Наташа Ростова — сочинение. Бег на короткие дистанции Одно из важнейших мест в

Одно из важнейших мест в физическом воспитании учащихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия: прыжки в длину и в высоту с разбега, а также метания. Поэтому в первую очередь необходимо решать задачи обучения школьников технике бега.
Научные данные показывают, что примерно у 90% детей 7–10летнего возраста отмечается целый ряд нерациональных движений и ошибок в беге, а именно: неполное разгибание опорной ноги при отталкивании; фаза опоры более продолжительна во времени, чем фаза полета; постановка ноги с пятки и наружного свода стопы; перекрестная работа ног, т.е. след правой ноги заходит влево за среднюю линию.
В связи с этим возникает необходимость формировать правильные двигательные навыки в беге с первых лет обучения в школе.
В данной статье предпринята попытка помочь учителю физической культуры при обучении технике спринтерского бега. Предложенные упражнения направлены на формирование техники бега, они не имеют дозировки – учитель должен определять ее самостоятельно.
Материал не распределен по классам, так как согласно принципу вариативности учитель имеет возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно­половыми особенностями учащихся, материально­технической оснащенностью учебного процесса, видом учебного учреждения, регионально­климатическими условиями.

Обучение технике спринтерского бега

Технику бега принято условно делить на следующие фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Высокий старт

По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу носком к линии, не переступая ее, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт.

Плечо и рука, разноименные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука отведена назад.

По команде: «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела распределялся в направлении впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед).

По команде: «Марш!» бегун отталкивается от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.

Методическая последовательность обучения технике высокого старта

1. Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.

2. Старты «падением» из положения стоя на двух ногах (на носках) и на одной (толчковой) ноге.

3. Старты «падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки опущены вниз или на коленях.

4. И.п. – стоя в широком шаге в наклоне вперед, сильнейшая (толчковая) нога впереди. Руки полусогнуты в локтевых суставах, одна впереди, другая, одноименная выставленной вперед ноге, отведена назад. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с перекрестной работой рук.

5. Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую (толчковую) ногу.

Старт с опорой на одну руку – разновидность высокого старта

Старт с опорой на одну руку – вариант высокого старта – применяется, кроме того, как упражнение, подводящее к низкому старту.

В отличие от высокого старта по команде: «На старт!», ноги здесь согнуты сильнее, вес тела больше переносится вперед. Рука, противоположная ноге, выставленной вперед, касается грунта, другая, согнутая в локте, отведена назад.

По команде: «Внимание!» тяжесть тела переносится на руку и толчковую ногу.

По команде: «Марш!» бегун производит отталкивание от грунта рукой и обеими ногами. Первые шаги следует делать с большим наклоном, постепенно уменьшая его.

Методическая последовательность обучения технике старта с опорой на одну руку

1. Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку по команде: «На старт!».

2. Перенос тяжести тела вперед с опорой на одну руку и впереди стоящую ногу по команде: «Внимание!», вернуться в положение «На старт!».

3. Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала.

4. Бег с высокого старта с опорой на одну руку по сигналу учителя.

Низкий старт

Низкий старт – наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для обеспечения удобства и прочности опоры ног используются стартовые колодки или стартовые станки.

Статья подготовлена при поддержке интернет - магазина «Травы Приморья». Если Вы решили приобрести лекарственные травяные настойки, то оптимальным решением станет обратиться в интернет – магазин «Травы Приморья». На сайте, расположенном по адресу http://travprim.ru/ , вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать лечебные травы и настойки по выгодным ценам.

Наиболее оптимальным для школьной практики является такой способ установки стартовых колодок, когда передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя – на расстоянии 1–1,5 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45–60°, задняя – под углом 60–80°. Расстояние между колодками по ширине обычно равно длине стопы.

По команде: «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию и встает так, чтобы колодки оказались позади него. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).

Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии.

По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!».

После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром. Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места ее постановки на грунт, первый шаг должен быть стелющимся, т.е. проносить стопу нужно возможно ближе к земле.

Благоприятные условия для наращивания скорости бега в возможно более короткий срок создаются благодаря достаточно острому углу отталкивания от колодок и наклонному положению тела спринтера при выходе со старта.

Методическая последовательность обучения технике низкого старта

1. Старты из различных исходных положений: из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись, из упора стоя на коленях, из упора стоя на одном колене (маховой ноги), туловище прямо, руки опущены вниз.

