себя недовольной Царской властью и не явила себя защитницей Самодержавия. Это безусловно было страшной ошибкой, за которую теперь цепляются враги истинного Православия. На всем лежала мерзкая печать разлагающей пропаганды со стороны тайны беззакония и продавшихся ей писак. Еще прав. Иоанн Кронштадтский призывал Правительство обуздать вражескую печать.

Тайна беззакония одержала страшную победу над русским народом, опустив его на вторую ступень ниспадения. Свергнут царь и посажен в заключение. Православная монархия заменена демократической республикой. Были развязаны руки более страшному врагу – той же тайне беззакония, но уже в обличье кровожадных большевиков, каким должно было уступить место мало дееспособное в творении зла масонство с своим Временным правительством.

После яростной подготовки, основательного разложения армии и народа, наконец, воцаряется банда истинных людоедов, люто ненавидящих Русь, Монархию и Православие. Для этого Ленин привез из Швейцарии 71 еврея. Его политбюро имеет состав: 17 членов чистых кровей «богоизбранного племени», 2 полукровки и для прикрытия 1 русский Калинин, грузин Джугашвили и армянин Микоян. Из 530 членов правительства 450 той же крови. Вот тогда-то и хлынула русская кровь рекой. Православие поставлено вне закона. Церковь преследуется. Уничтожается ведущий слой русского народа . Ссылки, лагеря и тюрьмы заполняются не угодными режиму. Все смешалось, всюду беззаконие. Вышел «зверь багряный» из моря – чуждой человеку среды. Тайна беззакония одержала страшную победу, опустив Русь на вторую ступень падения.

Третьей ступенью явилось ритуальное убийство нашего Царя, победа в гражданской войне, первая попытка установления царства сатаны на земле в виде «военного коммунизма». Русский народ отныне чувствует себя побежденным, запуганным, бесправным. Душа его – Церковь преследуется, но еще стоит в недвижимом духе. Для ниспровержения ее готовится новое сражение.

Первый бой был дан темными силами в виде подстроенного обновленческого раскола, но Церковь претерпела его и вышла победительницей. Под давлением мировых сил добра и за счет самоуверенности тайны беззакония, что Церкви теперь не подняться, выпустили патр. Тихона из заключения, и первое же его выступление с амвона решило ход борьбы в пользу Церкви. Пришлось силам зла искать новый путь борьбы.

Для разрушения Церкви изнутри нужен был более авторитетный предатель, чем протоиереи-обновленцы. После нескольких неудачных попыток нашелся, наконец, христопродавец митр. Сергий (Страгородский), согласившийся за дарованную власть пригнуть Церковь под кровавые колена антихриста. Он издает свою пресловутую Декларацию, под которой должен был каждый иерарх в знак своей невраждебности врагам Христовым сделать подписку. Почти все епископы отказались от такой подписки, за что были расстреляны или заморены в тюрьмах. Основана вполне большевистская церковь – РПЦ МП. Душа русского народа смертельно поражена. Русь опущена на колени – низвергнута на четвертую ступень.

Пора готовиться к пятой ... Душа русского народа поражена, пришла пора наброситься на его тело. И набросились. В 1932 году была объявлена всеобщая коллективизация и безбожная пятилетка, т.е. запланировано, всех сделать безбожниками и собрать в единое стадо - «церковь» строителей земного царства сатаны. Для более успешного совершения этого мероприятия, при отсутствии надежды на добровольное вхождения в это всего народа, пришлось устроить искусственный голод. Для этого было отнято все съестное у народа и объявлена социалистическая карточная система с отменой обращения денежной единицы. Голод был страшный во всей стране особенно на Кубани, в Казахстане и на Украине. Русь потерпела вновь поражение. Миллионы противящихся ушли мученически в Царство Небесное, а остальные пригнулись пред «победителями». Эти два страшных поражения довлеют на нашем народе по сей день. Это был геноцид русского народа, за который расплата ожидается в будущем.

Шестой ступенью ниспадения народа был придуман экуменизм – объединение всех отступников в единую «церковь», первоиерархом которой ожидается сам сатана, который войдет в злейшего и лукавейшего человека, подобного ему, антихриста. Он же будет управлять всем миром, объявив себя всемирным императором. В числе основных делателей на этой почве строительства царства сатаны выступает от лица Российского православия лжецерковь – РПЦ МП. Она же есть апокалиптическая блудница, воссевшая на «зверя багряного» - большевизм, для живых духовно членов которой звучит: «Выйди от нее, народ Мой».

В наши же дни идет интенсивная подготовка к опусканию нашего народа на седьмую ступень - в преисподнюю. Эта ступень называется глобализацией, строительством нового мирового порядка. В неё входит собирание всех финансов мира в единый карман тайны беззакония. Экономика всего мира определяется под контроль той же античеловеческой силы. Над каждой личностью уже устанавливается контроль со стороны тайного мирового правительства чрез присвоение всем ИНН, электронных паспортов, вживлении чипов с информацией о носителе его. Эта акция по милости Божией, надеемся, провалится в связи с явлением на Русь Царя православного.

