Россия в глобальной политике. Системная история международных отношений Богатуров д системная история международных отношений

Квалификация и образование

профессор; ученое звание присвоено 21 января 1999 г. по кафедре международных отношений и внешней политики России (МГИМО МИД России)

доктор политических наук; ученая степень присуждена 17 мая 1996 г. (Институт США и Канады РАН) по спец. "политические проблемы международных систем и глобального развития". Тема диссертации: "Конфронтация и стабильность в отношениях СССР и России с США в Восточной Азии после Второй мировой войны (1945-1995)".

кандидат исторических наук; уч. степень присуждена Специализ. советом Ин-та Дальнего Востока АН CCСР 16 ноября 1983 г. по спец. "история международных отношений". Тема диссертации: "Проблема обеспечения энергосырьевыми ресурсами во внешней политике Японии в 70- 80-е годы".

аспирантура Института Дальнего Востока АН СССР

факультет международных отношений Московского гос. ин-та международных отношений МИД СССР (МГИМО) со специализацией по внешней политике Японии

Почетные звания и награды

Почетный знак Совета Безопасности Российской Федерации (2012)

Заслуженный деятель науки Российской Федерации (2009)

Дипломатический ранг - Советник 1 класса

Иностранные языки - английский, японский, немецкий

Базовый профессиональный опыт

30 лет опыта анализа и исследовательского прогнозирования международных отношений, внешней и внутренней политики США и России; подготовка оперативно-аналитических материалов для политикоформирующих структур (МИД, Государственная Дума, аппарат Президента, Совет Безопасности, ФСК, мин-во обороны, аппарат Генштаба, Государственный Совет РФ);
18 лет опыта научно-педагогической работы в высших учебных заведениях России и США;
18 лет опыта административной работы в государственных научных и образовательных учреждениях;
15 лет опыта менеджмента международных образовательных и научных программ в негосударственных структурах;
10 лет опыта профессиональной политической журналистики и политического анализа в системе СМИ
8 лет опыта индивидуального оперативно-аналитического сопровождения и консультирования общественно-политических деятелей;

Специализация

политический анализ, теория и история международных отношений, современная международная политика, внешняя и внутренняя политика России, российско-американские отношения, ситуация в Восточной Азии.

Публикации

Более 200 авторских публикаций в научной и научно-публицистической печати, включая четыре индивидуальные монографии и 20 глав и разделов в коллективных работах, выходивших в России, США, Японии, Германии, Франции, Южной Корее, Италии. Общ. объем индив. публ. - около 200 п.л.

Титульное редактирование более 20 коллективных работ и сборников общим объемом более 250 п.л.

Премии и гранты

Премия им. Е.В.Тарле Российской Академии наук «За выдающиеся достижения в области исследований всемирной истории и международных отношений». Присуждена за четырехтомник «Системная история международных отношений. События и документы. 1918-2003» (М., 2000-2004).

2000,
2002,
2005

Серия грантов Фонда Макартуров (США) на проведение зимних и летних методологических школ по международным отношениям в регионах России

Ежегодная премия журнала «Международная жизнь» за публикации по вопросам международных отношений в 1994-1995 гг.;

Исследовательский грант Института мира (США) по разработке проблем российской идентичности;

Стипендия АЙРЕКС на исследование проблем международной безопасности. Колумбийский университет, Институт А.Гарримана (США).

Почетная премия МИД СССР за доклад «Россия возвращается: новая концепция внешней политики России», представленный на открытый конкурс научных разработок МИД СССР (совместно с М.М.Кожокиным и К.В.Плешаковым)

Научно-педагогическая работа

проректор МГИМО МИД России

декан Факультета политологии МГИМО МИД России

профессор МГУ им. М.В.Ломоносова (Факультет мировой политики)

зав. кафедрой прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России

профессор кафедры международных отношений МГИМО МИД России (совместитель);

профессор и руководитель магистратуры Факультета международных отношений МГИМО МИД России

доцент кафедры международных отношений МГИМО МИД России (совместитель)

преподаватель Дипломатической Академии МИД СССР (совместитель)

Научно-исследовательская карьера

заместитель директора Института проблем международной безопасности РАН;

главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН;

заместитель директора Института США и Канады РАН;

главный научный сотрудник того же Института;

эксперт Независимого института социально-исторических проблем (НИСИП) при историческом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова;

заведующий Отделом евразийской политики США Института США и Канады РАН;

зав. Сектором сравнительных внешнеполитических исследований того же Института;

старший научный сотрудник того же Института;

старший научн. сотр. Инст. Дальнего Востока АН CССР;

стажер, младший научн. сотр. того же института;

старший лаборант МГИМО МИД СССР.

