Консерватизм и неоконсерватизм сравнение таблица. Консерватизм как политическая идеология

Выходные данные сборника:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСЕРВАТИЗМА И НЕОКОНСЕРВАТИЗМА

Струсь Константин Александрович

канд. юрид. наук, доцент, Северо-Кавказского федерального университета (филиал) в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск

Багдасарова Нарина Гамлетовна

магистрант кафедры теории и истории государства и права (филиала) СКФУ в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF CONSERVATISM AND NEOCONSERVATISM

Strus Konstantin

the candidate of jurisprudence, the associate professor, North Caucasian federal university (branch) in Pyatigorsk, Russia, Pyatigorsk

Bagdasarova Narina

master of chair of the theory and history North-Caucasian Federal University, of state and law (branch) North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, Russia, Pyatigorsk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные принципы консервативных воззрений в современном обществе. Изучаются представления современных неоконсерваторов, выделяются и обобщаются основные различия консерватизма и неоконсерватизма.

ABSTRACT

In article the basic principles of conservative views in modern society are considered. Representations of modern neoconservatives are studied, the main distinctions of conservatism and neoconservatism are allocated and generalized.

Ключевые слова: консерватизм; неоконсерватизм; консервативные взгляды в современном обществе; отличие консерватизма от неоконсерватизма.

Keywords: conservatism; neoconservatism; conservative views in modern society; difference of conservatism from neoconservatism.

За время многовековой политической истории появилось множество политических доктрин, выражавших отношение к обществу, государству и его институтам общая суть которых сводится к различным формам консервативных и либеральных воззрений. «В условиях динамично развивающихся общественных отношений в каждом историческом периоде обозначились особенности понимания развития общества и государства» . Интересы научно-практической достоверности подтолкнули авторов к необходимости сравнения имеющихся положений консерватизма в прошлом и неоконсерватизма в настоящем.

В своём этимологическом значении категория консерватизм - это, «приверженность ко всему старому, отжившему» . Консерватизм (от лат. - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) - политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощённых в религии, государстве, семье, собственности .

Одним из первых выразил идеи консерватизма Аристотель, используя наработки последнего, Э. Бёрк и М. Оукшотт сформулировали идеологию классического консерватизма. По мнению Э. Бёрка, событием, позволившим развиваться идеям консерватизма, явилась Французская революция 1789 года, явившая «максимум зла, способного причинить людям, лишенным правильного понимания своей природы и законов человеческого общежития». Основные принципы консерватизма сведены к следующему: «1) человек есть существо религиозное, и религия образует основу гражданского общества» ; «2) общество - продукт исторического развития, и его институты воплощают в себе мудрость предков; 3) человек как существо инстинкта, чувства и разума лучше руководим опытом, привычкой и предрассудками, нежели абстрактными теориями; 4) зло заключено в самой человеческой природе, а не в общественных учреждениях; сообщество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивида, а его права есть лишь следствие обязанностей; 5) люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право одних властвовать над другими; 6) наличный общественный строй необходимо оберегать, поскольку обычно попытки устранить зло ведут к причинению ещё больше зла, что вовсе не означает отрицание необходимости изменений» .

В своих размышлениях по поводу вышеуказанных принципов М. Оукшотт замечает «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны» . Как отметил С. Хантингтон: «обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции». Консерватизм - это призыв к истории, при этом сам консерватизм без истории .

Консерватизм как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя (не существует «консервативной утопии»), определяется Хантингтоном как «институциональная», т. е. выступающая в защиту наличных социальных институтов, когда они оказываются под угрозой, в отличии от «идеализированных» идеологий (либерализм и социализм), имеющих свой общественный идеал . В этой связи считаем предпочтительным понимание консерватизма как идеи, построенной на основе исторического своеобразия, как это сделал Н.О. Салливан, предложивший различать «реакционный», «революционный» и «умеренный» консерватизм, представленный соответственно Францией, Германией и Великобританией, США . Размышляя над высказываниями О. Салливана, Дж. Вайс, приходит к выводу о том, что после 1945 «история европейского консерватизма закончилась» , с чем очень трудно согласиться.

На взгляд авторов, в современных условиях консерватизм не исчез, а рафинировался и предстал в более универсальном виде. Соглашаясь с мнением Ж. Грей, консервативные взгляды построены на следующих принципах: «1) человек - не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры; 2) прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны; 3) культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам» . Базовым элементом в понимание консерватизма является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Консерватизм ассоциируется с теми, кто выступает заунаследованные из прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка.

Таким образом, консерватизм - являет собой политическую идеологию, ориентированную на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся морально правовых оснований, форм государственной и общественной жизни.

В отличие от консерватизма неоконсерватизм обозначен стремлением приспосабливать традиционные ценности к реалиям современного постиндустриального общества. Неоконсервати́зм (англ. neoconservatism ) - получил распространение в США в начале 1970-х годов и связан с недовольством демократов участием в войне во Вьетнаме. Неоконсерваторы в отличие консерваторов поддерживают идеи свободного рынка, не возражают против вмешательства государства в жизнь общества, выступают против увеличения налогов. При этом последние, отстаивают сложившиеся духовные ценности, институты семьи, религии, морали, социальную стабильность, взаимную ответственность граждан и государства, уважение к правам человека, Как результат в развитых демократических государствах широко поддерживаются и продолжают расти сторонники партий, декларирующих идеи консерватизма, например в США (республиканская партия), в Японии (либерально-консервативная), Англии (консервативная) и др.

Актуализация неоконсерватизма в известной мере является откликом на глобальные изменения в мире. Известно, что неоконсерватизм - это своего рода иммунитет от разного рода «ускорений» и анархистской вседозволенности, обоснование принципов устойчивого развития, суверенитета и т. д. Интерес к неоконсервативной идеологии возрос, в частности, и вследствие кризиса неолиберализма.

Основные положения современной неоконсервативной идеологии сводятся к следующим аспектам:

1.деологический детерминизм, выраженный в необходимости пересмотра идейных консервативных доктрин, в связи с тем, что для участия в политической борьбе необходима конкретная программа действий и участие в дискуссиях;

2.признаются институты демократии, за отсутствием более совершенного способа правления;

3.признаётся амбивалентность природы человека, т. е. человек может быть и плохим и хорошим;

4.пропагандируется превосходство культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными;

5.осознаётся необходимость минимизации функций государства в экономической сфере, поддерживается социальная роль государства в оказании помощи малоимущим.

Таким образом, современный неоконсерватизм объединяет различные консервативные и либеральные идеи, концепции, продолжает развивать принцип о том, что власть является предпосылкой всех свобод, отдаёт первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. По мнению современных неоконсерваторов, «информационное общество» нуждается в повиновении и послушании, а государство для достижения этих целей вправе принимать необходимые меры. Показательным для неоконсерватизма является способность приспосабливаться к социально-экономическим и политическим изменениям. Как следствие, в настоящее время, неоконсерваторами приняты многие идеи и принципы либерализма, которые раньше отвергались, например, свободные рыночные отношения, конституционализм, система представительства и выборности органов власти, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм. Сохранив приверженность господствующей религии, большинство неоконсерваторов восприняли рационализм и технократизм.

Важным направлением реформ неоконсерваторов выступает формирование гражданского общества, воплощающего в себе преемственность исторического прошлого и настоящего . Для противостояния негативным формам поведения в гражданском обществе они делают ставку на сильную власть и повышение её роли в системе экономических и внешнеполитических отношений.

Список литературы :

  1. Бенуа А. Избранные идеи // Консерватизм в странах Запада. М., 1982. - С. 36.
  2. Малько А.В., Струсь К.А. Правовые основы формирования гражданского общества ву современной России (обзор материалов всероссийского научно-практического «круглого стола») // Государство и право. - 2011. - № 9. - С. 114.
  3. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык. Т. 2. К-О. 1986. - С. 91.
  4. Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: Автореф. дисс... канд.. юрид. наук. Саратов. 2003. - С. 16.
  5. Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании категории «правовые основы» // История государства и права. - 2013. - № 9. - С. 50.
  6. Burke E. Reflections on the Revolution in France. L., 1790; рус. пер. 1992. - С. 85.
  7. Huntington S. Conservatism as an Ideology. «The American Political Science Review», N.Y. - 1957. - № 51. - P. 469.
  8. Oakeshott M. On Being Conservative. Kirk R. (ed.). The Portable Conservative Reader. N.Y. 1982. - P. 585.
  9. O’Sullivan N. Conservatism. Eatwell R., Wright A. (eds). Contemporary Political Ideologies. L., 1993. - P. 52-53.
  10. Weiss J. Conservatism in Europe 1770-1945. Traditionalism, Reaction and Counter-Revolution. L. 1977. - P. 173.
  11. Gray J. Enlightenments’s Wake. Politics and Culture at the Close of the Modern Age. L.-N.Y. 1997. - P. 119.

Консерватизм (термин впервые употребил Ф, Шатобриан в конце XVIII в.) представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это психологическая уста-новка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерватизм – это и соответствующая модель поведения в политике и жизни вообще, и особая идеологическая позиция со своим философским основанием, содержащим известные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами. Как идеология, консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т.д.).

Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Французской революции 1789 г. Потрясенные сопровождавшим этот процесс насилием, духовные отцы консерватизма – Ж. де Местор, Л. де Бональд, Э. Бёрк, а впоследствии X. Кортес, Р. Пиль, О. Бисмарк и другие пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

Консерваторы исходили из полного приоритета общества над человеком: «люди проходят, как тени, но вечно общее благо» (Бёрк). По их мнению, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, возможностью приспособиться к его требованиям. Политические же проблемы они рассматривали как религиозные и моральные, а главный вопрос преобразований видели в духовном преображении человека, органически связанном с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности. Сохранение же прошлого в настоящем способно, как они полагали, снять все напряжение и потому должно рассматриваться в качестве морального долга перед будущими поколениями. Понятно, что такие принципы, как индивидуализм, равенство, атеизм, моральный релятивизм, культ рассудка, представляли для них антиценности, разрушающие целостность человеческого сообщества. Таким образом, система воззрений консерваторов базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности: отношение к конституции как к проявлению высших принципов, которые воплощают неписаное божественное право и не могут произвольно изменяться человеком; убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда; понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит постепенный реформизм, основывающийся на поиске компромисса. Компромисс как единственная гарантия сохранения относительного порядка и пусть несовершенной, но все же социальной гармонии предопределял баланс, адаптацию, приспособление, подстраивание как нормы консервативной идеологии. Современный английский консерватор Ж. Гилмор писал по этому поводу: «Последовательность никогда не была достоинством тори, впрочем, нет ее ни у одной политической партии. Но другие партии считают, что они должны быть последовательными. Мы убеждены в обратном. Мы защищали сначала протекционизм, потом свободное предпринимательство, потом снова протекционизм и снова свободное предпринимательство – в зависимости от экономических обстоятельств. Мы поддерживали то индивида, то государство, потому что государство и индивид меняются, и когда нам говорят, что мы "вдруг" стали врагами государства, мы отвечаем, что того государства, которое мы защищали сто лет назад, уже не существует».

В первой половине 70-х гг. XX в. консерватизм в основном стал выступать в обличье неоконсерватизма. Его наиболее известные представители И. Кристол, И. Подгорец, Д. Белл, 3. Бжезинский и другие сформировали ряд идей, ставших ответом на экономический кризис того времени, на расширение кейнсианства, массовые молодежные протесты, отразившие определенный кризис западного общества. Данная форма консерватизма удачно приспособила традиционные ценности к реалиям позднеиндустриального этапа развития западного общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни, экологический кризис, нарастание культурного разнообразия и снижение авторитета традиционных для Запада ориентации – все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации.

В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен был прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность семьи, ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», в силу, развращающую своей помощью человека. В то же время государство, по мысли неоконсерваторов, должно стремиться к сохранению целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предоставляя гражданам возможность образовывать политические ассоциации, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сбалансированных отношений природы и человека. И хотя предпочтительным политическим устройством такой модели взаимоотношений государства и гражданина считалась демократия, все же теоретики неоконсерватизма настаивали на усилении управления обществом, на совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, снижении уровня эгалитаризма.

Конечно, неоконсерваторы не могли решить всех проблем. Предлагавшиеся ими программы стабилизации и роста не смогли найти адекватных механизмов решения проблем, связанных с инфляцией, вовлечением в жизнь уклоняющихся от труда слоев общества, урегулировать отношения богатых и бедных стран и т.д. Тем не менее эта доктрина представила человеку целостную картину мира, показала главные причины кризиса общества и способы выхода из него, согласовала моральные принципы с рациональным отношением к кризисному социуму, дала людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством. Неоконсерватизм служил защитой человека на новом технологическом витке развития индустриальной системы, определяя приоритеты его деятельности, курс государства, способный вывести общество из кризиса. На этой идейной основе стали синтезироваться многие гуманистические идеи либерализма, социализма и некоторых других учений.

Консерватизм (лат.conservare – охранять, сохранять) – многоуровневое и сложное общественное явление; это:1) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально – этических основ общества, естественноисторических сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 2) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно – политического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма – С. Хантингтон, например,предложил считать его явлением с исторического изменяющимся ценностным содержанием: Это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения».

Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения – вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская - выродилась в неслыханную тиранию. Другими видными представителями консерватизма выступают католические богословы Ж. де Местр («Исследование Франции», «Заметки о суверенитете», «О происхождении политических конституций»), Луи де Бо-нальд («Теория политической и религиозной власти») и швейцарский политический деятель и писатель Э. Галлер.

Общие положения, разделявшиеся представителями этого направления в течение ХУШ-Х1Х вв., следующие.

1. Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Ж. де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной»).

2. Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишом сложны и запутанны - и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны; совершенствование же человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов (Ж. де Местр: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий»).



3. Не общество является продуктом деятельности человека, но человек - продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки (Л. де Бональд: «Человек существует только посредством общества, и общество творит его для себя»).

4. У консервативных мыслителей так или иначе присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Например, у В. Соловьева в качестве такого жизненного начала выступала София - Душа мира, Премудрость Божия. Предполагалось, что попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органический процесс развития общества может принести только вред (ибо общество - это организм, и его нельзя перестраивать, как машину). Поэтому любые перемены могут быть только частичными и постепенными.

5. Предрассудки и традиции («скрытый коллективный разум», «вековая мудрость народа») имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека («разумом софистов и экономистов»), поскольку подкрепляются опытом поколений и естественно дополняют законы (Ривароль: «Каковы бы ни были суждения или предрассудки, они хороши, поскольку они устойчивы. И поэтому так хорошо дополняют законы»).

6. Права человека - это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т. е. «историческое право»), и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому (органицизм).

7. Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы (Э. Берк: «Мы знаем, что не сделали никаких открытий, и думаем, что нет никакой необходимости в каких-либо открытиях в морали») и имеют неписаный характер (Ж. де Местр: «Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать»).

8. Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существующих в этой сфере проблем - что опять же подчеркивает важность опоры на опыт и традицию (Ж. де Местр указывает, что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям»; Э. Берк признает, что «разуму отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков общим банком и капиталом народов»).

9. Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция - человеком.

Политический консерватизм стал реакцией на чрезмерный радикализм Великой французской революции. И если многие его идеи (органицизм, культ неограниченной монархической власти и клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий) были отвергнуты последующим развитием политической мысли, то другие (необходимость уважения к государству и нормам традиционной морали, допущение лишь постепенных и эволюционных изменений общества, критика уравнительной психологии и чрезмерного индивидуализма) нашли свое продолжение в идеологии неоконсерватизма (или либерального консерватизма), ключевыми разработчиками которой стали А. де Токвиль, Р. Актон, Ф. Хайек, К. Поппер, И. Кристол и др.

Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том, что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации (либеральный консерватизм, религиозный консерватизм, элитарный консерва­тизм), он способен интегрировать в себя новые идеи (социальные, технологиче­ские и т. д.) и дать ответы на основные вызовы современности:

♦ глобального хаоса - через укрепление национальных государств и национально-религиозных традиций, что обеспечит миру подлинную геополитическую многополярность и межцивилизационный диалог;

♦ социальной автономии - через укрепление традиционных моральных и религиозных ценностей общества;

♦ проблему социальной атомизации - через консолидацию общества на основе общих духовных и нравственных ценностей;

♦ проблему политического отчуждения - через создание принциально новой модели отношений элиты и общества, построенных на принципах служения и ответственности;

♦ проблему глобального дефицита ресурсов - через пропаганду идеи индивидуального самоограничения ради удовлетворения духовных потребностей, а также создание более экологичной и социально ориентированной модели экономики.

И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Великобритании), круг приверженцев этой идеологии все больше расширяется в современном мире. Причина здесь в том, что неоконсерватизм дал людям ясную формулу взаимоотношений социально ответственного индивида и политически стабильного государств. Сегодня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние уже не как политическая доктрина, а как интеллектуальное течение.

Принципы и установки консерватизма:

1. Преклонение перед традициями и историческими прошлым;

2. Государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации;

3. Оправдание решительных мер в защиту консервативных ценностей;

4. Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не синхронно;

5. Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо.

Консерватизм – учение и общественно – политическое течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся, традиционных форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности.


Неоконсерватизм – политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития.

Его наиболее крупными идеологами становятся Д. Белл, 3. Бжезинский, М. Кристол (США), Р. Гелен, Э. Юнгер, Г. Кальтенбрумер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция)) К числу неоконсерваторов относятся и такие влиятельные политические деятели, как М. Тэтчер, Р. Никсон, Р. Рейган, Г. Коль, Дж. Буш-старший, Дж. Буш-младший. В числе признаков, отличающих неоконсерватизм от традиционной консервативной идеологии, можно назвать защиту интересов крупного бизнеса, сциентистико-технологические ориентации, поддержку технологических инноваций и социальных перемен «сверху».

В социальной сфере неоконсерваторы выступают против выплат пособий по безработице и бедности. Они считают, что следует направить средства на переподготовку и подготовку кадров по основным современным профессиям. Тем самым нужно не распределять «экономический пирог», а обеспечить экономический рост.

Надо отметить, что реализация идей неоконсерватизма в практике на первом этапе в целом дала положительные результаты в большинстве западноевропейских стран. Была проведена структурная перестройка экономики с учетом повой фазы НТР, выросла производительность труда, поднялся общий уровень жизни населения. Но со временем обнаружились и ряд негативных моментов реализации неоконсервативных идей. В социально-экономической сфере это выразилось в росте безработицы, в усилении имущественного неравенства людей, в снижении качественных стандартов образования, здравоохранения и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что реализовать идеи неоконсерватизма без социальных издержек невозможно.


ПРИНЦИПЫ

Тема 4. Консерватизм и неоконсерватизм

1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения

Термин «консерватизм», который дал название одному из наибо-лее влиятельных идейно-политических течений, произошел от анг-лийского слова conserve (сохраняю, охраняю). Первоначально этот термин употреблялся как обозначение идеологии феодально-арис-тократической реакции на французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В Англии он получил официальное признание в 20-30-х гг. XIX в применительно к сторонникам партии тори, привер-женцам существующих устоев. Примерно в это же время им начали пользоваться в Соединенных Штатах.

В научных исследованиях консерватизм трактуется как полити-ческая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощен-ных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Следуя концепции, предложенной К. Мангеймом , многие уче-ные понимают консерватизм как осознанный, теоретически аргу-ментированный традиционализм . По мысли исследователя русского консерватизма В. Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным система-тизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции ». Сторонники такого подхода не без основа-ний полагают, что идеология консерватизма основывается на психологическом типе личности, которому присущи подчинение автори-тету, ригидность мышления, антирационализм .

В интерпретации американского ученого Р. Таккера консерва-тизм - это «политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание сформировавшихся форм государ-ственной и общественной жизни ».

К числу основных ценностей консерватизма обычно относят:

Ø не-обходимость социальной иерархии (ранжирование общества);

Ø при-знание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность цивилизующей роли церкви, семьи и школы;

Ø культ сильного государства;

Ø стремление к постепенности и осмотритель-ности в проведении политических преобразований;

Ø приоритет цело-го (государства, народа, нации) над частью (сословием, индиви-дом);

Ø враждебность рационализму и индивидуализму.

Со времен отцов-основателей консерватизма его антиценностями являются ин-дивидуализм, социальное и имущественное равенство, атеизм, мо-ральный релятивизм, культ разума, революционаризм .

Один из ведущих исследователей консервативной мысли Р. Кирк сформулировал следующие шесть принципов («канонов») консерватизма :

1) вера в божественность законов, которые управля-ют обществом;

2) осознание неизбежности социального разнообра-зия как антитезы единообразию и эгалитаризму;

3) убежденность в необходимости обеспечения в цивилизованном обществе порядка и сохранения классовой структуры;

4) понимание неразрывности свя-зи между частной собственностью и свободой;

5) вера в приоритет-ность традиций над предрассудками и проявлениями анархии;

6) признание нетождественности изменений и реформ, эффективно-сти только осмысленного реформирования.

При различном понимании специфики консерватизма большин-ство западных (прежде всего американских) исследователей рас-сматривает его как противоположность либерализму .

Трудности в определении основного содержания консервативной идеологии порождаются и причинами, связанными с эволюци-ей этого идейного течения.

Во-первых , с течением времени произошла инверсия значений либерализма и консерватизма. Так, принципиальные положения классического либерализма - требования свободы, рынка и ограни-чения государственного вмешательства в экономику - сегодня рас-сматриваются как консервативные. В то же время идея централизо-ванной регулирующей власти государства, ранее выдвигавшаяся консерваторами, стала важным компонентом либерального со-знания.

Во-вторых , имеет место внутренняя гетерогенность идеологии консерватизма. Она включает разные направления, объединенные общей функцией - оправдания и стабилизации устоявшихся обще-ственных структур Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении.

В консерватизме обычно выделяют три течения - традицио-налистское, либертаристское и неоконсервативное (или либерал-консервативное). Они взаимодействуют между собой, образуя сложноструктурное целое, обозначаемое понятием «современный консерватизм».

2. Традиционалистское течение

Традиционалистское течение было исторически первым, поло-жившим начало консерватизму. Основатели этого идейного течения - англичанин Эдмунд Берк (1729-1797 ), французы Жозеф де Местр (1753-1821 ) и Луи де Бональд (1754-1840 ) по своей социально-классовой принадлежности выражавшие главным образом интере-сы феодально-аристократических кругов потерпевших поражение во время Великой французской революции . Их труды и прежде все-го вышедшая в 1790 г. книга Э. Берка «Размышления о революции во Франции» являлись реакцией вытесняемых с исторической аре-ны классов и слоев на идеи Просвещения и французской буржуаз-ной революции . Этим идеям противопоставлялись традиции, пре-емственность, эволюционность и порядок.

В трудах Э. Берка наличествуют две главные идеи , оказавшие влияние на развитие консерватизма :

1) традиционализм , в соответствии с которым политический строй понимается как продукт исто-рии и передачи от поколения к поколению;

2) органицизм , согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении традиции и нравов.

Система воззрений основателей консерватизма основывалась,

во-первых , на приоритете преемственности над инновациями;

во-вторых , на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в на-ции, религии морали, семье, собственности;

в-третьих , на культи-вировании идеи ранжирования общества в противовес идее равен-ства.

Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы , который, по мнению консерваторов, разрушал целост-ность человеческого сообщества.

Важное место в трудах этих мыслителей занимало понятие «традиционализм». В противоположность идеям Просвещения тра-диция получает у них приоритет над разумом , поскольку подчине-ние ей означает действие в соответствии с естественным ходом ве-щей и вековой мудростью.

Традиционализм должен определять содержание реформ, прове-дение которых не нарушало бы естественный ход вещей. При этом выделяются два основных вида реформ:

Ø реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов и

Ø превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций.

В вопросе о соотношении традиции и изменения Э. Берку при-надлежит следующее суждение: «Государство, которое не в силах ничего изменить, не способно себя сохранит ь». Иными словами, естественным пределом опоры на традицию, по мнению Э. Берка, выступает потребность в частичных изменениях ради поддержания жизнеспособности системы.

Э. Берк старался учитывать фактор изменений как нечто по-стоянное. Наилучшим средством сопротивления неожиданным вы-зовам ему представлялось опережение их путем своевременной адаптации к смене обстоятельств , т. е. исключение самой неожидан-ности.

У Жозефа де Местра тенденция к охранительности выражена сильнее, чем у Э. Берка. Если последний стремился опережать нео-жиданное развитие событий путем принятия превентивных мер, направленных на приспособление к смене обстоятельств, то для Ж. де Местра изменения ассоциировались с дискомфортом, потерями и страданиями, отражавшими его личные впечатления и опыт.

Жозеф де Местр и Луи де Бональд , классики аристократическо-го консерватизма, отвергали республику и противопоставляли ей традицию и авторитет . Ядром политических взглядов Ж. де Местра явилась идея эквилибра, понимаемого как создание статического равновесия в политической и духовной жизни на базе теократии . Л. де Бональд не отдавал предпочтения ни светской, ни религиоз-ной власти, выдвигая идею союза религиозного и политического общества .

Со второй половины XIX в. консерватизм начал ориентировать-ся на защиту интересов буржуазии . В 1871 г. О. Бисмарк оказал зна-чительную помощь правительству Тьера в подавлении Парижской Коммуны. Принятием репрессивного «исключительного закона» против социалистов (1878-1890) и программой социального законо-дательства (обязательное страхование для некоторых групп рабо-чих) он пытался воспрепятствовать росту революционного рабочего движения. Консервативная партия Великобритании первоначально выражала интересы аристократов-лендлордов , а с 1870-1880 гг . - все более широких кругов колониально-банковской и крупной промыш-ленной буржуазии . К началу XX столетия объективные предпосыл-ки существования традиционного консерватизма были в основном исчерпаны .

С развитием модернизационных процессов , сокращением тра-диционных социальных групп и становлением основных классов индустриального общества консервативная идеология лишилась своего охранительного пафоса. На основе консервативной идеоло-гической традиции формировались течения, которые ориентирова-лись на разные модели политического поведения и представляли собой результат синтеза с либерализмом.

Наиболее известным представителем традиционного консерва-тизма в XX в. был американский ученый Р. Керк (1918-1994 ), опуб-ликовавший в 1953 г. книгу «Консервативное мышление ». Развивая традиционалистские принципы, он утверждал, что в революцион-ные эпохи люди часто увлекаются новизной, но затем устают от нее и тянутся к старым принципам . История трактуется как цикличе-ский процесс смены эпох. Период после Второй мировой войны оценивается как наиболее благоприятный для консерваторов . На них, по его мнению, легло бремя ответственности за судьбу христиан-ской цивилизации, и они в силах справиться с этой задачей.

В публикациях Р. Керка утверждается, что, поскольку природа человека неисправимо повреждена, мир нельзя улучшить посред-ством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты должны стремиться обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авто-ритету и религии. Социальную и экономическую проблематику сле-дует переводить в религиозно-этическую плоскость .

В 1980-е годы Р. Керк выделил следующие принципы традицион-ного консерватизма: вера в «закон и порядок» и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в ре-лигиозные понятия . Взгляды Э. Берка охарактеризованы им как «главное русло консерватизма».

Традиционалистские идеи оказали существенное влияние на программы и платформы многих фундаменталистских групп и орга-низаций, которые в 1980-х гг. выступили в качестве движущей силы сдвига вправо в идейно-политической жизни США.

В начале XXI в. бытующий среди потомственных белых амери-канцев страх перед перспективой превращения в «меньшинство в собственной стране» стал одним из мощных источников политико-психологического, идейно-культурного и духовно-нравственного запроса на консерватизм . Формированию этого запроса способст-вовали и шоковые для населения США последствия терактов 11 сентября 2001 г., осознание им своей незащищенности. Религи-озно-фундаменталистские проявления консерватизма являются устойчивой характеристикой политического фона современных Со-единенных Штатов Америки.

3. Либертаристское течение

В конце XIX - начале XX в. в США и позднее в Европе возник-ла и становилась все более влиятельной либертаристская разновид-ность консерватизма. Она окончательно оформилась в первой поло-вине XX в.

Либертаризм - экономоцентричное течение в современном кон-серватизме, которое наследовало классическую либеральную тради-цию XVIII - XIX вв. На этом основании некоторые ученые даже от-носят его к неолиберализму.

Либертаризм, по мнению его идеологов, призван , с одной сторо-ны , развить идею индивидуальной свободы, сформировавшуюся в минувшие эпохи, а с другой - предотвратить дальнейшее распро-странение социалистических идей.

Концептуальные основы либертаристского консерватизма зало-жили Фридрих фон Хайек (1899-1992 ) и Людвиг фон Мизес (1881-1973 ). Работа австро-британского экономиста и философа Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 ), по существу, явилась манифестом либертаризма.

Основатели либертаристского течения считали любую форму вмешательства в экономику неприемлемой и негативно относились к идее макроэкономического регулирования. В их представлении ночная свобода, равно как свобода политическая, правовая и духовная не может быть даже частично ограничена. В качестве есте-ственной формы организации общества они рассматривали «спон-танный порядок», т. е. возникающий в процессе естественного развития.

В начале своей научной деятельности Ф. Хайек активно зани-мался экономической теорией и был главным оппонентом экономи-ста Дж. Кейнса , выступавшего за государственное регулирование экономики как способ преодоления странами Запада Великой де-прессии рубежа 20—30-х годов XX в. Основная проблематика Ф. Хайека с середины 1940-х гг. - полемика с тоталитаризмом , к кото-рому он относил социализм и социалистическую идеологию.

В работе «Дорога к рабству» Ф. Хайек доказывал принципиаль-ную неосуществимость целей социализма ввиду несостоятельности централизованной системы управления, не соответствующей струк-туре производства и общественным потребностям . Реализация принципов планирования неизбежно приводит к тоталитаризму, по-скольку невозможна без принудительных мер, свертывания законно-сти, проникновения государства во все сферы общественной жизни. Главное преимущество рыночной экономики Ф. Хайек видел в спо-собности рынка посредством механизма цен использовать такой объем информации, который не может быть обработан в интересах экономических агентов при централизованной системе планиро-вания .

Рыночная экономика , по Ф. Хайеку, это сложная, спонтанно действующая система, возникающая в процессе эволюционного развития , а не за счет движения к некоей запрограммированной цели. Она функционирует благодаря соблюдению индивидами с различными интересами универсальных правил поведения .

Согласно Ф. Хайеку, общество с рыночной экономикой плюра-листично и является открытым. Оно основывается на умении инди-видов жить вместе и быть полезными друг другу даже при различии частных интересов и целей. Демократия является важнейшим сред-ством обеспечения свободы.

Ведущие представители современного либертаризма - недавно скончавшийся глава Чикагской школы монетаризма М. Фридман и Р. Нозик, автор широко известной книги «Анархия, государство и утопия» (1975 ). Они доказывают, что эрозия свободного предприни-мательства, индивидуальной и семейной ответственности ведут к стагнации и бедности, что необходимо возрождение классической традиции индивидуализма и свободной рыночной экономики . По их мнению, источник многих нынешних проблем - в нарушении естественных, богом данных принципов свободного предприниматель-ства и рынка, прежде всего со стороны государства.

Либертаристы отвергли тезис неолибералов о необходимости планирования и регулирования экономики в рамках государства всеобщего благоденствия . Они полагают, что усиление роли госу-дарственного сектора, программирование отдельных отраслей про-мышленности и т. п. подрывают естественный способ регуляции человеческой жизни.

Исходя из этой принципиальной позиции, либертаристы высту-пали за ограниченную социальную политику государства, которая позволяла бы лишь разряжать социальную напряженность , призы-вали правительства в реализации своих программ опираться исклю-чительно на рынок. При этом они считают целесообразным перело-жить значительную часть ответственности за оказание помощи бедным на местные органы власти и такие общественные институ-ты, как семья, церковь, школа, добровольная благотворительность со стороны богатых.

В вопросе о правах либертаристы отстаивают , прежде всего, ес-тественные права человека - на жизнь, свободу, частную собствен-ность, т е так называемые «негативные права» . По их мнению, марксисты и социал-демократы извратили подлинную концепцию прав человека, утвердив в сознании людей так называемые «пози-тивные права» - право на труд, отдых, жилище, справедливую зара-ботную плату и т. д. Социальное равенство полагают либертарис-ты, лишено гуманистического смысла, поскольку провозглашает равенство условий, посягающее на право частной собственности, а не равенство возможностей.

Констатируя идентичность идей классического либерализма и современного либертаризма , следует иметь в виду коренное отли-чие их социального содержания . Идеи классического либерализма сформировались в антифеодальной борьбе «третьего сословия» за свои права и свободы. Либертаризм же возник в иной ситуации , с одной стороны , монополизации экономики, а с другой - обретения государством социальных функций. Именно поэтому защита клас-сических либеральных идеалов свободного рынка и конкуренции, интересов и привилегий групп, уходящих с исторической арены, имеет консервативный смысл .

4. Неоконсерватизм

Значительную роль в становлении постиндустриального обще-ства сыграл неоконсерватизм , доминировавший в наиболее разви-тых странах с конца 70-х до начала 90-х гг. XX в. Это идейно-политическое течение сочетает либерально-технократическую привер-женность прогрессу, свободе и экономическому росту с ориентаци-ей на сохранение и укрепление традиционных общественных цен-ностей.

Наиболее значимых результатов неоконсерватизм достиг в США и Великобритании . В практике европейских государств нео-консервативные взгляды и представления не получили широкого распространения ввиду укоренившейся социал-реформистской тра-диции , воплощенной в функционировании социального государ-ства.

Разработкой неоконсервативных идей в США занимались И. Кристол и Н. Подгорец, которых нередко называют «крестными отцами» неоконсерватизма, Д. Белл, С. Липсет, С. Хантингтон и др., в ФРГ - Г. Кальтенбруннер , во Франции - А. Бенуа и П. Вьяль . В США са-мые известные неоконсервативные идеологи вышли из либераль-ных кругов , близких к демократической партии. Европейский кон-серватизм также имеет либеральные корни.

Американские неоконсерваторы первой волны, например, И Кристол, Н Подгорец, Д Мойнихен , дистанцировавшись от традицион-ных консерваторов, отрицавших необходимость в идеологических конструкциях, выступили за реидеологизацию политики Соединен-ных Штатов . Эта установка проявилась в объявлении Советского Союза «империей зла», которую необходимо уничтожить , а в начале XXI в . стала идеологической составляющей политики «экспорта де-мократии», проводимой Соединенными Штатами с целью обеспече-ния своего доминирования в мире .

В молодости многие отцы-основатели неоконсерватизма увлека-лись левыми идеями, особенно троцкизмом с его мессианскими представлениями и радикальной революционностью. С течением времени критика сталинизма переросла в воинствующий антиком-мунизм и неприятие любых форм вмешательства государства в об-щественную, прежде всего экономическую, жизнь, а троцкистская идея мировой революции трансформировалась в концепцию «благо-творной гегемонии» Соединенных Штатов в международных отноше-ниях, проявляющейся в повсеместном распространении демократии .

В 1980-х гг . неоконсервативными идеями руковод-ствовались известные политические деятели Р. Рейган, Дж. Буш-ст., М. Тэтчер, Г. Коль . Эти идеи во многом определяют военно-политическую стратегию администрации Дж. Буша-мл. Привер-женность неоконсерватизму неоднократно демонстрировали вице-президент Р. Чейни и бывший министр обороны Д. Рамсфелд . В те-чение ряда лет неоконсерваторы были представлены во власти заместителем последнего П. Вулфовицем , председателем Комитета по оборонной политике Пентагона Р. Перлом и спецпредставителем США в ООН Дж. Болтоном .

Существенное влияние на американскою политику оказывают ведущие центры неоконсервативной ориентации (фонд «Наследие», Гуверовский институт по проблемам войны, революции и мира при Стэнфордском университете, Центр стратегических и международ-ных исследований Джорджтаунского университета, Институт внеш-неполитических исследований и др.). Их рекомендации определяли стратегию рейганизма, а в настоящее время - курс на закрепление американского доминирования в мире, резкое усиление военной со-ставляющей внешней политики .

В сфере международных отношений неоконсерватизм основы-вается на идеях влиятельной на Западе школы «политического реа-лизма», отдавая предпочтение силовым методам разрешения конф-ликтных ситуаций , особенно на локальном уровне. В то же время ряд исследователей , в целом разделяющих неоконсервативные идеи, выступают против концепции «локальных войн», поскольку на практике трудно определить грань между «ограниченным» и «неограниченным» применением силы , способным создать угрозу самому существованию человечества.

Социальную базу неоконсерватизма составил

Ø «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и

Ø группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

В 1970-1980-х гг . неоконсерватизм отразил такие глубинные обще-ственные процессы , как

Ø потребность экономики в ослаблении госу-дарственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы,

Ø в расширении сферы действия конкурентных ры-ночных начал.

Возникновению неоконсерватизма способствовало углубление «кризиса веры», проявлявшегося в утрате гражданами готовности подчиняться законам и сдерживать эгоистические со-блазны . «Сдвиг» в пользу неоконсерватизма был вызван также не-приятием частью элиты Запада радикальных движений социального протеста1960-1970-х гг. - антивоенного, молодежного, феминистского и других, которые рассматривались как угроза общественной ста-бильности. Реакцией ряда общественных деятелей и идеологов на эти выступления были требования установления «сильной власти», ограничения демократии, применения решительных мер против протестующих .

Внешнеполитические подходы неоконсерваторов мотивироваись необходимостью «защиты индустриально развитых демокра-тий» в первую очередь Соединенных Штатов, от «финляндизации», стремлением Запада обеспечить для себя создание максимально вы-годного экономического и политического миропорядка . Этой цели должна была служить глобальная стратегия, которая сочетала бы либерально-универсалистские идеи, акцент на военной силе и воин-ствующий антикоммунизм.

По своей сути неоконсервативное течение близко к взглядам Ф. Хайека и Л. Мизеса. От либертаризма его отличают прагматич-ность, стремление выработать конкретные рекомендации для кор-ректировки государственной политики . Он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья культура, религия, мораль, порядок и пр.).

Обвинив либералов в переоценке возможностей социальной по-литики государства, в поощрении «революции растущих ожида-ний», неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отноше-ний между индивидом и государством, гражданами и государством. В рамках этой модели индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и солидарность граждан, а государство долж-но обеспечивать ему жизненные условия на основе правопорядка, стабильности и преемственности.

Антиэтатистская стратегия неоконсерваторов привела к значи-тельному сужению функций государства, существенной корректи-ровке логики функционирования государственных институтов . «Разгрузив» государство от многих, прежде всего социально-эконо-мических, функций, которые оно взяло на себя в период функциони-рования кейнсианской модели, сократив государственный аппарат и повысив качество его деятельности, неоконсерваторы укрепили авторитет государства и его политическую роль. Заметное место в практике неоконсерваторов заняли вопросы местного самоуправ-ления и региональной политической активности.

В экономике был сделан упор на развертывание предпринима-тельской инициативы и широкую конкуренцию, резкое снижение налогов с целью высвобождения сил свободного рынка.

В основу социальной сферы были положены, с одной стороны , четко ограни-ченная и регулируемая государственная благотворительность для сравнительно ограниченного круга нуждающихся, с другой сторо-ны - «самопомощь» основной части населения за счет их сбереже-нии или через различные формы социального страхования.

Наряду с ограничением своего участия в регулировании эконо-мики государство активно способствовало обновлению основных фондов производства, совершенствованию структуры капитало-вложений, усилению финансирования перспективных отраслей , научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Неоконсерватизм доказал свою способность осуществлять весь-ма радикальные преобразования, умело используя традиции про-шлого . Под его воздействием сформировалась динамичная модель общественного развития, ориентированная на уверенную в себе личность . Она основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Такая модель отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндуст-риальному.

Реформы, осуществленные американскими неоконсерваторами в 1980-е гг., во многом предопределили высокие темпы экономическо-го и научно-технического развития Соединенных Штатов в 1990-е гг . Беспрецедентный экономический подъем минувшего десятилетия позволил этой стране прирастить ВВП в параметрах, равных сум-марному ВВП таких развитых государств, как Германия и Япония .

В области международных отношений неоконсерватизм эволю-ционировал к более широким и реалистичным позициям . Усилив-шиеся в нем к середине 1980-х гг. прагматические тенденции прояви-лись в учете реалий взаимосвязанного и взаимозависимого мира, отказе от восприятия СССР и России как врагов, в готовности к ус-тановлению партнерских отношений с ними.

В связи с возрастанием в современном обществе роли знаний и информации неоконсерваторы ориентируются главным образом на проблемы образования, культуры и качества жизни . Культура и духовность рассматриваются как базовые ценности для освоения но-вых технологий, сохранения природы.

При очевидных достижениях в экономической сфере неоконсер-ватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриа-лизму:

Ø углубляется социальная дифференциация в странах Запада, потенциально чреватая конфликтами;

Ø увеличивается разрыв в уров-нях жизни Севера и Юга, который сдерживает развитие между-народного разделения труда и расширение рынков наукоемкой про-дукции.

В терактах 11 сентября 2001 г. идеологи неоконсервативной час-ти американской элиты усмотрели, с одной стороны , глобальный вызов Америке как носителю либеральных ценностей и лидеру формирующегося американоцентричного миропорядка, а с другой - осуществление прогноза С. Хантингтона о «столкновении цивилизаций» и прежде всего иудеохристианской и мусульманской.

Война с международным терроризмом интерпретировалась неоконсервативными экспертами как своего рода возрождение борьбы двух различных систем политических ценностей и принципов, участие в ко-торой является исторической миссией США. В этой войне виделся также дополнительный шанс для проведения более активной поли-тики по созданию нового миропорядка.

Суть нынешней внешнеполитической программы неоконсер-ваторов состоит в том, что Соединенные Штаты призваны осу-ществлять «гуманную глобальную гегемонию» во всем мире в силу изначального превосходства своих моральных, культурных и поли-тических ценностей . Эта гегемония должна устанавливаться как с помощью международных институтов (например, Международного валютного фонда и Всемирного банка), так и путем наращивания военного потенциала, осуществления силовых акций .

Неоконсерваторы позиционируют себя как приверженцы демок-ратического глобализма , согласно которому распространение де-мократии является универсальным средством обеспечения безопас-ности Соединенных Штатов и всего мира. Их позиция зиждется на спорном тезисе о том, что государства с демократическим устрой-ством не воюют друг с другом из-за приверженности общим ценно-стям и политическим принципам. Демократический глобализм в американской версии имеет не только моральное, но и геополити-ческое измерение - создание американоцентричного миропорядка, установление контроля над источниками сырья и путями их транс-портировки.

Война в Ираке, по мнению неоконсерваторов, должна проде-монстрировать миру решимость Соединенных Штатов обеспечить свое доминирование в мире на длительную перспективу. В этом смысле весьма характерно суждение неоконсерваторов «второй вол-ны» У. Кристола (сына И. Кристола) и Л. Каплана: «Миссия начина-ется в Багдаде, но им не заканчивается. Мы стоим на рубеже новой исторической эпохи… Этот момент имеет решающее зна-чение Речь идет даже не о будущем Ближнего Востока и войны с террором. Речь идет о той роли, которую Соединенные Штаты на-мерены играть в двадцать первом веке».

Представители неоконсервативной школы американской воен-но-политической мысли активно поддерживают идею американско-го доминирования в космосе , которое рассматривается сквозь призму основополагающих принципов геополитики. Предлагая раз-работать «космическую доктрину Монро », они считают, что в XXI в. космос заменит море в развитии торговли, технологий и обеспечении национальной безопасности . По их мнению, использо-вание космоса в военных целях создает беспрецедентные возмож-ности для проецирования силы и влияния.

Среди сторонников создания глобальной американской системы противоракетной обороны (ПРО) немало тех, кто стоял у истоков «Стратегической оборонной инициативы» Р. Рейгана, в частности Г. Купер, возглавлявший Агентство по СОИ в Министерстве оборо-ны США, У. Грэхем, занимавший пост советника по науке прези-дента Р. Рейгана, Р. Пфальцграф, возглавлявший Институт внешне-политических исследований, чьими консультациями пользовался Р. Рейган.

В последние годы, особенно под влиянием фиаско в Ираке, внешнеполитический курс США, во многом основывающийся на неоконсервативных ценностях, стал объектом критики со стороны ряда влиятельных представителей политического и интеллектуаль-ного сообщества как внутри страны, так и за рубежом. Оппонента-ми неоконсервативного силового унилатеризма выступают одновре-менно сторонники умеренного консерватизма во внешней политике и эксперты либерального толка.

Стремление неоконсерваторов увековечить глобальное военное доминирование США и силой объединить мир вокруг вольно трак-туемой «демократической идеи» один из ведущих политических мыслителей США 3б. Бжезинский резонно оценил как «подновлен-ную версию империализма», далекую от реалий глобализирующего-ся мира и способную истощить ресурсы во имя заведомо недости-жимой внешнеполитической цели .

Известные американские эксперты называют администрацию Дж. Буша революционерами, а проводимую ими политику револю-ционной. По оценке президента фонда Р. Никсона Д. Саймса , акции США в Ираке и Афганистане основаны на «неотроцкистской вере в перманентную революцию (пусть даже демократическую, а не про-летарскую)».

За полный пересмотр внешнеполитического курса, сформиро-ванного под влиянием неоконсервативных теоретико-политических представлений, высказываются либералы . Силовой гегемонизм они расценивают как стратегию, вызывающую перенапряжение Соеди-ненных Штатов, неприемлемую для мирового сообщества . Однако отличие позиции либералов от исповедующей неоконсервативные ценности республиканской администрации состоит в отказе не от ориентации на «глобальное распространение демократии», а от применения силовых методов, которые приводят к многочисленным региональным войнам и неприемлемым с американской точки зре-ния людским потерям.

В связи с неудачами в распространении демократии наметилась тенденция к размежеванию радикального и умеренного подходов в американском неоконсерватизме. Один из наиболее влиятельных неоконсерваторов «второй волны» Ч. Краутхаммер противопо-ставил идеологии «демократического глобализма», которой придер-живался и сам, новую концепцию «демократического реализма». В соответствии с ней поддержка демократии и применение силы нужны лишь в случаях «стратегической необходимости» и тогда, когда отвечают «задачам борьбы с врагом». Такая позиция пред-полагает возможность определенных ограничений в применении военно-силовых методов.

Далек от безоговорочной поддержки внешнеполитического кур-са действующей администрации известный журналист и политолог У.Р. Мид, активно пропагандирующий взгляды неоконсерваторов. Он оправдывает вторжение Соединенных Штатов в Ирак, «войну с международным терроризмом», но вместе с тем обращает внимание на просчеты в деятельности разведки и экспертного сообщества го-сударственных учреждений, провалы в сфере «публичной диплома-тии» (прежде всего при подготовке общественного мнения в мире и в самих США к иракской кампании) и т. д.

В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в соче-тании с либерально-социалистическими ценностями (права и сво-боды человека, демократия, социальная защита). От амери-канских неоконсерваторов вряд ли следует ожидать кардинального пересмотра жесткой установки на создание международно-полити-ческих условий, гарантирующих господствующее положение един-ственной сверхдержавы в формирующемся миропорядке.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения :

1. Консерватизм , возникнув в конце XVIII в. как реакция на ре-волюции, ориентировался не на восстановление низвергнутых ими порядков, а на радикальные преобразования с опорой на традиции прошлого, на реформы , предотвращающие социальные катаклизмы.

2.При идейно-политическом доминировании неоконсерватизма произошла смена утратившей эффективность кейнсианской модели развития экономики и социальной сферы динамичной моделью, от-вечавшей потребностям перехода от индустриального общества к постиндустриальному . Эта модель основывается на саморегуляции и обладает относительно высокой степенью устойчивости к социальным катаклизмам.

3. Примером экономического динамизма, сочетавшегося с внеш-неполитической и военно-политической жесткостью, неоконсерва-тизм ускорил размывание устоев социализма. Во второй половине 1980-х гг. неоконсерваторы предприняли ряд конкретных шагов для утверждения в международных отношениях нового политического мышления .

4.С преодолением раскола мира на противоположные общественные системы неоконсервативная модель с ее отлаженным ме-ханизмом сочетания частной инициативы и общественного регули-рования имеет общечеловеческое значение . Она дает ориентиры России, которые помогли бы ей занять достойное место в постинду-стриальном мире.

5.В начале XXI в. внешнеполитический курс США , формируемый под влиянием неоконсерватизма и вильсонианского либе-рального универсализма, превратился в политику глобальных воз-действий по созданию американоцентричного мироустройства . Приоритетной задачей этого курса стало распространение демокра-тии силовыми методами, вызывающее негативизм со стороны му-сульманского мира и критику влиятельных представителей политико-академического сообщества.

Таким образом, современный консерватизм представляет собой совокупность ориентаций и приоритетов в политической, экономи-ческой, социальной и духовной сферах. Представляется сложным определение границ основных направлений консерватизма . Очевид-но, что различия между этими направлениями коренятся не столько в исходных установках, сколько в акцентировании тех или иных ас-пектов жизни общества.

Литература

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2007.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Рудомино, 1993.

Блинов В.В. Политико-психологический подход к изучению консерва-тизма: обоснование и структура анализа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2007. № 1.

Бъюкенен П.Дж. Правые и не-правые. Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. Пер. с англ. М.: Аст, 2006.

Галкин А.А. Консерватизм в прошлом, настоящем и будущем / Размыш-ления о политике и политической науке. М.: Оверлей, 2004.

Громовик В.Г. Консервативная идеология в современном мире. М.: РИД ИСПИ РАН, 2005. Глава 1.

Консерватизм в России и мире. В 3 ч. / Под ред. А.Ю. Минакова. Во-ронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004.

Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма // Полис. 2003. № 3.

Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К. Диагноз нашего вре-мени. М.: Юристъ, 1994.

Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. Пер. с франц. М.: РОССПЭН, 1997.

Неоконсерватизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. 3.

Рахшимир П.Ю. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса // Полис. 2005. №5.

Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2007.

Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005.

Честнейший Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие // Полис. 2006. № 4.

Консерватизм (от лат. Conservare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра. Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин во второй половине XIX – начале XX в.

В отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды. Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизироваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Социализму консерватизм традиционно противостоит из-за его революционных устремлений, а либерализму из-за рационалистического пафоса, стремление к переделке мира, сложившихся порядков.

Что представляет собой консерватизм в Мировоззренческом плане?

Во-первых , для него характерен взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В консерватизме присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе безумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в это мире духовность.

Во-вторых , существующие истины должны иметь предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Консерватизм есть реакция защиты существующих институтов от угрозы их разрушения, потому что они существуют и рассматриваются «Как наша традиция», а не поэтому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам. Так, Э. Берк утверждал, что нельзя приступать к реформе государства с его свержения, «реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить своего старого родителя на куски и положить его в котел в надежде, что своими сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь».

Принимая существующие положения вещей, консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, системы власти и т. д. В духе гегелевской формулы «все действительное разумно, все разумное действительно», консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров. Согласно консервативным представлениям, обязательно должна быть сила, заботящаяся о передаче традиций, ибо народ без памяти о прошлом – это народ без будущего. Консерватизм сосредотачивается «на прошлом в той мере, в какой прошлое живет в современности» (К. Маннгейм), отстаивает то, что есть в настоящем, уходя корнями в прошлое.

В-третьих , консерватизм не означает противодействия любым нововведениям. Консерваторы не могут не принять те новые элементы действительности, которые уже укоренились, равно, как и не удерживают все, что идет из пошлого.

Основными ценностями консерватизма являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья и др.

В Политической сфере консерватизм выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации – посредники между обществом и индивидом. Именно в таких структурах усматривается основа «плюралистичности» общества, надежная преграда бюрократии, посягательствам на права личности. В глазах консерваторов государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться в анархии. С другой стороны, они понимают, что государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной ассоциаций. При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество, так как оно исторически, этически выше отдельного индивида.

В Социальной области консерваторы допускают существование социального неравенства, исходя из убеждения в несовершенстве человека и созданных им институтов, считают бедность, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.

В Экономической сфере подчеркивается важность развития частной собственности, свободного рынка, конкуренции и инициативы.

Между консервативной и либеральной идеологиями в настоящее время нет принципиальных различий. Вместе с тем консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает справка на крупный капитал. Во властных отношениях – концепция «демократического господства элит», в соответствии, с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага.

С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму – неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей. В это время на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и практики «государства благоденствия», серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни. Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, «социальное иждивенчество», разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности и др. Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т. д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.