Теперь спрашивается: за какую ступень падения следует судить своих предков?

Только ли за «предательство» Царя в феврале 1917 года, чего желает тайна беззакония, чтоб отвести от себя гнев русского народа? Покаяние – метания, в переводе с греческого языка, означает исправление. Так в чем же мы должны исправляться в первую очередь: в грехе предков или в собственном отступлении? Не все ли были вчера строителями социализма – земного царства сатаны? Не все ли эти глашатаи всенародного покаяния по сей день пребывают в лоне иудинской апокалиптической блудницы с ее сергианством и экуменизмом, из которой призывает Бог выйти? Да и других путей неверности Богу масса, с каких необходимо срочно сойти, а не выискивать грехи предков, чтоб «каяться» в них.

Оглядываясь на пройденный путь нашим отечеством в последние времена, невольно приходят на ум слова А. С. Шмакова о предреволюционной России:

Никогда ещё не накоплялось подобных масс еврейства в одном государстве, а потому нигде раньше не встречалось примера столь опасного напряжения вопроса, с чрезвычайною быстротою достигающего кульминации, особенно с 1905 года, когда иудаизм внезапно распространился по всему пространству русской земли... На наших глазах, сыны Иуды готовились осуществить свой замысел, выражаемый формулой: "чтобы иметь отечество, надо отнять его у других!…"

Настанет и для русских страдальцев суд истории, и заклеймит он кагальное вероломство тем воздаятельным позором, которого одержимое бешенством гордыни иудино племя, очевидно, заслуживает... Ураган приближается быстро и горе тем, кто оскорбил русское сердце! Лишь такой взгляд на текущие события, а в частности на то, что происходило по всей России в 1905 году, объясняет смысл явлений...». («Международное Тайное Правительство», 1912 год ).

Из всего сказанного здесь и из всех действий врагов нашего народа и нашей Православной Церкви видно, что русский народ богоизбранный, на который сделана высшая ставка.

Да смилуется над нами Господь и избавит от надлежащего безумия.

+ Архиепископ Виктор (Пивоваров)


. Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Но Он сказал им следующую притчу:

кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

1. Жаркое время, весьма неблагоприятное для моего тела, долго препятствовало мне говорить об изъяснении Евангелия. Но неужели перестала гореть любовь, потому что безмолвствовал язык? Ибо я говорю о том, что каждый из вас опытно дознает на себе самом. Большей частью любовь, препятствуемая некоторыми занятиями, хотя в сердце горит по-прежнему, однако же на деле не выражается, потому что и солнце, закрываемое облаком, хотя и невидимо бывает на земле, однако же пламенеет на небе. Точно так и любовь, хотя внутри и сильно горит, но вовне не обнаруживает своего пламени. Но поскольку ныне возвратилось время для собеседования, то ваше усердие располагает меня к тому, чтобы я тем обильнее говорил, чем усерднее ждут этого ваши души.

2. В чтении Евангелия вы, братия мои, слышали, что грешники и мытари приступили к Искупителю нашему и приняты Им не только для собеседования, но и за общую трапезу. Видя это, фарисеи роптали. Из этого события заключайте, что истинная праведность имеет сострадание, а ложная – пренебрежение, хотя и праведные имеют обычай справедливо пренебрегать грешников. Но иное дело, которое делается по гордости, а иное то, которое совершается по ревности к учению. Ибо эти последние пренебрегают, но не пренебрегающие, отчаиваются, но не отчаивающиеся; преследуют, но любят; потому что, хотя внешним образом, через учение, бранят, однако же внутренне, по любви, сохраняют доброе расположение. Они в душе своей предполагают, что исправляемые ими большей частью лучше тех, которых они судят. Поступая именно таким образом, они и подчиненных сохраняют через учение, и самих себя через смирение. Напротив же, те, которые обыкновенно гордятся ложной праведностью, презирают всех прочих, не делая никакого снисхождения к слабым, и чем решительнее уверены, что они не грешники, тем тягчайшими бывают грешниками. В числе таковых именно были фарисеи, которые, осуждая Господа за то, что Он принимал грешников, упорно укоряли самый источник милосердия.

3. Но поскольку они были больны так, что и не сознавали своей болезни, потому что не знали, чем они были, то Небесный Врач врачует их привлекательной пищей, предлагая занимательную притчу, и в сердце их указует на опухоль раны. Ибо говорит: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?» Вот с дивным распоряжением любви предложила подобие, которое человек и в самом себе признавал бы за истину, и которое однако же в частности относилось бы к самому Виновнику людей. Ибо как сотенное число есть совершенное, то Он имел сто овец, когда сотворил Ангелов и человеков. Но одна овца затерялась тогда, когда согрешивший человек оставил пажить жизни. Он же оставил девяносто девять овец в пустыни потому, что оставил чистые сонмы Ангелов на небе. Но почему небо называется пустыней, если не потому, что пустыней называется место оставленное? Человек же оставил небо тогда, когда согрешил. А в пустыни оставалось девяносто девять овец тогда, когда Господь отыскивал одну на земле, потому что число разумной твари (именно: Ангелов и человеков), которое сотворено было для зрения на Бога, было уменьшено через падение человека, и для восстановления совершенного числа овец на небе, отыскиваем был на земле погибший человек. Что Евангелист в этом месте называет пустыней, то другой (Евангелист) называет «горами», дабы показать высоту (), именно потому, что не погибшие овцы стояли на высотах. – «А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью» . Овцу (Господь) возложил на рамена свои потому, что, приняв человеческое естество, Он понес на Себе грехи наши. – «И, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу» . По обретении овцы, Он возвращается в дом, потому что Пастырь наш, по восстановлении человека, возвратился в Царство Небесное. Там Он находит друзей и соседей, именно те сонмы Ангелов, которые суть друзья Его, потому что, по своему постоянству, неопустительно исполняют волю Его. Они же и соседи Его, потому что по любви к видению Его имеют непрестаемую к Нему близость. И замечательно, что Он не говорит: «радуйтеся с нашедшею овцою», но "со Мною" , именно потому, что радость Его есть жизнь наша, и когда мы возводимся на небо, тогда составляем торжество для Его радости.

4. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» . Нам, братия мои, надобно обсудить, почему Господь поведает, что на небе бывает большая радость об обратившихся грешниках, нежели о постоянных праведниках, если не потому, что мы сами видим в ежедневном опыте, что сознающие себя не подверженными никаким тяжким грехам, большею частью, хотя и стоят на пути праведности, не делают ничего недозволительного, однако же не усильно порываются к Небесному Отечеству, и тем более дозволяют себе пользоваться вещами дозволенными, чем тверже помнят, что они не учинили ничего недозволенного? И потому они большей частью бывают ленивы на совершение особенных добрых дел, потому что, не учинив никаких тяжких преступлений, считают себя очень безопасными. Напротив же, иногда те, которые помнят, что они учинили нечто непозволительное, будучи сосредоточены в самих себе самой своей скорбью о том, воспламеняются любовью к Богу, совершают великие подвиги, желают всего трудного в святой борьбе, оставляют все мирское, бегают от почестей, радуются нанесенным поношениям, горят желанием, порываясь к Небесному Отечеству; и думают, что поскольку они удалились от Бога, то вознаграждают предшествующие убытки последующими прибытками. Итак, на небе более бывает радости об обратившемся грешнике, нежели о стоящем праведнике потому, что и полководец на войне более любит того воина, который, возвратившись из побега, храбро теснит врага, нежели того, который никогда не был в бегах и никогда не совершал ничего доблестного. Так и земледелец более любит ту землю, которая после терний приносит обильные плоды, нежели ту, которая никогда не произращала терний и никогда не доставляла обильной жатвы.

5. Но между тем надобно знать, что есть много праведных, о жизни которых такая бывает радость, что никакое покаяние грешников не может быть поставлено выше ее. Ибо многие и грехов за собой никаких не знают, и однако же столько сокрушаются, как будто бы они были подвержены всем грехам. Они все отвергают, не исключая и позволительного, смиренно подвергаются презрению от мира; не хотят себе дозволить ничего; отрекаются от благ, даже дозволенных; презирают видимое, пламенно желают невидимого; в плаче находят радость, во всем смиряются; и как другие оплакивают грехи, учиненные на деле, так они оплакивают грехи помыслов. Как же назвать тех, которые и смиряются в покаянии о грехе помышления, и всегда остаются праведными на деле, если не праведниками и кающимися? Из этого надобно заключить, какую радость делает для Бога праведник, когда смиренно плачет, если неправедный делает на небе радость, когда содеянные грехи очищает покаянием!

6. Далее следует: «или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет?» Через эту женщину обозначается Тот же Самый, Кто обозначается и через Пастыря. Ибо Тот же самый есть вместе и Премудрость Божия. И поскольку образ начертывается на драхме, то женщина потеряла драхму, когда человек, созданный по образу Божию, исказил грехом свое подобие с Создателем. Но женщина зажгла светильник, потому что Премудрость Божия явилась в человечество. Потому что светильник есть свет в скудели, а свет в скудели есть Божество во плоти. Об этой именно скудели своей плоти говорит Сама Премудрость: «сила моя иссохла, как черепок» (). Поскольку скудель в огне крепнет, то крепость Ее высохла «яко скудель» потому, что Она скорбью страдания укрепила принятую плоть к славе воскресения. Но с возжженным светильником женщина перетряхивает дом, потому что как только Божество Его (Спасителя) просияло через тело, тотчас потряслась вся наша совесть. Ибо дом перетряхивается, когда от размышления о своей виновности возмущается человеческая совесть. Это слово – «перетряхивание» не противоречит тому, которое в других изданиях читается "пометет" именно потому, что нечистая душа не очищается от привычных пороков, если прежде не перетряхивается страхом. Итак, по перетряхнутии «дома обретается» драхма; потому что когда совесть человека возмущается, тогда восстановляется в человеке подобие с Создателем. «И найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму» . Что это за другини и соседки, если не те Власти Небесные, о которых мы сказали выше? Они тем ближе к Верховной Премудрости, чем более приближаются к Ней благодатью непрестаемого видения. Но мы отнюдь не должны оставлять без внимания и того, почему эта женщина, через которую изображается Премудрость Божия, имела, по смыслу притчи, десять драхм, из коих одну потеряла и по тщательном отыскивании ее нашла? – Потому что Господь создал Ангелов и человеков для познания Его; когда Он хотел установить это навечно, тогда, без сомнения, Он сотворил оное по подобию Своему. Но женщина имела десять драхм, потому что девять чинов Ангельских. Но чтобы было полное число избранных, десятым сотворен человек, который даже после преступления не погиб для Создателя своего, потому что Вечная Премудрость, сияющая чудесами из скудельного сосуда, восстановила его плотью.