Исследовательская и преподавательская работа за рубежом

сент.2003 -
июнь 2004

приглашенный эксперт (Visiting Fellow), Институт Брукингса, США

июль - авг. 1997

приглашенный профессор (Visiting Professor), Колумбийский университет, США, Школа международных и политических наук, курс "Отношения России с Западом после окончания конфронтации"

май - июль 1994

приглашенный профессор (Visiting Associate Professor), Колумбийский университет, США, Школа международных и политических наук, курс по внешней политике России;

приглашенный профессор (Visiting Associate Professor), Принстонский университет, Школа политических и международных исследований им. Вудро Вильсона, курс по международн. отношениям и внешней политике России и стран СНГ

приглашенный исследователь (Visiting Scholar), Институт Гарримана при Колумбийском Университете, США

Работа в негосударственном секторе

главный редактор журнала «Международные процессы» (http://www.intertrends.ru/)

директор НКП «Научно-образовательный форум по международным отношениям» (http://www.obraforum.ru/)

директор Центра конвертируемого образования консорциума Московского общественного научного фонда, Фонда Макартуров и Фонда Форда

директор по научно-организационным вопросам НКО «Московский общественный научный фонд»

вице-президент НКО «Российский научный фонд»

Политическая журналистика

2003–2006 ведущий колонки «Независимой газеты» (http://www.ng.ru/)
1998–2002 политический обозреватель еженедельной газеты «Век»

Прочий опыт административной работы и ведомственного консультирования

1997-2003, 2006-н/в

член Диссертационного совета МГИМО МИД России

член Диссертационного совета Института проблем международной безопасности РАН

член Диссертационного совета Института США и Канады РАН

член Ученого совета Института США и Канады РАН

член редколлегии журнала "Pro et Contra"

член редколлегии журнала "США и Канада: ЭПК"

cент-дек. 2000

член Рабочей группы Государственного Совета РФ по предложениям о системе государственной власти и управления в РФ

член редколлегии ежегодника "Япония"

член Специализированного совета Дипломатической академии МИД РФ по защите кандидатских диссертаций;

член Научно-консультативного совета МИД СССР по Азии и Тихому океану;

член Ученого совета Института Дальнего Востока АН СССР;

председатель Совета молодых ученых Института Дальнего Востока АН СССР

Общественная деятельность

1998 - член Совета учредителей Российско-японского комитета XXI века.
1994-1997 - член Центрального правления Ассоциации японоведов России;
1985-1990 - член Правления общества "СССР - Япония".

Личные данные
Родился 24 мая 1954 г. в г. Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика, Россия), русский, гражданин России, женат

Адрес
Служебный: 119454, Москва, проспект Вернадского. 76. МГИМО МИД России

Биобиблиографические данные
включены в следующие издания и электронные базы данных:

  • Лица России. Россия-2000. Современная политическая история.1985-2000. М.: РАУ-Университет, 2000. В двух томах. Отв. ред. Подберезкин А.И. Т. 2, с. 109. http://www.srvl.nasledie.ru/
  • Международные исследования в России и СНГ. Справочник. Сост. Ю.К.Абрамов, А.И.Агаянц, А.Д.Воскресенский, А.А.Касьянова. М.: Московский рабочий, 1999, с. 173-174.
  • Энциклопедия российско-американских отношений. Сост. Э.А. Иванян. М., 2001. C. 86
  • Библиографический словарь отечественных востоковедов. Сост. С.Д.Милибанд. 2-е изд. Т. 1. М.: Наука, 1995, с.169.
  • База данных Министерства образования Российской Федерации http://www.humanities.edu/
  • База данных Российской ассоциации международных исследований http://www.rami.ru/
  • Интернет-энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
  • Japanese Studies in Europe. Japanese Studies Series XXXII. Vol. I, Directory of Japan Specialists. Tokyo: Japan Foundation, 1999, p.279.
  • Who Is Who In the Japanese Studies. Russia and East-Central Europe. Tokyo: Japan Foundation, 1985.

Четырехтомник представляет первую после распада СССР попытку комплексного исследования истории международных отношений последних восьми десятилетий ХХ века. Нечетные тома издания посвящены анализу событий мирополитической истории, а четные - содержат основные документы и материалы, необходимые для того, чтобы получить более полное представление об описываемых событиях и фактах.
Второй том составлен как документальная иллюстрация к истории международных отношений и внешней политике России и СССР с заключительного этапа Первой мировой войны до победы Объединенных Наций над Германией и Японией в 1945 г. В сборник включены документы, в разные годы публиковавшиеся в Советском Союзе в открытых изданиях и подборках ограниченного распространения, а также материалы зарубежных публикаций. В последнем случае приводимые тексты даны в переводе на русский язык, выполненном А.В.Мальгиным (документы 87, 94-97). Издание адресовано научным сотрудникам и преподавателям, студентам, аспирантам гуманитарных ВУЗов и всем, кто интересуется историей международных отношений, дипломатии и внешней политики России.

