Ветви путинской вертикали. Властная вертикаль в государственном управлении: унитаризм, федерализм, конфедерализм

Согласно действующей Конституции в России гарантируется «местное самоуправление», которое юридически отделено от государства. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов власти, а муниципальная собственность отделена от государственной собственности. Что такое «местное самоуправление», мы узнаем из Федерального закона № 131-ФЗ это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения .

Выходит, что на территории России наряду с государственной существует ещё одна публичная власть – муниципальная . Источником этой власти является не многонациональный народ РФ, а местное население конкретного муниципального образования (района, города, поселения).

Исходя из предложенной законодателем логики наличия двух властей – государственной и негосударственной, следует соответствующее разделение собственности и сфер ответственности .

При разделе собственности в разряд муниципальной попал весь «неликвид», который для бюджета грозит одними убытками, например, изношенные канализационные и водопроводные сети, на ремонт которых в полном объёме ни у одного муниципалитета средств не хватит. В зону ответственности муниципальной власти, то есть в число так называемых «вопросов местного значения», федеральный законодатель записал, в частности, почти всё ЖКХ, среднее и дошкольное образование, дороги (кроме федеральных и региональных), общественный транспорт, планирование застройки населенных пунктов и много других важных вопросов. Муниципальными являются почти все школы, детские сады, учреждения культуры, библиотеки. Это пока плохо осознаётся большинством населения, но за всё перечисленное государство сегодня ответственности не несёт . Ответственность возложена на само население, ведь МСУ – это деятельность населения под свою ответственность. Федеральным законодательством определено также распределение налоговых поступлений между государством и МСУ, в результате чего муниципальные бюджеты существуют в ситуации хронической нехватки средств, которых не хватает даже на текущие нужды (например, на уличное освещение, которое во многих районных центрах работает по 2-3 часа в сутки).

И есть ещё один важный аспект. Пресловутой «вертикали власти» в нашей стране нет. Вертикаль была при советском строе, но о нём позже.

В Конституции указано, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Т.е. не подчиняется, например, районная администрация правительству области. Кстати, и Президент губернатору тоже не начальник – это уже немного другая тема, про федеративное устройство.

Так выглядит обсуждаемый вопрос в самых общим чертах. Насколько это осознаётся российским населением? Словосочетание «местное самоуправление» прочно вышло в язык, на котором последние 25 лет разговаривает российская “политическая элита” с населением. Этот язык ещё называют «птичьим», в нём используются такие обороты как «демократическое государство», «гражданское общество», «таргетирование инфляции», «инвестиционный климат» – фразы не только малопонятные нормальному носителю русского языка, но и довольно аморфные по своему смысловому содержанию. Словесная наживка, на которую нас, доверчивых, ловят, почти не меняется, и суть её проста: слова – каждое по отдельности – ласкают слух, а вместе – служат ширмой для чего-то другого. Это, например, как американцы называют свои агрессивные действия то «гуманитарной интервенцией», то борьбой за демократию и права человека, то вообще «войной за мир». Так и «местное самоуправление»: самоуправление – вроде бы что-то хорошее, демократичное, а «местное» создает иллюзию близости к «простому человеку», его интересам и проблемам. Центральная власть всеми силами подыгрывает этой иллюзии, объявляя «местное самоуправление» самой близкой к народу властью, умалчивая при этом, что же тогда является властью, далёкой от народа.

При этом в сознании населения до сих пор не прижилось это навязанное разделение власти и ответственности на государственную и некую негосударственную, муниципальную. Даже студенты юридических факультетов удивленно хлопают глазами, когда им объясняешь, что глава города не является ни подчинённым губернатора, ни государственным служащим, что вот наш вуз, например, – это федеральная государственная собственность, а школа по соседству – это уже не государство, а муниципалитет. Упавшая с крыши на ребёнка сосулька (таких случаев, увы, этой зимой немало) – это вина не государства, а муниципалитета. Не отвечает государство за состояние жилищно-коммунального хозяйства уже лет двадцать! Когда губернатор разрезает ленточку при открытии отремонтированного участка федеральной трассы – это большое лукавство, ведь глава региона никакого отношения не имеет к этому ремонту и к этой дороге, пусть она и проходит по территории его области. Точно такое же лукавство, когда губернатор открывает вновь построенную котельную в райцентре, ведь теплоснабжение – это вопрос муниципальный. И если случится в этой котельной авария, губернатор тут же открестится, сообщив, что за неё отвечает районная власть.

