Путинское «политбюро» разделяется надвое: юбилейный доклад Minchenko Consulting.

Конкуренция властных групп после президентских выборов-2018 развернется вокруг выбора пути, по которому пойдет Россия. А вот проблем с переизбранием Владимира Путина президентом элиты не видят - по их мнению, он уже обеспечил себе «заблаговременную победу».

Доклад «Политбюро 2.0» вышел в пятый раз, и он неизменно привлекает огромное внимание российских и западных экспертов. Его ключевая концепция - в том, что еще в 2012-м президент Путин сформировал неформальный орган управления, схожий по структуре с Политбюро ЦК КПСС (орган, венчавший пирамиду власти в СССР). Члены этого «теневого органа» - топ-менеджеры российского государства, каждый из них четко отвечает за свои сферы. Сам Путин играет в «Политбюро 2.0» роль третейского судьи - он разрешает все споры и перераспределяет влияние основных игроков.

Именно в «Политбюро 2.0» разрешаются наиболее острые аппаратные и отраслевые противоречия между членами элиты. Только здесь решают, будет ли «Роснефть» поглощать «Башнефть» и как предотвратить войну между двумя олигархами

Именно в «Политбюро 2.0» разрешаются наиболее острые аппаратные и отраслевые противоречия между членами элиты. Только здесь решают, будет ли «Роснефть» поглощать «Башнефть» и как предотвратить войну между двумя олигархами. Главный прогноз аналитиков - состав ближайшего окружения Владимира Путина вскоре неизбежно будет ротироваться и тасоваться. Эксперты уверены - лидер РФ не намерен становиться заложником своего окружения.

Путин стремится лично, методом жесткого отбора формировать свою властную команду, исходя из насущных вызовов времени. И сейчас ему нужно на какой-то момент ослабить «Политбюро 2.0». Поэтому на «почетную пенсию» уже отправлены несколько членов «старой путинской гвардии». Среди них - экс-глава АП Сергей Иванов, экс-президент РЖД Владимир Якунин и олигарх, владелец инвестхолдинга Volga Group Геннадий Тимченко.

Отдельное внимание Центр Минченко уделил будущей судьбе премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. У него после выборов-2018, как минимум, три основных пути. Первый и менее вероятный - он останется на посту главы кабмина, «собирающего все шишки» и играющего для россиян роль «громоотвода». Второй путь - Медведев станет боссом «Газпрома» и перехватит у Игоря Сечина позицию «главного энергетика страны». В третьем варианте Медведева просто отправят на почетную пенсию, назначив председателем Верховного суда РФ.

Также эксперты отметили крепкие позиции двух силовиков. Так, министр обороны Сергей Шойгу - сегодня одна из самых близких к Путину фигур (что подтвердила недавняя рыбалка президента в Туве). И под его началом вскоре может быть создано новое российское суперминистерство, которое объединит Минобороны и МЧС. Постоянно наращивает свое влияние в «ближнем круге» президента и глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов, представляющий в нем интересы военно-промышленного комплекса. Очень серьезным влиянием на президента обладает и руководитель вновь созданной Росгвардии Виктор Золотов, который более 15 лет проработал начальником личной охраны Путина.

Министр обороны Сергей Шойгу - сегодня одна из самых близких к Путину фигур. И под его началом вскоре может быть создано новое российское суперминистерство, которое объединит Минобороны и МЧС

Аналитики уверены - сегодня президент, не желающий попадать в зависимость от окружения, активно тестирует новые кадры, которые вскоре могут оказаться в «Политбюро 2.0». Среди них - «молодые технократы» (например, глава АП Антон Вайно и министр промышленности и торговли Дмитрий Мантуров). А также «принцы», вроде губернатора Московской области Андрея Воробьева, и «близкие люди» - такие, как еще один экс-охранник Путина, губернатор Тульской области Алексей Дюмин.

Среди кандидатов в «новый состав Политбюро» президент рассматривает такие фигуры, как первый замглавы Администрации президента Сергей Кириенко и вице-премьер по вопросам спорта и молодежной политики Виталий Мутко. Возможность стать членами «Политбюро 2.0», по мнению Центра Минченко, есть также у главы «Сбербанка» Германа Грефа, полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева и главы Чечни Рамзана Кадырова.

Еще одна важная тенденция - на фоне новой «холодной войны» России и Запада, начавшейся в 2014-м после присоединения Крыма к РФ, в узкий круг «государственных решальщиков» могут войти люди, пользующиеся большим авторитетом за границей. То есть те, кто способен активизировать диалог с зарубежными элитами на личном уровне. Среди них эксперты назвали главу Центра стратегических разработок Алексея Кудрина (на Западе его не раз называли «лучшим министром финансов в Европе»), а также экс-главу администрации президента Александра Волошина. Хороший шанс войти в «Политбюро 2.0» имеет и министр энергетики Александр Новак, наладивший твердые личные связи в Турции и арабском мире.

Стремление любого члена элиты попасть в «политбюро» - часть жестокой, постоянно ведущейся борьбы за власть. Но главная конкуренция вокруг «Политбюро 2.0» развернется почти без учета выборов-2018 - «их исход практически предопределен», ведь рейтинг президента превышает 84 процента.

Аналитики уверены - сегодня президент, не желающий попадать в зависимость от окружения, активно тестирует новые кадры, которые вскоре могут оказаться в «Политбюро 2.0»

Эксперты уверены: российская элита сейчас «стоит на развилке», выбирая, с одной стороны, между «мобилизационной моделью развития и милитаризацией экономики», с другой - «попыткой запустить новую волну модернизации». Самая острая борьба развернется за влияние на президента по поводу выбора одного из двух путей развития страны. Ведь от этого зависит судьба целых отраслей экономики, а также огромных финансовых потоков из бюджета РФ.

Отчасти верность выводов, изложенных в «докладе Минченко», подтвердила резкая реакция из окружения его фигурантов. Известный журналист, пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев уже заявил, что у составителей доклада - «все признаки серьезного психического расстройства». Поводом для атаки стал вывод экспертов о скором ослаблении позиций в «Политбюро 2.0» главы «Роснефти» Игоря Сечина, спикера Госдумы Вячеслава Володина и бизнесмена Аркадия Ротенберга.

Я не знаю, есть ли расстройство у Минченко, но у меня большие сомнения в адекватности его прогноза. Это же чистая мания величия - расставлять людей по местам: «этого я вычеркну, этого повышу, а того - понижу»! - заявил Леонтьев. - Человек без корыстных помыслов и в здравом уме утверждать такого не может. Значит, он или душевно расстроен, или корыстно настроен!