7. Но мы сказали, что девять чинов Ангельских именно потому, что, по свидетельству Св. Писания, знаем Ангелов, Архангелов, Силы, Власти, Начала, Господства, Престолы, Херувимов и Серафимов. Ибо что есть Ангелы и Архангелы, об этом свидетельствуют почти все страницы Св. Писания. О Херувимах же и Серафимах, как известно, часто говорят книги Пророческие. А имена четырех чинов перечисляет Апостол Павел ефесеянам, говоря: «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (). Он же опять говорит колоссянам: «престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (). Господства, Начальства и Власти он уже описал, говоря к ефесеянам, но намереваясь говорить о том же колоссянам, он наперед сказал о Престолах, о которых ничего не говорил ефесеянам. Итак, когда к тем четырем, о которых он сказал ефесеянам, т. е. к Начальствам, Властям, Силам и Господствам, присоединены будут Престолы, то выйдет пять Чинов, поименно упоминаемых. Присовокупив к ним Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов, без сомнения, выйдет девять Чинов Ангельских. Поэтому и самому тому Ангелу, который сотворен первым, через Пророка говорится: «сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (). Здесь надобно заметить, что он создан не по подобию Божию, но называется «отпечатком подобия» , так что, чем тоньше в нем естество, тем вернее на нем отпечатлевается образ Божий. В этом месте тотчас присовокупляется: «твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего» (). Вот он поименовал девять наименований камней именно потому, что девять Чинов Ангельских. Перед этими именно Чинами был выставлен тот первый Ангел столь украшенным и величественным для того, чтобы он был славнее в сравнении с ними, будучи превознесен перед всеми Чинами Ангелов.

8. Но для чего нам подробный перечень хоров устоявших Ангелов, если мы не скажем утонченно и об их служениях? – Ибо Ангелами на греческом языке называются вестники, а Архангелами – высшие вестники. И надобно знать, что слово "Ангелы" есть наименование их «должности», а не «естества». Ибо хотя эти святые духи Небесного Отечества «всегда суть духи, но не» всегда могут быть называемы Ангелами, потому что они тогда только Ангелы, когда через них что-либо возвещается: поэтому и через Псалмопевца говорится: «Ты творишь ангелами Твоими духов» (). Ясно он как бы так говорит: «Тот, Кто всегда имеет их духами, делает их, когда благоугодно, Ангелами». Но те, которые возвещают меньшее, называются Ангелами, а возвещающие о важнейшем называются Архангелами. Поэтому-то к Деве Марии посылается не простой "Ангел" , но «Архангел Гавриил" (). Потому что на это высшее служение подобало идти высшему Ангелу, так как он возвещал о том, что выше всего. Поэтому они еще называются и частными именами для обозначения словами того, что они могут совершать на деле. Ибо в оном святом граде, полном совершенного ведения о видении Всемогущего Бога, собственные имена даются не для того, чтобы нельзя было знать их лица без имен; но когда они приходят к нам для какого-либо служения, тогда у нас носят имена по служениям.

9. Ибо Михаил значит: «кто яко Бог», а Гавриил – «мужество Божие»; Рафаил же – «врачевство Божие». И когда только проявляется что-либо дивное по могуществу, тогда посылается «Михаил», дабы из самого события и имени дать разуметь, что никто не может соделать того, что силен совершить Бог. Поэтому-то и оный древний враг, который по гордости пожелал быть подобным Богу, говоря: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера» (), когда в конце мира, долженствующий погибнуть на последнем суде будет лишаем своей силы, сотворит брань с Михаилом Архангелом, как говорит Иоанн: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона» (), для того, чтобы тот, кто по гордости превозносился до уподобления – Богу, пред погибелью вразумлен был Михаилом, что никто в гордости не смеет возвышаться до уподобления Богу. К Марии же посылается Гавриил (), который называется «мужеством Божиим». Ибо он приходил возвещать о Том, Кто благоволил явиться смиренным для сокрушения медных врат ада. О Нем через Псалмопевца говорится: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? – Господь сил, Он – царь славы» (). Итак, через мужество Божие долженствовал быть возвещенным Тот, Кто, как Господь сил и сильный в брани, приходит на брань против адской силы. А Рафаил значит, как сказали мы, «врачевство Божие» именно потому, что когда он прикоснулся к очам Товии, как бы по обязанности врачевания, тогда прогнал мрак слепоты его. Следовательно, тому, кто посылается для врачевания, прилично называться именно врачевством Божиим. Но поскольку мы прояснили имена Ангелов, то теперь остается кратко объяснить самые названия должностей.

