Основные направления внешней политики.
Тема: « ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР. УСПЕХИ И ПРОСЧЕТЫ» .
Цели урока: познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 19годах.
Задачи урока:
o Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления»;
o Продолжить формирование умений самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные вопросы темы
o Воспитать понимание понятия «новое политическое мышлениеа»
3) учебное оборудование: рабочая тетрадь, политическая карта мира.
4)оформление доски:
Тема урока, план изучения новой темы, новые слова («новое мышление), дата:1985 г. ноябрь, домашнее задание.
ХОД УРОКа
1)Организационный момент.
2 Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Духовная жизнь общества. Политика «гласности».
3) 1) Подготовка устного ответа по карточке.
2. Работа с классом (выбор учителя):
А) проверка домашнего задания
Б) Соотнесите даты события:
3. устный развернутый ответ учащегося по карточке №1, отзывы одноклассников.
III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.
ПЛАН.
1. Концепция «нового политического мышления».
2. Решение региональных конфликтов.
3. Бархатные революции.
4. Итоги противостояния Запад-Восток
ЗАДАЧА для учащихся: Каковы результаты внешней политики СССР в 1годах?
ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦИ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА ИЛИ ПО РАССКАЗУ УЧИТЕЛЯ.
Учебник п. 51,стр. 317-320 или п.58, стр,403-408.
Таблица может выглядеть следующим образом:
Основные направления внешней политики | Позитивные изменения | Просчеты внешней политики |
1.Номалимализация отношений с США. г. ежегодные встречи М. С Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем. | ||
2.Решение региональных конфликтов февраль 1989 г. вывод войск из Афганистана Май-июнь1989 г. визит в Китай Лето1990 г. кризис в Персидском заливе Декабрь 1991 г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту. | ||
3.Отношения со странами социалистического блока. гг. вывод советских войск из Восточной Европы. 1990 г. согласие на объединение Германии 1991 г. роспуск СЭВ и ОВД |
2.Сделайте выводы об итогах политики «нового мышления».
Самостоятельная работа учащихся по тексту учебника п.51 стр.320-321 или п.58 стр.408
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРАЛА НА УРОКЕ.
Выполнение задания из рабочей тетради: вып. П.51, рабочий лист, стр. 79-80; рабочий лист 4 стр. 80-81
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
2.Выполнить задание из рабочей тетради задание №3 П. 51 с.
Советская внешняя политика в рассматриваемый период была довольно активной. Несмотря на развернувшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х годах Советский Союз выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. наша страна и Соединенные Штаты Америки подписали Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)-, а в 1978 г. заключили Договор по ограничению ракет средней дальности. Были подписаны Договоры о сотрудничестве Советского Союза с Великобританией и Японией в области строительства промышленных предприятий на территории СССР.
Кульминацией «разрядки напряженности» стало общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Канады. Оно начало свою работу в 1973 г. в городе Хельсинки (Финляндия). Затем два года работало в Женеве и завершилось вновь в Хельсинки, где был подписан Заключительный акт, направленный на урегулирование отношений и обеспечения мира в Европе. Предусматривалось проведение встреч представителей государств-участников для проверки выполнения его положений. Советское руководство во главе с Л.И.Брежневым расценивало Хельсинкский процесс как собственную победу в деле разрядки международной напряженности. Итоги совещания интересовали СССР только с точки зрения признания границ в Европе, сложившихся после Второй мировой войны, и своего особого положения в ней. Западные же страны считали, что главным пунктом является нарушение прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Процесс «разрядки» вскоре сменился новым витком гонки вооружений. В СССР постоянно увеличивались ассигнования на оборону, продолжалось вмешательство в дела других государств. Советские войска находились в восточно-европейских странах, во Вьетнаме, Сирии, Анголе, Мозамбике, Эфиопии.
Но главным просчетом во внешней политике СССР, стал ввод советских войск в Афганистан в декабре I 1979г. В 1978г. в результате военного переворота к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия, поддержанная партийно-государственными лидерами СССР. Советское руководство, оказывая военно-политическую помощь Афганистану, стремилось включить эту слаборазвитую страну в социалистический лагерь. В 1979г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Снизился авторитет советской страны на международной арене. Свыше полутора миллионов советских воинов десять лет участвовали в афганской войне. Афганская война стала тяжелой травмой для советских людей. Она унесла жизни 17 тысяч молодых «воинов-интернационалистов», до конца не осознавших, за что они воевали.
