Математические игры в доу по фгос. Картотека по математике на тему: Игры по математическому развитию

В пособии представлены математические игры для детей 5–7 лет: игры на закрепление количественных представлений, на уточнение понятий о величине предметов, на расширение представлений о геометрических фигурах, на совершенствование ориентировки в пространстве, на закрепление временных представлений.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальной школы, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям.

В. П. Новикова
Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5–7 лет

От автора

Игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для всестороннего развития ребенка, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.

Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять детей в апробировании математических знаний и практического опыта.

Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме. Наряду с этим формируется личность ребенка, закладываются основы таких важных черт характера, как доброта, отзывчивость, дружелюбие, честность, справедливость, находчивость, выдержка. Положительное воздействие и правильная организация игры во многом зависят от личности педагога, от его умения направить игру, от способности использовать ее в целях воспитания.

Каждая игра предполагает общение ребенка со взрослым, с другими детьми. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только при этих условиях игры будут полезны для развития дошкольников.

В развитии мышления детей старшего дошкольного возраста большую роль играет речь. Поэтому среди игр, адресованных детям 5–7 лет, много словесных игр. Некоторые из них направлены на развитие логического мышления.

В игре дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывать интересы других, учиться и взаимообучать друг друга. От того, насколько хорошо будут объяснены правила, зависит успех игры. Лишь после того, как педагог убедится в том, что все дети усвоили правила игры, можно предложить им играть самостоятельно.

При подборе игры следует всегда помнить о том, что она должна быть не слишком трудной, не слишком легкой, – только в этом случае игра принесет детям пользу и радость.

У многих предлагаемых в пособии игр есть варианты, усложняющие игровые задачи. Организуя игру, педагогу следует внимательно присмотреться к детям: если они быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать более сложные задания.

Формы организации предлагаемых игр разнообразные: коллективные ("Назови пропущенное слово", "Столько-сколько" и т. д.); игры с небольшой группой детей (в группах следует объединять более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями) ("Яблоки", "Где правая, где левая?" и т. д.); партнерские ("Какой цифры не стало?", "Сделай по-другому" и т. д.).

В партнерских играх в игровой паре активны оба ребенка. Один дает задание, стремясь сформулировать его таким образом, чтобы оно было понятно партнеру. Другой ребенок должен внимательно выслушать задание и дать правильный ответ.

Игры можно проводить как в помещении ("Разложи, как я скажу", "Считай – не ошибись"), так и на свежем воздухе ("Ручеек", "Да или нет", "Круглый год" и т. д.).

Разнообразные игровые атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

Данное пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, учителям начальной школы, работающим с детьми дошкольного возраста, и родителям.

Игры на закрепление количественных представлений

Какая цифра убежала?

Материал. Карточки с цифрами от 0 до 20 (на каждого ребенка).

Дети играют парами.

Педагог предлагает каждой паре разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один ребенок закрывает глаза, а другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось в ряду. Если он отгадал, то становится ведущим.

Игра продолжается.

Усложнение. Изменить числовой ряд, предложить разложить числа от 10 до 20 или от 10 до 20.

Найди пару

Материал. Карточки с цифрами и карточки с кружками.

Дети делятся на две команды. У каждой команды свой стол. На одном столе лежат перевернутые карточки с цифрами, на другом – перевернутые карточки с кружками.

Дети бегают по комнате. По сигналу педагога они берут карточки со столов, и каждый отыскивает свою пару: ребенок, у которого на карточке цифра, ищет ребенка, у которого на карточке соответствующее количество кружков.

Карточки возвращаются на прежние места, и игра повторяется.

Примечание. Если нет карточек с кружками, то можно использовать комплекты карточек с цифрами двух цветов.

Постройся по порядку

Материал. Карточки с цифрами от 0 до 10.

В игре участвуют до 10 детей.

На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.

Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.

– Первым выйдет ребенок с цифрой 7.

– Рядом с ним встанут "соседи" цифры 7.

– Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое место.

– Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.

– Назовите цифры по порядку.

Примечание. В игре может принимать участие большее количество детей. В этом случае потребуется второй комплект цифр. Играют две команды.

