Храм часовня в пицунде. Чем интересен комплекс

В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II-VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV-XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 метра.

Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в.н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.

В IV в.н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 м2 — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов, и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.

В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV-VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г.н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50-60-х годах ХХ века.

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии.

К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.

В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.

В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.

О несметных богатствах Пицундского епископата сообщает целый ряд источников. Большинство этих сокровищ, после переноса кафедры в Гелати, было вывезено за пределы Абхазии — сначала в Кутаиси, а затем в Гелатский монастырь. Между тем, по местному преданию, в XVI веке, когда в прибрежной части Абхазии усилилось турецкое присутствие и возникла реальная угроза осквернения и уничтожения христианских реликвий, церковные богатства со всей страны были собраны в Пицунде, спрятаны в дубовых сундуках, залитых воском, и замурованы под храмом в катакомбах.

Во второй половине XIX века собор был вновь освящён в честь Успения Богородицы. Расположенная рядом с ними часовня храма Пицундских святых (ХVIII в.), построенная с использованием материалов руин, находится в относительно хорошей сохранности благодаря реставрации, проведенной в XIX веке монахами Новоафонского монастыря. С 1991 года в часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы, совершается таинство крещения для местных жителей. Послушники монастыря поддерживают порядок в часовне и на прилегающей территории.

Пицундский собор — крупнейший раннесредневековый храм Абхазии

За зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора — крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии. Размеры его в плане составляют 43,3×22,7 метра. Пицундский собор — это трёхнефная и трёхапсидная, с трансептом, внутрикупольная базилика, выложенная из местного камня, с кирпичной прослойкой на растворе с толчёным кирпичом, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры — столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера, в арках он тоньше, в несущих частях (устои, стены) — гораздо толще, почти брусовидный. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, он торжественный и величественный, и каждый вошедший сюда сразу ощущает, что храм этот создан для праздничных, торжественных богослужений.

Одна из самых значительных художественных ценностей Пицундского храма — это фресковая живопись. Начиная с XIX века все сообщения о ее состоянии заканчивались констатацией, что положение изменилось к худшему. XX век принес новые беды. В 1970-х годах храм был превращен в концертный зал. Во время проведения строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, ряд других росписей был тогда же сбит со стен вместе со штукатуркой, что мотивировалось необходимостью улучшения акустики. Внутри купола хорошо сохранился подновленный образ Спасителя. Это монументальное погрудное изображение Христа Пантократора в разноцветном ореоле-круге на восточной половине купола и семь фигур архангелов в остальной части купола. По сторонам и почти в центре купола помещены изображения шестикрылых херувимов, подпорченные поздними реставраторами. Над алтарной частью, под медальонами XIV-XVI веков, просматриваются более ранние фрески, предположительно, XII века. Сегодня на барабане из двенадцати изображений апостолов частично или полностью сохранились десять.

Говоря о восстановлении Пицундского храма, нельзя обойти вниманием и назревший вопрос о реституции культурных ценностей. Прежде всего речь идет о возврате из монастыря в г. Гелати (Грузия) храмовой чудотворной иконы Пицундской Божией Матери. Вопрос о возвращении святыни был поднят еще в 1848 году известным писателем, общественным и религиозным деятелем Н.А. Муравьевым. Эта проблема актуальна по сей день, как и вопрос о возвращении в Абхазию большого количества исторических и церковных реликвий, вывезенных в Грузию в последующие полтора столетия. Среди бесценных материалов числится золотой выносной крест Пицундского храма, знаменитый мозаичный пол Пицундского городища, золотая чаша-потир из Бедийского храма (Очамчырский район), серебряный шлем античного периода из сел. Эшера (Сухумский район) — всего около пятидесяти наименований!!!

До грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. самые интересные памятники изучали представители ЮНЕСКО с целью внести их в список Всемирного культурного наследия. Для возвращения в Абхазию хотя бы одной национальной реликвии необходимо объединение усилий мирового сообщества под эгидой ЮНЕСКО. Эта работа была прервана грузинской агрессией в 1992 году. МИД Абхазии обращался к ЮНЕСКО о помощи и в решении вопросов, связанных с возвращением в Абхазию культурных ценностей и артефактов, похищенных грузинскими войсками уже в период оккупации 1992-1993гг.

