Основные тенденции развития культуры нового времени. Основные черты культуры нового времени

С начала XIX в. происходит резкое изменение среды обитания человека – городской образ жизни начинает превалировать над сельским. В XIX в. начинается бурный процесс. Изменяется мышление человека.

2. Наука и техника

Переход от мануфактуры к фабричному производству, изобретение парового двигателя совершили переворот в промышленности. Изготовление машин требовало все больше и больше металла. Железную руду теперь плавили не на древесном, а на каменном угле. Для ускорения плавки в печь нагнетали горячий воздух. Английский инженер Бессемер изобрел для выплавки вращающуюся печь – конвертер. Машиностроительные заводы оснащались разнообразными станками. Появилась химическая промышленность, вырабатывавшая:

1) серную кислоту;

3) красители и др.

В 1846 г. Хау изобрел первую швейную машину, усовершенствованную в 1851 г. Зингером. Развивалось печатное дело. Из древесной массы научились делать дешевые сорта бумаги. Появление механических станков позволило поставить типографское производство на поток. Произошел переворот в средствах транспорта и связи. В XVIII в. из города в город путешествовали дилижансы, – многоместные закрытые экипажи, запряженные лошадьми. В XIX в. в жизнь людей входит железнодорожный транспорт. Первая железная дорога была построена Георгом Стефенсоном в Англии в 1825 г. Совершенствовались локомотивы, росла скорость движения, американец Вестингауз изобрел тормоза, приводимые в движение сжатым воздухом. Паровые двигатели появились и на флоте. На 17 августа 1807 г. была назначена «испытательная поездка» парохода Фултона «Клермон». Морское плавание перестало зависеть от ветра. Пароход, пересекавший в 1819 г. Атлантический океан, тратил на дорогу 26 дней (Христофор Колумб преодолел ее за 70 дней).

В 1803–1804 гг. американский инженер Эванс прокатил по улицам Филадельфии первый паровой автомобиль. В 1803 г. в Лондоне было уже 26 паровых автомобилей, а во всей Англии число их доходило до 100. Появление новых видов транспорта вызвало необходимость совершенствования дорог. При строительстве шоссейных дорог с успехом применялись паровые дорожные катки.

Паровые машины нашли свое применение и в сельском хозяйстве. В 40-е гг. XIX в. в Англии на полях появились легко передвигающиеся машины – локомобили. На энергии, вырабатываемой их двигателями, работали молотилки. К 1870 г. в Англии имелись уже паровые плуги.

Бурное развитие морского транспорта и торговли вызвало строительство каналов. Крупнейшим из них стал Суэцкий канал, строительство которого в 1859 г. осуществил француз Ф. Лессепс.

Всеобщее распространение получил созданный в США изобретателем Морзе телеграфный аппарат. В 1826 гг. был построен первый железнодорожный висячий мост. В 1783 г. братья Монгольфье (Франция) создали летающий аппарат, который был легче вытесняемого им воздуха. В начале XIX в. был изобретен велосипед. Его прототипом стал обыкновенный самокат. Француз Дине слегка изменил модель и назвал свою машину велосипедом, т. е. «быстроногим». Практическое применение «беговые машины» нашли в Англии – сельские почтальоны доставляли на них корреспонденцию. В быт человека входили и другие новшества. Миграция населения увеличила объем переписки. Англичанин Р. Хилл упростил процесс отправки корреспонденции – ввел единый тариф на оплату почтовых отправлений независимо от расстояния. Он же ввел в употребление первые почтовые марки, которые клеились на конверт.

3. Духовная жизнь человека

С развитием цивилизации изменялась духовная жизнь человека, увеличивался интерес к истории своей семьи, своего рода. Но заказывать живописные портреты могли только богатые люди. В это время появляется фотография. В 1839 г. Луи Дагерр, парижский художник и физик, создал первый способ фотографирования.

Технический прогресс внес существенные изменения в военную технику. Широко стало применяться огнестрельное оружие. В 1803 г. английский генерал X. Шрапнель создал вид разрывного снаряда, получившего одноименное название «шрапнель». В 1862 г. швед Альфред Нобель наладил производство динамита.

Одной из черт индустриальной цивилизации стало резкое возрастание интереса человека к окружающему миру. Фундамент для мощного подъема науки в начале нового времени был заложен двумя великими учеными – англичанином И. Ньютоном (1642–1727) и немцем Г. Лейбницем (1646–1716). Переворот в науке произвела книга английского ученого Ч. Дарвина (1809–1882) о происхождении человека. Способ длительного хранения продуктов изобрел Л. Пастер (пастеризация).

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.

Стремясь распространить католицизм, церковь начинает миссионерскую деятельность в Европе, отправляет своих представителей в дальние страны для проповеди христианства среди языческих народов. Основное внимание миссионерской деятельности было направлено на:

1) Африку;

2) Ост-Индию;

3) Переднюю Азию;

4) Америку.

Революции в Западной Европе и Америке способствовали оформлению в XIX в. основных идеологических направлений:

1) консерватизма;

2) либерализма;

3) социализма.

Великая Французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты, поэты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений. Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Равенства, Братства, Свободы. Но наступила пора разочарования. В философии и искусстве зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах разума. Попытки уйти от действительности и в то же время ее осмыслить вызвали появление новой мировоззренческой системы – романтизма.

В 30-е гг. XIX в. серьезные изменения в обществе создадут условия для возникновения другого творческого направления – критического реализма.

Романтизм принес в искусство не только новые темы и новых героев, изменяются и музыкальные формы. Всемирную славу снискали талантливые композиторы: австриец Ф. Шуберт (1797–1828), поляк Ф. Шопен (1810–1849). Дальнейшее развитие романтические музыкальные традиции получили в творчестве Джузеппе Верди (1813–1901): оперы «Дон Карлос», «Травиата», «Аида», «Риголетто» принесли ему мировую славу.

Изменилась и мода. Серьезно повлияла на нее Великая Французская революция. Элегантная Франция начала носить деревянные башмаки сабо и подтяжки. В 1792 г. красный колпак стал символом якобинцев. Платья шили из легких тканей, по покрою они напоминали расширенную книзу рубашку с большим декольте и короткими рукавами. В середине XIX в. в женскую моду входят кринолины (присборенная клинообразная юбка, форма которой поддерживалась тонкими стальными обручами).