Для российской истории вся эта ситуация – нонсенс! И дело не только в том, что она не укладывается в сознании русского человека, для которого государство, власть издавна представляли собой цельность, неразделенность, персонифицированную в царе (и его назначенцах, полностью отвечающих за подведомственную им территорию) или в «коллективном царе» – Советах, стройная вертикаль которых отражала ту же идею единства и нераздельности власти и ответственности. Современная разделённость, расщеплённость всего на «твоё-моё» – «государственное-муниципальное» не отвечает сформировавшемуся веками типу российской государственности, которая складывалась адекватно внешним и внутренним вызовам. Перечислим только самые основные «исходные» условия, различающие нас, скажем, с Западной Европой: неблагоприятный для ведения хозяйства климат с множеством неблагоприятных факторов (основные из которых, согласно известной шутке, – это зима, весна, лето и осень); наличие постоянной внешней угрозы с Запада и Востока при отсутствии важных для обороны «естественных границ» (морей, гор и т.п.); огромные пространства при низкой плотности населения. Как следствие всего этого: экстремальный тип хозяйства, экстремальный образ жизни и экстремальный тип государства – всё на надрыве, на предельном напряжении сил при отсутствии всяких гарантий результата (что при битве с превосходящим по числу противником, что при «битве за урожай»). Постоянный дефицит ресурсов при таких обстоятельствах породил такой феномен, как «экономика двойного назначения» и «государство двойного назначения», когда все системы работают одновременно на тыл и на фронт, когда присутствует постоянная мобилизационная готовность. Военная и мирная стороны при этом сливаются до полной нераздельности одного от другого. Это было характерно и для управления: российский государственный аппарат не просто выстраивался по образцу армии, а был аналогичной своеобразной армией – централизованной и единообразной.

Не вдаваясь далеко в историю, отметим, что все эти черты в предельной форме нашли своё выражение в Советском государстве, а их предельная актуализация – это Великая Отечественная война. Все основные системы жизнеобеспечения были созданы и функционировали примерно по одной матрице: что продовольственное обеспечение, что медицина, что транспортные сети (особенно, железная дорога), что жилищно-коммунальное хозяйство, и т.д.

Что мы имеем сегодня? В результате реформ власть в районах, городах и посёлках, то есть «рядовой и сержантский состав» выведены из прямого подчинения «офицеров» (губернаторов) и «Генштаба». «Офицеры» в свою очередь тоже напрямую не подчиняются Верховному Главнокомандующему. Можно себе представить такую армию? Нет. Но именно так выглядит современный российский управленческий аппарат. Его готовность к различного рода экстремальным вызовам резко снизилась. Достаточно вспомнить жуткое лето 2010 года – лесные пожары, охватившие страну, выявили, в частности, что мы утратили единую централизованную систему лесного хозяйства и лесоохраны. Региональные власти в подобных экстремальных ситуациях оказываются безпомощны: у них нет подчинённых на местах. Местные власти тоже безпомощны, но по другой причине: у них не хватает ресурсов и, как правило, нет специалистов (раньше все серьёзные вопросы прорабатывались в Москве с участием отраслевых НИИ, а сегодня каждый муниципалитет обязан сам разбираться в вопросах ЖКХ, дорожного хозяйства, архитектуры и т.д.)

И всё же потребность в управлении огромным пространством, доведении государственной политики до каждой местности никуда не исчезла. Ведь обособившейся в столице правящей “элите” надо хотя бы организовывать избирательные кампании, проводить в жизнь планы по «оптимизации бюджета» и так далее. Как это осуществить в обход действующего законодательства, разделившего власть на три независимых этажа ? Есть три основных приводных ремня, каждый из которых вызывает множество вопросов и нареканий со стороны здравого смысла.

