Какие страны используют политические технологии. Свобода информации и право на информацию

Одним из главных признаков развития человеческой цивилизации в XXI в. является активный процесс технологизации основных сфер ее жизнедеятельности. Не составляют исключения и социально-политические процессы. Постепенно на смену аматорству во время проведения политических кампаний приходит профессиональный, системный подход, который предусматривает привлечение соответствующих специалистов и новейших достижений в сферу политических технологий. Сегодня широкое распространение в организации эффективных политических кампаний получили такие специализации политологов: "украинец", "электоральный маркетолог", "имиджмейкер", "политконсультант", "РR - менеджер", "спин-доктор", "медиа-спикер" и др. Все эти специализации предусматривают овладение определенным классом политических технологий, которые могут существенным образом влиять на ход политического процесса.

Понятие "технология" происходит от древнегреческих - мастерство и слово, учение. Современные интерпретации понятия "технология":

1) совокупность знаний, сведений о последовательности отдельных производственных операций в процессе определенного производства;

2) совокупность способов обработки или переработки материалов, изготовление изделий, проведение производственных операций;

3) наука об переработку и обработку материалов, способы изготовления продукции и совокупность приемов, применяемых в разных видах деятельности;

4) любое средство преобразования исходных материалов (общественное мнение, информация, физические материалы) для получения желаемой продукции или услуг;

5) совокупность приемов, которые используются в определенном деле.

В современной науке под технологией понимается система четко скоординированных элементов: цели - процедуры (правила) - средства - операции (действия) - мотивы (стимулы); система знаний о способах, средствах, методах, формах деятельности человека и механизмы их практического использования в быту, производстве, управлении и т.д.

Понятие "политические технологии" применяется для обозначения приемов достижения необходимых результатов в политике. Украинский ученый М. Ф. Головатый утверждает, что "политические технологии" - это совокупность методов и систем последовательных действий, направленных на достижение необходимого политического результата. В политической практике они предстают как совокупность методов применения объективных законов политики, материализация абстракций политической науки в конкретные решения, документы, нормативы, распоряжения. Особенности политических технологий обусловлены характером политического процесса, который охватывает самые разнообразные виды политической деятельности в рамках конкретной политической системы.

Российский специалист М. Есть. Кошелюк выделяет понятие "политический PR", который определяет как сферу политической деятельности, связанную с организацией и управлением политическими кампаниями. При этом ученый отмечает, что "наиболее яркими их прототипами являются предвыборные кампании, поэтому сегодня между политическим РИ и так называемыми избирательными технологиями обычно ставят знак равенства".

Отечественные политологи М. И. Обушный, А. А. Коваленко, О. И. Ткач выделяют понятие "технология власти". Под этой категорией ученые понимают совокупность, систему тех или иных приемов деятельности власти, рассчитанной на достижение (заданного, задуманного) результата. Различные технологии власти включают приемы как достижение локального, краткосрочного эффекта (здесь обычно говорят о тактике власти), так и получения результата решающего, крупномасштабного, фундаментального, длительного, стратегического.

Тесно с этим понятием связаны отдельные типы политических технологий, среди которых можно выделить: "технологии политического менеджмента" (управление политическим процессом), "информационные технологии" (формирование и направления соответствующих информационных потоков ангажированных властью медиакорпораций), "технологии деятельности лоббиста" (функционирования политических ставленников бизнес-групп по защите их экономических интересов в текущей политике), "технологии парламентаризма" (формирование выгодного повестки и направления деятельности представительного органа государственной власти в запрограммированном направлении), "технологии легитимации политической власти" (формирование восприятия законности деятельности политической власти) и т.д.

Если исходить из понимания политических технологий как инструментария политического управления, перечень типов политических технологий, сформированный в соответствии с направлений деятельности политического управления. должен включать следующие технологии: политического анализа; политического консультирования; принятие решений; управление конфликтами; управление переговорами; лоббирование; избирательные; паблик рилейшнз; политической рекламы; информационные; информационно-сетевые и т.д.

Некоторые специалисты разделяют понятия "технология" и "техника", ведь технология является набором определенных техник, которые объединены вокруг общей цели и стратегии с учетом ситуации. Техника же - это определенный прием или метод, последовательность шагов, что всегда ведет к ожидаемому результату. Отсюда под понятием "политические технологии" можно понимать далеко не все известные методы. Например, организация социального события или политический переворот - это технология, а проведенный в ее рамках митинг или демонстрация - это техника. Техники могут работать в любой стране без заметных изменений, в то время как технологии являются более специфичными и требуют адаптации к особенностям национальной политической культуры.

в Целом в современной отечественной политической науке образовались семь основных подходов к трактовке политических технологий.

"Инструментальный" подход (М. Ф. Головатый, М. Есть. Кошелюк) трактует понятие "политическая технология" в наиболее общем виде - набор приемов (техник, шагов и т. п.) с превращения исходного материала в некий продукт. Материалом может быть общественная (элитная) мнение, а продуктом - голосование за кандидата (поддержка).

В центре внимания "коммуникативного" подхода (В. М. Бебик, Т. Е. Гринберг) - коммуникация, а технология определяется как последовательность действий по развитию каналов коммуникации между кандидатом на выборную должность и электоратом.

