Современные политические лидеры. Вождизм и лидерство в России

Харизматический лидер - это человек, пользующийся определенным авторитетом в глазах окружающих. Его правление поддерживается массами не благодаря запугиванию, а на основе личных убеждений, уверенности в «богоизбранности».

Более подробно о том, что значит (определение, феномен, как проявляется и многое другое), будет рассказано в этой статье.

Понятие харизмы

С самого начала существования человечества в обществе находились лидеры, способные не просто указывать путь, но и вести за собой. Даже в периоды суровых лишений их последователи ни на минуту не колебались, и бесконечно верили своему вождю, императору или царю.

Это явление получило название «харизма», а человека, обладающего такими качествами стали называть харизматическим лидером. Само слово в переводе означает «дар божий», и действительно, это явление считается многими исследователями совокупностью сверхъестественных, или как минимум сверхчеловеческих способностей. Изначально этот термин применяли только в отношении правителей или военачальников, но начиная с середины прошлого века, так стали называть чуть ли не любого человека, выделяющегося из общей массы, и зачастую не личными качествами, а успехом, внешностью или саморекламой. О том, что значит харизматический лидер, пойдет речь в этой статье.

Понятие «харизматический лидер» в социологии

Понятие «харизматический лидер» ввел в социологию немецкий профессор теологии и культуры Эрнст Трёльч. Впоследствии этот термин был развит немецким социологом Максом Вебером, который и сформулировал для него классическое определение и дал толчок к всестороннему изучению данного феномена. Некоторые современные исследователи предлагают дать этому определению гораздо более узкое понятие, чтобы исключить из общего ряда такие категорически различные личности как, например, пророк Моисей и Гитлер, Ганди и Чингисхан.

С точки зрения веберовской концепции, явление харизмы не может быть добрым или злым, добродетельным или аморальным. Это тем не менее не означает, что качества и деятельность такого лидера не могут быть оценены по общечеловеческим критериям. Таким образом, многие ученые, для снятия неопределенности, употребляют другое определение, которое более четко позволяет уточнить понятие «харизматический лидер». Ввел в социологию уточненный термин Джордж Барнс, считающий, что в большинстве случаев по отношению к выдающимся личностям более уместно применять понятие «героический лидер».

Харизматические лидеры в истории человечества

История сохранила для нас немало примеров тех, кого можно назвать харизматическим лидером. В первую очередь, это знаменитые полководцы и правители: Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон. В ХХ веке таких деятелей известно гораздо больше, а сегодня на эту роль претендует чуть ли не каждый руководитель успешной фирмы или общественного движения. Изучение этого феномена сопровождается определенными трудностями. Конечно, это происходит потому, что науке необходимо «идеальное» определение того или иного понятия, однако идеализировать и даже систематизировать непосредственно личностей нет возможности. Харизматический лидер это настолько неординарная фигура, что фактически получить однозначный ответ на вопрос о том, был ли таковым тот или иной лидер, практически нереально. Кроме того, такой человек появляется всегда в кризисных условиях, причем именно в переломный момент событий, и не всегда можно понять точно - позитивно или негативно его появление определило их течение.

Владимир Ильич Ленин

Кого можно назвать харизматическим лидером в советской истории? Типичным примером такого вождя можно назвать В. И. Ленина, руководителя партии большевиков, вершителя и руководителя социалистической революции в России. Действительно, по словам современников и однопартийцев, Ленин среди политических деятелей выделялся тем, что был единственным, кому верили и шли за ним без всяких оговорок. Кроме того, Ленин - харизматический лидер, действительно обладал умением разъяснять сложные экономические, а также идеологические вопросы огромным необразованным массам. Его слушали завороженно, затаив дыхание, а следует помнить что это было начало ХХ века, и никаких серьезных технических средств, кроме собственного голоса, у выступающего просто не было.

Иосиф Виссарионович Сталин

Иосиф Сталин - харизматический лидер, отец народа, создатель самого необычного и почти фантастического государства из всех, когда-либо известных. Оценка личности Сталина почти всегда неоднозначна, и зачастую предвзята. Несомненно, этот правитель имел уникальную способность уничтожать своих врагов, которые чаще всего были и врагами государства. Большую часть его харизмы и обожествления среди поклонников, несомненно, составляют не чисто (хотя он обладал ими в полной мере) - а чувство страха, которое он непостижимым образом мог и может внушать даже сегодня.

Многие исследователи не склонны считать Сталина чистым харизматическим лидером, хотя стоит признать, что его поклонники и последователи были готовы ради своего вождя к самопожертвованию в самом прямом смысле этого слова. Простые солдаты поднимались в атаку с его именем, что само по себе - достаточно редкое явление. Обычно последователи в этих случаях довольствовались идеей (например, свободы) или конкретным понятием Родины, собственной страны.

Шарль де Голль

Примером природного вождя может служить Шарль де Голль, деятельность которого до сих пор оказывает значительное влияние на европейскую политическую жизнь. Сам президент неоднократно обращался к понятию харизмы и был приверженцем идеи, что сильная человеческая личность оказывает на ход истории гораздо большее влияние, чем принято считать. Более того, президент, который после двух жесточайших мировых войн сумел привести Францию к процветанию и к роли одной из ведущих мировых держав, верил, что народная любовь поддерживается неким «эффектом чуда», постоянным успехом во всем, свидетельствующим, что именно эта личность является «законным сыном неба». Как только этот божественный дар исчезает, перестает подкрепляться делом - исчезает и вера последователей.

Более того, харизматический лидер де Голль в своей книге «На острие шпаги» неоднократно подчеркивает, что даже выдвижение национального лидера в кризисных ситуациях происходит вовсе не на основании выбора среди имеющихся в наличии политических фигур. Народный вождь появляется, словно по велению «могущественной волны», и генерал полностью отрицал исторический фатализм, называя его идеей для трусов.