2. Стоять на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другую ногу (прямую) отвести назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

3. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу учителя – резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение, как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок, и переходит на бег.

4. Выполнение команд: «На старт!» и «Внимание!» без стартовых колодок. Учитель проверяет правильность принятия стартовых положений занимающихся и устраняет ошибки. Только после того как все учащиеся освоят стартовые позиции, можно переходить к обучению бегу с низкого старта.

5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя). Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы учащиеся могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе выполнения.

6. Установка стартовых колодок.

7. Выполнение команд: «На старт!», «Внимание!» с колодок. Положение по команде: «Внимание!» сохранять неподвижно 2–3 сек.

8. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти.

9. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения техникой отталкивания.

10. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

11. Бег с низкого старта с колодок по сигналу учителя (команда: «Марш!», выстрел стартового пистолета, хлопок стартовой хлопушки). Учащимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.

Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта

1. Бег с низкого старта с колодок в горку.

2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например: «Гоп!», «Беги!» и т.п.).

3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды: «Марш!» после команды: «Внимание!» на 3–5 сек.

4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед.

5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места.

6. Из положения «На старт!» бросок набивного мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

Стартовый разгон

Стартовым разгоном называют бег на начальном участке дистанции после старта, где спринтер развивает скорость, близкую к максимальной, и постепенно принимает характерное для бега по дистанции положение, чтобы обеспечить плавное увеличение длины шага и соответственно скорости бега. В начале стартового разгона бегун должен сохранять достаточный наклон тела вперед, но не чрезмерный (во избежание падения). Чем лучше у спринтера развиты скоростно­силовые качества, тем в большем наклоне он сможет удержать туловище, чтобы обеспечить себе благоприятные условия для отталкивания.

Важнейшая задача учителя при обучении стартовому разгону – научить постепенному выпрямлению туловища.

Методическая последовательность обучения технике стартового разгона

1. Выбегание с низкого старта под «воротами», сделанными из веревки, резиновой ленты или планки для прыжков в высоту на 1,5–2 м от линии старта.

2. Выбегание с низкого старта «на вожжах в упряжке» с преодолением сопротивления. Партнер удерживает стартующего длинной резиновой лентой, скакалкой, пропущенной под мышками бегущего.

3. Выбегание с низкого старта с сопротивлением партнера. Партнер, стоя лицом к стартующему в наклоне, одна нога впереди, упирается прямыми руками в его плечи. С выбеганием бегуна со старта партнер продолжает оказывать умеренное сопротивление, отбегая спиной вперед.

4. Бег с низкого старта (10–15 м) с сохранением оптимального наклона туловища.

Бег по дистанции (прямой)

Почувствовав, что скорость бега приблизилась к максимально возможной и бежать дальше в наклоне становится неудобно, бегун постепенно выпрямляет туловище и бежит по дистанции, стараясь совершать беговые движения свободно, без напряжения.

Во время важнейшей фазы спринтерского бега – отталкивания – бегун мощным отталкиванием распрямляет толчковую ногу в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. При этом эффективному отталкиванию способствует энергичный вынос впередвверх бедра маховой ноги. В безопорной полетной фазе нога, которая закончила отталкивание и двигалась вначале назад­вверх, сгибается в колене и продолжает движение впередвверх. Одновременно с этим маховая нога энергично разгибается, опускается вниз и ставится на грунт. Упругая постановка ноги обеспечивается за счет приземления на переднюю часть стопы и некоторого сгибания ноги в коленном суставе. Это позволяет смягчить силу удара о грунт, сократить тормозную фазу опоры.

Небольшой наклон туловища вперед во время бега по дистанции сохраняется. В момент отталкивания поясница должна быть слегка прогнута и напряжена. Согнутые в локтях руки двигаются вперед – назад свободно и энергично в соответствии с ритмом беговых шагов.

Методическая последовательность обучения технике бега по дистанции (прямой)

1. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на пояс, туловище держать прямо.

2. Бег с высоким подниманием бедра:

а) стоя на месте в положении упора под разными углами;
б) на месте без упора, руки на поясе;
в) с небольшим продвижением вперед, руки на поясе. Бедро поднимается по горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется;
г) с «подкидыванием» пятки под бедро и одновременным подниманием колена вверх.

3. Семенящий бег (упражнение способствует овладению прямолинейной постановкой стопы и полным выпрямлением ноги в коленном суставе):

a) на месте с опорой;
б) без опоры;
в) с медленным продвижением вперед.

4. Овладение прямолинейным движением:

a) бег по «коридору» (узкой дорожке) шириной 20–30 см, сделанному из резиновой ленты, шнура или шпагата;
б) бег по прямой линии шириной 5 см, стопы ставятся по линии и параллельно ей;
в) бег по гимнастическим скамейкам.

5. Прыжки с ноги на ногу. Это упражнение вырабатывает широкий шаг, правильное положение после отталкивания и следующего за этим полета (туловище удерживается вертикально, с небольшим наклоном вперед, движения рук – как при беге). Нога в момент отталкивания полностью выпрямлена, а другая, согнутая в коленном суставе, выносится вперед вверх.

6. Прыжки с ноги на ногу с переходом на бег по дистанции.

7. Бег на прямых ногах (упражнение «Ножницы») за счет сгибания и разгибания ног в голеностопных суставах. Продвижение вперед при минимальном сгибании ноги в коленном суставе.

8. Бег на расстояние 10–15 м с высоким подниманием бедра – переход на бег с ноги на ногу на расстояние 10–15 м – переход на бег по дистанции 20–30 м.

9. Бег в ровном, спокойном темпе с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя (команде, свистку, хлопку).

10. Бег с ускорением. Скорость увеличивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.

11. Бег на время с ходу (20 м, 30 м).

Техника работы рук при беге на короткие дистанции

Обучению правильной работе рук при спринтерском беге следует уделить особое внимание. Неправильная, закрепощенная работа рук оказывает влияние на нарушение техники бега в целом, приводит к заметному снижению результатов бега на короткие дистанции. Энергичные расслабленные движения рук способствуют увеличению скорости движения ног.

Руки при беге согнуты в локтевых суставах, плечи несколько опущены, кисти расслаблены; пальцы полусогнуты, большой палец касается середины указательного.

Движения рук выполняются в едином ритме с движениями ног вперед и немного внутрь, а при движении назад – немного наружу.

Методическая последовательность обучения технике движения рук

1. И.п. – одна рука на поясе, другая согнута в локтевом суставе, как при беге. Движения согнутой рукой в медленном темпе в плечевом суставе. При движении вперед кисть выносится до уровня подбородка, при движении назад – до упора. То же – другой рукой.

2. И.п. – выставить одну ногу вперед, руки согнуты, как при беге. Выполнить беговые движения обеими руками. Сочетать напряжения мышц плечевого пояса и рук с их расслаблением. Учитель дает указания: «Напряженно», «Расслабленно», – чтобы дети почувствовали разницу в состоянии мышц и научились выполнять движения руками расслабленно. То же – при ходьбе, медленном и быстром беге.

3. Движения руками – как при беге из исходного положения: одна нога впереди, другая – сзади, туловище несколько наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах.

4. То же в различном темпе.

5. Беговые движения руками с постепенным выпрямлением туловища из исходного положения наклон вперед.

6. Стоя на слегка согнутых ногах, руками удерживать концы скакалки, перекинутой через шею и плечи. Движения руками, как при беге.

7. Бег в медленном, среднем и быстром темпе с акцентом на правильную работу рук.

Методические указания

Упражнения 2–6 выполнять сериями по 10–15 сек., не более. Длительное выполнение упражнений вызывает у учеников утомление, что приводит к лишним движениям головой, туловищем.

Упражнения для закрепления и совершенствования навыков техники бега на короткие дистанции

Бег по прямой

На уроках легкой атлетики для закрепления и совершенствования данных навыков целесообразно использовать специальные беговые упражнения (СБУ), в которых основная нагрузка приходится на мышцы, активно участвующие в работе. Важно сохранять свободу беговых движений, выполнять их с максимальной скоростью, но при этом строго следить за соблюдением техники бега.

Для ее закрепления и совершенствования, а также для развития быстроты могут использоваться следующие беговые упражнения:

1. Бег на расстояние 10–15 м с высоким подниманием бедра с последующим переходом на свободный бег.

2. Бег прыжками с ноги на ногу с постепенным увеличением темпа и переходом на свободный бег (20–30 м).

3. Сменяющий бег мелкими, но быстрыми и свободными шагами.

4. То же (10–20 м) с переходом на свободный бег.

5. Бег с ускорением до максимальной скорости и последующим переходом в свободный бег (по инерции).

6. Переменный бег с несколькими переходами от максимального темпа к бегу по инерции.

7. Бег с ходу на 10–20 м с заданиями:

а) выполнять беговые шаги как можно чаще;
б) выполнять бег с наименьшим количеством шагов (на длину шага).

8. Бег с высокого, низкого старта по команде с переходом на бег по дистанции (20–30 м).

Хороший эффект в овладении структурой беговых движений дает их выполнение без помощи рук, а также в режиме переключения – с работой рук и без их помощи.

Бег по повороту

При беге по повороту туловище наклоняется немного влево для преодоления центробежной силы. Для лучшей устойчивости левая стопа ставится на дорожку развернутой наружу, а правая стопа – внутрь. Амплитуда движения правой руки шире, чем левой. При этом при движении назад правая рука отводится несколько в сторону, а при движении вперед – больше внутрь. При беге с низкого старта для увеличения отрезка, пробегаемого по прямой, колодки устанавливаются у внешнего края дорожки.

Методическая последовательность обучения технике бега по повороту

1. Бег по кругу диаметром 40–50 м, постепенно уменьшая его радиус (доводя до 10–15 м), с различной скоростью. Следует обратить внимание на то, что с уменьшением радиуса поворота и увеличением скорости бега наклон туловища увеличивается.

2. Бег по прямой со входом в поворот. Подбегая к повороту, для преодоления действия центробежной силы нужно плавно наклонить туловище влево и слегка повернуть в ту же сторону стопы ног.

3. Бег по повороту с последующим выходом на прямую дистанцию.

4. Бег с высокого и низкого старта по повороту.

Финиширование

Финиширование – это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой­либо частью туловища. Бегущий первым коснется ленточки (нити), натянутой на высоте груди над линией, обозначающей конец дистанции. Чтобы быстрее ее коснуться, нужно на последнем шаге сделать резкий наклон вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью».

Применяется и другой способ – финиширование плечом, при котором бегун наклоняется вперед, одновременно поворачиваясь к финишной ленточке боком так, чтобы коснуться ее плечом.

Методическая последовательность обучения технике финиширования

1. Стоя в шаге, левую (правую) ногу поставить вперед, руки опущены вниз. Выполнить шаг вперед с быстрым наклоном туловища вперед и отведением рук назад.

2. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

3. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад и при медленном и быстром беге.

4. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч в медленном и быстром беге индивидуально и в группах.

5. Бросок на ленточку грудью вперед небольшими группами по 3–4 человека с ускоряющегося бега. Каждый бегущий должен бежать на одном уровне с остальными (не обгоняя их), а за 6–8 м до финишной ленточки по сигналу учителя ускорить бег, чтобы постараться коснуться ленточки первым.

Обучая школьников финишированию, важно приучить их заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами или группами по 3–4 человека, подбирая равных по силам учащихся или применяя гандикап (фору).

Сергей НАПРЕЕВ,
МОУ «Красносельская СОШ»,
Нижегородская обл.


Проблема сущности денег занимает одно из важнейших мест в марксистско-ленинской теории. К. Маркс не случайно начинает анализ капиталистической формации с товарного обращения и денег. Последние, однако, претерпевают большие изменения по мере развития капитализма. В частности, возникновение монополий и усиление экономической роли государства оказали существенное влияние на пронесе воспроизводства капитала, кредит, финансы и деньги.
Большой вклад в изучение новых явлений в сфере денежного обращения монополистического капитализма, и прежде всего в вопросы теории денег, внесли советские ученые 3. В. Атлас, С. М. Борисов, Ф. П. Быстров, Е. С. Варга, Г. А. Козлов, В. Т. Кротков, И. А. Трахтенберг, Я. И. Фрей, А. Б. Эйдельнант и др. Наиболее значительны в этой области труды академика И. А. Трахтенберга. Однако после выхода в свет его последней работы прошло более 20 лет.
За это время сузилась сфера господства капитализма, усилилась мировая система социализма, рухнула колониальная опора империализма, обострилась классовая борьба. Произошло дальнейшее углубление общего кризиса капитализма, что нашло свое отражение во внутренних процессах воспроизводства и обращения в капиталистических странах. Государственно-монополистическое регулирование распространилось ныне и на сферу производства, и на внутреннее денежное обращение, на занятость и состояние платежного баланса, на отраслевую структуру экономики и положение национальных валют.
В этих условиях активизировались исследования буржуазных экономистов, разрабатывающих «модели развития» капитализма и дающих свои рецепты по его лечению. Рассчитывая на незыблемость капиталистических производственных отношений, они, естественно, устремили свои взоры на регулирование процесса производства через сферу обращения. Этим, в частности, объясняется появление на Западе множества работ, авторы которых пытаются оторвать деньги и кредит от производства, доказывая, что все недуги капитализма кроются в неполноценности денег.
Все это не может пройти мимо внимания ученых- марксистов. В последнее время вышло в свет много исследований советских экономистов по проблемам инфляции, кредитных систем капиталистических стран и кризиса валютных отношений капитализма. Однако работ по теории денег современного капитализма явно недостаточно.
Как отразился на денежном обращении отход от золотого стандарта во всех его формах? Что представляют собой современные деньги? Сохраняют ли они связь с золотом и если да, то каким образом? Какова теперь роль золота? Что нового в функциях денег? Какова эволюция форм денег и чем она обусловлена? Какие деньги функционируют в международном товарообороте и в чем различие между мировым и национальным денежным обращением? Все эти вопросы имеют огромное значение для понимания сущности многих явлений в практике современного капитализма. Ответить на них можно, лишь проанализировав ноеьіє явления в развитии капитализма в комплексе.
Опираясь на марксистско-ленинскую методологию, автор данной монографии предлагает читателю концепцию, содержащую ответы на поставленные выше вопросы. На основе большого исторического материала он убедительно показывает, что каждой общественно-экономической формации присущи свои формы денег. В этом он видит единство формы и содержания. В рамках отдельных формаций, особенно в условиях многоукладно- сти экономики, выступают различные формы денег, но в конце концов одна из них берет верх и становится господствующей. Для современного государственно-монополистического капитализма основной формой денег являются кредитные деньги. В этой связи особого внимания заслуживает вопрос о демонетизации золота.
Демонетизация золота, или утрата им в период общего кризиса капитализма функций денег,- процесс исторический. Он так же объективен, как и выдвижение золота в свое время в качестве главной формы денег, основы денежного обращения и валютных отношений капитализма. Огромной заслугой К. Маркса является то, что в условиях домонополистического капитализма при наличии множества видов денег и при длительном существовании биметаллизма он научно обосновал вытеснение золотом серебра. Гениальное предвидение К. Маркса полностью подтвердилось: в конце XIX - начале XX вв. во всех главных капиталистических странах был установлен золото-монетный стандарт. Выпускавшиеся время от времени казначействами разных стран бумажные деньги, равно как и кредитные деньги банков, подчинялись закономерностям обращения золотых монет и были их представителями. Весь этот процесс хорошо проиллюстрирован в книге.
Объективный характер появления новых закономерностей развития капитализма на его монополистической стадии был научно обоснован В. И. Лениным в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма», где, в частности, раскрывается новая роль банков как монополистических объединений. Это не могло не наложить свой отпечаток на банковские системы, оказавшие собственное влияние на характер денег и их функции.
В этой связи и имея в виду другие новые явления в развитии капитализма, автор справедливо отмечает, что демонетизация золота является не случайным, а объективным и закономерным процессом, соответствующим новым условиям развития капитализма. С отменой золотого стандарта во всех его формах золото уходит, не только из обращения, но и перестает выполнять функцию меры стоимости, а следовательно, и быть всеобщим эквивалентом. Это положение разделяют многие советские экономисты и ученые-марксисты зарубежных стран В то же время ряд советских исследователей не согласны с этой точкой зрения. Так, например, М. Ю. Бортник, И. Д. Злобин, А. И. Стадниченко, Я. А. Кронрод, Б. В. Майоров и некоторые другие считают, что без золота денежное обращение функционировать не может. Главный аргумент отстаиваемой этими учеными позиции сводится к тому, что денежное обращение не может функционировать без действительных денег, которыми, по их мнению, может быть только золото.
Г. Г. Матюхин в своей работе справедливо утверждает, что демонетизация золота вовсе не означает, будто капитализм остается без действительных денег. Возникла другая форма действительных денег - кредитные деньги, которые, хотя и существуют на бумаге, не могут называться бумажными деньгами. Кредитные деньги не являются символами или знаками товара-денег (например, золота). Они вполне самостоятельны и равноправны с золотом. Эти две формы денег (товар-деньги и кредитные деньги) не развивались стадийно, т. е. когда одна форма как бы перерастала в другую. Наоборот, они развивались каждая на своей основе « сосуществовали таким образом, что одна форма денег постепенно вытесняла из обращения другую. Этот процесс сопровождался обычно значительными кризисными потрясениями.
Автор не только раскрывает процесс демонетизации золота, но и показывает, что его место как основы современного денежнего обращения заняли кредитные деньги. Последние выполняют не только функции покупательного и платежного средства, но и функцию меры стоимости. Отсюда делается вызод, что современные кредитные деньги, в отличие от прежних (периода домонополистического капитализма) и от бумажных денег, не являются знаками золота.