Леонтьева можно понять - ведь ослабление позиций Сечина в самой верхушке элиты может ослабить и его могущественную «Роснефть», отразиться на стоимости ее акций и отношениях с партнерами. Так что Леонтьев своей агрессией просто попытался сбить негативный эффект от доклада Минченко. Тем не менее, как показывает жизнь, многие изложенные в нем прогнозы имеют свойство сбываться. Главный из них: «Обновление элит стартовало - а значит, уже скоро кому-то из “топ-менеджеров страны” придется потесниться, а то и вовсе “уйти на пенсию”».

Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» обновил традиционный доклад «Политбюро 2.0». В основе самой концепции доклада лежит постулат о том, что к 2012 году президент России Владимир Путин сформировал отдельный неформальный управленческий инструмент, во многом схожий с советским политбюро. Члены политбюро фактически являются топ-менеджерами российского государства, каждый из которых отвечает за свое управление и сферу. Сам Путин управляет «Политбюро 2.0» как арбитр, разрешающий все споры и периодически перераспределяющий влияние внутри него.

«Под «Политбюро 2.0» мы понимаем неформальную сетевую структуру согласования интересов основных элитных кланов, в которой арбитром и наиболее влиятельной фигурой является Владимир Путин», — объясняет один из авторов доклада Кирилл Петров, отмечая, что данный «неформальный орган власти» является основным механизмом разрешения аппаратных и отраслевых противоречий.

В нынешнем докладе авторы фиксируют не просто изменение позиций членов «Политбюро 2.0», но и ставят вопрос о структурных изменениях в нем, поднимая вопрос о возможном демонтаже существующей системы управления президентом или по крайней мере ее перезагрузке.

В докладе говорится о перегруппировке сил в высших и средних эшелонах российской номенклатуры. Исследователи отмечают уход в отставку ярких представителей «старой гвардии» Путина (например, экс-руководителя администрации президента Сергея Иванова, главы РЖД Владимира Якунина); «активизацию антикоррупционной повестки и ее использование во внутриэлитной борьбе, в том числе против антикоррупционных подразделений»; ротацию и реформы в правоохранительных структурах; обновление персонального состава Госдумы.

В качестве одной из причин изменений в докладе выделяется «нежелание Путина становиться заложником своего окружения». Президент, по мнению авторов исследования, стремится к тому, чтобы самостоятельно и на конкурсной основе формировать свою предвыборную коалицию и будущую властную конфигурацию. А для этого необходимо ослабление самого «Политбюро 2.0».

Среди элит произошла перегруппировка силового ресурса. Большинство членов «Политбюро 2.0» в этом отношении ослабли, а усилившийся в военное время министр обороны Сергей Шойгу оказался уравновешен руководителем вновь созданной Росгвардии Виктором Золотовым. Как отмечают авторы доклада, Путин традиционно действует в логике «сдержек и противовесов».

Впрочем, глава «Минченко консалтинга» Евгений Минченко акцентирует внимание на том, что сами силовики укрепились: «Ослабло влияние на силовой блок членов «Политбюро 2.0», для которых базовыми являются другие сектора. Но сами силовики укрепились. В первую очередь это касается как раз Виктора Золотова и секретаря Совбеза Николая Патрушева».

Путин сейчас изучает различные варианты «идеологического обеспечения и рекрутирования кадров» для своего следующего президентского срока.

Авторы отмечают, что президент тестирует молодых технократов (глава администрации президента Антон Вайно, министр промышленности и торговли Дмитрий Мантуров), «принцев» — выходцев их элитных семей, позиционирующих себя как технократов (губернатор Московской области Андрей Воробьев), близких людей (губернатор Тульской области Алексей Дюмин, долгое время проработавший в охране президента), бывших младших партнеров «Политбюро 2.0» (первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко), кандидатов в «Политбюро 2.0» (зампред правительства Дмитрий Козак), менеджеров важных секторов экономики (зампред правительства по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко), а также общественных и партийных активистов.

«Причем, судя по последним кадровым решениям, в качестве эталонного (но необязательно достижимого) образца берется первый президентский срок Путина, с успешными либеральными экономическими реформами и с нормализацией отношений с Западом», — говорится в докладе.

Также любопытен тезис, согласно которому при реализации изменений для президента будет особенно важно сохранение приемлемого уровня популярности власти. В этом плане особая роль может быть отведена Думе во главе с новым спикером Вячеславом Володиным.

В одном из прогнозов авторы доклада предполагают, что в условиях бесплодных попыток найти диалог с коллективным Западом большой потенциал роста могут иметь персоны, обладающие возможностями «эффективно вести внешнюю коммуникацию с Европой и США».

В качестве таковых выделяются глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин и бывший глава президентской администрации Александр Волошин. Потенциал есть у членов «Политбюро 2.0», коммуницирующих на других внешних направлениях. «В частности, интересны компетенции Антона Вайно на японском треке и министра энергетики Александра Новака в отношениях с Турцией и арабским миром», — отмечается в докладе.

С утверждением авторов исследования о том, что Путин фактически возрождает модель управления своего первого срока, не согласен политолог Алексей Макаркин: «Тут скорее не первый срок, а время до ареста Ходорковского. Первый срок Путина — это время «питерской компании». Четкое разделение на своих и чужих. Свои тогда получили полный карт-бланш. Сейчас же даже люди из старой гвардии и наиболее приближенные потеряли свой иммунитет. Яркие тому примеры Иванов и Якунин, которые в качестве предложения получили посты, несравнимые с теми, которые они занимали до отставок.

Первый срок Путина — это было время бури и натиска. Сейчас, конечно, уже не так».

Кроме того, эксперт отмечает, что система сейчас основывается не только на принципе сдержек и противовесов, но и на «атомизации»: «Я имею в виду, что Путину не нужны сильные кланы. Как только задача решается, назначенцы расходятся. Такая система ему сейчас наиболее подходит». В качестве примера автономных людей на высоких постах политолог приводит нового главу ФСО Дмитрия Кочнева, который, скорее, «независимая фигура».

«Общее влияние «Политбюро 2.0» к концу 2016 года ослабло, в первую очередь — за счет выпадения из него двух ранее влиятельных участников Сергея Иванова и Геннадия Тимченко и демонтажа ранее сложившихся неформальных тандемов Иванов — Чемезов и Ковальчук — Тимченко. Однако это ослабление было частично компенсировано за счет вовлечения в состав «Политбюро 2.0» новых игроков второго плана», — говорится в докладе.

В целом о расстановке сил в окружении Путина авторы делают такие выводы: влиятельность главы «Ростеха» Сергея Чемезова возросла; группа вокруг предпринимателя Юрия Ковальчука усилила свое присутствие в органах власти (в том числе за счет Сергея Кириенко); глава правительства Дмитрий Медведев получил «ореол победителя» парламентских выборов, но при этом несколько его союзников находятся под давлением; исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин увеличил влияние в отрасли; предприниматель Аркадий Ротенберг сохраняет значимость как ключевой оператор инфраструктурных проектов, Вячеслав Володин с переходом в Госдуму сохранил разветвленную региональную клиентелу, но потерял в формально административном весе; мэр Москвы Сергей Собянин продолжает рассматриваться как один из кандидатов в премьер-министры, однако его ослабляют непрочные позиции ряда его креатур в регионах (глава Пермского края Виктор Басаргин, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев).

Агентство Minchenko Consulting опубликовало пятый доклад о «путинском политбюро». По мнению экспертов, российская властная элита стоит перед дилеммой - мобилизация или модернизация. И конкуренция элитных групп после очередных президентских выборов развернется именно вокруг пути, по которому пойдет страна. Проблема «выборов-2018» перед элитой не стоит, так как Владимир Путин снова обеспечил себе «заблаговременную победу»

Материалы по теме

Эксперты рассматривают окружение Владимира Путина как аналог советского Политбюро. По словам авторов, в основе данного исследовательского проекта лежит методология, предполагающая использование анализа открытых источников, экспертных опросов, проективных методик и экспертного моделирования. Доклад «Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа» сфокусирован на ретроспективе внутренних процессов в российской элите в течение третьего президентского срока Владимира Путина и в преддверии возможного четвертого.

По мнению авторов доклада, участники правящих элит делятся на две группы: мобилизационная (в нее авторы доклада включают Военно-промышленный комплекс и силовиков, а в ядро определяют - Чемезов, Чайка, Золотова, Шойгу) и модернизационная (это либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники - Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф). Скорее всего, решение о распределении будет принято «на ходу». Нынешней элите предстоит сделать выбор между мобилизационной и модернизационной моделями экономики. «Российская элита находится перед развилкой с одной стороны, и попыткой запуска новой волны модернизации», - поясняют авторы доклада.

Как пойдет конкурентная борьба и с чьим перевесом она завершится, эксперты пока не прогнозируют. В любом случае, итог ее будет зависеть «от усилий всех групп влияния, от внешней конъюнктуры и от настроя Владимира Путина», - пояснил «Коммерсанту» глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.

Рост рейтинга президента внутри страны, ухудшение отношений с Западом привели в итоге «к консолидации элиты» вокруг Владимира Путина, который стал «ее безусловным лидером». И теперь победа господина Путина на предстоящих президентских выборах не будет зависеть от «вклада той или иной элитной группы» и не обеспечит ни одну из них «индульгенцией и ресурсом для значимого роста влияния». Более того, эксперты «Минченко консалтинг» считают, что «начавшаяся в июне 2017 года президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер - «президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов».

Главный ресурс для роста влияния участников «Политбюро 2.0» после президентских выборов - это наличие у каждого члена понятного проекта, касающегося страны в целом или же их лично на период следующего срока президента Владимира Путина. Иметь такие проекты важно в условиях проблем с содержательной повесткой.

Наиболее устойчивые позиции в качестве члена «Политбюро 2.0», указывают авторы доклада, «как ни странно», у премьер-министра Дмитрия Медведева. Он, с одной стороны, самый опытный член правящей группы, поскольку занимает пост главы правительства, а до этого был президентом. С другой - неоднократно подтверждал лояльность Путину «и мастерски освоил стратагему в стиле айкидо «ослабить себя, чтобы сохраниться», - говорится в докладе. У Медведева не менее трех вариантов трудоустройства после мая 2018 года, считают эксперты: сохранение должности премьера, переход в «Газпром» «и перехват у Игоря Сечина позиции «главного энергетика», назначение на пост председателя Верховного суда.

Достаточно сильные позиции и у министра обороны Сергея Шойгу, в связи с чем серьезными выглядят шансы на создание под его эгидой нового суперминистерства - Минобороны плюс МЧС, отмечают авторы доклада.

Еще один член «Политбюро 2.0», глава «Ростеха» Сергей Чемезов, наращивает свое влияние «наиболее динамично» из всех представителей ближнего круга Путина. Усиление «группы Чемезова» - один из рисков для нее, поскольку «оппоненты могут описать это как чрезмерное и нуждающееся в выравнивании». Тем не менее, «коллективный Чемезов», группа ВПК, неизбежно будет одним из ключевых элитных игроков, уверены эксперты.

Высокие шансы сохраниться в качестве члена «Политбюро 2.0» есть у акционера банка «Россия» Юрия Ковальчука и мэра Москвы Сергея Собянина. Столичный градоначальник, по словам авторов доклада, - один из немногих членов ближнего круга Путина, кто имеет понятный проект (реновацию) на весь период следующего президентского срока. Собянин является претендентом номер два на пост премьера, говорится в докладе.

В докладе «Политбюро 2.0» эксперты указывают, что позиции Сечина, Володина и Ротенберга могут пошатнуться после проведения президентских выборов в 2018 году. «Сечин, Володин и Ротенберг находятся в переходной зоне, есть риск их ослабления. Они могут перейти в статус кандидатов в члены политбюро», - заявил Евгений Минченко газете РБК.

По мнению экспертов, Сечин в данный момент «находится на пике своего влияния». Вместе с тем, против него формируется «широкая элитная коалиция» в связи с «напористым управленческим стилем» главы «Роснефти». Так, Сечина критикуют за его выход за пределы собственной ответственности, финансовые результаты «Роснефти» и ее затратных международных проектов. К этому также относятся возможные негативные последствия иска против АФК «Система» для инвестиционного климата России. В докладе также отмечается, что арест экс-министра экономического развития России Алексея Улюкаева «стал примером нарушения негласных правил взаимоотношений».

Вместе с тем, Володин может потерять свое влияние из-за «фактического слияния всех парламентских партий в единую правящую пропутинскую коалицию», что «снижает влияние лидеров формально оппозиционных партий и значимость парламента как площадки, представляющей все общество».

В свою очередь, Ротенберг может политически ослабеть в связи с попаданием в санкционные списки, а также общим охлаждением отношений России с Западом. Кроме того, «проблематичность новых проектов на восточном направлении создают для группы (Ротенберга) сложности с целеполаганием», - указывается в докладе компании.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев обиделся на утверждение экспертов об ослаблении позиций главы «Роснефти» Игоря Сечина. В комментарии РБК он заявил, что у людей, которые составили доклад, есть признаки «серьезного психического расстройства».

«Я не знаю, есть ли расстройство у Минченко, но у меня есть сомнение в адекватности его прогноза. Это мания величия - расставлять людей по местам: этого я вычеркну, а этого повышу, а другого понижу», - заявил Леонтьев. Также пресс-секретарь «Роснефти» назвал «надуманными» аргументы главы «Минченко Консалтинг» Евгения Минченко о причинах возможного снижения влияния Сечина после выборов 2018 года.

В число кандидатов на попадания в члены «Политбюро 2.0» после выборов 2018 года вошли глава кремлевской администрации Антон Вайно и его первый заместитель Сергей Кириенко, глава «Сбербанка» Герман Греф, руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, глава Нацгвардии Виктор Золотов и глава Чеченской республики Рамзан Кадыров.