Адольф Гитлер

Несомненно, что Адольф Гитлер по праву является самым ярким примером харизматической личности ХХ века. Германия на протяжении многих веков, словно птица Феникс - то сгорала в череде бесконечных войн в центре Европы, то вновь восставала, зачастую более могущественная, чем была до этого. Фюреру удалось дать своему народу воистину мистическую идею. Гитлер - харизматический лидер, сумевший убедить подавляющее большинство не только последователей, но и обычных граждан в том, что именно они, арийцы, - раса, на голову превосходящая все остальные. Эта идея сумела настолько сплотить германское общество, что некоторое время оно представляло угрозу человечеству фактически в планетарном масштабе.

Сейчас принято изображать Гитлера неким сгустком темной энергии, который совершенно фантастическим способом сумел внести свои идеи в массы людей, и склонил их к массовому безумию чуть ли не гипнозом. Однако это не так. Многие современники характеризуют германского фюрера, как далеко «не простого человека». Кроме того, необходимо понимать, что его поддерживали не просто массы среднего класса, или бедняков - но и просвещенные, а также богатые слои общества, причем не только в Германии. Могли ли они пойти за безумцем? Скорее всего - нет. Конечно, для создания своей энергетики Гитлер использовал все мыслимые и немыслимые возможности. Например, позиционировал себя простым храбрым и не раз доказывал это на деле. Учился ораторствовать у лучших актеров своего времени. Постоянно искал пути сближения с собственным народом, желая знать мысли и настроения не просто общества, но буквально каждого. Вкупе с фанатичной убежденностью Гитлера в собственной правоте, это давало такой эффект, что многие поклонники фюрера никогда не сомневались ни в нем самом, ни в его идеях или намерениях.

Факторы возникновения феномена

Изучение феномена возникновения такого типа личности - это вопрос, который фактически стоит на острие изучения влияния отдельного человека на исторический процесс. Однако, несмотря на огромное количество исследований, для самих ученых именно сам феномен харизматического лидера стал «камнем преткновения». Ученые, политологи и социологи признают, что не до конца понятен сам механизм его возникновения. Несомненно, здесь играют роль и врожденные, и приобретенные навыки человека, но понять, какой же именно набор качеств действительно создаст ему необходимую энергетику, зачастую невозможно. Более того, научные изыскания зачастую направлены не на изучение самой личности, а больше смещены в сторону рассмотрения тех или иных, позитивных или негативных поступков и обстоятельств становления такого руководителя. В целом можно выделить три фактора, благодаря которым харизматический лидер появляется.

1. Кризис. Это может быть политический, экономический, социальный кризисы, военные неудачи и так далее, во всех их проявлениях и переплетениях. Наступление упадка государства - серьезное испытание для общества. Люди могут реагировать многими способами. Например, у них может происходить нарастание ужаса перед физическим уничтожением социума, они могут испытывать страх потери своей групповой или классовой принадлежности или просто ощущать воображаемую боль с потерей обычных жизненных ценностей и ритуалов. Естественно, что в таких условиях человек склонен доверять и следовать за тем, кто совершенно точно знает, что делать - за лидером, у которого уже есть многочисленные сторонники, и не раз доказавшему свою харизматичность и богоизбранность.

2. Вторым серьезным фактором, предопределяющим возникновение харизматического лидера, является культурная и общественная легитимация, когда большая часть общества признает законность возникновения зачастую неофициального руководителя.

3. Третий фактор - политическое содействие не только среди масс населения, но и среди партий, их лидеров, а также представителей официальных государственных органов.

Сейчас все большую силу приобретает четвертый фактор, на который ранее если и обращали внимание, то незначительное. Это - опора харизматического лидера на средства массовой информации. Можно говорить о том, что огромную роль в становлении всех последние 100 лет играли именно СМИ, а в сегодняшних реалиях сила поддержки того или иного человека в информационном поле - первостепенна.

Характеристика харизматического лидера

Лидерам этого типа зачастую необходим целый набор характеристик. Самые основные из них:

  1. Осознание и продвижение своей исключительной роли и миссии, направленных на радикальные преобразования, во имя изменения или спасения общества. При этом обычно требуется предвидение развития событий, и, зачастую, план или программа реформ.
  2. Личная привлекательность, которая необязательно состоит в обладании привлекательной внешностью. Зачастую, наоборот, харизматический лидер - это человек из массы, похожий на обывателя, при этом может обладать определенным изъяном. Однако, несомненно, что такой лидер просто обязан обладать определенной брутальностью - без этого качества невозможно стать героем. Такие лидеры-женщины, как Жанна Дарк или в глазах и воспоминаниях современников были более мужественны, чем большинство мужчин их современности.
  3. Жертвенность и борьба у самого харизматического лидера обычно стоит на первом месте. Способность к самопожертвованию и победы в постоянной борьбе с обстоятельствами и противниками - важный фактор и для поклонников с последователями.
  4. Идентичность целей. По мнению многих исследователей, наиболее признанным лидером оказывается тот, кто сумел внушить, что его цели наиболее полно совпадают с запросами общества.
  5. Наличие могущественного врага. Несмотря на то, что лидер всегда выступает именно за объединение, немаловажную часть в его деяниях занимает поиск, выявление и борьба с противником. Иногда - крайне опасным, а бывает даже и не существующим в реальности, или в качестве врага могут выступать даже абстрактные понятия.
  6. Огромную роль играет активность сторонников. Зачастую вождь даже не опирается на организацию либо какой-то институт управления. Иногда он рассчитывает, что его сторонники самостоятельно возьмут ситуацию в свои руки, что нередко оправдывается, и последователи могут оказаться гораздо радикальней своего лидера.

Харизматические лидеры современности

Современные харизматические лидеры в большинстве случаев опираются не на поддержку людей - все чаще главным фактором становится продвижение личности через информационное поле, то есть через средства массовой информации. За сколь угодно привлекательным образом может стоять серая и ничем не примечательная личность, порой не способная к самостоятельным действиям.

В качестве примера современного «телевизионного» лидера в России можно привести Владимира Жириновского. Он фактически не может повлиять ни на одно политическое решение, не имеет искренних, фанатичных поклонников, способных идти с ним на смерть. Однако Жириновский, благодаря прекрасным актерским качествам, обладает определенной энергетикой лидера.

Второй несомненный харизматический лидер - это действующий президент России, Владимир Путин. Несмотря на наличие проблем в экономической и политической жизни государства, его действия преимущественно находят поддержку в массах. Путин, по факту, не обладает полным набором качеств, характерных для такого типажа. Например, он не обладает ораторскими качествами. Несмотря на отсутствие характерных признаков народного вождя, этот человек продолжает оставаться популярным у населения страны.

Среди ныне живущих, самым ярким образцом «чистого» харизматического лидера является Фидель Кастро. Пламенный революционер, гениальный оратор, успешный военачальник с неизменной гаванской сигарой во рту, он приобрел свой до сих пор незыблемый авторитет, именно благодаря личным качествам. Он не просто завоевал уважение и поклонение своего народа, он добился полной независимости Кубы. Его имя известно во всех уголках земного шара, история его жизни окружена ореолом почета, много лет он действительно мудро правил своей страной. Многие расценивают его правление, как диктаторство, но следует помнить, что именно эта форма управления и свойственна харизматикам, зачастую не признающим никакого параллельного соперничества.

Фидель Кастро - организатор многочисленных восстаний и революции, он лично принимал участие в боях, пережил 638 покушений. Третий в истории человечества по длительности правления, дважды вошедший в книгу рекордов Гиннеса, Фидель Кастро «рискует» закончить свою жизнь не как большинство «героических лидеров» - на кресте или костре, от яда или в мрачном одиночестве - а в собственной постели, в окружении многочисленных родственников, огромного количества почитателей и последователей.

А теперь рассмотрим, какие качества и способности необходимы современному политическому лидеру.

Первым и необходимым качеством политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. Л. Троцкий в книге "Что такое СССР и куда она идет" писал, например, что Февральская революция подняла к власти Керенского и Церетели не потому, что они были "умнее" и "ловчее", чем царская клика, а потому, что они представляли, по крайней мере временно, революционные народные массы. Большевики победили мелкобуржуазную демократию не личным превосходством вождей, а новым сочетанием социальных сил: пролетариату, в соответствии с теорией Ленина, удалось, наконец, повести за собой неудовлетворенных крестьян против буржуазии.

Второй решающей способностью лидера, отличающей его от вожака, является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция.

Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Ленин и др.). Альфой и омегой сильной инновационной платформы является главная, рельефно обозначенная цель, способная оптимально объединить интересы самых различных групп и общественных объединений.

Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.

Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает, прежде всего, состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни "мелкая", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни "сверх - крупная", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить, прежде всего, тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.

Четвертое важнейшее качество - лексикон политического лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большинство людей не понимает его (лексикон). Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выявить врага, размежеваться с оппонентом. За рубежом быстро развивается герменевтика с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров. У нас это пока еще в самом начале развития.

Пятое качество - чувство политического времени. В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер, идущий на компромисс с опозданием, теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика).

Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны.

Наиболее характерная ошибка современных лидеров - это подмена цели средствами ее достижения. Так было в истории не раз, это история продолжается и в современных условиях. И на макро- и на микроуровнях.

Цель - благосостояние и свободное развитие народа, а средства - это демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются в качестве цели. Без сомнения ясно, что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом деятельности политического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств. Но если в первые годы перестройки симпатии общества привлекали люди слова, образно мыслящие, владеющие ораторским искусством, то сейчас взгляды общества обратились к людям дела, практических поступков - подлинным выразителям политических интересов народа.

Политику нужно научиться адекватно, оценивать себя, чтобы суметь эффективнее действовать в мире политики. Для этого он должен ответить на вопросы: кто для него наиболее значимое лицо или группа лиц, мнение которых ему необходимо знать, чтобы сформулировать отношение к себе. Почему их мнение для него столь уж значимо? Может ли он определиться в самоотношении независимо от них? Знать мнение других людей о себе важно, но нужно уметь самому оценивать себя, свои личностные достоинства и недостатки, качество исполнения политических ролей.

Анализируя другого политика, необходимо иметь информацию о различных личностных характеристиках и их взаимодействии. Важно установить, как эти личностные характеристики сформировались. Поэтому при анализе личности оппонента или партнера по политическому взаимодействию необходимо знать биографические данные, начиная с раннего детства, иметь информацию о его взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи. Крайне важна информация о системе и формах наказаний и поощрений, имевшей место в семье, когда он был ребенком.

Политический лидер со сложной и заниженной самооценкой будет наиболее восприимчив к критике и сумеет лучше других изменить свое политическое поведение.

Ноябрьский рейтинг 100 ведущих политиков России, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций по заказу «Независимой газеты», отражает окончательную конфигурацию влияния представителей политической элиты накануне выборов. На финише предвыборной гонки восстанавливается традиционное для лета и начала осени соотношение влияния фигурантов и одновременно ослабевают корреляционные взаимосвязи внутри групп.

Toп-100 ведущих политиков в ноябре пополнили бизнесмен Геннадий Тимченко (37–38-е место), глава Следственного комитета Андрей Бастрыкин (44–45-е), президент «Транснефти» Николай Токарев (86–92-е) и полпред президента РФ в Южном федеральном округе Григорий Рапота (93–94-е).

Федеральная административная элита

Лидером рейтинга остается Владимир Путин (9,87). В ноябре очень сильное влияние вновь определенно дистанцирует президента РФ от остальных политиков. А близость к Владимиру Путину как к центру принятия стратегических решений является основным фактором для определения реального места во власти.

Постепенное оформление нового статуса Путина и окончательное завершение формирования кабинета стабилизируют политическую систему, возвращая традиционное влияние целому ряду политиков. Вновь среди явных лидеров – заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков, делящий 2–3-е место со своим коллегой Игорем Сечиным. Пятерку лидеров в ноябре замыкают Дмитрий Медведев (4-е место) и Сергей Иванов

В ноябре восстановил утраченные ранее позиции вице-премьер правительства Сергей Нарышкин (16-е место). Укрепляют рейтинговые показатели представители силового блока Николай Патрушев (8-е), вошедший в двадцатку Рашид Нургалиев (20–22-е) и Владимир Устинов (67–68-е). Вопреки прогнозам продолжает усиливаться и директор ФСКН Виктор Черкесов (30-е).

Укрепилось консолидированное влияние функционеров администрации президента РФ: Алексея Громова (29-е место), Игоря Шувалова (39–41-е), Аркадия Дворковича (69–72-е). Рост влияния на избирательную кампанию явно повышает личный рейтинг начальника Главного управления президента РФ по внутренней политике Олега Говоруна (83–90-е), переместившегося более чем на десять позиций вверх.

Публичная активность обеспечивает рост влияния главы Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой (26–28-е место). В ноябре рейтинг министра превышает традиционные показатели, характерные для ее предшественника Михаила Зурабова. Сразу на восемь позиций вверх переместился глава Минпромэнерго Виктор Христенко (31–34-е). Менее существенный рост влияния демонстрируют Игорь Левитин и Юрий Трутнев (52–61-е места).

Партийная элита

Стабильные позиции сохраняют лидеры «Единой России». На завершающем этапе предвыборного марафона по-прежнему очень сильное влияние демонстрирует Борис Грызлов (18-е место), а рейтинговые показатели Вячеслава Володина (52–61-е) аналогичны показателям традиционных лидеров парламентских партий – Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. Выросли рейтинги Сергея Шойгу (24–25-е), Олега Морозова (86–92-е) и Андрея Исаева (99–103-е).

В ноябре вновь снизился рейтинг Сергея Миронова (39–41-е место). Падение влияния главы «Справедливой России», два месяца назад занимавшего сопоставимые с Грызловым позиции, очень велико и объясняется, по-видимому, долгосрочным эффектом решения Владимира Путина. Напротив, стабильные позиции демонстрирует другой представитель партии – Александр Бабаков (99–103-е).

Не удалось сохранить октябрьское влияние Геннадию Зюганову (52–61-е место), опустившемуся на десять позиций вниз. Рейтинг лидера КПРФ подвергся естественной коррекции после исчерпания благоприятного для КПРФ «эффекта 1 октября».

Традиционно эффективной оказалась на завершающем этапе предвыборная кампания ЛДПР. Лидеру партии Владимиру Жириновскому (52–61-е место) удалось подняться более чем на десять рейтинговых позиций.

Радикализация непарламентской оппозиции и неэффективное послание избирателю не позволяют ее представителям войти в топ-100 ведущих политиков в ноябре. Традиционно за пределами сотни пребывает назначенный представителем РФ при НАТО Дмитрий Рогозин (125–126-е место). Существенно ослабли позиции лидера «Яблока» Григория Явлинского (130–132-е), влияние которого в ноябре сравнялось с влиянием председателя СПС Никиты Белых. Одну из последних позиций разделили Михаил Касьянов и Владимир Рыжков (138–139-е).

Региональная элита

Стабилизация политической системы укрепила и влияние региональных политических лидеров и их клиентел. В ноябре вырос рейтинг столичного градоначальника Юрия Лужкова (13–14-е место) и губернатора Северной столицы Валентины Матвиенко (19–22-е), вошедшей в двадцатку самых влиятельных политиков. Сохранился рейтинг лидеров «московской группы» Валерия Шанцева (78-е) и Владимира Ресина (81–83-е). На восемь позиций вверх поднялся президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков (86–92-е). За пределы сотни переместился губернатор Калининградской области Георгий Боос (114–115-е).

Продолжает укрепляться влияние главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова (50–51-е место). Противоположная тенденция характерна для рейтинга Александра Ткачева (52–61-е), переместившегося на десять позиций вниз. Олимпийский ажиотаж перестал поддерживать рейтинг губернатора Краснодарского края. Снижается влияние президента Татарстана Минтимера Шаймиева (46–49-е) и главы Башкирии Муртазы Рахимова (79–80-е), опустившегося более чем на 20 позиций. Менее значительно ослаб рейтинг Амана Тулеева (86–92-е).

Значительные изменения характерны для рейтинга полпредов президента РФ. Укрепили позиции Георгий Полтавченко (69–72-е место) и Александр Коновалов (73–77-е). Умеренное влияние демонстрирует Григорий Рапота (93–94-е). За линией отсечения оказались Петр Латышев (104–106-е), Анатолий Квашнин (110–113-е) и Олег Сафонов (116–119-е).

Бизнес-элита

Восстанавливают преимущество перед представителями частного бизнеса государственные управленцы. Традиционно очень сильное влияние характерно для президента РЖД Владимира Якунина (15-е место). На девять позиций вверх переместился президент «Роснефти» Сергей Богданчиков (39–41-е). Серьезное влияние демонстрирует новый глава «Транснефти» Николай Токарев (86–92-е). Значительная коррекция характерна для рейтинга Анатолия Чубайса (31–34-е), опустившегося вниз на девять рейтинговых строк. Несмотря на прекращение финансирования деятельности СПС, даже формальное участие в деятельности этой партии очевидно и значительно ограничивает потенциал влияния главы РАО «ЕЭС». Внушительное – на 30 позиций – падение влияния Александра Волошина, переместившегося на 91–92-е места, символизирует окончательное ослабление старой ельцинской элиты.

Ослабление влияния характерно в ноябре для многих представителей частного бизнеса. Двадцатку влиятельных политиков покинул Олег Дерипаска (23-е место). Следом за ним расположился Роман Абрамович (24–25-е), опустившийся на три позиции. Теряют влияние Андрей Костин (62–64-е) и Петр Авен (69–72-е). Несмотря на затянувшийся «развод» с Михаилом Прохоровым, на четыре рейтинговые строчки вверх удалось переместиться Владимиру Потанину (35–36-е). Тенденция к усилению влияния характерна и для Алексея Мордашова (46–49-е).

В структуре российской элиты все более заметна роль предпринимателей, не возглавляющих крупные корпорации, но близких к центру принятия решений. В ноябре очень сильное влияние характерно для совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука (20–22-е место), продемонстрировавшего уверенный рост на десять рейтинговых позиций с октября. Внушительный потенциал и у основателя компании Gunvor Геннадия Тимченко (37–38-е), сразу вошедшего в ноябрьский топ-50.

