Дидактические игры, такие как: задумай число; число, как тебя зовут. Дидактические игры по формированию математических представлений

«Детские игры» - Классификация игр. Педагогическое руководство играми. Предметно-игровая среда. Игра - форма организации детской жизни. Игрушки, моделирующие семейные отношения. Разнообразные знания. Педагогическое руководство играми детей. Практическая часть. Подведение итогов наблюдения по группам. Какой должна быть игрушка.

«Игры РОСТА» - Оптимальное количество. Структура занятия. Игра. Комплексная программа «Игры РОСТА». Праздник закрытия сезона. Естествознание. Эстетическое воспитание. Развивающий курс для дошкольников «Игры РОСТА». Программа «Игры РОСТА». Математика и развитие логического мышления. Массовые праздники.

«Игровые технологии» - Структура игры как процесс -. Управляемость. Виды педагогических технологий. Четыре главные черты присущие игре. Концептуальность. Типология педагогических игр по характеру игровой методике. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: Основные требования (критерии) педагогической технологии:

«Предметно-игровая среда в ДОУ» - Спектр игр. Влияние педагога на развитие развивающей среды в ДОУ. Ребенок – тот субъект, ради которого мы с вами стараемся. Метод комплексного руководства игрой. Наши дети самые удивительные существа. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. На уровне дошкольного возраста особенно заметно взросление ребенка.

«Игры в садике» - «Оладушки». «Лезгинка». Игры и упражнения в детском саду. «Кулак - ребро - ладонь». Дети с большим удовольствием, интересом выполняют необычные задания. Кинезиология- наука. Зачем нам это. Кинезиологические упражнения. "Ухо - нос". «Колечко». Где ты пальчик.

«Игры для дошкольников» - Старший воспитатель МДОУ д\с №393 «Росток» р.тел 66-50-72. 3.Развивающие компьютерные игры. Развитие познавательных способностей. Речевой репертуар. Способы, формы, уровни познавательной деятельности. Педагогический опыт. Познавательное развитие. Иронична «легка на подьем» Люблю простор, животных и новые впечатления.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. А. Сухомлинский)


Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.


Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.




К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры как " Какой цифры не стало?", " Сколько?", " Путаница?", " Исправь ошибку ", " Убираем цифры ", " Назови соседей ", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Игра " Считай, не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Дидактические игры, такие как " Задумай число ", " Число, как тебя зовут?", " Составь табличку ", " Составь цифру ", " Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.






«Считай, не ошибись» Учить порядку следования чисел натурального ряда, упражнять в прямом и обратном счете.


Вторая группа математических игр (игры - путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру " Живая неделя." Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным кружочком в руках, обозначающий первый день недели - понедельник и т. д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры " Назови скорее ", " Дни недели ", " Назови пропущенное слово ", " Круглый год ", " Двенадцать месяцев ", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.


В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Моей задачей является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Детей учу ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задания типа: « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима ». При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: « Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида » и т. д. В начале каждого занятия проводит ся игровая минутка: любую игрушку прячу где - то в комнате, дети ее находят или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: " Найди похожую ", " Расскажи про свой узор ", " Мастерская ковров ", " Художник ", " Путешествие по комнате " и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.




« Фотография » Учить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях «Домик для цветных карандашей» Учить ориентироваться в пространстве. « Расскажи про свой узор » Учить употреблять слова для обозначения положения предметов. «Собери букет» Учить ориентироваться в пространстве


Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: " Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа " Лото ". Детям предлагаю картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру " Геометрическая мозаика " можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.


«Подбери по форме» Учить различать одинаковые фигуры разных цветов Учить объединять предметы в объекты и в группу по какому-либо общему признаку. «Геометрические фигуры» Учить находить подходящие геометрические фигуры и собирать их из частей. « Ассоциации »


«Зонтики» Учить подбирать определённые геометрические фигуры определённых цветов к каждому зонтику. «Снеговики» Учить собирать разнообразных снеговиков из геометрических фигур. «Варежки» Учить правильно подбирать геометрические фигуры к образцу «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» Учить правильно определять цвет и форму геометрических фигур.




«Мячики» Учить сопоставлять по размеру «Волшебные фигуры» Учить сопоставлять по размеру «Матрёшки» Учить сопоставлять по размеру «Большая-маленькая» Учить сопоставлять по размеру «Телефон» Учить сопоставлять по размеру «Яблоки» Учить сопоставлять по размеру




В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как " Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", " Мельница ", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.








«Шнуровки» Учить группировать предметы по смыслу, прошнуровывать их к основе и создавать узоры из цветной тесьмы. «Развивающие рамки» Учить сопоставлять отдельно взятую фигуру с ее контуром, выстраивать последовательную цепочку действий и находить единственно правильное решение


Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами предлагаю детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные. Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.) 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.) Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки: Рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.) Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать. Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие: - У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.) - Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)


При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки. - Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши.) - Если сестра старше брата, то брат … (младше сестры.) Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме. На базаре ёжик накупил сапожек: Сапожки по ножке себе, Поменьше немножко жене, С пряжками сыну, С застёжками дочке, Всё уложил в мешочке. Так сколько купил ёжик пар сапожек?(4) Навыки счета отрабатываются при использовании считалок: Жили - были сто ребят. Все ходили в детский сад, Все садились за обед, Все съедали сто котлет, А потом ложились спать Начинай считать опять. Формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки. - Один в поле не воин. - Семеро одного не ждут. Не нужно забывать и о порядковом счете: - Первый блин всегда комом. - Второй Родины не бывает. Помогут пословицы и при изучении временных представлений. - Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться. - Не суйся, пятница, на перед четверга. Помогут пословицы запомнить и названия месяцев: - Январь – году начало, зиме – середина. - Ни в марте воды, ни в апреле травы


В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Поэтому рекомендую воспитателям детских садов использовать дидактические игры в процессе обучения детей математике и развитию в них математических способностей

Закрепление знаний детей о составе числа; об образовании и "записи" каждого из чисел второго десятка. Упражнение в ориентировке на листе бумаги. Закрепление названия геометрических фигур и их классификацию по разным признакам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание.

Развивать внимание, сообразительность, память, речь, логическое мышление.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием.

Закрепить знание детей о составе числа; об образовании и «записи» каждого числа второго десятка.

Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги.

Продолжать учить выполнять задание под диктовку.

Закрепить названия геометрических фигур и их классификацию по разным признакам

Материал:

  • Книга «Учимся считать»
  • Конверт с письмом.
  • Два набора карточек от 1 до 7.
  • Две длинных ленты синего и зеленого цвета для выкладывания на полу квадратов.
  • Наборы счетных палочек для составления чисел второго десятка.
  • Листочки в крупную клетку, простой карандаш.
  • Набор геометрических фигур.
  • Мяч.
  • Кольцо.
  • Две дуги-воротца.

Ход занятия.

Стук в дверь. Это принесли письмо и подарок от девочки Ани. Воспитатель берёт письмо и читает его детям. «Здравствуйте, ребята. Я посылаю вам подарок – книгу. Она необычна. Секрет её в том, что на некоторых страницах этой книги «прячутся» интересные задания на листочках. Ну, а если вы их выполните, то в конце вас ждет шуточная игра, которая лежит в конверте с письмом. Книгу можно будет открыть только, если вы решите правильную мою задачку. В живом уголке детского сада одна канарейка, один кактус, один лимон, четыре рыбки. Сколько всего животных?» Дети отвечают.

Воспитатель предлагает с помощью считалки определить, кто из детей по очереди будет доставать листочек с заданием.

Задание №1.

Игра «Считай, не ошибись» проводится с мячом.

Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч одному из игроков и называет любой предел счета. Например, 5-9, 8-3. Поймавший мяч, считает в прямом или обратном порядке от названного первого числа до названного второго. Если играющий затрудняется, то дети помогают ему хором.

После этой игры воспитатель предлагает детям еще раз посчитаться, достать из книги листочек с заданием и для его выполнения сесть за столы.

Задание №2.

Игра «Число, как тебя зовут?».

Перед детьми на столах лежат счетные палочки. Воспитатель даёт задание составить из палочек число, в котором один десяток и шесть единиц, показать цифру, обозначающее это число. «Число, как тебя зовут?» - обращается воспитатель к одному из детей. Ребёнок рассказывает об этом числе (Это число 16, в нём один десяток и шесть единиц. Цифра 1 обозначает десяток, а цифра 6 количество единиц в этом числе).

Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Задание №3.

Игра «Бегите ко мне».

Перед каждым ребёнком на столе лежит геометрическая фигура. Воспитатель стоит около двух пересекающихся квадратов разного цвета. Он даёт задание: «У кого красные фигуры бегите в синий квадрат, а у кого многоугольники в зеленый квадрат.

Затем дети объясняют, почему они оказались именно в этих квадратах и в области пересечения их, а кто-то сидеть за столами.

Воспитатель вновь предлагает ещё раз посчитаться и достать из книги листочек с игрой-заданием.

Задание №4.

Игра «Ручеёк».

Дети берут карточки с числами от 1 до 6 и от 1 до 7, делятся на две команды в зависимости от цвета карточек, образуют два «ручейка» перед воротцами-дугами, на которых карточки с числами 6 и 7 и встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число.

Воспитатель достаёт из конверта листочек с шуточной игрой и играет с детьми.

Игра «Бывает – не бывает».

Дети размещаются на ковре полукругом. Правила игры. Ведущий задаёт вопрос в умеренном темпе, на который надо ответить «бывает» или «не бывает». Утвердительный ответ («бывает») сопровождается хлопком в ладоши (руки вытянуты вверх). Отрицательный ответ («не бывает») сопровождается хлопком по коленям. Если ребёнок отвечает и выполняет движение неверно, он выбывает из игры. Когда в круге остаётся один – два игрока, их поздравляют с победой, награждая аплодисментами. Затем все дети возвращаются в круг и игра повторяется.

Примерные вопросы: бывает круг с тремя углами? Бывает у кошки четыре лапы? Бывает у собаки два хвоста? Бывает книжка без картинок? Семь пятниц на неделе? Суп без капусты? На небе два солнца?

Воспитатель. Дети, давайте поблагодарим Аню за подарок-книгу и нарисуем для неё рисунки.

Дети садятся за столы, берут лист и карандаш.

Воспитатель. Отсчитайте на листе три клетки сверху вниз и три клетки вправо, на пересечении клеток поставьте точку. Затем отсчитайте одну клетку вправо, одну вниз, одну вправо, одну вверх, одну вправо, три вниз, пять вправо, одну вверх, одну влево, одну вверх, две вправо, шесть вниз, одну влево, две вверх, одну влево, две вниз, одну влево, две вверх, две влево, две вниз, одну влево, две вверх, одну влево, две вниз, одну влево, четыре вверх, одну влево, три вверх.

Когда изображение готово, дети говорят, что они нарисовали. (Котёнок.) Воспитатель предлагает запечатать рисунки для Ани в конверт, на прогулке сходить на почту и опустить его в почтовый ящик.

ИРИНА ЗАХАРОВА
Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста: «Как тебя зовут?»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для старшего дошкольного возраста :

«Как тебя зовут »

Подготовила : Тюндина И. Е.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "КАК ТЕБЯ ЗОВУТ "?

ЦЕЛЬ : Упражнять детей в умении использовать окончания существительных для выражения числа и падежа. Развивать память, внимание, фантазию. Воспитывать чувство самоконтроля.

ХОД ИГРЫ : Участники игры садятся кружком на стулья (траву) . Водящий дает каждому какое-нибудь смешное прозвище (или дети выбирают смешные прозвища сами) : Пузырек, Метла, Расческа, Авторучка, Самолет и др. После этого водящий задает вопросы. Отвечая на них надо повторять «свое» слово (пузырек, метла, и пр.) . Отвечать надо быстро, не задумываясь. Ни в коем случае нельзя смеяться. Другие пусть смеются, но тот, с кем говорит водящий, должен отвечать серьезно. Нельзя даже улыбаться.

Например, водящий подходит к тому, кого назвал Метлой, и строго предупреждает :

Кто ошибается,

Тот попадается!

Кто засмеется,

Тому плохо придется!

Затем он спрашивает :

Водящий показывает на волосы играющего и задает новый вопрос :

А это у тебя что ?

Водящий показывает на руки :

А это у тебя что ?

Водящий показывает на ноги :

А что ты ел сегодня утром?

А на чем ты ездишь по городу?

На метле.

Так продолжается до тех пор, пока водящий может придумывать вопросы. Если тот, кого спрашивает водящий, ошибается или, не выдержав, начинает смеяться, он должен уплатить фант и выйти из игры. Водящий переходит к другому игроку. Желательно чтобы вопросы не повторялись. После того как водящий поговорит со всеми, он начинает разыгрывать фанты, предлагая их владельцам шуточные задания.