Во-первых , это федеральные органы контроля и надзора, прежде всего, прокуратура. Именно прокурор, по сути, сегодня ключевая фигура в районе для проведения в жизнь того или иного решения из центра. Но прокурорский надзор – это не управление, он лишь обозначает границы дозволенного и разговаривает с муниципальной властью на языке протестов, предписаний и штрафов. Парадокс, но нередкой является ситуация, когда муниципальное образование штрафуют за неисполнение обязанностей, например, по ремонту дороги притом, что ремонт не состоялся именно из-за недостатка средств в бюджете.

Во-вторых , это система финансового шантажа – по-другому не скажешь. Поскольку большая часть ресурсов концентрируется на федеральном уровне, подавляющее большинство муниципалитетов дотационны, то есть зависят напрямую от финансовой помощи из бюджета субъекта РФ, возникает мощный рычаг скрытого управления, когда, например, получение помощи обуславливается «оптимизацией расходов муниципального бюджета» – читай, сокращением школ, библиотек, домов культуры и т.д. При этом со стороны региона подобные указания могут называться как угодно, даже «рекомендациями», а значит региональная власть за результаты их исполнения не отвечает.

И наконец, в-третьих , есть такой неформальный рычаг управления, как «десять чемоданов компромата». Неподчинение «рекомендациям» из областного центра может привести к таким неприятным последствиям как травля соответствующего главы в СМИ (ведь ответственность по большинству больных вопросов несёт муниципалитет, и придраться всегда будет к чему), а в крайнем случае особо ретивого могут усмирить с помощью административного или даже уголовного дела (ведь материал найдется почти на каждого) – остальным в назидание.

В итоге получается, что система, прописанная в законе, недееспособна. А чтобы обеспечивать минимальную управляемость, требуется задействовать коррупционные механизмы , в том числе «телефонное право», ставшее необходимым атрибутом современной власти.

Понятно, что в таком виде система просуществует до первых серьёзных потрясений, которые, со всей очевидностью можно говорить, уже не за горами. Не исключено, что лечить искалеченное реформами российское государство придётся опять же в экстремальных условиях. Но для лечения надо хотя бы сначала осознать болезнь, а не пугать друг друга либеральной страшилкой про «вертикаль власти», ведь на самом деле никакой вертикали уже давно нет.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа на тему:

«Властная вертикаль государственного управления современной России: воздействие и взаимодействие субъектов правоотношений»

г. Ростов-на-Дону 2011

Введение

Глава I. Основные проблемы взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов рф

      Общая характеристика современной системы и основных проблем взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в РФ

      Проблемы согласования экономических и иных интересов федеральных и региональных органов государственной власти в РФ

Глава II. Основные направления и задачи формирования эффективного механизма взаимодействия уровней власти

2.1Совершенствование механизма согласования экономических и иных интересов федерального и регионального уровней

2.2 Формирование эффективного контрольного механизма

Заключение

Список использованных источников

Введение

Решение проблем обеспечения согласованных действий органов публичной власти является актуальной практически для всех государств мира. Особенно оно важно при многоуровневой системе организации государственного устройства, которое существует в Российской Федерации. После долгого поиска эффективных управленческих решений Россия вступила в период относительно стабильного общественного развития. К настоящему времени в стране сформированы и функционируют государственные институты, образующие социально-экономическую, политическую и правовую систему Российского государства. Однако дальнейшее развитие государства невозможно без улучшения взаимодействия между органами государственного управления на всех уровнях властной вертикали.

Эффективность государственной власти во многом зависит от того, насколько чётко и обоснованно разграничены функции, предметы ведения и полномочия и, одновременно, насколько конструктивно организовано согласование интересов и взаимодействие между ветвями и уровнями власти.

Особенно важен баланс разграничений и взаимодействий в федеративном государстве, которое отличается от унитарного, прежде всего, неизмеримо большим политическим значением и объемом предметов совместной деятельности органов власти разных уровней.

Отсутствие механизмов осуществления и юридического оформления результатов взаимодействия различных уровней власти, определяющих предмет договоренности, ответственность сторон и юридическую силу совместно принятых решений, приводит к установлению малоэффективных и юридически небезупречных отношений, не позволяет своевременно решать острейшие социально-экономические проблемы, создает питательную почву для бюрократизма и коррупции, и, в конечном счете, крайне негативно сказывается на политическом климате в стране.

Актуальность темы обусловлена значимостью взаимодействия между субъектами власти в процессе построения эффективного государственного механизма, который в сою очередь направлен на повышение уровня жизни населения, достижения общественно важных целей.

Объектом исследования является механизм государственной власти Российской Федерации.

Предмет исследования – непосредственное взаимодействие субъектов властной вертикали государственного управления России.

Целью данной работы является анализ взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, а так же выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма их взаимодействия.

Исходя из цели данной работы, сформулированы следующие задачи :

    Рассмотреть современную систему и основные проблемы взаимодействия органов государственной власти в РФ.

    Проанализировать механизм согласования экономических и иных интересов федеральных и региональных органов государственной власти в РФ.

    Рассмотреть пути совершенствования механизма согласования экономических и иных интересов федерального и регионального уровня.

    Описать формирование контрольного механизма.

Степень научной разработанности темы: В данном направлении осуществляли свою деятельность такие исследователи как В.Г, Игнатов, А.И. Радченко, В.И. Коваленко, О.Б. Алексеев, Т.А. Козлова, А.Н. Лебедев, В.Н. Лексин, Ю.А. Тихомиров, В.Г. Бессарабов, А.Н. Швецов и др. Но, несмотря на достаточно высокую научную разработанность, в данном направлении остается ряд аспектов, которые требуют дальнейшего изучения.

Целевые установки и задачи обусловили структуру курсовой работы . Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Через полтора месяца минет двенадцать лет, как в России и за её пределами громко зазвучало имя В.В.Путина. Давайте разберёмся, что характерно для эпохи его правления и к чему пришло российское государство?

Две России

Прежде чем говорить о том, какую вертикаль власти выстроил В.В.Путин, будучи президентом РФ, и какие политические реформы он произвёл, следует вспомнить, что представляла собой Россия Б.Ельцина.

В своё время Ельцин провёл массу демократических реформ и преобразований, вершиной которых стала новая Конституция. Конечно, по большому счёту она очень напоминала Конституцию США, с коей, в принципе, и была списана. В Российском правительстве появились совершенно новые посты - вице-президента и госсекретаря, заменив министра иностранных дел. Первым вице-президентом стал А.Руцкой, а госсекретарём - Г.Бурбулис.

Далее в России появился двухпалатный парламент. В Верхней палате его - Совете Федерации - заседали всенародно избранные губернаторы из 89-ти Губернаторы имели практически неограниченные полномочия, депутатскую неприкосновенность. Избирались на пост губернатора на местах, напрямую жителями каждого российского региона.

Таким образом, вертикаль власти была направлена сверху вниз, от центра в провинцию, и потому очень скоро Россия стала напоминать древнерусское государство времён Помните «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве»? Только вместо удельных князей появились губернаторские посты, которые часто занимали сильные и одиозные личности: А.Лебедь, А.Тулеев, М.Евдокимов, Р.Аушев, М.Шаймиев и другие.

Пользуясь большой популярностью у народа и обладая практически неограниченными правами, закреплёнными законом, они рассматривали вверенные регионы чуть ли не как личные вотчины, собственные маленькие государства, и властью своей делиться были не намерены ни с кем. С огромной неохотой подчинялись они Центру, а порой и игнорировали поступающие оттуда распоряжения и директивы. Конечно, позволить себе подобное могли только политические тяжеловесы, в ведомстве которых находились экономически развитые регионы с богатым промышленным и природным потенциалом, как, например, Якутия. «С нашим запасом золота и алмазов - что нам Россия!». Именно так не раз заявляли местные лидеры.

Вертикаль власти Путина

Такое положение дел ослабляло центральную вертикаль власти и становилось серьёзной угрозой целостности и безопасности всей России. Это хорошо понимал кадровый советский разведчик, офицер КГБ СССР В.Путин, ставший преемником Ельцина на посту президента России.

Прежде всего, президент добился отмены выборов губернаторов - их теперь назначало главное лицо в государстве, т.е. он сам совместно с Законодательным Собранием субъекта Федерации.

Была проведена реформа и Верхней Палаты: заседания губернаторов там были отменены. Их сменили представители каждого отдельно взятого региона. Это понизило значимость как самого Совета Федерации, так и губернаторов.