Орган Пицундского собора

Официальный сайт органа

В 1975 году в храме был установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке», и создан концертный зал. И в наши дни над древними сводами храма звучат торжественные фуги Баха, проходят выступления Государственной хоровой капеллы Абхазии и артистов из России, привлекая сюда многочисленных любителей классической музыки. На сцене храма и на территории комплекса в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина, Камерный оркестр московской консерватории и дирижёр Феликс Коробов, знаменитое меццо-сопрано Елена Образцова, пианист Денис Мацуев, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, солисты и орекстр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, джазовое трио Даниила Крамера, известная американская певица Дебора Браун, а также оперные звезды Абхазии: солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Хибла Герзмава и солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алиса Гицба. Бессменным ведущим фестивальных концертов на протяжении многих лет был и остается известный российский музыковед Святослав Бэлза.

В 2010 году в Абхазии разгорелся спор вокруг Пицундского органа. В абхазской епархии утверждали, что Пицундский храм — резиденция древнего Абхазского епископата, и органу здесь не место. Но под воздействием общественного мнения тучи над Пицундким храмом, похоже, рассеялись. В бюджет 2011 года была заложена сумма в размере 117 тысяч евро на капитальный ремонт пицундского органа. Это означает, что, скорее всего, идея о переносе пицундского органа в некое другое здание, которое будет построено, а сам Пицундский храм — один из древнейших на постсоветском пространстве, будет возвращен церкви, откладывается. Учитывая культурный вес пицундского органа (уникального инструмента на постсоветском пространстве), в его защиту выступили многие известные музыканты, практически все лучшие органисты постсоветского пространства, и такие всемирно известные музыканты, как Хибла Герзмава, Е. Образцова, В. Спиваков.

В Государственном концертном зале Пицундского храма начались работы по ремонту органа. Ведут их специалисты Потсдамской органной фирмы «Александр Шуке» («Alexander Schuke. Potsdam Orgelbau GmbH», Германия). Сразу по прибытии в Пицунду 28 июня 2011 года немецкие специалисты приступили к осмотру инструмента, установленного их коллегами в 1975 году. Пицундский орган был изготовлен одним из корифеев немецкого классического органостроения Гансом Иохаимом Шуке. Сегодня фирму возглавляет Матиас Шуке. В настоящее время производится полный демонтаж инструмента. Пицундский орган имеет 59 регистров, 3 мануала, 4 000 труб. Специалисты тщательно осмотрят, очистят трубы органа, а при необходимости заменят их. Концертную деятельность в Пицундском храме в курортный сезон пришлось прервать.

Патриарший собор в Пицунде (Абхазия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Абхазию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Патриарший собор - древний археологический объект, расположенный в самом центре Пицунды, - известен далеко за пределами Абхазии: ежегодно его посещают десятки тысяч туристов из России и стран ближнего зарубежья. Кого-то привлекает возможность запечатлеть уникальные мозаики и фрески, кто-то мечтает поклониться святым мощам Симона Кананита и Андрея Первозванного - их останки покоятся в размещенной на территории комплекса каменной усыпальнице. Немало людей стремятся попасть в храм, переоборудованный в концертный зал, с целью услышать звучание раритетного немецкого органа - акустика в помещении идеально подходит для игры на этом инструменте. К сожалению, звуковые вибрации не лучшим образом сказываются на интерьере собора: под воздействием мощных акустических волн настенные изображения осыпаются, краски тускнеют, размываются, и фрески превращаются в бесформенные пятна.

Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение археологического памятника, была выдвинута инициатива о переносе органа в другое место, и правительство страны ее поддержало. В настоящее время ведутся поиски подрядчика, способного демонтировать конструкцию без ущерба для здания и инструмента.

Что посмотреть

На территории комплекса расположено несколько строений: некоторые из них сохранились в первозданном виде, другие, к сожалению, подверглись частичному или полному разрушению (немало археологических объектов пострадало в ходе абхазо-грузинского конфликта 1992 г.). К полностью разрушенным можно отнести развалины древней колокольни, расположенные у входа в комплекс (от бывшего строения остались лишь фундамент и три вертикальных каменных столба) и руины храма, датируемые 2 веком н. э. (проверку временем выдержали только боковые стены - внутри них, на месте бывшего алтаря, установлен огромный деревянный крест с мемориальной табличкой).

