Буддийские ламы и Римпоче. Кто такие и чем занимаются

Тибетский ламаизм возник в VII веке. На тот момент в регионе сложилась довольно сложная политическая и экономическая ситуация. Местным правителям никак не удавалось объединить разношёрстные племена. Идеи буддизма не находили поддержки среди местных жителей. Им не пришёлся по душе отказ от мирских радостей, запрет на интимные отношения и другие постулаты этого древнейшего учения.

Покорить сердца и умы жителей Тибета удалось гуру Падмасамбхаве. Судьба гуру во многом напоминает жизненный путь Будды, но всё же между ними есть довольно существенные отличия. Падмасамбхава материализовался в цветке лотоса в восьмилетнем возрасте. Его усыновил царь. Через некоторое время он понял, что не создан для жизни при дворе и должен посвятить себя религии. Приёмный отец долго не хотел отпускать его от себя. Чтобы освободиться от опеки, Падмасамбхава убил человека и был изгнан.

Покорить сердца и умы жителей Тибета удалось гуру Падмасамбхаве // Фото: rumvi.com


Добравшись до Тибета, гуру основал собственное религиозное течение. Многое он взял из буддизма, приправив это мистическими приёмами, поклонением предкам и божествам в женском обличьи. Падмасамбхава основал собственный монастырь. Он первым одел тибетских монахов в красные плащи. Согласно его религии, человек мог достичь многого как при жизни, так и после смерти.

Спустя пять столетий тибетский ламаизм разветвился на несколько течений. В то время власть над регионом захватили монголы. Они прекрасно понимали великое значение религии в жизни народа, поэтому постарались, чтобы духовную власть получил их ставленник. Так в Тибете появился Далай Лама.

Далай Лама

Первый в истории Далай Лама носил имя третий. К такой уловке монголы прибегли для создания ощущения преемственности. Согласно легенде, после смерти душа Далай Ламы снова рождается в обличье ребёнка. Задача последователей ламаизма – отыскать его. Монахи находят детей, рождённых в тот день, когда скончался Лама. С детьми общаются люди, которые были близки к духовному лидеру при его жизни, а также показываются вещи, принадлежавшие скончавшемуся Ламе. Тот ребёнок, который узнает вещи и людей, и становится следующим учителем. Его забирают из семьи и обучают монахи, готовя к выполнению возложенной на него миссии.


Согласно легенде, после смерти душа Далай Ламы перерождается // Фото: dharma.ru


Самым выдающимся Далай Ламой исследователи называют Нгаванга Лобсанг Гьяцо, вошедшего в историю как великий пятый. Он жил в XVII столетии, вёл активную политику, закладывал новые монастыри и стал основателем грандиозного храма в Лхасе. Великий пятый был настолько значимой фигурой, что его смерть скрывали на протяжение пятнадцати лет.

В наши дни Далай Ламы вынуждены находиться далеко от своей столицы Лхасы. В пятидесятые годы прошлого века Тибет попытался отвоевать независимость, но эта попытка потерпела крах. Далай Ламе не удалось найти общий язык с китайскими властями, и он был вынужден бежать в Индию, как и многие другие местные жители. Оставшиеся пытались прогнать китайцев, но восстание было жестоко подавлено. В отместку китайцы также вырубили леса, чем подорвали экономику Тибета.

Тибетские монахи

Последователи ламаизма делятся на монахов и мирян. Монахами становятся те, кто принимает на себя определённые обеты. Миряне также принимают на себя обеты, но их гораздо меньше. К лову, Лама означает высший, непревзойдённый. В Тибете так называют человека, достигшего высот в своём духовном развитии. При этом неважно, является он монахом или мирянином-домохозяином.

Все последователи ламаизма в обязательном порядке придерживаются четырёх основных обетов: запрет на убийство (аборт также считается убийством), запрет на воровство, запрет на прелюбодеяние (монахам запрещена любая интимная близость, хотя некоторые основоположники ламаизма совсем не отказывались от женского общества), а также запрет на ложь о собственных качествах, которых не существует на самом деле.


Тибетские монахи подчиняются строгим правилам и проходят долгий путь к духовному просветлению // Фото: savetibet.ru


Монахи низшего ранга принимают восемь обетов и относятся к категории рабжун. Далее идут категории гецул и гелонг с тридцатью шестью и двумястами пятьюдесятью тремя обетами. Что касается мирян, то они не дают обет целибата, но обещают иметь интимные отношения только с супругой или с тем, с кем они заключили соглашение о верности и доверии. Вместе с тем они дают обеты не убивать, не лгать и не употреблять вещества, дурманящие разум в том числе и алкоголь.

Современные последователи тибетского ламаизма относятся к разным национальностям. Они хорошо образованы и не гнушаются социальными сетями, хоть и живут в довольно аскетичных условиях. Они обязаны трудиться на благо общества, ежедневно по нескольку часов проводить за медитацией, знать основы традиционной тибетской медицины и многое другое.

Лама: В Викисловаре есть статья «лама» Содержание … Википедия

Буддизм в России … Википедия

Буддизм в России … Википедия

Буддизм в России … Википедия

Англ. Lama Gyurme Дата рождения 1948 год(1948) Место рождения … Википедия

Тхубтен Сопа Ринпоче (тиб. ཐུབ་བསྟན་བཟོད་པ་, Вайли thub bstan bzod pa; род. 1946, Тхами, Кхумбу, Непал), известный как Лама Сопа мастер тибетского буддиз … Википедия

Представлен сравнительно большим числом направлений. Это связано с разнородным составом иммигрантов в Бразилию. Здесь выделяется в первую очередь японская диаспора, поддерживающая ряд японских буддийских традиций. Позиции японских школ буддизма… … Википедия

Слово тибетское (в дословном переводе небесная мать),термин для обозначения лица, принявшего на себя монашеские обетыбуддизма. Появление этого термина в Тибете относится приблизительно к XIили к началу XII в., в Китае же он вошел в употребление… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

БУДДИЗМ - вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… … Православная энциклопедия

Книги

  • Открытие Алмазного пути. Тибетский буддизм встречается с Западом , Лама Оле Нидал. Молодые датчане Оле и Ханна Нидал отправились в свадебное путешествие в Непал. Там они встретились с Гьялвой Кармапой XVI, главой традиции Кагью тибетского буддизма, и стали его учениками.…
  • Глубина славянского ума. Буддизм в вопросах и ответах. Том 1 , Лама Оле Нидал. СодержаниеДля линии преемственности Карма Кагью важнейшей является именно устная передача - это есть поучения, услышанные непосредственно от учителя. Данная книга составлена из ответов Ламы…

Это введение в тибетский буддизм адресовано начинающим. Первая половина его - это переработанный вариант приложения "Очерк буддизма в Тибете" к моей книге "Моя страна и мой народ". Во второй части кратко разъясняется значение Прибежища, закономерное соответствие действий и их плодов, Три Практики и Бодхичитта.

Пусть все, кто ищет путь мира и счастья, найдут его.

Буддийский монах Тензин Гьяцо

(Четырнадцатый Далай-лама)

Причина, по которой нам следует заниматься религиозной практикой, заключается в том, что, каким бы ни был материальный прогресс, сам по себе он не может обеспечить нам надлежащего прочного счастья. В самом деле, чем больше мы преуспеваем в материальном отношении, тем больше в нашей жизни постоянного страха и беспокойства. Благодаря успехам в новых областях знания, мы достигли Луны, которую некоторые древние народы считали источником высшей защиты. Возможно, ресурсы Луны и других планет и будут использованы во благо людей, однако не исключено, что в конечном итоге такие успехи создадут нам врагов вне нашего мира. Во всяком случае, такие средства никогда не смогут принести людям наивысшего и прочного счастья. Эти методы вызывают только внешнее физическое удовольствие; поэтому, хотя благодаря им и возникает иногда некое духовное удовлетворение, оно не может быть продолжительным. С другой стороны, общеизвестно, что когда человек ищет счастья только в духовной сфере, ему легче переносить физические лишения. Это результат занятий религиозной практикой и преобразования сознания.

Более того, даже возникновение удовольствия в этой жизни зависит от религиозной практики. Удовольствие и страдание, большое или малое, не возникает от одних лишь внешних, поверхностных факторов; к тому должны быть и внутренние причины. Причины эти - потенции сознания, то есть скрытые способности к совершению добродетельных и дурных действий. Эти потенции пребывают в пассивном состоянии; они выявляются благодаря внешним причинам, и тогда возникает чувство наслаждения или боли. Если таковые потенции отсутствуют, то сколько бы ни было внешних факторов, удовольствие или боль не могут ни возникнуть, ни исчезнуть. Такие потенции заложены действиями, совершенными в прошлом.

Итак, в какой бы форме страдания ни проявлялось следствие, вначале нужно было из-за недисциплинированности ума совершить дурное деяние и тем самым "накопить" его. Потенция деяния закладывается в сознании, и потом, когда появляются определенные причины, испытывается страдание. Таким образом, все наслаждения и все страдания в основе своей проистекают из сознания.

Итак, без религиозной практики невозможно дисциплинировать ум, а из-за недисциплинированности ума "накапливаются" дурные деяния. Деяния эти, в свою очередь, закладывают в потоке сознания потенции, под воздействием которых произрастают плоды страдания.