10. Ибо Силами называются именно те духи, через которых чаще совершаются знамения и чудеса. Властями же называются те, которые преимущественно перед прочими получили в свое распоряжение то, чтобы их власти подчинены были противные власти для обуздания, дабы эти последние не могли искушать сердца людей на столько, на сколько хотят. Началами называются те, которые начальствуют даже над добрыми Ангелами, которые, распоряжаясь когда что надобно делать, начальствуют над другими подчиненными, располагая их исполнять Божественные служения. А Господствами называются те, которые высокостью превосходят даже власть Начал. Ибо начальствовать значит быть первым перед другими, а господствовать значит даже обладать всеми подчиненными. Поэтому те Ангельские воинства, которые отличаются дивным могуществом, называются Господствами потому, что им подчинены прочие в повиновение. Престолами же наименованы те воинства, перед которыми всегда председательствует Всемогущий для изречения суда. Поскольку же мы на латинском языке престолы называем «седалищами», то Престолами Божиими названы те, которые исполнены такою благодатью Божества, что Господь судит на них и через них изрекает суды Свои. Поэтому и через Псалмопевца говорится: «Ты воссел на престоле, Судия праведный» (). Херувимом же называется полнота ведения. И высшие оные воинства названы Херувимами потому, что они столь полны совершеннейшего ведения, сколь ближе созерцают славу Божию, так что, по образу твари, они тем полнее все ведают, чем ближе по заслуге достоинства приближаются к видению Своего Создателя. А Серафимами называются те сонмы Святых Духов, которые по исключительной близости пламенеют несравнимой любовью к Своему Создателю. Ибо Серафимами называются пламенеющие, или пылающие. Поскольку они соединены с Богом так, что между ними и Богом нет уже никаких других посредствующих духов, то они тем более пламенеют, чем непосредственнее видят Его. их есть подлинно пламя, потому что чем яснее они видят славу Божества Его, тем сильнее пламенеют любовью к Нему.

11. Но что за польза для нас обсуживать это об Ангельских духах, если мы не позаботимся еще через приличное размышление приноровить того к нашему усовершенствованию? Поскольку высшее оное гражданство состоит из Ангелов и человеков и, по нашему мнению, в него взойдет столько рода человеческого, сколько там осталось избранных Ангелов, как написано: «тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых» (), то должны и мы извлечь нечто из оных разделов высших граждан в пользу нашего обращения и добрыми расположениями воспламенить самих себя к приращению добродетелей. Поскольку же, по нашему мнению, туда взойдет такое множество людей, какое множество осталось Ангелов, то следует, чтобы сами уже люди, возвращающиеся в Небесное Отечество, при возвращении туда, подражали чему-либо, заимствованному из их сонмов. Ибо обращения каждого человека точно соответствуют чинам сонмов и примиряются к их участи подобием обращения. Ибо есть многие, которые получают мало, и однако же об этом самом малом не престают с благоговением возвещать братиям. Следовательно, они стремятся в число Ангелов . И есть некоторые, которые, будучи исполнены дара Божественной щедроты, усиливаются и приобретать, и возвещать высшее ведение о небесных тайнах. Итак, куда они примеряются, если не к числу Архангелов ? И есть другие, которые творят дивные дела и являют поразительные знамения. Следовательно, куда их причислить, если не к состоянию и числу Вышних Сил ? А есть еще другие, которые изгоняют злых духов из тел бесноватых, и изгоняют их силой молитвы и принятой над ними властью. Следовательно, где они получат награду свою, если не в числе Властей небесных? Есть еще другие, которые, попринятии сил, превышают заслуги даже избранных людей, и, будучи лучшими из добрых, они начальствуют даже над избранными братьями. Следовательно, где их место, если не в числе Начал ? И опять, есть некоторые, которые над всеми и всеми пожеланиями в самих себе господствуют так, что по всей справедливости между людьми называются богами чистоты, поэтому и к Моисею говорится: «вот Я поставил тебя Богом для Фараона" (). Следовательно, куда стремятся эти люди, если не в число Властей ? Есть еще другие, которые, владычествуя с особенной заботливостью над самими собой и с тщательным вниманием рассматривая самих себя, всегда содержа в сердце страх Божий, приемлют в обязанность добродетели возможность даже других судить праведно. Поскольку их душе подлинно всегда присуще Божественное созерцание, то на них, как на Престоле, Господь судит, испытует дела других, и со Своего седалища дивно всем распоряжается. Следовательно, что же они, если не Престолы Своего Создателя? Или: куда они приписываются, если не к числу горних Престолов ? Поскольку через них управляется Святая , то большей частию ими судимы бывают даже избранные за некоторые действия своей слабости. И есть некоторые, которые столь полны любовью к Богу и ближнему, что по праву должны именоваться Херувимами . Поскольку, как сказали мы, Херувимом называется полнота ведения, а по слову Павла мы знаем, что «итак любовь есть исполнение закона» (), то все те, которые преимущественно перед прочими полны любовью к Богу и ближнему, получили воздаяние за свои заслуги в числе Херувимов . И есть еще другие, которые, будучи воспламенены огнем вышнего созерцания, дышат одним желанием Своего Создателя, ничего уже не желают в этом мире, питаются одной любовью Вечности, отвергают все земное, высятся мыслью над всем временным, любят и пламенеют, и в самом своем пламени находят успокоение, любя, – пламенеют, говоря, – воспламеняют других, и кого они касаются словом, тех тотчас заставляют пламенеть любовью к Богу. Следовательно, чем же мне назвать, если не Серафимами , тех, коих сердце, превращенное в огнь, светит и жжет, потому что они и просвещают умственные очи для горнего, и разжигая слезами, очищают ржавчину грехов? Итак, те, которые воспламенены такой любовью к своему Создателю, где получили воздаяние за свое призвание, если не в числе Серафимов ?