5. Живопись, архитектура и скульптура

В изобразительном искусстве распространяются идеи романтизма и критического реализма. В тяжелой атмосфере Испании рубежа XVIII–XIX вв. сформировалось творчество Франсиско Гойи (1746–1828). Интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям проявляли Теодор Жерико (1791–1824), Эжен Делакруа и Оноре Домье (1808–1879).

Реалистические традиции в изобразительном искусстве прочно связаны с именем Гюстава Курбе (1819–1877).

Произошли изменения и в градостроительстве, строительной технике – широко применяются металл, стекло, бетон. Дома становятся выше, улицы прямее и шире. Для обогрева домов используются камины – печи с широким устьем и прямой трубой. Топили камины углем или дровами. В конце XVIII в. в быт вошла масляная лампа со стеклом, которую с середины XIX в. сменила керосиновая. С конца 50-х гг. XIX в. в употребление вошло газовое освещение.

Строятся новые фабрики, банки, многоквартирные дома, вокзалы, библиотеки, выставочные залы. В середине XIX в. в оформлении фасадов и интерьеров часто применялись классические архитектурные формы рококо и классицизма.

Классицизм получил развитие в начале века в период наполеоновской империи. Для него характерны классические архитектурные формы: колонны, фронтоны. Композиции классицизма обязательно симметричны. Во Франции классицизм назывался «стилем империи», так как он лаконичен и монументален.

Термин "Новое время" чаще всего употребляют для обозначения периода развития Европы в ХVII-XVIII веках. При этом начальные моменты особенностей культуры Нового времени связываются с Ренессансом и Реформацией. А вот, что касается конца - с ним сложнее. Своеобразие европейской культуры (а через это во многом и мировой), которое было связано с возрожденческими и реформационными изменениями, не исчезло вовсе и сейчас. Правда, с середины XIX века мыслители, философы все отчетливее осознавали "начало конца" собственно Нового времени, в чем-то отражая, в чем-то предвосхищая наступление очередного, но необычного по своему значению, великого перелома в цивилизации и культуре. Почти одновременно это стали ощущать и выражать европейские художники, прежде всего мастера слова и кисти.

XIX век к своей середине обнаружил как будто бы устойчивость мощного цивилизационного и культурного развития, хотя бы в Европе. Но очень скоро начались потрясения, цивилизационный прогресс стал ускоряться рывками научных, технических, промышленных подвижек. И это ускорение, воспринятое оптимистами с энтузиазмом, обещавшее человечеству грандиозную реализацию последствий роста знаний, технологии и т.д., - повело к тому, что цивилизованность пошла "вразнос". Культура с системой ценностей, заложенной Ренессансом, Реформацией, вроде бы только что устоявшейся, оформившейся, оказалась под угрозой распада. Начались сплошные переоценки ценностей, смены их иерархий. Тем не менее, многое в нашей нынешней культуре, в наших ценностях, которые мы называем общечеловеческими, остается от по сути нововременного прошлого. Мы, по-видимому, живем в пору коренных культурных сдвигов, которые еще не завершены. Мы уходим, но еще не ушли от "классической эпохи".

Поэтому, исследуя своеобразие культуры Нового времени, вполне возможно и целесообразно прослеживать все ее движение, от зарождения особенностей, до осмысления того, что с ними произошло в ХХ веке и продолжает происходить. При этом нет возражений против употребления слов "Новое время" в более узком, зато более привычном смысле. Собственно Новое время - это XVII, XVIII и XIX век.

Новое время выступает своего рода эпицентром европейской цивилизации и культуры: здесь переосмысляются традиции античности и средневековья, отсюда лежит путь к культурным катастрофам и свершениям XX столетия. Мы все, независимо от своеобразия собственных культурных традиций, в той или иной степени являемся наследниками достижений и проблем, обозначившихся в культурном поле Европы XVII - XIX веков.

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры: становление техногенной цивилизации, буржуазных общественных отношений, становление рационалистического мышления.

Новое время - эпоха научной революции, коренного изменения картины мира. В эту эпоху появляется естествознание, наука становится самостоятельным культурным институтом.

На основе достижений естественных наук формируется механистическая картина мира.

Культура Нового времени исходит из предположения, что вся Вселенная организована законами, неотъемлемо присущими ей по природе, познанными или еще не познанными человечеством. Это предположение, правда, не могло быть ни доказано, ни опровергнуто, ибо никакой открытый и сформулированный закон не может служить доказательством существования не открытых еще законов. В рамках анализируемой культуры предположение о законосообразности мироздания было предметом веры, принималось за очевидную истину - единственно возможную и необходимую, потому что для мира, мыслимого теперь без единоправного управителя (Бога), с человеческой точки зрения, необходим был все-таки надежный источник порядка, способный оградить мир от губительного хаоса. Этим источником была, по представлениям эпохи, всеобщая подчиненность мироздания лежащим в нем самом законам.

С другой стороны, сама эта принципиальная возможность познавать истинное положение вещей, познавать "законы Вселенной", усматривалась в том обстоятельстве, что человеческий мозг, порожден той же природой, подчинен ее же законам и обладает разумом - способностью усматривать свойства вещей и их взаимосвязи независимо от собственного положения и интереса, бескорыстно и объективно. Эта способность разумного суждения (или "здравого смысла"), врожденная человеку и свойственная только ему, считалась свойством, возвышающим человека из мира живого, где поведение принижено тем, что подчинено всегда конкретному практическому интересу.

Разумное начало, или Разум - вот что в культуре Нового времени считалось основанием единства мира, объединившим живую и неживую природу, человека и мир. "Природа разумна, разум естественен" - таков символ веры эпохи Нового времени.

В пространстве культуры Нового времени, где деятельность познания приобрела небывалую в предшествующих культурах значимость, где возникла особая область - наука, "человек познающий " становится героем культуры . Ученый, с его исходным реализмом в отношении к миру, с его позицией открытости и независимости суждений ради установления истины путем эксперимента и доказательства, как единственного ее критерия, становится образцом трезвого и практичного отношения к жизни для людей любого рода занятий - в политике и военном деле, в суде и в хозяйстве аристократа-землевладельца, в войне, в мореплавании и торговле - даже мелкой, лавочной. Не только ученый, но каждый, кто действует по собственному почину, на свой страх и риск, нуждается в том, чтобы знать истину, т.е. действительное положение дел, в которые он внедряется.