Раздел I. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

1. Декларация России, Франции и Великобритании о незаключении сепаратного мира, подписанная в Лондоне 23 августа (5 сентября)
1914 г.1
[Уполномоченные: России - Бенкендорф, Франции - П.Камбон, Великобритании - Грэй.]
Нижеподписавшиеся, надлежащим образом уполномоченные своими правительствами, делают следующую декларацию:
Правительства России, Франции и Великобритании взаимно обязуются не заключать отдельного мира в течение настоящей войны.
Три правительства соглашаются, что, когда наступит время обсуждения условий мира, ни одна из союзных держав не поставит каких-либо условий мира без предварительного согласия каждого из других союзников.

2. Нота министра иностранных дел Временного российского правительства П.Н.Милюкова от 18 апреля (1 мая) 1917 г. о задачах войны, врученная через российских представителей союзным державам
27 марта сего года временное правительство опубликовало обращение к гражданам, в котором содержится изложение взглядов правительства свободной России на задачи настоящей войны. Министр иностранных дел поручает мне сообщить вам означенный документ и высказать при этом следующие замечания.

Враги наши в последнее время старались внести раздор в междусоюзные отношения, распространяя вздорные слухи, будто Россия готова заключить сепаратный мир с срединными монархиями. Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления. Вы усмотрите из него, что высказанные временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т.п.
Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, - всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очевидной задаче - отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем.

Раздел I. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Раздел II. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ (1919 - 1922)
Раздел III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВАШИНГТОНСКОГО ПОРЯДКА В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Раздел IV. СТАТУС-КВО И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ (1922 - 1931)
Раздел V. НАРАСТАНИЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕ (1932 - 1937)
Раздел VI. РАЗРУШЕНИЕ ВАШИНГТОНСКОГО ПОРЯДКА
Раздел VII. КРИЗИС И РАСПАД ВЕРСАЛЬСКОГО ПОРЯДКА (1937 - 1939)
Раздел VIII. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ОСНОВЫ ПОСЛЕВОЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ
Основные использованные публикации

1-2. Бреттон-Вудсские соглашения.

[Соглашения были выработаны на Конференции Объединенных наций по валютно-финансовым вопросам. Они представляли собой два крупных документа - Статьи соглашения Международного банка реконструкции и развития и Статьи соглашения Международного валютного фонда. Открыты для подписания 22 июля 1944 г. Вступили в силу 27 декабря 1945 г.
30 октября 1947 г. эти два соглашения были дополнены многосторонним Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), которое фактически образовало с ними единое целое. В 1995 г. соглашение ГАТТ было заменено соглашением о создании Всемирной торговой организации (ВТО).
Советский Союз участвовал о выработке Бреттон-Вудс-ских соглашений, но затем отказался от их ратификации.
Россия вступила в Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд 1 июня 1992 г.]

1. Соглашение Международного валютного фонда. Бреттон-Вудс (США). 22 июля 1944 г.
(В извлечении)
Статья I. Цели

Цели Международного валютного фонда:
I) способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами:

II) способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

III) содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и набегать использования девальвации валки в целях получения преимущества в конкуренции;

IV) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующнх росту мировой торговли:

V) за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий придавать их действиям уверенность, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