12. Но когда я это говорю, тогда вы, возлюбленнейшая братия, взойдите внутрь самих себя, пересмотрите ваши сокровенные дела и помышления. Смотрите, есть ли внутри вас что-либо доброе, уже содеянное вами; видите ли, что вы найдете воздаяние за свое звание в числе этих сонмов, о которых мы кратко сказали. Но горе той душе, которая не замечает в себе ни одного из тех добрых дел, которые мы перечислили, и тем большее угрожает ей горе, если она и не понимает своего лишения даров, и не оплакивает его. Итак, кто таков, братия мои, о том сильно должно плакать, потому что он не плачет. Посему помыслим об обязанностях избранных, и той добродетелью, которой можем, воспламенимся к любви столь великого воздаяния. Не сознающий в себе благодати даров пусть плачет. А кто сознает в себе меньшие дары, тот да не завидует другим в больших, потому что и высшие оные чины блаженных духов так созданы, что одни поставлены выше других. Дионисий же Ареопагит, древний и досточтимый Отец, говорит (О небесн. иерар. 7, 9, 13), что из низших сонмов Ангелов видимо или невидимо посылаются во внешний мир для исполнения служения именно потому, что для человеческих утешений приходят Ангелы и Архангелы. Ибо высшие оные сонмы никогда не отлучаются от горнего мира, потому что те, которые имеют высшие степени, отнюдь не исправляют обязанностей внешнего служения. Этому, по-видимому, противоречит то, что говорит Исайя: «тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст» (). Но в этой мысли Пророка надобно разуметь, что те духи, которые посылаются, получают наименование тех, коих обязанность исполняют. Ибо тот Ангел, который носит угль от Алтаря для попаления грехов словесных называется Серафимом, потому что значит «пламень». Этот смысл, кажется, подтверждается еще тем, что говорит Даниил: «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (). Ибо иное значит – «служить», а иное – «предстоять»: потому что служат Богу те, которые отходят и к нам для возвещения, а предстоят те, которые наслаждаются внутренним созерцанием так, что уже не посылаются для исполнения дел во внешнем мире.

13. Но поскольку мы знаем, что в некоторых местах Писания нечто совершается через Херувимов, а нечто – через Серафимов, то мы не хотим решительно утверждать, сами ли они лично это делают или совершают через подчиненные воинства, которые, как сказано, приходя от высших, принимают и наименования высших, потому что этого мы не можем доказать ясными свидетельствами. Впрочем, мы наверное знаем, что для исполнения служения свыше одни Ангелы посылают других, именно по свидетельству Пророка Захарии, который говорит: «и вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем» . (). Ибо если Ангел к Ангелу говорит: «тецы и рцы» , то нет сомнения, что один посылает другого. Но посылаемые ниже тех, которые посылают. Впрочем, известно и то о воинствах посылаемых, что когда они и к нам приходят, и тогда исполняют служение во внешнем мире так, что отнюдь не перестают пребывать в горнем мире через созерцание. Следовательно, они и посылаются, и предстоят, потому что, хотя Ангельский дух описуем, однако же самый верховный Дух, который есть Бог, неописуем. Итак, Ангелы и бывают посланными, и перед лицом Его суть, потому что, куда бы ни были посланы, они внутри Его текут.

14. Надобно еще знать, что большей частью самые чины блаженных духов принимают на себя наименования ближайших чинов. Ибо Престолами, т. е. седалищами Божиими, мы назвали особенный Чин блаженных духов, и, несмотря на то, через Псалмопевца говорится: «восседающий на Херувимах, яви Себя» (), именно потому, что в самых разделениях воинств Херувимы сопредельны Престолам, и Господь представляется седящим и на Херувимах по уровню их с сопредельным воинством. Так как в этом вышнем гражданстве есть некоторые частности для каждого чина, но есть и общность для всех; и что каждый имеет в себе отчасти, тем в другом чине владеет вполне. Но одним и тем же именем вообще они не называются для того, чтобы тот чин, который принял вполне на свою обязанность какой-либо предмет, назывался именем сего предмета. Ибо Серафима мы назвали пламенем, и однако же все они вместе пламенеют любовью к Создателю. Херувима же мы назвали полнотою ведения, однако же кто не знает чего-либо там, где все вместе видят Самого Бога, источника ведения? А Престолами называются те воинства, на которых приседит Создатель, – но кто может быть блаженным, если в душе его не приседит Создатель его?» Следовательно, что отчасти имеют все, то дано в частное наименование тем, которые приняли это вполне на свою обязанность. Ибо там, хотя бы одни имели что-либо так, что другим этого уже никак нельзя иметь, так как частным именем называются Господства и Начала; однако же все там есть достояние каждого, потому что духи любовью сообщают то один другому.