Игра со стручками гороха

Материал. Карточки с цифрами, пособия "стручки гороха" (см. Приложение, стр. 44) – два комплекта разных цветов.

На полу на небольшом расстоянии один от другого лежат обручи, в центре каждого обруча – карточка с цифрой. На подносе лежат "стручки гороха" (по количеству детей).

Педагог предлагает детям отгадать загадку.

Играем в математику.


Математическое развитие дошкольника - это качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математический развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Для того чтобы дети не испытывали трудности в освоении школьной программы воспитатели и родители должны приложить усилия для развития интереса к математике в дошкольном возрасте.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.
В игровой и занимательной форме и с красочными, эстетически оформленными пособиями ребенку легче запомнить, развить мыслительную деятельность, сообразительность, правильно оценить различные ситуации, принять самостоятельные решения, приобрести новые знания, умения и навыки.
Я предлагаю познакомиться с пособиями для математических дидактических игр.
Цифровые цветочки - выполнены в трех вариантах, сделаны в фотошопе, картинки выпущены цветным принтером, вырезаны, наклеены на картон и повторно вырезаны с кантом. Я их рекомендую для использования в трех играх:


«Найди соседей цифры...»
Формировать у детей представление об отношениях чисел в числовом ряду. Развивать ориентировку в пространстве, учить определять, кто находится слева, а кто справа от него. Упражнять детей в прямом и обратном счете (в пределах 10).


«Игра с прищепками - считай быстро»
Это захватывающая математическая дидактическая игра, которая проверяет знания и гибкость ума. Помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета. Результат вычислений должен совпасть с тем результатом, который отображен графическим изображением картинок в центре цветка на дидактических карточках.


«Игра с прищепками - состав числа»
Развивать представления детей о составе числа;
закреплять умение соотносить число с цифрой;
упражнять детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее;
побуждать детей находить разные варианты при составлении числа из двух меньших;
развивать память, зрительное восприятие, внимание, уметь делать логические умозаключения;
воспитывать интерес к играм математического содержания; развивать мелкую моторику рук.


В этой игре, дополнительно к цветам с цифрами сделаны еще бабочки, всего их 132 штуки они отображают все примеры счета в приделах десятка на плюс и минус.
«Посади бабочку на цветок»
Счет в пределах 10. Развивать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать внимание, память, мышление и логику. Воспитывать чувство взаимопомощи, самоконтроль и мотивацию к учению.

Игры, направленные на математическое развитие дошкольников старшей группы

Игра «Будь внимателен».

Цель: закреплять умение различать предметы по цвету.

плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

Игра «Сравни и заполни».

Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

Игровой материал и наглядные пособия: набор геометрических фигур.

Описание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Чудесный стаканчик».

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия : 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

Игра «Праздник в зоопарке».

Цель : учить сопоставлять число и количество предметов.

Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

Игра «Длинномер».

Цель: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

Игровой материал и наглядные пособия: полоски бумаги.

Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

Игра «Пройди в ворота».

Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

Игра «Разговор чисел».

Цель: закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.

Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

Игра «Не зевай!».

Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты.

Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шутку, отгадать загадку и др.).

МАДОУ детский сад №29 «Ягодка» Республика Башкортостан

г. Белорецк

Воспитатель: Латохина Юлия Сергеевна

Математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей. В настоящее время в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая слова «не каждый будет математиком» безнадежно устарела.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности.

Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение, эмоции; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

В процессе математических игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Дети с удовольствием включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания, настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическим фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.

Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики. Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с учебно - воспитательным процессом. Игра - это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.

Игры с цифрами и числами.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет, дидактические игры и упражнения, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 9, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот.

Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА., ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? , СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? дети учатся свободно оперировать числами в пределах 9 и сопровождать словами свои действия.

Для лучшего запоминания цифр использую различные приёмы: вылепить цифры из пластилина, выкладывание из пластилиновых шариков, из бумаги, методом аппликации, из ниток, из шнура на ковре, рисование палочкой на снегу и т. д..

Играя в дидактические игры у детей, не только формируются знания о цифрах, но и развивается умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Дети учатся устанавливать зависимость между ними.

На прогулке при проведении наблюдений даю задание детям сосчитать прохожих, сосчитать деревья на участке, назвать цифры номерного знака проезжающих машин, сосчитать ступени и т.д.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Игры путешествие во времени.

Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названиях дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, и т. д. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игры - ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО,

Для того, чтобы дети лучше запоминали названия месяцев использую игры - КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ,

Для того, чтобы дети лучше запоминали части суток использую различные речевые конструкции приветствия - «Доброе утро», «Сейчас у нас дневной сон», «Добрый вечер» говорю родителям, использую настольно - печатные игры, вопросы типа «Завтрак в какое время суток», «А обед» и т. д.

Игры на ориентировки в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, далеко, близко.

Детям даю задания типа: « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима». « Справа от куклы поставь зайца, слева от куклы - пирамиду» и т.д. В начале занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили. Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие.

Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, использую игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - «Ночью, когда в группе никого не было» - говорю детям, - «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти».

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ, МАГАЗИН ИГРУШЕК и многие другие игры.

Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводила игру типа - ЛОТО. С теми детьми, которым эти знания давались трудно, занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, познакомила детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. При этом использовала имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. В дальнейшем, для закрепления знаний, в свободное от занятий время, детям давала задания нарисовать на бумаге разные четырехугольники, нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать, как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ, ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

Игры на логическое мышление.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?, ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ, ЛАБИРИНТЫ, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения рядов фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из геометрических фигур. Это игры - ТАНГРАМ, МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА, СЛОЖИ КВАДРАТ, и др. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Творческие игровые задания и проблемные ситуации

Творческие игровые задания применяются при формировании математических представлений (они могут использовать не только на занятиях, но и в свободное время).

  • При формировании количественных представлений:

«Что может делать?..» (Что может цифра 6? Обозначать количество предметов, стать другой цифрой и т.п.);

«Чем был — чем стал?» (Было числом 4, а стало числом 5. Как это произошло?);

«Где живет? » (Где живет цифра 3? В днях недели, месяцах года, номерах домов и т.п.);

«Число, как тебя зовут?» (ребенку предлагается изобразить жестами какое-либо число, остальные должны назвать его);

«Этого было много, а стало мало. Что это может быть?» (снега было много, а стало мало — растаял);

«Этого было мало, а стало много. Что это может быть?» (овощей в огороде было мало, а стало много — выросли) и др.

  • Для закрепления представлений о геометрических фигурах:

«Найди предметы, похожие на круг (квадрат, треугольник и др.)»;

«Определи, на какую фигуру похожа крышка стола (сидение

стула и др.)»;

«Подбери по форме» (детям предлагается назвать форму объектов или их частей на картинке и найти данную форму в окружающих предметах);

«Кто больше назовет предметов, имеющих форму круга (квадрата, треугольника и др.)»;

«Что умеет делать?..» (Что может круг? Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Например, круг может быть часами и т.п.);

«Волшебные очки». (Представь, что ты надел круглые очки, через которые можно увидеть только круглые предметы. Осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате. Теперь представь, что ты в очках вышел на улицу. Что ты там можешь увидеть? Вспомни, какие круглые предметы есть у тебя дома. Назови 5 предметов);

«Угадай по описанию» (воспитатель показывает одному ребенку картинку с объектом, ребенок описывает объект (необходимо это сделать от общего к частному), а остальные дети должны отгадать, о каком объекте идет речь);

«Теремок» (Ребенок: «Тук-Тук. Я — треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе». Воспитатель: «Пущу тебя, только скажи, чем ты похож на меня — квадрата (или чем ты отличаешься от меня — круга)»);

«Дорисуй, что я задумала» (воспитатель (ребенок) изображает часть геометрической фигуры, дети должны дорисовать остальное) и др.

  • Для развития пространственной ориентации:

«Расскажи про свой узор» (детям предлагается нарисовать узоры с использованием геометрических фигур (либо им выдаются готовые картинки с узорами) и они должны рассказать, как располагаются элементы узора. Например, посередине красный круг, в верхнем правом углу синий квадрат и т.д.);

«Что изменилось?» (На столе у педагога лежат несколько предметов, дети должны запомнить, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем им предлагается закрыть глаза, в это время педагог меняет местами 1—2 предмета. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Например, зайка стоял справа от мишки, а теперь слева и т.п.);

«Да или нет» (ведущий загадывает объект на картинке, а остальные дети с помощью вопросов, на которые ведущий отвечает только «да» или «нет», устанавливают его местонахождение) и др.

  • При формировании представлений о величине:

«Учимся измерять» (Чем лучше всего измерить муравья, дерево, жилой дом, твой рост, твой палец, машину, карандаш?);

«Накорми великана (мальчика-с-пальчика)» (Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана (мальчика-с-пальчика), чем бы ты стал отмерять следующие продукты: чай, молоко, масло, гречневая крупа, вода, соль? Сколько бы ты взял каждого продукта?);

«Что было раньше маленьким, а стало большим?», «Что было раньше большим, а стало маленьким?»;

«Строим паровозик времени» (воспитатель готовит 5—6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (например, младенец, маленький ребенок, школьник, подросток, взрослый, пожилой человек), данные карточки лежат на столе в беспорядке, дети берут понравившиеся карточки и составляют паровозик);

«Угадай и назови» («Угадай, о чем я говорю» — идет описание части суток, времени года и др.);

«Раньше — позже» (ведущий называет какое-либо событие, а дети говорят, что было до него и что будет после) и др.

Проблемные ситуации, задачи и вопросы могут применяться для развития представлений у детей любого возраста. Например, для детей младшей группы можно предложить следующую ситуацию: «На улице темно. На небе светит луна, а в окнах домов появились огоньки. Когда это бывает?» и т.п. Детям более старшего возраста можно предложить следующие ситуации: «Разговаривают двое ребят: “Я вчера поеду к бабушке”, — сказал один. “А я завтра был у своей бабушки”, — похвастался другой. Как следовало правильно сказать?»

Некоторые проблемные ситуации по форме напоминают арифметические задачи, но решаются путем умозаключений, например: «Оля поехала к бабушке в субботу, а вернулась в понедельник. Сколько дней гостила Оля?», «Алеша ходил в кино в воскресенье, а Витя на один день позже. Когда ходил в кино Витя?», «Катя отдыхала на море три недели, а Маша один месяц. Кто из девочек отдыхал дольше?» и т.п.

Различные временные категории активно используются детьми и при решении логических задач, требующих закончить начатую педагогом фразу: «Если сегодня вторник, то завтра будет...», «Если сестра младше брата, то брат...» и др.

Примеры других проблемных ситуаций, которые можно применять для развития у детей математических представлений.

«Волшебник обратного времени» — педагог (или группа детей) показывает последовательность действий какого-либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса (чаепитие, чистка зубов).

«Волшебники Увеличения — Уменьшения» — ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения/уменьшения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник Увеличения коснулся рыбки в аквариуме». Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

«Измени по размеру часть» — ребенок изменяет часть в выбранном объекте с помощью приема увеличения/уменьшения. Он объясняет, что произойдет, как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций может носить юмористическую направленность (как человеку спать, если у него станут огромными уши).

«Путаница» — детям предлагается выбрать два сказочных объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры (малюсенькая кошка и огромный мышонок) или заменить на противоположные (выросла репка маленькая-премаленькая).

«Угадай и назови» — сначала с помощью картинок, а затем без наглядности детям предлагается задание «Назови предмет, о котором можно сказать» (перечисляются некоторые признаки: форма, цвет, размер), «Угадай, о чем я говорю» (описание времени года, частей суток и т.д.).

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Загадки - шутки

  • В садике гулял павлин.

Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.

  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Логические Задачки

*****
Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
*****
Три рыбки плавали
в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном
и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
*****
Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,
а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?
*****
У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой — не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?
*****
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
*****
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
*****
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?
*****
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную.
Юле — не зеленую и не желтую.
Оле — не желтое и не красное.
Какая ткань для какой из девочек?
*****
В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и не в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?
А бананы и апельсины?
*****
Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?
*****
Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?
*****
Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?
*****
Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
*****
Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
*****

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?

Играя с ребенком, выполняя вместе с ним все более и более сложные задания, мы, взрослые, сможем сами убедиться в логичности рассуждений, умении поставить задачу,

Занятия, упражнения, игры должны быть направлены на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику. Пусть дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дид актические игры для развития элементарных математических представлений

Здесь представлена подборка игр, которая поможет в развитии памяти, внимания, воображения детей младшего дошкольного возраста.

Игры на закрепление геометрических фигур.

Методические рекомендации :игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста.Могут использоваться в утренней отрезок времени, как для индивидуальной работы,так и самостоятельной деятельности детей.

1. «Домино»

Цель: научить детей находить среди многих одну опре деленную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о гео метрических фигурах.

Стимулъный материал: 28 карточек, на каждой поло винке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.

Карточки выкладываются на стол фигурками вниз. Пос ле объяснения ребенку правил игра начинается выкладыва нием карточки «дубль-пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке необходимой фигуры, он подыскивает картинку с этой фигурой из общего числа карточек. Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет пра ва на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек

2. «Распутай путаницу»

Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.

Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира мидки, мячи и т. д.).

Все игрушки расставляются на столе в определенном по рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.

Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо ятные ситуации.

3. «Подбери пару»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, раз меру, цвету, назначению.

Материал: геометрические фигуры или тематические под борки изображений разных предметов, которые можно объеди нить по парам (яблоки разного цвета, большие и маленькие, корзинки разного размера или домики разных размеров и та кие же мишки, куклы и одежда, машины, домики и т. д.).

В зависимости от того, какой у вас стимульный матери ал, ставится перед ребенком проблема: помоги кукле одеть ся, помоги собрать урожай и т. д.

Игрушки благодарят ребенка за удачно выбранную пару

4. «Помоги Федоре»

Цель: формировать и развивать у детей цветовое пред ставление. Научить их соотносить цвета разнородных пред метов.

Стимулъный материал: карточки с изображениями ча шек и ручек к-ним разных цветов.

«Ребята, у бедной бабушки Федоры побились в доме все чашки. У них отломались ручки, и она теперь не сможет из них пить свой любимый чай с малиновым вареньем. Да вайте поможет бабушке Федоре склеить ее чашки. Но для этого вам нужно внимательно посмотреть на эти карточки с изображением чашек и найти к ним ручки, подходящие по цвету». Если ребенок затрудняется в выполнении данно го задания, покажите ему, каким образом необходимо ис кать парные карточки. Затем это задание выполняют само стоятельно.

5. «Найди предметы похожего цвета»

Цель: упражнять ребенка в сопоставлении предметов по цвету и их обобщении по признаку цвета.

Стимулъный материал: различные почтовые предметы, игрушки пяти оттенков каждого цвета (чашка, блюдце, нит ки; одежда для кукол: платье, туфли, юбка; игрушки: фла жок, мишка, мяч и т. д.).

На двух столах, сдвинутых рядом, расставляют игрушки. Ребенку дается предмет или игрушка. Он должен самостоя тельно к цвету своей игрушки подобрать все оттенки этого цвета, сравнить их и постараться назвать цвет.

6. «Найди предмет такой же формы»

Цель: научить ребенка выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометри ческими образцами.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круг лой формы (мячи, шарики, пуговицы), квадратной формы (ку бики, платок, карточки), треугольной формы (строительный материал, флажок, книжка), овальной формы (яйцо, огурец).

Разложить на две кучки геометрические фигуры и пред меты. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть пред меты. Затем показываем ребенку фигуру (хорошо, если ре бенок ее назовет) и просим его найти предмет такой же формы. Если он ошибается, предложите ребенку обвести пальцем вначале фигуру, а затем предмет.

7. «Волшебные круги»

Цель: продолжить обучение ребенка выделять по форме конкретные предметы.

Стимулъный материал: лист бумаги с нарисованными на нем кругами одинакового размера (всего десять кругов).

«Посмотрим внимательно на этот лист. Что ты на нем видишь? Какая фигура нарисована на листе бумаги? Теперь закрой глаза и представь себе круг».

8. «Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное рас положение геометрических фигур, воспроизводить в точно сти такое же расположение при выкладывании орнамента.

Стимулъный материал: 5 вырезанных из цветной бу маги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.

«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь поста райся из вырезанных геометрических фигур выложить та кой же орнамент».

Затем предлагается следующая карточка. Задание оста ется прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

9. «Игра с кругами»

Цель: научить детей обозначать словами отношения предметов по величине («самый большой», «меньше», «больше»).

Стимулъный материал: три круга (нарисованных и вы резанных из бумаги) разной величины.

Предлагается внимательно посмотреть на круги, разло жить их перед собою, обвести на бумаге по контуру. Далее предлагается ребенку сравнить 2 круга, затем другие 2 кру га. Постарайтесь, чтобы ребенок назвал величину всех трех кругов.

10. «Шары»

Цель: развивать и закреплять умение устанавливать от ношение между элементами по величине (больше - мень ше, толще, длиннее, короче).

Стимулъный материал: набор из пяти палочек, равно мерно уменьшающихся по длине и ширине, набор из пяти кругов, которые так же равномерно уменьшаются в соответ ствии с палочками.

«Посмотрим, что получилось. На улице добрый дедушка Федот продавал шары. До чего же они красивые! Всем нра вились. Но вот вдруг откуда ни возьмись поднялся ветер, до такой сильный, что все шары дедушки Федота оторва лись от своих палочек и разлетелись кто куда. Целую неде лю добрые соседи приносили назад шары, найденные ими. Но вот беда! Не может дедушка Федот понять, к какой па лочке крепился какой шарик. Давай ему поможем!»

Вначале вместе с ребенком на столе раскладываются па лочки по величине от самой длинной и толстой до самой короткой и тонкой. Затем по этому же методу раскладыва ются «шары» - от самого большого до самого маленького.

12. «Умный гость»

Цель: развивать умение обследовать форму предметов, давать и понимать их сложное описание.

Стимульный материал: детская пластмассовая посуда, мешок.

Игрушки рассматриваются участниками, затем склады ваются в мешок. Ребенок садится спиной к играющим. Те по очереди подходят к нему, стучат по плечу и говорят: «Ане нужно что-то такое, но я не скажу, как называется, но объясню тебе, что оно... (И далее следует описание предме та. Например, чашка: «круглая, с выпуклыми боками, невы сокая, внизу узкая, сверху - шире, сбоку - ручка»).

Когда ребенок найдет на ощупь нужный предмет, он его вынимает из мешка; далее оценивается, правильно ли вы полнено задание.

13. «Веселый человечек»

Цель: формировать у детей умение расчленять опреде ленную фигуру на элементы (геометрические фигуры) и, на оборот, из отдельных элементов, соответствующих геометрическим образцам, составлять предметы определенной за данной формы.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (1 тре угольник, 1 полукруг, 1 прямоугольник, 2 овала, 4 узких прямоугольника, рисунок «Веселого человечка»).

«Сегодня к нам в гости пришел веселый человечек. По смотрите, какой он забавный! Давайте постараемся из гео метрических фигурок, которые лежат на столе, сделать та кого же человечка».

14. «Палочки»

Цель: Учить детей последовательному расположению элементов разной величины.

Стимулъный материал: 10 палочек (деревянных или картонных) разной длины (от 2 до 20 см). Каждая последу ющая палочка от предыдущей отличается размером на 2 см. Чтобы выполнить данное задание верно, нужно каж дый раз брать самую длинную полоску из тех, которые вы видите перед собой. Используем данное правило и выкла дываем палочки в ряд. Но если хотя бы один раз будет до пущена ошибка, будь то перестановка элементов или примеривание палочек, игра прекращается.

15. «Найди домик»

Цель: формировать целенаправленное зрительное вос приятие формы.

Стимулъный материал: два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом комплекте. Три из этих

фигур (квадрат, круг, треугольник) являются основными, а три остальных (трапеция, овал, ромб) - дополнительными. Дополнительные фигуры необходимы для различения и правильного выбора основных фигур. Также необходимы контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках (контуры можно вырезать, сделать «окошки-до мики»). В каждый комплект стимульного материала вхо дят шесть-восемь карточек с контурами каждой фигуры. Карточки можно раскрасить различными цветами.

Детям показываются три основных фигуры (круг, квад рат, треугольник). Затем показывается карточка с изобра жением одной фигуры (например, треугольника). «Как вы, ребята, думаете, в этом домике какая фигура живет? Давай те подумаем вместе и «поселим» сюда нужную фигуру. А теперь, ребята, давайте поиграем все вместе. Вы видите, на двух столах лежать разные фигуры (подзывается двое де тей). Вот вам карточки. Какие фигуры живут в этих доми ках?» После того как задание выполнено, даются две другие одинаковые карточки. Если ребенок затрудняется в выпол нении задания, ему предлагается «рамку» фигуры обвести пальчиком, затем нарисовать ее контур в воздухе, что облег чит воспроизведение формы.

16. «Покажите такое же»

Цель: научить ребенка строить образ предмета заданной величины.

Стимулъный материал: геометрические фигуры (квад рат, круг, треугольник, овал, шестиугольник) разных разме ров. Количество наборов геометрически фигур зависит от количества детей. В наборе необходимо по 3-4 варианта каждой фигуры. «Такие же фигуры есть и у меня. Я вам показываю фигуру, а вы должны в своем наборе отыскать такую же. Будьте очень внимательны!»

После того как дети отыскивают и показывают фигуру, ведущий «примеряет» их выбор к своей фигуре. Если ребе нок убеждается в ошибке, ему разрешается самостоятельно исправить ее, заменив выбранную фигуру на другую.

17. «Что принесла нам кукла?»

Цель: учить ребенка на ощупь определять форму пред мета и называть его.

Стимулъный материал: кукла, мешок, всевозможные небольшие игрушки, которые должны заметно отличаться друг от друга и изображать знакомые детям предметы (ма шинки, кубики, игрушечная посуда, игрушки-животные, ша рики и т. д.). В мешок желательно продернуть резинку, что бы ребенок не смог заглянуть в него, когда ищет игрушку.

«Ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она для нас принесла игрушки. Хотите узнать, что нам принесла кукла? Нужно по очереди подходить к мешку, но не заглядывать в него, а только руками выбирать себе пода рок, затем сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешка и показать всем».

После того как все игрушки вытащены из мешка, игра повторяется снова. Все игрушки возвращаются обратно и дети снова по очереди достают себе игрушки.

18. «Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Стимулъный материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.

«Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные - красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

19. «Найди фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.

Стимулъный материал: чертежи геометрических фигур.

«Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.

Игры на ориентировку в пространстве и времени на ориентировку на листе бумаги.

20. «Где находится?»

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Стимульный материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямо угольник, треугольник) разного цвета, Можно геометричес кие фигуры заменить различными изображениями живот ных (медведь, лиса, заяц, корова), видами транспорта (ко рабль, самолет, машина, камаз), игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.

«Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисо ван круг?, овал?, квадрат?, треугольник?, прямоугольник?

Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга?

Что изображено в правом верхнем углу?, в левом ниж нем углу?

Что нарисовано выше круга?, ниже круга?»

21. «Лево - право»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

«Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

В. Берестов

Стоял ученик на развилке дорог

Где право,

Где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» - раздался

Ликующий крик.

Где право,

Где лево,

Узнал ученик!

Как ученик узнал, где право, где лево? Какой рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где у вас правая рука? Левая рука?

22. «Зайчик»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:

Зайчик, зайчик - белый бок,

Где живешь ты, наш, дружок?

По тропинке, вдоль опушки,

Если влево мы пойдем,

Там и мой родимый дом.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой. * * *

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть:

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочки поднимись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках

Скок - скок - скок.

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!

23. «Куда?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Стимульный материал: на белом листе бумаги изобра жение машин, деревьев (рис. 11).

«Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие ма шины едут вправо, какие - влево? Посмотри внимательно на деревья. Как ты думаешь, куда дует ветер?

24. «Что получилось?»

Цель: развивать умение пространственной ориентиров ки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

«Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа - три клетки вправо, поставьте точ ку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую.

Например: одна клетка вправо, одна - вниз, одна клет ка влево, одна вверх.

Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Например: одна клетка вниз, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, одна - вверх, одна клетка - вправо, две - вверх, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна - вниз, одна - вправо, две - вниз, одна - вправо, одна - вниз, одна впра во, одна - вверх, одна - вправо, две - вверх, одна - впра во, одна - вверх».