Персональный портал учителя истории натальи леонидовны вологдиной. отличие от других видов деятельности

Подробное решение Параграф § 20 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определённости, завершённости, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению. Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 1. Найдите в тексте фразы со словом «воля» или производными от него словами. В чём смысл этих высказываний?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила.

Власть есть сила воли. Эта сила измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения, осуществляемого властителем, но и авторитетною непреклонностью его внешних проявлений.

Властвовать - значит как бы налагать свою волю на волю других; однако с тем, чтобы это наложение добровольно принималось теми, кто подчиняется.

Вопрос 2. Как И. А. Ильин видит соотношение психического и духовного начал во власти с физическим, силовым? Считает ли он, что власть не должна использовать силовые методы?

В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ её действия есть по самой природе своей внутренний, психический и притом духовный. Физическая сила, то есть способность к вещественно-телесному воздействию человека на человека, - необходима государственной власти, но она отнюдь не составляет основного способа действовать, присущего государству. Мало того, государственный строй тем совершеннее, чем менее он обращается к физической силе, и именно тот строй, который тяготеет к исключительному господству физической силы, подрывает себя и готовит себе разложение. «Меч» отнюдь не выражает сущность государственной власти; он есть лишь крайнее и болезненное средство, составляет последнее слово и слабейшую из её опор. Бывают положения и периоды, когда власть без меча есть негодная и гибельная власть; но это периоды исключительные и ненормальные.

Вопрос 3. В каком случае наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется?

Наложение воли власти на волю подвластного принимается добровольно теми, кто подчиняется в том случае если принятые законы нравятся людям и они хотят их исполнять. Если все хорошо обдумано и оговорено.

Вопрос 4. Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания современных властных отношений?

Власть не должна быть с силовыми методами. Властвующий не должен только хотеть и решать, но и приводить других к согласному хотению и решению.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова структура политики как деятельности?

В науке политика рассматривается в трёх измерениях:

1) как один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей;

2) как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом;

3) как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями.

Участие людей в политической жизни проявляется не только в деятельности отдельных личностей, но и в воздействии на политику больших социальных групп (классов, социальных слоёв, этнических общностей, сословий и т. п.).

Для того чтобы успешнее влиять на политику, люди создают политические организации и объединения. Наиболее приспособленными к политической деятельности являются политические партии. Самым активным субъектом политики является государство.

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений, называют политической элитой. Это группы лиц, концентрирующие в своих руках власть, осуществляющие политическое руководство обществом, определяющие пути и цели политического развития. В политическую элиту входят высшие государственные деятели, лидеры политических партий, руководители парламента, лица, занимающие ключевые позиции в силовых структурах государства, средствах массовой информации, и др.

Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Деятельность субъектов политики направлена на общество, на сохранение его целостности, а также на осуществление в нём изменений, отвечающих интересам определённого субъекта политики или всего общества. То, что политическая деятельность направлена на общество в целом, на все стороны его жизни, отличает её от других видов деятельности. Вместе с тем в политике принято выделять различные направления, которые обычно называют по наименованию объекта политического воздействия. Объектом экономической политики является экономика, социальной - социальная сфера, молодёжной политики - молодёжь и т. п. Объектом внутренней политики является общество внутри страны, внешней - мировое сообщество, международные отношения.

Политическая деятельность побуждается интересами субъектов политики, прежде всего интересами определённых социальных групп. Положение социальной группы в обществе порождает ее отношение к существующему положению, к властным структурам.

Движимые собственными интересами, люди ставят перед собой соответствующие политические цели, которые наиболее чётко формулируют поддерживаемые ими политические лидеры, партии, элиты.

Для достижения поставленных целей осуществляются различные политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, восстания, визиты правительственных делегаций и др. В ходе этих действий используются различные средства политической деятельности: мирные и насильственные, организационные и агитационные, теоретические и дипломатические.

Вопрос 2. Что входит в понятие «сфера политики»?

Политическая сфера - это одна из четырёх известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определённый вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на её выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их современном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает более полутора столетий.

Вопрос 3. Какие социальные отношения являются политическими?

Политические отношения - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности. Это взаимосвязи социальных общностей и личностей в сфере власти, политики, управления. Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти. Любые общественные отношения приобретают политический характер, если они включают использование власти в центре и на местах.

Политические отношения связаны с распределением в обществе власти, прав и полномочий, с разграничением предметов ведения центра и мест. К ним относятся отношения между:

Государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом);

Государством и социальными группами (например, между государством и предпринимателями);

Государством и негосударственными общественными организациями и движениями (например, между государством и церковью);

Политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (например, между партиями и профсоюзами);

Государством и гражданами;

Различными государствами на международной арене;

Государством и международными политическими объединениями (например, ООН, НАТО).

Проявления этих взаимосвязей могут быть различными: отношения соперничества, конкуренции (например, между политическими партиями); взаимной ответственности (например, между гражданином и государством); поддержки (например, избиратели и какая-либо партия); сотрудничества (например, партия и профсоюзы); союза (скажем, несколько государств); конфликта (например, между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

В основе этих отношений лежат интересы и цели, совпадение или расхождение которых предопределяет развитие взаимодействия участников политической жизни. Характер взаимоотношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Вопрос 4. Охарактеризуйте субъектов политики.

Субъекты политики - это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Субъект политики - носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

Вопрос 5. В чём заключаются политические интересы?

Политические интерес – это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

По носителям политических интересов сами политические интересы могут быть подразделены на:

Личностные интересы;

Групповые интересы;

Корпоративные интересы;

Классовые интересы;

Национальные интересы.

По степени проявленности политические интересы делятся на:

Стихийные интересы;

Осознанные интересы.

По масштабам направленности политические интересы бывают:

Внутриполитические;

Внешнеполитические;

Глобальные (геополитические).

Вопрос 6. Как решают проблему соотношения целей и средств в политике различные политические деятели и организации?

По моральным установкам, воспитанию и нравственности руководителей организаций.

Вопрос 7. В чём состоит связь понятий «политика» и «власть»?

Политика – деятельность государственной власти, партии или общественной группы в области внутригосударственных или внешних отношений, определяемая интересами этой власти, партии, группы.

Власть - это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Тесно связанные между собой понятия «политика» и «власть» - это ключевые понятия общественной науки, называемой политология.

Вопрос 8. Дайте характеристику партии как политического института.

Любая политическая партия - это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в её осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определённой социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). В Российской Федерации закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно закону, являются:

Формирование общественного мнения;

Политическое образование и воспитание граждан;

Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

Выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Партия - это организация, принципы построения которой, права и обязанности членов которой отражены в её уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в её структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Вопрос 9. В чём состоит сущность власти?

Сущность власти заключается в отношениях господства и подчинения, которые возникают между теми, кто приказывает, и теми, кто эти приказы исполняет или на кого направлены властные воздействия. Властные отношения возникают везде, где существуют устойчивые общности людей. Любая организация, любой совместный вид деятельности не может осуществляться без властных отношений, без того, чтобы кто-то руководил, а кто-то исполнял указания. Даже в межличностном общении двух людей, как правило, возникают отношения соподчинения.

Вопрос 10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?

Политическая деятельность, политические институты, политические отношения - это различные аспекты сложного, многомерного общественного явления - политики. И все эти аспекты, как и политика в целом, связаны с борьбой за власть либо с использованием власти для реализации групповых или общенациональных интересов.

Тот, кто имеет власть, отдаёт приказы, распоряжения, директивы, команды. Он может применить санкции в отношении тех, кто добросовестно выполняет эти распоряжения (в этом случае использует поощрение), или тех, кто не выполняет распоряжения или плохо их выполняет (в таком случае использует наказание). Для большинства граждан имеет значение не возможность санкций, а убеждение в необходимости выполнять предписания власти, авторитет власти.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти. Во-первых, она распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства. Её распоряжения обязательны для всех других видов власти. Во-вторых, она действует на основе права от имени всего общества. В-третьих, только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны. В-четвёртых, для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений. В-пятых, эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные).

Таким образом, политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Она использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

Вопрос 11. В чём состоит практическое значение знаний о политике и власти?

На основе этих знаний можно проанализировать те или иные решения и выработать наиболее рациональный и совершенный способ управления.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Если бы вы были лидером партии, называющей себя народно-прогрессивной, какие цели вы бы выдвинули на ближайшие десять лет?

1. Поднять экономику.

2. Повысить уровень и качество жизни.

3. Вернуть сырьевые источники из частного капитала в народный.

4. Взяться за молодёжь, наше будущее.

5. Ужесточить законы для власти.

6. Сократить все аппараты власти, до необх. кол-ва.

7. Снизить зарплату для госслужащих.

8. Дать регионам самим распоряжаться прибылью.

9. Пересмотреть законы в плане жизни, собственности, чести вне зависимости от ранга.

10. Иметь сильную, мобильную, профессиональную армию.

11. Улучшить работу правоохранительных органов введя рычаги реального поощрения и наказания.

Вопрос 2. Возможно, вам знакомы строки из песни, написанной в первой четверти XX в.:

Наш паровоз, вперёд лети! В Коммуне - остановка. Иного нет у нас пути - В руках у нас винтовка.

Заключает ли в себе этот текст политические цели и средства их достижения? Идеи какой партии отражает этот куплет?

Песня написана в 20-е годы, сразу после революции, пели ее большевики, или коммунисты, которые считали, что только в руках с винтовкой можно сокрушить все старое и построить новое общество. Этот куплет отражает идеи Коммунистической партии.

Вопрос 3. В 2002 г. Государственная Дума России приняла Закон «О противодействии экстремистской деятельности». Закон создаёт юридические основания для ликвидации организаций, чью деятельность суд сочтёт экстремистской. Лица, разжигающие национальную, расовую, социальную рознь, призывающие к насилию ради достижения политических целей, будут привлекаться к ответственности, так же как и лица или организации, финансирующие экстремистскую деятельность.

Объясните значение этого закона. Какие действия по его претворению в жизнь вам известны?

В основном направлен против молодёжных организаций нацистского толка. Применяется против русских националистов крайне правого толка. Смысл этого закона в противодействии экстремистской деятельности, так как это разжигание межрасовых конфликтов. Примеры: расформировали организацию Северное братство, на счёте которых было более 1000 преступлений.