Для усиления президентского контроля на местах, Россия была разделена на 7 федеральных округов. Во главе каждого стал назначенный Путиным РФ. Таким образом, главе государства удалось выстроить жёсткую вертикаль власти - исполнительной, находящейся под его личным контролем, от налаженной работы которой очень многое зависит в государстве. Благодаря этому, без одобрения Путина теперь не решается ни один серьёзный вопрос жизнедеятельности того или иного региона страны.

Таким образом, строптивые губернаторы были постепенно оттеснены со своих постов, их заменили верные Кремлю люди, над которыми дополнительно надзирал полпред президента в каждом округе.

Хорошо понимая, что вертикаль власти - это ряд мер и действий, которые должны максимально повысить подотчётность и зависимость всех органов власти от руководящего центра, т.е. президента, Путин распространяет сферу своего влияния и на Госдуму.

В своё время она считала себя чуть ли не самостоятельным органом управления в России и даже объявляла импичмент Б.Ельцину.

Чтобы избежать печального опыта, Путин создаёт новую партию - «Единая Россия» и добивается её абсолютного большинства в Думе. К тому же, под ее контроль берутся все местные Законодательные Собрания субъектов РФ.

Вертикаль власти Путина оказалась настолько сильна, что Владимир Владимирович не побоялся на 4 года отдать свой кабинет и кресло президента Д. Медведеву, своему давнему соратнику по работе в Питерской мэрии.

Взгляд со стороны

Можно по-разному оценивать действия В.В.Путина. Многие либералы называют это авторитаризмом, тоталитаризмом и т.д., и по-своему правы. И всё же Путин, с нашей точки зрения, со всеми его недемократическими реформами по праву может считаться собирателем земли русской. Он буквально уберёг Россию от повторения судьбы СССР.

Стоит ещё добавить, что по Путину вертикаль власти - это тесное взаимодействие законодательных и исполнительных органов, реализация идеи единого экономического и таможенного пространства на территории бывшего СССР, развал которого он считает крупнейшей геополитической катастрофой 20-го века.

С приходом к власти в 2000 г. В. Путина началось поэтапное проведение реформ, направленных на укрепление властной вертикали. Построение административной вертикали привело к установлению более развитого и акцентированного политического и экономического контроля федерального центра над регионами. Еще одной характерной чертой данного процесса стало увеличение полномочий исполнительных органов власти и снижение роли представительных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Складывается система управления, в которой представительные органы власти все меньше влияют на процесс принятия ключевых политических решений, в то время как доминирующая роль отведена президенту и президентской администрации, функции которой фактически дублируют функции российского правительства.

Как всегда, неограниченное усиление исполнительной ветви власти формирует институциональные условия, способствующие снижению гражданской инициативы и приводящие к последовательному вытеснению гражданских структур из поля публичной политики, из механизмов принятия политических решений.

Вертикаль власти рассматривается не только как система институтов, но и как один из механизмов взаимодействия общества и власти. Эффективность институтов вертикали власти оценивается по их способности обеспечивать двустороннюю коммуникацию между обществом и властью посредством реализации следующих функций:

· Выявление интересов и проблем социума, их формулирование.

· Трансляция интересов и проблем социума "наверх", в органы власти.

· Разработка проектов решений.

· Участие в процедуре принятия решений.

· Реализация решений.

· Мониторинг и контроль за ходом реализации решений.

· Коррекция решений.

В понятие "вертикаль власти" включены как иерархически организованные институты исполнительной власти (исполнительная вертикаль), так и институты законодательной власти (парламентская вертикаль), которые в настоящее время фактически встроены в систему исполнительной власти и все чаще выполняют функцию административного механизма для легитимации решений исполнительной власти. В качестве одного из уровней вертикали власти рассматривается также местное самоуправление.

По линии "центр -- регионы" в рамках построения вертикали исполнительной власти были предприняты следующие основные шаги:

· Создание новых административно-территориальных образований -- федеральных округов.

· Введение института полномочного представителя Президента в федеральном округе.

· Расширение полномочий федеральных инспекторов.

· Изменение принципа формирования Совета Федерации (выведение губернаторов из его состава).

· Отмена выборов депутатов Государственной думы по территориальным округам и переход на выборы по партийным спискам.

· Переход от выборов губернаторов к их назначению федеральным центром.

· Создание Госсовета РФ.

· Последовательное изменение системы перераспределения доходов от налогов в пользу федерального центра.

Естественным результатом этих реформ стало понижение статуса губернаторов, усиление контроля над субъектами РФ, закрепление за федеральным центром доминирующей роли в принятии политических решений.

Итоговой мерой стала отмена губернаторских выборов и введение процедуры назначения глав регионов.

В результате политики укрепления властной вертикали возникли негативные тенденции в сфере государственного управления. Среди них называются следующие:

· усложнение процесса принятия решений;

· снижение эффективности принятых решений;

· снижение результативности законодательного процесса;

· нарушение принципа разделения властей;

· усиление административного контроля над общественно- политической жизнью;

· ослабление роли публичных политических механизмов в государственном управлении;

· почти полное исключение гражданского общества из процесса выработки государственно-управленческих решений; отсутствие альтернативы государству при принятии ключевых политических решений.

Региональная элита также высказывается за существующую конфигурацию политических институтов и модель взаимодействия в рамках жесткой административной вертикали. Подобный консерватизм носит, скорее всего, переходный характер, поскольку неэффективная из-за такого состояния политической системы власть, не решая, а накапливая экономические, демографические и прочие проблемы и диспропорции, рано или поздно столкнется с подъемом протестных настроений. Отношение к выстраиванию административной вертикали в регионах изменилось. В 2006 г. "вертикаль власти" воспринималась в регионах как важная составляющая политической реформы, ее обсуждение не сопровождалось столь выраженной негативной реакцией, как это было в 2004 г. Но адаптировавшись к новым правилам, региональные элиты снова начали воспринимать "вертикаль власти" как весьма противоречивую конструкцию, оказывающую неоднозначное влияние на состояние российского федерализма.

Они подчеркивают, что интеграция, построенная на административных ресурсах, делает "вертикаль" неустойчивой и зависимой от первого лица. Изменить сложившуюся ситуацию, повысить эффективность функционирования властных институтов возможно при реализации мер, направленных на законодательное закрепление ответственности государственных служащих за принимаемые решения, упорядочение мониторинга исполнения законов и повышение степени открытости деятельности органов государственной власти, т. е. при реализации принципа обратной связи между властью и обществом.

Таким образом,становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой - структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Принятие новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления - президентской и парламентарной республик - в России сделан выбор в пользу президентской республики.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной , исполнительной и судебной власти .

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации иГосударственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

Вертикаль Власти

Путин поставил перед собой цель - сохранить российское государство целым и неделимым, покончить с федеральной раздробленностью, «царьками на местах». С этой целью он кардинально реформировал структуру и формы регионального подчинения. Прежде всего, президент добился отмены выборов губернаторов - их теперь назначало главное лицо в государстве, т.е. он сам совместно с Законодательным Собранием субъекта Федерации.

Была проведена реформа и Верхней Палаты: заседания губернаторов там были отменены. Их сменили представители каждого отдельно взятого региона. Это понизило значимость как самого Совета Федерации, так и губернаторов. Для усиления президентского контроля на местах, Россия была разделена на 7 федеральных округов. Во главе каждого стал назначенный Путиным полномочный представитель президента РФ.

Таким образом, главе государства удалось выстроить жёсткую вертикаль власти - исполнительной, находящейся под его личным контролем, от налаженной работы которой очень многое зависит в государстве. Благодаря этому, без одобрения Путина теперь не решается ни один серьёзный вопрос жизнедеятельности того или иного региона страны.


Таким образом, строптивые губернаторы были постепенно оттеснены со своих постов, их заменили верные Кремлю люди, над которыми дополнительно надзирал полпред президента в каждом округе. Хорошо понимая, что вертикаль власти - это ряд мер и действий, которые должны максимально повысить подотчётность и зависимость всех органов власти от руководящего центра, т.е. президента, Путин распространяет сферу своего влияния и на Госдуму.

Горизонталь

Исполнительная власть Исполнительная власть - власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов.
Законодательная власть Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Судебная власть Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.