VI) в соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ МИРОСИСТЕМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
РАЗДЕЛ II. ФОРМИРОВАНИЕ БИПОЛЯРНОЙ СТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ 0ТНОШЕНИЙ (1945 - 1955)
А. ПЕРВИЧНОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ
В ЕВРОПЕ И ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Б. «РАСКОЛ ЕВРОПЫ» И ФОРМИРОВАНИЕ ДВУХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПОДСИСТЕМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В. ПРОЦЕССЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНСОЛИДАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПЕРИФЕРИЙНЫХ ЗОНАХ МИРА
Г. СТАНОВЛЕНИЕ САН-ФРАНЦИССКОГО ПОРЯДКА В ТИХООКЕАНСКОЙ АЗИИ
Раздел III. КРИЗИСЫ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ МИРА (1955 - 1962)
А. ОСЛАБЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ
Б. ПОЛОСА КРИЗИСОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ
Раздел IV. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОНФРОНТАЦИОННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ (1963 - 1974)
А. ОСЛАБЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ
Б. ЗАРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ РАЗРЯДКИ
В. ГЛОБАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗРЯДКИ И СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Г. ВЫТЕСНЕНИЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ НА ПЕРИФЕРИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ
Политизация ПРОБЛЕМЫ «Севера и Юга»
Ситуация в АТР
Конфликт на Ближнем Востоке
Раздел V. КУЛЬМИНАЦИЯ И КРИЗИС ГЛОБАЛЬНОЙ РАЗРЯДКИ (1974 - 1979)
А. ПРОТИВОРЕЧИЯ ПО ЕВРОПЕЙСКИМ И ГЛОБАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Б. ОБОСТРЕНИЕ КОНФЛИКТНОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРИФЕРИИ
Раздел VI. РАСПАД БИПОЛЯРНОГО МИРА (1980 - 1991)
А. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНФРОНТАЦИЯ СССР И США И ЕЕ ИТОГИ
Б. НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ КООПЕРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ БИПОЛЯРНОСТИ
В. ПРЕОДОЛЕНИЕ РАСКОЛА В ЕВРОПЕ
Г. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПОЛИТИКИ НОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА МИРОВУЮ ПЕРИФЕРИЮ
Д. РАСПАД СССР
Раздел VII. КРИЗИС МИРОСИСТЕМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ «ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ОДНОПОЛЯРНОСТИ» (1992 - 2003)
А. СТРАТЕГИЯ «РАСШИРЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ,
Б. МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИРОСИСТЕМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Г. «МЯГКАЯ» БЕЗОПАСНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК
Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные использованные публикации


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Системная история международных отношений, Том 4, Документы, Богатуров А.Д. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Документ № 4

Из предложений Союза ССР по созданию в Европе системы коллективной безопасности, одобренных ЦК ВКП(б)

1) СССР согласен на известных условиях вступить в Лигу Наций.

2) СССР не возражает против того, чтобы в рамках Лиги Наций заключить региональное соглашение о взаимной защите от агрессии со стороны Германии.

3) СССР согласен на участие в этом соглашении Бельгии, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии или некоторых из этих стран, но с обязательным уча­стием Франции и Польши...

5) Независимо от обязательств по соглашению о взаимной защите, участники соглашения должны обязаться оказывать друг другу дипломатическую, моральную и, по возможности, материаль­ную помощь также в случае военного нападения, не предусмотрен­ного самим соглашением, а также воздействовать соответствующим образом на свою прессу.

6) СССР вступит в Лигу Наций лишь при выполнении сле­дующих условий: а) СССР имеет серьезные возражения против 12 и 13 статей
Статуса Лиги, предусматривающих обязательное третейское раз­бирательство. Идя навстречу предложению Франции, СССР со­гласен, однако, снять эти возражения, если ему будет разрешено при вступлении в Лигу сделать оговорку о том, что арбитраж для него обязателен будет лишь по спорам, которые возникнут из кон­фликтов, событий и действий, которые будут иметь место после вступления Союза в Лигу. б) Исключить вторую часть 1-го пункта ст. 12, санкционирую­щей войну для разрешения международных споров... в) Исключить ст. 22, дающую право на мандатное управление чужими территориями, не настаивая на обратном действии исклю­чения этого пункта, т.е. на отмене существующих мандатов. г) Включить в ст. 23 пункт об обязательности для всех членов Лиги расового и национального равноправия. д) СССР будет настаивать на восстановлении с ним нормаль­ных отношений всеми остальными членами Лиги или, в крайнем случае, на включении в устав Лиги или на проведении собранием Лиги постановления о том, что все члены Лиги считаются восста­новившими между собой нормальные дипломатические отношения и взаимно признавшими друг друга.

Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2003 / Под ред. А.Д. Богатурова. Том второй. Документы. 1918-1945. М., 2004. С. 118-119.

Документ № 5

Конвенция об определении агрессии

Статья 1. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется признавать в своих взаимоотношениях с каждой из ос­тальных, начиная со дня вступления в силу настоящей конвенции, определение нападающей стороны, разъясненное в докладе Коми­тета по безопасности от 24 мая 1933 г. (доклад Политиса) на Конференции по разоружению, сделанном на основании предло­жения советской делегации.