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг 100 наиболее влиятельных политиков России, проводится методом закрытого анкетирования. В ноябре 2007 года в нем приняли участие 24 эксперта: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, представители политических партий.

Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние в администрации президента РФ, правительстве РФ, Федеральном собрании РФ следующих российских политиков?»

Сначала каждый эксперт оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Каждый эксперт может добавить персоналии (не более пяти), которые, по его мнению, должны быть представлены в рейтинге, но отсутствуют в анкете. Если не представленного в анкете претендента назовут хотя бы два эксперта, он будет оцениваться всеми участниками исследования в следующем месяце.

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния 100 российских политиков лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1–20), «сильное влияние» (21–50), «среднее влияние» (51–100).

Список экспертов

1.Политологи, политтехнологи и медиаэксперты

Зверев Сергей (Компания развития общественных связей), Никонов Вячеслав (фонд «Политика»), Фадеев Валерий (журнал «Эксперт», Институт общественного проектирования), Бунин Игорь (Центр политических технологий), Пушков Алексей (канал ТВЦ), Толстой Петр (Первый канал), Брилев Сергей (канал «Россия»), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Танаев Кирилл (Фонд эффективной политики), Иванов Виталий (Центр политической конъюнктуры России), Симонов Константин (Фонд национальной энергетической безопасности), Радзиховский Леонид (политолог), Колесников Андрей (журнал The New Times), Будберг Александр («Московский комсомолец»), Петухов Владимир (ВЦИОМ), Дианов Максим (Институт региональных проблем), Виноградов Михаил (Центр политической конъюнктуры России), Гусев Дмитрий (Bakster Group).

2.Представители партий

Костин Константин – «Единая Россия», Куликов Олег – КПРФ, Левичев Николай – «Справедливая Россия», Лебедев Игорь – ЛДПР, Иваненко Сергей – «Яблоко», Гозман Леонид – СПС.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса. Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика. Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Региональные лидеры до 2005 г. выдвигались населением, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.

Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра. Можно отметить следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей. Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства.

Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц.

Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий.

Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером (как это было с Б.Ельциным во второй половине 1990-х гг.), а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц. В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии.

Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров.

Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности.

Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров.

Биографии 3-х основных политических лидеров современной России Путин Владимир Владимирович Президент Российской Федерации.

Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки.

Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни. 31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента.

Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента.

Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.

Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах.

Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении.

Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших телеи радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. 14 марта 2004 был переизбран на пост президента страны на второй срок.

Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

Фрадков Михаил Ефимович Полномочный представитель РФ при европейских сообществах в Брюсселе и специальный представитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом (в ранге министра). Михаил Фрадков родился 1 сентября 1950 года в тогда ещё Куйбышевской области. Сразу же после окончания школы он уехал в Москву и поступил в станкоинструментальный институт.

Окончив институт с красным дипломом, М.Е. Фрадков по распределению попал в Дели и до 1975 года работал в аппарате советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии. До 1984 года Михаил Ефимович трудился на различных должностях во внешнеторговом объединении «Тяжпромэкспорт» Госкомитета экономических связей СССР. Параллельно окончил Академию внешней торговли. Его карьера неуклонно шла вверх. В 1988 году он был назначен первым заместителем руководителя Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических операций СССР. 1991 год принёс Михаилу Фрадкову новое назначение: он стал старшим советником Постоянного представительства России при отделении ООН и других международных организаций в Женеве, представителем России при ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). В октябре 1992 года он был назначен заместителем, а через год - первым заместителем министра внешних экономических связей Российской Федерации.

Несколько последующих лет Михаил Фрадков входил в различные межведомственные и правительственные комитеты и комиссии. В марте 1997 года М.Е. Фрадков вступил в должность председателя российской части межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с США, Польшей, Финляндией и Францией. В апреле того же года Михаил Ефимович был назначен министром внешнеэкономических связей и торговли Российской Федерации. 10 августа 1997 года Указом Президента Фрадков был введён в состав Координационного межведомственного совета по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами. До декабря 1998 года был членом Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по международной безопасности. 30 апреля 1998 года министерство было упразднено, а М.Е. Фрадков возглавил ликвидационную комиссию. 14 мая 1998 года на собрании акционеров его избрали председателем совета директоров компании «Ингосстрах», а в феврале 1999-го он стал генеральным директором АО «Ингосстрах». В мае 1999 года Указом Президента М.Е. Фрадков назначен министром торговли Российской Федерации. После отставки Правительства Сергея Степашина с 9 августа 1999 года он исполнял обязанности министра торговли Российской Федерации. В августе вновь возглавил Министерство торговли Российской Федерации уже в кабинете Владимира Путина. В сентябре 1999 года М.Е. Фрадков был включён в состав Комиссии при Президенте по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. В мае 2000 года назначен первым заместителем секретаря Совета безопасности. В марте 2001 года Михаил Фрадков возглавил Федеральную службу налоговой полиции, которая была создана в марте 1992-го и названа Главным управлением налоговых расследований при Госналогслужбе. Он был переведён в ФСНП из Совета безопасности прежде всего для того, чтобы добиться роста эффективности этой спецслужбы. До его прихода ФСНП вела дела по 27-ми статьям Уголовного кодекса, а с лета 2002 года - по 53-м, вплоть до незаконного ношения оружия. В марте 2003 года, после упразднения ФСНП, М.Е. Фрадков был назначен полномочным представителем России при Европейских сообществах в Брюсселе в ранге министра. А в июне он стал специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам развития отношений с Европейским союзом.

Весной 2004 года Михаил Ефимович Фрадков возглавил Правительство Российской Федерации.

Иванов Сергей Борисович Министр обороны РФ Родился 31 января 1953 в Ленинграде в семье служащих, русский. Отец рано умер, воспитывался матерью Кирой Георгиевной (1921 г.р.). Семья жила в коммунальной квартире на Васильевском острове. Мать работала инженером-оптиком. Дядя по матери был капитаном дальнего плавания. В 1970 году окончил Ленинградскую среднюю школу N24 на Васильевском острове - специализированную школу с углубленным изучением английского языка (ныне - гимназия №24). В старших классах принял решение стать дипломатом. В 1970 году поступил на переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им.А.А.Жданова, которое окончил в 1975 году, получив диплом по специальности "английский язык". На четвертом курсе прошел в 1974 году 16-недельную стажировку в Иглинском техническом колледже в Лондоне (ныне - Thames Valley University). В университете был активным комсомольцем, был членом "выездной" комиссии. К концу учебы в университете Иванову "предложили работать в органах". В армии не служил. В 1977 году окончил Высшие курсы КГБ СССР в Минске. В 1982 году окончил московскую "101 школу" Первого Главного Управления (ПГУ) КГБ СССР (ныне - Академия Службы внешней разведки РФ, называлась также Краснознаменным институтом имени Ю.Андропова). После окончания университета с 1976 года работал в системе КГБ СССР - сначала Второго управления (контрразведка), в затем Первого главного управления (ПГУ, внешняя разведка). В 1976-77 гг. - сотрудник 1-го (кадрового) отдела Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, где работал в одном подразделении вместе с Владимиром Путиным.

Впоследствии продолжал поддерживать отношения с В.Путиным ("...не забывали друг-друга, иногда созванивались, иногда были длительные периоды провалов - когда уезжали за границу." С 1981 по 1991 работал в центральном аппарате КГБ - в системе Первого главного управления (ПГУ), начинал оперуполномоченным ПГУ. Находился в длительных служебных командировках за границей. В 1981-83 гг. работал, по некоторым данным, вторым секретарем посольства СССР в Лондоне и в 1983 году якобы был выслан из Англии по подозрению в шпионской деятельности.

Газете "Санди таймс", однако, не удалось получить в британском Форин офисе подтверждения этому: Форин офис отрицает факт работы С.Иванова в советском посольстве в Англии в начале 80-х годов и не подтверждает версию о его высылке как разведчика (во всяком случае под такими именем и фамилией). По другой версии, С.Иванов, выданный английской разведке перебежчиком О.Гордиевским, работал в это время не в Лондоне, а в резидентуре КГБ в Финляндии, которую и был вынужден покинуть.

Согласно официальной биографии, до 1985 года действительно был сотрудником резидентуры в Хельсинки, затем - резидентом в Кении. С 1991 по 1998 - в Службе внешней разведки (СВР), созданной на основе ПГУ КГБ СССР (в штаб-квартире СВР в Ясеневе). Последняя должность в Ясеневе - заместитель директора европейского департамента. 25 июля 1998 В.Путин был назначен директором Федеральной службы безопасности России (ФСБ) и сразу же предложил С.Иванову перейти из СВР в ФСБ. В августе 1998 года С.Иванов был назначен заместителем директора ФСБ - директором Департамента анализа, прогнозирования и стратегического планирования. 2 марта 1999 вошел в состав Межведомственной комиссии по участию РФ в "восьмерке". 15 ноября 1999 указом президента Бориса Ельцина назначен секретарем Совета Безопасности (СБ). 27 мая 2000 указом нового президента В.Путина вновь утвержден на должность секретаря Совбеза. 9 сентября 2000 президент В.Путин утвердил разработанную в Совбезе под руководством С.Иванова "Доктрину информационной безопасности", предполагающую восстановление элементов государственной цензуры. 29 сентября 2000 был избран председателем Комитета секретарей Советов безопасности стран - участниц Договора о коллективной безопасности СНГ. 9 ноября 2000 был формально уволен с военной службы. 18 ноября 2000 включен в состав Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. 28 марта 2001 назначен министром обороны РФ, сменив отправленного на пенсию Игоря Сергеева и уступив пост секретаря Совета безопасности Владимиру Рушайло. 18 мая 2001 на очередном заседании совета министров обороны стран СНГ избран вместо И.Сергеева председателем совета министров обороны.

Начало исполнения С.Ивановым обязанностей министра ознаменовалось рядом катастроф и трагических инцидентов в армии. 10 мая 2001 сгорела станция управления орбитальной группировкой предупреждения о ракетном нападении (состоящей из 4-х спутников слежения), в результате чего Россия на некоторое время полностью утратила возможность принимать адекватные меры (защиты и контрнападения) в случае внезапной ракетной атаки.

Продолжилась сложившаяся при предыдущих министрах обороны традиция объяснять взрывы складов боеприпасов попаданиями в них шаровых молний: в частности, 26 июня 2001 шаровая молния уничтожила армейский склад артиллерийских и реактивных снарядов в окрестностях г.Нерчинска в Читинской области. 20 июля 2001 очередная молния (по официальной версии, на этот раз не шаровая) подожгла крупный склад боеприпасов в Бурятии. При Иванове Министерство обороны стало уделять больше внимания популяризации армии и, в особенности, спецвойск.

Иванов покровительствовал киностудии "Сварг", создавшей телесериалы "Спецназ" и "Русский спецназ". При содействии Минобороны был снят исламофобский телесериал "Мужская работа" и патриотический боевик "Марш-бросок" (Stringer, №11, июль 2003). Весной 2003 г. предложил свой план военной реформы, который предусматривал постепенный перевод армии на профессиональную (контрактную) основу и некоторое сокращение срока обязательной службы, начиная с 2007-2008 гг., с выделением министерству обороны 150 млдр. рублей на реформу. На заседании правительства 24 апреля 2003 план Иванова фактически встретил сопротивление председателя правительства Михаила Касьянова, который выступил за финансирование реформы в объеме не более 50 млрд. рублей. В начале сентября 2003 г. премьер-министр Михаил Касьянов подписал доработанный план военной реформы на 2004-2007 гг., который предусматривал ее финансирование в размере 80 млрд. рублей. 24 февраля 2004 г. Путин подписал указ об отставке правительства. 9 марта 2004 г. Путин огласил новый состав правительства под председательством Михаила Фрадкова.

Иванов сохранил пост министра обороны. 12 мая 2004 г. был введен в состав Комиссии по военно-промышленным вопросам при правительстве РФ. С июня 2004 года - заместитель председателя Морской коллегии при Правительстве РФ. С апреля 2005 года - председатель Комиссии по экспортному контролю РФ. В июле 2005 г. МО приняло решение о небывалом сокращении военных кафедр в вузах России - до 29 на всю страну. Кроме того, с этого времени все окончившие эти кафедры студенты должны были проходить службу офицерами сроком от до 5 лет после окончания учебы. В сентябре 2005 г. список вузов с военными кафедрами был расширен до 68. Он был разделен на две категории. В первую - 33 вуза - попали те учебные заведения, в которых создавались так называемые военно-учебные центры. В них планировалось готовить офицеров-контрактников, которые по договору с Минобороны должны были служить три года.

Второй список включал в себя 35 вузов, выпускники которых, окончив военную кафедру, сразу отправлялись в запас и не призывались на службу в мирное время.

Заключение В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций.

Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений.

Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - профессионализация.

Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Реферат по дисциплине «Политология» выполнил студент гр. Э-25 Волощенко А.П.

Таганрогский Государственный Радиотехнический Университет

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса. Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Региональные лидеры до 2005 г. выдвигались населением, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.

Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.

Можно отметить следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей.

Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером (как это было с Б.Ельциным во второй половине 1990-х гг.), а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров.

Президент Российской Федерации.

Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки. Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.

31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента. Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.

Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах. Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении. Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших теле- и радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

Полномочный представитель РФ при европейских сообществах в Брюсселе и специальный представитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом (в ранге министра).

Михаил Фрадков родился 1 сентября 1950 года в тогда ещё Куйбышевской области. Сразу же после окончания школы он уехал в Москву и поступил в станкоинструментальный институт. Окончив институт с красным дипломом, М.Е. Фрадков по распределению попал в Дели и до 1975 года работал в аппарате советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии. До 1984 года Михаил Ефимович трудился на различных должностях во внешнеторговом объединении «Тяжпромэкспорт» Госкомитета экономических связей СССР. Параллельно окончил Академию внешней торговли. Его карьера неуклонно шла вверх. В 1988 году он был назначен первым заместителем руководителя Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических операций СССР.

1991 год принёс Михаилу Фрадкову новое назначение: он стал старшим советником Постоянного представительства России при отделении ООН и других международных организаций в Женеве, представителем России при ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). В октябре 1992 года он был назначен заместителем, а через год - первым заместителем министра внешних экономических связей Российской Федерации. Несколько последующих лет Михаил Фрадков входил в различные межведомственные и правительственные комитеты и комиссии.

В марте 1997 года М.Е. Фрадков вступил в должность председателя российской части межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с США, Польшей, Финляндией и Францией. В апреле того же года Михаил Ефимович был назначен министром внешнеэкономических связей и торговли Российской Федерации. 10 августа 1997 года Указом Президента Фрадков был введён в состав Координационного межведомственного совета по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами. До декабря 1998 года был членом Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по международной безопасности. 30 апреля 1998 года министерство было упразднено, а М.Е. Фрадков возглавил ликвидационную комиссию. 14 мая 1998 года на собрании акционеров его избрали председателем совета директоров компании «Ингосстрах», а в феврале 1999-го он стал генеральным директором АО «Ингосстрах».

В мае 1999 года Указом Президента М.Е. Фрадков назначен министром торговли Российской Федерации. После отставки Правительства Сергея Степашина с 9 августа 1999 года он исполнял обязанности министра торговли Российской Федерации. В августе вновь возглавил Министерство торговли Российской Федерации уже в кабинете Владимира Путина. В сентябре 1999 года М.Е. Фрадков был включён в состав Комиссии при Президенте по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. В мае 2000 года назначен первым заместителем секретаря Совета безопасности.

В марте 2001 года Михаил Фрадков возглавил Федеральную службу налоговой полиции, которая была создана в марте 1992-го и названа Главным управлением налоговых расследований при Госналогслужбе. Он был переведён в ФСНП из Совета безопасности прежде всего для того, чтобы добиться роста эффективности этой спецслужбы. До его прихода ФСНП вела дела по 27-ми статьям Уголовного кодекса, а с лета 2002 года - по 53-м, вплоть до незаконного ношения оружия.

В марте 2003 года, после упразднения ФСНП, М.Е. Фрадков был назначен полномочным представителем России при Европейских сообществах в Брюсселе в ранге министра. А в июне он стал специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам развития отношений с Европейским союзом. Весной 2004 года Михаил Ефимович Фрадков возглавил Правительство Российской Федерации.

Министр обороны РФ

Родился 31 января 1953 в Ленинграде в семье служащих, русский. Отец рано умер, воспитывался матерью Кирой Георгиевной (1921 г.р.). Семья жила в коммунальной квартире на Васильевском острове. Мать работала инженером-оптиком. Дядя по матери был капитаном дальнего плавания.

В 1970 году окончил Ленинградскую среднюю школу N24 на Васильевском острове - специализированную школу с углубленным изучением английского языка (ныне - гимназия №24). В старших классах принял решение стать дипломатом.

В 1970 году поступил на переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им.А.А.Жданова, которое окончил в 1975 году, получив диплом по специальности "английский язык". На четвертом курсе прошел в 1974 году 16-недельную стажировку в Иглинском техническом колледже в Лондоне (ныне - Thames Valley University).

В университете был активным комсомольцем, был членом "выездной" комиссии. К концу учебы в университете Иванову "предложили работать в органах".

В армии не служил.

В 1977 году окончил Высшие курсы КГБ СССР в Минске. В 1982 году окончил московскую "101 школу" Первого Главного Управления (ПГУ) КГБ СССР (ныне - Академия Службы внешней разведки РФ, называлась также Краснознаменным институтом имени Ю.Андропова).

После окончания университета с 1976 года работал в системе КГБ СССР - сначала Второго управления (контрразведка), в затем Первого главного управления (ПГУ, внешняя разведка). В 1976-77 гг. - сотрудник 1-го (кадрового) отдела Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, где работал в одном подразделении вместе с Владимиром Путиным. Впоследствии продолжал поддерживать отношения с В.Путиным ("...не забывали друг-друга, иногда созванивались, иногда были длительные периоды провалов - когда уезжали за границу."