Обособление познавательной деятельности не отделяло ее от деятельности созидательной, по крайней мере, в представлениях классической поры Нового времени, поскольку в рамках этой культуры созидание мыслилось как установление естественного порядка. Герой этой культуры - в первую очередь самодеятельный индивид, осознающий свой долг и действующий ради установления разумного, значит, наилучшего, порядка жизни. Мир, в котором он действует, существует независимо от него, но этот мир открыт его разуму и чувствам и потому доступен человеческим усилиям усовершенствовать его. Таков приблизительно смысл, заключенный в образе победоносного героя Нового времени. Этот персонаж полон воодушевления, свойственного людям, освободившимся от сковывающих традиций, и берет теперь на себя инициативу и ответственность за свое и общее будущее, руководствуясь в деяниях своих разумом и "разумной страстью" - волей.

Иерархия деятельностей в культуре, считающей, что "закон правит миром", выдвигает на высшие уровни значимости деятельность законодательную. В странах, в которых установилась абсолютная монархия, законодателем является глава государства - монарх. Его долг установить такой порядок в государстве, который соответствовал бы законам человеческой природы. Король, император, царь - на троне или на коне впереди войска, государственный советник, министр, канцлер-устроитель государства в своем рабочем кабинете - вот наиболее распространенный портретный образ деятеля эпохи Нового времени. Важнейшая проблема, с которой в этой связи сталкивается общественная мысль эпохи, порождена тем, что в таком властителе соединяются частное лицо - с его личными качествами, интересами и временными целями, и лицо державное - источник и гарант "общего блага" - с другой. Суть этой проблемы заключается в том, что обе эти позиции не всегда совпадают, и тогда, в условиях абсолютизма, т.е. власти, ничем не ограниченной извне, граница своеволию может быть положена только моральным сознанием субъекта власти. Поскольку мотивами деятельности монарха - как образцовой по отношению ко всякой общественно значимой деятельности - считаются, с одной стороны, чувство "долга", порожденное разумным осознанием своего естественного предназначения в мире, и столь же естественные личные "чувства" ("аффекты", "страсти" - в терминологии эпохи) - с другой, то их слияние или борьба, составляют основное содержание внутреннего мира человека, каким понимала его эпоха Нового времени.

Итак, политик (монарх-законодатель, полководец, государственный советник, министр, судья) и ученый (математик-астроном, естествоиспытатель, философ) - вот две основные фигуры эпохи, к которым тяготеют все остальные. Каждый придворный на государственной службе чувствует себя политиком, почти каждый аристократ, отошедший от дел, организует лабораторию и мастерские, философствует, пишет книгу. Третья крупная фигура эпохи - "капиталист" - банкир, крупный торговец, владелец мануфактуры, фабрики, заводчик - очень долго не становится вровень с ними; нетрадиционно хозяйствующий субъект, "делец" считается авантюристом, обманщиком, игроком. В системе представлений, ориентированных на разумный закон и порядок, он кажется либо мало значимым для культуры, либо даже ее разрушителем.

Иначе осмыслена в Новое время роль религии. Новая эпоха не стала безрелигиозной (атеистической, т.е. безбожной - от гр. a - отриц. частица + theos - бог), но в ней христианство уже не было основным средством понимания и описания мира. Научные теории теперь выглядели убедительнее религиозного мифа. Рассказывают, что когда знаменитый французский астроном Пьер Лаплас изложил Наполеону свою гипотезу о происхождении Солнечной системы, последовало замечание императора о том, что в ней нет упоминания о Боге. "Я не нуждаюсь в этой гипотезе, Ваше величество", - таков был, вполне в духе времени, ответ ученого. Новая эпоха как будто увидела вечность с противоположной точки зрения: Средневековье считало определяющим момент творения мира Богом, Новое время - момент постижения мира человеческим Разумом. Средневековье опиралось на Начало, Новое время - на Итог времен. Новое время казалось себе логическим завершением истории потому, что, открыв возможность познать мир через вечно присущие ему законы, эта эпоха была полна надежд очень скоро овладеть миром, достигнув полного его описания.

В эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей силе в природе и обществе. Познать и сформулировать законы природы призвана наука . Наука как общественный институт, сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всеобщий смысл - впервые сложился в эпоху Нового времени. Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания и образного воплощения господствующих общественных закономерностей, средством воспитания в людях норм морали, которая признавалась "естественной", присущей самой человеческой природе.

В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания. Учебники по основным отраслям знаний - тоже новшество этой эпохи. Политические формы, опробованные в эпоху Нового времени, частью сохранились до наших дней (представительная демократия). Ценнейшим из наследия Нового времени является выработанное тогда представление о человеке как самоответственном деятеле (монархе, вельможе, политике, ученом, собственнике и т.п.), свобода которого ограничена лишь естественным моральным законом.

Основные черты культуры Нового времени

Тема 17. Европейская культура Нового времени

1. Основные черты культуры Нового времени

2. Культура эпохи Просвещения

3. Западноевропейская культура XIX века

Термин ʼʼНовое времяʼʼ чаще всœего употребляют для обозначения периода развития Европы XVII, XVIII и XIX веков. Но при этом каждое столетие обладает отличительными особенностями.

· XVII век не имеет общепризнанного названия. Но именно он закладывает основы новоевропейской культуры, развивающиеся на базе процессов, происходивших в Возрождение и Реформации.

· XVIII век – век Просвещения. Он ощущает себя разрушителœем старых стереотипов и строителœем новой свободной культуры.

· XIX век – буржуазный. Он углублял тенденции и противоречия в социокультурном развитии, обозначившиеся в эпоху Просвещения.

Новое время выступает своего рода эпицентром европейской цивилизации и культуры: здесь переосмысляются традиции античности и средневековья, отсюда лежит путь к культурным катастрофам и свершениям XX столетия.

Специфические особенности рассматриваемого периода в развитии Европы и ее культуры следующие:

1. Становление буржуазных общественных отношений, техногенной цивилизации.