Статья 2. В соответствии с этим будет признано нападающей стороной в международном конфликте, с учетом соглашений, действующих между вовлеченными в конфликт сторонами, государство, совершившее первым одно из следующих действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение вооруженных сил, хотя бы и без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение сухопутных, морских или воздушных вооружен­ных сил, хотя бы и без объявления войны, на территорию, мор­ские или воздушные силы другого государства;

4) морская блокада берегов или портов другого государства;

5) помощь вооруженным бандам, образованным на собственной
территории и вторгающимся на территорию другого государства,
или отказ, несмотря на требования подвергшегося нападению государства, принять на собственной территории все возможные меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

Статья 3.Никакие соображения политического, военного, эко­номического или другого порядка не могут служить извинением или оправданием нападения, предусмотренного в статье второй...

Мир между войнами. Избранные документы по истории международных отношений 1910-1940 годов / Под ред. А.Д. Богатурова. М., 1997. С. 151-152.

Документ № 6

Резолюция онарушении Германией военных условий Версальского договора, принятая Советом Лиги наций

Совет, считая,

1.Что неукоснительное уважение всех договорных обяза­тельств является основным правилом международной жизни и
первоочередным условием поддержания мира;

2. Что существенным принципом международного права явля­ется то, что каждая держава может освободить себя от договор­ных обязательств или изменить их условия только по соглашению с другими договаривающимися сторонами;



3. Что обнародование германским правительством военного закона 16 марта 1935 г. противоречит этим принципам;

4. Что это одностороннее действие не могло создать каких-ли­бо прав;

5. Что это одностороннее действие, внося в международное
положение новый элемент беспокойства, не могло не представить
угрозы европейской безопасности;

Считая, с другой стороны,

6. Что Британское правительство и Французское правительство
в согласии с Итальянским правительством еще 3 февраля 1935 г.
представили Германскому правительству программу всеобщего раз­оружения путем свободных переговоров в целях организации без­
опасности в Европе и проведения всеобщего ограничения воору­жений при режиме равноправия, обеспечивая в то же время ак­тивное сотрудничество Германии в Лиги наций;

7. Что вышеуказанное одностороннее действие Германии не только несовместимо с этим планом, но и произведено в то время, когда велись переговоры;

I. Объявляет, что Германия не соблюла лежащей на всех чле­нах международного сообщества обязанности уважения принятых
на себя обязательств, и осуждает всякое одностороннее отклонение международных обязательств;

II. Приглашает правительства, являющиеся инициаторами программы 3 февраля 1935 г., или те, которые к ней присоединились,
продолжать начатые ими переговоры и, в частности, добиваться
заключения в рамках Лиги наций соглашений, которые, учитывая
обязательства Пакта, представлялись бы необходимыми для достижения цели, указанной в этой программе в видах обеспечения поддержания Лиги;

III. Считая, что одностороннее отклонение международных обязательств может создать опасность для самого существования Лиги наций в качестве учреждения, на которое возложено обеспечить поддержание мира и организовать безопасность,

Что без ущерба для применения положений, уже предусмотренных в международных соглашениях, такое отклонение должно, когда дело будет идти об обязательствах, интересующих безопас­ность народов и поддержание мира в Европе, повлечь со стороны Лиги и в рамках Пакта все необходимые меры;

Поручает Комитету, составленному из..., предложить в этих целях положения, которые делали бы Пакт Лиги наций более эффективным в отношении организации коллективной безопасности и, в частности, уточнить те экономические и финансовые меры, ко­торые могли бы быть применены в случае, если в дальнейшем ка­кое-либо государство, член или не член Лиги наций, поставило бы мир в опасность путем одностороннего отклонения международных обязательств.

Academic Educational Forum on International Relations

Moscow Public Science Foundation

Institute of the USA and Canada Russian Academy ot Sciences

School of Woffd Politics State University of Humanities

Научно-образовательный форум

По международным отношениям

Московский общественный научный фонд Институт США и Канады РАН

Факультет мировой политики Государственного университета гуманитарных наук

SYSTEMIC HISTORY

OF INTERNATIONAL RELATIONS

IN FOUR VOLUMES

СИСТЕМНАЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ 1918-2000

Том второй

ДОКУМЕНТЫ

1910-1940-х годов

Edited by Prof. Dr. Alexei D. Bogaturov

Под редакцией

доктора политически* наук, профессора А. Д. Богатырева

«Moskovsky rabochy» 2000

«Московский рабочий» 2000

Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2000. Отв. ред. А.Д.Богатуров. Том второй. Документы 1910-1940-х годов. Сост. А.В,Мальгин. М.: Московский рабочий, 2000. 243 с.

РАЗДЕЛ I. ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОИНЫ

Составитель

А.В.МАЛЫИН

Четырехтомник представляет первую после распада СССР попытку комплексного исследования истории международных отношении последних восьми десятилетий XX века. Нечетные тома издания посвящены анализу событий мирополитической истории, а четные - содержат основные доку­менты и материалы, необходимые для того, чтобы получить более полное представление об описываемых событиях и фактах.