СССР оказывал материальную и военную помощь многим развивающимся странам, среди которых были Ангола, Мозамбик, Никарагуа и др. Однако эта помощь негативно влияла на советскую экономику, ухудшала социально-политический климат в нашей стране, снижала ее авторитет на международной арене.
В последние годы пребывания Л.И.Брежнева у власти он много болел и, по существу, не мог в полной мере справляться с обязанностями главы государства. К концу своей жизни он получил, наверное, все, о чем мечтал: был первым лицом в партии и государстве, являлся маршалом Советского Союза, четырежды Героем Советского Союза и Героем Социалистического Труда.
По воспоминаниям ближайшего окружения, Брежнев, в отличие от Сталина и Хрущева не обладал яркими личностными характеристиками. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата. Если же иметь в виду человеческие качества, то Брежнев был неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, хлебосольным хозяином. Так было до первой половины 70-х годов, а дальше он стал разрушаться как личность и как политик. В ноябре 1982 г. Л.И.Брежнев умер.
Преемником Брежнева стал Ю.В. Андропов. Являясь здравомыслящим политиком, он, посредством усиления контроля и служебной дисциплины, пытался увеличить эффективность бюрократической системы, не затрагивая при этом её структуры. В массовом сознании зародилась надежда на перемены к лучшему. После смерти Андропова в феврале 1984 г. высшие государственные посты занял престарелый и больной К.У. Черненко, чьё правление во многом напоминало брежневское. Период руководства Черненко оказался коротким – до 10 марта 1985г.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте внутриполитическое и социально-экономическое развитие страны в 1965-1985 гг.
2. Назовите причины возникновения диссидентского движения в СССР.
3. Проанализируйте основные достижения и трудности политики разрядки.
Литература:
1. Георгиева Н.Г. Русская культура: история и современность: Учебное пособие / Н.Г. Георгиева. – М.,1998.
2. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов / М.Н.Зуев. – М.,2005.
3. История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ Отв. ред. Я.А.Перехов. –М., Ростов-на-Дону, 2005.
4. История России: В 2 т / А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А. Рахматуллин. – М.,2003.
5. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.,2003.
6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – Брянск, 1995.
7. Струков А.В. Отечественная история с древнейших времен до современности: Учебное пособие / А.В. Струков. – Воронеж,2005.
8. Шаповалов В.М. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие / В.М. Шаповалов. – М. 2003.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Курс лекций по дисциплине Отечественная история Лекция №1 Тема: Образование и развитие Древнерусского государства. Киевская Русь в IX-XII вв
Воронежский институт высоких технологий.. Факультет заочного обучения.. А В Струков Н В Божко..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Проблема происхождения, расселение, хозяйственная деятельность и общественный строй восточных славян
Проблема происхождения восточных славян до сих пор является дискуссионной: существуют различные версии относительно того, где располагалась прародина славянских народов. Но основой большинства теор
Образование Древнерусского государства. «Норманнская теория»
Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не об единичных
Киевская Русь в X-XII вв
Процесс формирования Древнерусского государства растянулся примерно на полтора столетия.
Первые киевские князь Олег (882-912), Игорь (912-945), Ольга (945-964), Святослав (964-972), Яропол
Культура Древней Руси. Значение принятия христианства
Обращение в христианство - одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культу
Причины и характер феодальной раздробленности
Согласно общепринятой точке зрения, с середины XI - начала XII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории - эпоху политической и феодальной раздробленности.
Киевская
Особенности политического и социально-экономического развития Владимиро-Суздальского и Галицко-Валынского княжеств, Новгородской земли
Крупнейшими государственными центрами, на которые распалась Киевская Русь, не уступавшими по занимаемой территории крупным европейским государствам, стали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская
Монгольское нашествие на Русь. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния
Феодальная раздробленность, сопровождавшаяся междукняжескими столкновениями, разорением городов и сел, привела к ослаблению Руси. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться иностранные за
Предпосылки объединения русских земель
Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине XIII в. и завершился в начале XVI столетия. В это время была ликвидирована политическая независимость ряда в
Основные этапы объединительного процесса
1. Конец XIII- 1-я половина XIVв.: усиление Московского княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой.
Основателем династии московских князей был младший сын Александра
Завершение формирования единого российского государства. Иван III и Василий II
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV- начале XVI вв. Образование Российского государства.
Процесс завершения образования Российского государства хронологически со
Россия в середине XVI в
В конце XV - начале XVI в. на месте множества самостоятельных княжеств и земель образовалось Московское государство. Произошло резкое сокращение феодальных иммунитетов, бывшие великие князья пре
Реформы Ивана Грозного. Опричнина: ее сущность, цели и итоги
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского - выходца из Литвы. В годы
Внешняя политика
Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе- борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоени
Русская культура XVI века
Русская культура XVI столетия, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествующего периода. Она развивалась преимущественно в рамках тр
Кризис российской государственности. «Смутное время»
В исторической литературе события конца XVI-начала XVII в. принято называть Смутой. Это период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса русского общества.
Посл
Социально-экономическое и политическое развитие страны при первых Романовых
Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири.
Народные движения
Экономическое и политическое развитие страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно названо «бунташным веком». Именно в этот период произошли две крестьянских «с
Церковный раскол
Изменения в социально-экономической и политической жизни страны в XVII в. затронули и церковь, поставив ее перед необходимостью преобразований. Реформа началась с исправления и унификации богослу
Преобразования Петра I
Общей закономерностью мирового развития в восемнадцатом столетии является тесное переплетение характерных черт "старого" и "нового" мира, средневековья и последствий английской
Особенности развития России в эпоху дворцовых переворотов
В январе 1725 г. Петр I умирает. Ещё в 1722 г. он издал указ, по которому престол наследовал человек, названный в завещании императора. Однако назвать своего наследника он не успел. С этого момента
Внутренняя и внешняя политика Екатерины II
28 июля 1762 г. на русский престол в результате очередного дворцового переворота взошла Екатерина II, правившая 34 года. Это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лиц
Александр I: попытки либерализации существующего режима
В результате переворота в марте 1801 г. на российский престол взошел император Александр I (1801-1825) характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений - либеральног
Внутренняя политика Николая I
Особенности внутренней политики Николая I (1825-1855) определялись, с одной стороны, впечатлениями от декабристского заговора, что заставляло его думать об укреплении собственной власти, о борьбе с
Идейные течения и общественно-политические движения первой половины XIX в
В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. Консерватизм в России опирался на теории, доказывающи
Внешняя политика России первой половины XIX в
Международное положение России в начале века было весьма сложным. С одной стороны, необходимы были активные действия в борьбе за укрепление позиций на Черном море, Балканах и в Закавказье, где инте
Буржуазные реформы 1860-70-х гг. и их значение
19 февраля 1855 г., после смерти Николая I, на престол вступил Александр II. Его правление (1855-1881 гг.) стало периодом радикальных преобразований российского общества, главным из которых стал
Промышленный переворот и становление индустриального общества в России
Экономическое и социальное развитие России напрямую зависело от условий реализации крестьянской реформы. Со второй половины XIX в. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-эк
Политика контрреформ Александра III
Рассматривая правительственный курс Александра III (1881-1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период « контрреформ».
Ближайшее окружение Александра III составляли наибо
Особенности общественного движения в пореформенный период. Народничество
Вторая половина XIX в. в духовной сфере характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки крестьянской реформы) в общественно-п
Внешняя политика России второй половины XIX в
Во внешней политике России второй половины XIX в. можно выделить три основных направления:
1) Европейская политика России: борьба за пересмотр итогов Крымской войны, укрепление позиций Ро
Российская культура XIX века
Главной отличительной чертой развития российской культуры в XIX веке было то, что она, стремительно развивалась, сумела достичь мирового уровня, а по отдельным направлением даже пре
Социально-экономическое и политическое положение
Характерной особенностью начала XX в. являлся процесс утверждения монополистического капитализма. Этому способствовало развитие производительных сил общества. Достижения в области естествознания ко
Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, основные этапы и результаты
Началом революции стали события 9 января 1905г. в Петербурге. Священник Г. А. Гапон, связанный с 1902 г. с Зубатовым и с 1904г. возглавлявший Собрание фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга,
Реформы П.А. Столыпина
Проведение реформ связано с именем П.А. Столыпина, провозгласившего принцип: «сначала успокоение, а потом реформы». В таком духе и была выдержана правительственная программа, опубликованная 24 авгу
Участие России в Первой мировой войне
Еще в 1882 г. был заключен Тройственный союз в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии. Противостоял ему возникший перед самым началом войны союз между Англией, Францией и Россией, созданный в
Февральская революция 1917 г
К началу 1917г. в России сложилась критическая ситуация. Экономика преодолела трудности первых месяцев войны и сравнительно неплохо обеспечивала вооруженные силы всем необходимым. Однако под влия
Альтернативы развития России и социально-политическая практика весной-летом 1917 г
Февральская революция, свержение самодержавия поставили Россию перед выбором пути дальнейшего развития. Ситуация в стране радикально изменилась, но перспективы были еще не ясны. В России предстоял
Политическая ситуация осенью 1917 г. Приход к власти большевиков
Провал «корниловщины» в конце августа 1917 г. открыл путь приходу к власти большевиков. Па местах началась большевизация Советов. С сентября 1917 г. руководство Советами переходило к ним и их сор
Гражданская война в России: причины, ход, результаты
Провозглашение Советской власти в результате Октябрьской революции усилило открытое противостояние в обществе.
Уже в следующем году накал политических страстей в России разжег безжалостны
Переход к новой экономической политике. Преобразования на основе НЭПа
20 - 30-е гг. XX века занимают свое вполне определенное место в мировой и отечественной истории. Именно в это время складывается новая геополитическая и экономическая ситуация в Европе, происходи
Внутрипартийная борьба в годы НЭПа
С переходом к НЭПу происходит определенная либерализация политического режима. Были значительно сокращены (в 10 раз) вооруженные силы, ослабла система принуждения, происходило "оживление&quo
Образование СССР
Характеристика общественно-политического развития страны в 20-е годы была бы неполной без анализа проблем национально-государственного строительства и отношений страны с внешним ми
Социально-экономическое развитие: курс на индустриализацию и коллективизацию
Индустриализация - создание крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей); п
Формирование тоталитарной системы и установление режима личной власти В.И.Сталина
Современные исследователи по-разному оценивают характер изменений, произошедших в политической системе советского государства 30-е годы. Большинство называют это время победой ко
Внешняя политика советского государства в 1920-30-е годы
Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в межд
Культура в 1920-30-е годы
Политика Советского государства в области культуры в 20-30-е гг. была ориентирована на превращение системы воспитания, общественных наук, литературы, искусства в инструменты “воспит
Начало войны. Причины неудач Красной Армии
Какова же была политика Советского Союза после начала второй мировой войны?
В 1939-1940 гг. Сталин был озабочен прежде всего присоединением к СССР территорий Восточной Евр
Коренной перелом в ходей войны
В июле 1942 г. германские войска под командованием фельдмаршала Ф. Паулюса начали наступление на Сталинград (ныне - Волгоград), бывшим ключевым пунктом в Поволжье. 23 августа фашист
Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. Итоги и цена победы
В 1944 г. наступательные операции Красной Армии продолжились. Их особенностью было то, что наступление велось на протяжении всего фронта, от Одессы на юге до Печенги на севере (так
Восстановление и развитие народного хозяйства
За годы Великой Отечественной войны Советский Союз понес не только величайшие людские потери но и огромный материальный урон, который составил астрономическую сумму около 3 триллио
Внутриполитическая жизнь страны. 1945-1953 гг
Переход к мирному строительству потребовал реформации органов госуправления. В сентябре 1945 г. упраздняется Государственный комитет обороны (ГКО), функции которого передаются Сове
Социально-экономические и политические преобразования Н.С.Хрущева
В марте 1953 г. умер И.В. Сталин. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределены должности в управлении государством и партией. Ключевые позиции в
Внешняя политика СССР. 1945-1964
Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил главная роль принадлежала теперь
Реформа 1965 г. и социально-экономическое развитие страны
После смещения Н.С.Хрущева на октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС Первым секретарем Центрального Комитета партии был избран Л.И.Брежнев.
Сначала многие из партийного окр
Особенности политического и духовного развития
В 1977 г. была принята новая советская Конституция. В основу ее была положена концепция развитого социализма. К середине 70-х годов стало ясно, что построение коммунизма, намеченное Программой па
Поиски путей «совершенствования социализма»: изменения в экономической, социальной, политической сферах
После смерти Черненко в Политбюро ЦК КПСС началась борьба за пост руководителя страны. В этой борьбе победил М.С. Горбачев, имевший за своими плечами многолетний опыт партийной рабо
Политика «нового мышления» в международных отношениях
Идеологической основой, на которой строились международные отношения СССР в период перестройки стало так называемое новое политическое мышление. Новая политика, объявленная советски
Обострение национальных проблем. Распад СССР
Одной из проблем, ставшей причиной краха перестройки и распада СССР, стало обострение межнациональных отношений, которое объяснялось многочисленными проблемами в национальных отн
Социально-экономические преобразования
В 1992 году были продолжены экономические мероприятия по переходу командно-административных принципов управления к рыночной системе регулирования. Стержнем экономической реформы стала программа «шо
Радикальная политическая модернизация
Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результ
Главные направления внешнеполитической деятельности современной России
После распада СССР произошло изменение положения России на международной арене. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи:
- сохран
Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений.
В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.
Первый вариантвыбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).
Второй путьпредполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.
Третий путьпредполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.
В реальной политической деятельности государства переплетаются элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внешнеполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».
При разработке внешнеполитической стратегии важно сохранить органическое единство принципов формирования внешней и внутренней политики государства. То есть, государство должно предусматривать наличие единыхстандартов, регулирующих отношения со всеми этими группами стран. Поэтому, борясь с авторитарными тенденциями Запада, Россия не должна сама допускать такого рода действия по отношению к соседним странам, осуждая проявления национализма и фашизма в сфере международных отношений, столь же решительно бороться с ними внутри страны, требуя открытости от своих конкурентов, должна столь же гласно освещать свои действия в стране и на международной арене.
Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:
Создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;
Вхождение в европейское и мировое сообщество;
Разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;
Разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
Активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;
Равноправное развитие отношений с США;
Противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
Участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.
Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются:
Недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия);
Создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве;
Интеграция в международные экономические и политические структуры;
Участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.
Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в том числе Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.
Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половине 90-х гг. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апреле 1997 г. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.
Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С. Ниязова; тяготение Украины к НАТО).
Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апреле 1997 г. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 г. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 г. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.
На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всего, потому что немногим менее половины жителей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.
Оценивать внешнюю политику РФ за 1997-2000 гг. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.
1997 г. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.
2 сентября 1998 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.
Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.
В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.
Причины перемен во внешней политике СССР.
В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.
1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.
2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.
4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.
Новое политическое мышление.
Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.
Основные принципы «нового мышления»:
Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;
Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;
Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.
В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:
Нормализация отношений с Западом и разоружение;
Разрешение международных конфликтов;
Широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.
Результаты политики «нового мышления».
Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.
Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.
Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.
Отношения СССР с Западом
Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.
В 1987 году между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.
В 1990 году подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.
В 1991 году подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.
Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.
СССР и региональные конфликты
В 1989 году СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.
В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем. Между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.
СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.
Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 году впервые поддержал действия Запада.
В 1991 году было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.
Все эти шаги существенно снизили напряженность в мире, способствовали оздоровлению международного политического климата. Однако воспользоваться плодами своих усилий Советскому Союзу не было суждено.
Отношения с соцстранами. Распад соцлагеря. Политическое поражение СССР.
В 1989 году СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы.
Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.
В 1989-1990 годах здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.
Югославия распалась на несколько государств. Хорватия и Словения, входившие в состав Югославии, объявили себя независимыми республиками. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория.
В 1990 году две Германии объединились: ГДР вошла в состав ФРГ. При этом объединенная Германия сохранила членство в НАТО. СССР особых возражений против этого не высказал.
Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.
Весной 1991 года прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.
Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. Причина была не только в новом политическом мышлении. К концу 80-х годов экономика СССР переживала катастрофический кризис. Страна катилась в экономическую пропасть и была слишком слаба, чтобы осуществлять сильную и достаточно независимую внешнеполитическую деятельность. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.
Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.
Западные страны не оказали СССР серьезной финансовой помощи. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм. Это тоже стало одной из причин развала СССР.
После крушения Советского Союза в мире осталась лишь одна сверхдержава – США. Вторая сверхдержава, СССР, потерявшая старых друзей, не обрела на Западе тех союзнических отношений, на которые рассчитывала. Она распалась под влиянием внешних и внутренних факторов. В декабре 1991 года президент США Джордж Буш-старший объявил об окончании «холодной войны» и поздравил американцев с победой.