По мнению авторов доклада, если Путин сохранит хорошую физическую форму, то кандидатуры для преемника начнут обсуждать во время подготовки парламентских выборов 2021 года. Есть вероятность создания статуса духовного лидера «русский аятолла» для Путина.

Эксперты считают, что Навальный - это инструмент выяснения отношений между участниками «Политбюро 2.0» из-за запрета публичных конфликтов в элитах. Оппозиционер уже успешно выполнил свою роль в президентской кампании - 2018 по «выбиванию Медведева из числа потенциальных кандидатов», а в 2013 - Собянина.

В докладе утверждается, что Председатель правительства, назначенный в мае 2018 года, «рискует стать Председателем правительства непопулярных реформ», поэтому его шансы «стать преемником Путина будут невелики».

https://www.сайт/2016-11-06/politbyuro_2_0_glavnye_vyderzhi_iz_svezhego_issledovaniya_o_putinskoy_elite

Зачем Кремль проводит перегруппировку сил

Политбюро 2.0: главные выдержи из свежего исследования о путинской элите

Одна из задач Владимира Путина на нынешнем этапе - не стать заложником своего окруженияДмитрий Азаров/Коммерсантъ

Агентство Minchenko Consulting опубликовало очередной доклад о «путинском политбюро». Такие исследования появляются регулярно (последнее вышло год назад) и всякий раз становятся предметом широкого обсуждения. Совмещая давние традиции «кремленологии» с современными исследовательскими технологиями, эксперты изучают изменение баланса сил вокруг Кремля, дают оценки и делают прогнозы. Они рассматривают окружение Владимира Путина как аналог советского Политбюро. Но, в отличие от реального Политбюро, это не формальный руководящий орган, а скорее метафорический образ, условный клуб, членство в котором определяется самими экспертами. сайт выбрал самые интересные места из отчета о последнем исследовании, которое аналитики Minchenko Consulting закончили буквально на днях.

Прежде всего, если вы всерьез интересуетесь происходящим в политическом истеблишменте, мы рекомендуем вам прочитать целиком сокращенную версию доклада «Политбюро 2.0: демонтаж или перезагрузка?» и изучить презентацию проекта . Это довольно большие документы, но они стоят вашего внимания. А если у вас нет времени или желания погружаться так глубоко, мы выписали самое важное и интересное:

1. «Крым наш» все еще работает. «Несмотря на турбулентность, заданную российской экономике извне (финансовые санкции и падение цен на углеводороды), внутриполитическая инерция "Крымского консенсуса" сохраняется», — пишут эксперты.

2. Еще до выборов вокруг Кремля началась перегруппировка сил. Происходят серьезные кадровые изменения в администрации президента, губернаторском корпусе и отчасти в правительстве. Обострилась внутриэлитная борьба в силовых структурах (вспомните дело Захарченко и другие). Произошло значительное изменение состава Госдумы — не только в смысле персоналий, но и с точки зрения отраслевого и кланового представительства.

3. Конкуренция в элите обостряется из-за нескольких факторов. Это дальнейшее сокращение ресурсов (ведь нынешняя модель появилась, когда количество ресурсов только росло); проблемная внешняя конъюнктура, предстоящие выборы президента и «нежелание Владимира Путина становиться заложником своего окружения».

4. Чтобы не стать заложником своего окружения, Путину нужно превратить «Политбюро» в нечто менее амбициозное. И одновременно более эффективное.

5. Довольно драматичные изменения происходят на силовом поле. Во-первых, провалился проект создания суперведомства «нео-КГБ». Во-вторых, усилившийся в «военное время» министр обороны Сергей Шойгу был уравновешен главой Росгвардии Виктором Золотовым. Последний вышел за границы «силового» поля и уже влияет на разного рода политические дела — например, на назначение губернаторов.

Еще одна арена противостояний — ВПК. «За прошедший год увеличилась консолидация военно-промышленного комплекса и ослабли позиции куратора ВПК в правительстве Дмитрия Рогозина, как в аппаратном, так и политическом плане. Близкая к Рогозину партия «Родина» неубедительно выступила на федеральных и региональных выборах. Сам он не смог получить контроля над Роскосмосом, а несогласованные импровизации типа предложения передать «Уралвагонзавод» «Ростеху» выглядели скорее проявлением слабости», — говорится в докладе. Гендиректор УВЗ Олег Сиенко тем временем стал единственным из оборонщиков, кто записан «кандидатом в члены Политбюро».

6. Пробуются разные варианты идеологии и кадровой политики для следующего президентского срока. «Причём, судя по последним кадровым решениям, в качестве эталонного (но не обязательно достижимого) образца берётся первый президентский срок В. Путина, с успешными либеральными экономическими реформами и с нормализацией отношений с Западом», — говорится в докладе.

7. Похоже, Кремль возлагает большие надежды на новую Госдуму. Возглавивший ее Вячеслав Володин должен будет заняться перенастройкой партийной системы и обеспечить повышение профессионализма депутатов. Может быть, баланс сил в схеме управления вообще несколько сместится в сторону парламента от правительства (руководители профильных комитетов ГД в докладе вскользь названы «теневым кабинетом»). А одномандатники, у которых есть прямой контакт с населением, должны помочь с выпуском социального пара.

8. Есть четыре основных центра, конкурирующих за стратегическое влияние и ресурсы. К ним эксперты относят «старый олигархат» (для которого наиболее комфортным партнером является тандем Медведева-Дворковича и иногда примыкающий к ним Шувалов); «альтернативный интеллектуальный центр», выступающий за продолжение экономических реформ (Ковальчуки, Кудрин, Греф); крупные госкорпорации; операторы инфраструктурных проектов (сюда можно отнести не только «королей госзаказа» вроде Ротенбергов и Тимченко, но и мэра Москвы Сергея Собянина).

Minchenko Consulting

9. Обновление правящей элиты происходит за счет тестирования выходцев из нескольких слоев:

Молодые технократы (Вайно, Мантуров, Новак, Воронова);

- «Принцы» (выходцы из семей правящей элиты — например, Воробьев, Муров и Ковальчук);

Близкое окружение (вспомните охранников-губернаторов);

Младшие партнеры «старших товарищей» (Кириенко, Михельсон, Мордашов);

- «Кандидаты в члены Политбюро» — те, кто давно в орбите президента и могут получить продвижение (Козак, Трутнев, Бабич и другие);

Менеджеры значительных секторов экономики (Мутко или Ткачев);

Общественные и партийные активисты, в том числе оппозиционеры.

10. Самое масштабное персональное изменение в составе «Политбюро 2.0» — выход из него Сергея Иванова и Геннадия Тимченко. Снижение влияния таких масштабных фигур ослабило вес Политбюро в целом. Но они не ушли в отставку «насовсем», а как бы пересели на скамейку запасных, сохранив часть влияния. Например, Сергей Иванов как спецпредставитель президента стал неформальным куратором Минтранса и Минприроды.

11. Провал либерально-демократических партий на выборах в Госдуму еще не ставит крест на возможность «правого крена» во власти. «Активизация в последнее время радикально-охранительской риторики создаёт возможность формирования альтернативного полюса на месте недавнего политического центра».

Minchenko Consulting

12. Алексея Кудрина эксперты называют «теневым премьером». Вполне возможно, что он станет автором экономической программы для следующего срока Владимира Путина, а также сформирует альтернативный охранительно-патриотическому центр идеологии.

13. Сергей Собянин продолжает рассматриваться как кандидат в премьер-министры. Есть свидетельства его усиления — например, назначение его протеже Сергея Вахрукова в заместители секретаря Совбеза. Слабость Собянина — неудачи его протеже в регионах.

14. Ни Антон Вайно, ни Сергей Кириенко пока не заслужили статус «членов Политбюро». Но это перспективные фигуры, которые в будущем могут войти в клуб сильнейших.

15. Главной фигурой в медийном блоке является первый заместитель главы администрации президента Алексей Громов.

16. Влияние идеологически активных представителей иерархов РПЦ (отца Тихона, патриарха Кирилла) несколько ослабил скандал с банком «Пересвет».

17. Реального роста влияния лидеров национальных республик (например, Кадырова и Минниханова) не произошло. Но они важны Кремлю, в том числе для построения коммуникации с внешним миром: Минниханов — с тюркскими народами, Кадыров — с арабскими.

18. Главными героями разоблачительных публикаций в последнее время становились кандидаты в премьер-министры следующего путинского срока. Это Игорь Шувалов, Дмитрий Медведев, Игорь Сечин. Исключение — Владислав Сурков, который к числу кандидатов в премьеры вроде бы не относится, но тоже пострадал от информационной атаки (в сеть слили почтовую переписку то ли его самого, то ли его приемной).

19. Немало зависит от исхода президентских выборов в США. В случае победы Хиллари Клинтон, может вырасти значение фигур, которые готовы вести переговоры с Западом — например, Алексея Кудрина или Александра Волошина.

20. «Если прорыва в отношениях с внешним миром не произойдёт, то высока вероятность скатывания к мобилизационному сценарию и формированию милитаризованного Госплана 2.0, а внешнеполитическая активность будет сведена к ситуативной поддержке оппонентов США (Коминтерн 2.0)». Просто цитата.

Напомним, что полный доклад доступен по ссылке.

Евгений Минченко рассказал, когда Путин станет «аятоллой», какая роль отведена Навальному и далеко ли пойдут «принцы»

Позиции Рустама Минниханова ослабли на фоне очевидного усиления главы Чечни Рамзана Кадырова, утверждает в новой, юбилейной версии «Политбюро 2.0» известный политолог Евгений Минченко. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалась сокращенная версия его очередного доклада об эволюции российской элиты. О том, почему Дмитрий Медведев «самый устойчивый» из членов Политбюро, можно ли остановить Сечина и каковы перспективы у Кириенко, — в материале нашего издания.

Фото: president.tatarstan.ru

МИННИХАНОВУ ПРЕДЛАГАЮТ «УРАВНОВЕСИТЬ» КАДЫРОВА

Глава коммуникационного холдинга Minchenko consulting Евгений Минченко подготовил юбилейный, пятый по счету доклад из серии «Политбюро 2.0» под заголовком «Реновация вместо демонтажа». На этот раз политолог нарисовал ретроспективу внутренних процессов в российской элите за последнюю «пятилетку», в течение третьего президентского срока Владимира Путина и в преддверии четвертого.

Для Татарстана немалый интерес представляют тезисы «Реновации», касающиеся президента РТ Рустама Минниханова . Минченко констатирует ослабление позиций татарстанского лидера и связывает этот негативный тренд с общеизвестными последними событиями. А именно — с банкротством второго по величине в республике Татфондбанка, непродлением договора о разграничении властных полномочий между Москвой и Казанью, а также с нарастанием внутриэлитных противоречий в самой республике. Для Минниханова, по мнению московского политолога, это все чревато выпадением из числа кандидатов в члены «Политбюро 2.0», что равносильно исчезновению из рядов самой «центровой» российской элиты.

Напомним, что в мире «Политбюро 2.0», созданном известным политологом, все более-менее известные на федеральном уровне политики и управленцы скользят по предназначенным для них орбитам, вращаясь вокруг одного «светила» — президента РФ Владимира Путина . Чуть ниже этих «небожителей» находятся миры «кандидатов в члены «Политбюро» и «членов ЦК». Существует и «переходная зона» между ЦК и «кандидатами», к которой, кроме Минниханова, Минченко относит «ветеранов» вроде Геннадия Зюганова , Владимира Жириновского , Бориса Грызлова , «принцев» Сергея Иванова-младшего и Артема Чайку , новую силовую элиту в лице Алексея Дюмина , Михаила Бабича и прочих.

Бросается в глаза, что в прежних своих докладах и интервью Минченко неизменно позитивно высказывался о перспективах Минниханова, обещая со временем сделать его «кандидатом в члены «Политбюро 2.0» и соглашаясь с тем, что татарстанский президент может быть приглашен на высокую федеральную должность. В то же время политолог подчеркивал, что Минниханову вряд ли удастся сохранить свою президентскую должность в тех реалиях, которые выстраивает Путин и что со временем и он будет «приведен к общему знаменателю». Вопрос, видимо, заключался лишь в том, примет ли лидер РТ это как должное или «взбунтуется». От этого, вероятно, зависела дальнейшая траектория миннихановской «орбиты».

На фоне ослабления Минниханова Минченко констатирует очередное возвышение главы Чечни Рамзана Кадырова . Его политолог характеризует в превосходных тонах: как, «наверное, единственного из руководителей российских регионов, обладающего самостоятельным силовым ресурсом и системой неформального экономического влияния в других регионах России». «Силовой ресурс Кадырова является не только внутрироссийским, но и внешнеполитическим фактором, — утверждается в докладе „Реновация вместо демонтажа“. — Кроме того, Кадыров претендует на роль коммуникатора с исламскими странами и лидерство среди российских мусульман». Это лидерство чеченский политик якобы постепенно начнет перетягивать на себя, оспаривая его у нынешнего самого признанного представителя «российского традиционного ислама» Минниханова. Впрочем, и для президента Татарстана, по мнению Минченко, далеко не все потеряно — у него могут появиться «новые союзники, заинтересованные в уравновешивании Кадырова».

К сожалению, в обширном докладе тема Татарстана звучит вскользь, поэтому тезисы ничем не обосновываются. Трудно поспорить, что банковский кризис и неуклюжая игра вокруг договора с Москвой не добавили очков республике. Но из чего, к примеру, выводится «нарастание внутриэлитных противоречий»? И уж совсем сенсационно-скандальным выглядит противопоставление Минниханова Кадырову. Год назад сам Минченко в аналогичном докладе разграничил их сферы влияния: глава Чечни отвечает за арабский мир, президент Татарстана — за тюркский. Что изменилось? Публично Минниханов и Кадыров все так же друг друга иначе как «братьями» не величают. Так что это или сознательный вброс, или крутой инсайд. Ну или третий вариант — московские политтехнологи слишком много читают анонимные Telegram-каналы...

«В ПЕРСПЕКТИВЕ — ОТКАЗ ОТ «ПОЛИТБЮРО 2.0» И ЗАМЕНА ЕГО НА АНАЛОГ ГОСПЛАНА»

Напомним, первый доклад из серии «Большое правительство Владимира Путина и «Политбюро 2.0» был опубликован в августе 2012 года и вызвал большой резонанс в среде российской элиты. Уже в день публикации авторы работы получили обратную связь от своих «героев». Как констатировал Минченко, экспертное описание правящей элиты оказалось интересным в первую очередь ей самой. А точку в публичной легитимации модели «Политбюро 2.0» поставил представитель бизнесмена Геннадия Тимченко , который в день публикации очередного доклада в ноябре 2016 года официально опроверг утверждение, что Тимченко вышел из состава этой неформальной системы управления.

Возникла же эта система после возвращения Владимира Путина на пост президента и стала своеобразным способом демонтажа тандема образца 2008 - 2011 годов, когда элита была распределена между двумя неравнозначными полюсами — премьером Путиным и президентом Дмитрием Медведевым . Недовольство части элит, ориентированных на Медведева, новой «рокировкой», объявленной осенью 2011-го, привело к массовым протестам зимы 2011 - 2012 годов, известным как «белоленточная революция». В результате летом 2012 года была создана внутриэлитная система сдержек и противовесов, в которой премьер Медведев оказался лишь одним из нескольких значимых игроков, наравне с главами госкомпаний «Роснефть» и «Ростех» Игорем Сечиным и Сергеем Чемезовым , главой администрации президента Сергеем Ивановым и его первым заместителем Вячеславом Володиным , мэром Москвы Сергеем Собяниным , бизнесменамиТимченко и Юрием Ковальчуком . Практически все перечисленные лица и составили ту загадочную структуру, которую политолог наименовал «Политбюро 2.0».

В то же время произошло «распыление ресурса между разными группами». По оценке Минченко, этому способствовало формирование альтернативного Медведеву полюса в базовой энергетической отрасли в лице Сечина, а также переход к управленческой модели «большого правительства», в котором роль фактического главы досталась президенту, а функционал формального премьера оказался серьезно ограничен. При этом на уровне министерств и ведомств у участников узкого круга сложились свои сети дружественных руководителей и их заместителей. Распределение влияния между группами коснулось и регионов — практически у каждого из членов «Политбюро 2.0» возник свой пул губернаторов. В конце 2012 года в состав «Политбюро 2.0» ворвалась новая комета, а именно — высокорейтинговый министр обороны Сергей Шойгу . Это спровоцировало имиджевую «гонку преемников», в то время как внутренняя конкуренция элитных групп усиливала значимость роли Путина как модератора и арбитра этой конкуренции. Конец «гонке преемников» положил конфликт на Украине, разгоревшийся в 2014 году и приведший к смене власти в этой стране. Дальнейшие события общеизвестны: ответный ход Путина (присоединение Крыма и поддержка ополченцев на юго-востоке Украины) привел к ухудшению отношений с Западом и росту рейтинга президента внутри страны, а также к консолидации элиты вокруг ее «безусловного лидера».

Однако консолидация сопровождалась ухудшением экономической ситуации, падением цен на углеводороды, а заявленный «разворот на Восток» принес «неочевидные результаты». Это, как полагает Минченко, повысило конкуренцию внутри «Политбюро 2.0» за ресурсы. При этом выросла значимость полноправных членов «Политбюро 2.0», которые начали экспансию в сферы, ранее контролируемые «кандидатами в члены «Политбюро 2.0» и «членами ЦК». Перераспределение ресурсов приняло форму антикоррупционной кампании, кампании по санации проблемных банков, финансовых или административных поглощений компаний конкурентов, реструктурированию ряда министерств и ведомств, считают авторы доклада. Выросли символические акции тех членов элиты (в частности Аркадия Ротенберга ), которые попали под западные санкции и получили за это компенсации в той или иной форме. Одновременно в России как «воюющей стране» усилилось влияние представителей ВПК и силовой корпорации в целом.

Теперь о том, откуда же внутри путинской вертикали взялись «молодые технократы» и «независимые управленцы». Доклад констатирует, что в логике президентской модели «выравнивания элит» жесткой чистке и ротации подверглись силовые структуры и региональные власти. Путин взял курс на снижение роли участников «Политбюро 2.0», делая ставку на новых выдвиженцев, которые, как правило, имели связку с одним из кланов, но своим возвышением были обязаны лично главе государства. В качестве кадровых резервуаров использовались клиентелы членов и кандидатов в члены «Политбюро 2.0», их дети («принцы» по китайской терминологии), бюрократы среднего уровня, а также представители «двора» (секретариат и охрана Путина — адъютанты).

В перспективе — отказ от «Политбюро 2.0» с его системой самодостаточных центров силы и замена его на аналог Госплана с гораздо менее амбициозными и самостоятельными молодыми технократами выглядели логичными. Еще один немаловажный фактор обновления элит — возраст многих участников правящей коалиции. Процесс избавления от «старой гвардии» (Владимир Якунин , Евгений Муров и др.), переход в статус «свободных агентов» представителей ближнего круга президента (Иванов, Тимченко) был запущен в 2015 году. Однако, как замечает Минченко, создание «Госплана 2.0» предполагает наличие новой модели развития страны. В отсутствие же внятной стратегии модель «Политбюро 2.0» с ее системой неформальных кураторов отраслей оказалась более удобной для решения тактических задач и потому сохранилась до настоящего времени.

«ВЫБИВАНИЕМ МЕДВЕДЕВА ИЗ ЧИСЛА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛ НАВАЛЬНОГО ИСЧЕРПАН»

По мнению Минченко, Алексей Навальный, который пытается позиционировать себя в качестве оппозиционера номер один, скорее выполняет роль инструмента выяснения отношений между членами «Политбюро 2.0», так как публичные конфликты между ними табуированы. Глава ФБК уже дважды был использован для выбивания из кандидатов в преемники участников правящей элиты. В 2013 году он выступал против Сергея Собянина на выборах мэра Москвы, а в 2017 году пошел в наступление на Медведева с помощью нашумевшего фильма «Он вам не Димон». И это не случайно, поскольку большинство членов «Политбюро 2.0» не заинтересовано в возврате модели тандема. Выбиванием Медведева из числа потенциальных кандидатов в президенты в 2018 году функционал Навального в данной президентской кампании исчерпан, считает политолог.

При этом он полагает, что вопросы интриги президентской кампании и оформления ее предсказуемого результата для Путина малозначимы. Легитимность итогов выборов в любом случае будет подвергнута сомнению со стороны коллективного Запада, а вклад той или иной группы в предрешенную победу не станет для нее индульгенцией и ресурсом для значимого роста влияния. К тому же начатая в июне президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитский характер, развиваясь по сценарию «президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов».

Исход будущих президентских выборов 2018 года, по мнению Минченко, практически предопределен за счет сохранения внутриэлитного баланса, высокого рейтинга Путина, отсутствия серьезных конкурентов как внутри правящей корпорации, так и за ее пределами. Конкуренция внутри «Политбюро 2.0» разворачивается не вокруг выборов. Российская элита находится перед развилкой между мобилизационной моделью и милитаризацией экономики с одной стороны и попыткой запуска новой волны модернизации. И здесь очень важно, чья «орбита» окажется более выверенной.

Несмотря на то что Навальный выбил Медведева из числа потенциальных преемников Путина на выборах в 2018 году, позиции премьера представляются составителям доклада наиболее устойчивыми. Минченко отмечает, что, с одной стороны, он самый опытный член правящей группы после Путина, имеющий опыт работы на посту премьер-министра и президента. С другой стороны, Медведев неоднократно подтверждал свою лояльность Путину и мастерски освоил стратагему в стиле айкидо — «ослабить себя, чтобы сохраниться». А как самый молодой из членов «Политбюро 2.0» (52 года) он располагает еще и таким важным ресурсом, как время. С учетом этих обстоятельств Медведева и после мая 2018 года ждут хорошие перспективы.

По мнению Минченко, вариантов как минимум три. Он может, во-первых, сохранить за собой пост председателя правительства, во-вторых, перейти в «Газпром» и перехватить у Сечина позицию «главного энергетика», и, в-третьих, возглавить Верховный суд и получить статус неформального гражданского куратора правоохранительного блока.

«НАПОРИСТЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ СТИЛЬ СЕЧИНА ФОРМИРУЕТ ПРОТИВ НЕГО ШИРОКУЮ ЭЛИТНУЮ КОАЛИЦИЮ»

Достаточно уверенно себя может чувствовать и Шойгу как успешный министр обороны «воюющей страны». Шансы на создание под его эгидой нового суперминистерства (минобороны + МЧС) и на сохранение и даже расширение региональной квоты выглядят серьезными, отмечает автор доклада. Но есть и риски. Они в первую очередь могут быть связаны с возможными форс-мажорными обстоятельствами в зоне военных действий.

Наиболее динамично набирает в последнее время влияние член «Политбюро 2.0» глава «Ростеха» Чемезов. Он усилил свои позиции в администрации президента, силовых структурах и региональных элитах, а также «поглотил» «Уралвагонзавод». Программа военного перевооружения, рассчитанная до 2021 года, также является его зоной ответственности. Среди рисков для Чемезова, считает Минченко, его же усиление, которое оппоненты могут описать президенту как чрезмерное и нуждающееся в выравнивании. Однако «коллективный Чемезов» — группа ВПК — неизбежно будет одним из ключевых элитных игроков. А один из претендентов на то, чтобы ее возглавить, — министр промышленности и торговли Денис Мантуров .

Бизнесмен Ковальчук считается неформальным куратором научной сферы и адептом инновационной экономики. Помимо этого, он является держателем серьезных пакетов финансового и медийного ресурса. В случае выбора модернизационного сценария Ковальчук может оказаться в ядре этой коалиции.

Мэр Москвы Собянин — один из немногих членов «Политбюро 2.0», имеющий понятный и предметный проект на весь период нового президентского срока. Это реновация, которая должна кардинально изменить облик Москвы и при этом обеспечить вовлечение в финансово емкий проект большого количества элитных групп, которые становятся естественными союзниками мэра. При этом Собянин сохранил и частично реновировал пул своих губернаторов на Урале (заменив в Пермском крае Виктора Басаргина Максимом Решетниковым ). Не проявляя личных амбиций и демонстрируя глубокую вовлеченность в городскую повестку, Собянин тем не менее остается претендентом номер два на пост председателя правительства.

Вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев также рассматривается в качестве претендента на роль технократического премьер-министра, обладающего сильной волей и умением реализовывать проекты.

По мнению Минченко, трое из числа влиятельных членов «Политбюро 2.0» могут иметь сложности с повесткой, которую они могут предложить президенту. Как ни удивительно, к этой группе относится Сечин, который, на первый взгляд, находится на пике своего влияния. Действительно, он заслуженно считается одним из наиболее преданных Путину членов его команды. В копилку его побед за последние годы можно внести получение контроля над «Роснефтегазом» и «Башнефтью», приватизацию пакета «Роснефти», рост неформального влияния в электроэнергетике, заключение значимых международных сделок, арест ряда губернаторов и министра экономического развития Алексея Улюкаева . Однако напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию. Если речь идет о консолидации в одних руках всей нефтяной отрасли, то это затрагивает интересы таких серьезных игроков, как «Лукойл», «Газпромнефть» и «Татнефть». Предметом критики становятся выход Сечина за пределы его зоны ответственности, финансовые результаты «Роснефти» и ее затратных международных проектов, возможные негативные последствия иска против АФК «Система» для инвестиционного климата в стране, деморализующее управленческую элиту настойчивое использование силового инструментария.

Для многих членов правящего класса арест Улюкаева стал примером нарушения негласных правил взаимоотношений. Ряд представителей бизнеса считает, что суд против АФК «Система» создает риск прецедента наказания компании за реализацию стандартных корпоративных процедур, используемых многими участниками рынка. Негласная поддержка Владимира Евтушенкова в споре с «Роснефтью» различными элитными игроками связана в первую очередь с этим, отмечает автор доклада. «Нельзя сказать, что весь путь „Роснефти“ в последние годы — это только успешная экспансия. Противостояние с кандидатом в члены „Политбюро 2.0“ главой „Транснефти“ Николаем Токаревым закончилось тактической победой сослуживца Путина по дрезденской резидентуре. Снизился силовой ресурс Сечина — был расформирован Госнаркоконтроль, который возглавлял его партнер Виктор Иванов, уволен ряд близких к главе „Роснефти“ сотрудников СКР и ФСБ. Поэтому для „Игоря Ивановича Настоящего“ вызовом становится выбор внутриэлитной стратегии и, возможно, создание коалиции, к чему ранее он не был склонен», — делает вывод Минченко.

Еще один член этой группы — Вячеслав Володин . Перейдя из администрации президента на позицию председателя Госдумы, он сохранил разветвленную региональную клиентелу и неформальное влияние на ведущие политические партии и ОНФ. Статус парламента ощутимо вырос за счет активной работы с повесткой, ужесточения позиции по отношению к правительству и региональным властям (в том числе к мэрии Москвы), претензий на самостоятельную экспертизу законодательных инициатив исполнительной власти. Однако фактическое слияние всех парламентских партий в единую правящую пропутинскую коалицию снижает влияние лидеров формально оппозиционных партий (Зюганова, Жириновского, Сергея Миронова ) и значимость парламента как площадки, представляющей все общество.

Замыкает эту группу Ротенберг, самый успешный реализатор инфраструктурных проектов. Длительное время он выполнял функцию коммуникатора с зарубежными экономическими элитами. Однако его попадание в санкционные списки, общее охлаждение в отношениях с Западом и проблематичность новых проектов на восточном направлении создают для группы сложности с целеполаганием, а неформальное кураторство над РЖД может быть поставлено под вопрос в рамках долговременной стратегии Путина на замыкание менеджмента корпораций на себя.

ЗАМЕТНЫ УСТОЙЧИВЫЕ ПОЗИЦИИ НАБИУЛЛИНОЙ И РОСТ НЕФОРМАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ЕПИСКОПА ТИХОНА ШЕВКУНОВА

Минченко также выделяет группу кандидатов в члены «Политбюро 2.0», которые имеют потенциал стать его полноправными членами. В первую очередь это относится к руководителю администрации президента Антону Вайно и его первому заместителю Сергею Кириенко . Вайно, несмотря на свою молодость и историческую принадлежность к группе Чемезова, становится одним из наиболее доверенных лиц президента и постепенно наращивает неформальное влияние и аппаратный опыт, считает политолог. А Кириенко имеет долгую историю отношений с Путиным, репутацию эффективного менеджера и обладает хорошим имиджевым потенциалом. Немаловажно и то, что после ухода в АП он смог сохранить за собой контроль над «Росатомом». Не исключено, что для президента важнее не политический опыт Кириенко, а история его менеджерского успеха в неуглеродной энергетике.

В этой же группе глава Сбербанка Герман Греф , один из бенефициаров чистки банковской системы, который вместе с руководителем центра стратегических разработок Алексеем Кудриным конкурирует за роль архитектора и реализатора экономических, социальных и, возможно, политических реформ. Они также участвуют в неформальном тендере на роль куратора считающегося перспективным сектора информационной экономики. Претендентов на эту роль достаточно — это еще и помощник президента Андрей Белоусов (наращивает влияние) и первый вице-премьер Игорь Шувалов (влияние снижается).

В силовом секторе стремительно наращивает влияние глава нацгвардии Виктор Золотов , придумавший и реализовавший этот проект. При этом Золотов обладает серьезным неформальным влиянием в ФСБ (в частности, замдиректора ФСБ Евгений Зиничев — его креатура) и МВД, имеет свой пул губернаторов.

Внутри силового сектора, несмотря на активизацию Золотова, сохраняется система сдержек и противовесов. Коалиция Чемезов — Чайка — Золотов конкурирует с тандемом Бортников — Бастрыкин и солидаризующимся с ним по ряду вопросов секретарем совета безопасности Николаем Патрушевым . Ослабленная группа Евгения Школова тем не менее удерживает на посту министра МВД Владимира Колокольцева . Медийная активность главы СВР Сергея Нарышкина тоже выглядит как подготовка к переходу в новое качество. В преддверии готовящейся судебной реформы возрастает роль председателя Верховного суда Владимира Лебедева .

В административно-техническом блоке, помимо Белоусова и Шувалова, заметны устойчивые позиции Эльвиры Набиуллиной , получившей продление своих полномочий и вышедшей победительницей из нескольких непростых внутриэлитных конфликтов (Татфондбанк, банк «Югра»). Заметно более плотной стала коммуникация президента с главой Счетной палаты Татьяной Голиковой .

Из изменений в политическом блоке заметен рост идеологического и неформального влияния епископа Тихона (Шевкунова ), который происходит на фоне снижения значимости лидеров парламентских оппозиционных партий, рискующих перейти в более низкую лигу — в члены ЦК. Осознание слабости своих позиций вынуждает Зюганова, Жириновского и Миронова бороться за место в президентской гонке и не принимать сценарий тестирования новых фигур внутри своих партий.

Если говорить о потенциальных новичках, претендующих на вхождение в «Политбюро 2.0» в статусе кандидатов, то в условиях конкуренции содержательных проектов ситуативно возрастает роль старожилов губернаторского корпуса, обладающих оригинальной идеологией, — непотопляемый Аман Тулеев (патерналистский авторитаризм), Анатолий Артамонов (инвестор-ориентированная экономика), Евгений Савченко (умеренный русский национализм).

Формируется слой новой силовой и технократической элиты, которая проходит обкатку в регионах или на уровне глав госкомпаний, заместителей министерств и ведомств. Из относительно опытных, но молодых лидеров можно выделить Дмитрия Кобылкина , который, помимо своего региона, неформально курирует Ставропольский край, и Андрея Воробьева , первым успешно осуществивший имиджевую трансформацию из «принцев» в «технократы». Из нового призыва выделяются экс-адъютанты президента Дюмини Дмитрий Миронов , экс-руководитель АСИ Андрей Никитин . К числу перспективных федеральных управленцев можно отнести министров Мантурова и Александра Новака , главу РЖД Олега Белозерова .

ПУТИН КАК «РУССКИЙ АЯТОЛЛА»

В заключение доклада Минченко предсказывает, что модель «Политбюро 2.0» имеет шанс сохраниться до электорального цикла 2021 - 2024 годов. При этом персональный состав этого клуба может серьезно обновиться. Уже сегодня внутри «Политбюро 2.0» формируются две широких коалиции — мобилизационная (ВПК+силовики, ядро — Чемезов — Чайки — Золотов — Шойгу) и модернизационная (либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники — Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф). Большая часть членов и кандидатов в члены «Политбюро 2.0» способна ситуативно оказаться и в том, и в другом лагере. Вероятнее всего, окончательное стратегическое решение принято не будет, и принятая к реализации программа окажется смешанной или вообще верстаться «с колес». Правительство, сформированное в мае 2018 года, рискует стать правительством непопулярных реформ, в связи с чем шансы его председателя стать преемником Путина будут невелики. При сохранении президентом РФ хорошей физической формы (что весьма вероятно) вопрос о преемнике начнет реально обсуждаться в процессе подготовки парламентских выборов 2021 года, поскольку следующий парламент будет значимым элементом транзита. Возможна проработка особого статуса Путина после его ухода с поста президента («русский аятолла»).

Многое будет зависеть от исхода выборов президента США в 2020 году. Практически неизбежное дальнейшее ухудшение отношений с Западом будет провоцировать конфликты по периметру России, а это в свою очередь будет сдвигать «Политбюро 2.0» к мобилизационному сценарию.