Второй том составлен как документальная иллюстрация к истории меж­дународных отношений и внешней политике России и СССР с заключи­тельного этапа Первой мировой войны до победы Объединенных Наций над Германией и Японией в 1945 г. В сборник включены документы, в разные годы публиковавшиеся в Советском Союзе в открытых изданиях и подборках ограниченного распространения, а также материалы зарубежных публика­ций. В последнем случае приводимые тексты даны в переводе на русский язык, выполненном А.В.Мальгиным (документы 87, 94-97).

Издание адресовано научным сотрудникам и преподавателям, студен­там, аспирантам гуманитарных ВУЗов и всем, кто интересуется историей международных отношений, дипломатии и внешней политики России.

Издание осуществлено при поддержке Фонда МакАртуров

Научно-вспомогательная работа по рукописи выполнена Е.Н.Орловой Компьютерная верстка Н.В.Соколовой

1. Декларация России, Франции и Великобритании о незаключении сепаратного мира, подписанная в Лондоне * 23 августа (5 сентября) 1914 г.

[Уполномоченные; России - Бенкендорф, Франции П.Камбон, Великобритании - Грэй.]

Нижеподписавшиеся, надлежащим образом уполномоченные своими правительствами, делают следующую декларацию:

Правительства России, Франции и Великобритании взаимно обязуются не заключать отдельного мира в течение настоящей войны.

Три правительства соглашаются, что, когда наступит время обсуждения условий мира, ни одна из союзных держав не поставит каких-либо условий мира без предварительного согласия каждого из других союзников.

2. Нота ^министра иностранных дел

Временного российского правительства П.Н.Милюкова

Врученная через российских представителей

Союзным державам

27 марта сего года временное правительство опубликовало об­ращение к гражданам, в котором содержится изложение взглядов правительства свободной России на задачи настоящей войны. Ми­нистр иностранных дел поручает мне сообщить вам означенный документ и высказать при этом следующие замечания.

Враги наши в последнее время старались внести раздор в меж­ дусоюзные отношения, распространяя вздорные слухи, будто Рос­ сия готова заключить сепаратный мир с срединными монархиями. Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления. Вы усмотрите из него, что высказанные временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого послед­ него времени многими выдающимися государственными деятелями

ISBN 5-89554-139-9

© А.В.Мальгнн, АДБогатуров. составление, 1996, 2000

© С.И.Дудин, эмблема, 1997

Япония присоединилась к этому соглашению нотой, подписанной Лондоне Иноуэ 6/19 октября 1914 г.; Италия - 8/21 ноября 1915 г.

Раздел I, Завершение Первой мировой войны

Союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении уг­нетенных национальностей и т.п.

Но Россия освобожденная может в настоящее время загово­рить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демо­кратии заявления временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся перево­рот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, - всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очевидной задаче - отравить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, временное правительство, ограж­дая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать пол­ную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе соз­дания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для преду­преждения новых кровавых столкновений в будущем.

3. Сообщение Временного российского правительства

Переданное послам союзных держав

В виду возникших сомнений по вопросу о толковании ноты министра иностранных дел, сопровождающей передачу союзным правительствам декларации временного правительства о задачах войны [от 27 марта (9 апреля)], временное правительство считает нужным разъяснить:


  1. Нота министра иностранных дел была предметом тщатель­
    ного и продолжительного обсуждения временного правительства,
    причем текст ее принят единогласно.

  2. Само собой разумеется, что эта нота, говоря о решительной
    победе над врагом, имеет в виду достижение тех задач, которые
поставлены декларацией 27 марта и выражены в следующих сло­вах: «Временное правительство считает своим правом и долгом ны­не же заявить, что цель свободной России не господство над дру­гими народами, не отнятие у них национального их достояния, не насильственный захват чужих территорий, но утверждение проч­ного мира на основе самоопределения народов. Русский народ не добивается усиления внешней мощи своей за счет других народов; он не ставит своей целью ничьего порабощения и унижения. Во имя высших начал справедливости им сняты оковы, лежавшие на польском народе. Но русский народ не допустит, чтобы родина его вышла из великой борьбы униженной и подорванной в жиз­ненных своих силах»...

3. Под упоминаемыми в ноте «санкциями и" гарантиями» прочного мира временное правительство подразумевало ограниче­ние вооружений, международные трибуналы и проч.