Может возникнуть вопрос, что же представляют собой современные кредитные деньги? Каким образом, не обладая стоимостью, они выпотняют функцию меры стоимости? Автор не уходит от ответа и на эти сложные вопросы. Развитие кредитных денег при капитализме он справедливо связывает с кругооборотом капитала и превращением денег в капитал. Функции кредитных денег и метаморфозы денежной формы капитала рассматриваются в монографии как единый процесс. Это позволяет автору сделать вывод о том, что кредитные деньги непосредственно связаны с движением капитала в его производительной и товарной формах. Как одна из форм капитала деньги отражают товарные стоимости без опосредствования металла.
Выполнение кредитными деньгами функции меры стоимости обусловлено тем, что они обладают меновой стоимостью, не имея собственной абстрактной стоимости. В этом их отличие от золота как товара-денег.
обладавших двумя потребительными стоимостями (как конкретного товара и как денег), а также абстрактной и меновой (Стоимостями. Еще К. Маркс убедительно показал, что по мере превращения золота в деньги в нем утрачивали свое значение как потребительная стоимость конкретного товара, так и его абстрактная стоимость.
Потребительная стоимость денег состоит в том, что они, независимо от их формы, являются носителями меновой стоимости. Опираясь на это положение К. Маркса, автор отмечает, что уже в условиях металлического обращения истершаяся монета обращалась наравне с полноценной лишь потому, что обе они обладали одной и той же меновой стоимостью при различии заключенных в них абстрактных стоимостей. Это Марксово положение о различии между меновой и абстрактной стоимостями послужило автору методологической основой для анализа сущности кредитных денег. Деньги, по мнению автора, сохраняя меновую стоимость, постепенно лишаются собственной абстрактной стоимости, представляющей собой материализацию затрат человеческого труда. Это имеет принципиальное значение для кредитных денег. Последние обладают только меновой стоимостью, являющейся денежным выражением абстрактных стоимостей товаров.
Таким образом, у автора есть логическая, основанная на марксистской методологии концепция сущности современных кредитных денег, которая СОСТОИТ Б том, что кредитные деньги основаны на кругообороте капитала, то есть на движении реальных товарных стоимостей. Кредитные деньги выполняют все денежные функции, включая и меру стоимости, а следовательно, они являются всеобщим меновым эквивалентом. Последнее обусловлено тем, что в кредитных деньгах воплощена меновая стоимость товаров, а не собственная абстрактная стоимость.
Вместе с тем следует отметить, что с некоторыми выводами автора мы не можем согласиться. Речь идет о развернуто-денежной форме стоимости. Автор убежден, что приобретение меновой стоимостью в кредитных деньгах большей степени самостоятельности, чем в то- варе-деньгах, позволило продвинуться дальше спирали диалектического развития стоимости от простой формы стоимости к развернутой и от развернутой к денежной.
Произошло возвращение к развернутой форме меновой стоимости, но на более высокой ступени развития товарного производства. Если прежняя форма была развернуто-товарной формой стоимости, утверждает он, то теперь это развернуто-денежная форма стоимости. Однако что бы ни писал автор о «спирали развития» или «новом витке», любая развернутая форма стоимости исключает всеобщий эквивалент. Да и вообще, возможна ли развернуто-денежная форма стоимости? При такой постановке вопроса деньги не могут выполнять функцию меры стоимости. На наш взгляд, это также противоречит некоторым положениям книги.
Если товарное обращение немыслимо без денег, то это означает, что товары немыслимы без цен. Следовательно, всем товарам противостоят деньги, или, иными словами, всеобщий эквивалент. Товары не могут непосредственно сравниваться между собой иначе, как в денежной форме их стоимостей. В этом, собственно, и состоит значение всеобщего менового эквивалента, через который и выполняется функция меры стоимости. Поэтому тезис автора о появлении какой-то новой развернутой формы стоимости, а тем более денежной уводит в сторону от логической в целом концепции.
Весьма спорной, по нашему мнению, является трактовка неэквивалентного обмена.
Большой интерес представляет раздел книги, посвященный денежному обращению на мировом капиталистическом рынке. Привлекает к себе внимание прежде всего вопрос о мировых деньгах. Безусловно правилен вывод автора о том, что современные мировые деньги лишь повторяют (конечно, в специфической форме) тот путь, который прошли национальные деньги. Здесь золото также утратило свои функции денег, сохранив лишь роль резерва международных ликвидных средств, а господствующее положение заняли кредитные деньги.
Автор отмечает также различия эволюции кредитных денег в национальном и мировом обороте. В национальных масштабах развитие кредитных денег имело следующую последовательность: вексель-акцептованный вексель - банкноты - чеки и расчетные деньги. В международном обороте до сих пор отсутствует такое важное звено, как мировая банкнота. На ее место претендуют национальные банкноты, или валюты крупнейших капиталистических стран. Это порождает антагонистические противоречия между капиталистическими странами, обостряет кризисы международной валютной системы.
В работе прослеживается борьба между немецкой маркой, французским франком, английским фунтом стерлингов и американским долларом с начала XX в. В этой борьбе победил доллар, которому после второй мировой войны удалось завоевать господствующее положение среди валют капиталистических стран. Однако попытка разрешить противоречие между интернациональным характером мировых валютных отношений и национальной природой кредитных денег не увенчалась успехом.
Читатель найдет в этой книге обширный материал, доказывающий неспособность национальных валют бесперебойно выполнять функции мировых денег вне зависимости от экономической мощи той или иной страны Это отчетливо видно в нынешних условиях, когда после краха Бреттон-Вудской валютной системы функции мировых денег выполняют несколько национальных валют. Буржуазные экономисты и государственные деятели капиталистических стран пытаются выработать новые принципы международной валютной системы, которые отвечали бы изменившимся условиям. Однако противоречия капиталистического производства и обращения оказались сильнее их стремления к единству в этих вопросах.
Оригинальная по постановке проблем книга Г. Г. Матюхина, безусловно, найдет живой отклик у читателя, она поможет разобраться во многих вопросах не только внутреннего денежного обращения, но и в сфере запутанных международных валютных отношений.
Шенаев В. Н„ доктор экономических наук