Вопрос 4. В 2011 г. незадолго до очередных выборов в Государственную Думу социологи провели опрос избирателей, в котором выявили уровень интереса к этим выборам. Заявили, что такой интерес есть, 40% из числа опрошенных, а об отсутствии интереса 54%. Затруднились ответить 6% (Огонёк. - 2011. - №35).

Как вы оцениваете эти результаты опроса? Каковы, на ваш взгляд, причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию?

Причины отсутствия у многих интереса к важному для страны политическому событию заключаются в том, что многие считают что власть коррумпирована, все голоса куплены.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

У ___________ нет сердца, а есть только голова. Наполеон Бонапарт _____________ подобна сфинксу из сказки: она поглощает всех, кто не может разгадать её загадок. французский писатель А. Ривароль www.mislynet.ru www.citaty.su Слайд 1

У политики нет сердца, а есть только голова. Наполеон Бонапарт Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать её загадок. французский писатель А. Ривароль www.mislynet.ru www.citaty.su Слайд 1

Политика – один из видов человеческой деятельности, который включает в себя... Взаимодействие политики и власти заключается в...

Слайд 5 Субъекты политики Объекты политики Личности Социальные группы Политические организации Государство Общество Экономика Социальная сфера Образование Здравоохранение Культура Национальная политика Экология В Л А С Т Ь

Распределение мест в Государственной Думе РФ 5 созыва (450 мест) Слайд 6

Сравнительная диаграмма распределения мест в Государственной Думе РФ 2007 и 2011 годы: изменения в % Слайд 7

Предварительный просмотр:

Обществознание. 10 - Б класс. Учитель: Ряписов Максим Алексеевич

Тема занятия: Политика и право.

Цель: Формирование знаний о политике и власти, видах политики и политических отношениях, о взаимодействии основных элементов политики.

Задачи:

личностные:

познавательные:

регулятивные:

коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение рассуждать и аргументировать свои ответы.

Тип: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки, меловая доска, презентация, планшеты с заданиями, блок-схемы для учащихся, макет флага РФ.

Структура учебного занятия: Время занятия - 30 мин.

1. Орг. момент. 2 мин

2. Постановка темы и задач. 2 мин.

3. Изучение нового материала. 21 мин.

Теоретическая работа. 8 мин.

Практическая работа в малых группах. 8 мин.

Работа с учителем 5 мин.

4.Подведение итогов. Оценка ответов учащихся . 2 мин.

5.Домашнее задание. 1 мин.

6.Рефлексия. 3 мин.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

(На начало занятия учащиеся сидят за четырьмя смежными партами по 5 человек, в одной группе 6).

Постановка темы и задач урока.

Здравствуйте, уважаемые десятиклассники. Меня зовут Максим Алексеевич Ряписов и на сегодняшнем уроке я буду вашим помощником в получении новых знаний и применения их на практике. Пожалуйста присаживайтесь.

Надеюсь что наша работа будет плодотворной, творческой и полезной, как для вас так и для меня.

В течение урока вы будете работать в группах. Возьмите пожалуйста в руки вот такие листы с надписью "блок схема". Обратите внимание в левом верхнем углу стоит обозначение номера той группы, в которой вы будете работать. Возьмите, пожалуйста, ваш экземпляр блок-схемы и пересядьте в группы в соответствии с номером указанном на парте. (Показать на примере, "Если у вас стоит номер 1, то вы пересаживаетесь на соответствующую парту").

2.Постановка темы урока.

Уважаемые десятиклассники, посмотрите пожалуйста на экран. Перед вами афоризмы известных людей. (Слайд 1)

У политики нет сердца, а есть только голова. Наполеон Бонапарт

Политика подобна сфинксу из сказки: она поглощает всех, кто не может разгадать её загадок.

Французский писатель А. Ривароль

Подумайте пожалуйста, попробуйте предположить, о каком виде человеческой деятельности говорится в данных афоризмах? Если не называют, то подсказываю: "Когда вы включаете новости, то в первую очередь мы с вами слышим новости какого характера, а что это спортивные, культурные, ..." Учащиеся называют, меняется Слайд. Политика.

А с чем ассоциируется у нас политика в первую очередь. Совершенно верно. С властью. Сформулируйте мне пожалуйста тему нашего сегодняшнего занятия. Тема нашего занятия "Политика и власть". Наклеить тему

Посмотрите пожалуйста на экран. (Слайд 2)

Продолжите предложения:

Политика – один из видов человеческой деятельности, который включает в себя...

Взаимодействие политики и власти заключается в...

Можете ли вы выполнить это задание?

Нет, затрудняемся. А почему вы затрудняетесь, или вам сложно выполнить его.

Сформулируйте цель нашего урока?

Цель: Раскрыть структуру политики и её взаимодействие с властью.

3.Изучение нового материала.

Теоретическая работа.

Чтобы достичь цели, нам необходимо познакомится с основными терминами, которые мы будем использовать на уроке.

Возьмите пожалуйста для работы цветные листочки. В первом разделе вы видите определение понятия политика, внимательно и вдумчиво прочитайте пожалуйста его.

Политика – один из видов человеческой деятельности, активности личностей, социальных групп, политических организаций, направленной на общество в целом и все стороны его жизни. Прочитали.

Посмотрите на блок-схему. Исходя из определения, которое вы только, что прочитали, выделите Субъекты политики и впишите их в кружочки схемы.

Заполнили. Назовите мне субъектов политики. Называют - личности, социальные группы, политические организации.

Хорошо. Молодцы. Скажите мне пожалуйста, есть ли в ваших блок-схемах, среди субъектов, незаполненный элемент. Кто может сказать с чем это связано. Потому что, понятие политика значительно шире и сложнее того определения, которое вам дано. Подумайте, посовещайтесь в группах, и назовите главный субъект политики.

Главный субъект политики государство. Актуализация признаки государства по группам. (вспомнить)

В группах в течении минуты поработайте и из предложенных вариантов, которые указаны у вас ниже, выберете те, которые могут являться объектами политики и впишите их в схему.

Субъекты политики

Объекты политики

Заполнили. Назовите мне объекты политики, которые вы выбрали.

Молодцы. В результате вашей групповой работы ваши блок схемы должны выглядеть следующим образом (Слайд 3), проверьте пожалуйста себя.

Посмотрите, пожалуйста внимательно на схему и скажите, оказывают ли воздействие друг на друга субъекты и объекты политики. Совершенно верно, субъекты и объекты тесно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга влияние. (щелчок мыши и появление стрелочки на Слайде 3 )

Один из самых главных способов взаимодействия субъектов и объектов политики это власть (щелчок и на слайде 3 появляется слово власть ) и связанные с ней властные отношения. Дополните свои схемы.

Прочитайте, пожалуйста в разделе II, определение власти и ответьте на вопрос, "Каким образом взаимодействуют политика и власть?" (ВЫКЛ)

Власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые взгляды, установки и цели. Политическая власть использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

А как именно вы можете повлиять на власть, стать участником властных отношений.

Если вы прочитали и подготовили ответы, пожалуйста поднимите руки. Первая группа пожалуйста, ваш ответ, вторая и т.д.

Все вы правы, через участие в выборах, в органы местного самоуправления, на референдуме, участие в демонстрациях, торжественных шествиях, в выборах в Государственную Думу и т.д. человек может стать участником властных отношений.

Разминка для глаз

Положите пожалуйста ручки и поднимите свои глаза.

Посмотрите по сторонам. Найдите изображение флага Российской Федерации. Сколько изображений вы видите. Какие два изображения флага расположены правильно. Кто знает, что символизируют цвета в флаге России - белый это благородство и откровенность (свобода) , синий это верность и честность (богородица), красный это символ мужества и любви (символ державности).

В 2016 году Вам всем исполнится по 18 лет и вы будете принимать участие в выборах депутатов и политических партий в Государственную Думу 6 созыва, таким образом выражая своё политическое мнение и от вас будет зависеть будущее России. В настоящее время у вас только складываются политические предпочтения, но давайте ради практического интереса посмотрим какие политические партии есть в Государственной думе и сколько мест закреплено за каждой из них .(ВКЛ. Слайд 4)

Мы видим, что всего в Государственной Думе 450 мест, из них анализ графика .

На планшетах, (Иду включаю, как только включил, выключаю проектор) которые есть в каждой группе, посмотрите пожалуйста, диаграмму распределения мест между политическим партиями в Государственной Думе РФ в 2011 году и сравните её с распределением мест между политическим партиями в 2007 году.

В каком году и какой политической партии было проще принять необходимый закон, если известно, что для того чтобы принять закон, нужно чтобы 50% плюс 1 голос депутатов проголосовало за него, а это 276 голосов.

Сделают задание, кто готов.

Выполните в группах задание №3 и подготовьте полный, развёрнутый ответ, на стоящий перед каждой группой вопрос, по образцу. (Хожу по партам и проверяю работу.)

Группа 1. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "Единая Россия". Подготовьте полный ответ. Единая Россия на выборах 2011 года потеряла 77 мест или 24,44%.

Группа 2. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "КПРФ". Подготовьте полный ответ.

КПРФ на выборах 2011 года получила дополнительно 35 мест или 61,4%.

Группа 3. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "Справедливая Россия". Подготовьте полный ответ.

Справедливая Россия на выборах 2011 года получила дополнительно 26 мест или 68,4%.

Группа 4. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "ЛДПР". Подготовьте полный ответ.

ЛДПР на выборах 2011 года получила дополнительно 16 мест или 40%.

Спросить готовность по группам. Группы озвучивают ответы.

Давайте сверим ваши полученные данные. (Слайд 5) (если вы видите ошибки в расчётах, то исправьте их, обратите внимание, что это задание составлено в формате ЕГЭ по математике и дома потренируйтесь в решении подобных задач) Переведите планшеты в спящий режим кратковременным нажатием на кнопку обозначенную красным маркером и отложите их в сторону.

От нашего с вами участия в политической власти путем выборов депутатов в Государственную Думу зависит количество мест, которые займут политические партии в законодательных органах, а от этого зависят политические решения и эффективность взаимодействия государства и общества. Именно поэтому на нашей блок схеме, личность и государство как субъекты политики стоят в одном ряду.

В какой случае один человек как личность символизирует собой государство?

Если это человек является главой государства (президент, монарх)

Главой нашего государства является В.В. Путин - президент, я предлагаю посмотреть отрывок из послания Президента России Федеральному собранию 2014 года и найти в нем ответы на поставленные перед вами вопросы. У каждой группы свой вопрос. Это задание №4 в ваших карточках. Найдите его и ознакомьтесь с вопросом. Готовы. (видео)

Пожалуйста Группа 1 зачитайте свой вопрос и озвучьте получившийся на него ответ

1? Что по мнению Президента РФ является гарантией успешного развития страны?

Группа 1. (Вы сегодня самые активные, пожалуйста - Гарантией успешного развития страны по мнению Президента России является успешная совместная деятельность государства и общества в атмосфере сотрудничества и доверия?)

2? Какие качества личности формируют социальный гражданский потенциал России? Воля, великодушие, поступки.

3? Какое обращение к политическим партиям озвучивает В. В. Путин в своём послании? Рассчитываю на нашу совместную, консолидированную работу, превыше политических амбиций Президент считает интересы России.

4? От какого субъекта политики по мнению Президента РФ зависит решение государственных проблем? Граждане не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, решении проблем, понимают что от их личных усилий многое зависит.

4. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся. Рефлексия.

Подводя итог сегодняшнего урока, давайте вспомним, какова структура политики (говорят отношения между субъектами и объектами политики).

В чем выражается взаимодействие политики и власти. Оно выражается в том, что политика регулирует всех сфер жизни общества - экономика, и социальная сфера, и образование, здравоохранение, культура, национальная политика, экология, демографическая политика .

Вставка по времени понятий из раздела

Скажите. Достигнута ли цель нашего сегодняшнего урока.

Что нового вы узнали на уроке.

Что запомнилось больше всего.

Я хочу обратить ваше внимание, что по этой теме вы еще будете работать с Еленой Валерьевной и сможете найти многие вопросы связанные с изучением этой темы.

Если времени нет то в домашку . Посмотрите, на 5 раздел, здесь находятся понятия, которые использовались сегодня в течении урока, подчеркните из них те, которые остались Вам непонятны и дома, пожалуйста, ещё раз поработайте с ними.

Вы сегодня отлично поработали, показали себя очень активно.

Сегодня вы получаете диски со всей информацией, которая использовалась на уроке. На этих дисках вы найдете файл с домашним заданием и комментариями к его выполнению. За плодотворную работу вы все получаете отлично.

Закончит наш сегодняшний урок я хочу выражением Гюстава Лебона, знаменитого французского историка и социолога конца 19 начала 20 веков

В политике настоящие великие люди – те, которые предвидят зарождающиеся потребности, события, подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться.

Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами поработать. До свидания.

Самоанализ

Учебное занятие проводилось в 10 классе. На занятии присутствовало ___ учащихся. Учащиеся отличаются высоким уровнем подготовки, были настроены на активную работу и проявляли интерес к предоставляемой информации.

Учебное занятие направлено на изучения нового материала с применением средств ИКТ и является первым в разделе "Политическая сфера".

Тема занятия : Политика и власть. Во время занятия использовались системно-деятельностный подход, элементы и методы проблемного обучения, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии .

При разработке занятия была поставлена цель Формирование знаний о политике и власти, видах политики и политических отношениях, о взаимодействии основных элементов политики. И задачи

личностные: ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные: формирование умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими и применять на практике, самостоятельное выделение и формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия;

регулятивные: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение рассуждать и аргументировать свои ответы,

в соответствии с ФГОС.

На занятии использовалась «тактика сотрудничества». Чтобы вовлечь всех учащихся в работу за основу взял развитие познавательного интереса и активной деятельности учащихся. Были использованы межпредметные связи, с применением заданий в формате подготовки ЕГЭ.

Применение мультимедийных средств позволило активно вовлечь учащихся в атмосферу учебного занятия и сконцентрировать их внимание на изучении нового материала.

Все этапы занятия логически связанны и соответствуют принципам научности и последовательности обучения. Главным этапом считаю получение учащимися новых знаний посредством анализа инфографиков, видеоматериала и соотнесения полученной теоретической информации путём её практического применения.

В результате учебного занятия учащиеся систематизировали полученные знания, использовали средства ИКТ для обработки полученной информации, соотносили качество и уровень усвоения материала, рассуждали и аргументировали свои ответы.

Считаю, что цель и задачи занятия были достигнуты. На протяжении всего учебного занятия в группах было взаимопонимание и высокая работоспособность. Временные рамки занятия были выдержаны.

Получив домашнее задание на СD дисках учащиеся имеют возможность повторить пройденный на уроке материал и закрепить полученные знания.

Сказать от себя. Типо с большим классом интереснее работать.

Рефлексия направлена на оценку личного психологического состояния учащихся и дает возможность оценить результативность урока. Ребята показали достаточный уровень восприятия материала.


Обществознание, 10

Урок № 45-46

«Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок».

А. Ривароль

ПОЛИТИКА И ВЛАСТЬ

Д.З.: § 20, ?? (с.228), задания (с.228-229)

© М.П. Офёркина

© ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • содействовать пониманию учащимися соотношения политики и власть в обществе;
  • развивать навыки политического анализа;
  • способствовать воспитанию гражданственности

Знать и уметь

  • Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе.
  • Уметь:
  • пояснять, что представляет собой власть, её виды;
  • анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Понятия, термины

  • политика,
  • политическая власть,
  • политические партии,
  • политические сферы,
  • политические институты

Изучение нового материала

  • Политика и власть.
  • Политика и общество.
  • Политические институты и отношения.
  • Власть, её происхождение и виды.

Политика в трёх измерениях

один из многих видов человеческой деятельности , активности социальных групп и отдельных личностей

тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями

ПОЛИТИКА

сфера общественной жизни , одна из подсистем общества в целом

Политика (греч. politiko" - государственные или общественные дела, от po"lis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.


Политическая деятельность и общество

Три степени вовлеченности индивидов

в политическую деятельность

(М. Вебер)

Политики «по случаю»

Профессиональные политики

Политики «по совместительству»

участие в выборах депутатов парламента

деятель общественно-политической организации, который, не прекращая основной профессиональной деятельности, одновременно занимается и политикой

жизнь «для политики» либо «за счёт» политики


Макс Вебер

Эмиль Максимилиан Вебер (Макс Вебер нем. Max Weber;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) - немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В 1892-1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 - в Гейдельбергском, с 1919 - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.


Субъекты политики - это конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов.

Политическая элита

Государство

Политические организации и объединения (политические партии)

Социальные группы (классы, социальные слои, этнические общности, сословия и т. п.)

Личности

Сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений.


Политическая деятельность и общество

Деятельность субъектов политики

Сохранение его целостности , осуществление в нем изменений, отвечающих интересам определенного субъекта политики или всего общества

отличие от других видов деятельности

направлена на общество в целом

Различные направления в политике обычно называют по наименованию объекта политического воздействия .


Политическая деятельность и общество

Участие во власти либо воздействие на власть

Интересы субъектов политики (их цели )

Политическая деятельность

Политические действия : организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др.

Средства политической деятельности

  • мирные
  • насильственные
  • теоретические
  • дипломатические
  • организационные
  • агитационные

Структура политической сферы

Политическое сознание людей

Отношения между людьми, возникающие в процессе политической деятельности

Организации и учреждения

Различные формы политической деятельности

Политические институты

Политические нормы

Средства, необходимые для достижения поставленных целей

Группа людей, специализирующаяся на выполнении политической деятельности

Политические партии

государство


Политическая сфера и политические институты

ГОСУДАРСТВО: институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

Государство основной политический институт .


Политическая сфера и политические институты

Политическая партия (греч. Πολιτική - «искусство управления государством»; лат. pars - «часть») - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления (важнейший политический институт).

  • стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти
  • существование в исторически протяженном периоде времени

Признаки партии

  • стремление создать для себя массовую опору
  • общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе

Политическая сфера и политические институты

Закон «О политических партиях» (2001 г.):

Политическая партия общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

  • формирование общественного мнения

Основные цели политической партии

  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти
  • выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе

Политические отношения

Политические отношения – это совокупность многообразных, многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики. Они регулируются комплексом социальных норм: политическими принципами, традициями, правовыми и этическими нормами.

Распределение в обществе власти, прав и полномочий

Политические отношения

Разграничение предметов ведения центра и мест

Характер отношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.


Политические отношения

  • государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом)
  • государством и социальными группами (государство и предприниматели)
  • государством и негосударственными общественными организациями и движениями (государство и церковь)

Субъекты отношений

(отношения между):

  • государством и гражданами
  • различными государствами на международной арене
  • политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (партии и профсоюзы)
  • государством и международными политическими объединениями (ООН, НАТО)

Политические отношения

  • соперничество, конкуренция (между политическими партиями)
  • взаимная ответственность (между гражданином и государством)
  • поддержка (избиратели и определенная партия)

Виды политических отношений:

  • сотрудничество (определенная партия и профсоюзы)
  • союз (несколько государств)
  • конфликт (между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

Политическая власть

Власть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению.

Потребность в регуляции социальных отношений, согласовании несовпадающих интересов, придании взаимодействиям между людьми целесообразности и организованности.

Возникновение власти


Политическая власть

Разновидности власти:

Экономическая власть – власть в сфере экономики, хозяйствования. Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д.

Социальная власть – это возможность влиять на положение различных слоев населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп.

Культурно-информационная власть – это власть над людьми с помощью научных знаний, информации. Это контроль над средствами массовой информации – газетами, радио, телевидением.

Принудительная власть означает контроль над людьми с помощью физической силы или угрозы ее применения. Она опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.


Политическая власть

  • распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства; ее распоряжения обязательны для всех других видов власти
  • действует на основе права от имени всего общества

Признаки политической власти:

  • только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны
  • для неё характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений
  • эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные)

Политическая власть

Разновидности власти

По предназначению: судебная, законодательная и исполнительная

По месту в структуре власти: центральная, региональная и местная

По основному субъекту: монархическая и республиканская

ПОЛИТИКА

ВЛАСТЬ

Политология (греч. πολιτικός - общественный, от греч. πολίτης - гражданин, далее от греч. πόλις - город; др.-греч. λόγος - учение, слово), или политическая наука, - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.



  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Сегодня на уроке мы поговорим о государстве и его главной составляющей - политике. Узнаем, что такое «политика», какова её роль в обществе. Познакомимся с понятием «политическая власть». Попытаемся понять важность изучения политики.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Что такое политика?

Само слово «политика» имеет греческое происхождение и означает искусство управления государством.

Рис. 1. Управление государством ()

Эти понятия абсолютно неразрывны. Представьте себе, как могла существовать политика в догосударственном обществе? Государство - это этап, до которого нужно было дойти. И вот с появлением государств появилась и политика. До этого момента никакого искусства управления тем, чего нет, не существовало. Как же современная наука рассматривает вопросы о том, что такое политика и в чем её суть?

Так, одни ученые считают, что политика - это способ взаимоотношений между государствами, между классами, социальными группами по вопросу о захвате и удержании власти, а также по вопросу межгосударственных отношений. Поэтому, исходя из данного определения, можно сделать вывод, что политика - достаточно жёсткое явление. Оно требует захвата власти, контроля над властью, а значит, очень жёсткого управления над людьми.

Другие ученые считают, что политика - это взаимоотношения между политическими партиями, классами, общественными организациями по вопросу об их кооперации с целью упорядочивания взаимоотношений в обществе. Если речь идет о кооперации (от англ. «сотрудничество»), то значит, что мы взаимодействуем между собой и в этом взаимодействии рождаем новые формы объединения.

И, пожалуй, самый краткий подход - это подход, связанный с тем, что политика - это сфера взаимоотношений между отдельно взятыми индивидуумами, историческими, политическими личностями, группами, классами, социумами и т.д. по вопросу о взаимоотношении между собой при помощи политической власти.

Итак, само понятие власти - это уникальное явление в общественной жизни.

Власть - это особая форма, а политическая власть - это особый подвид этой формы. И вот именно при помощи политической власти решаются вопросы, связанные с политикой.

Термин «политическая власть» означает особую форму принуждения одних другими с целью реализации каких-либо политических желаний, устремлений и целей.

Но как же так: одни люди принуждают других. Но если посмотреть на человеческую жизнь, то окажется, что все наше общество основано по принципу принуждения, иногда даже на бытовом уровне. Например, ваши родители руководят вами в мягкой или более жёсткой форме, но так или иначе, они ставят вам какие-то условия: прийти домой до 11 часов вечера; выполнить домашнее задание, а потом погулять, и прочее.

Это форма принуждения. Точно так же выстроена структура политической власти. Как правящая партия, как правящая группа, как политическая личность мы ставим некоторые цели, мы говорим, каким образом их будут решать, а остальные должны этому повиноваться. А почему они это делают (почему одни повинуются другим) - это уже совершенно иной вопрос. Но то, что это неизбежно происходит, то, что в ходе решения политических задач при помощи политической власти обязательно происходит принуждение одних другими - это бесспорный факт. Насколько важна политика? Есть очень интересное высказывание: «Если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой». Каким образом это может происходить? Это может происходить через те законы, которые принимают властные органы. А власть - это часть политической жизни. Законы пишут для нас. Вот, допустим, вы - ученики. Для вас сейчас главным властным органом является Министерство образования, которое спускает директивы, законы, указы, которые непосредственно касаются вашей жизни. Вы сдаете ЕГЭ или пишете иные формы тестирования, и вынуждены подчиниться данной системе, потому что так устроено человеческое общество. Если вы сейчас относитесь к данному явлению пассивно, не желаете участвовать в этом процессе, не хотите думать, почему власть устроена таким, а не иным образом, не думаете о том, как это можно изменить, то тогда вы навсегда останетесь пассивным потребителем того, что для вас будут ниспускать вышестоящие властные органы. Иными словами, останетесь марионеткой (управляемой театральной куклой) в руках власть имущих.

Политика всегда представляла собой очень важную сторону общественной жизни. Дело в том, что еще древние греки, которые только строили основные формы государств, ныне существующих на Земле, уже тогда заметили очень важную деталь: политически безграмотные люди создают общества, в которых жить некомфортно, которые опасны для человеческой жизни. Примеров тому в истории человечества жизни было много. Например, в 20 веке мы пережили целую волну фашистских и нацистских режимов.

Рис. 5. Фашизм

Фашизм - это такая государственная форма правления, которая основана на диктатуре. Это страшное явление. Оно кажется заманчивым, потому что фашизм - это такое общество, которое может очень быстро мобилизоваться. И кажется, что все люди маршируют вместе, у всех есть бутерброд с маслом, все одеты в красивую одинаковую форму, это общество процветает.

Но это не так. История нас учит и показывает, что все эти общества превращались в пародию на самих себя. Что те люди, которые возвышались такими обществами как политические лидеры, рано или поздно превращались в марионеток, смешных для окружающего мира. Таких обществ практически не осталось на нашей Земле, хотя оставшиеся образцы внушают нам только ужас или саркастическую улыбку. Вот поэтому заниматься политикой, изучать это явление жизненно необходимо.

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 8. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение.

2. Крупнейший сборник онлайн-словарей ().

1. Составьте тест (10 вопросов с 4 вариантами ответов) на тему «Политика».

2. Подготовьте небольшой доклад о политическом строе нашего государства в определенный период времени.

3. Сделайте таблицу сравнения преимуществ и слабых мест двух политических режимов на ваш выбор. Объясните свои выводы.

4) *Напишите сочинение-размышление на тему «Для чего мне нужна политика?»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Политика и власть

Политика в трёх измерениях ПОЛИТИКА один из многих видов человеческой деятельности, активности социальных групп и отдельных личностей сфера общественной жизни, одна из подсистем общества в целом тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями Политика (греч. politiko " - государственные или общественные дела, от po"lis - государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политическая деятельность и общество Три степени вовлеченности индивидов в политическую деятельность (М. Вебер) Политики «по случаю» Профессиональные политики Политики «по совместительству» участие в выборах депутатов парламента деятель общественно-политической организации, который, не прекращая основной профессиональной деятельности, одновременно занимается и политикой жизнь «для политики» либо «за счет» политики

Макс Вебер Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber ;(21 апреля 1864 - 14 июня 1920) - немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера. В 1892-1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 - в Гейдельбергском, с 1919 - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

Политическая деятельность и общество Субъекты политики - это конкретно-политические носители многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. Личности Социальные группы (классы, социальные слои, этнические общности, сословия и т. п.) Политические организации и объединения (политические партии) Государство Политическая элита - сравнительно небольшие группы людей, которые оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений.

Политическая деятельность и общество Деятельность субъектов политики направлена на общество в целом Сохранение его целостности, осуществление в нем изменений, отвечающих интересам определенного субъекта политики или всего общества отличие от других видов деятельности Различные направления в политике обычно называют по наименованию объекта политического воздействия.

Политическая деятельность и общество Политическая деятельность Интересы субъектов политики (их цели) Участие во власти либо воздействие на власть Политические действия: организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др. Средства политической деятельности мирные насильственные теоретические дипломатические организационные агитационные

Политическая сфера и политические институты Структура политической сферы Различные формы политической деятельности Организации и учреждения Отношения между людьми, возникающие в процессе политической деятельности Политическое сознание людей Политические институты Группа людей, специализирующаяся на выполнении политической деятельности Политические нормы Средства, необходимые для достижения поставленных целей

Политическая сфера и политические институты Государство – основной политический институт. ГОСУДАРСТВО: институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

Политическая сфера и политические институты Политическая па́ртия (греч. Πολιτική - «искусство управления государством»; лат. pars - «часть») - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления (важнейший политический институт). Признаки партии стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти стремление создать для себя массовую опору существование в исторически протяженном периоде времени наличие четкой организационной структуры, закрепленной партийным уставом общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе

Политическая сфера и политические институты Закон «О политических партиях» (2001 г.): Политическая партия – общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Основные цели политической партии формирование общественного мнения выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти политическое образование и воспитание граждан выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе

Политические отношения Политические отношения – это совокупность многообразных, многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов политики. Они регулируются комплексом социальных норм: политическими принципами, традициями, правовыми и этическими нормами. Политические отношения Распределение в обществе власти, прав и полномочий Разграничение предметов ведения центра и мест Характер отношений зависит от экономических и социальных факторов, от политической культуры общества, а также от политической воли субъектов политики.

Субъекты отношений (отношения между): государственными органами и учреждениями (например, между правительством и парламентом) государством и социальными группами (государство и предприниматели) государством и негосударственными общественными организациями и движениями (государство и церковь) политическими партиями, а также между политическими партиями и неполитическими организациями (партии и профсоюзы) государством и гражданами различными государствами на международной арене Политические отношения государством и международными политическими объединениями (ООН, НАТО)

Политические отношения Виды политических отношений: соперничество, конкуренция (между политическими партиями) взаимная ответственность (между гражданином и государством) поддержка (избиратели и определенная партия) союз (несколько государств) сотрудничество (определенная партия и профсоюзы) конфликт (между государствами или государством и той или иной социальной группой) и т. д.

Политическая власть Вла́сть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Потребность в регуляции социальных отношений, согласовании несовпадающих интересов, придании взаимодействиям между людьми целесообразности и организованности. Возникновение власти Власть Общество не может сохранить свою целостность и жизнеспособность, происходит разрушение социальных связей.

Разновидности власти: Экономическая власть – власть в сфере экономики, хозяйствования. Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д. Социальная власть – это возможность влиять на положение различных слоев населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп. Культурно-информационная власть – это власть над людьми с помощью научных знаний, информации. Это контроль над средствами массовой информации – газетами, радио, телевидением. Принудительная власть означает контроль над людьми с помощью физической силы или угрозы ее применения. Она опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратуру. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. Политическая власть

Политическая власть Признаки политической власти: распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства; ее распоряжения обязательны для всех других видов власти действует на основе права от имени всего общества только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны эта власть имеет возможность использовать самые разнообразные средства (не только принудительные, но и экономические, социальные, культурно-информационные) для нее характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений

Разновидности власти По предназначению: судебная, законодательная и исполнительная По месту в структуре власти: центральная, региональная и местная По основному субъекту: монархическая и республиканская Политическая власть ПОЛИТИКА ВЛАСТЬ Политоло́гия (греч. πολιτικός - общественный, от греч. πολίτης - гражданин, далее от греч. πόλις - город; др.-греч. λόγος - учение, слово), или политическая наука, - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.