4. Воззвание Петроградского совета

Рабочих н солдатских депутатов *

Товарищи! Российская революция родилась в огне мировой войны. Эта война является чудовищным преступлением империа­листов всех стран, своею алчностью к захватам, своею безумною скачкою к вооружениям подготовляющих и делающих неизбежным мировой пожар. Каковы бы ни были превратности военного сча­стья, империалисты всех стран одинаково являются в этой войне победителями: война дала и дает им чудовищные прибыли, скап­ливает в их руках колоссальные капиталы, наделяет их неслыхан­ною властью над личностью, трудом и самой жизнью трудящихся. Но именно поэтому трудящиеся всех стран одинаково являются в этой войне побежденными.

На алтарь империализма они несут бесчисленные жертвы сво­ею жизнью, своим здоровьем, своим состоянием, своею свободою; на их плечи ложатся несказанные лишения. Русская революция,


  • революция трудящихся, рабочих и солдат, - это восстание не
    только против преступлений международного империализма. Это

  • не только революция национальная, это - первый этап рево­
    люции международной, которая положит конец позору войны и
    вернет человечеству мир. Русская революция с самого момента
    своего рождения отчетливо сознала стоящую перед ней междуна­
    родную задачу. Ее полномочный орган - Петроградский Совет
    Р. и С.Д. - в своем воззвании от 14/27 марта призвал народы
Этот документ отражает соотношение сил в Петросовете, где большинст­во имели партии эсеров и меньшевиков.

8 Системная история международных отношений. 1910-1940-е. Документы

Всего мира объединиться для борьбы за мир. Революционная де­мократия России не хочет сепаратного мира, который развязал бы руки австро-германскому союзу. Она знает, что такой мир был бы изменой делу рабочей демократии всех стран, которая очутилась бы связанной по рукам и ногам перед миром торжествующего импе­риализма. Она знает, что такой мир мог бы привести к военному разгрому других стран и тем на долгие годы упрочить торжество идей шовинизма и реванша в Европе, оставить ее в положении вооруженного лагеря, каким она была после франке-прусской войны 18/0 года, и тем неизбежно подготовлять новую кровавую схватку в недалеком будущем. Революционная демократия России хочет мира всеобщего на основе, приемлемой для трудящихся всех стран, которые не ищут захватов, не стремятся к ограблению, которые одинаково заинтересованы в свободном выражении волн всех на­родов и в сокрушении мощи международного империализма. Мир без аннексий и контрибуций на основе самоопределения народов - эта формула, воспринятая без задних мыслей пролетарским ра­зумом и сердцем, дает платформу, на которой могут, на которой должны столковаться трудящиеся всех стран, воюющих и нейт­ральных, чтобы установить прочный мир и общими усилиями за­лечить раны, нанесенные кровавой войной. Временное правитель­ство революционной России усвоило эту платформу. И революци­онная демократия России обращается прежде всего к вам, социа­листам союзных держав. Вы не должны допустить, чтобы голос русского временного правительства остался одиноким в союзе дер­жав Согласия. Вы должны заставить свои правительства заявить решительно и определенно, что платформа мира без аннексии и контрибуций на основе самоопределения народов есть и их плат­форма. Этим вы придадите надлежащий вес и силу выступлению русского правительства. Вы дадите нашей революционной армии, написавшей на своем знамени «мир между народами», уверенность, что ее кровавые жертвы не будут употреблены во зло. Вы дадите ей возможность со всем пылом революционного энтузиазма выпол­нять выпадающие на ее долю боевые задачи. Вы укрепите ее веру в то, что, защищая завоевания революции и нашу свободу, она в то же время борется за интересы всей международной демократии и тем будет содействовать скорейшему наступлению желанного мира. Вы поставите правительства враждебных стран перед необ­ходимостью или также решительно и бесповоротно отказаться от политики захвата, грабежа и насилия, или же открыто признаться в своих преступлениях и тем обрушить на свои головы справедли­вый гнев своих народов. Революционная демократия России об­ращается и к вам, социалисты австро-германского союза. Вы не можете допустить, ч"»«^ы войска ваших правительств стали пала­чами русской свободы. Вы не можете допустить, чтобы, пользу­ясь радостным настроением свободы и братства, охватившим ре­волюционную русскую армию, ваши правительства перебрасывали

Раздел I. Завершение Первой мировой войны

Войска на западный фронт, чтобы сначала разрушить Францию, затем броситься на Россию и, в конце концов, задушить вас самих и весь международный пролетариат в мировых объятиях империализ­ма. К социалистам воюющих и нейтральных стран обращается рево­люционная демократия России с призывом не допустить торжест­ва империалистов. Пусть дело мира, начатое российской револю­цией, будет доведено до конца усилиями международного пролета­риата. Для объединения этих усилий петроградский Совет Р. и С.Д. решил взять инициативу созыва международной конференции всех социалистических партий и фракций всех стран; каковы бы ни были разногласия, раздирающие социализм в течение трех лет войны, ни одна фракция пролетариата не должна отказаться от участия в общей борьбе за мир, поставленный на очередь перед российской революцией. Мы уверены, товарищи, что увидим представителей всех социалистических групп на созываемой нами конференции.