Наиболее значимый объект - Патриарший собор - за прошедшие с момента создания века несколько раз менял облик. Толстые стены из каменного блока и кирпича, строгие, почти аскетические линии намекают на то, что изначально он служил в качестве оборонного укрепления. Классические атрибуты трехнефного, трехапсидного, крестовокупольного храма появились позднее - в 10 веке н. э. В советские годы здание пришло в упадок и лишилось самых красочных элементов (икон, мозаичного пола, крестов) - их вывезли в Грузию, где передали на хранение Тбилисскому музею. В 1975 г. собор был переоборудован в концертный зал, где в настоящее время проводятся различные культурные мероприятия.

Внутреннее убранство собора поражает непривычным сочетанием средневековой росписи на стенах и изумительно реалистичной купольной фрески с ликом Христа. Это соседство мирского с религиозным выглядит настолько непривычным, что не сразу замечаешь лестницу, ведущую на второй этаж.

Оттуда, с небольших, уютных балкончиков, открывается потрясающий вид на сцену и установленный сбоку орган. Он был изготовлен в Германии в 1975 г. по индивидуальным эскизам и до сих пор работает как часы.

Если спуститься по лестнице вниз и пройти вглубь собора, то окажешься рядом с усыпальницей, где покоятся мощи святых, почитаемых не только в России и Абхазии, но и на Украине, в Германии, Греции и других странах. Усыпальница украшена изумительными фресками. Увы, многие из них находятся в весьма плачевном состоянии - время не пощадило изображения. Ситуацию усугубили вандалы, неумелые реставраторы и колебания, создаваемые органом в процессе звучания.

Неподалеку от собора расположилась крохотная часовенка - одновременно в ней могут находиться не более двух человек. Раньше на ее месте был колодец, позже необходимость в нем отпала, и его переоборудовали в молельню. Часовня датируется тем же периодом, что и собор, - вместе они составляют единую архитектурную композицию.

Практическая информация

Комплекс располагается на пересечении двух улиц - им. Т. И. Гицба и Кипарисовой аллеи. Добраться до него можно и из Гагры (25 км от Пицунды). Самый экономный способ - на маршрутке (стоимость проезда - 35 RUB, время в пути - 30 мин.).

Входной билет стоит 80-100 RUB, для детей до 5 лет вход бесплатный. Во время концертов в собор не пускают, однако по территории комплекса передвигаться не запрещают, и весь концерт можно прослушать, сидя на лавочке или на траве неподалеку от храма. Билет на концерт стоит 400 RUB (детей до 5 лет на концерты не пускают). Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Органная музыка в Пицунде

История органа

Более 30 лет назад, 1 ноября 1975 года в музыкальный мир вступил Пицундский орган, и впервые на абхазской земле над величественными горами и бескрайними просторами Черного моря понеслись неподражаемой красоты волшебные звуки. В этот день состоялся знаменательный концерт в истории культуры Абхазии, открывший совершенно новую страницу в ее музыкальной жизни. Сегодня уже невозможно представить себе Пицунду без органа. Сама история появления его в прославленном Пицундском храме IX века, построенном на руинах еще более древней базилики VI века, не совсем обычна.

Подготовка храма

Директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 года за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем – хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и вначале 1944 годов, там располагался 248-й стрелковый полк. К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии при консультациях ее специалистов.

Изготовление органа

Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г.И. Шуке, но уже с консультантами – с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И. Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли «талантливейшим и вдохновеннейшим» «Зильберманом ХХ века». Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха Готфридом Зильберманом.

К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И. Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь «память мастеру и во славу великому музыкальному искусству».

Установка органа

Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А. Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч. Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А.П. Кириленко. В Потсдаме В.Ч. Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.

Заключение комиссии

После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И. Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артистка Грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И. Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт. Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время. Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X веков обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.

Торжественное открытие концертного зала

Рождение нового органа всегда становится чрезвычайным событием в музыкальном мире. Так, в честь появления органа Домского собора в Веймаре в 1833 году великий Ференц Лист написал прославляющий это событие величественный хорал. Несмотря на отсутствие подобного посвящения, открытие концертного зала и в Пицундском храме было достаточно торжественным. По установившейся традиции, концерт открыли органисты высочайшего класса неизменный художественный эксперт-консультант «фирмы А. Шуке», профессор Лейпцигской консерватории Вольфганг Шетелих и органист Лейпцигского храма св. Томаса Ханес Кестнер (Hanes Kestner). Именно им была предоставлена возможность первыми играть на новом инструменте. Затем играли и другие прославленные органисты. И величаво зазвучали чарующие звуки, то мощно сотрясая древние своды храма, то нежнейшими, полными чудной гармонии невесомыми звуками, уносясь ввысь сквозь купол в поднебесье в божественные просторы.