2. Научная революция, коренное изменение картины мира.

3. Формирование рационалистического мышления.

1. В XVII веке расцветает мануфактурное производство, появился наемный труд, формируются первые крупные капиталы. Οʜᴎ часто наживались колониального порабощения новых территорий мира. Новые процессы поставили страны Европы в неравное положение: одни имели колонии, другие – нет, в одних установился буржуазный строй (Англия, Голландия), в других – еще более укрепились феодальные отношения (Испания, Германия). В случае если одним из героев ренессансной культуры был меценат, но в Новое время возникает и новый герой– ʼʼкапиталист ʼʼ – банкир, крупный торговец, владелœец мануфактуры (позднее – фабрики). Хотя еще долгое время нетрадиционно хозяйствующий субъект, ʼʼделœецʼʼ считается авантюристом, обманщиком, игроком.

2. В Новое время происходит научная революция . Стоит сказать, что для науки Новое время начинается драматически – в 1600 году в Риме на Площади цветов был сожжен великий мыслитель эпохи Возрождения Джордано Бруно . Но вскоре заявят о себе великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Гюйгенса в математике, астрономии и различных областях физики. Ньютон и Лейбниц независимо друг от друга изобретут дифференциальное исчислении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ станет орудием почти всœей высшей математики. Галилей и Кеплер подтвердят гелиоцентрическую систему Коперника. Исаак Ньютон откроет закон всœемирного тяготения и напишет фундаментальный труд ʼʼМатематические начала натуральной философииʼʼ, а Карл Линней систематизирует биологию ʼʼСистеме природыʼʼ.

На базе достижений естественных наук сформируется механистическая картина мира, которая представитВселœенную в роли огромного механизма, машины, части которой жестко детерминированы, а всœе процессы сведены к механическим. Огромную роль в формировании механической картины мира сыграли работы Лейбница и Исаака Ньютона, создателя классической физики, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия.

Формирование механистической картины мира было также результатом переосмысления роли религии . Новая эпоха не стала безрелигиозной, атеистической (от гр.
Размещено на реф.рф
a – отриц. частица + theos – бог), но в ней христианство уже не было основным средством понимания и описания мира. В Новое время возникает иная форма веры – деизм (от лат. деиз – бог). Она признавала, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определœенный порядок в извечно существовавшую материю. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Механик , который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. При этом, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселœенной. Такому Богу бесполезно молиться – у него можно только учиться. По этой причине место пророков и священников заняли учёные-естествоиспытатели.

Научные теории теперь выглядели убедительнее религиозного мифа. Рассказывают, что когда знаменитый французский астроном Пьер Лаплас изложил Наполеону свою гипотезу о происхождении Солнечной системы, последовало замечание императора о том, что в ней нет упоминания о Боге. ʼʼЯ не нуждаюсь в этой гипотезе, Ваше величествоʼʼ, – таков был, вполне в духе времени, ответ ученого.

Результатами научной революции Нового времени стали:

· формирование классической науки , в которой на первый план вышло естествознание . Физика стала царицей наук, а законы ньютоновской механики считались универсальными

· появление нового типа исследователя – ученого-экспериментатора , эксперименты которого становятся всœе более строгими, благодаря новым измерительным приборам и совершенствованию математического аппарата познания

· превращение науки в общественный институт , сообщество ученых мира, совместно формирующих систематические, проверяемые и доказуемые знания, имеющие всœеобщий смысл. Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

3. Развитие науки шло параллельно с утверждением нового стиля мышления – рационалистического. Разумное начало, или Разум считалось основанием единства мира, объединившим живую и неживую природу, человека и мир.
Размещено на реф.рф
ʼʼПрирода разумна, разум естествененʼʼ – таков символ веры эпохи Нового времени.

В Новое время происходит создание всœеобъемлющих философских систем. Накопленное к этому времени знание потребовало ответа на главные вопросы: что такое знание, какой путь оно должно пройти, чтобы превратиться в теорию. И на этом направлении поиска образовались две системы ответов: эмпиризм и рационализм. Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) отводили главную роль опыту, чувственному познанию. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц )полагали, что знания возникают на базе правильного метода рассуждений.

Развитие науки и рационалистического мышления сформировало новый тип человека. В пространстве культуры Нового времени, где деятельность познания приобрела небывалую значимость героем культуры становится ʼʼчеловек познающий ʼʼ. Причем образ человека познающего стал примером трезвого и практичного отношения к жизни для людей любого рода занятий. Каждый, кто действует по собственному почину, на свой страх и риск, нуждается в том, чтобы знать истину, т. е. действительное положение дел, в которые он внедряется. Герой этой культуры – в первую очередь самодеятельный индивид , осознающий свой долг и действующий ради установления разумного, значит, наилучшего, порядка жизни.

Основные черты культуры Нового времени - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные черты культуры Нового времени" 2017, 2018.

Характерные черты культуры нового времени.

Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое. Эпоха охватывает три века: XVII, XVIII, XIX. Вместе с тем каждый век имеет свое историческое лицо, характеризуется своей культурной парадигмой, своей доминантой сознания.

    XVII век – эпоха зарождения, становления рационализма;

    XVIII – век Просвещения, когда рационалистическое сознание находит своего носителя в лице конкретного социального субъекта – «третьего сословия» и его идеологов;

    XIX столетие характеризуется (в целом) как век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне и полностью, эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем – эпоха начала ее кризиса – через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении – техницизме.

Период Нового времени охватывает два этапа :

1. Почти весь 17 век – господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция формирование новой картины мира и метафизической системы и философии.

2. Завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма – в политической жизни, стремление к свободомыслию и просвещению. Все это вместе взятое получило развитие в движении и идеологии Просвещения.

Для культуры Нового времени характерны следующие черты:

1) Антропоцентричный характер европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Внимание к внутренней духовной жизни порождало у человека обостренное чувство «Я». Это вело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.

2) Свобода личности. Если ренессанский гуманизм, воспевающий мощь и свободу творческого человеческого духа был в определенном смысле элитарным гуманизмом, то главный пафос гуманизма Нового и Новейшего времени заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.

3) Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменения привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности и экономический порядок. Данная черта способствовала формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.

4) Полицентризм властей. Заслуживает особого внимания разделение власти на политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны, государство, а с другой, - церковь. Борьба между политической и духовной властью и началась, и завершилась тем, что политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть.

5) Дуализм механизмов детерминации. С одной стороны, высшая цель западной цивилизации, заложенная Новым временем, - наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем – превращает человека в орудие эффективной экономической деятельности. С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности может рано или поздно не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от технологии и экономической эффективности.

6) Своеобразием Нового времени является то, что в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха – эпоха Просвещения, в которой провозглашается принцип равенства, справедливости и братства. Это вторая половина 17 – 18 вв.

7) Больше жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.

8) Впервые в конце 19 в. был продемонстрирован синематограф (кинематограф).

9) Развитие подземного строительства, прокладывание туннелей и метрополитенов (17-19 вв.)

5. Культура Нового времени

Новое время охватывает период конца XVII–XIX вв. Его принято подразделять на два этапа:

1) эпоха Просвещения («век Разума»), относящаяся к XVII–XVIII вв.;

2) культура XIX в.

Остановимся более подробно на одной из самых ярких эпох в культурной истории европейских стран.

Эпоха Просвещения

Толчком к переходу к эпохе Просвещения во всех странах является отказ от феодального образа жизни, переход к более демократичному строю. В чем же проявляется его демократичность? Во-первых, культура Просвещения предназначена не для какого-то выбранного слоя общества, не для богатой его верхушки, а для всего народа.

Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «образованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.

Равенство – вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения. Кто же был идеалом данной эпохи, которую часто называют «веком Разума»? Конечно же человек, которого и отличает от животного способность разумно мыслить. Именно он обладает не только физической, но и духовной мощью.

По мнению многих мыслителей, Просвещение – это главный двигатель общественного прогресса.

К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) писал, что «Просвещение – это выход человека из состояния его несовершеннолетия…». А «несовершеннолетие» же «есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». По мнению И. Канта, в этом несовершеннолетии человек «находится по собственной вине», исключительно из-за «недостатка решимости и мужества пользоваться» самостоятельно собственным рассудком.

Это стремление к самостоятельности, участию каждого человека в переустройстве окружающего мира посредством возможностей своего разума и привело к тому, что кардинально изменились религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений – появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и вопреки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие – появление в эпоху Просвещения новой формы веры – деизма. Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть первопричина мира. То есть, по мнению деистов, Бог является создателем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устройство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.

Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, – это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов. Но несмотря на огромное желание получить такое общество, многие утописты, например Жан Жак Руссо (1712–1778), мало верили в его возможность.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни.

Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три революции:

1) промышленную в Англии;

2) политическую во Франции;

3) философско-эстетическую в Германии.

Но Просвещение сказалось не только на социальном устройстве общества, но и на культурном развитии.

В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал почитаться основой познания и поведения людей. Только за разумом признавалось решающее слово, как в жизни, так и в науке, и даже в религии.

Хотя эпоха Просвещения и охватила множество стран, для каждой из них были характерны свои черты, связанные прежде всего с национальной самобытностью.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к равенству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

Первым сформулировал программу английского Просвещения, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк (1632–1704). В своем произведении «Опыт о человеческом разумении», написанном в 1689 г., он выделил три основных права человека, которые относятся к «неотчуждаемым правам»:

1) право человека на жизнь;

2) право человека на свободу;

3) право на собственность.

Результат принятия этих трех прав Д. Локк видел в «правовом равенстве индивидов».

Большое значение Д. Локк приписывал человеческому труду. По его мнению, именно труд и определяет, какой собственностью будет обладать человек.

Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А чтобы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в философии, названное этикой самолюбия или разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670–1733), а также английский философ и социолог Иеремия Вентам (1748–1832). По мнению сторонников этики самолюбия, эгоизм есть движущая сила культурной и нравственной жизни людей.

Среди шотландских просветителей стоит выделить экономиста и философа Адама Смита (1723–1790). Он выдвинул свою новаторскую идею гражданского поведения и социальных отношений, в которой большую роль отводил рынку. Именно благодаря рынку, по мнению А. Смита, человек и смог скинуть с себя оковы феодализма. Свобода же человека определяется прежде всего его ролью в экономических отношениях.

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Цени Дидро и Шарль Луи Монтескье.

Одним из сторонников деизма во Франции был писатель и просветитель Вольтер (1694–1778), настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ. Уже в ранних его произведениях прослеживалось его негодование относительно абсолютизма, он всячески высмеивал феодальное общество с его принципами и моральными ценностями. Критике феодально-абсолютистской системы посвящены такие произведения, как «Философские письма», написанные в 1733 г., и «Философский словарь», написанный в период с 1764 по 1769 гг. Но творчество Вольтера охватывало не только философско-политические темы. Его проза была посвящена весьма разнообразным темам, написана в различных жанрах: от трагедии и комедии до стихов и романов. Идеи Вольтера сыграли не последнюю роль в развитии мировой мысли. В частности, в России очень большое распространение получило вольтерьянство, которое ассоциировалось со свободомыслием, религиозным скептицизмом, ниспровержением авторитетов.

Еще одним критиком абсолютизма был современник и соотечественник Вольтера правовед и философ Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Его основные произведения – «Персидские письма», написанные в 1721 г., и книга «О Духе законов», написанная 1748 г. В них Ш. Л. Монтескье рассуждает о причинности возникновения той или иной формы государственности, видит решение проблем, связанных с законностью, в разделении властей.

Непримиримым с религиозными идеями, а также абсолютизмом во власти на протяжении всей жизни оставался великий французский писатель и философ Дени Дидро (1713–1784). Он был материалистом, т. е. сторонником той идеи, что именно материя первична, а всякое мышление и сознание являются лишь свойствами этой материи. Одно из наибольших достижений Д. Дидро – идея создания «Энциклопедии» (1751–1780 гг.). Он был не только ее вдохновителем, но и создателем и редактором. «Энциклопедия» состояла из тридцати пяти томов.

Жан Жак Руссо (1712–1778), французский писатель и философ, который, как и остальные просветители, с недоверием и даже с негодованием относился к официальной церкви. В его произведениях прослеживается основная идея эпохи Просвещения – идея всеобщего равенства. Эта тематика характерна для таких его произведений, как «Рассуждение о начале и основаниях неравенства» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.). В них он критикует абсолютизм и крайний деспотизм власти.

По мнению Ж. Ж. Руссо, многие проблемы человека являются следствием его испорченных нравов. Эта испорченность шла от плохого воспитания и неравенства. Поэтому выход виделся Руссо в искоренении всякого неравенства, в правильном воспитании людей, которые бы могли служить на благо общества. Вот почему одним из известнейших произведений Ж. Ж. Руссо является его роман «Эмиль, или о Воспитании», посвященный педагогическим проблемам в системе воспитания. Главная цель образования, по мнению Руссо, – развитие в человеке внутреннего сознания добра и защита его нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Не стояло на месте и Просвещение. Сложное положение, в котором находилась Германия, ее раздробленность и экономическая нестабильность наложили свой характерный национальный отпечаток на немецкое Просвещение.

Среди немецких философов-просветителей стоит выделить Иммануила Кантам его современников: Готхолъда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида Гердера.

Основной идеей немецкого философа, теоретика искусства и драматурга Готхолъда Эфраима Лессинга (1729–1781) было политическое обновление, которое он видел в единстве человеческого рода. Цель этого обновления – завершающий этап развития человеческой цивилизации, «эпоха нового, вечного Евангелия».

Сторонником гуманистических идей был другой немецкий философ-просветитель, критик и эстетик Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). Он выступал за самобытность в искусстве, за национальные различия и разнообразие. Одними из наиболее значимых его произведений, пронизанных идеями гуманизма, были сочинение «Еще одна философия истории для воспитания человечества», а также «Письма для поощрения гуманности» (1793–1797 гг.).

И. Канту принадлежала своя концепция Просвещения, согласно которой Просвещение есть освобождение человека от моральной и интеллектуальной зависимости. В этом плане стоит отметить такое произведение И. Канта, как «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвышенное – две главные категории согласно И. Канту. Все чувства человека И. Кант наблюдает только через призму этих категорий.

И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие социальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопросы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естественную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности.

Важным понятием в философии И. Канта является понятие «вещь в себе». Это понятие означает вещь, рассмотренную со стороны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Интересно, что в первом издании своего произведения «Критика чистого разума», написанного в 1781 г., И. Кант отрицает всякое существование «вещи в себе». А уже во втором переиздании доказывает обратное, что «вещь в себе» может быть реальной.

Значение философии И. Канта для последующего развития философской мысли огромно. Именно И. Кант являлся основателем немецкой классической философии.

Для искусства Просвещения были характерны свои стилевые и жанровые особенности. Можно выделить три основных направления, характерных для европейского искусства.

1. Классицизм, от латинского слова classicus, что значит «образцовый».

2. Романтизм, от французского слова romantisme.

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.

Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.

Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.

Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703–1770), такие как «Венера, утешающая Амура» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Венеры» (1751 г.) и др.

Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью. Наиболее известные его картины: «Общество в парке» (1716–1719 гг.), «Танец» (1710–1720 гг.), «Меццетен» (1717–1719 гг.), «Влюбленные на отдыхе», «Паломничество на остров Киферу» (1717–1718 гг.).

Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У. Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730–1731 гг.), «Карьера мота» (1732–1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.

Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888) был одним из наиболее выдающихся портретистов. Его портреты («Автопортрет» (1754 и 1758 гг.), «Портрет дамы в голубом» (1770 г.), «Девочка с поросятами» (1782 г.), «Утренняя прогулка» (1785 г.) и др.) одухотворены, поэтичны, полны лиризма и душевной утонченности.

В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.

Ведута (от итальянского слова veduta) – это городской архитектурный пейзаж. Представителями этого направления были венецианские живописцы-просветители Джованни Каналетто (1697–1768) («Портелло и канал Брента в Падуе», «Двор каменотеса», «Площадь святых Иоанна и Павла в Венеции», «Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции», «Площадь Сан-Марко в Венеции»), Франческо Гварди (1712–1793) («Вид площади с дворцом», «Каприччо на набережной Венецианской лагуны», «Отплытие дожа на „Бученторо“ в церковь Сан-Николо на Лидо», «Вид на Венецианскую лагуну с башней Мальгера»).

Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просвещения. Во многом это связано с расцветом театрального искусства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым веком театра».

В Англии это связывают с именем драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751–1816). Он прославился своими сатирическими комедиями: «Соперники» (1775 г.), «Поездки в Скарборо» (1777 г.), «Школа злословия».

Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.

Наиболее известные произведения Карло Гольдони (1707–1793) – «Хитрая вдова» (1748 г.), «Трактирщица» (1753 г.), «Слуга двух господ» (1745–1753 гг.). Благодаря своему остроумию и искрометному юмору К. Гольдони получил широкую известность во всем мире.

Его современник Карло Гоцци (1720–1806) писал сказки (фьябы ) для театра, которые основывались на фольклоре: «Любовь к трем апельсинам» (1761 г.), «Король – олень» (1762 г.), «Турандот» (1762 г.) и др. И если К. Гольдони отказался от метода комедии дель арте (импровизации на основе сценария), то К. Гоцци, наоборот, продолжал широко использовать этот метод.

Больших высот комедии нравов достигли в творчестве французского драматурга эпохи Просвещения Пьера Огюстена Бомарше (1732–1799). Герои его произведений пытались всячески протестовать и высмеивать существующий режим. («Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.)).

В эпоху Просвещения в Германии появился «универсальный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832). Его произведения проникнуты антифеодальными настроениями, в них описываются проблемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни (пьеса «Эгмонт» (1788 г.), трагедия «Фауст» (1803–1832 гг.), автобиографическая книга «Поэзия и правда» и др.). И. Гете был не только талантливым писателем, но и блестящим естествоиспытателем («Опыт о метаморфозе растений» (1790 г.), «Учение о цвете» (1810 г.)).

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И.-С. Бах, Г Ф. Гендель, И Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса си-минор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И.-С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732–1809). Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 месс и т. д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием«(1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Культура XIX в.

Начало XIX в. характеризуется большими изменениями в общественно-политической жизни. Во многих странах вспыхивают буржуазные революции. Люди стремятся избавиться от политического гнета и всякой несправедливости.

Помимо изменений в структуре общества, преобразования коснулись и научной стороны жизни. Наблюдаются первые признаки индустриального общества. Это связано прежде всего с промышленной революцией, научными открытиями и т. п.

Вот лишь немногие ученые, оказавшие заметное влияние на развитие науки: немецкий естествоиспытатель и врач, сформулировавший закон сохранения энергии, Юлиус Роберт Майер (1814–1878); экспериментально доказавший закон сохранения энергии английский физик Джеймс Прескотт Джоуль (1814–1878); создатель термодинамической теории химических процессов, теории вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии, немецкий ученый Герман Людвиг Фердинанд Гелъмгольц (1821 1894). Огромных результатов достигла биология, благодаря таким немецким ученым, как Теодор Шванн (1810–1882) («Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» (1839 г.)) и Матиас Якоб Шлейден (1804–1881). Вместе они создали клеточную теорию. Грандиозное эволюционное учение внедрил в биологию английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дарвин (1809–1882). Его главный труд – «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.).

Физика XIX в. смогла преодолеть границы и перейти в область микромира и в мир больших скоростей. В первую очередь это заслуга двух величайших умов XIX столетия: немецкого физика-теоретика, основателя современной физики, создателя теории относительности Альберта Эйнштейна (1879–1955) и немецкого физика, основоположника квантовой теории Макса Планка (1857–1947).

В искусстве XIX в. продолжали развиваться два основных стиля: классицизм и романтизм.

Классицизм начал сформировываться еще в XVII в. Для него было характерно возвращение к достижениям античного мира.

Основными принципами классицизма были философский рационализм, разумность, закономерность, облагороженная красота. Важная роль отводилась воспитанию. При этом общественное ставилось выше личного. Герои классицизма боролись со своими страстями во благо общества, долга и т. п.

В литературе классицизм отразился в произведениях таких мастеров, как немецкий поэт, драматург Иоганн Фридрих Шиллер (1759–1805) («Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль» и др.), французский поэт и драматург Мари Жозеф Шенье (1764–1811) («Карл IX, или Урок королям», «Кай Гракх» и др.), его брат, поэт и драматург Андре Мари Шенье (1762–1794) (цикл «Ямбы»).

Классицизм в живописи связан прежде всего с французским живописцем Жаком Луи Давидом (1748–1825). Переняв античный пример, он создал настоящие шедевры живописи классицизма: «Клятва Горациев» (1784 г.), «Смерть Марата» (1793 г.), «Сабинянки» (1799 г.), «Андромаха у постели Гектора» (1783 г.), портреты «Врач А. Леруа» (1783 г.), «Зеленщица», «Старик в черной шляпе» и др.

Учеником Ж.-Л. Давида был прекрасный портретист, французский художник Жан Огютс Энгр (1780–1867) («Портрет художника» (ок. 1800 г.), «Портрет Бертена» (1832 г.), «Мадам Девосе»(1807 г.)).

Музыкальное искусство классицизма в связи с Великой французской революцией приобрело несколько новые формы. Прежде всего это связано с появлением новых идеалов, стремлением к массовости. Возникновение нового музыкального жанра «опера спасения» было возможно благодаря двум композиторам этой эпохи: Франсуа Жозефу Госсеку (1734–1829) (опера «Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре», 1793 г.) и Этьену Мегюлю (песни для революционных празднеств, оперы «Стратоника» (1792 г.), «Иосиф» (1807 г.) и др.).

Разочарование в революции, социальные катаклизмы привели к смене идеалов. Отвращение к буржуазному строю с его рационализмом и просвещением привели к тому, что классицизм начал себя изживать. На смену ему пришло новое направление – романтизм. Романтики стали отказываться от объективности в пользу субъективного творческого воображения.

Среди писателей романтизма стоит выделить Жана Поля (1763–1825), основателя романтической этики, автора романов «Геспер», «Зибенкэз» и др., а также романтика, блестящего немецкого писателя Эрнста Теодора Гофмана (1776–1822) («Эликсир дьявола», «Золотой горшок», «Повелитель блох», «Маленький Цахес», «Ундина», «Записки кота Мурра» и др.).

Вершиной английского романтизма стал лирик Джордж Ноэль Гордон Байрон (1766–1824). Для его произведений характерен протест. Главный герой, бунтарь и индивидуалист, стремится к свободе, зачастую пессимистичен. Наиболее известные его произведения: поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», «Манфред», «Каин», восточные поэмы «Лара», «Корсар», «Гяур» и др.

В XIX в. во Франции стал выделяться прогрессивный романтизм. К его последователям относятся писатели Виктор Гюго (1802–1885) («Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные» и др.) и Жорж: Санд (1804–1876) («Индиана», «Валентина», «Грех господина Антуана», «Консуэто», «Орас» идр.).

Среди композиторов-романтиков особое место занимают Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист.

Австрийский композитор Франц Шуберт (1797–1828) является создателем романтических песен и баллад, ему принадлежат несколько вокальных циклов, симфоний, ансамблей. Его по праву называют крупнейшим представителем раннего романтизма.

Основоположником немецкой романтической оперы является композитор и дирижер, а также музыкальный критик Карл Мария фон Вебер. Он написал десять блестящих опер, среди них «Волшебный стрелок» (1821 г.), «Эврианта» (1823 г.), «Оберон» (1826 г.).

Новшества в оперу привнес другой немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер (1813–1883). В своих операх («Риенцы» (1840 г.), «Летучий голландец» (1841 г.), «Тристан и Изольда» (1859 г.), «Парсифаль» (1882 г.) и др.) он к музыкальной основе добавил поэтически-философский смысл.

Новатором в музыкальном деле был и французский композитор-романтик, а также и дирижер Гектор Берлиоз (1803–1869) – создатель романтической программной симфонии.

Говоря о романтизме в музыке, нельзя не упомянуть о величайшем польском композиторе и пианисте Фредерике Шопене (1810–1849). Его любовь к родине очень сильно отразилась на его произведениях. Они имеют национальный оттенок, фольклорный отпечаток. Ф. Шопену принадлежат 2 концерта, 3 сонаты, баллады, скерцо, ноктюрны и этюды, а также другие произведения для фортепиано.

Романтизм отобразился и на изобразительном искусстве.

Во Франции романтизм связан прежде всего с живописцем Теодором Жерико (1791–1824). Его произведения отличаются драматическим напряжением, психологизмом. Главное, что Т. Жерико находит свои сюжеты в обыденной жизни, использует бытовые сцены. Наиболее известные его работы: «Плот Медузы» (1818–1819), «Дерби в Эпсоме» (1821).

Еще один живописец-романтик – соотечественник Т. Жерико ЭженДелакруа (1798–1863) , произведения проникнуты духом свободолюбия, напряжением, взволнованностью («Сирота на кладбище», «Смерть Сарданапала», «Греция, умирающая на развалинах Миссолунги», «Резня на Хиосе», «Свобода на баррикадах»). Влияние Делакруа на последующие поколения огромно.

Но и романтизм не оказался вечным. Настало время, когда он полностью себя исчерпал. Тогда ему на смену пришло новое направление искусства – реализм. Он начал сформировываться в тридцатые годы XIX века. А уже к середине столетия становится главенствующим направлением в искусстве Нового времени. Для него характерна передача правды жизни.

В литературе реализм достиг своего пика в творчестве французского писателя Опоре де Бальзака (1799–1850). Основное его произведение – эпопея «Человеческая комедия», состоящая из 90 романов и рассказов. В своих произведениях О. Бальзак рисует реалистические картины, отражая в них общественные нравы и противоречия.

Другой писатель-реалист, француз Проспер Мериме (1803–1870) по праву считается мастером новеллы. Его произведения («Кармен», «Коломба», «Хроника царствования Карла IX» и др.) изящны, лаконичны, обладают отточенной формой.

Крупнейшим реалистом в Англии считается писатель Чарльз Диккенс (1812–1870), родоначальником нового направления – критического реализма. Описывая различные слои английского общества, он высмеивает его пороки и недостатки.

В музыкальном искусстве для реализма характерно появление нового направления – веризма. Его представителями являются итальянские композиторы, основоположники веризма в опере Руджеро Леонкавалло (1857–1919), Пьеро Масканьи (1863–1945). Заметно расширил рамки оперного веризма другой итальянский композитор Джакомо Пуччини (1858–1924). Ему принадлежат такие оперы, как «Тоска», «Турандот», «Мадам Батерфляй», «Манон Леско», «Богема», «Девушка с Запада», «Чио-Чио-сан».

После революции укрепил свое положение реализм в изобразительном искусстве. Одним из гениальнейших художников-реалистов считается Франсиско Хосе де Гойя (1746–1828). Его произведения пронизывает тема свободолюбия. Они отличаются насыщенностью, страстностью, яркой эмоциональностью. Примером тому служат такие его произведения, как «Капричос», «Бой быков», «Сатурн пожирает одного из своих детей», «Паника (Колосс)». Очень часто картины Гойи проникнуты национальным духом, несмотря на свою неповторимость.

К концу XIX в. начинают складываться новые направления в искусстве:

1) символизм;

2) натурализм;

3) импрессионизм.

Для символизма характерна передача образов с использованием различных символов. В литературе яркими представителями символизма являются французские поэты Артюр Рембо (1854–1891), Стефан Малларме (1842–1898).

Символистом в живописи можно назвать английского рисовальщика Обри Винсента Бердсли (1872–1898) («Пещера сплина», 1895–1896, «Туалет Саломеи», 1893, «Лисистрата», 1896).

Для натурализма была характерна объективная передача реальности, причем научному предпочиталось художественное восприятие.

Сторонником натурализма в литературе был французский писатель Эмиль Золя (1840–1902). Основное его произведение, посвященное жизни одной семьи, – «Ругон-Маккары», написанное в период с 1871 по 1893 г., состоящее из двадцати томов. В своей книге «Экспериментальный роман» (1880 г.), выступил как сторонник натурализма в искусстве.

В передаче мимолетных впечатлений, изменений в реальном мире больших успехов достигли импрессионисты. Появился импрессионизм во Франции в творениях таких живописцев, как Эдуард Моне (1832–1883) («Завтрак на траве», «Бар Фоли-Бержер», «Морской пейзаж», «На скамейке») и Пьер Огюст Ренуар (1841–1919) («Бал в Мулен де ла Галет», «Окрестности Ментона», «Девушка, играющая на гитаре»).

Проведя анализ культуры Нового времени, мы увидели, насколько она разнообразна по своим стилям и жанрам. Очень часто под влиянием внешних факторов, таких как политические и социальные изменения, формы и методы искусства менялись прямо на глазах.

Наибольшее значение для последующих поколений имело сложившееся в XIX в. реалистическое направление в искусстве.

Из книги Аспекты мифа автора Элиаде Мирча

Мифы Нового времени Подчас мифологическое поведение оживает на наших глазах. Речь идет не о «пережитках» первобытного менталитета. Некоторые аспекты и функции мифологического мышления образуют важную составляющую часть самого человеческого существа. Мы уже говорили

Из книги Популярная история театра автора Гальперина Галина Анатольевна

ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ Существующие в социальной жизни XIX века противоречия определяли сущность театральной культуры этого периода. Поскольку театр как экономически, так и политически зависел от хозяев буржуазного мира, то условия для его развития были самыми

Из книги Еврейская история, еврейская религия автора Шахак Исраэль

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

ЛЕКЦИЯ № 5. Этика Нового времени Новое время преимущественно ориентировано на выявле–ние натуралистического основания морали, на поиск гармо–нии между объективными и субъективными факторами.Новые идеи мыслителей Нового времени весьма значи–тельны и не только

Из книги Блаженные похабы автора Иванов Сергей Аркадьевич

Глава 10 «ПОХАБСТВО» НАКАНУНЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ Семнадцатое столетие – странный период в истории русского юродства: с одной стороны, в это время власть явно взяла курс на вытеснение «похабов». Патриарх Иоасаф писал в указе 1636 г.: Иные творятся малоумни, а потом их видят

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна Из книги автора

Из книги автора

ТЕМА 17 Рождение европейской культуры Нового времени Западноевропейская культура Нового времени не является прямым продолжением ни древнегреческой, ни древнеримской культуры. Идея превосходства европейской культуры, заимствованная у Древнего Рима, в течение