Единогласное постановление пролетарского Интернационала бу­дет первой победой трудящихся над интернационалом капиталистов.

Пролетарии всех стран, объединяйтесь!

5. Из декларации Временного российского правительства от 5/18 мая 1917 г.

Jo внешней политике временное правительство отвергая, в полном согласии со всем народом, сепаратный мир, открыто ставит своею целью скорейшее заключение всеобщего мира, не имеющего своею задачею ни господства над другими народами, ни отнятия у них национального их достояния, ни насильственного захвата чужих территорий, - мира без аннексий и контрибуций, на началах самоопределения народов. В твердой уверенности, что с падением в России царского режима и утверждением демократических начал во внутренней и внешней политике для союзных демократий соз­дался новый фактор стремлений к прочному миру и братству на­родов, временное правительство предпринимает подготовительные шаги к соглашению с союзниками на основе декларации времен­ного правительства от 27 марта (9 апреля).

2. В убеждении, что поражение России и ее союзников не только явилось бы источником величайших бедствий для народов, но и отодвинуло бы или сделало невозможным заключение всеоб­щего мира на указанной выше основе, временное правительство твердо верит, что революционная армия России не допустит, что­бы германские войска разгромили наших союзников и обрушились всей силой своего оружия на нас. Укрепление начал демократиза­ции армии, организация и укрепление боевой силы ее как в обо­ронительных, так и в наступательных действиях, будет являться важнейшей задачею временного правительства.

Системная истерия международных отношений. 1910-1940-е. Документы

Раздел I . Завершение Первой мировой войны

6. Декрет о мире, принятый II Всероссийским * съездом советов 26 октября (8 ноября) 1917 г.

Декрет о мире

Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом де­мократическом мире.

Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзан­ных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильст­венного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.

Такой мир предлагает правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без ма­лейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги, впредь до окон­чательного утверждения всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.

Под аннексией или захватом чужих земель правительство по­нимает, сообразно правовому сознанию демократии вообще и тру­дящихся классов в особенности."всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точ­но, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой на­родности, независимо от того, когда это насильственное присоеди­нение совершенно, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насиль­ственно удерживаемая в границах данного государства нация. Не­зависимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет.

Если какая бы то ни было нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопреки выраженному с ее стороны желанию - все равно, выражено ли это желание в печа­ти, в народных собраниях, в решениях партий или возмущениях и восстаниях против национального гнета, - не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войска присо­единяющей или вообще более сильной нации, решить без малей­шего принуждения вопрос о формах государственного существова­ния этой нации, то присоединение ее является аннексией, т.е. за­хватом и насилием.

Продолжать эту войну из-за того, как разделить между силь­ными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности,

Написан В.И.Лениным.

Правительство считает величайшим преступлением против челове­чества и торжественно заявляет свою решимость немедленно под­писать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятия народностей условиях.

Вместе с тем правительство заявляет, что оно отнюдь не счита­ет вышеуказанных условий мира ультимативными, т.е. соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на воз­можно более быстром предложении их какой бы то ни было воюю­щей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой двусмысленности и всякой тайны при предложении услО"

Вий мира.

Тайную дипломатию правительство отменяет, со своей сторо­ны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключен­ных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 года. Все содержание этих тайных договоров, по­скольку оно направлено, как это в большинстве случаев бывало, к доставлению выгод и привилегий русским помещикам и капитали­стам, к удержанию или увеличению аннексий великороссов, пра­вительство объявляет безусловно и немедленно отмененным.

Обращаясь с предложением к правительствам и народам всех стран начать немедленно открытые переговоры о заключении ми­ра, правительство выражает со своей стороны готовность вести эти переговоры как посредством письменных сношений, по теле­графу, так и путем переговоров между представителями разных стран или на конференции таковых представителей. Для облегче­ния таких переговоров правительство назначает своего полномоч­ного представителя в нейтральные страны.

Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, причем со своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заклю­чено не меньше как на 3 месяца, т.е. на такой срок, в течение кото­рого вполне возможно как завершение переговоров о мире с учас­тием представителей всех без изъятия народностей, или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней,