Минусинск офф лайн. РПЦ: I

Краткая историяКрасноярского православного коллоквиума

Краткой эта история оказывается потому, что говорить пока о возникшей в просветительской работе нашего епархиального отдела религиозного просвещенияколлоквиальной православной школе можно совсем немного и весьма осторожно. Самые внешние и весьма противоречивые условия осуществления религиозного образования создают трудности в решении насущнейших потребностей верующих душ. Горестный энтузиазм может некоторое время питать терпение

учащих и учащихся,в стеснении неподходящего и крошечного помещения, в снискании сил для утоления усталости. Но первые же творческие успехи религиозного и просветительского озарениявнесравненной степени превосходят терпение.

Понятие коллоквиума (от латинского colloquium – собеседование) в образовательном и учительном процессе по историческому времени очень заметно превосходит все средневековые понятия школы, академии, лицея, и тем более, университета. Древнейшие коллоквиумы, например, в Китае эпохи Чжоу имели диалоговую основу, когда ученик задавал вопросы, ответы на которые представляли собой стройную познавательную систему взглядов и могли привести к возникновению системы знаний и науки. При этом над такой школой довлела не только необходимость терпеть лишения, но и еще большая нужда выбирать учеников, потому что всякий помнит о простой ситуации, когда один неумный может задать такие вопросы, что и сто умников не ответят,и не образуется единение умов – эта драгоценная часть человеческого братства.

Бог собеседует человеку делами и словом Божественного Откровения, но Бог не использует открытой и явной репликации, Он всегда трансендентен и велик в Самобытии. Он использует тайну Искупления, но Он не прибегает к убеждению или уговорам. Суд Божий страшен, но ему предшествует длительность промыслительного попечения Отца о чадах. В этой ситуации человек, наделенный антиномическим единством мистики и разума, вырабатывает и использует самые различные методы проникновения в область высшего, то есть богооткровенного знания. Школа во всех ее видах всегда устами назначенного учителя старается, и порой весьма неумело, копировать диктумы Божественного Учителя, что приводит к методам навязывания умственных представлений. И спасительная хитрость умнейших людей состоит в том, что они умеют оставаться при своем мнении.

Не так поступали дренейшие просветители. Их часто называли учителями, но они были по их собственным словам прежде всего братьями (Мф.12,50; 25,40). Братство как дидактичекский метод, заложенный в основание древних коллоквиумов, образуется в том, что учащие и учащиеся не уравниваются в сумме базисного и оперативного знания, они становятся равными творческими соучастниками прозрения, молитвы и науки в познании тайны Священного Откровения. В этом смысле коллоквиум в наибольшей степени, принципиально и по существу воспроизводит, но никак не заменяет богочеловеческую природу Церкви.

Удачный коллоквиум со временем исторически всегда приводил к учреждению университетов. Церковь в сакральном, но не в методическом или организационном смыслах является училищем благочестия, то есть Церковь научает благочестию не столько словом, сколько освящающей благодатию Святого Духа. В Церкви всегда возникает стремление выделить за стены священного храма самые разнообразные образовательные инициативы. Вот почему в христианской Европе все университеты возникли исключительно в качестве училища религиозного просвещения, а в их древних уставах, зачастую, читаем такое правило: в случае прекращения преподавания Закона Божия в университете, таковой должен незамедлительно прекратить свое существование. Изучение богословия в университете, или просто наличие там богословского факультета, было признанием предшествующей и незаменимой роли религиозного просвещения. Преемственность и традиция лежат в основе эвристического или логического методов науки.

Также весьма примечательно, что идея и методическая практика коллоквиума сохранялась до середины 1960-х годов и в советских университетах, однако, приняв несколько измененную форму предварительных экзаменов, которые сегодня известны как «зачеты».

Мы очень надеемся, что получаемые в нашей коллоквиальной школе образовательные результаты могут быть со временем обработаны и переведены со звуковых записей в письменные и постепенно напечатаны на нашем сайте. В некоторое дополнение к настоящей статье помещаем один из образцов стихотворного толкования «Псалтири», сделанный студентами коллоквиума:

На стихи Пс. 33, 7-8: «Сей нищий воззва, и Господь услыша и …

Вкусите и видите, яко благ Господь!» (Автор – МаринаГула)

Нищий, беззащитный, недостойный,

Все потерявший, к Господу воззвал

И ощутил Его ответ спокойный,

Как будто Бог его призыва ждал:

«Господень Ангел скоро ополчится

И защитит Собой от всех скорбей».

И потрясенная душа смирится,

Ища вкушенья благости Твоей.

Чтоб через благодать Твою открылось

Как вспышка, как нечаянный удар,

Что права упования на милость

Не заслужить. Оно дается в дар.

(прот. Георгий Персианов)

Православная школа-коллоквиум-1.

Возникновение летом 2005 года группы-коллоквиума, изучающего Слово Божье, было вызвано потребностью духовного развития вначале двух христианок. Жажда познания приводила их даже на собрания «Церкви Христианской жизни» во дворце Труда, прельстив возможностью изучения Библии, а также возможностью быть услышанными в своих сомнениях и духовных переживаниях. Мало оцерковленные, они искали истину. Общение с отцом Георгием Персиановым постепенно ввело их в лоно Православной церкви. Они стали получать неформальные ответы на рвущие душу вопросы и сомнения.

Незаметно обычные встречи с батюшкой переросли в занятия, на которых давались необычные задания, например: прочесть Нагорную проповедь Иисуса Христа, выписать все слова и дать им пояснения. И тут явственно обнаружились стереотипные клише сознания, недопускающие понимания духовной глубины значения слов Божественного послания. Это открытие стало основанием твердого решения идти дальше в постижении истины.

Через год таких индивидуальных занятий-заданий, длящихся примернопятнадцать минут, но побуждающих потом всю неделю думать на заданную тему, в группу пришли еще две женщины. К этому времени уже сформировалась определенная методика занятий колоквиума. Предметом изучения стала Псалтирь царя Давида, методом погружения в семантику слов на церковно-славянском и русском языках, с частым обращением к синонимам в греческих текстах.Глубочайшие лингвистические познания отца Георгия не унижали, не подавляли учащихся, а побуждали к самостоятельной творческой работе. Некоторые, возможно впервые в жизни, погрузились в мир толковых словарей, в мир поэтики Божественных посланий, в мир Слова.

Особо можно отметить непринужденную атмосферу, царящую на занятиях. Совершенно не ощущается напряжение от серьезности разбираемых вопросов, которое очень умело снимается шутками, забавными случаями из жизни, а порой и анекдотом. Потом понимается, что в этом во всем кроме чисто психологического значения, скрыти тонкий дидактический смысл, раскрывающий содержание рассматриваемого вопроса с неожиданной стороны, делающим сложное понятным и запоминающимся.

Работа трудная, преодолевающая стереотипы мышления, сформированныежизнью и образованием в атеистической среде. Погружение в глубины Божьего Слова постепенно начало менять виденье жизни, давало понимание высших законов, руководящих ею.

За 2007 год группа увеличила свой состав до семнадцати постоянных членов, а в настоящее время уже около тридцати человек приходят на каждое занятие. Среди членов колоквиума есть представители различных слоев общества, как в образовательном, возрастном, так и в социальном аспекте. Но всех объединяет жажда познания истины. Некоторым учащимся для посещения занятий приходится преодолевать очень большие трудности и помехи: это и приезд из Дивногорска или поселка Шинников, и сложности на работе, и преодоление физической немощи, но потребность в получаемых на занятиях знаниях позволяет все преодолеть.

Уникальный метод ведения занятий вызывает восхищение у входящих в состав группы педагогов. Отец Георгий не дает своего толкования Слова и даже не ссылается на авторитеты Святых Отцов- он просто предоставляет возможность говорить самому Слову. Божья Премудрость раскрывается через погружение в слова псалмов, их анализ, сравнение, сопоставление.

Еще одной особенностью помощи страждущим душам является обход в беседах прямых поучений, назиданий, провозглашений ужеизвестных истин. Батюшка так умело, тонко направляет ход мыслей, что когда эти истины осознаются как бы самостоятельно, то принимаются уже без сопротивления сознания, более глубоко и осмысленно.

Отец Георгийлюбит грешников, сострадает им, милосердствует. Он не обличает прямо грех, что обычно вызывает боль и сопротивление, а мудрым словом побуждает самому его увидеть. Человек испытывает жгучее обличение уже от своей совести, что приводит к глубокому искреннему покаянию.

Занятия, несмотря на серьезность рассматриваемых вопросов, проходят легко и незаметно. Батюшка искусно использует шутки, курьезные примеры из жизни, а порой и анекдоты, которые снимают напряжение и помогают легче запоминать информацию.

Постепенно все члены колоквиума стали регулярно посещать богослужения, принимать Святое Причастие. И самое главное, делать это не формально, не по обычаю, или чьему-то совету, а по потребности души.

Расширился и круг чтения. Читаются, обсуждаются, передаются друг другу сочинения Святых Отцов: Игнатия Брянчанинова,Феофана Затворника,Иоанна Кронштадского, Письма Валаамского старца и т.д. Слушаются диски с записями проповедей Антония Сурожского, лекциями профессора Осипова, Кураева, отца Геннадия Фаста.

Члены группы стали жить активной духовной жизнью. Образовался своеобразный малый приход, объединяющий людей близких по духу, связанных целью научиться жить по заповедям, в мире и любви между собой и со всеми окружающими. Это плоды занятий.Молитвенное единение - это тоже плод работы колоквиума.

Все мы, собранные Богом вколлектив единомышленников, с надеждой и радостью ждем следующего четверга, ждем встречи с Богом через Его Слово, с нашим наставником и путеводителем отцом Георгием, ждем встречи друг с другом.

Прикосновение к Слову Божьему, постепенное понимание Его законов, глубокое соединение с РПЦ позволяет более грамотно противостоять различным сектантским организациям, наводнившим город, быть более стойкими в борьбе, как сискушениями окружающего мира, так и со своими внутренними.

Еще кплодамшколы можно отнести и те стихи, которые стали приходить некоторым учащимся.

********

Благодарю Тебя, Господь,

За каждый прожитый виток

Сей жизни грешной и святой.

И за надежду быть с Тобой,

Когда закончатся витки,

Придет пора с земли уйти.

Когда покинет тело дух

Не будь, Господь, к моленью глух!

Прости окольные пути,

Что часто от Тебя вели.

Но в сердце истина жила

И заблудиться не дала.

Благодарю! Благодарю!

Хвалу Тебе, мой Бог, пою!

Царю Небесный Утешитель,

Ты душам нашим Сотворитель.

Дай жизни праведный конец!

О, не конец, а лишь успенье,

В Тебе, Святой, преображенье!

О скорбях

Когда приходит боль души,

И горестное чувство

Вины своей томит тебя.

Ты чувствуешь, скорбя,

Что сам собой уловлен,

И в том твоя беда.

Лень, расслабленье воли,

Желанье жить, как прежде жил,

Не напрягаясь боле.

Все это тянет в ров,

Где скользкие края.

Погибель это для тебя!

Умом понять,

Покаяться душой,

Но только ничего не делать.

Так страсть не победить,

А лишь усилит скорбь.

В нокаут бросил враг тебя –

Все измени вокруг себя.

Стань требовательным втрое:

Ешь меньше, меньше спи,

Молитве время посвяти,

Почаще в Божий Храм ходи!

И никого не осуди,

Будь чуткой к чужой боли.

(Механикова Е.Н.)

Православный коллоквиум -2

Что дают мне занятия в школе, которую ведет о. Георгий? Очень многое. Я родилась и выросла в советское время, получила атеистическое «коммунистическое» воспитание. Но меня всегдаинтересовали вопросы о смысле бытия, о цели жизни человеческой. Где только я не искала ответы на них! В филологии, философии, психологии. Искала – и не находила. И только после занятий у отца Георгия поняла, что и не было в этих областях знания никаких ответов. Ответы– в христианской религии.

В свое время меня кБогу привела тяжелая болезнь. Я приняла таинство крещения, стала посещать храм, но душевное состояние мое было ужасным – навалилась депрессия. Душа хотела верить без оглядки, а разум продолжал задавать беспокойные вопросы. Как говорится, ум с сердцем не в ладу. Оно и не удивительно – за всю свою предыдущую жизнь я привыкла полагаться на интеллект, а не на веру, которой у меня было так мало! Занятия в школе о. Георгия помогли устранить этот внутренний разлад, перевели мое мировоззрение на религиозную основу.

Мы изучаем псалмы, обращаемся к Евангелию, другим текстам Священного писания, трудам святых отцов – и я чудесным образом делаю для себя массу открытий. Причем открываю для себя вещи очевидные – вроде бы я и слышала об этом раньше, но воспринимала механически, скользила по поверхности смысла, а о. Георгий сумел сделать так, чтобы я посмотрела на уже известное другими глазами.

Помню, как потряс меня 18-й псалом. Я как будто впервые поняла и почувствовала, как велик Господь – воистину Творец и Создатель всего, что окружает нас. И как мелок рядом с этим величием человек – любой человек, в том числе и я. А какой толчок кработе над собой дало это понимание-прочувствование! Душа всколыхнулась до самого дна. Какой постыдной и нелепой показалась собственная гордыня! Занятия о. Георгия часто дают такое побуждение, когда пересматриваешь собственную жизнь, и порой после этого торопишься на исповедь. Поменялось не только мировоззрение, но образ жизни – я теперь стараюсь соблюдать посты, регулярно хожу в храм, исповедуюсь и причащаюсь. И делаю это осмысленно, твердо зная, что моей душе это нужно.

Хочется отметить, что на своих занятий о. Георгий умеет найти и индивидуальный подход к каждому из нас. Мы – разные, с различным уровнем образования и жизненным опытом. Но никому из нас о. Георгий не навязывает своего видения, он всех заставляет думать, вчитываться в тексты псалмов, работать со словарями, изучать церковнославянские слова. И знания, полученные в результате этой трудной работы,становятся не механически заученными, а живыми, выстраданными, соотносимыми с жизнью собственной души. И как часто мы получали ответы на свои вопросы, которые не успевали и задать – оказывается, в Священном Писанииесть ответы наних, только сама я никогда бы их не нашла. И я благодарна Господу за то, что он привел меня именно в эту школу. Слава Богу за все!

(Марина Гула)

Среди других историй наглядно раскрывающих связи православной интеллигенции с духовенством следует отметить дело бывшего секретаря Новосибирской епархии протоиерея Александра Пивоварова (1939-2006), осужденного в 1983 году в Новосибирске на 4 года за организацию масштабной подпольной торговли православными календарями и другим церковным товаром .

Подробнее см.: Сообщение о суде над православным священником Александром Пивоваровым в Новосибирске 9-17.8.1983 // Материалы самиздата. Архив самиздата радиостанции "Свобода". 1984. 8.10. Вып. 32/84. АС№5316; Преображенская Г. Протоиерею Александру Пивоварову, настоятелю кафедрального Спасо-Преображенского собора Новокузнецка 8 июня исполняется 65 славных лет жизни // Губернские ведомости (Кемерово-Новокузнецк). 2006. 11 мая.

Часть литературы он получал от разгромленного КГБ в 1982 году крупного подпольного московского издательства, организованного группой православных интеллигентов из окружения о. Дмитрия Дудко, в котором работало несколько десятков человек, включая православных диссидентов. По делу о. Александра проходили еще пятеро известных ныне сибирских священников , но, по всей видимости, тогда следствие решило не раздувать дело.

В том числе брат о. Александра - о. Борис - один из будущих лидеров православных либералов Сибири (о нем более подробно см. далее). По делу также допрашивались: о. Георгий Персианов, ученик о. Александра, с 1992 года ректор Высших богословско-пастырских курсов в Красноярске, заведующий отделом религиозного образования и катехизации Красноярской епархии, и протодиакон Александр Реморов, ровесник, земляк (оба родились в Бийске в 1939 г.) и зять о. Александра - с 1995 года находящийся на посту ректора Новосибирского православного богословского института (см.: Семенов П. "...Чтобы обида не оставалась до другого дня" // Новая Сибирь. Новосибирск. 1998. 1 июня); выпускник истфака Одесского университета Геннадий Яковлев (1949-2000) - на тот момент псаломщик в храме г. Енисейска, в 1988-1990 годах личный секретарь архиепископа Иркутского, постриженный в монашество с именем Григорий и ставший известным стране после своей трагической гибели от рук своего знакомого, душевнобольного, отрезавшего ему голову в алтаре храма далекого эвенкийского поселка. Духовным сыном о. Александра Пивоварова являлся и самый влиятельный ныне сибирский православный либерал - в 1978 году изгнанный за свои религиозные убеждения из числа преподавателей кафедры теоретической физики Томского университета выходец из семьи менонитов, вскоре ставший православным священником - протоиерей Геннадий Фаст, известный церковный писатель и катехизатор, который в настоящее время является генеральным инспектором воскресных школ Красноярской епархии (что, конечно, лишь в малой степени отражает его реальный вес в православном сообществе региона). В 1987 году он стал одним из первых священников, потребовавших от руководства страны изменить положение Церкви, и в частности отделить "атеизм" от государства, так же как от него отделена Церковь (см.: Геннадий Фаст, настоятель Успенской церкви г. Енисейска. Письмо М.С. Горбачеву с предложением дополнить ст. 52 Конституции СССР // Материалы самиздата. Архив самиздата радиостанции "Свобода". 1987. 10 августа. Вып. 27/87. АС№6033). Любопытно, что упоминавшийся выше Петр Здрилюк в 1987-1988 годах был священником в том же Казанском храме в г. Ачинск Красноярского края, где за несколько лет до него поочередно подвизались в качестве настоятеля Персианов, Александр Пивоваров и (пономарем при о. Александре Пивоварове) Фаст. См.: Православная жизнь города Ачинска (история) // Сайт Красноярской епархии (http://kerpc.ru/blagoch/achinsk/history).

Продолжением "дела Пивоварова" стало дело 1986 года против барнаульца Игнатия Лапкина (на процессе он был осужден, однако вскоре освобожден, ныне он - глава крупного и очень консервативного прихода Русской Православной Церкви за рубежом в Барнауле), который в течение десятилетия занимался распространением аудиокассет с записями православных и общехристианских текстов, а также присоединением верующих ИПЦ к РПЦ и организацией летнего лагеря для детей из православных семей. Идейно он был связан с московской общиной о. Дмитрия Дудко, откуда получал и часть текстов. В то же время он активно сотрудничал и с кругом протоиерея Александра Пивоварова .

Упоминавшийся выше Г. Яковлев прислал в суд письма в защиту И. Лапкина. А о. Геннадий Фаст выступил на стороне И. Лапкина во время его конфликта с правящим архиереем Новосибирской области (включавшей тогда территорию Алтая и Красноярского края) архиепископом Гедеоном (Докукиным). См.: Там же. Приложение. С. 4-6. По утверждению одного из людей окружавших И. Лапкина - тогда демобилизованного из армии солдата (в этом качестве он также упоминается в сборнике "Златоуст на Советском Алтае..."), а ныне священника, преподавателя Томской духовной семинарии и родственника о. Геннадия - Александра Классена: "Отец Геннадий и Игнатий Лапкин были близкими друзьями" (о. Александр Классен. Электронное письмо Н. Митрохину. 2007. 19 января).11

Однако в организационном отношении И. Лапкин действовал самостоятельно, его клиентами были священники на пространстве от Прибалтики до Красноярска (в том числе в Киеве), для которых он делал тысячи копий лично начитанных сочинений (около 200) в диапазоне от Иоанна Златоуста и собственноручно "переработанных" "Протоколов сионских мудрецов" до сочинений А. Солженицына и А. Шмемана.

Прихожанам показалось, что мирская власть спелась с церковной. Прихожане перекрестились

«Нельзя упрекать Церковь в том, что составляет ее благую сторону. Единственно правильная позиция в вопросе о соотношении Церкви и государства выражается в принципе симфонии - пишет протоиерей Василий Зеньковский в учебном материале «Апологетика». - Церковь ни на Востоке, ни на Западе никогда сама не отделяла себя от государства…».
Сегодня священники исправно окропляют святой водой государственные перекрестки (с благословения ГИБДД). И не только перекрестки. Накануне недавних выборов прихожане обратили внимание на любовное отношение духовной власти к светской. В чисто симфоническом, конечно, смысле…

По окончании службы, предшествующей обряду крещения, прихожане уярской церкви «Преображения Господня» стали свидетелями симпатий отца Георгия. Батюшка смутил настроенных на таинство присутствующих неожиданной речью, посвященной личности министра МЧС РФ Сергея Шойгу, который возглавлял список партии единороссов в крае.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви гласят: «Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества» (III. Церковь и государство III.8). Впрочем, та же концепция гласит, что существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Первым пунктом в перечне табу числится предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров.
Представители епархии отказались комментировать связь между министром МЧС и уярской церковью.
- У вас имеется в доказательство какой-нибудь звуковой файл? - поинтересовался руководитель пресс-службы Красноярской епархии Андрей Скворцов.
- Ходить в церковь с диктофоном как-то противоестественно.
- В таком случае, вы могли что угодно придумать…
Протоиерея Георгия Персианова мне удалось застать в одном из офисов Красноярска, где батюшка, не без разрешения епархии (о чем он поспешил сообщить в нашей мимолетной беседе) ведет прием граждан. Услыхав, что прихожане восприняли его речь как агитацию, батюшка был возмущен. Но не отрицал, что имя министра МЧС в тот день произносил, поясняя разницу между «спасителем» и «спасателем». Примером последнего и послужил Сергей Кужегетович, с которым отец Георгий, по его словам, находится в дружеских отношениях. Явление Шойгу в речи священника в канун выборов - совпадение и только.
Митрофорный (награжденный правом ношения митры) протоиерей, кандидат богословия, председатель епархиального отдела по катехизации и образованию, преподаватель пастырских курсов, известный ученый, «Почетный доктор Оксфордского университета» отец Георгий хорошо известен прихожанам. На крестины к нему едут со всего Красноярского края. Ходят слухи, что батюшка обладает даром провидца.
На одном из красноярских интернет-форумов уже более двух лет обсуждаются деяния почтенного служителя Церкви. Находятся, конечно, критики, оставшиеся неудовлетворенными советом священника. Но в целом люди вспоминают его словами благодарности, рассказывая, что батюшка верно подсказал путь в жизни.
Перед дверью офиса, где ведет прием Отец Георгий, я простояла около часа. Время приема закончилось, а народ все подходил. Разные по возрасту и социальному статусу люди шли к батюшке с надеждой.
- Что стоит прием? - обратилась я к одной из женщин в очереди.
- В соседнем кабинете тарелочка. Кто сколько даст.
- Батюшка лечит, предсказывает? - уточняю у завсегдатаев.
- Он не ясновидец, а прозорлив.
Жаль, в епархии не стали делиться мнением по поводу уярской истории. Может, рассказали бы, о чем говорят с прихожанами служители других красноярских храмов. Ведь страх как интересно, обладают ли коллеги отца Георгия такой же прозорливостью, хотя бы политической.

Интернет-конференция по теме «Катехизация: Зачем оглашать крещеных»

Татьяна Н. Воробьева, Москва

Владимир Иванович, могу сказать, что я была крещена младенцем - по московскому морозу 1943-го года несколько комсомольцев несли меня в храм Ильи Обыденного на Остоженке, прихватив медный чайник с кипятком. И только на склоне лет, когда почти все участники этого «похода» ушли из жизни, у меня возник вопрос: «Зачем они это делали?» И вот с этим вопросом я пошла на оглашение. А вот ровесник, тоже крещеный в детстве, этим вопросом не задается, отшучивается: «Так было принято». Ничего себе - «принято» в Москве, в 43-м году! И я затрудняюсь как-то побудить его над этим вопросом хотя бы задуматься. У него же - все ОК - и без этого вопроса. А мне его жаль и даже как-то за него страшновато. Можно ли помочь человеку в этом случае, не пугая его? Хотя, как без этого «пугания» обойтись, ума не приложу.

Ответ В.И. Якунцева: Конечно, можно помочь этому человеку - раскрывая учение Церкви, Евангельское учение в той части, которая доступна этому человеку. И самое главное, освобождая его от ложной уверенности в том, что если он крещен, то, в общем-то, все ОК. Действительно, людьми, которые несли в 1943-м году в храм младенца для крещения, двигала вера. И эту веру они воплощали так, как могли, как были научены. Cудя по тому, что сказано, ясно, что это было искренне, что это был подлинный глубокий порыв. Но еще раз хочу сказать - человека крещеного, но совершенно никак не проявляющего свою веру, нужно освобождать от ложной уверенности в том, что крещение само по себе, как факт, является признаком и свидетельством того, что человек «свой Богу», что он действительно стоит на пути жизни. Нужно говорить о том, что крещение есть дар, а если дар не приносит плодов, то этот дар обращается человеку «в суд и во осуждение». А вот будет пугать это человека или радовать - зависит от самого этого человека. Но правду надо возвещать, о правде надо свидетельствовать. Главное средство помощи такому человеку - катехизация, необходимость которой для такой категории людей - крещеных, но не проявляющих свою веру - осознана в нашей Церкви. В частности, покойный патриарх Алексий II, обращаясь с приветствием к участникам круглого стола «Катехизация в современной Церкви: вопросы, опыт, пути развития», проведенного Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ и Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи 29 ноября 2007 г., сказал, что «в особом пастырском и педагогическом сопровождении при вхождении в церковную жизнь нуждаются не только готовящиеся к Таинству Крещения, но и те, кто был крещен без подготовки, формально, не сподобившись «родиться свыше» (Ин. 3:7)».

Сергей Черногорцев, Москва

Что подразумевается под оглашением крещеных? Если вообще научение вере, то любого христианина до конца дней его и по смерти можно именовать оглашенным, то есть тем, кто учится, познает, делает новые открытия в познании Бога... Или это подразумевается некий минимум знаний, без которого крещение считается недействительным или неполноценным до тех пор, пока этот минимум не будет получен рационалистическим путем?

Ответ В.И. Якунцева: Большое спасибо за вопрос. Под оглашением традиционно понимается не вообще научение вере христианина до смерти, оглашение - подготовка уверовавшего к крещению, научение его основам христианской веры, молитвы и жизни для того, чтобы его вера приносила плоды в Церкви. Это принципиально важно! Не вообще подготовка к крещению, т.е. объяснение, что такое крещение, а подготовка в том смысле, что крещение есть поставление на служение, а служить - это значит приносить плоды. Под этим подразумевается не только некий минимум знаний, но и опыт, определенных решений и обещаний, который позволяет человеку осознать дар, который он получил, и плодоносить. Если же человек крещен, а плодов любви, плодов служения, плодов собирания во Христе, в Церкви, плодов свидетельства не приносит, то это значит, что крещение недейственно, неплодоносно. Это общее место: достаточно много свидетельств святых отцов, которые говорят о том, что крещение если не принесло плода, если не привело к изменению духа человека, не перетворило его, то это крещение недейственно и его можно поставить под сомнение. Об этом писали и свт. Кирилл Иерусалимский, и Ориген, и свт. Григорий Нисский.

Речь идет о плодах любви и плодах свидетельства - о том, что человеку в Крещении дается благодатный дар, талант, которым он мог бы послужить. Вспомним, например, понимание таланта у прп. Серафима Саровского в беседе с Мотовиловым: талант - это вера, которая дана тебе. А когда через твое свидетельство происходит рождение веры в других людях (т.е. то, что мы могли бы назвать миссией), тогда этот талант удваивается, утраивается и т.д. и т.д. Но если человек получил этот дар, а он не удваивается, не умножается, тогда этот талант обращается человеку «в суд или во осуждение». Допустим, человек крещен, а при этом нет свидетельства, он не приводит людей к вере, к Евангелию, к жизни по заповедям Христовым, то действенно ли это крещение? Есть ли этот талант? Или его нет? Или, что хуже, он просто зарыт в землю? Оглашение крещеных - это попытка сделать все, чтобы данный талант умножался. Это ни в коем случае не сомнение в том, что талант получен, но попытка сделать христианскую жизнь плодоносной.

Амфилохий Диомидович

Владимир Иванович, чисто практический вопрос: как Вам кажется, с чего следует начинать возрождение катехизации на приходе?

Ответ В.И. Якунцева: На приходе нужно начинать с проповеди - с проповеди полноты церковной жизни, с проповеди реальной и действенной христианской жизни, с проповеди, которая обличает потребительство, которая обличает, выражаясь словами Августина Блаженного, «ложную уверенность в спасении». В трактате «О вере и делах» Августин Блаженный обличал своих собратьев епископов и пресвитеров в том, что крестя людей без подготовки, они дают им «ложную уверенность в спасении». Вот с чего нужно начинать, и тогда на приходе образуется группа людей, которая хочет обрести более качественную христианскую жизнь, более реальную, лишенную внутренних разрывов, конфликтов между верой и жизнью, между словом и делом. Это первое. Второе - нужно изучать традицию, нужно знать традицию катехизации, чтобы уйти от всяких «обманок», всякого легкомыслия в этом вопросе. Главное - стремиться прийти к Евангельским, святоотеческим критериям качества жизни христианина и ни в коем случае их не редуцировать, не умалять. Самая большая проблема, которая препятствует возрождению катехизации на приходе, - это крайне заниженные критерии качества христианской церковной жизни.

Михаил Кутузов, Москва

В Церкви встречается такая ситуация: люди, которые пришли «покрестить ребеночка», слышат в ответ предложение пройти огласительные беседы, стать прихожанами: вместе спасаться, молиться, причащаться. А вскоре и ребёнка покрестить. Результат почти стопроцентный: больше этих людей не видно.

Конечно, недопустимо крестить всех желающих, профанируя Таинство вступления в Церковь. Но как преодолеть барьер, который не дает людям увидеть в катехизации тот единственный путь, ведущий к полной жизни в Церкви?

Ответ В.И. Якунцева: Дело в том, что катехизация - это не первый шаг, который должен человек сделать на пути к Богу и в Церковь, на пути к реальной действенной христианской жизни, а скорее второй. Первый шаг - это, все-таки, обратиться от пути смерти к пути жизни, к Богу; обратиться от пути смешения добра и зла к пути добра. Отсутствие этого обращения - главный барьер на пути к катехизации. А как помочь его преодолеть? Через свидетельство, через миссию, через проповедь пути жизни и его четкого отграничения от пути смерти, т.е. от пути смешения добра и зла. И только когда это начинает раскрываться, человеку становится понятно, что жизнь, которая связана со следованием по пути к Богу, требует обретения опыта, научения, что тут мало одного желания, тут надо многое уметь, чувствовать, понимать, и уже отсюда возникает проблема, вернее, вопрошание о катехизации. Вы, Михаил, правы: дело в том, что у подавляющего большинства тех, кто приходит крестить ребенка в храм, такого вопрошания нет. Они считают, что они уже идут по пути жизни. При этом совершенно не знают заповедей Божьих, не полагают исполнение воли Божьей в основание своей жизни; уверены, что они уже члены Церкви, при этом совершенно не интересуясь жизнью Самого Христа, не интересуясь молитвой, будучи невеждами в вере и т.д., и т.д. Поэтому перед тем как начинать катехизацию, надо обязательно решить этот вопрос - надо четко и ясно провести границу между двумя путями. Нужно всем сказать, что путей всего два, а не множество, как многие сейчас верят и учат.

Прот. Георгий Персианов, Красноярск

Глубокочтимые организаторы Интернет-конференции «Катехизация...»! Очень опасаюсь того, что мои мнения могут оказаться справедливыми в том смысле, что наша боголюбезнейшая матушка Церковь, русская и православная, в своем настоящем уничиженнейшем состоянии имеет мало от морального права учить вере и церковности, в чем, собственно, со времен свт. Кирилла Иерусалимского, свт. Кирилла Александрийского и свт. Киприана Карфагенского и видели Святые отцы Церкви таинство оглашения. Тем любезнее о Господе ваше общинное начинание, что оно ставит на всецерковное обсуждение проблему истинного исповедания «не устами, но сердцем» богоположенных свойств Церкви Христовой: единства, святости, соборности и апостольства. Воспринимаемое через святые Таинства Церкви, действенное и действительное вероучительство вполне возможно только как система религиозного образования, осуществляемого в обстоятельствах неугасаемого, но соборно питаемого стремления к развитию Церкви в усовершенствовании по образу Христа и апостолов.

С наилучшими пожеланиями, недост. прот. Георгий

Ответ В.И. Якунцева:

Спасибо, о. Георгий.

Иоанна, Москва

Владимир Иванович, скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете введение в школах предмета «Основы православной культуры»? И в целом, и в аспекте катехизации?

Ответ В.И. Якунцева: Сразу хочу сказать - это не катехизация. Потому что катехизация всегда была связана с верующими людьми, с теми, кто уверовал. И она имеет, как мы уже говорили, очень конкретные цели: чтобы человек обрел крещение как таинство освобождения от власти греха, зла, смерти, а также как таинство поставления на служение Богу и Церкви тем даром, который Господь ему дает. Предмет «Основы православной культуры» лишь отдаленно связан с катехизацией. Что касается оценки самого предмета - тут вряд ли я буду оригинален: я против его обязательного введения. Как факультатив - возможно. Очень важно, преподавая ОПК, не навредить, т.е. не занудствовать. Когда православие, христианство занудно раскрываются, от этого может быть только вред. А основной целью могло бы быть создание хорошего эмоционального и интеллектуального отношения к православной культуре, уважения к ней, чтобы учащимся стало понятно: православная культура - это не банальность, не легкомыслие, это очень глубокая и серьезная вещь.

Александр Гоман, Москва

Владимир Иванович! Как я знаю, Вы в своей научной работе анализировали разные опыты современной катехизации. Скажите, пожалуйста, есть где-нибудь в православной церкви катехизация, похожая на катехизацию на базе СФИ?