Необходимость религиозной практики для будущей жизни

Есть сферы бытия, где существа обладают только сознанием, но большинство живых существ обладают еще и физической основой. И у тела, и у сознания есть свои непосредственные причины: например, в случае рождения из утробы непосредственной причиной тела служит семя отца и кровь матери. Точно так же сознание имеет причину, родственную ему самому. Началом потока сознания в этой жизни является сознание в момент "вхождения" его в центр смешавшихся семени отца и крови матери; и это начало сродни тому сознанию, каким оно становится впоследствии. У духовной сущности непременно должен быть предыдущий поток, ведь внешние явления не могут стать сознанием, а сознание не может стать внешними явлениями. Если же неизбежно существует поток этой духовной сущности, то и до "вхождения" [в новую жизнь] он не может быть чем-то иным. Тем самым доказывается существование предыдущей жизни.

Поскольку сознание есть единый поток, то и в наши дни случается, что некоторые взрослые или дети помнят свои предыдущие рождения, если есть все условия, способствующие сохранению такой памяти. И в засвидетельствованных жизнеописаниях прошлых времён имеется много примеров сохранения памяти о предыдущих рождениях.

Хотя причина и следствие - не одно и то же, они должны быть связаны частичным подобием. Например, поскольку тело обладает осязаемостью, формой и цветом, его непосредственная причина также должна обладать этими качествами; и поскольку сознание не обладает формой и прочим, его непосредственная причина не может обладать этими качествами. Так и семена сладких на вкус растений дают сладкие плоды. Поэтому семя и кровь родителей, относящиеся к сфере физического, не могут быть непосредственной причиной невещественного сознания. Исходя из этого и других обстоятельств, можно с уверенностью заключить, что предыдущие и последующие жизни существуют. А поскольку есть предшествующие и будущие жизни, совершенно ясно, что только религиозная практика может принести пользу в этом непрерывном потоке существований. Вот почему необходима религиозная практика.

Буддизм - одна из многих религий мира

В этом мире много разных лекарств для лечения разных болезней, и точно так же есть много религиозных систем, служащих средством к достижению счастья всеми живыми существами - людьми и прочими. Каждая из этих систем отличается методами практики и формами своего выражения. Но мне думается, все они едины в том, что совершенствуют тело, речь и мысль практикующих, и в том, что имеют благие цели. Все эти системы сходятся в учении о неприемлемости дурных деяний речи, таких, как ложь и злословие, а также дурных физических деяний, таких, как воровство и убийство.

Как это ни прискорбно, но история знает примеры борьбы и ненависти между последователями различных религий. Хорошо, если бы все это осталось в прошлом и никогда не повторилось. Приверженцы различных религий несомненно могут прийти ко взаимному согласию.

В общем люди сегодня делятся на тех, кто занимается и кто не занимается религиозной практикой; поэтому важно, чтобы все верующие объединились, отбросив свои предубеждения. Но нельзя достичь этого, испытывая чувство ненависти [к тем, кто не занимается религиозной практикой]. Ведь наше согласие не только поможет верующим, но самой нашей целью должно быть оказание помощи неверующим в обретении ими как преходящего, так и вечного счастья. Это могло бы стать средством для устранения их неведения, - того неведения, которое не позволяет им увидеть, что именно следует принять, а что - отвергнуть. И всё это подвигло бы их на путь к обретению высшего счастья. Я уповаю на то, что все религии объединятся ради достижения этой цели, и молюсь об этом.

Книги и переводы, созданные в прошлом, несомненно, сослужили большую службу буддизму, но многие из них являются не более чем общим объяснением Пути. Чтобы исправить это положение, было основано культурное учреждение под названием "Библиотека тибетских трудов и архивов". Среди прочих видов деятельности эта организация взяла на себя задачу перевода на английский язык некоторых оригинальных тибетских источников. Для этой цели были специально сформированы переводческие группы из тибетских и зарубежных ученых. Задуманные переводы выполняются в соответствии с устной традицией и реальным значением всех специальных терминов.

Чтобы последователи различных религиозных систем могли достичь согласия, они должны иметь возможность узнать и понять друг друга. Именно с этой целью я и предлагаю краткое введение в буддизм Тибета.

Наш Учитель Будда Шакьямуни - один из тысячи Будд этого эона. Эти Будды не были Буддами изначально, но были когда-то такими же существами, как и мы. Буддами они стали следующим образом.

Если сравнить по значимости тело и сознание, то сознание важнее, ибо тело и речь находятся у него в подчинении. Скверны, такие, как, например, страстное желание, не омрачают природу сознания, ибо природа сознания чиста и ничем не омрачима. Скверны являются периферийными факторами сознания, и постепенно исправляя изъяны всех видов, такие, как, например, эти скверны, можно полностью устранить случайные загрязнения. Это состояние совершенного очищения и есть состояние Будды; поэтому буддисты не считают, что есть некий изначально просветленный Будда.

Будды всегда стремятся к благу существ, блуждающих в круговороте бытия. Ежечасно и ежеминутно они творят безграничное благо для живых существ путем бесчисленных проявлений своих тел, речи и мысли. Например, в этом эоне - т. е. периоде, длящемся великое множество лет - они явят себя как тысяча высших Тел Проявления (нирманакая) будд, каждый из которых будет нести свое новое Учение.

Учение Будды Шакьямуни отличается от Учений других будд тем, что оно представляет собой сочетание [методов] сутры и тантры, в то время как в большинстве других вообще нет тантры.

[Будда Шакьямуни в действительности достиг Просветления много эонов назад, но], с внешней точки зрения в его жизни можно выделить двенадцать главных событий: его нисхождение из Чистой Земли Радости (Тушита), его зачатие, рождение, обучение и овладение искусствами, утехи со свитой жен, отречение, аскетизм, медитация под Древом просветления, победа над воинством зла, становление Буддой, поворот колеса Учения и Нирвана.

Будда пришел в этот мир ради существ, блуждающих в круговороте бытия. Из трех видов чудесных проявлений - тела, речи и мысли - главным было чудесное проявление речи, и значит, он пришел ради поворота колеса Учения [т. е. - проповеди].

Учитель Шакьямуни родился в царской семье и первый период жизни провел как царевич. Когда же он осознал, что все радости круговорота бытия имеют природу страдания, он отказался от жизни во дворце и начал практиковать аскетизм. Наконец, в Бодх-Гае он указал путь достижения полного просветления, и затем поочередно совершил три знаменитых поворота колеса Учения.

В первый период, в Варанаси, Будда повернул колесо Учения, изложив доктрину о Четырех благородных истинах; он сделал это прежде всего в расчете на приверженцев духовной традиции слушающих (шраваков). В средний период, в Гридхракуте, он повернул во второй раз колесо Учения, изложив доктрину об отсутствии самосущего бытия всех явлений; это он сделал в основном в расчете на обучаемых с большими умственными способностями, приверженцев духовной традиции махаяны. В последний период, в Вайшали, он повернул в третий раз колесо Учения, изложив доктрину о разграничении явлений, существующих истинно и не истинно; он сделал это в основном в расчете на приверженцев духовной традиции махаяны со средними и малыми умственными способностями. Учитель Будда также явил себя в облике Ваджрахары и изложил тантрийские учения.

Тома переводов на тибетский язык, которые в наше время широко известны как Кангьюр (Ганджур), - это не что иное, как слово Будды. Сутры, относящиеся к изречениям Благословенного, образуют все три раздела этого Писания, которые составлены в соответствии с предметом рассмотрения: раздел дисциплины (виная) посвящен этике (шила); раздел писания (сутранта) - медитативному сосредоточению (самадхи); и раздел знания (абхидхарма) - мудрости (праджня). Тантрийские учения образуют четыре класса тантр. Указанные четыре класса тантр могут включаться в "раздел писания".

Распространение буддизма в Тибете

Задолго до распространения в Тибете буддизма там преобладала религия бон, которая пришла из Шаншунга; учителя и приверженцы системы бон существуют и в наши дни. Первоначально она, видимо, не отличалась особой масштабностью. Однако позднее, когда учение буддизма пришло из Индии и получило широкое распространение в Тибете, бонская система взглядов, медитации и ритуалов стала более обширной и глубокой.

Буддийское учение впервые проникло в Тибет в царствование тибетского царя Лхатотори Ньенцена (Lha-tho-tho-ri-gnyan-btsan). Затем оно постепенно обретало силу, и многие прославленные индийские ученые, как Шантаракшита и Камалашила, и такие великие йогины, как Падмасамбхава, - переводили и распространяли сутры, тантры и комментарии. Во времена правления Ландармы (gLang-dar-ma) учение подвергалось преследованию на протяжении почти десятилетия, но потом в восточной и западной областях Тибета вновь началось его возрождение. Это ознаменовало начало нового этапа распространения буддизма в Тибете. Многие тибетские ученые, такие, как Ринчен Санпо (Rin-chen-bzang-po), встречались с известными индийскими пандитами и йогинами, и путем слушания, размышления и медитации овладевали Учением Победителя, и несли его дальше. Наряду с этим и индийские ученые - Атиша и другие - приходили в Тибет и переводили и распространяли здесь сутры, тантры и комментарии. Благодаря этому многие тибетцы стали сведущи в Учении и начали сами писать многочисленные комментарии на тибетском языке, тогда по прошествии некоторого времени приток знаменитых индийских и непальских ученых в Тибет в значительной степени сократился.

Таким образом, буддийское учение, получившее распространение в Тибете, есть не что иное, как индийское учение в его чистом виде. Тибетские ламы не изменяли его и не сочетали ни с какой другой религией. Так, в тибетских комментариях даже после краткого толкования учения цитируется источник, будь то речь самого Будды или другого индийского учителя, и только на этом основании утверждается каждое положение.

Предельно ясное подтверждение тому я получил при подробных дискуссиях с современными индийскими учеными в области как буддийской, так и небуддийской философии: они отмечали, что даже в тех случаях, когда некоторые положения учения трудны для понимания, их смысл вполне ясен в тибетских переводах, сделанных много веков назад. Больше того - некоторые индийские исследователи считают, что отдельные фрагменты текстов, сложные для понимания на санскрите, легче понять на основе тибетских переводов. Исходя из этого, я полагаю, что глубоко ошибаются те, кто, обращая внимание на незначительные отличия тибетского буддизма от индийского, обусловленные иной местностью, временем или внешними условиями, называют его "ламаизмом" и видят в нем некий преобразованный буддизм. Также и тому, кто хочет сегодня досконально изучить все воззрения, способы медитации и практики школ хинаяны и махаяны, необходимо, на мой взгляд, прочесть тибетские трактаты, дающие их скрупулезный анализ на протяжении длительного периода времени. Возможно, я и ошибаюсь, но, надеюсь, никто не будет в обиде.

В своё время в Индии системы объяснений ученых из Наланды и из Викрамашилы, совпадая по существу, несколько различались в наименованиях и способах наставлений. Точно так же и в Тибете возникли школы разных наименований, восходящих к именам индийских ученых и их учеников, названиям местностей, времен и т. д. Наиболее известные из них - это школы Ньинма (rNying-ma), Кагью (bKa"-rgyud), Сакья (Sa-skya) и Гелук (dGe-lugs). В основе своей они едины, но несколько различаются в способе наставления. Тем не менее все они несут Учение Победителя, сочетающее сутры и тантры.

Значение слова дхарма

Слово дхарма на санскрите значит "то, что держит". Все сущее это дхармы, явления, в том смысле, что они содержат, или несут, свою собственную сущность или характер. Также и религия это дхарма в том смысле, что она удерживает людей, или защищает их от бедствий. Термин дхарма понимается здесь в последнем смысле. В грубом приближении любое возвышенное действие тела, речи или мысли может рассматриваться как дхарма, потому что благодаря такому действию человек уже защищается, или удерживается от всех видов несчастий. Практика таких действий - это практика дхармы. Поскольку здесь нет возможности подробно останавливаться на теме дхармы как таковой, то на доступном языке будет кратко изложена только буддийская дхарма.

Четыре благородные истины

Благословенный говорил: "Это - истинные страдания, это - истинные источники, это - истинные пресечения, это - истинные пути. Страдания следует познать, источники их - устранить, пресечение страданий - осуществить, пути [к освобождению] следует пройти. Страдания следует познать - тогда не останется страданий, которые следовало бы познать. Источники страданий следует устранить - тогда не останется источников которые следовало бы устранять. Пресечения страданий следует осуществить - тогда не останется пресечений, которые следовало бы осуществлять. Пути следует пройти - тогда не останется путей, которые следовало бы проходить".

Таковы Четыре благородные истины с точки зрения их сущности, необходимых действий и в связи с их результатами. В объяснении их мы будем в основном следовать толкованию системы Прасангика-Мадхьямика, высшей из буддийских философских школ.

Истинные страдания - это явления, которые проистекают от омрачённых действий и скверн и входят в понятие круговорот бытия. Истинные источники - это причины, производящие истинные страдания. Истинные пресечения - это состояния уничтожения и исчезновения страданий и истинных источников. Истинные пути это особые методы достижения истинных пресечений.

Так как истинные страдания возникают из истинных источников, источники на самом деле предшествуют страданиям. Также истинные пресечения осуществляются посредством прохождения истинных путей; посему на самом деле пути предшествуют пресечениям. Однако Благословенный изменил этот порядок на обратный, когда учил Четырём благородным истинам, что чрезвычайно важно. Ведь сначала человек распознает страдания, и потом он исследует их причины; поэтому Будда объяснил источники страданий после определения самих страданий. Когда рождается уверенность в возможности уничтожить страдания, возникает и желание пресечь их. Отсюда появляется желание пройти пути [к пресечению]; поэтому Будда объяснил истинные пути после определения истинных пресечений.

Круговорот бытия и живые существа

Может возникнуть вопрос: "Поскольку круговорот бытия и его горести суть истинные страдания, то что же он собой представляет?"

Круговорот бытия разделяется на три сферы: мир желаний, мир форм и мир без-форм. В мире желаний существа предаются удовольствиям пяти желанных: форм, звуков, запахов, вкусов и осязаемых объектов. Мир форм состоит из двух частей: в низшей существа не увлекаются внешними удовольствиями, но испытывают наслаждения внутреннего созерцания. В высшей части существа вообще отвратились от услаждающих чувств и испытывают нейтральные чувства. В мире без-форм все формы, звуки, запахи, вкусы и осязаемые объекты, а также пять чувств, дающих наслаждения ими, отсутствуют; здесь царит лишь сознание, и существа испытывают только нейтральные чувства, сосредоточенно и без отвлечений.

Есть шесть типов живых существ, которые движутся в круговороте бытия: боги, полубоги, люди, голодные духи, животные и мученики адов. К богам относятся существа в мирах форм и без форм, и шесть типов богов мира желаний. Полубоги подобны богам, но злонамерены и грубы. Люди - Люди - обитатели так называемых четырех "материков" и тому подобного. Голодные духи многочисленные разновидности существ, мучимых голодом и жаждой. Животные - те, что живут в океане и на поверхности земли. Мученики адов - существа, имеющие разные цвета и виды в зависимости от их собственных прежних деяний.

Суть выражения круговорот бытия в том, что это - процесс, неподвластный ничьему контролю, происходящий в соответствии с омрачёнными действиями и сквернами. Его сущностная природа горесть; он создает основу для страданий настоящего и порождения страданий в будущем. Строго говоря, круговорот бытия - это осквернённые психофизические совокупности, сложившиеся как результат омраченных действий и скверн. Поскольку нет ничего всех трех мирах, что не входило в круговорот бытия, то психофизические совокупности всех существ и составляют круговорот бытия.

Причины круговорота бытия

Каковы корни круговорота бытия? Источников страдания два: омраченные действия и скверны. Скверны определяются как периферийные факторы сознания и сами по себе не являются ни одним из шести основных сознаний [глаза, уха, носа, языка, тела и ума]. Однако когда проявляется какой-либо из оскверняющих факторов сознания, основное сознание [ума] подпадает под его влияние, идет туда, куда ведёт его скверна, и тем самым "накапливает" дурное действие.

Существует великое множество различных скверн, но основные - это [эгоистичное] желание, злоба, гордость, ложные взгляды и т. д. Из них главные - желание и злоба. Злость появляется из-за первоначальной привязанности к самому себе, когда случается что-либо нежелательное. Затем из-за привязанности к себе появляется гордость, и человек считает себя лучше других. Точно так же, когда мы чего-то не знаем, появляется ложное представление, что данный объект не существует.

Отчего с такой огромной силой возникают привязанность к себе и все прочие подобные явления? Они возникают в силу безначальной обусловленности сознания, крепко держащегося за "я, я" даже во сне. Эта ложная концепция "я" появляется из-за отсутствия знаний о сущности вещей. То обстоятельство, что все объекты лишены (Букв. "пусты". - Примеч. пер.) самосущего бытия, неочевидно, и кажется, что вещи обладают независимой реальностью; отсюда и проистекает представление о значимости собственного "я". Следовательно, концепция, что явления обладают независимой реальностью, представляет собой скверну неведения, которая и есть первичный корень всех прочих скверн.

Действия

Действия, с точки зрения их природы, бывают двух видов: намерения и осуществления. Намерение предшествует физическим или словесным деяниям и представляет собой фактор сознания, дающий импульс к действию. Осуществление - это физическое или словесное действие, которое происходит при выполнении намерения.

С точки зрения вызываемых ими следствий, действия бывают трех видов: дающие заслугу, не дающие заслугу и дающие неколебимое. Действия, дающие заслугу, имеют следствием счастливое перерождение: жизнь в облике людей, полубогов и богов. Действия, не дающие заслугу, имеют следствием плохое перерождение: жизнь в облике животных, голодных духов, мучеников адов. Действия, дающие неколебимое, подвигают к высшим мирам, т. е. к миру форм и миру без-форм.

Все действия можно подразделить на физические, словесные и умственные, а с точки зрения того, каким образом испытываются следствия, можно выделить три вида действий: следствия деяний, "накопленные" в этой жизни, могут быть испытаны в этой же самой жизни, в следующей жизни или в любом из последующих перерождений.

Освобождение

Круговорот бытия - это оковы, а освобождение означает свободу от оков. Как объяснялось выше, причины круговорота бытия - омраченные действия и скверны. Если корни скверн устранены, и если новые действия не накапливаются, то, поскольку уже нет скверн, которые могли бы активизировать потенции омраченных действий, сохранившиеся от прошлого, тем самым устранены и причины круговорота бытия. Значит, это - свобода от оков. До тех пор, пока еще остаются психофизические совокупности, произведенные прежними омраченными действиями и сквернами, - это, как говорят некоторые, нирвана "с остатком". Когда таких совокупностей больше нет, это нирвана "без остатка". "Без остатка" означает, что не осталось психофизических совокупностей, произведенных омраченными действиями и сквернами, однако поток сознания и поток неомраченных психофизических совокупностей все-таки существуют.

Устранением причин сводятся на нет омраченные совокупности, а освобождение от них приводит к исчезновению связанного с ними страдания. Таково освобождение, которое может быть двух видов: освобождение, заключающееся просто в уничтожении всех форм страдания и их источников, и великое, непревзойденное освобождение, состояние Будды. Первое - это уничтожение всех обусловленных сквернами препятствий [на пути освобождения от круговорота бытия], но не препятствий к прямому постижению всех объектов познания. Второе - это наивысшая ступень, полное уничтожение как скверн, так и препятствий к всеведению.

Хинаяна ("малая колесница")

Достичь как того, так и другого освобождения можно лишь следуя пути. Есть пути обыкновенных существ - и пути Высших. Вторые это пути истинные. Среди последователей хинаяны различаются слушающие (шраваки) и единолично-пробуждённые (пратьекабудды). У тех и других имеется по пять путей, что вместе составляет десять путей хинаяны.

Хотя слушающие - ниже, а единолично-пробужденные - выше, основа у них одна. И те и другие следуют учению пути хинаяны, которое служит методом лишь индивидуального освобождения от круговорота бытия. Кратко говоря, они берут за основу свод этических правил в сочетании с твердым намерением выйти из круговорота бытия и на основе этого вырабатывают единство безмятежности (шаматха) и особого постижения (випашьяна), устремлённого к пустоте. Тем самым они избавляются от скверн и от их семян, так что скверны не могут произрасти вновь. Действуя так, они достигают освобождения.

И слушающие, и единолично-пробужденные должны последовательно пройти пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учения-более. Тот, кто идет этими путями, называется последователем хинаяны.

Махаяна ("большая колесница")

Последователи махаяны прежде всего стремятся достичь состояния Будды, неотстраненной нирваны, высшего освобождения - ради [спасения] других. В соответствии с этим устремлением к высшему просветлению ради блага всех живых существ, они практикуют те же самые пути, что и в хинаяне. Однако эти пути более возвышенны и действенны из-за иных движущих мотивов. К тому же эти пути дополняются специальными методами, основные из которых - шесть совершенствований и четыре способа обращения учеников. Опираясь на них, последователи махаяны полностью и навсегда преодолевают не только препятствия скверн, но и препятствия на пути к всеведению. Когда оба типа препятствий преодолены, достигается состояние Будды.

В махаяне также имеется пять путей: путь накопления, применения, видения, медитации и не-учения-более. Хотя они называются так же, как пути хинаяны, в действительности между ними огромная разница. Кратко говоря, разница между двумя колесницами, хинаяной и махаяной, кроется в их исходных мотивах; оттого возникли расхождения и в основной структуре путей, и особенно в их методах или приемах. Оттого, в свою очередь, и результаты их в значительной мере отличаются друг от друга, как низшее от высшего.

Когда последователи хинаяны обретают плод своих усилий, останавливаются ли они на этом? Или же они переходят к махаяне?

Совершенно ясно, что в конце концов они переходят к махаяне. Поскольку их освобождение - это еще не конечное достижение, они не удовлетворяются им, но постепенно устремляются к конечному достижению, идут его путями и становятся Буддами.

Тантраяна ("колесница тантры")

Колесница мантр (В тибетской традиции термин "колесница мантры" (мантраяна) более распространен, нежели употребленный в заголовке термин "тантраяна": это синонимы. - Примеч. отв. ред.) включает в себя четыре класса тантр: тантра действия (крия), выполнения (чарья), йоги, высшей йоги (ануттара-йога). Класс тантр высшей йоги превосходит низшие тантры. Были изложены десятки миллионов тантр высшей йоги, но мы лишь вкратце остановимся на этом вопросе.

Ранее объяснялось, что различные страдания, которым мы подвержены, вызываются омрачёнными действиями и сквернами; по существу, страдания проистекают от неспособности человека дисциплинировать свой ум. В высшей йоге методы дисциплинирования ума состоят в том, чтобы медитировать на благотворном объекте, не допуская зарождения дурных мыслей и сосредоточиваясь на важных точках своего тела. Благодаря этим методам путь высшей йоги короче, чем другие пути, - поскольку сознание находится в зависимости от тела. Медитирующий сосредоточивается на различных каналах, по которым текут в основном кровь, в основном семя или только потоки энергии (ветры). Затем, поскольку потоки энергии заставляют сознание устремляться к объектам, йогин поворачивает эти потоки в обратном направлении, и таким образом ничто не может более возбуждать его сознание; сознание не возбуждается и не устремляется к другим объектам. Таковы методы, которые применяются в высшей йоге.

Поскольку такой опыт достигается только внутренней практикой, задействующей каналы и потоки энергии, а не посредством внешних приёмов, сознание должно обладать значительной силой сосредоточения на объекте. С целью приобретения такой способности, а также по некоторым другим причинам, тексты учат медитации на теле божества и т. п. Многочисленные изображения божеств в тантре - не произвольные творения, а образы, отображающие методы очищения загрязненных психофизических совокупностей (скандх), элементов (дхату) и источников (аятана). При этом мирный или гневный облик божества, количество ликов и рук, число главных и сопутствующих фигур и т. п. отвечают различиям в наклонностях, образе мышления и способностях обучаемых. Короче, хотя и известны примеры, когда на этих путях удавалось обрести плод силой веры, все-таки пути эти обретаются прежде всего силой размышления. И если практиковать их правильно и постепенно, можно найти множество оснований, облегчающих обретение убежденности и прочной веры.

Две истины

Среди путей упомянутых выше, пути Высших - это истинные пути, остальные являются как бы подходами к ним. Все пути заключены в пределах метода и мудрости. Метод и мудрость, в свою очередь, зависят от двух истин. В "Основополагающем тексте, называемом "Мудрость" (Праджня-нама-мула-мадхьямакакарика)" XXIV) Нагарджуны говорится:

Учения, изложенные буддами,

Основаны всецело на двух истинах:

На истине условной (мирской)

И абсолютной истине (высшей).

Достижение Тела Истины (дхармакая) и Тела Формы (рупакая) на "стадии результата" т. е. достижение состояния Будды, зависит от практики метода и мудрости на протяжении пути. Метод и мудрость, в свою очередь, зависят от двух истин, которые представляют собой способ существования основы, или базиса [практики]. Поэтом понимание двух истин очень важно, а это весьма трудная тема. Множество расхождений в догматике между буддийскими школами вызвано различием в трактовке двух истин.

Здесь следует сказать несколько слов о двух истинах в соответствии с системой Прасангика-Мадхьямика. Все явления, которые мы воспринимаем, имеют два способа существования. Один это номинальное, или условное, существование явлений а другой - это высший способ их существования, пустотность, то есть отсутствие их самосущего бытия. Приведём пример из другой области: так, ручка, скажем, имеет грубую форму существования, которая видна невооружённым глазом, а также невидимую форму существования - в виде скопления атомов.

Что же означает каждая из этих двух: "абсолютная истина" и "условная истина"?

Если говорить кратко, то, в грубом приближении, абсолютная истина - это постижение высшей природы объекта познания безошибочно познающим субъектом, а относительная, или условная, истина - это постижение таким субъектом проявлений относительной природы объекта. Так пустота и истинные пресечения суть абсолютные истины, всё же остальное - истины условные.

Все явления тем или иным образом зависимы: они либо возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от причин, либо находятся в зависимости от потока, либо зависят от своих составных частей и т. д. Но к какому бы типу зависимых явлений они ни относились, они существуют только в зависимости от других явлений. Ни одно из явлений не может существовать само по себе. Поэтому все они пусты, т. е. лишены самосущего бытия. Тем не менее все деятели, действия и объекты условно истинны. Кратко говоря, поскольку явления лишены самосущего бытия, они изменяются, становясь то тем, то другим, а поскольку явления существуют условно, то имеется хорошее и плохое, полезное и вредное.

Общие основы практики буддизма

Выражение "практиковать религиозное учение" не обозначает чисто внешние изменения - жизнь в монастыре или начитывание [священных текстов], но это не означает, что они не могут входить в религиозную практику. В любом случае религиозной практикой следует заниматься применительно к своему сознанию. Если знаешь, как ввести учение в собственный поток, то все физические и словесные действия можно согласовать с практикой. Без этого, сколько бы человек ни медитировал, или начитывал писания, или проводил жизнь в храме, - всё это не поможет: ибо для практики важен именно ум. Таким образом, важнее всего принять Прибежище в Трёх Драгоценностях (Будде, Его Учении и Духовном Сообществе), учитывать связь между действиями и их следствиями, выработать в себе стремление помогать другим.

Некогда в Тибете жил знаменитый лама по имени Дром. Однажды Дром увидел человека, совершавшего обход ступы. "Обход ступы хорошее дело, - сказал Дром. - Но практика еще лучше".

Человек подумал: "Похоже, и этого недостаточно. Теперь, если я займусь медитацией, это уж точно будет практика".

Застав его за медитацией, Дром сказал: "Медитация - хорошее дело, но практика - еще лучше". Человек изумился и спросил: "Как же надо практиковать?" И Дром ответил: "Не привязывайся к этой жизни; заставь свое сознание стать практикой".

Дром сказал так потому, что практика есть процесс осознавания.

Конкретные основы практики буддизма

В отречении от этой жизни и занятии практикой заключены огромные преимущества. В Тибете множество людей отринули этот мир и достигли несказанного душевного и телесного счастья. Все удовольствия, которые можно получить наслаждаясь этой жизнью и которые требуют стольких непрерывных и разнообразных усилий, несравнимы и с крупицей этого счастья. Однако большинству людей трудно приступить к такой практике.

Какой же может быть практика большинства людей? Аморальный образ жизни, требующий обмана, лжи и тому подобного, противоположен религиозной практике и несовместим с ней. Однако можно жить в гармонии с религиозной практикой, занимаясь достойными мирскими делами - такими, как исполнение служебных обязанностей в правительстве, содействие экономической деятельности или совершение любых шагов, направленных на то, чтобы обеспечить благосостояние других людей и принести им радость. Все это следует делать, постоянно удерживая мысли на религиозной практике. Ибо сказано:

Если ты практикуешь, - освобожденье с тобою пребудет, пусть и в миру ты живешь,

Как это было с царями, министрами в Индии или Тибете или с такими, как Марпа.

Если не практикуешь - причины для скверных рождений будут с тобой, поселись хоть в пещере,

Точно сурок, впавший в спячку в норе под землёй.

Тройственное Прибежище

Какими же методами можно добиться того, чтобы сознание стало практикой?

Прежде всего нужно принять Прибежище и размышлять о действиях и их следствиях. Прибежище - это Три Драгоценности: Будда, Его Учение и Духовное Сообщество.

Когда живое существо очищает своё сознание от омрачений и их скрытых потенций, оно освобождается от всех несовершенств, являющихся препятствиями. И тогда оно одновременно и непосредственно познает все явления. Такое существо называют "Будда", он - учитель Прибежища и подобен врачу.

Драгоценность Учения - это высшие (арья) пути (главные правильные пути, которые устраняют омрачения и их скрытые потенции) и их отсутствия, т. е. состояния после устранения того, что должно быть устранено. Учение и есть подлинное Прибежище, и оно подобно лекарству.

Драгоценность Сообщества - это все те миряне или монахи, которые выработали высший путь в потоке своего сознания. Они друзья, помогающие обрести Прибежище, и подобны сиделкам.

Тройственное Прибежище, которое достигнуто и уже существует в потоках других сознаний, - это причинное Прибежище, когда полагаются на защитника, как слабый на более сильного. Тройственное Прибежище, которое будет достигнуто в будущем, - это результативное Прибежище. Тому, кто полагается на Три Драгоценности, зная, что должен достичь их, следует самому породить Тройственное Прибежище в потоке своего сознания.

Любое следствие, хорошее или плохое, неизбежно возникает в зависимости от причин и условий. Следовательно, уже в настоящем нужно реально обрести в потоке своего сознания причины, родственные Драгоценности Учения, подлинному Прибежищу. Для этого следует продвигаться путями, включающими Три Практики (тришикша): высшую нравственность (адхишила), высшее медитативное сосредоточение (адхисамадхи) и высшую мудрость (адхипраджня).

Практика высшей нравственности

Хотя практика нравственности имеет много форм, но в основе их всех лежит этика воздержания от десяти недобродетелей. Из десяти недобродетелей три относятся к действиям тела, четыре - к действиям речи, и три - к действиям ума.

Три физические недобродетели суть:

1. Лишение жизни живого существа: от убийства насекомого до убийства человека.

2. Воровство: завладеть имуществом другого без его согласия, независимо от ценности этого имущества или от того, было ли действие совершено самолично или через чье-либо посредство.

3. Сексуальный проступок: разврат.

Четыре недобродетели речи:

4. Ложь: обманывать других словами или действиями.

5. Злословие: вносить распри или раздоры, побуждая тех, кто был в согласии, ссориться, или тех, кто был в ссоре, зайти в ней еще дальше.

6. Грубость: оскорблять других.

7. Пустословие: вести разговоры о глупостях под влиянием желаний и прочих [скверн].

Три недобродетели ума:

8. Зависть: думать - "вот было бы это моим", желать что-либо, принадлежащее другому.

9. Злонамеренность: желание причинить вред другим, большой или малый.

10. Ложные взгляды: представлять несуществующим нечто существующее, как например перерождение, причинно-следственную связь или Три Драгоценности.

Противоположность этих десяти недобродетелей - десять добродетелей; следование им называется практикой нравственности.

Практика высшего медитативного сосредоточения

Рассмотрим теперь, как добиться успеха в занятиях медитативным сосредоточением, которое представляет собой однонаправленное сосредоточение сознания на объекте.

Имеется много видов медитативного сосредоточения; здесь мы разъясним безмятежность (шаматха). Суть безмятежности - это сосредоточенное удержание сознания на каком-либо объекте, без отвлечений, в соединении с блаженной подвластностью ума и тела. Если это сопровождается принятием Прибежища, то это буддийская практика, а если она дополняется устремленностью к высшему просветлению ради [блага] всех живых существ, то это практика махаяны. Ее замечательные свойства таковы, что когда достигается безмятежность, сознание и тело проникаются радостью и блаженством; благодаря подвластности ума и тела оказывается Возможным направить сознание на любой благой объект по своему желанию; приобретается и множество необычных способностей, как ясновидение и эманации.

Главная цель и преимущество безмятежности в том, что с ее помощью можно достичь особого постижения (випашьяна) посредством которого осознается пустота, и тем самым освободиться от круговорота бытия. Кроме того, и другие достоинства трёх колесниц (хинаяны, махаяны и тантраяны) также по большей части возникают благодаря безмятежности. Она приносит множество благ.

Для достижения безмятежности необходимы следующие условия. Место для практики должно быть тихим, без шума, ибо шум для сосредоточения - как заноза; и местность и вода тоже должны быть соответствующими. Сам медитирующий должен быть неприхотлив, пребывать в удовлетворённости, быть свободным от мирских хлопот и суеты, избегать недобродетельных физических и словесных действий. Путём слушания и размышления он должен уничтожить ложные представления о предметах медитации; он должен знать, как размышлять над пагубностью желаний, над смыслом непостоянства и т. д.

О подлинной практике безмятежности Майтрея говорит в "Различении Срединного Пути и крайностей" (Мадхьянтивибханга):

Причина для её возникновенья - отбрасывание пяти ошибок

И применение восьми противоядий.

Пять ошибок, которые нужно отбросить:

1. Леность: нежелание заниматься медитативным сосредоточением.

2. Забывчивость: неудерживание в памяти объекта медитации.

3. Сонливость и возбуждённость [рассеянность]: прерывание медитативного сосредоточения.

4. Неприменение противоядий: приводит к сонливости и возбужденности.

5. Чрезмерное применение: продолжать применять противоядие, хотя сонливость и возбужденность уже устранены.

Восемь противоядий - это средства для отбрасывания пяти ошибок.

Противоядия от лености:

1. Вера: видеть благие качества, которые дает медитативное сосредоточение.

2. Вдохновение: стремиться обрести эти благие качества.

3. Усилие: получать удовольствие от занятий медитативным сосредоточением.

4. Подвластность ума и тела: следствие (усилия).

Противоядие от забывчивости:

5. Внимательность: постоянно сохранять сосредоточенность на объекте.

Противоядие от сонливости и возбужденности:

6. Бдительность: сразу замечать, что сонливость или возбужденность возникли или возникают.

Противоядие от неприменения:

7. Применение: использовать противоядие от сонливости или возбужденности. Противоядие от чрезмерного применения:

8. Воздержание от применения: ослабить своё усилие.

При употреблении восьми противоядий пять ошибок постепенно уничтожаются, и человек проходит девять состояний сосредоточенности:

1. Установление сознания: собрать сознание и направить его на внутренний объект [например, на визуализированный облик Будды].

2. Продолженное установление: продлить сосредоточенность на объекте дольше, чем в предыдущем состоянии.

3. Восстановление: немедленно распознавать отвлечение и возвращаться к объекту.

4. Усиленное установление: собрать сознание для перехода от сосредоточенности на главных [аспектах объекта медитации] ко всё более и более устойчивому установлению его на второстепенных [чертах объекта].

5. Дисциплинирование: сознавать благие качества, которые дает медитативное сосредоточение, и черпать в них радость.

6. Умиротворение: пресечение неприязни к медитативному сосредоточению.

7. Полное умиротворение: посредством усилия уничтожаются даже лёгкая сонливость и возбуждённость, как только они появляются.

8. Неотлучность: медитативное сосредоточение постоянно так, что уже ничто неблагоприятное не может прервать этот процесс.

9. Естественность: фиксация на объекте происходит сама собой, без усилий.

Эти девять состояний сосредоточенности достигаются посредством шести сил. Первое состояние - силой слушания, второе силой размышления, третье и четвертое - силой внимательности. Пятое и шестое - силой осознания, седьмое и восьмое - силой усилия, девятое - силой знакомства.

Девяти состояниям сосредоточенности отвечают четыре вида умственной деятельности [посредством которых сознание овладевает своим объектом]:

1. Принудительная фиксация: во время первого и второго состояния сосредоточенности сознание с усилием фиксируется на объекте концентрации.

2. Прерывающаяся фиксация: от третьего до седьмого состояния сосредоточенность перемежается [с рассеянностью].

3. Стабильная фиксация: во время восьмого состояния сознание способно удерживаться на объекте неотлучно.

4. Самоподдерживающаяся фиксация: во время девятого состояния сознание само собой удерживается на объекте.

Если совершенствовать безмятежность, правильно понимая сущность, порядок и отличия степеней, объясненных выше, безупречное медитативное сосредоточение можно легко выработать примерно за год.

Тема безмятежности изложена выше применительно к объектам вообще. В частности же, если развивать безмятежность, взяв в качестве объекта само сознание, обнаруживаются дополнительные преимущества. Мы узнаем свое собственное сознание. Сознание столь же пусто, как и пространство, не имеющее никаких физических качеств, таких, как форма или очертание. Сознание - это нечто, просто воспринимающее ясно и четко любые аспекты объекта, которые предстают перед ним. Установив таким образом, что представляет собой сознание, можно переходить к девяти состояниям, уничтожению пяти ошибок, применению восьми противоядий и т. д., что уже объяснялось выше при рассмотрении объектов вообще. Так развивают безмятежность.

Здесь были просто перечислены элементы безмятежности, в виде предельно сжатого изложения наставлений Майтреи и Асанги. Мерой достижения безмятежности, после приобретения подвластности ума и тела, является нерушимая подвластность, то есть способность сохранять сосредоточенное сознание на объекте. Именно тогда достигается подлинная безмятежность, которая входит в подготовительную стадию "первой медитации", относящейся к миру форм. (Остальные три из "четырех медитаций" относятся к более высоким уровням "трех миров". - Примеч. пер.) После достижения безмятежности сознание уже послушно, и на как благой объект или мысль его ни направить, остаётся на нём неотлучно. В силу этого способность сознания к постижению чрезвычайно возрастает.

Практика высшей мудрости

Как же практикуется мудрость?

Вообще есть пять видов мудрости, но главные из них - это мудрость, познающая условное, - или номинальное знание, - и мудрость абсолютного знания, то есть знание природы бытия. Каждая из них имеет множество аспектов, но здесь будет рассмотрена та мудрость, выработав которую в своем потоке сознания, можно полностью преодолеть препятствия скверн и препятствия к всеведению.

Что такое пустота, объект этой мудрости?

Пустота - это конечная природа всех явлений. Она, например, не возникает благодаря сострадательной деятельности Будд или же благодаря деяниям живых существ. Все явления до единого, в силу самого факта их возникновения, пусты по своей природе. Сутра гласит: "Появляются ли Татхагаты или нет, природа и реальность явлений просто пребывают".

Что же такое эта "природа явлений"?

В комментарии Чандракирти на "Четырехсотенную" Арьядевы говорится: "Здесь "самость" - самобытие (свабхава) явлений, то есть их полная независимость от чего бы то ни было другого. Несуществование этого [рода самости] есть безсамостность". Таким образом, самобытиё (самосущее бытиё) - отрицается, и именно отрицание самобытия и называется пустотой.

Как же удостовериться в существовании такого рода пустоты?

Хотя все явления всегда были пусты по природе, мы были неспособны постичь это. Понять, что значит "пустотность", можно опираясь на рассуждение в стиле школы мадхьямиков.

В общем, истинная природа явлений, или способ их существования, и то, какими они предстают нашему сознанию, противоположны и противоречат друг другу. Хотя природа явлений заключается в том, что они не обладают самобытием, однако, в силу нашей безначально обусловленной приверженности концепции самосущего бытия, все явления, воспринимаемые нашим сознанием, кажутся обладающими самобытием, и мы представляем их себе именно такими. Поскольку, по этой причине, восприятие явлений нашим сознанием и подлинная природа их бытия противоположны, то наше восприятие явлений, как и наша приверженность такому восприятию, в корне ошибочны. В частности, ум, воспринимающий самобытиё, - это ложный ум, заблуждающийся относительно объекта своего восприятия. Поэтому нужно убедиться, что объект, воспринимаемый умом, - тем самым умом, который до сих пор безоговорочно признавал эту ложную видимость самобытия, думая: "Это истинно существует", - не существует. Как только объект концепции самобытия признан несуществующим, легко удостовериться в пустотности как природе бытия всех явлений, т. е. в отсутствии их самобытия.

В связи с этим прежде всего важно установить, каким образом наше сознание получает ложное представление [о природе вещей]. Для нас поначалу все явления до единого предстают как обладающие самостоятельным бытиём. Например, когда человек думает о себе: "я, я", ему представляется самодостаточное "я", как бы не имеющее никакого отношения к собственному телу, уму, психофизическим совокупностям и потоку сознания, отличное и совершенно независимое от них. Тот, кто полностью уверен в истинности такого представления и привержен ему, пусть задаст себе такой вопрос: "Если это "я" существует таким, каким оно представляется - всецело независимым от психофизических совокупностей, элементов и источников самого человека, - тогда тождественно ли оно совокупностям или отлично от них?"

Если бы "я" и психофизические совокупности были тождественны, невозможны были бы все эти подразделения на совокупности, элементы, источники и т. п.; все совокупности были бы одним целым [как само это "я"] . Или же, подобно тому, как имеются совокупности, элементы и источники, должно существовать и множество "я". Более того, когда, например, разрушается совокупность формы этой жизни, (То есть наше физическое тело. - Примеч. отв. ред.) то также должно было бы разрушаться и "я". Следовательно, невозможно, чтобы "я" и совокупности были одним и тем же.

Далее, если бы "я" и совокупности были самодостаточны и отличны, то они были бы отличны в том смысле, что не зависели бы друг от друга. То есть, когда моё тело испытывает боль, это вовсе не значило бы, что боль испытываю "я", а когда мой желудок сыт, это не значило бы, что "я" сыт. Однако дело обстоит не так. Боль в моем теле означает, что "мне" больно и что страдание возникает в "моём" сознании. Таким образом, невозможно, чтобы "я" и психофизические совокупности были отличны и независимы.

Но помимо тождества или различия нет других способов сосуществования "я" и совокупностей. Ведь коль скоро имеется "я", которое, судя по видимости, обладает самобытием, оно должно быть или тождественно совокупностям, или отличаться от них. И нет другого способа их сосуществования, кроме одного из этих двух.

Из этого вытекает, что поскольку "я", которое так удобно представляется нашему уму как обладающее самобытиём, не тождественно совокупностям человека и не отлично от них, то такого "я" не существует вовсе. Если таким образом признать его несуществование, то понятно, что, с одной стороны, "я" - каким оно представляется нашему уму - не существует, но с другой стороны, "я" не является и полностью несуществующим. "Я" остаётся как условное обозначение, просто как наименование. Это условное "я", которое существует чисто номинально, может пользоваться источниками пищи и питья, может обладать вещами и использовать их, например одежду. Можно легко, без малейшей трудности представить себе это "я" - этого странника в круговороте бытия, который занимается религиозной практикой и достигает освобождения.

Итак, оно свободно от четырёх крайностей, которые суть самобытие, полное несуществование, то и другое вместе, ни то ни другое. Нагарджуна в своем "Основололагающем тексте, называемом `Мудрость"" (XV.10) говорит:

"Существование" есть утвержденье вечности.

А "несуществование" - воззренье нигилизма.

Ни существование, ни несуществование,

Ни то-и-это, ни ни-то-ни-это.

Признав, что "я" свободно от четырёх крайностей и существует лишь в обозначении, то есть представляет собой просто наименование, мы тем самым признаем неявную безсамостность, относящуюся к "я", как основу безсамостности вообще. Затем следует распространить этот ход рассуждений и на все прочее, применить его к глазам и прочему, к внешним явлениям - таким, как форма, звуки, вкусы и запахи - и даже к самой пустоте. Путём рассуждения можно доказать, что все явления не имеют независимого существования.

Что же касается смысла того, что все явления не обладают самобытиём, то прежде нужно узнать о пустоте, изучая великие книги во всей их глубине; и тогда, в результате услышанного о пустоте от других, вырабатывается мудрость, возникающая из слушания. Затем, в результате многих размышлений о значении пустоты, вырабатывается мудрость, возникающая из размышления. Когда как следует овладевают медитативным сосредоточением на том смысле, в котором глубоко удостоверились, обретают мудрость, возникающую из медитации. Это происходит, когда ум становится необычайно сильным вследствие уже достигнутой безмятежности и благодаря сосредоточенности сознания на смысле пустоты. В это время вырабатывается блаженная подвластность ума и тела, точно так же, как при безмятежности. Разница в том, что в случае безмятежности блаженство подвластности ума и тела достигается силой сосредоточенной медитации, а здесь это вырабатывается силой аналитического размышления. Когда достигается соединение особого медитативного сосредоточения с блаженством такого рода, приходит особое прозрение. Поскольку такое особое прозрение возникает, когда объектом медитации служит пустота, то данное медитативное сосредоточение и есть союз безмятежности и особого прозрения, постигающего пустотность.

На этом этапе появляются признаки пути применения, о котором говорилось выше. Затем, когда впервые осуществляется непосредственное постижение пустотности, обретается путь видения, и шаг за шагом устраняются препятствия врожденные и интеллектуальные. В конечном итоге становится возможным полностью и окончательно преодолеть как препятствия скверн и препятствия к всеведению, так и их скрытые потенции.

Таково предельно краткое объяснение практики мудрости. Если пользоваться терминами "высшее" и "низшее", то каждая последующая практика выше той, что ей предшествует. Однако что касается порядка их выработки в потоке сознания, то предшествующие практики подобны основе или опоре для выработки последующих, и потому вначале самое важное - это практика нравственности.

Если следовать путями Трёх Практик, опираясь на подлинное принятие Прибежища и понимание связи действий и их результатов, то можно достичь ступени освобождения.

Если, в дополнение к этому, развивать драгоценную устремленность к просветлению (бодхичитта), порождаемую любовью и милосердием, и исполнять Три Практики в сочетании с вдохновенным устремлением к высшему просветлению ради блага всех живых существ, то можно достичь ступени всеведения, наивысшего освобождения.

Устремлённость к просветлению

Как развивается Устремлённость к просветлению?

Нужно заботиться не только о своём благе, но и о благе всех живых существ. Так же как и ты сам, все живые существа омрачены страданием; ведь даже самое крохотное насекомое, так же как и ты, не хочет страданий и желает счастья. Но хотя живые существа и не желают страданий, они не знают, как избавиться от них; и хотя они желают счастья, они не знают, как обрести его. Поскольку сами существа не в состоянии сделать это, ты сам должен помочь им, освободить живых существ от страданий и их причин и утвердить их в состоянии счастья.

Чтобы избавиться от страданий и обрести счастье, нет иного пути, кроме как устранить в потоках сознания живых существ причины, порождающие страдание, и создать в этих потоках причины счастья. Благословенный говорил:

Водою Будды не смывают скверны,

Страдания существ рукой не устраняют,

К другим не переносят прозрения свои,

Они Учением существ освобождают.

Невозможно удалить скверны, как смывают водой грязь, или устранить страдания, словно вытащить занозу. Будды не могут передать прозрений из своего потока сознания другим. Но как же тогда устраняются страдания? Живые существа освобождаются от всех страданий благодаря Учениям о реальности, об истинной природе явлений.