Природа традиционно занимает одно из важнейших мест в творчестве любого поэта. Каждый из них создает свой неповторимый мир, свой образ природы, который соответствует его переживаниям, чувствам, мыслям. Проследить, как меняется образ природы в творчестве того или иного поэта, – это значит увидеть, как менялся он сам, что происходило с ним в течение жизни, какие новые представления у него появлялись, а что оставалось неизменным до конца.

Особенно это касается поэзии Пушкина – ведь его лирике присуще столь сильное биографическое начало, что

Все этапы творчества поэта непосредственно отражают кардинальные перемены в его жизни. И образ природы у Пушкина также меняется одновременно с изменением его внутреннего мира.

В раннем творчестве – в лицейский и петербургский периоды – Пушкин следовал в описании пейзажей различным традициям, идущим от классицизма, сентиментализма и романтизма. Тогда он еще не определил своей собственной позиции в отношении к природе. Поэт и не стремился к этому в то время, ведь все основные разочарования, толкнувшие его на поиски своего места в мире, своей опоры, были еще впереди. Например, традиции классицизма четко

Прослеживаются в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» 1814 года. Автор населяет мир природы божественными античными силами:

Там в тихом озере плескаются наяды

Его ленивою волной;

А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Миневры росской храм?

Сентиментальным традициям в изображении природы Пушкин следует, например, в стихотворении «Деревня» 1819 года. Пейзаж в нем достаточно условен и составляет единый образ «пустынного уголка», «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья»:

… люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

В этом стихотворении естественный и совершенный мир природы противопоставлен миру людей, не свободных от своих пороков и заблуждений:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,.. –

так говорит лирический герой, лишь на лоне природы обретающий себя.

В 1820 году Пушкин уезжает в Южную ссылку, где вдали от привычного мира и близких друзей переживает серьезный жизненный кризис. Одновременно поэт открывает для себя творчество Байрона, которое его поражает не только красотой художественных образов, но и тем, насколько романтическая поэзия оказывается созвучной переживаниям самого Пушкина. В творчестве поэта начинается новый этап – романтический период, и экзотическая природа Кавказа во всей своей красе предстает в его лирике. Образы бурных потоков, неукротимого океана, острых горных хребтов и вольного ветра отразили внутреннее состояние Пушкина, природа – единственное, с чем он чувствует себя в гармонии. Например, в стихотворении «Узник» лирический герой, оказавшись в заточении, рвется наружу, к свободной стихии:

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

А в стихотворении «Погасло дневное светило…» лирический герой просит угрюмый океан, по которому скользит корабль, отнести его к новым пределам, поручая себя его прихоти.