Первый органист Пицунды

В 1976 году в Пицунду приезжает органист, дипломант Лейпцигского конкурса им. И.С. Баха Гарри Коняев, окончивший Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано и органа у профессора Э. Мгалоблишвили, ученицы Ройзмана. Коняев стал первым органистом Абхазской филармонии. Надолго запомнились его сольные концерты, а также совместные выступления с заслуженной артисткой Абхазской АССР певицей Людмилой Логуа с ее полюбившейся всем программой «Ave Maria». С 1980-го года, наряду с незабываемым Г. Коняевым, в храме успешно стала выступать и выпускница Одесской консерватории органистка Наталья Седун, как с сольными концертами, так и с народным артистом Абхазии певцом Б. Амичба, и др. Во второй половине 80-х годов к ним присоединилась и молодая выпускница Института, а ныне Российской Академии музыки им. Гнесиных, Людмила Галустян.

Фестивали и концерты в Пицунде

С 1977 года по предложению проф. Л.И. Ройзмана в храме ежегодно стали проводиться сентябрьские фестивали классической органной музыки, в которых принимал участие он сам и многие другие широко известные музыканты-органисты: Гарри Коняев (Пицунда), Вольфган Шетелих (Германия), Олег Янченко, Александр Фисейский, Наталья Малина, Гарри Гродберг, Сергей Дижур, Е. Прочакова (Москва), Леопольдас Дигрис, Виргиния и Живиля Сурвилайте, Бернардас Василяускас (Литва), Галина Козлова, Юрий Крячко (Горький, ныне Н. Новгород), Э. Мгалоблишвили (Тбилиси), Ваагн Стамболцян (Ереван), Петерис Сиполниекс (Рига), Наталья Седун (Одесса), А. Котляревский, Владимир Кошуба (Киев), Хуго Лепнурм (Таллин) и многие-многие другие. Здесь проходили и ансамблевые концерты и охотно играли артисты самого высокого ранга, считая за честь выступить и сыграть на замечательном органе в прекрасном зале с исключительной акустикой и, несомненно, благодарной публикой. С 1985 года традиционными стали и августовские фестивали камерной музыки «Ночные серенады», организованные известной скрипачкой Лианой Исакадзе. С сезона 1988 года в Пицундском зале стали проводиться летние Фестивали классической музыки, организованные художественным руководителем и главным дирижером Государственной хоровой капеллы Абхазии Нодаром Чанба. Выступления капеллы проходили при участии мастеров искусств, среди которых был лауреат международных конкурсов виолончелист и органист из Москвы Александр Князев, который, кстати, дал один из первых органных концертов именно в Пицундском храме, пианист Алексей Гариболь, тоже из Москвы, композитор из Петербурга Леонид Десятников и многие другие. В обычное же время жизнь концертного зала шла своим чередом. Абхазские песни теперь звучат и в органном исполнении. Вопросу развития органной культуры в Абхазии много внимания уделял выдающийся советский органист, педагог, теоретик и историк, написавший уникальный и солиднейший по объему труд по истории органной культуры в России, профессор Л.И. Ройзман. Он ставил даже вопрос об открытии специального класса органа в Сухумском музыкальном училище, с приобретением для него инструмента, и был согласен во всем оказывать помощь, в том числе и в подготовке кадров.

И вот в начале 1985 года к нему едет выпускница Тбилисской консерватории по классу фортепиано (педагоги проф. А.Г. Васадзе, затем проф. Н.Д. Тавхелидзе), концертмейстер Абхазской Государственной филармонии абхазка Марина Шамба. В декабре 1987 года она успешно завершила учебу в Московской консерватории. Все эти годы Марина мечтала, чтобы в органной музыке зазвучали родные мелодии, но когда она обратилась к специалистам с просьбой переложить некоторые из абхазских песен для исполнения на органе, ее желание вызвало недоумение. Музыканты, незнакомые с абхазскими народными мелодиями посчитали, что они, по всей вероятности, не для такого инструмента, как орган. Однако ей все-таки удалось уговорить двух молодых композиторов взяться за переложение хотя бы одной из песен. Результат превзошел ожидания. Композиторы не предполагали, насколько высок дух абхазских песен. Оказалось, что их многоголосный полифонический характер приобретает в органном изложении высшее выражение чувств человека и отражает национальный характер и духовную чистоту создавшего их народа. И здесь хочется вспомнить совет великого китайского философа Конфуция: «Если хотите узнать нравственность страны – прислушайтесь к ее музыке».

В итоге, Марина Невская и Елена Бутузова с воодушевлением переложили для органа несколько песен и мелодий: абхазскую колыбельную «Шьишь-нани» композитора И. Лакрба, где звучит тема махаджирской трагедии абхазов - исхода со своей исторической родины; народный шедевр – «Песнь ранения», которую в старину пели раненому, вынося его с поля сражения на носилках из переплетенных мечей, покрытых буркой, а затем и у постели страдающего или умирающего воина для поднятия его духа; «Песнь о скале» с ее драматизмом и бурей страстей, а также посвященную М. Шамба «Маленькую рапсодию» Е. Бутузовой, куда наряду с другими были включены танцевальные напевы и лейтмотив абхазской свадебной песни. Именно орган, как никакой другой инструмент, смог передать в полной мере хоровое многоголосие, красочность образов и остроту переживаний, мотивы абхазских плачей, когда в душу слушателей глубоко проникает воспевание и патриотических порывов, и гибель надежд, и великая трагедия народа. В то же время мелодии, вызывающие скорбные чувства, неожиданно перемежаются танцевальными ритмами и торжественными свадебными напевами, сливаясь в единое эпическое повествование о горестях и радостях сложной и противоречивой исторической судьбы абхазского народа. Сюиты на темы абхазских народных песен впервые прозвучали на родине летом 1987 года на концерте Марины Шамба в Пицунде. Тогда ей ассистировал, приехавший из Москвы талантливый органист, ныне Заслуженный деятель искусств РФ, солист Барнаульской филармонии, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой искусств Барнаульского Педагогического Госуниверситета Сергей Буткеев. Именно на этом концерте, наряду с произведениями великих композиторов, абхазские любители музыки слушали и свою национальную, исполнявшуюся на органе. Марина Шамба сыграла их и на сольном органном концерте в январе 1988 года в Малом зале Московской консерватории, где впервые в его истории прозвучала абхазская музыка. Вернувшись из Москвы, М. Шамба включилась в коллектив пицундских органистов, став солисткой Абхазской государственной филармонии. Еще в бытность ее учебы в Московской консерватории, в письме Министерству культуры Абхазии от 28 мая 1986 года с просьбой о продлении аспирантуры в связи с предстоящей серьезной операцией на пальце руки Л.И. Ройзман писал: «М. Шамба, обладая отличными данными, является тонким музыкантом и будет ценным для республики, первым и единственным в настоящее время национальным кадром в области органной музыки». Органистка М. Шамба и абхазская капелла в Германии.

Перед самой грузино-абхазской войной в 1992-93 годах в Германию была приглашена руководимая в то время известным музыкантом, общественным деятелем, композитором, ныне профессором Сеульского государственного университета Санмен Нодаром Чанба, наша прославленная Абхазская государственная капелла и органистка Марина Шамба. Ей выпал бесценный подарок судьбы: она получила возможность ознакомиться со страной уникальных исторических органов, созданных великими мастерами прошлого сотни лет назад. Ей посчастливилось сыграть даже на органе, за которым музицировал сам непревзойденный Бах. Немцы, великие ценители хорового пения и органной игры, были восхищены как исполнением, так и характером необычных для них духовных песен абхазов. Капелла и М. Шамба, в программе которой наряду с произведениями великих композиторов неизменно звучала и абхазская музыка, выступали в концертных залах и кирхах многих немецких городов – в Берлине, Дортмунде, Штутгарте, Мангейме, Кельне, Унне, Мюлякоре, Людвигсхафене, Гере. Все 13 концертов прошли с неизменным успехом. Для немецкой публики это было открытием неизвестного им музыкального мира далекого и маленького кавказского народа. По возвращении в Абхазию, в своем интервью Нодар Чанба отметил, что «органистам в Германии обычно не аплодируют, а Марине аплодировали». В этом выразилось то, что абхазская музыка не только в пении, но и в переложении на орган была понята и принята в Германии, как и игра самой органистки. После этой поездки на гастроли по городам Германии были заключены контракты на гастроли, планируемые к летнему сезону следующего года. В июне 1992 года в Абхазию приехал известный певец под органное сопровождение священник евангелистской кирхи г. Гера Гернот Фридрих, давший концерты в сопровождении органа в Пицундском храме. Позднее ожидали хор из Берлина, органиста из г. Гера Беренда Бергнера и других музыкантов. Но все планы были внезапно разрушены развязанной войной. 14 августа, в день, с древности считающийся у абхазов днем разгула нечистой силы, в Абхазию вторглись вооруженные до зубов войска Госсовета Грузии.

Второе рождение органа

Почти три года молчал пребывавший в забвении, заброшенный пицундский гигант. Людям было не до него: в это тяжелое время все старались внести свой посильный вклад в помощь воюющей родине. Не осталась в стороне и Марина Шамба. Она выехала на гастроли в Турцию в качестве концертмейстера – аккомпонировала молодой певице Хибле Герзмаа и народному артисту Абхазии певцу Борису Амичба. Их концерты восторженно принимались музыкальной общественностью городов, куда их приглашали – в Стамбуле, Анкаре, Бурсе. Всю сумму заработанных денег организаторы концертов – абхазы Турции – пересылали в фонд помощи Абхазии. Ей же она принесла слишком много бед. Почти вся страна была в трауре, как это и обещал по грузинскому телевидению в самом начале войны Э. Шеварднадзе, грозя поставить абхазов на колени. Почти в каждой семье не обошлось без жертв. Испытала горечь потери мужа и сама Марина. Но она не забывала об органе и понимала, что только игра на нем даст ей силы перенести боль утраты.

Наследие войны

И вот, в один из весенних дней 1994 года она решилась пойти пешком из Гагры в Пицунду, так как транспорта в то время почти не было, а это свыше 20 км пути. Войдя в храм, она подошла к любимому инструменту, и, открыв его, ужаснулась. Из него выбежали две крысы. Голодные грызуны, спутники войны, испортили меха, а механическая часть органа вся покрылась ржавчиной. Душа ее сжалась от отчаяния, но все же, наперекор всему, ей хотелось верить, что орган можно будет восстановить, хотя, учитывая серьезность и глубину «ран», надежд на это было крайне мало. Узнав же от известного органиста Олега Янченко, что домой в Нижний Новгород на время приехал его друг, тоже известный органист, лауреат конкурса им. Петрали в Италии, один из создателей современных органов и органный мастер Юрий Крячко, работавший в те годы в органостроительной мастерской известной немецкой фирмы «Hermann Eule» («Герман Ойле»), М. Шамба решила написать ему письмо с просьбой оказать посильную помощь в ремонте органа. Просил его об этом и сам О. Янченко.

Восстановление органа

Просьбы не остались безответными. Вскоре Юрий Крячко и его помощник по Нижегородской консерватории Андрей Шаталов приехали в Пицунду. В Абхазии высоко оценили тот факт, что мастера привезли с собой большое количество необходимых органных деталей, безвозмездно выделенных для Пицундского органа немецкой фирмой, на которой в то время работал Ю. Крячко, за что ему лично и, особенно фирме, все были глубоко благодарны. Итак, основательно осмотрев весь орган, специалисты долго советовались друг с другом. М. Шамба с тревогой ждала их приговора. И наконец, торжественно прозвучал голос Ю. Крячко: «Орган можно восстановить!». Сколько радости принесло это заключение!

Ремонт длился два месяца. Приезжим мастерам все это время помогал Владимир Дмитриевич Копытский. Считаю необходимым особо отметить значение органных мастеров, этих невидимых докторов, поддерживающих в должном состоянии огромный, но такой хрупкий и сложный «организм» уникального инструмента. Их тяжелая и кропотливая работа требует больших усилий и затрат здоровья. Только постоянное внимание и, конечно, любовь к инструменту, гарантируют нормальное его функционирование. Во многом, от самоотверженного труда органных мастеров зависит успех игры исполнителя. С первых же дней установки пицундского органа с ним работали выдающиеся, преданные своему делу мастера. Еще до установки органа в Германию для обучения был послан на три месяца пианист преподаватель Абхазского музыкального училища Владимир Полянский, ставший первым органным мастером Абхазии. Затем к нему присоединился Б. Абоимов, а вслед за ним и известный радиофизик В.И. Милько, вместе с которым работала и его жена З. Милько. В предвоенные годы появились и другие мастера - Б. Копытский и А.Куликов, продолжавшие трудиться на этом поприще и после войны (к сожалению, А. Куликов вскоре скончался). Прискорбно, что все последние годы сильно сказывается нехватка органных мастеров и надежд, на их появление пока практически нет. Пицундскому же органу необходимы постоянные профилактические осмотры, поскольку влажный климат не способствует сохранению механизма в должном рабочем состоянии. По существующей международной практике осмотр и основательный ремонт органа должен осуществляться каждые 5-7 лет, но на это, как правило, нет средств.

Орган требует серьезной настройки перед каждым сезоном, что из-за финансовых затруднений Абхазии также превращается в большую проблему. При нормальном же функционировании инструмент должен осматриваться и настраиваться перед каждым концертом. Так состоялось второе рождение органа и, наконец, впервые после войны, 18 августа, в день, когда муж Марины Адгур Инал-Ипа навсегда ушел из сухумского дома, погибнув в последние дни перед победой, состоялся благотворительный концерт Марины, посвященный всем не вернувшимся с войны. С этого дня в Пицунде началась новая страница музыкальной жизни Абхазии. Но в послевоенные годы органные концерты проводились практически силами только Марины Шамба, которая по возможности старалась давать как можно больше благотворительных выступлений.

Пицундский орган сегодня

С самого начала открытия зала М. Шамба стала привлекать к участию в концертах Государственную капеллу Абхазии, руководимую народной артисткой Адыгейской республики Норой Аджинджал, при неизменном участии и наших ведущих солистов Абхазской Государственной Филармонии: певцов – заслуженных артистов республики Мананы Шамба и Вили Чакмач-ипа, а также Родиона Хагба, заслуженного артиста Абхазии виолончелиста Г. Татевосян и пианисток – заслуженной артистки Абхазии А. Отрба, Н. Бжания и Г. Авидзба, а также Государственный симфонический оркестр, руководимый заслуженными деятелями искусств Абхазии А.Д. Хагба и В.М. Айба. В Пицундском зале музыканты Абхазии имеют возможность демонстрировать свое музыкальное мастерство.

Патриарший собор в Пицунде ბიჭვინთის საკათედრო ტაძარი

Со времен распространения христианства город Пицунда считается духовным центром Абхазии и сохраняет на территории немало религиозных памятников архитектуры. Наиболее древний из них – это блистательный Патриарший собор (Пицундский храм), который на протяжении столетий остается национальной гордостью и ярким представителем материальной культуры грузинского народа.

История Патриаршего собора (Пицундский храм)

Пицундский храм, он же – собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История религиозного сооружения уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. В конце V века полы старинного здания были украшены богатой мозаикой, остатки которой сегодня хранятся в Гелатском монастыре и относятся к числу самых древних мозаичных полов на Кавказе.

К VI столетию базилика значительно обветшала, потому правивший в те времена византийский император Юстиниан I отдал приказ заменить ее новым сооружением. Изначальный Пицундский храм был разрушен, а на его месте возвели масштабный собор, где проводилось первое крещение абхазцев. Но и он просуществовал не более трех столетий. В период процветания Абхазского царства (в IX–X веках) его сменил сегодняшний купольный собор из кирпича, где размещалась кафедра Абхазских Католикосов и совершались епископские рукоположения.

В последующие годы храм не раз обновлялся и подвергался многочисленным реконструкциям, поэтому до наших дней дошел в измененном виде. В 1975 году он претерпел последний ремонт, после которого в его стенах открылся концертный зал. Сегодня гости Пицунды приходят в собор не только для осмотра его интерьеров, но и ради посещения концертов органной музыки и знакомства со знаменитым Пицундским органом, изготовленным одним из выдающихся органных мастеров современности – Гансом Йоахимом Шуке.

Архитектура храма

Патриарший собор скрывается за крепостными стенами древнего византийского городища, частично разрушенными при выборке строительных материалов для возведения современного храма. В архитектурном плане он представляет собой трехнефное сооружение с тремя апсидами, увенчанными куполами. Главная особенность визуального облика здания заключается в необычной кладке: нижняя часть фасада состоит из камня, а далее идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем по мере подъема каменные полосы становятся тоньше, кирпичные – напротив, шире и массивнее.

Высота сооружения вместе с центральным куполом составляет 29 метров. По ширине и длине он имеет размеры 25 и 37 метров, а толщина его наружных стен достигает полутора метров. В связи со смешением двух материалов экстерьер храма лишен украшений, которые были популярны в годы его строительства, однако в некоторых местах между окнами размещаются большие каменные кресты.

Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой и аурой:

  • руины древней колокольни, находящейся возле входа в археологический комплекс (от некогда блистательного сооружения сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы);
  • развалины раннего храма постройки II столетия (от него остались лишь боковые стенки).

Внутреннее убранство храма в Пицунде

Согласно летописям, когда-то храм хранил в своих стенах несметные сокровища – церковные богатства и христианские реликвии. В XVII столетии, когда кафедру Абхазских Католикосов перенесли в Гелати из-за угрозы нападения турок, вместе с ней переехали и ценности Пицундского храма, поэтому сегодня в нем осталось мало что интересного.

Тем не менее, туристы, посещающие собор, спешат осмотреть его удивительной красоты фрески XII–XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа Пантократора. К сожалению, большая часть настенной живописи была сбита со стен или заштукатурена во время предыдущих реставраций, но и то, что осталось, позволяет в полной мере оценить былое величие религиозного сооружения.

В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Некоторые посетители специально приходят в храм, чтобы послушать чарующее звучание немецкого органа, установленного в сооружении в 1975 году. Музыкальный инструмент состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн. Хотя любой орган обладает своей яркой индивидуальностью, пицундский выделяется мягким серебристым тембром, который в сочетании с хорошей акустикой храма и окружающими фрагментами многовековых фресок располагает слушателей к более глубокому восприятию звуков.

Полезная информация для посетителей

Патриарший собор возвышается в центре Пицунды по адресу: ул. Гисба, 8, на пересечении с Кипарисовой аллеей. Осмотреть его интерьеры можно в любой день недели с 10:00 до 19:00, а побывать на концертах – только в теплое время года (с июня по ноябрь) в 17:00 и 20:00. Прямо на входе в заповедник «Великий Питиунт» находятся две кассы – музейная и концертная, в которых предлагают два типа билетов:

  • на экскурсию – по цене 50 рублей с человека;
  • на концерт – 200 рублей для детей и 600 рублей для взрослых.

Посещение храма оставляет у туристов незабываемые впечатления, ведь сохраняя свои древние архитектурные формы, он выступает немым свидетелем многовековой истории Абхазии и представляет величающую историческую и культурную ценность не только для Грузии, но и для всего мира.

Вконтакте

Абхазия | Пицундский храм

Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан в ходе греческой колонизации. Во II в.н.э. римляне построили здесь крепость, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, а в IV в.н.э. — древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. Пол храма был украшен богатейшей мозаикой. Копии орнаментов мозаики и памятники истории Пицунды представлены в Пицундском музее на территории храмового комплекса. В советское время многие культурные ценности Абхазии были безвозвратно вывезены в Грузию, поэтому оригиналы мозаики экспонируются в Тбилиси. В 541 г.н.э. в Пицунде находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов.

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э., храм становится престольным храмом Абхазии. В X в. н.э. на месте базилики был сооружен новый храм. И сейчас за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют стены и купол Пицундского собора X в. — крупнейшего раннесредневекового крестово-купольного храма Абхазии, ставшего религиозным центром Абхазии и одним из лучших памятников средневекового зодчества.

Пицундский храм полон воздуха и света, он торжественный и величественный, здесь частично сохранились фрески XIII в., надписи и фрески XVI в. В храме великолепная акустика. В 1975 году в нем был установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В настоящее время в храме находится концертный зал, и над древними сводами храма звучат торжественные фуги Баха, проходят выступления хоровых капелл и оперных певцов, привлекая сюда многочисленных любителей классической музыки.

Съемка октябрь 2006 года.

8 фотографий, общий вес 1,3 мегабайт


Я очень сильно кусаю локти, что не снимал в рав и снимал много, не думая много над кадрами. Теперь вот отобрать и обработать материал очень сложно.

В этом храме, не смотря на современный орган, ощущаешь тот самый дух времени, которого не хватает современным новоделам. Про него можно сразу сказать, что это святое место.

Рядом находится музей, к сожалению я там кроме этой карты вообще ничего не снял.

немного хдр"а

немного хдр"а