Итак, существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять. И нет никого, кроме Будды, кто мог бы безошибочно учить путям всех живых существ, а не только некоторых из них, сообразуясь с их наклонностями, характером мышления и сферой интересов. А раз так, то непременным условием достижения цели, т. е. блага всех живых существ, будет достижение состояния Будды.

Так, если человек мучим жаждой, ее можно полностью устранить питьём воды и т. п. Но прежде надо найти сосуд для питья. Так же и здесь: хотя главная цель - освобождение всех живых существ от страданий и их причин, но, чтобы осуществить это, нужно прежде, осознав необходимость высшего просветления, развить в себе желание достичь его.

Если такой подход выработан, он называется Устремленностью к просветлению, вдохновенным устремлением к высшему просветлению ради блага всех живых существ. Если, следуя такому подходу, заниматься благими делами, большими или малыми, - такими, как медитация на пустоте, развитие безмятежности, принятие Прибежища, отказ от убийства, - то эти добродетели, в соединении с таким альтруистическим подходом, естественным образом становятся причинами всеведения.

Пустая кушетка Сегодня в 20:00 я проведу новый эфир. Тема: как пе...

Часто можно встретить вопрос - он Лама или нет? Прежде чем ответить на него, хотелось бы прояснить значение этого слова. Во-первых, это слово имеет тибетское происхождение и означает непревзойденный или высший. Во-вторых, это титул высокореализованного духовного сподвижника, вне зависимости от его принадлежности к монашескому сану или к числу мирян-домохозяинов. А теперь, кратко о разнице между монахом и мирянином-домохозяином, Буддийский монах - это человек, возложивший на себя обеты личного освобождения и придерживающийся определенных норм поведения, связанных с этими обетами.

Монахи делятся на несколько категорий; Рабжун - 8 обетов, Гецул - 36 обетов, Гелонг - 253 обета. Также есть и обеты в женском сословии, именуемые, соответственно - гецулма и гелонгма, но чистота передачи последнего вида обетов "гелонгма" стоит под вопросом, так как, в тибетском буддизме эта традиция давно была нарушена и сведена на нет, но есть сведения, что в Китае она, до сих пор, сохранилась. Все обладатели монашеских обетов обязаны сдерживать себя от свершения 4 действий, ведущих к падению и окончательной потере обетов.
Эти четыре:
1) Убийство человека, включая зародыш плода в утробе, который, также считается человеком; 2) Воровство вещи, за которую грозит уголовная ответственность по закону той страны, где эта вещь была украдена; 3) Любая интимная близость с живым существом, не зависимо от пола; 4) Ложь в отношении обладания сверхспособностями или качествами, которых на самом деле нет.
Совершивший одно из вышеперечисленных действий, автоматически перестает быть монахом, без права повторного принятия монашеских обетов. Нарушения же остальных обетов, из оставшегося списка, не ведет к потере монашества, но влечет за собой достаточно тяжелые негативные последствия.

Принятие обетов монашества возможно только перед лицом Святого Арья, или же, Монаха-наставника и четырех полностью посвященных монахов Гелонов. В любом другом случае, принятие обетов монаха - невыполнимо.

Теперь о мирянах-домохозяинах. К ним можно отнести людей, принявших на себя от одного до пяти обетов, включающих в себя Отказ от Убийства человека, Воровства, Прелюбодеяния, Лжи и Употребления омрачающих средств, таких как, алкоголь, наркотики и табак. В отличии от обетов монаха, тут нет прямого отказа от интимной близости, но есть воздержание от неправильного способа сношения, это когда не с тем партнером, например, не со своим супругом или супругой или не с тем, с кем заключено негласное соглашение о доверии и верности. Насчет алкоголя и табака все предельно ясно, исключается любое количество спиртного. Хотя, при лечении можно использовать настойки, выдержанные на спиртовой основе, и это не возбраняется.

В Тибетской традиции мы можем встретить держателей всех вышеперечисленных обетов. И среди них есть Ламы, которые являются монахами, например; Е.С. Далай Лама 14й; Кармапа 17й и тд. А также и тех, кто будучи Ламой, монахом не является, пример: Глава школы Сакья - Сакья Тридзин Ринпоче и т.д.
Тибетцы ревностно относятся к термину "Лама", именуя им, лишь привилегированное число духовно реализованных учителей Дхармы, а также, перерожденцев Тулку - Хубилганов и настоятелей больших монастырей. Все остальные монахи и не монахи, считаются просто теми, кто идет духовным путем.

Что касается термина "Лама" в России, особенно в этнических регионах, где буддизм приобрел статус национальной религии, то в этом случае, есть разногласия в понимании самого слова Лама и его значения с тибетским термином. Так сложилось, что после советского периода, в стране почти не осталось священнослужителей монахов, а также тех, кого можно было назвать действительно реализованным мастером Дхармы. Но несмотря на это, в России почти несколько тысяч лам)) Как такое возможно? Все дело в том, что этим словом стали называть любого человека, способного худо-бедно справлять буддийские ритуалы и читать на тибетском или старомонгольском буддийские сутры.

И многим вовсе невдомек, кто перед ним? Или человек недоучка, умеющий только читать по слогам или настоящий монах, прошедший 16 летнее обучение в тибетском монастыре. И все это из-за того, что внешний облик вводит в заблуждение. Что монахи, что миряне в России облачаются в одинаковые одежды, а это противоречит кодексу Винаи, оставленного самим Буддой, где сказано, что домохозяин, облачающийся в монашеское одеяние и выдающий себя за монаха или вводящий других в заблуждение, накапливает причины адского рождения.

Будда ясно указывал правила ношения одежды для монахов, но для священнослужителей мирян никаких обязательств в отношении особой одежды нигде не прописаны. Это исходит из принципа, в котором заключается, что одежда важна только для монахов, для всех остальных это не является принципиальным, и даже, предпочтительнее носить то, что соответствует духу и времени того места, где проживает буддийский практик. Также, логично предположить, что если бы особая одежда наделяла силой и знаниями, то был бы смысл использовать ее. Но знание и навыки всегда зависят от ума, поэтому стоит больше обращать внимание на внутреннее составляющее человека и быть осторожным с теми, кто наряжаясь в красные одежды, прикидывается буддийским священнослужителем или ламой.
Подводя итоги, можем сказать, что лама в России - это любой священнослужитель, обладающий знаниями в одной из трех областях, буддийские ритуалы, астрология и тибетская медицина. Большинство представителей относятся к первой категории.

Есть несколько факторов жизненно важных для любого ламы.
1) В любом ритуале требуется порождение себя в облике необычного существа, а именно в виде той или иной энергии и активности, проявленного в форме божества идама. Поэтому, необходимо получить от Ваджрного Наставника посвящение в тантрическое божество уровня Аннутара-йога тантры или же божеств остальных трех низших тантр. К примеру: Ямантака, Хаягрива, Ваджракаллая, Ваджраварахи, Амитаюс, Акшобхъя, Сарвавид Вайрочана, Тара, Авалокитешвара, Ваджрапани, Ваджравидарана, Парна Шавари, Ушнишавиджая и тд.
2) После посвящения важно совершить приближающий затвор-начитку, который называется Лерунг, для обретения дееспособности использовать силу божества. По окончании затвора закрыть его умиротворяющим огненным подношением Жинсрег. с этого момента практик имеет право делать ритуалы, связанные с божеством, мантру которого он начитал необходимое количество раз. При более длительных затворах, сила и способности практика возрастают пропорционально количеству начитанной мантры, а также от силы и ясности концентрации-сосредоточения.
Это два пути обретения сверхспособностей сиддхи. Мантра и созерцание.
3) Соблюдение в чистоте всех принятых клятв и обетов тайной мантры. Совершение ритуала самопосвящения, если произошло нарушение самаи. Этот пункт самый важный, так как от чистоты клятв-самай зависит как к нему проявят благосклонность Идамы, Сахиусаны и прочие могущественные существа, к которым будет обращаться с просьбой практик.
4) Многократное подношение Цогчод Ганапуджа, также приближает высшие силы и способствует установлению с ними связи.
Вот таковы самые основные условия, дающие буддийскому священнослужителю силу оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

А теперь, давайте посмотрим, что у нас есть и чего нет. Начиная с начала 90х годов уровень образования лам священнослужителей поднялся на порядок. Если в то время понимающий тибетский текст лама считался уже грамотным, то сейчас этим уже никого не удивишь. Освоены и повсеместно проводятся большинство ритуалов, которые в то время считались из разряда фантастически сложных. Появилось много ученных лам монахов, получивших блестящее образование в Индии. Также, много священнослужителей мирян отлично знающих не только ритуальную часть, но и хорошо освоивших буддийскую философию.

Но несмотря на это, до сих пор мы не достигли того уровня, который был до революционного времени. Нету достигших пути "Видения" и "Медитации", нет освоивших "Ясный свет" и "Иллюзорное тело". Не говоря уже о практике более начальных этапов Бодхичитты и постижения пустотности. Хоть это и печально на первый взгляд, но дает большую надежду и воодушевление на свершение всего этого в будущем.

Подведем итог: Опираясь на все вышесказанное, уверен, что теперь каждый сможет ясно сделать определение ламы или буддийского священнослужителя, что в будущем поможет более плодотворному взаимодействию с представителями буддийского мира.

В списке мировых религий буддизму отведено одно из самых значимых мест. На самом деле это не столько религия, сколько философское учение: сам Будда говорил, что богов в качестве Творцов Вселенной не существует.

Он даже боролся с явлением язычества у себя на родине (в индуизме целый пантеон разных богов и их аватар). Говоря современным языком, Будда был ярым атеистом: он запрещал своим ученикам отвлекаться на раздумья о любых богах. В буддизме считается, что мир возник сам по себе, была какая-то причина у мира возникнуть, и он возник.



Оно принимает научно обоснованные факты, подход к исследованию и изучению окружающего мира, и со временем корректируется. Буддизм не стоит на месте, он постоянно развивается.

Например, в буддийских трактатах было написано, что Земля плоская. Но наука доказала, что Земля круглая. И буддисты приняли это: они сказали: «Наши мыслители прошлого ошибались на этот счет. Наука доказала, что Земля круглая», — и стали жить в мире с этим знанием. В буддизме нет места мистике, есть логика и понимание работы человеческого сознания. У этого учения на сегодняшний момент 414 767000 официально зарегистрированных последователей во всем мире.

В буддизме есть множество ответвлений и школ. Это произошло из-за того, что после смерти Будды у его учеников возникли разногласия по некоторым вопросам, а Учителя уже не было в живых, поэтому некому было их рассудить. Одно из таких ответвлений — буддизм тибетский.

В переводе с тибетского языка лама означает «высочайший», «духовный наставник».

В слове «лама» заключен глубокий смысл: для исповедующего буддизм лама — человек, к которому он относится как к родному отцу, а также тот, кто помогает идти по Пути Просветления.

В тибетских храмах ламами называют священнослужителей, достигших определенного духовного уровня, которые решили посвятить свою жизнь тому, чтобы идти по Пути.

Иногда лама в буддизме не является священнослужителем или монахом в тибетском храме. Это может быть обыкновенный мирской человек, который достиг высокого духовного уровня и может стать учителем для тех тибетских буддистов, что не желают связывать себя обетами и жить в монастыре.

Как стать ламой в буддизме

Стать ламой может любой уставший от бесконечно крутящегося Колеса Сансары человек.

Основные требования для тех, кто желает стать ламой, одинаковы для всех:

1. Если есть непреодолимое желание стать ламой для того, чтобы быть духовным наставником и учить людей — надо избавиться от этой амбиции, потому что гордыня не есть хорошо.

2. Развивать в себе качества бодхисаттвы.

3. Без устали развиваться и учиться: лама должен быть мудрым и интересным человеком.

4. Изучать практики Тантр Ваджраяны. Эти практики будущему ламе должен преподавать его личный лама-учитель.

5. Получить инициации, обеты, посвящения, обязательства и передачи.

Иерархическая лестница тибетских лам

Существует иерархия лам в буддизме: у «новичков» низкие саны, но любой лама может продвинуться на более высокий уровень.

Самые высшие уровни обыкновенным людям недоступны, но обо всем по порядку.

Иерархия «невоплощенных» лам — низшие ранги

Невоплощенные ламы — обычные люди, которые в молодом возрасте по каким-то причинам и убеждениям решают уйти в монастырь, посвятить себя и свою жизнь служению во благо всех живых существ.

Банди (рабжунг) — послушник, который в течение нескольких лет обязан в точности выполнять обеты и обязательства, чтобы доказать, что он достоин быть ламой. Стать рабжунгом раньше можно было в возрасте 6 лет. В наше время в рабджунги принимают только с 17-18 лет, по окончании общеобразовательного учреждения.

В 14 лет банди принимает сан гецула, и теперь у него уже 36 обетов и связанных с ними обязательств. В 21 год гецул принимает сан гелонга, и вместе с саном принимает на себя 253 обета с обязательствами.

Выше стоят ученые ламы

В тибетском буддизме существует система учено-ламских степеней. Ученые буддийские ламы пользуются огромным почтением и уважением как среди других лам, так и среди мирян.

Ученые ламы занимаются трактованием догматов веры, шаманскими врачеваниями, астрологией. Именно они со степенью Геше составляют специальный гороскоп и рассчитывают примерное место, имя и время реинкарнации ламы из высшего эшелона.

Также они принимали участие в политической жизни Тибета, рассчитывали счастливые или несчастливые дни для правителей, а также выступали в роли их советников.

Ученых степеней всего 5:

1. Рабчжампа — эту степень может получить даже студент седьмого курса, если будет прилежно учиться, сдавать все экзамены и зачеты без хвостов.

2. Дорамба — специальная ученая степень.

3. Габчжу.

4. Цограмба.

5. Геше — «друг добродетели» — доктор буддистских наук, выражаясь мирским языком.

Стать ученым может лама из низшей иерархии, для этого он должен изучать высшую догматику буддизма — систему цанид.

Ламы изучают систему цанид только в одной школе, которая называется Гелунг-па. Курс обучения длится от 12 до 20 лет.

Ламы-перевоплощенцы — тулку

Тулку — высшая иерархия лам в буддизме. Это авторитетные священнослужители, которые имеют право на высокий сан только по факту своего рождения.

В буддийской философии сказано о бодхисаттвах — великих мастерах, которые достигли высшей точки духовного развития и по праву могут отправиться в Нирвану после того, как земная оболочка отслужит свое.

Но эти люди настолько благородны и милосердны ко всем живущим на планете, что, вместо того, чтобы наконец вырваться из Колеса Сансары, они согласны добровольно воплощаться вновь и вновь для того, чтобы служить на благо всех живых существ и помогать им.

Перед тем как покинуть свое старое тело и воплотиться в новом, великие мастера оставляют своим ученикам подсказки, где искать новую инкарнацию. Если по каким-то причинам иерарх не указал место своего будущего рождения, это делает оракул, в которого вселяется божество, и указывает место нового рождения.

Иногда любимые ученики великого мастера, среди которых есть ученые ламы, составляют специальный гороскоп, что открывает, где искать новое воплощение тулку. По прошествии определенного времени (от года до трех лет) лучшие и любимые ученики высшего ламы отправляются в указанные края и начинают поиск маленьких мальчиков, которым должно быть от года до трех лет.

Они заходят в дома, знакомятся с родителями и малышами и предлагают им игрушки и предметы умершего великого мастера. Обычно это четки, колокольчик, барабан, амулет и книжка. Если мальчик берет вещи умершего гуру и не желает с ними прощаться, протестует, плачет и кричит: «Отдай! Это мое!», значит, скорее всего, новое воплощение великого мастера найдено.

Но все не так просто, ребенку нужно пройти несколько процедур признания другими высшими ламами, а в конце и самим Далай-ламой. Если Далай-лама признает тулку, он проводит обряд обрезания волос мальчика и дает ему новое имя.

После признания мальчика везут домой и спрашивают согласия родителей забрать малыша в монастырь, где он будет жить и обучаться, а впоследствии служить во благо всех живых существ.Обычно родители дают согласие, хотя это решение им дается с огромным трудом.

Подробная процедура поиска и признания тулку показана в документальном фильме «Избранный» — это подлинная история о том, как искали новое воплощение великого мастера Ламы Кончонга.

Иерархия высших лам — неземных благородных людей

Верховных лам — Сознательно Перерождающихся Великих Мастеров несколько:

  • Панчен-лама;
  • Далай-лама.

Каждый из этих людей может беспрепятственно прекратить земные воплощения и почивать в Нирване, но они предпочитают возвращаться на Землю, чтобы помогать и приносить пользу всем живым существам. За это они бесконечно уважаемы не только тибетскими буддистами, но и представителями других религий и даже атеистами.

Второй по рангу после Далай-ламы — Панчен-лама. Он обладает высшей духовной властью, но не имеет политического и светского влияния. Первое воплощение Панчен-ламы было в 1385 году

Самый главный на иерархической лестнице в тибетском буддизме — Далай-лама. Далай — великий, как океан Лама, — воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары.

Кто такой Авалокитешвара

Будучи монахом, Авалокитешвара очень сострадал всем живым существам, он поклялся будде Амитабхе, что готов пожертвовать своим личным покоем, радостью и миром, лишь бы освободить всех живых существ из уз Сансары. А если это не удастся, то пусть его разорвет на много частей.

Авалокитешваре удалось это. Но на Земле родились новые люди. Он и их освободил из пут Сансары. А потом родились новые. Бодхисаттва и их привел к Нирване. Но потом стали рождаться новые, новые и новые люди, много людей…

Тогда Авалокитешвара осознал, что он не в состоянии сдержать свой обет, и от великой скорби его голова раскололась на одиннадцать частей, а тело — на тысячи.

Будда увидел это и сказал: «Не скорби, ведь главное — твое намерение — это и есть заветное желание всех будд». И вернул его к жизни. С тех пор у Авалокитешвары было 11 голов, чтобы он мог видеть все части света и тысяча рук, которыми он способен донести сострадание и любовь до каждого живого существа.

Первое воплощение Далай-ламы

Это событие произошло в 1391 году и продлилось до 1474. Звали его Гендун Дуб. Это был очень мудрый человек. Он написал несколько трактатов по логике и 6 томов комментариев к важнейшим буддийским первоисточникам.

В 1447 году Гендун Дуб основал Ташилунпо́ — один из крупнейших монастырей в Тибете.

Звание Далай-ламы в буддизме он получил посмертно, после того, как маленький Гендун Гьяцо заявил своим родителям, что он является реинкарнацией Гендун Дуба. После этого мальчик стал вторым Далай-ламой.

Нынешнее воплощение Далай-ламы

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо принял политическое решение больше не реинкарнироваться. Или выбрать преемника еще при своей жизни. Точное решение Его Святейшество примет, когда ему будет 90 лет. На данный момент Далай Ламе 83 года.

Надеемся, что в течение этих 7 лет власти Китая изменят свою тактику по отношению к Его Святейшеству в целом, и к Его реинкарнациям.