Этот же мотив неукротимости свободной стихии присутствует и в стихотворении «К морю», которое Пушкин начал писать, уже покидая юг. Поэт сожалеет о том, что не смог слиться с могучей природой, и прощаясь, клянется в верности морю:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

После приезда в Михайловское в 1824 году Пушкин погружается в деревенскую жизнь: его день наполнен простыми радостями, общением с соседями и любованием русской природой. Здесь поэт проникается восхищением к ее простой красоте, которая состоит не в экзотических, неординарных пейзажах, а в милых, привычных, почти бытовых картинах будничной деревенской жизни. Так изображает он русскую природу в стихотворении «19 октября» 1825 г. :

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

Пушкин находит красоту в, казалось бы, неприятном факте увядания природы, ему дорога она такой, какая есть.

Одновременно поэт стремится снять романтический ореол со многих событий в природе. Так, в стихотворении «Зимний вечер» 1825 года его лирический герой, несмотря на буйство стихии за окном, продолжает жить своей жизнью, буря не кажется зловещей или грозящей опасностью:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Пушкин любуется природой, наблюдает ее и ищет прелесть в каждой, пусть и неприглядной детали, передавая пейзаж как он есть, без приукрашивания. Без сомнения, такое изменение отношения к природе говорит и об изменениях во внутреннем мире поэта: он обрел покой, нашел свое место на тот период, и природа стала его опорой, ее красота вдохновляет его и дает ему силы жить.

В последующие годы, со второй половины 20-х годов до конца жизни поэта, пейзаж Пушкина не теряет своего реализма, но приобретает еще одну роль. В этот период поэт часто соотносит мир природы с миром людей, а пейзаж становится средством выражения философии автора. Так, в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829 г. лирический герой Пушкина сопоставляет человеческий век и век «природный»:

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Так говорит он, но его это не удручает. Ведь таков закон жизни: один уходит, другой приходит на его место («мне время тлеть, тебе цвести»), а у «гробового входа», как и прежде, «младая будет жизнь играть / И равнодушная природа / Красою вечною сиять».

Особенно нужно отметить стихотворение «Осень» 1833 г., в котором Пушкин говорит о любимом времени года. «Унылая пора» нравится ему состоянием готовой угаснуть красоты, подобной чахоточной деве:

… На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева,

Улыбка на устах увянувших видна;

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

«Прощальная краса» природы оказывается для поэта временем расцвета:

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Но главное – это взаимосвязь осенней поры с творческим вдохновением, о котором говорит Пушкин в конце стихотворения:

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Восприятие природы Пушкиным менялось вместе с его душевным миром. У него поиски своего места, своей веры, опоры тесно переплетаются с художественными поисками, и гармоничный, философский взгляд на мир, к которому Пушкин пришел к концу жизни, подарил читателю открытие красоты и задушевности русской природы, а реалистический пейзаж стал новым этапом в развитии русской поэзии. И именно пушкинским традициям в изображении природы следовали многие будущие поэты и писатели.

  • XX съезд КПСС. Демократизация жизни страны во второй половине 50 - х годов. “Оттепель”.
  • Акционерное общество. Учредительные документы и органы управления акционерного общества. Дочерние и зависимые общества.
  • В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

    Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

    Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

    Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

    · земля со всеми ее богатствами;

    · труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

    · капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

    · предпринимательские способности.

    В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

    С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

    Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

    Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

    С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.



    Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

    Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.



    Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

    В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

    2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не
    должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­
    ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер
    равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­
    шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­
    общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются?
    Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между
    родителями и детьми?

    Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

    Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

    Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

    Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

    3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­
    ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны
    предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­
    сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

    В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

    Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

    При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

    · место работы;

    · трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

    · дата начала работы;

    · срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

    · условия оплаты труда;

    · режим рабочего времени и времени отдыха и др.

    Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

    В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

    Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

    Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

    Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

      земля со всеми ее богатствами;

      труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

      капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

      предпринимательские способности.

    В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

    С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

    Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

    Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

    С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

    Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

    Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

    Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

    В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

    2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

    Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

    Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

    Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

    Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

    3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

    В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

    Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

    При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

      место работы;

      трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

      дата начала работы;

      срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

      условия оплаты труда;

      режим рабочего времени и времени отдыха и др.

    Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.