15. Но вот мы, углубляясь в тайны небесных граждан, далеко отступили от порядка нашего изъяснения. Итак, вздохнем перед теми, о которых говорили, но возвратимся к себе. Ибо должно помнить, что мы плоть. Между тем замолчим о тайнах неба, но рукой покаяния сотрем пятна нашего праха перед очами Создателя; Вот само Божественное милосердие обещается, говоря: «радость будет на небесах от одного грешника кающегося», и однако же через Пророка Господь говорит: «когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не помянутся» (). Обсудим, если можем, экономию любви небесной. Стоящим она угрожает наказанием за то, если они упадут; а падшим обещает милосердие для того, чтобы они желали восстать. Тех устрашает, чтобы они не гордились добродетелями; этих успокаивает, дабы они не отчаивались по учинении пороков. Праведен ли ты, бойся гнева, дабы не пасть; грешен ли ты, берись за милосердие, чтобы встать. Но вот мы, уже падшие, устоять никак не могли, лежим в преступных наших пожеланиях. Но Тот, Кто создал нас «правыми», ожидает еще и зовет, чтобы мы восстали. Отверзает объятия любви Своей и желает принять нас к Себе через покаяние. Но мы не можем и каяться надлежащим образом, если не узнаем способа этого самого покаяния. Потому что каяться значит: и оплакивать содеянные грехи, и оплакиваемых не творить. Ибо кто оплакивает грехи, продолжая их, тот или притворяется, что он кается, или не имеет верного понятия о покаянии. Ибо что пользы, если бы кто оплакивал грехи роскоши и, между тем, продолжал бы еще быть чрезвычайно любостяжательным? Или что пользы, если бы кто стал оплакивать виновность в гневе и, однако же, был бы снедаем ненавистью? Но главное, о чем мы говорим, состоит в том, чтобы оплакивающий грехи не продолжал оплакиваемых, и скорбящий о пороках страшился впадать в пороки.

16. Ибо с особенным вниманием надобно подумать о том, что тот, кто воспоминает о своих действиях непозволительных, должен воздерживаться от некоторых из них, даже дозволенных, так как через это он обязан удовлетворить своему Создателю, чтобы учинивший запрещенное отказывал самому себе даже в дозволенном, и воспоминающий о великих своих беззакониях укорял самого себя даже за малейшие. Я говорю: «малейшие», хотя этого не подтверждаю свидетельствами Св. Писания. Закон Ветхого Завета ясно запрещает пожелание чужой жены (), а Царю запрещает давать приказания воинам выше их сил, но не запрещает под угрозой наказания желать воды. – Но все мы знаем, что Давид, пронзенный острием пожелания, и пожелал чужой жены, и взял ее (). За преступлением последовали достойные наказания, а он учиненное им зло исправил слезами покаяния. Когда он долго сидел против клинообразных ополчений врагов, тогда сильно захотелось ему пить воды из рова Вифлеемского ( и след.). Избранные воины его, пробившись через средину ополчения врагов, невредимо принесли воды, сильно желаемой Царем. Но муж, наученный наказаниями, тотчас укорил самого себя за желание воды, подвергавшее опасности воинов, и возлил ее Господу, как там написано: «вылил ее во славу Господа» (; ). Потому что пролитая вода обращена в жертвоприношение Господу, так как он виновность пожелания заклал покаянием самоукорения. Итак, тот, кто никогда отнюдь не побоялся пожелать чужой жены, после устрашился даже того, что он пожелал воды. Это потому, что он, помня о совершении непозволительного, охладев уже к самому себе, воздерживался от позволительного. Так, так мы каемся, если вполне оплакиваем то, что сделали. Помыслим о вышнем богатстве Создателя нашего. Он видит, что мы согрешили, и терпит.

17. Тот, Кто запретил нам грешить прежде преступления, не перестает ожидать покаяния и после преступления. Вот нас призывает Сам Тот, Кого мы презрели. Мы отвратились от Него, но Он не отвращается. Поэтому хорошо через Исайю говорится: «и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя» (). – Человек как бы в лице был увещеваем, когда, сотворенный для праведности, принимал заповеди для праведности. Но когда презрел эти самые заповеди, тогда как бы спиной ума стал к лицу Создателя своего. Но вот Он и позади за нами следует и увещевает, потому что Он, хотя и презрен нами, однако же не престает еще призывать нас. Мы как бы спиной стали к лицу Того, Которого слова презираем, заповеди отвергаем, но Он, стоя позади нас, призывает нас отвергшихся, хотя и видит, что Его презирают, однако же через заповеди взывает, через терпение ожидает. Итак, подумайте, возлюбленнейшая братия, если бы при разговоре с кем-либо из вас вдруг раб его возгордился и обратился к лицу его спиной, то неужели презираемый господин его не наказал гордости, не наложил ему ран за строптивое обращение? Но вот мы, согрешая, обратились спиной к лицу нашего Создателя, и, несмотря на то, Он терпит нас. Гордостно отвратившихся Он благоснисходительно зовет назад, и Тот, Кто мог оттолкнуть отвращающихся, дает обещания, чтобы мы возвратились к обязанностям. Такое-то милосердие нашего Создателя смягчает жестокость нашей виновности, и человек, который по содеянии зла мог подвергнуться поражению, должен краснеть, по крайней мере, когда его ожидают.

18. Я, братие, кратко расскажу вам о событии, о котором я узнал от почтенного мужа Максимиана, бывшего тогда настоятелем моего монастыря и пресвитером, а ныне Епископа Сиракузского. Итак, если вы со вниманием послушаете о нем, то думаю, что оно доставит любви вашей немалую пользу. В наши еще времена жил некто Викторин, который назывался и другим именем Эмилиана, по умеренности жизни достаточный человек; но поскольку при богатстве вещей преобладает греховность плоти, то он впал в некоторое преступление, которое долженствовало бы устрашить его и подумать о необычайности своей смерти.

Проникнутый размышлением о своей виновности, он сам восстал против себя самого, оставил в этом мире все и поступил в монастырь. В этом монастыре он показал такое смирение и такие подвиги покаяния, что все братия, которые там возрастали любовью к Богу, принуждены были презирать свою жизнь, когда видели его покаяние. Ибо он со всем напряжением души старался распять плоть, переломить собственную волю, потаенно молиться, омывать себя ежедневными слезами, желать себе презрения, страшиться почтения от братии. Итак, он привык предварять нощные бдения братии; и поскольку гора, на, которой стоял монастырь, с одной стороны в потаенной части выдавалась, то он имел обыкновение выходить туда прежде бдений для того, чтобы там свободнее ежедневно изнурять себя плачем покаяния, чем потаеннее было место. Ибо он взирал на строгость грядущего Судии своего и, уже соглашаясь с тем же Судиею, наказывал в слезах виновность своего преступления. Но в одну ночь бодрствующий настоятель монастыря, увидев его тайно выходящего, тихо пошел за ним издали. Когда сей увидел его в горной пещере простершегося на молитву, тогда хотел дождаться, когда он встанет, чтобы узнать самую даже терпеливость его молитвы, как вдруг пролился с неба свет на того, кто лежал простертым на молитве; и такая ясность распространилась в оном месте, что вся часть той стороны побелела от того же света; увидев это, Авва испугался и убежал. И когда, после продолжительного времени, тот же брат воротился в монастырь, Авва его, чтобы узнать, сознавал ли он над собою пролитие столь великого света, старался выведать от него, говоря: «Где ты, брате, был?» Но он, думая, что может скрыться, отвечал, что он был в монастыре. При отрицании его, Авва вынужден был сказать, что видел. Но тот, видя, что открыт, открыл и то, что было тайной для Аввы, присовокупляя: «Когда ты видел свет, нисходящий на меня с неба, тогда вместе приходил и глас, глаголющий: «грех твой прощен». И хотя Всемогущий Бог мог и молча очистить его, однако же, издавая глас, осиявая светом, Он хотел примером Своего милосердия потрясти наши сердца к покаянию. Мы удивляемся, возлюбленнейшая братия, что гонителя Своего, Савла, Господь с неба поверг, с неба говорил ему. Вот и в наши времена грешник и кающийся слышал голос неба. Тому было сказано: «что ты гонишь Меня» (). А этот сподобился услышать: «грех твой прощен». Этот кающийся грешник по заслугам гораздо ниже, нежели Павел. Но поскольку в этом событии мы говорим еще о Савле, дышавшем жестокостью убийства, то смело можно сказать, что Савл за гордость услышал голос упрека, а сей за смирение – голос утешения. Сего Божественная любовь восстановляла потому, что смирение ниспровергало; того Божественная строгость смиряла, потому что гордость возвышала. Итак, братия мои, имейте упование на милосердие Создателя нашего; обдумывайте, что вы делаете, передумывайте, что вы сделали. Взирайте на щедрость Вышней Любви и со слезами идите к милосердому Судии, когда Он еще ожидает. Ибо размышляя, что Он праведен, не оставляйте без внимания грехов ваших; а размышляя, что Он любвеобилен, не отчаивайтесь. Дерзновение к Богу дарует человеку Богочеловек. Для кающихся нас есть великая надежда в том, что нашим Посредником соделался Судия наш, Который живет и царствует со Отцом и Святым Духом, Бог, во веки веков. Аминь.