С 1981 по 1991 работал в центральном аппарате КГБ - в системе Первого главного управления (ПГУ), начинал оперуполномоченным ПГУ. Находился в длительных служебных командировках за границей. В 1981-83 гг. работал, по некоторым данным, вторым секретарем посольства СССР в Лондоне и в 1983 году якобы был выслан из Англии по подозрению в шпионской деятельности. Газете "Санди таймс", однако, не удалось получить в британском Форин офисе подтверждения этому: Форин офис отрицает факт работы С.Иванова в советском посольстве в Англии в начале 80-х годов и не подтверждает версию о его высылке как разведчика (во всяком случае под такими именем и фамилией).

По другой версии, С.Иванов, выданный английской разведке перебежчиком О.Гордиевским, работал в это время не в Лондоне, а в резидентуре КГБ в Финляндии, которую и был вынужден покинуть.

Согласно официальной биографии, до 1985 года действительно был сотрудником резидентуры в Хельсинки, затем - резидентом в Кении.

С 1991 по 1998 - в Службе внешней разведки (СВР), созданной на основе ПГУ КГБ СССР (в штаб-квартире СВР в Ясеневе). Последняя должность в Ясеневе - заместитель директора европейского департамента. 25 июля 1998 В.Путин был назначен директором Федеральной службы безопасности России (ФСБ) и сразу же предложил С.Иванову перейти из СВР в ФСБ. В августе 1998 года С.Иванов был назначен заместителем директора ФСБ - директором Департамента анализа, прогнозирования и стратегического планирования.

15 ноября 1999 указом президента Бориса Ельцина назначен секретарем Совета Безопасности (СБ).

27 мая 2000 указом нового президента В.Путина вновь утвержден на должность секретаря Совбеза.

9 сентября 2000 президент В.Путин утвердил разработанную в Совбезе под руководством С.Иванова "Доктрину информационной безопасности", предполагающую восстановление элементов государственной цензуры.

29 сентября 2000 был избран председателем Комитета секретарей Советов безопасности стран - участниц Договора о коллективной безопасности СНГ.

18 ноября 2000 включен в состав Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

28 марта 2001 назначен министром обороны РФ, сменив отправленного на пенсию Игоря Сергеева и уступив пост секретаря Совета безопасности Владимиру Рушайло. 18 мая 2001 на очередном заседании совета министров обороны стран СНГ избран вместо И.Сергеева председателем совета министров обороны.

Начало исполнения С.Ивановым обязанностей министра ознаменовалось рядом катастроф и трагических инцидентов в армии. 10 мая 2001 сгорела станция управления орбитальной группировкой предупреждения о ракетном нападении (состоящей из 4-х спутников слежения), в результате чего Россия на некоторое время полностью утратила возможность принимать адекватные меры (защиты и контрнападения) в случае внезапной ракетной атаки. Продолжилась сложившаяся при предыдущих министрах обороны традиция объяснять взрывы складов боеприпасов попаданиями в них шаровых молний: в частности, 26 июня 2001 шаровая молния уничтожила армейский склад артиллерийских и реактивных снарядов в окрестностях г.Нерчинска в Читинской области. 20 июля 2001 очередная молния (по официальной версии, на этот раз не шаровая) подожгла крупный склад боеприпасов в Бурятии.

При Иванове Министерство обороны стало уделять больше внимания популяризации армии и, в особенности, спецвойск. Иванов покровительствовал киностудии "Сварг", создавшей телесериалы "Спецназ" и "Русский спецназ". При содействии Минобороны был снят исламофобский телесериал "Мужская работа" и патриотический боевик "Марш-бросок" (Stringer, №11, июль 2003).

Весной 2003 г. предложил свой план военной реформы, который предусматривал постепенный перевод армии на профессиональную (контрактную) основу и некоторое сокращение срока обязательной службы, начиная с 2007-2008 гг., с выделением министерству обороны 150 млдр. рублей на реформу. На заседании правительства 24 апреля 2003 план Иванова фактически встретил сопротивление председателя правительства Михаила Касьянова, который выступил за финансирование реформы в объеме не более 50 млрд. рублей.

В начале сентября 2003 г. премьер-министр Михаил Касьянов подписал доработанный план военной реформы на 2004-2007 гг., который предусматривал ее финансирование в размере 80 млрд. рублей.

9 марта 2004 г. Путин огласил новый состав правительства под председательством Михаила Фрадкова. Иванов сохранил пост министра обороны.

12 мая 2004 г. был введен в состав Комиссии по военно-промышленным вопросам при правительстве РФ.

С июня 2004 года - заместитель председателя Морской коллегии при Правительстве РФ.

С апреля 2005 года - председатель Комиссии по экспортному контролю РФ.

В июле 2005 г. МО приняло решение о небывалом сокращении военных кафедр в вузах России - до 29 на всю страну. Кроме того, с этого времени все окончившие эти кафедры студенты должны были проходить службу офицерами сроком от 3 до 5 лет после окончания учебы.

В сентябре 2005 г. список вузов с военными кафедрами был расширен до 68. Он был разделен на две категории. В первую - 33 вуза - попали те учебные заведения, в которых создавались так называемые военно-учебные центры. В них планировалось готовить офицеров-контрактников, которые по договору с Минобороны должны были служить три года. Второй список включал в себя 35 вузов, выпускники которых, окончив военную кафедру, сразу отправлялись в запас и не призывались на службу в мирное время.

В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве - институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.

С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - профессионализация. Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политика превратилась в «предприятие», которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Политик фактически превратился в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

1. http://srv1.nasledie.ru/naslHTTP/cs/OUT_DOC/ID/244789

2. http://www.krugosvet.ru/articles/86/1008668/1008668a1.htm

3. http://www.scilla.ru/works/raznoe/ivanov.html

4. http://nicbar.narod.ru/lekziya5.htm

5. http://www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=964&id_r3=1&simb=%CF&page=

6. http://www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=1403&id_r3=55&simb=%D4&page=