Сторонники "стратегического" подхода (Ю. Д. Сурм пр., Д. С. Краеугольный) разделяют понятия "политические технологии" на составные части. Для них технология - это в первую очередь набор стратегических принципов или подходов к организации избирательной кампании. Эти стратегические концепты являются универсальными. В первую очередь это принципы позиционирования и продвижения политического месседжа (сообщение для избирателей). Во-вторых - это работа с "сообщением". Кроме того, эксперты отделяют технологические подходы (поощрения, угрозы), которые являются универсальными, от технологических приемов (ограниченные в действии) и каналов коммуникации (вполне специфическими).

Сторонники "психологический" подхода (Д. В. Ольшанский, Л. О. Кочубей, Г. Г. Почепцов) на первый план ставят изучение и влияние на общественное мнение, поэтому технология здесь - это двойная комбинация, где сначала проводится изучение электоральных настроений (с помощью универсальных методов исследований), а затем осуществляется воздействие (доставка ожидаемой информации с помощью различных техник).

Авторы концепции "модели" (С. Г. Кара-Мурза, Есть. Б. Малкин, Есть. Б. Сучков) интерпретируют технологию как деятельность, а как модель деятельности. Это результат анализа уже проведенной (ранее) деятельности, причем совершенной неоднократно, - только аналитическая проверка тех или иных положений общей модели на множестве частных и независимых относительно друг друга примеров позволяет быть уверенным в ее точности и универсальности.

Через призму "лидерского" подхода (В. П. Фісанов, Г. С. Фесун) технология выглядит как последовательность действий по преобразованию неформальных лидеров (политиков) в формальных и удержание в руках лидеров рычагов власти.

Наконец, авторы "онлайн" подхода (М. В. Гришин, И. О. Полищук, Т. М. Моторнюк) интерпретируют содержательную суть политических технологий как практик властной взаимодействия между представителями органов государственной власти и гражданами, которые должны осознавать свою взаимозависимость друг от друга и перманентно влиять на выработку совместных действий по управлению социально-политическими процессами, и не только в период выборов.

Следует заметить, что все перечисленные подходы не столько противоречат друг другу, сколько дополняют. Все они в сочетании дают возможность постичь суть и специфические особенности сложного феномена политических технологий.

Обобщая различные подходы, можно дать следующее определение: политические технологии - интеллектуально спроектированы комплексные алгоритмы политических действий (политических мероприятий, акций, кампаний), направленных на системное повышение эффективности функционирования политических субъектов по поводу завоевания и удержания государственной власти.

Подавляющее большинство специалистов согласны с тем, что универсальные политические технологии существуют. А некоторые ученые утверждают, что вообще все технологии являются универсальными, при этом каких-то специфических технологий просто нет.

Политические технологии являются разнородными по предметно-целевыми критериями, и, как правило, решения политических задач требует применения комплекса технологий. Поэтому на практике применяется система различных политических технологий.

Политические технологии могут быть объединены в определенные группы:

Аналитические технологии (политический анализ, политическое консультирование);

Предметно-практические ("полевые") технологии (принятие решений, управление конфликтами, управление переговорами, избирательные, лоббирование);

Коммуникативные технологии (агитация и пропаганда, PR (связи с общественностью), политическая реклама, информационные, информационно-сетевые).

Существует также несколько других типологізацій политических технологий. их разделяют в зависимости от политической системы и политического режима на демократические и недемократические; по значению и масштабу действия - на базовые и второстепенные. Базовые политические технологии касаются точки зрения, действия больших групп или всего населения страны. К ним относятся, в частности, и политические выборы. Второстепенные технологии имеют локальный характер и выполняют вспомогательную роль относительно базовых технологий. Например, относительно базовой технологии политических выборов технология клонирования кандидатов на выборные должности имеет вспомогательный, второстепенный характер.

Исходя из критерия природы субъектов политики, технологии могут быть разделены таким образом:

1) "общие", которые касаются максимально большого количества граждан, многих субъектов политического процесса. Наиболее распространенными среди них являются технологии "завоевание" и удержания власти. В общих политических технологий относятся также технологии избирательной кампании;

2) индивидуальные (присущие отдельным субъектам политики), которые используются отдельными политическими, общественными, государственными деятелями. К наиболее распространенным индивидуальных политических технологий относятся публичные выступления, участие в беседах, дискуссиях, решении конфликтов. Каждая технология имеет свои особенности, благодаря которым создается определенный имидж политика, его авторитет и популярность, формируется и обогащается опыт политической деятельности.

Сегодня особенно интенсивно развиваются информационные политические технологии. В массовом политическом информировании имеют место две тенденции: 1) передача большого количества разнообразных сообщений, которые преподаются без системы; 2) подчинение информационного потока идеологически-пропагандистским установкам. В первом случае индивид теряет социальную ориентацию и становится очень удобным объектом для политического манипулирования. Во втором - индивиду предоставляется только такая информация, которая согласована с пропагандистскими задачами, а любая другая подвергается отрицательной оценке.

Под влиянием таких тенденций во второй половине XX в. начали происходить процессы медиатизации политики, что обусловило применение практики исправления эффектов от сообщений в СМИ за помощью технологий спин-докторингу (от англ. спина - кружение, верчение и doctoring - лечение на профессиональном уровне). "Спина" как отдельная научная категория трактуется как информационное "искажения" событий, их презентация в более выгодном свете или просто "раскрутка" человека или события. Спин-доктор "раскручивать" информацию, подавая в самом благоприятном для политического субъекта виде, то есть "лечит" ее освещение в масс-медиа.

"Раскрутка" основывается на психологических способах манипуляции вниманием людей и обеспечивается с помощью таких приемов: "наши люди в толпе", "единодушное ("общая") мнение", "искусственный спутник", "ложный исток", "ускорение темы", "утвердительные заявления", "сторона победила", "принудительная пропаганда", "использование ценностных слов", "неопределенные выражения" (позитивно и негативно окрашенные), "перенос позитивного (негативного) образа", "упрощение проблемы", "общественное неодобрение", "заострение внимания", "имитационная дезинформация", "фабрикация фактов" (прямая ложь), "осміювання", "манипулятивная семантика" и др.

Нивелирования той или иной темы связано с политическим оппонентом, конкурирующей идеей, нежелательными реакциями на клиента-политика или с компроматом на него. В этом случае применяют приемы: "переключение внимания аудитории", "разрежение информации", "активизация препятствий", "заглушка", "заключение", "ложная театрализация", "відповзання" ("выскальзывания"), "снятие розовых очков", "фонтан грязи", "враг народа", "солнечное затмение" и др.

"Искажения" темы в средствах массовой информации представляет собой ее интерпретацию и реінтерпретацію в нужном контексте. Распространенными методами "искажения" информации являются: сокрытие информации, изменение способа подачи информации, особое компоновка, использование "магических слов", "трансфер", "ослепление примером" и др.

Поскольку потоки информации в современном обществе существенно возросли, новейшие информационные технологии направлены на то, чтобы управлять вниманием массового сознания, удерживая ее на необходимых объектах и ситуациях как можно больше. При этом интерпретации (трактовки) фактов имеют наглядную преимущество над самими фактами, ведь они позволяют политическим технологам в нужный момент переключать внимание массового сознания на нужные темы, отвлекая внимание от нежелательных сообщений. Сейчас налажена целая система управления вниманием массовой сознания, которая особенно активно используется на телевидении и в деятельности ведущих информационных агентств мира. Инструментарий переключения внимания массового сознания можно отразить в табл. 5.

Таблица 5. Инструментарий переключения внимания массового сознания в СМИ

Медиа-политика ведущих телеканалов мира направлена на поддержание психологического баланса у граждан-зрителей. Население получает телевизионное "успокоительное" в виде непритязательного юмора, популярной эстрады и светских бесед. С помощью этих жанров рядовой избиратель расслабляется и забывает о свои острые проблемы. Наряду с этим зрители получают теле-"возбудители" в виде аварий, катастроф, взрывов и др. С помощью этих сообщений внимание массового сознания тоже стабильно переключается из актуальных экономических и политических проблем на искусственные заменители - екстраінформаційні поводы. Политические ток-шоу также превратились в эффективные политтехнологии, ведь все они строятся на інспіруванні постоянных политических конфликтов, которые в конце концов формируют у подавляющего большинства телезрителей стойкий иммунитет к политической тематике. В то же время, особенно в кризисные периоды, политические ток-шоу, на которых поднимаются и обсуждаются наиболее острые общественные проблемы, выполняют функцию "выпуска пара" для того, чтобы обеспечить замещение реального кризиса ее виртуальным аналогом.

Современное информационное общество имеет несколько важных признаков. С одной стороны, возрастающее значение приобретают средства массовой информации, которые постепенно получают управленческие функции в отношении общественного мнения и общественного сознания. С другой стороны, принципиально меняется информированность населения, которое получило беспрецедентные до этого возможности найти альтернативные источники информации и воспользоваться ими. Технологическая революция изменила саму движущую силу социальных трансформаций. Этой движущей силой становятся информационные и другие технологии, позволяющие оперативно реагировать на вызовы цивилизации. Функция информирования и, если угодно, обучения электората - вот ключевая миссия политических технологов в переходных посттоталитарных и поставторитарных обществах. Конечно, это так, если игроки политического рынка являются не только профессионалами и работниками, а патриотами и сознательными гражданами своей страны. В политическом процессе должно утвердиться гуманистический подход в политических технологий.

Политические технологии - это совокупность правил, процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс, обеспечивающих конкретному субъекту оптимальную и эффективную реализацию его целей и задач. Специфика политической технологии в том, что она алгоритмизирует по строго определенным правилам деятельность в сфере политики, т.е. сводит ее к системе действий, совершаемых в интересах выполнения поставленной политической задачи.

В современных условиях власть, политические идеи, организации, политики выступают в качестве политического товара, предлагаемого гражданам. Политические технологии направлены на эффективность рыночного продвижения политического товара. В этой связи вполне оправдано их второе название - «политический маркетинг». Его появление связывают с фактом, когда в США после второй мировой войны кандидаты в президенты начали прибегать к услугам рекламных агентств, для организации своей предвыборной кампании.

Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов при определении целей, средств и методов осуществления политики,- в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды.

Структуру политических технологий образуют три основных элемента, каждый из которых, в свою очередь, имеет сложное строение. Первый элемент - технологическое знание, сочетающее научно-прикладное знание политических проблем с их оценкой. Его содержание складывается из знаний и позиций следующих субъектов политических технологий: технолога, анализирующего политические события и процессы; заказчика, определяющего конкретные цели; исполнителя, непосредственно решающего задачу оптимального применения соответствующих процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс. Второй элемент - процедуры, приемы, методики воздействия. В них находят свое отражение те конкретные умения и навыки осуществления целенаправленных действий, которыми обладают субъекты политических технологий. Третий элемент -техническое и ресурсное обеспечение. Оно включает финансовые, технические и другие средства, которые могут быть использованы в процессе применения конкретных технологических приемов («раскручивания» кандидата, формирования соответствующего имиджа и т. д.), а также кадровые структуры и их резервы.

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.

Как правило, современные политические технологии имеют ряд этапов: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей и др. Наглядным примером политических технологий является технология разделения единой политической власти на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Они включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности особо выделяются технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паб-лик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др.

Таким образом, в природе не существует абстрактных, пригодных на все случаи жизни политических технологий. Каждая из них, с одной стороны, конкретна и уникальна, поскольку призвана обеспечить взаимодействие различных политических сил и структур для решения вполне конкретных вопросов. С другой стороны, она многопланова по своему содержанию и характеру, многоаспектна по условиям осуществления, составу исполнителей, видам политической деятельности и решаемым проблемам.

В основе политической технологии лежит идея, сформулированная болгарским ученым II. Стефановым, что "реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать".

Политические технологии выступают в двух формах, как структурный элемент политического управления, организационно оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование этих технологий всегда связано с потребностью рационализовать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур. Характер политической и социальной технологий, их особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение.

Виды технологий различаются в зависимости от сфер общественной жизни, где они реализуются; экономической, социальной, политической или духовной.

Что касается экономики, то усилия технологов сосредоточиваются на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный критерий оценки потенциала каждого человека. В связи с этим делаются попытки технологизировать воздействие на условия трудовой деятельности, содержание труда и его интеллектуальное развитие. Важное значение имеет решение политических и организационных проблем собственности, поведения людей в условиях рыночной экономики, которые представляют уже не только социальный, по и политический аспект управления, ибо могут привести к серьезным политическим последствиям. И наконец, повышение эффективности общественного и личного труда невозможно без заинтересованного участия человека в совершенствовании производства, что прямо или косвенно коррелирует с его социально-политическим самочувствием.

Это особенно проявилось в период кризиса экономики в 1990-е гг., когда выявились в полном объеме дефект и ограниченность существующего механизма управления, наглядно продемонстрировавшего необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных параметров, что поставило задачу обосновать основные методы политического решения экономических проблем в стране.

В политико-технологическом решении собственно социальных проблем предметом особой заботы является создание гарантий социальной справедливости, осуществление на деле согласования меры труда и меры вознаграждения. Актуальной является политическая роль взаимоотношений работодателей и работников, методов организации груда в условиях различных форм собственности во всех отраслях национального хозяйства. Управление в социальной сфере охватывает и такие важные стороны жизни людей, как их здоровье, обеспечение отдыха, социальную защиту.

Все более значимой для управления становится демографическая политика, предусматривающая регулирование соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание условий для слабо защищенных социальных групп.

Требуется также технологизация многих процессов, касающихся государственных структур. В современном обществе предлагается огромное количество новаций, связанных с решением политических проблем. Появляются бесчисленные проекты устройства государственных организаций, замены их новыми образованиями, предложения о проведении экспериментов и проверки некоторых важных, но не всегда продуманных идей.

Как при управлении наукой, в политике важно видеть то, из чего складывается результат, на чем он основывается. Ведь показатели развития социально-политических процессов не всегда могут быть выражены посредством количественных характеристик, например таких, как численность партий, процент участвующих в голосовании, количество и структура депутатского корпуса и т.п. От того, как участвуют люди в жизни общества, какими правами обладают, какое влияние оказывают и могут оказать на принятие решений, зависит нормальное функционирование многих политических структур.

Управление в сфере социально-политических отношений предполагает важные технологические приемы и методы. Речь идет о создании механизма рациональной подготовки, принятия и реализации политических решений, органично сочетающих в себе централизацию с самоуправлением.

Поскольку политика представляет собой не только науку, но и искусство, особое значение приобретает мастерство предвидения последствий принимаемых решений, умение ориентироваться в конкретных и прогнозируемых политических условиях. Однако интуиция, искусство политического прогноза вырабатываются в результате длительной, кропотливой работы. К сожалению, ни теория, ни практика еще не смогли дать сколько-нибудь убедительных примеров политического предвидения и прогнозирования. Наоборот, жизнь постоянно показывала, насколько были близоруки, недальновидны и ограничены многие попытки видеть социальные последствия политических решений: они нередко заменялись эрзацами идей, не имеющих ничего общего ни с наукой, ни с искусством. Это особенно наглядно проявилось в политическом решении о проведении приватизации в России в 1990-с гг.

Возможности технологизации управления в духовной сфере в определенном смысле условны, так как серьезно отличаются от тех приемов, которые присущи управлению в сфере экономики. Здесь не могут применяться методы и действия, ориентированные только на достижение количественных показателей. Глубокий и обстоятельный анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвидение возможных изменений в производстве и потреблении духовных ценностей неразрывно связан с решением таких вопросов, имеющих политическое значение, как мировоззренческие и идейно-политические ориентации людей, их отношение к судьбе страны, уважение и настоящему и будущему своего народа и т.д.

Управление духовными процессами нацелено на создание реальных условий для рационального развития культурных запросов и склонностей каждого человека, для наиболее полного и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает гибкое воздействие на тенденции, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляет взаимодействие национальных культур.

Преобразования духовной жизни прямо или косвенно зависят от материального фактора, от уровня общественного производства. Поэтому при управлении учитывается наличие экономических предпосылок для решения возникающих проблем, на которые можно эффективно воздействовать, лишь когда они обеспечиваются политически.

Функции управления в сфере духовной жизни очень сложны, так как каждая из ее составляющих относительно самостоятельна. Это затрудняет возможности познания ее объективных закономерностей, а следовательно, и управления ею.

Имеется еще одна важная особенность процессов технологизации, характерная для политического управления. Речь идет о том, что для организаций и учреждений, занимающихся различными аспектами духовной жизни, нужна бо́льшая самостоятельность при решении поставленных задач. Их деятельность не может регламентироваться до мелочей, ибо они имеют дело со своеобразными продуктами человеческого бытия: социальным настроением, самочувствием, мотивацией, общественным мнением, которые непосредственно связаны с политическими ориентациями людей, с их отношением к реальным институтам политической власти.

Разработка, конструирование и реализация требований политических технологий предполагают несколько этапов: научный, связанный с определением цели, объекта технологизации, операциоиализацией общественных процессов на составляющие и выявлением связей между ними; методический, предполагающий выбор методов и средств получения информации, ее обработки и анализа, принципов трансформации в конкретные выводы и рекомендации, и, наконец, процедурный этап, он связан с организацией практической деятельности но реализации требований разработанных технологий.

Одна из важнейших проблем политического управления – умение видеть перспективу, не теряться в сиюминутных заботах, не упускать ориентиров. Работа на перспективу предполагает возможные потери в пути, но окупается тем, что воплощается в жизнь центральная, ведущая идея.

В современной политике и политологии широко применяются категории, базирующиеся на понятиях, ранее применявшихся в основном в инженерных дисциплинах, «технологии», «механизмы»: «технологии реализации власти», «современные политические технологии», «механизмы управления», «информационные технологии», «технологии лоббистской деятельности», «технологии парламентаризма», «технологии формирования имиджа лидеров», «избирательные технологии», «грязные» технологии, «рекламные технологии», «технологии «паблик рилейшнз». Техника (от греч. technё - искусство, мастерство, умение) - совокупность навыков и приемов деятельности. В первоначальном своем значении это слово сохранилось и теперь (техника ораторского мастерства, музыканта, дирижера, танцора, художника, спортсмена и т.д.). Современную технику можно разделить на функциональные группы, отрасли: производственная, транспорта и связи, космическая, компьютерная, научных исследований, военная, обучения, культуры и быта, медицинская и др. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. При создании техники и затем при ее использовании закладывается и реализуется система «человек - техника - природа», в которой определенным образом сочетаются и распределяются функции, устанавливается необходимое согласование каждой из сторон. В итоге определенному уровню развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая техника и, наоборот, каждый достигнутый уровень технического развития требует адекватной подготовки специалистов, их знаний, квалификации .

Более широкое распространение в политических науках получил термин «технологии» . Под технологией понимается система жестко скоординированных элементов: цели, процедуры (правила), средства, операции (действия), мотивы (стимулы); любое преобразование исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы, для получения желаемых результатов в виде продукции или услуг; система знаний о способах, средствах, методах, формах деятельности человека и механизме их практического использования в быту, производстве, медицине, управлении и т.д.

Технология - это целостная динамическая система, включающая аппаратно-орудийные средства, операции и процедуры деятельности с ними, управление этой деятельностью, необходимые для этого информацию и знания, энергетические, сырьевые, кадровые и иные ресурсы, а также совокупность экономических, социальных, экологических и иных последствий, определенным образом влияющих и изменяющих социальную и природную «среду обитания» данной системы; совокупность процессов целенаправленного осознанного изменения, которые образуют взаимосвязанные циклы логически обусловленных превращений вещества, энергии и информации.

Технологический процесс расчленяется на операции, характеризующиеся постоянством предметов, средств труда, рабочих-исполнителей и все действия по обработке предмета труда данного вида, на одном рабочем месте в определенное рабочее время. Для нормального хода производства необходимо соблюдение технологической дисциплины - строгой последовательности технологических операций, обеспечения стабильности параметров воздействия на предмет труда в установленных пределах .

Базируясь на представленных определениях, перейдем к формулировкам и сущности понятия «политические технологии», «технологии в политике», «технологии политической деятельности», «технологии политического процесса».

Технология политическая - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления практической политической деятельности. Технология политической деятельности - это комплексная система методов и способов воздействия на объект политики с целью достижения определенных целей. Сфера применения технологий лежит, как правило, в плоскости практической деятельности политических субъектов по осуществлению выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей и задач.

Следует различать термины «политические технологии» и «технологии в политике» . Последнее понятие может включать не только преимущественно политические компоненты, но и широкий спектр организационных, дипломатических, военных, финансовых, информационных, психологических, манипуляционных, компьютерных и иных форм и методов деятельности, направленных на достижение поставленных политических целей.

Термин «политические технологии» весьма широко используется в современной философской и политологической литературе, в публицистике. Политические технологии - это технологии реализации власти. Борьба за власть, ее удержание и использование порождает множественность политических технологий, направленных на завоевание и удержание политической, духовной власти, власти над умами и сердцами людей, над общественным мнением.

История российского государства свидетельствует о том, что в ряду универсальных средств завоевания и удержания власти насильственные политические технологии (страх, насилие) преобладали, становились, говоря словами К. Маркса, - «повивальной бабкой истории».

В споре политических технологий эволюции и политических технологий кризиса часто побеждали радикальные технологии. Не случайно в российской литературе гораздо полнее изучены механизмы революций, заговоров, террора, различных форм политического экстремизма, нежели политические технологии эволюции, технологии парламентаризма, технологии переговорного процесса, достижения консенсуса и т.п.

Избавляясь от тоталитаризма и авторитарности, постепенно осваивая демократические нормы политической жизни, мы выходим к пониманию тех способов политической деятельности, которые сопровождают подлинно демократическое преобразование общества.

Политическая власть и политическая система в целом реализует свои сущностные свойства выражения интересов, властвования, организации, подчинения и т.п. как через соответствующие функции, так и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретно-исторической обстановки, отмирают одни, появляются новые и видоизменяются ранее существовавшие.

Функции, технологии политической системы находятся в динамике, обновлении. Некоторые авторы даже специально выделяют инновационные технологии как технологии нововведений.

Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов и т.п. при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды .

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции, отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.

В большинстве случаев проблемное поле современной политической среды определяется наличием ряда этапов разработки и осуществления политических технологий. К их числу относятся: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей и др. Наглядным примером политических технологий является технология разделения единой политической власти. Эта технология обеспечивает защиту власти в демократическом обществе от ее узурпации, каким-либо человеком или политической организацией. Суть ее заключается в разграничении полномочий трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Данные сферы власти, как принято во всем мире, следует разграничивать, причем таким образом, чтобы каждая из них выполняла только свою функцию и в совокупности они служили бы разумному ограничению каждой из этих сфер власти. Так, например, исполнительная власть может действовать исключительно на основе законных полномочий, законодательно руководствуется в своей законотворческой деятельности конституцией государства и не может принимать на себя функции исполнительной власти, судебная может исходить только из существующего законодательства и не может выступать в роли законодателя .

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Политические технологии включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности существуют технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паблик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др. .

Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно определяющие акции, действия и т.д., повышающие эффективность политических групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Политические технологии включают в себя два основных компонента: универсалистский и конкретно-эвристический. В первом случае имеются в виду методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии. В качестве примера можно привести прием коммуникационного воздействия, описанный в Библии: «Любят сделанное человеку добро, ненавидят - нанесенную обиду. Обида агрессивна. Оскорбления встречай спокойным молчанием. Грех не вменяется, когда нет закона. Попустительство дурным людям вредит хорошим. Чтобы избавиться, одолжи что-нибудь ценное. То, что вместе быть не может, лучше разъединить. Оставляя след, оставляешь шрам. Опирайся только на то, что оказывает сопротивление». Конкретно-эвристический компонент политических технологий включает в себя механизмы и методы, ориентированные на тщательный учет и месте, и времени (наглядным примером является известная работа В.И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»). Когда речь идет о «российском переходном периоде», имеется в виду определенное временное пространство, которое началось в 1984 году и закончится не ранее 2005-2007 годов. Этот хронологический период характеризуется сменой цивилизационной парадигмы, появлением и закреплением новой модели политической культуры, новой системы социальных, межрегиональных, экономических, политический структур, формированием новых систем ценностей личности и общества:

  • 1. Формирование и развитие организационного потенциала. Это, возможно, наиболее важная политическая технология в переходный период, поскольку традиционные для советской эпохи социальные и политические структуры разрушаются, а квазиновые, чаще всего, не выдерживают испытания временем. Система «оргпотенциал» включает в себя значительное число компонентов .
  • 2. Формирование и развитие потенциала лидеров. На нынешнем этапе системного кризиса в России роль лидеров резко возрастает и будет возрастать. При этом на сегодняшней социально-политической авансцене функционируют и в определенной степени конкурируют три наиболее ярко выраженных типа руководителей: бюрократические руководители, оказывающие воздействие в силу своего институционального положения; ситуационные вожди, выражающие как бы некие настроения, чувства, интенции влиятельных социальных групп, и в силу этого способные оказывать политическое воздействие; лидеры, отражающие ключевые тренды в обществе и в силу этого служащие примером (часто латентным) для тех или иных сегментов общества.
  • 3. Важной политической технологией в переходный период является комплекс методов по формированию и развитию своего финансового потенциала. Достаточно тривиальное утверждение, что нет политики без денег. Но более острый вопрос заключается, во-первых, в способности политического субъекта формировать и развивать «многоярусность финансового потенциала» и, во-вторых, оптимальные направления политико-финансовых инвестиций.
  • 4. Особое внимание в политической борьбе уделяется формированию и развитию информационного потенциала. В рамках информационного потенциала очень важно изначально выделить два ключевых момента:
  • 1. фактор СМИ (то есть фактический контроль над соответствующими средствами массовой информации);
  • 2. Специфический коммуникационный потенциал. В первом случае касательно СМИ речь идет о таких элементах, как влияние на общефедеральные электронные СМИ (радио, телевидение), общефедеральные газеты и журналы, региональные электронные СМИ, региональную прессу. В условиях переходного периода резко возрастает значение второго компонента - специфического коммуникационного потенциала. В условиях перманентной сегментации общества резко возрастает значение так называемых групп, формирующих общественное мнение. Речь идет о таких группах, как влиятельные журналисты, политические аналитики, популярные представители молодежной культуры, влиятельные деятели регионального масштаба и т.д. В этой связи важными подкомпонентами коммуникационного потенциала являются: практическое использование нумерологии (науки о слухах), формирование различного рода квазиэлитных ассоциаций журналистов, критиков, аналитиков и т.д., прогнозирование и планирование развития молодежной субкультуры и т.д.
  • 3. Весьма важной политической технологией именно для российских условий является обеспечение поддержки центральных органов исполнительной власти. Дело определяется тем, что с исторической точки зрения в России у власти последние триста лет находится одна и та же партия исполнительной власти или имперская бюрократическая партия. Поэтому без формирования модели специфической связи с теми или иными исполнительными институтами эффективность политического действия данного субъекта резко снижается .
  • 4. В условия подспудного обострения противоречий между Центром и регионами особое значение в нынешней ситуации приобретает проблема обеспечения и развития регионального потенциала политического субъекта. Речь идет о политической технологии, обеспечивающей поддержку:

региональных властей; конкурирующих региональных квазиэлит;

основных социальных групп в тех или иных регионах.

Необходимо исходить из того, что взаимоотношения между Центром и регионами являлись и являются важнейшим фактором политической динамики России в последние столетия по сравнению с социальными, экономическими, национальными детерминантами. Ключевой момент обеспечения регионального потенциала - это прагматическая программа новой региональной политики, включающая в себя систему федеративных, национальных, отраслевых идей и представлений.

5. Наконец, следующей важной политической технологией является комплекс методов, ориентированных на обеспечение и развитие внешнего потенциала. Речь идет о налаживании, а также поддержании контактов и связи с влиятельными общественно-политическими силами: ведущих западных стран; ведущих восточных стран; ключевыми региональными центрами; странами СНГ.

Политика осуществляется, прежде всего, в информационном пространстве. Известный тезис «кто владеет информацией, тот владеет миром» сегодня приобретает важнейшее значение - информация становится не только технологической основой коммуникации, но и субстратом общественных отношений, в том числе и в политике.

Политическая власть реализует свои интересы (властвование, организация, подчинение) не только через определенные функции, но и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретной исторической обстановки. Термин "политические технологии" трактуется как интеллектуальные комплексы, нормативные акции, действия, направленные либо на человека, либо на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания необходимых качеств, повышающих эффективность политических субъектов.

Структура политических технологий строится на:

  • – анализе цели;
  • – разделении деятельности на отдельные этапы, стадии, операции;
  • – отборе адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от намеченных целей;
  • – решении конкретных политических управленческих задач.

Политические технологии включают в себя:

  • – два основных компонента: универсалистский (характеризуется отсутствием явной зависимости от времени и места реализации стратегии) и конкретно-эвристический (ориентируется на учет и времени, и места);
  • – приемы достижения цели: тактические (немедленного локального кратковременного результата) и стратегические (получение глобального длительного эффекта).

Политические технологии можно охарактеризовать как способы и методы воздействия на индивидов с целью изменения их поведения.

Так как в конечном счете от человека зависит достижение политических целей, то именно индивиды в политическом технологическом процессе являются главным объектом воздействия.

Политические технологии содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов.

Новые политические технологии всегда связаны с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно распространять специальные приемы и процедуры.

Решающее значение для данных технологий – наличие условий их реализации:

  • – элементы структуры политического процесса;
  • – особенности строения и закономерности их функционирования;
  • – возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Все многообразие политических технологических приемов исследователи часто относят к одному из следующих видов:

  • – обновление правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе;
  • – внесение в массовое сознание иных представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений;
  • – приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

Среди направлений, в основе которых лежит создание и применение политических технологий, можно выделить следующие: политический менеджмент; политический PR; лоббизм; GR; политическая реклама; политический маркетинг; имиджелогия; политконсалтинг и др. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Политический менеджмент – широкая и постоянно развивающаяся область, охватывающая ряд мероприятий в профессиональном политическом пространстве. Поле включает в себя управление кампанией и консалтингом, рекламное сопровождение создания "продукта" и его транслирование, низовую политику, анализ оппозиции, проблему пропаганды, лоббирования, сбор средств. Политический менеджмент сфокусирован на анализе энергетических ресурсов, тактики и стратегии, используемых участниками организаций, участвующих в политической борьбе. Они сосредоточены на том, как эти участники получают и используют возможность влиять на результаты бизнеса. Мощность менеджера в политическом пространстве во многом зависит от окружающей среды:

  • – состояние экономики;
  • – влияние различных групп, корпораций, союзов и др.;
  • – спрос и предложение на конкретные навыки работников;
  • – наличие государственных законов и т.д.

Одним из наиболее важных вкладов в политический менеджмент стало понимание процесса переговоров в качестве аспекта управления. Основная задача специалистов в области политического маркетинга состоит в способности вести переговоры с различными группами и получать соглашения, необходимые для успешного функционирования политического института (субъекта). Исход переговоров во многом зависит от личностных качеств специалиста.

Политический PR. Главная задача службы по связям с общественностью в органах государственной власти состоит в достижении взаимопонимания между органами государственной власти и гражданами.

В основе концепции политического пиара лежит агитационная, представительная деятельности, управление контекстом. Политический PR представляет сегодня большой интерес, особенно при условии существования в государстве представительной демократии, когда различные конкурирующие интересы могут быть озвучены и услышаны. Политический PR имеет в своем арсенале целый ряд как "жестких", так и "мягких" PR-методов с использованием прямых и косвенных каналов связи. Политический PR способствует активному взаимодействию на различных уровнях между заинтересованными и даже незаинтересованными участниками как политического процесса, так и политического дискурса.

GR-деятельность и лоббизм. Основной задачей работника по связям с правительством является улучшение законодательных и нормативных условий для достижения конкретных целей отдельного субъекта (политического, экономического, социального и т.д.). Достигается это путем:

  • – влияния на законодательную и нормативную деятельность;
  • – проведения лоббирования и массовых кампаний;
  • – участия в различного рода коалициях (национальных, региональных, местных и др.);
  • – ведения форумов;
  • – содействия созданию позитивного отношения к конкретной проблеме (теме).

Основной целью GR-спсциалиста является выстраивание комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами. В его задачи входят: отслеживание возможной опасности со стороны органов власти; своевременное информирование руководства; при необходимости обращение к узким специалистам (лоббистам, политическим консультантам и др.).

Технологии лоббистской деятельности активно развиваются в государствах, в которых допускается и тем более стимулируется участие граждан в политической жизни и признается право индивида влиять па принятие решений на уровне различных государственных структур, представляющих интересы индивида. Основной целью лоббистской деятельности становится получение согласия на принятие политического решения в конкретном органе государственной власти.

Лоббистские организации принимают форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Специалист в области лоббистской деятельности должен быть способен решить любой вопрос в конкретном органе государственной власти при условии наличия опыта взаимодействия с государственными структурами, желательно при этом иметь возможность неформального доступа к политическим персоналиям .

В политической практике демократических стран существует широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности. К ним относятся такие как:

  • – сбор и предоставление информации законодателям;
  • – выступления на слушаниях в комитетах конгресса;
  • – участие в разработке и представление готовых законопроектов;
  • – всевозможные неформальные контакты;
  • – пропагандистские кампании;
  • – финансирование избирательных кампаний;
  • – участие в ведении или предоставление персонала для участия в избирательных кампаниях;
  • – воздействие на законодателя через влиятельных избирателей, а также через распространение в избирательном органе результатов его голосования;
  • – совместное лоббирование несколькими организациями;
  • – воздействие на процесс назначения на государственные должности;
  • – политическая поддержка ведомств;
  • – выступления на слушаниях в регулирующих агентствах.

Политическая реклама в последние время стала неотъемлемой частью стратегии крупных политических субъектов (организаций, партий, личностей). Основным отличием политической рекламы от коммерческой является отсутствие "правил", когда речь идет о содержании и форме политической рекламы.

Политический маркетинг воспринимается не только как политическая реклама, партийно-политические передачи и избирательные речи, но и как позиционирование на избирательном рынке. Существует несколько основных характеристик политического маркетинга :

  • – все избиратели делают свой выбор на основании гипотетических представлений в конкретный день – день голосования;
  • – политические партии и кандидаты – сложные нематериальные продукты, которых избиратели не могут разделить, следовательно, они должны принять решение поддержать или нет весь "пакет";
  • – во многих странах трудно сформировать нового и успешного участника политического процесса, в большинстве случаев бренд-лидеры, как правило, остаются прежними.

Некоторые исследователи (М. Скаммелл, Д. Кавана) характеризуют политический маркетинг как деятельность по набору стратегий и инструментов отслеживания и изучения общественного мнения до и во время избирательной кампании, включающую разработку коммуникационной кампании и оценку эффективности. Другие, например П. Марек, концептуализируют политический маркетинг как сложный процесс, результаты более глобальных усилий политика и подчеркивают, что одним из основных средств политического маркетинга является политическая коммуникация. Результатом внедрения маркетинга в политику становится разработка стратегии политической коммуникации – глобальной стратегии проектирования, рационализации и транспортировки современной политической коммуникации .

  • Российский профессиональный портач о лоббизме и GR в России [Электронный ресурс]. URL: lobbying.ru/.
  • Ioannis Kolovos and Phil harris Political Marketing and Political Communication: the relationship revisited [Электронный pecypc|. URL: otago.ourarchive.ac.nz/bitstream/handle/10523/1463/pm-pc.pdf .
  • Maarek P.J. Political marketing and communication. London: John Libbey& Co., 1995.