Ответ В.И. Якунцева: К сожалению, в православной церкви такого опыта я еще не нашел. В других церквях - есть. Но сразу хочу сказать, что основная причина не потому, что у кого-то не хватает знаний, опыта, желания. Основная причина в том, что у многих в нашей церкви не хватает веры и сил, чтобы противостоять той расхожей практике воцерковления, подготовки к крещению или, вернее сказать, ее отсутствию, которая в нашей церкви принята и охраняется. За этой практикой стоит не какое-то незнание, а воинствующее невежество. Я еще раз хочу сказать - это воинствующее невежество. Наш опыт катехизации существует только потому, что есть какая-то сила, по милости Божьей, которая позволяет его осуществлять, т.е. практиковать катехизацию, соответствующую евангельским и святоотеческим критериям воцерковления. Хотя - еще раз об этом хочу сказать - об этих критериях знают многие. Знают, что необходимо, знают, что минимально должно быть, чтобы, например, человека здорового, взрослого допустить к крещению. Однако, зная эти критерии, люди не решаются следовать им, вот в чем проблема.

Павел Кантор, Москва

Уважаемый Владимир!

Не секрет, что в современном мире православный в своей повседневной жизни сталкивается с атеистами, инославными и иноверцами, представителями тех или иных крайних течений в православии.

Как Вам кажется, в ходе катехизации человек должен получать практические и теоретические навыки полемики с такими собеседниками (в виде участия в диспутах, например)? Или, напротив, катехизируемому следует всячески уклоняться и ограничивать свое участие в обсуждении религиозных вопросов с инаковерующими?

Ответ В.И. Якунцева: Катехизация - особый период в жизни человека. Как правило, у человека очень мало сил, чтобы участвовать в разного рода диспутах, потому что очень много их уходит на изменение собственной жизни, понимание каких-то новых вещей, которые все время открываются. Нужно «перетряхнуть» всю свою жизнь - это требует от человека очень много сил и времени. У оглашаемого, катехумена особое состояние: у него пока еще многие противоречия неразрешены, в связи с этим сил очень мало. И поэтому рекомендовать оглашаемым искать таких диспутов и участвовать в них я бы не стал. Если они возникают дома, на работе и где-то еще - это другой вопрос. И то, здесь надо уметь разговаривать. Спор по поводу вопросов духовной жизни очень редко дает хороший плод. Но очень часто, как ап. Павел пишет Тимофею, приводит лишь «к расстройству слушающих» (2 Тим. 2:14). Потому что спор - по немощи людской - это почти всегда попытка победить другого и доказать свою правоту, а не найти истину. Поэтому оглашаемым я бы советовал уклоняться и ограничивать обсуждение таких вопросов с инаковерующими. Но, в то же время, сама катехизация по сути своей готовит людей к тому, чтобы потом быть и верным, и разумным свидетелем своей веры. Не просто знатоком, эрудитом, но именно тем, кто живет этой верой и способен не просто о ней рассказывать, но и свидетельствовать.

Александр Глянц, Москва

Как Вы считаете, Владимир Иванович, всем ли крещеным надо оглашаться, ведь известно из истории церкви, что иные и не оглашались, а церковь их прославила как Святых?

Ответ В.И. Якунцева: Крещеным нужно оглашаться только в том случае, если они не были научены перед крещением и не имеют полноценного огласительного опыта. На этот счет есть даже каноны - например, 47 правило Лаодикийского собора .

Огласительный опыт - это обретение человеком определенных духовных качеств и навыков, которые позволяют ему действительно стать Христовым учеником. И это, прежде всего, относится к таким вещам, как послушание заповедям Закона и старшим в Церкви, честность, молитва, навыки самоограничения, поста, практики милосердия. Т.е. все эти простые первичные навыки и опыт, связанный с их обретением, и есть огласительный опыт. Если человек его не имеет, он не может жить по Евангелию, для него ученичество у Христа станет абстракцией, и само Евангелие станет красивым текстом и больше ничем.

А из святых, действительно, оглашались не все, но огласительный опыт все имели, иначе бы они не стали таковыми. Но если бы в церкви была бы практика оглашения, то, я уверен, святых было бы неизмеримо больше, т.к. огласительный опыт обрести самому крайне сложно.

Анна, Москва

Владимир Иванович, сейчас широко распространён такой стереотип, что если ты крещёный, то уже всё сделано, ты - православный, вне зависимости от собственной веры или жизни. Как Вы считаете, можно ли преодолеть такой стереотип, и каким образом?

Ответ В.И. Якунцева: Можно. Нужно учить, нужно проповедовать, нужно свидетельствовать и нужно апеллировать к традиции, апеллировать к церковному учению. Потому что это не просто мнение, а целое учение. Причем то учение, которого нам Иисус Христос заповедал бояться больше всего - учения фарисейского и саддукейского, т.е. лицемерие. И это как раз одно из проявлений этого учения: утверждение, что если ты крещен, то независимо от того, какова твоя вера и жизнь, ты уже можешь иметь уверенность внутри себя, рассчитывая на дружбу с Господом. Т.е. вопреки прямым словам Христа, апостолов, которые есть в Новом Завете. Преодолевать это можно и нужно именно таким же образом, как это делал сам Господь, иногда вот так прямо и говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете... Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять...» и т.д. (Мф. 23:13-33).

Ольга Хегай, Москва

Дорогой Владимир Иванович!

Меня волнует такая проблема: я лично знаю многих православных - мирян и священников - которые ревнуют о возрождении катехизации на приходе. Но они сталкиваются с той трудностью, что крещеные люди не чувствуют необходимости в оглашении. Поэтому вместо катехизации в традиционном святоотеческом смысле людям предлагают разного рода библейские кружки или евангельские встречи, на которые те с удовольствием идут. Такие встречи не предполагают ни этапов, ни завершения в виде воцерковления, но зато есть какое-никакое научение вере. В связи с этим у меня возникает довольно много вопросов.

Как Вы лично относитесь к таким начинаниям? Дело в том, что, на первый взгляд, это очень хорошая вещь, и лучше, когда это есть, чем когда нет ничего. Казалось бы, это надо только приветствовать. Но проблема в том, что такая форма, в силу отсутствия границ и, следовательно, ответственности (любой может прийти и уйти) входит в противоречие с собственно катехизационными задачами, которые как раз предполагают четкое определение границ церкви. Для того чтобы осознанно войти в церковь, нужно сначала признать себя вне ее или хотя бы не вполне внутри (неполное членство). Если представить себе, что на одном приходе будет предпринята попытка сочетать такие евангельские встречи с традиционной катехизацией, то, скорее всего, последнее просто не удастся (что, насколько я знаю, уже случалось на практике).

Ответ В.И. Якунцева: Такие кружки оправданы только как некоторое начало, только для того, чтобы заинтересовать, раскрывая Евангелие, и выявить те границы, которое оно предполагает и определяет. Вот что важно. Действительно, в форме кружков катехизация идти не может. А вот начать с проведения кружков можно, чтобы в них выявились те люди, которые жаждут катехизации, которые действительно хотят обрести огласительный опыт и жить в Церкви, принося плоды. Не те плоды, которые сам человек считает плодами, а которые Господь, Церковь и Евангелие считают плодами христианской жизни. В целом, думаю, что из тех людей, кто даже регулярно ходит в храмы (не надо питать никаких иллюзий!), но которые приходят туда не потреблять и пользоваться, а именно послужить и что-то отдавать, тех, кто именно в жертвенной христианской жизни видит для себя перспективу - таких людей в храмах, в целом, немного. Но, как ни странно, такие люди встречаются вне храма, вне канонических границ Церкви. И поэтому священникам, мирянам не нужно замыкаться среди собственных прихожан - им надо выходить в мир и уметь свидетельствовать о Христе, находить для этого адекватные формы, чтобы совестливые люди, а их у нас достаточно много, могли прийти ко Христу и в Церковь. Сейчас очень многие такие люди не хотят идти в храмы, т.к. не видят там для своей совести никакой радости и пищи.

2. Следующий вопрос: если не так, то как? Здесь уже звучал вопрос - с чего начинать возрождение катехизации на приходе? Как пробудить в уже крещеных людях стремление восполнить таинство просвещения? Как должна поменяться жизнь прихода, чтобы на нем могла совершаться катехизация? Вообще, с катехизации ли надо начинать? Может быть, сначала нужно привести в порядок что-то другое? Каков, на Ваш взгляд, необходимый минимум условий, чтобы катехизация на приходе была возможна?

Ответ В.И. Якунцева: Я уже начинал на это вопрос отвечать. Могу добавить, что не на всяком приходе может быть катехизация. В каком-то смысле сам приход ее проводить не может. Вот если в приходе или при приходе есть община, или, наоборот, приход при общине или ряде общин - тогда да. Если есть какая-то общность христиан, которая не просто приходит и уходит, а которая в Церкви живет, или, как минимум, есть круг людей, которые имеют общинное сознание и жажду общинной жизни - тогда катехизация может зародиться. Потому что та катехизация, которая есть в традиции, никогда не была нацелена на то, чтобы человека сделать просто членом прихода. Приход - такой, как мы его знаем, - это очень сложная реальность, которая крайне редко точно выявляет Церковь. Такая проблема существует. Поэтому нужно начинать с проповеди церковной жизни как ответственности, как стремления приносить плоды, как жизни братской, жизни, которой не свойственно деликатничать со злом и грехом. Тогда уже возникает разность потенциалов - что для катехизации принципиально важно. Т.е. разность потенциалов не только между жизнью в мире сем и церковной жизнью, но и разность потенциалов между теми, кто только обратился, начинает свою церковную жизнь и теми, кто уже обрел на ее пути определенную зрелость. А если нет этого качества и веры в качество церковной жизни, то, конечно, никакой разности потенциалов не существует. Тогда и катехизации нет: она просто не видится как что-то необходимое.

Михаил Беляков, Москва

Уважаемый Владимир Иванович! У меня несколько вопросов.

1.В каких случаях крещеному, но не прошедшему оглашение человеку нет необходимости оглашаться?

Ответ В.И. Якунцева: Если этот человек живет в Церкви, служит тем даром, который получил, имеет силу для церковного общения, если у него есть какой-то круг людей, за которых он отвечает. Т.е., короче говоря, это определяется по Духу и по плодам. Если есть действительно жертвование, если есть живое ученичество у Христа, если есть жизнь как христианство и христианство как жизнь, тогда, конечно, необходимости оглашаться нет.

2.Существуют ли критерии качества оглашения? Если да, то каковы они?

Ответ В.И. Якунцева: Существуют, я их уже перечислял. Первый критерий - это полное и бесповоротное отвержение пути смерти, пути греха и зла во всех их проявлениях. Второе - обещание Богу доброй совести, выраженное не только словами, но и духом своей жизни, что означает практическое следование слову Божьему в своей жизни. И причем не только ветхозаветным заповедям, но и новозаветным заповедям, т.е. когда сам образ Христа становится для человека живым и ясным и является основанием для его жизни, для его духовного роста, для его пути.

3. В чём принципиальные отличия вашей системы оглашения от других существующих систем в России и в зарубежье?

Ответ В.И. Якунцева: Дело в том, что система оглашения - это не просто набор элементов, связанных друг с другом, но это еще и некоторое качество. Исходя из этого, я хочу сказать, что принципиальных отличий нашей системы оглашения от какой-либо другой системы оглашения не существует - если речь идет действительно о системе оглашения. Вся проблема в том, что этих систем мало, несмотря на то, что практики оглашения иногда бывают достаточно длительные - год и полтора. Для систем оглашения характерна верность принципам воцерковления, которые исповедовала катехизическая церковная традиция: церковности, личностности, целостности, последовательности, целесообразности. Не просто исповедовала, но и практиковала, т.е. воплощала эти принципы в своей практике. Когда есть верное воплощение этих принципов на практике, тогда неизбежно возникнет система оглашения.

Предыдущие интернет-конференции:

2. Вторая Интернет-конференция с о. Георгием Кочетковым на тему: